В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июль 2013 г.)

5 августа 201323:06

Новости образования

Что станет с академиями наук?


Государственные академии наук ожидает масштабная реформа. Законопроект уже обсудили на заседании правительства.

Речь идет об организациях, которые ведут фундаментальные исследования: это РАН и еще 5 отраслевых академий. Сложившаяся структура управления ими, считают в правительстве, устарела и требует серьезного обновления.

Еще в марте министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов во время интервью на радио раскритиковал РАН, назвав ее «несовременной и неэффективной». Ему даже пришлось извиниться перед академиками за особо резкие высказывания. Однако в общем и целом своего мнения министр не изменил. По его словам, архаичная организационная структура государственных академий наук является ключевым препятствием для успешного развития отечественной науки. Как заметил Ливанов, за 10-летний период ассигнования на фундаментальные исследования выросли с 8 млрд до 83 млрд рублей, при этом доля нашей страны на мировом научном рынке снижается: на Россию приходится лишь около 2 % общего объема публикаций в международных научных журналах. Продолжается старение кадров. «В 2012 году доля ученых пенсионного возраста превысила 40 %, это просто кадровая катастрофа!» – заявил министр.

По его словам, реформа нацелена на развитие адресной поддержки конкурентоспособных научных коллективов и запуск механизмов непрерывного обновления в науке, включая современную кадровую систему.

Законопроект предполагает создание общественно-государственного объединения «Российская академия наук», в состав которой на равных правах войдут академики и члены-корреспонденты нынешней РАН, Академии медицинских наук и Академии сельскохозяйственных наук. А в прежнем виде эти организации прекратят свое существование с момента появления новой структуры.

По словам Ливанова, в своем обновленном виде РАН станет сообществом выдающихся ученых, которое будет вести научную и экспертную деятельность, но не будет иметь подведомственных научных организаций и управлять имущественным комплексом.

Еще три академии – архитектуры и строительных наук, Российская академия образования и Академия художеств – сохранят статус федеральных государственных бюджетных учреждений.

Для управления имуществом научных институтов государственных академий наук будет создано специальное агентство.

Предполагается, что каждый институт представит свою программу развития, на основе которой и будет определяться его судьба. «Какие-то институты перейдут в это агентство, какие-то уйдут в систему вузовского образования, на базе каких-то институтов будут созданы новые образовательные или научные учреждения», – пояснила вице-премьер Ольга Голодец.

Финансирование научных институтов обещано в полном объеме. При этом не менее половины средств будет предоставляться научным коллективам в виде грантов на конкурсной основе.

План реформы вызвал серьезное недовольство в научной среде. Так, Совет Общества научных работников требует отложить внесение законопроекта в Госдуму до начала новой сессии и организовать его широкое общественное обсуждение. «Совет Общества научных работников считает принципиально недопустимым поспешное принятие законопроекта о фактической ликвидации РАН и других государственных академий наук, подготовленного в обстановке глубокой секретности.


(Симонов А. Что станет с академиями наук? / Александр Симонов // Учительская газета. – 2013. – 2 июля. – С. 1.)


Межрегиональная конференция для педагогов


В Тамбовской области состоялась межрегиональная конференция для педагогов и управленцев «Интегративные модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования для всех категорий обучающихся».

Участниками форума стали школьные директора, учителя и руководители районных структур управления образованием из Рязанской, Воронежской и Тамбовской областей.

Главная цель, которую ставили организаторы, – научить собравшихся грамотно представлять инновационные наработки своим коллегам для результативного обмена опытом и его дальнейшего успешного применения.

Основным мероприятием стал мастер-класс, подготовленный доктором педагогических наук, зав. кафедрой развития образовательных систем Московской академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Татьяной Новиковой. Вместе с ней участники встречи составляли информационную карту образовательного учреждения, которая должна представлять инновационный опыт каждой школы. По мнению Татьяны Геннадьевны, важно уметь описать, представить «тот продукт и то уникальное, что делает педагог или управленец», так как часто на практике бывает лучше, чем об этом могут рассказать.


(Масликова Т. Как рассказывать об инновациях? / Татьяна Масликова // Учительская газета. – 2013. – 2 июля. – С. 3.)


Вузы заманивают абитуриентов


ЕГЭ дал возможность каждому абитуриенту подавать документы сразу в пять вузов на три специальности в каждом из них. В результате между вузами развернулась борьба за абитуриентов, и проигрывают в ней малоизвестные провинциальные университеты и непопулярные специальности, главным образом технические. Чтобы привлечь абитуриентов, в вузах устраивают рекламные акции, дают гарантии трудоустройства и даже соглашаются принять заявления на поступление через Интернет.

Спрос на технические специальности значительно меньше. «Никто не идет в инженерные вузы. Технические специальности в стране совершенно непопулярны», – сказал эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев.

На снижение интереса к инженерным специальностям накладывается демографическая яма: за последние шесть лет число выпускников школ снизилось почти на 20 %. Это вынуждает вузы заманивать к себе абитуриентов. Например, говорят, что после обучения у выпускников будет множество перспектив в плане трудоустройства на работу.

Некоторые вузы заманивают абитуриентов обещанием получить два диплома, причем второй – зарубежного вуза и на иностранном языке.

Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ) Хабаровска привлекает абитуриентов возможностью получения двух дипломов одновременно всего за 4 года. Например, можно поступить на бюджет на инженерную специальность и одновременно обучаться на экономиста, юриста или переводчика значительно за меньшую цену, чем учатся «чистые» договорники. Наряду с российским дипломом студент может получить и диплом одного из зарубежных вузов-партнеров. Кроме того, всем поступившим в ТОГУ на очную форму дарят ноутбуки.

В Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) студентов завлекают своей уникальностью: набор образовательных программ, новейший кампус на острове Русском, открытие медицинского центра, собственный океанариум, суперсовременная инфраструктура. Заявление о поступлении в ДВФУ можно подать через сайт. Кроме того, учеба в ДВФУ позволяет регулярно ездить в Китай в составе творческих коллективов Студенческого центра на выездные дни открытых дверей для привлечения абитуриентов из этой страны.

По данным Минобрнауки, школы нынешним летом окончили 816 тыс. человек, которые будут претендовать на 416,3 тыс. бюджетных мест. Больше всего бюджетных мест выделено для технических специалистов, а также для учителей и врачей. Для экономистов и юристов бюджетных мест значительно меньше, хотя конкурс там больше.

Тех же, кто решился учиться платно, заманивают большими скидками. Например, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» предоставляет абитуриентам скидки в зависимости от суммы набранных на ЕГЭ баллов. Но и здесь на технические специальности скидки вынуждены делать больше. Например, будущему математику за 230 баллов дадут скидку на 70 %, тогда как для будущих культурологов скидка в 30 % дается лишь за 270 баллов, а для 70-процентной скидки нужно набрать 300 баллов.


(Евдокимова Д. Два диплома в одни руки / Диана Евдокимова // Новые известия. – 2013. – 3 июля. – С. 1.)


В Осетии проверяют оценки ЕГЭ


После громкого скандала на Ставрополье вокруг подозрительно высоких результатов по ЕГЭ у детей чиновников и бизнесменов аналогичная ситуация теперь наблюдается и в Северной Осетии. Полиция и министерство образования республики разбираются, почему более тысячи местных выпускников не пришли на ЕГЭ в основные дни, а, предоставив справки о болезнях, сдавали экзамены в резервные дни, фактически поголовно получив подозрительно высокие баллы. Среди «высокобалльников» много детей влиятельных в республике людей.

Северная Осетия – Алания побила все рекорды по числу сдававших ЕГЭ в дополнительные дни с 15 по 19 июня 2013 года по сравнению с другими регионами и даже Москвой. Аномальное количество экзаменующихся в резервное время зафиксировано на тестах по русскому языку, истории и биологии. На дополнительный день ЕГЭ по русскому языку в республике было подано 635 заявок, тогда как в столице – всего 200. Пришедших в запасные дни на экзамены по истории и биологии в этом регионе оказалось в два раза больше, чем в Москве. Причем практически все выпускники получили высокие баллы (от 80 и выше).

Региональное министерство образования обратило внимание на эту ситуацию, начав массовую проверку всех «высокобалльников», сдававших ЕГЭ в резервные дни. Параллельно Минздрав Осетии проверяет все предоставленные ими медицинские справки на подлинность.

Эксперты также проверяют и высокие результаты школьников по ЕГЭ. Так, средний балл среди всех экзаменующихся по русскому языку равен 70. Аналогичная картина и по другим предметам.

Уже выяснилась интересная деталь: среди школьников, сдававших ЕГЭ в резервные дни, оказалось много детей местных чиновников, бизнесменов и депутатов. Несмотря на это, министерство образования обещает объективно перепроверить все работы по ЕГЭ.


(Давыдова М. В Осетии проверяют оценки ЕГЭ школьников из влиятельных семей / Марина Давыдова // Известия. – 2013. – 16 июля. – С. 1.)


В рейтинг эффективности вузов включат трудоустройство выпускников


Минобрнауки приняло решение провести мониторинг трудоустройства выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Первая проверка государственных вузов на этот предмет завершится в ноябре, в декабре ее итоги представят общественности. В будущем данные о выпускниках, работающих по специальности, будут учитываться в рейтингах эффективности вузов. Об этом сообщили в министерстве.

В будущем году в России должен появиться единый реестр выпускников вузов – его будут использовать для отслеживания поддельных дипломов. Как пояснили в министерстве, сравнение этих данных о выпускниках с данными системы обязательного пенсионного страхования (работодатели представляют в реестр ОПС данные о сотрудниках) позволит с достаточной точностью установить, чем занимаются бывшие студенты.

Первый мониторинг трудоустройства пройдет нынешней осенью, еще до появления реестра выпускников. Дело в том, что 1 сентября вступает в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому структуры Минобрнауки обеспечивают «мониторинг в системе образования на федеральном уровне». За координацию, методическую работу и консультации по проекту для всей России отвечает Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ). В организации проекта будут участвовать МГУ и МГГУ имени Баумана.

– В этом году мониторингом будут охвачены государственные вузы, а начиная с 2014 года – все организации высшего, среднего и начального профессионального образования, в том числе и негосударственные, – говорит директор Центра бюджетного мониторинга Валерий Гуртов.

Недостаточно эффективным частным вузам – не только в смысле трудоустройства, но и по другим показателям – грозит отказ в аккредитации или отзыв лицензии.

Отдельно будет проведен мониторинг «особых» категорий выпускников. Это бывшие учащиеся, трудоустроенные на предприятия оборонно-промышленного комплекса и завершившие обучение по целевому приему, особо нуждающиеся в социальной защите (из числа детей-сирот и оставшихся без попечения, лица с ограниченными возможностями).

Рейтинги успешности выпускников за рубежом существуют давно – например, Financial Times ежегодно публикует глобальный рейтинг учебных заведений в сфере бизнеса и экономики Global MBA Ranking. При этом учитывается процент трудоустройства (в течение трех месяцев после выпуска), средняя зарплата за год и за три года повышение в должности и процентный рост зарплаты в течение года. Рейтинг также учитывает процентное соотношение соискателей, которые устроились на работу через университет и нашли ее сами.


(Панов П. В рейтинг вузов включат трудоустройство выпускников / Павел Панов // Известия. – 2013. – 12 июля. – С. 1.)


Об учебнике истории


Собранный по инициативе Госдумы экспертный совет из историков проанализировал подготовленную Российским историческим обществом концепцию единого учебника истории. Эксперты нашли в документе множество фактических ошибок и плагиата. По итогам проведенной работы специалисты в ближайшее время составят экспертный отчет, а позже представят альтернативную версию концепции учебного материала, поскольку, по их словам, переписать неудачный документ практически невозможно.

– Образно этот документ я мог бы назвать «Собрание растрепанных мыслей» или «Неудачные критические заметки на полях советского учебника». В содержании масса ошибок. Такое чувство, что текст писал средней руки аспирант. Ни содержания, ни схемы, ни логики. Термины взяты из советских учебников. То есть этот стандарт – шаг назад. Он менее современен, чем те учебники, которые уже существуют, – рассказал президент НИИ истории, экономики и права Игорь Турицын.

После того как текст был проанализирован при помощи программы «Антиплагиат», оказалось, что в документе встречаются заимствования из 20 различных источников, при этом ссылку на авторов создатели концепции делать не стали. Разные куски текста взяты из работ историков и из уже существующих учебников. Например, в концепции нет ссылок на тексты учебников А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной «История России. XX – начало ХХI века», Л. В. Милова «История России XX – начала ХХI века», О. В. Владимировой «История. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ». Также были обнаружены заимствования с популярных у школьников сайтов.

Принципиальных ошибок в тексте концепции ученые нашли несколько десятков. Доктор исторических наук, профессор МГУ, специализирующийся на советском периоде в отечественной истории, Александр Данилов, из учебников которого заимствовали часть текста документа, рассказал, что составители концепции допустили неточности в важных датах.

Пока единый учебник истории не написан, у историков есть шанс изменить его концепцию и настоять на принятии другой. Однако в феврале 2013 года Владимир Путин на Совете по межнациональным отношениям заявил, что создание нового учебного материала должно занять не более семи месяцев, таким образом, презентация учебника намечена на ноябрь. Президент надеется, что он поможет вырастить новое поколение более патриотичным и, кроме того, лояльным ко всем народностям, проживающим в России. По его словам, учебник должен быть «свободным от двойных толкований и выверен стилистически».


(Кутний А. Концепцию учебника истории «списали» с сайтов с готовыми рефератами / Анжелика Кутний // Известия. – 2013. – 12 июля. – С. 2.)


Российские университеты устремились в топ международных рейтингов


Пятнадцать российских вузов стали победителями конкурсного отбора на право получения специальной субсидии на реализацию мероприятий, призванных способствовать их продвижению в международных рейтингах. Соответствующее решение было принято по результатам заседания Совета по повышению конкурентоспособности российских университетов РФ среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

На государственную поддержку претендовали 54 ведущих университета, но к участию в открытом конкурсе были допущены только 36, удовлетворявшие требованиям к уровню развития научной деятельности вуза, привлекательности образовательных программ для абитуриентов, вовлеченности вуза в международный академический рынок, а также к его позиции в международных университетских рейтингах.

На заседании 36 ректоров представили членам Совета презентации программ мероприятий, выполнение которых позволит повысить международную конкурентоспособность их университетов. На основании оценки этих программ Совет выбрал 15 самых перспективных. Представившие их вузы получат субсидии.

Если какие-то из университетов-победителей не смогут соответствовать той высокой планке, которую они сами для себя обозначили, возможна ротация в составе участников проекта. «Через два, три, может быть, четыре года не исключено проведение следующего тура этого конкурса и включение в проект новых участников», – заметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

Для каждого университета, рассказал министр, будет разработана «дорожная карта», то есть детальный план мероприятий, по существу индивидуальный проект. Разработка карты начнется сразу после того, как будут объявлены результаты конкурса и суммы субсидий, выделяемых каждому победителю. В сентябре Совет соберется еще раз, чтобы рассмотреть готовые «дорожные карты», дать, если потребуется, рекомендации по их изменению. И уже с конца сентября – начала октября каждый университет начнет действовать согласно своему плану. На повышение международной конкурентоспособности университетов правительство выделяет в текущем году 9 млрд рублей. Вузы, пообещал министр, получат их в два этапа: на разработку «карты» (в течение двух недель после объявления победителей конкурса) и на ее реализацию (после утверждения «карты» осенью на Совете).

В своих выступлениях Д. Медведев и Д. Ливанов обозначили направления, по которым должны двигаться университеты, чтобы повысить свою международную конкурентоспособность. Премьер назвал пять позиций: повышение уровня академической мобильности, развитие науки и формирование «определенной интеллектуальной среды», достижение высокого уровня квалификации выпускников и их востребованности на рынке труда, повышение доли иностранных студентов и, наконец, создание более современной системы управления университетами, привлечение к менеджменту современных эффективных специалистов.

Все вузы – участники этого проекта, заявил Дмитрий Ливанов, должны к 2020 году войти в топ-200 одного из ведущих мировых рейтингов, а не менее пяти из них оказаться в сотне лучших вузов мира. К обозначенному сроку, заверил министр, каждый университет будет иметь не менее 3 тысяч статей в год в основных академических базах данных, Web of Science и Scopus, и обучать не менее 15 % иностранных студентов, что в среднем в несколько раз больше, чем сегодня.


(Булгакова Н. Сменят ментальность? / Наталья Булгакова // Поиск. – 2013. – 12 июля. – С. 10.)


Стандарт для дошкольников


Минобрнауки определилось со сроками подготовки впервые создаваемого в России Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Вступающий в силу 1 сентября новый закон об образовании требует создать такой документ. Министерство запланировало начать его внедрение уже в 2014 году, но из-за большого объема работы оно перенесено на 2015 год, сообщил источник Минобрнауки.

– Изменения в статусе дошкольного образования вызваны необходимостью обеспечить детям на пороге школы равный старт – вне зависимости от места проживания и социального статуса семьи. Ранее в планах министерства числилась полноценная разработка ФГОСа уже к сентябрю текущего года, с последующим утверждением к началу 2014 года. В итоге, как пояснили в министерстве, к сентябрю разработают только концепцию документа. Проект ФГОСа появится в 2014 году, в том же году его протестируют в пилотных регионах, а уже в 2015 году начнется внедрение стандарта по всей России.

– Стандарт будет направлен на социальное, моральное и творческое развитие ребенка. Не должно быть каких-либо нормативов и жестких требований к обучению. Речь идет о развитии каждого ребенка в индивидуальном порядке, – говорит руководитель рабочей группы и главный разработчик стандарта, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Асмолов.


(Панов П. Стандарт для дошкольников появится лишь в 2015 году / Павел Панов // Поиск. – 2013. – 8 июля. – С. 3.)


Минобрнауки подсчитало баллы


Министерство образования и науки закончило проверку результатов единых госэкзаменов по всей России и укомплектовало предметы для расчета необходимых при поступлении в вузы в 2013 году проходных баллов. На фоне множества скандалов в различных регионах страны с аномальным количеством «стобалльников» и попаданием экзаменационных заданий в Интернет проходные баллы в высшие учебные заведения по сравнению с предыдущими годами значительно возросли.

Специалисты сложили результаты ЕГЭ по группам дисциплин, необходимых при поступлении на те или иные специальности. Например, суммировав высшие оценки по математике, физике и русскому языку, эксперты подсчитали ожидаемые проходные баллы на инженерные специальности в ведущие университеты России. Таким образом, получился рейтинг 100, 1000, 5000 и 10 000 лучших абитуриентов. В этом году для топ-100 проходной балл составил 292 (для сравнения: в 2012 и 2011 годах абитуриентам, рассчитывавшим попасть в самые престижные университеты по этой специальности, потребовалось бы 281 и 288 баллов соответственно). Первая сотня выпускников, скорее всего, попадет в ведущие вузы, еще 900 – в заведения рейтингом пониже и так далее по убывающей.

Практически по всем направлениям в этом году планка для поступления в вузы увеличилась от 5 до 25 баллов по сравнению с 2012 годом.

Например, резко возросли рейтинги на самые востребованные специальности – экономика и юриспруденция. В сотню лучших будущих экономистов попали те, кто в сумме по русскому языку, математике и обществознанию набрал больше 288 баллов (в прошлом году – 277), топ-1000 – 273 балла (261 балл в 2012 году).

Что касается абитуриентов юридических факультетов, то среди них за места в ведущих вузах поборется сотня школьников, набравших в сумме по истории, обществознанию и русскому языку выше 292 баллов (в 2012 году – 288).

Резкий рост показателей ЕГЭ наблюдается не только у гуманитариев. Это особенно заметно по дисциплинам, необходимым для поступления на медицинские специальности. По суммарным баллам среди сдававших химию, биологию, русский язык, в «золотую» сотню будущих врачей попали выпускники с 296 баллами (289 – в прошлом году). Топ-1000 по этим дисциплинам – 285 баллов (рост на 12 баллов), топ-5000 – 267 баллов (рост на 18 баллов), 10-тысячный порог преодолели те, кто набрал по этим предметам 253 балла (рост на 19 баллов). Таким образом, проходные баллы при поступлении в медицинские вузы в этом году побьют все рекорды.

Одни из самых высоких показателей также выдали выпускники, ориентирующиеся на специальности, связанные с информационными и компьютерными технологиями. Школьники, сдавшие русский язык, математику и информатику в сумме выше чем на 291 балл, попали в сотню лучших, тогда как в прошлом году порог был равен 283 баллам. Специалисты связывают данный рост с увеличением количества желающих стать специалистами в области информационных технологий или компьютерной безопасности.

Повышение проходных баллов ЕГЭ наблюдается по всем специальностям. Исключение составил лишь набор дисциплин, необходимых для поступления на факультеты искусствоведения, в театральные вузы и консерватории. Суммарные результаты ЕГЭ по трем дисциплинам – русскому языку, литературе и истории – снизились по сравнению с прошлым годом: топ-100 остался неизменным (277 баллов), топ-1000 сократился с 241 до 239, в топ-5000 вошли школьники со 178 баллами (186 в 2012 году). В большинстве вузов, предлагающих обучение творческим профессиям, помимо сравнения показателей ЕГЭ, как правило, есть еще дополнительный творческий экзамен.

По мнению многих экспертов, повышение результатов ЕГЭ связано как с утечкой заданий в Интернет, так и с реальным ростом интереса школьников к госэкзамену.

В некоторых регионах до сих пор идут перепроверки сомнительных результатов, но картина в целом уже сложилась – проходные баллы ЕГЭ для поступления в вузы возросли. Это подтверждается и уменьшением количества двоечников: в 2013 году без аттестатов школы покинет около 16 тыс. выпускников, тогда как в прошлом году их было 25 тыс.

Специалисты рекомендуют абитуриентам выбирать вузы исходя из аксиомы, что проходной балл увеличится, а не ориентироваться на прошлогодние рейтинги.


(Давыдова М. После скандалов на ЕГЭ возросли проходные баллы / Марина Давыдова // Поиск. – 2013. – 5 июля. – С. 1.)


Диссертации


Новый порядок присуждения научных степеней российским ученым разработали в Министерстве образования и науки. Что предлагается нового?

Ввести персональную ответственность для всех, кто оценивает научную работу. Санкция за халатное отношение к рецензируемой диссертации – увольнение с должности.

Обязать соискателей публиковать свою работу в Интернете за несколько месяцев до защиты, чтобы все желающие могли с ней ознакомиться, прислать свои замечания.

Оспорить итоги защиты работы теперь можно будет в течение десяти лет, а не трех, как было до сих пор.

Теперь в России можно будут защищать работу, написанную на иностранном языке.

От кандидатов наук будут требовать минимум две (а для искусствоведов – три) публикации в рецензируемых научных журналах. Будущим докторам наук придется представить не менее 10 публикаций, а тем, кто занимается гуманитарными дисциплинами, не меньше 15.

В конце прошлого года в стране началась серия скандалов с разоблачением фальшивых диссертаций. Большинство кандидатов и докторов наук, получивших свои знания без всяких на то оснований, изобличали Интернет-активисты. Часть уличенных псевдоученых своих дипломов лишилась.


(Дуэль А. В превосходной степени / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 19 июля – С. 13.)


Конституционный суд уточнил, кто может быть учителем


Конституционный суд огласил постановление по так называемому делу «судимых педагогов»: педофилов и убийц по-прежнему к детям не допустят, но вот осужденные много лет назад за мелкие правонарушения учителя, многие из которых проработали годы в системе образования и возвращения которых с нетерпением ждут ученики и родители, получают шанс вернуть себе работу.


(Закатнова А. Не судите скопом / Анна Закатнова // Российская газета. – 2013. – 19 июля – С. 13.)


Двойная замена


Федеральная служба надзора в сфере образования и науки готовится к крупным переменам: правительство России утвердило новое положение об этом ведомстве, а вскоре кабинет министров определится и с кандидатурой нового руководителя.

С 1 сентября этого года вступает в силу новый закон об образовании.

Что изменится?

Федеральная служба теперь будет надзирать за деятельностью профильных организаций, а не за соблюдением законодательства в области образования. Государственный контроль Рособрнадзора получит статус федерального.

Важная новая функция Рособрнадзора – признание образования и квалификаций, полученных студентами в иностранных вузах.

За Рособрнадзором сохраняются обязанности по мониторингу и контролю системы образования, в том числе формирования и ведения информационных систем государственного надзора в сфере образования. Среди них реестр аттестатов и дипломов, а также реестр организаций, образовательные программы которых прошли государственную аккредитацию.

По большому счету, в деятельности Рособрнадзора ничего не изменится, подтвердили в пресс-службе Министерства образования и науки.Новое положение, принятое правительством, лишь адаптирует его работу к новому закону об образовании.

Вместе с тем окончательно подтвердились разговоры о скорой смене главы Рособрнадзора. Иван Муравьев уйдет в отставку.

Наблюдатели считают, что в Минобрнауки Муравьева решили назначить крайним за все скандалы, которыми сопровождалась кампания сдачи ЕГЭ этого года. Теперь всем «несогласным с политикой партии» можно будет сообщить, что критика учтена и виновные наказаны.


(Дуэль А. Двойная замена / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 22 июля – С. 5.)


Каждому студенту – по теплому месту


Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов вместе с Комитетом по образованию и Федерацией независимых профсоюзов России готовит закон об обязательном трудовом распределении выпускников вузов, которые учились за счет бюджета.

Если проект станет законом, то все студенты, поступающие на бюджетные места, будут подписывать обязательство три года после выпуска из вуза отработать там, куда их направит мудрое руководство.


(Дуэль А. Каждому студенту – по теплому месту / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 22 июля – С. 5.)


Научная рота


Первая в истории российской армии научная рота пополнится астраханскими студентами. Трое выпускников-отличников Ахтубинского филиала Московского авиационного института будут служить в Воронеже, где на базе Военно-воздушной академии создано специальное подразделение для талантливой молодежи. Научная рота будет заниматься разработками в сфере авиации.


(Бровкина М. Призыв по призванию / Марина Бровкина // Российская газета. Неделя. – 2013. – 18 июля. – С. 13.)


50 млрд рублей – дошколятам


Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении 50 млрд рублей на модернизацию дошкольного образования в регионах в 2013 году. Деньги должны быть потрачены на строительство новых детских садов, создание дополнительных мест, приобретение оборудования, капитальный и текущий ремонт дошкольных образовательных организаций, поддержку негосударственного сектора дошкольного образования.

Также премьер подписал распоряжение по улучшению жилищных условий многодетных семей и бесплатному предоставлению им земли.


(Викторова Л. 50 млрд рублей – дошколятам / Лариса Викторова // Российская газета. Неделя. – 2013. – 11–17 июля. – С. 3.)


ЕГЭ и бизнес


Владимир Путин встретился с генпрокурором Юрием Чайкой. Чайка доложил о проверках по ЕГЭ. «Последние случаи сдачи выпускных экзаменов в рамках ЕГЭ показали, что система несовершенна, определил Генпрокурор, добавив, что в этом году проблемы ещё более обострились. – Особенно серьезные факты нарушения законности выявлены в Ставропольском крае и на Северном Кавказе в целом». После проверок возбуждены уголовные дела. «Мы держим руку на пульсе», – заверил Генпрокурор. И пообещал в этом году провести серьёзную проверку, чтобы подвергнуть нарушения самой жесткой оценке, более глубоким исследованиям, разобраться, в чем причина и куда идти дальше, чтобы совершенствовать нашу практику, в том числе судебную и правоприменительную, чтобы подобные вещи исключить из нашего бытия. Президент согласился.


(Кафтан Л. ЕГЭ и бизнес /Лариса Кафтан // Российская газета. Неделя. – 2013. – 11–17 июля. – С. 2.)


Хиджаб в школу не пройдет


Верховный суд РФ признал законным запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах Ставропольского края. Таким образом, высшая судебная инстанция отклонила апелляционную жалобу адвоката Мурада Мусаева, представляющего интерес группы мусульман Ставрополья, на решение краевого суда по иску к правительству края в связи с запретом ношения в школах хиджабов.


(Федосенко В. Хиджаб в школу не пройдет // Владимир Федосенко // Российская газета. – 2013. – 11 июля. – С. 7.)


На войне как на войне


Андрей Максимов, писатель, член Академии Российского телевидения, нередко выступает в школах и общается с учениками старших классов. Подавляющее большинство из них прекрасно понимают: для того, чтобы продолжать заниматься любимым делом, нужны одни знания, а для того, чтобы сдать ЕГЭ, совсем другие. Дети понимают, что по сути ЕГЭ – это война, которую им объявили взрослые, и воюют как могут.

Каждый год – новые скандалы. Дети списывали с телефона – взрослые стали отнимать у них телефоны. Дети списывали в туалете – взрослые придумали, что в туалет с ними будут ходить сопровождающие. Тогда дети стали посылать вместо себя по своим паспортам студентов – взрослые это дело засекли, студенты пострадали. Наконец, в этом году правильные ответы на ЕГЭ с помощью Интернета превратились в выгодный бизнес – взрослые в лице министра Ливанова сказали: мы придумали такую штуку, что вам никакой Интернет не поможет.

Взрослые решили, что экзамен, который всегда стресс, в данном случае должен быть суперстрессом. Поэтому ребенка надо увести в другую школу, к незнакомым учителям, отобрать телефон, отобрать даже имя – во время ЕГЭ каждому ребенку присваивается номер! Разрешить выходить в туалет определенное количество раз и заставить его ставить определенные крестики в определенные места в строго определенное время.

ЕГЭ сдают не те, кто имеет знания. А те, кто имеет крепкие нервы. Эта система портит целые поколения нашей молодежи…


(Максимов А. На войне как на войне / Андрей Максимов // Российская газета. – 2013. – 3 июня. – С. 8.)


Загадка проходного балла


Как вычисляют «фильтр» выпускников.

Сегодня много говорят о росте проходного балла в вузы из-за массовых нарушений на ЕГЭ. Насколько усложнилось поступление-2013, что такое проходной балл в принципе, почему он растет и можно ли его узнать заранее, чтобы оценить свои шансы на поступление в тот или иной институт, пытается ответить корреспондент.


Балабас Е. Загадка проходного балла / Евгений Балабас // Московский комсомолец – 2013. – 13 июля. – С. 3.)


Обманули всех


Говорят, липовые отличники, получившие высокие баллы на ЕГЭ, не понесли никакого наказания.

Как рассказали «АиФ» в Рособрнадзоре, ведомство не имеет полномочий снижать баллы за ЕГЭ. Оно может лишь передать в регионы сведения о выявленных нарушениях, и местные экзаменационные комиссии сами решают, у кого отнять незаслуженные баллы. «Рособрнадзор пытается уклониться от своей прямой функции – обеспечить честные результаты экзаменов, сказал Виктор Панин, председатель общества защиты прав потребителей образовательных услуг. – Вместо того чтобы обратиться в суд, в Генпрокуратуру с требованием навести порядок, они передают рекомендации регионам, которые, вероятно, к ним не прислушиваются.


(Обманули всех // Аргументы и факты. – 2013. – 17–23 июля. – С. 4. )


5,5 млн детей ждут мест. Не дождутся…


Минобрнауки в плане на 2013–2018 гг. первым пунктом обозначило доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет и обязалось ликвидировать очередь в сады к 2015 г.

Кирилл Дружинин, координатор общественного движения «Российским детям – доступное дошкольное образование» не думает, что это осуществимый план. В стране 12 млн детей до 7 лет. Из них в сады ходят 5,5 млн. Эксперты движения прикинули и выяснили, что дошкольного образования лишены ещё столько же. Чтобы обеспечить их местами, нужно построить детсадов на 2,5 трлн р. (примерно столько составляет бюджет Минобороны на 2013 г. – Ред)! И что Минобрнауки обещает выделить такие деньги?

Дружинина возмущает, что чиновники занимаются детьми только с 3 лет. Ясли практически ликвидировали. А ведь мать по закону может выйти из декретного отпуска уже через 2 месяца после родов бывают ситуации, когда маме нужно работать, но государство ей это её право не обеспечивает. На пособие не прожить.

Почему всё так?..


(Дружинин. 5,5 млн детей ждут мест. Не дождутся…/ Кирилл Дружинин // Аргументы и факты. – 2013. – 17–23 июля. – С. 5.)


Нож гильотины над российской наукой


Не утихает скандал вокруг закона об уничтожении Российской академии наук. Неудачливый физик, а ныне министр Ливанов, которому выпала роль палача отечественной фундаментальной науки, излучает уверенность в себе и нужности своей жалкой профессии. Тем временем ученые с мировым именем собирают свои подписи под письмом, в котором заявляют, что не вступят в ту дурнопахнущую субстанцию, которую создают власти под видом новой академии

Извечные вопросы – «кто виноват?» и «что делать?» «Аргументы недели» задали одному из подписантов, известнейшему физику, главному научному сотруднику Институту ядерных исследований РАН, академику, профессору Валерию Рубакову.


(Чуйков А. Нож гильотины над российской наукой / Александр Чуйков // Аргументы недели. – 2013. – 18 июля. – С. 3.)


ЕГЭ больше не придется списывать


22 июля Общественная палата провела слушания по совершенствованию ЕГЭ. Приглашенный на них глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов познакомится с предложениями общественности, среди которых – размещение материалов госэкзамена в открытом доступе; проверка самой сложной части задания – части «С» – в других регионах; введение профильного и базового уровня Единых госэкзаменов. Однако самым радикальным оказалось предложение обязать победителей всех олимпиад и конкурсов для школьников сдавать ЕГЭ по профильному предмету.


(Лемуткина М. ЕГЭ больше не придется списывать / Марина Лемуткина // Московский комсомолец. – 2013. – 23 июля. – С. 3.)


Гранит в кредит


Сколько стоит льготная образовательная ссуда? В разгар вступительных экзаменов в вузы имеет смысл задуматься о запасном парашюте для тех, кому не повезло с «билетом» на бюджетное отделение, образовательном кредите. Ведь программа государственного субсидирования в этой сфере действует лишь до конца 2013 года, так что будущим студентам стоит поторопиться.


(Александрова Е. Гранит в кредит / Екатерина Александрова // Московский комсомолец. – 2013. – 23 июля. – С. 5.)


Цифры недели


Прокуроры выявили свыше 4 тысяч нарушений закона, допущенных в ходе реализации региональных программ модернизации общего образования, более 240 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 54 – к административной, возбуждено 1 уголовное дело.


(Цифры недели // Учительская газета. – 2013. – 16 июля. – С. 2.)


Стандарты


По сути, вся наша жизнь – следование стандартам. Без них цивилизация рассыпалась бы, как детская мозаика. Стандарты поведения, стандарт семейной жизни, стандарты в политике и, разумеется, в образовании. Стандарты как некие образцы не могут часто меняться, однако со временем, чтобы соответствовать требованиям времени, старые стандарты уступают дорогу новым. В чем кардинальное отличие новых ФГОС для общеобразовательной школы от прежних и как идет их внедрение в образовательный процесс? Зачем понадобилось стандартизировать дошкольное образование и каким должен быть профессиональный стандарт учителя? Обо всем этом, а также о стандартах для коррекционных школ рассказывается в специальном выпуске «УГ».


(Учительская газета. – 2013. – 16 июля.)


Неправильное питание


Детские сады Волгограда снабжали просроченным мясом. В ходе проверки сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции установлено, что мясная продукция, которая поставлялась в детские сады, не соответствуют требованиям безопасности к качеству сырья и готовой продукции. Возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».


(Неправильное питание // Российская газета. Неделя. – 2013. – 11–17 июля. – С. 13.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru