В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (ноябрь 2014)

9 декабря 201400:00

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика



Стоит ли разделить профессию и образование?

Комитет Госдумы по образованию обсудил результаты ЕГЭ в 2014 году и принял к сведению доклад правительства о реализации госполитики в сфере образования.

По информации руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова, в 2014 году результаты ЕГЭ по всем предметам оказались ниже, чем в 2013 году, Он, в частности, рассказал, что 80% учащихся пишут с орфографическими и пунктуационными ошибками. На экзамене по физике, которую выбирают те, кто ориентирован на поступление в вуз, 36% выпускников не могли снять показания с измерительных приборов, а 20% продемонстрировали незнание законов Ома. Снижение результатов, по словам Кравцова, говорит не об ухудшении качества образования, а скорее о повышении объективности его оценки.

В ходе обсуждения председатель комитета Вячеслав Никонов отметил, что ЕГЭ стал серьезным стимулом к изучению отдельных предметов, и предложил увеличить количество обязательных экзаменов. В ответ Кравцов сообщил, что с 2020 года планируется ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку, прорабатывается также вопрос об обязательном экзамене по географии. Что же касается других предметов, то, по его словам, технологически организовать это возможно. Другой вопрос, на каком уровне - базовом или профильном - принимать экзамены.

Олег Смолин в свою очередь предложил выдавать аттестаты с неудовлетворительной оценкой по отдельным предметам, приведя в пример Пушкина, у которого был «неуд» по математике. Депутата поддержал директор центра образования №109 Москвы Евгений Ямбург: «Огромное число детей не бьет баклуши. Они просто не могут учиться. Это не инвалиды, а дети в пограничных ситуациях. Такие ученики, а их будет все больше и больше, никогда даже по самой низкой планке не сдадут экзамен за девять классов. А в таком случае они теряют право даже на профессиональное образование, ведь без диплома их никуда не примут. Может быть, стоит разделить профессию и образование?».

Доклад правительства о реализации государственной политики в сфере образования представила первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк. Рассказав о положительных изменениях на всех ступенях образования, она по просьбе депутатов не обошла стороной и проблемы. В частности, по-прежнему стоит проблема нехватки мест в детских садах, но уже через два года на смену ей придет проблема нехватки мест в школах. К 2020 году количество школьников увеличится на 2 млн. человек.

Наталья Третьяк высказалась также за возвращение воспитания в школы и вузы. Гораздо важнее воспитать добросовестных, честных, любящих свою Родину граждан, чем научить их бегло читать и бегло считать, уверена она. Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разрабатывает стратегию воспитания в Российской Федерации.

(Ветров И. Стоит ли разделить профессию и образование? / Игорь Ветров // Учительская газета. - 2014. - 25 ноября. – С. 2).


Модернизация образования

За годы модернизации системы отечественного образования, несмотря на неоднократные попытки обновить педагогическое образование, постепенно обострялась проблема адаптации системы подготовки учительских кадров к работе, с одной стороны, в новых условиях, с другой — к реальному повышению качества образования в общеобразовательных школах. Решение этой проблемы сегодня стало ключевой задачей в условиях синхронной модернизации системы общего и педагогического образования. И вот Минобрнауки России теперь принялось за разработку нового документа — Комплексной программы обновления кадров для школ по четырём его аспектам: апробация и развитие профессионального стандарта педагога; обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагога; повышение социального статуса и престижа профессии педагога; модернизация педагогического образования. По первым трём из четырёх направлений ещё не обнародованы проекты мероприятий. А по четвёртому направлению подготовлен проект Концепции поддержки развития педагогического образования и вынесен на общественное обсуждение. В порядке этого обсуждения возникли суждения о новой Концепции.

(Габдуллин Г.Г., Реформа педагогического образования — неудачное проектирование изменений вызывает сомнения в серьёзности намерений / Габделхан Габдуллович Габдуллин, профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 9 – 16).

Власти Кубани требуют объяснить сокращение школьных психологов

Власти Краснодарского края обеспокоены ростом количества подростковых самоубийств и значительным сокращением штатов школьных психологов.

Вице-губернатор Галина Золина провела селекторное совещание, на котором были подведены итоги комплексных проверок воспитательной работы 129 школ и 76 профессиональных училищ в 40 городах и районах Кубани.

По данным министра образования края Натальи Наумовой, за последние четыре года в регионе добровольно ушли из жизни 55 детей - почти два ученических класса. В текущем году детские суициды произошли в каждом четвертом районе края. Причем в большинстве случаев их совершили подростки из благополучных семей.

Проверки показали, что почти нигде педагоги толком не потрудились разобраться, что толкает детей на самоубийства. Из 13 случаев суицида, произошедших в этом году, причины разобраны и установлены только в трех.

На этом фоне выявлены факты почти повсеместного сокращения ставок школьных психологов - с 700 до 500 человек за 2 года. Одновременно выросли штаты бухгалтерий (до 2300 человек), замами директоров по финансам работают еще 707 специалистов.

«Работа в школе должна быть нацелена в первую очередь на ребенка, а не на зарабатывание денег», - заявила Галина Золина.

Вице-губернатор потребовала от глав районов и директоров школ написать объяснительные на имя губернатора с указанием причин сокращения школьных психологов и раздувания штатов финансистов.

(Донатович С. Власти Кубани требуют объяснить сокращение школьных психологов / Сергей Донатович // Учительская газета. - 2014. - 18 ноября 2014. - С. 3)


Кроме "Тотального диктанта", будет еще и географический

Владимир Путин предложил проводить «Всероссийский географический диктант» и создать новую линейку учебников по географии для средней школы. С такими инициативами президент выступил на XV съезде Русского географического общества.

"Всероссийский географический диктант", по словам Путина, мог бы стать аналогом "Тотального диктанта" по русскому языку, который проходит уже несколько лет и приобрел большую популярность.

География, по мнению главы государства, "может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов. При этом важно сделать особые акценты на изучении природного наследия России, вопросах экологии, рационального природопользования, охране редких видов животных и растений".

Президент РГО Сергей Шойгу не только поддержал обе идеи, но и пошел дальше, предложив ввести географию в качестве обязательного предмета государственной итоговой аттестации и увеличить количество часов на ее изучение в средних классах. "А в десятом и одиннадцатом ребята уже смогут уделять больше внимания предметам, связанным с их будущей профессией, - пояснил Сергей Кужугетович. - Для тех же, кто захочет посвятить свою жизнь географической науке, можно предусмотреть в выпускных классах углубленные факультативы".

(Ветров И. Кроме «Тотального диктанта», будет еще и географический / Игорь Ветров // Учительская газета». - 2014. - 11 ноября. - С. 2).

Правительство создаст единую систему учета обучающихся

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Концепцию создания Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.

Предполагается, что создание такой системы позволит не только получить достоверные данные о количестве ребят, обучающихся в учреждениях различного типа, но и контролировать очереди на зачисление в школы и детские сады, прогнозировать необходимое количество мест, отслеживать посещаемость образовательных организаций в целях профилактики беспризорности, а также сформировать полный набор данных об этапах обучения и достижениях обучающихся.

При создании единой системы предполагается объединить информацию федерального и регионального уровней. «Межведомственная система будет представлять собой комплекс информационных систем по учету обучающихся, - отмечается в Концепции. - Эти системы будут связаны с информационными системами органов госвласти и государственных внебюджетных фондов, содержащих персональные данные несовершеннолетних». Взаимодействие систем планируется реализовать на базе инфраструктуры государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном формате.

В качестве единого идентификатора обучающегося в межведомственной системе будет использоваться страховой номер индивидуального лицевого счета - СНИЛС.

«Дорожную карту» по созданию единой системы учета разработают Министерство связи и массовых коммуникаций РФ и Минобрнауки России.

(Рожков П. Правительство создаст единую систему учета обучающихся./ Павел Рожков.// Учительская газета. - 2014. - 4 ноября. - С.2).


Управление образованием


Направления сотрудничества

«В школу должна прийти окружающая ее жизнь...» Или... «Школа должна открыть двери и дать возможность ученикам участвовать в процессах преобразования окружающей среды...» Или... «Современная школьникам жизнь должна стать содержанием учебного процесса...» Все эти мысли в качестве критики устаревающей школы звучат уже давно. Более сотни лет назад эти ценности стали одной из основ новой педагогики, провозглашенной, в частности, Джоном Дьюи и воплощавшейся в практике так называемых прогрессивных школ. Однако сегодня эта практика так и не стала массовой, трудности в реализации подхода испытывают не только общеобразовательные государственные школы, но и продолжающие искать пути реализации прогрессивного образования частные, экспериментальные школы.

(Эпштейн М.М. Социальное партнёрство: взаимодействие школы с бизнес-структурами / Михаил Маркович Эпштейн, доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 39 – 49).

Медиативный подход

«Школьная медиация» является как комплексной методикой, так и инновационной технологией. Она интегрирует практически все институты, влияющие на формирование личности. Необходимо отметить, что понятие «школьная медиация» собирательное, его можно применять ко всему многообразию вариантов взаимодействия участников образовательного процесса. Определение «школьная» рассматривается в данном случае в качестве характеристики социального института, включающего в себя различные виды и формы образовательных учреждений начиная с детского сада и заканчивая высшей школой.

Медиация в образовательной среде направлена на решение главной задачи — создание безопасного пространства, в котором даже очень сложные конфликты могут быть урегулированы конструктивно (не только без агрессии, моральных и материальных потерь, но и с перспективами личностного и социального роста). В соответствии с позицией Центра медиации и права (автора и разработчика школьной медиации) ее внедрение в образовательное пространство позволяет:

  • эффективно разрешать разнонаправленные разногласия и споры между участниками воспитательно-образовательного процесса;
  • способствует предупреждению возникновения и эскалации споров, конфликтов, насильственных проявлений, в том числе межэтнических, межконфессиональных и т. д.;
  • создает условия для предотвращения асоциальных форм поведения трудных детей и подростков, коррекции поведения несовершеннолетних правонарушителей;
  • способствует сохранению межпоколенческих связей и улучшению качества взаимодействия в семье и образовательном пространстве;
  • позволяет предотвращать развитие синдрома эмоционального выгорания преподавательского состава образовательного учреждения


Важно отметить следующую существенную особенность и, одновременно, организационную сложность применения медиации в образовательном учреждении, а именно — соблюдение достаточно большого количества условий для качественного проведения всей процедуры медиации в соответствии с законом. Для решения этой задачи Центр медиации и права системно разрабатывает медиативный подход как самостоятельный способ взаимодействия, подразумевающий осознанное использование отдельных элементов медиативного процесса в различных обстоятельствах, особенно в тех случаях, когда полноценная медиация невозможна.


(Лесникова С. Г. Возможности применения медиации в образовательной среде / С. Г. Лесникова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский психолого-педагогический университет, г. Москва // Воспитание школьников. – 2014. - № 10. – С. 12 – 17. Библиография с. 17 (6 названий).

Система образования

Традиционно процесс образования организуется по различным образовательным программам. Вместе с тем, формы работы основных образовательных институтов — школ с жесткими учебными планами, расписанием уроков и учреждений дополнительного образования («драмкружок, кружок по фото...») — всё в меньшей степени удовлетворяют актуальным общественным вызовам образованию. Границы формального образования стали тесными для достижения современного качества образования (или актуальных образовательных результатов). Традиционное формальное образование не отвечает потребностям современных детей, которые испытывают потребность в знаниях для применения в жизни, будущей профессии. В связи с этим возникает ситуация, когда формальное образование способно предоставить всем знания, как необходимый минимум культурного развития. Но важно, чтобы потребность в «знаниях о многом» возникала у большинства учащихся, которое в рамки формального стандарта уместить невозможно. (Груздев М. В. Золотарёва А. В. Интеграция формального и неформального образования: новый сценарий развития / Михаил Вадимович Груздев, заместитель директора департамента образования Ярославской области, доктор педагогических наук; Алгелина Викторовна Золотарёва, ректор Института развития образования Ярославской области, доктор педагогических наук образования // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 34 – 38).

Гигиена детского зрения

Какие санитарно-эпидемиологические требования необходимы для охранительного зрительного режима в школе? Они прописаны в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821—10». В этом разделе приводятся выписки из СанПиН 2.4.2. 2821—10 и разъясняется их значение для создания в школе благоприятных условий для сохранения зрения учащихся.

(Андрющенко Е.В. Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебного процесса / Елена Валерьевна Андрющенко, педагог центра развития ребёнка № 440. г. Челябинск


Консультации

Ведение школьной документации. Утверждение штатного расписания. Проведение в классе тайной видеосъемки и прослушки. Сдача ГИА по литературе в форме защиты рефератов девятиклассниками, апробировавшими работы на городских и всероссийских ученических конференциях. И др.

(Болотова Е.Л. Консультации / Елена Леонидовна Болотова, профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 34 – 38).

Бухгалтерский учёт

Каждая школа обязана вести бухгалтерский учёт. Как его вести — самостоятельно или в централизованной бухгалтерии, с использованием какой именно программы — выбирать самой школе (её руководителю). Навязывать свой выбор органы управления образованием не вправе. В качестве перспективных технологий ведения учёта называют «облака». Автор рассматривает плюсы и минусы использования «облачных» технологий.

(Вифлеемский А.Б. «Облачные» технологии – новое в организации бухучёта / Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 50 – 56).

Педагогический совет

Статья продолжает тему внутришкольного повышения квалификации педагогов. Организация школьного педагогического совета «Искусство управления уроком: менеджмент в течение 45 минут» призвана помочь в повышении квалификации педагогов, работающих в непростых условиях современной российской школы.

(Кавалерчик Т.Л. Искусство управления уроком: менеджмент в течение 45 минут / Татьяна Леонидовна Кавалерчик, преподаватель кафедры управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 71 – 81).

Проектная деятельность

Проектная деятельность стала в последнее десятилетие одним из наиболее заметных нововведений в российской школе. Она стала такой же модной, как ещё несколько лет назад профильное обучение. Ей придаётся важное значение в реализации ФГОС общего образования. Но то, как реализуется проектная деятельность в школах, нельзя признать удовлетворительным.

(Лазарев В.С. Проектная и псевдопроектная деятельность в школе / Валерий Семёнович Лазарев, директор Института инновационной деятельности е образовании, доктор психологических наук, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 130– 136).

Точки удивления

Каковы возможности использования «точек удивления» как педагогического инструмента, обеспечивающего продвижение человека в пространстве культуры? На основе анализа современной образовательной практики представлены несколько типов «точек удивления», которые имеют значение для формирования культурного опыта личности.

(Коробкова Е.Н. Познание начинается с удивления / Елена Николаевна Коробкова, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 146– 154).

Леворукие дети

Средства массовой информации и учебники представляют идею рукости в виде двух полюсов, на одном из которых находятся леворукие люди, на другом — праворукие. Реальность, как это часто бывает, оказывается много сложнее. А потому в каждом классе из 25 учащихся может быть 2—3 леворуких ученика, обнаруживающих явное предпочтение левой руки на письме и в различных действиях, 1—2 ученика — амбидекстры (амби- в переводе с латинского языка означает «два», декструм — правая рука), то есть им всё равно, какой рукой делать те или иные действия.

(Николаева Е.И., Добрин А.В. Сенсомоторная асиметрия как с ней работать учителю / Елена Ивановна Николаева, профессор кафедры психофизиологии ребёнка Российского государственного университета им. А.И. Герцена, доктор биологических наук; Александр Викторович Добрин, аспирант кафедры психофизиологии и педагогической психологии Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, г. Елей // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 146– 154).

Причины снижения интереса

Ребёнок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, — мечта всех родителей и учителей Для многих взрослых интерес детей к учебе, к учебному предмету — индикатор благополучия школы. Но, как известно, если в начальные классы большинство детей идут охотно, то в средней школе, а тем более в старших классах, желание учиться у большинства пропадает. Каковы же причины снижении желания учиться, падения интереса к учебе? Каков масштаб этого явления? Что может сделать учитель?

(Смолеусова Т.В. Поддержка интереса к знаниям - как сформировать мотивацию учения? / Татьяна Викторовна Смолеусова, профессор кафедры начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 162– 167).

Правило пяти секунд

В настоящее время происходит активная коммерциализация всех сфер жизни человека, в том числе и педагогической среды. Вопросы менеджмента уже давно стали областью педагогики и психологии, а сейчас активно входят в область лингвистических наук, в том числе риторику, культуру речи. Данная статья - это руководство оратору в борьбе за внимание и расположение своего слушателя. Помимо этого, помощь в развитии профессиональных, коммуникативных норм, уверенности в себе, а также уважительного отношения к аудитории и формировании позитивного настроя от общения.

(Ильина О.В. Мастер-касс «Павила знакомства с новой аудиторией» / О.В Ильина, педагог дополнительного образования // Внешкольник. - 2014. - № 5. - С. 40 — 43. Библиография с. 43 (4 названия).

CASE-технология

Представлен опыт работы учреждения по внедрению кейс-метода в воспитательно-образовательный процесс, описывается возможность и вариация применения кейсов в детских объединениях разной направленности.

(Костяева Н.А. и др. Возможности использования инновационной CASE-технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей / Н.А. Костяева и др. // Внешкольник. - 2014. - № 5. - с 44 — 47).

Смешанное обучение

Информатизация общества стала источником инноваций в образовательном процессе современной школы: появляются электронные компоненты в учебно-методических комплексах, внедряются цифровые книги на электронной бумаге. Доступность Интернета (как в школах, так и дома) позволяет развивать дистанционное обучение.

(Крылов А.И. и др.Смешанное обучение: опыт внедрения / Алексей Игоревич Крылов, доцент Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук: Эльвира Васильевна Ким, заведующая методической лабораторией географии Московского института открытого образования. Заслуженный учитель РФ; Ольга Владимировна Шуванова, учитель географии средней школы № 1905 г. Москвы // Народное образование. – 2014. - № 8. – С. 174– 178).

Нормативно-правовые основы охраны здоровья учащихся

В соответствии со статьёй 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Каковы основные направления охраны здоровья? Это:

  • оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
  • организация питания учащихся;
  • определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
  • пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
  • организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
  • прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
  • профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
  • профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

(Шумилина Т.О. Консультации. / Татьяна Олеговна Шумилина, Консультант, заведующая кафедрой теории и методики воспитания Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой, кандидат педагогических наук // Народное образование. - 2014. - № 8. – С. 183 – 188)

Научные сообщения

Лишние люди – лишние расходы

Помните знаменитый анекдот, рассказанный на форуме в Пензе директором школы из города Орла специально для Президента России? Тот самый, где учителю, работающему на одну ставку, есть нечего, а на две - некогда. Как это ни грустно, но само собой напрашивается продолжение: а что будет, если работать на три ставки? Тогда уже точно есть будет не нечего и не некогда, а просто некому и незачем.

Три ставки - это не преувеличение. Каждый третий учитель в Воронежской области работает с серьезными перегрузками, от 24 до 36 учебных часов в неделю, а еще 40% педагогов имеют нагрузку, превышающую ставку. Таковы данные прошедшего в прошлом году социологического исследования, инициатором которого выступил Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ.

На вопрос «Как изменилась ваша заработная плата после обещанного повышения?» 47,8% респондентов ответили, что незначительно повысилась, 22,8% сказали, что изменений не произошло, 21% затруднились с ответом. И только 4,5% опрошенных отметили значительное повышение. Но с другой стороны, почти столько же - 4,1% - отметили, что их заработок понизился.

По степени удовлетворенности своей заработной платой ответы распределились так: скорее не удовлетворены - 50,3%, скорее удовлетворены - 22,3%, полностью не удовлетворены -19%, полностью удовлетворены менее 2%, остальные затруднились ответить.

На вопрос, какая заработная плата представляется достойной за одну ставку, 32% опрошенных назвали сумму от 25 до 30 тысяч рублей. Еще треть ответивших снизили планку на пять тысяч, назвав сумму от 20 до 25 тысяч. 12,8% оказались еще скромнее в своих запросах и ограничились 15-20 тысячами. Зато 18,3% высказались за то, чтобы одна ставка составляла свыше 30 тысяч рублей.

Попросили учителей назвать и факторы, которые не устраивают их в работе. На первом месте - все та же низкая заработная плата, о ней заявили 62% респондентов. Еще почти 53% указали на загруженность посторонней деятельностью, не относящейся к педагогической. На третьем месте - отсутствие свободного времени для отдыха.

(Масликова Т. Лишние люди – лишние расходы / Татьяна Масликова // Учительская газета. – 2014. – 25 ноября. – С.5).



Технология и практика обучения и воспитания



Конкурс «современный урок»

Формы правления

Материал представляет собой авторскую разработку урока для Х кл. по теме «Формы государства».

(Крицкая Н.Ф. Урок для X класса по теме «Формы государства» / Надежда Фёдоровна Крицкая, кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания МОАУ СОШ с УИОП № 37, г. Киров. Работа заняла I место в конкурсе «современный урок» // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 9. - С. 3 — 9).

Статистическая информация

В статье дан алгоритм урока, посвященного анализу статистической информации на уроках истории для XI класса. Урок не ориентирован на конкретный учебник, а рассчитан на формирование и развитие универсальных учебных действий согласно новым ФГОС.

(Пазин Р.В. Анализ статистической информации XVIII века (урок в XI классе)/ Роман Викторович Пазин, учитель истории и обществознания НОУ «ОР Авнер», автор пособий по подготовке к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознания, г. Самара. Работа заняла II место в конкурсе «современный урок» // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 9. - С. 10 — 16. Библиография с. 16 (10 названий).

СССР

Автор предлагает оригинальную методическую разработку по внешней политике СССР накануне Второй мировой войны.

(Завьялова А.А. Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны (урок в XI классе)/ Александра Арефьевна Завьялова, учитель высшей категории МБОУ Шахунской СОШ № 1, г. Щахунья Нижегородской области. Работа заняла II место в конкурсе «современный урок» // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 9. - С. 17 — 21).

Пропаганда

В статье исследуется система приёмов современной украинской пропаганды. Автор уделяет особое внимание теме «древнерусского наследия».

(Долгов В.В. Славянство, Русь и Московия, или как украинская пропаганда делит «древнерусское наследие» / Вадим Викторович Долгов, доктор исторических наук, профессор Удмурского государственного университета, г. Ижевск // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 9. - С. 22 — 29. Библиография с. 29 (16 названий).

Святой Сергий Радонежский

Иконография св. Сергия Радонежского раскрывает перед старшеклассниками эпоху духовно-нравственного подъёма Руси и мотивирует их к формированию жизненной перспективы на основе патриотической идеи.

(Гусакова В.О. Иконография преподобного Сергия Радонежского в контексте духовно-нравственного воспитания старшеклассников / Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения, педагог дополнительного образования ФГКОУ «Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ», докторант РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург // Преподавание истории в школе. - 2014. - № 9. - С. 51 — 55. Библиография с. 55 (9 названий).

Общественная дискуссия

Школы ещё не начали учиться по новому ФГОС ООО, а Министерство образования и науки РФ спешит «совершенствовать» примерные программы для учеников 5 — 9 классов, игнорируя при этом действующие нормативные документы.

В журнале География и экология в школе XXI века за 2014 г., № 9 публикуется часть материалов, а именно обращение к участникам общественных консультаций Первого заместителя Министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, вариант примерных учебных планов основного общего образования по географии и мнение московских учителей об этих материалах.

Появление примерных программ и учебных планов вызвало множество вопросов у учителей в связи с очередным сокращением часов на географию, искажение, а порой и полный отход от идей и подходов нового ФГОС ООО, к внедрению которого так активно готовились два последних года.

(О примерной программе основной образовательной школы. Приглашаем принять участие в общественной дискуссии // География и экология в школе XXI века. - 2014. - № 9. - С. 30 — 36).

Урок-семинар

Статья предлагает разработку уроков-семинаров на основе использования вузовских форм образования в практике школьного образования. На материале рассказа «Гамбринус» А. И. Куприна школьники исследуют обособленные определения с точки зрения грамматики и стилистики.

Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе»,

(Дубова М. А., Чернова Л. А. Уроки-семинары на тему «Грамматические и стилистические особенности обособленных определений» / Дубова Марина Анатольевна, доктор филол. наук, профессор Московского государственного областного социально-гуманитарного института; Чернова Любовь Афанасьевна, доктор филол. наук, профессор Московского государственного областного социально-гуманитарного института // Русский язык в школе. – 2014. - № 10. – С. 18 – 21. Продолжение следует).

Бимодальные источники речи

Авторы статьи обосновывают необходимость использования бимодальных источников речи на уроках русского языка на материале текста повести М. Ю. Лермонтова «Тамань» и ее экранизации при изучении темы «Предложения с косвенной речью». Обучение, согласно данной методике, должно быть направлено на формирование у учащихся сложного умения косвенной передачи чужой речи, включающего не только логико-грамматический, но и стилистический аспект.

Статья публикуется в рамках проекта «Совершенствование преподавания русского языка в современной школе».

(Устинов А. Ю., В. С. Дудкина А. Ю. Текст и экранизация повести М. Ю. Лермонтова «Тамань» на уроке изучения косвенной речи / Устинов Анатолий Юрьевич, профессор Анапского филиала МГГУ им. М. А. Шолохова; Дудкина Виктория Сергеевна, ст. преподаватсль кафедры русской и зарубежной филологии МГГУ им. М. А. Шолохова // Русский язык в школе. – 2014. - № 10. – С. 21 – 25. Библиография с. 25 (2 названия).

Готовимся к ЕГЭ

Статья посвящена изучению синтаксических норм в ходе подготовки к ЕГЭ по русскому языку в старших классах, а также заданиям по синтаксису в формате ЕГЭ, выполняемым на основе текстов. Содержит для организации занятий материал; таблицы, задания для проведения проверочной работы, упражнения. Все упражнения в статье принадлежат автору. В упражнениях, составленных по аналогий с заданиями в формате ЕГЭ, сохранена формулировка задания

(Политова И. Н. Готовимся к ЕГЭ: задания по синтаксису / Ирина Николаевна Политова, доктор филол. наук, профессор Московского государственного областного социально-гуманитарного института Шолохова // Русский язык в школе. – 2014. - № 10. – С. 25 – 28. Библиография с. 28 (5 названий).

Школьный орфографический минимум

Автор статьи предлагает подумать над вопросом: должна ли меняться школьная орфография вслед за изменениями, зафиксированными в последних академических словарях и справочниках, и высказывает ряд рекомендаций для дальнейшего совершенствования методики обучения орфографии в школе.

(Арутюнова Е. В. Нужна ли школе «реформа орфографии»? / Арутюнова Елена Вячеславовна, старший преподаватель кафедры медиаречи Института Массмедиа РГГУ, преподаватель Центра довузовского образования РГГУ // Русский язык в школе. – 2014. - № 10. – С.64 – 72. Библиография с. 72 (15 названий).

Интеллектуальное воспитание

Современные социальные вызовы приводят к тому, что интеллектуальные способности людей начинают рассматриваться в качестве ключевого условия прогрессивного общественного развития. Поэтому неудивителен рост интереса к проблемам школьного образования, поскольку именно общеобразовательная школа — важнейший социальный институт, в рамках которого воспроизводятся, восстанавливаются и качественно улучшаются интеллектуальные ресурсы общества.

Необходимость внедрения в школьную практику инновационных образовательных технологий, разработанных в рамках психодидактического подхода. Задача интеллектуального воспитания учащихся средствами содержания образования на основе развивающих учебных текстов. Психологические основы «обогащающей модели» обучения математике в рамках проекта «Математика. Психология. Интеллект» (МПИ). Критерии интеллектуальной воспитанности ученика.

(Холодная М.А., Гельфман Э. Г. Психодидактические образовательные технологии как фактор интеллектуального воспитания учащихся интеллектуальная воспитанность • математика / Марина Александровна Холодная, заведующая лабораторией психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина Института психологии РАН, профессор, доктор психологических наук; Эмануила Григорьевна Гельфман, заведующая кафедрой математики, теории и методики обучения математике Томского государственного педагогического университета, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 8. – с. 111– 117.


Дошкольная педагогика


ФГОС ДО

Ушли в прошлое дискуссии по поводу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Обсуждены проблемы и риски его внедрения. Наступило время реализации. Автор статьи пытается ответить на вопросы — что нужно изменить в практике дошкольного образования, чтобы ведущие идеи стандарта стали педагогической реальностью, а не превратились в очередные мифы.

Успешная реализация первого стандарта дошкольного образования во многом определется разными факторами.

· Создание педагогических условий для освоения ребёнком позиции субъекта игровой, двигательной, познавательной, художественной и других видов деятельности, когда личность ребёнка не подавляется и ему не пытаются навязать то, что не отвечает его возможностям и интересам.

· Формирование особого пространства детско-взрослого взаимодействия и взаимоотношений, взаимопонимания, ориентированного на индивидуальные особенности, интересы, потребности растущего человека, - пространства, которое интегрирует все виды детской деятельности и в котором ребёнок является полноправным и активным их участником.

· Готовность педагогов дошкольных организаций к реализации педагогических условий формирования индивидуальности, личностного становления ребёнка в широком понимании процесса социализации-индивидуализации. Индивидуализация образовательных маршрутов требует особых как кадровых условий, так и условий организации предметно-развивающей и образовательной среды.

(Волошина Л. Нивелирование рисков внедрения стандарта дошкольного образования / Л. Волошина, доктор педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии. Белгородский государственный национальный исследовательский университет // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - .С. 4 — 10. Библиография с. 10 (18 названий).

Психология дошкольников

В статье рассматриваются литературные предпочтения детей дошкольного возраста, а также правила, творческие приёмы, пространственно-временные формы организации сказочного мира в процессе обучения педагогов и специалистов ДОО созданию сказок.

(Черданцева А. Профессиональное совершенствование педагогов и специалистов дошкольных организаций средствами создания авторских сказок в условиях обучающего семинара / А. Черданцева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - с. 116 — 119. Библиография с. 118, 119 (23 названия).

Ребёнок на войне

Цель статьи — выявить особенности авторского подхода к разработке темы «Ребёнок на войне», а также определить, какие художественные свойства текстов произведений могут стать основой для проведения работы по художественно-эстетическому, нравственному развитию детей дошкольного возраста.

(Михайлова О. Ребёнок на войне. Интерпритация художественного образа в произведениях А.Т. Твардовского, В.П. Катаева, В.О. Богомолова / О. Михайлова, кандидат филологических наук, г. Мюнхен, ФРГ // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - .С. 11 — 17. Библиография с. 17 (7 названий).

Гидрокинезотерапия

Сегодня 97 % населения страдают заболеваниями позвоночника. Все больше детей ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому родителям приходится всё чаще сталкиваться с серьезнейшими проблемами нарушения осанки у детей уже в дошкольном возрасте.

В данном детском саду осуществляется профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей в рамках дополнительного образования с использованием элементов гидрокинезотерапии. Занятия проводит инструктор по плаванию и лечебной физкультуре (ЛФК) в присутствии старшей медицинской сестры. Программа подготовлена при участии врача детской поликлиники.

Гидрокинезотерапия — это вид процедур ЛФК, проводимой в водной среде с погружением в него всего тела. Это часть системы профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, которая закрепляет результаты занятий «сухим плаванием» и дыхательной гимнастикой.

Система оздоровительных мероприятий вошла в программу ДПК (дополнительные платные услуги) по оздоровительному плаванию «Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с элементами гидрокинезотерапии».

(Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата воспитанников ДОУ с помощью элементов гидрокинезотерапии / Калашникова М.В. и др. // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 14 — 20. Библиография с. 20 (5 названий).

Национально-смешанная семья

В статье раскрываются теоретические основы диагностической методики, разработанной автором и адаптированной для педагогического обследования детей раннего возраста, воспитывающихся в национально-смешанных семьях. Отмечены факторы, которые были учтены при разработке диагностического инструментария, описаны особенности и методы педагогического обследования детей раннего возраста. Перечислены авторы и диагностические методики, взятые за основу при разработке авторской методики.

(Афонина Н. Теоретическое обоснование разработки педагогического обследования детей раннего возраста, воспитывающихся в национально-смешанных семьях / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 83 — 88. Библиография с. 87,88 (14 названий).

Экологический проект

Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие дошкольника.

Авторы разработали экологический проект «Две кудрявые подружки». (Объект — две берёзки на участке).

Цель: формирование основ экологического мировоззрения. Развитие познавательно-творческих способностей в процессе решения творческих задач.

Задачи: Дать детям представление о лесе, парке, закрепить название некоторых деревьев, научить находить их по внешнему виду, уточнять сходство и различия разных видов, воспитывать умение вести себя на природе, показывать значение деревьев для здоровья человека и т.д. Срок реализации проекта — 1 год.

(Лосева В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности / Валентина Васильевна Лосева, воспитатель МДОУ д/с № 104, г. Комсомольск -на-Амуре // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 21 — 25. Библиография с. 25 (4 названия).

Речевое развитие

Реализация системно-деятельностного подхода по теме «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» повышает познавательную активность ребёнка, способствует открытию и познанию окружаещего мира. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Правильно организованная деятельность развивает логическое мышление, умение выбирать нужные знания, сравнивать и анализировать. Опыты имеют большое значение для создания причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В процессе эксперимента развивается речь, что является главной задачей педагогов в работе с детьми, у которых наблюдается отставание в речевом развитии. Во время занятий по экспериментальной деятельности происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребёнка. На занятиях-опытах развивается связная речь.

Авторы знакомят читателей с проектами по теме «Ужасно интересно всё то, что неизвестно».

(Развитие связной речи детей 5-6 лет в экспериментально-поисковой деятельности / К.В. Батусова и др. // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 26 — 32).

Правильная осанка

От осанки зависит качество, эффективность жизни человека. Для того, чтобы педагоги видели результат своих занятий, необходимо придерживаться принципа непрерывности (занимаемся регулярно), принципа общения (делайте упражнения вместе с детьми, поддерживайте их), принципа игры.

Превращайте физические упражнения в весёлые приключения, шутите вместе, соревнуйтесь!

Автор описывает серию игр «Ползаем, катаемся — мышцы развиваются»: «Весёлые жучки», «Гонки автомобилей», «Фломастеры рассыпались», «Мыши в кладовой», «Трудолюбивые муравьи» и проч.

(Поволяева И.В. Правильная осанка. Вместе играем — спину выпрямляем! / И.В. Поволяева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 41 — 44. Библиография с. 44 (2 названия).

Песочная терапия

Сегодня многие дошкольные учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но мало кто знает, как оптимально их использовать. В обучающих целях возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Поэтому автора статьи создали собственную песочницу. По тому же принципу был создан и короб с зерном.

Цель использования этих пособий — развитие речи дошкольников.

Задачи - развивать мелкую моторику пальцев рук детей; работать над звукопроизношением; вести активную работу над лексической стороной речи; формировать грамматический строй речи; работать над формированием фразовой речи детей; развивать психические процессы.

(Ниськова Ю.В. Песочная терапия как средство развития дошкольников / Ю.В. Ниськова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 54 — 57).

Художественно-эстетическое развитие

В статье представлена авторская музейно-педагогическая программа «Маска, я тебя знаю!» для детей старшего дошкольного возраста, которая реализуется в форме музейных экскурсий по ознакомлению с жанром портрета и интерактивных действий по знакомству с масками, раскрывающими основные человеческие эмоции.

(Бутенко Н. Методики проведения интерактивных занятий с детьми старшего дошкольного возраста в музее изобразительных искусств / Н. Бутенко, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики дошкольного образования, Челябинский государственный педагогический университет // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 47 — 54.Библиография с. 54 (3 названия).

Взаимодействие с семьёй

В старшей и подготовительной группах детского сада комбинированного вида № 2591 «Сказка», г. Москва, реализованы проектные технологии по двум основным направлениям:

· Формирование интереса к русской национальной культуре.

· Формирование экологической культуры.

Современная эколого-социальная ситуация выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания. Ими могут стать экологические проекты, разработанные авторами. Детско-родительский образовательный проект «Метеобюро «Народные приметы» поможет сформировать экологическую культуру, повысит экологическую грамотность, сформирует представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе в различных видах деятельности (познавательной, ценностно ориентированной, творческой, коммуникативной).(Гаранина И. «Метеобюро «Народные приметы»: Детско-родительский образовательный проект // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 63 — 71. Библиография с. 71 (4названия).

«Комарик»

Детский сад с редким названием «Комарик», расположен в холодном, северном краю, среди безбрежной тайги. В зимнее время его территория напоминает яркий сказочный городок: стало традицией создание снежных построек, которые дарят радость не только детям, но и всем жителям посёлка.

(Евсеева Л. Снежная сказка: опыт работы по оформлению игровых участков / Л. Евсеева, заведующая, МБДОУ — детский сад «Комарик», посёлок Хулимсунт, ХМАО-Югра // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 95 — 99).



Начальная школа

Сценарий урока

В статье рассматриваются требования, которые предъявляются к проекту современного урока в условиях реализации ФГОС общего образования и введения профессионального стандарта педагога. Раскрываются проблемы, существующие в практике проектирования целей обучения. Дано описание алгоритма проектирования сценария урока с позиций технологического подхода и с учётом требований профессионального стандарта педагога.

(Мурзина Н.П. Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта педагога / Наталья Павловна Мурзина, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии детства, Омский государственный педагогический университет, г. Омск // Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ. – 2014. - № 6 (ноябрь-декабрь) – С. 5 – 12. Библиография с. 12 (16 названий).

Гипертекст

В статье на примере мультимедийных презентаций к урокам русского языка рассматриваются возможности использования гипертекста в обучении. Такие признаки гипертекста, как нелинейность, интерактивность, мулътимедийностъ, повышают эффективность усвоения материала, способствуют достижению предметных и метапредметных результатов. Организация урока с опорой на мультимедийные презентации свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетентности бакалавров в проективной стратегии лингвометодической подготовки.

(Исаева Н.А. Гипертекст как способ достижения образовательного результата в проективной стратегии подготовки бакалавра (на примере использования мультимедийных презентаций в обучении русскому языку) / Нина Александровна Исаева, канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, автор учебников, г. Калуга // Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ. – 2014. - № 6 (ноябрь-декабрь) – С. 13 – 18. Библиография с. 18 (6 названий).

Математический учебно-научный текст

В данной статье на практическом материале рассматриваются отдельные приёмы анализа математического учебно-научного текста теоретического характера, направленные на достижение его адекватного восприятия и понимания младшими школьниками. Предлагаемые приёмы обоснованы особенностями содержания, формы и языка изложения математических текстов, ориентированы на развитие ученика как субъекта собственной, познавательной деятельности и являются средством повышения качества математических знаний (осознанности, систематичности, системности и др.). Особое внимание в статье уделяется формированию умения читать математический текст на символьном языке с помощью разработанного алгоритма.

(Т.А. Михайлова. Обучение анализу математического текста как средство повышения качества знаний и умений учащихся / Татьяна Алексеевна Михайлова, преподаватель математики, г. Санкт-Петербург // Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ. – 2014. - № 6 (ноябрь-декабрь) – С. 18 – 23. Библиография с. 22, 23 (9 названий).

Опережающее обучение

В статье анализируется проблема снижения вычислительных навыков по математике у выпускников начальной школы, представлен опыт работы по введению элементов опережающего обучения на уроках математики во 2-м классе.

Автор предлагает на уроках математики в 1-м и 2-м классах решать задачи, предваряющие систематическое изучение таблицы умножения, за счёт создания достаточного количества образных моделей при конструировании таблицы умножения как суммы равных слагаемых. За счёт изменения и усложнения структуры задач конструируются поисковые задачи на деление наравные части и деление по содержанию. Все задачи решаются учащимися с использованием схематических рисунков, а запись математических моделей решения задач оформляется через сумму равных слагаемых. Важным элементом в данном случае является правильная запись ответа к задаче.

(Смирнова А.А. Элементы опережающего обучения на уроках математики в начальной школе / Альбина Алексеевна Смирнова, канд. пед. наук, учитель математики высшей квалификационной категории, руководитель экспериментальной площадки ГОУ «СОШ № 519», г. Санкт-Петербург // Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ. – 2014. - № 6 (ноябрь-декабрь) – С. 42 – 47. Библиография с. 47 (8 названий).

Восприятие языка

В статье рассматривается вопрос о формировании положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры при изучении предмета «Русский язык». Приведены примеры упражнений, направленных на решение обозначенной задачи, представлены необходимые дополнения к методическому аппарату учебников.

(Кусова М.Л., Чиликова И.А. Формирование у младших школьников положительного отношения к базовым национальным ценностям через восприятие языка как явления национальной культуры / Маргарита Львовна Кусова - доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; Ирина Александровна Чиликова - учитель МАОУ «Лицей М 130», г.Екатеринбург // Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ. – 2014. - № 6 (ноябрь-декабрь) – С. 30 – 33. Библиография с. 33 (7 названий).




Воспитание и дополнительное образование


Жизнестойкость

Проблемы преодоления сложных жизненных ситуаций становятся всё более актуальными: об этом говорят прискорбные статистические данные о зависимом, суицидальном и противоправном поведении подростков и молодёжи. Развитие социальных умений и практических навыков.

(Фоминова А.Н. Развитие социальных умений и практических навыков детей и подростков / Алла Николаевна Фоминова, профессор кафедры психологии образования Московского педагогического государственного университета, кандидат психологических наук // Социальная педагогика. – 2014. - № 4. – С. 25 – 33).

Риски коммерциализации

Реформирование образовательной системы и адаптация её к новым экономическим условиям потребовали коммерциализации дополнительного образования, как детского, так и взрослого. В статье авторы проанализировали риски коммерциализации дополнительного художественного образования детей в городе-спутнике. Авторы выделили такие риски, как: риск недоступности платного образования детей, риски фандрайзинга, риск конфликтов в коллективе, риск неэффективного использования средств от коммерческой деятельности, риск отсроченного получения дохода, риск сокращения бюджетных асигновани, риск потери разумной грани между бюджетной и коммерческой деятельностью, что может испортить репутацию учреждений культуры и образования.

(Мерзлякова А. Риски коммерциализации дополнительного художественного образования детей в городе-спутнике / А. Мерзлякова // Внешкольник. - 2014. - № 5. - С. 14 — 17. Библиография с. 17 (9названий).

Ансамбль

Раскрываются некоторые особенности работы с детским вокальным ансамблем. Приведены методические рекомендации по организации работы педагога-вокалиста.

(Бабурян А.И. Особенности работы с детским вокальным ансамблем / Бабурян А.И., педагог дополнительного образования // Внешкольник. - 2014. - № 5. - С. 37 — 41. Библиография с. 41 (4 названия).

Открытое обрзовательное пространство

В работе представлен опыт использования потенциала дополнительных образовательных программ и социокультурных проектов при организации внеурочной деятельности школами, сетевыми партнёрами ДД(Ю)Т, а также определены пути эффективного управления образовательными ресурсами в новых социально-экономических условиях.

(Машенин Ю.И. и др. Модель организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении средствами дополнительного образования / Ю.И. Машенин, Г.Б. Струкова // Внешкольник. - 2014. - № 5. - С. 22 — 26. Библиография с. 26 (4 названия).

О центрах интеллектуального развития и творчества детей и молодёжи

В статье обсуждаются вопросы проектирования в России центров интеллектуального развития и творчества детей и молодёжи. Представляются результаты анализа международного опыта создания и воплощения в практику подобных пространств развития детей. Предлагаются варианты и предварительный план реализации проекта.

(Асмолов А.Г., Рабинович П.Д. Проектируем будущее: о центрах интеллектуального развития и творчества детей и молодёжи / А.Г. Асмолов, академик РАО, доктор психологических наук, профессор; П.Д. Рабинович, к.т.н., доцент // Внешкольник. - 2014. - № 4. - С. 14 — 18).

Культура православия

В статье представлен опыт внеурочной педагогической деятельности по формированию у школьников позитивных духовно-нравственных ценностей на основе культуры православия. Описывается оригинальный методический приём «Сундук мудростей», приведён пример его использвания во внеклассной работе.

(Копылов В.А., Лесник И.В. Методический аспект проблемы духовно-нравственного воспитания школьников / В.А. Копылов, И.В. Лесник, МБОУ СОШ № 10, г.Струнино, Владимирская обл. // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2014. - № 8. - С. 10 — 16. Бибилография с. 15,16 (10 названий).

Сетевое взаимодействие

МБОУ ДОД — центр эстетического воспитания детей «Лик», учреждение относительно молодое и идёт по пути инновационного развития. Центр взаимодействует со всеми ОО микрорайона, заключены договоры о совместной деятельности, направленные на реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа» в части создания системы сетевого взаимодейсвия общего и дополнительного образования детей и формирования на этой основе единого образовательного пространства.

Одним из направлений этого взаимодействия является программа внеурочной деятельности для изучающих предмет «Основы религиозной культуры и светской этики».

(Беднова В.И. Сетевое взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» / Беднова В.И., руководитель методического совета МБОУ ДОД ЦЭВД «Лик», г. Екатеринбург // Внешкольник. - 2014. - № 4. - С. 18 — 20).

Базовые нравственные ценности

В статье освящён опыт решения взаимосвязанных задач: приобщения школьников к чтению и формирования духовно-нравственных ценностей в процессе внеурочной деятельности. Представлены принципы отбора художественных произведений, предлагаемых детям для прочтения; планирование работы по данному направлению; краткко обозначены методические особенности проведения внекласных мероприятий.

(Копылов В.А., Лесник И.В. Реализация нравственного потенциала русской литературы во внеурочной деятельности / В.А. Копылов,; И.В. Лесник, МБОУ СОШ № 10, г.Струнино, Владимирская обл. // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. - 2014. - № 8. - С. 26 — 29. Бибилография с. 29 (4 названия).

Добро пожаловать в страну творчества!

Автором разработан сценарий посвящения в обучающиеся — студийцы МБОУ ДОД ДДТ г. Георгиевска.

(Трофимова О.Д.» Творчесво юных — новому веку! / О.Д. Трофимова, педагог-организатор // Внешкольник. - 2014. - № 5. - С. 52 — 55).

Формирование межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников

Происходящие в мире глобализационные процессы оказывают влияние на все стороны жизни общества в целом и отдельного человека.

Для поддержания различных форм межкультурных контактов партнерам необходимо знать не только иностранный язык, но и нормы поведения, традиции и обычаи другой культуры. Каждый участник межкультурного взаимодействия должен быть личностно и психологически готов к осуществлению такого рода деятельности, Именно поэтому на первый такой компетенции у старшеклассников обосновывается прогрессирующим увеличением их непосредственных и опосредованных (через Интернет) контактов с представителями иных культур. Выпускники школ должны быть готовы к общению со сверстниками, принадлежащими другим культурам.

Целью настоящей работы является обоснование модели методики обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования.

(Коляникова Е. В. Межкультурная коммуникативная компетенции при изучении иностранного языка в системе дополнительного образования / Е. В. Коляникова, ассистент кафедры английского языка и переводоведения Смоленского государственного университета, г. Смоленск // Воспитание школьников. – 2014. - № 10. – С. 30 – 35. Библиография с. 34, 35 (9 названий).

Информационная безопасность

Автор в статье говорит о физическом и психическом воздействии ТВ; основах грамотного восприятия СМИ ребёнком; влиянии рекламных «завлекалочек». Влияние просмотра сцен насилия по телевидению на поведение человека: статистика свидетельствует, что если ребенок по 3—4 ч в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он увидит около 8 тыс. убийств. А ведь дети не способны критически воспринимать получаемую информацию и дистанцироваться от нее. Поэтому, когда ребенок видит сцены насилия в кино или телепередаче, это вызывает у него сильнейшие агрессивные импульсы.

Даны рекомендации родителям:

1. Составьте план, заранее спланируйте время, объем и вид получаемой ребенком информации так же, как вы планируете любую другую деятельность.

2. Ограничьте время просмотра телевизора, видеоомагнитофона, DVD, игры на компьютере и сеанса в сети Интернет. Не рекомендует выделять более 1-2 ч. в день на просмотр телевидений для старших детей, а детям до 2 лет смотреть телевизор вообще не стоит.

3. Выделите основные направления получаемой информации. Помогите детям и подросткам выбрать видеофильмы, программы для просмотра или видеоигры, которые соответствуют их возрасту и интересам. Заведите привычку составлять своеобразный рейтинг передач для просмотра вашими детьми и давать родительские наставления, касающиеся информации, поступающей из СМИ. Используйте этот рейтинг в принятии решений, какие сообщения СМИ следует знать вашим детям.

4. Будьте настойчивы при постановке правил получения информации вашими детьми.

5. Не ставьте телевизоры, видеомагнитофоны, видео- и DVD-приставки или компьютеры в детской спальне. Поставьте их там, где вы сможете контролировать их использование. Если же все-таки эта техника находится в спальне ребенка, вы должны быть в курсе его вкусов. Если у него есть доступ в Интернет, контролируйте его, когда он находится в сети.

6. Сделайте просмотр телепередач и фильмов совместным семейным занятием. Используйте малейшую возможность для совместного просмотра, прослушивания или прочтения информации, интересующей детей, и дальнейшего ее обсуждения. Научите детей во время непосредственного получения информации оспаривать ее или ставить под вопрос. Особенно это касается актов насилия, сомнительных; фактов, обманчивых предложений или рекламных акций продукции, вредной для здоровья.

7. Задавайте вопросы детям, вызывайте их на дискуссию, старайтесь сформировать жизненную позицию ребенка - быть критичным к увиденному или услышанному из СМИ. Сравните, насколько совпадают жизненные ценности, которые вы стараетесь привить детям, и те, которые преподносятся с экранов телевизоров или страниц прессы.

8. Будьте внимательны к побочным эффектам средств массовой информации. Часто родители смотрят сквозь пальцы на получение их детьми информации, если только она не содержит явных признаков насилия или сексуальной окраски.

(Гафнер В.В. Влияние телевидения на детей / В.В. Гафнер, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Уральского ГПУ, кандидат педагогических наук // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014. - № 10. – С. 30 – 36).

Источники опасности

С наступлением холодов во многих регионах России на улицах появляются стаи бродячих собак, готовых броситься на мирных прохожих. Особую опасность бездомные псы представляют для детей и подростков. Подавляющее большинство пострадавших от укусов- именно дети до 14-15 лет. Чем меньше возраст, тем больше вероятность подвергнуться нападению. Собаки — отличные телепаты, они прекрасно чувствуют настроение и состояние человека, наличие адреналина в крови. Если человек боится собаки, то он потенциальная жертва.

Причины нападения собак

Собака может наброситься на человека в случаях, если:

- он зашел на территорию, которую она считает своей;

- собака голодна и чувствует, что в сумке у прохожего что-то вкусное;

- собака агрессивна, особенно это относится к собакам бойцовых пород, которые тоже нередко оказываются выброшенными на улицу;

- собака заражена бешенством. Бешеная собака нападает молча, без предупредительного лая.

Однако есть простые и эффективные способы, которые позволяют уберечься от этой опасности.

(Михайлов В.Д. Как уберечься от бездомных собак / В.Д. Михайлов, спец. кор. // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2014. - № 10. – С. 54, 55).



Коррекционная (специальная) педагогика



Доступная среда

Сегодня в России более 55 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных школах. 3,5 тысячи школ (а это 6,5 процента от общего числа) оснащены специальным оборудованием, к концу года к этой цифре добавятся еще 2600 школ, что составит 12,8 процента. А в новом учебном году в каждой пятой российской школе будут созданы все необходимые условия для инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Эти цифры были озвучены на круглом столе «Состояние и актуальные проблемы законодательного обеспечения инклюзивного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья», проходившем 20 ноября в Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Однако в создании доступной среды для особых детей есть немало узких мест. К примеру, не установлен перечень специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, которые позволяют говорить о создании необходимых условий для обучения школьников с ОВЗ.Кроме того, вФГОС основного общего и среднего общего образования не включены специальные требования к условиям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вызыолвает тревогу сокращение сети кор-рекционных школ и «скороспелая» подготовка кадров для работы с особыми детьми.

В соответствии с новым профессиональным стандартом педагога каждый учитель должен обладать умениями н навыками по работе с детьми с ОВЗ. Посведениям Минобрнауки РФ, 24 тысячи педагогов прошли или пройдут в ближайшее время необходимую переподготовку на курсах повышения квалификации. Есть вопросы ккачеству программ ускоренной переподготовки.

Кроме того, остро встает вопрос о необходимости пересмотра нормативов финансирования школ, где обучаются дети с ОВЗ.

(Туманова Н. Перейдёт ли количество в качество? / Надежда Туманова // Учительская газета. - 2014. - 25 ноября. - С.3).

Особый мир детей с нарушением зрения

Жизнь людей с нарушением зрения имеет свои особенности , трудности и проблемы. О том, как дети с такой патологией познают мир, какой материал должен использовать специалист на занятиях с ними, как взаимодействовать, какие новые формы работы использовать в практической деятельности, расказывается в журнале «Логопед», № 9, 2014 г. Этот номер журнала поможет расширить профессиональные границы специалистов в получении информации.

Педагогическое сопровождение

В настоящее время возрастает количество детей с особыми образовательными потребностями, обусловленными различными отклонениями психофизического развития. Перед педагогическим сообществом стоит задача повышения эффективности и качества образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов с учетом их специальных образовательных потребностей и условий, необходимых для их развития и получения ими качественного образования, а также для адаптации и интеграции их в социум.

ПМПК (Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи) оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации и психолого-педагогическому сопровождению основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся.

В рамках инновационно-экспериментальной деятельности ПМПК разработана модель психолого-педагогического сопровождения внедрения и реализации инклюзивного образования в районе. Модель состоит из содержательного, диагностического и процессуального компонентов. Главными целями являются определение организационно-технологических, содержательных основ и разработка инструментария сопровождения такого ребенка, обеспечивающих успешную социализацию. Основные задачи модели: создание благоприятного общественного мнения для становления и развития инклюзивного образования; обеспечение доступности образования детям с ОВЗ, детям-инвалидам; поддержка и сопровождение педагогических кадров, работающих с детьми с ОВЗ; распространение опыта психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

(Козина Г. П.. Кобазова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования (На примере работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) / Г. П. Козина, директор МБУ ПМПК Нерюнгринского района Республика Саха (Якутия); Ю. В. Кобазова, кандидат психологических наук, доцент кафедры ПиМНО СВГУ им. М. К. Амосова (г. Нерюнгри), зам. директора МБУ ПМПК Нерюнгринского района РС(Я) // Воспитание школьников. – 2014. - № 10. – С. 18 – 22. Библиография с. 22 (7 названий).

Нарушения дисциплины

Анализ существующих подходов к работе с девиантным поведением несовершеннолетних. Авторская концепция выстраивании работы в образовательном учреждении, которая позволяет эффективно решать проблему поведенческих девиаций учащихся на системном уровне.

(Сидоров Н.Р. Девиантное поведение несовершеннолетних и системное противодействие ему в образовательном учреждении / Николай Русланович Сидоров, педагог-психолог Центра образования № 1494, г. Москва // Социальная педагогика. – 2014. - № 4. – С. 34 – 40).

Насилие

Сегодняшние реалии таковы, что насилие в школе среди детей не только существует, но и активно увеличивается в масштабах. И дело не только в физическом воздействии, которое оказывают школьники друг на друга, но и в моральном давлении и унижении. С жестокостью и травлей школьники встречаются гораздо чаще именно в среде сверстников. Если у учеников младших классов «изобретательности» хватает на то, чтобы спрятать вещи в раздевалке, обзываться и бросать портфели, то старшеклассники могут избивать выбранную жертву, давить и унижать морально, создавая стрессогенную и психотравмирующую атмосферу, где полноценное обучение невозможно.

Как правильно вести себя педагогическому работнику, чтобы избежать негативных последствий.

(Серёгина И.Н. Психологическая помощь детям и подросткам: школьная психодрама / Инна Николаевна Серёгина, преподавателъ психологии факультета непрерывного образования Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга, медицинский психолог городской детской поликлиники № 2, г, Петропавловск-Камчатский // Социальная педагогика. – 2014. - № 4. – С. 41 – 50. Библиография с. 50 (6 названий).

Коррекционно-развивающая деятельность

Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога, предусмотренная как обязательная новым стандартом подготовки педагога. Необходимость педагогической диагностики самых начальных признаков неблагополучия ребёнка в образовательной среде — ситуаций и состояний риска развития адаптационных нарушений.

(Кумарина Г.Ф. Диагностическая и коррекционно-развивающая деятельность педагога / Галина Фёдоровна Кумарина, заведующая кафедрой адаптивного образования ГБОУ ВПО Московской области «Академия социального управления», доктор педагогических наук, профессор // Социальная педагогика. – 2014. - № 4. – С. 13 – 24).

Особый ребёнок в детском саду

На настоящий момент законодательная база организации инклюзивного образования в России достаточно определена, однако отсутствие методических рекомендаций по организации групп комбинированной направленности в ДОУ (в частности, по определению состава воспитанников) создаёт часто непреодолимые трудности в развитии этого социально важного направления дошкольного образования. Опыт показывает, что отсутствие подготовительного периода для организаии комбинированных групп нередко приводит к ряду негативных последствий. Для преодоления возможных трудностей внедрения инклюзивной практики в ДОУ возможна организация подготовительного периода, охватывающего всех участников образовательного процесса.

Дано «Примерное содержание работы подготовительного периода».

(Верещагина Н.В. Примерное содержание работы подготовительного периода при организации инклюзивной пратики в детском саду / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 44 — 45. Библиография с. 45 (1 название).

Воспитание толерантности

Статья посвящена проблеме изменения социальных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся начальных классов, анализу особенностей и трудностей на пути разворачивания инклюзивной практики в начальной школе.

(Попова Е.И. Воспитание толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья у учащихся начальных классов / Елена Исааковна Попова, канд. пед. наук, доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ФГВОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», г. Ишим, Тюменская область. Е.И. Попова // Начальная школа плюс До и ПОСЛЕ. – 2014. - № 6 (ноябрь-декабрь) – С. 37 – 41. Библиография с. 41 (4 названий).

«Солнышкина школа»

Проект «Солнышкина школа» разработан и реализуется в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование позитивного отношения к миру детей с ОВЗ в условиях круглосуточного пребывания в детском саду как средство их успешной социализации»

(Демидова Л.К. Проект «Солнышкина школа» в коррекционном ДОУ: создание эмоционально положительного фона для ребёнка с нарушениями интеллекта в условиях круглосуточного пребывания в детском саду / Л.К. Демидова // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 10. - С. 46 — 53. Библиография с. 53 (6 названий).

Тест Роршаха в диагностике суицидального поведения подростков

В последнее время суицидальное поведение подростков все чаще становится темой обсуждения среди педагогов, родителей, представителей правоохранительных органов. Дети и подростки наносят себе увечья, бездумно расстаются с жизнью, чтобы выразить обиду или что-то доказать взрослым.

Специалисты предлагают множество диагностических методик, позволяющих определить степень склонности к суицидальным действиям, но они не всегда дают достоверную информацию о душевном состоянии подростка. Часто, отвечая на вопросы какого-то теста, подростки дают социально-приемлемые ответы. Результат может быть размытым и не насторожить специалиста.

Проективный метод Роршаха необычайно чувствителен по отношению к переживаемой подростком тревоге. Он выявляет минимальные ее проявления задолго до появления в поведении подростка, раскрывает чувства, стремления, мысли, действия, которые говорят об интеллекте, самочувствии, отношении к социальному окружению, позволяет объективно оценить степень принадлежности подростка к контингенту суицидоопасных лиц.

(Никифорова Т. Ф. Тест Роршаха в диагностике суицидального поведения подростков Никифорова Татьяна Федоровна, педагог-психолог социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних Братского района Иркутской области // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. - № 4. – С. 10 – 16).

Пальчиковый театр в работе логопеда

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Выражение «Ум ребенка - на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому.

В чём значимость пальчикового театра?

Пальчиковый театр - занятие и интересное, и полезное. Сочетание этих двух свойств даёт положительный эффект всех развивающих упражнений. Чем раньше малыш узнает, что такое пальчиковый театр, тем раньше он заговорит. Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями, как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями; развивает точность и выразительность, координацию движений; повышает усидчивость и концентрацию внимания. Пальчиковый театр рекомендован детям, у которых имеются проблемы в произношении звуков в предложениях или стихотворных текстах. Кроме этого, участие в сценках с помощью пальчиков поможет детям исключить трудности при прочтении текста или его написании. Театральные техники, используемые в логопедической работе, являются эффективным средством в работе над заиканием, нарушениями речи и сопутствующими им социально-психологическими проблемами.

(Кривец М.Г Пальчиковый театр в работе логопеда / Мария Геннадьевна Кривец, учитель-логопед комплексного Центра социального обслуживания населения «Пенаты», г. Омск // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. - № 4. – С. 55 – 62)



ЕГЭ



Английский за 15 минут

Прошла апробация проведения устной части ЕГЭ по иностранному языку. В ней участвовали школьники из 21 региона России. По этому поводу в Ситуационно-информационном центре ЕГЭ Рособрнадзора собрались специалисты и разработчики, которые рассказали о деталях нововведения.

Людмила Каврева, заместитель начальника Управления оценки качества общего образования Рособрнадзора, отметила, что ребята будут сдавать устную и письменную части в разные дни. При этом устная часть является добровольной и оценивается в 20 баллов, письменная - в 80. Минимальное количество баллов - 22.

Устная часть ЕГЭ по английскому языку рассчитана всего на 15 минут, не считая подготовительных моментов, когда выпускник проходит в пункт проведения экзамена и заполняет бланки. Она состоит из четырех заданий. Первое заключается в чтении текста вслух, второе задание проверяет умение формулировать вопросы, при выполнении третьего необходимо описать одну из трех предложенных фотографий, а в четвертом выпускнику нужно сравнить две ситуации или изображения. Устные ответы будут записываться на гарнитуру и потом проверяться экспертами. При оспаривании результатов экзамена апелляция может быть подана только один раз и на письменную, и на устную части одновременно. Бумажных КИМов на устной части не будет - они предоставляются выпускнику в электронном виде на компьютере.

- Устная часть проверяет навык живой речи, предельно приближенной к использованию иностранного языка в различных жизненных ситуациях, например при путешествии за границей, - поясняет заместитель директора ФИПИ Ольга Котова.

По ее словам, Институт педагогических измерений в ближайшее время в открытую базу заданий ЕГЭ по иностранным языкам добавит задания устной части.

(Светлана Руденко. Английский за 15 минут //Учительская газета. - 2014. - 18 ноября. - С. 2)


Пресса


Парламент

Валентина Матвиенко призвала разработать стратегию по воспитанию детей. Разработку проекта стратегии глава Совфеда предложила завершить в январе следующего года. В феврале-марте документ будет вынесен на широкое общественное обсуждение.

По сути, стратегия будет нацелена на повышение воспитательной функции семьи, укрепление российской идентичности, признание детства, в первую очередь дошкольного, как особо ценного периода в жизни человека. Выступая с речью, спикер верхней палаты заявила, что сфера воспитания в России требует настолько глубоких преобразований, что необходимо формировать новую систему воспитания.

«Длительное отсутствие четких нравственных ориентиров, самоустранение в какой-то мере государства из процесса воспитания, недооценка воспитательного компонента в школе отрицательно сказались в целом на состоянии нашего общества»,—полагает она. Именно поэтому стратегия должна вобрать в себя лучшее, что накоплено к настоящему времени российской педагогической мыслью, Дополнительном стимулом служат и события на Украине, которые, по словам Матвиенко, показали «важность гражданского воспитания и проведения эффективных мер по противодействию непрекращающимся попыткам перекодировать российское общество и причесать историю под чьи-то геополитические интересы».

Замминистра образования и науки Вениамин Каганов с энтузиазмом воспринял предложение главы верхней палаты. По его словам, в министерстве готовы привлечь к обсуждению этой стратегии все общественные структуры, а также экспертов, которые внесут свои дополнения, предложения и замечания.

(Петров В. Научат семья и школа. / Виталий Петров // Российская газета. – 2014. – 26 ноября. – С. 3).

Льготы абитуриентам со значком ГТО закрепят законодательно

Начисление дополнительных баллов при поступлении в вуз для абитуриентов со значками ГТО закрепят законодательно. Об атом «Известиям» сообщил глава Росмолодежи Сергей Поспелов . Он сообщил, что в его ведомство с таким предложением обратился ряд регионов, а Росмолодежь, в свою очередь, представила эту инициативу Министерству образования н науки. Поспелов сообщил, что Минобрнауки пропишет изменения в положении «О формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования». В пресс-службе министерства подтвердили, что над законодательными изменениями работают специалисты.

Поспелов уточнил, что законодательно будет закреплено, сколько баллов может получить абитуриент, имеющий бронзовый, серебряный или золотой значок ГТО. Он отметил, что всего за индивидуальные достижения абитуриент может получить до 20 баллов, 10 из которых закреплены за сочинением. Поощрение из оставшихся 10 баллов подразумевается, например, за наличие значков ГТО, аттестат с отличием, призовое место на олимпиаде школьников или волонтерскую работу.

— Конечно, все 10-баллов за значок ГТО получить будет нельзя — ведь для учебы в вузе в первую очередь нужно обладать достаточным количеством знаний, а не только быть спортсменом, — заметил Поспелов.

Ранее ректор МГУ Виктор Садовничий сообщал, что начислит своим абитуриентом дополнительные 5 баллов за наличие серебряного или золотого значка ГТО.

В свою очередь, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков уверен, что официальное появление льгот по ГТО при поступлении в вузы «приведет к массе злоупотреблений».

— Это провокация против системы высшего образования. Так пытаются завлечь школьников заниматься спортом, но на самом деле делают кормушку для мошенников. Все просто будут покупать эти значки и звания, — уверен Комков.

По его мнению, преференции в форме дополнительных баллов могут получить лишь обладатели золотых медалей.

—Это действительно оправданно : человек 11 лет хорошо учился, и это может быть гарантом подготовленности к поступлению в вуз. А со значками получится так же, как с льготами для сирот и инвалидов : многие покупали справки, и для них, можно сказать, был отдельный конкурс с гораздо более мягкими условиями,—утверждает Сергей Комков.

(Ивушкина А. Льготы абитуриентам со значком ГТО закрепят законодательно / Анна Ивушкина – 2014. - Известия. - 26 ноября. - С. 3)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru