В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (январь 2013 г.)

4 февраля 201316:28

Новости образования

Какой станет школа

Президент России Владимир Путин подписал закон «Об образовании». Это один из ключевых правовых актов, который затрагивает интересы большинства россиян.

За время обсуждения (в течение трех лет) документ «оброс» беспрецедентным количеством поправок, критики, эмоций. Под напором общественности многие позиции в законопроекте были изменены. В то же время эксперты сходились в том, что изменения в «образовательном» законодательстве давно назрели. Ведь их не было в течение последних десятилетий, за которые страна стала совсем другой.

Окончательная редакция закона осталась очень объемной и трудной для восприятия. Так, отменено самостоятельное начальное профобразование (профессиональные училища, или по-старому ПТУ). Оно включено в среднее профобразование (техникумы, колледжи), где теперь по разным программам будут готовить и квалифицированных рабочих, и специалистов среднего звена.

Дошкольное образование становится отдельным и обязательным уровнем образования, чего раньше не было. При этом оно отделено от «присмотра и ухода» за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.

Особым пунктом прописано понятие «инклюзивного образования», что позволит регионам принимать решения по дополнительному финансированию детских садов, школ и колледжей, которые примут детей, страдающих тяжелыми недугами.

Сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых было много споров. Всем педагогам даны гарантии, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона. Кроме того, должны измениться правила поступления в вузы.

(Гречухина Ю. Какой станет школа / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 9 января. – С. 1.)

Новые правила для образовательных организаций

Для того чтобы новый Закон «Об образовании в РФ», подписанный в конце 2012 года президентом, заработал в полную силу, необходимо принять много других официальных документов – приказов, постановлений, распоряжений, разъяснений. Некоторые из них уже опубликованы на сайте Минобрнауки и вынесены на всеобщее обсуждение.

По новым правилам образовательные организации будут обязаны вывесить на сайте не только свои исходные данные и адрес, но и пофамильный список педагогов с указанием уровня их образования. Кроме того – информировать об условиях проживания в общежитии, если таковое имеется, а также сообщать, есть ли в школе, колледже и вузе библиотека, столовая и приличный спортивный зал. Тут же в обязательном порядке придется разместить образец договора на заключение образовательных услуг и указать цену.

Еще один важный документ, который вынесен на всеобщее обсуждение, – проект правил перевода ученика из одной школы в другую. В них говорится, что, кроме личного дела, ведомости текущей успеваемости и медкарты, принимающая школа больше не вправе ничего требовать. Перевести ученика можно только по желанию родителей или иным обстоятельствам, никак не связанным с успеваемостью.

(Борисова И. С портфелем на выход / Ирина Борисова // Российская газета. – 2013. – 15 января. – С. 14.)

За что выгонят из школы?

Минобрнауки вынесло на обсуждение проект «Порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности».

Это 4-страничный документ: свод норм и правил поведения, за нарушение которых подросток будет наказан. В зависимости от тяжести проступка – 3 кары: замечание, выговор и отчисление из школы.

Проступок должен быть письменно зафиксирован: время, место, суть и обстоятельства, свидетели. В срок до 3 дней Комиссия по урегулированию споров решит: карать или помиловать. «Обвиняемому» предложат дать письменное объяснение. Если подросток плохо владеет русским, объясняться может через родителей или переводчика.

Выговор или отчисление можно применять к школьникам от 15 лет. Замечание – без возрастных ограничений. За что накажут выговором или исключением? Прежде всего, за появление пьяным или под действием наркотиков на территории школы, за преступления (включая административные), не освоение программы, невыполнение учебного плана, за повторные проступки. А также за аморалку, но, что под ней понимают в Минобрнауки, – не разъясняется.

Еще более туманная формулировка: «за оказание негативного влияния на других участников образовательного процесса».

Запрещено отчислять из школы сирот. К уважительным причинам отнесены болезнь и каникулы.

Авторы документа болеют за демографию: избавлены от наказаний школьницы во время беременности. Не исключат и малолетнюю маму, которая возьмет отпуск по уходу за ребенком.

(Марков И. За что выгонят из школ? / Игорь Марков // Российская газета. Неделя. – 2013. – 17 января. – С. 2.)

Гостиница для трудных подростков

Необычный социальный отель появился в Наримановском районе Астраханской области. Его постояльцы – дети от 15 до 18, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

Гостиница для подростков открылась в этом году в районном реабилитационном центре для несовершеннолетних. По словам директора центра Инны Кулешовой, в первую очередь в ней будут принимать детей-сирот и тех молодых людей, которые из-за конфликта с родителями просто не хотят оставаться дома.

С каждым из подростков, обратившихся в гостиницу, в индивидуальном порядке работает психолог. А чтобы дети получили навыки ведения домашнего хозяйства, для них организуют социально-трудовое отделение. Там подростков будут учить навыкам ведения домашнего хозяйства, рассказывать, как планировать семейный бюджет, обучать ремеслу.

Параллельно сотрудники Центра будут помогать ребятам определиться с профессией: поступить в ссузы, найти работу с помощью центров занятости. Переговоры с последними уже ведутся. Что касается детей-сирот, то некоторые из них смогут пожить в гостинице до получения собственного жилья, выделяемого государством. А при общении с подростками, которые поссорились с родителями и ушли из дома, сотрудники гостиницы будут стараться нормализовать внутрисемейные отношения, разобраться в сути конфликта, чтобы можно бы-ло устранить его причины.

Сейчас в гостинице трое постояльцев, но, по словам директора, совсем скоро они будут готовы принять одновременно до десяти подростков. Срок пребывания в социальной гостинице – до одного года. Но и после этого сотрудники Центра будут присматривать за своими постояльцами, помогая и словом и делом.

(Поволоцкая И. Вот это номер / Ирина Поволоцкая // Российская газета. Неделя. – 2013. – 17 января. – С. 13.)

Дипломные и курсовые работы студентов опубликуют в Интернете

Министерство образования и науки обяжет все высшие учебные заведения размещать в открытом доступе на своих сайтах квалификационные, курсовые, дипломные, докторские, кандидатские и диссертационные работы каждого студента и аспиранта. Как рассказали в правительственном Агентстве стратегических инициатив (АСИ), где разработали эту идею, министерство пропишет такое требование в Стандартах о выдаче лицензий вузам. В АСИ предполагают, что часть вузов реализуют требования уже в этом году, а другие будут ждать до ближайшей аккредитации, так что процесс может затянуться до 2016 года.

– Те заведения, которые откажутся от подобных правил, не будут иметь права выполнять образовательные функции. Аккредитация – это базовый процесс. Не имея государственной аккредитации, заведения лишатся своего статуса, будут называться как-то иначе, не университетом, а центром дополнительной подготовки, – подчеркнул пресс-секретарь направления АСИ «Молодые профессионалы» Владислав Обушинский.

В АСИ отметили, что заставить вузы открывать на своих веб-сайтах «интеллектуальную базу» из студенческих работ было решено для того, чтобы покончить с плагиатом и повысить качество образования.

– Когда программа заработает, то любой работодатель, нанимая к себе сотрудника, может спокойно зайти в интернет и посмотреть его дипломную работу, а заодно и оценить его интеллектуальный уровень, – добавил Обушинский.

Для выявления нарушений в дипломных и докторских работах АСИ подключили к работе специалистов «Яндекса», которые разрабатывают программу, способную проводить проверку на совпадения.

В Министерстве образования подтвердили, что программа находится в стадии разработки, однако от комментариев отказались.

Специалисты предполагают, что в ближайший год система заработает в 30–40 % вузов России. И только через три года она станет полноценной.

(Сивкова А. Дипломные и курсовые работы студентов опубликуют в Интернете / Алена Сивкова // Известия. – 2013. – 16 января. – С. 6.)

Минобрнауки оценит учителей онлайн

Согласно планам Министерства образования и науки, к концу этого года будет разработана новая электронная система, с помощью которой федеральные, региональные и муниципальные органы власти смогут оценивать деятельность школ и ее сотрудников. Это связано с новыми правилами проверок и предоставления информации в образовательных учреждениях, а также апробацией электронных учебников и дневников.

Сейчас аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности проводится один раз в пять лет, что не дает возможности оценивать деятельность учителей в реальном времени.

Под понятием «аттестация педагогических работников» подразумевается набор тестов на профессиональную пригодность учителя. Проверяется соответствие уровня квалификации учителя его должности. Преподаватель должен предоставить аттестационной комиссии (формируется органами исполнительной власти, в ведении которых находится школа) сведения о своей деятельности с момента устройства на работу – данные о проведенных занятиях, успеваемости учащихся и т. д. Помимо данных, которые предоставляются и учителем, и самой школой, преподаватель обязан пройти тесты в письменной форме по своему профильному направлению.

Соответствие реальной ситуации и результатов аттестации учителей также будет оценивать специально созданная комиссия. Кроме того, новая система мониторинга будет взаимодействовать с комплексной информационно-аналитической системой (КИАС), используемой Российским фондом фундаментальных исследований.

Перед запуском системы мониторинга министерство совместно с Ассоциацией директоров школ и сторонними экспертами провело исследование в 13 субъектах Федерации (включая Москву). Было выявлено, что больше всего трудозатрат требуют отчеты о численности учеников и учителей, информация об исполнении федеральных программ, отчеты о проведении мероприятий и успеваемости обучающихся за четверть и полугодие, планы воспитательных работ.

Финальная цель Минобрнауки – создание Единой автоматизированной информационной системы мониторинга сферы образования, которая должна объединить все информационные системы школ и органов управления образованием в единое центральное хранилище данных. Для этого Дмитрий Ливанов объявил о необходимости перехода всех общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде, что должно произойти в течение года.

Министерство также обязало органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, самостоятельно получать информацию о реализации образовательных программ и об их результатах. Представители соответствующих учреждений должны будут провести «пояснительную беседу» с различными методическими службами о «неправомерности сбора информации со школ».

(Панов П. Минобрнауки оценит учителей онлайн / Павел Панов // Известия. – 2013. – 14 января. – С. 1.)

Центр по здоровьесбережению школьников

В Ростове-на-Дону презентовали региональный центр по здоровьесбережению школьников.

Такой центр, пока единственный в России, создан на базе Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Он представляет собой аппаратный комплекс, помогающий создать единую информа-ционную систему мониторинга здоровья детей «Наша здоровая школа» для оперативного сбора данных о состоянии здоровья ребят.

По словам замгубернатора региона Игоря Гуськова, пилотный проект здоровьесбережения школьников на Дону стартовал практически во всех районах области – 55. В ста школах, участвующих в проекте, установлены специальные аппараты «АРМИС», разработанные учеными Южного федерального университета. С помощью этих приборов в учебных заведениях проводят профилактические осмотры, получают диагностические карты состояния сер-дечно-сосудистой, дыхательной, зрительной, слуховой, центральной нервной систем, физического развития каждого ребенка. Все эти данные передаются в единый региональный центр по здоровьесбережению и здесь получают результаты, выявляют патологии, отслеживают тенденции. Затем с помощью этих данных специалисты разрабатывают рекомендации по улучшению образовательного процесса, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья школьников. Это могут быть советы по эргономике рабочего места школьника, перераспределению учебной нагрузки, освещению в классах или организации лечебных групп физкультуры.

(Ионова Л. Здоровье смолоду / Лариса Ионова // Российская газета. Неделя. – 2013. – 10 января. – С. 13.)

Министерство по делам сирот

В России может появиться новое министерство или федеральное агентство при Минобрнауки, которое займется проблемами детей-сирот. Как рассказал Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, с идеей создать ведомство выступил думский комитет по делам семьи, женщин и детей, а он его поддержал и предложил рассмотреть Кремлю и правительству.

– Всякого рода комитеты и советы не смогут решить существующих проблем. Есть предложение от профильного комитета создать федеральное агентство, которое будет заниматься именно в направлении сиротства и оперативно решать проблемы, – заявил П. Астахов.

Он также подчеркнул, что подобные ведомства существуют во Франции, Германии и Норвегии, а в СССР был госкомитет, занимавшийся сиротами. Уполномоченный по правам ребенка объясняет, что России тоже нужно профильное министерство или агентство, поскольку власти намерены уделять пристальное внимание проблеме после принятия Думой «закона Димы Яковлева», запрещающего американцам усыновлять российских сирот.

(Рункевич Д. В России может появиться министерство по делам сирот / Дмитрий Рункевич // Известия. – 2013. – 18 января. – С. 1.)

Генпрокуратура проверит вузы

В конце декабря прошлого года председатель Счетной палаты Сергей Степашин направил в правительство отчет о проверке использования средств федерального бюджета рядом вузов.

В нем сообщалось, что под проверку аудиторов СП попали Российский университет дружбы народов, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Бербекова, НИУ МЭИ, РГГУ, РЭУ имени Плеханова, Московская государственная академия водного транспорта и федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов» (ФГБНУ ТИСНУМ).

«При наличии целого ряда проблем в системе высшего профессионального образования отдельными вузами налажена работа по качественной подготовке специалистов и осуществлению научно-исследовательской и методической деятельности. Среди учреждений, эффективно осуществляющих свою деятельность, можно выделить РУДН и Кабардино-Балкарский государственный университет имени Бербекова», – сообщалось в письме Степа-шина.

В то же время в отношении прочих вузов, участвовавших в проверке, Счетная палата вынесла вердикт, содержащий выводы о неэффективности использования бюджетных средств.

По данным аудиторов Счетной палаты, неэффективно расходовались вузами средства, выделенные по постановлению правительства «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и постановлению «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Отдельной строкой было упомянуто закрепленное за вузами имущество – учебные корпуса, научные здания, общежития и т. д. По мнению Счетной палаты, часть зданий и помещений использовалась не по назначению (в образовательной, научной или хозяйственной деятельности).

Аудиторы зафиксировали, что вузовские помещения использовались сторонними организациями без оформления договоров и внесения официальной арендной платы за них.

Заинтересовалось ведомство и университетскими общежитиями. При необеспеченности студентов местами в общежитиях и недостатке площадей были зафиксированы случаи предоставления мест сторонним лицам – как физическим, так и юридическим.

Как следует из письма в правительство, Счетная палата уже направила обращения о проверке в Генпрокуратуру и Следственный комитет. Представители СК заявили, что пока не получили письмо из СП.

(Панов П. Генпрокуратура и Следственный комитет проверят эффективность вузов / Павел Панов // Известия. – 2013. – 18 января. – С. 1.)

У образования появилась «дорожная карта»

В 2013–2014 годах в России планируется разработать программу подготовки и переподготовки современных педагогических кадров, а ее пилотная апробация намечена на 2014–2015 годы. Эти и многие другие мероприятия вошли в «дорожную карту» изменений, направленных на повышение эффективности образования и науки, утвержденную распоряжением Правительства РФ.

«Дорожная карта» была подготовлена с учетом основных направлений государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы и охватывает все ступени обучения.

Так, в сфере дошкольного образования мероприятия в первую очередь нацелены на ликвидацию очередности в детские сады. Для этого планируется создавать новые места в ДОУ, выделять субъектам РФ субсидии на софинансирование региональных программ развития дошкольного образования, а также поддерживать его вариативные формы. Кроме того, планом предусмотрены разработка и внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования, обновление требований к условиям его предоставления, повышение квалификации и переподготовка педагогов.

План мероприятий в сфере общего образования включает введение новых ФГОС, формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации школьников, разработку методических рекомендаций по корректировке основных образовательных программ с учетом российских и международных исследований, внедрение системы оценки качества общего образования и реализацию региональных программ поддержки школ, работающих в сложных социальных условиях.

В системе профподготовки и среднего профессионального образования запланированы реализация региональных программ модернизации, создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций, внедрение системы оценки качества услуг и формирование новых принципов распределения государственного задания.

Что касается высшей школы, то «дорожная карта» предусматривает проведение еже-годного мониторинга эффективности вузов, оптимизацию сети государственных учебных заведений, в том числе путем присоединения вузов и их филиалов, модернизацию системы лицензирования и аккредитации образовательных программ, введение прикладного бакалавриата, создание новой модели аспирантуры на базе вузов, активно участвующих в научно-исследовательской работе, поддержку ведущих университетов.

Все изменения увязаны с этапами введения так называемого эффективного контракта в государственных и муниципальных учреждениях.

В «дорожной карте» указаны не только сроки реализации мероприятий, но и ожидаемые результаты. Так, предполагается, что к 2018 году всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будет предоставлена возможность получения дошкольного образования, российские школьники будут достигать стабильно высоких результатов в международных сопоставительных исследованиях, а доля молодых учителей в возрасте до 30 лет составит не менее 20 % общей численности школьных педагогов.

(Ветров И. У образования появилась «дорожная карта» / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2013. – 15 января. – С. 2.)

Дресс-код в школах Ставрополья

В школах Ставропольского края с третьей учебной четверти введен дресскод как ответ на скандал вокруг запрета на хиджабы.

Как подчеркивают в Министерстве образования региона, постановлением краевого правительства утверждены только основные требования к внешнему виду учеников. Цвет и фасон одежды руководство школ вместе с родителями и детьми может выбирать. Главное – не выходить за предписанные рамки.

Мальчиков пустят на занятия только в классических брюках, пиджаке или жилете нейтральных цветов (можно в клетку или полоску), а также в однотонной рубашке. Девочки могут носить сарафан или жакет с юбкой в неярких тонах и непрозрачную блузку ниже талии либо платье, которое может быть дополнено фартуком. Рекомендуемая длина платья – не выше 10 см от колена и не ниже середины голени. Никаких декольте, разрезов, драных джинсов, массивных украшений, высоких каблуков, пирсинга, яркого макияжа и экстравагантных причесок. Запрещено также носить религиозные символы и одежду.

(Симонов А. Декольте под запретом / Александр Симонов // Учительская газета. – 2013. – 15 января. – С. 2.)

Кино для школьников

На сайте Министерства культуры опубликован список фильмов, «которые могут быть» рекомендованы к просмотру школьниками на факультативных занятиях. Перечень состоит исключительно из картин советского и досоветского периодов.

– Все вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино, окончательная версия списка фильмов, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия и т. д., – относятся к компетенции Минобрнауки России, – заявляет глава Министерства культуры Владимир Мединский. Минкультуры уже провело переговоры с теми, кому принадлежат авторские права на фильмы из списка.

Предложение ввести в школах уроки кино озвучил Никита Михалков на круглом сто-ле в Союзе кинематографистов осенью прошлого года. Руководство Минкультуры и Минобрнауки России приняло решение совместно проработать эту идею.

Осенью 2012 года все желающие могли зайти на определенные сайты и предложить три отечественных и три иностранных фильма для списка. Получившийся в итоге список, как сообщает сайт Минкультуры сегодня, откорректировали специалисты НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов. Затем сотрудники Министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов. По этой причине, сообщает Минкультуры, список 100 иностранных фильмов будет опубликован позднее: права на показ зарубежного кино получать сложнее и дольше.

(Герасимова Е. «Морозко» и «Зеркало» – теперь в школе / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2013. – 15 января. – С. 8.)

Институт «уполномоченного по правам студентов»

Министерство образования и науки объявило о создании института «уполномоченного по правам студентов». Студенческий омбудсмен будет представлять и защищать права учащихся, а также получит возможность непосредственно обращаться к руководству Минобрнауки и в структурные подразделения министерства. В рамках своей должности омбудсмен имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Кандидатуру уполномоченного планируется пересматривать раз в два года.

По результатам интернет-голосования студенческое сообщество выбрало на пост уполномоченного действующего главу Российского студенческого союза Артема Хромова. Он был официально представлен в должности во время заседания Молодежного совета при Минобрнауки во главе с Дмитрием Ливановым.

(«Надо пересмотреть критерии оценки эффективности вузов» // Известия. – 2013. – 28 января. – С. 5.)

Профилактика коррупции в сфере образования

Студенты и преподаватели Тульского госуниверситета вместе с представителями правоохранительных органов обсудили меры по профилактике коррупционных проявлений.

Как сообщил на встрече сотрудник прокуратуры Виктор Новиков, в последнее время из общего числа выявленных в Тульской области взяточников 34 % имеют отношение к сфере образования. По его словам, коррупция касается многих учебных заведений – как высшего профессионального образования, так и среднего. Прокурорский работник напомнил про взаимный характер ответственности за дачу и получение взятки.

Проректор ТулГУ по учебно-воспитательной работе Эдуард Темнов рассказал о мерах, предпринимаемых в вузе для того, чтобы коррупция была в принципе невозможна. Он упомянул о новом стандарте проведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов. «Тестирование как форма проверки не вызывает нареканий: здесь студент сколько написал, столько и получил, – разъяснил Э. Темнов. – Что касается собеседования, то стандарт устанавливает наличие документального свидетельства о том, что учащийся представил в своем ответе преподавателю. В вузе работает апелляционная комиссия, которая может рассматривать претензии студентов, если они не согласны с оценкой. Сдача задолженностей по зачетам и экзаменам принимается только комиссией».

Как сообщил декан юридического факультета ТулГУ Александр Головин, в университете скоро появится курс «Антикоррупционное мировоззрение», который будет преподаваться на всех факультетах.

(Литвинов Д. Тест на коррупцию / Дмитрий Литвинов // Поиск. – 2013. – 18 января. – С. 2.)

Повышение эффективности образования и науки

Дмитрий Медведев утвердил план мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». Он подготовлен с учетом утвержденных государственных программ РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы и «Развитие науки и технологий». Правительство рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ разработать и утвердить региональные «дорожные карты» повышения эффективности образования и науки.

Утвержден перечень учреждений, в которых предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа – главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение.

Всего в перечень включены 45 федеральных бюджетных и казенных учреждений, среди них 34 вуза различного подчинения и Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. С полным списком можно ознакомиться на сайте правительства.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2013. – 18 января. – С. 3.)

Предпочтения победителей и призеров олимпиад

На пресс-конференции в РИА Новости были представлены результаты изучения предпочтений победителей и призеров олимпиад школьников в выборе высших учебных заведений. Этот исследовательский проект с 2010 года реализуется Российским союзом ректоров (РСР) и Высшей школой экономики (НИУ ВШЭ), которые ежегодно проводят анкетный опрос вузов и статистический анализ данных. На этот раз исследованиями было охвачено 212 высших учебных заведений. Цель проекта – определить характер академической мобильности дипломантов олимпиад Российского совета олимпиад школьников (РСОШ) и Всероссийской олимпиады школьников, выявить их предпочтения при выборе вуза для поступления в 2012 году, а также проанализировать возможности развития региональных олимпиадных центров.

Как отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, в 2012 году в рейтинге вузов по количеству зачисленных «олимпиадников» произошло немало изменений. Первые две позиции, как и в прошлых двух рейтингах, заняли Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ. На третье место вышел Московский физико-технический университет – в прошлом году он занимал 7-е место. «Успех Физтеха подчеркивается тем, что вуз принимает раз в восемь меньше абитуриентов, чем МГУ или НИУ ВШЭ. Это очень высокий показатель и результат проделанной работы», – сообщил Я. Кузьминов. В первой десятке на две позиции поднялись в рейтинге Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (с 9-го на 7-е место) и МИФИ (с 10-го на 8-е). А РПУ шагнул сразу с 16-го на 10-е место. На одну позицию отступили Бауманка (с 3-го на 4-е место) и Сибирский федеральный университет (с 5-го на 6-е место).

В лидирующую двадцатку вошли два федеральных (Сибирский и Уральский) и многие национально-исследовательские университеты из разных регионов страны: Томский государственный университет, МЭИ, Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского и другие.

Ярослав Кузьминов отметил, что по сравнению с прошлыми годами количество вузов, выбираемых дипломантами олимпиад, увеличилось. Если раньше «олимпиадники» предпочитали 40–50 вузов, то сейчас список вырос почти до сотни.

«В рейтинге есть учебные заведения, которые сами олимпиады не проводят, но дипломанты стремятся в них учиться, – рассказала генеральный секретарь РСР Ольга Каширина. – Молодые таланты связывают свои долгосрочные образовательные перспективы с региональными вузами, в том числе и не имеющими специального статуса национального исследовательского или федерального университета, но демонстрирующими высокую динамику развития. Вероятно, окончив обучение, они останутся в этих регионах работать, что может положительно повлиять на экономику страны».

В 2012 году многие «олимпиадники» выбрали вузы Дальневосточного, Южного и Сибирского федеральных округов. Динамика притока и оттока дипломантов по регионам существенно изменилась по сравнению с 2011 годом. Исследование показало, что по чистому притоку абитуриентов, в процентном соотношении, первое место занял Южный федеральный округ (в 2011 году по этим показателям он занимал лишь 4-е место). На 2-м оказался Дальневосточный федеральный округ, в 2011-м занимавший 8-е место.

Подробно ознакомиться с результатами исследования предпочтений абитуриентов можно на официальном сайте РСР – rsr-online.ru.

(Чернова Т. Приток в перспективе / Татьяна Чернова // Поиск. – 2013. – 18 января. – С. 5.)

Открылся атом-класс

В средней образовательной школе № 80 донской столицы – Ростове-на-Дону – открылся атом-класс, в котором учащиеся углубленно изучают физику.

До сих пор старшеклассники могли получить новую интересную информацию об атомной энергетике во время экскурсий в атомный центр, созданный в одном из донских вузов, где читают научно-популярные лекции для школьников. Теперь же у ребят появилась возможность прямого общения в режиме онлайн с преподавателями национального исследовательского ядерного университета.

Атом-класс появился в ростовской школе благодаря госкорпорации Росатом. Закупкой оборудования для него занималась Волгодонская атомная станция, специалисты которой непосредственно курируют проект. Его цель – популяризация атомной энергетики среди молодежи и привлечение в отрасль свежих кадров.

Атом-классу в Ростове-на-Дону аналогов в России пока нет. Ростовская школа выбрана неслучайно. Средний балл по ЕГЭ в учебном заведении выше, чем в целом по стране. Оно хорошо оснащено учебным оборудованием. На каждые семь учеников приходится по одному компьютеру, тогда как в Ростовской области нормой считается одна «машина» на 15 школьников. Школа имеет пять полных компьютерных классов, а также новую физико-химическую лабораторию.

Современный школьный кабинет – атом-класс – оборудован мощной интерактивной доской, проектором, 15 ноутбуками, подключенными к Интернету. В нем занимаются ученики физико-математических классов. Причем с недавних пор в школе введены дополнительные занятия по атомной энергетике, на которых рассматриваются темы, не входящие в школьный учебный стандарт.

Как рассказала ведущий физик школы № 80 Татьяна Лисовая, есть задумка установить видеосвязь в режиме реального времени даже с атомным ледоколом.

В МИФИ разрабатывается специальная образовательная программа для школьных атом-классов, которые планируется открыть и в других городах страны, в том числе в Ростовской области. Они будут объединены в одну сеть, и подростки из разных уголков страны не только смогут получить больше интересной информации из первых уст об атомной энергетике, но и поделиться ею друг с другом.

(Ларина А. Атом-класс / Алена Ларина // Российская газета. Неделя. – 2013. – 24 января. – С. 14.)

Педагогический минимум

Премьер-министр Дмитрий Медведев намерен выяснить, почему более чем в двух десятках регионов страны до сих пор не выполнены задачи по повышению зарплат учителям.

Первое в новом году заседание кабинет министров открыл рассмотрением того, как реализуется проект модернизации региональных систем общего образования. Программа, нацеленная на совершенствование отечественных школ, стартовала еще в 2011 году и сейчас фактически вступает в завершающую стадию. За два года федеральный бюджет потратит на модернизацию школ 120 миллиардов рублей, в текущем году 40 миллиардов.

В 2013 году глава кабинета министров ожидает от регионов завершения всех запланированных мероприятий, благодаря которым образовательный процесс должен выйти на новый, современный, уровень. Касается это и повышения зарплат учителей. К новому году в каждом регионе должны были вывести их на уровень средней зарплаты по экономике субъекта. Треть регионов этот показатель даже превысили. Самые лучшие показатели там, где своевременно перешли на систему нормативно-подушевого финансирования школ и новую систему оплаты труда педагогов.

– С сентября 2011 года средняя зарплата учителей выросла с 13 800 рублей до 25 200 рублей в ноябре 2012 года, – сообщил министр Ливанов.

Наибольшую динамику зарплат продемонстрировали Татарстан, Чукотка, Архангельская и Тульская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Лидерами же по превышению зарплатной нормы являются Москва (142 процента), Ямало-Ненецкий автономный округ (122), Пермский край (117), Ленинградская область (117).

Остаются регионы, все еще не выполнившие соответствующие президентские указы. По словам министра образования и науки, в 34 субъектах соотношение находится в интервале 90–100 % и в ближайшее время должно быть компенсировано. В 21 субъекте страны раз-рыв превышает 10 %. Глава Минобрнауки выделил из них Ингушетию, Калмыкию, Дагестан и Тыву.

На дополнительные вознаграждения педагогам регионы в текущем году получат субсидии из федерального бюджета. Почти 11,5 миллиарда рублей передадут регионам для выплат денежного вознаграждения учителям за классное руководство. «Доплаты получат около 800 педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», – уточнил Дмитрий Медведев. – Размер вознаграждения составит 1 тысячу рублей за работу в полнокомплектном классе. В зависимости от наполненности класса сумма может корректироваться. Кроме того, 200 миллионов рублей направят на денежное поощрение лучших учителей – тысяча педагогов получит по 200 тысяч рублей.

(Кузьмин В. Педагогический минимум / Владимир Кузьмин // Российская газета. – 2013. – 18 января. – С. 3.)

Краеведческие новости

Проект «Волгоград – это мой город»

Общественная организация детей-инвалидов «Аленький цветочек» разработала проект «Волгоград – это мой город», позволяющий детям с ограниченными возможностями получить интересную специальность.

– По специальности «экскурсовод» смогут пройти обучение дети-инвалиды с сохранным интеллектом, которые самостоятельно могут передвигаться, – пояснила Вера Корчагина, председатель общественной организации детей-инвалидов. – Мы планируем обучить не менее тридцати детей в возрасте от четырнадцати лет.

Как отмечает специалист, проект достаточно затратный. Обучить одного человека в Волгоградском социально-педагогическом университете стоит 6 тысяч рублей. Соответственно за подготовку 30 детей необходимо заплатить 180 тысяч.

В «Аленьком цветочке» планируют, что проводиться экскурсии будут для детей из приютов и из многодетных семей, а также для здоровых сверстников ребят.

По окончании обучения, которое длится 140 часов, ребята получат профессиональный сертификат экскурсовода. «Аленький цветочек» планирует в дальнейшем создавать свои маршруты, которых пока нет в туристических агентствах. Это могут быть какие-то маленькие, но интересные городские закоулочки, малоизвестные для горожан исторические места.

– Пока, к сожалению, вопрос с финансированием не решен, – говорит Корчагина. – Мы представили свой проект на общественном совете при комитете по делам молодежи Волгоградской области. Надеемся на положительное решение вопроса. Даже если вопрос не решится положительно, мы все равно будем стараться реализовать эту идею либо собственными силами, либо будем искать спонсоров.

(Лукашова А. Вот эта улица, вот этот дом / Анна Лукашова // Волгоградская правда. – 2013. – 10 января. – С. 1.)

Молодежный клуб «Волгоград–Дижон»

В рамках 4-й франко-российской встречи по децентрализованному сотрудничеству подписано соглашение о взаимном сотрудничестве между Волгоградом и французским городом-побратимом Дижоном. Важный документ, определяющий развитие экономической, социальной и межкультурной политики двух городов сроком на пять лет, подписан главой Волгограда Валерием Васильковым и заместителем мэра Дижона по международным связям Элизабет Био.

Традиционная, четвертая по счету, встреча французской и российской сторон была организована МИД Французской Республики и Минрегионразвития РФ при поддержке объединенных городов Франции. В рамках форума стороны представили весь свой накопленный опыт успешного партнерства за последние годы. В ходе обсуждения стратегических вопросов глава Волгограда Валерий Васильков придал особое значение возможности применения опыта Дижона по организации детского питания для наших школ.

– Нами достигнута договоренность, что уже в апреле этого года эксперты из Дижона совместно со специалистами Волгоградского аграрного университета приступят к реализации подготовительной части проекта, – отметил Валерий Васильков. – Муниципалитет заинтересован в создании на территории Волгограда современного комбината школьного питания с учетом научного потенциала вузов и привлечением местных производителей сельскохозяйственной продукции.

Документ предусматривает в течение пяти лет повышение привлекательности и престижа территорий путем двустороннего продвижения знаний и технологий городов-побратимов.

– Благодаря этому соглашению мы намерены укрепить потенциал местных органов власти Дижона и Волгограда в сфере управления, базирующихся на принципах устойчивого развития, – говорит заместитель мэра Дижона по международным связям Элизабет Био. – Путем развития двусторонних молодежных обменов и проведения просветительной работы получат стимулирование также сферы образования и молодежной политики. Это позволит жителям двух городов контактировать и вести диалог с использованием сети ЮНИСЕФ «Города, доброжелательные к детям».

Обсуждая также перспективы молодежных обменов, финансово поддерживаемых мэрией Дижона на протяжении более 15 лет, французская сторона вышла с инициативой организации двусторонних молодежных обменов для повышения интереса к России у молодых дижонцев. В то же время волгоградские делегаты поделились своими планами по созданию на базе комитета молодежной политики и туризма мэрии Волгограда молодежного клуба «Волгоград – Дижон». Он должен стать общим ресурсом по реализации молодежных про-грамм между двумя городами.

(Каехтин Д. Будем дружить городами / Денис Каехтин // Городские вести. – 2013. – 15 января. – С. 5.)

Доступная образовательная среда

В рамках реализации федерального проекта «Доступная среда» в обычных школах областного центра смогут обучаться и дети с ограниченными возможностями.

Скоро в 5-й школе Краснооктябрьского района за одну парту вместе с остальными учащимися сядут и ребята с ограниченными физическими возможностями. Для них закуплено специальное оборудование.

– У нас созданы все необходимые условия для того, чтобы дети могли посещать школу, передвигаться по кабинетам, принимать активное участие в образовательном процессе и общаться с другими ребятами, – отметила директор МОУ СОШ № 5 Зоя Кузнецова.

На крыльце установлены пандусы, а лестничные перекрытия оборудованы специальными подъемниками. В учебных аудиториях проведен капитальный ремонт. Класс социально-психологической релаксации и логопедии, театральная и изобразительная студии – все оснащено по последнему слову техники. Закуплено компьютерное и интерактивное оборудование для слабослышащих и слабовидящих детей.

(Журавлев А. Образование для каждого / Артем Журавлев // Городские вести. – 2013. – 12 января. – С. 23.)

Всероссийская олимпиада для школьников

Начались состязания по 20 предметам, среди которых астрономия, информатика, ОБЖ, физкультура, химия, физика, математика, искусство, иностранные языки.

В региональном этапе всероссийской олимпиады принимают участие старшеклассники, победители или призеры муниципальных этапов. По словам ведущего специалиста отдела дошкольного и общего образования Министерства образования и науки Волгоградской области Светланы Строкатовой, всероссийская олимпиада школьников в последние несколько лет набирает популярность среди учащихся. Если в 2011 году в региональном этапе участвовали 1200 учеников, то в прошлом – 1600. В нынешнем году заявки получены от 2300 учеников. С одной стороны, такой рост желающих связан с изменениями в положении всероссийской олимпиады, а с другой – всё больше современных школьников с помощью олимпиады хотят получить дополнительный шанс стать студентом.

Победители и призеры регионального этапа, набравшие проходной балл, едут в Москву на заключительный этап. А его победители имеют право воспользоваться льготным поступлением в вуз. В прошлом году волгоградские школьники стали победителями по 6 предметам, а по 10 предметам – призерами.

Кроме всероссийской олимпиады, которая проводится бесплатно, в стране есть перечень олимпиад, утвержденный Министерством образования РФ. Победа в них также дает школьникам льготы при поступлении в вузы. В этот список входят как предметные олимпиады, которые ежегодно проводятся на нескольких уровнях – от школьного до общероссийского, так и различные конкурсы, организуемые самими вузами, чтобы выявить лучших из числа абитуриентов.

Чтобы участвовать в этих состязаниях, надо проявить собственную инициативу: зарегистрироваться на сайте, получить задания, выполнить их, отослать не позднее установленного срока, ждать результатов. Первый этап, как правило, заочный. Победители первого этапа участвуют во втором этапе – очном.

Если же поступление в вуз с помощью олимпиады не самоцель, то возможностей продемонстрировать неординарность мышления и творческий подход значительно больше благодаря тем олимпиадам, что не входят в утвержденный перечень Минобразования. Таковых тоже немало: это и Международная олимпиада по основам наук, и эвристические олимпиады, и конкурсы проекта «Познание и творчество», и олимпиада по русскому языку «Светозар», и многие другие. Сегодня существуют викторины и олимпиады даже для младшеклассников.

(Шадчина В. Трамплин для талантов / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 15 января. – С. 1.)

ВолГАУ получил статус вуза летней Универсиады

Губернатор Волгоградской области Сергей Боженов посетил Волгоградский государственный аграрный университет (ВолГАУ), где принял участие во встрече со студентами, готовящимися к Универсиаде в столице Республики Татарстан.

Организованный на базе Волгоградского государственного аграрного университета Центр подготовки волонтеров, в который вошли более трехсот студентов ведущих волго-градских вузов, колледжей и школ, полным ходом ведет работу, связанную с проведением в Казани XXVII Всемирной летней универсиады. На ней волгоградские студенты готовятся работать волонтерами сервиса на трибунах и спортивных объектах, в новостных службах, сфере коммуникаций и других структурах.

По итогам квотирования, в Казань поедут 50 добровольцев. Региональный координатор подготовки волонтеров Татьяна Кузнецова рассказала Сергею Боженову во время его посещения вуза о процессе становления объединения, его целях и задачах. Одна из основных – это гражданское и патриотическое воспитание молодежи, пропаганда здорового образа жизни, бережное отношение к историко-культурному наследию, охрана окружающей среды и защита животных. Волонтеры собираются принять участие не только в Универсиаде в Казани, но и в Олимпиаде 2014 в Сочи и чемпионате мира по футболу в Волгограде.

(Серкин А. Посланцы доброй воли / Александр Серкин // Волгоградская правда. – 2013. – 15 января. – С. 2.)

«Школа выходного дня»

В Новониколаевском районе организована «Школа выходного дня», в которой лучшие педагоги в режиме очных и заочных консультаций по скайпу готовят выпускников к ЕГЭ. Среди тех, кто посещает «Школу выходного дня», не только ученики самой средней школы № 2, но и учащиеся из других школ, в том числе сельских.

Все услуги совершенно бесплатны, и на консультации могут приходить не только отличники, но и троечники.

В комитете по образованию администрации Новониколаевского муниципального района считают «Школу выходного дня» шагом пробным, но весьма успешным, и намерены идею развивать – привлекать новых учителей для работы в проекте и, возможно, организовать подготовку к госэкзаменам для девятиклассников.

(Сурагина О. Репетиторы отдыхают / Ольга Сурагина // Волгоградская правда. – 2013. – 15 января. – С. 5.)

Плюсы и минусы нового закона «Об образовании»

Самым злободневным документом России можно без натяжки назвать новый закон «Об образовании в РФ», который меняет лицо российской школы.

Закон подписан Президентом страны Владимиром Путиным накануне новогодних каникул. Он вступает в силу 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.

– Уточнены и закреплены многие позиции, – комментирует ректор Волгоградской академии повышения квалификации работников образования, председатель комиссии областной Общественной палаты, профессор Николай Болотов. – В частности, обучение на государственном (русском) языке с возможностью получения образования на языках национальных республик. Школьная форма будет вводиться по усмотрению администрации образовательных учреждений. Сельские школы нельзя закрывать без учета мнения жителей. Сохраняется ЕГЭ. Оговариваются нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Это допускается только после решения специальной комиссии. Порядок создания комиссии и подготовки ее заключения будет устанавливать Правительство России. В закон включена норма о плате за проживание в студенческом общежитии. Ее размер должен будет определяться актами внутри вузов с учетом мнения студенческих советов.

– В новом законе не до конца продуманы социальные гарантии педагогам, – продолжает Николай Болотов. – Да, там говорится, что зарплата учителя не должна быть ниже средней по экономике региона. Но, например, в Москве она выше, чем в депрессивных территориях, к тому же многое зависит от того, найдутся ли деньги в местных бюджетах.

Огорчает и то, что в новом законе нет дифференциации оплаты труда воспитателей за интенсивный труд в связи с увеличением количества детей в группах.

Закон расширяет возможности получения знаний детьми. Закреплено право ребенка на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.

В то же время сохраняется опасность потерять сельскую школу (не уделено внимание малокомплектным сельским школам). Подчеркивается необходимость тьюторского сопровождения обучающегося (статья 66), но при этом отсутствуют положения о выплатах за классное руководство (статья 47).

(Гречухина Ю. ПТУ отменяется / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2013. – 16 января. – С. 2.)

Школьный Интернет

Министерство образования и науки Волгоградской области подписало соглашение с одним из крупных интернет-провайдеров, который организует доступ к ресурсам сети Интернет 85 % общеобразовательным учреждениям региона.

Теперь Интернет в школах Волгоградской области будет под пристальным вниманием Министерства образования и науки. Ведомство вместе с провайдерами намерено фильтровать всю информацию, которая поступает к ученикам во время уроков или факультативов. Во всех школах региона доступ к Всемирной паутине будет предоставляться согласно требованиям федерального законодательства.

В настоящее время более 973 школ региона имеют доступ к ресурсам сети Интернет, который осуществляется с 15 444 компьютеров. Учебные заведения используют более 20 различных средств контентной фильтрации. Порядка 100 школ применяют более двух кон-тент-фильтров одновременно.

По словам министра образования и науки Волгоградской области Александра Короткова, в борьбе с нежелательным контентом в общеобразовательных учреждениях региона с 2006 года применяются организационные и технические меры. Это – назначение ответственных лиц, режим доступа в компьютерный класс, доведение до сведения обучающихся норм поведения в Сети, ответственность за противоправные действия, фильтрация трафика, мониторинг действий обучающихся.

«У нас на всех компьютерах, которые имеют доступ в Сеть, установлен ограничитель «Интернет-цензор» – бесплатная программа, которую можно скачать в Интернете, – рассказала завуч по учебной работе лицея № 7 Галина Иванова. – В рамках этой программы мы работаем по белым спискам, которые нам рекомендует комитет по образованию. Школьникам доступна информация, которая необходима для учебного процесса. Это все официальные сайты, рекомендованные министерством образования, а также сайты, посвященные определенным предметам. Их список размещен на сайте лицея. По заявкам педагогов в него добавляются новые сайты после их проверки на соответствие Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью».

Чтобы вне стен учебного заведения оградить школьников от негативной информации, педагоги проводят семинары на классных часах и на уроках информатики по безопасности в глобальной Сети.

Однако в Интернете каждый день появляются тысячи новых сайтов, поэтому, даже используя обновляемые базы данных по нежелательным ресурсам, добиться стопроцентной фильтрации невозможно. К тому же зарубежные программные продукты не могут обеспечить полноценной фильтрации русскоязычного контента. Возможны и ошибки, например, фильтр будет отсеивать полезные сайты. Таким образом, чем выше интеллект фильтра и чем больше база, на которую он опирается, тем дороже решение и тем оно менее доступно для школ.

Теперь бороться с контентом, несущим вред здоровью и психике детей, будет не каждое отдельное учебное заведение, а провайдер, предоставляющий доступ в глобальную Сеть. Специальная программа, которая умеет отличать медиа- или текстовые файлы по нежелательным комбинациям слов, вычленит всё, что нежелательно для учеников.

В черный список попадают сайты, на которых содержится информация экстремистского характера, непристойные видео- и фотоматериалы, а также всё, что связанно с пропагандой насилия и наркотиков. К этим ресурсам доступ закроют полностью.

(Шадчина В. «Школьный» Интернет плохому не научит / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2013. – 23 января. – С. 1.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru