В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (ноябрь 2015)

3 декабря 201500:00

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания



Образовательная политика


Создан Федеральный институт оценки качества образования

Рособрнадзор на базе подведомственного Информационно-методического центра анализа создал Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО). Руководить институтом будет Сергей Пономаренко, ранее занимавший должность директора ИМЦА. Напомним, что о планах по созданию новой структуры мы сообщали в 42-м номере «УГ» от 20 октября. В число ее задач войдут мониторинг качества по различным уровням образования, оценка эффективности образовательных учреждений и образовательных систем; исследования компетенций преподавателей; участие в диагностических процедурах образовательных достижений и проведении международных сравнительных исследований, а также информационно-технологическое и методическое сопровождение центров тестирования в субъектах РФ.

Совместно с Федеральным институтом педагогических измерений и другими организациями планируется создать на базе ФИОКО единую автоматизированную информационную систему по оценке качества образования, разработать единую систему показателей и индикаторов оценки качества на всех уровнях.

(Рожков П. Создан Федеральный институт оценки качества образования / Павел Рожков // Учительская газета. – 2015. - 24 ноября).

Долой вторую смену

Правительство России утвердило программу содействия созданию в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях. За 2016-2025 годы в ее рамках в школах планируется создать 6,6 млн мест, в том числе 4,6 млн - для перехода на обучение в одну смену и 2 млн - для перевода детей из ветхих зданий в новые. Согласно демографическому прогнозу к 2025 году численность школьников возрастет на 3,5 млн человек. При этом уже в 2014 году, по данным Росстата, в две и три смены работала практически четверть российских школ

Программа, подготовленная Минобрнауки России, будет реализована в два этапа. На первом этапе (2016-2020 годы) по всей стране планируется ликвидировать третью смену и перевести на односменный режим обучения начальные и старшие классы. На втором этапе (2021-2025 годы) предполагается перевести на обучение в одну смену учеников 5-9-х классов и обеспечить перевод 100% школьников из зданий с износом 50% и выше в новые помещения.

(Рожков П. Долой вторую смену! / Павел Рожков // Учительская газета. – 2015. – 3 ноября).

Щи да каша?

Минсельхоз предлагает запретить школам и больницам закупать импортные продукты

Школам, больницам, тюрьмам, всему силовому блоку и муниципальным образованиям могут запретить приобретать зарубежные продукты через систему госзакупок. С такой инициативой выступил Минсельхоз.

Сейчас пациенты больниц, школьники в основном и так получают питание из продуктов, произведенных на территории РФ и наших торгово-экономических союзников, сообщил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. "Чтобы улучшить качество питания в госучреждениях, надо увеличить бюджетное финансирование этих расходов. Или из-за роста цен в госучреждениях останутся лишь картошка и макароны", - опасается Янин.

Мы обследовали с десяток регионов, но нигде не нашли "импортного питания" в государственных и муниципальных учреждениях. Хотя, конечно, проблемы есть. Не вся еда в больницах вкусная. В школьных буфетах можно найти чипсы и сладкую газировку (их продают дополнительно).

(Граф Н. и др. Щи да каша? / Наталья Граф и др. // Российская газета (Неделя). – 2015. - 12 ноября).

Меню по спецзаказу

За два последних месяца было зафиксировано несколько случаев массовых отравлений в школах. В том числе в Оренбурге, Кинешме, Уфе. Причина - некачественные продукты и нарушение технологии приготовления еды. Вдобавок изменилось меню: в детских садах стали давать меньше каши и хлеба, а в школах вместо запеканки предлагают пиццу и бутерброды с копченой колбасой, которые называются "экспресс-завтраком".

На комбинатах питания уверяют: согласовали меню с местными департаментами и управлениями образования.

Глава Роспотребнадзора Анна Попова пояснила, кто и как составляет рацион для столовых.

- Есть регламентирующий документ - СанПиН по детским дошкольным учреждениям, по школам и летним оздоровительным лагерям. В приложении к СанПиН есть рекомендуемое меню. Мало того, каждое образовательное учреждение свое примерное меню должно согласовать с территориальным подразделением Роспотребнадзора. И каждый родитель имеет право сказать: "Покажите-ка мне, что вам было согласовано, название продукта, блюда, его объем, вес!" Если это не соответствует одно другому, родители должны бить тревогу. Мы готовы работать с родительским сообществом, проводить занятия, информировать, - рассказала глава Роспотребнадзора.

В управляющих советах школ появились ответственные за питание. Они имеют право контролировать вес блюд, качество, должны следить за тем, чтобы информация о меню была доступна. И если родители хотят отказаться от экспресс-завтраков в пользу обычных, с кашей и запеканкой, обращаться надо тоже к ответственному за питание.

В Екатеринбурге уже три года внедряется автоматизированная система школьных обедов. Родители регистрируются на сайте городской администрации, пополняют лицевой счет и там же получают информацию, чем и когда кормят их ребенка. По доступности школьного питания лидирует Омская область - стоимость обеда составляет всего 66 рублей.

(Ивойлова И. Меню по спецзаказу / Ирина Ивойлова // Российская газета (Неделя). – 2015. - 12 ноября).

Воспитание

Президент Владимир Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников».

Организация будет создаваться с участием граждан и общественных объединений. Учредителем движения от имени Российской Федерации выступит Федеральное агентство по делам молодежи. Во главе координационного совета РДШ будут председатель и два сопредседателя, избираемые съездом на три года. Правительству поручено до конца марта 2016 года определить состав имущества, которое должны передать РДШ Минобрнауки и Росмолодежь.

«Указ президента вышел в поддержку инициативы, с которой к нему недавно обратились лидеры фракций, - пояснил руководитель Росмолодежи Сергей Поспелов. - Предложение о создании такой организации обсуждали и образовательные учреждения, и общественные объединения, и специалисты по воспитательной работе с детьми и молодежью.

Федеральное агентство по делам молодежи в ближайшее время представит предложения по исполнению указа президента. Эти предложения мы будем широко обсуждать с общественностью. Я сам, как родитель двоих детей, абсолютно убежден в том, что воспитательная работа в школах и учреждениях дополнительного образования должна обрести системную работу, и лучшие практики, которые сегодня есть и в общественных организациях, и в учреждениях, могут быть использованы на всероссийском уровне».

(Президент принял историческое решение // Учительская газета. – 2015. - 3 ноября).

Общественное мнение

Идея плавающего Дня знаний не нашла поддержки среди педагогов и родителей школьников. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов, которые на минувшей неделе рассмотрел Общественный совет Минобрнауки России. Напомним, что вопрос о введении скользящего графика начала учебного года в регионах был поднят в августе на заседании президиума Госсовета, посвященном развитию туристической отрасли. В частности, как считает губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, это позволит продлить туристический сезон и снизить нагрузку на транспортную систему в конце лета. Президент Владимир Путин поручил правительству изучить такую возможность.

Минобрнауки России провело опрос педагогического сообщества, в котором приняли участие более 55 тысяч учителей. 75% из них однозначно не поддержали переход на скользящий график, 14% скорее не поддерживают эту инициативу, 7,3% выразили позицию «скорее поддерживаю», и лишь 3,7% однозначно высказались «за».

Родительское сообщество опрашивал ВЦИОМ. Две трети респондентов - 68% - не видят в подобном нововведении никаких плюсов. «За» выступили 18% опрошенных. 6% считают, что это позволит продлить каникулы, 4% отмечают возможность отдохнуть вместе с детьми в сентябре. При этом недостатков насчитывается куда больше. Так, каждый десятый родитель считает неверным нарушать стабильность заведенного порядка, ломать традицию начала учебного года 1 сентября.

«Опросы показывают, что минусы этого предложения, очевидно, перевешивают плюсы», - резюмировал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

(Ветров И. Родители за единый День знаний / Игорь Ветров // «Учительская газета. – 2015. - 17 ноября).

Кадетское образование

Совершенствование системы кадетского образования обсудили на слушаниях в Общественной палате РФ.

В России действуют 240 кадетских учебных учреждений, из них только 50 находятся в ведомстве силовых структур, остальные - на балансе субъектов РФ. По мнению первого заместителя секретаря ОП РФ Героя России Вячеслава Бочарова, в том числе по этой причине кадетские корпусы и суворовские училища превратились в школы-интернаты, по окончании которых лишь небольшая доля выпускников продолжают карьеру в военных или государственных структурах.

По словам Вячеслава Бочарова, недопустимо, когда кадетское образование рассматривается как один из видов дополнительного образования, когда нарушается единство образовательного и воспитательного процесса, когда кадетские учебные заведения находятся под управлением разных ведомств, что приводит к отсутствию единых стандартов и программ обучения.

С ним согласна председатель Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. «Мы подошли к моменту, когда нужно прекратить разговоры о дополнительном кадетском образовании. Кадетское образование должно быть основным», - подчеркнула депутат.

К 1 февраля 2016 года Общественная палата РФ готовится представить Президенту РФ предложения по улучшению системы кадетского воспитания и образования.

(Симонов А. Кадетское образование должно быть основным / Александр Симонов // Учительская газета. – 2015. - 17 ноября).

Послы русского языка

Школьники трех стран СНГ - Киргизии, Молдавии и Таджикистана - ждут в гости послов русского языка. Экспедиции стартуют 28 ноября и продлятся всю следующую неделю. Просвещать местную детвору вызвались волонтеры - специальное обучение "посольству" прошли 74 студента.

"Во многих регионах мира русский язык за последние десятилетия оставил свои позиции, особенно это касается стран постсоветского пространства, - считает заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. - И мы бы хотели, чтобы доступ к образованию на русском языке, к изучению языка был везде".

И с одной стороны, по словам замминистра, для продвижения русского языка в мире нужно использовать современные технологии - так был создан портал открытого образования на русском языке. А с другой - "нужно живое слово, живое лицо, живая энергия". "Так и появилась мысль привлечь к продвижению русского языка молодых людей, способных зажечь любовью к языку других", - заключил чиновник.

Пилотное "посольство" было проведено в первых числах ноября в Армении. В окрестностях Еревана были выбраны пять школ. По словам организаторов программы, послы отправились в те деревни, куда никто никогда не ездил, "ни с русским языком, ни с другим". В течение недели армянские школьники - это была как раз неделя каникул - читали сказку "Колобок", учили слова и пели "Папа может" и "Если с другом вышел в путь".

"За неделю в Армении на наши уроки пришли 150 школьников, - вспоминает волонтер Андрей Кленин. - Конечно, этого мало, невозможно научить языку за всего одну неделю. Но мы на связи с нашими учениками, они пишут нам, что сохраняют свой интерес и продолжают учиться".

Доброе напутствие для каждого посла - карманный томик "Евгения Онегина" от организаторов. Маргарита Русецкая, ректор Института русского языка имени Пушкина, поясняет, что этот символический подарок на удачу, и, к тому же, "энциклопедия русской жизни" поможет волонтерам выйти из любой ситуации.

(Петин В. Послы русского языка отправятся в 25 школ стран СНГ / Владимир Петин // Российская газета – 2015. – 24 ноября).

Правила дорожного движения

Школьным автобусам разрешили движение по полосе, выделенной для маршрутного транспорта. Соответствующие изменения в Правила дорожного движения внесло правительство. В самом понятийном аппарате правил появился термин «школьный автобус» - раньше в ПДД такого понятия не было. Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, отдельные полосы для общественного транспорта - признанная международная практика. Их преимущество уже оценили и российские пассажиры, которым в больших городах с загруженными дорогами не приходится стоять в пробках. «Надеюсь, что теперь и школьники, которые едут и на занятия, и на экскурсии, смогут использовать эти возможности, добираться до необходимых мест быстрее и, самое главное, безопаснее».

(Косыгин С. На уроки - без пробок / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2015. - 17 ноября).

Не оскорби ближнего своего

Председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, выступая на заседании Всемирного русского народного собора, заявила, что в будущем было бы неплохо включать в ряды экспертов школьной учебной литературы представителей различных религиозных конфессий. В первый момент, услышав такое, недолго и испугаться. Но не стоит паниковать, лучше внимательно разобраться, что имеется в виду и есть ли в этой идее рациональное зерно.

Экспертиза учебной литературы - серьезный многоступенчатый процесс, рассматривающий каждый учебник, каждое пособие, каждый УМК с разных сторон. Специалисты РАН проверяют, насколько та или иная книга соответствует современным научным представлениям о мире. Эксперты РАО отвечают на вопросы дидактической сообразности издания, оценивают, комфортно ли будет работать с ним учащимся определенного возраста. Бессмысленно ведь предлагать малышам информацию, изложенную сухим языком энциклопедий, точно так же как нельзя преподавать физику в старшей школе с помощью комиксов.

Рецензируя учебники, можно принимать во внимание множество нюансов и деталей. Так, однажды мне попалось исследование, сделанное в США, где авторы, проанализировав ряд учебников, пришли к выводу, что многие из них провоцируют гендерное неравенство, формируя у детей стереотипы поведения. Потому как девочки, упоминания о которых встречаются в заданиях, все как одна хорошие и прилежные, а мальчики, напротив, бестолковые хулиганы, сделанные, если вспомнить Маршака, «из колючек, ракушек и зеленых лягушек». Я сейчас не обсуждаю, правы были американские коллеги или нет, но сам угол зрения весьма любопытен и имеет право на существование.

В наше взрывоопасное время, полное нетерпимости и межнационального непонимания, авторы учебной литературы должны быть особенно осторожны в своих оценках и высказываниях. Вы помните, наверное, скандал, разразившийся несколько лет назад вокруг одного из учебников, где в связи с военными средневековыми конфликтами некоторые наши народы-соседи описывались весьма нелицеприятно. Еще в одном пособии черным по белому было написано, какая именно нация распяла Христа. На мой взгляд, подобные выпады недопустимы: известно ведь, что все столкновения и войны начинаются по границам религий и национальностей. Поэтому, думаю, было бы правильно привлечь представителей основных вероучений к экспертизе учебников по литературе, истории, краеведению, обществознанию с целью выяснить, нет ли в книгах нападок на ту или иную религию, оскорблений по национальному признаку, не возбуждают ли они негативное отношение к отдельным конфессиям.

Предвижу возражения: в России церковь отделена от государства, а школа - это светский институт. Все так. Но веротерпимость - аспект государственной политики. Поэтому перед священнослужителями надо ставить конкретный вопрос, относящийся исключительно к «политкорректной» составляющей того или иного учебника. Не в их праве будет запретить преподавать в школе теорию Дарвина, но лишний раз обратить внимание на то, соблюдаются ли в учебной литературе принципы взаимного уважения и веротерпимости, вполне разумно.

(Болотов В. Не оскорби ближнего своего / Виктор Александрович Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.

// Учительская газета. – 2015. - 24 ноября).


Управление образованием


Англичане против химиков

Центральным событием Недели профессионального образования, прошедшей в Коми, стал конкурс педагогов системы профессионального образования «Преподаватель года-2015». Организованный Министерством образования и Коми республиканским институтом развития образования конкурс прошел в республике впервые и был призван способствовать раскрытию творческого потенциала и развитию профессиональной активности преподавателей, расширению диапазона их профессионального общения. Конкурсное испытание педагогов состояло из трех туров. На первом - «Моя формула успеха», прошедшем заочно, участники ознакомили членов экспертной комиссии со своими методическими разработками. На втором - «Я профессионал» - педагоги представили свои визитные карточки. На третьем туре - «Урок - вершина мастерства» - участники провели открытые занятия с незнакомой студенческой аудиторией.

(Прокофьева Н. Англичане против химиков / Наталья Прокофьева // Учительская газета». -2015. - 24 ноября).

Грамоты - в подарок

В письме Министерства образования и науки России от 22.09.2015 №08-1523 «О приобретении (изготовлении) бланков аттестатов об основном общем и среднем общем образовании» содержится рекомендация начать закупку бланков аттестатов на 2016 год с октября 2015 года.

В России всего несколько типографий, которые могут назвать себя официальными изготовителями бланков для системы образования. Крупнейшее из них - Киржачская типография - не только выпускает продукцию в соответствии с требованиями, заданными Минобрнауки, но и применяет 20 степеней защиты главного документа выпускника школы - аттестата об образовании. При его изготовлении используются специальная бумага, светящиеся цифры, особые волокна, микротексты, водяные знаки - практически как на денежных купюрах.

Кроме того, все бланки об общем, среднем профессиональном и высшем образовании этой осенью стали частью одной дизайнерской линейки. Профессионалы уверены, что школьные документы должны выглядеть красиво, стильно и торжественно. Подумали изготовители и о программном обеспечении, которое позволяет автоматически заполнять аттестат и формы учета. Его разработали специалисты, а удобство и функциональность высоко оценили пользователи.

Отвечая запросам времени, Киржачская типография выпустила новинку: бланки документов об окончании начальной школы и бланки документов о дошкольном образовании, в оформлении которых использованы изображения игрушек и цветочные орнаменты. «Мы стремимся к тому, чтобы каждый обладатель наградного документа, даже самый маленький ребенок, гордился им и ценил, чтобы дорожил своими достижениями. Поэтому так важно придать аттестатам, дипломам и грамотам достойный вид и гарантировать их подлинность», - считает генеральный директор типографии Евгений Федоров.

В преддверии Нового года ОАО «Киржачская типография» объявила специальную акцию, которая порадует руководителей образовательных учреждений, выпускников начальных школ, воспитанников детских садов и, конечно, их родителей. При заказе бланков «Об окончании начальной школы» или бланков «О дошкольном образовании» независимо от количества все образовательные организации в подарок получают грамоты выпускнику начальной школы/грамоты выпускнику дошкольного образования.

(Еланская А. Грамоты - в подарок // Учительская газета. – 2015. - 24 ноября).


Научные сообщения

Первые итоги НИКО по информатике

Рособрнадзор завершил предварительный анализ результатов национального исследования качества образования (НИКО) в области информатики и ИКТ, которое проводилось 6 и 8 октября 2015 года. Участниками исследования стали 45 тысяч учеников 8-х и 9-х классов из 63 регионов страны.

Несмотря на то, что информатика не изучается в большинстве школ до 8-го класса, восьмиклассники в основном успешно справились с работой. По мнению Рособрнадзора, это говорит о достаточно высокой готовности школьников к освоению курса, а также о том, что значительную часть навыков в области ИКТ школьники получают вне уроков.

Результаты девятиклассников оказались несколько выше. Расположить в правильном порядке действия, описывающие бытовой процесс, например подготовку праздничного обеда или изготовление костюма к школьному маскараду, смогли около 70% восьмиклассников и около 80% девятиклассников. Прочитать техническую инструкцию и дать ответ на вопрос, который в явном виде содержался в тексте этой инструкции, смогли 55% восьмиклассников и 68% девятиклассников.

Вместе с тем составить простейший алгоритм перемещений кузнечика и записать этот алгоритм с помощью условных обозначений смогли около половины восьмиклассников, что говорит о хорошем потенциале для изучения основ алгоритмики и программирования в рамках курса информатики и ИКТ.

Детальный анализ результатов исследования планируется завершить в январе 2016 года.

(Ветров И. Первые итоги НИКО по информатике: исследование / Игорь Ветров // Учительская газет. – 2015. - 24 ноября).


Высшая школа

Правительство наращивает финансирование

Правительство продлило финансирование мер государственной поддержки ведущих университетов в целях их продвижения в мировых рейтингах. Согласно задаче, поставленной президентом, не менее пяти российских вузов к 2020 году должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов. С этой целью с 2013 года на конкурсной основе предоставляется государственная поддержка ведущим университетам России. В 2013 году ее получили 15 вузов, в 2014 и 2015 годах - 14.

В целом в 2013-2017 годах в рамках Проекта 5-100 были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 55,6 млрд рублей (в том числе в 2016 году - 12,5 млрд рублей, в 2017 году - 13,1 млрд). По итогам недавнего заседания экспертного совета во главе с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым для участия в проекте были отобраны шесть новых вузов: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Первый московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет.

Новым постановлением правительства срок, в течение которого ассигнования федерального бюджета будут направляться на финансирование мер господдержки, продлен до 2020 года. Кроме того, в связи с увеличением количества участников проекта финансирование в 2016-2017 годах увеличено до 14,5 млрд рублей ежегодно.

(Симонов А. Правительство наращивает финансирование / Александр Симонов // Учительская газета. – 2015. - 10 ноября).

Олимпиада

Где работают выпускники журфака, прошедшие через наш конкурс "Стань журналистом!"? Кто учится в Школе научной журналистики МГУ? Почему научные новости собирают сотни тысяч "кликов"? Рассказывает декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова.

Елена Леонидовна, что нового ждет конкурсантов?

Елена Вартанова: Самое главное: льготы, заработанные по итогам состязания, действительны теперь не один год, а четыре. Это значит, что не только 11-классники, но и победители - 8-классники смогут поступить на журфак без экзаменов, когда окончат школу. Раньше такая возможность просто сгорала. Наша олимпиада изменила статус, стала олимпиадой по журналистике в рамках Всероссийской олимпиады "Ломоносов". В прошлом году призеры получали автоматически 100 баллов за ЕГЭ по литературе. Теперь планируется, что вместо литературы они смогут получить льготы по творческому конкурсу - дополнительному вступительному испытанию на факультете. Льготы будут утверждены в июне 2016 года.

А когда ребята выйдут в прямой эфир?

Елена Вартанова: В феврале - марте школьники будут писать творческие работы по журналистике, литературе и иностранному языку. Потом соревнование продолжится в прямом эфире: ребятам придется отвечать на вопросы преподавателей и журналистов. Кстати, победители и призеры прошлых лет работают в крупнейших СМИ. Кто-то преподает. Все эти студенты ярко себя проявляют, активно занимаются студенческими СМИ.

Ваш новый проект "Журналист онлайн" связан как раз со студенческими СМИ?

Елена Вартанова: Да. Для многих факультетов - это идеальные редакции, где ребята могут научиться стандартам журналистики: объективности, четкости в подаче информации. Нашу газету "Журналист" мы превратили в мультимедийный портал, где студенты кроме обычных заметок и статей размещают аудио- и видеоконтент. Вместе с форматом меняется и содержание, способ подачи тем. Наука среди них - одна из важнейших.

Интерес к научной журналистике растет?

Елена Вартанова: И давно. Отсюда два новых проекта. Первый - Школа научной журналистики, в которую может поступить студент любого факультета МГУ. Несколько групп уже начали работу в рамках газеты "Московский университет" и изданий факультета. Параллельно заработал портал "Лаборатория научной журналистики".

А школьники могут попасть в этот проект?

Елена Вартанова: Для них мы открыли "Школу юного научного журналиста". Старшеклассники ходят на лекции, конференции в МГУ и делают по их итогам репортажи. Создавать школьные новостные сайты, печатать собственные газеты, записывать аудио-, видеовыпуски становится все проще. Самые креативные издания попадают на наш фестиваль-конкурс медийных проектов. Кроме того, проводим мастер-классы для учителей. Этот проект совершенно добровольный. Но уже шестой год мы собираем около 150 школьных изданий со всей страны.

МГУ активно ведет борьбу со лженаукой. Лучшая стратегия какая - нападение?

Елена Вартанова: В этой сфере часто появляются сомнительные проекты, которые претендуют на огромное финансирование. Например, волшебные водные фильтры или извлечение энергии из камня. Масса шарлатанов "от медицины". И лучшая стратегия тут - продвигать настоящую науку. Именно поэтому наши проекты направлены на развитие качественной научной журналистики.

Уровень научных новостей, скажем, в топе "Яндекса", вас устраивает?

Елена Вартанова: Само появление научных заметок в топах и на лентах новостей - большой плюс. Другое дело - научная аналитика. Здесь должно работать не только журналистское сообщество, но и специалисты по научному пиару, медийщики. Первое образование у таких специалистов может быть, допустим, физическое или химическое, а магистратура - "Связи с общественностью".

"Земле угрожает новый астероид", "Найдено лекарство от рака"... Такие новости собирают сотни тысяч "кликов". Наука стала развлечением?

Елена Вартанова: Есть такая концепция - инфотейнмент: "информируя, развлекай". Она отлично работает в современной медийной среде. Появилось много источников информации, а смартфоны и планшеты открывают к ней практически неограниченный доступ. То, что научная информация становится развлечением - это абсолютно нормально. Главное, чтобы она была достоверной.

(Колесникова К. Правду говоря. "РГ", "Радио России" и журфак МГУ в 13-й раз ищут таланты / Ксения Колесникова // Российская газета. (Федеральный выпуск) – 2015. – 24 ноября).

Более 40 российских вузов прекратили сотрудничество с Турцией

Всего в России обучаются 1030 турков в 123 вузах

Минобрнауки России объявило о пересмотре сотрудничества с турецкой стороной в сфере образования, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу ведомства.

«В настоящее время большая часть из 44 российских вузов, сотрудничающих с турецкими образовательными организациями, уже уведомили своих турецких партнеров о расторжении либо приостановлении в одностороннем порядке заключенных договоров о сотрудничестве», - сообщили в министерстве.

Всего в России обучаются 1030 граждан Турции в 123 вузах, однако в Минобрнауки подчеркнули, что никаких санкций в их отношении введено не будет.

«По турецким студентам, которые учатся у нас, естественно, никаких ограничений не будет. Мы дали указание всем вузам, чтобы максимально уберечь их от возможных провокаций, в принципе, они не исключены», - заявил глава министерства Дмитрий Ливанов.

(Витвицкий А. Более 40 российских вузов прекратили сотрудничество с Турцией // Арументы и факты-Москва – 2015. – 1 декабря).

При культурных вузах откроется сеть музыкальных патриотических кадетских корпусов для детей от 10 до 12 лет

В течение 3 лет при четырех культурных вузах России при поддержке Минкультуры откроется сеть музыкальных патриотических кадетских корпусов для детей от 10 до 12 лет. В них будут возрождать традиции кадетского воспитания — обучать детей нескольким иностранным языкам, истории искусств, истории воинской службы, этикету, основам танца и игре на духовых музыкальных инструментах.

Основная цель такого образования — подготовка специалистов с комплексным гуманитарно-творческим образованием, основанном на исторических традициях кадетского воспитания. Кроме того, многие творческие коллективы страны, как самодеятельные, так и профессиональные, испытывают острую нехватку исполнителей на духовых инструментах. После окончания обучения в музыкальном кадетском корпусе у выпускников появится возможность либо трудоустроиться, поскольку они получат диплом о среднем профессиональном образовании, либо продолжить обучение в том или ином вузе.

Первым высшим учебным заведением с кадетским корпусом стал Московский государственный институт культуры (МГИК): в этом году там открыли музыкальный кадетский корпус для 20 детей. В 2016 году такой же кадетский корпус откроется при Северо-Кавказском институте искусств в Нальчике — туда будут принимать детей из региона. Программа обучения формируется по аналогии с МГИКом. В первый год обучения корпус планирует принять 15 детей — уже сейчас для проживания будущих воспитанников готовят общежитие института.

Финансирует создание кадетских корпусов Минкультуры России, причем тем вузам, на базе которых планируется создание музыкальных кадетских корпусов, дополнительно выделяются средства на закупку оборудования, капитальный ремонт, приобретение учебной литературы, выездные мероприятия по отбору одаренных детей из регионов страны.

В 2017 году запланировано открытие музыкального кадетского корпуса в Краснодарском институте культуры, в еще более отдаленных планах — филиал Санкт-Петербургского института культуры в Советске Калининградской области, который откроется в 2016 году.

(Кармунин О., Рогова А. При культурных вузах откроется сеть музыкальных патриотических кадетских корпусов для детей от 10 до 12 лет / Олег Кармунин, Анастасия Рогова // Известия.- 2015. – 27 ноября).


Дошкольная педагогика


Что должен знать дошкольник

Ребёнок в следующем году пойдёт в 1-й класс. Он уже умеет читать и считать до ста. А чему ещё нужно научить перед школой?

— Умение читать и считать — это не показатель готовности ребёнка к школе. Важнее другое.

Положительный настрой

Рассказывайте, как вам было интересно учиться, как много в школе друзей, хороших учителей, чтобы у ребёнка не было страха перед школой.

Понимание прочитанного

Важно не умение складывать буквы, а понимание прочитанного — самостоятельно или с помощью родителей.

Математика

Важно развитие логики, а не счёт. Пример задачи: в корзинке сидят котята. Из корзинки торчат 6 ушек. Сколько котят в корзинке?

Информация о семье

Имя-отчество свои, мамы и папы полностью.

Знания об окружающем мире

Времена года, названия основных птиц, животных (диких и домашних), растений. Знание цветов — как минимум тех, которые присутствуют в радуге.

Развитие мелкой моторики

Лепка, правильное раскрашивание (карандашами, в одном направлении, без пустот, не заходя за границы), мелкий конструктор «Лего».

(Думина М. Ответ эксперта / Марина Думина, учитель начальных классов московского лицея № 1502 // Арументы и факты. – 2015. – 28 ноября).


Начальная школа


Утвержден график проведения пробных проверочных работ

Рособрнадзор определил даты апробации всероссийских проверочных работ (ВПР) в 2015 году. Напомним, что в декабре их напишут в пробном режиме около 800 тысяч четвероклассников из 21 тысячи российских школ. Согласно утвержденному графику проверочная работа по русскому языку пройдет в два этапа. 1 декабря ребята напишут диктант, а 3 декабря выполнят задания второй части. В ее рамках, в частности, планируется проверить умение работать с текстом и знание системы языка. На 8 декабря назначена работа по математике, включающая 12 заданий. Результаты будут обработаны в течение двух недель.

Для школ, которые собираются участвовать в апробации, открыт доступ к демоверсиям заданий на портале сопровождения ВПР. А после проведения апробации они будут опубликованы на общедоступном интернет-ресурсе для экспертного обсуждения и доработки.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов призвал директоров и учителей правильно позиционировать данное нововведение и вести разъяснительную работу с родителями: «Мы не вводим ЕГЭ в четвертом классе. Это контрольные работы, которые и мы с вами когда-то писали, но задания для них разрабатываются на федеральном уровне».

В будущем планируется проводить такие работы по итогам каждого учебного года: в 2016 году они станут обязательными для 4-х классов, в 2017 году - для 5-х и так далее.

(Косыгин С. Утвержден график проведения пробных проверочных работ / Сергей Косыгин //Учительская газета. – 2015. - 17 ноября).


Воспитание и дополнительное образование


Юные «академики» щелкают задачки, как орехи

На первое занятие «Академии занимательной математики» папы и мамы пришли вместе с детьми, разделились по командам и начали наперегонки решать задачи. Оказалось, что это очень увлекательное занятие. - Мы до сих пор каждое воскресенье всей семьей садимся за математику, - рассказывает Татьяна Евгеньевна, мама Алены. - Каждый находит свое решение задач, потом обсуждаем. Иногда приходится здорово голову поломать...
Программа «Академии занимательной математики» составлена так, чтобы и школьную программу повторить, и углубиться в тему, и поучиться разбирать задачки из числа олимпиадных.

- В прошлом году мы открыли физико-математическую школу, - рассказывает Ирина Юрьевна Реброва, руководитель проекта, декан факультета математики, физики и информатики Тульского государственного педуниверситета имени Л.Н.Толстого - Успех был грандиозным, старшеклассники полюбили нашу школу, почувствовали вкус к науке. Стало понятно, что занятия математикой увлекают не только старшеклассников. С этого года в физматшколу мы набрали семиклассников, а для тех, кто помоложе, открыли «Академию занимательной математики». Ее программа построена на разработках ученых Новосибирского государственного университета. Здесь, где уже более полувека действует специализированный учебно-научный центр, где накоплен уникальный опыт дополнительного математического образования для детей всех возрастов.
- Уверена, что сын и в физматшколу обязательно пойдет, - радуется Татьяна Владимировна, мама Глеба. - Он уже сейчас рвется во всех олимпиадах участвовать, в школе - отличник. Мы в «академию» всегда приходим с хорошим настроем, с ожиданием интересного занятия.

Уроки в «Академии занимательной математики» ведут студентки факультета математики, физики и информатики Екатерина Хлопикова, Елена Александрова. Одна специализируется на алгебре, другая - на геометрии, обе пишут дипломные работы по использованию в учебном процессе задач повышенной сложности.

(Носкова М. Юные «академики» щелкают задачки, как орехи / Носкова М. // Учительская газета.

Коррекционная (специальная) педагогика

Учителя не готовы работать по новым стандартам

В России сегодня более 1 миллиона учителей, но по новым требованиям пока готовы работать немногие. Об этом шла речь на Всероссийском съезде педагогов, участвующих в апробации стандарта.

Новый стандарт учителя должен вступить в силу уже в этом году, но педагогическое сообщество к этому не готово. Тем не менее апробация идет в 43 регионах. Что требует стандарт от учителя? Высшее образование, умение работать с "особенными" учениками, индивидуальный подход к каждому, воспитательную работу в классе, сотрудничество с родителями и постоянный профессиональный рост. Важная деталь: зарплата учителей напрямую будет зависеть от выполнения стандарта.

Министр Дмитрий Ливанов подчеркнул, что работа педагогов ни в коем случае не должна оцениваться по ЕГЭ.

- Из показателей работы губернаторов этот критерий уже исчез. Мы убираем его из различных рейтингов, касающихся работы школ. Главные показатели для оценки учителей - динамика учеников и индивидуальные достижения, - заметил министр.

Учителя готовы работать по-новому. Но зачастую этому мешает элементарное отсутствие условий

- Если школа будет брать учеников с отклонениями в здоровье, ей нужно не менее 3 психологов, 11 тьюторов, хотя бы один сурдопереводчик и дефектолог, - говорит завуч калужской школы N25 Галина Ракитянская.

А еще в школе нужны лифт, пандус, оборудованный туалет, приспособленные места в столовой и даже особое меню. Но и это еще не все. Сейчас практически все учителя работают на полторы ставки и больше. При такой нагрузке об индивидуальном подходе к каждому ученику вряд ли можно говорить. "Нагрузка должна быть не больше 20 часов в неделю", - считает Ракитянская.

У нее есть ученица - надомница со слабым зрением. Девочка очень бы хотела ходить в школу, и, по мнению учителя, могла бы посещать обычные уроки. Заниматься она может и без шрифта Брайля, и без специальных учебников. "Но есть, видимо, еще какие-то диагнозы или противопоказания, о которых я не знаю, - объясняет педагог. - Нам сообщают только код заболевания. Если в классе будут особые ученики, педагогу надо сообщать диагноз и первые неотложные медицинские меры, которые он должен предпринять в случае ЧП".

Пока что этот вопрос вообще никак не урегулирован. Более того, во многих школах медработники - приходящие на 3-4 часа в неделю медсестры.

Елена Стребелева, профессор Института коррекционной педагогики РАО:

- Стоит ли отдавать умственно-отсталого ребенка, а к таким относятся и дети с синдромом Дауна, и аутисты, в массовую школу? Мы учим студентов пять лет, и все равно они не знают, как работать с такими детьми. Им надо еще пять лет практики. А что говорить про обычных учителей? К примеру, для ученика с умственной отсталостью при ответе у доски нужна ситуация успеха. Сможет ли обычный учитель найти эту грань? В стране создана прекрасная система помощи и поддержки "особых" детей и надо пользоваться ее возможностями. Ученики, которые пришли в первые инклюзивные школы, в прошлом году закончили 9 класс. Я наблюдала их с раннего детства и могу сказать: к инклюзиву отношение у специалистов сейчас менее восторженное.

(Борисова И. Свой среди чужих / Ирина Борисова // Российская газета (Федеральный выпуск) . – 2015. - 17 ноября).

Записки Виктора Болотова

Вопрос о тарификации часов, затраченных на работу с «надомными» детьми, который математик из Кировской области Ольга Рычкова задала Владимиру Путину на встрече президента с лауреатами конкурса «Учитель года России-2015», отнюдь не праздный. Вся система обучения детей, которые в силу особенностей здоровья не могут посещать школу, требует серьезного пересмотра. Любой ребенок вне зависимости от своего физического или психического состояния имеет право на качественное образование. Он должен освоить программу, сдать экзамены и получить аттестат. И мы обязаны ему такую возможность предоставить. Но что происходит на деле? Работа с такими детьми ведется по остаточному принципу, часов выделяется катастрофически мало, оплачиваются они кое-как, а потому для педагога, и так перегруженного в школе дальше некуда, ситуация, когда он еще должен ходить домой к ученику, превращается в сущую каторгу.

На мой взгляд, выход один: либо интернат, либо Интернет. Естественно, второй вариант куда разумнее и привлекательнее. Интернет позволит и заниматься с ребенком индивидуально, и вовлекать его в работу класса в режиме видеоконференций, благо такие технологии уже существуют. Мне могут возразить: чего он там придумал в своей Москве. Но подобный опыт, когда ребенок, имея дома компьютер и физически находясь вне школы, включен в реальную деятельность класса, я уже не раз встречал и в других регионах, которые, поверьте, отнюдь не лидируют по нефтерублям. Потому как не бог весть какая цена у этих технологий, главное - желание оформить все это в систему. Вполне допускаю, что такую работу должна вести не каждая школа. Разумно открыть по одному специализированному центру на район или город, в таком случае со всеми детьми, которые в этом нуждаются, могут заниматься сотрудники этого центра.

Еще один немаловажный аспект - социализация таких детей. Мало дать ребенку знания, нужно научить его общаться, жить в коллективе, а подобных навыков сегодняшние надомники как раз и не получают. Поэтому необходимо создавать виртуальные сообщества, где ребята чувствовали бы себя полноправными партнерами, где у них будут совместные проекты, обсуждения, дела. Одним словом, без современных ИКТ качественно обучать детей сегодня невозможно. Более того, решать проблему их социализации тоже не получится.

У нас есть стойкая привычка всегда и во всем обвинять школу. Набедокурил ребенок - виноват классный руководитель, одиннадцатиклассник провалил ЕГЭ - давайте накажем предметника. Это несправедливо. Вот и проблему обучения надомников нельзя взваливать на одну лишь школу, взывая к совести учителей. Тут нужна консолидация родительского сообщества, всей социальной сферы. На мой взгляд, заставлять учителя, который утром провел восемь уроков, вечером бежать к ученику-надомнику неправильно, да и не очень эффективно. Выход надо искать в альтернативных формах обучения, включая этих ребят в некое параллельное, специально созданное для них образовательное пространство.


(Болотов В. Либо интернат, либо Интернет / Виктор Александрович Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО // Учительская газета. – 2015. - 10 ноября).


ЕГЭ


Минюст России зарегистрировал приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении нового порядка приема в вузы. Документ будет действовать начиная с приема на 2016-2017 учебный год. При этом если раньше такой порядок утверждался ежегодно, то теперь он будет носить постоянный характер. Это означает, что нормы, по которым проводится прием, в своей основе не будут меняться каждый год. Согласно документу вся информация о приеме на 2016-2017 учебный год должна быть размещена на официальных сайтах вузов не позднее 16 ноября 2015 года, в последующие годы - не позднее 1 октября.

Для абитуриентов с профессиональным образованием сохранена возможность поступать в вузы не по итогам ЕГЭ, а по результатам испытаний, проводимых высшим учебным заведением. Кроме того, для таких абитуриентов расширен перечень учитываемых индивидуальных достижений. Наряду с аттестатом о среднем общем образовании с отличием теперь будет учитываться и диплом о среднем профессиональном образовании с отличием.

В общей сложности за индивидуальные достижения абитуриент может получить до 10 дополнительных баллов.

Расширены возможности абитуриентов из числа победителей и призеров олимпиад школьников. Отныне они могут воспользоваться своими льготами при поступлении в течение 4 лет, следующих за годом проведения олимпиады. Это соответствует сроку действия результатов ЕГЭ. Прежде результаты олимпиад школьников были действительны только 1 год.

(Симонов А. Порядок приема в вузы станет постоянным / Александр Симонов // Учительская газета. – 2015. - 17 ноября).

Вузкое место

Минобрнауки утвердило порядок приема в вузы. Он станет основой для тех правил, которые разработают университеты для абитуриентов.

Что самое главное? Ранее порядок приема утверждался сроком на один год. Теперь этот документ будет носить характер постоянного. Проще говоря: нормы, по которым проводится прием, каждый год меняться не будут.

Однако нюансы все-таки есть. Так, теперь будет учитываться не только аттестат с отличием, но и диплом о среднем профобразовании с отличием, золотой значок ГТО и серебряная медаль за школьные успехи. Прежде учитывалась только золотая.

В прошлом году за все "индивидуальные достижения" можно было получить до 20 баллов, с этого года - только 10. И никаких рекомендаций о том, как оценивать сочинение и какой максимальный балл за него давать, в документе нет.

Предприятия, которые будут отправлять целевиков на учебу, сейчас обязаны обеспечивать им практику.

Вопреки опасениям, что выпускников колледжей и техникумов заставят поступать в вузы по ЕГЭ, право сдавать обычные вузовские экзамены им сохранили. А если выпускник колледжа идет в вуз по своему профилю, он может сдавать не школьные предметы, а экзамен по специальности.

Как и раньше, поступать можно в пять вузов на три направления подготовки в каждом. Вузы будут сообщать абитуриентам не только количество мест на бюджете и давать точные списки льготников, но и информацию о наличии мест в общежитиях. Как и раньше, зачисление пойдет в две волны. Сначала вузы возьмут 80 процентов абитуриентов, потом еще 20.

При приеме на бюджет особо выделяется квота для детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для них вуз обязан выделить не менее 10 процентов мест по каждой специальности или направлению подготовки. Кроме того, отдельно указывается квота на целевиков.

Самые желанные студенты для любого университета - олимпиадники. Льготы при поступлении в университеты в 2016 году дает 71 олимпиада, которая включена в Перечень, утвержденный минобрнауки, плюс Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по 21 предмету, в том числе по праву, экологии, технологии и ОБЖ. Большая часть остальных, вузовских олимпиад имеет математический, физический, химический и естественно-технический профиль.

Победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников безоговорочно принимаются в вузы в первую очередь и без экзаменов - это закреплено законом. Все остальные олимпиады поделены на три уровня.

Самые большие льготы получают победители и призеры олимпиад 1-го уровня: "Ломоносов", "Покори Воробьевы горы", Олимпиада школьников Санкт-Петербургского университета, многопредметная олимпиада "Юные таланты", межрегиональная олимпиада школьников "Высшая проба", телевизионная олимпиада "Умники и умницы" и другие. Практически всегда это внеконкурсное зачисление.

По общим правилам, олимпиадники могут воспользоваться льготами, если у них набрано на ЕГЭ не меньше 65 баллов. Но многие ведущие вузы повышают эту планку. Например, в МГИМО этот порог - 75 баллов.

Абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья вуз создаст комфортные условия для сдачи экзаменов. В аудитории разрешается присутствие ассистентов, которые помогут занять рабочее место, прочитать задание. В отдельных случаях ассистенту можно надиктовать решение. Время экзамена для таких абитуриентов может быть увеличено на полтора часа.

Преимущественное право зачисления есть у детей-сирот, детей-инвалидов, чернобыльцев, детей погибших военнослужащих. А также у детей сотрудников органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и некоторых других категорий.

Кому не надо сдавать ЕГЭ при поступлении в вузы по любым предметам

- детям-инвалидам, инвалидам.

- иностранцам (в некоторых случаях).

- выпускникам, которые получили аттестат за год до поступления и сдавали экзамены не в виде ЕГЭ.

Календарь абитуриента

  • Не позднее 27 июля - размещение списков поступающих на сайте и на информационном стенде
  • 29 июля - издается приказ о зачислении льготников и целевиков.
  • 1 августа - завершается прием заявлений от тех, кто хочет быть зачисленным на первом этапе.
  • 3 августа - издается приказ (приказы) о зачислении абитуриентов до заполнения 80 процентов мест.
  • 6 августа - завершается прием заявлений в списки до заполнения 100 процентов мест.
  • 8 августа - издается приказ о зачислении.

Какие вузы будут в этом году проверять сочинения

Ефим Пивовар, ректор РГГУ:

- Будем проверять практически все сочинения. В первую очередь на специальностях, связанных с филологией. В прошлом году давали за сочинение максимум 5 баллов. Думаю, в этом году сделаем так же.

Вячеслав Башев, проректор ВШЭ:

- В этом году в ВШЭ за сочинение можно было получить до 10 баллов. В ходе приемной кампании 2015 года было проверено почти 12 000 сочинений, их проверку проводили около 100 экспертов. Средний балл за сочинение среди абитуриентов "Вышки" составил 5,7 балла. ВШЭ планирует и в будущем году засчитывать при поступлении выпускное сочинение. Как и в этом году, мы не будем засчитывать всем поступающим просто факт наличия сочинения и ставить за это фиксированный балл, а будем его полноценно оценивать.

Максим Казанцев, секретарь приемной комиссии Челябинского госуниверситета:

- В прошлом году мы проверили сочинения у всех, кто поступал на бюджет. Их было 3 тысячи. Это очень трудоемкая и затратная работа, но тем не менее мы в этом году не хотим отказываться от проверки сочинений. Оценивать, скорее всего, будем, как и раньше, по 10-балльной шкале.

Леонид Брагин, проректор РЭУ им. Плеханова:

- Если не будет прямого указания министерства, мы не будем перепроверять сочинения. Это слишком большие траты для вуза.

(Ивойлова И. Вузкое место При приеме документов у абитуриента учтут золотой значок ГТО, серебряную медаль и диплом колледжа с отличием / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2015. – 17 ноября).

Появится ли ЕГЭ для вузов

Введение независимой оценки качества высшего образования обсудили с общественностью

Экономические вузы, возможно, вскоре введут свой ЕГЭ на выпускном экзамене. Слово «единый» не звучало. Но оно вполне подходит под определение нововведения, которое они рассчитывают внедрить в ближайшее время. В Высшей школе экономики (НИУ) на заседании комиссии Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента говорили о независимой оценке качества образовательных программ.

Экономика и менеджмент наряду с юриспруденцией ныне одни из самых массовой профессий в России. Но спрос на качественных экономистов и юристов продолжает расти. Штампуют «недоспециалистов». Ректор Высшей школы экономики (НИУ) Ярослав Кузьминов заметил, что есть вузы, которые, набирая троечников на бюджетные места, трудоустраивают в итоге лишь 20% из них.

Одна из причин этого – низкое качество программ. Работодатели недовольны выпускниками. Как заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, действующие инструменты регулирования в этой сфере – государственная аккредитация, новые образовательные стандарты, мониторинг эффективности вузов, всевозможные рейтинги – не решают проблемы качества.

Рособрнадзор ежегодно проводит мониторинг вузов, обнаруживая у некоторых «признаки неэффективности», предлагает схемы «лечения»: слияние, финансовую помощь или закрытие в случае вопиющих ситуаций. Первый блин у Рособрнадзора вообще получился комом. И в первый год действия мониторинга министерской обструкции подвергли совсем даже не те вузы (все помнят, как в список неэффективных вошли некоторые известные вузы, включая Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)).

Мониторинг не устраивает многих, прежде всего тем, что действует на основе формальных показателей, не всегда и не для всех участников мониторинга одинаково справедливых. Например, нужен ли отечественным педагогическим вузам такой критерий, как количество иностранных студентов? А нужны ли большие площади гуманитарным вузам, у которых нет своих лабораторий? Ну и т.д. Тем не менее качество работы вузов оценивать как-то надо.

На заседании в ВШЭ пришли к выводу, что поможет в этом случае независимая оценка образовательных результатов выпускников вузов. Сергей Кравцов сослался на министерский опыт внедрения форм независимого оценивания в школьном образовании – ЕГЭ. По его мнению, ЕГЭ качественно влияет на процесс обучения, ведь благодаря экзамену «налаживается обратная связь» с учениками. Сразу видны «слабые и сильные стороны общего образования».

Кравцов напомнил, что сегодня ЕГЭ распространился уже на девятый класс. А вот в высшем образовании подобные меры пока эпизодичны. Если ввести свой ЕГЭ для системы высшего образования, обратная связь тоже будет налажена. И тогда претензии к вузу у высшего начальства станут вполне обоснованными.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев напомнил, что введение новых федеральных стандартов приведет к изменению схемы обучения в высшем образовании. Напомним, что сегодня это – «4 плюс 2», то есть бакалавриат и магистратура. Но, возможно, скоро эта схема обучения будет выглядеть так: «2 плюс 2 плюс 2». Что это означает?

Первые два года студент получает некие общие базовые знания, и только затем «специальные». В свою очередь, и магистратура может не обязательно привлекать студентов к исследованиям, а просто дает им возможность обретения какой-то новой специальности, которую он не получал ранее. То есть вариаций на тему будущих профессий у студентов появляется гораздо больше. Но эта схема может успешно работать только в случае внедрения унифицированной системы оценивания знаний выпускников высших школ.

Будет ли предполагаемое введение независимой оценки добровольным? Ярослав Кузьминов считает, что нововведение должно стать сразу обязательным для всех. Иначе все будет как с ЕГЭ в школе: процесс затянется на несколько лет, в итоге все равно будет все введено. Кроме того, ректор НИУ ВШЭ предлагает вводить новшество не только в экономических вузах, но и распространить его как минимум на юридические, медицинские и педагогические институты и университеты.

Остается понять, как привести к общему знаменателю специфику отдельных вузов – все-таки это не общеобразовательные школы, где все очень унифицировано. Авторы идеи предлагают оценивать на первых порах знания по «ядерным» дисциплинам, на которых как раз и базируются узкие компетенции и без которых невозможно позже освоить специализированные курсы. Единый экзамен (в смысле единых требований к выпускнику) поможет вычислить тех студентов, которые не владеют базовыми предметными компетенциями, а в будущем – отсечь некачественные образовательные программы. Таким образом, может очень быстро сбыться мечта министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, который как раз на днях во время своей поездки в Вашингтон заявил, что система высшего образования в 2016 году очистится от некачественного содержан

(Савицкая Н. Появится ли ЕГЭ для вузов / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2015. – 10 ноября).

Неудержимый зуд реформаторства

Перенесут ли итоговый экзамен по русскому языку в 9-й класс?

В ближайшие три года никаких изменений ЕГЭ не будет, обрадовал 19 октября учителей и родителей глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, а в конце месяца в целом ряде СМИ появилась информация о новой концепции преподавания русского языка и литературы, в соответствии с которой русский язык из списка обязательных государственных экзаменов исключён. Правда, позже эта информация, вызвавшая бурю возмущения, была опровергнута: экзамен останется обязательным. Но после какого класса он будет проходить, осталось за скобками.

А может быть действительно перенос логичен? Вот каково мнение опрошенных нами учителей русского языка и литературы.

Инна КАБЫШ, средняя общеобразовательная школа № 1595, Москва:

– До сих пор было как: дети изучали русский язык с 5-го по 9-й классы (впрочем, начиналось всё, разумеется, в начальной школе), затем сдавали ОГЭ (основной государственный экзамен), в течение двух последующих лет систематизировали полученные знания, и после 11-го класса наступал ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Теперь предлагается сделать следующее: ЕГЭ дети будут сдавать сразу после 9-го класса, а в 10-м и 11-м русский язык останется в формате факультатива, и заниматься им будут лишь те, кто планирует связать свою жизнь с филологией.

Реформаторы, очевидно, считают, что русский язык в старшей школе – непозволительная роскошь (ведь курс пройден!), но ребёнок в 9-м классе (не говоря уж о 5-м!) и ребёнок в 10-м – это два разных ребёнка. Со старшеклассником можно говорить о том же самом, но на другом уровне. Кроме того, язык – как мышца: если в течение двух лет её не тренировать, она атрофируется.

Преподаватели вузов и теперь жалуются, что к ним приходят люди, не могущие связать двух слов. Что же будет после двухлетнего перерыва? Если языком не заниматься, оскудевает не только грамотность, но и словарный запас. Помнится, в романе Оруэлла один герой говорит другому, что «к две тысячи пятидесятому году, а то и раньше, на Земле не останется человека, который смог бы понять наш с вами разговор», потому что «задача новояза – сузить горизонты мысли».

Похоже, у нынешних реформаторов именно эта задача.

Галина ЗЫКОВА, гимназия им. В.В. Маяковского № 1274, Москва:

– Моё отношение к переносу ЕГЭ по русскому языку на 9-й класс однозначно негативное. Иногда мне кажется, что мы просто ходим по кругу: отменили сочинение по литературе – вернули, ввели русский в старшей школе – отменяем. Ведь совершенно очевидно, что факультативное изучение предмета и сдача его на профильном уровне – удел немногих. Большинство просто забудет всё, что непосильным трудом затвержено в средней школе. Отсутствие урока в расписании, экзамена по учебному предмету влечёт за собой пренебрежительное к нему отношение (опять-таки вспомним, что произошло с литературой). А в нынешней ситуации, когда грамотность учеников, их владение языком оставляют желать лучшего, нужны именно регулярные, систематические занятия. В противном случае – катастрофа. И никакие умные слова об уменьшении нагрузки школьника, никакие благие намерения, которыми вымощена дорога сами знаете куда, никакие разговоры о том, что вся программа к 9-му классу практически пройдена, не могут оправдать пренебрежительного отношения к языку.


(Литературная газета. Неудержимый зуд реформаторства – 2015. – 19 ноября).
Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru