В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (сентябрь 2012 г.)

6 октября 201210:55
Новости образования

Большинство родителей убеждены, что старшеклассникам не обойтись без репетиторов

По данным исследования, проведенного порталом Superjob.ru, 61 % родителей полагают, что без репетиторов сегодняшние старшеклассники вряд ли преуспеют в обучении. По их мнению, качество школьного образования оставляет желать лучшего, к тому же будущим абитуриентам нужны более глубокие знания по профильным дисциплинам. Лишь 14 % опрошенных считают, что путь старшеклассника к знаниям лежит не через дополнительные часы с репетитором, а через школьные уроки и самостоятельные занятия. Треть родителей уверены: репетиторы нужны уже в самом начале школьной жизни.

Сегодня родители каждого четвертого ученика прибегают к услугам репетиторов. У большинства из них есть свои персональные странички в Интернете с фотографиями и расценками. Цена на дополнительные знания колеблется от 100–150 рублей в час за занятия в группах; до 400 рублей – за индивидуальный час. Учат любым предметам – от русского и математики до китайского и испанского.

Иногда перед родителями стоит вопрос: студента и подешевле или профессора, но задорого. Решение очень индивидуально. Если задача состоит лишь в том, чтобы выполнять вместе домашние задания, может быть достаточно общения со студентом. Если же цель шире – мотивировать ребенка на изучение предмета, то лучше отдать предпочтение успешному профессионалу. Он в своей сфере может посоветовать дальнейшие шаги по продвижению ребенка: олимпиады, международные конкурсы, зарубежные школы и курсы.

(Шадчина В. Гранит науки. Дорого / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2012. – 21 сентября. – С. 5.)

Здесь тебя ждут

В Томском политехническом университете началась подготовка второго выпуска сборника «Путеводитель по предприятиям». Предназначен он для студентов и выпускников вуза и рассказывает о различных компаниях страны. Первый сборник, вышедший в апреле этого года тиражом в 1 тысячу экземпляров, был разобран за несколько часов на весенней Ярмарке вакансий. Второй выйдет к осенней ярмарке.

В первом «Путеводителе» были представлены 45 предприятий из разных регионов России – от Чукотки до Ставрополья. Присутствуют и международные компании: КПМГ, «Шлюмберже», «Сахалин-Энерджи». Немало в сборнике и томских предприятий. В «визитках» предприятий – не только информация о том, чем они занимаются, какие специалисты им требуются, контактные адреса и телефоны, но и сведения о социальных условиях, которые ожидают молодых специалистов.

(Пресс-служба ТПУ. Здесь тебя ждут / Пресс-служба ТПУ // Поиск. – 2012. – 7 сентября. – С. 2.)

Бизнес на вырост

Томский институт бизнеса подключился к проекту, в рамках которого исследуются процессы развития малого и среднего предпринимательства в регионе.

Образовательный процесс в ТИБ включает 10 направлений и представляет собой методику, уникальную не только по меркам Томска, но и России в целом. Она предполагает активные методы обучения (имитации конкретных ситуаций, деловые игры, тренинги, дискуссии), тьюториалы, для проведения которых привлекаются специалисты-практики из профильных предприятий. Большое внимание уделяется практикам и стажировкам студентов в компаниях – партнерах института. В течение всего времени обучения студенты ведут индивидуальную исследовательскую работу.

В ТИБ сформирована образовательная инфраструктура, которая необходима для подготовки успешных предпринимателей. Это Центр профессиональных компетенций, который организует работу студентов над конкретными проектами, научно-профессиональные мастерские и школы профессионального мастерства. Кроме того, в вузе создан Банк идей, куда томские компании отправляют свои заказы на разработку разнообразных проектов. Выполняя эти заказы, студенты не только получают практический опыт, но и зарабатывают деньги.

(Жуковская А. Бизнес на вырост / Анна Жуковская // Поиск. – 2012. – 7 сентября. – С. 2.)

Акция «Родной голос»

Первокурсникам Московского государственного агроинженерного университета им. В. П. Горячкина 1 сентября приготовили сюрприз. В ходе торжества, посвященного Дню знаний, ребятам предоставили возможность бесплатно пообщаться с близкими по телефону. Это стало приятным подарком для тех, кто приехал на учебу в Москву из других регионов России и из-за границы, а таких в вузе много. «Вчерашние школьники еще не успели полностью адаптироваться к новым условиям. Поэтому ни один звонок маме или папе в эти дни не будет лишним», – посчитали в вузе. Акцию назвали очень просто – «Родной голос».

(Пресс-служба МГАУ им. В. П. Горячкина. Алло, мама! / Пресс-служба МГАУ им. В. П. Горячкина // Поиск. – 2012. – 7 сентября. – С. 5.)

Всероссийская студенческая олимпиада по истории

В мае-июле 2012 года в соответствии с поручением Минобрнауки России и приказом ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ) кафедра истории и регионоведения, возглавляемая доктором исторических наук Натальей Трубниковой, провела Всероссийскую студенческую олимпиаду. Мероприятие, посвященное Году российской истории (учрежден Указом Президента РФ № 49 от 9 января 2012 года), было поддержано в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

Тема олимпиады «История российской государственности» вызвала интерес у 1260 студентов из 76 вузов из всех восьми федеральных округов Российской Федерации.

Программа проведения олимпиады состояла из региональных и финальных туров. Ее задания не только отразили ключевые события отечественной истории, но и потребовали от участников проанализировать произведения живописи на темы истории, исторические термины и понятия, определить, кто из выдающихся личностей изображен на фотографиях, провести источниковедческую интерпретацию документов.

Особый интерес у финалистов Всероссийской студенческой олимпиады вызвала мегаигра «Символы и памятные даты истории российской государственности», которая позволила участникам олимпиады познакомиться с Томском – городом с более чем четырехсотлетней историей.

Все участники и победители второго и третьего туров, а также волонтеры олимпиады получили сувениры и красочно оформленные сертификаты и дипломы. Памятными дипломами были отмечены и студенты, принявшие участие в мегаигре.

Специалисты в области высшего профессионального образования, проанализировав организацию студенческих олимпиад по теоретической механике, математике, физике, предложили преобразовать такие олимпиады в олимпийское движение.

(Булгакова Н. Игра всерьез / Наталия Булгакова // Поиск. – 2012. – 7 сентября. – С. 7.)

Добро пожаловать в Фейсбук

Министерство образования и науки РФ открыло официальное представительство в социальной сети Facebook.

Как отмечают в ведомстве, новая диалоговая площадка – дополнительная возможность сделать Минобрнауки России более открытым и доступным. Пользователи Facebook, которые подпишутся на страницу, смогут быть в курсе важных событий, участвовать в обсуждении актуальных вопросов. Информация, размещенная в хронике страницы, разделена на тематические рубрики: важные даты, совет министра или его заместителей, событие недели, цифра дня. На странице будут проводиться оn-line–конференции с участием представителей министерства.

(Донатович С. Добро пожаловать в Фейсбук / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2012. – 4 сентября. – С. 2.)

Установлены минимальные баллы по ЕГЭ на 2013 год

Рособрнадзор установил минимальное количество баллов по всем школьным предметам для сдачи единого государственного экзамена в 2013 году.

Так, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку, выпускнику необходимо будет набрать не менее 36 баллов, по математике – 24 балла. Минимальный порог по физике, химии и биологии составит 36 баллов, информатике и ИКТ – 40, истории и литературе – 32, географии – 37, обществознанию – 39, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) – 20 баллов.

(Косыгин С. Установлены минимальные баллы на 2013 год / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2012. – 4 сентября. – С. 2).

Чиновников отругали за падение зарплат педагогов

По традиции 1 сентября первые лица государства посетили учебные заведения страны. Президент России Владимир Путин побывал в московской гимназии № 1519, а премьер-министр Дмитрий Медведев – в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (техническом университете).

Глава государства провел в гимназии совещание по вопросам модернизации системы общего образования в регионах. Отметив, что 62 региона страны подтянули зарплату педагогов к средней по региону, президент отметил и проблему – в первом полугодии текущего года зафиксировано снижение темпов роста оплаты учительского труда. А в Архангельской, Челябинской областях и Карачаево-Черкесской Республике, по словам руководителя государства, зарплата учителей по отношению к средней зарплате по региону составляет 80 с небольшим процентов, и она снижается, а не растет. «Это абсолютно недопустимо», – заметил Путин и призвал исправить ситуацию.

Дмитрий Медведев отправился в СПбГТИ (ТУ), где встретился со студентами и молодыми учеными. На вопрос аудитории о сокращении вузов Медведев ответил, что некоторые из тех, чьи дипломы не котируются, можно было бы перепрофилировать в средние специальные учебные заведения или присоединить к более крупным учреждениям. При этом глава правительства подчеркнул, что студенты этих вузов на улице не останутся. А когда молодежь пожаловалась на то, что подоходный налог съедает существенную часть материальной помощи студентов, Медведев пообещал сделать выпадающую часть налога небольшой.

(Донатович С. Чиновников отругали за падение зарплат педагогов / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2012. – 4 сентября. – С. 2.)

Международная географическая олимпиада

Международная географическая олимпиада iGeO – одно из самых молодых предметных состязаний. Если юные физики и химики меряются интеллектами уже сорок с лишним лет, а математики – и вовсе полвека, то стаж географов всего шестнадцать лет. К тому же до нынешнего лета iGeO проходила лишь раз в два года. Поэтому на деле это всего лишь девятый турнир. Однако столь нежный возраст никак не влияет на престижность и сложность олимпиады: начать с того, что все задания тут необходимо выполнять на английском языке. С каждым разом национальных команд становится все больше, а подготовка их все крепче. Но и россиян голыми руками не возьмешь: на только что завершившейся в немецком Кельне Международной географической олимпиаде в непростой борьбе Мария Самолетова и Егор Шустов завоевали для нашей сборной две медали – серебряную и бронзовую.

(Хрусталева А. Особенности национальной географии / Анна Хрусталева // Учительская газета. – 2012. – 4 сентября. – С. 5.)

Учебный год без учебников

Учебный год для сотен пензенских школьников начался без учебников. Книги, которые они должны были получить бесплатно, до адресатов в положенные сроки так и не дошли. После совещания в правительстве региона, на котором были обсуждены результаты этой работы, министр образования области Светлана Копешкина покинула свой пост.

Поначалу ничто не предвещало такого развития событий. В этом году в рамках модернизации региональной системы общего образования на приобретение учебной литературы была выделена рекордная сумма – более 86 миллионов рублей. Ряд районов получили книги вовремя. В других родителям пришлось набраться терпения, а где-то и начать сбор денег – чтобы ребенок ко Дню знаний не остался без учебников.

Зампред регионального правительства Елена Столярова официально принесла извинения родителям школьников за случившееся и пообещала, что виновные должностные лица понесут административное наказание. По словам вице-премьера, работа по формированию областного заказа на учебники началась еще в марте 2012 года на основе потребности общеобразовательных учреждений. Однако некоторые школы не проработали заказ в полном объеме, в связи с чем и возникли проблемы.

Вопрос с обеспечением учебной литературой взят на особый контроль правительством области.

(Симонов А. Пустой портфель / Александр Симонов // Учительская газета. – 2012. – 11 сентября. – С. 2.)

Я б в инспекторы пошел…

В Новосибирске открылся первый специализированный класс ГИБДД. Семиклассники средней школы № 1 начали учебный год с Правил дорожного движения. В торжественной обстановке мальчишки и девчонки принесли клятву юных инспекторов, а затем начальник областного управления ГИБДД вручил им именные удостоверения и специальные значки. Подарили велосипеды – транспорт для практики.

Поучиться безопасному поведению на дороге у ребят будет еще немало времени. В программе и занятия в автогородке, и встречи с сотрудниками Госавтоинспекции, и первая медицинская помощь.

Образовательная программа рассчитана на три года – 7, 8, 9 классы – и согласована с ГИБДД. Обучение юных инспекторов движения предполагает дополнительные факультативные занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности, праву и математике.

(Сибиркина Г. Я б в инспекторы пошел… / Галина Сибиркина // Учительская газета. – 2012. – 11 сентября. – С. 3.)

Microsoft откроет IT-академию на Дальнем Востоке

Всемирно известная корпорация Microsoft и Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) подписали соглашение о сотрудничестве. Microsoft создаст в университете IT-академию, ориентированную на продвижение современных информационных технологий и повышение уровня знаний студентов и преподавателей в этой сфере.

Как рассказал глава представительства Microsoft в России Николай Прянишников, в академии будет налажен процесс обучения всему новому в сфере IT. В структуре академии будет много постоянно обновляемых курсов и программ обучения. Кроме того, Microsoft на льготных условиях будет предоставлять ДВФУ новые информационные продукты. Таким образом, студенты и преподаватели в числе первых будут знакомиться с новыми IT-технологиями.

(Донатович С. Microsoft откроет IT-академию на Дальнем Востоке / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2012. – 11 сентября. – С. 3.)

Альтернативная форма дошкольного образования

В Абакане открылось негосударственное дошкольное образовательное учреждение – Центр развития ребенка «АБВГДейка». В Хакасии это уже второй частный детский сад, открытый с помощью грантовой поддержки Министерства образования и науки РХ.

Садик рассчитан на 18 человек. Пока его будут посещать 14 малышей, которых в уютном помещении ждут красивые игрушки и заботливые воспитатели. Руководство уверено, что со временем «АБВГДейка» будет укомплектована полностью.

С ребятишками будут работать два воспитателя, а также няня. Кроме того, по договору с городской детской поликлиникой предусмотрено медицинское наблюдение.

Напомним, открытие негосударственных дошкольных учреждений – это альтернативная форма дошкольного образования, направленная на ликвидацию очередности в детские сады. Всего до конца 2012 года в республике планируется открытие шести частных садиков.

(Куминова Е. «АБВГДейка» ждет малышей / Елена Куминова // Учительская газета. – 2012. – 11 сентября. – С. 3.)

В ближайшее время сокращение грозит каждому пятому вузу

В июле этого года президент Владимир Путин поставил перед Минобрнауки конкретную задачу: до конца 2012 года выявить все неэффективные государственные вузы, а до мая 2013 года – разработать и утвердить программу их реорганизации. Спустя две недели после постановки задачи министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сообщил, что в ближайшие два-три года число госвузов сократится на 20 %, а их филиалов – на 30 %.

Разработав 50 критериев, по которым будет проводиться санация вузовской системы, их послали на обсуждение всем профильным организациям, включая и самую авторитетную из них – Союз ректоров России. И затем, хорошо поработав с активом и заручившись, если и не поддержкой их, то, по крайней мере, молчаливым одобрением, министерство перешло к заключительному этапу зачистки высшей школы.

На местах теперь ждут команды свыше. Все замерли в готовности...

Дмитрий Ливанов рассказал, как точно будет проходить процедура. Благодаря 50 критериям будет составлен список «проблемных» вузов, тех, где дается образование не на должном уровне. Далее министерство начнет работать с каждым из этих вузов индивидуально. Что им могут предложить?

Первое – закрыться, ликвидировав прием. То есть вуз доучивает тех, кого взял ранее, и не проводит больше набор. Через четыре-пять лет этого вуза нет. Второй вариант – слиться с более сильным учебным заведением. Третий вариант – вузу могут предложить другое руководство и дать больше денег. Что может быть с преподавателями вуза – вопрос на стадии решения. Что будет с имуществом вуза – вопрос открытый.

(Савицкая Н. Высшая школа пошла под нож / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2012. – 4 сентября. – С. 8.)

Вузы ощутили на себе последствия реформы

Новый учебный год родители многих красноярских студентов встречают с плохим настроением. За чад, которые не поступили на бюджетные места государственных вузов, благодаря финансовым новациям Министерства образования и науки РФ им отныне придется платить в несколько раз дороже, чем год назад. Для технических специальностей минимальная стоимость года обучения отныне составляет 112 тыс. р. в год. Гуманитариям учеба обойдется дешевле почти в два раза – 60,2 тыс. р.

Последствия драконовской реформы на себе ощутили прежде всего четыре красноярских вуза, которые финансируются из бюджета: Сибирский федеральный университет (СФУ), а также Аэрокосмический, Педагогический и Технологический университеты. Далеко не все родители и абитуриенты смогли найти такие деньги на обучение.

Недоступность для многих красноярцев даже платного обучения обострила конкуренцию за бюджетные места, которых сейчас в местных вузах насчитывается около 9 тыс. Порой даже медалистам из-за засилья льготников крайне трудно было пробиться на бюджетные места в линейке самых престижных специальностей. Причем, как отмечают представители высшей школы, проблема с каждым годом только обостряется.

Чаще всего своим преимуществом внеконкурсного поступления пользуются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Они концентрируются на некоторых высококонкурсных специальностях, а в результате для абитуриентов остальных категорий остается всего два-три бюджетных места. Вузы обязаны принимать сирот, а бюджетные места в этом году определяет не университет – планы приема утвердило Министерство образования и науки РФ. Поэтому на пяти-шести самых популярных специальностях льготники вытесняют отлично подготовленных абитуриентов, оставляя очень малое число мест для общего конкурса.

(Чернявский А. Сироты вытесняют с престижных факультетов красноярских медалистов / Александр Чернявский // Независимая газета. Приложение «НГ-Политика». – 2012. – 4 сентября. – С. 12.)

Абитуриенты хотят стать чиновниками и менеджерами

Воодушевившись успехом первых лиц государства, выходцев из Петербурга, молодые абитуриенты со всей страны штурмом брали питерские вузы, готовящие будущих чиновников и менеджеров. Конкурс в Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (Академия госслужбы) в этом году составил 48 человек на место.

По данным петербургского Комитета по науке и высшей школе, в государственные вузы в нынешнем году было подано 389 тыс. заявлений, что на 63 тыс. больше, чем в 2011 году. В связи с этим повысился и конкурс – он составил 11,65 абитуриента на место против 9,15 абитуриента в прошлом году. Самым популярным вузом среди желающих учиться в Петербурге стала Академия госслужбы. В прошлом году конкурс в академии составлял 26 человек на место, в этом году – почти в два раза больше. На втором месте с небольшим отставанием идет Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет – 45 человек на место. Замыкает тройку лидеров Университет сервиса и экономики, за каждое место в котором боролись 30 человек. Примечательно, что из списка лидеров исчезли Санкт-Петербургский университет, Институт точной механики и оптики, Театральная академия, Медицинский университет имени Павлова и другие вузы, славившиеся в былые годы высокими конкурсами. Теперь интересы студентов прикованы к таким специальностям, как «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Реклама и связи с общественностью». В отдельных случаях конкурс на эти специальности достигал 300 человек на место.

Намного охотнее в этом году едут в Петербург абитуриенты из других регионов и зарубежья. 66 % поступающих прибыли в город на Неве из других уголков страны. В 2009 году, когда система ЕГЭ только заработала в полную силу, иногородних студентов было около 50 %.

(Борисов Д. Петербург атакуют будущие бюрократы / Даниил Борисов // Независимая газета. Приложение «НГ-Политика». – 2012. – 4 сентября. – С. 13.)

В России более 22,5 тысяч детей неграмотные

Неправильное употребление глагольных окончаний «-тся» или «-ться» – одна из самых распространенных ошибок современных школьников, считают опрошенные РИА Новости накануне Международного дня грамотности эксперты. Второе место занимают ошибки из разряда «как слышу, так и пишу»: «учавствовать», «здраствуй», «августовский пуч». День грамотности отмечается 8 сентября по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года. По данным организации, около 775 млн человек, то есть каждый пятый взрослый, не умеют ни читать, ни писать, а 75 млн детей по-прежнему живут вне системы школьного образования. В России не имеют начального общего образования 37 тыс. детей, более 22,5 тыс. детей неграмотные.

(Грамотность // Независимая газета. – 2012. – 11 сентября. – С. 8.)

Оценку высшим школам теперь будут ставить их коллеги

В начале сентября в Москве прошла первая учредительная конференция Ассоциации ведущих вузов РФ в области экономики и менеджмента (АВРЭМ), посвященная вопросам современного экономического образования.

В члены ассоциации вошло 18 вузов: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Высшая школа экономики (НИУ ГУ), Финансовый университет при правительстве РФ, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Уральский федеральный университет и др.

Итак, что же предлагает Ассоциация для улучшения качества высшего экономического образования. Первое, что она намерена сделать, – это провести «мониторинг качества и совершенствование стандартов образовательных программ в сфере социально-экономических наук и управления, которые сейчас вызывают сомнения». Большинство образовательных программ возникли в 90-е годы и изжили себя. Следующий шаг – уход от инбридинга (это когда вузы при подборе кадров замыкаются на самих себе) и переход к межвузовскому рынку специалистов. Затем идет работа внутри вуза – улучшение качества исследований, обучение лучшим мировым практикам и технологиям, работа с учебниками. А дальше – контроль. Контроль члены ассоциации предполагают сделать взаимным, они будут перепроверять друг друга.

(Герасимова Е. Санация экономических вузов / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2012. – 18 сентября. – С. 8.)

В России растет интерес к среднему профобразованию

В этом году выпускники школ охотнее идут в колледжи и техникумы. Например, в Московском издательско-полиграфическом колледже им. Ивана Федорова конкурс на некоторые специальности составил 2-3 человека на место. Колледж предлагает 7 специальностей среднего профобразования, в этом году на дневное отделение поступили 350 человек, в том числе – из других городов России и СНГ.

Несмотря на то что общий объем издаваемой продукции в России сокращается, работы у полиграфистов меньше не становится: издательства и типографии переключили внимание на оформление своей продукции и упаковку.

Очень востребованы на рынке труда технологи-полиграфисты. Столичные работодатели готовы платить выпускникам колледжа оклады от 40 тысяч рублей.

Большинство ребят знакомятся с работодателями на ярмарках вакансий, где сразу же узнают о будущих зарплатах и условиях труда. Полиграфическое производство, к слову, сегодня – одно из самых развитых и значительно компьютеризированных. А о временах первого печатного станка студентам напоминает лишь театрализованное представление об эпохе Ивана Федорова, которое 1 сентября ежегодно проходит в колледже.

(Ивойлова И. В колледж по конкурсу / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2012. – 3 сентября. – С. 11.)

Пензенские школьники учатся в стиле XXI века

Мода на флешмобы (заранее спланированная массовая акция, рассчитанная на случайных зрителей) вытеснила скучные домашние задания в одном из пензенских учебных заведений. В школе № 4 города Никольска Пензенской области молодежное увлечение подхватила учитель математики. Наталья Барышева больше не делает своим ученикам скучные записи в дневник, а рассылает задания повышенной сложности по электронной почте или на мобильный телефон. Задание нужно выполнить строго в срок. Принимаются групповые ответы. Например, в виде живой «надписи» на школьном дворе. Главное – справиться с заданием. Участники математического флешмоба накапливают баллы, которые затем можно обменять на оценку в школьном журнале.

Новые педагогические методы учителю провинциальной школы подсказала сама жизнь. Шестиклассники из ее класса вечера напролет проводят в Интернете. Чтобы дети не искали приключений в виртуальном пространстве, педагог решила их сама организовать.

С этим проектом учитель из Никольска выиграла региональный конкурс педагогических инициатив. Полагающийся ей за победу приз она поделила пополам. Ровно половину потратила на реализацию своего проекта.

(Саванкова Н. Пифагор вышел на скайп / Наталья Саванкова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2012. – 18 сентября. – С. 14.)

Проблема бюрократизации школ решена

На недавнем первом заседании нового Общественного совета при Министерстве образования и науки основной темой обсуждения стала проблема жуткой бюрократизации школ. У учителей действительно наболело. Вместо того чтобы учить детей, им приходится большую часть своего времени буквально «жертвовать» на бумажки: отчеты о количестве мальчиков и девочек, «прогноз» о числе детей-инвалидов в школе через несколько лет, составление учебного плана на год вперед с учетом пробелов, которые нужно будет восполнять, и многое другое.

Прислушавшись к педагогам, Минобрнауки направило в регионы официальное письмо (№ ДЛ-150/08) о недопустимости запрашивать у школы информацию в бумажном виде, если она уже размещена на школьном сайте в Интернете.

В этом письме региональным органам управления образованием рекомендовано не запрашивать информацию от школы о её деятельности, а самостоятельно получать данные из официального школьного сайта и проводить плановые проверки общеобразовательных учреждений один раз в год во время приёмки школ к новому учебному году. Также министерство советует переходить на электронные журналы успеваемости, чтобы информация об уровне образования в каждом классе тоже была доступна в интернете.

В письме есть и рекомендации школам: размещать как можно больше информации о своей деятельности на официальном школьном сайте, обеспечить в случае необходимости передачу информации в различные органы и организации строго через своего учредителя. И еще одна важная рекомендация, которая относится больше к директорам школ и завучам: собирать информацию о результатах качества работы учителей в рамках введения новой системы оплаты труда не более 1 раза в полугодие.

(Агранович М. Сеть пришла на помощь / Мария Агранович // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2012. – 18 сентября. – С. 14.)

В Ростовской области глава региона впервые провел урок онлайн для пятисот школьников

В небольшом классе Центра дистанционного образования одаренных детей интерактивная доска – экран, несколько компьютеров – и ни одного ученика. Все школьники, пришедшие на урок, находились в своих школах, разбросанных по всем 55 районам области. Общение необычного учителя с ними происходило в режиме видеоконференции.

Другая «фишка» урока была в том, что не ребята отвечали на вопросы учителя, а губернатор, порой даже пользуясь шпаргалками, отвечал на вопросы учеников.

Школьники из Волгодонска, Белой Калитвы, Орловского и Зерноградского районов, станицы Тацинской спрашивали о трудоустройстве молодежи, существующих льготах при поступлении в вузы, льготах для тех, кто остается жить и работать в сельской местности. Губернатор вспомнил, что раньше проблем с трудоустройством не было, существовала система распределения после вузов, но многим молодым людям она не нравилась, потому что они хотели свободы выбора. Сейчас реалии таковы, что эту систему частично нужно восстанавливать, и некоторые вузы развивают систему целевых направлений и распределения, создавая тем самым гарантии трудоустройства.

(Ионова Л. Губернатор, к доске! / Лариса Ионова // Российская газета. Неделя. – 2012. – 13–19 сентября. – С. 13.)

100 фильмов для школы

На сайте Культура.рф стартовало онлайн-голосование за 100 фильмов, которые могут быть рекомендованы для просмотра в школах.

В течение двух недель (с 17 сентября) каждый, кто зарегистрировался, мог предложить 3 российских и 3 иностранных фильма, которые считает достойными для изучения школьниками. Все предложенные картины будут суммированы, и первый длинный список из 300 фильмов-лидеров, которые выберет наибольшее число граждан, будет снова выложен для сокращения в Сеть. Получившийся в итоге список из 100 фильмов рассмотрят общественные советы при министерствах культуры и образования. Если они одобрят отобранные картины, то нужно будет задуматься, как в школах вводить дополнительный предмет, на какой возраст его ориентировать и где подбирать квалифицированный персонал.

Инициатива о введении в школах уроков, где изучались бы 100 лучших фильмов мирового кинематографа, принадлежит Никите Михалкову. Идею подержал министр культуры Владимир Мединский, подчеркнувший, что в сотне должна быть квота для отечественных картин.

«Российская газета» уже опубликовала список 100 фильмов, которые выбрали режиссеры, актеры, писатели и телеведущие (выпуск от 01.08.2012). На сайте газеты – www.rg.ru – продолжается голосование и обсуждение 100 лучших фильмов мирового кинематографа, стартовавшее в августе.

(Нараленкова О. 100 фильмов для школы / Оксана Нараленкова // Российская газета. Неделя. – 2012. – 20-26 сентября. – С. 28.)

Реформа военного образования забуксовала

Военное ведомство решило отказаться от ведомственной системы военного образования, ради которой три года назад была затеяна крупнейшая в истории реформа военных вузов – из 64 их осталось 10. Суть реформы была в том, чтобы обучать курсантов только тем предметам, которые нужны им для работы в войсках. От остальных предметов, которые являются обязательными при получении высшего образования на гражданке, было решено отказаться. Зато срок обучения сокращается до двух-трех лет. Сейчас вернулись к общероссийской системе: курсанты с первого сентября этого года будут учиться по единому государственному стандарту, который утверждает Минобразования. При выпуске курсанты будут получать диплом о высшем образовании государственного образца.

По задумке департамента образования Минобороны, которая так и не воплотилась, диплом должен был быть ведомственного образца (не государственного). В войсках же при переназначении на новую должность офицер проходил специальные курсы повышения квалификации. Диплом о стандартном высшем образовании, согласно минобороновской схеме, получали только избранные – после окончания Академии Генерального штаба.

Разработку новой системы закончили весной 2011 года. Но уже летом начались проблемы с ее внедрением – получалось, что все вузы страны учились по одному стандарту, а военные – по другому. И в Минобразовании воспротивились этой реформе.

(Михайлов А. Реформа военного образования забуксовала / Алексей Михайлов // Известия. – 2012. – 4 сентября. – С. 2.)

Школам дадут заработать на талантах

Минобрнауки объявило конкурс на апробацию и внедрение нормативного подушевого финансирования обучения талантливых детей в школах. Главный стратегический документ, который ориентирует страну на поиск и развитие одаренных людей, называется Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Документ утвержден 3 апреля 2012 года Президентом РФ Дмитрием Медведевым. В Приложении к концепции перечислены конкретные меры для развития талантов, график их выполнения и ответственные ведомства. Приложение утверждалось правительством в начале июня этого года, чему предшествовали ожесточенные дискуссии о том, как выращивать таланты.

До конца этого года в рамках программы повышения эффективности бюджетных расходов все школы страны должны перейти на новую систему нормативно-подушевого финансирования, которая подразумевает отказ от единой тарифной сетки, от традиционных доплат и надбавок, но вводит условную единицу «стоимость одного ученикочаса» в качестве меры затрат на подготовку среднестатистического школьника.

К нормативам финансирования для обычных школьников планируется добавить повышенные нормативы для финансирования затрат на образование учеников с талантами. Чем больше в школе будет таких ребят, тем больше денег можно будет привлечь в учреждение. Например, для покупки авторских учебных материалов и индивидуальных программ для способных.

(Пукемов К. Школам дадут заработать на талантах / Константин Пукемов // Известия. – 2012. – 4 сентября. – С. 4. )

Госдума вернет распределение студентов

Нижняя палата надеется новым законом решить вопрос острой нехватки специалистов в российской глубинке. Изменения коснутся ст. 11 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В новом законопроекте, внесенном депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Ивановым, абитуриенту предлагается заключать с вузом договор. Согласно договору, после окончания обучения молодой специалист должен отработать не менее двух лет по специальности в местности, куда направит вуз.

Депутат подчеркивает, что возможность распределения после вуза позволит молодежи не просто получить образование, но и иметь гарантию в трудоустройстве после обучения.

– В советское время четко работала система распределения. Кадровый вопрос решался на государственном уровне. После вуза все знали, что должны несколько лет отработать в сельской местности, – заявил Сергей Иванов.

Главная цель закона – позволить молодежи из глубинки получать качественное образование на внеконкурсной основе.

– Если бывшие студенты по каким-то причинам не хотят отрабатывать оговоренный срок в селе, то будут обязаны возместить стоимость обучения. Нужно также предусмотреть и систему штрафов, – высказал мнение парламентарий.

(Субботина С. Госдума вернет распределение студентов / Светлана Субботина // Известия. – 2012. – 5 сентября. – С. 1, 4.)

Нецелевое использование детсадов законодательно запретят

Следуя установке одной из предвыборных статей Владимира Путина, где он указывал на необходимость в короткие сроки решить проблему с дошкольным образованием, Госдума запретит использовать здания детсадов и летних лагерей не по назначению.

Депутаты – помимо проекта о введении административной ответственности за непредоставление мест в дошкольных учреждениях – обсуждают подобную законодательную инициативу.

Первый заместитель председателя комитета по образованию, Владимир Бурматов считает, что за непредоставление мест и за нецелевое использование дошкольных учреждений надо наказывать. «Надо пресекать коррупционные схемы, но при этом следует понимать, что стало причиной отказа принять ребенка в детский сад. Если это коррупция, необусловленный отказ, вымогательство денег – тут должна быть четкая ответственность. Кроме того, помимо финансовой должна быть и дополнительная ответственность», – говорит Бурматов.

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по образованию Александр Дегтярев репрессивных мер борьбы с очередями категорически не поддерживает: «Нет, наказывать не надо. Репрессивными методами проблему не решить. Здесь надо бороться другими методами – строительство новых детсадов, выкуп новых зданий, модернизация старых. Этот вопрос требует тщательной проработки».

(Сивкова А. Нецелевое использование детсадов законодательно запретят / Алена Сивкова, Антон Анисимов // Известия. – 2012. – 6 сентября. – С. 2.)

Студенты АТР смогут учиться в вузах большинства стран региона

В недалеком будущем студенты и преподаватели вузов стран-экономик АТЭС смогут беспрепятственно ездить на учебу и стажировки в большинство государств, входящих в Тихоокеанский регион. Основы для этого были заложены на саммите, проходившем в начале сентября на острове Русский.

Одним из результатов встречи министров иностранных дел и торговли АТЭС стал документ, подтверждающий желание и готовность стран АТР развивать сотрудничество в сфере образования.

Суть идеи в том, чтобы добиться взаимного признания учебных программ вузов региона. В таком случае студенты смогут, скажем, поехать поучиться в Японию, Австралию, Чили или любую другую страну, чья экономика входит в АТЭС. А преподаватели и ученые получат возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами вживую.

(Волков К. Студенты АТР смогут учиться в вузах большинства стран региона / Константин Волков // Известия. – 2012. – 11 сентября. – С. 5.)

Минобразования сделает ЕГЭ частично устным

Министерство образования и науки планирует ввести в ЕГЭ устный компонент, а также учитывать в его результатах итоги внешкольной деятельности. О введении таких нормативов газете «Известия» сообщил источник в Минобрнауки. По словам собеседника, в ближайший год правила ЕГЭ меняться не будут по причине уже начавшегося учебного года. Два новых пункта могут быть сформированы, уже начиная со следующего года, после принятия новых стандартов образования и соответствующего законопроекта.

Среди нововведений Минобрнауки планирует обязательное присутствие «устного компонента» не только в экзамене по иностранным языкам, но также и по литературе, истории, экономике, обществознанию и всем предметам, которые относятся к гуманитарно-социальным наукам. Второй, не менее важной, новацией станет учет внеучебной деятельности, который пополнит «портфолио» Единого государственного экзамена.

В ближайшие пару лет ЕГЭ ждут несколько существенных изменений помимо ввода новых компонентов. Так, Единый государственный экзамен планируют разделить по двум степеням сложности – базовый и профильный. Первый эксперимент по внедрению двухуровневого экзамена планируется провести в 2014 году. В Рособрнадзоре подтвердили, что сейчас идет обсуждение данного вопроса.

Помимо этого, в планах Минобрнауки также с 2014 года стоит проведение аудита технологий и содержания единого экзамена с привлечением иностранных экспертов. Тесты будут формироваться с учетом систем тестирования школьников в других странах.

(Панов П. Минобразования сделает ЕГЭ частично устным / Павел Панов // Известия. – 2012. – 17 сентября. – С. 2.)

Круглый стол по актуальным вопросам образования

В редакции газеты «Известия» прошел круглый стол с руководством Министерства образования и науки, на котором представители ведомства рассказали о грядущих реформах. В составе делегации Минобрнауки России присутствовали сам министр образования Дмитрий Ливанов и его заместители – Александр Климов (зам по профессиональному образованию), Игорь Реморенко (зам по общему образованию и молодежной политике), Наталья Третьяк (зам по законодательным вопросам и проекту «Открытое министерство») и Игорь Федюкин (зам по науке и международной деятельности).

«Известия» обсудили с гостями развитие ЕГЭ, внедрение электронных учебников, новые школьные предметы и будущий стандарт дошкольного образования, а также другие актуальные вопросы.

(Панов П. Дмитрий Ливанов: «ЕГЭ будет претерпевать ежегодные изменения» / Павел Панов // Известия. – 2012. – 20 сентября. – С. 1, 4.)

Краеведческие новости

Впервые в России прошел саммит АТЭС

Впервые в России прошел крупнейший в мире экономический форум – саммит АТЭС. В число добровольцев попали и десять волонтеров из ВолГУ.

А попасть на саммит было не так уж просто. Безупречного знания английского языка и опыта было недостаточно. Волонтерский штаб тщательно изучал дело каждого кандидата, учитывая внешность и личные качества. Необходимо было приехать во Владивосток за неделю до начала работы саммита, чтобы пройти обучение. Здесь добровольцев ждал еще один отбор – тесты по английскому и личное собеседование с каждым из восьмисот волонтеров! После этого все ребята были сформированы в рабочие группы, в которых началось обучение.

Волонтеры на форуме занимались встречей и сопровождением иностранных делегаций, обеспечивали работу протокольных мероприятий и рабочих заседаний. Также помогали гостям с ориентированием по городу и организацией культурно-экскурсионной программы.

В работе саммита приняли участие более 700 первых лиц стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особенно запомнился волонтерам день приезда Президента Владимира Путина. Для добровольцев Президент провел отдельную конференцию. Списки участников формировались за несколько дней, а чтобы попасть на встречу, нужно было пройти три осмотра охранниками.

За отличную работу по созданию атмосферы саммита Путин подарил волонтерам бесплатную поездку в Японию, но волгоградцам пора было возвращаться на родину, к лекциям в университете. Самых лучших волонтеров, в число которых вошли и наши ребята, наградили грамотами, а самое главное – у них появилась возможность применить свой опыт на Универсиаде в Казани в 2013 году и Олимпиаде в Сочи в 2014-м.

(Талдыкина А. Нашим студентам улыбнулась удача и Хилари Клинтон / Анастасия Талдыкина // Вечерний Волгоград. – 2012. – 18 сентября. – С. 4.)

Сады для цветов жизни

До конца 2012 года в Волгоградской области в рамках реализации региональной программы «Развитие дошкольного образования» в дошкольных образовательных учреждениях появится около 5 тысяч новых мест. Причем 3 тысячи из них появятся в г. Волгограде.

(Сады для цветов жизни // Городские вести. – 2012. – 8 сентября. – С. 2.)

Школьников учили считать деньги

С 7 по 11 сентября в Волгоградской области прошли мероприятия в рамках Всероссийской акции «День финансовой грамотности в учебных заведениях».

В общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования региона были проведены различные конференции, лекции, консультации банковских работников для родителей и жителей, а также деловые игры и лабораторно-практические занятия для старшеклассников.

7 сентября открытые уроки, лектории и сюжетно-ролевые игры, направленные на повышение финансово-экономической грамотности населения, прошли в Волгоградском социально-педагогическом и профессионально-техническом колледжах, в Жирновском, Михайловском педагогических колледжах, а также в ряде образовательных учреждений и школ г. Волжского и Урюпинского муниципального района. Напомним, эти и ряд других образовательных учреждений, принимавших участие во Всероссийской акции, стали победителями регионального конкурса на соискание грантов, призванных повысить финансовую грамотность и финансовое обеспечение население и создать условия для развития финансового образования в Волгоградской области.

(Школьников научат считать деньги // Волгоградская правда. – 2012. – 7 сентября. – С. 2.)

Чем разбавить школьное образование

В начале учебного года родители всегда озадачены тем, в какой кружок или секцию отдать ребенка? Как занять его досуг? Выбор им предоставляется вполне широкий: 24 школы искусств, почти столько же спортшкол. Для полноты картины к ним нужно прибавить Дворцы детского творчества, которые имеются в каждом районе нашего города, молодежно-досуговые центры и подростковые клубы.

В школы искусств, музыкальные и художественные сегодня ходит почти 10 тысяч маленьких волгоградцев. Набор уже закончен, классы сформированы. Дополнительное образование высокого уровня, несмотря на платность, всегда было востребовано. В последние годы этот интерес удивляет даже педагогов. В этом году во всех художественных школах был конкурс – от 1,5 до 3,5 человека на место.

Все самые модные виды творчества школьникам предлагают Центры детского творчества. «Квиллинг, пэчворк, скрапбукинг» – перечисляют руководители Центров детского творчества трендовые направления в рукоделии, которым учат детей. Своя изюминка есть у каждого объединения, например в ЦДТ Дзержинского района начали с этого года преподавать хип-хоп. Занятия ведет выпускник Центра, участник «Минуты славы».

К сожалению, сеть дополнительного образования практически недоступна деткам с ограниченными возможностями. В системе школ искусств это пока невозможно. Музыке нельзя научить дистанционно, к тому же это требует специального оборудования.

Только в центре «Истоки» педагоги готовы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и дистанционно. Такой опыт в этом учреждении уже имеется.

(Шадчина В. После уроков – музыка и танцы / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2012. – 14 сентября. – С. 4.)

В Волгограде стартует православная олимпиада

В Детско-юношеском центре Волгограда состоялась встреча сотрудников историко-краеведческого отдела этого детского учреждения с учителями и методистами районных отделов образования.

Встреча проходила в рамках подготовки к XV городской олимпиаде по школьному краеведению, где действует направление по православному краеведению.

Вот уже много лет волгоградские старшеклассники соревнуются в знании православной истории нашего города и показывают отличные результаты.

Сначала, как обычно, в октябре будет организован районный тур по истории храмов Царицына, победители которого выйдут в финал городского тура. Участники должны будут знать православные святыни своего района, определять названия храмов по представленным фотографиям, угадывать имя изображенного на фото священника или подвижника, связанного с нашим городом, рассказать о советской политике гонений на церковь.

(Михайлова В. Умники и умницы / Виктория Михайлова // Волгоградская правда. – 2012. – 25 сентября. – С. 3.)

Контрактников ждут в вузе

Волгоградский государственный социально-педагогический университет готов принять на подготовительное отделение воинов-контрактников. Как рассказали в пресс-центре университета, обучение будет производиться за счет средств федерального бюджета. А слушателям очной формы обучения еще и выплатят стипендию. Иногородним также предоставят общежитие.

Подготовиться таким образом к поступлению в вуз смогут граждане РФ, прошедшие военную службу по контракту не менее трех лет в Вооруженных Силах России. Они должны иметь среднее общее или среднее профессиональное образование, но не иметь высшего образования. Заявления на обучение принимались с 3 по 21 сентября.

(Контрактников ждут в вузе // Интер. – 2012. – 6 сентября. – С. 3.)

Четвероклассники начали грызть гранит «Основ религиозных культур и светской этики»

В этом году на выбор родителям, кроме внеконфессиональной этики и общего обзора мировых религий, были предложены 4 специализированные основы духовности: православная, исламская, буддистская, иудейская. Но большинство папенек-маменек духовность почему-то отвергли.

В целом по стране к православию решили приобщить своих чад 31,7 %, к исламу – 4 %. Полпроцента в сумме набрали буддизм и иудаизм. Зато 42,7 % выбрали светскую этику и 21,2 % – мировые религии в комплекте. Итого почти 64 % свою веру по этнической принадлежности изучать не захотели.

В Волгограде светскую этику предпочли около 70 %, а главную госрелигию – всего 17 %.

(Теслович Б. Наращивая духовность / Богдан Теслович // Интер. – 2012. – 6 сентября. – С. 7.)

Негуманитарные специальности растут в «цене»

Большинство волгоградцев, поступивших в вузы региона в нынешнем году, собираются стать экономистами и юристами. Приоритеты молодых людей не меняются уже больше 10 лет, и эти специальности прочно удерживают пальму первенства при выборе выпускниками школ будущей профессии.

Правда, представители сферы образования отмечают, что в нынешнем году у волгоградской молодежи отмечен интерес к техническим и естественнонаучным специальностям. По словам волгоградских педагогов, молодые люди начинают более активно выбирать в качестве сферы профессиональных интересов прикладные направления информатики и математики.

Волгоградские учителя прогнозируют дальнейший рост популярности негуманитарных специальностей у выпускников школ региона. Примечательно, что обществознание было по-прежнему самым популярным предметом по выбору на ЕГЭ в 2012 году, однако второе место удерживает биология, а третье – физика.

Итоговая аттестация ЕГЭ-2012 выявила в Волгоградской области тенденцию роста количества 100-балльников. Так, в нынешнем году 30 волгоградских выпускников сдали тест ЕГЭ на 100 баллов. В 2011 году таких счастливчиков было 15, а в 2010 году и вовсе пятеро. Региональные чиновники, курирующие сферу образования, уверяют, что рост числа 100-балльников объективен: в списке не только 100-балльников, но молодых людей с результатом выше 90 нет ни одного случайного человека. Все «умники» ЕГЭ-2012 в недавнем прошлом являются победителями олимпиад, участниками научно-практических конференций, интеллектуальных конкурсов и пр.

(Серенко А. Волгоградцы разобрались, как сдавать ЕГЭ с гарантией / Андрей Серенко // Независимая газета. Приложение «НГ-Политика». – 2012. – 4 сентября. – С. 13.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru