В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (март 2014)

4 марта 201417:31

В этом месяце

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика


Публичное мероприятие


Многочисленность российских законов, нередко противоречащих друг другу, накладывают на руководителей школ обязанность разбираться в хитросплетениях российского права, чтобы не попасть под ответственность. Всё больше директоров школ «награждаются» уголовными делами, а руководителя, не привлекавшегося к административной ответственности, скоро будет трудно найти. При этом привычные школьные мероприятия могут быть объявлены правонарушением и даже преступлением.

(Вифлеемский А.Б. Торжественная линейка – это преступление? / Анатолий Борисович Вифлеемский, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 35 – 40).


Новый перечень учебников


Сегодня разгорается скандал, связанный с формированием нового Федерального перечня учебников. Недавно изменились правила, по которым те или иные учебники могут быть в него включены, увеличилось число экспертиз. В результате официальный перечень сократился примерно в два с половиной раза, причём в него не попали всемирно известные, брендовые, учебники, по которым обучаются многие тысячи российских школьников,- Л.В.Занкова и Л.Г.Петерсон. Газета публикует открытые письма по этому поводу.

(Благими намерениями выстлана дорога в ад // Учительская газета. – 2014. – 18 марта. – С. 7).


Золотой медали -быть!


Группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации выступила с инициативой сохранения золотой медали для лучших выпускников школ. Соответствующие изменения предлагается внести в Закон «Об образовании в РФ».

Как отмечают авторы законопроекта, правовое значение медалей как льготы при поступлении в вуз сегодня утрачено. Но как поощрение за отличную учебу и стимул для школьников они по-прежнему имеют большое значение для детей и родителей.

Новый закон об образовании предусматривает право обучающихся на поощрение за успехи в учебной, спортивной, научной и творческой деятельности. Однако норм, раскрывающих порядок и формы такого поощрения, закон не содержит.

В законопроекте определены виды поощрений. Помимо золотой медали «За особые успехи в учении» и похвальной грамоты «За особые успехи» предусмотрены также похвальный отзыв в письме к родителям, устная или письменная благодарность, грамота, ценный подарок или денежная премия. Кроме того, фамилия ученика может быть помещена в Книгу почета или на Доску почета школы.

Условия и порядок поощрения выпускников золотой медалью и грамотой «За особые успехи» согласно поправкам должно определить Минобрнауки России в своем специальном приказе. Что же касается других наград, они остаются на усмотрение самой образовательной организации.

Решением председателя Госдумы законопроект направлен в Комитет по образованию.

(Рожков П. Золотой медали – быть / Павел Рожков Учительская газета. – 2014. – 4 марта. – С. 3).


Олимпиада


Субъекты РФ, показавшие лучшие результаты участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников пo общеобразовательным предметам 2012-2013 учебного года:

Москва - 321 человек победителей и призеров, Санкт-Петербург - 125 человек, Татарстан -76, Московская область - 70, Челябинская область - 67, Новосибирская область -55, Свердловская-53.

Олимпиада включает школьный, муниципальный, региональный и заключительный этапы. Взимание платы за участие в олимпиаде не допускается. Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 года определяет сроки и места проведения заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2013-2014 учебного года по 21 предмету.

Так, русский язык будет проведен 6-12 апреля в Ставропольском крае, литература -12-18 апреля в Москве, математика - 24-30 апреля в Ярославле, физика -13-19 апреля в Санкт-Петербурге.

Одаренные дети - национальное достояние России. Однако чтобы талантливый ребенок развивал и совершенствовал свои способности, ему необходимы помощь и поддержка, в том числе и на государственном уровне. В России принята и активно реализуется на всех уровнях Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Один из важнейших ее элементов - это Всероссийская олимпиада школьников.

Сегодня Всероссийская олимпиада школьников представляет собой широкое массовое движение, в орбиту которого вовлечены все субъекты Российской Федерации; движение, охватывающее все предметные направления, все уровни системы общего образования. Олимпиада проводится по 21 общеобразовательному предмету. Результаты соревнований, содержание олимпиадных заданий, характер требований отслеживаются педагогами, методистами, родителями учащихся, становятся объектом изучения самими школьниками. Роль олимпиады в формировании национальной интеллектуальной элиты страны повышается с каждым годом. В текущем году вступил в законную силу новый порядок проведения ВОШ. В чем его принципиальная новизна, говорит директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова.

(Руденко С. Новый порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников – ориентир на объективность и прозрачность / Светлана Руденко // Учительская газета. – 2014. – 11 марта. – С. 7).


Приём в образовательные учреждения


Один из наиболее болезненных вопросов образовательного учреждения и одно из уязвимых мест законных представителей учащихся – это приём в образовательные учреждения. Трудно понять решения некоторых органов управления образованием, ограничивающих право каждого гражданина на получение образования в РФ. Неоднократно Минобрнауки давал разъяснения по этим вопросам, но органы местного самоуправления, которые не в состоянии обеспечить приём детей в образовательные учреждения, ссылаясь на закон, принимают противозаконные решения и ориентируют на принятие таких решений руководителей образовательных учреждений. Автор предлагает разобраться подробно в этом вопросе.

(Кочергина Е.В. Приём в образовательные учреждения / Елена Викторовна Кочергина, консультант // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 181 – 184).


Вопросы министерству


В 2013 году авторы журнала «Директор школы» запустили сбор вопросов среди читателей к заместителю министра Вениамину Шаевичу Каганову. Вопросы присылали из различных регионов страны и касались они самых разных тем. В данном номере журнала публикуются первая часть вопросов и ответов.

(Вопросы министерству // Директор школы. – 2014. - № 2 – С. 64 – 70).



Управление образованием



Система оплаты труда


В рамках структурных преобразований система общего и дополнительного образования фактически перешла ко второму этапу модернизации систем оплаты труда в школах. Его особенности, важные для директора, рассматривает автор статьи.

(Лапушинская Г.К. Система оплаты труда: важные «мелочи» и риски для руководителя школы / Галина Константиновна Лапушинская, зав. кафедрой государственного управления Тверского государственного университета, профессор, доктор экономических наук // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 138 – 144).


Медиацентры


Образовательный процесс сегодня должен строиться с учётом особенностей развития современного информационного общества, для которого характерны насыщенность информационного пространства, поликультурность взаимодействующих языков и традиций, множественность медиатекстов и медийных форматов, циркулирующих в глобальном информационном пространстве, создаваемом современными средствами массовой коммуникации

(Машарова Т.В., Кузьмина М.В. Региональная программа медиаобразования школьников: цели стратегические и тактические / Татьяна Викторовна Машарова, профессор, ректор Института развития образования Кировской области, доктор педагогических наук, Маргарита Витальевна Кузьмина, преподаватель Института развития образования Кировской области // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 149 – 155).


Уроки здоровья


Для учителя голос является необходимым рабочим инструментом. Зачастую молодые учителя, едва начав работать, сразу же сталкиваются с голосовыми проблемами. Першит в горле, мучает кашель. Иногда голос вообще пропадает на какое-то время. У некоторых постепенно голосовой аппарат адаптируется к большим нагрузкам, а вот другим приходится менять профессию.

В рабочие часы преподаватели говорят примерно на 50 % больше и на 3 ДБ громче, чем люди других профессий.

Из отзывов экспертов: «Любая школа представляет собой непаханую целину для работы отоларингологов. Букет заболеваний обилен и разнообразен. Поэтому рекомендации, приведенные в статье, окажутся весьма востребованными среди педагогов».

(Голос надо беречь // Директор школы. – 2014. – № 2. – С. 104 – 108).


Инклюзивная школа


Инклюзивная школа – новый для России – новый для России тип образовательного учреждения системы общего образования. Созданию инклюзивных школ предшествовал период развития образовательной о социальной интеграции. при которой школьная образовательная среда остаётся относительно неизменной, а у детей с ОВЗ появляется возможность обучаться вместе со своими типично развивающимися сверстниками на общих для всех условиях.

Но, по мнению экспертов: «Указание о создании инклюзивной образовательной среды дано «сверху». Потом, как в футбольном матче, «пас» от министерств к управлениям образования, а там – «передача» ОУ. Дальше ты один на один выходишь к родителям и детям с ОВЗ и понимаешь, что есть проблема, но пути её решения только за тобой»; «Писать и говорить об этом надо чаще. Каждый руководитель, который берется за организацию инклюзивного обучения, должен знать все плюсы и минусы. Это как раз тот случай, когда лучше поучиться на чужих ошибках».

(Козырева О. Равный доступ / Ольга Анатольевна Козырева, кандидат педагогических наук, доцент // Директор школы. – 2014. – № 2. – С. 98 – 103).


Проведение школьных коммунарских сборов


О таком уникальном явлении, как лагерный сбор, многие педагоги знают или, по крайней мере, имеют представление. Из лагерных сборов активов детских и юношеских организаций 50—60-х годов прошлого века выросло сборовское движение. Школьный коммунарский сбор является немаловажным звеном, так как имеет значительный потенциал для: сплочения общешкольного коллектива, апробации новых идей, самореализации ребенка. И хотя феномен сбора довольно подробно описан в педагогической литературе, авторы представляем свой опыт его организации в школе.

(Романенкова С, Байкова О. Орлятский круг / С. Романенкова, О. Байкова // Директор школы. – 2014. – № 2. – С. 82 – 87).


Репутация


В социальной ситуации открытости школы продуманная деятельность руководителя по управлению репутацией своего образовательного учреждения может стать серьезным рычагом его развития и позволит приобрести надёжную поддержку со стороны педагогического сообщества, органов управления образованием, родительской общественности, социальных партнёров.

Как грамотно организовать репутационный менеджмент образовательной организации? Какими социальными технологиями в этом направлении должен владеть современный руководитель?

(Попова И.Н. Репутационный менеджмент как фактор развития современной школы / Ирина Николаевна Попова, ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования Федерального института // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 110 – 115).


Сочинение устно?


Газета продолжает дискуссию о введении сочинения в качестве итогового экзамена. А может ли быть сочинение устным? Идею устного сочинения высказала руководитель рабочей группы по вопросам введения в выпускном классе итогового сочинения директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес. «Моя любимая модель-формат устного сочинения, - заявила Майя Борисовна, - но она достаточна революционна».

От редакции: Устное сочинение, согласитесь, звучит достаточно непривычно. Однако о плюсах устного экзамена по литературе говорят многие наши эксперты. Главные среди них-возможность проверить владение устной речью, способность чётко формулировать мысли. Если же говорить непосредственно о такой форме экзамена, как устное сочинение, го большинство педагогов пока не видят реального претворения этой идея в жизнь. Основная сложность - как оценить такой экзамен, еще сложнее избежать субъективности при оценивании, Вот главные мысли, высказываемые экспертами. Они видят как плюсы, так и минусы устного сочинения.

Минусы:

-практически невозможно представить процедуру проведения устного сочинения, оценка может получиться весьма субъективной;

-по какому предмету нужно ставить оценку - по русскому языку или по литературе?

Плюсы:

-устное сочинение дает бесценный опыт в ораторском искусстве;

-позволит выявить личностную позицию выпускника, поможет преодолеть проблему бездумного заучивания клише на классические темы и банального списывания;

- сочинение и в устной форме выступает своего рода доступом к ЕГЭ, являясь частью промежуточной аттестации.

(Сочинение устно? // Учительская газета. – 2014. – 11 марта. – С. 8).


Инклюзивное образование


С 1 сентября 2013 года образовательная система страны начала жить по новому закону. Постоянные циркуляры из вышестоящих ведомств, запросы надзорных органов и «новые» требования родителей выявляют неадаптированность большей части педагогов к вступившим в законную силу требованиям, что становится одной из причин недоразумений и даже конфликтов в школьной жизни.

(Соложнин А.В. Новый закон об образовании: что нового? / Анатолий Валентинович Соложнин, директор ООО «Образование и консалтинг», кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 84 – 92).


Кадры


Кадровая ситуация в образовании даже не кризис – это скорее конфуз, парадокс, недоразумение. Число выпускников педагогических вузов значительно превышает количество вакансий. При перепроизводстве кадров в стране практически не обновляется педагогический корпус. Это стало причиной серьёзных системных изменений в структуре педагогических кадров.

(Куркин Е.Б. Кадры решают всё / Евгений Борисович Куркин // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 116 – 122).


Инновационная инфраструктура


Инновационная деятельность в сфере образования города Москвы осуществляется временными творческими объединениями в форме инновационных проектов с получением оформленного результата инновационной деятельности. Цели, задачи, содержание деятельности, порядок создания и функционирования городских инновационных площадок определяются в соответствии с «Порядком взаимодействия по развитию инновационной инфраструктуры в учреждениях, подведомственных Департаменту образования города Москвы», «Положением о городских инновационных площадках в системе образования города Москвы», программой «Столичное образование» на 2012 – 2016 г.г.

(Фиофанова О.А. Инновационные площадки – реальные институты развития / Ольга Александровна Фиофанова, руководитель Центра координации научных исследований и инноваций в образовании Московского института развития образования, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 124 – 129).


Эффективный менеджмент


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года говорится о переходе к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Автор представляет проект, целью которого является создание творчески активной команды педагогов, готовой к инновационной педагогической деятельности в ДОО. Задачи проекта: апробировать систему мотивации инновационной деятельности педагогов ДОО, вовлечь в неё как можно больше педагогов; совершенствовать их профессиональную и ИКТ-компетентность; разработать направления тимбилдинговой политики ДОО (термин teambuilding в переводе означает «командостроение».

(Ноздрина Е. Эффективный менеджмент – залог успешного внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс ДОО / Е. Ноздрина // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 105 – 110. Библиография с. 110 (3 названия).


Права и свободы человека


Автор статьи является уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса и делится опытом работы по внедрению авторского проекта «Школа - правовое пространство». В современных условиях создание примерно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества.

(Лопарёва С. В. Модель «школа – правовое пространство» / С.В. Лопарёва, уполномоченный по защите прав участников педагогического процесса МАОУ «Добрыниховская СОШ» // Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 11 – 15).


Электронные учебники


Переход в школах России к электронным учебникам – давно назревшее требование времени, важный аспект модернизации образования, направленный на повышение его эффективности. Нормативная база этого перехода создана, однако, для его совершения потребуется внедрение систем управления контентом и лицензиями на электронных устройствах учащихся (планшетах, ноутбуках), региональные центры дистрибуции. Сам по себе электронный учебник станет переходным этапом к более перспективным технологиям, синтезирующим подходы дистанционного и электронного обучения. Необходима большая методическая перестройка работы учителей, изменение принципов их подготовки.

(Могилев А.В. Электронные учебники: ближайшая повестка дня / Александр Владимирович Могилев, профессор Воронежского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 2. – С 193 – 198).



Научные сообщения


Игнорируемые науки


В последнее время в российском образовании сложилась опасная тенденция пренебрежения научным знанием, творчеством; гипертрофировано преувеличено значение бездумной исполнительности, основанной на извращенном толковании вертикали власти.

(Поташник М.М. Административное мракобесие в сумерках просвещения / Марк Максимович Поташник, действительный член (академик) Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук // Народное образование. – 2014. - № 1. – С. 77 – 83).



Технология и практика обучения и воспитания



Школьное экономическое образование


Экономическое образование в современной школе осуществляется двумя путями: через традиционные учебные предметы (здесь наибольший вклад в экономическую подготовку учащихся вносит курс обществознания) и на основе изучения самостоятельного и сравнительно недавно появившегося предмета «Экономика». В данной публикации рассматривается именно эта модель экономического образования – через отдельный предмет. Выделены разделы: недостатки и противоречия существующей модели школьного экономического образования; современные требования к школьному экономическому образованию (в качестве примера приведены сравнительные характеристики элементов содержания предмета «Экономика» для базового и углубленного уровней по теме «Рыночный механизм».

(Королёва Г.Э. Современные подходы к решению проблем школьного экономического образования / Г.Э. Королёва, ИСМО РАО // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. – № 2 - С. 37 – 45. Библиография с. 45 (1 название).


Воспитание


Школа №33 Старого Оскола Белгородской области стала победителем третьего межрегионального конкурса на звание лучшего образовательного учреждения по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда».

Финал конкурса проводился под Тамбовом в социокультурном комплексе села Тулиновка в рамках реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды». В работе попечительского совета проекта, действующего уже на протяжении шести лет, участвуют несколько регионов ЦФО.

На примере Белгородской области члены попечительского совета ознакомились с опытом соработничества церкви, общества и государства в просвещении и воспитании молодежи. Основная идея, которая звучала в этот раз, - воспитательная роль педагога, его работа над собой. В школах курс «Основы религиозных культур и светской этики». И чтобы обеспечить качественное преподавание, необходимо создать условия для подготовки учителя. С этой целью губернатор Тамбовской области Олег Бетин предложил организовать межрегиональный сетевой университет.

-Для участия в конкурсе «Вифлеемская звезда» на этот раз была подана 641 заявка от различных образовательных организаций ЦФО. На межрегиональный этап представлены 38 работ из 11 регионов. В итоге победителем стала школа №33 Старого Оскола, а главный приз-символ торжественно вручили Анне Галюзиной, учителю православной культуры, руководителю духовно-просветительского центра «Благодеяние», созданного в школе. Среди направлений работы центра - социальное служение, педагогическое сопровождение семьи, противодействие распространению негативных явлений среди учеников. Центр взаимодействует с храмом Рождества Христова и работающим при нем. клубом православной молодежи, совместно с детской школьной организацией «Каравелла» проводит акции «Лента памяти», «Поменяй сигарету на конфету». Ученики помогают детскому дому и дому ветеранов.

(Татьяна Масликова. «Вифлеемскую звезду» передали в Белгородскую область // Учительская газета. – 2014. – 4 марта. – С. 3).


Социально-психологический тренинг


Автор отмечает рост несовершеннолетних от 12 до 18 лет с суицидальными попытками либо с членовредительством. У таких детей много травмирующих переживаний, невысказанных негативных эмоций; такие дети плохо понимают свой внутренний мир. Для решения этих проблем был разработан цикл занятий «я выбираю жизнь», направленный на профилактику суицидов. Задачи цикла: улучшение эмоционального состояния несовершеннолетних; осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией; поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»; развитие ощущении ценностей собственной личности; восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.

(Трифонова М.Ю Социально-психологический тренинг для подростков-суицидентов «Я выбираю жизнь» / М.Ю. Трифонова, педагог-психолог Чапаевского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Вестник психорсоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2014. - № 1. – С. 36 – 72.


Живая ситуация


Данная статья – это попытка приблизиться к осознанию живой практики педагога. Педагогу сложно, но очень важно уметь работать с живой ситуацией. Приведены примеры ситуаций и пути их решений.

(Шустова И.Ю., Вишенина В.В. Что такое «живая ситуация» и как с ней работать / И.Ю Шустова, доктор педагогических наук, В.В. Вишенина, учитель начальных классов // Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 19 – 25. Библиография с. 25 (4 названия).


Умение дорожить временем


Приведен сценарий классного часа для учащихся VII-IX классов «Время – величайшая ценность, умейте дорожить им!». Цель: воспитывать у подростков умение дорожить временем, ценить время своё и других людей; задуматься над необратимостью времени, способствовать разумному времяпрепровождению.

(Праздникова Г.З. «Время – величайшая ценность, умейте дорожить им!» / Г.З. Праздникова, кандидат педагогических наук, методист // Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 39 – 32. Библиография с. 32 (5 названий).


Всероссийская олимпиада


Материал отображает задания и ответы школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии, 6 – 11 классы (2013-2014 учебный год)

(Школьный тур Всероссийской олимпиады школьников по географии, 6 – 11 классы (2013-2014 учебный год) // География и экология в школе ХХI века. – 2014. - № 2. – С. 43 – 74).


Пять заповедей математика


Четверть века педагогического стажа дорогого стоит. Во всех смыслах. Педагогу с таким большим опытом Всероссийский конкурс «Учитель года» дает прежде всего возможность по-новому оценить свои силы. В процессе подготовки систематизируются знания, без страха признаются слабые стороны, открываются способы продемонстрировать сильные. Оперируешь уже не сухими выкладками и пересказом прочитанных методичек, внимательного слушателя ждет выстраданный сотнями уроков, отшлифованный вопросами и трудностями учеников рассказ о том, что работает в повседневной педагогической практике, а что нет. Именно с таким настроем на конкурс в прошлом году приехала Галина Свенцицкая, преподаватель математики из Ставропольского края.

Чаще всего учителю трудно доказать ребенку, что то, о чем он рассказывает на уроке, применимо в жизни. Понятно, что среднестатистическому человеку не нужны логарифмы. Но что тогда должно остаться после окончания школы в памяти? Галина Магомедовна считает, что это возможность и желание вернуться к изучению предмета, если окажется, что все-таки математика нужна. Можно ли это воспитать? Здесь у каждого педагога свой магический прием. Галина Магомедовна сформулировала для себя пять математических заповедей й назвала их «Формула одной руки».

Во-первых, нужно научить школьника «чувствовать число». Это что-то сродни математической интуиции. И пусть доказано, что нельзя почувствовать, что такое корень из двух, Галина Магомедовна уверена - ее дети всегда знают, что это больше единицы, но меньше двух Ученики Галины Магомедовны начинают работать над этим уже сразу с 5-го класса, когда составляют свой собственный задачник по математике. А потом по нему работает вся школа.

Во-вторых, нужно и днем и ночью думать о математике. Это постулат для учителей, которые в силу своих профессиональных задач бесконечно размышляют об уроках и ищут способы их совершенствования. Галина Свенцицкая уверена, что иногда достаточно одной удачной фразы, которая раскроет самую суть проблемы и даст возможность уроку пройти очень продуктивно.

В-третьих, нужно учить математической импровизации. Умение мыслить независимо для современного школьника крайне важно. В 10-11-м классах необходимость в этом проявляется наиболее остро.

В-четвертых, педагог, как и ученик, не должен отказываться от самообразования. Нельзя научить тому, во что не веришь сам. Увлеченность Галины Свенцицкой своим предметом - нрямое подтверждение этого принципа.

Ну и наконец, необходимо найти свой «пятый элемент» - таинственный ключ, изюминку урока, которая у каждого своя. Это тайна, открывающаяся пытливым в процессе творчества и педагогической практики.

Все это ничуть не мешает вещам на первый взгляд совсем не творческим, например, подготовке к ЕГЭ. Правда, Галина Магомедовна считает единый государственный экзамен по математике весьма креативным, ведь там огромное количество интереснейших заданий. Да и подготовка к нему, создание своей системы решения задач, достижение успеха - тоже целое искусе во. Нужно учесть все - от правильного распределения времени до поиска красивого решения. А это уже само по себе творчество.

Предвзятое отношение к ЕГЭ как к скучному мероприятию во многом диктуется тем, что это обязательный элемент для любого выпускника, а ко многим обязательным вещам всегда непростое отношение. Во всяком случае, надо готовиться к экзамену ответственно и знать, что это далеко не точка в общении с предметом. Ведь математика - это не рутина, а призыв к творчеству.

(Данилина А. Самое невероятное искусство / Анна Данилина, Ставропольский край // Учительская газета. – 2014. – 18 марта. – С. 4).


Киноязык


Автор рассказывает об использовании кинофрагментов на примере произведений, изучаемых на завершающем этапе литературного образования. Обращение к киноискусству учит школьников понимать специфику кино, не противопоставляя его искусству слова, а делая их равноправными участниками литературного и общекультурного развития учащихся.

(Бочкова Е М. Использование кинофрагмента на уроках литературы в старших классах / Елена Михайловна Бочкова, учитель русского языка и литературы // Литература в школе.- 2014. – С. 26 – 28. Библиография с. 28 (2 названия).


Чтение


В статье представлены материалы экспериментальной работы по формированию «портфолио читателя». Автор подробно описывает приём «синквейн» как один из путей развития аналитических умений учащихся в процессе осознания ими себя в качестве читателей.

(Лобзова Е.В. Синквейн как один из приёмов формирования аналитических умений старшеклассников / Елена Владимировна Лобзова, учитель высшей категории // Литература в школе. – 2014. - № 1. – С. 28 – 30. Примечанияс.30 (19 названий).


О Великой Отечественной войне


В статье рассматриваются стихотворения-песни Булата Окуджавы Великой Отечественной войне. определяется их проблемно-тематический характер, особенности поэтики, жанрово-стилевое своеобразие.

(Черников А.П. «…Нам нужна одна победа»: тема Великой Отечественной войны в поэзии Булата Окуджавы / Анатолий Петрович Черников, доктор филологических наук, профессор // Литература в школе.- 2014. - № 1. – С. 20 – 22. Библиография с 22 (7 названий).


Исследовательская деятельность учащихся


Сегодня рассуждениями о роли и месте научного общества учащихся в школе никого не удивишь. Мы предлагаем ссылки на конкретные методические материалы по организации исследовательской деятельности учащихся, реально применяемые в практике школьного образования, что особенно важно, так как в исследовательскую деятельность (в соответствии с положениями ФГОС) сегодня должны быть вовлечены все учащиеся.

(Гилядов С. Думай глобально! / С. Гилядов, заместитель директора школы по научно-методической работе // Директор школы. – 2014. - № 2 – С. 51 – 56. Библиография с. 55 (5 названий).


Школьному психологу


На базе государственного бюджетного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Дети улиц» Департамента социальной защиты населения города Москвы проведено исследование, посвященное изучению особенностей профессиональной компетентности педагогов-психологов, работающих с трудными подростками. В данной статье рассматриваются различные подходы к организации работы педагога-психолога на примере ювенального сектора ГБУ «Дети улиц».

Сектор ювенальных технологий осуществляет инновационную и перспективную деятельность, направленную на поддержку несовершеннолетних подростков по ряду вопросов, возникающих на досудебном и судебном этапах, а также после вынесения приговора судом. Педагоги-психологи, работающие в секторе, оказывают несовершеннолетним и их семьям социально-правовую, социально-педагогическую и социально-психологическую помощь.

(Баринова О.В. Особенности проявления профессиональной компетентности педагого-психологов в работе с трудными подростками / О.В. Баринова, кандидат психологических наук, доцент // Воспитание школьников. - 2014. - № 1. - С. 53 — 56. Библиография с. 56 (9 названий).


«Запретные» темы


По словам члена Совета Федерации Руслана Гаттарова, российские школьники чаще всего в Интернете ищут порнографию. Больше половины всех запросов со школьных компьютеров затрагивают именно этот аспект. Ещё 3 - 5 % запросов касаются ненормативной лексики. «Хотел бы привести статистику того, как используют Интернет в школах. Планировалось, что он будут фильтроваться и ответственность за это будет Минобразования, но постепенно данная функция была передана муниципалитетам. Это привело к тому, что эффективных фильтров нет...»

(Запросы школьников связаны с «запретными» темами // Воспитание школьников. - 2014. - № 1. - С. 59).


День защитника Отечества


«Прошу всех встать! Государственный флаг Российской Федерации внести!...»: рекомендуется сценарий музыкально-историчесой композиции, посвященной Дню защитника Отечества для учащихся V-VII классов

(Горфина М.Н.»Есть такая профессия — Родину защищать!» / М.Н. Горфина, кандидат педагогических наук // Воспитание школьников. - 2014. - № 1. - С. 73 — 77).


Дошкольная педагогика



Язык профессионала


Дошкольный возраст – это период формирования устной речи и навыков речевого общения. Одним из основных механизмов овладения родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи.

В связи с этим к речи педагога предъявляются высокие требования. Рассматривая повышение культуры речи воспитателя в контексте повышения качества образования, сотрудники создали в ДОУ педагогический клуб «Язык профессионала».

Цель клуба – постоянное совершенствование качества речи педагогов. Формами работы клуба являются тренинги, литературные встречи, литературные кафе, КВН. Осуществляет работу клуба воспитатель по развитию речи и логопед. Участниками могут быть все члены педагогического коллектива. Периодичность занятий – 2 раза в год. Предоставляются конспекты некоторых мероприятий в клубе «Язык профессионала».

(Кудерова Е.Г. Педагогический клуб «Язык профессионала» / Е.Г Кудерова // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 2. – С. 52 – 60. Библиография с. 60 (4 названия).


Развитие связной речи


Авторы делятся опытом по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Поиск разных форм работы по развитию связной речи у детей привели к возникновению «Детско-родительского проекта как средства развития речи и познавательной активности детей». Цель проекта – развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями. Дан материал семинара-практикума для родителей.

(Сущенко М.В. и др. Семинар-практикум для родителей по развитию связной речи и познавательных способностей детей / М.В. Сущенко, И.В. Лаврова, Т.П. Яхонтова // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 2. – С. 61 – 63. Библиография с. 63 (5 названий).


Методический театр


Время показало, что порой на организацию мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожно мала. Вероятно, традиционные формы методической работы, в которых главное место отводится докладам и выступлениям, утратили своё значение из-за их недостаточно эффективной обратной связи. Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие вовлекать педагогов в деятельность и диалог.

Театральная педагогика создает оптимальные условия для взаимного доверия и творческой атмосферы. Методический театр – активная форма повышения квалификации педагогов, которую может использовать в своей деятельности старший воспитатель. Данная форма работы стимулирует поиск, творческую исследовательскую деятельность воспитателей, предполагает создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлечённый в данный процесс субъектов.

В качестве примера предлагается разработка семинара-практикума, проведенного в форме методического театра, когда старший воспитатель помогает коллективу педагогов понять, как можно использовать комплексно-тематический принцип построения образовательной модели.

(Любомирская Э. Методический театр: активная форма повышения квалификации педагогов / Э. Любомирская, доцент // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 1. – С. 94 – 100. Библиография с 100 (4 названия).

Социоигровая технология

Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Развитие российской дошкольной дидактики всегда было неразрывно связано с умственным воспитанием и развитием дошкольников. Ныне дидактической основой образования дошкольников является процесс обучения. В начале 90 –х годов прошлого столетия прорывом в педагогической науке стал социоигровой стиль обучения. Когда позже к нему прибавилась герменевтика, в педагогике появился новый - -драмогерменевтический подход к обучению, который является вариантом совместного обучающего и воспитывающего проживания занятия всеми его участниками.

(Кузнецова Г. Драмогерменевтический подход на занятиях со старшими дошкольниками / Г. Кузнецова // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 1. – С. 109 – 115. Библиография с 115 (13 названий).


Портфолио


Появление понятия «портфолио» в педагогическом лексиконе связано с введением новых подходов в образовании и оценивании его новых форм. Особенно интересно использование портфолио при переходе ребёнка с одного образовательного уровня на другой, так как позволяет обеспечить их преемственность. Эта сторона применения портфолио дает возможность рассматривать его как инновационную педагогическую форму.

(Бывшева М. Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику? / М. Бывшева, кандидат педагогических наук, доцент // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 33 – 37. Библиография с 37 (4 названия).


Познавательное развитие


Показан сценарий конкурса для старших дошкольников «Наш край родной». Цель – закрепить представление о малой Родине – Ямало–Ненецком автономном округе, его символике, растительном и животном мире, природных богатствах; формировать осознанное отношение к природе родного края, интерес к её изучению; воспитать чувство гордости и уважения к малой Родине.

(Ахметова Д. Наш край родной / Д. Ахметова, педагог дополнительного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 38 – 41).


Информатизация дошкольного образования


Информатизация дошкольного образования – комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют администрация и педагоги ДОО. Перед педагогами встали вопросы: насколько целесообразно и полезно использовать ИКТ в области физического развития дошкольников? Будет ли это способствовать оптимальному сочетанию познавательному сочетанию познавательно-исследовательской и двигательной деятельности детей, комплексному решению развивающих, образовательных, оздоровительных задач? В статье показаны педагогические возможности интеграции двух технологий – игровой и информационной.

(Волошина Л., и др. Информационная поддержка совместной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, педагогов, родителей / Л. Волошина, доктор педагогических наук, Т. Курилова, инструктор по физической культуре, М. Гребцов, инструктор по физической культуре // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 62 – 64. Библиография с. 64 (9 названий).


Начальная школа


Организация обучения в малокомплектной школе отвечает условиям образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях — направляющая.

Приведен пример урока русского языка для совмещенного класса комплекта (II и IV классы) по системе «Школа России», учебники Л.М. Зелениной и др. «Русский язык».

(Платонова Н.Н. Урок русского языка в малокомплектной школе / Н.Н. Платонова, учитель начальных классов // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 59 — 63. Библиография с. 63).


Документ-камеры


В педагогическом колледже № 5, Москва, на занятиях по учебному предмету «Технические средства обучения с методикой применения в учебно-воспитательной работе» педагоги знакомят будущих учителей начальных классов с одним из современных технических устройств — документ-камерой. Рассказывается о широком применении документ-камеры на уроках в начальной школы.

(Балыкина И.И. Возможности применения документ-камеры в начальной школе / И.И. Балыкина, преподаватель информатики и ИКТ // Начальная школа. - 2014. - № 2. - С. 53 —56).

 


Воспитание и дополнительное образование


Народное хоровое пение


Сегодня хоровому певческому исполнительству в школах, к сожалению, уделяется мало внимания. В основном, данное направление художественного творчества детей развивается в рамках дополнительного образования. В связи с этим дети оказались оторванными от традиционного народного искусства. Автор считает, что надо сделать всё возможное, чтобы народная музыкальная культура вошла в учебные учреждения страны. Пример - из опыта работы автора.

(Праздникова Г.З. «Время – величайшая ценность, умейте дорожить им!» / Г.З. Праздникова, кандидат педагогических наук, методист // Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 39 – 32. Библиография с. 32 (5 названий).


Внеурочная деятельность


Авторы провели анализ эффективности взаимодействия между учреждениями дополнительного образования и образовательными организациями района и выявили ряд проблем: взаимодействие центра внешкольной работы «Пашинский» и школ носит ситуативный характер; администрации школ не всегда проявляют активность в процессе организации системы совместной внеурочной работы с Центром и использования его учебно-методических, кадровых, материально-технических ресурсов; отсутствии координирования занятости детей в объединениях Центра и кружковой работе, осуществляемой школьными учителями; отсутствие совместно разработанных программ внеурочной деятельности.

В соответствии с существующими проблемами был разработан проект «Взаимодействие учреждения дополнительного образования и школы в организации внеурочной занятости детей», целью которого является разработка и апробация механизмов и обобщение возможностей взаимодействия Центра внешкольной работы со школами.

(Хламова А.М. Модель взаимодействия учреждения дополнительного образования и общегосударственных школ в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / Александра Михайловна Хламова, к.и.н. // Внешкольник. – 2014. - № 1. – С. 38 – 42).


Пьеса для школьного театра


Галлямова Юлия Рафаэловна, учитель: «Нашему школьному театральному кружку «Чародеи» 8 лет. В нём постоянно занимаются около 30 учеников. Отбор талантливых детей никогда не проводился. Начинала работать с «трудными», чтобы заинтересовать их чтением классической литературы. Мы ежегодно принимаем участие в районном конкурсе театральных коллективов, и последние семь лет наш коллектив получает звание лауреата I степени.

В кружке много детей, поэтому приходится писать пьесы самой (публикуемые материалы для школьных театров рассчитаны на небольшое количество действующих лиц). Были пьесы, которые помогали писать ученики. Все спектакли предназначались для постановки на школьной сцене, на сценах сельского и районного Домов культуры. Наши зрители - жители села Улу-Теляк, ученики школы, их родители, театральные коллективы других школ района.

Почти все постановки созданы по школьным произведениям для детей разного возраста. Это в первую очередь дополнительная работа по литературе. «История Эсмеральды предназначена и для тех, кто прочитал роман, и для тех, кому предстоит с ним познакомиться.

На районном конкурсе театральных коллективов, который проводился в марте 2013 года, спектакль «История Эсмеральды» получил очередное звание лауреата I степени…». Представлена пьеса «История Эсмеральды».

(Галлямова Ю.Р. «История Эсмеральды»: пьеса для школьного театра по роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» / Юлия Рафаэловна Галлямова —учитель СОШ села Улу-Теляк им. Валерия Лесунова, Республика Башкортостан // Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе». – 2014. - № 1. – С. 11 – 14).



Коррекционная (специальная) педагогика



Учим воспитанников специализированного Дома ребенка


Обучение ребёнка с особыми образовательными возможностями конструированию в раннем возрасте способствует умственному и речевому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики. Для обучения детей конструированию из строительного материала используются разнообразные приёмы, такие, как наложение, приставление и т.д., а также метод видоизменения детских построек.

Предлагается вниманию читателей авторский метод «Трансформация построек из строительного материала» в обучении конструированию с целью умственного и речевого развития детей».

(Гагарина А. Играем со строительным материалом / А. Гагарина, учитель-дефектолог // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 75 – 78).


Союз тифлопедагогики, хореографии и психологии


В Республике Башкортостан работают тридцать восемь коррекционных общеобразовательных школ, предназначенных для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них всего одно учебное заведение ориентировано на незрячих и слабовидящих учащихся. В 2014 году уфимской школе-интернату №28 исполняется сорок лет. Среди ее выпускников тринадцатикратная паралимпийская чемпионка по легкой атлетике и депутат Государственной Думы Рима Баталова, композитор Салават Низаметдинов, ученый-тифлолог Венера Денискина и много других ярких личностей, нашедших свое место в жизни, несмотря на тяжелую инвалидность. В учебной программе школы наряду с общеобразовательными предметами значительное место уделяется адаптивной физической культуре и спорту, музыкальному и художественному воспитанию, социально-бытовым навыкам. Не забывают здесь и о региональном компоненте образования. Учащиеся с удовольствием осваивают премудрости башкирского языка, учатся играть на национальных музыкальных инструментах курае и кубызе, успешно осваивают народные танцы

(Бруштейн И. Видеть сердцем / Илья Бруштейн Уфа, Республика Башкортостан // Учительская газета. – 2014. – 11 марта. – С. 6).


Игра с песком


Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Перенос традиционной образовательной деятельности в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения: существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно; в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта; в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, внимание, мышление), а также речь и моторика; совершенствуется предметно-игровая деятельность; песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особо актуально в работе с «особыми» детьми. Авторы в своём детском саду песочную терапию используют как в свободной, так и в образовательной деятельности.

Показан конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «В гости к песочному человечку».

(Сошинская Л.Г., Акифьева Е.П. Игра с песком в работе педагога-психолога ДОУ / Л.Г. Сошинская, Е.П. Акифьева // Дошкольная педагогика. – 2014. - № 2. – С 50 – 52).



ЕГЭ



ГИА - в штатном режиме


С этого года государственная итоговая аттестация учеников девятых классов - ГИА - входит в штатный режим. Об этом сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов:

В ГИА этой весной примут участие порядка 1,3 миллиона человек. Обязательные предметы - русский язык и математика, без их успешной сдачи аттестата об окончании основной школы не получить. Ни в десятый класс, ни в профтехучилища таких учеников не примут,- подчеркнул Сергей Сергеевич.

У тех, кто не справится с экзаменом, будет вторая попытка через несколько дней. Если и на пересдаче не получится удовлетворительного результата, аттестат об окончании основной школы не выдадут. Что делать с девятиклассниками, завалившими ГИА, Рособрнадзор решит в ближайшие месяцы. Наиболее вероятных вариантов два - оставить на второй год или отправить на самоподготовку.

Главным отличием экзамена в 9-х классах от ЕГЭ является то, что измерительные материалы формируются не на федеральном уровне, а в регионах. Они и будут отвечать за проведение ГИА. Федеральным институтом педагогических измерений разработаны задания для ГИА, которые размещены в открытом доступе на сайте ФИПИ. Сейчас открытый банк содержит около 40 тысяч заданий государственной итоговой аттестации для 9-х классов по всем предметам. Из них региональные органы управления образованием сформируют билеты. Работы также будут проверяться на местах.

На ГИА. как и на ЕГЭ, запрещено иметь с собой телефон и прочие электронные устройства, нельзя пользоваться шпаргалками и списывать у соседей. Как именно контролировать эти запреты и кого привлекать в общественные наблюдатели, в каждом регионе решат самостоятельно.

Для учеников, поступающих в профильные старшие классы, региональные власти могут установить обязательный к сдаче дополнительный предмет по выбору. Участники ГИА сдают экзамен по тем же правилам, которые ориентировочно будут через два года на ЕГЭ, поэтому в ГИА уже в этом году появится говорение на экзамене по иностранному языку, сдача информатики на компьютерах, лабораторные работы по физике и химии и другие новшества. Мы специально все сначала внедряем на ГИА, чтобы по возможности не вводить ничего нового для ученика на ЕГЭ. Выпускник 11-го класса на ЕГЭ будет делать только то, с чем уже справился два года назад на итоговой аттестации за курс основной школы, - подчеркнул Сергей Кравцов.

(Руденко С. ГИА – в штатном режиме / Светлана Руденко // Учительская газета. – 2014. – 18 марта. – С. 2).


Как будем поступать?


Минобрнауки России утвердило порядок приема в вузы на 2014-2015 учебный год. Абитуриентов ожидает ряд новшеств.

Так, прием на обучение в 2014 году будет вестись только на первый курс. При этом те, у кого за плечами среднее профессиональное образование, после зачисления вправе перейти на обучение по индивидуальному плану.

По каждой программе в пределах направления подготовки допускается проведение отдельных конкурсов с возможностью установления различных условий приема - разного набора вступительных испытаний, минимальных баллов и т. д. Как полагают в Минобрнауки, это нововведение позволяет абитуриенту поступать на выбранное направление подготовки или специальность с возможностью учета профильных олимпиад, по которым он стал победителем, и других индивидуальных достижений.

Вступительные испытания по желанию абитуриента могут проводиться не только на русском языке, но и на языке субъекта РФ, если такая возможность предусмотрена учредителем вуза.

В рамках контрольных цифр приема для вузов установлены квоты приема на обучение за счет бюджета детей-инвалидов, инвалидов 1 и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, а также детей-сирот (не менее 10 процентов).

Результаты ЕГЭ при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета действительны 4 года. В связи с этим свидетельства ЕГЭ 2012 года действительны до конца 2016 года, а свидетельства ЕГЭ-2013 - до конца 2017 года.

(Косыгин С. Как будем поступать / Сергей КОСЫГИН // Учительская газета. – 2014. – 18 марта. – С. 2).


Кто хочет стать наблюдателем?


При поддержке Рособрнадзора началось проведение серии семинаров по подготовке и организации работы федеральных общественных наблюдателей на ЕГЭ.

В сборе заявок на общественное наблюдение за ходом экзаменационной кампании 2014 года участвуют Всероссийское студенческое движение «За честный ЕГЭ» и Российский союз молодежи.

Статус федерального инспектора и федерального общественного наблюдателя будет присвоен по результатам обучения. Российский союз молодежи и движение «За честный ЕГЭ» планируют проводить выездные семинары. Записаться на дистанционный курс «Порядок проведения единого государственного экзамена для общественного наблюдателя» можно на сайте: http://egebook.ru. Обучение будет проводиться с 31 марта по 26 мая. На курс приглашаются как уже аккредитованные общественные наблюдатели, так и граждане, собирающиеся подать заявление на аккредитацию в качестве общественных наблюдателей (для очного посещения пункта приема экзамена), федеральных наблюдателей и/или онлайн-наблюдателей (для онлайн-наблюдения через портал).

Напомним, что видеонаблюдение в этом году будет организовано в каждом пункте приема экзаменов и в каждой аудитории. При этом в обязательном порядке будет вестись онлайн-трансляция из аудитории либо видеозапись. Просмотр процедур ЕГЭ в реальном времени будет возможен на веб-портале

(Рожков П. Кто хочет стать наблюдателем / Павел Рожков // Учительская газета. – 2014. – 11 марта. – С. 2).


Пресса



О детских объектах


Министерство образования и науки РФ подготовило постановление правительства, регламентирующее принятие федеральными органами исполнительной власти решений о реконструкции, модернизации, изменении или ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей. Это означает, что теперь детские площадки, парки, игровые зоны, детские сады, общеобразовательные и музыкальные школы и т. д. будут объединяться, закрываться или реконструироваться только после заключения специально созданных комиссий федеральных органов исполнительной власти. Сейчас решения об изменении работы или закрытии школ, парков и детских площадок принимаются на уровне местных органов самоуправления. В отношении организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, где учредителем является правительство, будет прописываться свое положение о подобной комиссии.

(Панов П. Детским объектам потребуется разрешение правительства / Павел Панов // Известия. – 2014. – 7 марта. – С. 3).


Школьникам выдадут культурные паспорта


Столичные власти планируют создать культурный паспорт школьника, который позволит посещать театры и музеи за счет города. Об этом 4 марта на заседании московского правительства рассказал глава департамента культуры Сергей Капков, озвучивая планы на 2014 год.

Также для учащихся будут разработаны новые музейные и театральные проекты. Среди них – детская театральная афиша, детский музейный гид, подборка лекций о культуре.

С 2013 года городские власти разрабатывают московский стандарт школьника, предполагающий бесплатное посещение учреждений культуры два раза в год. Также планируется, что преподаватели литературы, биологии, астрономии будут проводить уроки в городских музеях.

Речь идет только о подведомственных столице театрах и музеях. Это, например, Музей Есенина, Дом-музей Марины Цветаевой, Московский театр юного зрителя, театр «Уголок дедушки Дурова», Театр на Малой Бронной, «Современник». А вот на такие популярные места, как Третьяковская галерея, Пушкинский музей или Большой театр действие культурного паспорта не будет распространяться – они находятся в федеральном подчинении.

(Козленкова Ю. Школьникам выдадут культурные паспорта / Юлия Козленкова // Известия. – 2014. – 7 марта. – С. 10).


Госдума предлагает увеличить количество бюджетных мест в вузах


Подготовлены поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Парламентарии предлагают законодательно повысить число бюджетных мест для поступающих в вузы без потери мест для обучения на платной основе. Таким образом, парламентарии планируют повысить количество поступающих в вузы школьников с 65 до 85 %.

С 1 сентября 2014 года – по действующему законодательству – государство определило квоту из расчета 850 бюджетных мест на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет. По предложению «эсеров», уже в текущем году количество мест должно быть увеличено до 1 тыс., с 2016 года – до 1,1 тыс., а с 2020-го – до 1,2 тыс. Таким образом, без потери платных мест количество поступающих в вузы школьников сможет составить 85 % от общего числа.

– Наш законопроект восстанавливает справедливость по числу бюджетных мест для студентов. Конечно, сейчас много говорят, что у нас число студентов слишком большое, практически равное выпускникам школ, но, по статистике, у нас 65 % выпускников сейчас поступают в вузы сразу, а спрос еще есть до 85 %, – сказал один из соавторов документа, Виктор Шудегов.

Руководители Минобрнауки РФ пока никак не отреагировали на планы «эсеров». Однако в министерстве заметили, что утверждение контрольных цифр приема в вузы находится в ведении правительства.

На коллегии Минобрнауки еще осенью 2013 года предлагалось установить контрольные цифры приема на 2014 год в объеме 484 847 бюджетных мест, что на 1,2 % меньше, чем в 2013 году, но при этом обеспечивается необходимая государственная гарантия на получение высшего образования.

(Рункевич Д. Госдума предлагает увеличить количество бюджетных мест в вузах / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2014. – 4 марта. – С. 6).


Студенты смогут принимать решения об отчислении однокурсников


Студенты смогут обсуждать образовательные программы в своих вузах вместе с руководством, участвовать в заседаниях ученых советов и даже рассматривать вопросы об отчислении однокурсников. Соответствующий законопроект был разработан молодежным парламентом Москвы и, как сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, будет вскоре внесен на рассмотрение в Госдуму. По мнению экспертов, усиление роли студентов уменьшит число «надуманных» отчислений и несправедливых решений по другим вопросам.

Законопроект представляет собой ряд поправок в действующий федеральный закон «Об образовании». В частности, речь идет о наделении органов студенческого самоуправления правом принимать участие в процедурах отчисления студентов за дисциплинарные нарушения, введении квоты для обучающихся в ученых советах высших учебных заведений в размере одной трети от общего числа членов ученого совета, а также определении единого перечня вопросов, к решению которых должен привлекаться орган студенческого самоуправления.

По мнению председателя Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктора Панина, вузы станут выступать против законопроекта, потому что «мало кто из ректоров хочет делиться властью». При этом, как отметил эксперт, сейчас студенческие объединения в основном подконтрольны администрациям вузов и значительным влиянием не обладают.

В настоящее время деятельность органов самоуправления обучающихся регулируется двумя федеральными законами: «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в соответствии с которыми в уставе всех образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования должен быть зафиксирован порядок формирования студенческого союза и определены направления его деятельности. Но права, касающиеся участия в научно-образовательной жизни вуза, единые для всех студенческих союзов, в законах не определены.

(Шаталова М. Студенты смогут отчислять однокурсников / Мария Шаталова // Известия. – 2014. – 28 февраля. – С. 10).

Детские сады-трансформеры

В столице оптимизируют помещения детских садов: спальня будет превращаться в часть игровой комнаты, кровати будут ставиться друг на друга, а помещения для стирки исчезнут совсем. Первый типовой проект разработан Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Как рассказали в пресс-службе департамента градостроительной политики, первые проекты с трансформирующимися перегородками проходят госэкспертизу на соответствие СНиПам, ГОСТу и другим стандартам.

По словам руководителя архитектурной мастерской Аллы Артюшенко, типовой проект детского сада рассчитан на 150 мест.

– Между спальней и игровой комнатой расположена трансформационная перегородка-гармошка, которая выдвигается на время сна, – пояснила она. – Также там применяются кровати, которые заезжают друг под друга по длинной стороне и убираются к стене, образуя нечто вроде стеллажей. Это сильно оптимизирует использование площадей, ведь спальня нужна всего несколько часов в день. Также мы убрали помещения для стирки – всё белье будут стирать за пределами сада, палаты-изоляторы из медблоков также ликвидировали. Если ребенок заболел, его лучше сразу отправлять домой.

В то же время, по словам председателя совета координаторов движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» Кирилла Дружинина, в государственных образовательных учреждениях такая оптимизация не обоснована: проветривать помещение будет проблематично, а это необходимо в соответствии с действующими СанПиНами. Если спальня по совместительству станет игровой, то проветривать ее можно будет только в отсутствие детей. Также убирать и расставлять кровати придется с посторонней помощью – для нянечек это будет сложно.

В планы городского департамента образования входит также строительство зданий, помещения которых могут использоваться как для дошкольного, так и для начального общего образования. Такое поручение в прошлом году дал президент России Владимир Путин.

(Козленкова Ю. В столице построят детские сады-трансформеры / Юлия Козленкова // Известия. – 2014. – 21 февраля. – С. 8).


Куда не надо поступать абитуриентам


Рособрнадзор подготовил список 126 вузов и филиалов, чьи лицензии исключены из реестра с 1 сентября 2013 по 27 февраля 2014 года.

Большинство – негосударственные учебные заведения, но есть в перечне и филиалы госвузов. Например, филиалы Кубанского госуниверситета, Российского госуниверситета туризма и сервиса, Новосибирского государственного технического университета. Среди негосударственных вузов в списке больше всего филиалов Современной гуманитарной академии, Волгоградского института бизнеса. «Отсутствие лицензии означает, что организация не имеет права вести обучение, по окончании которого выдается документ об образовании», – говорится в официальном разъяснении ведомства.

В Рособрнадзоре подчеркнули, что список составлен для того, чтобы помочь абитуриентам.

– Я бы посоветовал абитуриентам посмотреть сайт вуза, в который они хотят поступать, поинтересоваться проходным баллом, материально-технической базой учебного заведения. Иными словами, убедиться, что занятия будут проходить не в трехкомнатной квартире жилого дома, как это было в одном из брянских филиалов, – рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

По словам Кравцова, показатели хорошего вуза – развитая инфраструктура, наличие диссертационных советов, общежитий, большой библиотечный фонд, возможность прохождения международных стажировок.

Как стало известно, распоряжениями Рособрнадзора приостановлены действия лицензий Брянского филиала Московского института рекламы, туризма, шоу-бизнеса, Института деловых коммуникаций. В отношении последнего, а также Кавказского светского института подготовлены исковые заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензий.

К сожалению, сегодня закрыть плохой вуз или филиал очень сложно. На судебные дела уходит масса времени и сил. В Госдуме есть законопроект, который предусматривает, что прав у Рособрнадзора может стать больше и закрыть плохой вуз или филиал ему будет проще.

Всего в списке неэффективных вузов и филиалов, который подготовило в 2013 году Минобрнауки, было 373 учебных заведения. 23 из них – государственные вузы. Уже ясно, что в следующем году таких будет гораздо меньше.

(Ивойлова И. Осторожно, вузы закрывают / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 3 марта. – С. 8).


Вручены награды победителям


Святейший Патриарх Кирилл наградил победителей VI Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. Церемония награждения прошла в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя.

«В первый год проведения олимпиады в ней приняли участие всего 12 тысяч ребят. В этом году число участников приблизилось к 400 тысячам. Каждая пятая школа страны включилась в эту работу. Это свидетельствует о том, что олимпиада воспринимается людьми как нужное и важное дело. И это действительно так. Через приобщение к религиозным знаниям формируется система нравственных ценностей, этика, мораль, а они являются самыми главными в человеческих отношениях, – сказал Патриарх Кирилл на открытии мероприятия.

Олимпиада состоялась благодаря совместным усилиям государства, Русской православной церкви и бизнеса. Уже шестой год ее проводит Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, семейного фонда Цветковых – Фонда просвещения «МЕТА».

Как отметил замминистра образования и науки России Вениамин Каганов, отношения между ведомством и Русской православной церковью успешно развиваются. У них есть общая задача – воспитание нравственности. А нравственность и патриотизм сложно воспитать, прочитав ребятам обычную лекцию. Здесь должны включаться совсем другие механизмы – специальные программы, живые примеры, исследовательский труд, который будет интересен ребятам и при этом будет настраивать их на определенную волну. Олимпиада дает такую возможность.

Общероссийская олимпиада по основам православной культуры поэтапно проходила на школьном, муниципальном и региональном уровнях в течение 2013/14-го учебного года на тему «700-летие преподобного Сергия Радонежского. Русское монашество и культурное наследие России» в 82 регионах России, а также Украины, Белоруссии и Литвы.

(Александрова М. Знания для души / Марина Александрова // Российская газета. – 2014. – 28 февраля. – С. 4).


ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями


В прошлом году только в 17 регионах России дети с ограниченными возможностями здоровья проходили тестирование. Нынче заявки на сдачу ЕГЭ поступили уже от тридцати субъектов. По закону заявления принимают до 1 марта.

Как известно, выпускники с ограниченными возможностями имеют право выбора: сдавать экзамен в традиционной форме или в форме ЕГЭ. И все чаще школьники отдают предпочтение второму варианту.

– Именно поэтому одним из важных направлений нашей деятельности является обеспечение равных возможностей обучения и равных условий для сдачи ЕГЭ, – отметил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Педагоги в ответ признались, что на этом направлении еще много проблем – как с подготовкой, так и с проведением экзамена. Для слепых детей так называемые КИМы выполняются рельефно-точечным шрифтом Брайля, чтобы можно было тактильным методом прочитать задания. Естественно, что на это времени тратится больше обычного. Поэтому для таких выпускников время для сдачи экзамена увеличено на полтора часа. Однако эта мера помогает не во всех случаях. Пример – ЕГЭ по английскому в части аудирования.

– Для наших детей это наиболее сложный раздел в экзамене, потому что они физически не успевают прочитать брайлевский текст, – рассказала учитель английского языка Евгения Ревякина.

– К сожалению, в этом году мы уже не сможем внести серьезных изменений в КИМы. Но создана и работает специальная рабочая группа, которая вплотную занимается совершенствованием экзаменационных материалов, – сообщил Сергей Кравцов и предложил направлять туда все возникающие предложения.

(Иванова А. Прочувствуй и скажи / Анастасия Иванова // Российская газета. – 2014. – 17 февраля. – С. 5).


О порядке приема в вузы в 2014 году


По сравнению с прошлым годом в правилах приема в вузы есть изменения. Например, во всех вузах в этом году должна быть выделена квота для льготников – не менее 10 процентов бюджетных мест. К льготникам относятся дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей. Среди них будет проводиться особый конкурс, как и для тех, кто будет поступать на целевые места.

Теперь победителям и призерам олимпиад (за исключением творческих, спортивных) необходимо набрать на профильных ЕГЭ не менее 65 баллов. По мнению ректора МГУ Виктора Садовничего, такое ограничение никак не скажется на абитуриентах МГУ – у всех олимпиадников ЕГЭ гораздо выше. Победители и призеры олимпиад могут быть зачислены в вузы без вступительных экзаменов на специальности, которые соответствуют профилям олимпиады, или получить 100 баллов. Какую льготу дать олимпиадникам – решает вуз. Преимущественное право поступления в вузы есть у детей-сирот, чернобыльцев, ветеранов и инвалидов войны, военнослужащих, которые выполняли свой долг на Северном Кавказе.

Вузы имеют право проводить дополнительные вступительные испытания. Они могут быть профессиональными, творческими или проходить в виде собеседования. Как и прежде, МГУ и СПбГУ могут проводить дополнительные профильные экзамены.

До 1 июня вузы должны определить, какие именно льготы в зависимости от уровня олимпиад они дадут абитуриентам, указать количество мест для приема, адреса для отправки документов – почтовые и электронные, правила рассмотрения апелляции и дать образец договора об оказании платных услуг. Чем выше уровень олимпиады – тем значительнее льгота.

В этом году серьезные требования предъявляются к приемным комиссиям. Они обязаны выделить специальные телефонные линии для общения с абитуриентами и ежедневно обновлять сайт со списками.

Забрать документы из вуза в день обращения можно лишь в том случае, если до конца рабочего дня остается не меньше двух часов. Кто не уложился в лимит – получит документы на следующий день.

Апелляцию разрешается подавать только в день объявления результатов или на следующий рабочий день.

Кого вузы зачислят в первую очередь? Тех, кто поступает вне конкурса. Затем пойдут высокобалльники. Если среди них есть абитуриенты с одинаковыми баллами, то выше в списке будет тот, у кого больше баллов по профильному экзамену.

Первый этап зачисления начнется 28 июля, когда на сайтах вузов объявят весь список поступающих. К 30 июля все олимпиадники, льготники и целевики должны сдать оригиналы документов, а 31 июля издаются приказы о зачислении тех, кто принес подлинники. До 4 августа всем остальным рекомендованным к зачислению предлагается также принести оригиналы документов. 5 августа выходит приказ о зачислении.

Если свободные места в вузе еще остались, начинается второй этап зачисления. 8 августа приемные комиссии заканчивают принимать подлинники документов. 11 августа издается приказ о зачислении. В исключительных случаях вузу могут разрешить и третью волну набора. Главное, чтобы зачисление завершилось не позднее чем за 10 дней до начала учебного года.

(Ивойлова И. Прием по порядку / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2014. – 25 февраля. – С. 1).


К 2015 году каждая пятая школа станет инклюзивной


Через год в 20 процентах школ будет создана безбарьерная среда для всех учеников. На это из федерального бюджета выделят 3 млрд. рублей. Сейчас в России около пятисот тысяч детей с проблемами со здоровьем учатся в образовательных учреждениях. Примерно 147 тысяч посещают школы с инклюзивным образованием.

– У нас задача состоит в том, чтобы все дети, которые нуждаются в помощи, получили ее как можно раньше, – уверен заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов. – И она должна быть именно такой, что позволит не только компенсировать какие-то недостатки, но и добиться максимального развития ребенка.

На сегодняшний момент только 3345 российских школ создали все требующиеся условия для обучения детей с проблемами со здоровьем. Однако сложность стоит не только в приобретении необходимого оборудования. Далеко не все учителя готовы работать с такими детьми. В прошлом году только полторы тысячи педагогов из 66 субъектов РФ прошли курсы повышения квалификации.

(Иванова А. Класс без барьера / Анастасия Иванова // Российская газета. – 2014. – 25 февраля. – С. 15).


Учителям подняли зарплаты, но они этого не почувствовали


За последний год в России средняя заработная плата учителей выросла более чем на 20 % и составила почти 37 тысяч рублей в месяц.

При этом сами педагоги особого повышения своего благосостояния не почувствовали: большинство вынуждены подрабатывать, а у половины нагрузка в школе возросла. Такие данные приведены в исследовании директора Центра экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Татьяны Клячко.

– Десять лет назад в России было 1,7 миллиона педагогов, а сейчас только 1,2 миллиона. При этом средний возраст школьных преподавателей приближается к пенсионному, но возрастные педагоги не спешат уходить на пенсию, – комментирует Татьяна Клячко. – Выпускники педвузов, владеющие новыми методиками и технологиями, зачастую просто не попадают в школы.

Сейчас, ради повышения средних зарплат до среднего уровня по экономике региона, директора сокращают учителей, увольняют вспомогательный персонал: психологов, логопедов, от каждого сотрудника требуют выполнять все больше работы. Из-за возросшей нагрузки у педагогов нет ни сил, ни времени на повышение квалификации. При этом серьезное улучшение своего уровня жизни заметили в регионах, от 2,1 до 6,7 % учителей.

Складывается ситуация, когда чиновники утверждают, что учителя теперь стали вполне обеспеченными людьми, и с них можно требовать полноценной работы. И если в столице, где средняя зарплата приближается к 90 тысячам рублей в месяц, это вполне справедливо, то в Калмыкии, Тамбовской, Брянской областях, в Алтайском крае и других регионах, где средняя зарплата колеблется вокруг 20 тысяч рублей в месяц, эти заявления, мягко говоря, звучат странно.

В целом картина, по результатам исследования, выглядит так: 70 % учителей считают, что их доходы не изменились или выросли незначительно. Существенный рост своей зарплаты ощутили около 10 % педагогов. И еще 4–5 % учителей признались, что им в последнее время стали платить намного меньше. В то же время, чтобы свести концы с концами, половина учителей вынуждены подрабатывать при малейшей возможности.

(Дуэль А. Мимо кассы / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2014. – 25 февраля. – С. 15).


Набор экзаменов утвердят сами университеты


Ректоры университетов сами решат, надо ли будет их абитуриентам готовиться к сдаче предметов на ЕГЭ в экспресс-режиме. Минобрнауки опубликовало новый список предметов для конкурсного отбора при поступлении на те или иные специальности.

Идея была очень проста: предоставить университетам выбор, по баллам за какие дисциплины отбирать достойных для поступления к ним на первый курс. При этом для каждой специальности появился выбор из 5–6 экзаменов, чтобы преподаватели сами решили, какие знания их будущим питомцам нужнее для освоения той или иной профессии.

Проблема оказалась особенно острой для абитуриентов тех специальностей, по которым в новом расширенном наборе предметов не оказалось единственно нужного поступавшим в прошлом году. Например, будущим журналистам экзамен по иностранному языку заменили обществоведением, а радиотехникам и специалистам по радиоэлектронным системам и комплексам вместо сертификата о сдаче информатики предложили принести баллы по физике. На основе этого перечня многие вузы поспешили к 15 февраля – этот срок определен законом – выпустить свои правила приема на 2014 год.

По данным Минобрнауки, перечень вступительных испытаний изменился у абитуриентов 7 % специальностей. Многие вузы вслед за МГУ вообще не стали утверждать свои правила приема до тех пор, пока Минобрнауки не выпустит официальный «Порядок приема». Другие выбрали компромиссный вариант. Например, будущим учителям биологии, у которых предмет «биология» выпал из списка доступных для конкурсного отбора, ее место заняла «математика» – ее все равно сдают все выпускники школы.

– Я рекомендую вузам остановиться на том выборе предметов, который был и в прошлом году, – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на оперативном совещании по поводу вступительных экзаменов.

(Дуэль А. Набор экзаменов утвердят сами университеты / Алексей Дуэль // Российская газета. Неделя. – 2014. – 20 февраля. – С. 11).


ЕГЭ круглый год


Министр образования Дмитрий Ливанов пригрозил увольнять чиновников в регионах, где будут выявлены нарушения в ходе проведения ЕГЭ. В министерстве отчитываются о полной готовности к экзаменационной кампании. Сдавать ЕГЭ со следующего года можно будет круглый год – в России появятся несколько таких центров.

Особое внимание будет направлено на регионы, где по итогам прошлого года были выявлены аномальные результаты ЕГЭ, что может свидетельствовать о серьезных нарушениях. В числе таких регионов – Брянская и Липецкая области, Башкортостан и Чувашская Республика, рассказал нынешний руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Контрольно-измерительных материалов (КИМ) стало больше, и они будут разными для всех регионов страны, чтобы выпускники не могли пользоваться разницей во времени для передачи правильных ответов в другие субъекты. При этом уже сейчас действует банк КИМов для ЕГЭ, куда в открытом доступе выкладывают задания, часть из которых попадется школьникам на итоговом экзамене. Кроме того, изменится логистика доставки КИМов в пункты проведения ЕГЭ: если раньше их привозили в региональные министерства и департаменты образования, то с этого года до момента экзамена материалы будут храниться на складах спецсвязи для ограничения доступа к ним.

Главным нововведением в этом году станет повсеместное видеонаблюдение, организованное по аналогии с системой видеофиксации, действовавшей во время выборов президента в марте 2012 года. «Нам предстоит снабдить видеокамерами десятки тысяч аудиторий», – рассказала вице-президент ОАО «Ростелеком» Ольга Румянцева. По ее словам, экзамен будет транслироваться в онлайн-режиме, но «мы предусмотрели функцию перемотки, чтобы можно было сразу выявить и зафиксировать нарушение». Запись экзамена будет храниться еще некоторое время – для решения спорных моментов постфактум.

Кроме того, будет создано несколько независимых центров, на базе которых можно будет сдавать экзамены не только во время приемной кампании, но и в течение всего года. Свои пункты сдачи ЕГЭ будут и в странах СНГ – чтобы выпускники, поступающие в российские вузы, могли сдавать экзамены по месту жительства.

Однако, какие именно экзамены будут сдавать многие выпускники, до сих пор не ясно. Из-за министерского приказа № 1, принятого в январе этого года, около 7 % абитуриентов предстоит сдавать не те экзамены, к которым они готовились. «Нужно еще раз проанализировать перечень экзаменов с тем, чтобы каждый вуз на каждое свое направление подготовки мог выбрать тот набор экзаменов, который был в прошлом году», – заявил г-н Ливанов и дал два дня на выполнение поручения. Вузы опубликуют окончательные списки нужных экзаменов по специальностям до 28 февраля. Министр объявил, что впредь предельным сроком внесения изменений в перечень экзаменов будет 1 октября. Депутатам этого оказалось недостаточно – в Госдуму был внесен законопроект, в соответствии с которым вузы должны определить форму и перечень вступительных испытаний «до 1 августа года, предшествующего году их проведения».

(Крутилина К. ЕГЭ круглый год / Кристина Крутилина // Новые известия. – 2014. – 20 февраля. – С. 5).


Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru