В условиях внедрения ФГОС основного общего образования особое значение принимает умение педагогов осуществлять самоанализ (самоаудит) профессиональной деятельности, направленный на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечивающих качественное выполнение требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
Самоаудит результатов профессиональной деятельности учителя направлен на выявление и анализ причин отклонений полученных результатов профессиональной деятельности от запланированных, что позволяет построить (скорректировать) индивидуальную траекторию развития профессиональной компетентности.
Самоанализ рекомендуется осуществлять по следующему алгоритму:
1. Какие образовательные результаты я хочу получить?
Обучающиеся должны знать...; уметь...
Зная и умея указанное, они должны:
• демонстрировать уровень качества знаний не ниже... (%) по итогам диагностических работ и не ниже... (%) по итогам полугодия (триместра) и года;
• становиться призерами... этапа предметной олимпиады... и предметных конкурсов;
• выбирать экзамен по предмету (... % обучающихся) и показывать уровень качества знаний не ниже... (%).
2. Какие результаты я получаю реально?
Классы |
Качество знаний по итогам |
% обучающихся, выбравших экзамен |
Призеры олимпиад |
Результаты конкурсов |
Другое (независимое тестирование, ЕГЭ, поступление в вузы) |
||||
диагностических работ |
полугодий |
года |
итоговой аттестации |
окружной этап |
городской этап |
||||
3. Являются ли объективными данные оценки (действительно ли они отражают уровень достижения обучающимися запланированных результатов, указанных в образовательной программе)?
4. Уровень достигнутых результатов.
4.1. Какие результаты выше запланированных?
4.2. Какие результаты соответствуют запланированным?
Уровни 4.1 и 4.2 свидетельствуют об эффективной организации образовательного процесса.
4.3. Какие результаты ниже запланированных?
5. Каковы причины получения результатов ниже запланированных (правильно ли я организую образовательный процесс)?
5.1. Правильно ли я определяю цели образовательной деятельности обучающихся?
5.2. Отбор учебного материала:
– соответствует ли он образовательной программе и тематическому планированию (а не содержанию учебника и моим предпочтениям);
– не упускаю ли я основные понятия, причинно-следственные связи, способы деятельности, указанные в программе;
– достаточно ли качественно организую их отработку (или считаю, что школьникам понятно то, что очевидно для меня);
– не перегружаю ли уроки массой интересных, или незначительных, или научных дополнительных сведений, не содержащихся в образовательной программе;
– нацелено ли содержание учебных заданий, практических (лабораторных, творческих, проектных) работ на отработку запланированных результатов освоения образовательной программы;
– нацелено ли содержание домашнего задания на отработку ключевых запланированных результатов;
– отрабатываются ли основные запланированные результаты освоения образовательной программы с обучающимися, пропустившими урок?
5.3. Учитываю ли я особенности конкретного класса и конкретных школьников (мотивация, уровень и типы восприятия, уровень предметной подготовки, отношение к предмету; стиль и темп работы на уроках «успешных» предметов)?
5.4. Осуществляется ли на каждом уроке текущая коррекция процесса учения каждого обучающегося?
5.5. Все ли ресурсы образовательной деятельности я использую (образовательные, информационные, социокультурные, природно-рекреационные, материально-технические, ресурсы социума)? Соответствует ли содержание предметного кабинета требованиям по реализации задач образовательных программ (материально-техническое оснащение, УМК, дидактические и диагностические материалы и др.)?
5.6. Соблюдаю ли я требования к современному уроку? Какие элементы урока мне необходимо отработать для обеспечения эффективности образовательного процесса?
5.7. Эффективна ли используемая мной система мониторинга достижения обучающимися образовательных результатов?
5.8. Способствует ли внеурочная деятельность реализации образовательных задач (нацелены ли организационные формы внеурочной деятельности на выполнение требований Стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным)?
5.9. Умею ли я формировать благоприятный психологический климат на уроке?
5.10. Обеспечивается ли мной сохранение здоровья обучающихся?
6. Мои «поля успешности». Какие элементы моей профессиональной деятельности приводят к положительным запрограммированным результатам (то есть результативны) и могу ли я поделиться этим опытом с коллегами?
7. Мои «проблемные поля».
7.1. Что конкретно не получается?
7.2. К кому я могу обратиться за методической помощью (к материалам для самообразования, учителям моей школы, завучу, председателю методического объединения, общественному методисту, методисту методического центра)?
7.3. По каким проблемам и где мне необходимо пройти повышение квалификации (годичные курсы, модульные курсы, методические мероприятия)?
8. План ликвидации выявленных проблем профессиональной деятельности:
Проблемы запланированных результатов?) |
Какая конкретно нужна помощь? |
Где и у кого я могу получить помощь? |
Сроки |
Диагностика результатов решения проблемы |
Таким образом, проведение самоанализа способствует развитию рефлексивной компетенции учителя и повышению уровня профессиональной компетентности.