Цели:
• развитие выразительности чтения и речи;
• формирование навыков орфоэпически правильного чтения учащихся в начальных классах.
Задачи:
1. Совершенствование звуковой культуры речи.
2. Развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах.
3. Обучение правильному произношению слов при чтении.
4. Развитие темпа речи и чтения учащихся.
Сроки портфолио: 2002–2009 гг.
Актуальность.
Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?
Ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Одни из основных причин трудностей в чтении – недостаточная сформированность техники чтения (умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений).
Чтение является сложным действием, которое включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимание смысла текста.
Проблема.
Я столкнулась с такой проблемой, как нарушения речи у детей. Причины возникновения этих нарушений разнообразны: они могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чтения могут быть обусловлены органическим повреждением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования и др. Нарушения речи ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. А исправить нарушение речи можно только при систематической работе с ребенком. Я решила собрать материал об исправлении речи учащихся. Этот материал можно изучить и применять его в практике.
Исследование. Сбор фактов.
Постановка проблемы. Сбор материала об исправлении нарушений речи, о развитии техники чтения в начальной школе, совершенствовании артикуляционной моторики.
Изучение собранного материала.
• Коррекционная работа на уроках чтения: совершенствование артикуляционной моторики; постановка логопедом звуков в речи до автоматизации; развитие фонематического восприятия; отработка интонационной и мимической выразительности речи.
• Виды упражнений для учащихся.
• Тесты по чтению.
• Карты учета навыка чтения (1–4).
• Лист индивидуальных достижений ученика.
• Летнее задание по чтению.
• Составление списка методической литературы.
Идеи.
Создание микрогрупп с целью:
• индивидуальной работы с учащихся;
• привлечения родителей в работу микрогрупп;
• получения консультаций специалистов (логопеда, дефектолога, психолога).
Анализ идей.
1. Работа учащихся и родителей в микрогруппах.
2. Консультации для родителей по теме: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов».
Результат портфолио.
Создание тематического портфолио по чтению на тему: «Особенности развития навыков чтения учащихся младших классов».