Кредо педагога дополнительного образования
Задание «Мое педагогическое кредо» представляет собой рассказ конкурсанта о самом себе. За ограниченный промежуток времени (всего 10 минут) участник конкурса должен раскрыть ведущие педагогические идеи, жизненные приоритеты, отношение к детям, коллегам, профессии. Таким образом, представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и жизненных приоритетов конкурсанта, с другой – представить его профессиональный портрет.
При подготовке данного задания конкурсанту можно дать несколько практических советов.
Во-первых, необходимо определить, что представлять (содержание самопрезентации) и как представлять (форму подачи). Целесообразно написать сценарий выступления и прорепетировать его перед зеркалом (на время).
Во-вторых, конкурсанту важно помнить, что основная часть самопрезентации – это изложение педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми. При выполнении этого задания целесообразно отразить следующее:
• кем является конкурсант, его базовое образование, должность;
• опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания образования;
• какова степень новизны в опыте работы;
• какова результативность его профессиональной деятельности;
• условия достижения результатов;
• жизненные приоритеты;
• отношение к детям, коллегам, профессии;
• перспективы и планы профессиональной деятельности.
В-третьих, выполнение задания «Мое педагогическое кредо» необходимо проиллюстрировать. Это может быть выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, макеты, модели, демонстрация видеозаписей, компьютерной презентации или театрализованного представления, с помощью которого можно проявить разнообразие своих талантов. Практика показывает, что на этом этапе конкурса большинство участников стремятся использовать компьютерные презентации. Этот, безусловно, современный способ демонстрации накладывает определенные обязательства на конкурсанта по грамотности применения.
В-четвертых, подготовив свое выступление, конкурсанту стоит попробовать оценить его, ответив на следующие вопросы:
• Выдержаны ли рамки отведенного времени?
• Все ли будет понятно слушателям, и сможет ли ваш рассказ заинтересовать аудиторию и жюри?
• Убедительны ли вы?
• Правильно ли расставлены смысловые и эмоциональные акценты?
• Не содержит ли излагаемый материал ошибок, неточностей?
• «Играет» ли выставочный материал?
• Не затмевают ли игровые приемы содержательного аспекта рассказа о себе?
В-пятых, важным фактором успеха самопрезентации является педагогическая культура конкурсанта: культура речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления.