В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (апрель 2013 г.)

7 мая 201320:40

Новости образования

О записи дошкольников в первые классы

В российских школах продолжается кампания по записи дошкольников в первые классы. Во главу угла поставлен территориальный принцип: преимущественным правом на зачисление в ту или иную школу пользуются дети, проживающие в микрорайоне, закреплённом за этим учебным заведением. Заявления от их родителей принимаются с 1 марта по 31 июля. С 1 августа, если в школе останутся места, в неё могут быть записаны и остальные желающие.

Ни педагоги, ни родители, ни эксперты пока не пришли к консенсусу по одному из самых сложных вопросов: насколько оправдана запись по месту жительства при зачислении в «особые» учебные заведения: гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением тех или иных предметов. Как правило, предполагается, что учиться в них должны дети со способностями, что называется, «выше среднего». Очевидно, что нужными качествами обладают далеко не все дошколята с прикреплённого микроучастка. Одновременно с этим дорога в такую школу может закрыться перед детьми, которые сумеют осилить сложные программы, но при этом проживают в другом районе города. Как показывает практика, разрешить это противоречие пока не удаётся.

Среди плюсов территориальной системы эксперты обычно называют прекращение разделения детей на «талантливых» и «обычных» и предоставление им возможности учиться там, где им будет удобно с точки зрения доступности школы.

(Евдокимова А. В первый пошел / Александра Евдокимова // Аргументы недели. – 2013. – 4 апреля. – С. 11.)

Кто нужен экономике?

В ходе поездки в Калининградскую область президент Владимир Путин посетил Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта.

Преподавателей, аспирантов и студентов, с которыми встретился глава государства, в первую очередь интересовало его мнение о перспективах развития образования. «Речь идет о придании ему более инновационного характера, нацеленного на потребности развития страны, на потребности рынка труда, причем желательно в привязке к конкретным регионам», – обозначил стратегическую линию В. Путин.

Коснувшись темы малых инновационных предприятий, которые организуются при вузах, президент, в частности, сказал, что льготы, которые для них прописаны, желательно задним числом распространить и на те наукоемкие компании, которые открывались раньше. Он также подчеркнул важность поддержки ученых, когда-то покинувших Россию и изъявивших желание вернуться. «У нас есть система грантовой поддержки, и она работает очень эффективно, – это так называемые мегагранты», – напомнил В. Путин. По его словам, государство «должно задуматься о расширении этих программ».

Отвечая на вопрос о шансах молодых людей, находящихся в России по студенческой визе, получить работу, В. Путин пообещал дать указание своей администрации и правительству рассмотреть возможность предоставления льготных условий при трудоустройстве в России для «тех категорий граждан, которые нужны экономике страны». «Это молодые люди, находящиеся в детородном возрасте, здоровые, имеющие хорошее, как правило, высшее образование», – пояснил президент.

(Галкина Д. Кто нужен экономике / Дарья Галкина // Поиск. – 2013. – 5 апреля. – С. 2.)

Взаимодействие российских вузов и компаний

В Министерстве образования и науки состоялось совещание, на котором шла речь о взаимодействии ведущих российских вузов и компаний с государственным участием.

Минобрнауки и Минэкономразвития вместе провели мониторинг взаимодействия 60 компаний и 1319 дочерних структур с 69 вузами и 534 научными организациями и пришли к выводу о том, что объемы совместных работ за 2012 год выросли. Так, финансирование НИОКР в вузах в 2010 году составило 3,5 млрд рублей, в 2011 году – 5 млрд рублей, за 2012 год этот показатель ожидается на уровне 9,3 млрд рублей. На сегодняшний день заключено 897 договоров на выполнение НИОКР на сумму 10,3 млрд рублей. Минобрнауки планирует продолжить работу по расширению взаимодействия между вузами и компаниями.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 5 апреля. – С. 3.)

О службе в армии

Более 2,5 тысяч студентов российских вузов осенью минувшего года специально ушли в академический отпуск, чтобы отслужить в армии. Такие цифры озвучил заместитель начальника генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал-полковник Василий Смирнов.

«В последнее время появилось очень интересное явление, когда студенты отказываются от отсрочки, берут академический отпуск и проходят военную службу. Мы думали, это отдельные случаи, но оказалось, что это не так: тенденция нарастает», – сообщил В. Смирнов.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 5 апреля. – С. 3.)

В. Путин прокомментировал два спорных вопроса

Выступая на конференции Общероссийского народного фронта, Президент России Владимир Путин прокомментировал два спорных вопроса – создание единого учебника истории и введение школьной формы.

Как отметил президент, сегодня спор идет между теми, кто выступает против единообразия в преподавании истории, и теми, кто считает, что должны быть какие-то общие стандарты. «Как ни странно, я согласен и с теми, и с другими, – заявил Путин. – Единый канонический подход к основным, фундаментальным, жизненно важным для нашей страны историческим эпохам должен быть. И это должно найти отражение в едином учебнике. Но это совсем не значит, что учитель не должен в ходе изучения школьного материала доносить до учеников разные точки зрения по трактовкам конкретных событий».

Отвечая на вопрос о том, кто должен решать вопрос о введении школьной формы, глава государства сказал: «Прежде всего я считаю, что школьная форма в стране должна быть. Как это отрегулировать? Можно принять какие-то федеральные решения, которые обязали бы регионы вводить эту форму, и дать возможность регионам и муниципалитетам определиться с деталями».

(Косыгин С. Форме – быть! / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2013. – 2 апреля. – С. 2.)

Студенты просят министра не вмешиваться в политику

26 председателей студенческих советов российских вузов направили министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову коллективное письмо с просьбой остановить процесс назначения в вузах советников ректоров по вопросам молодежной политики. В письме сказано, что с осени 2012 года ректорам университетов стали поступать телефонные обращения от ответственных сотрудников Минобрнауки и руководителя Росмолодежи Сергея Белоконева с рекомендацией об учреждении в вузе такой должности.

– Практика показывает, – отмечают авторы письма, – что в подавляющем большинстве случаев на эти должности со стороны Росмолодежи рекомендуются активисты различных политически ангажированных молодежных организаций.

Представители объединенного студенчества предлагают: если решение нельзя отменить, назначать на данный пост лиц, делегированных советами обучающихся.

Уполномоченный по правам студентов в РФ и глава Российского студенческого союза Артем Хромов поддерживает идею студенческих активистов.

Председатель экспертного совета по вопросам студенчества комитета Госдумы, по образованию Владимир Марченко также поддерживает студентов.

– Люди, которые никогда не занимались студенческой молодежью и не реализовывали в вузах мероприятий или проектов, ничего не смогут сделать. Единственная цель данной должности – обеспечить за счет средств вуза участие студенческой молодежи в мероприятиях Росмолодежи, – говорит Марченко.

По мнению эксперта, велика вероятность, что министерство примет точку зрения студентов.

(Панов П. Студенты просят министра Ливанова не вмешиваться в политику / Павел Панов // Известия. – 2013. – 12 апреля. – С. 5.)

Об альтернативной воинской службе

Представители Российского студенческого союза предлагают расширить перечень профессий альтернативной воинской службы.

В России на сегодняшний момент альтернативную гражданскую службу несут около 1,1 тысячи человек. Низкая популярность, по мнению РСС, во многом связана с тем, что перечень видов альтернативной службы является узконаправленным и не соответствует квалификации большинства выпускников ссузов и вузов. «Не каждый молодой человек готов работать дворником, оленеводом, промысловым охотником, парашютистом-спасателем, медицинской сестрой по массажу и т. д.», – считают в студсоюзе. При этом количество недовольных службой в армии не уменьшается. По данным военного ведомства, в 2012 году число «уклонистов» составило около 250 тысяч человек.

В Российском студенческом союзе уверены, что решить эти проблемы может развитие системы альтернативной службы в армии. «Нам кажется, что необходимо включить в список профессий альтернативной службы работу с детьми-сиротами, инвалидами, студентами и пенсионерами. Важно также, чтобы альтернативную службу молодые люди могли проходить не только в государственных учреждениях, но и в общественных организациях, перечень которых могут утверждать органы власти», – заявляют в РСС. В союзе также выступают за сокращение срока альтернативной службы с 1,75 до 1,5 лет.

(Альтернатива есть! // Поиск. – 2013. – 12 апреля. – С. 2.)

Программа студенческого обмена

ТУСУР и Лиможский университет (Франция) запустят новую программу студенческого обмена в 2014 году. Она разрабатывается по направлению «Электроника и телекоммуникации» представителями Национальной высшей школы инженеров (ENSIL) Лиможского университета и нескольких кафедр ТУСУР. Сейчас обсуждаются дисциплины, которые войдут в программу. Свой список сформировала российская сторона. В него вошли: «Физические основы микро- и наноэлектроники», «Элементы СВЧ интегральных схем»; «Основы автоматизации проектирования антенн» и другие. Предполагается, что курсы будут читаться группе иностранных студентов в ТУСУР на английском языке в течение семестра. А группа российских студентов проучится семестр в Лиможском университете. В ТУСУР рассчитывают, что в дальнейшем удастся реализовать «не просто академический обмен студентами, а полноценную магистерскую программу по направлению «Электроника и телекоммуникации» с получением двойных дипломов».

(Томских студентов обменяют на французских // Поиск. – 2013. – 12 апреля. – С. 23.)

Студенты просят вернуть скидку

Крупнейшие российские студенческие организации обратились с коллективным письмом к президенту Владимиру Путину, в котором просят вернуть студентам и аспирантам отмененные с 1 января 2013 года льготные билеты (с 50-процентной скидкой) на верхние полки в поездах дальнего следования. Инициаторы обращения просят не только возобновить действие льготы в купейных вагонах, но и распространить ее на плацкарты.

В противном случае многие иногородние студенты лишатся возможности добраться от дома до места учебы, утверждается в письме, которое подписали представители семи организаций. Среди подписантов Всероссийский студенческий союз, «Российские студенческие отряды», Общероссийский профсоюз образования и другие.

(Козлов П. Студенты просят вернуть скидку на верхние полки в поездах / Петр Козлов // Известия. – 2013. – 10 апреля. – С. 2.)

Школьники пойдут по обмену

Дети из Москвы и области смогут учиться в любой школе двух регионов – поближе к работе родителей. Два субъекта намерены подписать соответствующее соглашение. Об этом рассказали в правительствах столицы и Подмосковья. Как заявил заммэра по социальным вопросам Леонид Печатников, после заключения соглашения финансирование пойдет из региона в регион «за каждым ребенком». Министр образования Московской области Марианна Кокунова полагает, что документ может быть подписан до конца 2013 года.

Как пояснил Леонид Печатников, Москва готова платить за детей, которые будут обучаться в области.

– Это и должно быть обусловлено неким соглашением между московскими и подмосковными властями, – пояснил он. Печатников добавил, что область также должна быть готова платить за детей по московским расценкам, потому что «нормативы финансирования за каждого ребенка в Москве определены».

(Корчмарек Н. Школьники пойдут по обмену / Наталья Корчмарек // Известия. – 2013. – 5 апреля. – С. 6.)

Столичные вузы отказались переезжать в Домодедово

В Минобрнауки состоялось совещание с представителями крупнейших вузов столицы о возможном их переезде в подмосковное Домодедово. Правительство РФ запланировало создать на территории этого муниципального округа образовательно-спортивный кластер. Как рассказали участники совещания, большинство вузов наотрез отказалось переезжать из старых столичных корпусов в область.

В начале нынешнего года на заседании у вице-премьера Аркадия Дворковича была выдвинута идея создать в Домодедово образовательно-спортивный кластер. Вначале речь шла о переезде пяти вузов, затем список значительно расширился до нескольких десятков учебных заведений. Стоимость проекта оценивается более чем в 100 млрд рублей.

12 апреля директор департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки Екатерина Толстикова направила руководителям 46 столичных вузов извещение о совещании с просьбой представить и обосновать позицию по поводу переезда. В списке оказались такие крупные вузы, как МГУ, МАРХИ, МГТУ имени Баумана, МФТИ, РУДН, РЭУ имени Плеханова и так далее.

(Панов П. Столичные вузы отказались переезжать в Домодедово / Павел Панов // Известия. – 2013. – 22 апреля. – С. 3.)

Из студентов в чиновники

С 4 апреля московские власти начнут отбор кандидатов на программу годовой оплачиваемой стажировки молодых специалистов в столичном правительстве. Об этом сообщила начальник Управления госслужбы и кадров правительства Москвы Александра Александрова. Поучаствовать в проекте смогут выпускники и аспиранты московских вузов. По результатам конкурса будет отобрано 50 молодых людей, которые получат возможность в течение года работать в органах исполнительной власти Москвы с последующим трудоустройством на руководящие должности в городском правительстве.

Отбор претендентов на проект стажировки в правительстве мегаполиса пройдет в три этапа и продлится до июня текущего года. Первый раунд конкурса – сбор заявок. На втором этапе отбора кандидатов будет оценивать экспертное жюри. В финале кандидаты поборются в конкурсе индивидуальных проектов, оценить который смогут не только эксперты правительства города, но и жители Москвы в Интернете (будет учитываться количество «лайков» в Сети). Таким образом, уже к середине лета будут отобраны 50 стажеров, которые начнут свой карьерный путь в органах исполнительной власти столицы.

Год стажировки разделен на четыре равные части: участник проекта получит опыт работы сразу в четырех разных департаментах Москвы по одной профессиональной специализации. «Стажировка годичная и оплачиваемая – зарплата молодого человека будет 25 тысяч рублей в месяц, причем по истечении годового контракта стажер непременно получит сразу несколько предложений о трудоустройстве», – обещает начальник управления госслужбы и кадров правительства Москвы Александра Александрова. Столичные власти намерены приглашать на работу к себе молодых людей с опытом работы до двух лет либо талантливых ребят сразу по окончании вуза.

В первую очередь правительство нуждается в юристах и правоведах. Также для работы на госслужбе власти намерены привлечь экономистов, финансистов, специалистов по транспорту, ЖКХ и благоустройству.

Программа стажировки в столичном правительстве стартовала в 2011 году. Тогда 20 молодых людей приступили к работе в органах исполнительной власти Москвы. В течение года стажеры работали по индивидуальным планам, разработанным по направлениям профессиональной деятельности и в соответствии с поставленными задачами руководителя стажировки. В процессе работы участники программы выступали на общественных советах и коллегиях, готовили различные предложения и инициировали проекты. По окончании практики каждому стажеру были сделаны 3–4 предложения о трудоустройстве. Сейчас в правительстве Москвы стажируется очередная группа юношей и девушек (20 человек), прошедших отбор в прошлом году из более 800 претендентов. На данный момент 45 % госслужащих в Москве – это молодые люди в возрасте около 35 лет, при этом в прошлом году половина сотрудников, принятых на работу в аппарат правительства Москвы, были моложе 30 лет.

(Буланова Н. Из студентов в чиновники / Надежда Буланова // Новые известия. – 2013. – 3 апреля. – С. 5.)

Студентам дадут три месяца службы условно

Уже с осени этого года в 32 российских вузах в качестве эксперимента будет организовываться программа поэтапной военной службы студентов. Юноши, которые в этом году поступят на первый курс и выберут обучение на военной кафедре, смогут служить в армии по три месяца каждый год в течение трех лет, а оставшийся квартал службы им засчитают условно.

Эта идея принадлежала ректорам нескольких вузов, в частности ректору МГТУ им. Баумана Анатолию Александрову. Как заявили в пресс-службе университета, такая форма обучения будет весьма удобной, ведь студенты смогут совмещать учебу в институте со службой в армии. Также плюс новой программы в том, что студент пойдет служить строго по специальности. Например, студенты первого Медуниверситета пойдут служить как медбратья.

Московский государственный лингвистический университет также поучаствует в эксперименте. Ректор МГЛУ Ирина Халеева заявила, что «семь недель каникул мы трогать не будем, право на отдых имеет каждый, тем более они прописаны в образовательных стандартах», а «служба будет проходить в учебное время, поэтому для тех, кто выбрал службу по-новому, предусмотрят новый план учебы, практически ничем не отличающийся от классического».

В Генштабе заверили, что год от года такую форму, совмещающую в себе учебу в институте со службой в армии, будут все более совершенствовать. Уже сейчас известно, что служить студенты будут преимущественно в частях, расположенных в областных центрах, где находятся их вузы.

(Соколова Е. Студентам дадут три месяца службы условно / Елена Соколова // Новые известия. – 2013. – 2 апреля. – С. 5.)

Парле ву ЕГЭ?

Рассказывает председатель Федеральной предметной комиссии по иностранным языкам Мария Вербицкая.

Никаких серьезных изменений по сравнению с прошлым годом в контрольно-измерительных материалах 2013 года не будет. И устных заданий «егэшникам» этим летом по-прежнему не видать. А ведь о необходимости возвращения этого элемента в ЕГЭ по инязу говорят уже не первый год. Действительно, странно сдавать экзамен, в основе которого – речь тем более иностранная, только письменно.

– Задания на так называемое «говорение» вернутся, когда появится достойная база, которая обеспечит одинаковые условия для всех выпускников, – пояснила Мария Вербицкая. – Я за то, чтобы аудирование проводилось на высоком техническом уровне. Пока у нас не готова материально-техническая база. Надеемся, что все-таки найдутся финансовые средства, чтобы сделать частично или полностью компьютеризированную устную часть.

С 2020 года, когда вступят в полную силу новые образовательные стандарты, у иностранного языка, как и у других предметов, появится два уровня изучения – базовый и профильный. А значит, и ЕГЭ будет разделен на два уровня сложности. Но сегодня говорить об этом еще слишком рано.

– В базовом и профильном уровне нет ничего плохого, инженеру не нужно знать язык на уровне лингвиста, – считает Светлана Тер-Минасова. – Те, кто собирается профессионально заниматься языком, – это все-таки малочисленная часть общества по сравнению с многомиллионной армией неспециалистов по языкам. Надо избавиться от нашего традиционного перфекционизма. В советское время все начиналось с фонетики, зубрили произношение, загоняя тем самым школьников и студентов в ступор. Это, действительно, одежка, по которой встречают, но провожают по другим аспектам. Языковые ошибки никогда не вызывают отрицательной реакции у носителей языка. А вот культурные – напротив, могут испортить настроение надолго.

(Агранович М. Парле ву ЕГЭ? / Мария Агранович // Российская газета. – 2013. – 2 апреля. – С. 14.)

Старшеклассники переходят на экстернат, чтобы параллельно учиться заграницей

В Красноярском крае за последние пять лет из обычных общеобразовательных школ своих детей забрали 35 семей.

– На семейное обучение переходят в основном в начальной школе, – комментируют ситуацию в пресс-службе краевого министерства образования и науки. – Как правило, это семьи, в которых мама или папа – профессиональные педагоги. Проблем с аттестацией здесь не возникает.

Но есть уже и примеры, когда старшеклассники переходят на экстернат, например, чтобы параллельно учиться за границей.

– Уровень обучения в наших школах, внедрение новых образовательных стандартов, а также навязывание сексуального просвещения устраивает далеко не всех, – говорит создательница общества «Свобода в образовании» Ольга Писарик. – Разве нормально, что под видом уроков у нас, скажем, проводятся рекламные акции компаний, производящих противозачаточные таблетки, которые вредны для женского здоровья?

Некоторые красноярские родители с помощью домашнего образования стремятся обезопасить ребят не только от «безнравственности», но и от грубости со стороны одноклассников, а порой, и педагогов.

– Сплошь и рядом слышишь о воспитателях, заклеивающих детям рты скотчем, заставляющих детей из неблагополучных семей, которые не сдали денег на ремонт школы, мыть полы, – замечает жительница Красноярска Елена Пархомцева. – Да и к качеству преподавания у меня масса вопросов. Поэтому я еще два года назад решила перевести своих детей на обучение дома. Сделать это было непросто – учителя недовольство свое не скрывали. Пришлось прикрепиться к школе в другом районе города.

Другие семьи из районов края вынуждены воспитывать детей дома, скорее, по бытовым причинам. Так, семья Натальи Рыбаковой приняла решение перейти на семейное обучение, переехав из города в деревню. Школа оказалась слишком далеко от дома Рыбаковых. В прошлом году в Интернете даже появилась группа, посвященная семейному воспитанию в Красноярске. В ней родители делятся опытом, дают советы тем, кто только задумывается о переходе на домашнее обучение. Примечательно, что, судя по обсуждениям, таких желающих в регионе немало.

(Тимофеева А. Реклама вместо урока / Анна Тимофеева // Российская газета. – 2013. – 2 апреля. – С. 14.)

Отказались от детдома

Теперь за каждого принятого на воспитание в семью ребенка его родители ежемесячно будут получать 20 тысяч рублей, а если это ребенок с ограниченными возможностями, то еще на 10 тысяч рублей больше.

Необходимые поправки в республиканский закон утвердили депутаты Народного хурала (парламента) Калмыкии. Во время голосования не нашлось ни одного депутата, который бы выступил против этой инициативы.

Повысить плату за содержание приемных детей с 11 до 20 тысяч рублей в правительстве республики решили для того, чтобы подвигнуть родителей активнее брать на воспитание детдомовских ребят. Сейчас в Калмыкии сирот, оставшихся без семейного тепла, немного. На всю республику – 80 человек. Большая часть из них – подростки, малышей до пяти лет всего восемь. И почти половина всех воспитанников детдомов – дети-инвалиды. Конечно, усыновить ребенка с ограниченными возможностями может решиться далеко не каждый. А вот взять такого ребенка на воспитание, на какой-то вполне определенный срок, желающих, возможно, будет больше. Во всяком случае, на это очень надеются в министерстве образования.

(Поволоцкая И. Отказались от детдома / Ирина Поволоцкая // Российская газета. Неделя . – 2013. – 4 апреля. – С. 19.)

Замысел еще не точка

В Российской академии наук, где состоялось расширенное заседание президиума Российского исторического общества, и стены располагают к размышлению над разными историческими сюжетами.

На этот раз его участникам предстояло определить, в каком русле пойдет создание нового поколения школьных учебников российской истории. Концепция согласно поручению президента должна быть разработана до 1 ноября 2013 года. Председатель общества, спикер Госдумы Сергей Нарышкин полагает, что учебник истории нового поколения – «это не одна лишь хронология фактов и событий и не просто книга для чтения» – «в нем довольно компактно и непротиворечиво должен быть отражен конечный результат затянувшейся дискуссии ученых по трактовке ряда ключевых событий отечественной и мировой истории». Впрочем, Нарышкин не исключает и возможность альтернативной точки зрения» в оценке исторических событий. «Но там, где есть шанс обойтись без явных противоречий, надо провести полноценный экспертный диалог и озвучить общую позицию. У нас и так очень богатая и очень сложная история, чтобы отягощать ее старыми идеологическими противоречиями», – убежден председатель Российского исторического общества.

Министр культуры Владимир Мединский обращает внимание на то, что нынешняя система преподавания истории в школе не дает связанной исторической картины – «события разорваны во времени и пространстве, и не возникает комплексной концепции мирового эволюционного развития». Поэтому Мединский предлагает как можно больше рассказывать о личностях, мотивации их решений. И не заставлять детей «зазубривать» даты, а показывать историю в ярких запоминающихся картинках. Сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов согласен, что в начальных классах история усваивается детьми через образы. На их основе формируются историческая память и патриотическое самосознание. Потом уроки истории усложняются, но у детей уже будет база, чтобы их понять.

И все-таки каким должен стать учебник истории нового поколения? И сколько их вообще нужно – один или несколько? Учитель истории и обществознания московской гимназии № 1505 Антон Молев сомневается, что можно создать учебник, который «удовлетворил бы со всех позиций», потому что традиционный учебник в бумажной обложке «устаревает уже в момент замысла». Поэтому нужно предусмотреть и такой вариант учебника, который может обновляться. Сопредседатель РИО, директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян предложил предусмотреть в нем возможность для ученика найти свой альтернативный ответ на дискуссионный вопрос.

Учитель истории, руководитель лаборатории методического центра Южного окружного управления образования департамента образования Москвы Андрей Лукутин заявил, что учебник не должен быть один (хотя учителя сказали бы за это «спасибо»), А автором его должен стать талантливый историк, настоящий гражданин, который сможет написать так, чтобы читать учебник было интересно. Но главное, чтобы история «была написана честно».

(Шкель Т. Замысел еще не точка. / Тамара Шкель // Российская газета. – 2013. – 8 апреля. – С. 5.)

Краеведческие новости

Ученический дресс-код станет жестче

Минобрнауки рекомендует регионам ввести единые требования к школьной одежде. Предлагается три варианта – повседневная, парадная и спортивная школьная форма. Как именно ей выглядеть, из каких тканей ее шить – решать только школе. Вернее, органу государственно-общественного управления образовательной организации (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет и др.).

Установок «сверху» немного. Но они есть. Например, парадная школьная одежда должна включать светлую сорочку (блузку) или праздничный аксессуар.

Категорически возбраняется ношение символики асоциальных неформальных молодежных объединений, а также пропагандирующих психоактивные вещества и противоправное поведение. Что конкретно имеется в виду, до конца неясно – ирокез на голове, свастика? Выставят ли из класса за египетский крест анх (атрибут готов) или пирсинг? Вместо сомнительных украшений предлагается вводить отличительные знаки школы, класса, параллели классов: эмблемы, нашивки, значки, галстуки и т. д.

Минобрнауки России подчеркивает, что необходимо учитывать материальные интересы малообеспеченных и многодетных семей. Тем паче в ряде регионов обкатаны различные механизмы финансовой поддержки как отдельных категорий граждан по приобретению школьной одежды, так и организаций (Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашская Республика, Амурская, Брянская, Оренбургская, Сахалинская области).

(Гречухина Ю. Ученический дресс-код станет жестче / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 5 апреля. – С. 2.)

Волгоградцы написали тотальный диктант

Волгоград второй раз включился в «Тотальный диктант» – бесплатный и добровольный для участников акт поддержки русского языка. 6 апреля диктант писал 181 город не только России, но и зарубежья, где акцию подхватывают русские диаспоры.

В прошлом году текст для диктанта придумал Захар Прилепин. Нынешний автор – известная писательница Дина Рубина.

В Волгограде диктант был организован на двух площадках – в областной библиотеке имени Горького и в Волгоградском социально-педагогическом университете. Сдали бланки с диктантом 246 человек (некоторые предпочли свои работы не афишировать). В прошлом году добровольцев было 97. Испытать свои силы в знании грамматики пришли и старшеклассники, и пенсионеры под 80.

Диктант проверяли филологи-преподаватели, аспиранты и студенты специализированных кафедр вузов.

(Гречухина Ю. Волгоградцы написали тотальный диктант / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 9 апреля. – С. 2.)

О модернизации образования в Волгоградской области

Депутаты совместно с педагогами и воспитателями детских садов готовятся представить губернатору Волгоградской области проект модернизации системы общего образования региона.

В прошлом году в рамках проекта «Единой России» «Модернизация образования» в более чем 500 образовательных учреждениях региона был проведен текущий ремонт, создано и оснащено 52 центра образовательной робототехники, пополнены фонды 500 школьных библиотек, закуплено оборудование для дистанционных занятий.

Кроме того, для медицинских кабинетов приобретено оборудование и инструментарий, модернизированы столовые, а количество учащихся, которым было предоставлено двухразовое горячее питание, увеличилось в 1,7 раза.

В этом году образовательный партпроект вступил в последний этап. В настоящее время идет разработка областной целевой программы «Развитие образования Волгоградской области» на ближайшие пять лет.

Депутаты городской и областной Дум фракции «Единой России» на встречах с педагогами обсудили итоги реализации партийного проекта и планируют его продолжение в региональном русле. Педагоги отмечают, что благодаря участию депутатов решены многие проблемы, но далеко не все.

1 июня проект модернизации системы общего образования Волгоградской области должен быть представлен губернатору. Депутаты предложили педагогам сформулировать свои предложения для внесения их в документ.

(Адамова Е. Модернизация за партой / Елена Адамова // Городские вести. – 2013. – 20 апреля. – С. 4.)

О записи в школу

В Волгограде развивается новый бизнес. Владельцы «резиновых квартир» теперь предлагают прописку не только мигрантам, но и родителям будущих первоклассников. По новому территориальному принципу ребенок попадает в первый класс близлежащей школы. Но не все родители остаются довольны таким распределением. Чтобы отправить свое чадо в заветную школу, мамы и папы готовы на многое: даже выложить несколько тысяч рублей за прописку на нужной территории. Сайты объявлений пестрят заявками от предприимчивых владельцев квартир, как «регистрация по вашему микроучастку для школы». Разброс цен – от двух до пяти тысяч рублей. Из документов просят только копию свидетельства о рождении ребенка.

Родители могут оказаться в непростой ситуации. В правилах регистрации и постановки на учет несовершеннолетние могут быть прописаны отдельно от родителей. А вот согласно Гражданскому кодексу местом жительства ребенка, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. Двоякое толкование может стать причиной проблем, если в школе решат проверить законность прописки.

Неизвестно, как изменится ситуация после принятия скандального закона. Вполне возможно, что для хитрых родителей первоклашек тоже предусмотрят какую-нибудь статью. А штрафы для тех, кто незаконно регистрирует, согласно предложенной редакции, вырастут до двух–пяти тысяч рублей.

(Талдыкина А. Сколько стоит приписать ребенка к школе? / Анастасия Талдыкина // Вечерний Волгоград. – 2013. – 2 апреля. – С. 5.)

О вступительной кампании

С этого года прием в ссузы будет осуществляться на общедоступной основе. Это означает, что абитуриентам не нужно проходить вступительные испытания и предъявлять свидетельство о ЕГЭ, достаточно принести заявление. Прием в высшие учебные заведения в этом году будет проходить, как и в прошлом, по итогам единого госэкзамена.

Тем выпускникам, которые после 9 или 11 класса школы решили получать среднее профессиональное образование, теперь не нужно будет подтверждать свои знания. Исключения составляют только те колледжи и техникумы, где от будущих студентов требуются определенные творческие или физические способности. Речь идет о театральных или физкультурных учебных заведениях.

– В случае если количество поступающих на бюджетные места в ссуз превышает количество бюджетных мест, зачисление будет проводиться на основании аттестатов, – прокомментировала консультант Министерства образования и науки Волгоградской области Наталья Высоцкая.

Она отметила, что изменилась и структура набора в этом году. Уменьшилось количество бюджетных мест по специальностям, которыми рынок труда перенасыщен. Это экономика, управление, юриспруденция. В то же время увеличилось число бюджетных мест по таким востребованным в регионе специальностям, как «Автоматика и управление», «Геодезия и землеустройство», а также по рабочим специальностям, которым обучают учреждения начального профессионального образования.

В сфере высшего образования особенных изменений в приеме абитуриентов не произошло. Прием документов начнется с 20 июня. Для выпускников, сдававших ЕГЭ, зачисление будет происходить по результатам единого госэкзамена. Те, кто получил образование до введения ЕГЭ или решил поступать в вуз после окончания колледжа, будут сдавать вступительные экзамены в высшем учебном заведении.

– Сегодня мы наблюдаем много абитуриентов, которые желают продолжить образование в вузе после техникума или колледжа, – говорит заместитель ответственного секретаря приемной комиссии ВолГУ Геннадий Иванченко. – И им при поступлении нужно сдать не три, а два экзамена.

Сегодня все вузы Волгограда отмечают рост числа абитуриентов из сельской местности. Они подают документы на самые разнообразные специальности. В этом смысле ЕГЭ на стороне абитуриентов. Между тем специалисты отмечают большой отток городских выпускников.

– Я работаю со школьниками и знаю, что мы теряем много умных волгоградских ребят, они уезжают учиться в вузы Москвы и Питера или наукограды, – отметил Геннадий Иванченко.

Количество бюджетных мест в вузах и их распределение по специальностям в этом году осталось неизменным. Это означает, что востребованных на рынке труда специалистов не прибавится. Вузы это объясняют тем, что количество выпускников, сдающих ЕГЭ по физике, информатике, невелико. Зато велика вероятность, что желающих поступить на эти бюджетные места снова будет крайне мало.

Опыт прошлогодней вступительной кампании показал, что уровень знаний абитуриентов, которые пришли на бюджетные специальности, невысок. Количество баллов, набранное ими на ЕГЭ, было минимальным.

– Такая тенденция наблюдается на протяжении последних нескольких лет в связи с демографической ямой, – объясняет ситуацию Геннадий Иванченко. – По данным переписи населения, из этой ямы мы выберемся только к 2020 году. С этим связано, что мало детей сдают физику, информатику и другие естественные науки. И из-за низкой конкуренции проходной балл минимальный.

(Шадчина В. Особенный прием / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 24 апреля. – С. 3.)

С 1 сентября ученикам предстоит менять свой внешний вид

Время, когда в школу можно было носить джинсы и свитера, закончилось. С 1 сентября ученикам предстоит менять свой внешний вид. Минобрнауки уже разослало по регионам типовые рекомендации на этот счет. Но речь в них идет не о форме как таковой, а о внешнем виде обучающегося. В новом законе «Об образовании», который вступает в силу 1 сентября 2013 года, также говорится о единых требованиях к одежде обучающихся. Список требований ожидаемый: деловой стиль, никаких голых пупков.

Но особых вольностей в нарядах волгоградским школьникам не позволяют давно. В Волгограде у 70 % образовательных учреждений есть школьная форма либо элементы школьной формы – жилетки, пиджаки или просто цветовая гамма.

В некоторых учебных заведениях родителям уже преподнесли новость о введении формы, в некоторых не спешат с заявлениями.

Эксперты от образования утверждают, что переход на форму неизбежен. Единственное, он будет постепенным и плавным. Данные опросов говорят о том, что не только родители, но и сами дети не возражают против специальной ученической одежды. Региональное Минобрнауки озвучило итоги проведенного ими социсследования на тему «Нужна ли форма?». Оно показало, что за форму выступили 63 % обучающихся области, 77 % родителей и более 90 % педагогов. Респонденты отметили, что форма поможет сгладить социальное неравенство, а также выгодна для экономии семейного бюджета.

По средним подсчетам, комплект школьной одежды обойдется родителям в год в 2,5–3 тысячи рублей. Это гораздо дешевле, чем одевать ребенка в школу с учетом тех требований, которые он сам предъявляет к одежде. Между тем все понимают, что есть категории малоимущих семей, которым и такая сумма покажется неподъемной. Региональное министерство образования и науки пока делает первые шаги в решении этого вопроса, направив свое предложение в соцзащиту сделать выплату на школьную форму для нуждающихся семей. В ведомстве считают важным, чтобы удобная и красивая школьная форма была у всех.

(Шадчина В. Форменный вопрос / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 23 апреля. – С. 1.)

Об учебной литературе

По данным Минобрнауки Волгоградской области, на пополнение фонда школьных библиотек в 2012 году из федерального бюджета было выделено 38 494 318 рублей, из областного – 322,6 тыс. рублей, из муниципального – 5314621 рублей, из внебюджетных источников привлечено – 318 890 рублей. В 2013 году на пополнение фонда школьных библиотек запланировано 87 662,27 тыс. рублей.

В школьном библиотечном фонде имеются только учебники. А кроме них, ученику требуются рабочие тетради, которые стоят практически более ста рублей за каждую. Затраты на их приобретение ложатся на родительские плечи, потому как эти важные элементы учебного процесса – одноразовые.

Во многих школах региона в июне проходят ярмарки школьных учебников. Сегодня уже классные руководители подготовили списки, какое количество и каких книг младшеклассники могут перекупить у старшеклассников.

Цена складывается так: после первого года обучения учебник дешевеет на 20 %, после второго – на 40 %, после третьего – на 60 %. Дальше учебник уже не продают, потому что по санитарным нормам и правилам он рассчитан на 4 года.

(Шадчина В. Багаж знаний / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 20 апреля. – С. 6.)

Досрочное проведение ЕГЭ

Областное Министерство образования и науки готовится к проведению в школах региона досрочного Единого государственного экзамена.

20 апреля ЕГЭ смогут сдать отдельные категории выпускников. Это школьники, направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения, учащиеся вечерних школ, которых призывают в армию, ребята, выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, а также выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения учебы. В этом году таких 11-классников – пять человек, а всего ЕГЭ в Волгоградской области сдадут более 14 тысяч выпускников. Новшеств в проведении итоговой аттестации немного. Времени на испытание по математике, физике и литературе будет отведено на пять минут меньше, зато экзамен по русскому языку продлится на полчаса дольше. Основной период сдачи стартует 27 мая, а 20 апреля пройдет досрочный ЕГЭ.

(Русскому языку на ЕГЭ добавили полчаса // Волгоградская правда. – 2013. – 18 апреля. – С. 2.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru