В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (ноябрь 2013)

3 декабря 201318:52

В этом месяце:

1. Профессиональные периодические издания


2. Пресса


Образовательная политика 


Патриотические чувства разбудят гимном


Владимир Путин внес в Государственную Думу законопроект о расширении использования таких государственных символов, как гимн и флаг. Государственный флаг согласно поправкам должен быть постоянно вывешен на зданиях всех российских школ либо установлен на их территории. А его поднятие станет обязательным во время массовых мероприятий, проводимых образовательными организациями независимо от форм собственности.

Что касается гимна страны, то он будет исполняться в общеобразовательных учреждениях, вузах и других профессиональных образовательных организациях перед первым уроком (занятием) в День знаний, а также на торжественных мероприятиях, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

Президент считает, что более широкое применение государственных символов в учебных заведениях будет способствовать воспитанию патриотизма у молодежи.

(Ветров И. Патриотические чувства разбудят гимном / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 12 ноября. –С 2).


Выпускникам - два диплома


Владимир Путин в ходе посещения Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища провел совещание по вопросам развития системы военного образования. Министр обороны Сергей Шойгу предложил предоставить ведущим военным вузам право проводить дополнительные вступительные испытания и самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты, чтобы оперативно внедрять в образовательный процесс перспективные наработки в военном деле и технологиях. Ректор МГУ Виктор Садовничий в свою очередь предложил пойти еще дальше - организовать по ряду направлений, например в области информационной безопасности, совместное обучение специалистов на базе военных академий и ведущих гражданских вузов, а выпускникам выдавать два диплома.

Путин идею одобрил: «Вооруженная борьба все больше и больше будет принимать интеллектуальный характер. Поэтому нам нужно привлекать на службу в Вооруженные силы выпускников гражданских вузов соответствующих специальностей». А главное, считает президент, это позволит повысить качество подготовки офицеров.

(Симонов А. Выпускникам - два диплома / Александр Симонов // Учительская газета. – 2013. – 19 ноября . – С.2).


Как защитить детей от ТВ- и интернет-агрессии


Мы живем в информационном обществе, развивающемся очень быстрыми темпами. Неконтролируемый поток информации не знает границ - ни политических, ни возрастных, ни нравственных. Особенное беспокойство вызывает негативное влияние телевидения и Интернета на детей и подростков. Беспокойство общества не могло не озадачить и законодательную власть. Много лет в Государственной Думе дебатировался вопрос о необходимости принятия федерального закона о защите детей от вредной информации. И вот наконец такой закон принят. Эффективен ли он? Об этом корреспондент беседует с председателем Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Еленой Мизулиной.

(Курганова М. Третьи родители / Маргарита Курганова // Учительская газета. – 2013. – 5 ноября. – С.4).


Как получить лицензию?


Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил Положение о лицензировании образовательной деятельности. Документ был подготовлен Минобрнауки России с учетом особенностей, предусмотренных новым законом об образовании Так, например, дополнительным требованием к вузам и профессиональным образовательным организациям (учреждениям СПО) станет наличие специальных условий для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Определены особенности лицензирования образовательной деятельности учебных заведений, учрежденных религиозными организациями, и требования к реализации образовательных программ в сетевой форме.

(Донатович С. Как получить лицензию? / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2013. – 5 ноября. – С.2).


Русским языком займутся в правительстве


Вопросами популяризации русского языка займется специальный совет при Правительстве РФ. Соответствующее решение было принято на заседании Кабинета министров. Совет станет совещательным органом, целями которого будут рассмотрение ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка и выработка предложений по совершенствованию государственной политики в указанной сфере.

(Рожков П. Русским языком займутся в правительстве / Павел Рожков // Учительская газета. – 2013. – 5 ноября. – С. 2).


Премии от правительства


Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присуждении премий Правительства РФ 2013 года в области образования. Напомним, что ежегодно присуждается 20 премий по 1 миллиону рублей каждая. В этом году лауреатами стали 135 человек. В их числе знаменитые педагоги Шалва Амонашвили и Евгений Ямбург, ректор РУДН Владимир Филиппов, зам. министра образования и науки РФ Вениамин Каганов, вице-президент РАО Виктор Болотов, ректор РГПУ им. Герцена Валерий Соломин.

(Ветров И. Премии от правительства / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 19 ноября. – С.2).


Образовательная программа


Последовательная реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и необходимость поддержки, сопровождения инновационных процессов в образовательных учреждениях выдвигают в качестве актуальной проблему соотношения двух важнейших управленческих документов: программы развития и основной образовательной программы.

(Кудрова Л.Г. Образовательная программа и программа развития: документы важные, но не идентичные / Лариса Геннадьевна Кудрова // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 90 – 101).


Образование 2013: что с ним происходит?


В стране идет всенародная игра в «кошки–мышки». Министерство образования старается «заловить» школьников в сети ЕГЭ, а школьники – избежать их. Возникла парадоксальная ситуация: преданные гласности «шпаргалочные войны» вызвали бурю общественной активности, направленную против дефектов ЕГЭ и криминала вокруг него. Все, включая премьер–министра, ищут пути совершенствования процедуры экзаменов и подавления «шпаргалочной революции», которой школьники ответили на явно бессмысленный и репрессивный ЕГЭ.

(Беспалько В.П. Образование – 2013: что с ним происходит? Информация к размышлению для тех, кому это положено делать по должности / Владимир Павлович Беспалько, академик РАО // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 23 – 31).



Управление образованием


Где и кому нужны колледжи?


РИА «Новости» представило рейтинг региональных систем среднего профессионального образования (СПО) с позиции востребованности среди работодателей и семей учащихся. В рейтинг включены все субъекты РФ за исключением Ненецкого и Чукотского автономных округов, поскольку в открытых источниках отсутствует часть данных по этим регионам. Как выяснилось, выпускникам техникумов и колледжей легче всего найти работу в Астраханской и Амурской областях, а также на Алтае. Труднее всего - в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане. Что же касается отношения семей, то сегодня обучение в техникумах особенно популярно среди жителей Якутии, республик Алтай и Тыва. А наименее охотно отдают туда учиться своих детей родители из Карачаево-Черкесии, Москвы и Подмосковья.

(Косыгин С. Где и кому нужны колледжи? / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2013. – 5 ноября. – С. 2).


Отпуск за свой счет


Рассматриваются нюансы предоставления педагогам отпуска без сохранения заработной платы.

(Куприн, А. И. Порядок предоставления педагогу отпуска за свой счет / А. И. Куприн // Учет в сфере образования. - 2013. - № 10. - С. 60-62).


Оплата труда педагогов


Раскрываются нюансы учета и оплаты работы преподавателей, которым установлена почасовая оплата труда.

(Кочкина, А. А. Особенности почасовой оплаты труда педагогов / А. А. Кочкина // Учет в сфере образования. - 2013. - № 6. - С. 46-48.)


Система оплаты труда работникам образовательных учреждений


Рассматривается система оплаты труда работникам образовательных учреждений с учетом надбавок за ученые степени и компенсаций.

(Егоров, В. В. Определяем размер окладов педагогических работников / В. В. Егоров // Учет в сфере образования. - 2013. - № 9. - С. 42-44).


Совмещение и совместительство


О совмещении профессий (должностей) и регулировании отношений при совместительстве

(Шумилина, Татьяна Олеговна. Совмещение и совместительство в системе образования: нормативно-правовые аспекты деятельности педагогических работников / Татьяна Олеговна Шумилина, заведующая кафедрой; кандидат педагогических наук // Народное образование. - 2013. - № 6. - С. 194-198.)


Льготы для социальных педагогов


Рассмотрены отличительные особенности льгот социальных педагогов от обычных преподавателей.

(Егоров, В. В.Социальному педагогу полагаются льготы / В. В. Егоров // Учет в сфере образования. - 2013. - № 6. - С. 61-63.).


Профстандарт утвержден


Министерство труда и социальной защиты РФ утвердило профессиональный стандарт педагога, разработанный Московским городским психолого-педагогическим университетом. Напомним, что изначально над концепцией стандарта трудилась рабочая группа во главе с Евгением Ямбургом, директором центра образования №109 Москвы. Работу продолжили в МГППУ, который выиграл конкурс, проведенный Минтрудом. В настоящее время приказ об утверждении стандарта направлен на государственную регистрацию в Минюст.

(Учительская газета. – 2013. – 12 ноября. – С.3).


Сколько вузов признают неэффективными?


Минобрнауки России представило результаты первого этапа мониторинга вузов, проведенного в текущем году. Пока признаки неэффективности обнаружены у 18,4% головных вузов и 20,4% филиалов. Доля негосударственных учебных заведений, имеющих признаки неэффективности, составляет более 35%, государственных - 7,5%. По словам министра Дмитрия Ливанова, образовательные организации, которые попали в этот предварительный список, имеют реальные шансы выйти из него и впоследствии быть признаны эффективными. «Для этого у ведомства есть инструментарий, который будет использоваться при проведении дальнейших этапов мониторинга», - отметил министр. Вместе с тем около 11,5% головных вузов не представили в Минобрнауки необходимые сведения. Их список направлен в Рособрнадзор и Генпрокуратуру. Следующим этапом мониторинга станет заседание рабочих групп, которые до 23 ноября предложат рассмотреть вопрос о признании того или иного вуза неэффективным.

(Симонов А. Сколько вузов признают неэффективными? / Александр Симонов . – Учительская газета. – 2013. – 12 ноября. – С. 2).


Проверка на наркотики


Петербургская полиция предлагает разрешить освидетельствование несовершеннолетних на наркотики без согласия их самих или их родителей. Инициатива была выдвинута на встрече председателя Законодательного собрания города Вячеслава Макарова с руководством и сотрудниками Главного управления МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Напомним, что сейчас тестирование на наркотики в школах является добровольным. Согласно закону нельзя провести медицинское обследование подростка без согласия родителей. Таким образом, юные наркоманы, выявленные в ходе рейдов по образовательным учреждениям, избегают как ответственности, так и мер по избавлению от пагубной привычки, отметила начальник 2-го отдела Управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Оксана Веревкина. Она предлагает разрешить обязательное медицинское освидетельствование в тех случаях, когда очевидно, что подросток находится под воздействием наркотических средств. Обсуждались на встрече и другие меры, направленные на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и обеспечение безопасности детей. В частности, речь шла о том, чтобы установить ответственность родителей за нахождение детей в ночное время в неположенных местах. Вячеслав Макаров заверил, что все предложения будут тщательно изучены, на их основе будут разработаны проекты городских законов, а в случае необходимости - инициативы по изменению федерального законодательства.

(Симонов А. Всегда ли надо спрашивать родителей? / Александр Симонов //Учительская газета. – 2013.- 12 ноября. – С.3


Локальные акты образовательного учреждения


Обновленная и загруженная жизнь и, как её отражение, образовательная среда требуют систематизации и контроля действий. Помочь разрешить возникающие проблемы могут локальные акты образовательного учреждения.

(Кочергина Е.В. Локальные акты образовательного учреждения: как разрабатывать и принимать / Кочергина Е.В // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 124 – 131).


Конкурентоспособность


В статье показана зависимость способности учебного заведения адаптироваться к новым условиям от того, насколько набор и качество предоставляемых вузом услуг удовлетворяют требованиям рыночной ситуации.

(Борисов С.В., Чеджемов Г.А. Социально–экономические факторы конкурентоспособности вуза в современных условиях. (Региональный аспект) / Сергей Владимирович Борисов, канд. политических наук, доцент; Герман Асланбекович Чеджемов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. – № 3. – С.154 – 162).


Методология рейтинговых оценок


Формирование внутривузовских рейтинговых систем связаны с такими явлениями в сфере образования России, как конкуренция между вузами и контроль образовательных учреждений министерством образования и науки РФ в форме государственной аттестации и аккредитации. Рейтинг становится всё более популярным инструментом систематизации данных, который отражает положение и перспективы организации или работника в конкурентной среде. В статье рассматриваются методы и опыт получения рейтинговых оценок в Самарском государственном экономическом университете.

(Носков А.И., Коновалова И.А Методы и опыт внутривузовского рейтинга Самарского государственного экономического университета / Анатолий Иванович Носков, Ирина Анатольевна Коновалова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2013. – № 3. – С.163 – 165).


Модели подготовки и личности учителя


Несмотря на увеличение числа лиц, причастных к воспитанию и обучению детей, повышение образовательного уровня населения, педагогическая профессия остаются специальной областью деятельности. Резко возрастает значение личности педагога–профессионала, его квалификации. В связи с этим представляет интерес изменение требований к учителю, в том числе его квалификационным и личностным характеристикам.

(Хван А.А. Какой учитель нам нужен? / Андриан Андрианович Хван, доцент, канд. псих. наук // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 49 – 56).


Дисциплина


С 1 сентября 2013 года вступил в силу Порядок применения к учащимся и снятие с учащихся мер дисциплинарного взыскания. Такой правовой акт – новый в системе образования. Новый федеральный закон называет меры дисциплинарного взыскания, которые могут быть применены в отношении учащихся, а также устанавливает категории учащихся, в отношении которых они могут быть применены.

(Ладнушкина Н.М. О дисциплинарной ответственности учащихся / Надежда Михайловна Ладнушкина, нач. отдела надзора и контроля за исполнением переданных полномочий Рособрнадзора, канд. пед. наук // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 57 – 64).



Научные сообщения


«Формальная» и «живая» школа


Удивительное дело, но основная наша проблема – отрыв школы от жизни. Если бы эта проблема возникла раз, два, пять раз, ею можно было пренебречь, но когда в отечественной истории она повторяется десятки раз, пренебречь ею было бы ошибкой. Цель публикации – привлечь внимание педагогической общественности к архиважной проблеме баланса формальной и живой школы в каждой действующей школе.

(Зыков М.Б. «Квадратура круга» образовательной системы в России: есть ли решение проблемы? / Зыков Михаил Борисович, профессор, доктор философских наук // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 9 – 15).


«Педагогическая технология»


В настоящее время в понимании и употреблении понятия "педагогическая технология" существуют большие разночтения. В статье приведены несколько толкований данного термина, даны определения других актуальных педагогических терминов; перечислены основные направления современных образовательных технологий; рассмотрена технология case study (кейс-метод).

(Калуцкая, Е. К. Современные образовательные технологии в общеобразовательных учреждениях / Е. К. Калуцкая, (кандидат педагогических наук) // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2013. - № 8. - С. 25-34. - Библиогр.)


Проектирование содержания учебника


Рассматриваются проблемы проектирования содержания профессионального педагогического образования в условиях его модернизации и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Предлагается новый научно-методический подход к проектированию содержания учебника по педагогике в контексте герменевтики современного детства. Рассматриваются инновационные формы организации учебных диалогов студентов в контексте герменевтики детства.

(Фиофанова, О. А. Проектирование содержания учебника по педагогике = Designing of the maintenance of textbook on pedagogics /. Ольга Александровна Фиофанова, доктор педагогических наук // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. - 2013. - № 2. - С. 88-95. Рез. англ. - Библиогр.)


Лаборатория инновационной педагогики


В статье обобщен опыт работы лаборатории инновационной педагогики ВГМУ, созданной с целью повышения качества образования и подготовки специалистов, способных преодолеть разрыв между знанием дисциплин естественно-научного цикла, биомедицинских исследований и клинической практикой, что является важнейшим критерием степени инновационности технологий, которые применяются в учебном процессе медицинского вуза.

(Городецкая, И. В. Лаборатория инновационной педагогики ВГМУ / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2013. - Т. 12, № 1. - С. 117-122).


Педагогика Альфреда Петцельта


В статье предпринимается попытка представить творчество Альфреда Петцельта - одного из важнейших представителей трансцендентально-критической педагогики в Германии. Петцельт расширяет учение Канта о сущности человеческого Я и обосновывает принципы для педагогической практики.

(Шачина, А. Ю. Трансцендентально-критическая педагогика Альфреда Петцельта / А. Ю. Шачина, канд. педагогических наук // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 120-126. - (Сравнительная педагогика). - Библиогр.).


Научные исследования студентов


В статье проанализирован опыт организации научных исследований студентов. Показано совершенствование навыков и углубление теоретических знаний будущего специалиста при выполнении научных работ.

(Даценко, В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов в техническом вузе (Украина) / В. В. Даценко, канд. химических наук // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 101-105. - Библиогр.).


Экспериментальная деятельность сельского учителя


В статье рассматриваются особенности экспериментальной деятельности педагога в условиях сельской школы России, обосновывается структура методологической составляющей его профессиональной деятельности, раскрыта связь между процессом участия учителя в опытной работе и становлением его методологической компетентности.

(Данюшенков, В. С. Экспериментальная деятельность сельского учителя как форма становления его методологической компетентности / В. С. Данюшенков, доктор педагогических наук; профессор, О. В. Коршунова // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 95-100. - - Библиогр.).


Наша история


Совет Российского исторического общества (РИО) одобрил концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и передал ее Президенту РФ. Напомним, на основе этого документа предстоит разработать новые учебники, по которым будут учиться российские школьники Концепция охватывает период с Древней Руси до 2012 года. По словам руководителя рабочей группы Александра Чубарьяна, авторы концепции исходили из того, что история не бывает черно-белой, а состоит из разных тонов, полутонов и оттенков. Серьезную дискуссию вызвала история XX века. Компромиссом стало предложение назвать период 1917-1921 годов «Великой российской революцией 1917 года». Характеризуя 30-е годы прошлого века, эксперты ушли от понятия «сталинский социализм», назвав события указанного периода «советским вариантом модернизации». Но самую большую сложность вызвало последнее двадцатилетие. «В обществе до сих пор нет согласия в оценке этого периода. Мы указали все события, которые были. Написали и про «шоковую терапию», и про методы приватизации, и про то, к чему это привело», - сказал академик. Интересно, что в итоговой версии помимо имен президентов РФ упомянуты не только политики и ученые, такие как Егор Гайдар, Анатолий Чубайс, Руслан Хасбулатов, Аслан Масхадов и Жорес Алфёров, но и деятели культуры - Юрий Шевчук, Борис Акунин, Виктор Пелевин, Чулпан Хаматова. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин отметил, что завершение работы над концепцией не означает завершения дискуссий по отечественной истории. Впереди организация и проведение конкурса на подготовку целой линейки учебников и иных учебно-методических материалов. Сами конкурсы предлагается провести также на площадке Российского исторического общества.

(Морозова Т. Пелевин и Хаматова появятся в учебниках / Татьяна Морозова // Учительская газета.- 2013. – 5 ноября. – С.2).



Технология и практика обучения и воспитания


Рефераты электронных публикаций


Представлен обзор электронных публикаций - работ учителей математики, победителей и лауреатов конкурса "Презентация к уроку", который проводился в рамках фестиваля педагогических идей "Открытый урок".

(Рефераты электронных публикаций // Математика - Первое сентября. - 2013. - № 9: Откуда берутся задачи?. - С. 60-61).


Причины детского воровства


Причины детского воровства. Рекомендации педагогам по решению проблем, связанных с детским воровством в школе.

(Леус, Т. Ребенок - вор? / Т. Леус // Директор школы. - 2013. - № 7. - С. 86-91.)


Профилактики ВИЧ-инфекции


Формы и методы профилактики ВИЧ-инфекции средствами образования.

(Райфшнайдер, Т. Ю. Психолого-педагогическая система профилактики социально обусловленных заболеваний в образовательном учреждении / Т. Ю. Райфшнайдер // Воспитание школьников. - 2013. - № 7. - С. 47-54.)


Музей и школа


Анализируются причины так и не сложившейся системы взаимодействия музея и школы. По мнению автора статьи, для решения педагогических задач музеи вместо стремления привлечь детскую аудиторию должны информационно и методически помогать учителю.

(Сартан М. Музей и школа: найдите семь различий / М. Сартан // Музей. - 2013. - № 8. - С. 54-57).


Правила директора школы


Опыт работы призера Всероссийского конкурса "Директор школы - 2012" Гольдарб Ольги Леонидовны по руководству единственной в городе Туле начальной общеобразовательной школой № 29 имени О. П. Матвеева.

(Гольдарб, О. Л. Правила директора школы / О. Л. Гольдарб // Директор школы. - 2013. - № 7. - С. 7-12).


Эссе на английском языке


Советы по написанию эссе на английском языке, при подготовке к выполнению задания C2 ЕГЭ по английскому языку.

(Багдасарян, М. В. Приемы и технологии обучения учащихся написанию эссе с выражением собственного мнения / М. В. Багдасарян, преподаватель английского языка высшей категории // Английский язык в школе. - 2013. - № 3 (43). - С. 42-47. - Библиогр.)


Новые информационные технологии


Статья посвящена обсуждению влияния различных экранных средств (телевизора, персонального компьютера, мобильного телефона) на особенности восприятия информации и формирования когнитивных умений у школьников и студентов.

(Петрова, Е. Б. И трава была зеленее, и небо - голубее.. ./ Е. Б. Петрова, доктор педагогических наук; профессор; учитель // Биология в школе. - 2013. - № 7. - С. 74-79).


Наблюдения за птицами


Описаны методики наблюдений за птицами, живущими у учащихся дома или в школе в уголке живой природы. Приводятся конкретные результаты, полученные автором при изучении индивидуальных и видовых особенностей поведения представителей некоторых видов птиц, содержащихся в условиях неволи. Материалы статьи могут быть использованы при организации исследовательской работы школьников.

(Кулев, А. В. Наблюдения за птицами в домашних и лабораторных условиях / А. В. Кулев, кандидат педагогических наук; доцент; учитель // Биология в школе. - 2013. - № 7. - С. 63-73 - Библиогр.)


Проблемы раннего табакокурения у школьников


Автор раскрывает проблемы раннего табакокурения у школьников, рассказывает о вреде этой привычки для развития организма подростков. Материал может быть использован учителем на уроке или на занятиях биологического кружка.

(Татаринова, Г. Ш. О вреде табакокурения и кальянокурения / Г. Ш. Татаринова, кандидат биологических наук; доцент // Биология в школе. - 2013. - № 7. - С. 58-62 - Библиогр.)


Проблемы лишнего веса


Приведены рекомендации при изучении такой актуальной на сегодняшний день темы, как проблема лишнего веса.

(Мишнина, Л. А. Проблемы лишнего веса школьников и пути их преодоления / Л. А. Мишнина, учитель биологии // Биология в школе. - 2013. - № 7. - С. 47-49).


Основные противоречия истории


Автор излагает основные противоречия, свойственные истории как науке и школьному предмету; указывает принципы, которыми руководствовались авторы УМК по истории, разработанному в рамках Образовательной системы «Школа 2100»; формирует главную цель курса – учить школьников размышлять над событиями истории, предоставив им для этого необходимую информацию.

(Данилов Д.Д. «История» - предмет противоречий / Дмитрий Даимович Данилов, канд. истор. наук // начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 11. – С.43 – 50. – Библиогр.).


Мечтать сегодня некогда


Гимназия №90 известна в Казани многим. В ней гармонично сочетаются традиции и новаторство. Многие новшества, появляющиеся в образовательной сфере, внедряются здесь раньше, чем во многих других школах. Сегодня гимназия является республиканской и федеральной экспериментальной площадкой по реализации новых программ, базовой площадкой по внедрению новых технологий обучения Института развития образования Республики Татарстан. В 2013 году гимназия участвовала в республиканском конкурсе «Школы, содействующие здоровью» и была признана школой золотого уровня. О прошлом, настоящем и будущем гимназии №90 «Учительской газете» рассказала ее директор Гульсиня Закирзянова.

(Кострова В. В условиях «натянутой тетивы» / Вера Кострова // Учительская газета2013. – 12 ноября. – С.8).


Принцип свободы… от лимонада, или Как помочь цифровому поколению


В мире накопилось такое количество информации, что ориентироваться в растущем потоке сведений и сообщений становится все сложнее и сложнее. Увеличение объемов информационных потоков, окружающих человека, привело к осознанию фундаментальной роли информации в общественном развитии. Акцент на таких понятиях, как информационные ресурсы, информационные технологии, информатизация, формирует новые социальные запросы, предъявляемые к современному школьнику.

(Назарова Е. Принцип свободы… от лимонада / Елена Назарова, учитель информатики // Учительская газета. – 2013. – 5 ноября. – С. 40).


Мультимедиа


В статье рассматриваются значение и сущность мультимедиа технологий в условиях становления информационного общества, анализируются существующие подходы к их исследованию. Представлена компонентная модель методической системы обучения мультимедийным технологиям в информатических курсах с учетом специфики подготовки будущих специалистов эстетико–гуманитарного направления в системе среднего профессионального образования.

(Данилькевич А.В. Методические аспекты обучения мультимедийным технологиям будущих специалистов эстетико–гуманитарного направления / ДанилькевичА.В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета; Серия «Педагогические науки». – 2013. – № 5 (80). – С.97 – 101).


Сельская школа


Жить и работать на родной земле может лишь тот, кто ее любит, считает педагог Татьяна Грабовская. В небольшой школе поселка Тесово-Нетыльский Новгородского района Новгородской области уже второй год в пятых классах учителя работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Эксперимент по введению ФГОС в среднем звене в Новгородском районе начался с трех пилотных учреждений. Как это получилось в Тесово-Нетыльском, газета рассказывает на примере опыта работы учителя географии Татьяны Грабовской.

(Потапова С. Услышать каждого / Светлана Потапова // Учительская газета. – 2013. – 19 ноября. – С.5)


Самоопределение в сфере рабочих профессий


В статье характеризуется технология реализации процесса самоопределения старших школьников в сфере рабочих профессий, показанная через формирование культуры самоопределения, организацию управления этим процессом Описаны технологические приемы и методы работы в экспериментальных классах.

(Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Технология реализации процесса самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета; Серия «Педагогические науки». – 2013. – № 5 (80). – С.78 – 82. – Библиография).


Труд в подсобном хозяйстве


Общеобразовательная школа № 16 в деревне Кулиш Чунского района Иркутской области особенная: малочисленная, расположенная «на краю земли». В организации учебного процесса педагогический коллектив стремиться к оптимальному сочетанию образовательных и воспитательных задач, что косвенно способствует преобразованию сельского социума. Исходная установка здесь – выпускник школы обладает знаниями по установленным государственным программам и готов к труду, способен участвовать в общественном производстве и, что очень важно, желает трудиться.

(Немирич Т.Н. Социальные функции сельской школы: опыт и инновации / Татьяна Николаевна Немирич, директор школы // Народное образование. – 2013. – № 8. – С. 65 – 67).



Дошкольная педагогика


Пять колец


До зимней Олимпиады в Сочи осталось совсем немного времени. Авторы статьи убеждены. что подготовку к Олимпиаде можно и нужно использовать для формирования у дошкольников представлений об этих интересных спортивных соревнованиях. Формирование представлений об Олимпийском движении может стать частью не только физического, но и нравственно–патриотического воспитания дошкольников.

(Миленко В и др. Пять колец / В. Миленко и др. // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 4 – 14).


Правила дорожного движения


В настоящее время обеспечение безопасности дорожного движения становится важной государственной задачей. Жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что часто причиной дорожно–транспортных происшествий являются именно дети. Установлено, что причина большинства аварий – грубейшие нарушения правил как водителями, так и пешеходами.

(Борисова М., Бараненко М. Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения / М. Борисова, М. Бараненко // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 15 – 22. – Библиография).


Ранний возраст


Используя свой педагогический опыт, воспитатель разработала тренажер–игрушку «Забавные перчатки». Он отвечает таким педагогическим требованиям, как доступность, эффективность воздействия, вариативность использования. Автор знакомит с театром «Забавные перчатки»

(Сухинская В. Развитие коммуникативных навыков в театрально–игровой деятельности / В. Сухинская // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 10. – С. 69 – 85).



Начальная школа


Экологическое образование


В статье дано определение экологии в школе, доказывается значимость экологического образования в современном мире, приводятся и раскрываются четыре закона экологии Б. Коммонера. Излагаются идеи и задачи экологического образования в Образовательной системе «Школа 2100»

(Вахрушев А.А. Экологическое образование – гарантия будущего для человечества / Александр Александрович Вахрушев, канд. биол. наук, доцент // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 11. – С. 8 – 14).


Экологический центр


В статье освещается деятельность центра «Экосистема», созданного с целью обеспечить непосредственный контакт школьников с природой. Обосновывается необходимость полевой практики школьников; излагается содержание комплексных учебных программ по экологии; описываются методические, вспомогательные и дополнительные материалы

(Боголюбов А.С. и др. Полевые экологические практикумы и исследовательская (проектная) деятельность школьников в природе / Александр Сергеевич Боголюбов и др. // Начальная школа плюс До и После. – 2013. - № 11. – С.15 – 20).



Воспитание и дополнительное образование


Дети воплощают свою киномечту


Первый региональный кинофестиваль «Школьные годы чудесные» прошел на Белгородчине. Авторами всех работ, а их изначально было представлено 200, стали дети К очному этапу творческого марафона конкурсная комиссия допустила 28 работ - документальные, игровые, анимационные, учебные, научно-популярные видеофильмы и видеоклипы. Культурным пространством для проведения фестиваля стала площадка школы №40 Старого Оскола, учредителем - Департамент образования Белгородской области, а главными организаторами - Управление образования администрации Старооскольского городского округа и городской институт усовершенствования учителей.
Оценивались фильмы по нескольким критериям: соответствие выбранному жанру, степень раскрытия тематики, режиссерско-постановочная работа, операторское искусство, мастерство монтажа, звуковое оформление и способ подачи познавательного материала в учебном, научно-популярном видеофильме.

В номинации «Лучший документальный фильм» первое место присуждено Старооскольской школе №19 за работу «Старооскольский кадетский корпус» и хозяевам фестиваля - школе №40 за фильм «Учитель музыки». В номинации «Лучший видеоклип» победили школа №1 Нового Оскола с работой «Школьные традиции мы бережно храним» и школа №40 с клипом «Школа радужной мечты». В номинации «Лучший игровой фильм» - гимназия №22 Белгорода с лентой «Наваждение». В номинации «Лучший учебный фильм» первое место не присуждалось, а «серебро» досталось школе №1 города Алексеевка за фильм «Токарный станок для обработки древесины».

(Масликова Т. Дети воплощают свою киномечту / Татьяна Масликова //Учительская газета. 2013. 12 ноября. с.3).


«Ты лучший»


Педагог–организатор разработал «Положение о проведении школы молодого лидера «Ты лучший!», мастер–классы школы молодого лидера и сценарий школы молодого лидера «Ты лучший!».

(Жданович Ю.Е. Положение о проведении школы молодого лидера «Ты лучший»; мастер–классы школы молодого лидера; сценарий школы молодого лидера «Ты лучший!» / Ю.Е. Жданович // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. – № 8. – С.3 – 14).

С этими и другими сценариями конкурсов, игр, классных часов, внеклассных мероприятий можно ознакомиться в журнале «Наука и практика воспитания и дополнительного образования.


Закон об образовании читаем сами


Закон «Об образовании» принят, можно было бы посетовать на недостаточное внимание к проблематике дополнительного образования, но автор призывает быть конструктивными и попробовать разобраться в нюансах и новизне 273 ФЗ относительно программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей, или в соответствии с новым законом в организациях дополнительного образования (внимание, новая аббревиатура ОДО)

(Куприянов Б.В. Нормативные основы программного обеспечения дополнительного образования / Б.В. Куприянов, ст. научный. сотрудник Центра социально–экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 11. – С.3 – 7).


Психолог и коллектив


Педагогический коллектив любого образовательного учреждения – не просто группа людей или сумма его членов. Он, как живое существо, которое, являясь одним из основных субъектов образовательного процесса, требует особого внимания и заботы.

Автор предлагает читателям, психологам системы образования описание положительного опыта построения культурно–просветительской, психопрофилактической работы педагога–психолога с педагогическим коллективом учреждения дополнительного образования на примере детского образовательно–оздоровительного плавательного центра «Нептун», г. Щелково, Московская область.

(Оськина Е.А. Психолог и коллектив. Как успешно сотрудничать? / Е.А. Оськина, педагог–психолог // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 11. – С.11 – 13).


Новогодняя дискотека


Педагог–организатор предлагает сценарий праздничной дискотеки, которая может происходить как в актовом зале, так и в специализированном помещении, где предполагается место для танцев.

(Порубова Н.Н. Новогодняя дискотека / Н.Н. Порубова // Дополнительное образование и воспитание. – 2013. – № 11. – С.53 – 57).



Коррекционная (специальная) педагогика


Раскрыты приоритеты медико-социального педагогического сопровождения развития ребенка-сироты. Показан процесс формирования качеств личности.

(Аксенов, А. М. Система сопровождения нравственного становления ребенка-сироты / А. М. Аксенов, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор школы // Alma mater. - 2013. - № 4. - С. 68-71. - Библиогр.)


Расширяя границы возможного


Об обучении девушек и юношей с задержкой психического развития художественному творчеству в Центре социальной адаптации и профессиональной подготовки Технологического колледжа

(Корчагина, Юлия. Расширяя границы возможного / Юлия Корчагина ; фот. Наталия Платонова // Здоровье школьника. - 2013. - № 8. - С. 36-39).


Межведомственное взаимодействие специалистов


Авторами предпринята попытка создать модель и протокол межведомственного взаимодействия специалистов, работающих с детьми с нарушением интеллекта, на основе междисциплинарного подхода.

(Екжанова, Е. А. и др. Клинико-психолого-педагогический подход на службе специального образования / Е. А. Екжанова, доктор педагогических наук; профессор, И. А. Чистоградова, Д. Ю. Ткачев // Педагогика. - 2013. - № 5. - С. 89-94. - Библиогр.).


Компетентные специалисты-массажисты


Кисловодский медицинский колледж готовит компетентных специалистов-массажистов из числа студентов с ограниченными зрительными возможностями.

(Сазонова, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение на занятиях / Н. В. Сазонова, преподаватель // Специалист. - 2013. - № 6. - С. 27-28.)


Мониторинг на логопункте


Разработанная система динамического мониторинга апробирована на логопункте ДОУ общеразвивающего вида в течение 3 лет и представляет собой комплект диагностических карт для отслеживания результатов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию фонематических процессов; навыков звукового анализа; подготовке к обучению грамоте; коррекции звукопроизносительной стороны речи.

(Соломенник И.В. Система динамического мониторинга на логопункте / И.В. Соломенник // Логопед. – 2013. – № 8. – С. 14 – 23. – Библиография).


Финансово-хозяйственная деятельность


Основные тенденции финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Перспективы развития платных дополнительных образовательных услуг. Оценка потенциальной конкурентоспособности учреждений подобного типа на рынке услуг.

(Митраков, А. В. Тенденции развития финансово-хозяйственной деятельности специальных образовательных учреждений / Митраков Алексей Владимирович // Российское предпринимательство. - 2013. - № 10 (232). - С. 52-58. - Библиогр.).


Музыкальный карандаш на песке


На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии при правильно организованной работе улучшают процесс коррекции речи детей. Имеющих её нарушение. Серия упражнений «Музыкальный карандаш на песке» возникла при разучивании с детьми логопедических распевок по методике Т.С. Овчинниковой при работе в песочнице.

(Довгаль Н.В. Музыкальный карандаш на песке. / Н.В. Довгаль Н.В. // Логопед. – 2013. – № 8. – С. 24 – 26. – Библиография).



ЕГЭ


Общественным наблюдателям добавят полномочий. ЕГЭ-2014


«Во время проведения ЕГЭ-2014 будет сокращено количество пунктов проведения экзамена, изменены схемы доставки экзаменационных материалов, усилен видеоконтроль, а также повышена значимость общественного контроля», - сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, выступая на Всероссийском форуме «Общественное наблюдение на ЕГЭ в 2014 году», который состоялся в Общественной палате РФ 18 ноября при информационной поддержке «Учительской газеты». Председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования Ярослав Кузьминов предложил уже к лету 2014 года разработать открытый банк заданий КИМов, работающий по принципу спортлото. А проверку части С проводить не по месту выполнения работы, а в другом регионе. Практику общественного наблюдения, сказал Кузьминов, необходимо расширить и на процедуру проведения олимпиад школьников, и на так называемые вузовские олимпиады. Для повышения прозрачности ЕГЭ при зачислении в вузы надо учитывать средний балл ЕГЭ победителей всероссийских олимпиад, и если он ниже 70 баллов, ввести необходимость дополнительного испытания.

На форуме прозвучали предложения добавить общественным наблюдателям реальные полномочия, для того чтобы они могли пресекать замеченные нарушения. Дать им возможность присутствовать на всех этапах проведения ЕГЭ, включая апелляцию. Четко прописать механизм последствий за зафиксированные нарушения вплоть до аннулирования результатов

(Максимович О. Общественным наблюдателям добавят полномочий / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2013. – 19 ноября. – С.2).


Наказывать надо строже


Рособрнадзор предлагает внести поправки в КоАП и Уголовный кодекс, ужесточив ответственность организаторов ЕГЭ за нарушения при проведении экзамена. Выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации, глава службы Сергей Кравцов напомнил, что минувшим летом было выявлено почти 1,5 тысячи нарушений на ЕГЭ – в два раза больше, чем в 2012 году. Если не принять мер, то в следующем году экзаменационная кампания может пройти аналогично.

– Надо повысить ответственность организаторов ЕГЭ, особенно это касается оказания помощи в ходе сдачи ЕГЭ ученикам, преждевременного вскрытия заданий и публикации их в сети Интернет, – заявил Сергей Кравцов. – Все эти меры не ради наказаний, это наш долг перед честными ребятами.

(Симонов А. Наказывать надо строже / Александр Симонов // Учительская газета. – 2013. – 19 ноября . – С. 2).



Пресса


Проведи выходной в лучших вузах столицы


Посетить флагманские столичные вузы, посмотреть, чем живут студенты на самых популярных факультетах, прослушать интереснейшие лекции и пообщаться с известными людьми – от космонавтов до руководителей крупнейших высокотехнологичных корпораций – можно совершенно бесплатно в течение всей осени. Уникальный проект «Университетские субботы» приглашает всех желающих приобщиться к науке и технике, сориентироваться в будущей профессии и просто с пользой для ума провести выходной.

Популярная наука в последнее время переживает настоящий ренессанс. Получить «инъекцию ума» можно самыми разными способами и, что приятно, в том числе совершенно бесплатно. Вариантов масса – от уже ставших знаменитыми «ночей в музеях» до лекций в парках, на которых народ толпится под зонтиками, невзирая на погоду. А недавно к многочисленным столичным научно-популярным проектам прибавился еще один – «Университетские субботы».

«Субботы» организованы Департаментом образования Москвы и ведущими московскими институтами, среди которых МГУ, МАДИ, МЭСИ, «Бауманка», «Строгановка» – всего более двадцати вузов. Лекции, мастер-классы и разного рода тренинги представляют самые интересные факультеты и самые авторитетные профессора и специалисты. А для посещения их достаточно записаться на специальном разделе сайта Департамента образования Москвы us.educom.ru.

(Балабас Е. Все на научный субботник! / Евгений Балабас // Московский комсомолец. – 2013. – № 242 (123). – 1-7 ноября. – С. 5).


За уникальной профессией – в колледж!


Абитуриент может сэкономить на институте деньги, нервы и время, если... вовсе не будет туда поступать, выбрав куда более доступный во всех смыслах колледж. Это, конечно, шутка, однако столичные колледжи и техникумы с уверенностью заявляют, что их выпускники зачастую гораздо более востребованы на рынке труда, нежели те, кто имеет институтский диплом.

Для того чтобы помочь будущим абитуриентам сориентироваться в обилии средних специальных учебных заведений (ссузов), в октябре Департамент образования Москвы запустил специальный проект «Профессиональная среда» на площадках столичных колледжей. Заканчивающие школу молодые люди и их родители смогут понять, какие специалисты востребованы – причем не «вообще», а именно в столице.

Программа «Профессиональная среда» – масштабный цикл. Стартовав в середине октября, она продлится до конца года, и в ее рамках пройдет около 400 мастер-классов, выставок, встреч с успешными представителями профессий, просмотров тематических фильмов и прочего разного на почти полутора сотнях площадок. После несложной предварительной регистрации на специальном разделе сайта московского Департамента образования ps.educom.ru все желающие смогут прийти и познакомиться с самыми популярными и интересными направлениями профессионального образования – дизайн, строительство, архитектура, финансы и пр.

Модный тренд последнего времени – возрождение старинных или по каким-то причинам забытых специальностей, которые сегодня, на удивление, востребованы на рынке. Реставраторы изделий из дерева и металла, мастера шорного дела – изготовители сбруи и прочих аксессуаров для лошадей, таксидермисты и оружейные мастера – такие специальности сегодня уже появляются в столичных ссузах.

(Балабас Е. Сэкономим на «вышке» / Евгений Балабас // Московский комсомолец. – 2013. – № 242 (123). – 1-7 ноября. – С. 5).


В Первом меде открылась учебная виртуальная клиника


Уникальная виртуальная клиника, открывшаяся недавно в Первом МГМУ им. И. М.Сеченова, – это, по сути, многопрофильный симуляционный коучинг-центр, подарок студентам для отработки врачебных практических навыков. Причем как самостоятельно, так и в группе. По большому счету обычную многопрофильную больницу на тысячу коек здесь «ужали» до 27 залов. В ней нет административных помещений, но зато есть «место ДТП» и автомобиль «скорой помощи», приемное отделение, операционные, реанимация...

Открывшийся в Первом меде коучинг-центр, как было заявлено на презентации, будет служить для отработки врачебных практических навыков, как самостоятельно, так и в группе. Поэтому в рамках заданного сценария можно проконтролировать и довести до автоматизма действия целой цепочки специалистов. При этом степень реалистичности столь высока, что на «месте происшествия» может имитироваться дым, звуки сирены и крики пострадавших, а любое врачебное действие в итоге может иметь как положительный, так и «смертельный» результат. В этом случае специальная программа-симулятор остановится и предложит повторить попытку.

Центр работает с 8 утра и до 20 вечера. И могут заниматься не только студенты, но и ординаторы, и врачи. Причем без ограничения времени. Главное – отработка практических навыков. И когда навык освоен, можно переходить к следующему этапу. У присутствующих сложилось впечатление, что такая форма обучения и тренировки позволят готовить более квалифицированные медицинские кадры.

(Зиновьева А. Коучинг по-русски / Александра Зиновьева // Московский комсомолец. – 2013. – № 242 (123). – 1-7 ноября. – С. 17).


Навигатор центров карьеры поможет молодежи найти работу


В мае этого года Федеральное агентство по делам молодежи Министерства образования и науки РФ провело исследование по вузам страны, чтобы выяснить: как решаются вопросы трудоустройства выпускников? В результаты этого исследования возник новый сетевой продукт – навигатор центров карьеры вузов России.

Одним из критериев успешности вузов является показатель трудоустройства выпускников по специальности. Поэтому почти при каждом солидном высшем учебном заведении есть центр карьеры, главная задача которого состоит в помощи абитуриенту, студенту и выпускнику найти для себя правильное направление в профессиональном самоопределении. Но это в теории. А на практике зачастую центр только предоставляет вакансии для молодежи, не всегда связанные с прямой специальностью выпускника.

«В ближайшее время мы планируем провести общий сбор центров карьеры вузов РФ, – пояснила руководитель направления «Профориентация» Федерального агентства по делам молодежи РФ Елена Качкина, – для того чтобы познакомить их с возможностями навигатора. Вместе с тем мы представим новейшие разработки и методики в сфере профориентации и трудоустройства. Это позволит центрам поделиться своим опытом и озвучить свои проблемы».

«Очень важно, что такой ресурс позволит молодежи охватить всю картину целиком: какие вузы есть рядом с домом и какие преимущества дает обучение в этих вузах, – прокомментировал член Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. – Но главное, что вуз, благодаря такому навигатору, может заявить о себе и привлечь дополнительные ресурсы (финансы, стажировочную базу) работодателей».

Возможно, у навигатора центров карьеры большое будущее. В нашей истории часто благие начинания после отчета забываются и утрачивают свой первоначальный смысл. Посмотрим, оправдает ли ресурс ожидания своих создателей.

(Скиба А. Как не утонуть в трудовом море / Анастасия Скиба // Московский комсомолец. – 2013. – № 242 (123). – 1-7 ноября. – С. 5).


Работодателям придется оплачивать учебу в колледжах будущим работникам


Необычная система обучения и трудоустройства выпускников колледжей и техникумов запущена в Москве. Многие столичные заведения профобразования и ранее «торговали душами», готовя специалистов не «в никуда», а конкретно по заявкам от предприятий, но теперь эта обратная связь будет существенно усилена, поскольку рынок труда быстро меняется. Теперь компании-работодатели будут «покупать души» на корню, оплачивая авансом обучение своих будущих работников, получая право корректировать учебный процесс, если у них поменяются задачи и планы на сотрудников.

Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы была предложена особая концепция, в рамках которой предприятие, нуждающееся в определенного рода специалистах, будет заключать с колледжем персональный договор на подготовку кадров и оплачивать их обучение. Город же, в свою очередь, будет компенсировать 3/4 расходов предприятию – до 90 000 рублей в год за каждого студента. До конца года этот механизм будет запущен, а сейчас идут организационные работы и подача заявок от предприятий на кадры. Проект пока имеет статус пилотного, но обязательно будет развиваться!

Сегодня столица активно продвигает популярность среднего специального образования, остро нуждаясь в выпускниках колледжей и техникумов. В рамках этого в Москве проводился ряд интересных конкурсов и выставок – Дни профессионального образования. Дни – это цикл мероприятий, которые прошли в 75-м павильоне ВВЦ с 31 октября по 3 ноября и где выпускники школ и их родители смогли ознакомиться с профессиональными и карьерными возможностями многочисленных колледжей столицы.

(Балабас Е. Колледжи станут торговать душами / Евгений Балабас // Московский комсомолец. – 2013. – № 242 (123). – 1-7 ноября. – С. 5).


Охотники за утечками ЕГЭ


В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) появится группа, мониторящая появление вариантов ЕГЭ в Интернете в период подготовки и проведения госэкзамена. В ближайшее время глава Рособрнадзора Сергей Кравцов утвердит порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ. Кроме создания группы мониторинга в нем пойдет речь об усилении ответственности за утечки.

При выявлении в Сети материалов, схожих с вариантами ЕГЭ, до официального начала экзамена эксперты с помощью специального программного обеспечения должны будут установить: идет ли речь о подлинном варианте этого года, если да – то какому учреждению высылался этот вариант. Эти данные вместе с информацией о сайте, где обнаружен материал, дате этого события, скриншотом веб-страницы будут направлены в органы исполнительной власти для выявления ответственных за утечку и принятия мер.

Сейчас на вариантах ЕГЭ для упрощения идентификации размещают номер и специальный штрих-код. Кроме того, по всей поверхности листа печатаются значки, кодирующие тот же уникальный идентификационный номер. Это позволяет определить вариант даже по изображению небольшой части страницы. Так можно идентифицировать появившийся в Сети вариант, если его номер и штрих-код на фото не присутствуют.

Кроме того, к лету 2014 года Минобрнауки и Рособрнадзор планируют усилить ответственность сотрудников пунктов проведения экзаменов и региональных центров обработки информации за утечки. Это могут быть денежные штрафы, административные выговоры или отстранение от занимаемой должности.

(Панов П. Рособрнадзор создает группу интернет-охотников за утечками ЕГЭ / Павел Панов // Известия. – 2013. – 1 ноября. – С. 1, 2).


Создается ассоциация учителей-филологов для борьбы с неграмотностью учеников


С 13 по 14 ноября прошел учредительный съезд Ассоциации учителей русского языка и литературы. В мероприятии приняли участие около 250 учителей со всей России. Съезд прошел при поддержке администрации президента, по замыслу которой объединение не только поможет качественно повысить преподавание русского языка и литературы в школах, но и помочь учителям отстаивать свои интересы перед властью.

Создание подобной ассоциации поможет учителям разработать единую методологию преподавания русского языка и литературы в школе, а также правильно понять недавно принятый закон об образовании. Сейчас ситуация с предметами «русский язык» и «литература» в школах плачевная, часов преподавания русского языка и литературы в неделю намного меньше, чем, к примеру, английского языка. Также есть нестыковки по времени изучения знаковых событий – к примеру, роман Льва Толстого «Война и мир» в школах проходят раньше, чем войну 1812 года в школьном курсе истории. Согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м.

В Кремле отмечают: несмотря на то, что инициатива создания ассоциации учителей русского языка и литературы принадлежит чиновникам, всё же здесь нет никакой политики. Основная цель организации – ликвидация неграмотности среди учащихся.

(Кашеварова А. Кремль займется русским языком / Анастасия Кашеварова, Дмитрий Рункевич // Известия. – 2013. – 12 ноября. – С. 1, 2).


В школах хотят ввести предмет «Основы бизнеса»


Депутаты Госдумы предлагают в будущем включить в единый стандарт для школ такой предмет, как «Основы бизнеса». Введение данного предмета, как считают парламентарии, позволит детям лучше подготовиться к тем финансовым и юридическим вопросам, которые ожидают их во взрослой жизни.

На сегодняшний день родственный предмет «Экономика» предусмотрен в 10–11-м классах. При этом может быть базовый или углубленный уровень изучения предмета.

Новые предложения Минобрнауки могут оставить в будущем детей не только без курса экономики, но и без некоторых традиционных предметов. При этом в отличие от абстрактного курса «Экономики» «Основы бизнеса» будут призваны решать вопросы, более насущные для будущих выпускников школ, такие как кредитование или бизнес-планирование.

Автор внесенного в Государственную думу законопроекта по передаче парламенту полномочий по составлению образовательного стандарта для средних школ, заместитель председателя комитета по образованию Виктор Шудегов считает, что появление предмета «Основы бизнеса» поможет школьникам лучше ориентироваться в реальном мире.

Представители школьного педагогического цеха негативно отнеслись к идее введения предмета «Основы бизнеса».

(Рункевич Д. В школах хотят преподавать «Основы бизнеса» / Дмитрий Рункевич, Елена Малай // Известия. – 2013. – 6 ноября. – С. 5).


Электронная система оповещения родителей об оценках детей


Минобрнауки совместно с Центром информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС) в 2015 году запустят всероссийскую систему электронного оповещения родителей об успеваемости детей. Школьные оценки ребенка можно будет получить через SMS или электронную почту.

С какой периодичностью будет производиться рассылка, пока не определено. В министерстве отметили, что эта услуга станет частью проекта электронных учебников, классных журналов и «электронного кабинета ученика».

Через два года во всей России должна появиться возможность отслеживания информации о ребенке: место проживания, социальный статус, в какой школе учится, задания и оценки за их выполнение, внеурочные достижения (участие в спортивных секциях, кружках и т.п.). В системе будет записана вся история ученика – можно будет посмотреть, как школьник учился, например, в четвертом классе и как в девятом. Доступ к этим данным получат родители, педагоги, представители госорганов в сфере и члены экспертных сообществ, обеспечивающих общественный контроль за деятельностью школ.

(Панов П. Об оценках детей родители узнают через SMS / Павел Панов // Известия. – 2013. – 6 ноября. – С. 1, 2).


Работодатели смогут участвовать в реорганизации вузов


В ближайшее время глава правительства Дмитрий Медведев подпишет постановление, утверждающее порядок участия работодателей в реорганизации российских вузов.

В список обязанностей представителей рынка труда войдет: участие в мониторинге эффективности вузов, формирование контрольных цифр приема на бюджетные места и внесение законодательных инициатив в системе высшего образования. Постановление вступит в силу со следующего года, когда будет объявлен новый мониторинг эффективности вузов. Координатором взаимодействия между вузами и объединениями работодателей будет выступать Министерство образования и науки.

После вступления в силу документа в случае признания вуза неэффективным, работодатели смогут отменить решение Минобрнауки. Правда, есть условие – необходимо будет подкрепить действие четкой аргументацией, а также представить предложения по реструктуризации учебного заведения. Также работодатели проведут работу по реформированию перечня профессий, специальностей и направлений подготовки в вузах России.

Пока же работодатели взаимодействуют с вузами в форме личных соглашений, когда компании открывают свои профильные кафедры в учебных заведениях для подготовки специалистов под собственные проекты.

(Панов П. Работодателям передадут часть полномочий Минобрнауки / Павел Панов // Известия. – 2013. – 11 ноября. – С. 1, 5).


Дети россиян с временной регистрацией не могут попасть в детский сад


Столичные жители жалуются, что детей россиян, проживающих в Москве с родителями по временной регистрации, не принимают в детские сады. Об этом «Известиям» рассказал председатель движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» Кирилл Дружинин. По словам властей, прием детей осуществляется в порядке очереди в соответствии с законом, но родители считают, что речь идет о дискриминации. По словам родителей, проблема с устройством в дошкольные учреждения начались еще в 2011 году, когда поправки в городской закон разделили детей на два реестра: тех, кто живет с постоянной регистрацией на территории города и имеет первоочередное право на устройство в детский сад, и тех, кто живет с временной регистрацией и принимается на оставшиеся после комплектации места в дошкольных учреждениях.

Инициативная группа родителей уже направила обращения в департамент образования, прокуратуру Москвы, уполномоченному по правам ребенка в Москве Евгению Бунимовичу, а также в Мосгордуму. Однако все письма перенаправляют в департамент образования, где проблему объясняют общей нехваткой мест в детских садах города.

Еще в конце августа на пресс-конференции глава департамента образования Исаак Калина заявил, что за летние месяцы действительно было много обращений в департамент по поводу сложностей, связанных с устройством в детские сады детей с временной регистрацией. По словам руководителя департамента, места действительно «берегут для московских детей».

(Шаталова М. В детский сад – только с постоянной регистрацией / Мария Шаталова // Известия. – 2013. – 8 ноября. – С. 9).


Госдума вернет сиротам льготы при поступлении в вузы


Группа депутатов-единороссов подготовила поправки в законы «Об образовании» и «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Изменения направлены на возвращения детям-сиротам внеконкурсных квот при поступление в вузы, которые они утратили 1 сентября этого года в связи утратой своей силы правового акта «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Поправки планируется внести до конца текущего месяца.

Пришедший на смену закон «Об образовании», принятый в конце 2012 года, лишил детей-сирот внеконкурсных квот при поступлении. Вместо этого сироты теперь имеют право преимущественного поступления при равных с другими абитуриентами баллах.

4 сентября этого года прошло заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. На нем президент Владимир Путин поддержал идею возвращения внеконкурсных квот для детей-сирот.

(Рункевич Д. Госдума вернет сиротам льготы при поступлении в вузы / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2013. – 7 ноября. – С. 4).


Утверждены новые перечни направлений подготовки для вузов и колледжей


Документ об утверждении новых перечней направлений подготовки для вузов и колледжей был подготовлен в связи с тем, что с этого года вступил в силу Закон «Об образовании в РФ», где есть новые понятия и положения, касающиеся высшей школы. А в 11-й статье закона прямо сказано о том, что должен быть подготовлен новый перечень профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, которую получат выпускники.

Итак, по-прежнему, в системе высшего образования остаются бакалавриат, магистратура и специалитет. Только сейчас бакалавриат делится на академический и прикладной. Оба вида рассчитаны на четыре года, но после прикладного бакалавриата выпускник получит не только теоретические, но и практические навыки и сразу сможет пойти на работу. Основа прикладного бакалавриата – программы среднего профобразования плюс теоретическая часть из высшей школы. Считается, что он со временем станет самым массовым уровнем образования.

Академический бакалавриат, скорее всего, выберут те, кто захочет учиться еще и в магистратуре.

Напомним, эксперимент по введению прикладного бакалавриата начался несколько лет назад, тогда такие программы предлагали всего 49 вузов, которые были отобраны по конкурсу. А сейчас прикладной бакалавриат может открыть любой вуз, техникум или колледж.

(Ивойлова И. Дирижер стал бакалавром / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 247 (6223). – 1 ноября. – С. 3).


Автозаводы обучат детей правилам дорожного движения


Один из крупнейших автопроизводителей заявил о создании специализированного образовательного центра по дорожной безопасности для детей от 5 до 10 лет. «Юниор Кампус» – так называется этот проект – предназначен для обучения самых маленьких пешеходов и пассажиров элементарным правилам безопасности.

Инициатива нашла поддержку в Госавтоинспекции. Занятия в этой необычной школе будут проводить не только квалифицированные специалисты и педагоги, но и полицейские, которые расскажут детям об устройстве движения в городе и об основных правилах поведения на дороге.

Курс лекций будет разделен на три части: теория, ознакомление с конструкцией автомобиля и создание моделей. Самое главное – закрепление знаний на треке. Занятия будут проходить в игровой форме. Дети сами будут полицейскими, водителями и пешеходами. Так они смогут быстрее понять, как безопасно перейти улицу, что делать, оказавшись на проезжей части, и как избежать многочисленных опасностей на дороге.

(Пышечкин И. Детям дадут порулить / Иван Пышечкин // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 252 (6228). – 8 ноября. – С. 7).


В вузах Петербурга вводят должность ответственного за идеологию


«Во исполнение решения Совета ректоров Санкт-Петербурга для усиления работы со студентами в области идеологии создан Совет по идеологической работе со студентами. Прошу Вас в срок до 18.11.2013 назначить ответственного за идеологическую работу в возглавляемом Вами вузе и предоставить предложения для составления плана идеологической работы со студентами... Председатель Совета по идеологической работе РОО «Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга» Ректор СПбГТИ(ТУ) Н.В. Лисицын», – этот колоритный по содержанию и стилистке документ в начале ноября получили руководители высших учебных заведений Северной столицы.

Кто-то поначалу решил, что это розыгрыш к 7 ноября (эти надежды, впрочем, быстро рассеялись после звонков по указанным в письме телефонам), кто-то отнесся к бумаге всерьез, и в деканаты были спущены указания о разработке соответствующих планов и выдвижении кандидатур.

За 20 лет разговор об «идеологии» зашел впервые. Высшая школа нынче находится в трудном положении: перманентные реорганизации, «оптимизации» и «критерии эффективности» висят над ней дамокловым мечом. Неужто в Совете сидят люди, полагающие, что «идеологическая работа» станет щитом?

(Кантор Ю. Дежавю / Юлия Кантор // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 253 (6229). – 11 ноября. – С. 10).


В Санкт-Петербурге открылся Всероссийский студенческий форум


На форуме, девиз которого «О будущем – без должностей и галстуков», представлено около 500 лучших молодежных проектов, которые прошли отбор на региональных этапах. В Санкт-Петербург приехали более 1500 участников из 300 вузов России. Из московских вузов на форуме представлены МИСиС, МАИ, МЭИ, МГТУ им. Баумана, МИРЭА. Свои работы привезли самые активные и инициативные студенты, волонтеры, молодые ученые

Все проекты поделены на пять направлений. «Научный прорыв» – это исследования и разработки в различных областях, прежде всего – в математике, механике, физике, астрономии, химии, химических технологиях, науках о земле. Номинация «Без границ» – для проектов новых порталов, сайтов, социальных сетей, «Развитие среды» – для информационных проектов в области спорта, добровольчества, здорового образа жизни, «Новые компетенции» – для новых мастер-классов, лекционных и практических занятий, которые разработали студенты.

Последняя номинация – «Высшая лига». В ней могут быть представлены любые проекты, уже прошедшие апробацию и доказавшие свою жизнеспособность. Победителей форума определит экспертная комиссия, состав которой утверждает Минобрнауки.

(Борисова И. Без границ и галстуков / Ирина Борисова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 254 (6230). – 12 ноября. – С. 14).


Российские вузы начали снижать плату за общежития


Закон «Об образовании в РФ» разрешил вузам устанавливать плату за общежитие самостоятельно, но после согласования со студсоветами. Многие вузы поспешили и подняли цену, не интересуясь мнением студенческой общественности.

По данным Минобрнауки только 80 российских вузов, включая МГУ, МАИ, СПбГУ, оставили плату за общежитие на прежнем уровне – в размере 5 процентов от стипендии. Во всех остальных вузах плата повысилась. Минобрнауки провело проверку, по итогам которой пять ректоров были наказаны за самоуправство. Остальным напомнили их права и обязанности. В министерстве не исключили, что список наказанных ректоров может расшириться.

(Борисова И. Койко-место подешевело / Ирина Борисова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 254 (6230). – 12 ноября. – С. 14).


Стали известны предварительные результаты мониторинга вузов в 2013 году


Мониторинг, напомним, проводился в России во второй раз. При оценке вузов учитывалась их специфика, добавился показатель трудоустройства выпускников, а у творческих вузов принимались во внимание результаты дополнительного вступительного экзамена.

В итоге списки неэффективных вузов оказались совсем не такими гигантскими, как в прошлом году. По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, на сегодняшний день в стране только 7,5 процента государственных вузов имеют признаки неэффективности. Среди негосударственных вузов таких 35 процентов.

Отказ от участия в мониторинге может стать причиной для серьезной проверки – это не раз подчеркивали в Минобрнауки России и Рособрнадзоре. А результаты первого этапа мониторинга сейчас будут обсуждаться на заседаниях рабочих групп. И тогда уже будет принято окончательное решение, считать ли тот или иной вуз неэффективным.

(Ивойлова И. Незачет для ректора / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 253 (6229). – 11 ноября. – С. 9).


Школьные учебники будут проходить пять экспертиз


Сейчас пока что школы пользуются старым перечнем учебников, в котором около 3000 книг. Это не только учебники, рекомендованные Минобрнауки, но и те, которые допущены для использования в школе, но не имеют грифа «рекомендованных».

Прежний список книг для школы составлялся именно по такому принципу. Отдельно в нем выделялись учебники для специальных и коррекционных школ. Теперь в перечне «допущенных» не будет, а все учебники поделят на три большие группы: для обязательной части программы, для той части программы, которую составляют сами учебные заведения, и книги, которые учитывают этнокультурные и региональные особенности.

Меняется порядок экспертизы учебников. Раньше они проходили сито двух академий – РАН и РАО. По новым правилам учебники должны быть одобрены Научно-методическим советом при Минобрнауки и пройти несколько экспертиз: научную, педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную.

Научная экспертиза покажет, есть ли в книге ключевые понятия, факты, новые научные сведения. Педагогическая экспертиза проверит, соответствует ли содержание учебников стандартам и каким языком они написаны. Текст должен «соответствовать нормам современного русского языка, а язык изложения понятен возрастной группе, для которой предназначен учебник».

Каждую экспертизу теперь будут проводить не менее трех экспертов. Кроме того, они дадут расписку о том, что у них нет никакой личной заинтересованности в том или ином учебнике.

Еще одно важное условие: в новый перечень попадут только те учебники, которые написаны для нескольких классов сразу, имеют электронное приложение и методическую книгу для учителя. С 1 января 2015 года электронные учебники станут считаться самостоятельными книгами.

Если раньше исключить плохой учебник из перечня было невозможно, то сейчас Научно-методический совет может выбросить некачественный учебник из перечня.

(Ивойлова И. Баба-Яга не против / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – № 254 (6230). – 12 ноября. – С. 14).


Проект «Университет – школе»


Пятигорский государственный лингвистический университет приступил к реализации проекта «Университет – школе». Эта многоэтапная акция, которую вуз проводит вместе со средними учебными заведениями, нацелена на повышение уровня подготовленности абитуриентов.

Первым этапом проекта стало бесплатное предметное диагностическое тестирование старшеклассников средних общеобразовательных школ Ставропольского края. Акция носила массовый характер: более 340 учащихся смогли проверить свои знания в области английского и русского языков, истории, обществознания, математики, получить консультацию ведущих специалистов-предметников университета, наметить пути устранения выявленных пробелов.

Организаторы мероприятия считают, что подобные акции должны стать традиционными и их география может быть расширена.

(Краснов С. Предметный разговор / Сергей Краснов // Поиск. – 2013. – № 44 (1274). – 1 ноября. – С. 2).


Военное образование


Ассоциация «Лига содействия оборонным предприятиям», Российский союз ректоров и Российский студенческий союз направили письмо президенту В.Путину, в котором предлагают рассмотреть вопрос о реформе системы вузовских военных кафедр.

«Система обучения, которую мы предлагаем, призвана решить проблему рассинхронизации между переходом вузов на двухступенчатую систему образования и трехгодичным циклом обучения на военных кафедрах, модернизация их образовательных программ позволит готовить в рамках бакалавриата младших офицеров, сержантов запаса, а в рамках специалитета и магистратуры – офицеров запаса. Призываться после выпуска они будут на один год по соответствующим военным учетным специальностям на контрактной основе, получая денежное довольствие», – рассказал об инициативе президент ЛСОП Владимир Гутенев.

По словам парламентария, таким образом, воссоздается система военного образования, которая даст возможность кардинально улучшить качество призывного состава по наиболее сложным направлениям, там, где требуется серьезный интеллект: радиоэлектронная борьба, киберкомандование, ПВО и т.д.

(Вооружимся студентами // Поиск. – 2013. – № 44 (1274). – 1 ноября. – С. 2).


Круглый стол по вопросам государственной итоговой аттестации


Комитет Государственной Думы по образованию провел круглый стол на тему «Совершенствование государственной итоговой аттестации в системе общего образования». Участие в дискуссии приняли депутаты, представители федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти.

Председатель Комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов высказался за создание открытого банка контрольно-измерительных материалов с максимальным количеством вариантов, за увеличение числа общественных наблюдателей при одновременном сокращении сети пунктов приема ЕГЭ. Кроме того, по мнению Никонова, не следует привязывать результаты единого экзамена к оценке эффективности образовательных учреждений и глав регионов.

Заместитель председателя комитета Ирина Мануйлова полагает, что существующая система содержит мало обязательных экзаменов. Она также предложила сделать основой для разработки КИМов примерные образовательные программы, а не стандарты.

По мнению депутата Владимира Бурматова главной проблемой при проведении ЕГЭ остается коррупция.

Полемика развернулась также вокруг предложения о введении обязательного экзамена по литературе: участники обсуждения разошлись в оценках инициативы.

(Хранить в банке! // Поиск. – 2013. – № 44 (1274). – 1 ноября. – С. 2).


Задайте вопрос Рособрнадзору


За 10 месяцев текущего года специалисты Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки получили, обработали и ответили на 6,5 тысячи обращений граждан.

Как говорится в отчете, чаще всего в Рособрнадзор поступают вопросы, касающиеся лицензирования, аккредитации и работы учреждений образования различных уровней, порядка и сроков выдачи и признания документов об образовании, неправомерных действий администраций учебных заведений и чиновников.

В связи с ростом количества обращений специалисты ведомства реализуют комплекс мероприятий, направленных на минимизацию времени получения ответа заявителем. Для расширения географии информирования широко используются возможности социальных сетей, на сайте Рособрнадзора в сети Интернет размещаются развернутые ответы на типичные вопросы, поступающие в ведомство.

В федеральной службе работу с обращениями граждан, совершенствование ее форм и методов считают одним из приоритетных направлений деятельности.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – № 44 (1274). – 1 ноября. – С. 3).


Профильное обучение школьников


Московская городская Дума одобрила пилотный проект по организации профильного обучения школьников в столичных вузах.

Проект осуществляется с 1 сентября 2013 года по 31 августа 2017 года совместно с федеральными вузами. В его рамках организованы так называемые предуниверсарии – учащиеся 10 и 11 классов по итогам аттестации и собеседования принимаются на обучение в классы при вузах, где проходят программу средней общеобразовательной школы и углубленно изучают профильные предметы.

Департамент образования Москвы разработал критерии эффективности проекта: ЕГЭ успешно должны сдать не менее 98 процентов выпускников, по углубленно изучаемым предметам – не менее 80 процентов, поступить в профильные вузы должны свыше 60 процентов учащихся профильных классов.

(Кобякова А. Критерии успеха / Анна Кобякова // Поиск. – 2013. – № 45 (1275). – 8 ноября. – С. 2).


Лицензирование образовательной деятельности


Утверждено новое Положение о лицензировании образовательной деятельности. В нем регламентируется порядок лицензирования образовательной деятельности всех организаций, включая учебные заведения, находящиеся в ведении СВР, ФСБ и ФСО и реализующие образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, а также вузы, самостоятельно устанавливающие образовательные стандарты.

В Положении прописаны особенности лицензирования учебной работы для организаций, учредителями которых являются религиозные объединения, требования к реализации образовательных программ в сетевой форме и другие аспекты лицензионной деятельности, в том числе с учетом новаций, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – № 45 (1275). – 8 ноября. – С. 3).


Банк заданий ЕГЭ и ГИА


На сайте Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru) началась публикация открытого банка заданий ЕГЭ и ГИА-9. В нем представлены все типы экзаменационных заданий по всем предметам.

Наполняться открытый банк будет поэтапно. До конца марта 2014 года опубликуется более 45 тысяч заданий ЕГЭ, включая версии предстоящих экзаменов. Свыше 50 тысяч заданий ГИА-9 планируется опубликовать до конца января 2014 года.

При проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в 2014 году экзаменационные варианты предполагается полностью собирать из заданий открытого банка. Планируется, что каждый регион будет самостоятельно формировать варианты ГИА-9. Рособрнадзор считает, что такая технология в целом повышает ответственность субъектов Федерации за полное соблюдение экзаменационных технологий и процедур.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – № 45 (1275). – 8 ноября. – С. 3).

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru