Экспертное заключение
по итогам оценки уровня квалификации учителя начальных классов средней общеобразовательной школы № 140 Советского района Волгограда
Экспертная группа в составе: Гайтукаевой И. Ю., старшего методиста Советского отдела МОУ ЦПК и Лободиной Н. В., учителя начальных классов высшей квалификационной категории, осуществила экспертизу профессиональной деятельности Алексеевой Елизаветы Александровны, учителя начальных классов муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 140 Советского района Волгограда.
Алексеева Е. А. имеет высшее образование, окончила Волгоградский государственный педагогический университет в 2007 году специальности «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный (английский) язык», квалификация по диплому «Учитель начальных классов и иностранного (английского) языка». Стаж работы – 5 лет, в данном учреждении – 2 года, квалификационной категории не имеет.
В межаттестационный период проходила курсы повышения квалификации: 2011 г. ВГАПК РО «Психолого-педагогические и методологические основы обучения младших школьников в вариативной начальной школе» (144 часа).
Необходимые для успешной реализации педагогической деятельности личностные качества педагога, такие как общая культура, отношение к людям, развиты достаточно хорошо. Педагог занимает гуманистическую позицию по отношению к обучающимся, проявляет внимание к личности ученика, умеет определить эмоциональное состояние ребёнка. Все обучающиеся безбоязненно обращаются к учителю за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи. Рефлексивная позиция Елизаветы Алексеевны прослеживается, но не всегда ярко выражается. Педагог обладает широким кругозором, легко поддерживает разговоры на различные темы, поведение и внешний вид учителя соответствуют этическим нормам, осведомлен об основных событиях и изменениях в социальной жизни, обладает педагогическим тактом, деликатен в общении. Елизавета Александровна хорошо умеет планировать, распределять текущие дела во времени, внутренне дисциплинирована, у неё порядок в бумагах, на рабочем месте, в классе.
В области постановки целей и задач педагогической деятельности Елизавета Александровна может сформулировать и обосновать цели и задачи собственной педагогической деятельности. Цели и задачи занятий формулируются на основе, как нормативных требований, так и возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Педагог знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока, вовлекает обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения. Елизавета Александровна работает по образовательной системе «Школа 2100», использует информационно-коммуникационные технологии и технологию проблемно-диалогического обучения. В то же время требует дополнительного внимания вопрос перевода темы занятия в педагогическую цель и педагогические задачи.
Учитель характеризуется хорошим уровнем подготовки в области реализации компетенции обеспечения мотивации обучающихся на осуществление учебной деятельности. Педагог выстраивает деятельность обучающихся на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации, владеет большим спектром материала и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета, использует знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности. Создает доброжелательную атмосферу на уроке. Елизавета Александровна привлекает обучающихся к участию в различных интеллектуальных и творческих конкурсах: Всероссийский интеллектуальный турнир «Фактор Роста» (Литвинов Максим – 1 место, Давыдова Валерия, Климкина Юлия, Пустовалов Роман – 3 место, 2012 г.), Всероссийская дистанционная викторина «Разноцветная жизнь» (Климкина Юлия – 1 место, Василенко Алина – 3 место, 2012 г.), Всероссийская дистанционная викторина «Секреты логического ларчика» (Василенко Алина – 2 место, 2012 г.), Всероссийская дистанционная олимпиада «Великий и могучий русский язык!» Попова Жанна – 1 место, Бобкова Дарья – 2 место, 2012 г.), Всероссийская дистанционная литературная викторина «По страницам любимых произведений» Василенко Алина – 1 место, 2012 г.), Эрудит – марафон учащихся «Математика» (Шумилова Алина, Росейцева Елизавета – 1 место, 2010 г.), Эрудит – марафон учащихся «Русский язык» (Шумилова Алина – 1 место, 2010 г.), III Всероссийский дистанционный конкурс «Открытка маме» (Бобкова Дарья-лауреат, Махмудов Руфат – победитель, 2012 г.). В то же время учителю необходимо расширять географию и уровень участия детей, с опорой на их индивидуальные особенности.
В области обеспечения информационной основы деятельности учитель характеризуется знаниями и умениями, соответствующими требованиям образовательных стандартов. На достаточно высоком уровне владеет современными методами преподавания. Обоснованно использует на уроках современные информационно- коммуникативные технологии. Преподносит изучаемый материал логично, в удобной для усвоения форме, понятной ученикам различных способностей. Добивается хороших результатов по преподаваемым предметам. Диагностические работы, проведенные в классе Елизаветы Александровны, показали, что качество знаний обучающихся по математике 70 %, по русскому языку 57 %. На всех этапах урока и при подготовке к урокам, а также во внеурочное время учитель использует различные базы данных и интерактивные возможности разного уровня (электронные средства обучения, электронные словари, мультимедийные презентации, ресурсы Интернета).
В области реализации программы и принятия педагогических решений педагог достаточно компетентен. Елизавета Александровна старается учитывать разные мнения при принятии решений и пересматривать решения под воздействием фактов или новой информации. Учитель хорошо владеет методикой составления тестовых заданий, навыками составления текстов проверочных работ.
Елизавета Александровна делится своим педагогическим опытом с коллегами, размещает материалы на Интернет-сайте «Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (www.nsportal.ru) – классный час «Рыцарский турнир», конспект урока по русскому языку «Звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе», родительское собрание «Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания». Имеет публикации: внеклассное мероприятие «Светофор», (газета «Досуг в школе», № 12, 2009 г, г. Мытищ); статья «Каким я вижу современного учителя» (сборник «Учитель – славлю имя твое!», Волгоград – 2010 г.). Принимает активное участие в работе районного методического объединения учителей начальных классов. Обобщила опыт работы по теме: «Технология продуктивного чтения в ОС «Школа 2100». В 2010 г. Приняла участие в областном конкурсе педагогического мастерства «Портрет современного учителя».
Анализ уровня компетентности в области организации учебной деятельности показал, что педагог владеет на высоком уровне следующими умениями: организовать учебную деятельность обучающихся; формировать способы совместной деятельности и сотрудничества; реализовать контроль и коррекцию учебной деятельности; обеспечить оперативное и адекватное педагогическое оценивание.
Елизавету Александровну отличают творческое отношение к организации взаимодействия с обучающимися, стремление к проявлению методического мастерства в своей деятельности, ответственное отношение к своим обязанностям, умение проявлять творческий подход к решению разнообразных педагогических задач.
На основании изложенного, экспертная группа считает, что уровень практической деятельности Алексеевой Елизаветы Александровны – учителя начальных классов МОУ СОШ № 140 – соответствует требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории (значение показателя уровня квалификации 4,01).
Для дальнейшего совершенствования деятельности и реализации имеющегося у педагога профессионального потенциала рекомендуем пройти обучение по разработке авторских программ, методических и дидактических материалов.
На основании вышеизложенного экспертная группа рекомендует аттестационной комиссии принять решение о соответствии Алексеевой Елизаветы Александровны запрашиваемой категории по должности «учитель».
Члены экспертной группы:
Эксперт Лободина Н. В.
Эксперт Гайтукаева И. Ю.