В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (сентябрь 2016)

11 октября 201600:00

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика

Новый министр образования обещала вернуть некогда отмененную астрономию

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что в школьную программу вернут астрономию.

Напомним, астрономию вывели из школьной программы еще в 2008 году, так как учебники по предмету не разрешили использовать в российских школах из-за несоответствия требованиям. В результате азы познаний об устройстве вселенной дети получают отрывочно в рамках уроков физики и географии.

— Астрономию убрали из школьной программы в том числе потому, что не было достаточного интереса общества к этому предмету, — сказал «Известиям» эксперт в сфере образования Евгений Сабуров. — Но сегодня, когда все страны активно осваивают космос, астрономия необходима.

По его словам, еще только предстоит поработать над учебниками. Вопрос, будут ли заказаны и написаны новые с нуля или за основу будут взяты старые издания.

— Мы получили результат: у сегодняшних выпускников нет ни малейшего представления о звездном небе, мироздании, они не знают элементарных вещей. А это необходимо для уровня общей культуры. Например, сложно понять античную мифологию без знаний о звездном небе, созвездиях, — говорит народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 г. Москвы Ефим Рачевский.

По мнению Рачевского, астрономию не нужно вводить лишь в 10–11 классах. Он уверен, что начинать нужно гораздо раньше.

— Старшеклассники лишены познавательного романтизма. Предмет нужно изучать в подростковом возрасте: с 5 по 9 класс. Тогда дети будут с интересом узнавать об астрономии, а не думать только об итоговых отметках и ЕГЭ. Идеальное время — с 6 по 7 класс, — уверен Ефим Рачевский.

Еще одну инициативу в сфере образования выдвинул в среду спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он заявил, что в школах необходимо начать изучать и многонациональную российскую литературу.

По мнению эксперта, это поможет лучше узнать людей разных национальностей, живущих рядом с нами. Михаил Швыдкой уверен, что для такого важного предмета можно найти место в плотной школьной программе, ведь это «это вопрос межнационального согласия».

(Филиппова Д. Уроки об устройстве Вселенной станут обязательными в школах / Дарья Филиппова // Известия. – 2016. – 21 сентября).

Домашнее задание министра Васильевой

Качество образования: как его измерить? Как оценивать школьное сочинение? Зачем вузам письменный экзамен? Сколько экзаменов будет в школе? Эти и другие вопросы обсуждали финалисты конкурса "Учитель года России-2016" с министром образования и науки Ольгой Васильевой.

Дискуссия за "круглым столом образовательных политиков" получилась не просто содержательной, но и очень важной: министр сделала серьезные заявления о том, что будет меняться в российских школах и вузах.

Напомним: конкурс "Учитель года России" проводится уже в 27 раз. В этом году в нем приняли участие педагоги из 85 регионов. Средний возраст участников - 37 лет, средний стаж - 13 лет. На конкурсе больше всего было филологов, учителей иностранного языка, историки и математики.

- Впервые в финале одни мужчины, - подчеркнула министр Ольга Васильева, - с одной стороны, это здорово, с другой - немного жаль.

Молодым учителям - Максиму Рыжову (Санкт-Петербург), Александру Шагалову (Армавир), Евгению Ковалеву (Волгоград) Антону Лагутину (Коломна) и Андрею Барашеву (Ростов-на-Дону) предложили ответить на вопросы "Что такое качество образования?", "Как влияет на него время?", "Какие решения нельзя принимать по итогам оценки школ?", "Зачем нам участвовать в международных исследованиях?" и другие. Оказалось, "качество образования" все понимают по-разному. Но оно связано с требованием времени.

- Когда я проверяю тетради, какой бы качественной ни была синяя ручка, мне нужна красная. Поэтому понятие "качество" всегда связано с временем, - высказал мнение Андрей Барашев.

Педагоги привели в пример Финляндию, которая всегда показывает хорошие результаты в международных рейтингах.

А школы считаются чуть ли не самыми лучшими в мире. На что министр заметила:

- В 1972 году Финляндия взяла все самое лучшее, что было в российской имперской школе. Мы в последнее время любим говорить о том, что у нас все плохо, но у нас очень много хорошего и не надо забывать об этом.

Ольга Васильева подчеркнула, что Россия участвует и будет участвовать в международных рейтингах, но рейтинги школ, которые иногда составляются с опорой на ЕГЭ, не являются для нее оценкой и не будут.

- Мы очень сильно увлеклись всевозможными рейтингами, причем увлеклись так, что забыли - зачем, почему... Любой рейтинг должен нести за собой контекст - зачем и почему это исследование было заказано. У нас есть школы в горных селах, на Дальнем Востоке. В этих маленьких школах ученики показывают хорошие результаты не ради оценки или рейтинга, а потому что им интересно учиться. Движущая сила там - учитель. Если он привил трудолюбие, интерес к предмету, результат всегда будет, - сказала министр.

(Ивойлова И. Домашнее задание министра Васильевой / Ирина Ивойлова // Российская газета – Столичный выпуск. – 2016. – 3 октября).

Сельским учителям вернули льготы

Льготы по оплате услуг ЖКХ для сельских учителей были "заморожены" из-за дефицита бюджета, но по требованию прокуратуры властям пришлось их в спешном порядке "размораживать".

О том, что с мая педработникам в глубинке перестали компенсировать такие расходы, знали, пожалуй, лишь они сами да чиновники. Неизвестно, сколько бы еще это продолжалось, если бы одна из обиженных льготниц не записалась на прием к прокурору области. Она рассказала, что живет в Кромском районе и с весны не получает положенные по закону субсидии. Проверка ее слова подтвердила.

Льготы учителям, которые трудятся в сельской местности и поселках городского типа, ввели в 2009 году постановлением областного правительства. Право на них сохраняют пенсионеры, отработавшие в сельских школах и детсадах не менее 10 лет и пользовавшиеся льготой в период работы. Им положена бюджетная компенсация по оплате жилья, отопления и электричества.

Размер выплат зависит от потребления коммунальных ресурсов, но обычно составляет 50%

Размер выплат зависит от норм потребления коммунальных ресурсов, но, как правило, составляет 50 процентов. Право на льготу дает Федеральный закон об образовании. Регионы лишь утверждают порядок и размер возмещения коммунальных платежей. В Орловской области с 2014 года компенсируют только реально оплаченные счета. Льготник должен принести в органы соцзащиты квитанции. Если у него имеется долг, помощь ему не окажут.

Как сообщили в прокуратуре, наличие задолженности одно из немногих условий, при которых действие льготы может быть приостановлено. Проверка показала, что весной муниципалитеты перестали получать из областной казны субвенции на компенсации сельским учителям. Хотя заявки отправляли регулярно. В администрации Кромского района, к примеру, накопилась целая папка переписки с областью.

Как следует из ответов департамента финансов, выплаты "не производились в связи с израсходованием выделенных на данные цели бюджетных ассигнований". Деньги, которых должно было хватить на год, закончились в апреле. Прокуратура внесла представление правительству, потребовав вернуть льготы и выплатить компенсацию за прошедшие месяцы.

(Передельский Д. Заморозили село / Денис Передельский // Российская газета. – 2016. – 27 сентября).

О новой инициативе Минобрнауки и личном опыте школьной «трудотерапии».

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева на заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре высказалась за возвращение практики привлечения школьников к работам по уборке помещений и приусадебных участков. Газета Аргументы и факты обратилась к опыту своих журналистов, предложив им поделиться собственными воспоминаниями о приобщении к труду в школе, а также высказать отношение к инициативе Минобрнауки.

«Приходилось мыть паласные дорожки»

Никита П.: «У нас это было всегда. Убирались в столовой, убирались после уроков в кабинетах, убирали круглогодично после уроков определенный участок вокруг школы, весной после окончания занятий тоже убирались — неделю ходили, таскали старые парты, оттирали жвачки и т.д. Иногда от этих дел “косили”, но в целом относились к этому нормально, то есть душа у нас не болела о том, что над нами кто-то издевается. Все это было иногда и по графику, то есть нельзя сказать, что уборка очень уж много времени занимала».

Анна Ш.: «Школу я окончила в 2001, так что это уже не Советский Союз, а вполне себе РФ, то есть на советскую трудотерапию все списать никак нельзя.

У меня была школа передовая — авторская, экспериментальная, где учились все “сливки” города, но при этом присутствовала и трудотерапия. Что касается обычных уборок в классе, у меня был класс информатики, а значит, нам всегда было интересно почаще там бывать — компьютеры, игры и т.д. При этом в классе у нас были прибиты к полу паласные дорожки, которые надо было мыть щетками и специальными средствами. Никто не сопротивлялся — все мыли, прибивали отвалившиеся гвоздики.

Также были летние отработки, когда надо было помогать библиотекарям заклеивать дневники, убираться в подсобках, засаживать и полоть клумбы и т.д. Предполагались и записи в специальный летний дневник о часах отработки, сколько норма была, сейчас не вспомню, но по-моему, не меньше 20 часов. Осенью эти дневники надо было сдавать для проверки. По воспоминаниям, эти отработки тоже не были тяжелыми, наоборот — достаточно забавными, и это было хорошее время, чтобы пообщаться с одноклассниками и друзьями из соседних классов».

«Нас отправляли разгребать завалы внутри храма»

Евгения Б.: «В 1987 году в конце мая наш класс отправили разгребать завалы внутри и вокруг храма Петра и Павла, что в московском Ясеневе. Это была обязательная летняя трудовая практика, и “отмазаться” не было никакой возможности. Мы должны были разобрать свалку из досок, битого кирпича, мусора, разложить по кучкам, чтобы потом грузовики всё это вывезли. Нам, 14-летним, очень быстро это наскучило, и мы отправились на соседнее кладбище гулять между могил и рассказывать друг другу страшные истории. Пару кирпичей я, может, переложила с места на место, но это всё... На следующий год наша трудовая практика заключалась в том, что мы собирали деревянные лавки для школьной столовой. И это было, в целом, довольно весело, потому как запертые в тесном пространстве в течение многих часов, мы успели и спеть, и сплясать, и поорать кричалки и, главное, собрать скамейки, на которые я, посетив школу на 10-летие выпуска, взирала с оcобенным умилением».

Мария Ч.: «В мои школьные годы все это было, но не в добровольном, а в деликатно-принудительном порядке. Никакого расстройства и мук душевных я не испытывала. Это было весело. Часто на таких уборках аутсайдеры могли себя проявить, так как старались быть полезными. Хулиганы, конечно, хулиганили, кидались тряпками и все такое. Но однозначно это не вредило, а шло на пользу. Труд — он облагораживает.

С другой стороны, многое зависит от реакции родителей. Раньше “всем миром” делать что-то было в порядке вещей. Сейчас все иначе. Сейчас позиция родителей по отношению к школе и учителям другая. Им должны, а не они должны своим детям. В этом вижу 100% затруднения этой инициативы».

(Сидорчик А. Уроки тряпки и швабры. Как раньше школьники занимались уборкой / Андрей Сидорчик // Аргументы и факты. – 2016. – 27 сентября).

Роботы идут в школу. Какие нововведения ждут нас в этом учебном году?

В текущем году в школах вводится целый ряд новшеств, затрагивающих как сам процесс обучения, так и проверку полученных знаний.

Инклюзивное образование

С 1 сентября 2016 г. введены новые стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с умственной отсталостью. Это не значит, что все школы разом обязаны принять в обычные классы детей с ДЦП, слабослышащих, с синдромом гиперактивности или аутизмом и т. д. Но постепенно должны.

Робототехника

Робототехника вводится либо внутри уроков технологии в качестве курса, либо как кружок. Это пока только рекомендация, но часть школ уже активно переходит на новые программы с этого учебного года.

Изменения в ГИА-9

С этого учебного года выпускникам 9-х классов для получения аттестата придётся хорошо сдать 4 предмета (два обязательных — русский и математику — и два по выбору). До этого двойки на экзаменах по выбору не влияли на получение аттестата.

Уроки финансовой грамотности

Появятся во всех школах уже в этом учебном году в виде тем на уроках обществознания или в рамках внеурочной деятельности (кружков). Уже подготовлены методические пособия и учебники. Учителя до 2017 г. должны будут пройти специальные курсы подготовки.

Всероссийские проверочные работы (ВПР)

Это итоговые контрольные для выпускников начальной школы. Весной 2017 г. четвероклассники обязательно будут писать ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру. Далее подобные итоговые контрольные будут введены по всем предметам в конце каждого года обучения.

«5» по «физре» за нормы ГТО

Такие рекомендации Минобрнауки направило в регионы. За невыполнение нормативов двойки ставить не будут.

Новшества в ЕГЭ

Практически во всех предметах исключат тесты, даже в физике, химии и т. д. В ЕГЭ по иностранным языкам школьники будут сдавать устную часть с помощью компьютера и с записью ответа на аудионосители (ранее была беседа с преподавателем). Обсуждается возможность введения обязательного ЕГЭ по истории. Это может произойти уже в этом году.

ЕГЭ для учителей

С 2016 г. вводится исследование профессиональных компетенций педагогов. Проверки будут массовыми и обязательными по всей стране.

Комментарий специалиста

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»:

— Введение стандартов образования для детей с ограниченными возможностями здоровья — это самый большой шаг вперёд. Раньше всех этих ребят отправляли в коррекционные классы или даже загоняли в специнтернаты, делая их изгоями. Это большой шаг к открытости и гуманизации образования. Но нельзя торопиться. Если нет условий и подготовленных педагогов, то инклюзивное образование принесёт только вред.

Международное тестирование 15-летних школьников показало, что наши дети в финансовой грамотности ориентируются лучше сверстников из Франции, Израиля, Хорватии и других стран. И лучше собственных родителей! Робототехника, как и финансовая грамотность, — очень современно и своевременно! Исследование компетенций учителей нужно, чтобы ответить на вопросы, почему без репетиторов ЕГЭ не сдать, почему не хватает только уроков. Надо понять, какие нужны дополнительные курсы педагогам, чтобы они могли лучше учить детей.

(Богодвид М. Роботы идут в школу. Какие нововведения ждут нас в этом учебном году? / Максим Богодвид // Аргументы и факты. – 2016. – 21 сентября).

Названы лучшие школы России в 2016 году

Вице-премьер Ольга Голодец и министр образования и науки Ольга Васильева представили топ-500 лучших школ России. Также опубликован список 200 лучших сельских школ.

- На первом месте Президентский физико-математический лицей №239, на втором - республиканский лицей для одаренных из Саранска, на третьем месте - лидер-новичок - московская школа №1329", - рассказала Ольга Голодец.

В топ-200 сельских школ есть абсолютный лидер - Краснодарский край. "В лидерах также Республика Башкортостан, республика Ингушетия"- отметила Ольга Голодец.

Министр образования и науки Ольга Васильева пояснила, как составлялись списки лучших школ и какие критерии учитывались.

- В 2016 году учитывался результат ОГЭ в 9 классе, что позволило увеличить охват школьников. Раньше мы опирались на данные 700 тысяч школьников, а сейчас это почти миллион. Остальные критерии - отсутствие конкурсного отбора в школу, количество предметов, по которым школа имеет победителей или призеров Всероссийской олимпиады школьников, наполняемость школы, - отметила Васильева.

По словам экспертов хорошие результаты и положительную динамику показали не только Москва и Санкт-Петербург, но и Нижегородская область, Челябинская область, Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Кировская область.

(Ивойлова И. Названы лучшие школы России в 2016 году / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2016. – 5 октября).

Поднять подъемные

Более тысячи молодых педагогов пришли работать в школы Подмосковья в этом учебном году. Всем им выплатят по 150 тысяч подъемных рублей, сообщила министр образования региона Марина Захарова.

50 тысяч учителя получат сразу, еще 100 им выплатят в конце второго года работы. "С этого года мы реализуем новую программу поддержки молодых специалистов", - подчеркнула Захарова. Ранее выпускники педагогических колледжей при устройстве по специальности получали около 23 тысяч рублей, а молодые специалисты с вузовскими дипломами - 38 тысяч. Подняв подъемные, власти надеются удержать молодежь, которая приходит в школы, но долго там не задерживается.

Впрочем, по словам министра, острого дефицита педагогов в области нет. И не в последнюю очередь это связано с тем, что Подмосковью удалось сохранить на своей территории педагогические вузы. Сегодня их три - в Коломне, Орехово-Зуеве и Мытищах. "В этом году конкурс на педагогические специальности в них был очень большой - 25-26 человек на место", - отмечает Захарова. Самыми востребованными специальностями у абитуриентов оказались русский язык и литература, история и обществознание. При этом наибольший спрос на педагогов в школах области наблюдается совсем по другим специальностям.

Востребованы учителя начальных классов, математики и иностранного языка. Причем все большим спросом пользуются преподаватели не традиционных английского, немецкого и французского языков, а менее "раскрученных" испанского и китайского. Все больше учебных заведений вводят эти языки в программу.

Средняя зарплата учителя в школах области составляет 35-48 тысяч рублей, педагоги в детсадах получают 39-43 тысячи. По данным министерства образования, на зарплату в 48 тысяч может рассчитывать школьный учитель со стажем от пяти лет и нагрузкой 30 часов в неделю. Это не так много, как получают специалисты в Москве, поэтому область ищет для педагогов дополнительные стимулы. Им, например, готовы предоставить 50 квартир по социальной ипотеке, когда первый взнос и тело кредита погашается из бюджета региона, а новоселам остается выплатить лишь проценты. В этом году поучаствовать в программе социальной ипотеке смогут учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики и английского языка со стажем от пяти лет. По словам Захаровой, подано более 20 заявок, 7 из которых уже прошли стадию оформления документов на ипотеку. Напомню, жилье участники программы выбирают себе сами в любом муниципалитете области.

(Рыбникова И. Поднять подъемные / Ирина Рыбникова // Российская газета-Столичный выпуск – 2016. – 4 октября).

В России предлагают создать «лингвистическую полицию»

8 сентября во всем мире отмечают День грамотности. 50-ю годовщину праздника ЮНЕСКО провел под девизом «Читая прошлое, пишем будущее». Главным мероприятием стала двухдневная конференция в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. На конференции были присуждены премии за распространение грамотности, а также было объявлено о создании Глобального альянса в поддержку распространения грамотности. В России в этот же день Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ) предложила создать «лингвистическую полицию», которая будет защищать русский язык от обилия иностранных заимствований.

Сегодня, по словам члена совета по русскому языку при Президенте РФ Романа Дощинского, в российском законе о государственном языке нет пунктов, которые связаны с охраной литературных норм. Такой закон существует, например, во Франции: он регламентирует количество иностранных слов в статьях, популярных песнях, и если, допустим, процент заимствованных слов в песне больше определенной границы, то эта песня в эфире не появится.

По мнению Романа Дощинского, проект «лингвистической полиции» помог бы сохранить чистоту русского языка и создать более благоприятную среду для развития подрастающего поколения.

(Данилова Л. В России предлагают создать «лингвистическую полицию» / Любовь Данилова // Учительская газета. – 2016. - 13 сентября)


Управление образованием

Неделя директора школы

Ольга Филимонова, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область:

- Переход на электронный журнал. Казалось, он снимет недовольство родителей несвоевременным информированием об оценках их детей. Но, оказывается, есть родители, которые как не смотрели оценки в дневниках, так и в журнал заглядывают раз в четверть. Зато появился надзор «сверху»: еженедельно мы получаем статистику частоты входа в журнал всех категорий пользователей: учителей, учеников, родителей. Теперь контролируется накопляемость оценок, заполнение тематического планирования, публикация домашних заданий. Каждая школа «под колпаком». Учитель «под колпаком». С одной стороны, это стимул работать как часы, с другой стороны - стрессогенный фактор.

Кроме электронного журнала функционируют еще две системы - фиксация достижений учащихся и выполнение диагностических работ. Не знаешь, за что хвататься! Диагностические работы спускаются сверху в большом количестве, приходится постоянно менять расписание, «летит» тематическое планирование, учителя должны срочно вбивать результаты, что не может не влиять на качество подготовки к урокам. Тоже постоянный стресс.

Министерство высылает календарь образовательных событий на пяти листах. По каждому мероприятию необходимо в трехдневный срок выслать отчет с фотографиями. Да еще бесконечные вебинары, их время совпадает с уроками. Нам детей учить или вебинары смотреть? А там фиксируются участники, совещание директоров превращается в азартную игру: в какую зону школа попала по разным показателям - в красную («Ну всё!»), в желтую («Куда ни шло...») или в зеленую («Уф!»).

Подключили защищенный канал связи, теперь напрямую по школам высылается информация - о чем бы вы думали? - о бесконечных конкурсах, по нескольку в день. Видимо, это именно та информация, которую нужно высылать по защищенному каналу связи.

Ситуация приводит к полному хаосу, становится проблематично ею управлять. Так и до коллапса недалеко. Пытаемся уйти от бардака по причине халатности, а приходим к бардаку от перебора указаний сверху. И от тотального контроля: не знаешь, за что в ближайший час получишь очередное замечание. Посмотреть электронку - значит получить порцию адреналина... Все выполнить невозможно, и так рабочий день бесконечен, а учителя в большинстве своем перфекционисты, стараются все выполнить в срок и хорошо. В таком водовороте дел ошибки неизбежны, а каждую они переживают достаточно остро. Или к ошибкам привыкнем, или переживать перестанем... Люди не железные.

Личное дело теперь тоже в электронном виде. Не в школе на сервере, а на бескрайних просторах Интернета. И опять всё под контролем - сколько личных дел завели, сколько документов прикрепили - все «на карандаш». А кто эти личные дела формирует? Бывает, в школе 5-6 классов набирается. Это секретарь будет делать? Или учитель, который класс набирает? Или, может быть, нам новую штатную единицу прибавят? Тогда много нужно добавлять: учитель, к примеру, не в состоянии сам технику обслуживать, которой теперь в школах очень много, а информатик, как правило, один.

Конечно, есть надежда на перемены. Отменили же справки-подтверждения для аттестации... Но о проблемах нужно говорить. Тогда не будет казаться, что тебя «гонят в стадо». Для учителя важен авторитет. Его не будет, если мы все окажемся в этом «стаде».

(Филимонова О. Учитель «под колпаком» / Ольга Филимонова, директор МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского», Московская область // Учительская газета. – 2016. - 27 сентября).

Что нельзя дарить на День учителя?

Отвечает учитель с 35-летним стажем, почётный работник общего образования РФ Мария Чунихина:

— Если учителю дарят золотую цепочку, часы и что-то более значительное, то это подарок с определенным посылом, намеком. Я бы даже назвала его взяткой. Конечно, такой подарок любому преподавателю чисто по-человечески будет приятен, но очень часто такой презент имеет скрытый подтекст. Мол, мы тебе ювелирку, а ты относись к нашему ребенку как-то по-особенному, выделяй его.

Конечно, это может быть сделано неосознанно, но дорогие подарки все равно всегда будут оказывать определенное психологическое давление на учителя. И если он принимает их, то должен быть готов к последствиям. Потом родители будут вправе, подчеркиваю — вправе — требовать от учителя повышенного внимания к своему ребенку.

На родительском собрании, например, они могут сказать: «Вы же помните? Мы к вам со всей душой. Мы вас так уважаем...», таким тоном, что всем все станет ясно. И в подобной ситуации учитель будет чувствовать себя некомфортно. А когда на следующий день, ученик не выполнит домашнюю работу или получит двойку, преподаватель будет почему-то чувствовать себя виноватым. Кроме того, за спиной у педагога могут начаться пересуды, обиженные родители будут возмущаться: «Вот, он принимает наши подарки, а ребенок как учился плохо, так и учится». Но ведь это не от учителя зависит, а от воспитания в семье!

Поэтому, чтобы не чувствовать себя некомфортно, лучше принимать только недорогие подарки. Например, цветы, шоколадки или коробки конфет. Они ни к чему не обязывают и дарятся от души.

В последние годы стали практиковаться подарки не учителю лично, а школе. Я имею в виду принтеры для класса, горшки с цветами или помощь в организации ремонта. Это связано с недостаточным финансированием учебных заведений в некоторых регионах. Поэтому такие подарки учителя принимают с большой охотой.

Дело в том, что учителей часто обязывают следить за состоянием ремонта своего класса. Бывают даже такие случаи, когда не отпускают в отпуск, пока класс не сдан в надлежащем виде: заклеенные окна, новые обои, покрашенные парты. Поэтому любая помощь в ремонте всегда будет воспринята благожелательно — это пойдет на благо как вашим детям, так и всей школе.

(Слободян Е. Что нельзя дарить на День учителя? / Елена Слободян // Аргументы и факты. – 2016. – 27 сентября).

В Сибири учительницу музыки наказали за "Владимирский централ"

Тревогу забили родители учеников гимназии № 16 "Французская": на уроке музыки семиклассникам задали песню "Владимирский централ" известного исполнителя блатных песен Михаила Круга. Распечатанный педагогом текст хита принесла домой одна из учениц.

"Я чего-то не понимаю в жизни", - прокомментировала мама этой ученицы фотографию с необычным заданием, выложив ее в соцсетях. Между тем руководство школы утверждает, что дети выбрали "Владимирский централ" сами. Учительница предложила им исполнить что-нибудь из современной музыки и настаивала на песне "Замыкая круг", однако один из учеников, скорее всего в шутку, назвал один из главных хитов конца лихих 90-х. И его выбор поддержало большинство одноклассников.

Преподаватель не стала противиться общему настроению, посчитав, что сможет доходчиво раскрыть и эту сторону российской музыкальной культуры. Так вместо "Замыкая круг" в репертуар гимназистов вошел Михаил Круг. Педагог действительно подготовилась к следующему уроку, подобрав информацию о таком музыкальном жанре как шансон, о самом исполнителе песни, о композиционных и смысловых особенностях "Владимирского централа".

Родители идею поняли, но не поддержали, решив, что детям не стоит изучать такой материал. Вопросы к преподавателю музыки у них были и раньше - например, после того, как в школьных стенах из детских уст зазвучала песня Ирины Аллегровой "Гарем". Уточнить, кто выбрал эту композицию, корреспонденту "РГ" не удалось - педагог после вопроса о репертуаре удалила страницу в социальной сети.

В департаменте образования новосибирской мэрии отметили, что учителю, прежде чем соглашаться с выбором детей, следовало учесть возможную реакцию родителей. Изучение данного внепрограммного "произведения" в стенах образовательного чиновники считают ошибкой. В мэрии заявили: руководитель гимназии вправе принять решение о дисциплинарном взыскании в отношении педагога. В итоге директор школы так и поступил.

(Зайков Н. В Сибири учительницу музыки наказали за "Владимирский централ" / Никита Зайков, Новосибирск // Российская газета. – 2016. - 03 октября).

Сам себе врач

Мы, родители, крайне обеспокоены сложившейся ситуацией - в школах нет заботы о здоровье детей. На каком основании ликвидировано постоянное медицинское сопровождение в детских образовательных учреждениях? Медработники теперь приходят из детских поликлиник во второй половине дня в школы или детские сады лишь на 1,5 часа для ведения документации. Иными словами, вообще отсутствует профилактическая, постоянная и первая медицинская помощь до приезда кареты «скорой помощи». При этом введено инклюзивное образование.

Естественно, что для детей с ОВЗ и инвалидностью, оказавшихся в стенах школы, нужен более усиленный медицинский контроль. Однако медиков нет ни для здоровых, ни для больных детей. Вновь на передний план выставляют учителей и воспитателей, которые теперь в случае детской травмы, обморока или иных неполадок со здоровьем подопечных должны бросить группу всех детей, находящихся под их ответственностью, и оказывать первую медицинскую помощь ребенку до приезда кареты «скорой помощи». Раньше педагогу нужно было просто вызвать профессионального медработника внутри учреждения. И, надо понимать, если взрослый не сможет оказать профессионально первую помощь, то и будет отвечать за это. Или у нас, как всегда, до первой трагедии, а потом все увидят проблему и будут искать виновных?

А как же тогда понимать медицинское страхование, которое являет собой форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья? А кто защитит здоровье наших детей во время и на протяжении всего образовательного процесса?

(Кочкина М. Сам себе врач / Мария Кочкина, председатель управляющего совета ГБОУ «Многопрофильная школа №1381», Москва // Учительская газета. – 2016. - 27 сентября)


Высшая школа

В стране создадут Российский университет транспорта

Это поручение утверждено президентом в числе прочих по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей.

На базе Московского государственного университета путей сообщения императора Николая II создается Национальный (Российский) университет транспорта. Учредителем нового образовательного учреждения станет Минтранс. Предполагается, что к МИИТу будут присоединены другие столичные транспортные вузы (МАДИ, МГАВТ, МГТУГА). Ранее планы Минтранса вызвали резкую критику со стороны представителей учебных заведений гражданской авиации, крупнейших авиакомпаний и аэропортов России: в отрасли не видят оснований для реорганизации и предупреждают, что перемены обернутся падением качества подготовки специалистов. Однако, по словам министра транспорта Максима Соколова, это решение не повлияет на профессиональные навыки будущих капитанов: все специальности, которые есть в вузах до реорганизации, будут сохранены после объединения, однако, возможно, будут прорабатываться новые направления подготовки.

(Буйлова Н. В стране создадут Российский университет транспорта / Надежда Буйлова // «Учительская газета. – 2016. - 20 сентября).

СПбГУ попал в рейтинг лучших

Издание Financial Times опубликовало рейтинг лучших бизнес-школ мира (FT Global Masters in Management 2016). Санкт-Петербургский государственный университет оказался единственным отечественным вузом в списке. В этом году он занял 39-ю позицию, поднявшись на семь строчек по сравнению с прошлогодним результатом. Тройку лидеров уже три года возглавляют университет Санкт-Галлена (Швейцария), Парижский технологический университет, Высшая школа экономических и коммерческих наук Франции. Францию можно назвать главным лидером среди стран в рейтинге. В список вошли 23 французских вуза.

На место в рейтинге влияют: степень международной академической и карьерной мобильности, карьерный рост и статус выпускников через три года после выпуска, а также процент преподавателей с докторской степенью и другие критерии.

Напомним, что впервые в рейтинг Financial Times магистерская программа Masters in Management, реализуемая в СПбГУ, вошла в 2013 году. Тогда она стала 65-й в списке из 70 лучших программ. В течение следующих трех лет университет последовательно улучшал свои позиции. В 2014 году СПбГУ поднялся до 56-го места, год спустя занял 46-ю строчку, в этом году стал 39-м в мире.

(Колесникова У. СПбГУ попал в рейтинг лучших / Ульяна Колесникова // Учительская газета. – 2016. - 20 сентября)

О том, для чего и как учить математике гуманитариев

Почему гуманитарное знание в современной России находится в упадке, c обозревателем «Независимой газеты» Натальей Савицкой беседует ректор Университета Дмитрия Пожарского, доктор физико-математических наук Алексей Савватеев.

– Алексей Владимирович, как вы думаете, человек со знанием древних языков, например, востребован в нашем обществе?

– Я не понимаю такого слова – «востребованный». Если человек получил настоящее образование, он всегда востребован. Нет смысла гоняться за тем, что сегодня важно в той или иной отрасли, а завтра – не важно и забыто. Образование вообще может быть только фундаментальным.

Я время от времени наблюдаю, как открывается та или иная «контора», где говорят: мы сейчас вас научим знаниям, которые сегодня очень востребованы. Пришли люди, чему-то научились. А через какое-то время им опять говорят: приходите, мы научим вас другим знаниям, но тоже необходимым. Вот это все не является университетским подлинным образованием. Это обучение навыкам, это дополнительная профессиональная подготовка, но никак не образование.

– И все же, я думаю, что обучаться сегодня фундаментальным знаниям – это рискованно для молодого человека.

– Наш проект вообще рисковый. У нас преподают математику, экономику и физику на очень высоком уровне. Это – рискованная заявка!

– Математика у вас на первом месте. И даже – для гуманитариев. Мне, например, это кажется невозможным.

– Бывает математика для всех, бывает и математика для гуманитариев. Причем первая из них значительно проще, чем вторая. Гуманитарию математика очень нужна, потому что он должен быть всесторонне развитым человеком. А математик в принципе может знать только математику и больше ничего.

– В таком случае какая она – математика для гуманитария?

– Математика для гуманитариев бывает с достаточно витиеватыми рассуждениями, пусть и не требующими сложной техники. Скажем, какие-то конструкции, связанные с делимостью целых чисел, начальная топология, сферическая геометрия. У хороших гуманитариев прекрасное мышление – единственное, чего у них нет, так это того, что натаскивается в математических школах в старших классах.

– Судя по вашим словам, математик вне математики – это просто человек...

– Математик вне математики и о жизни склонен судить по тем математическим законам, к которым приучен, поэтому часто отрывается от жизни. Вот физики ближе к жизненной реальности, потому что физика познает физические законы бытия. И для них такие строгоаксиоматические рассуждения о политике, экономике и социуме, как для математиков, менее характерны. По крайней мере многолетний опыт жизни среди математиков и физиков привел меня именно к такому выводу.

– Похоже, сегодня мы не имеем таких гуманитариев?

– Вот здесь я могу сослаться только на сведущих людей, мнению которых я всецело доверяю. Руководитель нашей гуманитарной магистратуры Алексей Игоревич Любжин считает, что с гуманитарным образованием в стране полная катастрофа и она, грубо говоря, никогда и не прекращалась с 1917 года. С математикой у нас, по крайней мере в лучших матшколах, все было прекрасно в советское время.

Между прочим, существует точка зрения, что тогда фактически были продолжены те реформы в сфере образования, которые начинали делать еще при жизни последнего нашего императора. С этим можно спорить, но есть такая гипотеза. Как и есть такой факт, что математика была очень востребованной при советском строе.

А вот гуманитарии были не нужны. За хорошие гуманитарные знания можно было и сесть. Так что пока у нас гуманитарное знание не восстановлено, потому что подлинных носителей его практически нет.

– В таком случае рискну спросить: а есть ли у вас рецепты его восстановления?

– Опять же, по мнению Алексея Игоревича, надо восстанавливать то образование, которое существовало до революции. Что мы, собственно, и делаем в нашем университете. Этого, однако, мало – нужно создать несколько университетов и гимназий «имперского» типа.

– А как обнаружить хорошего математика? Статистика говорит, что людей с математическими способностями совсем немного, около 14%.

– Эту информацию нужно воспринимать критически. Если вы не вникли в конкретную методику подсчета (например, математически одаренных людей), в каждую деталь этой методики, то скорее всего это обычная туфта, шарлатанство. Никто не сможет назвать точное число, точный процент.

– Но вы согласны, что математиков в стране меньше, чем гуманитариев?

– Нет, потому что, как я уже говорил, гуманитарного образования в стране нет. Математик «выстреливает» рано, а истинный гуманитарий вызревает долго. Поэтому сказать, кого в количественном плане у нас меньше-больше, просто невозможно.

– Хорошо. Среди лауреатов Филдсовской премии по математике очень много выходцев из России. Почему? Это методика преподавания у нас такая замечательная?

– Не думаю. Ее бы давно переняли, развивали у себя и добились таких же результатов другие страны. Выскажу крамольную мысль: дело в нашей культуре, так сказать в культурном коде нации, благодаря которому у нас рождается и развивается особенно много талантливых людей. Если бы еще все они оставались в России..

(Савицкая Н. Образование может быть только фундаментальным / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2016. – 13 сентября).

Минобрнауки само установит цены на платные услуги в вузах

Министерство образования и науки РФ намерено взять на себя полномочия по регулированию цен на платные услуги высших учебных заведений. Ведомство объясняет эту инициативу необходимостью установить единый подход к ценообразованию в этой сфере. Вузы неоднозначно относятся к этой инициативе: некоторые специалисты считают, что она может негативно сказаться и на качестве образования, и на финансовом положении учебных заведений.

Минобрнауки выступило с инициативой дополнить перечень своих полномочий, определяемый постановлением правительства РФ №466 от 3 июня 2013 года, еще одним подпунктом. Новая версия документа наделяет министерство правом самостоятельно устанавливать «общие требования к порядку определения платы для физических ‎и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности образовательной организации высшего образования». Сейчас цены на платные услуги определяют вузы.

В пояснительной записке к документу Минобрнауки уточняет, что собирается регулировать коммерческую образовательную деятельность вузов «независимо от ведомственной принадлежности» и рассчитывает таким образом «предупредить и выявить факты нарушения и неисполнения законодательства Российской Федерации в сфере образования».

Принятие этого проекта может иметь серьезные негативные последствия, считает представитель одного из московских некоммерческих гуманитарных вузов.

— Установление размера платы за обучение — это очень тонкая вещь, — отметил собеседник «Известий». — Мы хотим, чтобы у нас учился студент определенного типа — с уклоном в интеллигентность. Интеллигентные семьи, как правило, не из самых обеспеченных. Поэтому мы вынуждены очень тонко лавировать, чтобы, с одной стороны, не потерять их, а с другой стороны, и самим выжить. Это нельзя решать извне. Это внутренний, я бы сказал, интимный вопрос. Допустим, мы сейчас взвинтим цену и придет студент, который положит ноги на стол и будет жевать жвачку. Нам это не нужно, хотя мы сразу разбогатеем. Поэтому мы держимся за своего студента. И здесь каждый год приходится принимать решение на интуитивном уровне — сколько сегодня можно? Спонсоров у нас нет, нас никто не поддерживает. Нам выжить нужно. Извне этот вопрос не решить, — уверен специалист.

Иной точки зрения придерживается доктор экономических наук, профессор Виктор Горин.

— Инициатива министерства предоставит людям возможность получать хорошее высшее образование, потому что она поддержит те вузы, которые дают истинное образование, и придавит те вузы, которые дают бумагу, а не образование. Востребованность будущих специалистов станет определяться качеством образования в вузе. Надо пересматривать всю концепцию подхода к образовательному процессу. Заказчиками должны выступать будущие работодатели. Вуз будет готовить именно тех специалистов, которые необходимы народному хозяйству. Сейчас выдается диплом и ты должен искать работу сам. И большинство «специалистов» приходят к работодателю с документом о высшем образовании, но без самого образования. Регулировкой тарифов Министерство образования будет способствовать тому, что произойдет отбор вузов, которые оказывают качественные услуги, — уверен Виктор Горин.

Яков Миркин, профессор Финансового университета при правительстве РФ. приводит пример эффективного регулирования цен государством — во время кризиса, когда фиксируются цены на хлеб и другие продукты, чтобы обеспечить их доступность и поддержать бедных.

— Но образовательная услуга — это не булка; в такой тонкой и сложной области, как образование, попытка регулировать цены сверху будет означать деструкцию, — уверен эксперт. — Такое регулирование было бы понятно, если бы государство полностью брало на себя обязательства по финансированию вузов, увеличивало бы расходы на образование. Но, к сожалению, тенденция обратная: вузы существуют в условиях дефицита финансирования, который они покрывали платными образовательными услугами. Расходы государства на образование в процентах к ВВП снизились. На самом деле контроль над ценообразованием не решит вопрос оптимизации. Опыт других отраслей показывает, что вмешательство государства в цены не только не страхует от их избыточного роста, но может приводить к тому, что они будут неудержимо стремиться вверх.

Как сообщил «Известиям» источник, близкий к сфере образования, госрегулирование цен на платные услуги в государственных вузах уже существует. И цель новшества — распространить эту практику и на негосударственные вузы.

(Нодельман В. Минобрнауки само установит цены на платные услуги в вузах / Валерия Нодельман // Известия. – 2016. – 27 сентября).

Мировые рейтинги

Вышел очередной глобальный мировой рейтинг университетов Times Higher Education (THE). На этот раз Россия представлена в нем 24 вузами. Для сравнения: в прошлом году всего 13 российских вузов входили в рейтинг THE.

Как сообщает Министерство образования и науки РФ, среди 11 российских вузов, впервые попавших в рейтинг THE, наибольший прорыв совершили Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), занявший место в группе 351–400, и Высшая школа экономики (НИУ), оказавшаяся в группе 401–500.

Лучший результат среди российских вузов показал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, расположившись на 188-й позиции рейтинга. Существенное продвижение также совершил Московский физико-технический институт, поднявшись за год более чем на 200 позиций, заняв место в группе 301–350.

В группу 501–600 вошли Томский политехнический университет и Томский государственный университет, поднявшийся в рейтинге сразу на 100 мест. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого занял позицию в группе 601–800, а в группе 801+ оказались НИТУ «МИСиС», Уральский федеральный университет и впервые вошедшие в рейтинг Университет Лобачевского (Нижний Новгород), Российский университет дружбы народов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и Сибирский федеральный университет.

Напомним, методология рейтинга THE основывается на 13 индикаторах эффективности, сгруппированных по пяти направлениям: преподавание, исследования (объем, доход и репутация), цитирование, международное взаимодействие (сотрудники, студенты и исследования), доход от производственной деятельности (трансфер знаний). И большое значение при составлении данного рейтинга придается результатам опроса представителей научного сообщества с целью выявления репутации вуза в академической среде.

Также напомним, что участие наших вузов в мировых рейтингах – это целая государственная программа, включающая попадание как минимум пяти отечественных вузов в топ-100 мировых рейтингов. Программа стартовала в 2013-м и гарантировала выбранным вузам финансирование в сумме 57,1 млрд руб. на период до 2017 года. Вузам было обещано 9 млрд в 2013 году, 10,5 млрд – в 2014-м, 12 млрд – в 2015-м, 12,5 млрд – в 2016-м и 13,1 млрд руб. в 2017 году. В ноябре 2015 года вышло постановление, которое продлило господдержку программы до 2020 года, а финансирование ведущих университетов в 2016 и 2017 годах увеличилось на 2 млрд в 2016-м и на 1,4 млрд руб. в 2017 году.

Что интересно, схожие задачи ставит себе не только наше государство. Пробиться в лидеры образовательных рейтингов столь же интенсивно, как и мы, стремятся государства с растущей экономикой. Например, Китай уже составил практически пошаговую «инструкцию» по завоеванию лидирующих позиций в мировых рейтингах к середине XXI века. Согласно вышедшему недавно Докладу ЮНЕСКО по науке до 2030 года, Китай занял второе место по объему затрат на научные и опытно-конструкторские работы. По этому показателю его опережают лишь США, а Европейский союз и Япония даже отстают. И еще Китай сегодня лидирует по количеству научных публикаций.

Как сообщают составители нынешнего рейтинга, в этом году в его методологию были внесены некоторые изменения. Впервые в анализ публикаций были включены книги, проиндексированные в базе данных научных публикаций Scopus. Это, по мнению составителей рейтинга, гарантирует более объективное отражение исследований в гуманитарных направлениях. Впрочем, некоторые эксперты тем не менее убеждены, что составители и этих баз небезупречны. Иной раз и они по ошибке включают недобросовестные коммерческие журналы.

Рейтинг THE большое внимание уделяет международной деятельности вузов. И опять же здесь многие страны наращивают свои усилия. Про Китай и говорить не приходится. Но от Китая не отстают и традиционные лидеры мировых рейтингов. Например, недавно канадское правительство обозначило задачу отправки как можно большего числа студентов для получения образования за рубежом. Сегодня речь идет как минимум о ежегодной отправке 50 тыс. канадцев за рубеж. Канаде нужны «лидеры завтрашнего дня», готовые участвовать и лидировать в глобальном сообществе, говорят авторы такой программы.

Ну и, наконец, каждый выход нового мирового рейтинга возрождает в России дискуссию о том, что участие в мировых рейтингах хорошо, но надо бы что-то делать и с оставшимися вне каких бы то ни было рейтингов вузами.

Многие эксперты считают, что отдельные вузы, входящие даже в топ-100, не могут кардинально изменить ситуацию в высшем образовании страны. А вот новая модель университета может. И опыт западных стран подтверждает это. Их успеху в целом способствовали не конкретные вузы, а прочная сложившаяся университетская модель. Кстати, а какая она должна быть в России?

(Савицкая Н. До первой сотни наши вузы пока не дотягивают / Наталья Савицкая // Независимая газета – 27 сентября).

Нынешняя приемная кампания в вузы дала очередные поводы для констатации проблем

Анатолий Торкунов, академик РАН, ректор МГИМО МИД России:

-Учебный год в вузах постепенно вступает в зрелую пору. Недавние школьники, почувствовавшие себя взрослыми людьми, втягиваются в новую студенческую жизнь, что для многих совсем не простая задача. Старшеклассники, что идут следом за ними, да и их родители должны уже в ближайшее время решить, куда они пойдут учиться, а следовательно, какие ЕГЭ они будут сдавать и как к ним лучше подготовиться в школе. Что же касается работников вузов – они по-прежнему заинтересованы привлечь и удержать самых толковых ребят. В интересах же всего общества – достижение синергии там, где встречаются школа и университет.

Реформы российского образования новейшего времени шли под лозунгом обеспечения преемственности между ними. Сделано многое, но цель с каждым новым шагом не становится ближе. Идеальная образовательная модель недостижима, как горизонт. Нынешняя приемная компания дала очередные поводы для констатации проблем и побудила высказать несколько соображений.

Хочу оговориться, что разговор пойдет главным образом о социально-экономических и гуманитарных вузовских специальностях. И прежде всего констатирую, что набор дисциплин в школе не в полной мере сочетается с направлениями высшего образования. Речь, конечно, не идет о продлении университетских и образовательных траекторий в школу. Речь идет о необходимости освободиться от тупиковых маршрутов школьного образования.

Парадоксы школьного обществознания

Вот уже многие годы предпринимаются усилия по укоренению в старшей школе основ экономики и основ права. Но декларированные относительно недавно федеральные государственные образовательные стандарты пока в основном остаются на бумаге – базовых учебников по экономике и праву как не было, так и нет. Соответственно нет и возможности развернуть подготовку учителей и учеников по этим предметам.

Сложилась парадоксальная, абсурдная ситуация. Университеты принимают без вступительных испытаний победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по праву и по экономике. Предметы эти есть лишь в небольшом числе школ, и по ним не проводится единый государственный экзамен. Все прочие абитуриенты, поступающие на право и на экономику (а также на политологию, социологию, госуправление), должны предъявить сертификат ЕГЭ по обществознанию. Те абитуриенты, которые являются победителями и призерами вузовских олимпиад по перечисленным выше предметам, должны, как правило, подтверждать качество своего диплома сертификатом ЕГЭ по обществознанию.

Но почему именно по обществознанию? Школьный учебник по нему очевидно слабый, эклектичный. Сделать же хороший учебник очень сложно, ибо здесь требуется междисциплинарный синтез. К тому же нынешний школьный курс буквально заминирован идеологическим субъективизмом, когда правильность ответа на вопрос зависит от политических вкусов экзаменатора. В результате – небывалая для других предметов ситуация, когда многие победители Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию плохо сдают ЕГЭ по нему.

ЕГЭ – на выбор

Впрочем, появление обществознания в категории обязательных инструментов проверки знаний для поступления в университет – это полезный опыт. Ибо негативный результат – тоже результат.

Сегодня каждый из трех предметов, по которым абитуриенты должны предъявить сертификаты ЕГЭ, имеет различное «происхождение». ЕГЭ по русскому языку носит всеобщий характер, ибо преподавание ведется на нем и абитуриент должен показать, что он элементарно владеет знаковой системой обучения. Предмет второго ЕГЭ назначается Министерством образования и науки РФ. Обществознание назначено именно им. Какой третий сертификат должны приносить в приемную комиссию абитуриенты, определяет вуз.

Почему не создать выбор в определении предмета второго ЕГЭ? Не полную свободу, каковая имеет место в случае с третьим ЕГЭ, а именно выбор. Например, Министерство устанавливает список: обществознание, история, география… А вузы выбирают из него тот предмет, который для них оптимален. Считаю, что таким предметом должна быть история.

Инфляция победителей и призеров

Еще одним новым фактором нынешней приемной кампании стал продолжающийся рост числа победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников. С 2012 года по совокупности ряда гуманитарных предметов (история, право, обществознание, литература, экономика, география, экология) оно возросло с 513 до 755, почти в полтора раза.

Только в 2016 году это число увеличилось с 685 до 755, прежде всего за счет обществознания и географии. При этом количество выпускников с 2012 года возросло незначительно. Показательно, что из 242 мест, на которые с 2012 по 2016 год выросло число победителей и призеров по перечисленным предметам, 172 позиции (71%) заняли москвичи.

У нас нет оснований ставить под сомнение объективность жюри. Но зачем неуклонно растет число победителей и призеров?

Планка портфолио

Значимым новшеством последних лет является учет в конкурсе так называемых портфолио, то есть индивидуальных достижений поступающих. Это правильный шаг. Университеты всего мира стремятся побольше узнать о своих абитуриентах, вовремя выявить их перспективные качества. Портфолио особенно важно при поступлении в магистратуру, когда абитуриент уже мог полноценно проявить свою индивидуальность. Но некоторые и в 17–18 лет оказываются способны к этому.

Думается, что Министерство образования и науки РФ было излишне осторожно, когда установило за портфолио предельный уровень в 10 баллов.

Совершенствование взаимодействия школы и университета – процесс бесконечный. Здесь не абстрактный механизм, в котором соединяются два этих важнейших института и который можно наладить в соответствии с некими принципами и нормативами. Школа и университет – живые социальные организмы. Это налагает на всех тех, кто берется решать их проблемы, ответственность сродни ответственности врача и предопределяет непрерывную изменчивость, казалось бы, привычной образовательной реальности.

(Торкунов А. Там, где встречаются школа и университет / Анатолий Торкунов, академик РАН, ректор МГИМО МИД России // Независимая газета. – 2016. – 27 сентября).

Вузы опубликовали правила приема

В этом году по требованиям Министерства образования и науки одновременно с правилами приема вузы печатают полную информацию по льготам, которые дают за разные олимпиады - Всероссийскую олимпиаду школьников и олимпиады из перечня Минобрнауки. Их в этом году 88.

Раньше информация по льготам появлялась на сайтах университетов только в июне. Для того, чтобы олимпиадники могли воспользоваться льготами, они должны набрать на профильном ЕГЭ не меньше 75 баллов. А самые большие льготы - зачисление вне конкурса или 100 баллов получают победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад так называемого первого уровня. Всего таких уровней три.

Как и прежде, заявление можно подать лично, обычной почтой или электронной. Прием документов в бакалавриат и специалитет начнется 20 июня, а зачисление пройдет в две волны. Списки будут вывешены 3 и 8 августа соответственно.

Сохраняется квота в 10 процентов для детей-инвалидов и сирот. Что нового появилось в правилах? В некоторых вузах изменились баллы, которые они давали за индивидуальные достижения. Например, МГУ даст в это году за отличный аттестат 5 баллов, за золотой значок ГТО - 2 балла, за сочинение - 3 балла. В Санкт-Петербургском университете баллы начислят не только победителям и призерам Олимпийских игр, но и членам сборных команд России. Если это олимпийские виды спорта, то к баллам ЕГЭ прибавят 10 баллов, если не олимпийские - 5 баллов. Победители региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников могут рассчитывать на 4 балла, призеры - на 3. В ВШЭ за сочинение можно получить до 10 баллов, за аттестат с золотой или серебряной медалью- 3 балла. Если ты мастер спорта, то к баллам ЕГЭ получишь 3 балла дополнительно, если кандидат в мастера спорта, то 2 балла.

В некоторых вузах особо подчеркивается, что отсутствие личной подписи абитуриента на заявлении или неразборчивый, нечитаемый текст может быть причиной, по которой тебя не допустят к конкурсу

(Ивойлова И. Кого возьмут в студенты / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2016.-. 3 октября).

Две трети студентов сомневаются в профессионализме преподавателей

Только треть российских студентов безоговорочно уверены в профессионализме преподавателей. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного порталом Career.ru. При этом 61% респондентов ответили, что такое они могут сказать лишь про некоторых из тех, кто их учит.

В технических вузах доверие к преподавательскому составу выше — 38% студентов этих заведений считают всех своих преподавателей профессионалами. А среди студентов гуманитарных специальностей такое мнение высказали только 31% опрошенных.

58% всех респондентов считают знания, которые им дают, полезными для своей специальности. Среди «технарей» так думает больше студентов (61%), чем среди гуманитариев (56%).

А вот при ответе на вопрос «как вы оцениваете актуальность информации по профильным дисциплинам» картина оказалась несколько иной: актуальной ее считают 67% гуманитариев и 57% студентов технических вузов.

Подавляющее большинство студентов не рассматривали преподавательский состав в качестве критерия при выборе вуза. Только 2% «технарей» и 4% гуманитариев заявили, что репутация преподавателей была одним из определяющих факторов при выборе вуза, 13 и 16% соответственно — что это было одним из критериев, но далеко не главным. Остальных этот вопрос вообще не волновал.

Среди студентов технических вузов подбором преподавательского состава довольны 61%, среди гуманитарных — 57%.

При оценке профессионализма преподавателей студенты учитывают в первую очередь содержание учебных курсов (74%) и характер общения со студентами (74%). Кроме того, для них имеет значение научная деятельность преподавателей (54%) и опыт работы вне вуза (49%). В то же время репутации преподавателей в стенах вуза и их внешнему виду большинство студентов не придают большого значения.

Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак считает, что результаты опроса отражают упадок российской системы образования.

— Профессионализма не хватает, потому что преподаватели при нынешней нищенской зарплате вынуждены работать сразу в нескольких вузах, браться за любую работу, заниматься не наукой, не повышением уровня своей квалификации, а выживанием, вместо того чтобы использовать оставшееся у них свободное время для изучения профессиональной литературы, — заявил он «Известиям». — А ведь все дисциплины развиваются. И если человек когда-то получил квалификацию, это не означает, что он всегда остается сведущим в этой теме. Надо постоянно работать над собой. А мы видим ситуацию, когда многие преподаватели на лекциях буквально читают учебник. Студенты, конечно, это видят. И именно поэтому у нас выпускники в конечном счете не имеют достаточных навыков.

Сопредседатель центрального совета Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность», преподаватель МГУ Михаил Лобанов также связывает уровень квалификации преподавателей с зарплатами.

(Крецул Р. Две трети студентов сомневаются в профессионализме преподавателей / Роман Крецул // Известия. – 2016. - 28 сентября)


 Научные сообщения

87% россиян видят спасение от кризиса в подработке

В России набирает популярность такой вид заработка, как подработка. Согласно данным исследования Part-time job in Russia 2016, проведенного НП «Эксперты рынка труда» совместно с инвентаризационной компанией LTRevizor — Независимая инвентаризация, лояльность к подработке растет как среди соискателей, так и работодателей.

87% опрошенных уверены, что с учетом сложившейся экономической ситуации подработка сегодня является действенным способом повышения дохода. Эксперты считают, что это связано с экономическим кризисом: люди пытаются таким образом повысить свои доходы. Специалисты по персоналу добавляют, что интерес к подработке — это общемировая тенденция современного рынка труда.

Интересно, что решаются на дополнительную работу в основном женщины: их 75% среди сотрудников на частичной и временной занятости. Наибольшую популярность формат подработок имеет у студентов (63%), женщин, находящихся в декретном отпуске (46%), ипотечников (38%) и лиц с потребительскими кредитами (33%). В поисках подработок больше всего проявляют активность люди в возрасте 21–25 и 30–40 лет.

(Нодельман В. 87% россиян видят спасение от кризиса в подработке / Валерия Нодельман // Известия. – 2016. - 20 сентября).

Списал? Сдавай студбилет

Примерно 60 процентов студентов списывают курсовые и дипломные работы.

Исследователи ВШЭ провели опрос среди студентов экономических факультетов о списывании в Интернете. Каждый шестой студент уверен, что с помощью списывания можно сдать любой экзамен.

Больше половины будущих экономистов и менеджеров не скрывают: они знают о том, что на их факультетах студенты скачивают работы из Интернета, покупают рефераты и курсовые. Причем не осуждают тех, кто мошенническим путем получил хорошую оценку или диплом. И только 12 процентов студентов согласны, что за такие работы надо ставить "два".

Почему студенты списывают? Одни плохо знают материал и не хотят получить "неуд" на экзамене, другие решают подстраховаться, потому что нацелены на отличный результат. Кто-то вообще пришел в вуз только ради "корочек". Учиться дальше те, кто списывают, тоже обычно не планируют. Кстати, меньше всего списывают первокурсники, больше всего - второй и четвертый курс.

Чаще списывают студенты экономических, гуманитарных и педагогических вузов, реже - технических, транспортных, медицинских и сельскохозяйственных. На одном из форумов в Интернете, где обсуждается эта проблема, преподаватель университета признался: среди его студентов-заочников 70 процентов скачивают материалы из сети. Что он делает? Если в работе списано меньше половины, засчитывает ее. Если больше - не ставит "два", а отправляет студенту на доработку. Работы на плагиат проверяют далеко не во всех вузах. Среди тех, кто активно борется со списыванием - ВШЭ и СПбГУ. Ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Николай Кропачев рассказал, что в Уставе вуза прописаны все случаи, когда студента могут отчислить. Там есть и плагиат.

В США списавшего отчисляют, запись о списывании могут оставить в личном деле. Причем, накажут и того, кто списывал, и того, кто видел, но промолчал. Отчисление за списывание считается позорным, а студентам в начале изучения каждого предмета раздают учебные планы, где есть пункт "академическая честность".

В Китае списывание на выпускных экзаменах типа нашего ЕГЭ может повлечь и уголовное наказание.

Во Франции за шпаргалки запрещают сдавать экзамены в течение 5 лет.

(Борисова И. Списал? Сдавай студбилет / Ирина Борисова // Российская газета – 2016. – 3 октября)


Дошкольное образование


Научить учиться. Нужно ли водить ребёнка на подготовительные курсы в школе?

В школах активно идет запись на подготовительные курсы будущих первоклассников. Так ли они необходимы детям?

Чтобы водить ребёнка на «подготовишки», родителям надо найти не только дополнительное время, но и деньги. А что взамен? «АиФ» спросил учителя московской школы, Марину Думину, учителя начальных классов московского лицея № 1502.

— А так ли уж нужны подготовительные курсы, ведь дети для того и идут в 1 класс, чтобы учиться?

Марина Думина: Это правда. По закону отсчёт школьного образования начинается с 1 класса. И в идеале именно с этого момента нужно учить ребёнка писать, читать и считать, а не начинать до школы закачивать в него школьную программу. Если ребёнок ходит в детский сад, то там подготовкой занимаются как раз воспитатели по программам для дошкольников. Есть специальные федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, где прописано, чему и как должен научиться ребёнок к школе. И таким детям подготовительные курсы действительно могут быть не нужны. Опытный учитель начальных классов всегда знает, о чём спросить ребёнка, чтобы понять, готов он к школе или нет, и нужны ли ему курсы. Он же обязательно покажет родителям пособия, по которым будут заниматься дети. Нередко, побеседовав с родителями и ребёнком, мы честно говорим, что им не нужны дошкольные курсы. А на эти деньги (курсы ведь платные) лучше купить новые книжки ребёнку, раз он уже и так читает. У нас таких — каждый третий. Если ребёнок не добрал каких-то умений и знаний в детском саду, можно позаниматься. Если учитель об этом не предупреждает и не проверяет подготовку ребенка, а записывает на курсы всех подряд, то это больше похоже на зарабатывание денег.

— Некоторые говорят, что, походив на курсы, ребёнок привыкнет к школе — и это весомый плюс. Так?

— Да, для некоторых детей такая психологическая адаптация очень важна. Особенно если есть страх перед школой, который нередко нагнетают сами родители, внушая ребёнку, что учиться надо только хорошо, что школа — это огромный труд и тяжёлая работа и т. д. В итоге ребёнок начинает воспринимать школу как место, где ему будет очень трудно. Кто захочет в такое место идти добровольно? На курсах ребёнок знакомится с обстановкой, режимом работы (в школе ведь надо высидеть за партой целый урок, что иным ребятам даже в 1 классе даётся непросто), учителями, будущими одноклассниками. И понимает, что не всё так страшно. Мы замечаем по нашим первоклашкам: если дети сдружились на курсах подготовки, то они счастливые приходят в школу 1 сентября, потому что морально и психологически готовы к новой жизни. Они спокойны и уверены в себе. Ведь нередко дети в 1 классе (вслед за родителями) испытывают такой сильный стресс при переходе на новую школьную жизнь, что у них начинаются сильные головные боли, боли в животе, диарея, капризы или вспышки агрессии. Ещё один плюс в том, что дети на подготовительных курсах учатся по единой линии учебников и пособий, которая продолжается потом в 1 классе.

— Но вот как раз частая претензия родителей, водивших детей на такие курсы, в том и состоит, что в 1 классе потом учат снова то же самое — и ребёнок в школе скучает.

— Это не так! Не могу сказать за другие школы, но в нашей школе мы всегда отслеживаем, чтобы не было пересечений программы дошкольной подготовки с материалом, который изучается в 1 классе. И уж тем более у нас строго запрещено повторять программу 1 класса. Это совершенно разные пособия — для дошкольных групп и первоклассников, хотя у них может быть один автор. Поэтому при выборе курсов родителям стоит обратить внимание и на этот момент. Может быть, расспросить родителей первоклассников, которые в прошлом году ходили на курсы подготовки — что изучали дети, по каким учебникам, как они учатся в 1 классе, помогло им это или нет. Нужно понимать, что всему своё время. Скажем, в 5 лет ребёнок должен уметь завязывать шнурки, знать своё полное имя, имена членов своей семьи, иметь первоначальные знания об окружающем мире и т.д. Но ему совершенно ни к чему в 6 лет зубрить таблицу умножения и складывать двузначные числа. Поэтому родители сами должны сделать осознанный выбор, посоветоваться с учителем (обязательно показав ему ребенка!) и принять решение, как будет лучше для их ребёнка.

(Борта Ю. Научить учиться. Нужно ли водить ребёнка на подготовительные курсы в школе? / Юлия Борта // Аргументы и факты. – 2016. – 8 сентября).

Во что играют наши дети

Любимая игрушка - это то светлое, что дорого нашему сердцу на протяжении всей жизни. Даже став взрослыми, мы дорожим воспоминаниями, в которых живут наши любимые игрушки. Рука не поднимается выбросить плюшевого друга, и иногда, мельком взглянув на него, чувствуем, как потеплело сердце. Игрушки помогают нам понять своих детей и их желания. Мы понимаем своих детей, когда они берут в кроватку любимую игрушку. Детская способность верить в чудеса и общаться с любым неодушевленным предметом знакома каждому из нас. Мишка, зайчик или тигренок становится для ребенка на несколько лет настоящим другом. Игрушка для детей совсем не неодушевленный предмет, они наделяют его душой и чувством. Порой они делают их сами и мысленно наделяют какой-то предмет чертами, скажем, куклы, машинки, все дело в фантазии ребенка, которая может быть очень богатой. Помните, у Экзюпери шляпа превратилась в слона, проглоченного змеей. Игры, игрушки помогают ребенку познавать окружающий их мир, усвоить многие человеческие ценности: честность, верность, смелость и даже ответственность.

(Курганова М. Зайчик, машинка, монстр.../ Маргарита Курганова // Учительская газета. – 2016. – 27 сентября)



Начальная школа

Сроки приема заявок в первый класс изменятся

Минобрнауки РФ планирует изменить сроки приема школами заявлений на зачисление в первый класс. Об этом можно узнать из проекта документа, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Так, если ранее заявления в первый класс принимались до 30 июня, то теперь прием заявлений для детей, проживающих на закрепленной территории, должен будет проходить с 1 февраля по 24 апреля. Для всех остальных при наличии свободных мест он будет начинаться 25 апреля и заканчиваться 5 сентября.

Законопроектом также уточняется возраст детей, которых берут в первый класс, - с 6,5 до 8 лет.

В пояснительной записке уточняется, что мониторинг обращений граждан и мониторинг правоприменительной практики порядка приема на обучение показал необходимость внесения изменений в эту процедуру. Общественное обсуждение документа на портале проектов нормативных правовых актов завершится 28 сентября.

(Косыгин С. Сроки приема заявок в первый класс изменятся / Сергей Косыгин //Учительская газета. – 2016. - 20 сентября)


Воспитание и дополнительное образование

Какую сумму вы тратите на кружки и секции вашего ребенка?

Евгения АВЕРИНА, мама двоих детей, Домодедово, Московская область:

- Мои дети ходят в разные секции. Один занимается самбо, другой увлекается плаванием. В месяц такие занятия обходятся в 10 тысяч рублей. Дорого, конечно, но главное, что это интересно моим детям.

Анна БЕЛОВА, мама троих детей, Москва:

- Я не считаю, сколько в месяц выходит, но могу сказать, сколько стоит абонемент. Сейчас дети ходят только на танцы. На одного человека абонемент на полгода обходится в 18 тысяч рублей. Раньше посещали гимнастику, рисование. В среднем получается в месяц около 6 тысяч на всех.

Мария АФАНАСЬЕВА, мама семиклассницы, Великий Новгород:

- Дочка ходит на кружок современного танца в Дом творчества (800 рублей в месяц). Но мечтает еще о плавании (1500 рублей), о школе моделей (3500 рублей) или хотя бы о втором кружке в том же Доме творчества - кружке журналистики или фотоискусства (800 рублей). Но мы не можем себе этого позволить - я зарабатываю 12 тысяч рублей. Хотелось бы, чтобы интересные кружки были в школах... И бесплатно!

Марина КРАСНОВА, мама двоих детей, Екатеринбург:

- Старший сын занимается плаванием, младший третий год ходит на гимнастику. Все это платно. И за плавание, и за гимнастику - по три тысячи рублей в месяц. Итого на дополнительное образование детей уходит 6 тысяч рублей.

Кристина КОМРАКОВА, мама ребенка дошкольного возраста, Павловский Посад, Московская область:

- Моя дочка посещает кружок изобразительного искусства. Она рисует, лепит разные фигуры из пластилина, учится делать поделки из бумаги. За эти занятия платим не так много, всего 1200 рублей в месяц.

Мария ЛОХИМОВА, мама ученика начальной школы, с. Митрофановка, Воронежская область:

- Мой сын занимается только футболом. Секция при школе бесплатная. Есть еще и другие платные кружки, но мы их не посещаем. Не потому, что жаль денег, просто там нет того, что интересно моему ребенку.

Мария ДЖОНСОН, мама двоих детей, Москва:

- Танцы у детей 3 раза в неделю, после школы в 5 часов уезжают, возвращаются поздно. Так что ни времени, ни сил на что-то еще не остается. Цена вопроса в месяц - 14900 рублей.

Дарья КОЛЕСНИКОВА, мама троих детей, Новомосковск, Тульская область:

- У меня трое детей, двое учатся в музыкальной школе. В месяц мы с мужем платим две тысячи рублей за обеих. Это дорого, особенно для многодетной семьи. Скидки предоставляются, но далеко не всегда.

Инга ФЕЙГИНА, мама школьницы, Москва:

- В столице посещение кружков и секций обходится недешево. Моя дочь увлекается стрельбой, а также посещает дополнительные занятия по математике. Ежемесячно это обходится в шесть тысяч рублей.

Ирина СМИРНОВА, мама пятиклассницы, п. Шимск, Новгородская область:

- Мы почти ничего не тратим. У нас есть музей и Дом народного творчества - если там проходят занятия с детьми по рисованию или мастер-классы, нужно заплатить всего 30 рублей на подручные материалы. У наших родителей нет денег, чтобы платить за кружки, сумма даже в 200-300 рублей в месяц для нас существенна, и все об этом знают.

Анна ПАНОВА, мама шестиклассницы, Рыбинск, Ярославская область:

- Моя дочь занимается дополнительно английским, ходит в художественную школу, посещает кружок рукоделия. За английский я плачу 1 тысячу рублей в месяц, столько же мы платим за художественную школу (это не за обучение, а на расходные материалы: краски, бумагу, холсты и т. п.). Кружок рукоделия веду сама, поэтому для дочери он бесплатный. Итого на дополнительное образование 2 тысячи рублей в месяц.

Наталья КОЛЕСНИКОВА, мама шестиклассницы, Новочебоксарск, Республика Чувашия:

- Моя дочь занимается легкой атлетикой, учится дополнительно в английской школе, посещает студию изо. Легкая атлетика бесплатно, остальное платно. Всего мы тратим три тысячи рублей.

Анастасия ТАНЧУК, мама ученика начальной школы, Вейделевский район, Белгородская область:

- У нас село, нет никаких кружков и секций. Мы и рады бы заплатить за дополнительное образование, да некому. Иногда ходят мальчишки в футбол поиграть на спортплощадку возле школы. И это все «дополнительное образование».

(Какую сумму вы тратите на кружки и секции вашего ребенка? Вопрос недели // Учительская газета. – 2016. - 13 сентября

Зеленый патруль

Традиционно первые осенние дни, Содружество детских объединений «Я-МАЛ» использует для природоохранных акций. Так, уже третий год подряд ребята проводят городской сбор макулатуры - принимают у жителей Ноябрьска старые книги, газеты и журналы. Операцию назвали «Спаси дерево!». Через местные СМИ и социальные сети организаторы акции бросили клич и подготовили призы самым активным участникам.

Субботним утром ребята из пионерской дружины «Пламя» встречали всех желающих расстаться с запасами макулатуры в центре города, у входа в Детский парк. К 12 часам в машине набралось около двух тонн старой бумаги, а многие горожане интересовались, когда будет следующая акция, потому что в этот день не смогли привезти свои запасы.

Тем, кто сдавал больше 20 кг, пионеры предлагали с помощью лотереи выбрать себе приз: зубную пасту, энергосберегающие лампочки, кружки и даже часы. Хотя ведь главное не в получении приза. Переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20000 литров воды и 1000 кВт электроэнергии. Поэтому в содружестве и назвали акцию «Спаси дерево!». И спасли - почти 20 штук.

(Камакин О. Сдай макулатуру - спаси дерево! / Олег Камакин // Учительская газета. – 2016. – 27 сентября)


ЕГЭ 

Рособрнадзор: Результаты ЕГЭ не могут служить поводом для наказания муниципалитета, школы или педагога

Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов должны корректно анализироваться региональными институтами повышения квалификации педагогов и использоваться исключительно для повышения качества образования, отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов на совещании с министрами образования регионов. «Результаты ЕГЭ не могут служить поводом для наказания муниципалитета, школы или отдельного педагога. Они должны корректно анализироваться и использоваться исключительно для повышения качества образования», – отметил глава Рособрнадзора. Ежегодно на основании анализа работ по итогам экзаменационной кампании разрабатываются для учителей-предметников методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ и демоверсии экзаменационных материалов по всем учебным предметам. «В заданиях ЕГЭ следующего года уже не будет тестовой части по химии, физике и биологии, поэтому рекомендую уделить отдельное внимание подготовке к сдаче экзаменов по этим предметам. При этом важно отметить, что уровень сложности задания остался прежним», – подчеркнул Сергей Кравцов.

(По информации Рособрнадзора // Независимая газета. – 2016. – 27 сентября).

Рособрнадзор: Дополнительный период проведения ЕГЭ в сентябре прошел без сбоев и нарушений

Дополнительный период проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в сентябре 2016 года прошел в штатном режиме, без сбоев и нарушений. ЕГЭ проводился по двум предметам – русскому языку и математике базового уровня. Сдать экзамены в сентябрьские сроки имели право обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию (ГИА) по программам среднего общего образования, либо получившие на ГИА-11 неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА-11 в дополнительные сроки. Количество выпускников, не сдавших русский язык в ходе основного периода ЕГЭ 2016 года, составило 0,7%, математику – 1,6%. ЕГЭ по русскому языку в сентябре 2016 года сдавали 2,2 тыс. участников, явка составила 58% от общего числа подавших заявления. ЕГЭ по базовой математике сдавали 8,5 тыс. человек, или 70% из числа заявившихся. Экзамены в сентябрьские сроки прошли во всех регионах России.

(Рособрнадзор: Дополнительный период проведения ЕГЭ в сентябре прошел без сбоев и нарушений // Независимая газета. – 2016. – 20 сентября).

Устную часть ЕГЭ по русскому языку могут ввести в 2017 году

Устная часть ЕГЭ по русскому языку может появиться в следующем учебном году. Пока запланирована апробация устной формы одного из обязательных госэкзаменов в девятых классах. Для выпускников в этом учебном году устную часть по русскому языку пока вводить не будут.

(Устную часть ЕГЭ по русскому языку могут ввести в 2017 году // Аргументы и факты. – 2016. – 27 сентября).

Минобрнауки РФ определилось с направлениями тем итогового сочинения для выпускников 2017 года

В эфире телеканала «Россия-24» (ВГТРК) направления тем представили глава Минобрнауки России Ольга Васильева и президент Русского общественного фонда Александра Солженицына, председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах Наталия Солженицына. Тематические направления подготовлены специалистами Федерального института педагогических измерений и на этот раз сформулированы в виде понятийных пар: «Разум и чувство»; «Честь и бесчестие»; «Победа и поражение»; «Опыт и ошибки»; «Дружба и вражда». Конкретные темы итогового сочинения школьники узнают непосредственно на испытании, которое обычно назначается на начало декабря.

Ученики с ограниченными возможностями здоровья вместо сочинения вправе писать итоговое изложение. Результатом итогового сочинения или изложения является «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ) допустят только выпускников, получивших «зачет». Также по желанию итоговое сочинение (изложение) могут писать и выпускники прошлых лет, чтобы представить его результаты в вузы.

Информацию о том, сколько баллов будет начисляться за сочинения и другие индивидуальные достижения школьников, вузы должны будут объявить до 1 октября 2016 года на своих официальных сайтах.

(Головина А. Минобрнауки РФ определилось с направлениями тем итогового сочинения для выпускников 2017 года / Анна Головина // Учительская газета. – 2016. - 6 сентября)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru