Примерные программы наблюдения занятий педагога дополнительного образования
Такая примерная программа наблюдения занятий вручается педагогу заранее, чтобы обеспечить его сотрудничество с экспертом, стимулировать к непрерывному самообразованию. Рассмотрим содержание примерных программ наблюдения занятий.
Программа первая.
Цель посещения – изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности обучающихся на занятии и выявить условия ее совершенствования. Для достижения цели посещения эксперту предлагается ответить на ряд вопросов:
1. Какие формы организации мыслительной деятельности обучающихся использует на занятии педагог? Способствуют ли они достижению цели занятия и развитию интеллекта каждого обучающегося?
2. Учит ли педагог обучающихся сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?
3. К каким средствам активизации внимания и мышления обучающихся чаще всего обращается педагог? Обеспечивают ли они их развитие?
4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для обучающихся? Способствуют ли они включению каждого обучающегося в самостоятельный поиск знаний?
5. Место и роль игровых приемов при включении обучающихся в различные виды мыслительной деятельности.
6. Темп обучения на занятии и его влияние на развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
7. Контроль и коррекция педагогом уровня знаний обучающихся в процессе организации на занятии их мыслительной деятельности.
Программа вторая.
Цель посещения – изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на занятии их познавательной активности. Вопросы:
1. Какие формы и методы использует педагог для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности обучающихся?
2. К каким средствам активизации внимания и мышления обучающихся прибегает педагог?
3. Каков характер общения педагога с обучающимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы обучения? Особые приемы, к которым прибегает педагог при общении с обучающимися разного возраста и уровня интеллектуального развития.
4. Новизна подходов педагога к организации индивидуальной работы с обучающимися. Как они влияют на развитие познавательной активности обучающихся?
5. Как педагог развивает речь обучающихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом?
Программа третья.
Цель посещения – проверить, как педагог организует практическую работу обучающихся. Вопросы:
1. Определить место практической работы на занятии, правильность и четкость постановки цели.
2. Изучить, какие виды практических работ практикует педагог, какова методика их проведения.
3. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация практических работ.
4. Определить качество выполнения практических работ, характер затруднений обучающихся, типичные недостатки.
Программа четвертая.
Цель посещения – выявить и оценить пути формирования умений у учащихся по самоуправлению учебно-познавательной деятельностью. Вопросы:
1. Обучал ли педагог обучающихся планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность?
2. Обучал ли педагог таким специальным приемам самоконтроля, как:
– сличение промежуточного и конечного результатов с целью работы;
– увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки;
– осуществление самооценки качества выполнения работы?
3. Обучал ли педагог обучающихся рациональным приемам деятельности, самоорганизации в учебной деятельности, концентрации внимания?