В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (май 2013 г.)

4 июня 201314:00

Новости образования

МГУ и СПбГУ вошли в мировой рейтинг лучших вузов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский госуниверситет впервые включены в международный рейтинг 200 лучших университетов мира по специальностям – QS World University Rankings by Subject. В этом году МГУ занял 42-е место по математике.

Рейтинг включает 200 ведущих университетов мира по 30 направлениям: философия, современные языки, география, история, лингвистика, английский язык и литература, компьютерные технологии, инженерные науки, физика, математика, медицина, химия, биология и многие другие. Оценка опирается на четыре индикатора: мнение академического сообщества, мнение работодателей, средний индекс цитирования статьи и суммарный вклад ученых вуза в науку. До нынешнего года некоторые российские университеты (точный список не сообщается) уже обсчитывались в QS, но не дотягивали до топ-200 ни по одной из учитываемых специальностей.

Также МГУ вошел в так называемые кластеры (в QS вузы ниже 50-й позиции считаются по группам) сразу по нескольким направлениям: современные языки (кластер 51–100), физика и астрономия (51–100), информационные и компьютерные технологии (151–200), фармацевтика и фармакология (151–200), химия (101–150), науки о земле и Мировом океане (101–150), наука о материалах (151–200), статистика и операционные исследования (101–150). СПбГУ попал в кластер 151–200 по математике.

– За пределами топ-200 24 российских университета были упомянуты как минимум по одной специальности. Российские вузы не остаются незамеченными на международной образовательной арене по отдельным предметным областям, но до сих пор с трудом конкурируют с мировыми лидерами, – считает Бен Саутер, глава исследовательского центра QS.

До начала 2014 года Минобрнауки с помощью международных экспертов и профессионального сообщества отберет 10–15 вузов, которые получат миллиарды в виде дополнительных субсидий на реализацию своих проектов. Размер субсидий будет варьироваться от 1 млрд до нескольких миллиардов рублей на одно высшее учебное заведение. Разработка требований к проектам, среди которых важное место будет занимать обоснование и подтверждение способности вуза обеспечить высокие темпы роста показателей в международных рейтингах, должна быть завершена в первом квартале этого года.

Для начала реализации плана в проекте федерального бюджета на будущий год предусмотрено выделение 9 млрд рублей. По итогам работы отобранных вузов будут приняты решения о выделении дополнительных средств на 2014–2015 годы. В 2014 году министерство планирует дополнительно выделить около 21 млрд рублей, а уже в 2015 году сумма составит до 24 млрд рублей.

(Панов П. МГУ и СПбГУ вошли в мировой рейтинг лучших вузов / Павел Панов // Известия. – 2013. – 13 мая. – С. 5.)

Расширение ассоциации ведущих университетов России

Ассоциация ведущих университетов России поддержала базовые принципы концепции системы аттестации научных кадров высшей квалификации, которую Минобрнауки вынесло на общественное обсуждение. Об этом было заявлено на очередном заседании АВУ.

Участники совещания приняли решение о расширении ассоциации, ее новыми членами стали еще четыре ведущих вуза страны – Московский государственный институт международных отношений (университет), Российский университет дружбы народов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ». При этом семи вузам в приеме было отказано – дабы не снижать заданную статусную планку.

Как считает ректор РУДН Владимир Филиппов, таких объединений должно быть много – нужны ассоциации технических, медицинских, аграрных и других вузов, а межведомственной площадкой может и должна быть АВУ. До сих пор в такой роли выступал Российский союз ректоров.

(Азарова С. Пополнение прибыло / Светлана Азарова // Поиск. – 2013. – 3 мая. – С. 2.)

О развитии электронного обучения

В Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики прошло очередное заседание межведомственной рабочей группы по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Речь шла о нормативно-правовом обеспечении использования дистанционных методов в образовании.

В целях разработки нормативных актов, необходимых для реализации закона «Об образовании в Российской Федерации», межведомственная рабочая группа подготовила проект приказа Минобрнауки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Документ имеет ряд новаций по сравнению с действующей нормативной правовой базой. Он предполагает введение нового понятия электронного обучения с указанием особенностей электронной информационно-образовательной среды в случае применения соответствующих технологий подготовки. Целью использования электронного обучения определяется не только доступность образования, но и повышение его качества. Вводится также понятие территориальных центров доступа.

(Воронова Ю. Законное электронное / Юлия Воронова // Поиск. – 2013. – 3 мая. – С. 2.)

Утверждение Правил для организаций, осуществляющих образовательную деятельность

Вышло правительственное постановление «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Правилами предусмотрены механизмы определения общих объемов контрольных цифр приема граждан с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и на основе анализа рынка труда. В документе также прописаны требования к порядку проведения конкурса на распределение контрольных цифр приема.

Постановлением впервые устанавливается проведение единого конкурса по распределению контрольных цифр приема для всех вузов РФ, организатором которого определено Минобрнауки. Документ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 3 мая. – С. 3.)

Создание рабочей группы

Создана рабочая группа (РГ) для подготовки проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга системы образования и перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу в системе образования». В состав РГ вошли представители Общественной палаты, органов управления образованием субъектов РФ, общественных организаций сферы образования, а также СМИ. Председателем группы стал заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб.

Задача РГ – обсуждение и подготовка порядка, который бы «объективно отражал состояние образования и динамику изменений его результатов, условия осуществления образовательной деятельности, контингент обучающихся, учебные и внеучебные достижения учащихся, профессиональные достижения выпускников и состояние сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Выводы рабочей группы будут ежегодно публиковаться в виде итоговых отчетов и размещаться в Интернете.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 3 мая. – С. 3.)

Новый куратор диссертаций

Директором Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России назначена Инесса Шишканова. Главными задачами департамента станут проведение работы по оптимизации сети диссертационных советов и совершенствование нормативной правовой базы в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников.

(В Минобрнауки назначен новый куратор диссертаций // Учительская газета. – 2013. – 7 мая. – С. 2.)

Старшеклассники поговорили с министром о взятках

На откровенный разговор пригласили министра образования и науки Хабаровского края Андрея Базилевского старшеклассники школы № 80 краевого центра. Участники детского общественного объединения «Лидер» обсуждали вполне взрослую тему – коррупцию.

Ребята представили свой проект, который назвали «Вместе против коррупции», к приезду министра подготовили видеопрезентацию. В общественной жизни сделано уже немало: проведены обучающий тренинг, конкурс эссе на эту тему, организованы конкурсы рисунков и сочинений «Мои права», ребята провели среди учащихся школы и жителей микрорайона социологический опрос, выступили на родительском собрании.

– В таком формате я встречаюсь со школьниками впервые, – сказал в конце разговора Андрей Базилевский.

(Ветров И. Старшеклассники поговорили с министром о взятках / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 7 мая. – С. 3.)

В школах научат сортировать мусор, в вузах – руководить ЖКХ

Минрегионразвития передало в правительство материалы к заседанию Госсовета, посвященному ЖКХ. Подчиненный министерству Фонд содействия реформированию ЖКХ совместно с Минрегионразвития и Минтруда подготовил предложения по изменению федеральных образовательных стандартов и программ – это должно помочь улучшению ситуации в жилищно-коммунальной сфере.

Как сообщил источник в фонде, в список поручений президента по итогам Госсовета предлагается включить разработку государственных образовательных стандартов, разработку образовательных программ и выделение бюджетных мест в вузах для подготовки кадров жилищно-коммунального хозяйства.

В начальной школе детей планируется научить в игровой форме правильному содержанию дома – как сортировать мусор, перекрыть воду в случае аварии и т. п.

В некоторых регионах уже проводятся подобные эксперименты, сообщила председатель комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.

Сейчас в России есть учебные заведения, которые готовят технических специалистов (электриков, водопроводчиков и т. п.), а вот руководителей данной сферы никто не готовит, объяснил Евгений Богомольный. Первым шагом к разработке образовательных программ станет разработка квалификационных требований.

– В Едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих вообще не упоминается сфера ЖКХ. Нет четких требований к квалификации. Отсюда и необразованные начальники, зачастую без среднего образования, – сообщил эксперт. – Нужно сначала внести в ЕКС работу в ЖКХ, после этого разработать требования к должностям и уже на этом основании – единый образовательный стандарт.

Финальный срок для этой работы в проекте поручений президента – 1 декабря 2013 года. По словам источника в фонде, руководителей ЖКХ, среди прочего, планируется учить психологии (это поможет решать конфликты с жильцами), юриспруденции и экономике. Евгений Богомольный считает, что руководителям также необходимы технические знания, которые помогут правильно содержать коммуникации дома. А для содержания придомовых территорий им стоит иметь представление о дизайне.

Фонд содействия развитию ЖКХ предлагает выделить не менее 10 тыс. бюджетных мест в вузах для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами.

(Чернышов П. В школах научат сортировать мусор, в вузах – руководить ЖКХ / Павел Чернышов // Известия. – 2013. – 22 мая. – С. 5.)

Эффективность вузов измерили кошельками выпускников

Недавно была сделана попытка взглянуть на высшие учебные заведения через призму успешности их выпускников. Дать оценку качества образования в университетах страны позволяет составленный Forbes рейтинг, в котором учебные заведения распределены в зависимости от числа их выпускников, вошедших в список богатейших предпринимателей России (также составленный Forbes), и их совокупного капитала в миллиардах долларов.

В список «кузниц миллиардеров» попали 16 вузов. Среди них подавляющее большинство московских (11 вузов). Один санкт-петербургский, это Ленинградский институт физической культуры (сейчас Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта), выпустивший трех миллиардеров и стоящий в рейтинге на 12-м месте. Два уральских: Уральский политехнический институт (сейчас Уральский федеральный университет) – пятая строчка рейтинга, пять выпускников-миллиардеров, и Магнитогорский горно-металлургический институт (сейчас государственный технический университет) занимает 13-ю позиция в рейтинге, три выпускника-миллиардера. Два сибирских: Сибирский металлургический институт (сейчас Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк) – 11-я строчка рейтинга, три выпускника-миллиардера, и Кузбасский политехнический институт (сейчас государственный технический университет) – 15-я позиция в рейтинге, три выпускника-миллиардера.

Самым первым в рейтинге стоит МГУ им. М. В. Ломоносова. Среди его выпускников в список Forbes попали 16 человек, и их в отличие от миллиардеров из других вузов расписали по факультетам. Самым плодовитым оказался экономический факультет (5 человек в списке Forbes), на втором месте – физфак (4 человека), далее идут юридический (3), философский (2), химический и географический (по одному).

Первые четыре строчки рейтинга занимают вузы столицы. Среди региональных вузов лидирует Уральский федеральный университет.

(Булгакова Н. Куют миллиардеров / Наталья Булгакова // Поиск. – 2013. – 17 мая. – С. 14.)

Об исполнении указов

Владимир Путин провел совещание, на котором шла речь о том, как исполняются указы, которые он подписал после вступления в должность Президента РФ в мае 2012 года.

С докладом выступил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он рассказал, что в прошлом году в 75 субъектах РФ заработная плата преподавателей вузов сравнялась со средней зарплатой по региону.

По словам министра, на 2014–2015 годы предусмотрены дополнительные средства на повышение оплаты труда преподавателей в вузах в размере 24, 38 и 62 миллиарда рублей соответственно. При этом глава Минобрнауки подчеркнул, что эффективное использование этих средств возможно только при повышении требований к качеству работы преподавателей и проведении структурных изменений.

«У нас на сегодняшний день фактическая численность преподавателей в вузах на 30 процентов превышает нормативную, а в некоторых – на 40 и 50 процентов. Необходимо провести в течение тех месяцев, которые остались до начала нового учебного года, достаточно серьезные изменения в кадровой системе», – заявил Д. Ливанов. Он также пообещал, что «уже с 1 сентября 2013 года все государственные вузы страны перейдут на новую систему окладов, которые будут серьезно повышены».

Министр также напомнил, что в этом году размер заработных плат преподавателей вузов должен достичь 110 процентов от средней оплаты труда по соответствующим регионам.

(Воронова Ю. С повышением! / Юлия Воронова // Поиск. – 2013. – 17 мая. – С. 2.)

Многодетным матерям бесплатное высшее образование

Второе высшее образование для многодетных матерей хотят сделать бесплатным. Об этом рассказала вице–премьер Ольга Голодец на Всероссийском форуме «Россия многодетная: семья как одна из основ российской государственности». Вообще у многодетных семей много проблем. Например, иногда детей из одной семьи берут в разные школы. Но эта проблема в ближайшее время будет решена законодательно. Кроме того, государство будет компенсировать 4,5 года пенсионного стажа многодетным матерям.

(Грицюк М. После третьего второе / Марина Грицюк // Российская газета. – 2013. – 17 мая. – С. 18.)

Досрочный ЕГЭ

Помимо русского языка и математики выпускники досрочно сдавали обществознание, биологию, историю и физику.

В итоге, например, в Башкортостане 100 баллов по русскому языку не набрал ни один школьник, максимальный балл – 87, средний – 57. Максимального балла по математике не набрал никто, средний балл составил 49.

В целом, досрочный ЕГЭ показал: башкирские школьники лучше всего знают физику, а хуже всего – историю.

В Санкт–Петербурге не обошлось без нарушений. Школьники проносили телефоны, и у троих были отменены результаты экзаменов, они не допущены до повторной сдачи экзаменов в этом году. В Воронеже двое из 155 школьников тоже пронесли на экзамены мобильники.

(Агранович М. Тест для чемпиона / Мария Агранович // Российская газета. – 15 мая. – С. 12.)

Как ростовчане готовятся к ЕГЭ

Перед окончанием учебного года Яндекс выяснил, как ростовчане готовятся к Единому государственному экзамену. Оказалось, что среди выпускников очень популярны запросы: «молитва перед ЕГЭ», «заговор на сдачу экзамена», «микронаушники», и «Что делать, если ничего не знаешь».

Чаще всего пользователи спрашивают про экзамены по обязательным предметам: математике и русскому языку. Среди необязательных дисциплин в Ростове-на-Дону лидирует обществознание. Последнее место досталось английскому языку.

Очевидно, многие школьники рассчитывают на помощь современных технических средств. Запрос информации о микронаушниках также среди часто встречающихся. Некоторые формулируют запрос так: «Как зделать шпоргалку?» (Орфография автора оставлена без изменений)

(Бровкина М. Бог в помощь / Марина Бровкина // Российская газета. Неделя. 2013. – 16 мая. С. 13.)

Цифры недели

Как выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, большинство родителей считают, что нужно запретить регистрацию детей до 13 лет в социальных сетях. За это высказались 57 % опрошенных россиян, имеющих несовершеннолетних детей. Ещё 17 % респондентов также поддержали данную инициативу, однако, по их мнению, возраст детей надо увеличить. Затруднились ответить 12 % опрошенных.

(Цифры недели // Учительская газета. 2013. – 21 мая. – С. 2.)

Пока учитель на курсах

– Должен ли учитель получать какую-либо оплату в школе, если находится на курсах повышения квалификации? Ответ на этот и другие вопросы учителей – в газете.

(Ваш адвокат // Учительская газета. 2013. 21 мая. С. 20.)

Стипендии

С 1 сентября 2013 года стипендиальный фонд планируется проиндексировать на 5,5 %. Таким образом, норматив стипендии для студентов, обучающихся по программам среднего профобразования, составит 487 рублей, высшего – 1340 рублей, для аспирантов – 2637 рублей, ординаторов – 6717 рублей.

(Ветров И. Стипендии вырастут с 1 сентября / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 14 мая. – С. 2.)

Нужна ли России школьная форма

Недавно, выступая на конференции Общероссийского народного фронта, Владимир Путин в очередной раз заострил внимание на необходимости введения в российских школах формы единого образца.

Как показали социологические опросы, россияне не против возвращения в школы «атрибута советского прошлого». За введение школьной формы высказались 77 % жителей страны – в основном женщины, у которых есть несовершеннолетние дети или внуки. Необходимость возврата к школьной форме и федеральные чиновники, и директора учебных заведений объясняют стремлением сгладить неравенство между учащимися, а также дисциплинировать молодую поросль.

Впрочем, с тем, что с введением школьной формы наступит «всеобщее равенство», согласны не все. Одеть всех российских школьников в одинаковую форму по всей России не получится. Элитные школы могут закупать школьную форму брендовых марок, остальные наверняка будут заказывать форму на отечественных швейных фабриках, «поддерживая местного производителя».

Кстати, поддержать отечественного производителя рекомендует и президент Путин в своей недавней речи на конференции Общероссийского народного фронта. Заявление послужило поводом для бурного обсуждения на форумах в Интернете… Многие пользователи сочли, что этим власть стремится решить проблемы отечественной отрасли легкой промышленности за счет школьников и их родителей. Впрочем, эксперты эту точку зрения не разделяют.

«Навязать свою точку зрения не могут ни президент, ни именитый модельер – в любом случае выбор останется за родительскими советами. Некоторые директора считают эти разговоры надуманными «Странно, что в государстве, где система образования имеет столько очевидных прорех, президент вдруг обеспокоился, в чем же российские школьники ходят на занятия, – замечает директор Новокузнецкой школы № 70 Илья Оршанский. – Сейчас вокруг этой темы разведут бурную общественную полемику. А то, что мы по-прежнему не можем обеспечить детям бесплатное качественное образование, наличие бесплатных учебников и современной высокотехнологичной техники в классах, – эти проблемы нашу власть, похоже, волнуют меньше…»

(Евдокимова А. Всеобщая формализация / Александра Евдокимова // Аргументы недели. – 2013. – 7 мая. – С. 11.)

Учительские зарплаты губернаторам не по карману

Вступив в должность президента, Владимир Путин пообещал довести в году зарплаты школьных учителей до среднего по региону уровня. Между тем, по данным Росстата, лишь столичные власти смогли исполнить указания президента. В остальных регионах школьные зарплаты ниже среднерегионального уровня примерно на 20 %.

Этот статистический парадокс объяснила замначальника управления статистики труда Росстата Ольга Жихарева. По её словам, в предварительных данных указаны «средние зарплаты всех штатных работников школ, в том числе уборщиц, охранников и работников столовых». Какова ситуация с зарплатами учителей, станет ясно позже.

По предварительным данным, пока одна Москва гарантированно увеличила среднюю зарплату до среднерегионального уровня. Столичные школьные работники получают в среднем 59,1 тыс. руб. при средней по экономике региона 54 тыс. руб. Почти приблизились к среднерегиональному уровню ещё 14 субъектов, и Волгоградской области среди них нет. Худшие показатели продемонстрировали восточные регионы. Далеко не все губернаторы горят желанием повышать зарплаты учителей и врачей, воспринимают это как посягательство на собственный карман.

(Башкатова А. Учительские зарплаты губернаторам не по карману / Анастасия Башкатова // Независимая газета. – 2013 – 15 мая. – С. 4)

«Заочка»

В прошлом году Минобрнауки заявило о своем желании активно избавляться от заочной формы обучения в вазах. В частности, планировалось, что в магистратуре заочная форма исчезнет на факультетах журналистики и юриспруденции, а будущие филологи, историки, политологи и психологи лишатся возможности учиться заочно и в бакалавриате.

В 2013 г. официальной отмены заочной формы обучения не произошло. Однако Минобрнауки решило пойти другим, более коварным путем. Ведомство взяло курс на то, чтобы попросту не выделять бюджетных мест на заочных отделениях по ряду специальностей.

(«Заочке»– бой? // Аргументы недели. – 2013. – 23 мая. – С. 8.)

Главная тема

«Аргументы недели» решили рассказать о том, что несет с собой «вступительно-выпускная» кампания 2013 года.

До сих пор не решён на федеральном уровне вопрос о том, ставить ли в пунктах проведения ЕГЭ глушилки сотовой связи. Сейчас решение по этому вопросу самостоятельно принимают региональные власти.

(Ларина Н. Выпускники, на старт / Надежда Ларина // Аргументы недели. – 2013. – 23 мая. – С. 8, 9.)

Дошкольная педагогика

Журнал «Дошкольная педагогика предлагает ознакомиться с содержанием «Примерной программы физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет». Цель программы – создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей дошкольного возраста с ОНР и ДОУ путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.

(Кириллова Ю. А. Содержание «Примерной программы физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет».)

Краеведческие новости

Трудоустройство подростков

На протяжении многих лет в Волгограде в целях трудоустройства подростков органами службы занятости реализуются программные мероприятия по «Организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет». Данное направление программы содействия занятости населения реализовывалось по принципу софинансирования, т. е. заработная плата несовершеннолетним гражданам производилась из бюджета области (города) или средств работодателя, а материальная поддержка выплачивалась подросткам за счет средств центра занятости. Трудоустройство несовершеннолетних ведется круглый год, как в свободное от учебы время, так и в период каникул. Обычно подростки заняты благоустройством территорий, косметическим ремонтом школьных помещений, курьерской доставкой, оказанием социальных услуг ветеранам. Ребята постарше работают и на промышленных предприятиях.

– В прошлом году было трудоустроено более 2,5 тыс. ребят в возрасте от 14 до 18 лет, – рассказывает директор ГКУ «Центр занятости населения Волгограда» Валерий Нечаев.

Из этого числа получили временную работу 834 подростка из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. В 2012 г. на временную занятость подростков Волгоградом были получены серьезные денежные ассигнования – 13 млн рублей из областного и 960 тыс. рублей из муниципального бюджета.

Аналогичная сумма, заметил Валерий Нечаев, требуется и в этом году. Однако в настоящее время сложилась довольно непростая ситуация с выделением финансовых средств на трудоустройство несовершеннолетних. Значительно сократился объем денежных средств, выделяемых из областного и муниципального бюджетов. Изменился и механизм реализации программы, который существовал многие годы.

Чтобы найти выход из непростой ситуации, свою помощь в решении вопроса с трудоустройством несовершеннолетних готовы оказать депутаты Волгоградской городской Думы.

(Каехтин Д. Заработать в каникулы / Денис Каехтин // Городские вести. – 2013. – 14 мая. – С. 7.)

Досрочные экзамены

В этом году в Волгоградской области пять человек сдавали ЕГЭ до начала основной волны. Причины разные. Одна из девушек летом будет участвовать в престижных спортивных соревнованиях. Остальные ученики собираются поступать в заграничные вузы.

Возможность сдать ЕГЭ авансом предоставляется и выпускникам вечерних школ, призванным в армию. И тем, кто по состоянию здоровья отправляется на лечение.

Досрочники открыли сезон еще в апреле. Пришли результаты – все «ранние» абитуриенты с экзаменами справились, набрав по разным предметам от 28 до 80 баллов. Подавались две апелляции, оба заявления были отклонены, и оценки остались в силе.

Реальные тесты оказались аналогичны знакомым демонстрационным версиям, выложенным на сайте ege.edu.ru. Неприятных неожиданностей не наблюдалось.

По сравнению с предыдущим годом одно из заданий части С по математике оказалось сложнее. Кардинальных изменений контрольно-измерительные материалы не претерпели. «Пороговые» баллы по русскому языку и математике тоже известны заранее – соответственно 36 и 24 балла.

– Летом Единый государственный экзамен будут сдавать около 13 тысяч школьников Волгоградской области, – рассказывает Надежда Додина, специалист министерства образования и науки Волгоградской области. – Основная волна ЕГЭ пройдет с 27 мая по 19 июня. В регионе подготовлены 325 пунктов сдачи экзаменов, из них 90 – по обязательным предметам.

Давно идут разговоры о необходимости организовывать пункты приема ЕГЭ вне школ, в независимых круглогодичных центрах. Пока этого не происходит. Выпускники снова отправятся писать тесты в школы, в свои или чужие.

В этом году школьники нашего региона в среднем выбрали по 4 экзамена. Такая статистика скорее радует. Она означает, что все чаще выпускники записываются на ЕГЭ по добровольным предметам. В 2013 году их почти на 10 процентов больше, чем в прошлом. То есть все больше ребят перестают бояться ЕГЭ и намерены набрать больше предметов, чтобы увереннее себя чувствовать при выборе вуза.

Незначительно, но выросла популярность физики, биологии, истории. Однако по-прежнему царствует обществознание – его будут сдавать около 10 тысяч человек, больше половины всех участников ЕГЭ в Волгоградской области.

В этом году в Волгоградской области аккредитованы около 320 общественных наблюдателей на ЕГЭ. Они присутствуют на каждом экзамене и уполномочены следить за порядком. Среди них встречаются неравнодушные люди, которые, заметив шпаргалыцика, сообщают в Государственную экзаменационную комиссию (ГЭК).

По-прежнему под запретом мобильные телефоны. Наличие девайса, даже выключенного, – повод удалить нарушителя из аудитории. Разрешать ли ему пересдавать экзамен или отправить на следующий год, будет решать ГЭК.

Дорогостоящей системы подавления сигналов мобильной связи или металлодетекторов в школах Волгоградской области в этом сезоне не будет. Разве что в школьных зданиях, оборудованных видеонаблюдением, камеры будут работать на входе и в коридорах.

В этом сезоне Рособрнадзор продолжит отслеживать жуликов, которые списывают через Интернет. Напомним, в прошлом году в Волгоградской области таким образом «засветились» пятеро подростков. Причем один случай был выявлен прямо во время экзамена. Выпускник выложил свои КИМы в одной из социальных сетей, об этом Москва сообщила практически сразу, по номеру работы были установлены фамилия горе-ученика и номер школы. Работы таких «хитрецов» аннулируются.

(Гречухина Ю. Нарушители ЕГЭ ловятся в Сетях / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 17 мая. – С. 1.)

Лучшее студенческое общежитие

Волгоградский социально-педагогический университет стал победителем Всероссийского конкурса лучших студенческих общежитий в одной из номинаций.

В конкурсе, организованном Минобрнауки РФ, участвовали 125 вузов России. Призовые места достались Магнитогорскому техническому университету, Уфимскому нефтегазовому университету и Национальному исследовательскому технологическому университету МИСиС. В отдельных номинациях отличились вузы Казани, Благовещенска, Ростова-на-Дону, МЭСИ, Красноярска, Якутска, Горно-Алтайска, Брянска, Хабаровска и других городов страны.

ВГСПУ был вне конкуренции в номинации «Лучшие комфортные условия проживания семей в студенческом общежитии». Критериями конкурса были комфортные жилищно-бытовые условия, пожарная безопасность, достойная материально-техническая база, разнообразная воспитательная работа, роль студенческого самоуправления в вопросах самообслуживания и формирования здорового образа жизни в студенческой среде.

(Гречухина Ю. Лучшее студенческое общежитие – ВГСПУ / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 15 мая. – С. 3.)

Обучение детей-инвалидов

Волгоградская область стала шестым регионом – участником благотворительной социальной программы «Образование для всех» фонда «Детские Домики».

Участники программы получат в безвозмездное пользование ноутбук, принтер, копир, сканер и программное обеспечение. Помогать осваивать компьютерную грамоту ребенку будет волонтер. По словам куратора программы в Волгоградской области Светланы Селезневой, к участию приглашают детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет, которые обучаются на дому или дистанционно, с сохраненным интеллектом и без ограничений в применении компьютера. Не менее важны мотивация ребенка к учебе, желание найти новых друзей и готовность семьи к сотрудничеству.

В регионе проживают 2800 детей с ограниченными возможностями здоровья. Получать образование они могут не только в специализированных государственных учреждениях, но и на дому.

– В регионе предусмотрена оплата обучения на дому, особенно в тех случаях, когда родители являются педагогическими работниками, – говорит начальник отдела специального коррекционного образования Минобрнауки Волгоградской области Ольга Чухилевич. – Они получают за свой труд компенсацию. Есть возможность, чтобы близлежащая школа обучала ребенка на дому. Сейчас набирает обороты проект по дистанционному обучению детей-инвалидов. По области работает 11 опорных школ и два учебных учреждения в Волгограде. Сегодня в программу включены более 300 человек. В этом году к ней примкнут еще 40 детей.

– У нас пока только формируются списки участников, – сказала Светлана Селезнева. – Мы ищем детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении, и волонтеров, желающих быть полезными таким детям.

(Шадчина В. Будем общаться и дружить / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 7 мая. – С. 2.)

Детский отдых

138 лагерей с дневным пребыванием будут открыты для школьников в период летних каникул на базе 124 муниципальных образовательных учреждений. С пользой провести время и оздоровиться там смогут более 16 780 школьников, 2027 из них – по бесплатным путевкам.

Всего на летнее оздоровление планируется направить свыше 41,6 млн рублей, в том числе 15,5 млн рублей выделяет местный бюджет. По сравнению с предыдущими годами количество мест в пришкольных лагерях увеличится. Если в 2011 году летним отдыхом в лагерях с дневным пребыванием был охвачен 15 421 ребенок, в 2012 году – 15 488 детей, то в 2013 году планируется оздоровить 16 781 школьника. Для 10 086 ребят будет организовано трехразовое питание, для 6 695 – двухразовое. Стоимость путевки с трехразовым питанием составит 26 17,2 рубля, при этом родители заплатят только 184,04 рубля; с двухразовым питанием – 2 275,2 рубля, родительская плата составит 163,44 рубля. Бесплатные (льготные) путевки в смены лагерей с дневным пребыванием предоставляются детям, находящимся в трудной жизненной ситуации: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в семьях опекунов, приемных родителей; детям-инвалидам; детям из малоимущих семей; детям – жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов; детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детям безработных граждан; детям с отклонениями в поведении, состоящим на профилактическом учете в органах внутренних дел. Открытие первой смены в связи с проведением ЕГЭ и ГИА состоится в разное время; 3 июня – Краснооктябрьский, Центральный районы; 4 июня – Ворошиловский, Кировский, Красноармейский районы; 5 июня – Советский, Дзержинский районы; 11 июня – Тракторозаводский район.

(Отдых не отходя от парты // «МК» в Волгограде. – 2013. – 15–22 мая. – С. 2.)

Необычный творческий проект

400 школьников из Волгоградской области приняли участие в необычном творческом проекте. Он реализован по совместной инициативе Волгоградского аграрного университета и регионального правительства. Школьники написали литературные очерки о своей малой родине, семейных династиях, поделились планами и помечтали о том, каким в будущем станет их село. В итоге набралось более 500 страниц детского творчества. Большая часть тиража этой необычной книги «Село возрождать молодым» поступит в сельские школьные библиотеки, сообщили «Волга-Медиа» в пресс-службе губернатора и правительства Волгоградской области.

(Школьники написали книгу о селе // Волгоградская правда. – 2013. – 22 мая. – С. 2.)

Трудное счастье

Волгоградские школы приемных родителей посетили более 500 мам и пап.

Напомним, что обязательная подготовка будущих родителей детдомовских малышей в России была введена с 1 сентября 2012 года. За полгода в Волгоградской области психолого-педагогическую и правовую подготовку прошли 533 мамы и папы.

В нашей области такую подготовку осуществляют 24 службы, созданные при органах опеки и попечительства и образовательных учреждениях для детей-сирот.

(Трудное счастье // Всё для вас. – 2013. – 14 мая. – С. 2.)

Президентская оценка.

Премии главы страны получат 16 учителей Волгоградской области.

Областной совет по реализации приоритетного национального проекта «Образование» единогласно утвердил список лучших учителей региона, которые удостоятся премий Президента страны в размере 200 тыс. руб. (список представлен в газете).

В этом году в конкурсную комиссию поступило 75 портфолио педагогов Волгоградской области.

Подразумевается, что ежегодные «точечные» поощрения нужны ради здоровой конкуренции среди учителей и влияют на улучшение качества образования.

(Гречухина Ю. Президентская оценка / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 23 мая. – С. 1, 3.)

Малый ЕГЭ

У девятиклассников региона идут экспериментальные экзамены. Около 20 тысяч девятиклассников Волгоградской области сдали первый экзамен ГИА.

Выпускники 9 классов, которые решат продолжить обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования, будут приниматься на бюджетные места без вступительных экзаменов.

(Гречухина Ю. В разгаре малый ЕГЭ / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 30 мая. – С. 2.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru