Каждый учитель в межкурсовой период работает над проблемой самообразования, которая для него в данный момент актуальна. В принципе, педагог проводит педагогическое исследование, основанное на известных технологиях, алгоритмах, содержании и подкрепленное результатами учебно-воспитательной деятельности в течение хотя бы трех лет.
Работая над решением такой педагогической проблемы, педагог накапливает материалы из опыта работы. Для изучения опыта работы таких учителей можно рекомендовать заслушивание на заседаниях ШМО творческого отчета.
Предлагаем примерную схему такого творческого отчета.
Творческий отчет учителя
При подготовке к творческому отчету учителю полезно обратить внимание на следующие моменты.
1. Заглавие работы должно отражать основную идею исследования учителя.
2. При обосновании актуальности исследования важно отметить, какие проблемы решаются и какие противоречия устраняются.
3. Описывая историю возникновения и становления педагогического исследования, необходимо ответить на следующие вопросы:
4. Необходимо определить научные основы исследования: теории, законы, закономерности, принципы обучения, воспитания и развития учащихся, которые реализуются автором.
5. Важно кратко описать сущность исследования и основной алгоритм. При этом учителю необходимо проанализировать собственные находки, привести примеры, наиболее ярко характеризующие его работу.
6. Завершать отчет желательно анализом результативности описанного педагогического опыта, в котором показываются положительные сдвиги в обучении, развитии, воспитании учащихся. Полезно остановиться при этом на описании возникших трудностей и пределов применимости.
7. В заключении исследования можно указать продолжительность работы по данной проблеме. Опыт считается длительным, если работа осуществляется более трех лет, кратковременным – менее трех лет.
Структура выступления учителя (15–20 минут).
1. Объявление темы работы.
2. Рассказ об условиях возникновения и становления опыта (сведения о микрорайоне, школе, классах).
3. Обоснование актуальности и перспектив развития опыта. Выявление недостатков и противоречий в образовательном процессе, которые учитель стремится устранить.
4. Формулирование целей и задач работы.
5. Обоснование теоретической базы опыта, принципов педагогической деятельности.
6. Краткий рассказ о сущности опыта и его технологии. Приведение доказательств преимущества предъявленной технологии обучения по сравнению с другими. Информирование о результатах наблюдений, срезовых работ, анкетирований учеников и их родителей. Целесообразно указать число победителей олимпиад разных уровней и другие яркие примеры, подтверждающие точку зрения педагога.
7. Сравнение полученных результатов с целями и задачами, которые ставились в начале работы. Формулирование выводов (они должны быть четкими, отражающими сущность опыта, новизну и оригинальность находок).
После выступления оппоненты задают учителю вопросы по теме. В оценку защиты опыта входит содержание и культура ответов.
Критерии оценки творческого отчета учителя.
1. Актуальность выбора темы исследования, ее соответствие современным направлениям совершенствования образования.
2. Умение учителя выделить ведущую идею своего педагогического опыта и сформулировать ее.
3. Способность педагога анализировать условия возникновения и становления опыта, обосновывать актуальность концептуальных подходов, установок, лежащих в основе его педагогической системы.
4. Умение четко выделять цели и задачи своей поисковой педагогической деятельности.
5. Способность применить современные достижения педагогики, психологии и методик учебных дисциплин для обоснования выдвигаемых концептуальных положений.
6. Новизна творческих находок учителя. Аргументированность нововведений, их соответствие основным направлениям совершенствования образования на современном этапе.
7. Умение моделировать учебные занятия в соответствии с проблемой исследования и требованиями современного этапа развития школы.
8. Умение анализировать результаты своей педагогической деятельности.
9. Речевая культура учителя.
Творческий отчет может сопровождаться демонстрацией приложений: дидактического материала, графиков, диаграмм, авторских программ, схем, конспектов уроков и пр.
Творческий отчет может служить началом в сложной «цепочке» подготовки целостного описания актуального педагогического опыта.