В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (август 2013 г.)

3 сентября 201322:06

Новости образования

Социальная сеть для учителей


Министерство образования и науки в 2014 году собирается запустить всероссийскую федеральную социальную сеть для учителей. Задача проекта – объединить педагогов всей страны в едином электронном пространстве. Подобные соцсети существуют за рубежом. С их помощью профессиональное сообщество ведет работу с образовательным ведомством, участвует в обсуждении будущих законодательных норм и других проектов.

В России уже существуют виртуальные объединения учителей – «Содружество методических объединений» (center.fio.ru), «Всероссийский Интернет-Педсовет» (pedsovet.alledu.ru), «Интернет – государство учителей» (www.intergu.ru) – всего порядка 40 сайтов. Все это негосударственные проекты.

– Необходимо создать единую площадку, чтобы преподаватели смогли напрямую взаимодействовать не только между собой, но и оперативно вносить свои предложения в Минобрнауки, – считают в ведомстве.

Нынешние форумы для педагогов – с открытым доступом. Как сообщили в министерстве, к будущей соцсети получат доступ только преподаватели.

Помимо общения в будущей соцсети запланирован «библиотечный медиацентр». Там будет информация по новым нормативам, требованиям и формам обучения в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании». Также через сайт планируют распространять информацию о новинках учебно-методической литературы и помогать в составлении образовательных программ (для этого в следующем году будет отобрано несколько ведущих вузов и научных организаций).

Представитель Центра образовательных технологий московской школы управления «Сколково» Андрей Баркин считает, что современные технологии упрощают связи между преподавательским сообществом и государством.

– За рубежом подобные формы взаимодействия давно введены и зарекомендовали себя. Необходимо создать условия для оперативного и конструктивного диалога преподавателей с министерством, – говорит Баркин.


(Панов П. Минобрнауки создает закрытую соцсеть для учителей / Павел Панов // Известия. – 2013. – 14 августа. – С. 3.)


Оценки выпускников 9 класса поместят в единый реестр


В следующем году в России должен появиться федеральный электронный реестр результатов Государственной итоговой аттестации (ГИА) – выпускных экзаменов после 9 класса (аналог проходящих после 11 класса ЕГЭ). Как рассказали в Минобрнауки, курировать проект будут департамент госполитики в сфере общего образования этого ведомства, а также Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

– Необходим федеральный ресурс, который будет предоставлять данные об обучающихся и аккумулированную информацию о результатах итоговой аттестации, – говорят в Минобрнауки. – Требуется ввести систему в штатный режим и апробировать ее.

Юридически между ГИА и ЕГЭ существуют значительные различия.

Первые проводят территориальные экзаменационные комиссии, их курируют местные департаменты образования. ЕГЭ проводят государственные экзаменационные комиссии, и этот процесс курирует Рособрнадзор.

Для подтверждения результатов ЕГЭ вуз, в который поступает абитуриент, сейчас может свериться с уже существующей единой федеральной базой. Чтобы проверить данные ГИА, заведениям начального или среднего профессионального образования приходится напрямую обращаться в школу или управление образования.

Появление реестра ГИА связано с вступлением в силу 1 сентября этого года нового закона «Об образовании». По этому закону российские ПТУ и колледжи станут организациями начального и среднего профессионального образования, а требования к поступающим заметно повысятся. В этих учреждениях даже появится «прикладной бакалавриат». В таких условиях решено поставить заслон подделкам бланков ГИА, которые в нынешних ПТУ происходили неоднократно. Кроме того, Минобрнауки хочет вести статистический учет итогов окончания девяти классов.

Реестр ГИА должен был появиться еще в прошлом году. Работы начались еще в 2011 в рамках программы развития образования на 2011–2015 годы, но договор с исполнителем (название компании в министерстве не сообщают) был расторгнут из-за несоблюдения условий.


(Панов П. Оценки за 9 класс поместят в единый реестр / Павел Панов // Известия. – 2013. – 12 августа. – С. 1.)


Педагоги школ и детсадов попадут в рейтинги эффективности


Министерство образования и науки подготовило проект методических рекомендаций для субъектов Федерации по разработке показателей эффективности образовательных учреждений. Документ предусматривает два «рейтинга эффективности» – для руководителей учебных учреждений и для преподавателей.

В инаугурационных указах президента Владимира Путина (от 7 мая 2012 года) есть пункт о повышении доходов преподавателей. 6 июня нынешнего года на совещании по школьному образованию Путин уточнил, что к декабрю зарплаты учителей должны сравняться со средними по экономике во всех регионах, после чего должны повышаться ежегодно.

Итоги рейтинга будут использоваться для более эффективного распределения грантов, которые государство предоставляет образовательным организациям. Информация о результатах деятельности школ и детсадов будет размещаться в Интернете.

Для директоров образовательных учреждений министерство определило следующие показатели: удовлетворенность населения, информационная открытость, мероприятия по профилактике правонарушений, реализация социокультурных проектов, организация работы с одаренными детьми, индивидуального образовательного процесса и спортработы.

Дополнительно для руководителей школ будут учитываться реализация профильного обучения, динамика индивидуальных результатов учеников, «сохранность контингента» учеников (количество отчисленных). Итоги ГИА (выпускного экзамена после 9 класса) и ЕГЭ предлагается учитывать через особый критерий. Это будет отношение среднего балла 10 % выпускников с лучшими результатами и 10 % с худшими. Для преподавателей министерство остановилось на следующих направлениях работы: учебные и социальные проекты (экскурсии, учебные проекты, олимпиады, соревнования и т. д.), участие в исследованиях по мониторингу успеваемости, динамика достижений учеников, взаимодействие с родителями, работа с детьми из неблагополучных семей, а также создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и т. д.).

Максимальное количество баллов по каждому показателю должны определить местные органы власти регионов.

– Составление единого рейтинга для всех регионов опасно, ведь они все разные, – поясняет научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Нужно брать кластеры регионов с похожими показателями. Рейтинги заставляют регионы гнаться за показателями, а не за образовательным процессом, считает Адамский. Выравнивания условий, к сожалению, не произошло, и некоторым регионам приходится брать кредиты, чтобы поднять зарплату своим преподавателям до предписанного уровня.


(Панов П. Педагоги школ и детсадов попадут в рейтинги эффективности / Павел Панов // Известия. – 2013. – 7 августа. – С. 1.)


Школьных учителей обяжут носить форму


Вслед за формой для школьников у их преподавателей также могут появиться стандарты одежды. Сразу два комитета Госдумы – по вопросам семьи, женщин и детей, а также по вопросам образования – приступили к созданию федерального кодекса школьной чести, в котором пропишут правила поведения и нормы внешнего вида не только для детей, но и для педагогов. Как пояснили депутаты, детям не удастся привить нормы «скромности и сдержанности», если не ввести форму и для их преподавателей.

– Педагоги позволяют себе одеваться с неприкрытой сексуальностью и в свободное от уроков время подрабатывать в стрип-клубах и рекламировать услуги сексуального характера в Интернете, – рассказывает одна из авторов кодекса, член комитета Госдумы по вопросам семьи Елена Сенаторова («Единая Россия»). – Это недопустимо при том, что для детей мы вводим школьную форму.

Однако если форма для школьников будет схожей как минимум на уровне регионов, то для учителей полную униформу вводить не будут. Как пояснила Сенаторова, в кодексе просто пропишут критерии допустимого стиля одежды и аксессуаров для преподавателей. Так, скорее всего им запретят носить слишком короткие юбки, глубокое декольте и делать яркий макияж.

При этом в создаваемой депутатами доктрине будут содержаться не только рекомендации к внешнему виду преподавателей, но и правила общения между участниками образовательного процесса. В документе пропишут, что демонстрация неуважения, грубости, невоспитанности и несдержанности недопустима не только со стороны ученика, но и со стороны учителя.

– При нынешнем нравственном уровне в школах такой документ необходим. Там будет много положений, касающихся этической стороны обучения. Также будут освещены и некоторые правовые аспекты, – подчеркнула замглавы комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко («Единая Россия»).

Однако коллеги единороссов по профильным комитетам, главным образом коммунисты, выступают против введения формы для учителей и называют весь кодекс в целом «лишенным содержательной части».

В Общественном совете при Министерстве образования и науки опасаются, что на практике кодекс работать не будет. Среди действенных мер по повышению уровня культуры в школах эксперты называют увеличение зарплат учителей, расширение соцпакета и повышение качества образования в педагогических вузах.

Ожидается, что нормы кодекса будут носить рекомендательный характер, однако там будут прописаны и санкции как для учителей, так и для школьников, нарушивших положения документа. Среди них могут быть выговоры учителям, вызов в школу родителей учеников, демонстрация фотографий провинившихся на досках позора и другие варианты воздействия не только на детей, но и на их школьных наставников.

Поводом для введения школьной формы для учеников стал скандал в Ставрополье, который разразился осенью прошлого года. Несколько школьниц пришли на уроки в хиджабах, после чего им запретили посещать школу в несветской одежде. Владимир Путин тогда поддержал решение руководства школы. Позже, в конце марта этого года, на конференции Общероссийского народного фронта президент прямо заявил о необходимости введения единой формы для всех школьников. С 1 сентября учащиеся уже пойдут в школу в новой одежде. Однако ее вид предстоит определить региональным властям, федералы же установили общие рамки: строгие юбки, сарафаны, брюки и пиджаки.


(Малай Е. Школьных учителей обяжут носить форму / Елена Малай // Известия. – 2013. – 6 августа. – С. 4.)


Предмет под названием «Интернетоведение»


Московские власти хотят ввести в столичных школах новый предмет под названием «Интернетоведение». Об этом сообщил советник руководителя городского департамента информационных технологий (ДИТ) Константин Горохов. Курс «по информационной грамотности и гигиене» сначала запустят на факультативной основе в 20 «продвинутых» школах, а затем намерены перевести в разряд обязательных предметов и тиражировать на всю Москву.

Как рассказал Константин Горохов, до сентября директора столичных школ подают заявки на получение членства в новом Клубе лидеров в сфере информатизации школьной жизни, созданном при мэрии. Между учреждениями, которые попадут в клуб, будут проводиться соревнования для определения самой «продвинутой» столичной школы.

– В августе будут разработаны основные положения проекта и требования к участникам клуба, – рассказал Горохов.

По его словам, в течение сентября школы будут подавать на конкурс собственные проекты, которые должны наглядно продемонстрировать высокое развитие среди «обитателей» учреждения навыков владения современными технологиями. Это может быть, например, интерактивный урок. Затем состоится защита проекта, по итогам которой экспертное жюри выберет победителей.

В состав комиссии, по словам Горохова, войдут специалисты из двух ведомств – организаторов проекта – департаментов IT и образования, а также представители отраслевых компаний.

– Клуб открыт к партнерству с участниками рынка информационных технологий, – сказал пресс-секретарь. – О своем интересе уже заявили ряд крупных интернет-компаний, с которыми в настоящее время активно ведутся переговоры, а также международные поставщики, в частности Microsoft и Intel.

По словам Горохова, власти ожидают, что в конкурсе примут участие около 500 школ.

– В 20 школах-победительницах начнут преподавать предмет «Интернетоведение» на факультативной основе, – пояснил Горохов. Он добавил, что в случае успеха проекта предложения по введению предмета в обязательную образовательную программу будут отправлены на согласование с другими ведомствами, в частности, с департаментом образования.

По словам Горохова, такая дисциплина будет полезна и для учителей, и для учеников: она поможет им лучше ориентироваться в Интернет-пространстве.

– Планируется преподать базовый курс по информационной грамотности и гигиене, – уточнил Горохов.

Первые уроки департамент хочет провести совместно с представителями отраслевых компаний, затем преподавать будут либо действующие учителя информатики, либо специально приглашенные эксперты.

Горохов добавил, что департамент будет поощрять переоборудование школ-победительниц, выплачивая 50 % от стоимости оборудования.


(Бородина Т. Школьникам дадут уроки владения Интернетом / Татьяна Бородина // Известия. – 2013. – 2 августа. – С. 6.)


Российские вузы прорекламируют за рубежом


Министерство образования и науки решило заняться рекламой ведущих отечественных вузов за границей. Как сообщил источник в ведомстве, рекламная кампания пройдет в конце 2013 и в 2014 году. Целевая аудитория – страны, где говорят на английском, французском, немецком и китайском языках. Главная задача всего мероприятия (предварительно его стоимость оценивается в 22–24 млн рублей) – улучшение позиций отечественных вузов в международных рейтингах.

Кроме размещения рекламных баннеров и статей будут организованы пресс-туры для зарубежных журналистов по ведущим российским университетам. Также будет создан промосайт с «профилями» отечественных учебных заведений, которые планируют войти в международный рейтинг топ-100 ведущих университетов мира. По планам министерства, к 2020 году в топ-100 должны войти пять наших университетов.

– Распространение такой информации будет способствовать положительному информационному полю вокруг Минобрнауки, повышению узнаваемости российских университетов на международной арене, – сообщил источник в ведомстве. – Дружественные отношения с российскими и международными СМИ позволят повысить интерес и упоминаемость вузов как в российской, так и международной прессе.

Наиболее вероятным исполнителем проекта в Минобрнауки назвали коммуникационную компанию «Михайлов и партнеры». В компании, по словам ее представителей, знают о проекте продвижения российских вузов за рубежом и готовы заняться этой работой.

Сегодня существуют три крупных международных рейтинга вузов – QS World University Rankings (проводит британское агентство QS Group), Times Higher Education (газета The Times совместно с Thomson Reuters) и ARWU (составляется Институтом высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун). Ни в одном из них российские вузы не входят в топ-100.

До начала 2014 года Минобрнауки с помощью международных экспертов и профессионального сообщества отберет 10–15 вузов, которые получат дополнительные субсидии – до нескольких миллиардов рублей на одно высшее учебное заведение. В 2014 году министерство планирует на эти цели выделить 21 млрд рублей, в 2015-м – до 24 млрд.


(Панов П. Минобрнауки прорекламирует российские вузы за рубежом / Павел Панов // Известия. – 2013. – 16 августа. – С. 3.)


В школах могут появиться превентологи


В столичных школах могут появиться превентологи – специалисты по профилактике наркомании в учебном заведении. Соответствующее предложение в мэрию решили направить городские депутаты по результатам прошедшего на днях заседания Экспертного совета при комиссии по безопасности Мосгордумы.

Как рассказала председатель комиссии Инна Святенко, новую должность должны занять психологи с медицинским образованием. Таким образом, столица должна перенять опыт Франции, в школах которой уже работают специалисты по предупреждению наркомании.

«Это люди, которые занимаются профилактикой всех антисоциальных явлений, в том числе употребления наркотиков, табака, алкоголя и даже прогуливания уроков учениками, – рассказал председатель Экспертного совета Антон Цветков. – Эти специалисты должны быть освобождены от ведения уроков. Они работают на опережение и знают, употребляют ли школьники наркотики, от самих учеников, а также от учителей физкультуры и классных руководителей».

По его словам, превентологи в московских школах будут беседовать с подростками, находящимися в группе риска, и с их родителями, а также совместно с правоохранительными органами пресекать продажу спайса и других наркотиков на территории или вблизи учебного заведения.

Также, по мнению Экспертного совета, в рамках системы повышения квалификации столичных педагогов нужно ввести курс наркоконфликтологии.


(Ветров И. Борцов с наркотиками включат в штатное расписание / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 6 августа. – С. 3.)


Чемпионат мира по географии


На Всемирном географическом чемпионате National Geographic, который завершился в Петербурге, американским школьникам удалось доказать, что географию они знают превосходно. Команда США удостоилась золотой медали, канадцы получили «серебро», индийцам досталась «бронза».

Нынешний чемпионат впервые проходил в России. В страноведении состязались около двадцати команд. Каждая состояла из трех школьников до 17 лет. Национальные сборные преодолели несколько туров: письменный тест, ориентирование на местности с картой и викторину.

По итогам чемпионата команда США набрала 134 балла, на счету представителей Канады и Индии 130 и 128 очков соответственно. Россияне с результатом 125 баллов заняли четвертое место.

Чемпионат мира National Geographic проводится каждые два года. Первый состоялся в 1993 году в Лондоне, в штаб-квартире Королевского географического общества. Тогда его победителем стала команда из США, опередившая в финале команды из Великобритании и России. В дальнейшем россияне еще два раза становились обладателями бронзовой медали, а в 2005 году заняли второе место. Однако судьбоносным для российской команды стал чемпионат 2011 года в Сан-Франциско (США) – тогда школьники Егор Шустов, Александр Бондарчук и Мария Самолетова завоевали первое место. Это и стало причиной того, что в нынешнем году чемпионат проводился в России.


(Алексютина Н. На чемпионате мира по географии россияне стали четвертыми / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2013. – 6 августа. – С. 3.)


Юные математики привезли медали из Колумбии


На 54-й Международной олимпиаде по математике, проходившей в Колумбии, сборная России завоевала четыре золотые и две серебряные медали.

В командном зачете Россия показала третий результат, разделив его с США и уступив Китаю и Южной Корее.


(Ветров И. Юные математики привезли медали из Колумбии / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 6 августа. – С. 3.)


Первокурсников протестируют и отчислят


Сразу несколько вузов обещают протестировать первокурсников и отчислить тех, кто не будет соответствовать уровню их учебного заведения. По словам экспертов, это показатель того, что ЕГЭ не смог стать объективным экзаменом.

Почти во всех ведущих российских вузах средний проходной балл существенно увеличился по сравнению с прошлым годом. Например, в РЭУ им. Г. В. Плеханова это 88 баллов за один ЕГЭ (в прошлом году было 73), в Финансовом университете при Правительстве РФ – 85 баллов, в МЭСИ – 80, столько же в РГГУ.

«Что такое средний балл 80? Это значит, что по всем предметам абитуриент получил отлично. Невозможно, чтобы такое большое количество абитуриентов так хорошо учились», – недоумевает ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. Он призвал не бояться отчислять неуспевающих, «чтобы люди знали, что попасть в вуз – это еще не значит его закончить».

По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, фальсификации баллов ЕГЭ в нынешнем году приобрели общенациональный масштаб: «По данным Рособрнадзора, в 77 % случаев баллы ЕГЭ у абитуриентов были завышены. Нередко задание не было выполнено вообще, а балы за него стояли. Попытка сделать ЕГЭ объективным экзаменом абсолютно провалилась».

В вузах сетуют, что различить настоящих и фальшивых «высокобалльников» невозможно. Равно как и всё более многочисленных льготников. «Мы не можем проверить подлинность документов, принесенных абитуриентом, – говорит ректор РАНХиГС при президенте РФ Максим Назаров. – Мы все понимаем, что есть инвалиды, но то, когда человек прописался в чернобыльской зоне за месяц до начала приемной кампании, выглядит, мягко говоря, весьма подозрительно. И сироты к нам приходят с родителями».


(Васильченко М. Сироты приходят с родителями / Мария Васильченко // Новые известия. – 2013. – 6 августа. – С. 1.)


Главные приметы приемной кампании-2013


Ректоры ведущих университетов и академий назвали главные приметы приемной кампании этого года, которые вывели по итогам второй волны поступления. Во-первых, высокий конкурс. Подобного никогда не было ни в Высшей школе экономики, ни в РГГУ – здесь 35 абитуриентов боролись за место.

Во-вторых, многие решили вообще не связываться с поступлением на бюджет и сразу подали заявление на платное отделение. Хотя число бюджетных мест на большинстве специальностей не сократилось.

Третья тенденция – высоченный средний балл за ЕГЭ. Судя по статистике, поступают сплошь отличники, и пятерка у них – средняя арифметическая оценка. Как следствие и проходной балл по сравнению с прошлогодним вырос. Он поднялся с 283 до 288. Но для большинства ведущих вузов высокие баллы ЕГЭ – не показатель: в прошлом году с первых курсов были отчислены и высокобалльники.


(Конюхова К. Студенты предпочитают учиться за деньги родителей, а не государства / Ксения Конюхова // Комсомольская правда. – 2013. – 7 августа. – С. 1.)


Виновные наказаны


Министерство образования и науки направило письма главам регионов, в которых выявлено наибольшее количество нарушений порядка проведения ЕГЭ, о необходимости принятия мер административного характера.

В частности, ряду регионов рекомендовано рассмотреть вопрос об увольнении руководителей региональных центров обработки информации. Всего по результатам расследования фактов нарушений на ЕГЭ 276 ответственных лиц получили дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения и 432 человека привлечены к административной ответственности.

Согласно оперативной информации, полученной от Рособрнадзора и субъектов РФ, в 2013 году зафиксировано 863 случая нарушений, допущенных должностными лицами при обеспечении и проведении государственной аттестации в форме ЕГЭ. Наибольшее количество нарушений выявлено в Северо-Кавказском федеральном округе (336 нарушений, в том числе 222 нарушения – в Республике Дагестан, 78 нарушений – в Кабардино-Балкарской Республике, 17 – в Карачаево-Черкесской Республике и 15 – в Ставропольском крае), наименьшее – в Северо-Западном федеральном округе, где выявлено 12 случаев нарушений.


(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 9 августа. – С. 3.)


Мамы Америку обогнали


Данные американского центра по контролю и профилактике заболеваний говорят, что Россия обогнала США по уровню рождаемости. Но американцы уверены, что очень скоро мы опять отстанем от них. «Рождаемость в России сильно выросла из-за благоприятной демографической ситуации, а также мер правительства по её стимулированию, – пояснила Лариса Попович, директор института экономики здравоохранения НИУ «ВШЭ». – Но через 5–10 лет у нас действительно начнется спад – резко снизится доля женщин детородного возраста. В США и Европе сейчас кризис рождаемости. Повышаться там она будет за счет мигрантов.


(Мамы Америку обогнали // Аргументы и факты. – 2013. – 14–20 августа. – С. 4.)


Кадры


Минобрнауки опубликовало новый перечень рабочих специальностей.

С 1 сентября в России будет 4766 рабочих профессий. Именно столько специальностей, занятых в самых разных производствах и сферах экономики, вошли в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный министром образования и науки Дмитрием Ливановым.

Речь идет о тех специалистах, которых раньше готовили в профессионально-технических училищах. С нового учебного года, когда измененный закон об образовании вступит в силу, учить рабочих будут в средних специальных учебных организациях. Проще говоря – в техникумах и колледжах.

– По нашим данным, в августе по рабочим профессиям сложился сильнейший дефицит сотрудников: количество вакансий почти в два раза превышало число ищущих работу специалистов, – рассказал директор по исследованиям рекрутингового портала Глеб Лебедев. – Рабочих не хватает всем, но при этом много платить за их труд работодатели не готовы. В среднем рабочему предлагают зарплату в 35 тысяч рублей, что на четверть меньше, чем людям других специальностей.


(Дуэль А. Трудовой народ / Александр Дуэль // Российская газета. – 2013. – 16 августа. – С. 1.)


Отличники спасают мир


Дмитрий Медведев подписал постановление, которое раскрывает потенциал закона «Об образовании».

С 1 сентября вводятся новые критерии для иностранных организаций, выдающих документы об образовании. Речь идет как о дипломах, так и о свидетельствах о квалификации. Власти рассчитывают, что это позволит привлечь в Россию высококвалифицированных специалистов, получивших образование в лучших вузах мира.

Утверждена номенклатура должностей педагогов-руководителей – чтобы привести их перечень к единообразию. Это не простая формальность: от статуса и должности зависят пособия и льготы.

Самая интересная инновация: премьер ввел общественное обсуждение проектов государственных образовательных стандартов с помощью Интернета.


(Елков И. Отличники спасают мир / Игорь Елков // Российская газета. Неделя. – 2013. – 15 – 21 августа. – С. 3.)


Фабрика гениев


Почему в Ярославской области столько талантливых математиков?

В этом году в Ярославской области началась реализация проекта «Ярославская математическая школа», цель которого – поиск будущих Лобачевских на территории всего региона, включая самые дремучие его уголки.

Толчком к созданию нового образовательного проекта стал прошлогодний указ Владимира Путина, обративший внимание на необходимость развития математического образования. К участию в нем привлекли местные вузы. В результате появился математический клуб, а в июле в селе Вятском под Ярославлем работала летняя математическая школа: 30 светлых голов со всей области – участники математических олимпиад всех уровней – совмещали отдых и занятия с преподавателями ярославского Демидовского университета, РГПУ им. Герцена и физико-математического лицея Петербурга.

Ярославль всегда был на слуху как поставщик в лучшие вузы страны сильных математиков. Имеется в виду школа № 33 – традиционный лидер региона по баллам ЕГЭ.

В статье раскрываются задачи «Ярославской математической школы», а также рассказывается о достижениях выпускников.


(Труханова Э. Фабрика гениев / Эллина Труханова // Российская газета. Неделя. – 2013. – 15 – 21 августа. – С. 7.)


Краеведческие новости


Электронный дневник и тьютор


Около 32,5 млн рублей из федерального бюджета получила Волгоградская область на развитие инновационных моделей образования. Средства пойдут, в частности, на дальнейшую подготовку педагогов-тьюторов.

В отличие от обычного учителя тьютор работает не с целыми классами, а с маленькими группами детей, с конкретным школьником. Помочь ребенку самореализоваться – главная задача тьютора, для чего он использует современные технологии работы с образовательным заказом семьи.

Тьютор помогает ребенку разобраться в неудачах и успехах, координирует самостоятельную учебу, выбор учебного профиля, кружков. Говоря научным языком, тьютор – наставник, сопровождающий выбор и получение учеником индивидуальной образовательной программы.

Дополнительные инвестиции поступают благодаря победе Волгоградской области в конкурсе региональных программ развития образования. Грант реализуется с 2011 года в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Волгоградская академия повышения квалификации работников образования стала федеральной стажировочной площадкой. Там ведется переподготовка педагогов не только нашего, но и других регионов. За несколько лет более 1,5 тысячи учителей из девяти российских территорий прошли курсы повышения квалификации по теме «Введение в тьюторство».

После Томска, Москвы, Ижевска Волгоградская область стала четвертым по счету субъектом Федерации, где был запущен Центр развития тьюторских практик. К Центру проявляют большой интерес продвинутые учителя и директора школ, которые стремятся работать в духе современности, быть конкурентоспособными. В этом году увеличится до 41 количество базовых школ проекта.

Большая часть гранта – порядка 22 млн рублей – на этот раз будет потрачена на апробацию электронной системы управления качеством образования. Она включает электронные журналы и дневники, Интернет-ресурсы и тесты по разным предметам школьной программы. Испытание новых моделей пройдет в Новоаннинском, Урюпинском, Тракторозаводском и Ворошиловском районах.


(Гречухина Ю. Электронный дневник и тьютор / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 20 августа. – С. 2.)


Первоклассные сборы


Для поддержки детей из малообеспеченных, многодетных или неполных семей министерство социальной защиты населения Волгоградской области и региональный центр социальной помощи семье и детям «Семья» проводят ежегодную благотворительную акцию «В помощь первокласснику».

В ходе ее организации центр «Семья» осуществляет сбор книг, учебников, канцтоваров, ранцев, рюкзаков, школьных принадлежностей, форменной и спортивной одежды и обуви, а также денежных средств на их приобретение от организаций и неравнодушных граждан для ребят из малообеспеченных, неполных и многодетных семей Волгоградской области.

Фонд «Детские домики» накануне нового учебного года проводит акцию «Скоро в школу!» по сбору школьных принадлежностей детям из детских домов и интернатов Волгоградской области.

С 16 по 31 августа в Волгограде организованы пункты сбора школьных принадлежностей и инвентаря.


(Шадчина В. Первоклассные сборы / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 20 августа. – С. 3.)


Детское место


Москва вновь дает Волгоградской области деньги на детские сады.

Более 34 млн рублей на улучшение условий в них получит Волгоградская область из федерального бюджета.

Федеральная помощь поступает в наш регион уже третий год подряд. Это происходит благодаря успешной работе регионального правительства по открытию дополнительных мест в дошкольных учреждениях, поясняют в министерстве образования и науки Волгоградской области.


(Гречухина Ю. Детское место / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 6 августа. – С. 2.)


Киквидзенских первоклашек ждут подарки


Благотворительную акцию «Собери портфель первокласснику» проводит Киквидзенский комплексный центр социального обслуживания населения. Благодаря помощи населения дети-инвалиды, ребята из многодетных семей или неполных семей пойдут в первый класс подготовленными. В центр соцобслуживания жители приносят тетради, краски, пеналы и другие канцелярские товары.


(Киквидзенских первоклашек ждут подарки // Волгоградская правда. – 2013. – 6 августа. – С. 5.)


Каникулы по выгодному курсу


Летом школьники региона могут заработать по 6 тысяч рублей в месяц. Кампания по временному трудоустройству подростков в 2013 году протекает не без проблем.

В этом году в рамках региональной программы содействия занятости планируется обеспечить временными рабочими местами около 10 тысяч школьников 14–18 лет. Однако в Волгоградской области временно трудоустроено лишь 4,3 тыс. ребят.

Корреспондент «Волгоградской правды» обратилась в один из центров занятости Волгограда. Звонок наугад подтвердил: школьников ждут. «Приходите. Зарплата порядка 6 тысяч за благоустройство территории в своем районе». Кроме того, ребятам могут предложить работу курьера и помощника воспитателя, выполнение несложных технических действий по вводу информации в базы данных, подготовку и сортировку документов для передачи их в архив.

Приоритетом пользуются дети из семей безработных и находящихся в социально опасном положении, сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние правонарушители. А в принципе самые настойчивые могут попытаться заработать свой первый рубль.


(Гречухина Ю. Каникулы по выгодному курсу / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 1 августа. – С. 1.)


Высшая школа


В этом году вузы Волгограда зачислят 23 тысячи первокурсников по всем формам обучения. Из них за счет государства смогут учиться 6887 человек. Увеличено количество мест на естественнонаучные, медицинские, технические направления, педагогику, больше мест выделяется на магистратуру. А вот заочников станет меньше.


(Шадчина В. Использовать второй шанс / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 9 августа. – С. 3.)


Ипотека станет доступнее


Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о распределении субсидий на возмещение части затрат по ипотеке для учителей. Субсидии получат педагоги из тех регионов, где уже есть свои льготные программы. Волгоградская область в их число входит. В этом году на эту программу выделено 100 млн рублей, на следующие 2 года запланировано 500 млн рублей.


(Ипотека станет доступнее для учителей // Родной город. – 2013. – 28 августа. – С. 2.)


Готовы ли школы к приему учеников?


Весь август в области работали 45 муниципальных комиссий, которые провели смотры готовности образовательных учреждений.

К началу учебного года все школы должны были получить паспорта готовности.

Большинство уже такие паспорта получили – 818 общеобразовательных учреждений. Однако с первого раза пройти приемку удалось лишь 806 из них. Наибольшее количество недочетов в учебных заведениях выявили специалисты пожарного надзора и Роспотребнадзора.

– В различные инстанции направлено 288 информаций о проблемах обеспечения пожарной безопасности, в том числе 99 в органы прокуратуры. К административной ответственности привлечено 228 лиц, из них 77 юридических и 151 должностное лицо, выдано 212 предписаний Госпожнадзора, – сообщили в ГУ МЧС региона.

Кроме того, 11 общеобразовательных учреждений Чернышковского и Клетского муниципальных районов не были приняты с первого предъявления по причине несоответствия питьевой воды санитарным нормам. Дети в этих школах будут обеспечены бутилированной водой. А вот в самом Волгограде одна школа – № 41 в Дзержинском районе – откроется только в декабре.

– Здесь проводится плановый капитальный ремонт, – поясняют в региональном Министерстве образования. – Родители школьников с пониманием отнеслись к вопросам проведения ремонта и не возражали против того, чтобы на это время образовательный процесс был организован на базе школы № 102. Всего во время летних каникул капитальные работы по обновлению зданий удалось выполнить в 166 школах области. Это замена кровли, полов, окон и систем отопления. На эти цели в рамках программы модернизации было потрачено более 350 млн рублей. Еще одну проблему муниципалитетам предстоит решить к следующему году. На августовской «прямой линии» губернатор Сергей Боженов в очередной раз обратил внимание муниципальных чиновников на ограждения школ. Далеко не каждое образовательное учреждение закрыто для доступа на свою территорию посторонних. Кроме того, каждую школу необходимо оборудовать системой видеонаблюдения, считает глава региона. Это также в полномочиях местных властей.

Не менее чем вопросы безопасности, родителей школяров волнуют другие проблемы. Это стало особенно актуально в связи со вступлением в силу нового Закона об образовании. За школами законодательно закрепили обеспечение учеников бесплатными учебниками. Как раз накануне Дня знаний премьер-министр Дмитрий Медведев провел с регионами селекторное совещание, уделив особое внимание этому вопросу.

Работу муниципалитетов по вопросу комплектации учебниками сейчас отдельно проверяет областное правительство. На закупку литературы было направлено около 300 млн рублей. Из каждых десяти школьников региона восемь ребят получили полные комплекты. В 7 районах области – Урюпинском, Киквидзенском, Алексеевском, Ленинском, Октябрьском, Руднянском и Серафимовичском, а также в двух городах – Фролово и Урюпинске – книжки получили 100 % школяров. В Волгограде ситуация сложнее. Здесь учебную литературу в первую очередь получают льготники: дети из многодетных или малообеспеченных семей, имеющие инвалидность, а также сироты. Родители, которым пришлось раскошелиться на подготовку к учебному городу, могут вернуть вложенные средства.

– Сохраняйте чеки от книг и обращайтесь в прокуратуру, – говорит Оксана Черединина, пресс-секретарь Волгоградской областной прокуратуры. – У нас такие обращения уже есть. Более того, практика судов идет по пути удовлетворения таких исков.

В ближайшем будущем в правительстве региона обещают выделить дополнительные средства, чтобы никто не остался обиженным.


(Шевченко М. Школьный звонок вновь зовет на урок / Марина Шевченко // Родной город. – 2013. – 28 августа. – С. 2–3.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru