Методы обучения учащихся |
||||||||
Подготовка учителя к уроку |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Место урока в системе других уроков тематического плана |
Постановка триединой дидактической цели (обучающей, развивающей, воспитывающей) |
Пути реализации поставленных целей |
Наличие в планировании инновационных методов, приемов работы, дифференциации в обучении |
Учтены ли объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся класса? |
Планируется ли на уроке использование наглядностей (ТСО, таблиц, опорных схем, иллюстраций, моделей, демонстрация опытов)? Использовалась ли обратная связь? |
Способствует ли структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся их познавательной активности, самостоятельности, развитию творческих способностей и умению пользоваться алгоритмом темы? |
В системе ли планируется повторение ранее изученного материала, имеют ли место связь ранее изученного материала с новым? |
Объем и сложность домашнего задания. Учтены ли учебные возможности класса и отдельных учащихся? |
Объяснительно-иллюстративные |
||||||||
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Рассказ |
Описание схемы, алгоритма |
Упражнение |
Беседа с опорой на правила, законы |
Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем |
Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов |
Беседа для сравнения двух объектов, правил, событий, явлений и фактов |
Анализ таблицы, схемы, плана для сравнения описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов; правописание двух групп слов |
Упражнение на классификацию предметов, явлений, событий, фактов, процессов |
Организация учебного процесса |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Кратковременность организационного |
Начало урока со стимулирующего введения (создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации) |
Сообщена ли тема урока или учащиеся подведены к самостоятельному определению ее, опираясь на жизненный опыт и уже имеющиеся знания? |
Постановка перед учащимися цели урока, установки перед выполнением заданий, завершенность этапов урока, акцентирование внимания учащихся на подготовке и раскрытии алгоритма темы |
Наличие логических переходов от одного этапа урока к другому, значимость этапов урока в формировании знаний, умений учащихся с учетом поставленных целей |
Позволила ли система предлагаемых вопросов, заданий выявить типичные пробелы в знаниях учащихся и оперативно устранить их? Насколько качественно усвоили учащиеся алгоритм темы |
Подведение итога урока. Смогли ли учащиеся выделить главное в теме, ее алгоритм и значение его знания в системе знаний учащихся |
Выполнение психолого-гигиенических, эстетических требований, требований охраны труда, проведение физкультминутки |
Рациональное использование времени урока, выполнение намеченного плана, насколько обоснованы отступления от плана |
Репродуктивные методы |
||||||||
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Пересказ прочитанного |
Списывание готового материала с доски |
Выделение заданий по образцу |
Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса |
Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму) |
Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон |
Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений |
Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель |
Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов |
Дидактическая и методическая деятельность |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Формирование понятий на простом и частично известном материале, использование при этом наглядного материала (таблиц, схем, иллюстраций), проведение опытов |
Развитие учебной активности учащихся (не менее двух активных методов). Проведение словарной работы с целью осознания учащимися учебного материала |
Постановка перед учащимися учебной проблемы, наличие установки слушать, выполнять действия на понимание и запоминание |
Развитие у учащихся умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выделять алгоритм темы (в практических заданиях и действиях учащихся) |
Наличие самостоятельных творческих работ, создание в процессе обучения проблемных и нестандартных ситуаций |
Планирование видов проверки контроля знаний учащихся (не менее двух рациональных методов), осуществление обратной связи, ее эффективность |
Проверка воспроизведения учащимися основных признаков изучаемого материала, понятий, связей. Насколько качественно усвоили учащиеся ранее изученный и новый материал |
Использование дифференцированного обучения, его адресность и эффективность (проводится обычно при индивидуальной проверке знаний, самостоятельной работе), учет объема и сложности заданий |
Требование от учащихся полных ответов, уровень монологической речи |
Проблемно-сообщающие методы |
||||||||
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах |
То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, ТСО) |
Записи действий учителя при доказательстве гипотезы |
Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов |
То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели, ТСО) |
То же с опорой на упражнение |
Доказа- |
То же с опорой на наглядность (таблицы, схемы, модели) |
То же с опорой на упражнения, практические действия, доказательства, опыты |
Дидактическая и методическая деятельность |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Сочетание на уроке словесно-наглядно-практических способов деятельности учащихся с разными формами мышления |
Создание проблемных ситуаций, решение их путем: проблемного объяснения; совместной деятельности с учителем; самостоятельного решения при руководящей роли учителя; самостоятельно |
Подчинение выбранных методов обучения и способов управления учебной деятельностью целям и задачам урока и соответствие уровню обученности учащихся |
Разнообразие учебной деятельности на уроке (не менее 2–3-х рациональных видов); индивидуальная, фронтальная, групповая, сочетание фронтальной с групповой, индивидуальной с фронтальной, работа в парах |
Использование самопроверки, самоанализа и самокоррекции, организация взаимопроверки; обучение умению давать объективную самооценку и оценку знаний товарищей |
Доброжелательный, уверенный тон урока, наличие четкости, деловитости, организованности |
Корректная и объективная оценка деятельности учащихся, тактичная отметка слабых мест, несовершенства в ответах, примерах, предложениях и действиях |
Проведение текущего контроля на полном доверии, при необходимости проведение консультаций, рекомендаций, индивидуальной работы |
Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях |
Частично-поисковые методы |
||||||||
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях |
То же с опорой на наглядность |
Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом |
Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила (вновь изучаемых явлений, событий, законов) |
Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации) |
Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов на изучаемое правило, закон, алгоритм |
Перенос общих признаков известного на новое |
Перенос общих признаков известного на новое с опорой на наглядность |
Перенос общих признаков известного на новое в практических действиях учащихся (упражнение, задача, задание, опыты, описания) |
Оценка деятельности учащихся |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Активность и работоспособность учащихся на уроке |
Умение учащихся организовать свою деятельность на рабочем месте во времени и в соответствии с заданными целями и задачами урока |
Умение мобилизовать себя на восприятие и переработку информации, уровень организованности и активности в учебной деятельности |
Насколько самостоятельно и эффективно смогли применять полученные ранее знания в оформлении новых понятий, связей, отношений? |
Умение планировать, организовывать, устанавливать связи, обобщать, делать выводы, выделять главное, владеть монологической речью |
Умение учащихся распознать и выделить новое содержание; применять новые знания к объяснению явлений, связи между ними, законов, правописаний; умение использовать эти знания в практических заданиях |
Умение осуществлять проверку, самопроверку, взаимопроверку, давать самооценку и объективную оценку знаний товарищей, уметь обосновать |
Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию |
Корректность, коммуникабельность, умение работать фронтально, индивидуально и в группах |
Исследовательские методы |
||||||||
СИ |
НИ |
ПИ |
СД |
НД |
ПД |
СТ |
НТ |
ПТ |
Работа с книгой по поиску метода |
Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода |
Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности |
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма |
То же с опорой на наглядность |
Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма практическими действиями учащихся |
Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов |
То же с опорой на наглядность |
Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся |
Итог урока и домашнее задание |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Насколько прочно учащиеся усвоили алгоритм темы и умение применять его в заданиях, практических, самостоятельных и творческих работах? |
Отмечена ли значимость темы урока и урока в формировании системы знаний учащихся? |
Дана ли характеристика работы класса (показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки)? Краткость и емкость анализа |
Умение учителя охватить типичное в успешности усвоения и недостатков; умение учесть реальные возможности класса |
Имело ли место на уроке формирование положительных социально-значимых качеств личности в соответствии с целями и задачами урока? |
Имела ли место коррекция объема и содержания домашнего задания, его дифференциация с учетом учебных возможностей класса и отдельных учащихся? |
Даны ли четкая инструкция и методические советы по выполнению домашнего задания, привлекались ли знания и умения учащихся? |
Работа по подготовке к выполнению домашнего задания в рамках времени урока |
Записаны ли на доске и в дневниках параграф, номера задач и заданий, главы тем, страницы, дано ли задание на повторение материала? |
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе:
СИ – словесно-индуктивные;
НИ – наглядно-индуктивные;
ПИ – практически-индуктивные.
СД – словесно-дедуктивные;
НД – наглядно-дедуктивные;
ПД – практически-дедуктивные.
СТ – словесно-традуктивные;
НТ – наглядно-традуктивные;
ПТ – практически-традуктивные.
Индукция – способ рассуждения от отдельных частных фактов и положений к общим выводам, обобщениям.
Дедукция – способ рассуждения от общих положений к частному.
Традукция – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой степени общности.
Традуктивным заключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов:
– заключение от единичного к единичному;
– заключение от частного к частному;
– заключение от общего к общему.
При самоанализе учитель заполняет ячейки:
|
Эффективность урока = __________ 1–0,8 – высокий уровень; 0,8–0,7 – довольно высокий уровень; 0,7–0,6 – средний уровень; 0,6–0,5 – низкий уровень; Ниже 0,5 – критический. |