В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (октябрь 2013)

1 ноября 201316:46

В этом месяце:

1. Профессиональные периодические издания

2. Пресса

Образовательная политика


Доступ к образованию

Исследования ситуации в российском образовании подтверждают, что его доступность и качество – один из ведущих факторов социальной дифференциации. В Советском союзе острота проблематики образовательного неравенства была невысока: в первые десятилетия советской власти были созданы эффективные механизмы выравнивания и административно управляемой вертикальной социальной мобильности. Разумеется, они не были совершенны: перспективы получения высшего образования были выше для детей из более благополучных социальных групп, однако в школьном образовании равенство доступа к стандартизированному набору услуг в целом обеспечивалось. Оценку современной ситуации дают авторы статьи.

(Пинская М.А. и др. Доступ к образованию: оценка ситуации в России / Марина Александровна Пинская и др. // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 11 - 16).


Учитель года России – 2013

«Круглый стол образовательных политиков» - единственный экзамен для пятерки победителей для «Учителя года России», в которую в этом году вошли: Ахбердило Ахбердилов, учитель истории Тидибской средней школы республики Дагестан, Владимир Кильдюшкин, учитель истории средней школы № 121 Самары, Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы средней школы № 9 города Гуково Ростовской области, Сергей Колпаков, учитель физики средней школы № 49 Томска, Андрей Сиденко, учитель информатики средней школы № 29 деревни Беляниново Мытищинкого района Московской области. Круглый стол состоялся в РИА «Новости» при участии министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова.

(Родионова О. Рамка для инициативы / Оксана Родионова // Учительская газета. – 2013. – 8 октября . – С. 6).

В Учительской газете опубликована стенограмма вступительного слова Владимира Путина в начале встречи с лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013», а так же впечатления лауреата Дмитрия Новикова, изложенные в статье «Мы с тобой одной крови, или О чем лучшие учителя говорили с лучшим президентом».

(Родионова О. Встреча в Ново-Огарево / Оксана Родионова // Учительская газета. – 2013. – 8 октября . – С. 7).


Управление образованием


Если уволили директора школы

Статью 278 в Трудовом кодексе РФ мало кто читал внимательно, но любой директор школы знает, что на её основании он может быть уволен в любой момент по желанию руководства без указания причин. Однако увольнение директоров школ по этой статье в ряде случаев суды признают незаконными. Автор статьи, А.Б. Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук рассматривает подробнее, как директора можно внезапно и немотивированно уволить, и когда суд может признать такое увольнение незаконным, заставляя обосновать причины увольнения.

(ВифлеемскийА.Б. Что можно сделать, если внезапно увольняют директора школы / А.Б. Вифлеемский // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 44 - 50).


В омских школах усилят контроль

По поручению министра образования Омской области для педагогов разработан подробный алгоритм действий в случае отсутствия ребенка на занятиях. Событие, подтолкнувшее к такому решению, нерядовое. Произошла трагедия в первоклассником в селе Большой Атмас.

Министр образования Омской области Сергей Алексеев считает, что классный руководитель должен не к последнему уроку, а с самого утра знать причину, почему ребенка нет на занятиях, и в случае нужды оповещать полицию.

(Ветров И. В омских школах усилят контроль / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 15 октября. – С.2).


Научные сообщения


Философская культура исследователя

Издательство «Народное образование» Представляет новую книгу В.М. Шепель «Философская культура исследователя»: креативное пособие для педагогов, 2013. 368 с. Автор книги полагает, что при аттестации педагогов им возможно присваивать профессиональную квалификацию «педагог–исследователь» и звание «педагог–исследователь высшей категории», при этом все педагоги–исследователи должны иметь повышенную оплату труда. Такая акция повысит престиж профессионального имиджа педагогов и будет стимулировать творческое отношение к деятельности. Педагогическая деятельность творческая по своей сути. Педагог и исследователь – тождественные понятия. А философская культура – это не только разносторонняя эрудиция, но и умение оперировать гносеологическим инструментарием. Это неустанное познание высших достижений художественного творчества и научно–технологических приобретений. Книга адресована аспирантам и магистрам, педагогам и руководителям образовательных учреждений, заинтересованным в повышении научно–технологического уровня своего креативно–аналитического мышления.

(В.М. Шепель. Философская культура исследователя // Народное образование.- 2013. – № 7. – С. 9).


Оценка качества образования

В статье рассматриваются основные виды программ оценки учебных достижений школьников (оценивание в классе, государственные экзамены, крупномасштабные исследования), приводятся примеры из международного и российского опыта. Кроме того, в статье обсуждаются актуальные научные и практические задачи, которые необходимо учитывать при построении эффективной системы оценки качества образования

(Болотов В.А., Вальдман И.А. Виды и назначение программ оценки результатов обучения школьников / В.А. Болотов, И.А. Вальдман // Педагогика. – 2013. - № 8. – С. 15 - 26).


Педагогическое философствование

В статье раскрывается философский смысл вопроса о значимости для человека развития образования. Указаны семь рисков в развитии образования.

(Романов К.В. Риски в развитии образования: философский взгляд / К.В. Романов // Педагогика. – 2013. - № 8. – С. 27 - 34).


Технология и практика обучения и воспитания


Исследовательская деятельность учащихся

В статье представлены дидактические основания проектирования исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе, выделены закономерности организации исследовательского обучения в школе, рассмотрены возможные варианты организации исследовательской деятельности на уроке в зависимости от содержания обучения и основной дидактической цели урока.

(Лебедева О.В., Гребнев. Проектирование и организация исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе / О.В. Лебедева, И.В. Гребнев // Педагогика. – 2013. - № 8. – С. 52 – 58).


Профессиональное образование

Статья посвящена проблеме развития системы профессиональной ориентации и профессионального образования в России и за Рубежом. Показана реальная практика становления форм профессионального образования и взаимодействия общества, бизнеса, и образовательных учреждений в этой сфере.

(Иванова С.В. и др. Профессиональное образование и занятость молодежи – глобальная проблема ХХI века/ С.В. Иванова и др. // Педагогика. – 2013. - №8. – С. 43 - 51).


Дошкольная педагогика


Экологическое образование

В статье поднимается проблема вывода дошкольного экологического образования на новый уровень. К решению данной проблемы автор подходит с позиции современного осмысления педагогического наследия отечественных и зарубежных ученых. Рассматриваются вопросы содержания и методики экологического образования дошкольников, педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования экологичной личности начиная с раннего возраста.

(Андриенко Н.К. Каким быть экологическому образованию дошкольников / Н.К. Андриенко //Начальная школа плюс до и после - 2013. - № 6. – С. 50 – 55).


Обучение старших дошкольников иностранному языку

В статье рассмотрена проблема освоения иностранного языка старшими дошкольниками, расширения коммуникативной направленности занятий в условиях ДОУ.

(Солдатенко К.Ю. Приемы формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников в процессе обучения иностранному языку / К. Ю. Солдатенко // Начальная школа плюс до и после - 2013. - № 6. – С. 80 – 61, библиография).

Малыши отравились клещевиной

Прокурор Ленинского района Оренбурга требует уволить заведующую детским садом № 13, где дети отравились клещевиной. От ядовитого растения пострадали семеро малышей. Кроме того, материалы служебной проверки направлены в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

(Косыгин С. Малыши отравились клещевиной / Сергей Косыгин. – Учительская газета. – 2013. – 15 октября. – С. 3).


Дошкольное образование перестанет быть «золушкой»

В дошкольном образовании грядут большие перемены. Всезнающий воспитатель, требующий неукоснительной у детей и безоговорочного послушания, приверженец учебно-урочной модели, должен отойти в прошлое. Кто приходит ему на смену?. Об этих и многих других преобразованиях раннего детства шла речь на I Всероссийском съезде работников дошкольного образования. Более 700 работников этой системы и представителей родительской общественности из всех субъектов Российской Федерации стали активными участниками представительского форума. Организаторами съезда выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский книжный союз.

(Тумова Н. Съезд надежд / Надежда Тумова. – Учительская газета. – 2013. – 15 октября. – С.4).

Начальная школа



Прозвище

В статье представлен анализ феномена прозвищ и кличек у современных младших школьников, дан социально-педагогический анализ кличек во взаимосвязи со складывающимися межличностными отношениями у младших школьников. Учителя найдут важные сведения о детской субкультуре, которые помогут им выстраивать позитивные отношения с воспитанниками, грамотно относиться к столь распространенному явлению, как прозвище.

(Шкуричева Н.А. Прозвища и клички младших школьников / Н.А. Шкуричева, канд. педагогических наук, педагог-психолог // Начальная школа. – 2013. - № 10. – С.10 – 15).


Основы религиозных культур и светской этики

Авторами разработан конспект урока в рамках программы «ОКР и СЭ», посвященный истории традиционных еврейских праздников

(Волис Л., Макарова Д. Методические основы преподавания религиозных культур и этики в начальной школе Л. Волис, Д. Макарова // Учитель. – 2013. - № 5 (сентябрь - октябрь). – С. 2 – 5).


Воспитание и дополнительное образование


Более 50 % московских школьников занимаются в кружках и студиях

Авторы статьи «Дополнительное образование: как к нему относятся школьники» анализируют данные, полученные в социологическом опросе 3056 школьников 5–9 классов двадцати московских школ по нескольким аспектам: включенности в систему дополнительных занятий в кружках, студиях, секциях; платности/ бесплатности дополнительного образования; мотивов, определяющих интерес подростков к разным видам занятий; влияние дополнительно образования на учебную деятельность.

(Собкин В. С., Калашникова Е.А. Дополнительное образование: как к нему относятся школьники // Владимир Самуилович Собкин, Екатерина Александровна Калашникова // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 24 - 31).


Юбилей

В Петербурге отметили 95–летие системы дополнительного образования детей. Вручить премии и подарки во Дворец учащейся молодежи приехали вице-губернатор Василий Кичеджи и председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева.

Как заметила Жанна Воробьева, система дополнительного образования доказала свои необходимость и жизнеспособность. Её выбрали сами дети, потому что в отличие от школы здесь голосуют ногами. Сегодня системой кружков и секций охвачено почти 90 процентов юного населения.

Руководители вручили премии правительства Санкт-Петербурга лучшим педагогам, а также учрежденные Комитетам по образованию специальные юбилейные награды в одиннадцати номинациях. Кроме того, заслуженные награды получили 12 директоров учреждений дополнительного образования для детей, проработавшие в системе образования более 20 лет, а знаки «За вклад в развитие творчества и таланта юных петербуржцев»были вручены 10 социальным партнерам системы дополнительного образования.

(Алексютина Н. Северная столица чествует педагогов дополнительного образования / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2013. – 15 октября. – С. 2).


Мой дом – моя крепость

Учительская газета опубликовала Программу духовно-нравственного образования для детей 7-8 лет.

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются друг с другом не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители, бабушки и дедушки.

(Гальцина Е. и др. Мой дом – моя крепость / Елена Гальцина и др. Мой дом – моя крепость // Учительская газета. Методическая кухня, №35 – 2013. – 15 октября. – С.1).


Коррекционная (специальная) педагогика


Инклюзивное образование

Статья Нормативная база инклюзивного образования: опыт Москвы посвящена нормативному регулированию инклюзивного образования в г. Москве. В публикации использованы материалы исследования «Проблемы доступного среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», проведенного в 2011 г. Институтом семьи и воспитания РАО. Проблема эта актуальна для всех регионов России.

(Кучмаева О.В. Нормативная база инклюзивного образования: опыт Москвы / Оксана Викторовна Кучмаева и др. // Народное образование. – 2013. – № 7. – С. 32 - 37).


ЕГЭ


Форум

18 ноября 2014 г. В Москве при участии Общественной палаты Российской Федерации и информационной поддержке «Учительской газеты» пройдет первый Всероссийский форум общественных наблюдателей за проведением государственной итоговой аттестации выпускников школ.

Цель форума – обменяться опытом и обозначить основные проблемы, которые необходимо решать на федеральном и региональном уровнях. По итогам форума будут сформированы задачи по организации общественного наблюдения в 2014 году.

(Общественные наблюдатели соберутся на форум // Учительская газета. – 2013. – 15 октября. – С. 2).

Пресса


Минобрнауки лишат монополии на образовательные стандарты

Заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию Виктор Шудегов и глава фракции «Справедливой России» Сергей Миронов подготовил проект закона, который предусматривает снятие монополии Министерства образования и науки в области регулирования образовательного стандарта. Так, подготовленный депутатами документ передает Госдуме и Совету Федерации право на установление в формате федерального закона перечня предметов и количества часов для средних образовательных школ.

По мнению Виктора Шудегова, существующая система приводит к субъективизму, когда гособрстандартом занимается исключительно правительство, а мнения всех организаций, структур и граждан считаются исключительно информационными и рекомендательными. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин высказался в поддержку законопроекта.

-На сегодняшний день Минобрнауки полностью контролирует вопрос, как и что преподавать в школе. Мы видим, какой образовательный стандарт они утвердили, и с этим документом мириться нельзя. В силу полной власти министерства наши дети могут окончить школу, абсолютно не изучая базовые предметы… физику и химию, историю и биологию.

В свою очередь, сами педагоги указывают на то, что формированием государственного образовательного стандарта должны заниматься специалисты.

-Я этот законопроект не поддерживаю… Никакие предметы не выпадают по новому стандарту. Там лишь сказано, что десятые классы должны быть профильными и школьникам стоит делать упор в них на те дисциплины, к которым у них есть способности.

(Рункевич Д. и др. Минобрнауки лишат монополии на образовательные стандарты / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2013. – 24 октября. – С.02).


Закон о персональных данных мешает запустить реестр дипломов

Минобрнауки надеется решить проблемы, чтобы данные аттестатов и дипломов стали общедоступными уже в будущем году.

Структуры Минобрнауки уже разработали систему, которая позволит российским компаниям-работодателям и вузам в режиме онлайн проверять достоверность представленных им документов об образовании. Правила формирования и ведения базы вузовских дипломов и школьных аттестатов правительство определило еще в апреле. Минобрнауки готово запустить ее в будущем году. Но вопрос, как совместить запросы к этой базе с российским законодательством о защите персональных данных, пока не решен.

По данным следственных органов, в России сотни тысяч граждан работают по поддельным дипломам. Периодически сотрудники МВД выявляют как группы, торгующие фальшивыми документами об образовании, так и людей, которые при поступлении на работу предоставили фальшивые дипломы.

Сейчас в России нет общедоступного банка информации об образовательных документах. Чтобы проверить подлинность диплома, работодателю приходится посылать официальный запрос в высшее учебное заведение. Но и это не всегда позволяет узнать правду — мошенники нередко торгуют дипломами расформированных или готовящихся к расформированию вузов.

— Нужна прозрачность в данном вопросе, чтобы избавиться от продажи поддельных дипломов в переходах. Теперь вузы будут нести ответственность за предоставление информации в реестр и «утечку» их дипломов, — говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

Согласно постановлению правительства «О федеральном реестре документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях», в течение 10 лет в эту базу внесут информацию о документах, выданных с 10 июля 1992 года. Данные о выдаваемых сейчас дипломах, аттестатах и т.п. должны попадать в систему в течение 60 дней. Сведения из базы будут предоставлять бесплатно. Каждый человек сможет узнать, что записано лично о нем. Кроме того, физлица и юрлица смогут получать подтверждения, что документ с такими-то реквизитами присутствует в базе.

Базы данных документов об образовании и ученых степенях уже существуют в ряде зарубежных стран. В США реестр выпускников образовательных учреждений ведется Национальным центром по статистике образования. В Финляндии агентство «Статистика Финляндии» ведет регистры завершенного образования и степеней, а также регистр организаций, предоставляющих образовательные услуги. 

(Панов П. Закон о персональных данных мешает запустить реестр дипломов / Павел Панов // Известия. – 2013. – 1 октября. – С. 02).


Вузы узнают количество бюджетных мест на полгода раньше

Это поможет вузам проводить прием, а абитуриентам — определиться с выбором.

Министерство образования и науки разработало проект постановления правительства, изменяющее правила установления контрольных цифр приема (КЦП), то есть числа бюджетных мест — в российских вузах. Ожидается, что документ (копия есть у «Известий») вступит в силу уже нынешней осенью.

Сегодня вузы представляют в Минобрнауки предложения по бюджетным местам не позднее 1 июля года, предшествующего тому, в котором проводится конкурс. То есть предложения, сколько первокурсников приступят к занятиям 1 сентября 2015 года, надо подавать к 1 июля 2014-го. По новым правилам — до 1 ноября 2013-го. По сегодняшним нормам эти цифры министерство должно утвердить не позже 30 сентября 2014 года. По новым правилам — до 31 декабря 2013-го.

Таким образом, теперь контрольные цифры приема будут определены за 1,5 года до приемной кампании.

— Принятие проекта постановления позволит учитывать контрольные цифры приема, установленные образовательным организациям на соответствующий учебный год, при формировании бюджета на очередной год и плановый период, — пояснил заместитель министра образования и науки Александр Климов.

Зампредседателя комитета Госдумы Алена Аршинова напоминает, что со следующего года, согласно принятым поправкам к Бюджетному кодексу, планируется переход к программному бюджету. Бюджет на 2014 год и плановый период 2015–2016 годов формируют уже в этом формате — такую задачу поставил президент России год назад. И этот формат предполагает переход к более долгосрочному целевому планированию.

(Панов П. Вузы раньше узнают количество бюджетных мест / Павел Панов // Известия. – 2013. – 26 сентября. – С. 02).


Минобрнауки созналось, что хакеров, виновных в утечке ЕГЭ, не было

Заместитель министра образования и науки Александр Климов официально подтвердил информацию, что в утечке материалов Единого госэкзамена не были замешаны хакеры. Как говорится в ответе замглавы ведомства на запрос депутата от «Единой России» Владимира Бурматова, в середине июня Минобрнауки только предположило, что в появлении в открытом доступе ответов на ЕГЭ-2013 виноваты злоумышленники, которые взломали электронную почту министерства.

После того как в конце августа МВД сообщило о том, что в полицию не поступало никаких заявлений от представителей Минобрнауки с просьбой возбудить уголовное дело против хакеров, чиновники из ведомства Дмитрия Ливанова все-таки решили найти злоумышленников.

«Был направлен запрос в Главное управление Министерства внутренних дел РФ о проведении расследования и возбуждении уголовного дела. По результатам проверки фактов противоправных деяний со стороны неустановленных лиц в сети интернет выявлено не было», — сообщается в письме Климова.

При этом чиновники Министерства образования и науки не отказываются от выделенных им по ходатайству вице-премьера Ольги Голодец на 2014 год 300 млн. рублей на дополнительную защиту заданий Единого государственного экзамена от хакерских атак.

— В настоящее время проводится проработка возможных направлений расходования указанных средств. Окончательные направления будут сформированы после их обсуждения с экспертном сообществом, — поясняет Климов.

Проработкой направлений расходования выделенных средств сейчас занимается Рособрнадзор — там «Известиям» заявили, что полностью согласны с мнением своего коллеги и считают его объяснения для единоросса исчерпывающими.

Скандал вокруг ЕГЭ начался в мае — еще до начала сдачи школьниками экзамена на нескольких интернет-ресурсах появились ответы к тестам как минимум по шести предметам: математике, истории, обществознанию, биологии, химии и информатике. Причем данные были опубликованы не только в российских социальных сетях, но и на одном из американских серверов.

В середине июня заместитель министра образования Игорь Реморенко (ушел в отставку в конце июля) заявил о том, что в скандале виноваты хакеры, которые взломали электронную почту ведомства. Спустя несколько дней вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальную сферу, объявила о том, что в 2014 году будет выделено около 300 млн рублей на дополнительную защиту заданий Единого государственного экзамена от хакерских атак.

Представитель Ольги Голодец Алексей Левченко убежден, что всё равно средства необходимо потратить на усовершенствование системы защиты материалов ЕГЭ.

—Не было хакеров, но утечки-то были. Хорошая система защиты должна существовать. Не только от хакеров, но и от совсем других неожиданностей, — подчеркнул он.

Один из самых непримиримых критиков Минобрнауки депутат Госдумы Владимир Бурматов предложил собрать экспертную группу, чтобы определить приоритеты при распределении денег.

—Мы и так заставили Минобрнауки признать собственное вранье. Теперь 300 млн рублей не будут рассованы по карманам. Надо собрать группу с депутатами профильного комитета, представителями сферы образования, статусным представителем из министерства или Рособрнадзора. Только независимая парламентская группа сможет определить приоритеты распределения средств так, чтобы не вышло очередное освоение бюджета, — говорит он.

Заместитель председателя ГД по образованию Михаил Берулава (КПРФ) считает, что такое признание стало большим ударом по репутации ведомства.

— Летом они хотели гром от себя отвести и сказали, что во всем виноваты хакеры. Сейчас, когда ситуация успокоилась, они решили сознаться. Это не первый раз такие осечки. Думаю, что честнее было бы потратить эти деньги на те семьи, которые не могут дать образование своим детям, — заявил он.

Член президентского совета по культуре и искусству, директор школы № 686 «Класс-центр» Сергей Казарновский считает, что утечка ответов по ЕГЭ — серьезное преступление, которое привело к коллапсу экзаменационной сессии-2013 в России.

—Большое количество детей получили сфальсифицированные оценки и пошли в вузы. Многие, кто готовился сам и не пользовался ответами, в вузы не попали. Я не очень понимаю, почему при всем техническом оснащении нельзя найти виноватых в утечках, — недоумевает он.

В этом году самые серьезные меры предосторожности, чтобы не дать выпускникам возможности списать, ввело министерство образования Чеченской Республики. Например, в каждой аудитории в 64 пунктах сдачи ЕГЭ были установлены видеокамеры, а в специальном ситуационном центре в ходе экзаменов каждого выпускника контролировал отдельный оператор.

(Сивкова А, Панов П . В утечке ЕГЭ хакеры не виновны / Алена Сивкова, Павел Панов // Известия. – 2013. – 7 октября. – С.1,2).


Северный Кавказ не сможет списать ЕГЭ у Дальнего Востока

Минобрнауки планирует в будущем году составить различные задания для разных регионов.

По итогам ЕГЭ 2013 года в четырех субъектах Федерации руководители органов образования и директора региональных центров обработки информации были освобождены от занимаемых должностей. Всего уволено несколько десятков работников сферы образования. Большая часть – на Северном Кавкаез, где зафиксировано самое большое число нарушений. Минобрнауки и Рособрнадзор разрабатывают новые варианты контроля и мониторинга ЕГЭ в будущем году. более того, планируется создать институт федеральных инспекторов.

Для руководителей пунктов проведения экзаменов и региональных центров обработки информации определят нормы ответственности за несоблюдение правил проведения ЕГЭ

Планируется ещё одно нововведение – закрытая сеть передачи вариантов ЕГЭ..

Сопредседатель межрегионального профсоюза учителей Андрей Демидов считает. что увеличение количества вариантов ЕГЭ не изменит ситуацию. По его мнению, источник проблемы – коррумпированность чиновников Минобрнауки.

(Панов П. Северный Кавказ не сможет списать ЕГЭ у Дальнего Востока / Павел Панов // Известия. – 2013. – 14 октября. -С.1, 05).


Новая концепция музыкального развития

Новая концепция музыкального развития включает уроки хорового пения и танцев, а также выступления в ансамблях.

Часть российских школьников будет изучать музыку по новой концепции, которую для них подготовили в правительстве. В дополнении к традиционному изучению истории развития музыки и биографий известных композиторов добавилось хоровое пение.

Несмотря на то, что хоровое пение предлагается изучать во внеурочное время, к окончанию начального среднего образования школьники должны научиться «грамотно и выразительно» исполнять соло 30 песен, быть способными «уравновешивать по силе и характеру звучания своего голоса с голосами других участников хора при пении в унисон, в двухголосых и трехголосых произведениях»., а также уметь воплощать художественно-образное содержание и «интонационно-мелодические особенности» исполняемых произведений».

(Козлов П. Школьники научатся хором петь «С чего начинается Родина» / Петр Козлов // Известия. – 2013. – 17 октября. - С.04).


Учительский дом – начало начал

На портале «Работа в России» сегодня размещено около 18 тыс. вакансий учителей.

Сегодня новоиспеченного специалиста, имеющего на руках диплом и заключившего договор с сельской школой, встречают не только «хлебом-солью». с 2010 г. в России действуют разного рода программы развития села. Вниманию в них уделяется в том числе и привлечению молодежи в деревни на постоянное место жительства. В частности, врачам и учителям, готовым работать в сельской местности, предлагаются льготы при получении жилья и единовременные выплаты на обустройство на новом месте.

Но разница в размахе, с которым регионы завлекают молодых специалистов в деревню, заметна. В Приамурье, в Благовещенском районе, сельским молодым педагогам, окончившим колледж, выделяют 15 тыс. руб. «подъемных», а выпускникам вузов – 20 тыс. рублей. В Туве на выплаты могут рассчитывать только педагоги дефицитных в регионе специальностей. Так, подъемные в размере 200 тыс. руб. получат учителя биологии, химии, физики, информатики и иностранного языка. Преподаватели русского языка и литературы получат 100 тыс. рублей.

Но кое-кого даже такие льготы не привлекают. Ежемесячная зарплата невысока. Еще одна причина, по которой переезд в села среди педагогов считается не слишком выгодным делом, - это небогатое финансирование сельских школ, от которого зависят и возможность повышения квалификации учителя, и условия работы. Финансирование сегодня подушевое, то есть рассчитывается исходя из количества обучающихся детей. Их на селе не так-то много – как правило, не более 15 человек в классе (порой бывает, что и во всей школе). А значит, возможности профессиональной реализации, как ни крути, зачастую ограничены.

(Расулова К. Не стоит село без медика / Карина Расулова // Аргументы недели. – 2013. – 3 октября. – С.11).


Нет яслей – нет проблем

В 2012 г. президент Путин приказал ликвидировать очередь из трёхлеток в детские сады. Во исполнение чиновники Минобрнауки придумали изящное решение: устранить вместе с очередью институт яслей. В свежем министерском приказе говорится, что государство теперь гарантирует ребёнку место в детском саду с трёхлетнего возраста. А раньше – с двух месяцев. К ребёнку до трёх лет теперь неприменимо понятие «образование», а введённый в обиход термин «развитие» не подразумевает казённого финансирования. Ожидается, что федеральный бюджет сможет сэкономить на комплекс

Разумеется, в министерстве говорят, что ясли закрывать не планируется. Что сохранение ясельных групп – в компетенции детсадов. Но все знают, что ясли – больное место в системе образования. И чтобы его ликвидировать, не нужно приказов о закрытии – достаточно иметь законный повод не выделять деньги на самых маленьких. Этот повод сейчас как раз создан, и он на руку сразу всем категориям чиновников.

Понятно, что спрос на ясли будет всегда, потому что матери-одиночке не выжить на государственные дотации. Часто ей просто деваться некуда, кроме как идти на работу, едва сняв малыша с грудного кормления. А значит, возникнут коммерческие ясельные группы, что очень на руку заведующим детсадов – живые деньги будут проходить через них.

Где-то сохранились ясельные группы в составе детсадов, а где-то у яслей собственное здание. Значит, в случае закрытия продажа освобождённых площадей пройдёт при участии местного отдела по образованию. Сколько таких зданий приватизировано по России, вероятно, никто не ответит. Зато можно в отдельно взятом городе посчитать потери.

Взять, например, Петербург. В городском телефонном справочнике за 1988 год указано около 1800 дошкольных учреждений (800 детских яслей-садов, 680 садов и 300 яслей). Сейчас на сайте петербургского комитета по образованию присутствуют 1130 адресов. Даже без учёта построенных за последние 25 лет садиков переформатировано 670 учреждений. Далее можно прогуляться по потерянным адресам и посмотреть, кто вселился в бывшие игровые комнаты. Это не только банки, магазины, рестораны, офисы. Гораздо важнее садиков оказались судебные участки, конторы судебных приставов, бухгалтерии ФГБУ и другие элементы разросшейся бюрократии. Кое-где – просто железные двери с надписью «продажа». Позвонив насчёт небольшого (100–150 кв. м) помещения на 4-й Советской улице, я услышал, что оно выкуплено у города всего полтора года назад и предлагается за 9 млн. рублей. При этом в окрестных садиках нет мест, а в группах третий год происходит уплотнение – до 40 человек.

Любимый аргумент чиновников: в девяностые годы садики работали полупустыми, поэтому их и приходилось продавать. Но даже в благополучной Москве, по данным Росстата, в 1992 г. обеспеченность мест в детских садах по городу составляла 70%. В Екатеринбурге отмечалась тенденция: ребёнка брали в садик при условии, что его мама или бабушка пойдут работать на копеечную зарплату воспитателем или нянечкой. Таким образом, решалась кадровая проблема. А в центре Нижнего Новгорода садики стали тотально признавать аварийными, сносить и строить бизнес-центры.

При новом жилищном строительстве повсеместно не соблюдаются нормы, когда на 5 тыс. жителей обязана появляться новая школа и 2–3 детских сада. В Петербурге в октябре 2013 г. презентован проект комплекса «Самоцветы» на Уральской улице: 210 тыс. кв. м жилья на 5,2 тыс. жителей. Садик будет построен только один – всего на 170 душ. Новой школы не будет вовсе, а также собираются снести медсанчасть. Застройщика можно понять: ожидается, что «квадрат» площади в новых домах будет стоить от 80 тыс. рублей.

– Дефицит детсадов именно в новостройках актуален и в Казани, и во Владивостоке, – говорит социолог Сергей Прозоров. – Провинциальные чиновники от образования на местах по-своему услышали Кремль: ведь за требованием президента сократить очередь в детсады не пошло финансирования. А значит, подумали они, закрытию яслей дан зелёный свет. Хотя эта мера идёт вразрез с демографической политикой страны. Ведь первые лица неустанно твердят о повышении рождаемости. Что тогда делать с подросшими детьми? Строить садики внутри сложившихся кварталов невозможно. Уплотнять группы до ста человек? Но уже сейчас люди организуют подпольные домашние группы на десяток детей, потому что в казённых учреждениях слишком тесно.

(Терентьев Д. Нет яслей – нет проблем / Денис Терентьев // «Аргументы Недели». – 2013. - 24 октября. - С. 5).


Патриотизм в детях будут пробуждать туризмом

Школьников будут воспитывать турпоездками по родной стране, краеведением и дополнительным образованием. Об этом «Известиям» рассказал директор департамента госполитики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки Александр Страдзе, куратор Национальной стратегии развития и воспитания в Российской Федерации. Эту стратегию Минобрнауки должно разработать до конца 2014 года.

- Вообще нужно добавить в школу много практических вещей. Если…физические опыты интересны, надо дать ребенку возможность собственными руками что-то сделать, - считает глава департамента.- Ведь не у всех родителей есть возможность сводить ребенка в центр науки и техники. Государство должно обеспечить всем детям равные возможности.

Во сколько обойдутся экскурсии школьников в масштабах страны, разработчики стратегии еще не подсчитали.

(Панов П., Лялякина А. Патриотизм в детях будут пробуждать туризмом / Павел Панов, Анна Лялякина // Известия. – 2013. – 28 октября. – С.1, 04)


Новый обязательный ЕГЭ?

Министр образования Дмитрий Ливанов поддержал идею ввести обязательный ЕГЭ по литературе.

«Экзамен по литературе достаточно сложный и потому не может быть обязательным для всех, – сказал Всеволод Луховицкий, учитель русского языка и права, член совета межрегионального профсоюза «Учитель». – Это то же самое, что ввести обязательный ЕГЭ по физике или химии. Кроме того, в обязательном ЕГЭ по русскому языку и так присутствуют задания, связанные с пониманием литературоведческих терминов, а примеры необходимо приводить из художественных произведений. Обязательный ЕГЭ по литературе не нужен ни учителям, ни детям, ни вузам».

(Литературная обязаловка // Аргументы и факты. – 2013. – 9-15 октября. – С. 4).


Ясли победили!

«Как требовали родители, «АиФ» и другие СМИ, Минобрнауки внесло коррективы в приказ о порядке организации образовательной деятельности в детсадах, вернув гарантии на дошкольное образование детям с 2 месяцев, а не с 3 лет, как было в прежней версии приказа, – подтвердил Кирилл Дружинин, координатор общероссийского движения «Российским детям – доступное дошкольное образование». – Документ зарегистрирован в Минюсте и вскоре вступит в силу. Местные власти будут обязаны выделять средства на создание и работу яслей, а в случае нехватки средств им обязаны помочь региональный и федеральный бюджеты. Прежняя редакция приказа фактически исключала такую обязанность».

(Ясли победили! // Аргументы и факты. – 2013. – 16-22 октября. – С. 4).


Родители привыкают узнавать оценки своих детей в Интернете

Московские ученики раньше всех в стране потеряли возможность исправлять отметки и стирать ластиком замечания педагогов в своих дневниках, ведь городские школы в процессе перехода к электронному документообороту, по сути, сделали ненужными их бумажные версии. Теперь все результаты школьников доступны онлайн – родители могут дистанционно, через компьютер или мобильный телефон, следить за поведением и успеваемостью своего отпрыска. Однако в некоторых учебных заведениях по решению управляющего совета некоторое время будут использоваться и бумажные варианты, в которых будут дублироваться оценки.

На электронные дневники Москва переходила поэтапно. Сначала система тестировалась в нескольких десятках школ и лишь после этого была внедрена в образовательных учреждениях всего города. Теперь дневники всех школьников города будут размещаться на сайте «Общегородской электронный дневник» по адресу dnevnik.mos.ru. Это целый портал, включающий в себя разнообразные сервисы для школьников, учителей и родителей. На его страницах можно посмотреть расписание уроков, оценки, домашние задания, а также пообщаться с учителем в режиме онлайн.

(Солопов М. Дневник без страниц и исправлений / Михаил Солопов // Независимая газета. Приложение НГ-Столица. – 2013. – 4 октября. – С. 10).


Электронная система поиска учреждений дополнительного образования

При школах и детских садах в этом учебном году открылось свыше 40 тыс. кружков. Их полный перечень можно найти на московском портале госуслуг. Для того чтобы родители не тратили лишнее время на определение своих детей в секции, упростилась и новая система электронной записи в кружки.

На сайте pge.mos.ru родители ребенка могут завести так называемый личный кабинет. После регистрации на указанную ими электронную почту приходит подтверждение. Затем в разделе «Дополнительное образование» из набора представленных кружков выбирается тот, который интересен ребенку.

Далее заполняется электронное заявление, для которого требуется паспорт родителя или ребенка, если ему больше 14 лет, и получается индивидуальный код. В анкете требуется сообщить возраст ребенка, а также место проживания семьи, выбранные секцию или кружок и время, удобное для занятий.

Ответ о зачислении может прийти как сразу, так и спустя время. Возможен вариант, при котором родителей и ребенка сначала пригласят на собеседование. После регистрации в течение семи дней в выбранное образовательное учреждение нужно предоставить подлинники документов. В течение 15 дней администрация школы или детского садика уведомляет родителей о возможности зачисления ребенка на занятия по выбранной программе.

(Астраханцева А. Запись в секции – всего за семь минут / Анастасия Астраханцева // Независимая газета. Приложение НГ-Столица. – 2013. – 4 октября. – С. 11).


Представители старшего поколения смогут поучаствовать в процессе образования внуков

Родительские собрания могут проводиться не только для матерей и отцов учащихся. Лицей № 1564 выступил с инициативой организовать собрания для бабушек и дедушек. Целью новой инициативы является помощь старшему поколению в том, чтобы узнать новое о процессах в современных школах, научиться, к примеру, пользоваться электронными дневниками или пройти курсы компьютерной грамотности. Инициаторами подобных родительских собраний выступили сами представители старшего поколения.

Для организации подобных родительских собраний требуется и соответствующая форма и формат их проведения. Учащиеся, к примеру, должны самостоятельно разработать листовки для приглашения представителей старшего поколения. На них будут указаны дата, время и тема мероприятия.

Первые собрания, согласно желаниям представителей старшего поколения, планируется посвятить вопросам питания и медицинского обслуживания, говорит директор. Также будут затронуты и вопросы по обучению работе с электронным журналом и дневником – к примеру, могут ли бабушки и дедушки получить логин и пароль, чтобы узнать об успеваемости своих внуков.

Инициатива уже нашла одобрение в Департаменте образования столицы. При этом, как сообщает пресс-служба департамента, московские чиновники города надеются, что эту инициативу поддержат и другие столичные школы.

(Брюнина М. Для бабушек и дедушек организуют родительские собрания / Мария Брюнина // Независимая газета. Приложение НГ-Столица. – 2013. – 4 октября. – С. 12).


Стипендии стали выше

Правительство России утвердило новые нормативы для расчета стипендиального фонда, который получают все государственные и частные вузы из бюджета государства. Теперь обычная академическая стипендия для студентов колледжей и техникумов составит 487 рублей. Для студентов вузов – 1340 рублей в месяц. Социальная стипендия для студентов колледжей будет 730 рублей, для студентов вузов – 2010 рублей.

Повышается размер аспирантских стипендий. На каждого аспиранта, который обучается по техническим и естественнонаучным специальностям, бюджет выделит по 6330 рублей в месяц. На всех остальных аспирантов – по 2637 рублей.

Норматив на ординатора составит 6717 рублей, на ассистента-стажера – 2637.

(Ивойлова И. Минималка для студента / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 14 октября. – С. 2).


Детей научат правилам безопасности на транспорте

Главное управление на транспорте МВД России и ОАО «РЖД» предлагают в школах преподавать тему безопасного поведения на железных дорогах. Оба ведомства обратились в Министерство образования и науки РФ с предложением включить эту тему в учебную программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Понятно, что появилось такое совместное предложение из-за роста случаев травматизма и даже смертей наших маленьких граждан на железнодорожном транспорте. Выясняется, что многие дети и подростки даже не подозревают о каких-то правилах поведения на железных дорогах. Если о том, как вести себя на шоссейных дорогах, они худо-бедно слышали, то о том, как уберечься от поезда, – нет.

Нужно на принципиально ином качественном уровне вести пропаганду безопасного поведения, может быть, даже закрепить в еще неокрепших детских умах стереотип такого поведения. Это должны делать профессиональные педагоги, почему и было предложено директору департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России расширить школьный предмет «ОБЖ» соответствующим разделом.

ГУТ МВД России и департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД», в свою очередь, пообещали оказать методическую и практическую помощь работникам образовательных учреждений в организации преподавания этой темы.

(Фалалеев М. «Кто живет на крыше» / Михаил Фалалеев // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 1 октября. – С. 9).


В школах может появиться новый предмет

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин предложил ввести в школах новый предмет, условное название которого «Основы российской государственности и права».

По его мнению, знание Конституции нужно прививать с детства. Учебник по новой дисциплине Нарышкин предложил подготовить российской ассоциации юристов.

Однако председатель ГД уверен, что на этом останавливаться не стоит. Необходимо также и в вузах улучшить подготовку студентов на юридических факультетах.

– Сейчас нет того внимания к юридическим техникам, которое было присуще, к примеру, советской науке, – заявил спикер. Поэтому он считает, что нужно подумать над введением специальных курсов в университетах.

Все свои предложения Нарышкин направит в правительство РФ.

(Иванова А. Урок по праву / Анастасия Иванова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 1 октября. – С. 14).


Фестиваль интеллектуальных игр

В минувшие выходные в Волгограде прошел VIII фестиваль интеллектуальных игр «Город Героев». Традиционное сентябрьское мероприятие собрало на этот раз 27 команд из девяти регионов.

Соревнования между знатоками из Волгограда, Ростова-на-Дону, Саратова, Саранска, Краснодара и других городов проходили в трех дисциплинах, главной из которых считается игра «Что? Где? Когда?». Если в телевизионной версии шестеро участников борются с каверзными вопросами телезрителей, то в спортивном варианте команды противостоят друг другу, стремясь ответить на большее количество вопросов, подготовленных организаторами. Свои версии они сдают на листочках по окончании минутного обсуждения. Ведущий зачитывает верный ответ, угадавшие радуются, не проникшие в логику – сокрушаются, звучит следующий вопрос.

Другая дисциплина – «Брейн-ринг». Те, кто смотрел телевизор в 90-е, наверняка помнят эту игру: дуэль, выигрывает команда, быстрее давшая правильный ответ.

И, наконец, третье интеллектуальное действо – придуманная в Азербайджане «Хамса», которую можно описать как командную «Свою игру».

(Акулиничев А. Герои интеллектуального труда / Александр Акулиничев // Аргументы недели. – 2013. – № 38 (380). – 3-9 октября. – С. 15).


Уроки театрального мастерства

Уроки театрального мастерства начнут в ближайшее время преподавать для учащихся б–7-х классов в более чем двадцати школах Москвы.

Новая инновационная образовательная программа с использованием так называемой театральной педагогики стартует в школах с середины октября. Рассказывать о театре и его актерах детям будут специально приглашенные театральные педагоги во время уроков литературы.

По словам одного из организаторов проекта, Натальи Григорьевой, на вводном уроке ученики узнают, что такое театр, а также поговорят об особенностях музыкальных спектаклей. На последующих уроках учителя будут проводить тренинги – ставить сценическую речь, учить актерскому мастерству. Предполагается, что в рамках нового образовательного курса школьники посмотрят мюзикл «Алые паруса», проблематику которого затем обсудят на уроке. Как пояснила Григорьева, одна из задач программы – на примере одного произведения постараться сделать так, чтобы ученики смогли более глубоко понимать литературу.

(Школы превратятся в храмы Мельпомены // Московский комсомолец. – 2013. – № 223 (26.335). – 10 октября. – С. 7).


Новые учебные предметы от Минфина и ПФР

Министерство труда внесло предложение о включении в образовательную программу школ и вузов занятий по финансовой грамотности. Данный предмет, как утверждают в ведомстве, поможет каждому гражданину разобраться в пенсионном страховании. Вопросом повышения финансовой грамотности населения России займутся Минфин и ПФР. Ведомство Антона Силуанова осуществит реализацию соответствующей программы, а органы ПФР проведут в школах и вузах открытые уроки.

(Школьников и студентов научат разбираться в пенсии // Московский комсомолец. – 2013. – № 217 (26.349). – 3 октября. – С. 2).


Международный день мира

В гимназии № 1 г. Волгограда в рамках международного проекта «Колокольчик мира» прошла акция «Звон памяти, мира и радости». Посвятив ее Международному дню мира, педагоги и учащиеся 5–11 классов провели в этот день праздник, где яркими и красивыми жестами показали важность мира и благополучия для жителей планеты.

В этот день участники акции получили много интересной информации о традициях и истории Международного дня мира, о появлении колокольчика в человеческой жизни и о том, почему белая птица стала символом мира. Ребята читали стихи и пели песни о мире и счастье, в первую очередь посвящая их гостям – ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, вдовам фронтовиков. Ведь именно их мы должны благодарить за мир вокруг нас.

(Волынцева Т. «Звон памяти, мира и радости» / Татьяна Волынцева // Городские вести. – 2013. – № 107 (934). – 3 октября. – С. 21).


Увеличение бюджетных мест в вузах

В 2014 году будет увеличено число бюджетных мест в вузах в пропорции к количеству выпускников школ.

Соотношение бюджетных мест по программам бакалавриата и специалитета и числа выпускников школ в 2014 году планируется увеличить до 56 к 100 (в 2013 году – 52). Контрольные цифры приема (КЦП) утверждены на основании трех векторов работы ведомства. Во-первых, это увеличение мест в магистратуре и прикладном бакалавриате и сокращение мест по невостребованным на рынке труда направлениям подготовки. Во-вторых, перенос акцента на те направления подготовки, которые отвечают государственным приоритетам. В-третьих, учет при распределении бюджетных мест уровня минимальных проходных баллов, устанавливаемых вузами для приема студентов.

КЦП на первый курс по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, ординатура и ассистентура-стажировка) планируется установить в 2014 году на уровне 502 799 бюджетных мест. Объем КЦП на программы прикладного бакалавриата предлагается увеличить в 5 раз – до 20 тысяч бюджетных мест.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – № 40 (1270). – 4 октября. – С. 3).


Мобильное образование

В рамках проекта «Мобильное образование XXI века» 30 первокурсников Московского госуниверситета печати им. Ивана Федорова получили планшетные компьютеры Prestigio, на которых они будут обучаться в течение всего года.

Компьютеры снабжены необходимыми учебными материалами: лекциями, оцифрованными учебниками, видеороликами и программой онлайн-тестов. В основу проекта положен метод интерактивного обучения. Он позволяет объединить теорию и видеокурсы и сочетать различные каналы восприятия информации.

Программа предполагает систему проверки и регулярной обратной связи. Просмотрев часть видеолекции, студенты должны ответить на вопрос для проверки усвоенного материала. Если ответ корректен, программа продолжит лекцию, в случае же ошибки объяснит задачу еще раз или предложит изучить материал заново. Для удобства использования девайсов все учебные аудитории будут дополнительно оснащены беспроводной сетью Wi-Fi.

Проект знаменует начало глобальной информатизации вуза и постепенно охватит всех студентов. Итоги первого года обучения по новому методу будут подведены после летней сессии.

(Макарова Т. Ответы в планшете / Татьяна Макарова // Поиск. – 2013. – № 40 (1270). – 4 октября. – С. 2).


Новый учебник истории

Председатель Госдумы и Российского исторического общества Сергей Нарышкин принял участие в расширенном заседании бюро Отделения историко-филологических наук РАН, где обсуждалась концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.

В свое время именно РИО выступило с инициативой общественного обсуждения концепции такого комплекса, отметил Нарышкин. С учетом поступивших предложений он был серьезно подправлен. Начинается второй этап этой работы – на общественное обсуждение будет представлен не просто стандарт с набором фактов, имен и событий, а проект концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. В числе новаций концепции – создание ряда учебных пособий и современных образовательных ресурсов как для школьников, так и для учителей.

Также Сергей Нарышкин предложил РИО заняться разработкой школьного курса под называнием «Народы и культуры России». Директор ИРИ РАН доктор исторических наук Юрий Петров подчеркнул, что одна из задач концепции нового учебно-методического комплекса – сделать «историю не только предметом заучивания, а еще и предметом для размышления». Заканчивается новый учебник рассмотрением событий 2012 года.

(Крымова С. Предмет для размышления / Светлана Крымова // Поиск. – 2013. – № 40 (1270). – 4 октября. – С. 2).


Детей гастарбайтеров хотят обучать по специальным программам

В Москве прошел круглый стол «Дошкольное и школьное образование иностранных граждан и внутренних мигрантов».

Пока ситуация с обучением детей мигрантов в стране более чем неблагополучна. Многие вообще не учатся, а работают. Причем сплошь и рядом – нелегально, в теневой среде. А то и в чисто криминальной. Данная проблема решается в России чисто формально, констатировал директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев. А с принятием закона «Об иностранных агентах» ситуация ещё ухудшилась: «Раньше средства на интеграционные программы шли из-за рубежа, а теперь нет. Так пусть эту потерю компенсирует государство!»

Конечно, многие задачи адаптации детей-мигрантов к российской системе образования решают «школы русского языка», где после года интенсивного языкового курса не русскоговорящие дети получают возможность продолжить обучение в обычных учебных заведениях. При этом в некоторых общеобразовательных школах языковая подготовка этих детей продолжалась и дальше. Но с переходом на нормативно-подушевое финансирование школ, вести эту работу стало невыгодно. Есть и другие проблемы. Сплошь и рядом при приеме ребенка мигрантов школьная администрация вынуждена выполнять функции ФМС, проверяя наличие регистрации у детей. Кроме того, существует и гласная установка принимать лишь детей с годичной регистрацией, в то время как у многих есть лишь трехмесячная, отметил Дмитрий Полетаев. По логике, учить надо всех. Однако сплошь и рядом по уровню знаний дети мигрантов не соответствуют классу, в который они должны были бы идти по возрасту. Поэтому их приходится определять в классы на год или даже на два года моложе. А для ребят 15-16 лет это неподходящий вариант. Нужны и специальные программы по приему этих детей в российские техникумы и колледжи. Надо лишь решить вопрос с разрешением им работать там во время практики.

(Лемуткина М. Нужны ли России мигранты-неучи? / Марина Лемуткина // Московский комсомолец. – 2013. – № 218 (119). – 4-10 октября. – С. 3).


Учителя готовы покинуть школу

Недавний соцопрос показал, что 77% преподавателей готовы покинуть школу, как только у них появится такая возможность.

Выполняя поручение президента довести уровень учительских зарплат до среднего по региону, чиновники от образования нашли лишь один выход: сократить число преподавателей и за счет этого увеличить зарплаты – и, соответственно, нагрузку – оставшимся. У чиновников просто не было другого выхода, ибо поручение-то им дали, а вот денег в достаточном количестве не выделили.

В результате учителя теперь получают неплохие зарплаты – но загружены так, что вздохнуть-выдохнуть не успевают. Уроки, тетради, педсоветы, совещания, снова уроки и – бумаги, бумаги, бумаги... Остановиться, оглянуться нет ни малейшей возможности. А ведь учительская профессия не менее чем служенье муз, не терпит суеты. Не терпит спешки, текучки, плана по валу, вала по плану. Чем больше у педагога возможностей приглядеться к каждому из своих учеников, продумать предстоящий урок, проанализировать детские домашние задания и т.д. – тем эффективнее его работа. И, следовательно, тем больше профессиональное удовлетворение. Но о каком удовлетворении может идти речь, если учитель с горящим хвостом носится с урока на урок, а потом до глубокой ночи пишет, пишет, пишет – количество бумаг, которые ему необходимо заполнять, несмотря на все обещания, не уменьшается.

(Финякина И. День защиты учителя / Ирина Финякина // Московский комсомолец. – 2013. – № 219 (26.351). – 5 октября. – С. 1, 3).


Городские власти отметят заслуженных педагогов специальным знаком

Столичные власти намерены повысить престиж педагогического труда, награждая лучших профессионалов знаком «Заслуженный учитель города Москвы». Получить это звание можно будет только один раз, а решение о вручении награды будет принимать специальная комиссия.

Городские власти сейчас могут присуждать 23 почетных звания и лишь два вида почетных знаков: «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма» и «Материнская слава». По своей важности педагогический знак может стать самым значимым в числе профессиональных наград, считает председатель комиссии Думы по государственному строительству и местному самоуправлению Мосгордумы Татьяна Портнова.

Предполагается, что выдвигать претендентов на вручение звания будут учительские коллективы государственных и частных школ. Получить его смогут не начинающие учителя, а лишь те, кто имеет серьезные заслуги перед столицей, например педагоги, воспитавшие талантливых и знаменитых учеников, профессионалы, разработавшие новые программы образования. Пока не планируется сопровождать вручение знака присуждением какой-то премии или предоставлением льгот.

Закон о новом знаке был принят в середине сентября в первом и окончательном чтении 30 голосами депутатов Мосгордумы, без воздержавшихся и голосовавших против. Впереди – разработка дизайна награды, который будет утверждаться отдельно, специальным положением.

(Солопов М. В столице появится новая профессиональная награда / Михаил Солопов // Независимая газета. Приложение НГ-Столица. – 2013. – 4 октября. – С. 14).


Выпускники самых технологичных школ в будущем должны пополнить инновационные центры

В последнее время в столичном образовательном процессе наметилась новая тенденция – создание так называемой метапредметной среды. Обусловлено новое веяние растущей ролью мультипрофессий, когда в одном направлении совмещаются различные, как правило, смежные дисциплины. Мировой тренд отразился и в московских школах, где за последние годы прошли основательные ремонты, призванные адаптировать учебные учреждения под лучшие образовательные стандарты. Одним из примеров подобных учреждений стала школа № 1010.

Принцип метапредметности введен в школе № 1010 в этом учебном году – сама школа стала первой из пяти образовательных учреждений, где организуются интерактивные классы. Среди закупаемого оборудования называются 3D-принтеры, 3D-проекторы, очки для просмотра трехмерного изображения, электронные книги, видеокамеры, новейшие экраны, а также интерактивные столы и доски.

В будущем информатизация образовательных учреждений должна привести к тому, чтобы выпускники подобных школ пошли работать в инновационные центры, где смогли бы применить свои знания о новейших технологиях на практике.

По словам куратора методической работы и руководителя Инновационного центра школы № 1010 Анатолия Смирнова, для введения принципа метапредметности были подготовлены несколько специально оборудованных классов, называемых предметными модулями. Для них был отведен целый этаж. Сами модули делятся на несколько типов: наука и техника, моделирование, «я в мире, мир во мне», изобразительное искусство, естествознание и музыка. Такое ранжирование позволяет проводить в классах комбинированные уроки, или, как говорят в самой школе, метауроки. В образовательном процессе совмещаются, к примеру, география с биологией, черчение с моделированием, география с химией, биология с экологией. ИЗО, говорит Анатолий Смирнов, при этом можно объединить с оптикой, а музыку с такой сферой физики, как звук.

(Скрипникова О. Новый тренд – метапредметная среда / Оксана Скрипникова // Независимая газета. Приложение НГ-Столица. – 2013. – 4 октября. – С. 11).


Информатизация ведет к формированию новой системы связи педагогов друг с другом

Минувшим летом по инициативе Департамента образования и Департамента информационных технологий Москвы в столице был создан клуб директоров школ «Школа новых технологий». Проект уже получил поддержку крупнейших IT-компаний, работающих в России.

Информатизация столичных учреждений образования идет уже не первый год, и о сегодняшнем уровне оснащенности, говорят сами педагоги, еще несколько лет назад нельзя было и мечтать. Начав с обычных компьютеров, сегодня школы активно пользуются интерактивными досками, электронными журналами или дневниками. А на новом этапе специалисты уже готовы предложить интерактивные видеоуроки для отсутствующих из-за болезни учеников. А уже до конца нынешнего года пять самых передовых в использовании информационных технологий столичных школ будут оснащены интерактивными столами и досками, 3D-принтерами, 3D-проекторами, очками для просмотра 3D, техникой для видеомонтажа, электронными книгами, LCD-экранами, HD-видеокамерами.

С таким расширением возможностей, говорят руководители образовательных учреждений, у педагогов возникает необходимость постоянно быть в курсе новейших технологий, государственной политики в этой сфере, обсуждать актуальные вопросы информатизации образовательных учреждений, делиться опытом или применять чужой более успешный опыт использования информационных технологий. А потому созданный в Москве директорский клуб объединил руководителей учреждений образования, которые уже стали лидерами в информатизации школьной жизни. Каждому из них уже есть чем поделиться с коллегами.

Но главное, что дает общение в подобном клубе руководителю образовательного учреждения и его педагогическому коллективу, – это уверенность: директора получают свободу в использовании современных технологий, но он всегда получит помощь, если в обучающем процессе возникнет какая-то сложность.

(Максаков П. Директоров объединяет клуб высоких технологий / Павел Максаков // Независимая газета. Приложение НГ-Столица. – 2013. – 4 октября. – С. 12).

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru