В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (август 2012 г.)

4 сентября 201215:13

Новости образования

О судьбе российского образования

2 августа проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был направлен в Госдуму. Распоряжение об этом подписал глава правительства Дмитрий Медведев.

Проект Федерального закона «Об образовании в РФ» был разработан Минобрнауки во исполнение комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы России на период до 2010 года. За два года после разработки законопроект прошел беспрецедентно широкое общественное обсуждение. В Интернете министерством было получено более 17 тысяч замечаний и предложений к законопроекту. Документ также рассматривался различными общественно-профессиональными объединениями: профсоюзами в сфере образования, общероссийскими объединениями работодателей. В мае он был представлен на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и в целом поддержан. Проект ФЗ прошел согласование с 31 ведомством, а также с субъектами Российской Федерации, причем 46 из них согласовали законопроект без замечаний, а 37 представили свои замечания, в целом поддержав его.

По словам Дмитрия Медведева, закон должен не только решить проблемы образования, но и стать основой развития человеческого потенциала в стране.

– Предлагаемым законопроектом об образовании в РФ сохраняются и дополнительно детализируются действующие базовые принципы и гарантии реализации прав граждан в сфере образования, – пояснил министр. – При этом новый закон опирается на достигнутые результаты модернизации системы образования. В нем нашли отражение лучшие образовательные практики, образовательные технологии, подтвердившие за последние годы свою эффективность.

Законопроект также опирается на принцип открытости системы образования. Для этой цели в нем закрепляются реально апробированные на практике механизмы, такие как участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, например, через проведение общественной и общественно-профессиональной аккредитации; учет ее результатов при государственной аккредитации и т. д. А также информационная открытость системы образования для потребителей – например, обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования, публикация отчетов и т. д. Закрепляется система мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике, в том числе на уровне отдельных организаций. Вводится процедура независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в частности определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг.

В законопроекте предложен ряд новых механизмов, направленных на развитие отрасли, таких, например, как расширение круга организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане смогут получать бесплатное образование, увеличение возможности ведения образовательной деятельности негосударственными, в частности коммерческими, организациями.

Значительное внимание уделено и закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений: педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Впервые на законодательном уровне признается особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для обеспечения их профессиональной деятельности.

В законопроекте описано правовое положение обучающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся стипендий, предоставления мест в общежитиях, обеспечения учебниками, питанием и т. д.

Также закрепляются права и обязанности родителей и их законных представителей. Установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации, на их участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

По мнению министра Дмитрия Ливанова, у нового закона «Об образовании» хорошие перспективы: он будет принят либо в конце этого, либо в начале следующего года. В 2013 году закон вступит в силу – целиком и сразу.

(Шаталова Н. Законный интерес / Нина Шаталова // Поиск. – 2012. – 10 августа. – С. 6.)

Об ипотеке

– Сегодня ведётся серьёзная работа по разработке федеральных программ льготного кредитования работников бюджетной сферы (учителей, врачей, учёных, госслужащих), – рассказывает Марина Малайчик, исполнительный директор по инновациям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). – Молодые учителя (до 35 лет) государственных и муниципальных школ получили от государства право на финансовую поддержку при покупке жилья. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1177 от 29.12.2011 г. им выделяются субсидии для оплаты части первоначального взноса по ипотеке. При этом учителю достаточно иметь на руках всего 10 % собственных средств от стоимости жилья. Ипотечный кредит для молодых учителей выдаётся по фиксированной ставке 8,5 % годовых в рублях. Проконсультироваться о получении субсидии можно в министерстве или департаменте образования вашего региона.

(Буравчикова Д. Ипотека для бюджетника / Дарья Буравчикова // Аргументы и факты. – 2012. – 22 августа. – С. 11.)

Мониторинг роста зарплат

С 2011 года по заказу Минобрнауки проводится электронный мониторинг ежемесячной динамики зарплат школьных учителей.

Судя по мониторингу, зарплаты растут, но не везде одинаково. 52 тысячи на Ямале и 14 тысяч в Орловской области.

На портале мониторинга www. kpmo.ru можно отследить их изменение и соотношение со средним доходом по региону. Там же отслеживается и учительская ставка, на которую начисляется доход. В большинстве случаев – это не одна, а полторы, иногда две ставки. Чтобы получить на 1,5 тысячи рублей больше (в некоторых регионах рост зарплат с сентября 2011 года по июль 2012 именно такой), нужно почти вдвое увеличить объем работы.

(Агранович М. Ставка за урок / Мария Агранович // Российская газета. Неделя. – 2012. – 16 августа. – С. 4.)

О безопасности сайтов

Ответственным за ведение реестра ресурсов с противоправной информацией, которую будут блокировать в Рунете, предложено сделать Роскомнадзор.

– К 1 ноября мы должны создать информационную систему, в которой этот реестр будет храниться, – отметил глава минкомсвязи Николай Никифоров. – Тем, кто продолжит распространять противоправный контент, с вступлением в силу всех статей закона продолжать такую деятельность будет крайне сложно, – отметил министр.

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко сказал, что обсуждается идея создания единых «белых списков» сайтов, куда дети смогут заходить без опасений. Чтобы не было ошибок при блокировке, он предложил создать общественный реестр уже закрытых ресурсов. Можно будет ввести название сайта и понять, почему он не работает.

(Шадрина Т. Какие сайты безопасны для вашего ребенка / Татьяна Шадрина // Российская газета. Неделя. – 2012. – 16 августа. – С. 4.)

Новая магистерская программа

В Томском политехническом университете начат набор на новую магистерскую программу «Инжиниринг в биотехнологической и фармацевтической отрасли», которую вуз реализует в Институте природных ресурсов ТПУ вместе с крупнейшей российской фармацевтической компанией «Р-Фарм». ТПУ – первый вуз в России, который начнет готовить таких специалистов.

На базе Института природных ресурсов будет открыт научно-образовательный центр «ТПУ – Р-Фарм». Для этого проекта в 2011 году закуплено биотехнологическое оборудование на сумму 14 млн рублей, которое уже введено в эксплуатацию на кафедре физической и аналитической химии. В центре спроектирован мультимедийный зал для проведения лекций, семинаров, дистанционного обучения, тренингов, удаленных видеоконференций, презентаций и докладов.

Обучение магистрантов будет проводить команда профессионалов из ТПУ, Сибирского государственного медицинского университета, НИИ фармакологии Томского научного центра СО РАМН и специалисты биотехнологических и фармацевтических предприятий.

(Налегаем на лекарства // Поиск. – 2012. – 10 августа. – С. 3.)

Конкурс на получение стипендий Президента РФ

Объявлен открытый публичный конкурс на получение стипендий Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. Проводит его Минобрнауки совместно с Советом по грантам Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ.

Участвовать в конкурсе могут молодые (до 35 лет) ученые и аспиранты, которые являются гражданами РФ и осуществляют перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, имеют опубликованные научные труды в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, занимают должности научных работников в российских научных организациях или вузах либо обучаются в аспирантуре образовательных учреждений и научных организаций по очной форме.

Стипендии будут распределяться в приоритетных направлениях модернизации российской экономики: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, связанные с телекоммуникациями, включая ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры; медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства; стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения.

Размер ежемесячной стипендии – 20 тысяч рублей, она выделяется на срок до трех лет, может назначаться одному и тому же лицу неоднократно. Общее число лиц, ежегодно получающих стипендию Президента РФ, в 2012 году не может превышать 500 человек.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 10 августа. – С. 3.)

«Вертолетный класс»

«Вертолетный класс» – так назвали выпускников казанской гимназии № 8 этого года. Ребята прошли специальную подготовку «под крылом» Казанского национального исследовательского технического университета КАИ и Казанского вертолетного завода. Проект стал результатом сотрудничества ОАО «КВЗ», Института довузовской подготовки КНИТУ-КАИ и гимназии № 8. При поддержке завода и университета гимназисты прошли дополнительную подготовку по математике и физике, при этом курс был построен таким образом, чтобы ребята смогли в дальнейшем успешно учиться в вузе по специальностям, связанным с профилем КВЗ. Занятия вели как университетские преподаватели, так и специалисты завода.

(Токарева Т. Первым делом – вертолеты / Татьяна Токарева // Поиск. – 2012. – 10 августа. – С. 2.)

Активность поощряется

Преподавателям Дальневосточного федерального университета выплачено 25,3 млн рублей в рамках проекта «Мотивация». Руководство вуза считает, что он показал свою результативность и поэтому будет продолжен.

Проект «Мотивация», который был начат в прошедшем учебном году, направлен на стимулирование сотрудников вуза к более эффективной работе. На сегодня механизм селективных материальных стимулов включает единовременные поощрения за 14 «видов активности». Это публикации в высокорейтинговых журналах, индексируемых базой Scopus, участие с докладами в научных мероприятиях, защита диссертаций в срок, подготовка призеров различных олимпиад и конкурсов, чтение курсов и издание монографий на иностранных языках, защита докторской диссертации, победа и подготовка победителей в спортивных состязаниях, творческих конкурсах, выставках и т. д. За время реализации проект «Мотивация» охватил 18 % ППС: на 1 июля 2012 года – 548 сотрудников.

(Активность поощряется // Поиск. – 2012. – 10 августа. – С. 2.)

Скандал

Российский студенческий союз обвинил девять вузов том, что они зачислили в первую волну абитуриентов из «хвоста» списка.

В Рособрнадзоре заявили, что тесно работают со студенческим союзом и проверяют все жалобы абитуриентов. В вузах уверяют, что никаких «лишних» студентов они не зачисляли. Непонимание могло возникнуть из-за того, что приемные комиссии некоторых вузов, не дожидаясь официального объявления «второй волны» и будучи уверенными, что абитуриенты из главного списка уже не принесут им подлинники, зачисляют раньше времени поступающих из резервного списка.

(Скандал // Российская газета. Неделя. – 2012. – 9 августа. – С. 4.)

О правилах приема в вузы

По мнению ректоров, в правилах приема в вузы нужно изменить следующее:

• разработать единые правила зачисления олимпиадников;

• утвердить единый образец документа для льготников на право внеконкурсного приема;

• проводить в медвузах особое испытание на профпригодность;

• вернуть в выпускные экзамены сочинение, а в КИМы, в том числе по иностранному языку, добавить устное задание;

• повысить роль собеседования при поступлении;

• учитывать при поступлении аттестат и портфолио;

• набирать «целевиков» только по конкурсу и привлекать к финансовой ответственности, если они не вернулись в свои регионы и не стали работать по специальности.

Акцент // Российская газета. Неделя. – 2012. – 9 августа. – С. 4.)

О первоклассниках

Приказ Минобрнауки вносит небольшие изменения в правила записи в школу.

В этом году первоклашек набирали по новым правилам. В первую очередь место гарантировалось тем, кто живет на прикрепленной территории. Для них запись началась 1 марта и шла до 31 июля. Всех остальных в школах ждут с 1 августа до 5 сентября. Если, конечно, в учебном заведении есть свободные места.

Приказ Минобрнауки уточняет: для того чтобы ребенка записали в школу, понадобится личное заявление родителей и оригинал документа, удостоверяющего их личность. Либо оригинал документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в России. Школе разрешено принять заявление в электронном виде. Если ребенок живет в прикрепленном районе, надо принести свидетельство о рождении либо копию документа, который подтверждает, что вы пришли записывать своего родственника или ребенка, чьи интересы представляете. Кроме того, попросят еще и оригиналы свидетельства о регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Иностранцам и лицам без гражданства, которые хотят записать своих детей в школу, нужно дополнительно предъявить документы, подтверждающие родство с ребенком или право представлять его интересы. И, кроме того, документ о том, что заявитель находится на территории России легально. Все бумаги придется перевести на русский язык и принести вместе с заверенными переводами.

Как только в школах все свободные места будут заполнены, прием заканчивается. Но не позднее 5 сентября. Ожидается, что в августе записываться в школы придут первоклашки, которым отказали в других учебных заведениях, дети мигрантов и дети из неблагополучных семей из своего района.

(Ивойлова И. Первоклассный прием / Ирина Ивойлова // Российская газета. Неделя. – 2012. – 9 августа. – С. 5.)

Политехнический и агротехнический профиль

Правительство Новосибирской области приняло целевую программу «Развитие политехнической и агротехнической школ на 2012–2014 годы». Ее цель – подготовка школьников к трудовой деятельности по специальностям политехнического и агротехнического профиля.

Согласно программе в ближайшее время 25 школ региона будут работать по двум профильным направлениям. В 8–9 классах ребята кроме общеобразовательных предметов будут изучать курс введения в рабочую профессию, а в 10–11 классах – учиться уже по программе профессиональной подготовки. Старшеклассников закрепят за производством или агротехническим предприятием, где они будут проходить практику. Вместе с аттестатом выпускники получат свидетельство об уровне профессиональной квалификации.

За три года на реализацию программы из областного бюджета предполагается выделить почти 34 млн рублей. Планируется, что в ее рамках более 2800 школьников освоят основы технических профессий.

(Сибиркина Г. В Новосибирской области создадут сеть политехнических школ / Галина Сибиркина // Учительская газета. – 2012. – 7 августа. – С. 3.)

О получении грантов

Министерство образования и науки России выпустило информационное сообщение, в котором обозначены основные подходы и процедуры проведения конкурсов на получение грантов Правительства РФ для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах, научных учреждениях государственных академий наук и ГНЦ.

Выполняя майское постановление правительства о развитии программы мегагрантов, министерство планирует организовать в 2012 году конкурсный отбор наиболее успешных проектов первой волны конкурса, прошедшего в 2010 году, для продолжения их финансирования. Аналогичный отбор затем будет проведен и среди проектов, поддержанных в 2011 году. Кроме того, будет объявлен конкурсный отбор новых проектов.

Определение условий и процедур конкурсного отбора возложено на Совет по грантам при правительстве. В Минобрнауки решили, что изменения в формате программы требуют обновления состава совета. Министерство уже занимается формированием нового состава совета.

Условия конкурсов планируется объявить в октябре 2012 года, после заседания совета. Итоги конкурса по продлению проектов победителей 2010 года должны быть подведены в декабре 2012 года, а на получение новых грантов – в марте 2013 года.

В конкурсе новых проектов с 2012 года возможность участвовать получают российские вузы, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры. Обязательное условие – привлечение внебюджетных средств в объеме не менее 25 % от гранта правительства. Гранты будут выделяться в размере до 90 млн рублей на каждый проект в течение трех лет с возможным продлением финансирования на два года.

(Минобрнауки предупреждает о новых мегагрантах // Поиск. – 2012. – 10 августа. – С. 3.)

Три элитные школы

В Подмосковье появятся три престижных интерната для одаренных детей – это школа менеджмента, а также лицеи естественно-математической и дипломатической направленности. Об этом рассказал источник в Министерстве образования Московской области. В проекте программы развития образования в регионе на 2013–2015 годы на создание «профильных лицеев» отведено 73 млн рублей.

С появлением таких лицеев Подмосковье станет одним из ведущих образовательных центров России. Создавать школы планируют на базе подмосковных усадеб.

(Корчмарек Н. Правительство области создает три элитные школы / Наталья Корчмарек // Известия. – 2012. – 10 августа. – С. 5.)

Новая форма проведения уроков

В новом учебном году все столичные школы смогут проводить уроки в кинотеатрах и музеях города. Соответствующее соглашение сейчас обсуждают департаменты культуры и образования Москвы. Об этом рассказала руководитель управления социализации и дополнительного образования Екатерина Чистова.

Согласно проекту департамента образования, в кинотеатрах московские учителя смогут проводить уроки истории, географии, биологии с использованием научно-популярных и художественных фильмов, в музеях – занятия по рисованию, биологии или истории. Как часто каждый класс сможет выезжать на подобные уроки, пока обсуждается. План совместной работы двух департаментов появится к 15 сентября. Чистова также добавила, что, согласно проекту, каждый ученик столичной школы сможет дважды за год бесплатно сходить в кино.

(Корчмарек Н. Вместо классов школьников поведут в театры и музеи / Наталья Корчмарек // Известия. – 2012. – 6 августа. – С. 6.)

100 лучших книг для внеклассного чтения

Санкт-Петербургский государственный университет по заказу Минобрнауки РФ провел интернет-голосование. Участники должны были выбрать 100 лучших книг для внеклассного чтения. С идеей создания подобного перечня выступил Владимир Путин.

Весной этого года во всех субъектах РФ прошли опросы, на основе которых были сформированы региональные списки. Обработав эти предложения, эксперты создали сводный общероссийский перечень из книг, упоминавшихся в региональных рекомендациях чаще всего, которые не входят в обязательную школьную программу. В течение недели все желающие могли проголосовать за произведения на специально созданном сайте knigl00.spbu.ru. В список было включено 213 книг, в основном для старшеклассников.

Одними из лидеров интернет-голосования стали произведения Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», которые набрали 1178 и 884 голоса соответственно. Также голосующие рекомендуют школьникам повесть «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева – 1026 голосов, приключенческий роман «Два капитана» Вениамина Каверина – 970 голосов, повесть «Алые паруса» Александра Грина – 949, повесть «Белый Бим Черное Ухо» Гавриила Троепольского – 877, роман «Идиот» Федора Достоевского – 896 голосов.

Произведения военной тематики, такие как повесть Юрия Бондарева «Батальоны просят огня», романы «В списках не значился» Бориса Васильева, «Живые и мертвые» Константина Симонова, набрали более 400 голосов.

Среди наименее популярных произведений оказались «Времена» Михаила Осоргина – 9 голосов, сборник «Доминанта» Алексея Ухтомского – 19, «Начало века» Андрея Белого – 39.

Все отзывы будут обобщены рабочей группой проекта и представлены на рассмотрение комиссии по составлению перечня книг.

(Ветров И. Россияне голосуют за «Двенадцать стульев» / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. – 7 августа. – С. 2.)

Фальшивые дипломы

Около 300 сайтов оказались в центре внимания российских правоохранительных органов. На этих ресурсах шла активная торговля поддельными аттестатами, дипломами и справками об образовании. МВД РФ возбудило по данному факту уголовное дело в соответствии со статьей 327 УК РФ («подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, госнаград, штампов, печатей и бланков»).

– Всего таких сайтов гораздо больше, чем мы успели просмотреть, их количество измеряется десятками сотен, – отмечает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов. – Как показал мониторинг, данные сайты во многом дублируют коммерческие предложения друг друга, и «прайс-листы», которые они предлагают, зачастую абсолютно идентичны по выставляемой цене и исполнению.

(Александров И. Фальшивые дипломы станут настоящими уголовными делами / Иван Александров // Учительская газета. – 2012. – 21 августа. – С. 2.)

Инклюзивное образование

Более половины россиян, опрошенных Фондом «Общественное мнение», считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах не приведет к ухудшению качества образования (52 %). Четверть (26 %) полагают, что это негативно скажется на учебном процессе. Остальные участники исследования затруднились ответить.

Законопроект об инклюзивном образовании Госдума РФ планирует рассмотреть в осеннюю сессию. Почти половина респондентов (45 %) поддерживает совместное обучение, против выступают 35 %.

Сторонники инклюзивного образования считают, что оно поможет детям-инвалидам развиваться и общаться с ровесниками. Противники такой практики говорят, что, обучаясь в общеобразовательных классах, дети-инвалиды столкнутся с жесткостью и непониманием сверстников, а также с трудностями в учебе.

Большинство участников опроса (52 %) уверены, что детям-инвалидам будет некомфортно учиться вместе со здоровыми сверстниками, 39 % респондентов полагают, что некомфортно в этом случае будет здоровым школьникам. Всего в ходе исследования было опрошено 1500 человек в 43 регионах страны.(Косыгин С. Как россияне относятся к инклюзивному образованию? / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2012. – 21 августа. – С. 2.)

Больных детей становится больше

В Тюмени состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование культуры здоровья как основы развития здоровой личности в условиях инновационного образовательного процесса».

Наряду с позитивными сдвигами во многих регионах наблюдается неудовлетворительное состояние здоровья подрастающего поколения. Менее 30 % детей имеют первую группу здоровья. Особую тревогу вызывает увеличение количества умственно отсталых, психически неполноценных детей. К моменту поступления в 1 класс доля психически здоровых составляет всего 39 %. По данным Министерства образования и науки РФ, число здоровых выпускников общеобразовательных учреждений сократилось до 10 %, продолжает расти общая заболеваемость.

На конференции было принято решение обратиться в Министерство образования и науки РФ и, возможно, к Президенту РФ с предложением создания в стране системы обучения здоровью подрастающего поколения. Для этого необходимо ввести в Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования специальность «Культура здоровья» (или «Здоровье») и осуществлять в педагогических вузах и на педагогических факультетах университетов подготовку соответствующих кадров. Одновременно в базисный учебный план общеобразовательных учреждений для учащихся 1–11 классов включить цикл дисциплин с условным названием «Культура здоровья» (или «Здоровье»), а в штат образовательных учреждений ввести должность «учитель здоровья» (или «учитель культуры здоровья»).

(Чимаров В. Больных детей становится больше / Валерий Чимаров // Учительская газета. – 2012. – 21 августа. – С. 7.)

«Лаборатория Z»

Недалеко от новосибирского Академгородка, на берегу Бердского залива, открылась областная Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» для юных умников и умниц. Школу второй год организует Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области вместе с областным центром работы с одаренными детьми «ДИО-ГЕН».

Для участия во второй «Лаборатории Z» пригласили тех, кто отличился в воскресной научной школе и центре олимпиадной подготовки «ДИО-ГЕН», интеллектуальных региональных турнирах и конкурсах. География участников представлена Новосибирском и сельскими районами. Педагогический состав сформирован из ученых, преподавателей вузов, студентов и аспирантов Новосибирского университета, Сибирского отделения Академии наук.

«Лаборатория Z» – это 10 научно-исследовательских лабораторий: по физике, математике, химии, робототехнике. На 12 дней ребятам предстоит погрузиться в свой профильный предмет с целью проведения собственного научного исследования и разработки проекта. «Лаборатория», как уже показала практика, дает школьникам возможность расширить знания, поэкспериментировать, развить культуру научного общения, освоить навыки проектной деятельности. Ее практическими результатами станут макеты, модели, видеоролики и установки для проведения экспериментов. В очередной раз проекты ребят будут представлены на международной образовательной выставке «Интерра».

(Сибиркина Г. В Новосибирской области открылась «Лаборатория Z» / Галина Сибиркина // Учительская газета. – 2012. – 14 августа. – С. 3.)

Бесплатный Wi-Fi

Все студенческие общежития Москвы до конца года будут обеспечены бесплатным Wi-Fi. Об этом сообщила замруководителя столичного департамента образования Маргарита Русецкая.

По словам Русецкой, мэрия совместно с Советом ректоров подключилась к решению вопроса с Интернетом в общежитиях вузов осенью прошлого года. Тогда президент Дмитрий Медведев посетил студгородок РУДН и дал поручение ректорам обеспечить свободным доступом к Wi-Fi всех студентов Москвы.

В ближайшее время в некоторых общежитиях появятся пилотные зоны свободного доступа в Интернет.

Wi-Fi студенческого городка вуза на 8 тыс. человек будет стоить не менее 10 млн рублей в год. То есть Интернет для всех общежитий Москвы обойдется примерно в 1 млрд рублей.

(Верховская М. В студенческих общежитиях появится бесплатный Wi-Fi / Маргарита Верховская // Известия. – 2012. – 27 августа. – С. 5.)

Пособие «Этно-Москва»

В московских образовательных учреждениях будет внедряться пособие «Этно-Москва». Об этом рассказала пресс-секретарь столичного департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями Анастасия Старостина. На основе пособия учителя будут проводить уроки толерантности, а также организовывать досуг детей. Эксперты посоветовали с осторожностью составлять издание, иначе оно может только усилить агрессию между представителями разных народов.

Как пояснила Старостина, цель пособия – «воспитание у детей разных национальностей взаимоуважения друг к другу и к традициям». Для этого в издание войдут информация о праздниках и других событиях национальностей, представленных в Москве, сведения о связанных со столицей знаменитых представителях разных народов. Также в книге будет рассказано об «этнических достопримечательностях» города, в том числе и о мечетях, синагогах и т. п.

– Издание планируется напечатать для всех школ Москвы. Будут также разработаны методические рекомендации для преподавателей по использованию этого пособия, – сказала А. Старостина.

Она добавила, что сейчас «многие школьники не знают, что такое Навруз, Сабантуй, Ханука, за счет незнания у них нередко возникает агрессивное отношение к разным этносам. И это надо исправить». Пока неизвестно, ограничатся ли составители пособия народами бывшего СССР или включат в него и информацию о представителях стран дальнего зарубежья.

В книгу также планируется включить сценарии экскурсий с национальным колоритом, например «Москва татарская». По мнению соучредителя проекта «Экскурсионное бюро № 1» Юлии Абрамовой, подобные туры потребуют серьезной проработки: надо не только корректно затронуть национальный вопрос, но и учесть возраст аудитории.

– У школьников внимание к одной теме держится меньше 15 минут. Его надо постоянно подогревать, например интерактивом: поиском ключей, выполнением заданий, – сказала она. – Информацию стоит подавать не в виде скучного набора имен и дат, а в форме баек и легенд. Детям было бы интересно узнать, например, почему улица Маросейка связана с украинцами, пройтись по Грузинским, Татарским улицам, Армянскому переулку.

Начальник профильного отдела департамента образования Москвы Ольга Глазкова отметила, что до сих пор в столичной системе образования подобного пособия не было. После проведения экспертизы издание будет использоваться во внеурочное время.

(Семенова А. Про мечети и синагоги школьникам расскажет учебник / Анна Семенова // Известия. – 2012. – 23 августа. – С. 6.)

Тестирование на наркотики

Более половины студентов нейтрально или положительно относятся к тестированию на наркотики в вузах, свидетельствуют результаты опроса портала Career.ru. Сторонникам тестирования интересно, кто в их вузе употребляет наркотики, противники боятся, что наркотики по ошибке обнаружат у них. Эксперты подтверждают, что погрешность у тестов высока. По данным Минздрава, пробовали наркотики до трети студентов и каждый восьмой школьник.

Согласно результатам опроса, 14 % студентов уже тестировались на наркотики в вузе, из них 69 % отнеслись к проверке нейтрально, 30 % – положительно и лишь 1 % предпочли бы в ней не участвовать. Студенты, которые такой тест еще не проходили, относятся к нему с несколько большим энтузиазмом: 40 % поддерживает идею тестирования, 47 % к ней безразличны, против тестирования выступают 9 %.

Самый распространенный довод в пользу проверок – необходимость изолировать вуз от студентов, которые могут «заразить» других наркоманией. Его поддерживает почти половина сторонников тестирования. Треть считает, что наркоманам не место в вузе, где нужно иметь трезвую голову. 19 % опрошенных заявили, что боятся наркоманов из-за их непредсказуемости, а 13 % прошли бы тест из любопытства – чтобы узнать, кто из однокашников принимает наркотики и что ему за это будет. И лишь 12 % посчитали, что вуз, выявив наркоманов, мог бы помочь им реабилитироваться.

(Алехина М. «Дурной экзамен» / Маргарита Алехина // Новые известия. – 2012. – 15 августа. – С. 5.)

Карман учителя

Минфин приостановил утверждение законопроекта «Об образовании», внесенного в Госдуму правительством. По словам Л. Духаниной, первого зампреда комиссии по образованию Общественной палаты РФ, ведомство может заблокировать две затратные поправки: о гарантиях базовой ставки не ниже средней в регионе и о компенсации коммунальных расходов сельским педагогам. «Если это произойдёт, то мы в очередной раз убедимся, что образование у нас приоритетно только на словах, а на деле учителя всегда оказываются в конце списка при распределении бюджетных денег», – говорит Сергей Волков, преподаватель русского языка и литературы, член комиссии по образованию ОП РФ.

(Карман учителя // Аргументы и факты. – 2012. – 8 августа. – С. 4.)

Качество образования

В России будет принята новая программа развития образования, рассчитанная на 2013–2020 годы. Школу ждут большие перемены. Все учебные заведения станут профильными. С 12 лет талантливые школьники могут претендовать на стипендию правительства России. Для них ежегодно будет работать не менее 300 летних и зимних школ с участием вузов. К 2020 году во всех школах появятся спортзалы, благоустроенные туалеты. 1000 учителей ежегодно будут получать премии по 200 тыс. рублей. Для молодых педагогов появится педагогическая интернатура. ПТУ и колледжы разделятся на две большие группы: одни будут давать общее образование и профессию, а другие займутся повышением квалификации. Вузы получат значительное дополнительное финансирование. Приоритет – у федеральных и научно-исследовательских университетов, которые будут готовить аспирантов и докторантов. Зарплата преподавателей составит 200 % от средней в экономике региона. Для Москвы это будет не меньше 80–100 тыс. рублей.

(Качество образования // Независимая газета. – 2012. – 1 августа. – С. 8.)

Кредит на образование

Минобрнауки определило 160 вузов, имеющих государственную аккредитацию, студенты которых при условии соответствия критериям успеваемости, утвержденным Министерством, смогут получить образовательный кредит на 2012–2013 учебный год в Сбербанке и АКБ «Союз». Среди отобранных вузов Балтийский университет им. Канта, ВШЭ, МИФИ, Санкт-Петербургский университет аэрокосмического приборостроения, Сибирский университет, Уральский университет, Южный университет, Северо-Кавказский университет, Московский технический университет им. Н. Баумана, МГУ, РГГУ, Российский университет нефти и газа им. И. Губкина, РУДН, Российский экономический университет им. Г. Плеханова, СПбГУ.

(Кредит на образование // Независимая газета. – 2012. – 8 августа. – С. 7.)

Краеведческие новости

Двоечник – это временно

Из 13 853 выпускников школ региона в этом году 805 молодых людей (порядка 5,8 %) получили двойки на решающих ЕГЭ по математике и русскому. Вместо аттестатов у них – справки.

Если вчерашний одиннадцатиклассник располагает только справкой о том, что прослушал курс средней школы, он сможет поступить в училище, техникум, колледж. Но только на те программы, которые изучаются на базе 9-го класса. Он получит профессию и документ о среднем образовании. А после этого при упорстве и желании ему не возбраняется поступить в университет. Впервые в этом году в двоечниках оказались подростки, пытавшиеся списывать на экзамене или получить подсказку через Интернет. Пойманных с поличным теперь наказывают суровее, чем обычно. Им ставят «неуды», исправить которые можно только через год, следующим летом.

В нашем регионе в июне зарегистрировано 20 таких случаев. В частности, Федеральной службой по надзору в сфере образования и иауки установлены пять фактов опубликования в Интернете тестов текущего экзамена по химии участниками ЕГЭ из Городищенского, Светлоярского районов, Михайловки и Волгограда. Результаты ребят были аннулированы без права пересдачи ЕГЭ в текущем году. Еще 15 человек из Городищенского, Еланского, Ленинского, Октябрьского, Палласовского районов, Волгограда, Волжского и Фролово были удалены с экзамена за сотовый телефон или шпаргалку. Молодые люди тоже остались без свидетельств ЕГЭ.

– Изменение КИМов по ряду предметов привело к увеличению порога минимальных баллов. Как следствие, в регионе увеличилось число «двоек» на ЕГЭ, – комментирует консультант областного комитета по образованию и науке Надежда Додина. – Но есть и позитивные моменты – вырос средний балл по 8 предметам (биология, информатика и ИКТ, история, русский язык, английский, немецкий и французский языки, литература), больше стало стобалльников.

Минобрнауки РФ смотрит резко отрицательно на учебное заведение, набирающее на бюджетные места абитуриентов, сдавших ЕГЭ «чуть выше двойки». Вуз, где средний балл ЕГЭ у первокурсников невысок, теперь понизит свой статус, а в перспективе, соответственно, финансирование.

(Гречухина Ю. Двоечник – это временно / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 2 августа. – С. 2.)

Приемная кампания в вузы Волгограда

Десятого августа все высшие учебные заведения опубликовали приказы о зачислении с 1 сентября абитуриентов-очников, которые набрали нужный рейтинг и представили оригиналы документов во второй волне.

Если после двух этапов зачисления вдруг остались вакантные места, учредитель в исключительных случаях может разрешить вузу объявить дополнительный прием. Так называемую третью «волну» зачисления. Она должна закончиться не позднее 1 сентября. Но на данный момент точно известно, что третьей волны во всех ведущих вузах Волгограда не будет.

В этом сезоне выпускников школ в Волгоградской области оказалось на две тысячи больше, чем в прошлом году. Соответственно конкурсы выросли во всех волгоградских университетах.

Поступающие, как и раньше, могли подавать заявления в пять вузов на три направления подготовки. А вот абитуриентов-льготников ограничили: они могли воспользоваться своими привилегиями только в одном вузе и только на одном направлении. В остальные учебные заведения они могли попасть только в общем потоке наравне с другими.

Масштабы наплыва льготников сильно преувеличены. Проблема в том, что сироты и инвалиды часто забирают драгоценные бюджетные места на самых популярных специальностях. Однако у некоторых из этих абитуриентов ЕГЭ сданы на 25–30 баллов. Оценка положительная – не принять нельзя, но потянуть с такими знаниями университетскую программу очень сложно, а иногда невозможно. И, попав на престижный факультет, они практически сразу становятся кандидатами «на вылет».

Несмотря на предложение министра образования РФ Дмитрия Ливанова сократить количество бюджетных мест во всех российских вузах и взамен повысить их финансирование, тотального обвала госзаказа не произошло. Хотя постепенное сокращение контрольных цифр приема в волгоградских альма-матер (в основном на гуманитарные специальности) дает о себе знать.

Еще одним неприятным сюрпризом 2012 года стало резкое повышение стоимости обучения по контракту в государственных вузах, подведомственных Минобрнауки.

Согласно министерскому приказу, их нельзя устанавливать ниже реальных затрат государства на обучение бюджетников – 60 200 рублей в год. В результате тарифы коммерческих отделений поднялись по основному перечню направлений (экономика, менеджмент, педагогика, дефектология, некоторые инженерные специальности).

А по ряду сложных материалоемких направлений подготовки студенты-контрактники должны заплатить 112 тыс. рублей в год.

Экономические специальности значительно дешевле инженерных. Со следующего года, уверенно говорят знающие люди, те же процессы затронут и цены на обучение в вузах отраслевого подчинения. Значит, конкуренция молодежи за диплом будет еще больше.

– Проходные баллы в этом году стали выше, значит, мы отбираем более достойных абитуриентов, – считает ректор ВолгГТУ, академик РАН Иван Новаков. – Я вижу, что средний балл ЕГЭ по результатам зачисления довольно высок. В первой волне минимальный проходной балл в Волгоградском техническом университете был на экономике – 214, на менеджменте – 204, на программировании – 182, на автотранспорте – 162, на металлургии – 127.

Очень быстро, практически в первой волне, сделал план приема и ВолГУ. На юриспруденции, экономике, лингвистике минимальный проходной балл здесь был порядка 255.

Сегодняшних абитуриентов привлекает управление персоналом, реклама и связи с общественностью, международные отношения, менеджмент, торговое дело. А вот ажиотажа при поступлении на металлургию, машиностроение, ракетостроение, зоотехнику, агрономию не наблюдается.

(Гречухина Ю. Бюджетное место пусто не бывает / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 11 августа. – С. 1.)

Четвертая смена для школьников

520 млн рублей выделено из областного бюджета на загородные лагеря для школьников. На эти средства, в частности, приобретались путевки в лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (в том числе для детей-сирот и детей-инвалидов), а также на выплату компенсаций родителям за покупку путевок. Большая часть средств уже реализована, информируют в областном комитете по делам молодежи.

В июне-июле в лагерях отдохнули более 65 тысяч школьников Волгоградской области.

Ребят приняли 37 детских загородных «здравниц». Дети приезжали на природу, подальше от раскаленного асфальта и вредных соблазнов. Для 15 тысяч мальчишек и девчонок организуются профильные смены – спортивные, творческие, патриотические, для юных лидеров.

Около 1 тысячи подростков отправились в трудовые лагеря, где занимались благоустройством территорий летних городков и других местных социально значимых объектов. А 196 школьников жили в палаточном лагере в заповеднике Средне-Ахтубинской поймы.

Работали 665 лагерей с дневным пребыванием детей. Распорядок дня там такой же, как и в загородном лагере.

Комитет по делам молодежи Волгоградской области совместно с органами местного самоуправления продолжает работу по организации выплат компенсаций гражданам и организациям за приобретенные или выданные путевки.

– Согласно постановлению губернатора компенсация выдается в размере 5680 рублей, или 50 % средней стоимости путевки. Граждане, которые за свой счет купили для ребенка путевку в лагерь на территории Российской Федерации, заявление на компенсацию подают в администрацию того муниципального образования, где они проживают, – комментирует председатель областного КДМ Дмитрий Почевалов.

(Гречухина Ю. Совершенно летние каникулы / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 7 августа. – С. 2.)

Подготовка образовательных учреждений

В рамках программы модернизации за счет федеральных средств в ряд школ поступят ноутбуки, компьютеры, интерактивные доски и специальные парты. Но учебные классы пополнятся и диковинными для ребят инструментами. Так, в гимназии № 11 приобрели роботов. Эта новинка является учебным пособием по информатике. Школьники смогут сами собрать робота, а затем и программировать на нужный лад.

Внесены некоторые изменения в учебный стандарт. Теперь для учеников 4 класса прибавился еще один обязательный предмет – «Основы религиозной культуры и светской этики». Нововведение касается абсолютно всех школ на территории России. Состоит курс из 6 модулей (основы светской этики, православия, буддизма, мировых религий и др.), из которых родители выбирают для своего ребенка какой-то один. Учебники для этого курса будут заказываться централизованно за счет государства.

(Богатырев А. Школьники соберут роботов и познакомятся с религией / Александр Богатырев // Вечерний Волгоград. – 2012. – 28 августа. – С. 2.)

Собрать портфель всем миром

В рамках акции, которая проходит во всех районах Волгоградской области, на базе центров помощи семье и детям организован сбор книг, учебников, канцтоваров, школьных принадлежностей, одежды и обуви, а также денежных средств на их приобретение.

– Мы обратились к индивидуальным предпринимателям, организациям и просто неравнодушным людям с просьбой оказать благотворительную помощь ребятам из Волгограда и Волгоградской области всем тем, что нужно для школы, – говорит заведующая отделением Волгоградского областного центра помощи семье и детям «Семья» Ирина Шлыкова.

Школьные принадлежности направят семьям, которые не могут сами купить все необходимое. Организаторы отмечают, что часто помощь оказывают простые и далеко не самые богатые люди, которые понимают, насколько важна такая поддержка для маленького ученика. В этом году в областном центре «Семья» планируют помочь не менее 50 первоклашкам из малообеспеченных семей, которые уже обратились за такой помощью.

Сегодня активно подключаются к этому доброму делу и общественные организации. Во Всероссийском обществе слепых ежегодно помогают канцтоварами и портфелями детям-инвалидам, идущим в школу, и детям, которых воспитывают родители-инвалиды.

(Шадчина В. Собрать портфель всем миром / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2012. – 4 августа. – С. 7.)


Что нового в школах Волгограда?

В Волгограде в некоторых школах в этом учебном году появятся медицинболы, курвиметры и геоборды. На геоборде дети смогут задать любую геометрическую фигуру, курвиметр позволит измерять расстояния на карте даже по кривым, а медицинбол – это кожаный мяч для толчков и бросков.

С октября педагогов ждет индексация заработной платы на 6 % процентов. Сейчас средняя зарплата учителя в регионе составляет 17442 рубля.

В школах появятся новые предметы. Например, в 4 классе будут изучать «Основы религиозных культур и светской этики».

– Необычный учебный курс носит историко-культурный просветительский характер. И ведут его не священники, а обычные учителя, прошедшие подготовку. Всего религиозную культуру и светскую этику будут изучать более 23 тысяч четвероклассников, – рассказал министр образования и науки Волгоградской области Александр Коротков.

Также продолжится введение новых стандартов образования. В школе 71 региона с сентября новый стандарт образования вводится для учеников 5 класса. Это значит, что значительно поменяется программа. Со следующего года в порядке эксперимента ФГСО введут и в старших классах, что позволит старшекласснику выбирать по себе набор учебных предметов.

(Зобова С. Сколько стоит груз знаний / Светлана Зобова // Интер. – 2012. – 23 августа. – С. 8.)

О реформах в колледжах и техникумах

Директор Волгоградского технологического колледжа, председатель областного совета директоров ссузов, доктор наук Виктор Попов рассказывает о реформах в колледжах и техникумах.

– Виктор Павлович, в 2012 году все российские ссузы, и волгоградские в том числе, переданы с федерального на региональный уровень. В нашем регионе этот процесс протекал болезненно?

– Нет, в регионе были к нему готовы. Все правовые, нормативные документы были сделаны достаточно оперативно. Практически сразу пошло финансирование. Небольшая задержка получилась со стипендиями.

– И ничего не изменилось?

– Почему же, происходит коррекция финансирования, учитывая, что возможности регионального бюджета не так велики, как у федеральной казны. Фонд оплаты труда финансируется полностью. Вопросы есть по затратам на капитальные ремонты и приобретение оборудования.

– А сокращения и слияния, которых все так боялись?

– Мы достаточно плавно прошли реформу, и ситуация пока стабильная. Сейчас в Волгоградской области 18 колледжей и техникумов, которые готовят молодежь примерно по 200 профессиям, от дизайнера до кинолога.

– Как известно, подготовлена и внесена в Госдуму третья редакция закона об образовании. Там прописаны революционные изменения, касающиеся всей системы НПО и СПО.

– В законопроекте начальное профессиональное образование ликвидируется как самостоятельная ступень. Профессиональные училища хотят включить в структуру техникумов для подготовки высококвалифицированных рабочих.

– Цифры госзаказа, который вам теперь уже дает регион, изменились?

– В этом году общее количество бюджетных мест ни на йоту не уменьшилось. План приема абитуриентов остался на том же уровне. Но теперь нам приходится настойчиво доказывать в региональном министерстве труда актуальность тех или иных специальностей на внутреннем рынке труда.

Например, мы бились за специальности «туризм» и «гостиничный сервис», убеждали, что при сегодняшней рыночной конъюнктуре эти профессии будут востребованы. И нас услышали.

Сегодня, когда акцент смещается на региональный уровень, прошла ли переоценка оплаты труда педагогов?

– Начала действовать отраслевая система труда, как и для учителей в школах: базовые оклады, стимулирующие надбавки и выплаты. С 1 сентября заработная плата педагогического состава колледжей и техникумов увеличится примерно на 15 процентов, чего нельзя сказать о жалованье обслуживающего персонала и руководителей ссузов.

(Гречухина Ю. Ссузы сузят? / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 4 августа. – С. 4.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru