Самоанализ урока

Методы обучения учащихся

Подготовка учителя к уроку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Место урока в системе других уроков тематического плана

Постановка триединой дидактической цели (обучающей, развивающей, воспитывающей)

Пути реализации поставленных целей

Наличие в планировании инновационных методов, приемов работы, дифференциации в обучении

Учтены ли объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса?

Планируется ли на уроке использование наглядностей (ТСО, таблиц, опорных схем, иллюстраций, моделей, демонстрация опытов)? Использовалась ли обратная связь?

Способствует ли структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы?

В системе ли планируется повторение ранее изученного материала, имеют ли место связь ранее изученного материала с новым?

Объем и сложность домашнего задания. Учтены ли учебные возможности класса и отдельных учащихся?


Объяснительно-иллюстративные

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Рассказ

Описание схемы, алгоритма

Упражнение

Беседа с опорой на правила, законы

Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем

Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов

Беседа для сравнения двух объектов, правил, событий, явлений и фактов

Анализ таблицы, схемы, плана для сравнения описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов; правописание двух групп слов

Упражнение на классификацию предметов, явлений, событий, фактов, процессов


Организация учебного процесса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Кратковременность организационного
момента, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку

Начало урока со стимулирующего введения (создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации)

Сообщена ли тема урока или учащиеся подведены к самостоятельному определению ее, опираясь на жизненный опыт и уже имеющиеся знания?

Постановка перед учащимися цели урока, установки перед выполнением заданий, завершенность этапов урока, акцентирование внимания учащихся на подготовке и раскрытии алгоритма темы

Наличие логических переходов от одного этапа урока к другому, значимость этапов урока в формировании знаний, умений учащихся с учетом поставленных целей

Позволила ли система предлагаемых вопросов, заданий выявить типичные пробелы в знаниях учащихся и оперативно устранить их? Насколько качественно усвоили учащиеся алгоритм темы

Подведение итога урока. Смогли ли учащиеся выделить главное в теме, ее алгоритм и значение его знания в системе знаний учащихся

Выполнение психолого-гигиенических, эстетических требований, требований охраны труда, проведение физкультминутки

Рациональное использование времени урока, выполнение намеченного плана, насколько обоснованы отступления от плана


Репродуктивные методы

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Пересказ прочитанного

Списывание готового материала с доски

Выделение заданий по образцу
с последующим обобщением

Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса

Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму)

Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон

Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений

Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель

Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов


Дидактическая и методическая деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Формирование понятий на простом и частично известном материале, использование при этом наглядного материала (таблиц, схем, иллюстраций), проведение опытов

Развитие учебной активности учащихся (не менее двух активных методов). Проведение словарной работы с целью осознания учащимися учебного материала

Постановка перед учащимися учебной проблемы, наличие установки слушать, выполнять действия на понимание и запоминание

Развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять алгоритм темы (в практических заданиях и действиях учащихся)

Наличие самостоятельных творческих работ, создание в процессе обучения проблемных и нестандартных ситуаций

Планирование видов проверки контроля знаний учащихся (не менее двух рациональных методов), осуществление обратной связи, ее эффективность

Проверка воспроизведения учащимися основных признаков изучаемого материала, понятий, связей. Насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал

Использование дифференцированного обучения, его адресность и эффективность (проводится обычно при индивидуальной проверке знаний, самостоятельной работе), учет объема и сложности заданий

Требование от учащихся полных ответов, уровень монологической речи


Проблемно-сообщающие методы

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах

То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, ТСО)

Записи действий учителя при доказательстве гипотезы

Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов

То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, ТСО)

То же с опорой на упражнение

Доказа-
тельства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах

То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели)

То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты


Дидактическая и методическая деятельность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сочетание на уроке словесно-наглядно-практических способов деятельности учащихся с разными формами мышления

Создание проблемных ситуаций, решение их путем: проблемного объяснения; совместной деятельности с учителем; самостоятельного решения при руководящей роли учителя; самостоятельно

Подчинение выбранных методов обучения и способов управления учебной деятельностью целям и задачам урока и соответствие уровню обученности учащихся

Разнообразие учебной деятельности на уроке (не менее 2–3-х рациональных видов); индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальной с фронтальной, работа в парах

Использование самопроверки, самоанализа и самокоррекции, организация взаимопроверки; обучение умению давать объективную самооценку и оценку знаний товарищей

Доброжелательный, уверенный тон урока, наличие четкости, деловитости, организованности

Корректная и объективная оценка деятельности учащихся, тактичная отметка слабых мест, несовершенства в ответах, примерах, предложениях и действиях

Проведение текущего контроля на полном доверии, при необходимости проведение консультаций, рекомендаций, индивидуальной работы

Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях


Частично-поисковые методы

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях

То же с опорой на наглядность

Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом

Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов)

Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации)

Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов на изучаемое правило, закон, алгоритм

Перенос общих признаков известного на новое

Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность

Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания)


Оценка деятельности учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Активность и работоспособность учащихся на уроке

Умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями и задачами урока

Умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, уровень организованности и активности в учебной деятельности

Насколько самостоятельно и эффективно смогли применять полученные ранее знания в оформлении новых понятий, связей, отношений?

Умение планировать, организовывать, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью

Умение учащихся распознать и выделить новое содержание; применять новые знания к объяснению явлений, связи между ними, законов, правописаний; умение использовать эти знания в практических заданиях

Умение осуществлять проверку, самопроверку, взаимопроверку, давать самооценку и объективную оценку знаний товарищей, уметь обосновать

Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию

Корректность, коммуникабельность, умение работать фронтально, индивидуально и в группах


Исследовательские методы

СИ

НИ

ПИ

СД

НД

ПД

СТ

НТ

ПТ

Работа с книгой по поиску метода

Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода

Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма

То же с опорой на наглядность

Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма практическими действиями учащихся

Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов

То же с опорой на наглядность

Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся


Итог урока и домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Насколько прочно учащиеся усвоили алгоритм темы и умение применять его в заданиях, практических, самостоятельных и творческих работах?

Отмечена ли значимость темы урока и урока в формировании системы знаний учащихся?

Дана ли характеристика работы класса (показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки)? Краткость и емкость анализа

Умение учителя охватить типичное в успешности усвоения и недостатков; умение учесть реальные возможности класса

Имело ли место на уроке формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями и задачами урока?

Имела ли место коррекция объема и содержания домашнего задания, его дифференциация с учетом учебных возможностей класса и отдельных учащихся?

Даны ли четкая инструкция и методические советы по выполнению домашнего задания, привлекались ли знания и умения учащихся?

Работа по подготовке к выполнению домашнего задания в рамках времени урока

Записаны ли на доске и в дневниках параграф, номера задач и заданий, главы тем, страницы, дано ли задание на повторение материала?


Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе:

СИ – словесно-индуктивные;

НИ – наглядно-индуктивные;

ПИ – практически-индуктивные.


СД – словесно-дедуктивные;

НД – наглядно-дедуктивные;

ПД – практически-дедуктивные.


СТ – словесно-традуктивные;

НТ – наглядно-традуктивные;

ПТ – практически-традуктивные.


Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.

Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.

Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой степени общности.

Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов:

– заключение от единичного к единичному;

– заключение от частного к частному;

– заключение от общего к общему.


При самоанализе учитель заполняет ячейки:

Номера
блоков

Блоки

1

2

3

4

5

6

1







2







3







4







5







6







7







8







9







Эффективность урока = __________

1–0,8 – высокий уровень;

0,8–0,7 – довольно высокий уровень;

0,7–0,6 – средний уровень;

0,6–0,5 – низкий уровень;

Ниже 0,5 – критический.