Общественно полезная
(социально значимая) деятельность
Общественно полезная деятельность, наряду с общением, является ведущим типом психологической деятельности подростков. Данный вид деятельности характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу окружающим. Таким образом, целевые установки общественно полезной деятельности направлены на развитие личности, реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой.
Формами общественно полезной деятельности могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленых массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, помощь ветеранам, шефство над дошкольным образовательным учреждением и др.
Театрализованные представления.
Цель данной формы работы – создать условия для развития творческих способностей обучающихся, компетенций взаимодействия в группе.
Наиболее популярной формой театрализации являются коллективные творческие мероприятия, проводимые по «коммунарской» методике И. П. Иванова. Суть ее сводится к следующему: группам обучающихся предлагается за достаточно короткое время (5–15 мин) подготовить театрализованный сюжет по заданной теме. За это время обучающиеся должны выделить существенные особенности сюжета, распределить роли, наметить сценарий. После этого каждая группа показывает (2–4 мин) свой сюжет. Учитель может распределить темы таким образом, чтобы каждый сюжет был продолжением следующего. После показа всех сюжетов проводится коллективное обсуждение – рефлексия. Такая форма работы может использоваться и на отдельных уроках.
При наличии в школе педагога-театрала возможна организация систематической постановки театрализованных представлений по актуальной для обучающихся тематике.
Выпуск газет, мультимедийных произведений.
Данные формы внеурочной деятельности по своей сути являются проектными работами.
При разовом подходе рекомендуется выпуск тематических газет, посвященных отдельным событиям. Над выпуском газеты могут работать несколько групп обучающихся, каждая из которых выполняет свою часть общей работы: сбор информации, редактирование, оформление и др., что позволяет максимально полно учитывать и развивать индивидуальные возможности, потребности и интересы ребенка. При систематическом подходе в школе формируется детская редколлегия, обеспечивающая регулярный (1–2 раза в месяц) выпуск школьной газеты (в том числе интернет-газеты, радиогазеты). Наряду с газетами целесообразно организовать оформление тематических стендов. Выпуск мультимедийных произведений может обеспечить учебными пособиями кабинеты школы.
Наименование общественной деятельности |
Возраст учащихся (класс) |
Количество учащихся |
Количество мероприятий |
Результативность* |
Театрализованное представление |
Развитие творческих способностей учащихся |
|||
Выпуск газет |
Выбор профессии |
|||
Работа по благоустройству района, города, школы |
||||
Помощь ветеранам |
Формирование нравственных качеств |
* В колонке «Результативность» необходимо указать общественно полезную значимость, личностные новообразования учащихся и награды разных уровней.