В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июнь 2014)

3 июля 201421:23

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика


Образовательная программа


Что ждет абитуриентов

Нововведений в 2014 году немного. Главные перемены связаны с отменой бумажных свидетельств ЕГЭ. Все результаты экзаменов будут размещены в Федеральной информационной системе, к которой и станут обращаться учебные заведения. Как и в прошлом году, абитуриент может подать заявление в пять вузов.

Результаты олимпиад школьников теперь необходимо подтверждать баллами ЕГЭ. Следует учитывать и то, что возможность поступления по материалам вузов для граждан РФ, окончивших школу за рубежом, и выпускников колледжей ограничена до одного года с момента выдачи документа об образовании.

Вопрос о том, как учитывать портфолио ученика, нынешним летом оставлен на усмотрение вузов, но в 2015-м планируется установить методику учета индивидуальных достижений абитуриента и среднего балла школьного аттестата.

В Госдуму внесен проект федерального закона, согласно которому впредь любые изменения в перечень вступительных испытаний при приеме в вузы будут вноситься не позднее 1 октября учебного года, предшествующего поступлению.

(Зуева Л. Что ждет абитуриентов / Лора Зуева // Учительская газета. – 2014. – 3 июня. – С. 2).



Управление образованием



Удержать педагога

По-прежнему существует проблема, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов и (что еще существеннее) как удержать их там. Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не всегда находятся в компетенции управления образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах учебного заведения.

В статье «Удержать педагога» автор делиться своим опытом работы по данном проблеме на примере своей школы.

(Захарченко С. Удержать педагога / С. Захарченко // Директор школы. – 2014. – № 5. – С. 27 – 32. Библиография с. 32 (5 названий).


Искусство управления


В процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние людей друг на друга. Говоря о межличностном общении, нельзя избежать вопроса о психологическом влиянии на своего собеседника. Директору школы, как и любому другому руководителю, всегда необходимо помнить о том, что не только он оказывает воздействие на своих подчиненных, но и они также ежедневно влияют на него.

В статье «Игра на чувствах» рассматриваются различные виды психологического влияния и приемы воздействия на своего собеседника.

(Акчурина Е. Игра на чувствах / Е. Акчурина // Директор школы. – 2014. – № 5. – С. 33 – 38).




Научные сообщения


Критерии оценки эффективности воспитательного процесса

В статье рассматриваются методологические аспекты современного воспитательного процесса как открытой полифункциональнодеятельностной системы общественного и индивидуального жизнеобеспечения. Обоснованы рефлексивные подходы к формированию критериев оценки эффективности процесса воспитания в наиболее знаковых зонах его развития, в этой связи раскрыта необходимость креативной подготовки специалистов-управленцев в системе социального образования.

(Филонов Г. Н. Критерии оценки эффективности воспитательного процесса / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 24 – 30).

Отражение научного знания в содержании школьного образования

Статья посвящена проблеме отражения научного знания в содержании школьного образования. Автор рассматривает совокупность факторов, опосредующих отражение научного знания в содержании образования (на допредметном уровне его формирования) и выступающих основанием модели научного знания в школьном обучении.

(Краснова Л. А. Отражение научного знания в содержании школьного образования / Л. А. Краснова // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 20 – 23. Библиография с. 23 (5 названий).



Технология и практика обучения и воспитания



Дисциплинированность на уроках искусства

Дисциплина на уроках чаще всего трактуется как воспитательная проблема. Автор доказывает, что дисциплина на уроках – это, прежде всего, вопрос дидактики. В статье прослеживаются система и дидактические методы развития дисциплинированности в работе учителя – художника. Приводятся конкретные примеры дидактических подходов к вопросам дисциплины и дисциплинирования на уроках искусства.

(Алиев Ю. Б. Дисциплинированность на уроках искусства как дидактическая проблема / Ю. Б. Алиев // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 39 – 45. Библиография с. 45 (6 названий).


Оценка развития математических способностей школьников


Разработана иерархичная дифференциация показателей критерия развития математических способностей школьников (мотивационный, познавательный, творчески-ориентированный, творческий). Выявлены уровни развития математических способностей школьников (дискретный, фрагментарный, структурный, целостный). Описана группа условий, стимулирующих переход к более высокому уровню развития математических способностей школьников.

(Виситаева М. В. Оценка развития математических способностей школьников / М. В. Виситаева // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 53 – 57. Библиография с. 57 (5 названий).


Дошкольная педагогика


Патриотизм у дошкольников


Методический кабинет журнала «Дошкольная педагогика» представляет статью под названием «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны», где большое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей.

(Мельникова И. В., Шатолина Т. Ю., Антонюк О. А. Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны / И. В. Мельникова, Т. Ю. Шатолина, О. А. Анотюк // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 4. – С. 28 – 34. Библиография с. 34 (3 названий).


Как правильно выбирать мультфильмы


Мультфильмы занимают большое место в жизни современных дошкольников. Далеко не всегда их качество соответствует возможностям их понимания и задачам развития, поэтому возникает потребность в психолого-педагогической экспертизе детских мультфильмов. Речь идет об оценке соответствия формы и содержания мультфильмов психологическим особенностям дошкольников. В статье приводятся критерии оценки и рекомендации по выбору мультфильмов для детей на разных этапах дошкольного детства (для детей 3–4,4–5 и 5–7 лет).

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 12-06-00567а.

(Смирнова Е., Соколова М. Мультфильмы для дошкольников: как правильно выбирать / Смирнова Е., доктор психологических наук, руководитель Центра, М. Соколова, кандидат психологических наук, методист, городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 5. – С. 19 – 24. Библиография с. 24 (5 названий).



Начальная школа


Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников


В современной начальной школе деятельность учеников, в том числе орфографическая, организуется так, чтобы осуществлялось личностное развитие младших школьников и формировались универсальные учебные действия. В статье подробно рассматриваются 6 методических условий успешного обучения правописанию младших школьников (организация работы с орфограммами при выполнении каждого упражнения, взаимосвязь всех видов разбора с орфографическим, отражение в Памятке для списывания трех этапов работы с орфограммой, использование моделирования орфографических правил и применение «Орфографического справочного бюро», организацию работы с учебно-научным текстом орфографического правила, расширение количества творческих заданий при изучении орфографии).

(Фролова Л. А. Методические условия организации орфографической деятельности младших школьников / Л. А. Фролова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания Магнитогорского государственного университета // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 28 – 34.).


Арт-технологии


Обновление содержания образования школьников приводит к поиску новых психолого-педагогических средств воспитания и обучения. К таким средствам относятся различные арт-технологии (технологии воспитания искусством). Использование в них языка музыки, поэзии, живописи и приемов своеобразного «погружения» в мир природы способствует развитию эмоциональной сферы учащихся, их образного мышления, воображения, творческого потенциала.

В представленных в данной статье арт-технологиях особое внимание уделяется расширению чувственного опыта младших школьников, развитию эмоционально-ценностного восприятия окружающего мира и самих себя, воспитанию нравственных качеств личности.

В статье описан важнейший психологический прием – классическая музыка.

(Клемяшова Е. М. Погружение в мир природы и музыки / Е. М. Клемяшова, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник института семьи и воспитания, г. Москва // Начальная школа. – 2014. – № 3. – С. 53 – 58).


Воспитание и дополнительное образование


Экономическая культура для старшеклассников


Углубление новых экономических отношений в России и мире предъявляет особые требования к подготовке грамотных менеджеров, специалистов в области экономики. Процесс социально-экономического переустройства общества всегда ведет к смене требований, предъявляемых к образованию. Практически во всех сферах общественной жизни востребованы грамотные и конкурентоспособные специалисты, способные к самоорганизации, осознанному выбору и перепроектированию своего жизненного, профессионального пути, готовых к выбору эталонов поведения в экономике с установкой на социально значимые ценности. В этом ответе на новые вызовы особую актуальность приобретает создание системы формирования экономической культуры школьников с использованием ресурса образовательных организаций разного типа и вида.

В статье представлена технология «образовательного форсайта» в рамках спецкурса «Экономическая культура» для старшеклассников.

(Васильева Г. А. «Образовательный форсайт» и формирование экономической культуры старшеклассников / Г. А. Васильева // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 5. – С. 11 – 16. Библиография с. 16 (9 названий).



Коррекционная (специальная) педагогика



АВА-терапия


В настоящее время существуют несколько различных подходов к диагностике и коррекции аутизма, поэтому родителям аутичных детей и специалистам, работающим с ними, приходится делать выбор в пользу определенной системы коррекции. Сделать это не просто, особенно родителям, так как им приходится самостоятельно ориентироваться в море специальной информации, чтобы понять, кто и где окажет их ребенку наиболее квалифицированную помощь.

Одним из подходов являются бихевиоральная терапия и наиболее популярный ее вариант – АВА-программа.

Специалист института коррекционной педагогики РАО г. Москвы обосновывает свое мнение о неадекватности применения АВА-терапии, приводит 10 аргументов против ее применения.

(Либлинг М. М. Десять аргументов против АВА-терапии / М. М. Либлинг // Дефектология. – 2014. – № 2. – С. 3 – 13. Библиография с. 13 (10 названий).



ЕГЭ



Материалы к ЕГЭ


Представлены материалы по истории культуры для подготовки к ЕГЭ по теме: «Духовная культура: православие в России».

(Шарманова Т. В. Материалы по истории культуры для подготовки к ЕГЭ / Т. В. Шарманова // Преподавание истории в школе. – 2014. – № 5. – С. 59 – 64.


Технология ЕГЭ


Одним из главных недостатков организации ЕГЭ в настоящее время является система подведения итогов, а именно отсутствия их должного анализа. В статье «Технология ЕГЭ» авторы указывают на ряд характерных ошибок на примере материалов Федерального института педагогических измерений, а также работ Московской, Новосибирской, Омской и Томской областей.

(Нуриева Л., Киселев С. Технология ЕГЭ / Люция Мухаметовна Нуриева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа, алгебры и геометрии Омского государственного педагогического университета, Сергей Георгиевич Киселев, почетный работник общего образования, социолог Центра адаптации и трудоустройства выпускников и студентов Омского государственного педагогического университета // Директор школы. – 2014. – № 5. – С. 54 – 61).


Сочинение будет служить допуском к ЕГЭ


Одиннадцатиклассники будут писать выпускное сочинение в середине учебного года, а его результаты будут служить допуском к итоговой аттестации. К такому решению пришла рабочая группа Минобрнауки России по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения.

Вначале на обсуждение в Интернете было вынесено несколько моделей, которые затем предстояло свести к единому знаменателю. 27 мая члены рабочей группы на очередном заседании согласовали основные моменты. В частности, решено, что сочинение будет проводиться в 11-м классе в середине декабря и оцениваться по системе «зачет-незачет». В случае необходимости выпускник сможет переписать его через два месяца, в феврале. Проверять работы будет комиссия общеобразовательной организации с привлечением независимых экспертов.

Критерии оценки сочинений, а также механизм учета результатов итогового сочинения вузами пока еще прорабатываются.

(Ветров И. Сочинение будет служить допуском к ЕГЭ / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2014. – 3 июня. – С. 2.


Пресса



Ученики и учителя получат учебники по трудным историческим моментам


В рамках создания единой линейки учебников истории для школьников будет сформирован список литературы по вопросам разрешения «спорных вопросов» в истории регионов страны. Соответствующее решение было принято Министерством образования и науки. Кроме того, согласно задумке ведомства, в ближайший год планируется отобрать новые учебно-методические пособия для учителей и учащихся, а также литературу, посвященную «трудным вопросам» истории России.

– По оценкам экспертов, сегодня в исторической науке республик России нередко доминируют трактовки прошлого с целью формирования этноконфликтной исторической памяти у населения. При разработке предложений по разработке единых учебников истории России отчетливо выявилась проблема несоответствия региональных и национальных подходов к освещению нашего прошлого с единой концепцией отечественной истории и входящим в ее состав историко-культурным стандартом, – отмечают в Минобрнауки.

Следующим шагом после отбора учебников станет составление «дорожной карты» по повышению квалификации и переаттестации учителей истории и обществознания, методистов и специалистов местных органов управления образования. Во время семинаров преподавателям объяснят, как правильно трактовать региональную историю в едином ключе с историей России. Помимо этого, планируется подготовить целую серию научно-методических материалов, посвященных теоретическим аспектам подготовки учебных пособий по региональной истории. А завершающим шагом станет проведение всероссийского конкурса на знание истории регионов России.

Специалист по этнической, кросс-культурной и политической психологии, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ «Высшая школа экономики» Надежда Лебедева пояснила, что исторически сложные ситуации необходимо прописать в одном учебнике, но представить в нем мнения двух сторон конфликта.

– Если информацию подавать однобоко, это и дальше будет формировать межнациональные конфликты – считает эксперт. – Нужна консолидация всех народов, проживающих на территории России, чтобы в будущем избегать конфликтных ситуаций, – говорит Лебедева.

(Панов П. Трудные исторические моменты получат особые учебники / Павел Панов // Известия. – 2014. – 9 июня. – С. 3).


Родители пойдут обедать в школы


С сентября в ряд столичных школ начнут поставлять бесплатные дегустационные обеды для родителей. Это позволит последним контролировать качество питания детей и в случае, если оно их не устроит, настаивать на смене поставщика.

Как рассказала руководитель движения «За безопасность детства» Надежда Перфилова, организация уже ведет соответствующие переговоры с поставщиками, снабжающими пищей образовательные учреждения в семи административных округах Москвы. По словам Перфиловой, предложение родителей рассматривается.

Перфилова рассказала, что движение «За безопасность детства» в конце учебного года инициировало опрос нескольких сотен родителей через электронные дневники об их претензиях к школьному питанию.

– Родители оказались недовольны высокой калорийностью меню и его малой насыщенностью витаминами, а также сомневались в должном соблюдении санитарных норм производителями, – рассказала Перфилова.

Активисты рассчитывают, что к началу учебного года вопрос о качестве школьного питания будет решен: либо производитель под давлением родителей сделает обеды вкуснее и питательнее, либо склады позаботятся о более «свежих» поставках, либо школы, возможно, поставят вопрос о смене поставщика обедов.

В феврале этого года столичное управление Роспотребнадзора предложило учитывать вкусы школьников при разработке меню. В частности, в школах с более обеспеченными учениками родители по согласованию с директором могут доплатить за более изысканные продукты в меню, еcли получат согласие на это от департамента образования и надзорных ведомств.

(Ивушкина А. Родители пойдут обедать в школы / Анна Ивушкина // Известия. – 2014. – 6 июня. – С. 10).


В российских школах появятся преподаватели по ГТО


Уже в следующем учебном году в школах появится новая штатная единица – тьютор (преподаватель) физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне». Соответствующее решение было принято Министерством образования и науки. По мнению сотрудников ведомства, в рамках выполнения этого решения предполагается провести конкурсный набор тьюторов и подготовить их через систему повышения квалификации из числа педагогических работников. Тьюторы будут отвечать за внедрение и интеграцию норм ГТО в учебном заведении, повышать мотивацию школьников к участию в массовом спорте и курировать все вопросы, связанные с физическим развитием учеников.

В марте этого года Владимир Путин подписал указ о возвращении Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне». Согласно приказу, внедрение нормативов ГТО должно быть произведено с 1 сентября 2014 года. А правительству поручено в срок до 30 июня разработать и утвердить план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО. Планируется, что интеграция будет проходить до января 2017 года.

По мнению Минобрнауки важно увеличить количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом детей и молодежи, обеспечить сдачу ими нормативов и тестов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса.

– В настоящее время выявлено, что у большинства преподавателей отсутствуют профессиональные компетенции в области методического оформления учебных и культурно-досуговых мероприятий для обучающихся. Отсутствуют мониторинг и анализ лучших практик в области повышения двигательной активности обучающихся, популяризации спортивно-оздоровительных программ, развития массового спорта и вовлечения детей и молодежи в спортивные мероприятия, а также не создана система оценки эффективности проведенных мероприятий. Поэтому актуальным является подготовка в системе повышения квалификации тьюторов из числа педработников, – пояснил директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Александр Страдзе.

Само понятие «тьютор» пришло к нам из Великобритании, где оно существует в стенах Оксфорда и Кембриджа с XIV века. В Англии тьютор прикрепляется к ученику или целой группе в средней школе и ведет его (их) до поступления в высшее учебное заведение. В Британии тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по пансионной программе, уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы.

– В официальном реестре профессий уже есть тьютор, но его наличие в школе пока не является обязательным. Возможных схем очень много. В том числе сейчас апробируется модель, когда преподаватели через повышение квалификации получают компетенции тьюторов. Получается, что они совмещают две должности, – пояснила президент российской тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.

Проработкой вопроса реализации подготовки преподавателей по ГТО будет заниматься Российский университет дружбы народов, которому к следующей осени необходимо предоставить свои предложения по данной теме. На это Минобрнауки направит РУДН порядка 23 млн. бюджетных рублей.

– На первом этапе будет проведен конкурсный отбор среди учителей образовательных организаций, преподавателей учреждений повышения квалификации педагогических работников в субъектах РФ. Работники образования, успешно прошедшие отбор, будут подготовлены по программе тьюторов, – говорит Аксенова. – Предполагается, что будет создана система мониторинга физической подготовленности и развития школьников на основе многопараметрического анализа критериев физического развития, психологического здоровья, уровня нравственного воспитания детей и подростков.

(Панов П. В школах появятся преподаватели ГТО / Павел Панов // Известия. – 2014. – 29 мая. – С. 1, 4).


Сенаторы просят Ливанова не перегружать школы отчетностью


Единая автоматизированная информационная система мониторинга сферы образования не была запущена в обещанные сроки, но с ее запуском лучше не спешить. Сначала надо оптимизировать административные процедуры, связанных с запросами различной информации у школ. Такие замечания содержатся в письме главы комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества Людмилы Боковой министру образования и науки Дмитрию Ливанову.

Как отмечает Бокова, в сентябре 2012 года министерство в официальном письме обещало в течение года ввести в эксплуатацию единую автоматизированную информационную систему, позволяющую «консолидировать существующие на всех уровнях управления образованием информационные системы с центральным хранилищем данных и системой аналитического хранения». По информации комиссии Совета Федерации, такая система до сих пор не создана.

На заседании комиссии 21 мая, сообщает Бокова, обсуждались «пути решения вопросов, связанных с излишней отчетностью школ». По мнению участников обсуждения, обещанная система не позволит достичь желаемой цели – сократить объемы отчетности.

По словам секретаря комиссии Александра Шепилова, ее члены получили презентацию готовящейся системы Минобразования, описание ее функционала и провели экспертную оценку. Выяснилось, что отсутствует единообразие в сборе, обработке и хранении информации, которую должны предоставлять образовательные учреждения.

Как рассказала Бокова, на комиссии присутствовали директора московских школ. По их мнению, в столице ситуация с отчетностью лучше, чем в многих других регионах.

– Объемы отчетности различаются. Но и в Москве ежемесячно школа готовит больше 30 отчетов, из которых 28 дублируют друг друга, – сказала сенатор.

По словам секретаря комиссии Александра Шепилова, встречаются случаи, когда школа должна выдать 80 отчетов в месяц. Зачастую они содержат одни и те же данные, но разные структуры просят присылать их в разные сроки и в разных формах.

– В идеале надо бы сделать систему, которая автоматически создает такие отчеты, например, по данным бухгалтерских программ. В таком случае необходимость отвечать на повторяющиеся запросы госорганов отпала бы, – считает Шепилов. – Также хотелось бы утвердить единый порядок получения информации ведомствами в автоматизированном режиме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Подобная оптимизация, возможно, потребует изменения нормативных актов, отметила Бокова.

Кроме того, по мнению комиссии СФ, в создаваемой системе нет возможности интегрироваться с региональными, поэтому одну и ту же информацию придется вносить несколько раз – в разные системы.

Да и на федеральном уровне существует несколько информационных систем для школ. В более 40 тыс. из них уже работает система «Наша новая школа», созданная порядка 7 лет назад по заказу Минобрнауки. 25 апреля 2014 года была опубликована информация о закупке министерством предпроектного обследования и проектирования информационной системы учета контингента обучающихся в образовательных организациях различного типа. Объявленная цель – повышение качества госуправления и предоставления госуслуг в сфере образования.

Комиссия предложила Минобрнауки провести совместное обсуждение ситуации и задач, которые ставятся перед будущей системой, вместе с экспертами отрасли и представителями образовательных учреждений.

(Зыков В. Дмитрия Ливанова просят не перегружать школы отчетностью / Владимир Зыков // Известия. – 2014. – 6 июня. – С. 1, 4).


Депутаты просят МВД заблокировать группы по ЕГЭ в соцсетях


Министерство внутренних дел просят разобраться с действующими в социальных сетях группами, которые в разгар экзаменов продолжают способствовать распространению ответов на ЕГЭ и ГИА различными способами. Давний противник Минобрнауки, депутат Госдумы Владимир Бурматов обратился к главе МВД Владимиру Колокольцеву с предложением установить личности владельцев подобных интернет-ресурсов, привлечь их к ответственности и по итогам проверки предпринять предусмотренные российским законодательством меры.

«В мой адрес поступили материалы мониторинга, проведенного общественным движением «БезМошенничествРФ», из которого следует, что в сети интернет в разгар кампании по сдачи выпускниками школ ЕГЭ действуют 403 интернет-ресурса, содержащие материалы и ответы к заданиям ЕГЭ. Как следует из материалов мониторинга, часть этих заданий являются актуальными и подлинными», – сообщается в тексте письма.

По мнению парламентария и активистов интернет-движения, которые провели исследование, существование подобных групп может спровоцировать выпускников к изготовлению шпаргалок, а также побудить их воспользоваться мобильными устройствами во время ЕГЭ, что категорически запрещено.

Активисты молодежного интернет-движения «БезМошенничествРФ» не первый раз сотрудничают с депутатом Владимиром Бурматовым. В этот раз волонтеры проекта провели специальный мониторинг и выявили, что после того как специальная группа мониторинга Рособрнадзора, которая была создана за счет бюджетного финансирования, стала контролировать группы с ответами на ЕГЭ, в интернете начала развиваться новая форма помощи в сдаче ЕГЭ – проведение опросов. В интернет выкладываются сфотографированные на экзамене задания на ЕГЭ с вариантами ответов, администраторы выкладывают опрос, и проходит голосование. По данным молодежного движения, во время проведения самого экзамена подобные опросы в интернете появлялись ежеминутно.

Бурматов пояснил, что, по его информации, на создание групп, которые содержат фальшивые ответы на ЕГЭ, Министерство образования и науки потратили около 6 млн. рублей из государственной казны.

Лидер интернет-движения Владимир Демихов сообщил, что в социальных сетях присутствует большое количество групп, которые провозглашают своей целью помощь в подготовке или содействии в подготовке учащихся к ЕГЭ. Фактически, в этих группах распространяется информация о том, как можно обойти систему контроля над сдачей ЕГЭ, публикуются рекламные объявления о специальных устройствах, которые призваны помочь сдать ЕГЭ и ГИА (например, часы-шпаргалка), а также выкладываются ответы на материалы КИМ. По мнению Демихова, необходимо блокировать деятельность всех групп, которые содействуют в сдаче ЕГЭ и ГИА, рекламируют помощь репетиторов в день проведение экзамена. Молодежный активист заверил, что обратится с подобным предложением к Рособрнадзору и Роскомнадзору.

– Рособрнадзор также занимается данной работой, но за всеми мошенниками невозможно уследить. Необходимо в следующем году отдать данную работу по мониторингу тем организациям, которые специализируются на этой проблематике. Так было бы эффективнее, – отмечает он. – Кстати, мы заметили, что многие группы ближе к проведению экзамена меняют свои названия и становятся закрытыми, так специалистам труднее их проконтролировать. Единственный выход, блокировать все группы по ЕГЭ на время проведения экзаменационной кампании.

Уже сотни работ по ЕГЭ были аннулированы в этом году из-за использования шпаргалок и мобильных телефонов. По информации Рособрнадзора, около 30 % выпускников продолжают делать шпаргалки перед экзаменами. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что во время кампании никаких утечек экзаменационных материалов в Сети не было.

– Можно говорить, что в целом экзамен проходит максимально честно. Аннулированные результаты есть по итогам русского языка – 344 работы, за использование мобильных телефонов – 172 работы и за использование шпаргалок – 124, – добавил он.

Школьники, результаты ЕГЭ которых были аннулированы за использование мобильных телефонов и шпаргалок, смогут пересдать свои работы не раньше 2015 года.

(Сивкова А. Депутаты просят МВД заблокировать группы по ЕГЭ в соцсетях / Алена Сивкова // Известия. – 2014. – 6 июня. – С. 7).


Обязательный ЕГЭ по физике


Ректоры вузов, представители машиностроительной отрасли и депутат Госдумы просят президента России Владимира Путина поддержать предложение по включению физики в перечень обязательных предметов для сдачи единого госэкзамена (ЕГЭ). Письмо с такой просьбой на имя главы государства подписали гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» и глава союза машиностроителей Сергей Чемезов, президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», депутат Госдумы Владимир Гутенев, генсек Российского союза ректоров Ольга Каширина, ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров и член Общественной палаты, академик Евгений Велихов.

Свою просьбу подписанты объясняют данными, полученными от Министерства образования и науки, которые свидетельствуют, что количество выпускников школ, сдающих физику и, соответственно, выбирающих технические специальности, с каждым годом увеличивается.

«Просим также рассмотреть вопрос о господдержке проведения школьных олимпиад с инженерным уклоном», – отмечают авторы письма.

Один из инициаторов обращения к президенту Владимир Гутенев пояснил, что Россия как никогда нуждается в новом инженерном потенциале.

Депутат считает, что если вопрос будет решен положительно, то практика сдачи ЕГЭ по физике не должна вводиться немедленно. Необходимо провести эксперименты и только в случае положительной динамики внедрять обязательный экзамен по физике на территории всей страны.

По мнению В. Гутенева, эксперимент по введению ЕГЭ по физике прояснит ситуацию: если требования слишком высоки и дети не могут в рамках часов, отведенных школьной программой, усвоить материал, то, возможно, стоит пересмотреть наполнение учебной программы, увеличить количество часов.

– Прошлогодние оценки эффективности вузов поставили нас перед сложной дилеммой: почему-то в числе неэффективных оказываются много инженерных, технических вузов. Более того, после исследования того, как распределяются бюджетные места, мы поняли, что доминирующее количество бюджетных мест приходится на бакалавриат гуманитарных направлений. Наступил некий «час истины», когда мы столкнулись с тем, что явная недружественная позиция зарубежных стран, которая в России видит конкурентов, не позволяет нам опираться исключительно на западные технологии. Мы усиленно заговорили о технической безопасности страны, – подчеркивает Гутенев.

Эксперты говорят, что введение в качестве обязательного экзамен по физике не должно привести к перекосу в общеобразовательном процессе. Зампред комитета по образованию Госдумы Алена Аршинова разделяет беспокойство авторов письма, однако считает, что с введением обязательной сдачи ЕГЭ по физике торопиться не стоит.

– Ввести подобное нововведение, например, к 2016 году не получится, поскольку необходимо увеличить количество часов по данной дисциплине, подготовить выпускников к сдаче экзамена. Кроме того, не вижу необходимости испытывать выпускника по физике, если он поступает в МГИМО или Институт культуры и искусств, – заявила она.

Депутат уверена, что важно проанализировать, сколько именно государству необходимо специалистов инженерно-технического профиля.

– Для подготовки хороших инженеров требуется в среднем 10–12 лет. По этой причине во многих странах такая подготовка начинается с 12–15-летнего возраста, при непосредственной заинтересованности родителей в развитии своих детей в инженерно-техническом направлении, развивается институт подмастерьев, – говорит Аршинова. – Привлекать молодых в инженеры предприятиям нужно образовательными кредитами и практикой. Дальше, к примеру, хочешь – выплачивай предприятию кредит, а хочешь – отрабатывай вложенные в тебя деньги и строй карьеру.

(Субботина С. Машиностроители хотят обязательным ЕГЭ по физике / Светлана Субботина // Известия. – 2014. – 3 июня. – С. 1, 4).


Студенты колледжей пройдут практику в гипермаркетах


С сентября студенты подмосковных колледжей смогут проходить обучение в гипермаркетах, таких как «Гиперглобус» и «Зельгросс». Об этом рассказали в министерстве образования Московской области. Так, уже заключен договор между Московским областным профессиональным колледжем инновационных технологий и сетью гипермаркетов Гиперглобус – студенты смогут учиться и работать в отделе по разделке мяса, пекарном и кулинарном цехах.

– Дуальное образование отличается от обычного обучения с практикой тем, что студенты, начиная с 3 курса и до конца обучения, проводят на производстве пять дней из шести учебных и только один в колледже, на теоретических занятиях, – объяснила заместитель директора по учебной работе колледжа инновационных технологий Татьяна Финогенова. – Это позволит ребятам стать профессионалами своего дела, они будут знать особенности реальной работы на практике и, закончив колледж, сразу смогут устроиться на работу. Для сетей это тоже очень выгодно: сегодня открываются новые магазины, и нужен персонал – приходится быстро обучать людей, далеких от профессии. А выпускников, проходивших практику в гипермаркете, переучивать не придется – они будут знать все стандарты производства.

Финогенова добавила, что в обучении студентов в гипермаркетах будут участвовать специалисты от Российско-Германской внешнеторговой палаты и в следующем году дуальное обучение предполагается реализовать уже по новым специальностям – радиомоделирование, IT-технологии. При этом договоры могут быть заключены с такими компаниями, как Siemens и Bosch.

На каникулах школьники смогут поработать дворниками и специалистами по озеленению. По словам сотрудников префектуры САО, этим летом для учащихся будут открыты вакансии в ГБУ «Жилищник». В центре занятости Северного округа отметили, что работодатели очень неохотно трудоустраивают школьников, поэтому было принято решение расширить список доступных для учащихся вакансий за счет городских служб.

(Шаталова М. Студенты колледжей пройдут практику в гипермаркетах / Мария Шаталова // Известия. – 2014. – 30 мая. – С. 7).


ЕГЭ


В этом году единый госэкзамен сдают около 766 тысяч выпускников. Около 900 человек уже сдали ЕГЭ в досрочную волну. Примерно 5 процентов тесты завалили. Восемь работ аннулированы из-за того, что выпускники пользовались мобильниками.

Первыми экзаменами в основную волну ЕГЭ были география и литература. Это дисциплины по выбору, и надо сказать, не самые популярные у выпускников. Количество школьников, которые выбирают ЕГЭ по литературе и географии, в последние годы держится примерно на одном и том же уровне. Если в 2012 году литературу, к примеру, сдавали 5,9 процента школьников, то в 2013 году таких было 6 процентов. С географией такая же картина. В 2012 году ее выбрали 3 процента выпускников, в 2013-м – 2,8 процента.

Стобалльников в прошлом году было намного больше. По географии, например, почти в три раза по сравнению с позапрошлым годом. Видимо, самые ушлые ученики списывали не только на математике. Иначе не объяснить такой всплеск работ на «пятерку» с плюсом.

По мнению педагогов, в этом году может снизиться средний балл при поступлении в вузы. Списать на ЕГЭ будет гораздо труднее: предприняты особые меры безопасности.

В прошлом году из-за утечек при хранении и отправке тестов некоторые задания попали в Интернет еще в апреле. Теперь бланки заданий отправляются в регионы по каналам спецсвязи и поступают в регионы строго перед началом экзамена.

За проведением ЕГЭ будут наблюдать не только общественные наблюдатели, но и федеральные, которые набраны из числа сотрудников министерств и ведомств разных регионов. Еще одно новшество этого года – перекрестные проверки работ. Допустим, работы из Дагестана могут проверить в Воронеже, а тесты выпускников из Томска – в Тамбове или Рязани.

В следующем году «работа над ошибками» ЕГЭ продолжится. Минобрнауки предлагает дать выпускникам право сдавать тесты несколько раз подряд. Школьники смогут сдавать экзамен по любому из учебных предметов до трех раз в текущем учебном году. Пока что обязательные предметы они могут пересдать лишь два раза в текущем году по обязательным учебным предметам. Если снова получают «двойку», то пересдать экзамен разрешат только на следующий год.

– Предусмотрено три этапа проведения экзамена: первый – в апреле, второй – в мае-июне и третий – в июле, с выделением резервных дней на каждом этапе, – рассказали в пресс-службе Минобрнауки.

Если все документы будут приняты, то новые правила сдачи ЕГЭ вступят в силу с 1 сентября 2016 года. Продолжится проект по проведению экзамена с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Уже решено, что в следующем году золотая медаль станет единой для всех выпускников России и будет выдаваться по общим правилам.

Министерство уже подготовило образец и описание медали, а также порядок ее выдачи. Уже ясно, что золотая медаль будет учитываться при поступлении в вузы. На сегодняшний день Минобрнауки предлагает включать ее в портфолио и прибавлять за портфолио к ЕГЭ 10 баллов. Как и за сочинение, которое выпускники 2015 года напишут в декабре. Других подробностей пока нет. Не ясно, какие темы предложат школьникам – свободные или по литературным произведениям, кто, как и где будет проверять работы. Минобрнауки предлагает «зачет-незачет». При этом хочет, чтобы потом вузы заново оценивали сочинения, но уже по десятибалльной шкале.

(Ивойлова И. ЕГЭ и золото / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 27 мая. – С. 14).


Россияне оценили ЕГЭ


Как выяснили социологи ФОМ, лишь четверо россиян из каждых ста не знают, как сейчас проходят выпускные и вступительные испытания для вчерашних школьников. Остальные осведомлены о порядке проведения ЕГЭ в деталях (78 %) или хотя бы в общих чертах (16 %). Но эти сведения не слишком-то радуют. Меньше четверти граждан (23 %) одобряют такой порядок проверки знаний выпускников, а половина (49 %) – нет. За последние девять лет ЕГЭ так и не завоевал общих симпатий (в 2007 г. его не одобряли 23 %, в 2009-м – уже вдвое больше). Правда, по сравнению с прошлым годом число недовольных снизилось на 7 процентных пунктов. Тоже, надо сказать, завоевание. Наиболее спокойно к единому госэкзамену относятся сами выпускники – среди них больше трети (36 %) настроены положительно, 45 % – негативно. Кто недоволен, так это старшее поколение.

Россияне считают, что прежняя система позволяла более объективно оценить знания ребят (таково мнение 66 % опрошенных). И только треть (31 %) полагает, что введение единых стандартов облегчило абитуриентам процесс поступления в вуз. Лишь 7 % уверены, что ЕГЭ смог сработать против коррупции, 34 % думают, что ничего в этом смысле не изменилось, а 28 % – что ситуация лишь ухудшилась.

В обществе вызвали одобрение последние новшества, предложенные минобрнауки. Например, то, что количество тестовых заданий в ЕГЭ будет уменьшено, а число задач на самостоятельность мышления увеличится. 44 % только за то, чтобы не выбирать ответы методом «тыка и галочки» (51 % тех, у кого есть родственники – выпускники школ, инициативу министерства одобрили обеими руками). Родители хотят, чтобы дети не просто получили заветные баллы, но и «научились мыслить», не зубрили школьные предметы, а повышали уровень своих знаний, смогли раскрыть свои творческие способности. Немаловажно и снять излишний стресс, снизить эмоциональную нагрузку во время экзамена.

46 % россиян одобрили идею ввести на ЕГЭ по гуманитарным предметам устную часть (среди родственников выпускников – 53 %). Аргументы те же – оценка станет более объективной, ребята научатся лучше формулировать свои мысли, личный контакт с экзаменатором явно лучше, чем с листком бумаги, заполненным дрожащей от волнения рукой.

По данным другой социологической службы – исследовательского центра портала Superjob, выпускники сейчас почти вдвое чаще, чем, например, в 2011 году, поступают после школы не в университет или институт, а колледж или техникум. В средних специальных учебных заведениях можно получить сейчас не только профессию, но и льготы для экзаменов в вуз. «Получение технического образования, затем институт», – поясняли респонденты планы своих детей. Правда, выбор профессии в ранней юности – дело сложное. Как показывают опросы того же социологического центра, лишь 9 % экономически активных россиян стали именно теми, кем мечтали быть в детстве. Упорнее других шли к цели врачи (56 % осуществили свои планы), учителя (32 %) и юристы (21 %).

(Добрынина Е. Из какого теста тест / Екатерина Добрынина // Российская газета. – 2014. – 4 июня. – С. 11).


Настоящих умных мало


Отечественную школу постоянно реформируют, сборные страны привозят медали с международных предметных олимпиад, на развитие образования выделяются миллиарды рублей, а в науку идти работать некому. Вчерашние школьники хорошо заучивают огромные массивы информации, но применять полученные знания на практике у них получается с трудом, уверен старший научный сотрудник физического факультета МГУ, доцент кафедры физики школы им. А. Н. Колмогорова Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ) МГУ Сергей Сергеев. Он считает, что систему подготовки и обучения талантливых детей надо ориентировать на практическую работу.

Сергей Сергеев: Дети со временем не меняются, какими они были раньше, такими остаются и сейчас. Люди в Древней Греции не были глупее наших современников, а за одно-два поколения вообще ничего не меняется. Другое дело, что скоро нам будет просто некого готовить. Еще 15 лет назад для смотра юных талантов можно было занимать огромные аудитории, забивать столовые вузов, и все равно места бы для всех не хватило. Но с каждым годом претендентов становится меньше, работа – не того качества. Так что мы перешли от отбора лучших к работе с каждым, к его персональной подготовке.


Куда делись умные дети?


Сергей Сергеев: Никуда не делись. Просто их подготовкой к исследовательской работе никто не занимается. В специализированной физико-математической школе ученикам готовы дать по математике программу третьего курса университета, заставить зазубрить трехэтажные формулы, но практическим применением знаний на практике никто не занимается. Все наши успехи выросли из хорошей предметной подготовки, присущей советской школе. Сильные знания по математике, физике, химии. С ними можно успешно выступать на олимпиадах – решать задачи, которые кто-то до тебя придумал и которые имеют один, заранее известный ответ. Чем самые сильные из наших школьников с успехом и занимаются. Весь мир от этого уже отходит, но Россия, Китай, США, в сборной которой почти сплошь выходцы из стран Азии, продолжают соревноваться между собой в умении научить детей решать специально подготовленные задания.


Что в этом плохого?


Сергей Сергеев: Это очень здорово, но мир-то постоянно меняется. Моему отцу достаточно было один раз получить образование, и потом он всю жизнь применял эти знания и умения. А сейчас, когда я веду занятия, всегда говорю студентам: это все устареет еще до того, как я закончу читать лекцию. Постоянно появляется новая информация, новые инструменты, новые способы общения, каждый надо освоить, понять, изучить. Для жизни нынешним ребятам важнее обладать навыками исследования и познания, чем богатой эрудицией. А эти способности проверяются не на предметных олимпиадах, а на всевозможных научных и исследовательских смотрах, самый известный из них - Intel ISEF. Это всемирная ярмарка научных разработок школьников, в отборе на которую каждый год участвует 8 миллионов старшеклассников, а больше 20 победителей ISEF со временем стали нобелевскими лауреатами. Я поначалу весьма скептически отнесся к этому формату интеллектуальных соревнований – слишком он отличается от привычных для российско-советской жизни. Но именно так из способного школьника можно вырастить успешного взрослого человека, способного к научному творчеству.


Это конкурс школьников или их научных руководителей? Как ребятам получить доступ к лабораториям, реактивам, оборудованию и всему остальному, без чего исследование не провести?


Сергей Сергеев: На самом деле все намного проще. Совершенно не обязательно погружать школьников в мир большой и сложной науки. Всему свое время. Для начала можно взять два стула и лист обычной бумаги. И ребенку предложить построить самый лучший мост. Просто так положить листок не получится – он упадет. Но его можно свернуть в трубочку. Или сложить в гармошку, что-то еще с ним сделать – и мостик будет стоять. А какой мост считать самым лучшим? С максимальной грузоподъемностью? Или построенный с использованием наименьшего количества бумаги? Или самый красивый? Вариантов бесконечное множество. Если опробовать разные, описать, сравнить между собой, получится настоящее исследование. Причем абсолютно научное и вместе с тем доступное практически всем. Наука – не обязательно сложно, зато очень увлекательно.


С помощью одного листа бумаги можно сделать шалопая юным ученым?


Сергей Сергеев: Таких доступных всем исследований можно провести множество. Все они очень просты в проведении, но при этом дают неограниченный простор для соображения и развития интеллекта.


Но ведь в школе всему этому не учат?


Сергей Сергеев: Учителя есть разные, кто-то готов работать с одаренными детьми, другим это просто не нужно. Вообще заранее узнать, у кого к чему есть склонность, часто бывает невозможно. Кроме того, дети намного быстрее и охотнее втягиваются в исследования, если занимаются ими в команде. Когда-то приобщением к науке занимались во Дворцах пионеров. Нынешние дома детского творчества больше ориентированы на кружки кройки и шитья. Но есть другие возможности. Например, во многих городах открываются STEM-центры. В России их уже около 80. Английская аббревиатура расшифровывается как наука, технология, инженерия и математика. Там школьники, причем бесплатно, могут попробовать свои силы практически в любой отрасли знаний – биология, медицина, физика, химия, электроника.


Это кружок молодых ученых?


Сергей Сергеев: Скорее, это лаборатория. Там есть взрослые преподаватели, готовые возиться с детьми. Если есть возможность, ребята приезжают в выходные дни. Обычно центры действуют на базе университета и детям дают возможность поработать в настоящих лабораториях. Если школьник живет далеко, проводят вэбинары, переписываются с ним по Интернету. В каникулы проводят научные лагеря. Свои законченные работы ребята представляют на конкурсах, победителей награждают призами. За творчеством юных очень внимательно следят предприниматели. Считается, что в возрасте от 14 до 21 года человека посещают самые интересные и перспективные идеи. Многие удачные разработки школьников потом находят применение в самой настоящей реальной экономике.


Когда юные исследователи смогут заниматься настоящей наукой?


Сергей Сергеев: Они ей уже занимаются, как только включаются в работу STEM-центров. В вузе их подключают к серьезным взрослым исследованиям. Есть данные, что к 2020 году в Европе будет недоставать одного миллиона ученых. Дефицит сказывается уже сейчас. И когда на кафедре появляется умный студент, его начинают активно привлекать ко всем работам. Но самое главное в другом – чего бы ни захотел человек, как бы ни сложилась его жизнь, навыки, полученные в школьных научных исследованиях, пригодятся всем, всегда и везде. А те, кто прошел через олимпиады, поступают по своей заслуженной льготе в сильнейшие вузы, заканчивают их с красным дипломом, потом идут в спецшколы и там тренируют олимпиадные команды – просто производят себе подобных.

(Дуэль А. Настоящих умных мало / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2014. – 4 июня. – С. 11).


Я бы в инвенторы пошел


Еще одно модное и перспективное направление развития для талантливых школьников – электронные стартапы. Помочь юным дарованиям довести до ума свой проект и внедрить его в жизнь готовы многие электронные компании. Например, этой весной Google предложил российским школьникам создать в Интернете ресурс, решающий важную, на взгляд ребенка, социальную или образовательную задачу. Кто-то показал свой видеоблог с ответами на вопросы подписчиков, кто-то – новый вариант социальной сети. А победитель этого года – 17-летний Владислав Жуков из Ленинградской области – предложил скрестить смартфон с радиометром и с помощью специального приложения, установленного на гаджетах пользователей, составить карту радиационного загрязнения планеты.

Для участия в таких конкурсах ребятам не обязательно самим воплощать идею в «железе». Главное, что от них требуется, – интересная идея. А с реализацией и внедрением проекта им готовы помочь взрослые.

В МГУ ежегодно проходит конкурс «Ученые будущего». Свое соревнование проводит «Роснано» и многие другие корпорации. Возможностей масса, причем для участия не обязательно куда-то приезжать, а выполнить работу можно с минимальным набором оборудования. Самая большая проблема – информация. Большинство ребят просто не знают о таких возможностях.

(Я бы в инвенторы пошел // Российская газета. – 2014. – 4 июня. – С. 11).


Заработать на каникулы


Письменный договор, запись в трудовой книжке, приказ о зачислении на работу – вот необходимые условия, соблюдение которых позволит старшеклассникам и студентам заработать, если они хотят потрудиться в каникулы.

В конце мая – начале июня, когда подходят к концу экзамены, в Сети бурно обсуждается вопрос, как устроиться на временную работу, чтобы провести каникулы с пользой. Конечно, устроиться на место, требующее высокой квалификации, у молодежи от 14 и старше вряд ли получится: подростки работают по тем специальностям, которые не требуют особых знаний и умений. Главное, эту работу найти. Но не менее важно, чтобы, отработав месяц-другой, не остаться без зарплаты. Такое, кстати, случается нередко.

Как сообщили в Роструде, неоформление письменного договора (который должен заключаться и при временном трудоустройстве) автоматически ставит подростка в условия нелегального работника. А это чревато нарушением прав молодого человека, и прежде всего повышает риск не получить заработанные деньги.

Важно правильно оформить трудовые отношения, чтобы, отработав месяц-другой, не остаться без зарплаты

Где чаще всего работают старшеклассники и студенты во время каникул? Занимаются благоустройством территории, например школьных и спортивных площадок, дворов, разбивают клумбы, озеленяют улицы, очищают парки и берега водоемов. Такие виды работ предлагают муниципалитеты.

Оформление тут официальное, по всем правилам. Заработки невысокие, но более надежные. Стоит также обратиться в службу занятости по месту жительства – в преддверии лета там открываются молодежные биржи труда, для студентов и старшеклассников специально подбирают подходящие вакансии.

Трудолюбивым подросткам предлагают подменять постоянных сотрудников во время их отпусков: можно устроиться, например, помощником воспитателя или няней в детский сад, младшим продавцом и подсобным рабочим, охотно берут резвых подростков в курьеры, расклейщики объявлений, промоутеры. Оформление через биржу тоже официальное, уровень заработка и режим работы оговаривается заранее и сложностей в дальнейшем, как правило, не возникает.

Еще один путь трудоустройства – участие в молодежных бригадах и стройотрядах, их чаще всего формируют при школах, вузах, центрах дополнительного образования.

Как показывают опросы, очень популярный способ летней подработки – устроиться на время в компанию, где работает отец или мать. Должности могут быть самые разные – от разнорабочего на заводе до секретаря на ресепшене. Фирмы идут навстречу постоянным сотрудникам, потому что понимают: определить подростка на работу в наше время не так просто, но когда чадо болтается без дела и без присмотра – это чревато всевозможными осложнениями.

На сайтах бесплатных объявлений предложений подработать тоже предостаточно. И все же этот способ трудоустройства наиболее проблемный – здесь чаще всего соглашаются взять подростка по устной договоренности.

Во многих регионах есть специальные программы по трудоустройству молодежи. Работодателям это выгодно, поскольку, предоставляя подходящие места, они получают средства на доплату молодым сотрудникам из областного бюджета. Если молодой человек устраивается на работу самостоятельно, бюджетной добавки к заработку он уже не получит.

В прошлом году Роструд провел 2850 проверок в отношении работников в возрасте до 18 лет, в каждом втором случае были выявлены нарушения.

Чаще всего работодатели «забывают» оформлять трудовые договоры в письменной форме и нарушают сроки выплаты зарплаты и расчета при увольнении. В каждом третьем случае пренебрегают проведением обязательного предварительного медосмотра. Еще типичные нарушения – когда молодых работников направляют в служебные командировки, ставят работать в ночную смену, сверхурочно, на тяжелые работы, нарушают требования о сокращенной рабочей неделе.

Трудовой кодекс очень четко прописывает порядок для молодежи: работники до 16 лет должны трудиться не более 24 часов в неделю, 16-18-летние – не более 35 часов в неделю. Если школьник или студент совмещает подработку с учебой, занятость на рабочем месте сокращается в два раза – до 12 и 17,5 часа в неделю соответственно. Регламентируется и время рабочего дня: для 15-16-летних смена должна быть не более 5 часов, для 16-18-летних – 7 часов. Таким образом, несовершеннолетние не могут работать полный рабочий день.

Что касается размера зарплаты молодых работников, она выплачивается за фактически отработанное время. При этом работодатель может за счет собственных средств производить доплату до уровня, установленного для взрослых работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Если подростка берут на сдельную работу, расчет заработка происходит по сдельным расценкам, которые действуют на предприятии. Здесь также по усмотрению работодателя может устанавливаться доплата за счет собственных средств до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность рабочего дня.

Оплата их труда производится не ниже размера минимальной заработной платы в Российской Федерации, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Поскольку несовершеннолетние работники не вырабатывают полную норму рабочего времени и нормы труда, то их заработная плата может быть ниже размера минимальной заработной платы в стране (если работодатель не установил доплату).

(Невинная И. Заработать на каникулы / Ирина Невинная // Российская газета. – 2014. – 3 июня. – С. 4).


В России появился национальный электронный университет


В стране запущен первый межвузовский проект электронного образования Универсариум, в котором участвуют ведущие университеты страны, такие как МГУ, МФТИ, РЭУ им. Плеханова. Эту электронную площадку можно называть как угодно – университетом, колледжем, школой. И все определения, в общем-то, будут верными: здесь бесплатно дают новую информацию тем, кто готов ее получать с помощью новых информационных технологий.

Впрочем, по уровню погружения лекции Универсариума все же близки к вузовским: слушателям предлагаются, в основном, углубленные курсы на русском языке по разным областям знаний.

Тут студенты не сидят за партами, а смотрят лекции лучших профессоров по Интернету. Вместо привычных сессий и экзаменов – тесты и домашние работы. В этом виртуальном университете нет ни факультетов, ни деканатов. При этом один преподаватель работает сразу с тысячами учеников. Вместо дипломов выдаются сертификаты, которые для наших работодателей и обычных вузов мало что значат. Пока что электронный университет – чистой воды самообразование. Никаких ограничений по возрасту для слушателей нет. Учиться можно хоть в 80 лет.

Как работает Универсариум? Регистрируешься на специальном сайте, выбираешь понравившуюся тему и слушаешь лекции. Показалось трудно – выключил компьютер и забыл о проекте. Никто названивать, посылать SMS или е-mail с требованиями прийти на урок, не будет. Понравилось – дойдешь до конца и получишь сертификат.

Стартовал проект с трех курсов, сейчас их уже 10. Такие, например: «Химия – полезная и бесполезная», «Поиск и выбор бизнес-идеи», «Как начать свое дело», «Графы и комбинаторика». Каждый курс начинается в определенный день и идет несколько недель или месяцев.

Сейчас в Универсариуме обучается около 80 тысяч человек по разным направлениям. Очень популярны курсы по химии, графам и комбинаторике, это один из разделов вузовской математики. На химию пришло 14 тысяч человек, на графы и комбинаторику – 11 тысяч, – рассказал руководитель проекта Дмитрий Гужеля. – Примерно 35 процентов слушателей Универсариума из Москвы и Питера. Остальные 65 процентов – из других российских регионов.

Сидеть часами у компьютера не так уж и легко. Из 30 тысяч записавшихся на курс – «Как начать свое дело», лишь 300 человек добрались до конца. На «графах и комбинаторике» в первом потоке из 11 тысяч таких было только 5 тысяч.

Универсариум – первый российский ответ знаменитой системе электронного обучения Курсера, появившейся в свое время в Стэнфорде. Два года назад этот гигантский интернет-университет пришел в Россию. Сейчас Курсера охватывает более ста самых рейтинговых вузов мира (как правило, американских и английских, российских вузов два – СПбГУ и МФТИ) и предлагает более 500 образовательных курсов. Чаще всего – по математике, информатике, экономике. И, в основном, на английском языке.

Кроме общей международной интернет-площадки, такой, как Курсера, почти все ведущие вузы мира предлагают свое электронное обучение. Причем тоже, как правило, бесплатное. Платить придется лишь за сертификат или свидетельство. А вот в России вузам не интересно выходить с бесплатными лекциями в сеть и учить виртуальных студентов.

Пока что наши вузы и колледжи предлагают только дистанционное образование. Чаще всего – для заочников, когда студентам все же надо бывать в университете. Если в вузе есть дистанционный факультет, он, скорее всего, будет платным. Как и краткосрочные дополнительные программы. Платить надо именно за учебу, а не за получение сертификата или свидетельства. Поэтому в дистанционных группах всегда определенное число студентов, а не тысячи и даже миллионы, как у интернет-площадок.

Есть и небольшое количество дистанционных вузов. Тоже, разумеется, платных. У них жизнь – не сахар: слишком большие затраты и много ограничений.

Международная академия бизнеса и новых технологий – один из таких вузов, который предлагает дополнительные программы.

– Опыт показал, что для развития электронного образования требуются новые профессии на рынке труда: автор курса, профессор-консультант, тьютор, сценарист курса, педагогический дизайнер. Но этому сегодня никто и нигде не учит. Между тем, подготовка кадров – важная вещь, – рассказывает ректор Академии Валерий Иванов.

С 1 сентября российские школьники и педагоги тоже будут вовлечены в большой образовательный интернет-проект. Для них начнет работу портал «Тетрадка.ру».

« Мы попросили всех учителей предложить для проекта лучшие варианты уроков по каждому предмету. И все это будет выложено в сети бесплатно, «рассказал о новом проекте депутат Госдумы Виктор Шудегов.

Идея прекрасная, но разработчики проекта сталкиваются с теми же проблемами, что и их коллеги из вузов. Технологии обмена информацией развиваются так стремительно, что никакие законы не поспевают за ними.

В Госдуме в комитете по образованию недавно прошли парламентские слушания по электронному обучению, где было решено, что России нужна государственная программа по созданию и развитию образования онлайн.

Эксперты считают: надо как можно скорее официально признать сертификаты или свидетельства открытых онлайн-курсов, активнее использовать такое обучение при повышении квалификации. Нужно определить правила выплаты авторского гонорара лекторам и не обвинять вузы в упущенной выгоде, если те выкладывают в сеть бесплатные занятия.


Бесплатные курсы в Универсариуме


«Введение в практическую электронику», «Философия: искусство создавать проблемы», «Предпринимательство», «Инвестиции в будущее». «Распознающие системы», «История русского театра как история России», «Химия – полезная и бесполезная», «Как начать свое дело», «Графы и комбинаторика», «Поиск и выбор бизнес-идеи», «Россия в эпоху революционных потрясений».

(Ивойлова И. Курс на Курсеру / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 27 мая. – С. 14).

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru