В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (декабрь 2012 г.)

30 декабря 201217:41

Новости образования

Об исполнении указов Президента

Партия «Единая Россия» намерена сделать все, чтобы зарплаты учителей и работников детских дошкольных учреждений в скором времени достигли достойного уровня. Такой была главная мысль селекторного совещания в режиме видеоконференции, состоявшегося в ЦИК «Единой России».

Исполнению майских указов главы государства было посвящено совещание, которое провел Владимир Путин в начале декабря. Общий вывод: процесс активно пошел, но до совершенства пока далеко.

На селекторном совещании «Единой России» было отмечено, что в 10 субъектах зарплата учителей уже достигла уровня средней по региону, в 38 субъектах она перешагнула планку в 90 %, у этих регионов к концу нынешнего года есть потенциал довести уровень зарплаты до средней по региону. Зарплаты еще в 8 регионах превышают на сегодняшний день 80 %. В будущем рубль для этой категории бюджетников станет еще «длиннее»: на то предусмотрены значительные средства как в федеральном бюджете, так и в бюджетах региональных, которые, имея большинство в местных парламентах, по сути, и принимают единороссы. В итоге, как прозвучало на совещании, в 2013 году почти в 50 регионах страны зарплаты работников детских дошкольных учреждений будут равны средней по образовательной отрасли, и число таких субъектов в будущем будет только расти.

В следующем году, как уточняют в «Единой России», на модернизацию образования будет выделено 40 млрд рублей.

(Куц Е. Недетский рубль / Ефим Куц // Комсомольская правда. – 2012. – 7 декабря. – С. 6.)

Ограничение в зарплате

В Госдуме придумали, как урезонить жадных руководителей бюджетных организаций, начисляющих себе непомерно высокие зарплаты. Депутат от ЛДПР Сергей Иванов внес на рассмотрение парламента законопроект, который жестко привязывает доходы начальника к зарплатам подчиненных: его получка не может быть больше 8 средних зарплат по организации.

«Сложилась практика, когда зарплата руководящего звена значительно превышает зарплату специалистов основного персонала организации, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – Яркими свидетельствами этому служат зарплаты отдельных ректоров учебных заведений, достигающие семизначных цифр, в то время как рядовой преподаватель получает в среднем 15 тысяч рублей...».

Преподаватели Курского юго-западного университета, бывшего Политеха, написали: «У нас со всеми научными степенями зарплата не превышает 15 тысяч, а у нашего ректора – 600 тысяч».

– Мы хотим сделать так, чтобы ограничение по зарплате распространялось на всю зарплату полностью, включая премии, – рассказал Сергей Иванов. – Надо стимулировать тех управленцев, что и сами вкалывают, и компанию вытягивают, когда его зарплата привязана к проценту от принесенной им прибыли.

(Овчинников А. Бюджетных начальников хотят ограничить в зарплатах // Комсомольская правда. – 2012. – 7 декабря. – С. 3.)

Дресс-код в школе

Правительство Астраханской области рекомендовало ввести в образовательных учреждениях дресс-код, а лучше школьную форму. Причина – ученицы все чаше стали приходить на занятия с закрытыми лицами. Предложение озвучили на этноконфессиональном совете. Школьная форма не только сгладит национальные различия, но и позволит как-то стереть разницу в достатке родителей. У детей не будет развиваться чувство зависти.

Идея запретить хиджаб в школе – пока только рекомендация. И неизвестно, как отреагируют многие родители-мусульмане, которые заставляют дочек закрывать лицо, если предложение станет приказом.

(Малинина Е. Чтобы ученицы не носили хиджабы, в Астрахани решили ввести школьную форму / Екатерина Малинина // Комсомольская права. – 2012. – 7 декабря. – С. 4.)

Министр образования наказал ректоров

Дмитрий Ливанов объявил выговоры руководителям столичных вузов за низкие зарплаты преподавателей.

О взысканиях ректорам министр сообщил в своем микроблоге Twitter. «Данные по октябрьской зарплате преподавателей в вузах России. В Москве средняя зарплата ППС (профессорско-преподавательского состава) меньше 30 тыс. рублей всего в 8 вузах. При этом обычный средний доход преподавателей по столице – 47 200 рублей. Видимо, ошибочно решили, что повышение зарплаты преподавателей сейчас не самая важная задача», – отметил министр.

По его словам, зарплата в 28–30 тысяч для вузовского преподавателя – позор. «Учителя в московских школах получают 65 тысяч рублей. Низкие показатели в вузах связаны исключительно с недостаточным уровнем работы руководства», – заявил он на встрече с ректорами столичных университетов.

Министр потребовал в ближайшее время доложить, что сделано в каждом учебном заведении для повышения зарплаты. На это, по словам Ливанова, вузам выделено достаточно средств.

В сентябре сам Ливанов получил от президента Путина выговор за невыполнение поручения по зарплатам ученым и преподавателям вузов.

Выговоры объявлены ректорам:

• Московского государственного открытого университета им. В. С. Черномырдина Э. Цатуряну;

• Московского государственного университета геодезии и картографии А. Майорову;

• Российского химико-технологического университета им. Менделеева В. Колесникову;

• Московского государственного вечернего металлургического института А. Коростелеву;

• Московского государственного университета печати им. Ивана Федорова К. Антипову.

(Министр образования наказал ректоров // Российская газета. Неделя. – 2012. – 5 декабря. – С. 2.)

Премия «Юрист года»

3 декабря была вручена самая престижная профессиональная премия «Юрист года».

– Факультет впервые разработал и успешно реализует собственные стандарты МГУ по юриспруденции, – рассказал декан юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, член президиума Ассоциации юристов России Александр Голиченков. – Наша олимпиада школьников «Ломоносов» по праву впервые получила первый уровень. Команда студентов юридического факультета – впервые из российских команд – победила в самом престижном англоязычном конкурсе по международному праву имени Филипа Джессопа. Несмотря на то что соревнования проходили не на родном для ребят языке, они обыграли команды престижнейших вузов – университетов Оксфорда, Гарварда, а в финале – команду Колумбийского университета. Победа не была случайной, шли к этому не один год.

(Оксфорд – за нами // Российская газета. Неделя. – 2012. – 5 декабря. – С. 8.)

Кампусная модель организации вузов

Министерство образования и науки в следующем году отберет на конкурсной основе 5-6 университетов для реализации проекта перехода на кампусную модель организации деятельности вузов. Для всех университетов будут построены учебные корпуса и жилье для студентов, а в некоторых – лаборатории, библиотеки и квартиры для преподавателей, а также бассейны. По расчетам Минобрнауки, инициатива обойдется в 40 млрд рублей.

Эти деньги будут выделены в течение трех лет: на 2013 год потребуется 18 млрд рублей, на 2014 год – 14 млрд рублей, а на 2015 год рассчитывают выделить 8 млрд рублей. Окончательное определение источников финансирования, в том числе на принципах частно-государственного партнерства, произведут в 2013–2014 годах.

– Кампусная модель предполагает совершенно новую организацию всей жизни университета. В России лишь небольшая группа университетов имеет современные кампусы, что снижает эффективность образовательного процесса в целом и привлекательность университетов для зарубежных студентов. Помимо этого мобильность студентов не поддерживается достаточным числом и качеством общежитий, – считают в Минобрнауки.

Кроме того, для улучшения позиций российских университетов в мировом рейтинге будет выбрана организация-оператор. Ее прямой обязанностью будут международная экспертиза и взаимодействие с международными рейтинговыми агентствами.

– Все ведущие мировые университеты идут по этому пути, – пояснила проректор по международной деятельности РУДН Гульнара Краснова. – Такая структура дает возможность сделать потрясающие условия жизни студентов, когда всё на одной территории: проживание, обучение, спортклубы, развлекательные комплексы и другое. Тут еще вопрос экономии времени у студентов и преподавателей, которые сейчас перемещаются в различные части города по различным корпусам. Если создать условия для постоянного проживания и обучения на территории кампуса, то это улучшит сам процесс обучения. (Российский университет дружбы народов является одним из немногих университетов, имеющих кампусную структуру и систему управления.)

Сейчас уже утвержден «пилотный проект», но строительство предполагается финансировать за счет внебюджетных источников, поиск которых сейчас ведется. По решению межведомственной рабочей группы Минобрнауки было отобрано четыре вуза, которые переберутся за МКАД. В эту четверку попали НИЯУ МИФИ (получит 10 га), Московский государственный индустриальный университет и Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (получат по 2 га), а также Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) (получит 5 га).

Подобный проект, но в более массовом масштабе был выдвинут на рассмотрение Минобрнауки Агентством стратегических инициатив (АСИ), которое предложило создать систему университетских городков с полноценной вузовской инфраструктурой, где студенты смогут не только проходить обучение и проживать, но и иметь свободный доступ к библиотекам, лабораториям, спортивным площадкам, паркам и культурным центрам. Всего АСИ предложило создать 50 кампусов по всей России.

В настоящий момент кампусы уже построили в технологическом университете «Сколково» и Дальневосточном федеральном университете на острове Русский. В Татарстане проект реализуется совместно с американским Университетом Карнеги-Меллон (входит в топ-30 университетов мира по версии QS World University Rankings). Предполагается, что через три года студенческими городками обзаведутся Воронеж, Пермь, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и Москва.

(Панов П. Лучшим вузам дадут €1 млрд на строительство кампусов / Павел Панов // Известия. – 2012. – 14 декабря. – С. 1.)

Учебник по сверхновой истории

Совет по межнациональным отношениям при президенте готов поддержать идею «формировать самосознание россиян как единой нации начиная со школьной скамьи». Глава государства высказал ее 12 декабря во время оглашения послания к Федеральному собранию. Совет, в свою очередь, выступает за введение в средних и высших учебных заведениях нового предмета «Национальная политика». Рабочая группа члена совета Рамазана Абдулатипова и академик РАН Валерий Тишков даже успели выпустить для будущих занятий учебники «Мы – российский народ» и «Российская нация».

Руководитель кремлевской рабочей группы по разработке стратегии национальной политики Вячеслав Михайлов не исключает, что придется проводить конкурс на лучший учебник, который поможет молодому поколению привыкнуть к общности российского народа.

Депутат, член фракции «Единой России» и член президентского совета Рамазан Абдулатипов, автор крупного мультимедийного учебного издания «Мы – российский народ», в своей книге рассказывает читателям о 193 народах России.

Мультимедийное издание разделено на три части. В первой части приводятся характерные особенности народов. Например, татары представлены как талантливые земледельцы, добродушные и гостеприимные. Осетины названы жителями ущелий. Башкиры поданы храбрыми воинами с темными волосами и мудрым взглядом. Каждый очерк иллюстрирован архивными текстами, документальной хроникой и фотографиями.

Вторая часть посвящена религии народов России. Там детям объясняется, как можно вести себя с представителями различных религий. Что делать, что говорить, например, когда у чеченцев в семье рождается ребенок.

Третья часть – это нерелигиозные традиции и прикладное искусство всех народов.

Авторы еще не решили, с какого класса новый предмет должен преподаваться в школах.

Автором второго учебника – «Российская нация: Становление и этнокультурное многообразие» – стал академик и глава комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности Валерий Тишков. По словам автора, детям должны рассказывать и объяснять, что российский народ един.

Книга Валерия Тишкова посвящена проблеме формирования национальной идентичности в современной России.

В Министерстве образования и науки до сих пор не приняли решения о включении уроков толерантности в образовательную программу. Например, в США школьников начиная с младших классов на специальных уроках приучают к американской идеологии.

(Сивкова А. В Кремле разработали учебник по сверхновой истории / Алена Сивкова // Известия. – 2012. – 14 декабря. – С. 2.)

Российские вузы введут в мировую элиту

До начала 2014 года Минобрнауки с помощью международных экспертов и профессионального сообщества отберет 10–15 вузов, которые получат миллиарды в виде дополнительной субсидии на реализацию своих проектов. Размер субсидий будет варьироваться от одного до нескольких миллиардов рублей на одно высшее учебное заведение.

Вузы будут выбраны после завершения уже запущенного процесса их оценки и реорганизации, который примет финальные очертания в марте 2013 года. Разработка требований к проектам, среди которых важное место будет занимать обоснование и подтверждение способности вуза обеспечить высокие темпы роста рейтинговых показателей в международных рейтингах вузов, должна быть завершена в первом квартале 2013 года.

На сегодняшний день для начала реализации данного плана в проекте федерального бюджета на будущий год предусмотрено выделение 9 млрд рублей. По итогам работы отобранных вузов будут приняты решения о выделении дополнительных средств на 2014–2015 годы. В 2014 году министерство планирует дополнительно выделить около 21 млрд рублей, а уже в 2015 году сумма составит до 24 млрд рублей.

Но на этом «раздача подарков» не закончится – вузы, которые продемонстрируют высокий уровень развития и превышение всех установленных показателей, смогут получить дополнительные средства из бюджета, размер которых будет определен позже. Учебные заведения, которые не выполнят условия повышения показателей в течение года, будут лишены госсубсидий. По мнению представителей министерства, вузы, которые прошли отбор в 2013 году, должны в следующие два года сфокусироваться на основных кадровых и организационно-структурных реорганизациях.

Сегодня в рейтинге самых успешных вузов первое место занимает Гарвардский университет (США) с годовым бюджетом более 9 млрд долларов и с целевым фондом в 32 млрд долларов. За ним следует Массачусетский технологический институт (США) с бюджетом около 4 млрд долларов в год. Замыкает тройку британский Кембридж. Одно из старейших учебных заведений мира распоряжается годовым бюджетом в размере 2 млрд долларов и грантами на 480 млн долларов.

(Панов П. Вузам раздадут 55 млрд рублей для вхождения в мировую элиту / Павел Панов // Известия. – 2012. – 7 декабря. – С. 1.)

Права на интеллектуальную собственность

Уральский федеральный университет стал первым вузом России, определившим внутреннюю политику в области интеллектуальной собственности (ИС). Теперь, решая вопрос о том, кому принадлежат результаты научных исследований и инновационных проектов, лекции и учебные материалы, выпускные и квалификационные работы, выполненные в университете, его сотрудники будут обращаться к специальному документу, который утвердил на днях ректор УрФУ Виктор Кокшаров.

В политике УрФУ в области ИС стоит выделить следующие моменты. Право получать патенты на технические решения, а также исключительное право на программы для ЭВМ и объекты ноу-хау, которые созданы работниками вуза в рамках трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, принадлежат университету. А вот интеллектуальные права на созданные при этом статьи, монографии и другие научные произведения вуз решил закрепить за их авторами. Если соответствующие работы финансировала сторонняя организация, условия разделения исключительных прав на их результаты и принадлежность исключительного права на научные произведения определяются договором с заказчиком.

Схожая ситуация с правом на воспроизведение и распространение учебных и методических материалов. Если работник стал их автором, выполняя свои трудовые обязанности или по конкретному заданию университета, право принадлежит УрФУ. Если по собственной инициативе – владеет сам.

Исключительное право на выпускные квалификационные и курсовые работы, выполненные во время обучения в УрФУ, принадлежит их авторам. При этом, однако, университет намерен получать неисключительную лицензию на воспроизведение и демонстрацию копий этих работ при осуществлении образовательной, научной и инновационной деятельности.

В принятом документе утверждена принятая ранее в вузе система распределения доходов от использования объектов ИС – изобретений, полезных моделей, программ для ЭВМ или баз данных. После компенсации затрат на их правовую охрану, которые оплачивает вуз, половина поступлений передается авторам в качестве вознаграждения, 20 % – структурным подразделениям УрФУ, в которых был создан используемый объект, и оставшиеся 30 % – на развитие инновационной деятельности университета.

Разработанная в УрФУ политика вызвала интерес участников Международного семинара «IP POLICY-2012», который недавно провела в Подмосковье Российская государственная академия интеллектуальной собственности. Подобные документы в настоящее время готовятся к подписанию и в ряде других университетов.

(Расторгуев А. Быль о правах / Андрей Расторгуев // Поиск. – 2012. – 7 декабря. – С. 2.)

Электронное обучение в России

Совещание по вопросам электронного обучения в России прошло в Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики. В нем приняли участие вице-премьер Ольга Голодец и министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Сегодня в российских вузах с использованием интернет-технологий обучаются около 162 тысяч человек. В разных субъектах РФ в рамках нацпроекта «Образование» созданы 88 центров дистанционного обучения. «Мы ставим задачу, чтобы в 2013 году любой ребенок, который проявит желание получить школьное образование в дистанционной форме, имел такую возможность», – сказал Д. Ливанов.

Министр выдвинул предложение включить требования по использованию вузом дистанционных образовательных технологий в аккредитационный и лицензионный показатели, а также отразить это в государственных образовательных стандартах. Кроме того, необходимо на базе сетевого взаимодействия ведущих университетов сформировать коммуникационно-технологическую платформу, которая помогала бы координировать процессы использования технологий и программных продуктов.

К концу января следующего года по поручению О. Голодец будет подготовлен план развития электронного обучения и сформирована межведомственная рабочая группа, которая и утвердит программу действий на ближайшие три года.

(Гордеенкова Е. Все по плану / Елена Гордеенкова // Поиск. – 2012. – 7 декабря. – С. 2.)

Поэтапное совершенствование оплаты труда

Подписано распоряжение правительства «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». Документ предполагает, что всего за 2013–2018 годы на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, по предварительным оценкам, может потребоваться 4 трлн 941 млрд рублей.

Зарплаты преподавателей вузов и научных сотрудников к 2018 году должны вдвое превышать средний уровень заработных плат в соответствующих регионах. Причем авторы программы исходят из того, что в 2012 году соотношение зарплат научных сотрудников к средней по экономике составляло 135 %, а преподавателей вузов – 84 %. На увеличение зарплат по подразделу «Образование» за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов в 2013–2018 годах рассчитывают направить 1 трлн 836 млрд рублей, по подразделу «Наука» – 212,9 млрд рублей.

Программа предусматривает формирование в первом квартале 2013 года независимой системы оценки качества работы учреждений, оказывающих госуслуги. Будут определены критерии эффективности работы организаций и составлены публичные рейтинги их деятельности.

Как заявил в ходе заседания правительства премьер-министр Д. Медведев, «особое внимание должно уделяться качеству работы, повышению квалификации специалистов в соответствии с новыми квалификационными требованиями и поощрению тех, кто достигает больших успехов». «Повышение зарплаты и качество труда – это вещи взаимосвязанные», – заявил глава правительства.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 7 декабря. – С. 3.)

Госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 годы

Утверждена госпрограмма «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Распоряжение об этом подписал Д. Медведев. Главная задача, заложенная в новый план, – «формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал».

В программу включены следующие подпрограммы и федеральные целевые программы: «Развитие профессионального образования»; «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей»; «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; «Вовлечение молодежи в социальную практику»; «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы и прочие мероприятия в области образования»; ФЦП «Русский язык» на 2011–2015 годы; ФЦП развития образования на 2011–2015 годы. Программа разбита на этапы: первый – 2013–2015 годы, второй – 2016–2018 годы, третий – 2019–2020 годы.

Текст программы размещен на сайте Минобрнауки.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 7 декабря. – С. 3.)

О фальсификациях при защите диссертаций

Нашумевшая в СМИ ноябрьская апелляция совета общественной организации «Клуб выпускников ФМШ Колмогорова» (Специализированного учебно-научного центра МГУ (СУНЦ МГУ)) к Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ о присуждении ученой степени кандидата исторических наук Андрею Андриянову не осталась без ответа.

Глава министерства Дмитрий Ливанов оповестил общественность через Twitter, что «в связи с сообщениями о фальсификациях при защитах» создана комиссия из ученых-историков для проверки деятельности одного из диссертационных советов Московского педагогического государственного университета. Среди ее участников – директор Института этнологии и антропологии РАН академик Валерий Тишков и профессор (не историк, но член Общественного совета при Минобрнауки) Михаил Гельфандт, а возглавил комиссию заместитель министра Игорь Федюкин. Именно по решению этой экспертной организации выпускник химического факультета МГУ и нынешний директор СУНЦ, он же председатель совета Студенческого союза МГУ им. М. В. Ломоносова и сопредседатель Российского союза студенческих организаций, получил степень кандидата исторических наук.

На днях Андрей Андриянов стал членом Открытого молодежного клуба при Минобрнауки. Перепроверить его научную работу выпускники СУНЦ потребовали на том основании, что в тексте диссертации ими обнаружены многочисленные заимствования без ссылок на источник, автореферат отсутствует в крупных библиотеках, а научные публикации, упомянутые в его электронной версии в Интернете, в указанных автором научных журналах никогда не печатались. Это, согласно публикациям интернет-издания «Наука и технологии», подтвердили и представители «Вестника Воронежского государственного университета», «Вестника Московского государственного областного университета» и «Вестника Российского университета дружбы народов». На период разбирательства совет клуба порекомендовал А. Андриянову, как выпускнику СУНЦ МГУ, добровольно приостановить свои полномочия директора центра.

(Возовикова Т. Степень под сомнением / Татьяна Возовикова // Поиск. – 2012. – 7 декабря. – С. 4.)

Критерии оценки вузов доработают

Минобрнауки России опубликовало уточненные списки вузов, в которых присутствуют признаки неэффективности. До этого существовала группа учебных заведений, судьбу которых рабочие группы в регионах решить не могли. Теперь все вузы распределены по трем категориям.

К группе высших учебных заведений, имеющих признаки неэффективности, связанные со спецификой их деятельности, отнесены 36 вузов и 58 филиалов. В этой категории много творческих вузов, в том числе Литературный институт им. А. М. Горького, Московский архитектурный институт. Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова и Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения.

В группу образовательных учреждений, нуждающихся в оптимизации, попали 70 вузов и 130 филиалов. Среди них – Российский государственный гуманитарный университет. Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Воронежский и Пермский педуниверситеты. Этим вузам совместно с субъектами РФ до 15 декабря необходимо разработать программы развития.

Неэффективными и нуждающимися в реорганизации признаны 30 вузов и 262 филиала. Например, Борисоглебский государственный педагогический институт, Карельская государственная педагогическая академия, Московский государственный открытый университет. Таганрогский государственный педагогический институт. Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. Л. Менделеева. Предложения по реорганизации этих учебных заведений должны быть представлены до 22 декабря.

Межведомственная комиссия решила доработать критерии и показатели оценки вузов для мониторинга в 2013 году. С этой целью будет создана рабочая группа, в состав которой войдут представители работодателей.

Кроме того, комиссия предложит Госдуме законодательно закрепить необходимость участия в мониторинге всех российских вузов, включая негосударственный сектор.

(Ветров И. Критерии оценки вузов доработают / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. – 4 декабря. – С. 2.)

Эффективные контракты для бюджетников

Правительство РФ утвердило программу поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, согласно которой в России будут введены так называемые эффективные контракты для бюджетников.

В настоящее время в учреждениях социальной сферы в России работает более 14,4 миллиона человек, из них 5,2 миллиона – в системе образования. При этом наблюдается значительная дифференциация зарплаты бюджетников по регионам. По данным Росстата за январь–июль 2012 года, средняя зарплата работников отраслей социальной сферы и средняя зарплата в субъектах РФ различаются в 13–2,8 раза. Так, например, в образовании это соотношение составляет от 57 % в Магаданской области до 88 % в Москве.

Программа, разработанная Минтрудом России в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года, связывает дальнейшее повышение зарплаты бюджетников с введением эффективных контрактов: предполагается, что размер зарплаты будет соответствовать сложности и качеству оказываемых услуг. Для этого в учреждениях будут заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, уточняющие показатели, критерии и условия назначения стимулирующих выплат. По мнению авторов программы, сегодня во многих случаях эти показатели и критерии недостаточно проработаны.

В рамках программы предполагается пересмотреть типовые нормы труда, ввести систему отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретного учреждения и работника и установить соответствующие таким показателям стимулирующие выплаты.

Документ предусматривает три этапа. На первом этапе – в 2012–2013 годах – намечено сформировать нормативную правовую базу, начать заключение новых трудовых договоров с работниками, ввести прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

На втором этапе – в 2014–2015 годах – планируется разработать профессиональные стандарты и установить базовые оклады по профессиональным квалификационным группам.

Третий этап – 2016–2018 годы – предполагает завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта. К 2018 году соотношение средней зарплаты бюджетников и средней зарплаты в субъектах РФ должно достигнуть целевых значений, установленных в указах Президента РФ.

(Симонов А. Бюджетников ждут эффективные контракты / Александр Симонов // Учительская газета. – 2012. – 4 декабря. – С. 2.)

Наши дети в Интернете

Общественная палата открыла «горячую линию» для сбора данных об электронных ресурсах, которые содержат опасную информацию для детей и подростков.

По номеру 8-800-700-8-800 в ОП РФ можно сообщать адреса сайтов, содержание которых, по мнению граждан, способно нанести вред несовершеннолетним (ссылки и обращения можно также присылать по электронной почте: hotline@oprf.ru).

Звонить на «горячую линию» могут не только родители, но и все, кто не равнодушен к этой проблеме. Все полученные данные эксперты ОП направят в профильные государственные органы для правовой оценки.

(Донатович С. Наши дети в Интернете / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2012. – 4 декабря. – С. 2.)

Центр электронного медицинского образования

Впервые в России создается федеральный центр электронного медицинского образования. Новый информационно-образовательный ресурс задуман как постоянно расширяемая «лаборатория знаний».

О работе центра рассказывает член-корреспондент РАМН ректор Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Петр Глыбочко.

– Петр Витальевич, в чем суть «лаборатории знаний»? Что самое главное?

– В каждом учреждении здравоохранения страны, включая вузы, можно будет получить доступ к любому документу Федеральной электронной медицинской библиотеки и всех медицинских библиотек – участниц проекта. Через связь со сводным каталогом библиотек России открывается доступ и к документам других крупнейших библиотек страны, включая Российскую государственную библиотеку, Российскую национальную библиотеку и Президентскую библиотеку имени Ельцина.

– Если я правильно понял, создается единое информационно-образовательное пространство?

Да. Создается пространство, в которое необходимо интегрировать все перспективные образовательные издания, базы данных учебных и учебно-методических материалов, иные ресурсы. Есть у Федерального центра электронного медицинского образования еще одна цель: создание специализированных консультационных площадок помощи практикующим врачам в лечении и диагностике. Мы сможем проводить телемедицинские семинары, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

– А ваш проект вписывается в систему дистанционного образования?

– Конечно. Использование дистанционных технологий и форм обучения, формирование сетевой инфраструктуры вузов, создание компьютеризированных рабочих мест преподавателей, информационных систем управления – наши планы. Еще одна наша стратегическая цель – снять с преподавателя рутинные проблемы. Важно перейти от традиционного обучения к творческой дискуссии со студентами, совместным исследованиям.

Впервые в этом году в качестве пилотного проекта наши первокурсники, помимо учебников на бумажном носителе, получили в электронном виде учебники и учебные пособия на флеш-носителях, планшетных компьютерах, ридерах, а также в онлайн-доступе электронной медицинской библиотеки.

– Смогут ли студенты и врачи получить доступ к изданиям на иностранном языке?

– Да. С одной стороны, мы обеспечиваем доступ со своего ресурса к базам данных PubMed (Национальная медицинская библиотека США) и Embase (Издательство Эльзевир). С другой – кооперируемся с сервис-ресурсом Univadis, который по запросу обязуется предоставить профессиональный перевод нужных материалов. Этот проект мы осуществляем вместе с Российской академией медицинских наук.

(Краснопольская И. Флешка вытесняет учебник? / Ирина Краснопольская // Российская газета. – 2012. – 19 декабря. – С. 1.)

Льготы при поступлении в вуз

Стал известен перечень олимпиад, по итогам которых можно будет на льготных основаниях поступить в вузы в 2013 году.

Число состязаний, по результатам которых дается льгота при поступлении в вузы, значительно уменьшилось. В прошлом году олимпиад в перечне было 79, а сейчас лишь 53. Зато олимпиады стали крупнее, с большим количеством участников и организаторов. В перечне есть олимпиада «Ломоносов», Московская олимпиада школьников, Объединенная межвузовская математическая олимпиада, олимпиады школьников по праву, информатике и программированию. Есть в перечне аэрокосмическая и астрономическая олимпиады, олимпиада «Физтех», турнир им. М. В. Ломоносова.

К концу января все заочные туры олимпиад обычно завершаются, а в феврале–марте проходят очные туры, по результатам которых определяются призеры и победители. В апреле станут известны уровни олимпиад, от которых зависит характер льготы при поступлении в вузы.

Наибольшая льгота предоставляется победителям и призерам олимпиад первого уровня. Первый уровень, к примеру, в прошлом году получила олимпиада «Ломоносов» по математике, химии, русскому языку, истории. Победители таких состязаний могут быть зачислены в вуз без экзаменов практически с любыми результатами ЕГЭ. Кроме того, победители и призеры олимпиад могут приравниваться к абитуриентам-стобалльникам.

В этом году олимпиадники смогут воспользоваться своими льготами только в одном вузе, но подавать документы им разрешается, как и другим абитуриентам, еще в четыре вуза.

(Ивойлова И. В вуз с олимпа / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 19 декабря. – С. 17).

Поправки в проект «Об образовании»

Комитет Госдумы по образованию не поддержал поправку в проект закона «Об образовании» сделать бесплатным второе высшее образование.

Ко второму чтению проекта, который 11 декабря должен рассматриваться Госдумой, поступило около 1600 поправок. Среди тех, которые предлагается отклонить, – предложение депутатов-коммунистов убрать из параграфа о гарантиях на бесплатное высшее образование строку «если образование данного уровня получается впервые».

Государство гарантирует сейчас получение только одного бесплатного высшего образования. Но как быть, если рынок вынуждает специалистов переучиваться? Иногда и в интересах государства. Председатель Комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев напомнил: такая поправка приведет к увеличению расходов бюджета.

Стало известно, что депутаты Комитета по образованию поддержали поправки, согласно которым правительство РФ будет ежегодно представлять Госдуме доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публиковать его в Интернете.

– Особо обращаю внимание на то, что в проекте закона появится новая статья – «Язык (языки) образования», – сказал член Комитета по образованию Григорий Балыхин.

Согласно этим поправкам гарантируется получение образования на государственном языке, то есть русском, а также выбор (дополнительного) языка обучения и воспитания.

Отдельно оговаривается, что в образовательных организациях, расположенных в национальных республиках, может вводиться преподавание и изучение государственных языков этих республик. «Но изучение этих языков не должно осуществляться в ущерб русскому», – подчеркнул Григорий Балыхин.

Ко второму чтению закона «Об образовании» в нем будут учтены нормы, касающиеся реорганизации и ликвидации школ. Такое решение может быть принято только на основании положительного заключения специальной комиссии, которая учтет все возможные последствия. Порядок создания комиссии, подготовка ею заключения устанавливается правительством РФ.

– Что касается сельских школ, то отдельно оговаривается, что принятие решения о ликвидации или реорганизации не допускается без учета мнения жителей этого поселения, – сказал Григорий Балыхин.

(Ивойлова И. Второй диплом – за деньги / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 6 декабря. – С. 1.)

Краеведческие новости

«Элита российского образования»

Лицей города Урюпинска получил высокую награду – золотую медаль национальной премии «Элита российского образования» в номинации «За особые успехи в российском образовании».

Награду лицей получил за создание эффективной образовательной среды для развития продуктивной исследовательской и проектной деятельности учащихся.

На конкурс национальной премии «Элита российского образования» «Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании-2012» было заявлено более 130 работ со всей России.

Национальная премия «Элита российского образования» – высшая общественная награда за выдающиеся успехи в области образования. Премии удостаиваются выдающиеся практики, ученые, государственные и общественные деятели, педагогические коллективы, образовательные учреждения и организации за вклад в развитие системы российского образования.

(Признан «элитой российского образования» // Волгоградская правда. – 2012. – 4 декабря. – С. 2.)

Школа будущего

С 2006 года в реализации национального проекта «Образование» финансирование школ нашего города увеличилось в разы. Что именно приобретает за средства нацпроекта та или иная школа, в основном зависит от ее собственного выбора.

– Важна политика самого учреждения, – рассказывает директор лицея № 5 имени Ю. А. Гагарина Лариса Тропкина. – Например, мы, имея физико-математический уклон, большую часть средств тратим на специальное оборудование, работать с которым ученикам было бы не только полезно, но и интересно.

Именно таким образом была приобретена цифровая лаборатория «Архимед». Теперь на уроках физики можно ставить различные опыты и на конкретных примерах объяснять ученикам то или иное явление: движение по наклонной плоскости; характеристики сопротивления электричества, лампы накаливания и диода; магнитные поля, скорость звука.

В кабинете информатики у каждого ученика есть свой ноутбук. В лицее каждое рабочее место учителя тоже оснащено компьютером.

Как говорит заместитель директор лицея № 5 Марина Шилина, в волгоградских школах «учительский» компьютер есть почти в каждом классе. Стали приобретать интерактивные доски. На них можно не только писать и стирать. Учитель может вывести упражнение, нужное правило или домашнее задание со своего компьютера на доску в одну секунду. Ученики в свою очередь или пишут решение специальным маркером, либо касанием руки переносят с места на место геометрические фигуры, рисунки, формулы – возможности интерактивной доски не ограничены.

Учителю не надо писать восемь раз одно и то же. Просто надо создать файл, апробировать его на первой группе. Если что-то не понравилось, внести изменения. Даже домашнее задание появляется одним нажатием кнопки с компьютера учителя. Интенсивность совсем другая. То, что с обычной доской класс раньше выполнял бы весь урок, теперь можно сделать за десять минут.

Специально для уроков литературы были приобретены электронные книги – комплект на один класс.

– Все книги авторов принести невозможно просто физически. И электронные книги, в любую из которых умещается вся школьная программа, здесь незаменимы. Называешь автора, произведение, страницу – открывается в момент. Процесс делается более интересным и оперативным. Современные дети подкованы технически, и работа с такими образовательными новинками не вызывает у них затруднения, – рассказывает Лариса Тропкина.

Есть в лицее и более редкое для школы явление – собственная телестудия. Всего семь школ в нашем регионе могут похвастаться подобным оборудованием.

– У нас было закуплено оборудование для телестудии: камера, программное обеспечение, микрофоны, – рассказывает Лариса Тропкина. – Теперь уроки нередко ведутся по-новому. Домашние задания по литературе, истории, даже физике можно дать в виде создания фильма. Ребята объединяются, планируют, придумывают, ищут интересные детали по заданной теме. Даже выпускники сегодня признаются, что задания в виде подготовки фильма до сих пор в памяти, а пройденные темы не забываются спустя несколько лет.

Кардинально изменились и кабинеты технологии. Для подрастающих мужчин здесь появились современные станки, ручные инструменты. Для маленьких хозяек были закуплены швейные машинки, оверлоки, оборудована кухня с холодильником, плитой и жарочным шкафом.

А в кабинете ОБЖ теперь есть манекен для обучения детей основам первой медицинской помощи.

– Здесь все полностью электрифицировано, – показывает преподаватель Геннадий Шеховцов. – Если ученик все верно делает, то манекен сам начинает дышать, показывается кровообращение. Если что-то неверно – то загорается лампочка. Стоимость этого тренажера 76 тысяч. Но по учебнику таким важным вещам не научишься.

(Богатырев А. Школы будущего есть уже сегодня / Александр Богатырев // Вечерний Волгоград. – 2012. – 4 декабря. – С. 8.)

Протесты профсоюзов

Работа над законом «Об образовании» шла в нашей стране с 2010 г. Согласно решению федеральной власти, до конца года этот важнейший документ должен быть принят.

В законопроекте, который Госдума приняла в сентябре этого года в первом чтении, оказались утрачены принципиально значимые дополнительные гарантии и меры соцподдержки педагогических работников и обучающихся.

Краткий перечень позволяет оценить важность этих мер: так, в законопроекте не закреплены государственные гарантии в области оплаты труда педагогов; не сохранено право на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг педагогам из сельской местности, а также рабочих поселков. Кроме того, оказались исключены нормативы определения объема тех средств, которые выделяют организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Без этого невозможно сформировать стипендиальный фонд.

Также педагоги утратили право на компенсацию расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодических изданий; был снижен действующий уровень правовых гарантий граждан при ликвидации и реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности. Протест вызвало и то, что в документе отсутствует определение верхних пределов учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования. А что касается обучающихся, то для них ограничены возможности и усложнен порядок реализации предусмотренных законопроектом прав и получения соцгарантий.

В настоящий момент Профсоюз образования РФ принял Обращение к депутатам Госдумы и членам Совета Федерации. Действуя в этом ключе, волгоградская областная организация профсоюза объявила акцию по отправлению телеграмм и сбору подписей членов профсоюза под обращением Профсоюза РФ. Кроме того, были направлены письма депутатам Волгоградской областной думы и депутатам Госдумы от региона с разъяснением предложений профсоюза по внесению поправок в законопроект.

К протесту в настоящее время присоединились студенты вузов Волгограда. Они проводят акцию «Такой закон нам не нужен», направляют телеграммы в Государственную думу, требуя закрепить в законе гарантированный минимальный размер государственной стипендии и размер платы за проживание в общежитии в объеме не более 5 % от госстипендии.

(Профсоюзы выступают против нового закона об образовании // Волгоградская правда. – 2012. – 6 декабря. – С. 10.)

Подготовка к ЕГЭ

В регионе начата подготовка к ЕГЭ, информирует министерство образования и науки Волгоградской области. В этом сезоне, по прогнозам, Единый государственный экзамен будут сдавать около 13 тысяч молодых людей.

– Существенных изменений в порядке сдачи ЕГЭ пока не произошло, – поясняет консультант министерства Надежда Додина. – Основные его сроки – в мае-июне, досрочный период – в апреле. До 1 марта нужно подать заявление о том, какие ЕГЭ ты выбираешь. Минобрнауки напоминает, что опаздывать нельзя. Особенно это касается выпускников прошлых лет, которые действуют самостоятельно.

Выпускники предыдущих лет, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию и выпущенные из школы со справкой вместо аттестата, подают заявления в свою школу. Выпускники прошлых лет и лица, получившие среднее образование за пределами России, обращаются в районный комитет по образованию по месту жительства. Таких ожидается порядка двух тысяч человек.

Выпускники текущего года организованно пишут заявления о сдаче ЕГЭ по месту своего обучения. Ребята, поступившие в училища и техникумы после 9 класса, могут подать заявление руководителю своего учебного заведения.

Правительство РФ утвердило список вузов, которые получили право проводить в 2013 году дополнительные вступительные испытания профильной направленности помимо Единого государственного экзамена. Волгоградских университетов среди них нет.

На сайте www.ege.edu.ru уже появились демоверсии ЕГЭ 2013 года.

В следующем году на написание ЕГЭ по математике планируется выделить на 5 минут меньше (235 минут), сообщает о проекте сайт Федерального института педагогических измерений. Решение сократить экзамен принято в соответствии с требованиями СанПиН. При продолжительности экзамена больше четырех часов школьников должны обеспечивать питанием. Время выполнения работы по русскому языку может быть увеличено на полчаса и составит 210 минут вместо прежних 180. Единый госэкзамен по русскому языку и математике обязаны сдавать все школьники по окончании 11 класса.

(Гречухина Ю. Собирайся на ЕГЭ / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 14 декабря. – С. 2.)

Дистанционное обучение детей-инвалидов

В нашем регионе участниками проекта дистанционного обучения детей-инвалидов стали более 500 человек. Все они получили комплекты программно-технических средств. В следующем году в проект вольются еще 40 учеников, которые в силу проблем со здоровьем не могут посещать общеобразовательное учреждение.

В Волгоградской области работает два центра дистанционного образования детей-инвалидов. Один на базе лицея «Лидер», другой при лицее № 8 «Олимпия». В районах области организовано 10 опорных школ, которые представляют собой мини-центры. Они оснащены оборудованием, там есть штат педагогов. Уроки, проходящие в них, ничем не отличаются от уроков в общеобразовательной школе. Также с помощью информационных технологий в центре организуют онлайн-конкурсы для учеников, совместные праздники.

– Чтобы воплотить проект в жизнь, нужно компьютерное оборудование, как у педагога, так и у ребенка, и Интернет, – говорит руководитель информационно-технического отдела центра Дмитрий Глуховской. – У нас есть наборы оборудования для соответствующих видов заболевания, рекомендованные Министерством образования. Например, для детей, имеющих проблемы со зрением или с опорно-двигательным аппаратом, это всевозможные роллеры, сенсорная клавиатура, Брайлевские принтеры и мониторы, кнопки, заменяющие мышку, которые крепятся на одежду.

Все это оборудование предоставляется ученикам во временное безвозмездное пользование. В планах оставлять его ребятам не только на время учебы в школе, но и для обучения в вузе.

(Шадчина В. Открыть ребенку весь мир / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2012. – 14 декабря. – С. 3.)

Школьные автобусы оснастят навигационным оборудованием

Школьные автобусы в Волгоградской области будут оснащены комплектами бортового навигационно-связного оборудования ГЛОНАСС/GPS/GSM, подключенного к сети «МегаФон».

Для работы этого оборудования оператор предоставил специальные термостойкие SIM-карты. Работа ведется в рамках ведомственной целевой программы, реализуемой комитетом информационных технологий и коммуникаций. Информация от бортовых терминалов в автоматическом режиме передается в единый программный комплекс, выполняющий мониторинг передвижения и состояния транспорта. Получаемые данные поступают диспетчерам государственных и муниципальных автотранспортных предприятий, а также аккумулируются на сервере региональной навигационно-информационной системы правительства Волгоградской области.

Эта система позволит осуществлять целый комплекс мер дистанционного контроля безопасности школьных автоперевозок. Диспетчеры смогут отслеживать, где находится автобус, с какой скоростью он движется, а также определять ряд сопутствующих эксплуатационных характеристик транспортного средства. Сам водитель при необходимости сможет вызвать спасательные службы с помощью «тревожной кнопки». Бортовыми терминалами, подключенными к сети «Мегафон», будут обеспечены более 400 автобусов, перевозящих в течение учебного года более 50 000 школьников из почти 200 школ по всей территории Волгоградской области. Дистанционный контроль поможет предупреждать возникновение внештатных ситуаций в дороге и быстро обеспечить помощь в случае их возникновения.

(Более 400 школьных автобусов оснастят ГЛОНАСС // Волгоградская правда. – 2012. – 15 декабря. – С. 2.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru