В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (ноябрь 2012 г.)

7 декабря 201222:23
Новости образования

Сайт для торговли инновациями

Минобрнауки запланировало создать интернет-ресурс, с помощью которого планируется поддержать трансфер осуществленных на федеральные деньги разработок в реальный сектор экономики.

Сама по себе система должна помочь инновационным компаниям отслеживать перспективные научные разработки с последующим выкупом, финансированием и развитием технологии. Сайт будет собирать, хранить и обрабатывать данные о последних инновационных разработках, проектирование которых уже завершено. Будущим инвесторам будет предоставлена полная информация о разработках.

На сегодняшний день большинство коммерческих инновационных разработок исходит из научно-исследовательских или обычных высших учебных заведений.

Ранее, в соответствии с Гражданским кодексом, научные достижения, изобретения, различные секреты производства, пилотные или промышленные образцы признавались результатом интеллектуальной деятельности и закреплялись за вузом, а следовательно, не могли быть переданы третьей стороне.

Согласно новому закону «Об образовании», который должен вступить в силу со следующего года, вузы, занимающиеся инновационной и исследовательской деятельностью, при получении инновационного продукта могут свободно распоряжаться правами на данный продукт, даже если финансирование осуществлялось за счет бюджетных средств.

Например, если вуз выложил на данном ресурсе инновационную разработку, которая заинтересовала несколько компаний, то он может пойти несколькими путями: предложить работу на паритетной основе, продать эксклюзивные права на разработку или передать ее в «залог» (другими словами, отдать в кредит).

(Панов П. Минобразования создает сайт для торговли инновациями / Павел Панов // Интер. – 2012. – 9 ноября. – С. 3.)

Учителей исключили из пенсионной реформы

Правительство отложило решение вопроса реформирования досрочных пенсий бюджетникам в образовании и здравоохранении. Минтруда планирует начать его детально прорабатывать только во втором полугодии 2013 года, рассказали в министерстве. При этом все основные законопроекты, подготовленные в рамках пенсионной реформы, согласно поручению президента, должны быть внесены в Госдуму до 15 декабря, но ни в одном из них о врачах и учителях речи не идет. Профсоюзы крайне возмущены, что до неопределенного срока врачи, учителя и их работодатели будут находиться в полном неведении относительно сохранения прав на досрочные пенсии. Они будут продолжать настаивать на организации обсуждения с профильными министерствами – Минтруда, Минобрнауки и Минздравом.

Стратегия развития пенсионной системы до 2030 года от Минтруда (опубликована в августе) предусматривает постепенный отказ от выплаты до-срочных пенсий учителям, врачам и творческим работникам за счет поэтапного увеличения нормативного стажа. Сейчас медики и педагоги имеют право на получение досрочной пенсии при стаже не менее 30 лет. Стратегией предлагается установить нормативный стаж на уровне 40 лет, но после замечаний президента Владимира Путина в доработанном варианте документа, который будет представлен к 15 ноября, эта цифра будет скорректирована.

На вопрос, определилось ли министерство, как именно менять систему досрочных пенсий для врачей и учителей, в Минтруда ответили, что вопрос обсуждается.

В Минобрнауки (правительство в 1990-е годы по просьбе Ми-нобрнауки и Минздрава вводило льготные пенсии этим категориям работников, чтобы компенсировать им крайне низкие зарплаты) не смогли предоставить комментарий.

(Ушакова Д. Врачей и учителей исключили из пенсионной реформы / Дина Ушакова // Интер. – 2012. – 7 ноября. – С. 1.)

Детям разрешат выбирать родной язык

Комитет Госдумы по делам национальностей готовится к внесению поправок в закон «О государственном языке». Депутаты собираются сделать добровольным выбор родного языка для изучения в школе, рассказал глава комитета по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев.

По замыслу авторов законопроекта, каждый ребенок или его родители смогут выбрать, изучать ли им русский, татарский, башкирский или другой язык в качестве родного. Пока, согласно нынешнему законодательству, эта прерогатива находится в компетенции региональных властей.

Поводом для изменения закона стали обращения родителей школьников из национальных республик, в частности из Татарстана и Башкирии. Они попросили вмешаться в образовательную политику этих территорий. Пользуясь законодательными пробелами, руководство местных школ вынуждает русскоязычных школьников изучать национальный язык – татар-ский или башкирский – наравне с государственным русским.

Согласно постановлению правительства Татарстана, в республике государственными языками признаны татарский и русский. Преподавание татарского начинается еще в детском саду – по 2 часа в неделю. В общеобразовательных школах оно увеличивается до 5-6 часов в неделю.

68-я статья Конституции признает государственным русский язык на всей территории Федерации. Но республики вправе вводить свои национальные языки наряду с государственным русским.

В Министерстве образования Башкирии в ответ на все проявления недовольства родителей ссылаются на республиканский закон об образовании, в котором говорится об обязательном изучении титульного языка. Но как в Конституции, так и в местном законе РБ речь идет лишь о добровольном изучении. К примеру, в платных школах республик обязательность изучения местных языков отсутствует.

По мнению представителей Комитета по делам национальностей, это напрямую затрагивает права русского населения в национальных республиках. В общеобразовательных школах Башкирии русский язык изучают 2-3 часа в неделю, часы его преподавания сокращены на 30–40 %. Около 70 % татар, башкир и т. д. признаются, что отдали бы предпочтение русскому при обучении как более ходовому языку, говорят в комитете.

– «Благодаря» недосмотру Рособрнадзора, Минобрнауки и самих местных властей субъектов национальные языки изучают в ущерб государственному языку – русскому, – сетует Гаджимет Сафаралиев. – Получается, что русский ученик изучает татарский язык как родной. После внесения поправок в закон о статусе он сможет сам выбирать, какой язык ему изучать в качестве родного.

Замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин не исключает, что в перспективе востребованность республиканских языков может сойти на нет, если поправки о добровольном выборе родного языка заработают.

(Жермелева О. Детям разрешат выбирать родной язык / Ольга Жерме-лева // Интер. – 2012. – 6 ноября. – С. 2.)

Нарушение прав студентов-инвалидов

Депутат Госдумы единоросс Владимир Бурматов направил запросы в Генпрокуратуру, федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, а также в Роспотребнадзор с требованием обратить внимание на факты нарушения прав студентов-инвалидов в российских вузах. В частности, он просит проверить расходование Челябинским госуниверситетом средств на создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями.

Поводом для обращения в госорганы стало письмо на имя депутата от общественной организации «Социальная инициатива», которая провела мониторинг «доступности Челябинского госуниверситета для людей с ограниченными возможностями».

Этот вуз, по словам депутата, получил «статус методического центра в области реализации профессионального образования для людей с инвалидностью». Более того, вуз получает гранты по беспрепятственному получению образования инвалидами.

Мониторинг «Социальной инициативы» показал, что учебное заведение оказалось недоступным для людей с инвалидностью.

Отсутствие элементарного пандуса у входа, высокие пороги, узкие пролеты, отсутствие возможности подняться на верхние этажи, отсутствие специальных туалетов для инвалидов делают невозможным нормальное обучение людей с ограниченными возможностями в Челябинском госуниверситете, – констатировали активисты организации.

По словам Владимира Бурматова, речь идет о том, что, по данным статистики, только от 5 до 20 % вузов в России имеют специальные условия для людей с ограниченными возможностями. Проблема же заключается в том, что некоторые вузы активно привлекают для обучения инвалидов со всей страны, как ЧелГУ, однако при этом не обеспечивают людей элементарными условиями. По результатам проверки будут сделаны оргвыводы и вузы, которые позиционируют себя как доступные для обучения инвалидов, пройдут дополнительную проверку.

(Субботина С. Вузы заподозрили в показухе и обмане инвалидов / Светлана Субботина // Интер. – 2012. – 2 ноября. – С. 3.)

Вузы выведут в пригороды

В рамках проекта «дорожной карты» по созданию «Национальной системы компетенций и квалификаций» Агентство стратегических инициатив (АСИ) предлагает создать систему университетских городков с полноценной вузовской инфраструктурой, где студенты смогут не только проходить обучение и проживать, но и иметь свободный доступ к библиотекам, лабораториям, спортивным площадкам, паркам и культурным центрам.

На сегодняшний день Министерство образования и науки, согласно госпрограмме развития образования, отобрало пять вузов для переезда и создания кампусов. Пока данная инициатива коснулась лишь московских вузов, из которых в ближайшем будущем переедут за МКАД РУЭ имени Плеханова, НИЯУ МИФИ, МГТУ, МИ-РЭА и МГИУ. АСИ в то же время предлагает добавить уже к выбранным вузам еще 50 по всей стране и выделить им землю под кампусы.

При этом речи о закрытии исторических зданий не идет – вопрос в большей мере вызван потребностью в дополнительных помещениях для проведения учебных и научных работ.

В Министерстве образования и науки подтвердили, что данное предло-жение поступило и находится в стадии рассмотрения.

В АСИ считают, что частные инвесторы могут активно проявить себя в развитии студенческих городков и получить свою выгоду. Агентство предлагает схему, при которой инвесторы, финансируя часть новых зданий на территории кампуса, могут получить взамен старые территории университетов, которые подходят для ведения бизнеса, но не годятся для создания современной университетской среды.

Данная идея была поддержана и профильным комитетом Госдумы. Депутат от «Единой России» Владимир Бурматов заявил, что поддержит перенос части московских вузов в регионы.

В настоящий момент кампусы уже построили в Сколковском технологическом институте и Дальневосточном федеральном университете на острове Русский, а в Татарии проект реализуется совместно с американским университетом Карнеги Меллон. Предполагается, что через три года студенческими городками обзаведутся Воронеж, Пермь, Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Томск и Москва.

(Панов П. 50 российских вузов предлагают вывести в пригороды / Павел Панов // Интер. – 2012. – 2 ноября. – С. 7.)

Новые профессиональные стандарты

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, выступая в рамках Правительственного часа в Совете Федерации, сделал сенсационное заявление. Оказывается, программа модернизации региональных систем общего образования подразумевает обязательную аттестацию учителей не реже одного раза в год.

По словам министра, с 2013 года будут вводиться новые профессиональные стандарты для учителей, которые будут учитывать проведение оценки «по единым критериям на всей территории РФ». В связи с этим все педагоги начальной и общей школы пройдут обязательное повышение квалификации.

Интересно в этом свете выглядит и инициатива председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Сообщив, что только 8–15 % выпускников педвузов идут работать в сферу образования, спикер предложила подумать о том, чтобы установить для них обязательную отработку в школах после получения диплома.

(Донатович С. Учителей будут ежегодно проверять на профпригод-ность? / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2012. – 6 ноября. – С. 2.)

План развития ведущих вузов

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил план по развитию и по-вышению конкурентоспособности ведущих университетов России среди мировых научно-образовательных центров. Соответствующую задачу перед правительством поставил Президент РФ Владимир Путин.

Согласно документу планируется провести независимую оценку текущего состояния международной конкурентоспособности российских вузов и конкурсный отбор университетов-участников, которые получат государственную поддержку. Затем будут разработаны «дорожные карты» по продвижению вузов РФ в мировых рейтингах.

План предусматривает обновление управленческих команд университе-тов, в которые должны войти специалисты международного уровня, привлечение в вузы перспективных молодых преподавателей и ученых. Кроме того, до 2015 года вузам предстоит внедрить не менее 80 новых образовательных программ в партнерстве с ведущими зарубежными и рос-сийскими университетами, а также выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты совместно с высокотехнологичными компаниями.

Конкурсный отбор университетов состоится в марте 2013 года, после чего правительство утвердит перечень ведущих вузов, которым будет предоставлена господдержка.

(Ветров И. Правительство утвердило план развития ведущих вузов / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. – 6 ноября. – С. 2.)

Фотоконкурс

Минобрнауки РФ и Интернет-портал «Рамблер» был проведен фотоконкурс «Мы создаем Россию!», который завершился 13 ноября 2012 года. Цель акции – повысить привлекательность среднего профессиональ-ного и высшего технического образования.

К участию в конкурсе была приглашена молодежь. Принимались фото-графии, показывающие личность молодых специалистов и ученых и отражающие суть их профессии. Для участия в проекте было необходимо разместить фотографию на странице prof.rambler.ru. Победителей в трех номинациях: «Я – студент», «Я – молодой специалист» и «Я – молодой ученый» – определят пользователи Рунета путем голосования. Лауреаты получат ценные призы.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 2 ноября. – С. 3.)

Укрупнение по-московски

Комиссия Мосгордумы по образованию и молодежной политике рас-смотрела проблему реорганизации столичных школ. В рамках процесса укрупнения к обычным школам начали присоединять специальные учреждения открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

(Симонов А. Укрупнение по-московски / Александр Симонов // Учитель-ская газета. – 2012. – 6 ноября. – С. 2.)

Олимпиады будут транслировать в Интернете

Перечень интеллектуальных состязаний, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников (РСОШ), и сроки проведения очных и заочных туров будут опубликованы в ноябре. Результаты экспертной оценки заявок организаторов, предшествовавшей формированию списка, огласил председатель РСОШ Виктор Садовничий на заседании совета, посвященном совершенствованию интеллектуальных соревнований в 2012/2013 учебном году. Соответствовать высоким требованиям комиссии, по его словам, смогли не все, поэтому «сильные вузы с устоявшимися олимпиадными традициями должны объединяться в консорциумы для методического оформления и распространения стандартов качества». Всего от потенциальных организаторов соревнований в 2012/2013 учебном году поступила 341 заявка из 36 субъектов всех восьми федеральных округов, наибольшее число – на проведение олимпиад по математике (61), по физике (45) и по обществознанию (33), наименьшее – по нанотехнологиям, экологии, международным отношениям и глобалистике (по 1).

Выполняя поручения правительства, совет подготовил предложения по критериям отбора олимпиад и совершенствованию государственного и общественного контроля за их прозрачностью и результативностью. Решено включать в перечень только те соревнования, организация которых соответствует уровням «хорошо» и «отлично». Кроме того, РСОШ намерен значительно расширить и активизировать информационную деятельность своего «Интернет-портала «Мир олимпиад». Создается система «Олимпиады – антиплагиат», позволяющая вести непрерывный компьютерный мониторинг олимпиадных заданий. Причину этого нововведения пояснила генеральный секретарь РСР, член Президиума РСОШ Ольга Каширина:

– Приоритетом деятельности Совета олимпиад является повышение качества методического и организационного обеспечения интеллектуальных соревнований. Мы столь серьезно ориентированы на вопросы качества, поскольку именно с ним связана действенность олимпиад как образовательного и профессионального лифта для талантливых ребят. От этого во многом зависит, пополнится ли наша наука и экономика талантливыми кадрами.

В вопросе качества олимпиады большую роль играют задания, предлагаемые участникам. Они отличают олимпиады от ЕГЭ, придают творческий характер состязаниям, чем, по сути, призваны привлекать школьников и студентов. Именно за подход к составлению заданий, за их качество, оригинальность, творческий, а не тестовый характер присуждаются 50 % баллов при оценке заявок организаторов олимпиад на включение в ежегодный Перечень Минобрнауки.

Сегодня экспертными комиссиями РСОШ проверяется большинство олимпиадных заданий. Но при этом достаточно сложно выявить те, которые имеют сходную типологию с уже существующими задачами или попросту с них скопированы. Теперь предполагается, что после проведения олимпиад все задания, предложенные их участникам, будут поступать в единую базу данных РСОШ. И впоследствии при подаче заявок организаторов они будут сличаться с этой базой.

Это очень важный принцип отбора олимпиад: все задачи, которые предстоит решать их участникам, должны быть новыми – как по типу, так и по содержанию. Благодаря системе «Олимпиады-антиплагиат» недобросовестное заимствование будет исключено.

В ближайшее время Совет олимпиад примет решение о том, будет ли для этой задачи адаптирована одна из существующих программных систем по борьбе с плагиатом, или сформирован новый программный продукт, который учтет все специфические особенности организации интеллектуальных соревнований.

С помощью портала можно будет следить и за профессиональными до-стижениями победителей и призеров: в базе «РСОШ для экономики» сконцентрируются портфолио с соответствующими данными. Совет также обещает обеспечить онлайн-трансляции очных туров на «Мире олимпиад» и сайтах учреждений, получивших право на проведение интеллектуальных состязаний, и открыть всероссийский Форум участников и организаторов олимпиад. Не останутся в стороне и работодатели: для усиления профориентационной компоненты олимпиадного процесса они будут привлекаться к взаимодействию со школьниками в периоды между турнирами. Присутствие в перечне предложено считать ключевым критерием отбора олимпиад для получения ими государственной поддержки.

(Возовикова Т. Предусмотрен присмотр / Татьяна Возовикова // Поиск. – 2012. – 2 ноября. – С. 4.)

Списки на вымирание

Министерство образования и науки РФ сделало решительный шаг в сторону серьезного сокращения вузов: составило список вузов с признаками неэффективности. Из 502 госвузов таковых оказалось 134. Вузовское сообщество теперь лихорадит. Ведь за «признаками», как уже объявлено, последуют меры. Причем в этот раз жесткие и быстрые.

Когда год назад обозреватель «НГ» держала в руках перечень 50 критериев отбора вузов, предоставленный Российским союзом ректоров (РСР) и дающий право высшим школам получать финансирование для приема студентов на бюджетное обучение, то даже не подозревала, что так скоро эти критерии понадобятся Минобрнауки РФ и для работы по сокращению числа вузов. Тогда было понятно лишь, что критерии послужат механизмом для отъема части бюджетных денег у некоторых вузов. Ну а с недофинансированием вуз, конечно, обречен на вымирание. Но медленное.

А в то, чтобы вот так – запрягли, а затем быстро поехали, – еще год назад верилось не особо. Сегодня результаты деятельности Минобрнауки в этом на¬правлении превзошли все ожидания. Судите сами: поручения от председателя правительства даны 17 мая этого года. И сразу после этого начались кон¬сультации с вузами. Затем пошли поспешные слияния высших школ. И первые выступления недовольных студентов и преподавателей. С 15 августа по 15 сентября по вузам собирали информацию на соответствие этим 50 критериям. После этого случилась настоящая паника среди некоторых ректоров. Быстро стали создаваться всякие вузовские и межвузовские ассоциации и сообщества. Ректоры щедро давали интервью и созывали пресс-конференции.

И, кстати, нынешние основные показатели, по которым отбирались «неэффективные» вузы, были одобрены и Российским союзом ректоров, и Ассоци¬ацией ведущих вузов. Теперь межведомственным комиссиям на местах, которые созданы, чтобы согласовать перечень «неэффективных» вузов с регионами, тоже приказано не сбавлять темп. Им нужно утвердить все согласования в течение недели, с 6 по 14 ноября. Далее, в течение трех месяцев, учредители этих заведений и руководство региона подготовят предложения президенту об улучшении ситуации. Ну а выбор у «проштрафившихся» невелик: им предлагается либо сменить собственное руководство, либо присоединиться к более сильному вузу.

В общем, такой активности от Минобразования никто не ожидал. Напомним, что в июле этого года Владимир Путин дал поручение Минобрнауки утвердить еще только план реструктуризации слабых вузов до мая 2013 года. А тут уже и списки, и давление, и выжимание неугодных... Возможно, такой прыти и последующей реакции общества не ожидало и высшее руководство страны.

В результате поспешности Минобрнауки в очень короткий срок отстраняется от своей работы целая армия политически активных, интеллигентных, энергичных, зрелых, с прогрессивным мировоззрением людей, личная трагедия которых легко может привести их в стан недовольных общим положением дел в стране. Есть над чем задуматься.

А как долго пеняли главе Рособрнадзора на «невозможность резьбы ножом по живому». Но женское сердце слабее мужского, и сегодня на «рас-стрельную» должность главы Рособрнадзора назначен бывший заместитель Любови Глебовой – Иван Муравьев, молодой человек 30 лет. И это тоже выглядит показательно. Ведь все мы помним, что, когда у нас наверху хотят действовать решительно и не оглядываясь, назначают обычно исполнителей без академического и партийного прошлого. На Муравьева же возлагается самая ответственная и суровая миссия – карать.

Собрать в короткий срок все вузы до «кучи» осязаемого размера (в течение последних двух лет назывались разные итоговые цифры вузовского братства – то ли в 120, то ли в 350 вузов), а потом сократить прием на бюджет – это, в общем-то, драконовские меры для всех, привыкших к роскоши массового го¬сударственного высшего образования в 1500 вузах и их филиалах.

«Плохие результаты вуза или филиала – не приговор...» – написал в своем Twitter министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Через три месяца станет не только понятно, но и даже очевидно, что кому-то это и приговор.

(Савицкая Н. Списки на вымирание / Наталья Савицкая // Независимая газета. - 2012 – 7 ноября. – С. 4.)

Каждая школа получит по храму

Такую возможность предоставляют изменения в законах «О свободе совести и религиозных объединениях» и «Об образовании».

Государственной Думой РФ 17 октября в первом чтении был принят проект Федераль¬ного закона «Об образова¬нии». Сопровождается он еще одним законопроектом «О внесении изменений в отдель¬ные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «Об образовании» и признании ут-ратившими силу некоторых законодательных актов РФ». Благодаря прописанным там нововведениям религиозные организации рассчитывают на устройство во всех учебных заведениях молитвенных ком¬нат, а учитывая, что в культуре большинства религий семьи многодетные, – на территори¬ях школ вполне могут по¬явиться и церковные здания. Все это следует из изменений в Законе «О свободе совести и ре¬лигиозных объединениях», предложенных юридической службой Московской Патриархии.

Предлагается ввести правку в статью 48, регламентирую¬щую места для проведения ре¬лигиозных обрядов. Ее хотят дополнить следующей фра¬зой: «Религиозные обряды мо¬гут также проводиться в зда¬ниях (строениях) религиозного назначения, расположен¬ных на территории образова¬тельных организаций, а также в помещениях, специально выделяемых администрацией таких организаций, по прось¬бе совершеннолетних обучаю-щихся или родителей (закон¬ных представителей) несовер¬шеннолетних обучающихся этих образовательных органи¬заций».

Теперь к практике. Есть ви¬димый позитив от изменения закона. Напри-мер, протестан¬ты в России по количеству за¬регистрированных организа¬ций находятся на втором месте после православных верую¬щих и широко представлены во всех субъектах Федерации, за исключением, может быть, только Чеченской Республики. Традиционно евангельские ве¬рующие активны и ревностны в вере. Социологические опросы показывают, что протестан¬ты не реже одного раза в неде¬лю посещают церковь и еже¬дневно выделяют время для совершения молитв. С введе¬нием новой нормы детям не потребуется тратить время на дорогу до своих храмов, свя¬щеннослужители смогут про¬водить для них богослужения прямо в школах и вузах.

Не составит труда после вступления в силу данных из¬менений организовать подачу ходатайств о выделении спе¬циальных помещений для мо¬литв, а при большем количест¬ве учащихся нашей конфессии – и выделении земли для стро¬ительства небольшого церков¬ного здания.

С другой стороны, при при¬нятии изменений вызывает определенные опасения тот факт, что аналогичную воз¬можность получают все заре-гистрированные религиозные организации. В минюстовском реестре есть такие верования, некоторые детали религиоз¬ных обрядов которых весьма специфичны. Они могут со¬провождаться, например, бие¬нием в бубен или барабан, вхождением в трансовое со¬стояние, возжиганием огня, ритуальными танцами, прине¬сением в жертву животных, де¬нег, пищи и даже «огненной воды». Как это будет выгля¬деть в стенах школы, как это повлияет на других детей – во¬прос. Причем благодаря увели¬чению миграции населения внутри страны представители различных религиозных тра¬диций уже не живут локально, а распространены во всех субъектах Российской Федера¬ции.

Другим возможным итогом этих нововведений станет борьба, которую самые раз¬личные религиозные органи¬зации начнут за захват школь¬ных территорий. Получить землю в Москве для строи¬тельства мечети или молит-венного дома, как мы видим из последних событий, прак¬тически нереально, а благода¬ря предложенным поправкам достаточно одного заявления от учащегося и согласия ди¬ректора.

В связи со всем вышеска¬занным у меня возникает все¬го один, но очень серьезный вопрос: какой враг веры, Церк¬ви и государства придумал и пытается «по-тихому» провес¬ти данную поправку в Закон «О свободе совести и религи¬озных объединениях»?

(Бендас К. Каждая школа получит по храму // Независимая газета. НГ-религии – 2012 – 7 ноября. – С. 4).

Кавказ закрывается от России хиджабом

История со школой на Ставрополье вынудила власть окоротить притязания клерикалов.

В Москве и ряде российских регионов после пятничных про¬поведей в мечетях 2 ноября има¬мы объявили о сборе подписей против запрета ношения хиджабов в государственных школах.

Все началось с того, что 15 ок¬тября в «Вестях» появился ре¬портаж о том, что в селе Кара-Тюбе в Ставропольском крае не¬сколько школьниц ходят на заня¬тия в хиджабе. Директор Марина Савченко запретила этим девочкам переступать по¬рог школы с покрытой головой. 16 октября ситуация освещалась в вечерних новостях Первого ка¬нала. Полномочный представи¬тель президента в Северо-Кав¬казском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин дал в телеэфире свою оценку си¬туации. Он выступил в поддерж¬ку директора школы и заявил, что Россия – «светское государ¬ство, где признаются права чело¬века на духовное религиозное образование».

Примерно в то же время похо¬жее заявление звучит из уст гла¬вы комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Яро¬слава Нилова. «Учащиеся любых общеобразовательных учрежде¬ний, за исключением специали¬зированных конфессиональных школ (христианских, мусульман¬ских, еврейских, буддийских и т.д.), в которых могут быть свои внутренние установления, на территории России должны со-блюдать форму одежды, предус¬мотренную уставом данного светского учебного заведения (школы)», – говорится в сообще¬нии, распространенном пресс-службой депутата. В конце сентя¬бря тот же думский комитет одо¬брил внесенные ЛДПР (Нилов состоит в этой партии) и «Еди¬ной Россией» поправки в Уголов¬ный кодекс, ужесточающие от¬ветственность за оскорбление чувств верующих.

Многие правозащитники счи¬тают, что запрет на ношение хиджаба в школе ущемляет права му¬сульманок, которые должны вы¬бирать между своими религиоз¬ными убеждениями и правом на общедоступное образование. Однако Нилов предпочел сосредоточиться на обсуждении опасности, которую несет национальная и религиозная сегрегация в одежде: «Подобное разделение может привести к психологическому давлению на учащихся, стать причиной комплексов у детей, способствовать конфликтам между ними».

Эту позицию поддержала про¬куратура Нефтекумского района Ставро-польского края, в которую обратились с жалобой родители школьниц. «В ходе проверки уста¬новлено, что учащиеся школы № 12 посещают образовательное уч¬реждение в религиозно-нацио¬нальной одежде, чем подчеркива¬ют свое предпочтительное отно¬шение к религиозному объедине-нию, что... оказывает негативное влияние на образовательный процесс в школе». Пя¬ти сотрудникам школы, не препятствовавшим посещению шко¬лы ученицами в хиджабах, выне¬сено предупреждение.

Как сообщила «НГР» старший научный сотрудник отдела срав-нительной регионалистики Цен¬тра цивилизационных и регио¬нальных исследований РАН На¬йма Нефляшева, популярность хиджаба на Северном Кавказе в последнее время значительно выросла ввиду стремительных процессов исламизации местного населения.

Селение Кара-Тюбе, населен¬ное ногайцами, одним из кавказ¬ских этносов, посещавшие его журналисты описывают так: «Девочки в платках на улицах – обычное дело». Но в школы до начала текущего учебного года школьницы с покрытой головой не приходили. В этом учебном году конфликты начали вспыхи¬вать в Нефтекумском и соседних районах на востоке Ставрополья один за другим. Как сообщила «ИГР» сотрудница пресс-служ¬бы Ставропольского муфтията Нурия Садыкова, начиная с сен-тября к краевому муфтию Му¬хаммеду Рахимову обратились шесть делегаций от верующих, чьих детей не пускали в хиджабах в школы.

За по¬следние годы в регионе не раз фиксировались попытки запре¬тов ношения хиджабов в школах и убийства особенно активно на¬стаивавших на этом директоров школ. 23 сентября 2010 года в по¬селке Шамхал Кировского района Махачкалы была расстреляна из автомата директор средней шко¬лы Патимат Магомедова. В ночь на 9 июля 2011 года в селе Совет¬ском Магарам Кентского района Дагестана был застрелен из пис¬толета директор средней школы Садикуллах Ахмедов. После вто¬рого убийства президент Дагес-тана Магомедсалам Магомедов заявил, что никаких запретов на ношение платка в школах и вузах республики вводиться не будет. Издание «Кавказский узел», оп¬росившее в апреле в Дагестане представителей правозащитных организаций и независимых СМИ, пишет, что запрет на но¬шение хиджаба в школах и вузах действительно был снят.

Президент Владимир Путин на встрече с активом Общероссийского фронта 18 октября обозначил свою позицию по поводу конфликта на Ставрополье так. С одной стороны, «нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей», но «у нас светское государство, и именно из этого мы должны ис¬ходить». «У нас многоконфессио¬нальное государство, но есть оп¬ределенное общее правило свет¬ского государства – у нас Церковь отделена от государства, – под¬черкнул президент. – Вот это очень важная составляющая нашей жизни на сегодня и на завт¬ра». Он предложил «посмотреть, как такие вопросы решаются в европейских государствах». Судя по тому, что вслед за этим губер¬натор Ставро-польского края рас¬порядился ввести в регионе еди¬ную школьную форму, а проку¬ратура вынесла предупреждение тем, кто готов допустить мусуль-манок в хиджабах в школы, речь, скорее всего, шла о примере Франции. В 2004 году в этой стра¬не был принят закон, запрещаю¬щий ношение в образовательных учреждениях любой религиозной одежды и символики, не только хиджабов, но и нагрудных хрис¬тианских крестов или иудейских кип.

Возможно, светский разворот государства коснется не только школьной формы, но и в целом роли религии в обществе, осо¬бенно на Северном Кавказе. Го¬воря 18 сентября о госуправле¬нии в Дагестане, Путин сделал упор и на такой момент: «Что очень важно, мы не можем для одного региона страны ввести одни правила, а для других реги¬онов – другие пра-вила, иначе это разрывает общее политическое поле страны, у нас страна пере¬стает быть единым государст¬вом». Об этом же 25 октября за¬явил СМИ полпред президента в СКФО Хлопонин: «Я повторяю и буду повторять: Россия – это светское государство, независи¬мо, Ставропольский это край, Татарстан, Дагестан или Чечня». По сути, это ответ на не раз зву¬чавшие в последние годы пред¬ложения о том, чтобы признать тот же Дагестан «исламской рес¬публикой» (см. «НГР» от 18.05.11).

(Мальцев В. Кавказ закрывается от России хиджабом / Владислав Мальцев // Независимая газета. НГ-религии -2012 – 7 ноября. – С. 4.)

Успешный и холостой

Рособрнадзор возглавил 30-летний Иван Муравьев. Иван Муравьев – успешный госслужащий и завидный жених. За 2011 год он заработал 1,1 млн р. Имеет два высших образования. До 2006 года работал в коммерческих структурах, затем перешел на госслужбу и сделал стремительную карьер, пройдя за 4 года путь от советника отдела взаимодействия с палатами парламента и Минздравсоцразвития до зама главы Рособрнадзора.

(Марков И. Успешный и холостой / Игорь Марков // Российская газета. Неделя. – 2012. – 8 ноября. – С. 2.)

Вниманию абитуриентов-2013 и их родителей!

Ближайшей весной «Российская газета. Неделя» планирует опубликовать «Полезную книжку» для тех, кто будут поступать в вузы. Вы получите полную и точную официальную информацию о том, в какой институт или университет можно поступать, не опасаясь, что его закроют, признают «неэффективным», объединят с другими или просто переведут в соседний город.

(От редакции. Вниманию абитуриентов-2013 и их родителей! // Российская газета. Неделя. – 2012. – 8 ноября. – С. 4.)

ЕГЭ трехлетней выдержки

Ко второму чтению закона «Об образовании в РФ» в Госдуме будет внесена поправка о продлении срока действия сертификата о сдаче ЕГЭ до трех лет.

Эту инициативу единогласно поддержали члены Общественного совета при Минобрнауки России. Напомним, что в настоящее время сертификат о результатах единого госэкзамена дей¬ствует два года.

Кроме того, Общественный совет единогласно одобрил инициативу об отказе от использования показателей ЕГЭ при оценке работы региональных властей. «Пока будет такой критерий, как сдача ЕГЭ, будет социалистическое соревнование. Губернатор не может отвечать за результаты ЕГЭ, он отвеча¬ет за материально-техническое снаб¬жение школ и зарплату учителей», – считает член Общественного совета, заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

Отметим, что единый государствен¬ный экзамен в ближайшее время ждут серьезные изменения. В ЕГЭ по иност¬ранному языку с 2013 года планирует¬ся ввести устный компонент. Также в следующем году начнутся апробация и внедрение компьютерной системы те¬стирования по информатике и ИКТ. К концу 2013 года будет разработана тех¬нология проведения дистанционного ЕГЭ: в такой форме экзамен смогут сдать дети-инвалиды или выпускники, проживающие в отдаленных районах

(Донатович С. ЕГЭ трехлетней выдержки / Сергей Донатович // Учи-тельская газета. – 2012. – 20 ноября – С.2.)

Цитата

«Эффективность образования измеряется не примитивной сиюминутной бухгалтерией, но той отдачей, которую принесут выпускники стране, став специалистами. Поэтому главными критериями оценки вузов должны быть образовательные результаты и социальная миссия, а коммерческий успех может служить лишь подчиненным дополнительным измерителем», – считает Олег Смолин, первый зам. председателя Комитета Госдумы РФ по образованию

(Учительская газета. – 2012. – 20 ноября – С.2).

Есть вопросы? Звоните!

«Горячая линия» Министерства образования и науки РФ и Всероссийского педагогического собрания по повышению заработной платы учителей работает с 9.00 до 18. 00 (время московское) ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

Телефон 8 – 499 – 152 – 67 – 61.

(Учительская газета. – 2012. – 20 ноября – С.2.)

Недопустимая арифметика

Президент России Владимир Путин на минувшей неделе провел очередное совещание по модернизации региональных систем общего образований. Глава государства заявил, что необходимы реальные изменения качества образовательного процесса, а не формальные отчеты об объемах освоенных средств.

Президент привел результаты опроса учителей: в 2012 году увеличение зарплаты отметили 51,6 % респондентов; 40,5 % полагают, что зарплата осталась на уровне предыдущего года, а 7,9 % педагогов получили меньше, чем в конце 2011 года. «Недопустимо, когда некоторые регионы, чтобы показать хорошую статистику, в конце года начинают «накачивать» заработную плату учителей, а в начале следующего года подкручивают это все вниз, в обратную сторону, – заявил глава государства. – Я прошу никого такой арифметикой не заниматься. Она не только унижает граждан, но и дискредитирует саму идею и власть в целом. Мы обещали, что средняя заработная плата учителей будет расти вместе с зарплатой по экономике, и должны выполнять эти обещания».

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов считает неправильным повышать зарплату только за счет роста учительской нагрузки: «Безусловно, интенсивность труда должна повышаться, но очень важно, чтобы увеличивался размер оплаты за ставку учителя». По его словам, Минобрнауки подготовило методику расчета уровня средней зарплаты разных категорий педагогических работников, которая с 2013 года должна обеспечить в каждом регионе единый подход к этим вопросам.

Зашла речь на совещании и о профессиональных стандартах для педагогов. «Важно, чтобы труд учителей оценивался не на основе мнений отдельных руководящих работников, а по понятным, прозрачным критериям как для самих педагогов, так и для общества в целом, – заявил Владимир Путин. – Такие критерии должны содержаться в профессиональных стандартах. Первые профстандарты – для учителей математики, литературы, русского языка – должны быть разработаны к марту 2013 года».

(Ветров И. Недопустимая арифметика / Игорь ВЕТРОВ.// Учительская газета. – 2012. – 13 ноября. – С.2.)

Ликвидация по-министерски

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, судя по всему, войдет в историю России как ликвидатор своей же собственной ведомственной системы образования – высшего педагогического.

71,4% педагогических вузов страны признаны неэффективными, что наилучшим образом характеризует работу Министерства образования и науки РФ. Ведь если столько вузов, непосредственно работающих на систему образования – самую большую в бюджетной сфере, оцениваются так, значит, что-то совсем не так в работе этого руководящего федерального органа. Кому-то все же хватило ума в представленных результатах мониторинга исключить данные об образовательных учреждениях, функции учредителей в отношении которых осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная таможенная служба. Иначе возник бы вопрос: кто работает в этих уважаемых ведомствах?

По большому счету, видимо, что-то не то и в мониторинге, разработан-ном и реализованном министерством, ибо неэффективными признаны 34,38 % вузов культуры, 42 % гуманитарных вузов, 17 % классических университетов (зато все юридические вузы сплошь эффективны!)

(Молодцова В Ликвидация по-министерски / Виктория Молодцова // Учительская газета. – 2012. – 13 ноября. – С.6.)

Шприц в школьном портфеле

Если верить результатам комплексного исследования проблем наркомании среди молодёжи Москвы, то в столице России принимают наркотики 248 000 юношей и девушек, обучающихся в государственных средних, специальных и высших учебных заведениях. Десять лет назад эта цифра вызвала бы глубокий шок у руководства города и страны – сегодня этой цифре рады. «Могло быть и хуже», – считает руководитель четырёхмесячного масштабного исследования Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел России (ВНИИ МВД РФ), профессор, полковник Борис Калачов. – Это оптимальный показатель».

Парадокс времени: наркотизация идёт на фоне общего подъёма и осознания молодёжи нравственных ценностей, своего места в жизни, семье, бизнесе, культуре... Судите сами. Исследования профессора Калачова двадцатилетней давности показали, что молодых наркоманов в Первопрестольной было много меньше, но потолок жизненных ценностей в молодёжной среде был нижайший: семь старшеклассниц из десяти мечтали стать «валютными проститутками»; пятеро мальчишек из десяти видели себя во главе мафиозной группировки; больше половины опрошенных мальчишек-девчонок не просто не находили общего языка с родителями, а готовы были бежать из отчего дома куда глаза глядят; подавляющее большинство школьников считали, что живут если не в полной нищете, то значительно ниже среднего уровня...

Теперь картина иная (что стало для социологов полной, но приятной неожиданностью). Ни одна (!) из полутора тысяч опрошенных школьниц Москвы не написала в анонимной анкете, что хочет стать «жрицей любви», даже высокооплачиваемой. И только каждый десятый мальчишка-старшеклассник не оставил надежду стать «крестным отцом» преступного клана.

Словом, нынешнее поколение старших школьников столицы (хочется верить анкетам) «перебесилось реформами» и ориентируется на «нормальную жизнь».

Но – наркотик стал частью культуры и быта школьника и студента. Один наркоман способен посадить на иглу 15–20 человек. Не просто способен – ему это необходимо по простейшим соображениям: 15 новорождённых наркоманов станут его безвозмездными спонсорами. Он будет ежедневно получать дозу, оплаченную новичками. Такова технологическая цепочка низшего уровня наркобизнеса.

Хорошо, столица сподобилась посчитать своих детей-наркоманов. (Деньгами помогло московское правительство.) Ещё с пяток-другой городов России время от времени проводят похожие исследования. А остальные? Ведь правительство сидящей на игле огромной (но обескровленной) страны ни копейки (!) не выделяет на то, чтобы досконально изучить проблему детской, молодёжной наркомании. Да и врачи (чего уж лукавить?!) до сих пор не могут договориться между собой, что считать серьёзной наркотической зависимостью, а что – невинной забавой.

Причин наркомании много. Но причины ДЕТСКОЙ наркомании очевидны. Одна из них – слепая, оголтелая, не всегда осознанная, но всегда последовательная, яркая, в суперобложке ПРОПАГАНДА наркокультуры» – через фильмы, журналы, брошюры, музыку, маечки, бейсболки, шарфики... И даже игрушки. Профессор Калачов показал нам книгу, которую купил по дороге на пресс-конференцию в здании РИА «Новости». Это компактная «Энциклопедия незапрещённых психоактивных средств». Продавцы книжных лавок говорят, что расходится книжка мгновенно, стоит 15 рублей.

А вот в законодательстве Фран¬ции, например, строго запрещена продажа пропагандирующей наркотики литературы. Сильно ужесточили (причём после национального референдума по требованию населения страны) законы по наркомании и провели серьёзную чистку наркопритонов власти Швейцарии...

Наши же законы по наркоманам и наркотикам до сих пор где-то застряли. Волоките этой лет пять. Значит, это кому-то выгодно? Кого из российских олигархов кормит наркотическая игла? Компетентные органы молча, но с ехидцей кивают и в сторону шоу-бизнеса... А я так по-журналистски почти уверен в этом, так как знаю с десяток «звёзд тусовок», крепко зависимых не только от света рампы, но и от «порошка», «травки», «кислоты»...

Подросток подражает поп-кумирам. Оклеивает их глуповатыми ликами стены своей комнаты. Попробуйте убедить восьмиклассника Васю, что «травка» – это плохо, если его любимые «звёзды» в теле- и радиожурнальных интервью без сожаления признавались (или признаются) в том, что принимали (или принимают) наркотики. О западных «рок-идолах», торчащих на игле, и не говорю.

Вторая причина разгула наркомании – в стране практически истреблена культура детского досуга. Сами дети в анкетах жалуются на то, что им нечем заняться в свободное время. 30 подростков из ста проводят «досуг» в подворотнях, подвалах, на улице, во дворе, 700 детей из тысячи не заняты так называемым позитивным времяпрепровождением. 15 лет назад только 45 % школьников жаловались, что им некуда себя деть в свободное от учёбы время.

Почти все спортивные секции, кружки, клубы по интересам, – платные. А потому только два под¬ростка из ста написали в анкетах, что посещают кружки в школе. Как итог – более 70 старшеклассников города из ста уверены, что столицу (и Россию тоже) захлестнёт цунами наркомании.

(Рыков С. Шприц в школьном портфеле / Сергей Рыков // Литературная газета.- 2012. – 31 октября–6 ноября. – С. 11.)

«Конечно, школа – это каторга, но я думаю, что это сладкая катор-га….»

Доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, дирек¬тор Центра образования № 109 в Москве ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЯМБУРГ отвечает на острые профессиональные вопросы своих коллег. Он убедительно разъясняет способы разре¬шения наиболее актуальных школьных проблем:

• почему вместо гуманистического принципа отношения «на¬ставник – ученик» педагоги получают в качестве руководства бюрократическую систему «менеджер – клиент»;

• как взаимосвязаны реформы образования, экономики и социаль¬ные аспекты нашей жизни;

• оправдано ли расхожее мнение, что школьный учитель – это сугубо женская профессия...

• каковы главные кризисы современного российского общества.

(Кризисы школы и современного российского общества (из бесед с коллегами по острым вопросам образования) // Открытая школа. – 2012. - № 6. – С. 3 – 7.)

Игры для проведения динамических пауз

Проблема сохранения и укрепления здо¬ровья детей в последнее десятилетие при¬обрела статус приоритетного направления развития образования. Идея здоровьесбережения учащихся в образовательном про-цессе красной нитью проходит через содер¬жание национального проекта «Образова¬ние», президентской инициативы «Наша новая школа», Федерального государствен¬ного образовательного стандарта (ФГОС).

ФГОС второго поколения обеспечивает формирование у учащихся зна-ний, устано¬вок, ориентиров и норм поведения, обеспе¬чивающих сохранение, укрепление здо¬ровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью и т.д.

Важную роль в реализации этих устано¬вок стандарта играет активный отдых уча¬щихся на свежем воздухе – так называемые динамические паузы, необходимость прове¬дения которых горячо обсуждается учителя¬ми и родителями. Некоторые родители пер¬воклассников высказываются против прове¬дения динамических пауз в течение первого года обучения. Они недовольны тем, что дети возвращаются домой в испачканной одежде, утверждают, что в школах нет достаточного материально-технического оснащения для проведения данного мероприятия на долж¬ном уровне. Другие родители, наоборот, очень довольны динамическими паузами, поскольку их ребенок в силу своей занятости очень мало гуляет, а здесь он имеет возмож¬ность и подышать свежим воздухом, и подви¬гаться, и получить положительные эмоции.

Согласно СанПиН, для первоклассни¬ков в середине учебного дня необ-ходимо проведение динамической паузы продол¬жительностью не менее 40 минут. Что же такое динамическая пауза? Физиологиче¬ская сущность динамической паузы – переключение на новый вид деятельности, ак¬тивный отдых. Динамические паузы выполняют следу¬ющие функции:

релаксационную – снимают напряже¬ние, вызванное утомлением;

коммуникативную – объединяют детей в группы, способствуют сплоче-нию детско¬го коллектива;

воспитательную – формируют мораль¬ные и нравственные качества;

обучающую – дают новые знания, уме¬ния, навыки;

развивающую – развивают пространст¬венные представления, речь, внимание, па¬мять, мышление.

Динамическая пауза проводится под руководством учителя. Свобода и самосто¬ятельность двигательной активности детей в ходе динамической паузы обязательно продумывается и планируется педагогом заранее.

В зависимости от времени года использу¬ются разнообразные подвижные игры и игры спортивного характера. Игровое содержание динамической паузы должно соответство¬вать возрастным особенностям и интересам младших школьников, согласовываться с со¬держанием программы начальной школы по физической культуре, дополняя ее и способ¬ствуя лучшему усвоению, закреплению у них необходимых двигательных навык

В статье даны примеры игр для проведения динамических пауз в осенне-весенний и в зимний периоды.

(Колемаскина Л. В., Акимова Н. М. Игры для проведения динамических пауз / Л. В. Колемаскина, Н. М. Акимова // Начальная школа. – 2012. – № 11. – С. 19 – 22.)

Краеведческие новости

Результаты мониторинга неэффективности вузов

Неэффективные вузы:

• Волгоградский государственный социально-педагогический университет;

• Волгоградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»;

• Филиал федерального государственного бюджетного образова-тельного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского».

Эффективные вузы:

• Волгоградская государственная академия физической культуры;

• Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет;

• Волгоградский государственный медицинский университет;

• Волгоградский государственный технический университет;

• Волгоградский государственный университет;

• Волгоградский филиал РАНХиГС;

• Волгоградский филиал Российского государственного торгово-экономического университета;

• Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»;

• Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»;

• Волжский институт строительства и технологий (филиал) ФГБОУ ВПО

• Урюпинский филиал ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»;

• Филиал ФГБОУ ВПО ВГСПУ в г. Михайловка Волгоградской области;

• Филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет МЭИ в г. Волжском (филиал МЭИ в г. Волжском)».

(Результаты мониторинга Волгоградской области // Волгоградская правда. – 2012. – 3 ноября. – С. 2.)

Этический кодекс вузов

Разработкой единого документа с этическими установками для всего вузовского сообщества (начиная от зеленых первокурсников до седых профессоров) занялся Российский союз ректоров. Вне зависимости от этого во многих вузах страны, в том числе и волгоградских, пишутся свои этические кодексы.

Обращаться друг к другу исключительно «на вы» предложили не так давно в одном из ростовских университетов. Кроме того, запрещается пользоваться на лекции мобильником и не знать имени-отчества преподавателя.

Во многих вузах страны, в том числе и волгоградских, пишутся свои этические кодексы. В Волгоградском аграрном университете в стадии утверждения кодекс чести, и в открытом доступе его не найти.

ВолГУ – один из немногих вузов нашего региона, где уже несколько лет этический кодекс существует для преподавателей, сотрудников и для студентов.

Он печатается в памятке-книжечке, которую обычно получает в подарок каждый первокурсник вместе с яркой футболкой с гербом ВолГУ. В кодексе прописаны как глобальные принципы вроде «учеба не ради диплома, а ради знания», так и вполне конкретные: «выглядеть опрятно, избегать вызывающих макияжа и стиля одежды». В шортах в классический университет не пропускают вахтеры – студенты это уже проверили на себе.

Старшекурсников обязывают «оказывать содействие и помощь в воспитании и обучении студентов младших курсов, удерживать их от возможных ошибок». Студенты младших курсов, в свою очередь, «должны с пониманием и уважением относиться к советам» старших товарищей.

Еще лет 20 назад никогда бы не появился пункт о том, что «непозволи-тельно всячески подчеркивать свое высокое материальное положение». Приезжая на зачет, нужно снять «брюлики» и оставить свой «феррари» за углом. Нельзя списывать с blotosh и «оставлять повсюду жевательную резинку».

Этический кодекс преподавателей и сотрудников направлен против религиозной, расовой, национальной нетерпимости. Запрещает публично унижать достоинство студентов, аспирантов и коллег, умышленно искажать их имена и фамилии, публично обсуждать личную жизнь и личные недостатки без их согласия. Предосудительны как фамильярность, так и высокомерие. А еще в известных случаях нельзя принимать подарки и деньги от студентов и аспирантов.

Администрация по инициативе органов студенческого самоуправления вправе рассматривать случаи нарушения норм кодекса, например на старостате, и выносить соответствующие заключения. Ответственность за нарушения кодекса преподавателями суровее – комиссия по этике рассматривает заявления студентов, аспирантов и сотрудников, вносит общественное порицание. А в случаях грубого и неоднократного нарушения преподавателем этики трудовой договор с ним не возобновляется, – рассказывает Таисия Юдина, проректор ВолГУ по учебно-воспитательной работе.

(Гречухина Ю. Честь имею / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 3 ноября. – С. 6.)

Черная метка для университета

Неожиданными, если не шоковыми, оказались результаты мониторинга, проведенного Министерством образования и науки. Его итоги вывешены на официальном сайте ведомства. Четверть (134 из обследованных 502) федеральных вузов признана неэффективными.

В нашем регионе «экзамен» успешно сдали Волгоградская академия физической культуры, Волгоградский архитектурно-строительный университет, Волгоградский медицинский университет, Волгоградский технический университет и Волгоградский государственный (классический) университет.

«С признаками неэффективности» оказался такой авторитетный вуз, как Волгоградский социально-педагогический университет. Объясняется сей странный факт подходами. Большинство критериев, по которым вузы делятся на «отличников» и «двоечников», тестируют экономическую успешность учебных заведений, ангажированность конкретных специаль-ностей.

– С самого начала вызывал сомнения такой критерий, как средний балл ЕГЭ принятых студентов. Заметьте, это не качество подготовки специалистов, – комментирует ректор ВолгГТУ, академик РАН, председатель областного совета ректоров Иван Новаков, – неудивительно, что под удар попадают вузы немодного аграрного, оборонного, педагогического направления, в то время как юридические вузы «эффективны». Разительный пример – попал в неэффективные такой мощный вуз, как Кубанский аграрный университет, который по ряду позиций выглядит не хуже, если не лучше, московской Тимирязевки.

Плохие вузы оценивались по следующим признакам:

• средние баллы ЕГЭ зачисленных студентов (пороговое значение для вуза – 60 баллов, для филиала – 50 баллов);

• объемы научно-исследовательских разработок (не менее 95 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника);

• удельный вес численности иностранных студентов (не менее 3 %);

• доходы вуза;

• инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента.

Иными словами, во главу угла министерских требований поставлены деньги. Ни слова нет о квалификации выпускников или востребованности на рынке труда, социальной миссии вуза на территории.

Судьба «неэффективных» вузов будет решаться в Москве на Межведомственной комиссии. Минобрнауки подчеркивает, что вовсе не обязательно они будут закрываться, нужно учитывать их особую значимость для региона. Варианты разные: оказание дополнительной финансовой поддержки, усиление руководства, регулирование контрольных цифр приема и другие меры, в том числе реорганизация.

(Гречухина Ю. Черная метка для университета? / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 3 ноября. – С. 2.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru