В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (март 2013 г.)

6 апреля 201319:44

Новости образования

Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов РФ, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению

1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга

2. Айтматов Ч. И дольше века длится день / Белый пароход

3. Аксенов В. Звездный билет / Остров Крым

4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете

5. Арсеньев В. Дерсу Узала.

6. Астафьев В. Пастух и пастушка / Царь-рыба

7. Бабель И. Одесские рассказы / Конармия

8. Бажов П. Уральские сказы

9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика ШКИД

10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)

11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня / Горячий снег

12. Боханов А. Император Александр III

13. Булгаков М. Белая гвардия

14. Булычев К. Приключения Алисы

15. Бунин И. Темные аллеи

16. Быков В. Мертвым не больно / Сотников

17. Васильев Б. А зори здесь тихие... / В списках не значился

18. Вернадский Г. Начертание русской истории

19. Волков А. Волшебник Изумрудного города

20. Гайдар А. Тимур и его команда / Голубая чашка / Чук и Гек

21. Гамзатов Р. Мой Дагестан / Стихотворения

22. Гиляровский В. Москва и москвичи

23. Гончаров И. Обыкновенная история

24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах)

25. Грин А. Алые паруса / Бегущая по волнам

26. Гумилев Л. От Руси к России

27. Гумилев Н. Стихотворения

28. Деникин А. Очерки русской смуты

29. Джалиль М. Моабитская тетрадь

30. Довлатов С. Зона / Чемодан / Заповедник / Рассказы

31. Достоевский Ф. Идиот

32. Драгунский В. Денискины рассказы

33. Дудинцев В. Белые одежды

34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион

35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата

36. Ильин И. О России. Три речи

37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев / Золотой телёнок

38. Ишимова А. История России в рассказах для детей

39. Искандер Ф. Сандро из Чегема

40. Каверин В. Два капитана / Открытая книга

41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество! / Кондуит и Швамбрания

42. Катаев В. Белеет парус одинокий

43. Кондратьев В. Сашка

44. Кончаловская Н. Наша древняя столица

45. Крапивин В. Мальчик со шпагой

46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах

47. Куприн А. Поединок / Гранатовый браслет

48. Лагин Л. Старик Хоттабыч

49. Лесков Н. Очарованный странник

50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени / Раздумья о России (сборник) / Рассказы русских летописей XII–XIV вв.

51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре / Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий

52. Набоков В. Дар / Защита Лужина / Приглашение на казнь

53. Некрасов В. В окопах Сталинграда

54. Носов Н. Приключения Незнайки / Незнайка на Луне / Живая Шляпа / Мишкина каша

55. Обручев В. Земля Санникова

56. Олеша Ю. Три толстяка

57. Островский Н. Как закалялась сталь

58. Паустовский К. Повесть о жизни / Мещерская сторона

59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17. Миниатюры

60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая

61. Петрушевская Л. Рассказы и повести

62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке

63. Прутков Козьма. Сочинения

64. Распутин В. Прощание с Матерой

65. Рождественский Р. Стихотворения

66. Рубцов Н. Стихотворения

67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре

68. Рыбаков А. Кортик / Бронзовая птица / Выстрел

69. Самойлов Д. Стихотворения

70. Симонов К. Стихотворения / Живые и мертвые

71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине

72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу / Трудно быть богом

73. Токарева В. Рассказы и повести

74. Толстой А. Князь Серебряный

75. Толстой Л. Хаджи-Мурат / Казаки / Анна Каренина

76. Тукай Г. Шурале

77. Тынянов Ю. Пушкин / Смерть Вазир-Мухтара

78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья / Дядя Федор, пес и кот

79. Фадеев А. Молодая гвардия / Разгром

80. Фраерман Р. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви

81. Хетагуров К. Стихотворения

82. Шварц Е. Дракон / Снежная королева

83. Шукшин В. Рассказы

84. Эйдельман Н. Лунин / Твой XIX век

85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь

86. Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю

87. Янин В. Я послал тебе бересту. Эпосы, былины, летописи

88. Алпамыш

89. Гэсэр

90. Давид Сасунский

91. ДжанГар

92. Калевала

93. Кер-оглы

94. Манас

95. Олонхо

96. Урал-Батыр

97. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым

98. Повесть временных лет

99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)

100. Сказки народов России (сост. Ватагин М.)

(Перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению // Вечерний Волгоград. – 2013. – 12 марта. – С. 6.)

Учебник по истории России

Глава Российских железных дорог Владимир Якунин, который одновременно является научным руководителем Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, возглавил группу разработчиков учебника по истории России для школьных преподавателей. Предполагается, что именно по этой книге учителя будут объяснять детям историю в рамках «единой концепции непрерывной российской истории». Двухтомная книга, рассчитанная на курсы с 5-го по 11-й класс, демонстрирует новые подходы к изучению предмета. Главной ценностью она признает не жизнь конкретных людей, а благо государства, пусть даже ценой больших человеческих жертв.

– Мы поставили во главу угла благо страны и истинный патриотизм. Все жертвы были не напрасны, если повлекли за собой развитие страны, – рассказывает гендиректор Центра проблемного анализа и один из авторов учебника Степан Сулакшин.

Сталинские репрессии и жертвы Петровских реформ признаны методистами благом.

– В истории России было много неоднозначных периодов: Смутное время, Петровские реформы, сталинское правление. Нам удалось найти ключ к описанию такого рода событий: все было в итоге на пользу государства. Хотя и оправдывать человеческие жертвы мы не собираемся, – пояснил Сулакшин.

Современную историю России авторы нового учебника оценивают скептично.

– Мы не боимся в своем учебнике признать, что история России в конце XX века – это история деградации, реформы не пошли стране во благо, – заявил Сулакшин.

Разработка единого учебника истории шла под общим руководством Владимира Якунина. Всего у книги 15 авторов, среди которых члены РАЕН и Центра проблемного анализа.

Авторы пособия за год предвосхитили предложение Владимира Путина, который заявил о необходимости разработать единые учебники истории на февральском заседании совета по межнациональным отношениям.

Несмотря на спорность подходов к изучению истории, по мнению экспертов, учебник имеет все шансы стать основным школьным пособием благодаря участию в его составлении Владимира Якунина.

– Книга для учителей по истории России появится в широкой продаже до конца года, – говорит Степан Сулакшин. – Ее разработка полностью финансируется из средств Центра проблемного анализа.

(Сивкова А. Школьникам объяснят, что государство важнее человека / Алена Сивкова // Известия. – 2013. – 6 марта. – С. 2.)

О религиозном воспитании в школе

Большинство россиян выступают против преподавания основ религии в общеобразовательных заведениях и хотят, чтобы их дети обучались предмету дома или в воскресных школах. Об этом свидетельствует новый опрос «Левада-Центра».

За внедрение религиозного воспитания в общеобразовательной школе выступают 22 % опрошенных.

– Это в основном провинциальное население, жители средних и малых городов и деревенское население. Не очень образованное и не очень обеспеченное и, соответственно, настроенное весьма традиционалистски, – отмечает директор «Левада-Центра» Лев Гудков.

Значительно больше (31 %) тех, кто не против религиозного воспитания своих детей, но считает, что его не нужно совмещать с общим образованием, а преподавать курс основ религиозной культуры следует в специальных учебных заведениях, воскресных школах, медресе и т. д.

Еще больше – почти 43 % респондентов – тех, кто уверен, что школьникам вообще нет необходимости тратить время на религиозное образование. Они указывают на опасность навязывания детям определенного вероисповедания, нарушения положений Конституции о светском характере российского государства и утверждают, что такие уроки порождают опасность разделения учеников по религиозному принципу.

– Это жители городов-миллионников, где сложность жизни гораздо выше и где люди меньше зависят и от государства, и от какого-то одного источника информации. Это более молодые, более образованные, более информированные люди, – поясняет Лев Гудков.

– Среди противников также много мусульман и представителей других религий, которые опасаются, что введение курса основ религиозной культуры приведет к доминированию православия в образовании, – добавил директор «Левада-Центра».

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для 4-5 классов средней школы в 2010–2012 годах проходил апробацию в 19 регионах, а с 1 сентября прошлого года стал обязательным предметом для всех общеобразовательных учебных заведений страны. Школьники могут выбрать один из шести модулей – основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур и светской этики. По данным Минобразования, в целом по России большинство (43 %) выбрало основы светской этики. Основы православной культуры предпочли 31 % учащихся. В Москве же светскую этику выбрали 47 % учеников, 28 % – мировые религиозные культуры, а основы православной культуры – 23 %. В начале этого года такие результаты вызвали обеспокоенность патриарха Кирилла, который заявил, что в школах оказывают давление на родителей, чтобы они выбирали светскую этику или основы мировых религиозных культур.

Ранее эксперты Российской академии наук сделали вывод о недопустимости использования в школах выпущенных в 2010 году учебников по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики». По мнению специалистов, учебник содержит многочисленные признаки «грубого нарушения Конституции РФ, агрессивно, в миссионерском ключе грубо навязывает ученикам определенную религиозную идеологию, открыто враждебную светскому государству».

(Подосенов С. Россияне против преподавания религии в школе / Сергей Подосенов // Известия. – 2013. – 4 марта. – С. 2.)

На учебу – за рубеж

Министерство образования и науки РФ объявило о проведении Всероссийского открытого конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2013–2014 учебном году. Документы от соискателей принимаются до 30 апреля 2013 года.

Для проведения конкурса Минобрнауки создаст отборочную комиссию. В открытом конкурсе могут принимать участие студенты и аспиранты – граждане Российской Федерации, получившие рекомендации ученых советов вузов (за исключением тех, кто завершает обучение в первом полугодии 2013 года). Кандидаты должны проявить себя в областях науки, культуры и искусства, достичь значительных успехов в фундаментальных и прикладных исследованиях. Количество претендентов на участие во Всероссийском открытом конкурсе не ограничивается. Число стипендий для обучения за рубежом составляет 40 для студентов и 60 для аспирантов.

Предпочтение будет отдаваться претендентам, которых готовы принять зарубежные вузы с высоким рейтингом, а также студентам, которые представляют учебные заведения, имеющие длительные партнерские связи и соглашения о сотрудничестве с принимающими вузами.

При прочих равных условиях преимущество отдается претендентам, имеющим публикации в российских или зарубежных рецензируемых и реферируемых научных журналах, либо имеющим заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, либо лауреатам премий международных и всероссийских конкурсов.

(Косыгин С. На учебу – за рубеж / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2013. – 5 марта. – С. 2.)

Студентам предложили отдавать долг Родине частями

Министерство образования и науки РФ совместно с Министерством обороны РФ планируют ввести для студентов вузов альтернативный формат службы в армии. Пока инициатива находится в стадии обсуждения, но многие структуры уже выразили свое одобрение и поддержку «службы в рассрочку». Идею обсудили на пресс-конференции в РИА Новости.

О новом формате службы рассказал ректор Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана Анатолий Александров. Предполагается, что молодые люди будут служить в современных военных центрах рядом с городами, в которых находятся их вузы. Речь не идет о службе летом, но часть каникул все-таки придется провести в строю, отметил ректор. Срок обучения бакалавров из-за этого увеличат с 4 до 4,5 лет – Минобрнауки РФ готово на это пойти.

Служба в армии будет вписана в учебную программу, при этом студент не потеряет своего статуса. На военных базах молодым людям придется отслужить 3 раза по 3 месяца, и засчитают это как полноценный обязательный год. Отправлять их в часть будут вместе с одногруппниками. При этом, по словам Анатолия Александрова, условия в студенческих военных центрах будут гораздо лучше, чем в других частях, – душевые, а не бани раз в неделю, кофеварки, специальная форма с логотипами вузов. А по обещанию министра обороны РФ Сергея Шойгу каждый студент, прошедший военную подготовку, получит автомобильные права, научится стрелять, приобретет опыт пользования военной техникой.

Последнее особенно актуально. Ведь право отправлять студентов в военные центры получат далеко не все высшие учебные заведения. Особенное предпочтение будет отдаваться техническим вузам, рассказал ректор Бауманки. Ребята получат возможность «вживую» познакомиться с системами, аналоги которых потом будут проектировать. Конечно, гуманитарные вузы тоже смогут поучаствовать в этой программе, но для этого им придется пройти специальный конкурс.

(Чернова Т. Армия в рассрочку? / Татьяна Чернова // Поиск. – 2013. – 8 марта. – С. 5.)

Информационные технологии в образовательном процессе

Уральский федеральный университет будет внедрять информационные технологии в образовательный процесс при поддержке мирового лидера ИТ-индустрии – корпорации IBM. Соглашение об этом подписали ректор УрФУ Виктор Кокшаров и руководитель Уральского регионального офиса IBM Андрей Пономарев.

«Подписанное соглашение позволит, во-первых, услышать мнение работодателя о навыках и компетенциях, которыми должны обладать выпускники университета, и, во-вторых, даст возможность преподавателям и студентам пользоваться теми ресурсами, которые доступны в рамках академической инициативы IBM, что улучшит качество образовательного процесса», – говорит директор по информационным технологиям УрФУ Ирина Богданович.

Уже состоялась встреча студентов Уральского университета, желающих пройти стажировку в IBM, с представителями компании. Вскоре на базе вуза будет создан Центр проектов IBM. Преподаватели и студенты смогут принять участие в программе одного из лидеров ИТ-рынка Academic Initiative, получив бесплатный доступ к широкому спектру программного обеспечения IBM для обучения моделированию информационных систем, проектированию баз данных, разработке веб-порталов и т. д. Во второй половине апреля в УрФУ состоится «День IBM», на котором студенты и преподаватели университета смогут познакомиться с новейшими достижениями компании и ее партнеров.

В дальнейшем планируется обучение преподавателей работе с программным обеспечением корпорации и вовлечение студентов и аспирантов университета в «Программу премий IBM». Во время обучения студенты овладеют современными информационными технологиями, необходимыми при разработке новых инженерных решений.

(Завидная партия // Поиск. – 2013. – 1 марта. – С. 2.)

Студенческий союз против службы в армии на летних каникулах

Российский студенческий союз выступил против идеи группы ректоров отправлять во время летних каникул на срочную службу в армию студентов, обучающихся на военных кафедрах.

По мнению активистов РСС, ради воплощения идеи неизвестных ректоров придется отменить экзамены и практику, а также ограничить программы международного обмена, рассчитанные на летние месяцы. В РСС считают, что необходимо провести широкую общественную дискуссию по вопросу военной подготовки студентов.

Опасения РСС вызывает также подготовленный Минобрнауки проект приказа об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания. В документе, по мнению студсоюза, должны быть четко определены проступки, за которые могут последовать те или иные дисциплинарные меры. Но в проекте приказа таких указаний нет, администрациям вузов оставляются широкие полномочия, что может привести к злоупотреблениям со стороны ректоратов.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 1 марта. – С. 3.)

О межнациональном климате в студенческой среде

На последнем расширенном заседании Совета ректоров вузов Ставропольского края обсуждался вопрос «О формах и методах работы со студенческой молодежью по гармонизации межнациональных отношений в высших учебных заведениях СК».

Полномочный представитель Дагестана в крае Абдулла Омаров посетовал на то, что СМИ сегодня чаще сообщают о негативных явлениях в среде северокавказской молодежи, нежели об их хороших делах, которых немало.

По мнению дагестанского полпреда, диаспоры должны разделять с вузами нагрузку по созданию благоприятного межнационального климата в студенческой среде. С этим полностью согласен министр образования Ингушетии Руслан Кодзоев, рассказавший о работе властных структур республики с молодыми земляками, негативно «отметившимися» на Ставрополье. Так, со студентами-ингушами, обучающимися в вузах Ставрополя, дважды встречался глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Трижды это делал сам министр. В самой республике пытаются воздействовать на семьи нарушителей, дабы родители оказывали позитивное влияние на отпрысков.

Заместитель председателя правительства СК Галина Ткачева предложила создать при краевом Совете ректоров специальную рабочую группу по вопросам организации работы со студенческой молодежью. В ее функции войдут развитие научных и культурных связей, взаимодействие с центрами национальных культур, общественными и этническими советами, а также со СМИ в части межэтнических отношений. Собравшиеся поддержали идею единогласно.

В последнее время студенты из республик СКФО составляют 20–30 процентов от общего числа поступивших в вузы Ставропольского края. Так, в 2012 году таких первокурсников было более 3,5 тысячи человек.

(Фиолетов С. Климатический фактор / Станислав Фиолетов // Поиск. – 2013. – 1 марта. – С. 2.)

Студенческие спутники

Федеральное космическое агентство и Министерство образования и науки подписали соглашение о создании «Космического научно-образовательного консорциума». Документ предполагает совместную целевую контрактную подготовку студентов, а также сотрудничество в переподготовке и повышении квалификации специалистов ракетно-космической промышленности, в развитии и внедрении инновационных образовательных технологий, включая дистанционное обучение, в разработке профессиональных стандартов.

В рамках соглашения Роскосмос готов бесплатно запускать на орбиту студенческие спутники. Об этом заявил на церемонии подписания руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин. «Если какой-то вуз сделает спутник, мы его выведем бесплатно в качестве попутной нагрузки. Это наша принципиальная позиция. Он может полежать полгода, пока мы найдем для него место, но мы обязательно его выведем на орбиту», – заявил В. Поповкин.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 8 марта. – С. 3.)

Куда идут бюджетные деньги?

Генеральная прокуратура России обнаружила более 80 тысяч нарушений законодательства при реализации национального проекта «Образование» в 2012 году.

Как отмечает пресс-служба ведомства, в данной сфере по-прежнему распространены нарушения бюджетного законодательства, законодательства о размещении заказов, факты несвоевременной выплаты вознаграждения за классное руководство педагогам. Выявлены злоупотребления при расходовании бюджетных средств на оснащение школ учебным оборудованием, капитальный и текущий ремонт зданий.

В некоторых школах прокуроры обнаружили оборудование, которое было поставлено несколько месяцев назад и до сих пор не используется.

Не везде соблюдаются права детей и инвалидов на дистанционное образование. В частности, прокуратура Приморского края подала иск к местному Департаменту образования и науки из-за того, что ребенку-инвалиду не обеспечили возможность получать образование дистанционно. В итоге школьнику создали все необходимые условия для учебы.

В ряде регионов обнаружены нарушения в сфере организации детского питания. Также руководство некоторых образовательных учреждений, как выяснилось, не ограничило доступ школьников к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

По результатам проверок в 2012 году прокуроры опротестовали почти 3 тысячи незаконных правовых актов, внесли более 10 тысяч представлений и объявили предостережения примерно одной тысяче должностных лиц.

(Холодов Р. Куда идут бюджетные деньги? / Роман Холодов // Учительская газета. – 2013. – 5 марта. – С. 2.)

Профилактика национализма

Российская партия пенсионеров озаботилась этнологической и географической безграмотностью населения и в качестве одного из способов решения этой проблемы предлагает добавить в школьную программу предмет «Народы России и стран ближнего зарубежья». Письмо об этом направлено в Минобрнауки и разослано для ознакомления профильным комитетам Госдумы.

Новый предмет, по плану разработчиков, познакомит школьников с национальными особенностями и культурой населяющих Россию народов, а это, в свою очередь, поспособствует формированию общероссийской идентичности.

– В школах, на уроках истории, географии или обществознания, практически не рассказывают об этническом многообразии нашей Родины, а если рассказывают, то фрагментарно, – объяснил необходимость нового курса автор инициативы, лидер партии пенсионеров Игорь Зотов.

Школьники не знают о народах, проживающих в соседних регионах, сокрушается депутат и в качестве доказательства приводит цифры опроса, проведенного в 17 субъектах федерации. Более половины опрошенных не смогли назвать второй по численности народ в России, не знают вероисповедания армян, ингушей или калмыков, 40 % учеников затруднились назвать три восточнославянских языка.

Помимо общего образования, что само по себе хорошо, новый курс – это профилактика межрелигиозной и межэтнической напряженности.

Помимо курса разработчики проекта считают также необходимым написать учебное пособие и разделить его на несколько глав – например, народы Урало-Поволжья, коренные народы Сибири и Дальнего Востока, народы Северного Кавказа, народы Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдавии.

Школьный курс, по плану разработчиков, должен быть рассчитан на учебный год и преподаваться либо в 8, либо в 10 классе, так как в старших классах «формируется мировоззрение и представление о стране».

(Шарапова Т. Для профилактики национализма в школах могут ввести новый предмет / Татьяна Шарапова // Известия. – 2013. – 14 марта. – С. 2.)

Список мультфильмов

В России уже составлены списки 100 книг и 100 фильмов для школьников, а скоро появится и список 50 мультфильмов для на­чальных классов. Какого списка вам еще не хватает для полного счастья?

Ирина ДУНАЕВА, учитель русского языка и литературы школы № 55, Воронеж:

– Еще есть список сайтов, на кото­рые нельзя заходить. А теперь вот будут новые нормы ГТО, можно сказать, список рекордов, к кото­рым должен стремиться каждый школьник. Добавим сюда же введе­ние школьной формы, унифика­цию учебников, особенно по исто­рии, и так уже недалеко до унифи­кации мыслей... Возможно, дей­ствительно раньше у школы было много свободы, но недолго. Сегод­ня она обязана отчитываться пе­ред каждым, заполнять гору бумаг, а теперь вот еще и строго следо­вать спискам. Может, так и должно быть, я не знаю. Но очень опасаюсь, что все закончится обычным фор­мализмом, отписками для галочки и потерей творческого начала.

Татьяна ЛАГУРАШВИЛИ, учитель русского языка и литературы лицея № 40, Нижний Новгород:

– Не знаю, для кого создаются эти списки, на кого они рассчита­ны. Из всех перечисленных я виде­ла только один –100 книг, и он сра­зу же вызвал у меня внутренний протест. Я подумала: а почему именно эти книги, а не другие? У каждого учителя литературы есть свой собственный «список», я в этом уверена, а навязанное сверху, даже с самыми благими намере­ниями, всегда вызывает отторже­ние. Выходит, что, доверяя нам воспитание детей, так называе­мые общественные советы (или кто там составляет эти списки?) не доверяют нашему вкусу, опыту, знаниям. Они думают, что мы без их помощи и совета не обойдемся? Возможно, где-то в провинции есть учителя, совсем не читающие, не интересующиеся ничем, кроме насущных материальных вопро­сов. Но эти списки и таким учите­лям не помогут, потому что они в них даже не заглянут.

(Вопрос недели // Учительская газета. – 2013. – 19 марта. – С. 3.)

В школах не хватает педагогов

В российских школах, по данным Минобрнауки, не хватает более 17 тысяч учителей. В основном – педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре.

Но эксперты в один голос утверждают: педвузы выпускают гораздо больше специалистов. Вот только в школу идут не более 25 % из них. Как подметил народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, многие из тех, кто сегодня идет из педвуза в школу, проходят двойной негативный отбор. Как? Очень просто: в «педы» идут далеко не самые успешные выпускники школ, и это подтверждает статистика среднего балла ЕГЭ. А потом в школу приходят далеко не лучшие выпускники педвузов.

Те, у которых мы учимся, называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя, – это высказывание приписывают Гете. На практике лучшими учителями часто становятся люди и вовсе без педагогического образования. Парадокс. Известно, что сейчас Минобрнауки вовсю занялось модернизацией педагогического образования. Количество педагогических вузов сократилось, многие из них стали факультетами классических университетов. Руководители образования понимают: с качеством педобразования надо что-то делать. Но вот спасет ли простое слияние?

– В стране вводится новый стандарт общего образования, который основан на принципиально новых позициях, – говорит ректор Московского городского психолого-педагогического института Виталий Рубцов. – Оказалось, что главная задача учителя теперь не научить своему предмету, хотя эта «функция», конечно, остается важной, но и уметь организовать деятельность детей. Так сказать, включение ученика в процесс создания. До сих пор никто и не думал готовить педагогов к решению таких проблем. Нынешние учителя школ, большинству которых уже сильно за сорок лет, этого не умеют. И если мы сейчас не перестроимся, то и молодые специалисты придут в новую современную школу с несовременными взглядами на профессию.

Вывод Виталия Рубцова: лекционные формы подачи материала должны уступить место давно понятным всему миру практическим занятиям. Будущий учитель должен оказаться в реальной, «полевой» ситуации с детьми, стать «конструктором» учебных ситуаций. Но как учителю «старой» закалки, который сам в школе зачастую занимался «немодной» нынче зубрежкой, перейти на новые образовательные рельсы? Не идти же учиться заново?

Неотъемлемой частью педагогического образования должны стать практические школьные базы. Школа – уже не младший товарищ, а партнер вуза. И уже не школьники идут на подготовительные курсы в вуз, а студенты и даже сами преподаватели идут учиться в передовую школу тому, как работать с детьми. «У нас есть школы, где можно учить педагогов быть адекватными сегодняшнему дню», – уверен Рубцов.

Одна из таких школ – москов­ская 57-я гимназия, где вот уже двадцать лет трудится один из лучших учителей русского языка и литературы, член Общественного совета при Минобрнауки Сергей Волков.

– Очень трудно в педвузе обучать ремеслу, если оттуда идет работать по специальности от силы четверть выпускников, – говорит Волков. – Представьте, что я пришел преподавать теорию литературы в аудиторию, 75 % которой это вообще не нужно. Надо учить не столько тех, кто учится в педвузе, сколько тех, кто уже пришел в «полевые» условия школы!

Сергей Волков поделился опытом коллег из Татарстана. Там тоже аховая ситуация с учителя­ми. По инициативе местного министерства образования, по всем вузам, не только педагогическим, кинули клич: кто хочет работать в школе – приезжайте, мы вам даем дополнительную зарплату в 7 тысяч и полностью оборудованное рабочее место. Желающий выбирает любую школу и раз в три месяца проходит курс тьюторской поддержки.

(Мария Агранович Учитель запустил урок. Мария Агранович // Российская газета. – 2013. -26 марта. – С. 14.)

Цитата недели

«Я прекрасно себе отдаю отчет в том, что произойдет, если с учетом сегодняшнего расслоения общества по уровню доходов мы перейдем на платное общее образование, Просто даже не ус­пеем глазом моргнуть – скатимся на уровень третьестепенной страны, и это отразится практи­чески на всех сторонах нашей жизни: и на обороноспособности, и на производительности тру­да, на перспективах и на конкурентоспособности страны в целом. Этого не будет».

(Владимир Путин, Президент России. Цитата недели // Учительская газета. – 2013. – 19 марта. – С. 2.)

Продолжите фразу: «Профессио­нальный стандарт учителя – это...»

Геннадий ФЕДИК, председатель правления республиканской общественной организации «Учителя Республики Бурятия», Улан-Удэ:

– Еще один инструмент давления на учителя. Ничего, кроме отчетно­сти, он не добавит. Десятки пунк­тов, которые даже не запомнишь! И по каждому некая общественная организация будет контролиро­вать соответствие педагогов стан­дарту, положения которого на­столько размыты, что их можно интерпретировать так, как нужно «контролерам» в данный момент. Например, учитель математики должен «квалифицированно наби­рать математический текст». Ка­кая квалификация имеется в виду – педагогическая или секретарская? Или учитель должен быть един в десятке лиц?

Марина ПУРИКОВА, учитель географии, Ростовская область:

– Хочется ответить с сарказмом: «90´60´90». Какое моральное право имеют чиновники опреде­лять стандарт для учителя? Поче­му государство решило, что учи­теля должны быть высокоинтел­лектуальными, духовными, толе­рантными, гибкими, владеть но­выми технологиями, воспиты­вать патриотов, настоящих граж­дан, мыслящих людей, отдавать себя без остатка в гнилом, зарвав­шемся обществе с продажными управленцами, с развратными СМИ? А как же наши учителя раньше жили без стандарта и всю душу вкладывали в дело воспита­ния человека? Потому что вся страна заботилась о подрастаю­щем поколении, а не только учи­теля. Стандарт один на всех граж­дан страны – жить по совести, ува­жать стариков, показывать дос­тойный пример детям. Тогда всё станет на свои места.

(Вопрос недели // Учительская газета. – 2013. – 12 марта. – С. 3.)

Краеведческие новости

О записи первоклассников в школу

В Волгограде началась запись первоклашек в школу. В большинстве учебных заведений эта процедура проходит спокойно, но не обошлось без скандала. В лицее № 9 Волгограда многим родителям отказали в приеме детей в учебное заведение, как они утверждают, незаконно. В ситуацию пришлось вмешаться специалистам гороно и журналистам.

Лицей № 9 считается одним из престижных заведений Волгограда, где созданы прекрасные условия для обучения детей. Именно поэтому родители стремятся устроить туда своих детей. В ходе сентябрьского учета детей здесь было зафиксировано 114 будущих первоклашек. А к марту их стало в три раза больше.

Огромные очереди за неделю до официального начала записи выстраиваются у лицея № 9 каждый год.

– На родительском собрании нам сказали, что справка о прописке действует наряду со свидетельством. А сегодня утром на крыльце объявили, что всем со справками будет дан отказ, – говорит мама будущего первоклассника Ирина Сохнова. – Людей просто выбрасывают в конец очереди.

Руководство лицея заявляет, что принимают заявления только от тех, кто предоставляет весь пакет документов. И очередь уже разделилась на тех, кто со свидетельствами, а кто без него.

По словам директора Ирины Жигульской, в лицензии их учебного заведения прописана предельная наполняемость. «На сегодня лицей может принять только 100 человек, – говорит она. – Кроме того, обучение в лицее должно идти только в первую смену. Сегодня под учебные классы у нас отданы все имеющиеся помещения. Дальнейший набор детей ухудшает условия обучения и лишает статуса образовательное учреждение».

Прямо из холла лицея родители звонили в УФМС, в прокуратуру, где им поясняли, что справка является таким же документом, как и свидетельство.

Позже выяснилось, что люди стали заложниками нестыковки нормативных документов.

– По приказу Минобразования РФ «О порядке приема в образовательное учреждение» от 15.02.2012 года запись в школы проходит в два этапа, – пояснила начальник отдела департамента образования администрации Волгограда Галина Орехова. – Для жителей микрорайона, которые закреплены за конкретной школой, запись начинается не позднее 10 марта и длится до 31 июля. Для всех остальных – с 1 августа. От родителя требуется написать заявление и предоставить документ, удостоверяющий личность, оригиналы и копии свидетельства о рождении ребенка, а также свидетельства о регистрации ребенка на закрепленной территории. Последний документ выдает УФМС. Однако тем гражданам, кто был зарегистрирован на территории до 2010 года, это свидетельство не выдается, потому что на это не было нормативных документов. Сложность ситуации заключается в том, что в приказе министерства о приеме детей в первый класс прописано только свидетельство о регистрации. Сейчас проблема урегулирована, есть договоренность с УФМС, что всем родителям первоклассников будут выдавать свидетельства.

Между тем нельзя сказать, что ситуация в лицее № 9 разрешена. По словам Ирины Жигульской, на протяжении семи лет у учебного заведения была возможность набирать по восемь первых классов. В этом году смогут набрать четыре класса, а на следующий год – только два.


День информации «Лето! Лагерь!».

24 апреля 2013 года в 14.00 Отдел гуманитарной и естественнонаучной литературы Волгоградской ОУНБ им. М. Горького проводит День информации «Лето! Лагерь!».

Приглашаем руководителей образовательных учреждений, завучей, классных руководителей, педагогов-предметников, педагогов-психологов, родителей, читателей воспользоваться уникальными библиотечными фондами ВОУНБ им. М. Горького.

Контактный телефон (8442) 33–11–50 begin_of_the_skype_highlighting (8442) 33–11–50 БЕСПЛАТНО  end_of_the_skype_highlighting

6 апреля Волгоград напишет Тотальный диктант

Волгоград присоединился к международной акции «Тотальный диктант», которая пройдет 6 апреля в десятках городов мира. Каждый желающий сможет добровольно и, при желании, анонимно написать диктант, проверить свой уровень грамотности и получить консультацию филолога.

Ожидается, что «Тотальный диктант-2013» пройдет в 150–200 городах, включая 30–40 за рубежом. Организаторы планируют, что в диктанте примут участие около 30 тысяч человек.

Волгоград впервые присоединился к образовательной акции в 2012 году, что вызвало большой общественный резонанс среди жителей города и представителей волгоградских СМИ.

В 2013 году Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького вновь выступает в качестве официального организатора и представителя проекта в Волгограде. Акция «Тотальный диктант–2013» состоится 6 апреля в 15.00. Местом проведения акции определены две площадки – Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького (ул. Мира, 15) и Волгоградский государственный социально-педагогический университет (пр. В. И. Ленина, 27).

Автором текста Тотального диктанта–2013 стала известная писательница Дина Рубина. Текст в «Горьковке» будет читать ведущая актриса ТЮЗа Лариса Павловна Набойченко.

Единые для всех городов критерии проверки разработает экспертная комиссия при оргкомитете проекта во главе с доктором филологических наук, зав. кафедрой общего и русского языкознания Новосибирского университета Натальей Кошкарёвой. Председатель экспертной комиссии в Волгограде – профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания ВГСПУ Шестак Лариса Анатольевна. Проверка диктанта будет выполняться силами филологов-преподавателей и учителей русского языка.

После проверки результаты диктанта будут опубликованы на сайте totaldict.ru. Отличники и хорошисты Тотального диктанта получат призы и сертификаты, подтверждающие уровень их грамотности. Торжественная церемония награждения состоится 12 апреля 2013 года, в 14 ч 30 мин в конференц-зале Волгоградского государственного социально-педагогического университета (пр. В. И. Ленина, 27).

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru