В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (февраль 2013 г.)

28 февраля 201311:57

Новости образования

О фальшивых диссертациях

Проверку диссертаций спровоцирована работа Андрея Андриянова, недавно назначенного директором специализированного учебно-научного центра МГУ (знаменитая школа им. Колмогорова для одаренных ребят). Недовольные его назначением пролистали кандидатскую нового руководителя и засомневались в ее научной ценности. В Минобрнауки пошли жалобы. Министерство создало комиссию и по такому случаю решило вообще прошерстить диссертационный совет Московского педагогического госуниверситета, где защищался Андриянов.

Комиссия просмотрела 85 диссертаций из 200 с лишним, защищенных в МПГУ. Во многих нашлись серьезные нарушения. В 24 диссертациях из 25, проверенных особенно тщательно, обнаружены ссылки на несуществующие публикации в научных журналах. Ко всем работам приложены фальшивые отзывы от неизвестных рецензентов. Объем плагиата зашкаливает. В диссертации Андриянова комиссия насчитала 53 % скопированного (то есть украденного у других) текста. В некоторых авторефератах этот уровень доходил до 87 %. Проверенные работы были защищены по специальности «Отечественная история». Те, кто получил звание кандидата, сами преподают в вузах, в том числе региональных. Из 25 работ 6 написаны преподавателями из Российского государственного социального университета. 4 диссертации защитили педагоги из самого МПГУ. Три кандидата преподают в Армавирском государственном педуниверситете. По две диссертации пришло от Университета управления правительства Москвы и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова. Остальные авторы преподают на юрфаке МГУ, в Институте международного права и экономики имени Грибоедова, Всероссийском научно-исследовательском институте МВД, Ярославском педуниверситете имени Ушинского, Астраханском техническом университете, Московском институте экономики, менеджмента и права, Московском государственном университете приборостроения и информатики, Волгоградском колледже профтехнологий, экономики и права.

Проверяющие предлагают лишить плагиаторов ученых степеней и званий, а сам диссертационный совет распустить.

– Работа по изготовлению фиктивных диссертаций была поставлена на поток, – сообщил председатель комиссии, замминистра образования и науки Игорь Федюкин.

Председатель диссертационного совета профессор Александр Данилов подал заявление об уходе с должности.(Конюхова К. Фальшивые кандидаты наук преподавали историю в вузах страны / Ксения Конюхова // Комсомольская правда. – 2013. – 2 февраля. – С. 5.)


Мультфильмы для школьников

Министерство культуры одобрило идею о создании списка 50 лучших отечественных мультфильмов для учеников младших классов, который ранее составили мультипликаторы и депутаты.

В список 50 мультфильмов, разделенный по категориям («О любви и верности», «О дружбе и благородстве», «О послушании, смелости, трудолюбии»), вошли анимационные ленты, начиная с 1935 года («Новый Гулливер») и заканчивая 2005-м («Гора самоцветов»). В список попали «Жил-был пес», «Летучий корабль», «Снежная королева», «Умка», «Чебурашка», «Винни-Пух», «Ежик в тумане», «Маугли», «Старик и море» и другие мультфильмы.

Мультипликаторы Гарри Бардин, Эдуард Назаров и депутат Зотов в январе направили письмо главе Министерства культуры Владимиру Мединскому, в котором предложили показывать ученикам младших классов 50 лучших отечественных мультфильмов. Депутаты в своем письме одобрили инициативу о проведении «уроков кино» (в июне Никита Михалков предложил ввести уроки, на которых показывали бы 100 лучших фильмов) и по аналогии предложили составить список мультфильмов для школьников младших классов. Идею о демонстрации мультфильмов в школе поддержали в Кремле.

(Дергачев В. Минкультуры одобрило список 50 мультфильмов для школьников / Владимир Дергачев // Известия – 12 февраля. – С. 3.)


Международное тестирование школьников

Минобрнауки пересмотрело решение об отказе от участия России в международной программе мониторинга школьников. Об этом сообщили в министерстве. Также было принято решение участвовать в международных тестированиях уровня PISA (Programme for International Student Assessment) на регулярной основе. В октябре прошлого года сообщалось, что отказ от участия в тестировании был следствием стремительно ухудшающейся динамики показателей.

Тестирование образовательных достижений учащихся по методике PISA проводится международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Само тестирование принципиально отличается от повседневных экзаменов и тестов. В ходе исследования оценивается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные знания в жизненных ситуациях. Также проверяются математическая и естественнонаучная грамотность школьников, навыки усвоения прочитанного. Само исследование проводится раз в три года и проходит по всему миру.

По итогам последних двух исследований Россия показывала не самые впечатляющие результаты. Так, в 2009 году средний показатель российских учащихся по читательской грамотности составил 459 баллов (средний показатель по странам ОЭСР – 493 балла). По этому показателю Россия заняла 42-е место среди 74 стран – участниц PISA. По показателям математической и естественнонаучной грамотности российские школьники находятся на 38-м и 39-м местах соответственно.

Итоги за 2012 год будут подведены в декабре текущего года.

– Россия продолжит свое участие в международных исследованиях PISA, а также PIRLS и TIMSS (PIRLS оценивает способности ученика по работе с текстом, TIMSS – математические способности и естественнонаучные знания. Результаты подобных исследований использовались и будут использоваться для оценки качества человеческого капитала и конкурентоспособности стран. Это показатели, которые стимулируют обновление содержания и технологии обучения в российских школах, – сообщил источник в департаменте государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки.

Тестирование по методике PISA проходят учащиеся в возрасте 15 лет. По мнению специалистов отдела оценки качества образования Российской академии образования (РАО), во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и именно на данном этапе важно определять состояние знаний и умений. Также было подчеркнуто, что именно в таком возрасте необходимо оценить способность учащегося самостоятельно приобретать знания.

Помимо этого в планах министерства включение России в новые исследования – по информационной и компьютерной грамотности ICILS (с этого года), оценке граждановедческой компетентности ICCS (с 2014 года), оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста PIAAC (с этого года).

В прошлом году Россия также участвовала в экспериментальном тестировании AHELO, которое направлено на определение компетентности выпускников вузов. Национальным координатором проекта AHELO (иначе – «Оценка результатов обучения в высшем образовании») является Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики». Руководитель проекта Татьяна Мешкова считает, что, проведя такой пилотный проект, можно будет с точностью сказать, сравнимо ли образование в вузах на международном уровне.

Результаты тестирования в рамках AHELO были представлены в конце 2012 года. Тестирование проходило по двум направлениям – «Экономика» и «Инженерные науки», в обоих Россия показала достаточно высокие результаты.

(Панов П. Международное тестирование школьников продолжится / Павел Панов // Известия. – 2013. – 1 февраля. – С. 5.)

Дом студенческих инициатив

В Томском политехническом университете открыт Дом студенческих инициатив (АСИ) – офис, в котором будут работать общественные молодежные организации университета и медиа-центр.

В большом конференц-зале, оснащенном рабочими местами, смогут проводить заседания профком студентов, совет студгородка, волонтерские организации и стройотряды, спортивные и творческие клубы. В АСИ также разместился медиацентр ТПУ, созданный в вузе в 2007 году. В нем установлено современное оборудование, подготовлены кабинеты для студенческого телевидения, фото- и видеостудия, павильон-трасформер, ньюсрум для информационного студенческого агентства.

(Дом для инициативных // Поиск. – 2013. – 8 февраля. – С. 2.)


Основные направления деятельности кабинета министров до 2018 года

Под председательством В. Путина состоялось расширенное заседание Правительства РФ, на котором обсуждались основные направления деятельности кабинета министров на период до 2018 года.

Касаясь проблем образования, президент сделал акцент на том, что необходимо «тесное взаимодействие между работодателями, инвесторами и учреждениями профессионального образования, формирование доступных механизмов повышения квалификации».

Премьер Д. Медведев заявил, что в числе приоритетов будет создание конкурентоспособного сектора научных исследований и разработок, устойчивого и платежеспособного спроса на их результаты. Он сообщил, что в ближайшие годы должны обновиться методики обучения, в том числе за счет электронных ресурсов. «На это нацелены новые стандарты образования, внедрение которых планируется завершить к 2020 году», – пояснил Д. Медведев. Кроме того, во всех образовательных учреждениях должны быть созданы условия для людей с ограничениями по здоровью.

Одним из государственных приоритетов названо развитие профессионального образования и рынка квалифицированного труда. Правительство заявляет о том, что в 2018 году будет обеспечено вхождение двух российских вузов в первую сотню ведущих университетов мира (в 2020 году – пяти). Удельный вес численности выпускников образовательных организаций, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения, увеличится с 40 % в 2011 году до 55,6 % в 2018 году.

Для достижения этих целей планируется реструктуризировать сеть вузов и реорганизовать те из них, которые «потеряли связь с рынком труда и не ведут научных исследований». Будут поддержаны проекты модернизации заочного образования, включая масштабные открытые университеты, планируется также завершить переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования. Средняя зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профобразования до-стигнет уровня средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей вузов – будет превышать его в два раза.

Планируется также запустить программу «Глобальное образование», по которой к 2015 году за рубежом будут обучаться не менее 3 тысяч человек. Будет обеспечено опережающее развитие непрерывного образования: обучение населения в возрасте 25–65 лет по программам дополнительного профессионального образования возрастет с 22 % в 2011 году до 49 % в 2018-м.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 8 февраля. – С. 3.)


100 произведений для внешкольного чтения

В начале года Минобрнауки РФ утвердило новый список литературы для внеклассного чтения. Об этом на брифинге рассказала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко. Состав перечня вызвал много обсуждений и споров в образовательном сообществе. На суд министерству было предложено 5000 произведений, а некоторые организации даже составили свои списки. Так, к примеру, Российская академия образования рекомендовала включить в перечень романы Виктора Пелевина «Generation П» и Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» вместо произведений Александра Куприна и Николая Лескова. А вот члены Общественной палаты разработали список, куда вошли Захар Прилепин, Владимир Войнович и Дина Рубина.

В Интернете обсуждение проходило очень активно, в нем участвовали и родители, и учителя, и сами ученики. Учитывая пожелания заинтересованных, Министерство образования и науки составило официальный список, ознакомиться с которым можно на сайте http://минобрнауки.рф.

В список вошли самые разные произведения: «Приключения Алисы» Кира Булычева, «Темные аллеи» Ивана Бунина, «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского, рассказы Сергея Довлатова, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, «Понедельник начинается в субботу» и «Трудно быть богом» братьев Стругацких, «Земля Санникова» Владимира Обручева, а кроме того, целый ряд эпосов и былин. Этот список не является «догмой», но входящие в него труды должен прочитать каждый культурный человек, считает директор департамента Минобрнауки РФ. Изучать произведения рекомендуется на уроках внеклассного чтения. При особом желании учителя список можно дополнить или изменить, особенно в регионах. Официально же меняться он будет не реже одного раза в 10 лет, но если случится «бум» современных авторов, то обновлять перечь можно и чаще.

(Чернова Т. Подсказка родителям / Татьяна Чернова // Поиск. – 2013. – 8 февраля. – С. 20.)


Акция «Тест-драйв»

В Уральском федеральном университете стартовала акция «Тест-драйв». Она позволит 300 учащимся школ во время весенних каникул больше узнать о ведущем вузе региона, правильно выбрать будущую профессию и грамотно выстроить свою траекторию успеха.

УрФУ предлагает ребятам приехать в Екатеринбург, чтобы в течение трех дней познакомиться с университетом. В акции могут принять участие школьники Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской областей, Пермского края, Башкирии, Удмуртии и Казахстана.

«Тестировать» университет будут команды из трех-пяти человек в сопровождении учителя. Сначала они должны зарегистрироваться на сайте проекта. После этого им будет предоставлена возможность принять участие в творческом конкурсе – для этого нужно отправить презентационный материал на тему «Высшее образование в России. Качественно. Доступно. Для меня».

Отбор команд будет проводиться путем открытого голосования в Интернете. Получившие наибольшее количество голосов и станут участниками акции «Тест-драйв в Уральском федеральном». А лучшие из них смогут претендовать на сертификаты для оплаты дополнительного образования в университете.

(Вуз на вкус // Поиск. – 2013. – 1 февраля. – С. 2.)


Активность поощряется

Семнадцать учащихся из четырех российских вузов: НИУ «МЭИ», Казанского государственного энергетического университета, Самарского государственного технического университета. Кубанского государственного технологического университета – стали в 2012 году стипендиатами компании Schneider Electric, специализирующейся в области управления электроэнергией. Общая сумма выплаченных именных стипендий составила около 1 млн р.

Schneider Electric сотрудничает с ведущими российскими вузами, которые готовят специалистов инженерного профиля, и поддерживает талантливую молодежь. В прошлом году обладателями дополнительных стипендий стали студенты выпускных курсов, а также магистранты. Обязательными требованиями к кандидатам были хорошее знание английского языка и средний балл успеваемости не менее 4,8, активная жизненная позиция студентов и навыки эффективной работы в команде.

(Царьков Н. Активность поощряется / Никита Царьков // Поиск. – 2013. – 1 февраля. – С. 2.)


В ясли с книгой

В России появится федеральный стандарт дошкольного образования. По словам вице-премьера Ольги Голодец, стандарт будет вынесен на всеобщее обсуждение уже в марте этого года.

Одновременно готовится и проект профстандарта для подготовки педагогов детских садов. В новом законе «Об образовании в РФ» дошкольное образование отделено от «воспитания и ухода» за детьми, а значит, будут детские сады или группы, которые предлагают разные услуги. По словам Ольги Голодец, проект «увязан с ведущими стандартами мирового сообщества». А в Европе в дошкольных учреждениях упор делают на творчество, а не на грамоту и математику.

(Борисова И. В ясли с книгой / Ирина Борисова // Российская газета. – 2013. – 5 февраля. – С. 14.)


Русский язык преподают на тувинском

Прокуратура Республики Тыва обнародовала вопиющий факт: учить детей русскому языку и литературе в сельских школах предпочитают на родном тувинском.

– Проверка установила, что по результатам сдачи ЕГЭ по русскому языку за 2011–2012 учебный год выпускники Целинной средней общеобразовательной школы получили неудовлетворительные оценки, – рассказал старший помощник прокурора Тывы Василий Кривдик. – Как оказалось, в школе допускались случаи, когда учителя русского языка и литературы преподавали предмет на тувинском языке. Это не могло не отразиться негативно на знаниях учащихся. Кроме того, в школе элементарно не хватало учебников.

И это далеко не единичный случай. Ранее были выявлены аналогичные нарушения и в Шамбалагской средней общеобразовательной школе. Полгода назад сотрудники надзорного ведомства уже устраивали массовый рейд по сельским школам. Тогда к дисциплинарной ответственности пришлось привлечь педагогов сразу в шести школах из глубинки. Все они вели уроки русского на тувинском.

Дефицит квалифицированных учительских кадров привел к тому, что директорам тувинских сельских школ приходится брать на работу с детьми людей с «липовыми» дипломами или вовсе без них.

(Столярчук Н. Учить по-русски / Надежда Столярчук // Российская газета. – 2013. – 5 февраля. – С. 14.)


Центр гражданской взаимопомощи

В Челябинском госуниверситете прошла презентация Центра гражданской взаимопомощи (ЦГВ), который был создан недавно и сегодня объединяет около 30 волонтеров и 10 экспертов.

Первым проектом ЦГВ стала организация шефства над двумя детскими домами. Но в целом по стране таких инициатив очень мало. Россия находится на 138-м месте в мире по участию в волонтерских проектах. Только 18 % граждан страны занимаются благотворительностью и общественной работой. Такую статистику на пресс-конференции в ЧелГУ озвучила руководитель проекта гражданской взаимопомощи в Челябинской области Елена Раевская.

Создание центров, подобных ЦГВ, – это проект федерального масштаба, призванный укрепить горизонтальные связи, развить местные сообщества, повысить гражданскую активность населения и помочь в решении социальных проблем. «Главное отличие центра от общественных приемных в том, что он работает по горизонтали, а не по вертикали, – пояснила Е. Раевская. – Например, человека необоснованно уволили, нарушили его трудовые права. Обычная общественная приемная просто направляет запрос в вышестоящие органы власти. А мы подключаем юриста, психолога и волонтеров, которые разбираются в проблеме. При этом наша цель состоит в том, чтобы человек в будущем сам смог решить проблему и помочь с этим другим».

Координация работы волонтеров происходит через информационный портал. Удобная система взаимопомощи только в одном центре ЧелГУ позволит принимать до 5 тысяч обращений в день и разрешать до 300 ситуаций в месяц. Одна из задач ЦГВ – создание группы волонтеров, которые, пройдя обучение, будут разрабатывать свои проекты.

(Щапина О. Гражданином быть обязан / Ольга Щапина // Поиск. – 2013. – 1 февраля. – С. 2.)


Совет по делам молодежи

Дмитрий Ливанов подписал приказ о создании Совета Министерства образования и науки РФ по делам молодежи. Это будет работающий на постоянной основе совещательный орган, призванный содействовать социализации и самореализации молодых людей, развитию потенциала молодежи и его использованию в интересах страны.

Состав Совета формируется из представителей Минобрнауки, Росмолодежи, молодежных, общественных организаций, некоммерческих объединений, в том числе научных и образовательных учреждений. Возглавляет Совет министр образования и науки Д. Ливанов.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 1 февраля. – С. 3.)

Стипендии имени В. А. Туманова

Вышел приказ о назначении учащимся вузов на 2012–2013 учебный год персональных стипендий имени В. А.Туманова.

Стипендии имени советского и российского юриста, председателя Конституционного суда (1995–1997 годы) В. А. Туманова получат пять студентов и пять аспирантов, получающих образование в области юридических наук. Размер стипендий для студентов составит 2 тысячи рублей, а для аспирантов – 10 тысяч рублей ежемесячно.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 1 февраля. – С. 3.)

Программа «Столичное образование» на 2012–2016 годы

Программа пресс-конференции, состоявшейся в Московском центре технологической модернизации образования департамента, включала презентацию электронных учебников, интерактивных ресурсов и мобильного контента для обучения и просвещения школьников и дошкольников. Электронные пособия – одно из 13 направлений развития инноваций в образовании, определенных концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, принятой департаментом в 2012 году.

Развивающие игры для планшетов сказочной и исторической тематики, интерактивные стол и пол для коллективных занятий, включая подвижные (можно и в футбол поиграть, и позаниматься русским языком в игровой форме), – это для малышей. Ученикам постарше адресованы электронные учебники по различным предметам и образовательные ресурсы для проведения лабораторных и практических работ как в классе, так и дома. Для дополнительного образования среди представленных в центре продуктов предназначен мобильный контент для коллективных игр и экскурсий, воспользоваться которым будет небезынтересно и детям, и взрослым. В разработке таких ресурсов для познавательных путешествий по паркам «Коломенское» и «Царицыно» участвовали специалисты Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Технологические новинки, как утверждают чиновники, совсем скоро станут привычной для москвичей составляющей учебного процесса. Уже в феврале начнется апробация электронных учебников в 50 школах города, массовое внедрение планируется с 2014 года. Пособия по 11 общеобразовательным предметам, одобренные департаментом, были выбраны в ходе конкурса, организованного ведомством в прошлом году. В нем участвовали 24 заявителя, победили проекты, представленные девятью издательскими компаниями. Как отметил первый заместитель руководителя департамента Вениамин Каганов, разработчикам дан сигнал о востребованности продукта, и в ближайшее время на рынке следует ожидать новые интересные предложения.

Сообщения участников пресс-конференции о том, как столичный департамент развивает инновационную деятельность, проиллюстрировало и интерактивное знакомство с работой центров технологической поддержки образования (ЦТПО) Московского государственного технологического университета «Станкин» и Московского физико-технического института (государственного университета). Школьники и их преподаватели дистанционно, в режиме онлайн представили современное оборудование – ЗD-принтеры, станки с ЧПУ, мультимедийные доски и планшеты, на которых ребята не только учатся работать, но и реализуют собственные проекты.

На сегодняшний день за счет субсидий из городского бюджета ЦТПО созданы на базе 13 инженерных вузов Москвы. Центры – это открытые для школ площадки, где реализуются инновационные образовательные программы. Здесь обеспечивают комплексное ресурсное сопровождение научно-технического творчества, предоставляют образовательные, консультационные и экспертные услуги учащимся, педагогам и специалистам столичной системы образования. Принадлежность их к ведущим техническим университетам открывает возможности для налаживания связи городских образовательных кластеров с системой общего и дополнительного образования.

Как сообщил ректор Станкина Сергей Григорьев, в настоящее время более 100 московских школ заключили договоры с ЦТПО и реализуют программы по самым различным тематическим направлениям, в том числе нанотехнологиям и биомедицине, технологиям оборонно-промышленного комплекса, мехатронике и технологическим процессам, аэрокосмическим, агроинженерным, ИТ-технологиям, современному транспорту и др. В общей сложности в минувшем году, по данным заместителя директора департамента Маргариты Русецкой, более 440 различных мероприятий по углубленному изучению школьных предметов и профессиональной ориентации учащихся прошли в рамках проектов, запущенных 66 федеральными московскими вузами. Их участниками стали более 20 тысяч педагогов и несколько десятков тысяч школьников. Замдиректора также сообщила, что на портале biblio.mesi.ru открыт доступ к библиотеке электронных ресурсов, содержащей более трех тысяч созданных в вузах программ, методик и учебников. Активное использование потенциала федеральных университетов Москвы, как показал 2012 год, оказалось весьма продуктивным, и, как заверила Маргарита Русецкая, сотрудничество департамента и вузов в этом ключе получит свое продолжение.

(Возовикова Т. Заправят в планшеты / Татьяна Возовикова // Поиск. – 2013. – 1 февраля. – С. 5.)


Учебников станет больше

Официально опубликован приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067, которым утверждены федеральные перечни учебников на 2013–2014 учебный год. Документ по-прежнему состоит из четырех частей. Два перечня – это учебники для использования в обычных школах, другие два – для специальных коррекционных учебных заведений.

Перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с 2012–2013 учебным годом расширен на 441 позицию – с 2150 до 2591. Так, если в действующем перечне 566 учебников для начальных классов, 1233 – для основной ступени и 351 – для старшеклассников, то в новом уже 611 книг – для начальной школы, 1410 – для основной и 570 – для старшей, при этом 216 учебников, рекомендованных старшеклассникам, соответствуют новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений список рекомендованных учебников не изменился и по-прежнему содержит 68 позиций.

Перечень учебной литературы, допущенной к использованию в общеобразовательных школах, сокращен с 349 до 272 наименований, а список литературы, допущенной к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, – увеличен с 43 до 51.

(Ветров И. Учебников станет больше / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 12 февраля. – С. 2.)


Учебники разделены по трем уровням образования

В новом списке учебников нет деления по программам: книги в алфавитном порядке расположены по дисциплинам. Прежде они объединялись по программам, к которым были написаны. Например, отдельно в перечне выделялись учебники, подготовленные к программам «Перспектива», «Начальная школа XXI век», «Школа России» и другим. Для этих программ были написаны учебники по всем предметам, включая музыку, технологию и физкультуру. Следом шли все остальные учебники.

В новом перечне в соответствии с новым федеральным стандартом общего образования учебники для старших классов уже разделены по уровням – базовому, профильному и углубленному.

В связи с этим законодательным новшеством меняются и учебники. К примеру, для углубленного изучения математики в старших классах предлагаются учебники Виленкина, Смирновой, для базового – Мордковича и Козлова. По-прежнему в списке есть хорошо известные учителям учебники Моро, Колмогорова, Ладыженской, Перышкина, Мякишева.

С этого учебного года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал в школах обязательным. Для его изучения в начальной школе Минобрнауки рекомендует 28 учебников. Среди них есть книги по отдельным модулям – по православию, исламу, буддизму и иудаизму – и общие учебники по программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которые тоже можно использовать на этих уроках. Кроме того, в пятых классах рекомендовано использовать еще семь книг по «Основам духовно-нравственной культуры».

В новом перечне отдельно выделен предмет «Естествознание», для его изучения старшеклассникам рекомендовано четыре учебника, разумеется, базового уровня. Кроме того, в списке есть учебники к дополнительным предметам – астрономии, искусству, истории русской культуры, истории религий народов России, риторике, светской этике и технологии.

(Ивойлова И. Учебник покажут в профиль / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2013. – 8 февраля. – С. 3.)


Бесплатный Интернет для студентов

Инициатором законопроекта стала ЛДПР. Воспользоваться бесплатным Интернетом смогут студенты, преподаватели, аспиранты и другие сотрудники высшей школы.

Доступ предполагается открыть во всех вузах и в студенческих общежитиях. Финансирование установки этой системы будет осуществляться за счет средств образовательных учреждений, получаемых, например, от оказания платных образовательных услуг.

Такая мера уменьшит «цифровое неравенство» среди студентов, потому что не все могут оплачивать 3G- или 4G-интернет. Порядок доступа к Сети должно утверждать правительство РФ. Это позволит избежать злоупотреблений и доступа к негативной информации.

Ранее депутаты уже вносили поправку в Закон «Об образовании в РФ», предлагая установить бесплатный доступ к Wi-Fi в школах, вузах и студенческих общежитиях. Но она не прошла. Теперь делается новая попытка.

(Медведев Ю. Бесплатный Интернет для студентов / Юрий Медведев // Российская газета. Неделя. – 2013. – 14 февраля. – С. 2.)


Форум сельских учителей

Более 800 делегатов из 64 регионов страны прибыли на Всероссийский форум сельских учителей, прошедший в столице по инициативе Всероссийского педагогического собрания. На восьми дискуссионных площадках форума обсуждались самые насущные проблемы школ на селе – качество обучения, подвоз учеников, жилье для учителя и другие.

В пленарном заседании принял участие министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Он ответил на вопросы учителей и заявил, что массового закрытия сельских школ больше не будет. «У нас достаточно ресурсов, чтобы обеспечить высокий уровень образования в каждом селе, – заверил Дмитрий Ливанов. – Школа с пятьюдесятью учениками и даже с двадцатью имеет сегодня все возможности для качественной работы. Необходимо активнее использовать технологии дистанционного обучения, сетевого взаимодействия».

В 2013 году каждая сельская школа должна быть обеспечена скоростным Интернетом, чтобы не возникало информационной оторванности. По словам министра, технически это очень сложная задача, но будут приложены все усилия совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций, чтобы ее решить. Еще одна задача на этот год – решение транспортной проблемы. Необходимо, чтобы все дети, живущие от школы в двух и более километрах, могли добираться на занятия на специальном транспорте.

Особая тема – нормативы финансирования малокомплектных школ. По словам министра, они будут устанавливаться вне зависимости от числа детей, обучающихся в конкретном образовательном учреждении. У таких школ должна быть фиксированная часть финансирования, которая обеспечит их бесперебойное функционирование.

(Косыгин С. Массового закрытия не будет? / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2013. – 12 февраля. – С. 2.)


Профстандарт

На сайте Министерства образования и науки размещен проект документа – профессионального стандарта учителя. Разработчики вместе с чиновниками министерства предлагают общественности ознакомиться с проектом и вносить свои поправки и предложения.

Подобный документ разрабатывается в России впервые. Более того, учительский стандарт – первая ласточка из серии профстандартов для различных специальностей.

В этом году в Трудовом кодексе РФ появилась новая статья – о квалификации работника. Там же говорится и о профстандарте – уровне квалификации, который необходим для осуществления определенного вида деятельности. По информации Минтруда, стандарты будут учитывать при расчете тарифных ставок и систем оплаты труда работников муниципальных и государственных учреждений.

В проекте стандарта прописано: учитель должен иметь высшее образование, уметь планировать и анализировать уроки, организовывать экскурсии, объективно оценивать знания учеников, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу, защищать достоинство и интересы учащихся.

В работе над проектом концепции и содержания профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные учителя и эксперты, а рабочую группу возглавил член общественного совета при Минобрнауки, директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург.

После размещения документа в открытом доступе на него тут же посыпались отклики от неравнодушных педагогов. Первые – не очень положительные. Среди претензий – обилие повелительного наклонения («должен»), отсутствуют конкретные критерии и нет самого главного – опоры для учителя в профессиональном совершенствовании.

Зато есть нормы оценки качества работы и процедура аудита, которую будут проводить общественные организации, например, попечительский или родительский совет.

(Агранович М. Урок по профессии / Мария Агранович // Российская газета. – 2013. – 18 февраля. – С. 6.)


Видеоконференция с регионами

Дмитрий Медведев провел видеоконференцию с регионами, посвященную исполнению обязательств по увеличению зарплаты учителей.

В мае президент РФ подписал указ, обязывающий каждый субъект Федерации за 2012 год обеспечить школьным преподавателям зарплату не ниже средней по экономике региона.

И в течение прошлого года регионы старались выйти на заданный Путиным уровень. В итоге средняя зарплата превысила 31 тыс. р., что почти вдвое выше, чем в январе 2012 года. Рост зарплат был зафиксирован во всех субъектах, но в некоторых регионах требуемых цифр достичь не смогли.

По данным Минобразования, проблемы с исполнением президентского указа возникли в 11субъектах, при этом в 6 из них уровень составляет 95 % от планового. В числе отстающих были названы Оренбургская область, Марий Эл, Чечня и Ингушетия, Забайкальский край.

(Надеждин И. Деньги для учителя / Иван Надеждин // Российская газета. Неделя. – 2013. – 14 февраля. – С. 3.)


Российские родители против ювенальной юстиции

В обществе кипят страсти вокруг так называемой ювенальной юстиции. Появилась даже общественная организация «Всероссийское родительское сопротивление».

Родители написали обращение президенту и провели съезд. Владимир Путин на съезд приехал и выступил.

«Мнение общества, безусловно, будет услышано и, безусловно, будет учтено», – сказал Путин. Он согласился, что ряд положений законопроектов о социальном патронате и о контроле за обеспечением прав детей в неоднозначной трактовке содержит явные социальные риски. И, главное, по его мнению, в них «не в полной мере учтены российские семейные традиции».

Вот главные принципы «детской» юстиции. Первый – у ребенка те же права, что и у взрослого. Ребенок имеет право самостоятельно обращаться в органы за защитой своих прав. Это включает жалобы на родителей в полицию или суд, которые обязаны незамедлительно проверить, как родители исполняют свои обязанности. Но нигде не сказано, что такое «ненадлежащее» исполнение родительских обязанностей – это пьянство матери или ее отказ отпустить подростка в ночной клуб.

Обжалование решений социальных органов в случае изъятия детей из семей составляет до нескольких лет. А главное, что ребенок из такой семьи отдается в приют или приемным родителям сразу, до проверки фактов. Один из важнейших постулатов ювенальных технологий – сексуальное воспитание детей. Вместо понятия «пол» вводится понятие «гендер». Детей перестают делить на мальчиков и девочек. Такой документ уже внесен в нашу Госдуму. В документе запрещена критика лиц нетрадиционной ориентации. Деление детей по полу объявляется вредным.

(Козлова Н. Дочки-матери против / Наталья Козлова // Российская газета. Неделя. – 2013. – 14 февраля. – С. 22.)


Электронный учет в учреждениях дополнительного образования

Наладить электронный учет того, как школьники посещают учреждения дополнительного образования, решили в Татарстане. Пилотный проект уже стартовал.

По словам исполнительного директора Центра информационных технологий РТ Татьяны Камалетдиновой, внедрение карты школьника в учреждениях дополнительного образования поможет более точно прогнозировать расходы на эту сферу.

Карты уже раздали всем преподавателям учреждений дополнительного образования Зеленодольска. Учащимся выдали пластиковые карты. Пришел на занятие, приложил карту к смартфону педагога – после этого в систему электронного образования автоматически ставится отметка о посещении.

На карту записано и транспортное приложение, поэтому с помощью пластика ребенок сможет оплатить проезд в городском автобусе. Главное, чтобы родители не забыли положить на счет деньги. А в перспективе, утверждают в Мининформсвязи РТ, такие карты можно будет использовать для получения книг в библиотеке и оплаты обеда в школьной столовой.

(Кондрева О. Педагогам раздали смартфоны / Ольга Кондрева // Российская газета. – 2013. – 13 февраля. – С. 13.)


Рейтинг вузов Webometrics топ-500

Обнародован международный рейтинг вузов Webometrics топ-500, который составляется по итогам анализа сайтов вузов и востребованности у интернет-пользователей. Из более чем 20 тысяч ведущих мировых университетов МГУ на 79-м месте, СПбГУ – на 446-м. Еще один наш вуз – Томский госуниверситет – оказался на 536-й позиции.

(Ивойлова И. Попали в цель / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2013. – 13 февраля. – С. 13.)


Тест на курение

При проведении диспансеризации детей, которая с 2013 года становится ежегодной, будет обязательно проводиться исследование содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Это предусмотрено программой проведения диспансеризации. Фактически результаты такого теста показывают, курит ли школьник, и насколько интенсивно.

О результатах «антитабачного» теста будут информировать родителей.

(Невинная И. Проверка дыма / Ирина Невинная // Российская газета. Неделя. – 2013. – 21 февраля. – С. 22.)

Краеведческие новости

Новые формы школьных аттестатов

Видоизмененные документы об окончании школы выпускники начнут получать уже со следующего года. Девятиклассникам, отучившимся на «отлично», будут вручать «корочки» красного цвета, а всем остальным – фиолетового. Одиннадцатиклассникам же будут выдавать сине-голубые документы, а медалистам также достанутся красные аттестаты.

Новый документ будут печатать на бумаге с водяными знаками и невидимыми волокнами с желто-зеленым свечением в ультрафиолетовом излучении и видимыми волокнами красного цвета с малиновым свечением в УФ-излучении. Лицевую обложку украсят российский герб и надпись «Аттестат об основном общем образовании». В Министерстве образования считают, что такие меры исключат возможность подделки.

В новых аттестатах поменяются и размеры. Он станет компактнее – 23,3 ´ 16,3 см в развороте вместо сегодняшних 21,5 ´ 30,5 см – и будет состоять из обложки, титула бланка и бланков Приложения № 1 и № 2.

Бланки будут заполняться посредством принтеров шрифтом черного цвета с использованием специальной программы, что позволит автоматически формировать электронную базу учета и записи выданных аттестатов. Это, по мнению специалистов, будет являться одним из методов борьбы с подделками документов в области образования.

(Шадчина В. Про успехи в учебе расскажет цвет «корочки» / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 8 февраля. – С. 2.)


Правила приема абитуриентов

Российские вузы, в том числе и волгоградские, обнародовали на своих сайтах, информационных стендах правила приема абитуриентов (это должно происходить не позже 1 февраля). Принципиальных изменений в приемной кампании-2013 по сравнению с прошлым сезоном не отмечается.

Серьезные изменения «правил игры» могут произойти не раньше 1 сентября 2013 года и коснутся тогда сегодняшних десятиклассников. Сейчас по-прежнему действует старый «Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2011 г. № 2895).

– Наши действия определяет действующий федеральный «Порядок…». Вузы могут только самостоятельно установить собственные сроки приема документов при поступлении на заочные отделения и магистратуру. Но начало приема на очное и вечернее отделение неизменно – не позднее 20 июня. Для всех групп специальностей определены профильные предметы. Более высокие баллы по ним дают абитуриенту преимущество при прочих равных условиях, – поясняет ответственный секретарь приемной комиссии Волгоградского государственного технического университета Дмитрий Гурулов.

Сегодня на официальных порталах ведущих волгоградских университетов можно найти сведения о направлениях подготовки (специальностях), перечень предметов и формы вступительных испытаний для разных категорий абитуриентов. Обязательна для размещения информация о сроках и форме подачи документов, особенностях проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, условиях приема иностранных граждан, сроках и порядке зачисления в вуз.

Не так давно федеральные источники сообщали, что число обязательных ЕГЭ для поступления практически на все специальности будет увеличено до четырех. Этого тоже не произошло: в крупных волгоградских вузах все так же обязательны три экзамена.

Пороговые баллы по ЕГЭ (ниже которых уже «двойка») определяет Минобрнауки РФ. Однако вузам дано право своей волей устанавливать более высокий порог.

По всей вероятности, большинство волгоградских университетов этим правом не воспользуются, несмотря на предложения ряда московских экспертов сделать проходной балл ЕГЭ по профильному предмету не ниже «четверки» – 50–55 баллов. А абитуриентов, чьи баллы ниже, направлять на платные отделения.

Льготы абитуриентов в 2013-м остаются прежними. Без вступительных экзаменов принимаются победители и призеры всероссийских олимпиад и олимпиад, входящих в перечень Министерства образования и науки РФ. Вне конкурса проходят дети-инвалиды, сироты и оставшиеся без попечения родителей, ряд категорий военнослужащих.

Эти льготы отменены принятым накануне нового года Федеральным законом об образовании. Однако перемены ждут льготников не раньше следующего учебного года.

Дети социально незащищенных категорий, попадающие в аудитории по льготе (вне конкурса), на первой же сессии часто «горят» – не хватает базовых знаний, чтобы тянуть университетскую программу. Поэтому в 2014-м для 12 категорий (они перечислены в ст. 71 п. 7 Закона) вводится другая льгота – не прием вне конкурса, а бесплатное обучение на подготовительном отделении за счет бюджета. Смысл такой – если человек хорошо подготовится, то сможет поступить в вуз и учиться в нем на общих основаниях.

Пять вузов России, кроме МГУ и СПбГУ, получили право проводить собственные экзамены по предметам и принимать абитуриентов не только по результатам ЕГЭ. Однако ни один волгоградский вуз в их число не попал.

С каждым годом список вузов, которым разрешено проводить дополнительные экзамены, сужается. В 2009 году в нем было 24 вуза, в 2010-м – 11, в 2011-м – восемь.

(Гречухина Ю. Перешли на прием / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 12 февраля. – С. 1.)


На волю с дипломом

Первое соглашение о сотрудничестве между УФСИН и Современной гуманитарной академией было подписано в 2004 году. Сегодня важный проект по ресоциализации заключенных поддержала и Общественная наблюдательная комиссия. Соглашение, подписанное в трехстороннем порядке, позволит более активно способствовать получению высшего образования людям, находящимся в местах заключения свободы.

Большинство людей, этапы биографии у которых складываются по схеме: подозреваемый – обвиняемый – осужденный – заключенный, на своей жизни ставят большой «крест» и уже не пытаются что-то в ней поменять. Не видят других путей выхода.

По словам председателя Общественной палаты, уже во многих странах мира заключенные имеют возможность получать такое образование. Более того, в некоторых странах оно является принудительным.

– Сегодня более 40 осужденных в дистанционном режиме получают высшее образование, – комментирует начальник УФСИН по Волгоградской области Сергей Клюй. – Защита диплома проходит в онлайн-режиме перед аттестационной комиссией вуза в Москве или Сочи. Общественно-наблюдательная комиссия, имеющая серьезный авторитет в уголовно-исполнительной системе России, – это еще один орган, который будет не только контролировать, но и помогать продвигать этот документ и намерения в жизнь.

Своих аккредитованных высших учебных заведений УФСИН не имеет, поэтому заполнить эту нишу и обеспечить высшее образование людям, попавшим в места лишения свободы, помогает Современная гуманитарная академия.

– Немало осужденных, кто получил диплом о высшем образовании. Именно у нас впервые защитила диплом бакалавра осужденная из 28-й женской колонии Ленинска. Сейчас она успешно продолжает обучение в магистратуре, – говорит директор Волгоградского филиала Современной гуманитарной академии Владимир Игнатов.

На встрече привели статистику, согласно которой вероятность рецидива у людей, получивших в колонии образование, в десятки раз снижается.

(Лукашова А. На волю с дипломом / Анна Лукашова // Волгоградская правда. – 2013. – 12 февраля. – С. 3.)


Опытом школ Новониколаевского района заинтересовались в Российской академии образования

73 % выпускников школ одного из самых отдаленных сельских районов области – Новониколаевского – по результатам ЕГЭ были зачислены в высшие учебные заведения.

Такую потрясающую динамику в профессиональном развитии новониколаевских педагогов в комитете связывают с участием района в двух региональных экспериментах. Один из них назывался «Повышение профессионального мастерства и гуманитарной культуры педагогов», второй – «Школа авторского образования». Руководит обоими доктор педагогических наук, профессор Волгоградского социально-педагогического университета Светлана Белова, а научным консультантом является академик, доктор наук Владислав Сериков.

– В рамках этих проектов, которые шли у нас с 2007 года, мы ставили задачу изменить психологию учителя, – рассказывает Петр Митяшов, председатель комитета по образованию администрации Новониколаевского района. – И пошли мы здесь не по традиционной схеме повышения квалификации в академии, а начали сами формировать тот заказ, который нужен нашим учителям. Для этого выезжали в лучшие школы Питера и Москвы – к Ямбургу, Казарновскому, в интеграционную школу «Ковчег», устанавливали творческие и деловые отношения со школами области, которые были нам нужны в контексте нашей деятельности.

В школах Новониколаевского района появилось много интересных мини-проектов, объединяющих педагогов и учеников, – исторических, культурологических, духовно-нравственных. Открылся подростковый клуб «Сферы», куда на встречу с подростками приглашаются очень известные люди – академики, ученые, военные. С 2008 года функционирует и одноименный педагогический клуб – чуть ли не единственный педагогический клуб в области! Проект «Семь чудес Новониколаевского района». В этом учебном году в новониколаевских школах начал реализовываться очередной проект, адресованный уже не столько учителям, сколько ученикам. Общий смысл его – воспитание творческой личности в самом широком смысле этого слова. В школах созданы творческие группы и лидерские классы, где по специальной программе у детей формируют качества лидеров.

– У нас есть направление и по психологии, – добавляет Петр Викторович. – Мы планируем, что сами дети будут проводить с родителями занятия по психологии, рассказывать им, что надо делать в тех или иных ситуациях. Мы занимаемся и будем заниматься созданием фильмов – от домашних до очень серьезных.

Работой, начатой педагогами из отдаленного сельского района, заинтересовались не только в Волгограде, но и в Москве. В конце прошлого года в Новониколаевский приезжал один из научных консультантов проекта – Евгений Ямбург, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, руководитель знаменитой адаптивной школы.

(Сурагина О. Эксперимент, который удался / Ольга Сурагина // Волгоградская правда. – 2013. – 12 февраля. – С. 4.)


Подведены итоги реализации национального проекта «Образование»

110 млн р. было направлено в сферу «Образование» в рамках реализации приоритетного национального проекта в 2012 г. В том числе благодаря финансовой помощи бюджетов разных уровней продолжились мероприятия по стимулированию деятельности педагогов, поддержке талантливой молодежи, была организована работа центра дистанционного образования. Итоги реализации национального проекта подвел комитет стратегического развития и инвестиционной политики администрации Волгограда.

В 2012 г. денежные поощрения в размере 200 тыс. р. каждое выплачены 12 лучшим учителям. Еще 144 педагога дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования получили денежные премии в размере 50 тыс. р. Вознаграждение за классное руководство выплачено 3340 учителям.

Еще одно направление – оказание государственной поддержки талантливой молодежи. По результатам олимпиад и конкурсов наградами в 60 и 30 тыс. р. отмечены 13 волгоградских школьников, персональными стипендиями – более 500 ребят.

Свыше 9 млн. р. было выделено в 2012 г. на финансирование центра дистанционного образования, в котором сегодня обучаются 43 ребенка-инвалида.

– Участие Волгограда в приоритетных национальных проектах позволяет привлекать значительные средства на решение целого комплекса важнейших общенациональных задач, в том числе на достижение современного качества образования, – отметил исполняющий обязанности главы администрации Волгограда Владимир Собакарь.

Он также подчеркнул, что и впредь поддержке учреждений образования Волгограда со стороны муниципальных властей будет уделяться самое пристальное внимание. Реализация программ, направленных на улучшение условий общего образования, повышение уровня жизни педагогов, обязательно продолжится.

(Лобанова А. Сто миллионов педагогам и ученикам / Алина Лобанова // Городские вести. – 2013. – 9 февраля. – С. 2.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru