В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июнь 2013 г.)

3 июля 201310:56

Новости образования

Аэрокосмическая программа для школьников

Столичный департамент образования в следующем учебном году запустит аэрокосмическую программу для школьников. Как рассказали в департаменте, ее основная цель – подготовить кадры для космической отрасли. По информации Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева, в сотрудничестве с которой будет реализована программа, космонавтов уже начали готовить к преподавательской работе. «Космические» элементы будут добавлены в уроки по физике, химии, географии.

По информации департамента образования, учебный план по аэрокосмической программе уже составляется. Предполагается, что новая программа поможет создать «среду, обеспечивающую аэрокосмическую отрасль новым поколением высококвалифицированных специалистов».

Как рассказал заместитель генерального конструктора РКК «Энергия» Александр Чернявский, космонавты будут проводить уроки прямо с Международной космической станции.

– Нужно будет просто доставить на борт все необходимые учебные материалы, – сказал Александр Чернявский. – Космонавты будут наглядно показывать, что такое невесомость. В рамках уроков географии школьники смогут увидеть, как выглядит Земля из иллюминатора. Физические и химические опыты, когда нет гравитации, проходят по-другому, и их проведение также можно транслировать из космического корабля. Сейчас РКК «Энергия» «разрабатывает» уроки из космоса для детей разного возраста начиная с первого класса. Космонавты могли бы проводить такие занятия примерно раз в неделю. Мы уже готовим их для этого. Отмечу, что школы смогут получать «картинку» из космоса либо по самым низким ценам, либо бесплатно. Это не коммерческий проект.

По словам Чернявского, школьникам старших классов планируется давать знания в области космической инженерии.

Как отметил Чернявский, основы инженерного дела могли бы преподаваться в рамках некоторых школьных уроков – например, по геометрии или информационным технологиям.

Начальник информационно-аналитического управления РКК «Энергия» Борис Шагов рассказал, что в Центре управления полетами (ЦУП) за космонавтами ведется постоянное наблюдение и «картинка» может идти в школы через Интернет, это не принесет больших затрат. Космонавтам новые обязанности, по словам Шагова, не доставят неудобств, и доплачивать им за преподавание не планируется.

По словам Героя России, летчика-космонавта Валерия Токарева, «космические» элементы можно включить и в уроки биологии.

– Космонавты проводят эксперименты, подвергая контейнеры с различными бактериями жесткому космическому излучению и перепадам температур, – пояснил собеседник. – Все живые организмы в условиях невесомости ведут себя совсем по-другому.

(Башарова С. Школьникам будут давать уроки из космоса / Светлана Башарова // Известия. – 2013. – 14 июня. – С. 1.)

Прокуратура требует возбудить дела на врачей за скандал с ЕГЭ

Расследование обстоятельств получения ставропольскими школьниками высших оценок на ЕГЭ по русскому языку выходит на новый уровень. Прокуратура Ставрополя выяснила, что трое «стобалльников» из семи, сдававших экзамен досрочно по справкам из детской клинической больницы имени Филиппского, не были госпитализированы. Прокуроры направили материалы проверки в Следственный комитет, чтобы там возбудили на врачей уголовное дело за превышение должностных полномочий и служебный подлог.

Прокуратура края направила все материалы проверки в Следственный комитет России. Сотрудники надзорных органов требуют возбуждения уголовного дела в отношении врачей неврологического отделения и руководства самой больницы. Медицинские заключения были подписаны заведующей неврологическим отделением Ольгой Глушенковой.

Ставропольский край по результатам досрочной сдачи ЕГЭ по русскому языку стал лидером по количеству «отличников», в Ставрополе, как оказалось, учатся семь из восьми «стобалльников». Каждый четвертый «отличник» по математике – также выпускник из этого региона. Практически все школьники, сдающие экзамен досрочно, предоставили справки о неврологических заболеваниях из больницы имени Филиппского.

В Министерстве образования на вопрос о том, будут ли аннулированы результаты досрочного ЕГЭ у учеников с липовыми справками, отвечать не стали.

(Давыдова М. Прокуратура требует возбудить дела на врачей за скандал с ЕГЭ / Марина Давыдова // Известия. – 2013. – 14 июня. – С. 3.)

Классных руководителей заменят тьюторы

Министерство образования и науки планирует с 2014 года ввести в школах новые штатные единицы – тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей.

Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу – преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы.

Тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.

Как отмечают специалисты министерства, школа является мини-социумом, и от того, как дети научатся взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений в школе, зависит, как они смогут это делать во взрослой жизни.

Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона «Об образовании», подтвердила Татьяна Ковалева, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации. В законе, вступающем в силу 1 сентября, вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. По словам Ковалевой, сейчас идут обсуждение и апробация в пилотных регионах нескольких возможных моделей тьюторства.

– В официальном реестре профессий уже есть тьютор, – отмечает эксперт. – Но его наличие в школе пока не является обязательным.

Президент профильной ассоциации добавила, что сейчас несколько рабочих групп заняты разработкой профессиональных стандартов.

(Панов П. Классных руководителей в школах заменят тьюторы / Павел Панов // Известия. – 2013. – 14 июня. – С. 4.)

О стоимости школьной формы

Народный фронт готовит поправки в закон об обязательной школьной форме. Об этом рассказал депутат Госдумы Михаил Старшинов. Основные поправки касаются материальной поддержки малоимущих и многодетных семей, однообразия-универсальности школьной формы, выбора местных изготовителей формы и школьных аксессуаров, стоимости формы, а также требований к нормативно-правовым актам, утверждающим на уровне регионов общие требования к одежде.

В первую очередь в федеральном законодательстве Старшинов хочет закрепить пункт, обязывающий регионы предусмотреть в своих бюджетах средства на компенсации за школьную форму для многодетных, а также возможность предоставления льгот для малоимущих. Смысл поправки сводится к тому, что плата за форму не должна превышать двух тысяч рублей для бюджета семьи.

– Ряд регионов уже сейчас, не дожидаясь федеральных поправок, не просто компенсирует часть средств на школьную форму, но и покупает ее первоклассникам. На сайте ОНФ мы проводили опрос, и большинство граждан сказали, что готовы платить за школьную форму до двух тысяч рублей. Наша задача – помочь региональной власти найти сбалансированные решения, чтобы школьная форма не стала неподъемной обузой для родителей учеников, – заявил Михаил Старшинов. – Родители во многих регионах жалуются, что школы требуют сдать на форму 4–5 тысяч.

Старшинов также отметил, что в регионах возможно поэтапное введение формы. Например, сначала для начальной школы, затем для среднего звена и – как завершающий этап – для учеников старших классов.

В первом чтении законопроект будет рассмотрен в ближайшее время в Государственной думе, а вот второе чтение перенесут на осень.

Эксперты считают, что введение школьной формы позволит убрать видимость социального расслоения, однако прогнозируют сложности с ее покупкой, если стоимость превысит 2–3 тыс. рублей.

(Субботина С. Максимальную стоимость школьной формы зафиксируют законом / Светлана Субботина // Известия. – 2013. – 13 июня. – С. 3.)

Срочников предлагают обучать русскому языку

В комитете Госдумы по образованию хотят, чтобы во время службы в армии срочники подтягивали знания по русскому языку. Предложение ввести уроки русского и словесности для отстающих солдат комитет уже подготовил и в ближайшее время направит в Министерство обороны.

Сейчас у солдат-срочников значительно снизился уровень образования, – объяснили в аппарате комитета. Там напомнили, что по результатам последнего ЕГЭ выяснилось, что все задания теста на знание родного языка смогли выполнить менее 1 % выпускников.

Учить русскому обещают только тех срочников, у кого есть проблемы (для этого в армии предполагается провести очередное тестирование). К ним на время обучения в армейской учебке (обычно этот срок составляет три месяца) должны приходить гражданские учителя, которых наймет Минобороны, предлагают в Думе.

– Задача-минимум для нас – это научить говорить тех, кто совсем русского не понимает, задача-максимум – подтянуть по русскому и вселить дух патриотизма во всю солдатскую братию, – уточнили в комитете.

Министерство обороны от комментариев отказалось, хотя заместитель начальника генерального штаба Василий Смирнов в интервью СМИ сетовал на сложности при подготовке солдат, поступивших на службу без должного образования.

В Комитете солдатских матерей инициативе тоже обрадовались и даже предложили дополнить армейскую программу еще и уроками математики и информатики.

Комитет Госдумы по обороне не поддержал предложение коллег.

(Малай Е. Срочников предлагают обучать русскому языку / Елена Малай // Известия. – 2013. – 11 июня. – С. 2.)

Экзамены для девятиклассников

Минобрнауки России решило изменить условия проведения государственной итоговой аттестации (ГИА), которую школьники сдают по окончании девятого класса. Как рассказали официальные представители ведомства, в следующем году в Контрольно-измерительных материалах (КИМ) для этих экзаменов увеличится число тестов, вырастет и время их проведения. Зато количество вариантов уменьшится более чем в два раза.

Ежегодно для ГИА по 14 предметам в сумме составляется порядка 700 вариантов. В следующем году министерство планирует подготовить лишь 280: русский язык (20 вариантов), математика (20), обществознание (30), физика (32), история (26), биология (32), химия (20), информатика (16), литература (14), география (26), английский язык (18), немецкий (10), французский (10) и испанский (6).

Сокращение количества вариантов будет сопровождаться увеличением числа заданий в каждом и, соответственно, времени, отведенного на экзамен.

По ряду предметов – история, русский язык, география, обществознание, литература, информатика – объем тестов увеличили уже в нынешнем году. При этом увеличилось и время некоторых экзаменов – скажем, русский язык выпускники девятых классов могли сдавать не 180 минут, как прежде, а 210.

– Необходимо также проработать вопрос широкого привлечения независимых наблюдателей, независимой оценки работ сторонними экспертами, – считают в Минобрнауки. – Ранее ГИА проводилась в тестовом режиме, но со вступлением в силу с первого сентября нового закона «Об образовании» она вводится на обязательной и постоянной основе. По словам представителей министерства, сокращение количества КИМов связано с завершением тестирования вариантов.

Уже к следующему году будут подготовлены и отобраны задания, которые сформируют новый и финальный вид ГИА.

(Панов П. Число вариантов сократят в 2,5 раза / Павел Панов // Известия. – 2013. – 10 июня. – С. 3.)

Россияне стали думать о ЕГЭ еще хуже, чем раньше

Почти половина граждан считает, что политика властей в сфере образования не отвечает потребностям страны, а треть – что введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ) способствовало увеличению масштабов коррупции в системе образования. Об этом свидетельствует новое исследование «Левада-Центра».

По данным социологов, только 13 % россиян считают ЕГЭ более эффективным, чем старая система проверки знаний. В 2004 году оптимистов было почти в два раза больше – 24 %. Соответственно, количество скептиков выросло с 22 % до 34 %. 33 % считает, что старый и новый экзамены равноценны, 21 % затруднились с ответом.

Постепенно увеличивается число тех, кто считает сдачу Единого госэкзамена еще одним коррупционным фактором в сфере образования. Если девять лет назад злоупотребления с ЕГЭ связывали 21 % респондентов, то сейчас – 30 %.

Число тех, кто уверен, что новая форма выпускных испытаний способствует повышению прозрачности сферы образования, осталось практически неизменным – 14 % в 2004 году против 13 % теперь. Не заметили изменений 34 % респондентов.

Положительно к отмене обычных экзаменов и переходу на ЕГЭ относятся 41 % участников опроса, отрицательно – 35 % (соответственно 44 % и 32 % – в 2004 году). 24 % не смогли сформулировать свое мнение по этому вопросу.

В целом 46 % россиян уверены, что политика правительства в системе образования отдаляет ее от необходимой для страны модели. В поддержку усилий властей высказались 21 % опрошенных. 33 % не смогли определиться.

(Подосенов С. Россияне стали думать о ЕГЭ еще хуже, чем раньше / Сергей Подосенов // Известия. – 2013. – 7 июня. – С. 5.)

О президентских поручениях

Выполнен ряд президентских поручений, касающихся мер поддержки талантливых детей и молодежи.

Так, правительство отчиталось о работе над программами поддержки образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы для детей, проявивших выдающиеся способности. В частности, сообщается, что выполняется комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. На базе ряда национальных исследовательских и федеральных университетов создано 6 центров и 12 дистанционных школ для работы с одаренными детьми по разным академическим направлениям. Общий объем выделенных на эти цели средств Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы составляет в 2011–2013 годах 210 млн рублей.

При российских вузах в качестве их структурных подразделений аккредитовано 73 учреждения общего образования, финансирование которых осуществляется за счет средств субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов вузов. Кроме того, в рамках региональных программ по поддержке талантливых детей развивается сеть специализированных образовательных учреждений для детей, имеющих особые образовательные потребности (лицеи-интернаты по работе с одаренными детьми, губернаторские лицеи, ресурсные центры).

(Галкина Д. Выявят и разовьют / Дарья Галкина // Поиск. – 2013. – 7 июня. – С. 2.)

Российский студенческий союз выступил с призывом

Российский студенческий союз выступил с призывом к Минобрнауки продолжить борьбу с липовыми научными работами высокопоставленных чиновников и депутатов. По мнению представителей РСС, критика работы министерства носит «политизированный характер». В студсоюзе полагают, что призывы уволить главу Минобрнауки появились после начала активной борьбы ведомства с плагиатом.

«Нам кажется, что чиновникам и депутатам, которых уличили в воровстве интеллектуальной собственности, важно не обновить курс реформ образовательной политики, а погасить гражданскую активность, направленную на разоблачение высокопоставленных лжеученых», – заявляют в РCC. При этом активисты отмечают, что Минобрнауки «подходит исключительно избирательно к проверке диссертаций». «Гражданские запросы, в которых приводятся факты использования плагиата в работах чиновников и депутатов, остаются без внимания», – убеждены активисты союза.

(Не отступать! // Поиск. – 2013. – 7 июня. – С. 2.)

Союзный договор

Решение о создании общественной организации «Союз научных и инженерных организаций Томской области» (СНИОТО) принято на заседании Российского союза научных и инженерных общественных организаций (РосСНИО), которое прошло в Томском политехническом университете.

– Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года, аккредитацией профессиональных программ подготовки специалистов и повышением квалификации, а также международной сертификацией технического образования и инженерной профессии должны заниматься независимые общественные организации, а не университеты. Такой организацией и станет для нас Союз научных и инженерных организаций Томской области, – подчеркнул вице-президент Ассоциации инженерного образования России, ректор Томского политехнического университета Петр Чубик.

СНИОТО будет вести деятельность как региональное отделение РосСНИО. Он объединит ученых и специалистов, заинтересованных в развитии инженерного дела и инновационного потенциала промышленности. Главная задача союза – укрепить связь научного сообщества с государством и бизнесом, содействовать успешному выполнению НИОКР, а также участвовать в развитии системы обеспечения качества инженерного образования.

(Союзный договор // Поиск. – 2013. – 7 июня. – С. 2.)

Соглашение о сотрудничестве

Министерство образования и науки РФ и некоммерческое партнерство «Российский книжный союз» заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписали глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и президент РКС Сергей Степашин. «Очень важно, чтобы в руки наших школьников попадали качественные книжные издания, учебники и учебные пособия, которые и по содержанию, и по форме, и по применяемым технологиям соответствовали бы самым современным требованиям», – отметил, комментируя событие, Д. Ливанов.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 7 июня. – С. 3.)

О защите диссертаций

Дмитрий Ливанов подписал приказ об оптимизации сети советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

Министр поручил Департаменту аттестации научных и научно-педагогических работников до 15 октября подготовить и представить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие требования к результативности научной деятельности организаций, на базе которых создаются советы по защите диссертаций, и требования к результативности научной деятельности членов диссертационных советов. До 20 октября должна быть разработана и одобрена методика оценки качества деятельности диссоветов.

Кроме того, министр распорядился разработать комплекс мероприятий для сбора сведений о научной результативности организаций, в которых созданы диссертационные советы, о научной и публикационной активности членов диссоветов и защитившихся соискателей ученой степени. Будет также организован мониторинг деятельности советов, на основе которого планируется провести оптимизацию сети диссертационных советов с учетом отраслевых, региональных и федеральных приоритетов.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 7 июня. – С. 3.)

«Шпионские» гаджеты для списывания

Сейчас на выбор в Интернете десятки устройств, которые без труда заменяют мобильный телефон. Например, за небольшие деньги, даже дешевле обычного мобильника, можно приобрести наручные часы, в которые вставляется sim-карта, а дальше часы работают, как обычный телефон. При помощи встроенной в часы камеры с достаточно высоким разрешением можно сфотографировать экзаменационные материалы и передать «помощнику» за пределами аудитории. В комплекте со «шпионскими» часами продается микронаушник. Такой миниатюрный прибор, размером в три раза меньше горошины, устанавливается в ухо прямо на барабанную перепонку. То есть обнаружить его во время экзамена совершенно невозможно. Микронаушник и «шпионские» часы связаны системой Bluetooth, что позволяет удаленному «помощнику» спокойно решить отснятые экзаменационные задания, а потом позвонить по номеру и продиктовать в наушник правильные решения.

(Агашков Е. «Шпионские» гаджеты для списывания / Евгений Агашков // Учительская газета. – 2013. – 11 июня. – С. 7.)

Слабым здесь не место

В прошлом году кампания по выявлению университетов, которые плохо учат студентов, сопровождалась серией скандалов. Сначала в черный список попали прославленные вузы, например МАРХИ, РГТУ. В итоге всех споров и согласований появился список из 30 вузов и 262 филиалов, которые должны быть реорганизованы. Основной метод реорганизации – присоединение к более успешному учебному заведению.

– Никто не говорит, что учебное заведение должно быть закрыто буквально завтра, – пояснил зам. министра образования и науки Александр Климов. – Но я жду решений от учредителей о том, как именно они собираются реорганизовывать принадлежащие им слабые филиалы и университеты. Где-то студентов могут перевести в другое учебное заведение, а где-то – прекратить набор первокурсников и доучить тех, кто уже занимается на старших курсах. Нас устроит любое решение, кроме саботажа.

Далее в статье даны признаки, по которым оценят качество работы университета.

Мониторинг эффективности вузов теперь станет ежегодным.

(Дуэль А. Вузкий выход / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 13 июня. – С.1, 7.)

Рубль – доктор наук

Повышенные зарплаты преподавателям университета должны остановить отток молодых ученых за границу. Об этом заявил на встрече с ректорами вузов министр образования и науки России Дмитрий Ливанов.

Министерство образования и науки до конца июня перечислит в вузы дополнительно еще 65 % от годового финансирования. Эти деньги пойдут на повышение зарплат преподавателям и надбавок за ученые степени.

В итоге «сумма на руки» у университетских педагогов должна быть в среднем соизмерима со средней заработной платой в регионе, где они работают.

(Дуэль А. Рубль – доктор наук / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 13 июня. – С. 1, 5.)

Школьные автобусы

В Астраханской области районы получили новые школьные автобусы. Федеральные средства в размере 9,3 млн рублей направлены на приобретение нового транспорта для подвоза школьников к месту учебы.

(Орлова О. Лёгкая дорога в школу / Ольга Орлова // Российская газета. Неделя. – 2013. – 14 июня. – С. 13.)

Точка над iсторией

Готовится концепция нового учебника истории.

Каким будет новый учебник и как надо рассказывать школьникам о российской истории? На вопросы «РГ» отвечает декан исторического факультета МГУ, академик РАН Сергей Карпов.

– Сергей Павлович, в федеральном перечне списков – 138 книг по истории, а 60 % школ покупают одинаковые учебники. Зачем нужен еще один?

– В разных книгах могут быть разные трактовки одних и тех же событий. В нашем обществе нет консенсуса по ряду значительных событий истории. Прежде чем писать учебник, надо подготовить концепцию, опирающуюся на исторический опыт и геополитические интересы России, не забывая о том, что родная история может и должна воспитывать любовь к Родине. Концепция сейчас создается разными группами авторов.

– Надо ли рассказывать в новом учебнике о репрессиях Сталина? Или дезертирстве, мародерстве во время войны?

– Запретных тем нет, есть неправильные интерпретации, умышленное умолчание, которых быть не должно.

– А что пишут о России учебники истории соседних стран? Чего не хватает ЕГЭ по истории? Почему много претензий звучит в адрес исторических диссертационных советов? Встречаются ли откровенно слабые, плохие диссертации?

На этот и другие вопросы ответил корреспонденту «РГ» Сергей Карпов.

(Ивойлова И. Точка над iсторией / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2013. – 11 июня. – С. 13.)

Школа стандартов

К концу года зарплаты учителей должны сравниться со средними по экономике во всех регионах, а затем – повышаться ежегодно. Об этом президент заявил на совещании по школьному образованию.

Помимо чиновников и руководителей образовательных учреждений, которые сели за один стол с президентом в Москве, на видеосвязь вышли и региональные лидеры. Речь шла о введении федеральных государственных общеобразовательных стандартов, модернизации региональных систем общего образования и повышении зарплаты педагогов. По итогам года средняя зарплата учителей сравнялась или превысила среднюю по экономике в 13 субъектах, в 34 лишь немного уступила средней.

Президент остался недоволен, что федеральные органы зачастую «замалчивают» формирование образовательных программ. И родителям, и учителям, и ученикам непонятно, что войдет в предмет и какова методика его преподавания.

Также важно найти верный баланс между обязательными предметами и предметами по выбору, отметил Путин.

Путин также рассказал, что ему постоянно жалуются, что школы взимают так называемые добровольные взносы. «Все основные предметы школьной программы должны преподаваться за счет государства, – подчеркнул он. – Взимание платы недопустимо».

(Латухина К. Школа стандартов / Кира Латухина // Российская газета. – 2013. – 7 июня. – С. 2.)

Здоровье школьников

Российских школьников научили есть полезные продукты и следить за своим весом.

Российским родителям стало проще накормить детей полезной едой. Таковы итоги оценки эффективности программы «Разговоры о правильном питании». Теперь 90 % мам и пап отметили, что изучение их детьми основ правильного выбора продуктов помогло им в организации питания своих чад.

Есть понемногу 5 раз в день, выпивать 6–7 стаканов жидкости и употреблять на ночь только лёгкую пищу – такие советы содержатся в образовательной программе по правильному питанию для 1–2 классов. Школьникам 5–6 классов уже рассказывают, сколько калорий они должны получать каждый день, чем отличаются белки от углеводов, как правильно читать информацию о товаре на упаковке.

Образовательная программа по правильному питанию работает с 1999 года, и за это время в ней приняли участие более 5 миллионов детей.

Родители отмечают, что в детей стало проще «впихнуть» полезные, но не очень вкусные овощи, а работники столовых заметили, что ребята начали доедать продукты, которые раньше отправлялись прямиком в помойку, например рыбу.

(Мишина Е. Юношей питают / Елена Мишина // Российская газета. – 2013. – 7 июня. – С. 5 .)

Чиновники нашли утечку

Чтобы узнать ответы на ЕГЭ, хакеры взломали зашифрованную почту. Об этом рассказал заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко.

В прежние годы система защиты срабатывала чётко. Но в этом году то ли пароль поставили слишком простой, то ли кто-то слишком добрый шепнул на ухо местным педагогам правильный «ключ», но задания оказались вскрытыми раньше времени…

Сейчас власти ищут способ противодействовать новой схеме мошенничества.

(Дуэль А. Чиновники нашли утечку / Алексей Дуэль // Российская газета. – 2013. – 7 июня. – С. 9. )

Реформы в образовании

Очередная реформа в образовании: с 2014 года при приеме в вуз вместе с результатами ЕГЭ будут учитывать оценки из аттестата. Помимо оценок ЕГЭ при зачислении в вузы с будущего года будут учитываться также средние баллы аттестатов и портфолио с внеучебными достижениями школьников. А средний балл ЕГЭ определит бюджетное финансирование каждого вуза. Об этом и других новшествах в области высшего образования говорилось на заседании коллегии Минобрнауки 10 июня. Специалисты уже разработали методики оценки этих показателей в баллах, которые будут добавляться к результатам ЕГЭ. К сентябрю 2013 года эти методики будут оглашены.

Вырастут с будущего года и зарплаты преподавателей.

– Так работать нельзя! – пригвоздил глава Минобрнауки ректоров, экономящих на своих сотрудниках. – Не можете работать как следует – пишите заявление об уходе! Не надо мучиться самим и мучить других!

Но помучиться все-таки придется. С одной стороны, по словам министра, массовых сокращений профессорско-преподавательского состава (ППС) в связи с повышением зарплат не будет, хотя падение количества студентов из-за плохой демографии продолжится и достигнет пика в 2017 году. Но, с другой, госбюджет финансирует предстоящее повышение лишь на 65 %. Остальные средства должны изыскивать сами вузы. Таких возможностей пока две: коммерческие студенты и сокращение штатов. Вот уже и перестроившийся на новый лад Санкт-Петербургский политех, по словам его ректора Андрея Рудского, сократил основную структуру в два раза, количество кафедр – на треть, а число ППС – на 20 %, причем за ближайший год стоит задача сокращения ППС еще на 20 %.

Увольняют, по словам ректора, «только неэффективных и бездарных преподавателей», однако их количество в вузе – чуть ли не каждый четвертый, с учетом предстоящих увольнений – сильно смущает. Да и сопротивление обреченных – тоже. Увольняемые, признался ректор, одолели его судебными исками. И лучшее, что может сделать сейчас министерство, – «разработать критерии и юридические процедуры сокращения преподавателей с учетом возможных конфликтов».

Ещё одно новшество коснется мониторинга эффективности вузов. Он продолжится, но пройдет уже по новым правилам.

Во-первых, эффективность будут мерить не только у государственных, но и у частных вузов. (В ходе сверки выяснилось, что 50 вузов вообще не числятся в реестрах Рособрнадзора, сообщил зам. министра образования и науки Александр Климов. То есть работают нелегально.)

Во-вторых, вузы «особой специфики» разобьют на шесть групп: готовящие кадры для МЧС, творческие, спортивные, транспортные, медицинские, сельскохозяйственные.

А в-третьих, в число критериев оценки войдет трудоустройство выпускников.

(Лемуткина М. Школьникам готовят выпускной балл / Марина Лемуткина // Московский комсомолец. – 2013. – 11 июня. – С. 1, 2 .)

Предуниверситарии

Необычная система обучения старшеклассников заработала в Москве – теперь после седьмого класса обычной школы можно уйти в так называемый «предуниверситарий» (новое слово в столичном образовании) при выбранном вузе. В этих аналогах старшей школы (причем совершенно бесплатных) дети будут заканчивать школьное обучение под руководством вузовских преподавателей и самым тесным образом контактировать с будущей профессией.

Подобные проекты выгодны в первую очередь самим старшеклассникам – по сути они получают бесплатное репетиторство и подготовку в выбранный вуз. Учебные заведения же имеют возможность контролировать подготовку своих будущих студентов – максимально мотивированных и заинтересованных. При этом институты не останутся внакладе – в столице финансирование старшеклассника составляет немалые 120 тыс. рублей в год, и каждый школьник, обучаемый в «предуниверситарии», оплачивается городом.

(Балабас Е. Школьников начнут готовить в студенты с 8 класса / Евгений Балабас // Московский комсомолец. – 2013. – 11 июня. – С. 6 .)

Деньги школы ушли в свисток

Как «отмыть» миллион? С этим у нас в стране нет проблем – криминальные структуры предложат вам множество самых разных схем. Но «Московскому комсомольцу» удалось обнаружить один из до сих пор замалчиваемых способов отмывания государственных денег – посредством обычных средних школ.

На днях в московскую среднеобразовательную школу № 362 пришло поступление – комплект спортивного инвентаря для уроков физкультуры на общую сумму 28 000 рублей. Судя по накладной, стоимость обычных пластмассовых китайских свистков, цена которым 5–10 рублей, в накладной указана по 2 тысячи за штуку. Еще там оказались тряпичные флажки по тысяче за каждый, ещё – кусок веревки длиной около 15 метров. Все это не заказывали, но в школу регулярно поступают разные учебные пособия, наборы без заказа. К сожалению, школьные учителя расписались в получении инвентаря. Все попытки отыскать эту фирму через Интернет не увенчались успехом.

(Финякина И. Деньги школы ушли в песок / Ирина Финякина // Московский комсомолец. – 2013. – 10 июня. – С. 5 .)

Сколько зарабатывают ректоры и чиновники?

Минобрнауки России обнародовало сведения об имуществе и доходах своих служащих, а также руководителей подведомственных учреждений и членов их семей.

Примечательно, что в первую пятерку самых состоятельных руководителей вузов не вошли столичные ректоры. Наиболее обеспеченным оказался глава Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения Анатолий Оводенко, чей доход за 2012 год составил 71,523 млн рублей. Ему принадлежат две квартиры и два земельных участка в России, а также жилой дом, сауна и земельный участок площадью 3,7 тысячи квадратных метра в Финляндии.

На втором месте ректор Новомосковского института повышения квалификации Владимир Никулин с годовым доходом в 24,119 миллиона рублей. На третьем – ректор Самарского государственного технического университета Дмитрий Быков (15,4 млн рублей). Немного ему уступает глава Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец, который в прошлом году заработал 15,299 млн рублей. А замыкает пятерку самых богатых ректоров глава Уральского государственного горного университета Николай Косарев с доходом в 14,631 миллиона.

Что касается руководителей других подведомственных Минобрнауки учреждений, то тут в лидерах оказался президент Центра информационных технологий и систем органов исполнительной власти Александр Старовойтов. Его доходы за прошлый год составили 15,523 миллиона рублей.

Среди служащих самого министерства больше всех заработал в минувшем году Александр Володин, директор Департамента бюджетного процесса, учета и отчетности, –14,214 миллиона. Следом за ним идут Фархад Рагимов, заместитель директора Административного департамента (10,647 млн рублей), и Григорий Андрущак, директор Департамента стратегии, анализа и прогноза (10,207 миллиона). Отметим, что данные о доходах министра и его заместителей в опубликованной таблице не представлены.

(Ветров И. Сколько зарабатывают ректоры и чиновники? / Игорь Ветров. – Учительская газета. – 2013 – 18 июня. – С. 2.)

ЕГЭ. Рособрнадзор не признает массовое списывание на экзаменах

Рособрнадзор подвел предварительные итоги ЕГЭ по математике. Минимальную границу в 24 балла не преодолели 7,6 % выпускников текущего года.

Пересдать экзамен по этому предмету можно 19 июня или в другой резервный день по решению ГЭК региона. Однако для этого выпускник должен преодолеть минимальный порог ЕГЭ по русскому языку.

100 баллов набрали более 500 участников. Комиссия Рособрнадзора проведет выборочные перепроверки высокобалльных работ в 14 субъектах РФ, среди которых все регионы Северо-Кавказского федерального округа, Брянская область, Республика Башкортостан.

В целом экзамен по математике показал рост общероссийского среднего результата на 4 тестовых балла. Рособрнадзор отвергает возможность серьезного искажения итогов ЕГЭ за счет утечки информации в Интернет. «Специалисты отмечают, что результаты ЕГЭ по математике 2013 года показывают на вероятное, однако не столь значительное влияние фактора наличия в Сети некоторых вариантов экзамена, которое, как показывает практика, тесно связано с нарушениями процедур в пунктах проведения экзамена. Очевидно, что там, где четко соблюдалась процедура ЕГЭ, предполагаемое наличие у участника вариантов заданий или ответов еще до экзамена не отразилось на полученных результатах», – говорится в официальном заявлении ведомства.

Как подчеркивает Рособрнадзор, одно из самых простых заданий В1, которое относится к разряду практико-ориентированных, не выполнил каждый пятый участник экзамена (примерно 150 тысяч человек), хотя оно в течение года находилось в открытом банке и именно его можно было найти в Интернете перед экзаменами.

Число выпускников, набравших средние баллы, выросло примерно на 5–6 %. А в диапазоне высоких баллов доля участников экзамена, существенно улучшивших свой результат, по данным Рособрнадзора, не превышает 1–2 %. При этом рост числа участников, набравших более 63 баллов, ведомство объясняет усилением внимания к подготовке абитуриентов в профильной школе и наличием открытого банка заданий.

13 июня выпускники сдавали последние экзамены основной волны – по литературе и географии. В ходе проведения ЕГЭ группа мониторинга Рособрнадзора зафиксировала в Интернете незначительное количество фрагментов КИМов по этим предметам. Информация обо всех случаях передана в региональные государственные экзаменационные комиссии. Результаты нарушителей должны быть аннулированы без права пересдачи в текущем году.

(Косыгин С. Рособрнадзор не признает массовое списывание на экзаменах / Сергей Косыгин. – Учительская газета. – 2013 – 18 июня. – С. 2.)

Каким будет стандарт для малышей?

На сайте Минобрнауки России опубликован проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Его презентация состоялась в Москве на минувшей неделе.

Глава рабочей группы, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов напомнил, что подобный документ в стране создается впервые:

«Мы называем его стандартом поддержки разнообразия детства. Этот стандарт не сводится к школьным формам жизни, на такой подход у нас буквально наложено табу. Мы просчитывали многие риски в социокультурном плане, анализировали, чего ждет от этого стандарта общество, и старались все это учесть».

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации ребенка, а не получения знаний. Естественно, никаких экзаменов для воспитанников детских садов не предусмотрено. Допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, которые помогут педагогу открыть в малыше новые способности, преодолеть какие-либо проблемы. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

«Здесь впервые, по существу, даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество. Сформулированы и требования к тем, кто работает с детьми», – заметил ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. По его словам, воспитатель обязательно должен проходить психологическую подготовку, получать знания о возрастных особенностях детей.

(Анна Шеина. Каким будет стандарт для малышей? /Анна Шеина – Учительская газета. – 2013 – 18 июня. – С. 2.)

Краеведческие новости

Тестирование на наркотики

Учащихся школ, профтехучилищ и вузов ждут добровольные тесты на наркотики. Осмотр учащихся будет проводиться без назначения врача. Если школьнику не исполнилось 15 лет, согласие на прохождение тестов на наркотики будут давать родители.

Проверка будет проходить в два этапа: вначале заполнение специального опросника, затем медосмотр и сдача анализов. Если результаты покажут, что учащийся употреблял наркотические или психотропные препараты, ему будет предложено направление в специальное медучреждение.

Профилактикой незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся будут заниматься органы здравоохранения и образования. Согласно закону все учебные заведения обязаны обеспечить конфиденциальность сведений.

(Шадчина В. Проверка на уроках / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 13 июня. – С. 2.)

О результатах ЕГЭ в Волгоградской области

Результаты ЕГЭ в Волгоградской области улучшились по сравнению с прошлым годом. Народная молва связывает это с нечестностью при написании главных школьных тестов.

Шесть выпускников Волгоградской области получили 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку. По семь подростков написали «на все сто» тесты по истории и биологии, и у еще троих – высшие баллы по информатике. В регионе увеличивается и общее количество детей, написавших ЕГЭ больше чем на 80 баллов.

Количество не сдавших ЕГЭ в нашем регионе на протяжении ряда лет было выше общероссийских показателей. Но в этом сезоне на одном из обязательных экзаменов – ЕГЭ по русскому языку – тоже произошло улучшение. Количество «двоечников», то есть тех, кто набрал баллы ниже минимального порога, значительно уменьшилось. Не справились с заданием 3,9 % выпускников – это 539 человек. В прошлом году этот показатель был гораздо выше – 5,4 %.

(Гречухина Ю. Сто баллов не роскошь? / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 14 июня. – С. 3.)

Норматив для вуза

На заседании Правительства РФ был рассмотрен вопрос о переходе на нормативно-подушевое финансирование образовательных программ высшей школы.

По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, эта мера позволит обеспечить эффективность работы вузов. «Будут введены единые прозрачные принципы расчета нормативных затрат на каждую образовательную программу, которая имеет государственную аккредитацию. При этом к базовым нормативным затратам будут применяться коэффициенты, которые должны отразить специфику региона, профессии или отрасли», – сказал премьер. Особые повышенные коэффициенты будут установлены для подготовки специалистов по дефицитным специальностям, прежде всего инженерным и медицинским.

Одновременно Минобрнауки России будет заниматься оптимизацией вузовской сети. Как заявил министр Дмитрий Ливанов, озвучивая планы своего ведомства на ближайшие пять лет, уже в этом году будет реорганизовано более 250 неэффективных филиалов вузов и около 30 высших учебных заведений. Стартуют программы оптимизации деятельности 71 вуза и 133 филиалов. В целом эту работу планируется завершить к 2016 году.

(Симонов А. Норматив для вуза / Александр Симонов // Учительская газета. – 2013. – 4 июня. – С. 2.)

В детсад по обмену

В Волгоградской области на региональном портале госуслуг появился новый сервис – электронный обмен путевками в детсады.

Дело в том, что не всегда семья получает место в детском саду с удобным для нее месторасположением. Как правило, родители стремятся отдать ребенка в сад рядом с домом либо работой. Но бывает так, что за время ожидания путевки семья переезжает на новое место жительства, взрослые меняют работу или просто в ближайшем дошкольном учреждении нет свободных мест. Поэтому есть желающие «поменяться» детскими садами.

– Новая услуга предоставлена в ответ на многочисленные просьбы родителей, – пояснили в областном министерстве образования и науки.

(Бурменко К. В детсад по обмену / Ксения Бурменко // Российская газета. Неделя. – 2013. – 14 июня. – С. 13.)

Карантин по менингиту

В детском саду № 324 Красноармейского района Волгограда в двух группах введен карантин по менингиту. Дети этих групп контактировали с четырехлетним мальчиком, госпитализированным с менингитом.

(Бурменко К. Беда одна не ходит / Ксения Бурменко // Российская газета. Неделя. – 2013. – 14 июня. – С. 14.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru