Технология разработки образовательной программы дополнительного образования
Педагогам дается право разрабатывать образовательные программы своих коллективов. Предлагаемый материал адресован педагогам, которые хотят повысить свое профессиональное мастерство и пытаются описать свой опыт.
Создание программы – процесс творческий и сложный, требующий специальной подготовки и кропотливой работы. Программа педагога выступает наглядным показателем его профессионального мастерства. Подразумевается, что чем выше профессиональный уровень педагога, тем выше качество его программы.
Приступая к работе, важно все продумать, учесть свои силы, готовность изложить мысли на бумаге и реализовать программу на практике, достичь заданных результатов.
Начиная работу над программой, педагог должен ответить на следующие вопросы:
– В чем смысл программы?
– В чем новизна и оригинальность?
– Соответствует ли авторский идеал реальным запросам?
– Каким будет результат реализации программы?
– Есть ли необходимость в такой программе в конкретном учреждении?
Несмотря на многообразие требований различных управленческих и административных структур к написанию программы, можно дать некоторые общие рекомендации, которые позволят превратить работу над программой в творческий процесс и создать документ, служащий не только успешному функционированию коллектива, но и его развитию.
Название программы – ее визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное – отражающим содержание программы («Русская артель», «Музыкальный фрегат», «Книгописная мастерская», «Русская народная игрушка»).
Объем программы не должен превышать 10–15 страниц. Большой объем материала отнюдь не является показателем его высокого качества.
Единой структуры образовательной программы не существует, за автором остается право написать ее по собственной, логически обоснованной структуре.
Как правило, структура программы содержит:
• пояснительную записку;
• цели и задачи программы;
• тематический план;
• содержание тем;
• основные направления и содержание деятельности;
• условия реализации программы;
• требования к знаниям и умениям учащихся, критерии оценки;
• план воспитательной работы;
• литературу;
• приложения, рецензии.
Рассмотрим технологию разработки образовательной программы.
Пояснительная записка имеет следующие составные части.
1. Краткие сведения о коллективе:
• статус, вид группы (профильная, комплексная, экспериментальная, научно-исследовательская);
• состав группы (постоянный, переменный);
• особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по тестам);
• форма занятий (индивидуальные, групповые, разновозрастные);
• год обучения, время существования объединения;
• количество обучающихся (общее, по годам обучения), если меньше 15 – обосновать;
• возраст учащихся (психолого-педагогические особенности);
• количество занятий и учебных часов в неделю, за год;
• условия работы педагога (совместитель, в штате).
2. Краткая характеристика участников образовательного процесса в учреждении.
Содержит сведения об образовании и опыте работы каждого участника реализации программы с обоснованием необходимости его деятельности в данной области. Отражает должностные обязанности работника и степень вовлеченности в программу. Если персонал по программе еще не определен, указываются критерии его подбора.
3. Вводная характеристика предмета раскрывает предшествующий опыт преподавания дисциплины. Отражает связь программы с уже существующими, а также ее особенности и новизну. Содержит анализ итогов работы, творческих достижений детей, если обучение ведется не первый год.
Цели и задачи программы. В программе должна быть представлена убедительная картина стоящих проблем. По сути, программа и есть конкретное описание пути решения какой-либо проблемы. Если она отсутствует, то нет смысла предлагать программу.
Наиболее острые проблемы дополнительного образования:
• повышение занятости детей в свободное время;
• организация полноценного досуга;
• развитие определенных качеств личности;
• поддержка и развитие талантов;
• адаптация в обществе детей с определенными особенностями;
• физическое развитие и оздоровление детей;
• ранняя профессиональная ориентация и т. п.
Цель программы – решение реально существующей проблемы. Разрабатывая программу, педагог предлагает свое видение достижения поставленной цели.
Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и детей.
Разновидности целей:
• изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему (в глобальном масштабе);
• создание авторской технологии, авторской школы, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива (в общепедагогическом плане);
• создание новой методики обучения, обучение какому-либо виду деятельности; развитие личностных качеств через обучение, организация полноценного досуга и др. При этом необходимо помнить, что основной проблемой должна быть образовательная (воспитание – развитие – обучение), а не социальная, медицинская, экономическая, юридическая и т. п.
Как правило, авторские программы имеют основной целью следующее:
• удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей;
• создание возможностей для творческого развития детей;
• приобщение детей к культурным ценностям.
Конкретизация цели в тексте программы проходит через определение задач – путей достижения цели.
При формировании задач С. В. Тетерский рекомендует воспользоваться следующей классификацией:
• познавательная (развитие познавательного интереса, включенность в познавательную деятельность);
• развивающая (развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения);
• мотивационная (создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха);
• социально-педагогическая (формирование общественной активности, реализация в социуме и др.);
• обучающая (формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей);
• эстетическая (аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту);
• оздоровительная (формирование здорового образа жизни).
Количество задач, соответствующих содержанию и методам предлагаемой деятельности, диктуется их ценностью для осуществления задуманного.
Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать и т. д.).
Тематический план раскрывает технологию изучения программы, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них. Педагогу предоставляется право самостоятельно распределять часы по разделам и темам в пределах установленного времени.
Тематический план оформляется в виде таблицы, состоящей из разделов:
• номер по порядку;
• название тем;
• количество часов (всего, теоретических, практических).
Если программа рассчитана более чем на год обучения, то тематический план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими.
При нагрузке 4 часа в неделю – в год 144 часа; 6 часов в неделю – в год 216 часов.
Содержание тем раскрывается в порядке тематического плана.
Вводное занятие (первая тема) включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей предмета.
Содержание программы может базироваться на достижениях науки, культуры и учитывать возраст и уровень развития детей.
Содержание образовательной программы должно соответствовать следующим задачам:
• компенсирование тех или иных видов деятельности в основном образовании;
• обеспечение комфортной образовательной среды («ситуации успеха») и развивающего обучения;
• содействие выбору индивидуального образовательного маршрута.
Содержание программы должно отражать следующие направления:
• помощь детям в индивидуальном развитии;
• адаптация их к жизни в обществе;
• мотивация к познанию и творчеству;
• стимулирование творческой активности;
• развитие способностей к самообразованию;
• обеспечение преемственности содержания различных видов образования.
Основные направления содержания деятельности. В этом разделе должны быть указаны пути решения поставленных в программе задач, приведены методы и технологии преподавания.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, то есть направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.
Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребенка. Широкое распространение в УДО получили личностно-ориентированные технологии обучения, в центре внимания которых – отдельная неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.
Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации образовательного процесса в УДО:
• организация обучения на добровольных началах: дети – родители – педагоги;
• комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами;
• возможность для учащихся сочетать различные направления и формы занятий с учетом свободного времени;
• возможность для детей перехода из одной группы в другую (по тематике, способностям, возрасту).
Основными формами проведения занятий могут быть: лекции, беседы, встречи, дискуссии, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
Условия реализации программы должны отражать все составляющие, необходимые для реализации учебного процесса (оборудование, помещение, дидактические, методические материалы), а также все необходимое для выполнения каждой программы.
Кроме того, сюда входит перечисление возможных сотрудников, а также указание источников финансирования и смета расходов.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки. Здесь необходимо указать знания и умения, приобретенные детьми по окончании курса. Знания определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими. В программе, рассчитанной более чем на один год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов.
Должно быть оговорено, какие данные будут собираться для оценки выполнения каждой задачи программы, как эти данные будут использоваться, оцениваться и анализироваться.
Результатом обучения детей по программе является определенный объем знаний, умений и навыков. Ожидаемый результат должен предполагать:
• развитие способностей;
• повышение престижа объединений;
• улучшение показателей адаптации в обществе;
• наглядное проявление – участие в выставках, концертах, публикациях и др.
Все это способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы.
Чтобы определить ожидаемый результат, нужно знать, с чем пришли дети (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Здесь собственная система оценки обученности детей по программе.
Контроль в учреждении дополнительного образования детей может проводиться в следующих формах:
• собеседование;
• зачет; зачетный лист;
• вопросник по программе;
• реферат; защита работы;
• выполнение нормативов;
• контрольное упражнение;
• участие в конкурсах, выставках;
• выступление на концертах, соревнованиях;
• КВН, викторина, открытое занятие.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.
Кроме того, необходимо продумать варианты сертификации программы (свидетельство, диплом, удостоверение по окончании курса).
План воспитательной работы включает массовую работу с детьми, родителями, взаимодействие с другими коллективами. Он может иметь вид таблицы, состоящей из разделов: мероприятие, место проведения, задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие), количество участников, сроки, ответственные, исполнители.
План методической работы включает сбор и подготовку методического, психолого-педагогического, демонстрационного, иллюстративного, раздаточного материала для обеспечения образовательного процесса.
Дидактический и методический фонды должны соответствовать уровню образовательного учреждения и иметь в своем арсенале:
• разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты, сценарии и др.;
• разработки педагога для проведения занятий: схемы, таблицы, раздаточный материал;
• разработки информационного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы;
• разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения;
• творческие отчеты по программе: фотоальбомы и т. д.
Литература. Необходимо иметь два списка рекомендуемой и используемой литературы: один для педагога, другой для детей (с указанием автора, названия, издательства и года издания).
Приложение. В этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты и т. д.
Таким образом, приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
1. Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет).
2. Установление цели, ради которой вводится новая программа.
3. Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
4. Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
5. Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
6. Определение средств, методов и форм обучения.
7. Составление списка необходимой литературы.