Самоанализ педагогической деятельности учителя обществознания*

Образование высшее, окончила Барнаульский государственный педагогический университет (исторический факультет) в 1996 году, специальность «Учитель истории и социальных дисциплин».

Стаж педагогической работы – 21 год.

Высшая категория присвоена 10.03.2006 года.

В 2008 году награждена Почетной грамотой Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Условия педагогической деятельности.

МОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска – самая большая школа в городе по численности обучающихся.

Последние четыре года преподаю обществознание, экономику, право  в классах социально-экономического профиля.

Ежегодно происходит обновление состава обучаемых мною ребят – в десятый класс названного профиля приходят обучающиеся из трех-четырех девятых  классов с разным уровнем обученности и обучаемости.

Школа разработала программу, в которой стратегической целью в ходе модернизации образования является создание условий для эффективного развития школы  окраинного, социально и экономически неблагополучного микрорайона города, обеспечивающей возможности для удовлетворения потребностей учащихся с разным уровнем способностей, разными психофизическими особенностями в качественном общем образовании; для личностного развития и успешной социализации школьников, сохранения и укрепления здоровья основных участников образовательного процесса.

Программа развития школы, а также происходящие в современном образовании изменения – модернизация с целью повышения качества образовательных услуг – определили задачи в межаттестационный период:

1. Повышение уровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям, предъявляемым к современному учителю:

а) изучение и внедрение в практику преподавания эффективных педагогических технологий;

б) использование достижений науки и техники (компьютерные программы, сеть Интернет);

в) повышение уровня коммуникативных и организаторских способностей для построения эффективной модели урока и системы взаимодействия «учитель – ученик».

2. Соответствие уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихся государственным стандартам обязательного минимума содержания образования и запросам современного общества.

Для решения поставленных задач постоянно повышаю уровень своей квалификации через курсы повышения квалификации (АКИПКРО, 2007 год, «Использование ИКТ  и интернет-технологий в деятельности учителя-предметника»; АКИПКРО, 2008 год, «Использование ИКТ-технологий в профессиональной деятельности учителя»; АКИПКРО, 2009 год, «Мониторинг индивидуальных образовательных достижений учащихся по предметам “История” и “Обществознание”»; АКИПКРО, 2010 год, «Проектная деятельность в информационно-образовательной среде XXI века»; АКИПКРО, 2010 год, «Использование СПО в профессиональной деятельности педагогов»), изучение опыта коллег (печатные издания, образовательные порталы, личные сайты педагогов).

Для повышения эффективности образовательного процесса изучаю и внедряю в практику преподавания различные педагогические технологии.

Изучила теоретические основы многих педагогических технологий. На мой взгляд, обучение обществознанию в старших классах происходит более эффективно, если применяются следующие технологии: интерактивное обучение, проектно-исследовательское обучение, использование ИКТ, лекционно-семинарская система. Использование каждой технологии ориентирую на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.

Часть уроков стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Уверена, что содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознается через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных учащихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность, – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень сложно, и, на мой взгляд, неэффективно.  Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. Например, при изучении темы «Семья в современном мире» использую метод дискуссии: мы обсуждаем вопрос «Брак по расчету: за и против». При изучении темы «Межнациональные конфликты» использую метод «Аквариум»: мы говорим о проблемах нашего района (Белоярск – район с большим количеством цыганского населения и переселенцев из Средней Азии).

На мой взгляд,  дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы как источники мудрости и вариантов мнений.

Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читают газет, не смотрят новостные передачи, а  субъективного опыта у них еще мало.

Проектно-исследовательские методы – одни из самых трудных для меня в практике преподавания.

Организация исследовательской деятельности – достаточно сложный процесс, основная проблема заключается в том, что количество обучающихся, желающих заниматься таким видом деятельности, не велико, и среди них очень мало ребят, способных вести длительную кропотливую работу. Этим объясняю свои первые неудачи, когда интересные темы бросались детьми через месяц работы. Но, сделав из этого выводы, изменила принцип подбора учащихся для работы данного вида и добилась определенных результатов.

Для развития работы в данном направлении ставлю себе следующую задачу – снизить возрастной порог учащихся, привлекаемых к исследовательской работе: попробовать начать работать с учащимися 7–9 классов.

При подготовке проекта как варианта домашнего задания часто обучающиеся используют готовые проекты из сети Интернет, поэтому считаю, что наиболее эффективно данную технологию использовать на уроке в качестве краткосрочного задания. Особенно удается проектная деятельность на  уроках экономики (составление бизнес-планов, решение задач по менеджменту, маркетингу). Стараюсь варьировать состав групп, намеренно объединяя ребят, которых не связывает дружба, развивая в них умение взаимодействовать в группе при любом составе.

Во время предметных недель школы с ребятами выпускаем газету «Экономический ликбез», знакомим учащихся школы с основными экономическими понятиями и правилами выбора действий в экономических ситуациях.

Использование ИКТ-технологий как фактора оптимизации времени учителя и обучающихся,   развития познавательного интереса, информационно-коммуникативных компетенций было реализовано через следующие формы:

1. Создание дидактических и методических материалов: тестирование посредством программы «My test», презентации как формы контроля и наглядности при изучении нового материала, раздаточный материал (контрольные тесты по вариантам, работа с источником и т. д.).

2. Использование электронной почты, личного сайта как возможность внеурочной деятельности и индивидуальной работы со способными учениками: заочные олимпиады, конкурсы,  консультации при подготовке к ЕГЭ. На личном сайте размещены материалы для учеников: словарь обществознания (который мы создавали совместно с учащимися в рамках проектной деятельности); ссылки на сайты, помогающие подготовиться в ЕГЭ; интересные материалы.

3. Использование интернет-ресурсов: уроки по решению практических задач, создание  обучающимися проектов.

4. Ежегодное участие в Молодежном экономическом чемпионате.

Основной проблемой расширения использования возможностей ИКТ считаю отсутствие массового доступа в сеть Интернет у обучающихся (только 30 % имеют дома выход в Интернет, только 65 % имеют дома компьютер).

В дальнейшем, с развитием массового доступа в сеть Интернет, предполагаю использовать сеть не только для эпизодических консультаций и информирования обучающихся, но и для целенаправленного дистанционного обучения.

Лекционно-семинарская система эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в вузах. Использую ее при изучении определенных тем, например: «Развитие философии в Новое и Новейшее время», «Из истории русской философской мысли» и т. п.

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, но в первую очередь Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов-практиков (М. Литвак, О. Гадецкий, Н. Козлов, В. Леви). Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватно оценивать ситуации,  принимать решения в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.

Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через чтение книг, газет, ресурсов глобальной сети.  Думаю, что учащимся более интересен учитель, который не ограничивается рамками содержания параграфа учебника.

Использование вышеперечисленных технологий позволяет добиться определенных результатов моей педагогической деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся:

2008 год. Ученица 10 класса приняла участие в городской научно-практической конференции «Будущее Алтая».

2009 год. Ученица 10 класса с исследовательской работой по социологии «Социальная активность жителей Белоярского района г. Новоалтайска в решении проблем наркомании» заняла первое место на городской научно-практической конференции «Будущее Алтая», выступала на конференции студентов и школьников в АлтГУ, отмечена грамотой краевой итоговой конференции молодых исследователей «Будущее Алтая».

2010 год. Ученица 11 класса с исследовательской работой по истории «Социально-экономическое развитие Белоярска на рубеже веков» заняла первое место на городской научно-практической конференции «Будущее Алтая», выступала на конференции студентов и школьников в АлтГУ, была приглашена на краевую итоговую конференцию молодых исследователей «Будущее Алтая», но по семейным обстоятельствам не смогла участвовать.

Итоги участия в городских предметных олимпиадах:

Год

Предмет

Место

2007

Обществознание, 10 класс

1

2008

Обществознание, 11 класс

2

2009

Обществознание, 10 класс

3

 

Обществознание, 11 класс

3

 

Экономика

3


Итоги результатов ЕГЭ:

Высшие баллы по ЕГЭ.

 

2006 год

2007 год

2008  год

2009 год

2010 год

Обществознание

62 балла

75 баллов

87 баллов

70 баллов

70 баллов

Средние баллы ЕГЭ.

 

2007 год

2008  год

2009 год

2010 год

Обществознание

55,6 балла

63 балла

58,8 балла

58,8 балла


Считаю, что современный учитель должен постоянно повышать свой профессионализм, участвуя в различных конкурсах, проектах, не бояться представить свой опыт на оценку коллег.

Показала открытые уроки:

2009 год. 11 класс. «Формы изучения новой темы в классе социально-экономического профиля на примере темы “Политические партии”».

2010 год. 11 класс. «Использование дидактических материалов при изучении вопроса “Как написать эссе по обществознанию”».

Выступила на заседании городского методического объединения учителей истории и обществознания по теме «Использование ИКТ-технологий в преподавании истории и обществознания».

Принимала участие в дистанционных конкурсах:

1. Региональный конкурс ИКТО-2007 (разработка урока «Современные религии» с использованием презентации и видеофрагментов).

2. Региональный конкурс ИКТО-2008 (разработка урока «Деятельность» с использованием программы FrontPadg).

3. Региональный конкурс ИКТО-2009 (разработка урока «Инфляция» с использованием презентации).

4. Второй и третий фестиваль ИКТ-активных педагогов «Про – движение» (www.online-festival.ru). По итогам третьего фестиваля в 2010 году отмечена дипломом активного участника.

5. «Мультимедийный урок в современной школе» (образовательный портал «Мой университет», факультет «Реформа образования», www.edu-reforma.ru). Представила сценарий урока «Социальные нормы».

6. Региональный конкурс образовательных видеофильмов (АКИПКРО) в 2010 году. Представила видеофильм «Формирование понятийного аппарата на уроках обществознания», отмечена грамотой.

Разместила материалы из своего опыта работы на образовательных порталах:

2008 год. «Сеть творческих учителей». Сообщество учителей экономики. Урок «Инфляция».

2010 год. «Завуч.инфо». Тесты по обществознанию в форме заданий IQ.

2010 год. «Завуч.инфо». Рабочая программа по экономике.

В сборнике авторских программ элективных курсов по предпрофильной и профильной подготовке, выпущенном КАНО г. Новоалтайска, размещена программа «Основы социологии».

На собственном сайте (www.stepanat11.ru) размещаю разработки уроков, методические и дидактические материалы, работы учащихся.

Участвовала в работе интернет-педсовета Алтая в 2009 году и в форуме «Навстречу Съезду учителей Алтая» в 2010 году, проектах Общественно-государственной экспертизы учебников (портал http://www.fsu-expert.ru).

Признанием своего опыт считаю то, что уже несколько лет являюсь членом олимпиадной комиссии города по экономике, членом экспертной группы городской программы «Будущее Алтая». Последние пять лет  являюсь наставником молодых учителей истории (четыре учителя), ежегодно ко мне на практику приходят студенты из АлтГУ и АлтГПА.

Для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций ставлю перед собой задачи:

1. Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий, на первом этапе особенный акцент предполагаю сделать на использовании свободного программного обеспечения. Использование дистанционной формы обучения школьников.

2. Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.

3. Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.

4. Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.


* Сайт заместителя директора по УВР и учителя обществознания МОУ СОШ № 12 г. Новоалтайска Алтайского края Степановой Натальи Леонидовны. URL: http://www.stepanat11.ru/rez22222/8-rez22/37-2010-10-03-01-49-39.html