В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (сентябрь 2013)

7 октября 201318:58

Дайджест образовательной прессы (сентябрь 2013 г.)

Содержание дайджеста:

1. Что нового появилось в школе в этом году?


Новости образования 


Что нового появилось в школе в этом году?

Первоклашек теперь станут записывать в школу исключительно по территориальному принципу. А вот если остались свободные места, на них могут претендовать жители других районов.

Творческие учебные заведения получили право отбирать детей по конкурсу и выдавать вместе с аттестатом документ о получении профессии.

Негосударственные школы, а их в России 687, и частные детские сады получили гарантии возмещения затрат из бюджета. По сути, их уравняли с государственными образовательными организациями, но при этом обязали выкладывать в Интернет информацию о себе, включая стоимость обучения.

(«Школьная среда» с понедельника по субботу // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 2 сентября. – С. 8).

Дмитрий Медведев за школьной партой обсудил закон об образовании

Очередной учебный год премьер-министр Дмитрий Медведев открывал во Владимире, в общеобразовательной школе N 14.

Правительство несколько лет назад поняло, что абсолютно точно в школах надо менять ситуацию с зарплатой учителей. Теперь в большинстве регионов зарплата педагогов вышла на уровень средней зарплаты по экономике субъекта, а местами и превысила. Все бы хорошо, но премьеру продемонстрировали педагогическую солидарность. «Стандарты – единые для учителей, а принципы формирования зарплаты региональные», – обратили внимание главы кабмина. Правительству предложили взять за основу федеральный принцип. Дмитрий Медведев усомнился в правоте такого подхода. Тем более что ни в одной стране мира нет такого, когда в регионах одинаковая зарплата: везде присутствует своя специфика.

Неоднозначной была и остается оценка Единого госэкзамена. Но, на что обратил внимание премьер, он ни разу не слышал жесткой критики со стороны учителей. «В целом он своим задачам отвечает», – охарактеризовал он ЕГЭ.

Проблема же списываний, использования каких-то ответов, выложенных в Интернете, эта болезнь, считает председатель правительства, не связана с ЕГЭ: «А с отношением к образованию в целом, и ЕГЭ здесь ни при чем».

(Кузьмин В. ЕГЭ здесь не при чем / Владимир Кузьмин // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 3 сентября. – С. 2).


Единая школьная форма


Этот год для учеников будет не совсем обычным. Прежде всего, потому, что школьная форма становится обязательной для всех классов.

Все регионы должны принять свои законы о школьной форме. Где-то она может быть единой для всей области или республики, а где-то будет разной для каждого класса. В Брянской области, например, уже принят региональный закон о школьной форме: она единая для всех учеников-школьников области и отшивается из ткани, выпущенной местным камвольным комбинатом.

В Пермском крае каждая школа или даже класс сами решают, в чем пойдут в школу дети. В некоторых селах решили ограничиться дресс-кодом. Для девочек – блузка и юбка, для мальчиков – брюки и рубашка.

В московских школах форма есть, как правило, во всех младших классах. У большинства старшеклассников ее пока нет. Зато появились учебные заведения, где учителя решили придерживаться дресс-кода.

Эскизы для педагогов школы 1420 подготовил знаменитый модельер Вячеслав Зайцев, но, к сожалению, сшить одежду к 1 сентября учителя не успели. Вышли из положения так: решили, что все учителя пойдут в один магазин и купят юбки, жилетки, блузки в едином деловом стиле. Цвета – черный, синий, серый. Брюки допустимы, все уже привыкли к этой одежде. Но от идеи ходить на работу в одежде от Зайцева учителя не хотят отказываться и будут продолжать поиски фирмы, которая сошьет костюмы.

(Воронина Д. Дресс-код ученый / Дарья Воронина, Ирина Ивойлова, Анна Скрипка // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 3 сентября. – С. 12).


В Москве появились школы при университетах


В Москве появились школы при университетах – предуниверситарии, которые будут давать не только хорошее среднее образование, но и азы высшего. Главная цель – подготовить мотивированных абитуриентов, которые смогут отлично сдать ЕГЭ и поступить в вуз.

В этом году пока открылись два предуниверситария – при ВШЭ и РГГУ. Оба рассчитаны на два года и набирали по конкурсу учеников в 10 класс. В ВШЭ был большой конкурс – пять человек на место. Чтобы поступить, надо сдать тесты по трем предметам – математике, русскому и иностранному языкам. Первая часть заданий выполняется на компьютере, вторая – творческая. В итоге из 250 взяли 58 учеников.

Привычных классов, как в школе, там нет. Детей поделили на потоки и будут учить по новым стандартам для старшей школы, которые предлагают ученикам выбирать уровни изучения предметов. Так что учебные планы школьники составят сами. Вместо уроков будут пары, как в вузе. Для преподавания приглашены лучшие педагоги университетов.

Школьной формы в предуниверситарии нет. Ученикам разрешается пользоваться телефонами, планшетниками, айпадами – любой цифровой техникой. Лишь бы телефон не трезвонил во время занятий. В расписании допускаются «окна», как в вузе, а начинаться пары могут и в 10, и в 12 часов дня.

Никаких льгот при зачислении у учеников предуниверситариев не будет, но все они обязаны активно участвовать в вузовских олимпиадах, к которым наверняка их будут хорошо готовить. В результате есть шансы попасть в вуз вне конкурса или даже без экзаменов.

(Ивойлова И. Мотай на вуз / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 10 сентября. – С. 13).


Премии правительства в области образования


Правительство РФ учредило в области образования 10 ежегодных премий по 2 миллиона каждая. Эта сумма в два раза больше, чем было прежде. Напомним, раньше размер правительственной премии составлял 1 миллион рублей.

Премии Правительства будут вручаться за создание новых эффективных технологий обучения, научно-исследовательские труды в области образования, разработку и внедрение авторских программ, создание высококачественных учебников и учебных пособий. Причем, на конкурс может быть предложена работа, выполненная одним автором или коллективом до 10 человек.

Достойна работа премии или нет – определит Межведомственный Совет, который рассмотрит все предложения на конкурс, и организует их экспертизу. Каждую работу оценят два эксперта. Если оба они дадут отрицательное заключение, работа считается выбывшей с конкурса. А если она будут признана достойной премии, то денежное вознаграждение полагается разделить поровну между всем авторским коллективом, который указан в заявке. Объявление о конкурсе должно быть сделано в январе, а рассмотрение работ от соискателей завершится не позднее 1 ноября года, за который присуждается премия.

(Ивойлова И. Два миллиона за урок / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 10 сентября. – С. 13).


Школьников Москвы пригласили на лекции в лучшие университеты


Московский департамент образования и 26 ведущих российских вузов начали необычный просветительский проект «Университетские субботы», рассчитанный, прежде всего, на школьников и учащихся колледжей. Каждую субботу в университетах можно будет послушать самые разные лекции из всех областей знаний. Никаких ограничений по возрасту или профилю школы нет, разрешается даже приходить на лекции с родителями или учителями. Достаточно только зарегистрироваться на специальном сайте. В списке вузов – МГУ, «Бауманка», МИФИ, Литературный институт им. Горького, МАДИ, Московский государственный университет нефти и газа им. Губкина.

Темы лекций – самые разные. Кроме лекций в вузах запланированы мастер-классы, экскурсии. Возле каждой темы указан возраст школьников, на который она рассчитана.

Пока предполагается, что лекции будут идти с сентября по декабрь. Всего запланировано 250 мероприятий. Количество мест для слушателей разное. Есть потоки по 100-200 и даже 500 человек, а есть занятия на 15-20 учеников.

Судя по числу записавшихся на лекции, больше всего школьников интересует риторика, астрономия особенно – метеориты, также темы, связанные с химией, минералами, компьютерными технологиями.

Похожий проект для своих студентов начал в прошлом году МГУ. Каждую среду студенты любых факультетов могли выбрать то, что их интересует, и послушать лекции по разным темам – от строения космоса до особенностей современной прессы. Что любопытно, чаще всего гуманитарии выбирали темы, связанные с биологией, а математики – с философией и журналистикой.

(Ивойлова И. Физик в гостях у биолога / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 10 сентября. – С. 13).


В Дагестане школьникам запретят переезжать в горы для сдачи ЕГЭ


Министерство образования и науки Дагестана приняло решение со следующего года ограничить «миграцию» школьников в сельские районы для сдачи ЕГЭ. Такие меры, по мнению чиновников Минобрнауки, призваны сделать процесс сдачи единого госэкзамена более прозрачным.

Необычное решение родилось по той причине, что именно благодаря дагестанским выпускникам школ в этом году в обиход вошло такое понятие, как «ЕГЭ-туризм». Буквально в течение месяца перед началом экзаменов около полторы тысячи выпускников школ срочно выписались из Махачкалы и зарегистрировались в сельских районах. Дело оказалось не в тяге к родным местам своих предков. Школьники и их родители полагали, что в отдаленных горных районах контроль над ходом ЕГЭ будет не столь строгим, как в городе.

Чтобы пресечь в будущем предэкзаменационную миграцию школьников, министр образования и науки Дагестана Артур Далгатов направил руководителям муниципальных отделов образования письмо с требованием предотвратить факты массового выбытия без уважительных причин учащихся городских общеобразовательных учреждений в сельские школы.

Столь кардинальные меры вызвали неоднозначную реакцию как среди родителей, так и юристов.

(Алиев Т. «ЕГЭ-туризм» ограничат / Тимур Алиев // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 12 сентября. – С. 4).


Гаджет против букваря


По данным одного из последних социсследований, 91 процент россиян имеют мобильные телефоны, 28 процентов – ноутбуки. Школьники уже в начальной школе переписывают задания на флешки, выполняют домашние задания в Интернете и общаются с учителями по Скайпу. Первоклашки на переменках развлекаются не игрой в догонялки, а тем, что снимают друг друга на видеокамеру. Таблицу умножения самые хитрые из них тоже не зубрят. Зачем? Ведь рядом всегда есть мобильник.

Между тем у медиков появился особый термин, обозначающий зависимость от мобильного телефона «номофобия», в США открыты клиники для лечения Интернет-зависимости, а в Германии учителям запретили появляться в социальных сетях. Нужны ли гаджеты в школе? Чего от них больше – вреда или пользы? На вопросы «РГ» отвечал профессор, заведующий лабораторией психологии развития Психологического института РАО, вице-президентом Международной ассоциации «Развивающее обучение» Борис Эльконин.

(Ивойлова И. Гаджет против букваря / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 17 сентября. – С. 13).


Сначала стандарт, потом учебник


25 сентября в Отделении историко-филологических наук РАН обсуждался проект Историко-культурного стандарта (ИКС) для школы.

В целом вариант готов, но он пока неокончательный и будет дорабатываться до ноября. На основе стандарта к маю 2014 года ученые разработают концепцию нового учебника. Хотя возможно, что уже этой осенью Минобрнауки объявит конкурс на написание школьных учебников.

На завершающем этапе ученым предстоит обсудить несколько острых проблем. В том числе проблему вхождения разных народов в состав России. Другой ключевой момент – история ХХ века: Сталин, Ленин...

По истории ХХ века уже прошел «круглый стол» в начале сентября, на котором удалось достичь согласия по наиболее дискуссионным вопросам. Но это не значит, что здесь все идеально. Что касается современной, постсоветской истории, то вопрос о конечной дате изложения материала окончательно не решен.

Большинство ученых считают, что учебники должны заканчиваться президентскими выборами 2012 года. Известно, что в стандарте по-разному будут отражены периоды до 2000 года и после этого. По плану в октябре пройдет заседание Президиума Российского исторического общества, где будет окончательно принят Историко-культурный стандарт, а в начале ноября он может быть представлен общественности. Дальше – дело за концепцией.

(Ивойлова И. Когда заканчивается история? / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2013. – 24 сентября. – С. 12).


На дальневосточном острове появился один из самых современных вузов стран


В новом учебном году одним из первых в России принял студентов Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). Как выяснилось, вуз в лучших традициях хай-тек выстроен не только качественно и в срок, но и за разумные деньги.

Между материком и островом Русский то и дело снуют автобусы. От фуникулера и центральной площади Владивостока студентов отвозят на территорию Дальневосточного федерального университета. Заселение идет достаточно оперативно – примерно 6,5 тыс. учащихся должны переехать в кампус менее чем за две недели. О том, когда именно заселяться в кампус, студенты узнавали из рассылки на телефоны и электронную почту.

На месте прибытия ничто не напоминает студенческую общагу в привычном смысле слова. Номера рассчитаны на двоих, полностью меблированы, и в каждом есть отдельный санузел. С питанием вопрос налажен не хуже: четыре пункта общественного питания уже работают, скоро откроется еще столько же плюс паназиатское кафе для гостей из АТР. Но любители домашних борщей могут готовить и самостоятельно – на каждом этаже есть кухни.

Кроме учебных и жилых корпусов, в кампусе ДВФУ поместились масштабные спортивные объекты: большой спортивный центр, площадки для игровых видов спорта, тренажерные залы, бассейны, теннисный корт. Ко всему этому прилагается стадион почти на две тысячи зрительских мест.

Последний штрих к суперсовременной картинке – медицинский центр ДВФУ, открытый в начале июля. Новый медцентр рассчитан в том числе на высокотехнологичные виды помощи и включает оборудование для всех этапов лечения – от регистрации пациента до послеоперационного лечения. Медицинский центр ДВФУ будет работать по стандартам зарубежных клиник. Подобных медучреждений в России еще нет.

Новый медцентр и сам Дальневосточный университет – технически крайне сложные объекты, подчеркивают эксперты. А соорудили мегаобъект в сжатые даже по современным меркам сроки – за два с половиной года. Но что самое удивительное, обошлось все это высокотехнологичное великолепие относительно недорого – чуть более 70 млрд. руб. на строительство кампуса и вспомогательных помещений и еще 5 млрд. руб. – на медицинский центр. Для сравнения: объекты для летней Универсиады в Казани обошлись в 228 млрд. руб., а стоимость олимпийской сочинской стройки уже перевалила за 1,5 трлн. руб.

(Никаноров С. Университет на ровном месте / Сергей Никаноров // Независимая газета. – 2013. – 3 сентября. – С. 4).


SMS-информирование


500 московских школ в этом учебном году включат в систему SMS-информирования. Родители будут получать сообщения о том, когда дети приходят на уроки и уходят домой, рассказал глава Департамента информационных технологий Артем Ермолаев. По его данным, сейчас такая система работает в 200 школах.

(Родительский контроль / из рубрики коротко // Независимая газета. – 2013. – 3 сентября. – С. 8).


Минобрнауки займется анализом ситуации в связи со скандалом по итогам проведения ЕГЭ в этом году


Минобрнауки должно проанализировать ситуацию в связи со скандалом по итогам проведения ЕГЭ в этом году и предложить меры для исправления ситуации, заявил президент РФ Владимир Путин во время посещения средней общеобразовательной школы № 7 в Кургане. Главу государства, в частности, спросили о том, что будет сделано в следующем году, чтобы не допустить скандала, подобного произошедшему в нынешнем году во время сдачи Единого государственного экзамена: «Над этим должно поработать Министерство образования и науки, проанализировать все изъяны в действующих правилах сдачи ЕГЭ, там изъяны, конечно, есть». Вместе с тем, по словам Путина, самое главное заключается в том, что ЕГЭ расширяет возможности для абитуриентов из российских регионов. Единый госэкзамен проводится для того, чтобы исключить возможность необъективной оценки знаний.

(Президент / из рубрики коротко // Независимая газета. – 2013. – 3 сентября. – С. 8).


И снова о ЕГ
Э

То, что ЕГЭ не умрет, свидетельствует обязательное введение в школьную практику ГИА (государственная итоговая аттестация) для девятиклассников РФ. Нововведение закрепляется положением нового закона об образовании в РФ, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года. А еще на подходе ЕГЭ для вузов. ЕГЭ для профессионалов и т.д. Все разговоры о добровольности или упразднении вышеозначенных аббревиатур бессмысленны. И вот почему.

Во-первых, это уже ясно дало понять руководство страны, призывая руководство Минобрнауки РФ продолжить работу над ошибками ЕГЭ. Ошибки экзамена в следующем году будут лечить еще более серьезными бюджетными вливаниями. Как сообщила на днях вице-премьер правительства Ольга Голодец, в 2014 году на защиту ЕГЭ будет выделено около 300 млн. руб.

Во-вторых, ЕГЭ не потопляем, потому что форма живуча. Потому что следующие изменения, которые подготовила история технологического прогресса, требуют именно таких формализованных форм контроля.

Например, в нашей стране высок уровень мотивации к получению высшего образования. Сокращение сети вузов ведет к возрастанию неудовлетворенного спроса. Если внутренний рынок не справится с этим, к нам придут (и уже приходят) иные образовательные ресурсы. Все это в итоге приведет к тому, что на рынок труда потянутся люди, получившие образование, альтернативное традиционному. За государством останется одна функция – контроля полученных ими знаний. Государство уже ее имеет. Это единый госэкзамен. Сегодня это ЕГЭ для выпускников школ. А будет – для выпускников бакалавриата (базового высшего образования). В этом смысле ЕГЭ как форма контроля вечен и непотопляем.

Итак, речь идет об унификации образовательных мировых систем. Столь быстрые процессы глобализации практически лишают нас шанса иметь совершенно отличительную от всех собственную образовательную систему (допустим, без магистратуры и бакалавриата). Мы – часть цивилизованного мира, поэтому максимум в чем можем себя проявить – это задать тон в каком-то или каких-то из этих направлений. Например, создать новую педагогическую теорию.

(Герасимова Е. ЕГЭ – тест на моральность / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2013. – 3 сентября. – С. 8).


С первого сентября вступил в силу закон «Об образовании»


Если бы закон «Об образовании» появился несколько ранее, то я бы, наверное, многое поменяла в своей жизни, как это сейчас, возможно, уже пришлось или придется сделать многим родителям.

Итак, если бы закон был принят, когда моя дочь училась в выпускном классе, я бы сразу же посадила ее на семейное обучение (экстернат – так этот вид обучения более понятен родителям). Этим я бы сэкономила время, впустую потраченное в школе. И не допустила бы ущерба здоровью ребенка, который изрядное время проводил в переездах по большому городу из школы в университет на дополнительную подготовку.

Если бы этот закон был принят еще раньше, когда мой ребенок учился только в средней школе, то я бы строже отнеслась к выбору самой школы. Нашла бы ту, где еще есть учителя – фанаты своего дела. Не поленилась бы, прорвалась бы на их уроки. Если бы не получилось найти школу с фанатами, подговорила бы родителей класса нанять вместе (это дешевле) учителя или специалиста по основным предметам, который проводил бы занятия с детьми вне школы. Главное в средней школе, чтобы ребенок не запустил учебу.

Если бы этот закон был принят, когда мой ребенок ходил в детский сад... То мне пришлось бы платить за присмотр и уход больше, чем мы платили. Нас убеждают, что закон дает небольшую нагрузку на родительский бюджет (всего-то 5%). Тем не менее уже целый ряд экспертов высказали свои опасения, что это не совсем так. Ведь в принципе все, что не является образованием, есть присмотр и уход. А это очень приличные расходы. Кстати, если бы закон был принят в то время, возможно, мне вообще пришлось бы переехать в другой район Москвы, потому что лучшая школа для меня оказалась совсем не рядом с домом. В Москве есть свои приоритеты по приему детей в учебные заведения. Сначала берут москвичей и жителей района, на оставшиеся места – всех остальных.

Чуть не забыла, возможно, мы имели бы еще и проблемы с поступлением в вуз. Ведь мониторинг эффективности вузов теперь ежегодный. И каждый раз после выхода мониторинга университетское сообщество сотрясали бы скандалы.

И, возможно, в этих условиях неразберихи я бы подумала над тем, чтобы отправить ребенка на год-другой куда-нибудь за границу подучить английский язык. Очень пригодится в будущем. Нам ведь обещают сегодня, что результаты ЕГЭ будут действительны еще пять лет.

Вот все это пришлось бы мне непременно проделать, но прежде выполнить еще одно, но не менее важное условие – найти еще одну работу...

(Савицкая Н. Памятка родителю / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2013. – 3 сентября. – С. 8).


Списки лучших общеобразовательных учреждений России теперь будут составляться регулярно


Московские школы занимают лидирующие позиции в рейтинге 500 лучших школ России, подготовленным Московским центром непрерывного математического образования при содействии Министерства образования и науки РФ. Всего в перечне лучших школ представлены 77 регионов страны.

Рейтинг составлялся на основе двух главных критериев, которым должна отвечать каждая школа в России. По мнению составителей списка 500 лучших учебных заведений, общий уровень качества массового образования показывают результаты ЕГЭ, а об успешном развитии способностей каждого ребенка свидетельствует наличие в школе хотя бы одного призера или победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников за последние три года.

Первые 25 школ отрейтингованы, остальные вошли в 500 лучших без определения места. Москва лидирует в этом перечне лучших школ по всем показателям. В топ-25 вошли семь московских школ, а 89 – в топ-500 лучших школ России. Данные рейтинга говорят о том, что в Москве за последние два с половиной года произошел серьезный качественный скачок в системе образования.

Первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк отмечает, что опубликованный список – только начало большого проекта. Будут составляться новые рейтинги, у которых будут новые критерии. Кроме того, по словам Третьяк, школьные учебные программы будут впредь составляться с учетом опыта тех учебных заведений, которые были включены в рейтинг лучших школ России.

(Скрипникова О. Москва – лидер в школьном рейтинге / Оксана Скрипникова // Независимая газета. – 2013. – 19 сентября. – С. 5).


Лишенные сада


Начался новый учебный год, но миллионы малышей по-прежнему лишены дошкольного образования. В громкие обещания устранить к 2016 г. очереди в детские сады не верит уже никто. Отчаявшиеся родители пытаются получить путёвку в сад через суды и прокуратуры. Однако и это дела не решает. Отказывая родителям, суды прикрываются фразами о защите интересов других детей, стоящих в очереди впереди, – то есть льготников. Им, мол, путёвки в сад нужнее.

«Чиновники дефицит мест считают очень хитро, – говорит Кирилл Дружинин, эксперт Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан. – Учитывают детей от 3 до 7 лет. Малыши 1,5–2 лет в расчёт не берутся. В итоге в одном из регионов вместо реальных 220 тыс. детей, ждущих очереди в сад, получается всего 41–42 тыс. Во многих регионах закрывают ясли под предлогом увеличения мест для детей более старшего возраста. Это незаконно! Нельзя удовлетворять потребности в образовании одних детей за счёт других.

Ни один глава муниципалитета не привлечён к ответственности за безобразие с детсадами, хотя многие сидят в своих креслах по 10–15, а то и по 20 лет».

(В садик – через суд // Аргументы и факты. – 2013. – 4-10 сентября. – С. 1).


«Домашку» отменят?


Говорят, что в 10-11 классах хотят отменить домашние задания.

По словам Дмитрия Ливанова, министра образования РФ, идея добровольности и вариативности в выборе предметов и выполнении домашних заданий исходит из того, что в будущем мы собираемся опираться на создание индивидуальных программ для каждого ученика. «Дети разные: для кого-то домашние задания бессмысленны, а кому-то необходимы. Точно так же есть предметы, по которым задавать на дом нецелесообразно, – пояснил Ефим Рачевский, народный учитель России. – Но, к примеру, совершенствовать знание иностранного языка, письмо, решение задач можно лишь многократным повторением».

(«Домашку» отменят»? // Аргументы и факты. – 2013. – 11-17 сентября. – С. 4).


Больше – не значит лучше!


Количество учебников, по которым предстоит обучаться школьникам, из года в год растет. В этом учебном году их количество достигло 3 тысяч, что почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом. Одних учебников истории около 80.

Почему так происходит? Во-первых, в этом году внедряется новый стандарт обучения, и учебники должны соответствовать трем уровням образования – базовому, профильному и углубленному (соответственно растет их общее количество). Во-вторых, выпуск учебников – это прибыльный бизнес. Ведь их цена – от 300 рублей и выше. Базовый комплект учебников может стоить больше 1 млн. рублей, а углубленный – еще больше.

(Перебор! // Аргументы и факты. – 2013. – 18-24 сентября. – С. 5).


Наша новая школа


Программа «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы» принята. Её проект разработан в соответствии с майскими указами Президента России и государственной программой «Развитие образования».

По словам председателя Комитета по образованию Жанны Воробьевой, документ включает в себя пять подпрограмм. Планируется открыть три новых центра по подготовке квалифицированных специалистов для различных отраслей городской экономики. В числе приоритетных задач в области дошкольного, общего и дополнительного образования – расширение сети детских садов и школ. Город продолжает развивать и систему дополнительного образования детей и подростков; будет продолжать оказывать поддержку талантливым детям; запланирована организация дистанционного обучения для детей-инвалидов, а также завершение комплексного оснащения образовательных учреждений современным оборудованием. Для укрепления здоровья школьников в городе оборудован 401 стадион. В новой программе уделяется большое внимание информированию общественности о результатах работы образовательных учреждений и развитию системы оценки качества.

(Алексютина Н. Поддержка талантов стала нормой / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2013. – 17 сентября. – С.3).


Мониторинг эффективности


30 вузов и 262 филиала были признаны неэффективными по результатам мониторинга высших учебных заведений прошлого года. Названия тех, кто пополнит этот список в 2013 году, станут известны уже в ноябре.

15 сентября Минобрнауки завершило сбор форм для второго по счету мониторинга вузов страны. И если в прошлом году участие в нем было обязательным только для госсектора, а «частники» присоединялись к нему добровольно, то теперь проверят всех.

Всего мониторингу подлежат 1054 вуза, из которых 480 негосударственные. Определять эффективность будут по комплексу из 6 основных показателей. Среди них образовательная и научно-исследовательская деятельность, инфраструктура, финансово-экономическая и международная деятельность. Шестым показателем, введенным только с этого года, станет трудоустройство выпускников.

Александр Климов, зам. министра образования и науки РФ сказал, что закрывать будут только неэффективные филиалы. А вузы, попавшие в эту категорию, реорганизуют, присоединив к более успешным. Такой процесс уже идет по итогам прошлого мониторинга.

(Максимович О. Вузы проверят по шести показателям / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2013. – 17 сентября. – С.3).


От первого лица


В статье «Работать и достигать ожидаемого успеха» руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов излагает идеи и подходы, которые послужат, как надеется редакция газеты, основой для конструктивного общественного и профессионального обсуждения и принятия в недалеком будущем эффективных решений, способствующих движению российского образования к новому качеству.

(Кравцов С. Работать и достигать ожидаемого успеха / Сергей Кравцов // Учительская газета. – 2013. – 17 сентября. – С.19).


Лучшие школы России

Опубликован перечень лучших школ России. Методика формирования перечня общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников в Российской Федерации, параметры перечня. Номинации перечня:

  1. Номинация «Топ-25»: первые 25 общеобразовательных учреждений Перечня, упорядоченные в соответствии с указанной методикой.
  2. Номинация «Топ-500»: первые 500 общеобразовательных учреждений, упорядоченные по региону (по алфавиту), внутри региона – по названию учреждения (по алфавиту).
  3. Номинация «Топ-54»: 54 общеобразовательных учреждения, расположенных в сельской местности (согласно базе «Федеральная информационная система ЕГЭ») и упорядоченные по региону (по алфавиту), внутри региона – по названию учреждения (по алфавиту).

(Лучшие школы России // Учительская газета. Специальный выпуск – 2013. – 17 сентября. – С.19).


Назначение


Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назначил Михаила Попова на должность директора Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства образования и науки РФ.

(Косыгин С. Назначен глава Департамента управления программами и конкурсных процедур / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2013. – 24 сентября. – С.3).


Учитель года России - 2014


24 сентября в подмосковном Подольске стартовал конкурс «Учитель года России – 2013». Оргкомитет всероссийского состязания принял решение, что девизом конкурса остается золотая фраза «Учить и учиться». Большинство финалистов – молодые педагоги до 30 лет. Среди предметников лидируют учителя до 30 лет. Среди предметников лидируют учителя начальных классов. Необычайно много по сравнению с прошлыми финалами приехало преподавателей физкультуры.

(Родионова О. «Пеликаны» снова в сборе / Оксана Родионова // Учительская газета. – 2013. – 24 сентября. – С. 3).


Молодые учителя пошли работать в школы


Интересный факт: из 25 выпускников отделения педагогики и методики начального образования Воронежского госуниверситета 23 человека пошли работать в школы. Двое оставшихся пока не определились в силу личных обстоятельств. Интересный факт, особенно на фоне скандала с оценкой эффективности российских вузов, когда педагогические почти поголовно были признаны «банкротами» во многом потому, что их выпускники не спешат трудоустраиваться по специальности. Опытом работы делятся сотрудники отдела содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников Воронежского педагогического университета.

(Масликова Т. Срочно нужен географ! / Татьяна Масликова // Учительская газета. – 2013. – 24 сентября. – С. 7).


Результаты рейтинга


Опубликованы результаты рейтинга муниципальных детских садов России – 2013. Всего в исследовании по рейтингованию приняли участие 3536 детских садов, представляющих 16 регионов РФ. В процессе исследования был собран исходный массив данных, представляющих собой информацию о характеристиках детских садов, которую можно дифференцировать на три категории : «Условия, созданные для ребенка в детском саду», «Педагоги, работающие с детьми в детском саду» и «Дополнительные услуги в детском саду». Базируясь на данных категориях, был составлен итоговый сводный рейтинг, иллюстрирующий распределение детских садов от детского сада, получившего наименьший рейтинг, до лидирующей дошкольной образовательной организации».

(Буянов А. Воспитание на «отлично» /Александр Буянов // Учительская газета. – 2013. – 24 сентября. – С. 7).
Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru