В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (октябрь 2012 г.)

5 ноября 201215:36

Новости образования

О системе распределения студентов

Система распределения вернется в российские вузы. Новшество коснётся не всех, а только студентов-целевиков, которые сейчас повсеместно уклоняются от возвращения на малую родину. В новом законопроекте «Об образовании», находящемся на рассмотрении в Госдуме, предусмотрена более жёсткая привязка целевиков к будущим местам работы. «Если человек поступает в вуз целевым образом, он должен после обучения вернуться в то место, которое прописано в его договоре, – сказал Олег Смолин, первый зампред Комитета Госдумы по образованию. – В противном случае форма ответственности может быть только одна – полное возмещение расходов на обучение и проживание».

(Долг студента // Аргументы и факты. – 2012. – 10 октября. – С. 4.)

О госпрограмме

Госпрограмма «Развитие образования до 2020 года» будет вынесена на обсуждение правительства. Об этом сообщила вице-премьер РФ по социальным вопросам О. Голодец.

По словам министра образования и науки РФ Д. Ливанова, госпрограмма объединяет и систематизирует мероприятия, которые осуществляются в последние годы в сфере российского образования, а также закладывает изменения в эту систему на среднесрочную перспективу. «Общий объем финансового обеспечения из средств госбюджета на весь срок ее реализации в текущих ценах составляет 3,991 триллиона рублей», – сообщил Д. Ливанов. Глава Минобрнауки пояснил, что ежегодное финансирование госпрограммы развития образования будет увеличиваться. Так, в 2013 году на мероприятия в ее рамках предусмотрено 446 миллиардов рублей, в 2020 году – уже 631 миллиард рублей.

Среди основных задач программы: формирование системы непрерывного профобразования, активное вовлечение в нее молодых людей в возрасте 25–28 лет, увеличение количества выпускников вузов, трудоустроившихся в первый год после получения диплома.

Вузовскую сеть ждет масштабная оптимизация, в результате которой будут сформированы группы вузов: исследовательские, отраслевые, а также гуманитарной и социальной направленности. Еще одну группу образовательных учреждений будут составлять университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров и специалистов для различных сегментов региональных рынков труда.

(Воронова Ю. Для общего развития / Юлия Воронова // Поиск. – 2012. – 12 октября. – С. 2.)

Специальность выпускника

Не указывать в дипломах специальность выпускника – такое предложе-ние прозвучало в ходе форсайт-сессии, проведенной недавно Агентством стратегических инициатив. По мнению авторов инициативы, работодатель на основе систем независимой оценки и сертификации должен сам определить, какую квалификацию присвоить тому или иному выпускнику учебного заведения.

(Никульников Э. Оценят практики / Эдуард Никульников // Поиск. – 2012. – 12 октября. – С. 2.)

Соглашение о сотрудничестве

Соглашение о стратегическом сотрудничестве между Советом ректоров вузов Республики Коми и региональным отделением общественной организации «Российские студенческие отряды» подписано в Сыктывкаре.

Согласно документу, стороны обязуются готовить предложения по со-вершенствованию законодательных и нормативных норм, регламентирующих деятельность студенческих отрядов (СО), и способствовать взаимодействию вузов и работодателей по вопросам трудо-устройства молодежи в соответствии с профилем получаемой специальности.

В Соглашении отмечается необходимость привлечения СО к участию в научно-исследовательских, внедренческих, социальных и хозяйственных проектах, которые реализуют высшие учебные заведения. Речь идет также об организации публичных мероприятий, направленных на пропаганду деятельности студенческих отрядов, в том числе в формате семинаров, круглых столов, фестивалей.

(С отрядами – порядок // Поиск. – 2012. – 12 октября. – С. 2.)

О программе «Развития образования» на 2013–2020 годы

На заседании правительства прошло обсуждение государственной про-граммы РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы».

При первом же просмотре изумление вызвали «целевые индикаторы» и показатели, свидетельствующие об эффективности программы в целом. Речь должна была идти о серьезных качественных сдвигах. Но дело ограничилось пятью количественными показателями, свидетельствующими об «охвате насе-ления» программами образования. Качественный показатель один. Это весьма своеобразный аналог децильного коэффициента, принятого у экономистов: «отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10 % школ с лучшими показателями ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на один предмет) в 10 % школ с худшими результатами ЕГЭ».

На недавнем селекторном совещании министр Дмитрий Ливанов выразил большую тревогу. В настоящее время пресловутый коэффициент отставания составляет 1,86, что говорит о недопустимом отставании «плохих» школ от «хороших». Тем самым под ударом важнейший социальный лифт. На втором этапе (к 2018 году) разрыв сократится до 1,7, а на третьем (к 2020 году) – до 1,5. Произойдет это благодаря энергичной поддержке «слабых» школ.

Программа написана в едином стиле – шершавым языком плаката; наиболее часто употребляемые термины – «основное мероприятие» и «будет». Крайне неудачен выбор структуры текста в целом и отдельных рубрик, многочисленны повторы и возвраты к ранее сформулированному. В то же время без ответа остаются естественные вопросы.

Очевидно, например, что введение школьных стандартов в их современном виде лишь усугубило проблему обновления содержания школьного образования. Как будет организована система разработок?

(Абрамов А. Школу заставят равняться на децильный коэффициент. О программе «Развития образования» на 2013–2020 годы / Александр Михайлович Абрамов, член-корреспондент Российской Академии образования // Независимая газета. – 2012. – 12 октября. – С. 3 .)

Скоро треть учеников в школах будут дети гастарбайтеров

Через 8–10 лет треть всех учеников в российских школах будут состав-лять дети мигрантов. Такова общемировая тенденция. Причем в Россию в ос-новном едут трудовые мигранты из бывших союзных республик, те, кто плохо знает русский язык. И легальные, и нелегальные гастарбайтеры хотят закрепиться и учить тут своих детей.

В этом году примерно половину выпускников московской школы № 942 составили дети мигрантов. В основном азербайджанцы. Почти все они поступили на платные отделения вузов. Педагоги школы отмечают, что дети мигрантов к учебе относятся очень серьезно. Родители заставляют своих детей учиться на пределе возможностей.

Некоторые преподаватели считают, что детей мигрантов надо учить русскому языку не в обычных классах, а в подготовительных, и у школы должно быть право их набрать. Должно осуществляться обязательное тестирование для детей мигрантов при приеме в школу.

Кроме обычных школ дети мигрантов могут учить язык в школах русского языка, они существуют при обычных учебных заведениях. Курс рассчитан на год. Всего в Москве работают 12 школ русского языка – в каждом административном округе.

Педагоги говорят: нужны спецклассы для мигрантов, однако психологи возражают: это опасно. Мигранты, приехавшие в Россию, готовы встраиваться в наше общество. Надо не изолировать их, а помогать. Учить в обычных классах, но рассматривать как детей с особыми образовательными потребностями и активно развивать инклюзивное образование.

Сейчас ученые МГППУ в рамках программы «Столичное образование» пытаются построить образовательную модель, которая помогла бы адаптации. Первые результаты появятся к концу года.

(Ивойлова И. Покажите язык / Ирина Ивойлова // Российская газета. Неделя – 2012. – 11 октября. – С. 5.)

Хиджаб не прижился в школе

В школе № 12 села Кара-Тюбе на Ставрополье разразился скандал: ди-ректор запрещает пяти школьницам находиться на занятиях, пока они не снимут исламский платок хиджаб.

Возмущенные родители написали заявление на директора школы в прокуратуру Нефтекумского района Ставрополья.

По их мнению, поведение директора нарушает права школьниц на до-ступность образования и свободу вероисповедания. Директор же школы считает, что внешний вид девочек нарушает школьный устав, обязывающий носить «только светскую одежду». Она говорит, что предлагала девочкам заменить хиджабы на косынки на время школьных занятий, но они отказались. Минобразования подтвердило, что действия руководства школы не противоречат закону.

(Хиджаб не прижился в школе // Московский комсомолец. – 2012. – 16 октября. – С. 2.)

Бюджет образования урежут до минимума.

Минфин уверяет, что обеспечит средствами предвыборные обещания Путина по росту зарплат педагогов. Однако счетная палата считает бюджет образования на 2013 «напряженным» и предупреждает о его рисках.

По прикидкам Минфина, федеральный бюджет на образование будет сокращаться: с 627 миллиардов в 2013 году до 569 миллиардов в 2015 году.

Основная часть затрат на обучение детей перейдет на регионы, и в итоге общий объем бюджета на образование даже вырастет. Если территории изыщут деньги.

Государство оставляет за собой некоторую часть нынешних статей рас-ходов. Речь идет о средствах на повышение зарплат педагогам федеральных образовательных учреждений, запланированы также социальные доплаты нуждающимся студентам, обучающимся только на «хорошо» и «отлично», отложены деньги и на проект «Глобальное образование», в рамках которого учиться в зарубежных университетах поедут «лучшие из лучших».

Во всех остальных секторах образования ситуация заметно ухудшится. Например, финансирование среднего профобразования к 2015 году сократится почти вдвое. Чуть ли не до нуля упадет поддержка региональных образовательных программ. Нет в счетной палате ясности и с обещанным повышением зарплат педагогов. Во 2-м квартале текущего года до средней по экономике их довели всего 14 территорий. С 2014 года в регионы передадут и доплаты за классное руководство. На региональный уровень передаются и расходы по дистанционному обучению детей-инвалидов. А финансирование учительских ипотек прекращается вовсе.

(Лемуткина М. Бюджет образования урежут до минимума / Марина Лемуткина // Московский комсомолец. – 2012. – 12 октября. – С 3.)

Качество дошкольного образования

Оценка качества дошкольного образования должна осуществляться на основе единого комплекса параметров на всех территориях Российской Федерации и на всех уровнях управления образованием, имеющих соответствующую компетенцию. Речь идет о следующих уровнях:

· локальном, или уровне управления образовательным учре-ждением

· муниципальном

· региональном

В статье рассмотрены наиболее оптимальные организационные схемы и процедуры оценки качества дошкольного образования.

(Скоролупова О. А., Федина Н. В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к организации оценки и технологии их реализации / О. А. Скоролупова, Н. В. Федина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10. – С. 4 – 10.)

Уроки ЕГЭ-2012: что следует учесть

Система ЕГЭ – тема острая и противоречивая. На протестующую общественность против самого ЕГЭ власти стараются не обращать внимания и соглашаются лишь на косметические его изменения, да и то не сразу и далеко не во всем.

Вероятно, нынешних выпускников в 2013 г. ждут очередные нововведения в правилах поступления в вузы. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила о намерении внедрить повышающие коэффициенты для оценок ЕГЭ по профильным вузовским дисциплинам. Так, ректору Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского, председателю Всероссийского педагогического собрания В. Н. Ивановой идея с коэффициентами показалась удачной, однако ректор против определения коэффициентов самими вузами. Рассчитывать их должны непосредственно в Рособрнадзоре – централизованно для всех вузов «Для обществознания нужно сделать понижающий коэффициент, для физики – повышающий», – добавила В. Н. Иванова.

(Романов А. Уроки ЕГЭ-2012: что следует учесть / Александр Романов // Открытая школа. – 2012. – № 5. – С. 9 – 11.)

Проект нового закона прошел первое чтение

Проект закона «Об образовании» получил более 20 тысяч предложений, замечаний, поправок. Однако оппозиция считает, что такое огромное число откликов свидетельствует не о достоинствах, а о недостатках правительственного законопроекта. «Люди получили не то, что ожидали, на что надеялись», – констатировал зампред Комитета Госдумы по образова-нию «справоросс» Виктор Шудегов.

Дмитрий Ливанов раскрыл депутатам десять главных новаций, которые привнесут в нашу жизнь новый закон. Во-первых, он «расширяет госгарантии бесплатности образования»: в соответствии с Конституцией за каждым гражданином закрепляются права на бесплатное дошкольное, школьное, среднее профобразование, на конкурсной основе – на высшее образование. «При этом количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается», – уточнил министр. Во-вторых, новый закон повышает доступность образования для граждан. Каждый гражданин теперь сможет получать образование на бесплатной основе, то есть за счет государства и в негосударственных образовательных организациях. «Для этого в законопроекте вводится возможность использования модульных и инвестиционных технологий в образовании электронного обучения, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций», – пояснил думцам глава Минобрнауки. И обратил их внимание на третье: в будущем законе «четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся»: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и т. д. В-четвертых, в законопроекте закрепляется новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья – они не будут изолированы, смогут учиться вместе со всеми остальными. В-пятых, новый законопроект нацелен на то, чтобы получивший образование человек был востребован, конкурентоспособен, уверен в своем успешном будущем – своем трудоустройстве. «Образование ради корочки не имеет смысла», – заметил Дмитрий Ливанов. В-шестых, по словам министра, новый законопроект рассматривает учителя не только как профессионала, но и как человека, играющего «ключевую роль в нашем обществе». И поэтому отражает обязанность государства обеспечить ему достойную зарплату и социальную поддержку. Седьмая новация, как полагает Ливанов, в расширении роли и прав родителей в образовательном процессе. «Они получают возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участ-вовать в управлении образовательных организаций», – конкретизировал глава ведомства, подчеркнув, что образовательному процессу «гарантируется открытость и прозрачность».

Законопроект также учитывает интересы работодателей, по-новому вы-страивает структуру подготовки кадров, вводит процедуру независимой оценки качества образования и «впервые закрепляет нормы об инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования, регулируя апробацию использования новых образовательных технологий, новых педагогических методик и образовательных моделей». «Центральным элементом законопроекта стал сам человек, создание условий для его развития, профессионального роста в любом возрасте», – сообщил Ливанов главную идею нового закона.

У депутата КПРФ, первого зампреда Комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, представившего коллегам альтернативный законопроект своей фракции, был иной счет в соревновании двух законодательных инициатив. Смолин считает, что в правительственном законопроекте «есть не только шаги вперед, но и шаги назад». Депутат заметил, что в правительственном законопроекте «ликвидируются льготы для детей-сирот и военнослужащих при поступлении в профессиональные учебные заведения», отдается на усмотрение региона вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя, ничего не говорится о выплатах за классное руководство. И бесплатность обучения, по мнению Смолина, тоже под вопросом: в 2013 г. каждый четвертый рубль должен прийти в образование от граждан, а в 2020 г. – уже каждый третий рубль.

У «единороссов» нашлись к правительственному законопроекту замечания.

По мнению Григория Балыхина, в уточнении нуждаются формулировки, связанные с государственной аккредитацией образовательных учреждений и образовательных программ. Следует также уточнить цели и критерии присвоения образовательной организации высшего образования категории «федеральный университет». Он также обратил внимание на то, что законопроект не содержит указаний на то, что должность ректора является выборной, заметив, что целесообразно «сохранить сложившуюся традицию академических свобод и действующие законодательные нормы, когда ректор выбирается трудовым коллективом и утверждается соответствующим министерством».

(Шкель Т. Педагогическая поэма. Правительственный проект нового закона об образовании прошел первое чтение / Тамара Шкель // Российская газета. – 2012. – 18 октября. – С.3.)

Война древним нормативам

Организации Профсоюза работников Российской Академии наук по всей стране провели акции с требованием пересмотреть не менявшийся на протяжении 10 лет федеральный стандарт командировочных расходов. Ученые назвали абсурдной систему, при которой бюджетники не могут даже при наличии у организации достаточных средств заплатить своим командированным более 100 рублей суточных и больше 550 рублей в день за наем жилого помещения. Представители министерств, ответственных за создание такой ненормальной ситуации, были приглашены в оргкомитет «юбилейных» мероприятий.

Если проведенной акцией правительство «разбудить не удастся», проф-союзы образования и науки решили совместно провести сбор подписей под требованием об индексации командировочных расходов. Кроме того, они считают нужным подключить к этой теме членов Госдумы и Общественного совета при Минобрнауки.

(Волчкова Н. В атаку на абсурд / Надежда Волчкова // Поиск. – 2012. – 12 октября. – С. 4.)

Как привить школьникам интерес к наукам и творчеству

Новый формат сотрудничества столичного правительства с вузами Москвы представила на брифинге заместитель руководителя Департамента образования города Маргарита Русецкая. Она сообщила, что при ведомстве начала работать комиссия по распределению субсидий на выполнение социально значимых проектов в соответствии с реализацией программы развития «Столичное образование на 2012–2016 годы». В состав новой структуры вошли представители департамента и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.

Комиссией определены конкретные направления, по которым, как предполагается, кадровый, научный и материально-технический потенциал учреждений ВПО города будет использован наиболее эффективно, в том числе лабораторное и научное оборудование, которое школьники смогут освоить на внеклассных занятиях в рамках дополнительного профессионального обучения. Программами ДПО, в разработке которых примут участие 70 вузов, а также различными мероприятиями с участием представителей высшей школы (конкурсами, олимпиадами, мастер-классами) будет охвачено более 50 тысяч учащихся. Примерно 12 тысяч школьников планируется задействовать в волонтерских программах вузов, предусматривающих пропаганду здорового образа жизни, спорта, соблюдения правил дорожного движения, развитие интереса к научным знаниям.

До 25 тысяч педагогов будут включены в различные вузовские программы по повышению квалификации для учителей и директоров школ, по обучению энергосбережению, а также эффективному исполнению ряда федеральных законов, например № 152-ФЗ «О персональных данных».

Как уточнила Маргарита Русецкая, реализация сетевого проекта предполагает не только создание лабораторий в вузах, которые будут работать как центры коллективного доступа, но и разработку программ повышения квалификации педагогов на базе этих центров и образовательных программ для школьников. В перспективе – использование вузовских лабораторных комплексов с компактным переносным оборудованием для выполнения проектных работ, а также создание нашими техническими университетами аналогов известных мировых центров прототипирования, доступных каждой школе.

(Возовикова Т. Хорошему научат / Татьяна Возовикова // Поиск. – 2012. – 12 октября. – С. 6.)

Победители всемирной премии в области образования

Шесть наиболее оригинальных и новаторских проектов со всего мира стали победителями 2012 года в борьбе за премию WISE Awards «Изменения в сфере образования».

Премия WISE Awards четвертый год подряд определяет лучшие инновационные проекты в различных секторах образования и оказывает им поддержку в размере 20 000 долларов.

Среди 24 финалистов из 14 стран мира победителями стали участники из Бангладеш, Камбоджи, Чили, Дании, Индии и США.

– С 2009 года на соискание премии WISE Awards было представлено множество впечатляющих проектов, которые предлагали инновационные подходы в сфере образования, – отметил председатель WISE шейх доктор Абдулла бин Али Аль Тани.

Каждый из проектов предлагает уникальное решение наиболее важных и актуальных задач – начиная от проблем бедности и заканчивая угрозой климатических изменений. Это и нестандартные бизнес-модели предоставления малообеспеченным семьям доступного образования, и оригинальные варианты качественного образования в отдаленных и беднейших уголках планеты.

В этом году одна из премий WISE Awards была присуждена проекту в сфере развития начального образования. Награда досталась проекту из Бангладеш, где в плавучих лодках-школах, получающих энергию от солнечных батарей круглый год, обучаются дети начальных классов в паводкоопасных районах даже в период усиления муссонов.

(Светина Б. Лодочка, плыви! / Белла Светина // Поиск. – 2012. – 12 ок-тября. – С. 15.)

Обучение в зарубежных университетах

Практику Петровских времен, когда государство за свой счет отправляло талантливых людей на обучение за границу с непременным условием вернуться, возрождает учрежденное российским правительством Агентство стратегических инициатив. В качестве стратегического партнера по реализации проекта «Глобальное образование» выбран Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО).

Проект предполагает обучение талантливой молодежи в зарубежных университетах, входящих в топ-300 рейтингов QS, THE, ARWU. Срок подготовки – от одного до трех-четырех лет в зависимости от программы: магистерской, докторской (аналог российской аспирантской) и постдока. Задача проекта – интеграция выпускников (на пилотной стадии – до трех тысяч) в структуры государственного и муниципального управления, высшей школы и науки, высокотехнологичные компании, учреждения социальной сферы, где им предстоит проработать не менее трех лет. Агентство уже заключило предварительные соглашения с несколькими российскими вузами разного профиля, чье участие в проекте поможет поднять их международные образовательные рейтинги.

Те, кто захочет поехать на учебу за рубеж, должны пройти предварительное тестирование в России. Поступать же будут по правилам университетов, куда подадут заявления. Последующее распределение будет вестись с учетом рыночных реалий. Под эгидой «Глобального образования» создается сайт, на который будут заходить как работодатели, так и выпускники в поисках адекватного трудоустройства. Предполагается, что бюджетным организациям они достанутся бесплатно, а вот коммерческая структура сможет заполучить столь ценные кадры, если компенсирует государству часть средств на их обучение (казна затратит на образование и проживание каждого из них порядка 50 тысяч долларов в год). Сейчас рабочая группа из представителей Минобрнауки, Минфина, Минэкономразвития, АСИ готовит соответствующий указ президента. Проект запускается в этом году.

(Соснов А. Стратегический апгрейд / Аркадий Соснов // Поиск. – 2012. – 5 октября. – С. 2.)

Вузы Китая и России объединились

Вузы приграничных районов Китая и России объединились в ассоциа-цию. Это произошло на X Международном форуме ректоров университетов Дальнего Востока и Сибири и северо-восточных регионов КНР, прошедшего в Чаньчуне.

– У всех вузов, которые войдут в ассоциацию, появятся новые возмож-ности для участия в международных проектах, представления и защиты своих интересов в государственных и общественных организациях двух стран, – отметил С. Иванченко, ректор Тихоокеанского госуниверситета. – Облегчится доступ к информационным ресурсам, научным и учебным материалам для развития культурных и творческих связей.

Направлениями работы вузов в рамках создаваемой ассоциации станут взаимное признание и обеспечение эквивалентности дипломов, проведение совместных научных исследований, мониторинг аккредитованных учебных программ, организации совместных, научно-образовательных подразделений для подготовки специалистов по наиболее актуальным направлениям науки и техники, расширение практики академической мобильности преподавателей, аспирантов и студентов.

(Хилько И. Граница не помеха / Ирина Хилько // Поиск. – 2012. – 5 октября. – С. 2.)

В мировом рейтинге лидируют американские вузы

Ни один из российских вузов не вошел в список 200 лучших университетов планеты по версии авторитетного британского издания. Лучшим вузом признан Калифорнийский технологический институт (США). Второе место делят британский и американский университеты – Оксфордский и Стэнфордский. Четвертая позиция у Гарвардского университета (США), который в течение многих лет был его безусловным лидером.

Лучший российский вуз – Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова – оказался за пределами престижной «группы 200».

(Ветров И. В мировом рейтинге лидируют американские вузы / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. – 9 октября. – С. 3.)

Кража мармелада

С нервным срывом оказались в больнице двое шестиклассников, которых поймали при попытке украсть мармелад из магазина.

Охранники продуктового магазина с помощью видеокамеры заметили, как дети воруют мармелад. Задержали их и закрыли в подсобном помещении. Мама одного из ребят, узнав по телефону о случившемся, вызвала полицию и «скорую помощь». Двое детей были госпитализированы в больницу с нервным срывом.

(Кража мармелада чуть не свела школьников с ума // Московский комсомолец. – 2012. – 13 октября. – С 1.)

«Книга жалоб»

В школах Санкт-Петербурга появятся специальные почтовые ящики для обращений от родителей и учеников. Правда, пока тема жалоб будет касаться только одного – организации школьного питания.

Инициатива создать «Книгу жалоб» принадлежит Управлению соцпитания. Проект поддержали предприятия – организаторы питания в школах города. Они же взяли на себя расходы на приобретение ящиков и их установку.

Данная инициатива не единственный шаг Управления социального питания, направленный на усиление взаимодействия с родительской общественностью города. Планируется запуск сайта «Социальное питание Санкт-Петербурга» – еще одного совместного некоммерческого проекта предприятий питания. Во всех школах появятся стенды, посвященные организации школьного питания, и «дневники», в которых представители школ будут еженедельно оценивать работу столовой в своем учебном заведении.

(Алексютина Н. Кому пожаловаться на подгоревший обед?/ Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2012. – 2 октября. – С. 3.)

Студентов вывезут на присоединенные к Москве территории

На присоединенных к Москве территориях построят учебные кампусы для пяти крупных столичных вузов, которые переедут за МКАД до 2020 года. Такое решение приняла межведомственная рабочая группа при Минобрнауки. Информация о проекте содержится в письме главы ведомства Дмитрия Ливанова российскому правительству.

Проекты первых кампусов планируют утвердить уже в 2013 году, их строительство стартует осенью 2014 года.

Во всех кампусах будут учебные корпуса и жилье для студентов. В некото-рых построят лаборатории, библиотеки и квартиры для преподавателей. Строительство предполагается за счет внебюджетных источников, поиск которых сейчас ведется.

Оптимизация вузов должна решить сразу две задачи: улучшить транспортную ситуацию в городе и повысить качество образования. 28 % всех вузов, представленных в Москве, сосредоточены в Центральном округе – налицо «неоднородное распределение», говорится в письме министра. Ведомство также отмечает, что транспортная система Москвы перегружена из-за удаленности друг от друга учебных корпусов и общежитий. Московские вузы проигрывают иностранным, где студентам не приходится тратить время на разъезды по городу: они живут и учатся в кампусах.

Помимо вывода ряда вузов за МКАД Минобрнауки предлагает и другие способы решить проблему с пробками в Москве за счет учебных заведений. Сейчас ведомство разрабатывает критерии эффективности вузов. Университеты или их филиалы, признанные неэффективными, будут реорганизованы или ликвидированы для оптимизации транспортных потоков Москвы.

(Шевченко Е. Студентов вывезут за МКАД в рамках борьбы с пробками / Елизавета Шевченко // Известия. – 2012. – 19 октября. – С. 1.)

Лучшим вузам – миллиард

До начала 2014 года Министерство образования и науки РФ проанализирует и отберет дюжину наиболее реалистичных, амбициозных, прагматичных и экономически обоснованных проектов развития ведущих вузов России.

Учебные заведения будут выбраны после завершения уже запущенного процесса оценки и реорганизации вузов, что произойдет в марте 2013 года. К этому моменту закончится составление требований к самим проектам вузов.

Выборка «лучших из лучших» будет проводиться с участием зарубежных и российских специалистов. Помимо этого будут проведены общественно-профессиональные обсуждения краткого списка отобранных работ, претендующих на финансовую поддержку в размере 1 млрд рублей ежегодно каждая. Данный пункт вошел в государственную программу развития образования до 2020 года, которая была утверждена 11 октября.

Министерство образования предполагает направлять свои «денежные бонусы» по вузам в два потока: 500 млн рублей пойдет на «опережающее повышение норматива финансирования государственного задания вуза, а оставшиеся 500 млн – на улучшение рейтинговых показателей в мире. Но Минобрнауки подготовило еще один приятный бонус – вузы, которые продемонстрируют ускоренное развитие и превышение всех установленных показателей, смогут получить дополнительные субсидии. Их объем на данный момент неизвестен.

Учебные заведения, которые не выполнят нормативы по политике роста рейтинговых показателей, в течение двух лет будут лишены субсидирования в размере 1 млрд рублей.

(Панов П. Лучшим вузам выдадут до 1 млрд рублей в год / Павел Панов // Известия. – 2012. – 16 октября. – С. 3.)

Министерство образования «классифицирует» учителей

В планах Министерства образования и науки в связи с обновлением закона «Об образовании» появилось введение профессиональных педагогических степеней, в том числе для педагогов-практиков.

Преподавателей планируется разделить на несколько категорий: учитель-новатор (учитель, который занимается опытно-экспериментальной работой и вводит новые дисциплины и методики в школах), учитель-методист («преподаватель-оратор», который массово передает информацию), учитель-исследователь (учитель, занимающийся научно-исследовательской работой), учитель-наставник (осуществляет работу по обучению и передаче опыта молодым специалистам).

По вопросу аттестации профсоюз требует внесения трех пунктов.

Первый пункт касается того, что аттестация преподавателя может проводиться в случае подтверждения соответствия занимаемой им должности и по желанию учителя на установление квалификационной категории. Сразу же отмечено, что основанием для проведения аттестации для подтверждения соответствия занимаемой должности должны являться обоснованные сомнения работодателя в профессионализме учителя. Решение о проведении «проверки знаний» у преподавателя должно быть согласовано с профсоюзной организацией или педагогическим коллективом.

Следующее требование, которое выдвигают учителя, касается проведения самой аттестации. По их мнению, заниматься этим должны федеральные органы исполнительной власти и членами комиссии не могут быть сотрудники органов управления образованием. Профсоюз указал на необходимость защиты прав педагогических работников. В аттестационную комиссию должен входить представитель профсоюзной организации с правом решающего голоса, а учитель, не прошедший аттестацию, должен иметь право на подачу апелляции.

Последняя поправка касается порядка проведения аттестации учителей. По мнению профсоюза, схема проведения аттестации должна устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным орга-ном исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и с профсоюзами работников образования.

(Панов П. Министерство образования «классифицирует» учителей / Павел Панов // Известия. – 2012. – 15 октября. – С. 3.)

Краеведческие новости

Учителя станут чуть богаче

К концу года зарплата педагогов должна достичь уровня средней по региону и составить порядка 19 200 р. Это обещание, данное властями ранее, подтвердил на недавней встрече с журналистами министр образования и науки региона Александр Коротков. Пока работники педагогической сферы в среднем зарабатывают 17 400 р. А вот те, кто недавно пришел в профессию, довольствуются куда более скромной суммой – 8 тыс. р.

В перспективе, по словам министра, должно вырасти денежное возна-граждение и педагогов-дошкольников: в 2013 г. они будут получать зарплату, равную средней в сфере образования. Еще хорошая новость: должна заработать программа «Учительский дом», направленная на улучшение жилищных условий специалистов отрасли до 35 лет. Предполагается, что участники смогут получать субсидии на оплату 8,5 % ставки по ипотеке.

Важная информация для родителей дошколят: в следующем году в регионе планируется построить 22 детсада, 10 из них – в областном центре.

(Франтасова А. Учителя станут чуть богаче / Анастасия Франтасова // Интер. – 2012. – 11 октября. – С. 13.)

Зарплатные ожидания выпускников вузов

В правительстве Волгоградской области пройдет чествование 17 лучших учителей региона, которые выиграли федеральные гранты – премии в размере 200 тысяч рублей.

Примерно такие же денежные вознаграждения стремятся получать и выпуск-ники инженерных направлений Волгоградского государственного технического университета. В их числе металлурги, машиностроители, инженеры в сфере автоматики и управления. На 30 тыс. р. рассчитывают физики. Самые же скромные запросы по зарплате оказались у педагогов (20 тыс. р.).

Как прокомментировал первый проректор ВолГУ Василий Тараканов, ожидание высоких зарплат среди выпускников-математиков и IТ-шников может иметь вполне реальную основу, поскольку спрос на таких специалистов в последнее время неуклонно растет. Причем не только в сфере информатики или информационной безопасности. Все чаще, например, работодатели готовы привлекать математиков к анализу, информатизации и оптимизации бизнес-процессов.

Повышение зарплатных ожиданий у физиков имеет несколько иную причину. По словам Василия Тараканова, в настоящее время крупные промышленные предприятия, такие как «ЛУКОЙЛ», «Аврора» и ряд других, готовы принять на работу чуть ли не всех обучающихся по этому направлению студентов.

(Гречухина Ю. Подорожавшие математики / Юлия Гречухина // Волго-градская правда. – 2012. – 4 октября. – С. 2.)

Русский язык для мигрантов

В здании УФМС России по Волгоградской области состоялась передача учебно-методической, лингвистической, художественной и детской литературы национальным общественным организациям, планирующим проводить курсы русского языка для мигрантов.

Книги, аудио- и видеодиски были собраны для мигрантов сотрудниками и студентами Волгоградского государственного университета по инициативе управления Федеральной миграционной службы по Волгоградской области. Вся собранная литература необходима как будущим ученикам-мигрантам, так и преподавателям, которые будут их обучать русскому языку.

Открытие школ и курсов по изучению русского языка сегодня одно из основных направлений государственной миграционной политики, согласно концепции, утвержденной Президентом РФ. Языковый барьер порождает много проблем у мигрантов. Это и незнание российских законов и своих прав, и конфликты с коренным населением.

Литература для будущих курсов была подобрана студентами и их преподавателями сразу для нескольких категорий иностранных граждан, приезжающих как на сезонную работу, так и на постоянное место жительства, с учетом их возраста, образования и интересов. Среди подаренных книг есть учебники по русскому языку; истории, культуре, произведения великих русских писателей, альбомы по искусству и живописи. Большое внимание уделено детским сказкам для самых маленьких.

(Рукавишников В. Знание русского языка мигрантами – путь к гармонизации межнациональных отношений / Виктор Рукавишников // Дом Дружбы. – 2012. – Октябрь. – С. 4.)

Защита родительских кошельков

Прокуратура Волгоградской области выступила в защиту родителей, которые вынуждены покупать школьные учебники для своих детей за собственные деньги.

Позицию надзорных органов поясняет начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Волгоградской области Фаина Романенко: «При этом нарушается право на общедо-ступное бесплатное образование, гарантированное Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании».

Бесплатными источниками знаний в Волгоградском регионе снабжаются только льготники – сироты, дети без родительского попечения, малообеспеченные.

– Такая детализация ущемляет права всех остальных учеников на получение бесплатного образования, – комментирует работник прокуратуры. – Наши сотрудники ориентированы на принятие незамедлительных мер. Мы инициируем судебные иски на местах в интересах конкретных семей и неопределенного круга лиц. Особенно активно процесс идет, в частности, в Котовском, Чернышковском, Николаевском и других районах. Ответчиками выступают региональные Минфин и Минобрнауки. Родители могут сами обращаться в прокуратуру, и по предъявлении подтверждающего документа о покупке учебников иски по выплате компенсации будут поддержаны в суде.

(Гречухина Ю. Покупая учебник, сохраняй чек / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 12 октября. – С. 2.)

Сокращение зарплат

Как стало известно волгоградским информагентствам, в ближайшее время временщики проведут через гордуму постановление, согласно которому с 1 января 2013 года зарплата педагогов, работающих в сфере дополнительного образования, сократится на 10 %.

(Кириллов А. Себе – миллионы, остальным – копейки / Аркадий Кириллов // Сталинградская трибуна. – 2012. – 12 октября. – С. 6.)

«Школа молодого потребителя»

В Волгоградской области стартует новый проект – «Школа молодого потребителя». Организаторы – региональная общественная организация «Волгоградское качество» и Волгоградский институт бизнеса.

Специализированный учебно-практический курс научит учащихся не просто следовать за модой и полагаться на рекламу, а самим делать выбор в пользу качественного и здорового продукта.

Подобный проект в Волгоградской области, по словам председателя «Волгоградского качества», депутата Волгоградской Областной думы Сергея Булгакова, реализуется впервые. В проекте примут участие более 1700 учеников из 150 школ Волгограда, Волжского, Ленинска, Новониколаевска, Урюпинска, Фролово, Котельниково, Камышина.

В рамках факультативного курса ученики 8–11 классов будут познавать азы потребительской науки. Школьникам расскажут об основах экономики, менеджмента, маркетинга, психологии делового общения, азах финансовой деятельности организации и бизнес-планирования. Кроме того, учащиеся узнают о специфике потребительского поведения в нашей области и об известных местных производителях товаров и услуг.

– Предполагается, что в проекте будут участвовать не только школьники и студенты, но и сами товаропроизводители. Они расскажут ребятам, каким образом на стадии производства решаются вопросы качества и недопущения попадания в торговые сети некачественной продукции, – говорит руководитель Департамента предпринимательства и потребительского рынка администрации Волгограда Дмитрий Семененко.

«Школа молодого потребителя» позволит ученикам не только отличить качественный продукт от некачественного, но и узнавать на прилавках местную продукцию.

Этот курс позволит объяснить учащимся тот финансовый оборот, в который они вовлекаются, становясь потребителями товаров. И научит делать свой выбор не только на основе эмоциональных или рекламных возможностей, а рационально и разумно.

По словам организаторов, этот проект не станет одноразовой акцией, с каждым годом к нему будут примыкать все новые и новые школы региона.

(Лукашова А. Школьников научат потребительской грамотности / Анна Лукашова // Волгоградская правда. – 2012. – 19 октября. – С. 2.)

Защита детства

В Волгоградской области создается межрегиональный центр передового опыта по защите детства.

На базе государственного учреждения «Областной центр социальной помощи семье и детям “Семья”», подведомственного Министерству социальной защиты населения Волгоградской области, при участии национального фонда защиты детей от жестокого обращения в рамках программы «Компас для детства» создается межрегиональный центр передового опыта.

Национальный фонд занимается поиском, внедрением и освоением со-временных форм работы с детьми. Основная цель фонда – профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми.

(Бурменко К. Часовые семьи / Ксения Бурменко // Российская газета. Неделя – 2012. – 13 октября. – С. 14.)

Жилье для педагогов

В Волгоградской области заработает льготная ипотека для учителей.

До конца года в регионе начнет действовать программа «Учительский дом». Из федерального и регионального бюджета на нее выделяется 40 миллионов рублей, сообщил министр образования Волгоградской области Александр Коротков. Это программа специальной социальной ипотеки для учителей под 8,5 % годовых с первоначальным взносом 10 % от стоимости жилья. Правда, порядок предоставления субсидии еще не определен.

(Бурменко К. Учительский дом / Ксения Бурменко // Российская газета. Неделя – 2012. – 18 октября. – С. 13.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru