В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июль 2012 г.)

31 июля 201200:12

Новости образования

Сколько стоит выучить специалистов?

Началась приемная кампания в вузы. Согласно данным Рособрнадзора, число абитуриентов, планирующих поступать в вузы на технические специальности, в 2012 году возросло. Всего в 2012 году на бюджетные места смогут поступить около 490 тыс. выпускников школ. Приемная кампания этого года продлится до 25 июля.

По данным Рособрнадзора, в этом году произойдет незначительное увеличение числа абитуриентов, которые будут поступать на естественнонаучные факультеты, так как больше выпускников в этом году сдавали ЕГЭ по биологии. Но, как и в предыдущие годы, в стране остается стабильно высоким процент тех, кто выбирает для сдачи экзамены по обществознанию и истории. Это означает, что конкурс на места по экономике и юриспруденции в известных московских вузах сохранится.

Правительство сделало все, чтобы интерес к специальностям технического профиля возрос. Увеличено финансирование этих вузов, кое-где оказана помощь в проведении модернизации материально-технических баз, обновились учебники и пособия. И даже пересмотрена политика финансирования бюджетных мест в госвузах, чтобы избавиться от балласта – неэффективных высших школ, забирающих часть студентов из-за низких цен на обучение.

Нынешний советник президента РФ по науке и образованию Андрей Фурсенко еще в бытность министром говорил, что в большинстве вузов за платные образовательные услуги платится в полтора, а кое-где в два раза меньше, чем из бюджета. Такую ситуацию исправил пришедший на смену новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, который сразу же после вступления в должность ввел эти самые нормативы оплаты.

По логике Министерства образования и науки РФ вышло, что за подготовку высококвалифицированного инженера государство должно платить больше, чем за обучение экономиста. В результате получилось, что подготовка в вузе специалиста в области автомобилестроения стоит около 70 тыс. р., а экономиста – около 62 тыс. Запрещено брать платных студентов с оплатой ниже указанной в реестре суммы.

Предположения, насколько новшество изменит общий прием платных студентов в госвузы, пока малооптимистичные. По некоторым экспертным оценкам, с 47 % абитуриентов (сколько сегодня) до 5 %.

«Студенты могут пойти в негосударственные вузы, где нет такого регулирования цен, – пояснила директор Института образования Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ирина Абалкина. – Там никто не ограничивает в цене. И это правило не распространяется на те специальности в госвузах, на которые нет государственного финансирования».

Принятая мера может помочь не выпасть из конкурентного образовательного поля негосударственным вузам. В этом году некоторые из них получили государственную поддержку. 44 из них получили государственные деньги на обучение студентов. Это совсем малая часть частных высших школ, которая попробовала конкурировать с мощным государственным сектором. Значительная часть негосударственных вузов не хочет никаких госденег и не хочет участвовать в конкурсах на госзаказ, потому что не желает открывать занавес над своей образовательной кухней.

Если из-за повышения стоимости платного образования в вузах инженерные высшие школы лишатся части своих студентов, то этот же процесс совершенно обратным образом может сказаться на количестве абитуриентов в учреждениях начального профессионального образования. На это надеются в Минобразования.

(Савицкая Н. Гуманитарий стоит дешевле инженера / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2012. – 4 июля. – С. 8.)


О решенных задачах прошлого учебного года и перспективах нового

Министр правительства Москвы, руководитель Департамента образования столицы Исаак Калина рассказал об изменениях в сфере дошкольного и школьного образования, произошедших за этот год, о достижениях московских учащихся и задачах на новый учебный год.

Прошедший учебный год был ознаменован поисками механизмов для решений наиболее острых из существующих в сфере дошкольного и школьного образования проблем. Задачи, стоящие перед Департаментом образования, Исаак Калина охарактеризовал как антикризисные. По его словам, год назад висела угроза резкого роста очередей в садики. Сегодня в очереди остаются чуть больше 300 маленьких москвичей, которых предстоит определить в садики к сентябрю. За текущий год проведен ремонт зданий и благоустройство территории детских садов, на что было потрачено более 6 млрд р. В будущем учебном году на капитальный и текущий ремонты образовательных учреждений выделено более 21 млрд р.

Вторую задачу Исаак Калина обозначил шуточным названием – «костры 1 апреля». Ежегодно москвичи могли наблюдать, как ночью 1 апреля люди выстраивались в очереди перед школами, согреваясь у костров. Это было вызвано страхом не успеть записать ребенка в первый класс. В этом году была введена электронная регистрация заявлений, что позволяет сократить время на заполнение документов и оперативно отслеживать очередность и наполнение школ. Сегодня комплектование первых классов завершено.

Определив ребенка в школу, родители сталкиваются с другой проблемой – существенные денежные поборы. По словам Исаака Калины, количество обращений по этому поводу резко уменьшилось, и встречи с родительским сообществом только подтверждают это. «Я не скрою, что пришлось расстаться с немалым количеством руководителей учебных учреждений, где была подтвержденная информация о существовании незаконных поборов, – говорит Исаак Калина. – И это еще не конец в этой борьбе. Но мы добились серьезного результата». Кроме того, он отметил, что получил информацию о том, что на подарки учителям к выпускному вечеру в Москве собирали меньше, чем в регионах.

Возможно, по мнению столичного главы Департамента образования, этому способствовало значительное повышение зарплат учителей и директоров школ. Если год назад учителя получали около 37 тыс. р., то сейчас заработная плата держится на уровне 52–56 тыс. р. в месяц. А директор школы по существующему правилу может получать утроенную зарплату по отношению к учительской.

Пятой антикризисной задачей стояло улучшение материально-технической базы школ. За прошедший год 162 школы были капитально отремонтированы, и впервые за пять лет прошли массовые поставки необходимого оборудования. За счет бюджета города все учителя-предметники были обеспечены персональными компьютерами. Эти меры, как уверен Исаак Калина, привлекают молодых специалистов, которые охотно идут работать в школы. Помимо этого, молодые педагоги теперь получают стимулирующие надбавки за качество труда.

Также руководитель Департамента образования столицы отметил, что уменьшилось количество необучающихся «трудных» детей. Теперь школы не стремятся избавиться от таких ребят в силу того, что новая система финансирования мотивирует сохранять учеников, используя все свое педагогическое воздействие. И впервые в этом году выпускные вечера прошли спокойно, без каких-либо происшествий.

Ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов с удовлетворением подчеркнул высокую активность участия общества в управлении школами через формирующиеся управляющие советы. Кроме того, очень важным достижением он считает то, что в полтора раза увеличилось количество школ, учащиеся которых стали победителями и призерами всероссийских олимпиад. И не осталось ни одной школы, ученики которой не могли бы принимать участие в олимпиадах, что бывало раньше. В этом году в олимпиадах приняли участие 350 тыс. детей.

В июле завершился ЕГЭ по всей стране. Заместитель руководителя Департамента образования Москвы Николай Юренко подчеркнул, что в этом году было удалено 187 школьников с пунктов приема экзамена за нарушение правил. Это означает, что процедура была принципиально жесткой и честной. По его словам, несмотря на увеличение числа ребят, которые получили «двойки» на ЕГЭ, гораздо больше выявилось и отличников. «Москва по результатам ЕГЭ среди 16 городов-миллионников первая по истории, географии, физике, английскому и испанскому языкам, вторая по биологии и русскому языку и третья по математике», – рассказал Николай Юренко. Самыми популярными предметами по желанию учащихся стали обществознание и английский язык.

(Гришина Ю. Московские школьники хотят знать общество и говорить по-английски / Юлия Гришина // Независимая газета. – 2012. – 2 июля. – С. 4.)


Студенческие билеты получат чиповую начинку

Минобразования собирается разработать студенческий билет в виде пластиковой карточки со встроенной радиочастотной меткой. По планам министерства, в 2013 году планируется выпустить 6,5 млн таких студенческих билетов, а затем – 1,3 млн штук ежегодно. Стоимость одной метки составит от 3 до 12 рублей. Таким образом, министерство потратит от 20 млн до 78 млн бюджетных рублей на апробацию системы в следующем году.

В документах Министерства образования в качестве производителя меток указано ОАО «НИИМЭ и Микрон». В компании подтвердили, что знают о данном проекте. Производственные и технологические возможности позволят «НИИМЭ и Микрон» выполнить этот заказ.

– Такая карта может быть не только студбилетом, но одновременно и платежной картой, удостоверением личности, проездным и читательским билетом. С ее помощью можно будет получить доступ к платным электронным ресурсам, которые предоставляются студентам безвозмездно, – сообщили в «НИИМЭ и Микрон».

Для работы с новыми студбилетами в вузах должны установить специальные валидаторы, подобные считывающим устройствам на входе в метро.

– У нас часть таких вещей уже реализована. Единая карточка служит средством идентификации личности, пропуском в университет и читательским билетом. Студенты это восприняли положительно, – говорит Аджемов, ректор Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ). – Но у данной технологии есть проблемы. Единая карточка не вполне защищена от несанкционированных действий в случае ее потери.

Ректор МТУСИ добавил, что если в карту добавить возможность хранения денежных средств, то при ее попадании в руки злоумышленников могут возникнуть еще и денежные потери.

Чиповый студбилет работает на основе технологии NFC (Near Field Communication – коммуникация ближнего поля). Это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, которая дает возможность обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. В ряде стран были зафиксированы случаи воровства с использованием NFC. В общественном транспорте, где люди стоят близко друг к другу, злоумышленники подносили специальное устройство к сумке или кошельку, где хранится карточка. Устройство провоцировало NFC-карту на передачу данных, таким образом передавая всю информацию о владельце и счетах без согласия самого владельца.

Над данной проблемой работают исследователи из Университета Питсбурга, которые придумали «включатель/выключатель» таких карт. Как именно работает это устройство, рассказал главный разработчик Питсбургского университета Марлин Микл.

– В определенном месте на карточке расположен радиочип. Чтобы «включить» карту перед ее использованием, пользователю нужно будет приложить свой палец к определенному участку на карточке, допустим, к эмблеме учебного заведения или банка. После этого карточка будет активирована, и по ней можно будет проводить операции. Мы рассчитываем, что наша система поможет создать более надежную систему защиты данных пользователей.

По словам специалиста, стоимость одного «выключателя» колеблется в районе 5–20 центов, в будущем она может быть снижена. Сейчас проводится апробация данной технологии в некоторых университетах и банках США.

(Панов П. Студенческие билеты получат чиповую начинку / Павел Панов // Известия. – 2012. – 16 июля. – С. 4.)


Госдума ограничила интернет

Депутаты Госдумы единогласно приняли во втором и третьем – окончательном чтении поправки в закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который предусматривает закрытие сайтов с «запрещенным» контентом в несудебном порядке.

Согласно новому закону, под запрет попадут сайты, содержащие материалы с детской порнографией, а также призывающие к насилию, суицидам, наркомании и войнам.

Работа по массовой блокировке начнется с 1 ноября, когда закон вступит в силу. Будет проводиться регулярный мониторинг интернет-пространства на предмет выявления сайтов с запрещенным контентом. Их владельцам вышлют предупреждение с просьбой удалить незаконные тексты, фото или видео. Если же эта просьба будет проигнорирована, то провайдер закроет этот ресурс. Он будет внесен в реестр.

Интернет-сообщество восприняло закон «в штыки». Многие ресурсы, такие как поисковая система «Яндекс», социальная сеть «В Контакте», онлайн-энциклопедия Wikipedia, выпустили официальные заявления, в которых осуждают законодательную инициативу депутатов.

В свою очередь, «эсер» Мизулина не исключает, что за реакцией интернет-сообщества может стоять педофильское лобби.

– Такие атаки начинаются каждый раз, когда в Думе идет законопроект, защищающий детей от сексуального насилия. Я глубоко убеждена, что если бы в нашем варианте не было детского порно, а только суициды и наркотики, то такой реакции интернет-ресурсов не было бы! – уверена Мизулина.

Похожие законы по защите детей от неподходящего интернет-контента действуют во многих европейских странах. В частности, в США введены штрафы до $ 200 тыс. для провайдеров, не заблокировавших вовремя сайты с детской порнографией.

(Субботина С. Госдума ограничила интернет / Светлана Субботина // Известия. – 2012. – 13 июля. – С. 2.)


Дипломы со встроенными чипами

Министерство образования и науки создает систему электронной маркировки дипломов выпускников вузов, школ и колледжей. Первые 3 млн дипломов со встроенными чипами планируют выпустить уже в будущем году. Об этом сообщил источник в Минпромторге России. По данным источника, исполнителем данного проекта может стать компания ОАО «НИИМЭ и Микрон».

– Система будет работать на основе технологии радиочастотных меток (RFID), – пояснил коммерческий директор «НИИМЭ и Микрон» Андрей Голушко. – Электронная маркировка дипломов позволяет бороться с подделками, предоставляя гарантии подлинности документа. Для работы с такими метками будет использоваться радиочастотный считыватель.

Примером радиочастотного считывателя, или «валидатора», может служить купюроприемник в обычном банкомате. С помощью системы датчиков он определяет номинал купюры и проверяет ее подлинность, сравнивая ее характеристики с эталонными образцами, хранящимися в памяти.

– Дело не только в проверке подлинности, – говорит научный руководитель института развития и образования «Эврика» Александр Адамский. – Чип, в котором хранится информация, позволяет собрать портфолио с достижениями ребенка. Это будет замена кучи бумажек современным носителем. При этом сертификат ЕГЭ и данные о ребенке будут «в одном флаконе».

(Панов П. Минобразования выпустит дипломы с чипами / Павел Панов // Известия. – 2012. – 10 июля. – С. 1.)


Школа для вундеркиндов

Столичные власти потратят 18 млн рублей на разработку концепции школы мирового уровня в «большой Москве». Под будущую школу уже выделено 10 га земли вдоль Калужского шоссе, в районе поселка Потапово, недалеко от Южного Бутово.

Как сообщили в столичном Департаменте образования, московские власти хотят создать «одну из лучших школ России по среднему баллу ЕГЭ». Предполагается, что ее выпускники смогут поступить в 30 мировых университетов, а высокий уровень английского языка позволит им «построить международную карьеру».

Элитная школа будет охватывать все ступени среднего образования – с 1 по 11 класс. Предполагаются как бюджетные, так и платные места. По словам экспертов, власти имеют на это право, любая государственная школа страны сегодня может предлагать учащимся платные программы.

Предполагается, что сама школа будет некоммерческой, с нулевой прибылью для учредителей. Согласно документации проекта, для его реализации создадут государственно-частное партнерство, одним из инвесторов выступит ЗАО «Масштаб». Руководство этой фирмы отказалось от комментариев по поводу будущей школы.

В качестве образца московские власти взяли школу Raffles Institution в Сингапуре. Ее годовой бюджет составляет $ 70 млн (80 % расходов покрывает государство), стоимость обучения – $ 3 тыс. в год для граждан Сингапура и $ 15 тыс. – для иностранцев.

К разработке концепции школы «мирового уровня» в «большой Москве» столичные власти намерены привлечь педагогов со всей страны. Департамент образования объявил всероссийский конкурс. Его победители получат грант от 3 до 10 млн рублей (он достанется школе, в которой они сейчас работают), а также право занять руководящий пост в «школе будущего». Коллективу образовательного центра обещают предоставить жилье «в непосредственной близости от школы». Общежития, скорее всего, построят и для иногородних учеников.

Эксперты отмечают, что в «новой Москве» уже есть элитные школы – правда, они полностью коммерческие и обучение там стоит недешево.

На юго-западе столицы большое количество сильных государственных школ. Например, троицкие лицеи считаются одними из лидеров российского образования.

Поэтому «школа будущего» окажется в жесткой конкурентной среде и должна резко выделяться на фоне других, считает эксперт.

Точную стоимость проекта пока подсчитать затруднительно, однако, по мнению Абалкиной, речь может идти о сумме до 1 млрд рублей без учета затрат на инфраструктуру для педагогов. Численность учеников должна быть не меньше 500 человек, это минимум для серьезной школы.

(Семенова А. В «новой Москве» откроется школа для вундеркиндов / Анна Семенова // Известия. – 2012. – 6 июля. – С. 6.)


Новый предмет

В российских школах может появиться новый предмет – «100 лучших фильмов». С такой инициативой выступил председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков, подчеркнув, что это предложение имеет «государственное политическое значение». По его мнению, прививать вкус к кино у школьников необходимо именно с 6–7 класса, а иначе большинство лучших фильмов, считает кинорежиссер, они «нигде никогда не увидят». Министр культуры РФ Владимир Мединский идею Михалкова поддержал, но при этом отметил, что отбор фильмов должен происходить определенным образом: в этой сотне шедевров киноискусства весомая доля должна принадлежать отечественному кино.

(Две позиции // Городские вести. – 2012. – 12 июля. – С. 6,)


ЕГЭ для девятиклассников

С принятием нового закона «Об образовании» все девятиклассники будут проходить государственную итоговую аттестацию, сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Ранее такая аттестация действовала в виде эксперимента, а теперь, по словам чиновницы, перейдет в штатный режим. Девятиклассникам нужно будет сдать пять предметов, два из них обязательные и три по выбору.

Г-жа Глебова отметила, что за проведение ГИА полностью отвечают региональные власти, которые потом будут вести обработку результатов. Что касается федерального уровня, то здесь ведется пока только разработка контрольно-измерительных материалов.

(ЕГЭ для девятиклассников станет обязательным // Новые известия. – 2012. – 4 июля. – С. 5.)


Сокращение государственных вузов

25 июля закончился прием документов в вузы. Пока нынешние абитуриенты ждут зачислений, абитуриентам будущим впору задуматься – через три года пятая часть российских вузов исчезнет.

По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, до конца августа будет собрана вся информация по государственным вузам, потом специальная межведомственная комиссия проанализирует полученные данные. После такого мониторинга, к декабрю, должны уже появиться предложения по так называемой оптимизации сети вузов. Это один из пунктов Указа президента о мерах по реализации госполитики в области образования и науки от 7 мая 2012 года. За три года предстоит на 20 % сократить госвузы, на треть – филиалы. Сейчас вопрос сокращения приобрел новый оттенок – речь уже идет не только о закрытии, но и о слиянии не очень успешных институтов с ведущими вузами в той или иной отрасли.

(Агранович М. Сложение вычитанием / Мария Агранович // Российская газета. – 2012. – 17 июля. – С. 1.)


Школьное питание по-новому

Стандарты школьного питания и контроль за качеством продуктов стали главной темой обсуждения, в котором приняли участие ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского, председатель Общественного совета по качеству и организации питания в государственных образовательных учреждениях Москвы Валентина Иванова, директор ВНИИ молочной промышленности Владимир Харитонов и директор НИИ кондитерской промышленности Лариса Аксенова.

Были затронуты многие важные проблемы. В частности, наличие генетически модифицированных организмов (ГМО) в школьном питании. Лариса Аксенова успокоила, сказав, что конкретно в школьном питании ГМО не используется. «У нас 19 институтов и три лаборатории по определению генно-модифицированных продуктов, которые успешно работают и проводят постоянный контроль продуктов, поступающих в школы, – подчеркнула она. – Иное дело – рацион питания и его ассортимент, это уже прерогатива медиков и диетологов. Хотя понятно, что в школьном меню должны присутствовать продукты на зерновой основе, и преимущественно отечественные.

По признанию Валентины Ивановой, уже давно назрела необходимость принятия федерального закона о школьном и социальном питании. Сюда особой строкой должно входить и студенческое питание, которое также требует особого внимания специалистов и диетологов. В числе первоочередных мер и проработка четких технических регламентов, без наличия и соблюдения которых о качестве еды и ее безопасности не приходится говорить.

(Дробышева С. Сложение вычитанием / Светлана Дробышева // Российская газета. – 2012. – 17 июля. – С. 14.)


Международная олимпиада по математике

В Россию из Аргентины, где проходила 53-я Международная олимпиада по математике, вернулась российская сборная.

Наши ребята, а их в сборной шестеро, везут домой четыре золотых и две серебряных медали. Соревнование проходило в аргентинском городе Мар-дель-Плата с 5 июля. На чемпионат мира по математике среди школьников старших классов средних школ съехались ребята из 100 стран. В течение почти двух недель они решали сложные задачи по комбинаторике, геометрии, алгебре и теории чисел.

Тренер российской сборной – Назар Агаханов, руководитель отделения математики Лаборатории по работе с одаренными детьми при МФТИ. По его словам, это лучший результат для России за последние годы. «Наша математическая школа традиционно одна из лучших в мире. В этом году мы вместе с Южной Кореей, Америкой и Китаем – в четверке лидеров», – рассказал тренер.

(Григорьева М. Теория золота / Мария Григорьева // Российская газета. – 2012. – 17 июля. – С. 14.)


Международный конкурс для студентов

Впервые финал престижного международного технологического конкурса для студентов Imagine Cup пройдет в России. Летом 2013 года студенческие команды со всего мира примет северная столица нашей страны – Санкт-Петербург.

Соглашение было подписано на экономическом форуме в Петербурге, но официально и на весь мир об этом объявили во время церемонии закрытия соревнований этого года.

Международный финал юбилейного, десятого, конкурса проходил в крупнейшем городе Австралии – Сиднее. Конкурс проводится компанией Microsoft при поддержке ЮНЕСКО и ряда некоммерческих организаций. Студенты придумывают программные проекты и решения с использованием различных информационных технологий, отвечающие одной общей теме: «Как сделать мир лучше?» Например, решать экологические проблемы, бороться с голодом и безграмотностью, помогать инвалидам и пр.

Россию представляла команда студентов из Томска с проектом метода ранней диагностики заболеваний горла на основе анализа изменения голоса. В число суперфиналистов наши ребята не вошли, но вместе с главой российского Microsoft Николаем Прянишниковым приняли символическое «эстафетное» знамя хозяев соревнований следующего года.

Главный приз в основной номинации конкурса «Программные проекты» взяли ребята из Украины. Они придумали систему помощи немым людям, которая «переводит» язык жестов в обычную речь. Выглядит это так: перчатки, оснащенные множеством сенсоров и датчиков, передают данные о жестах на мобильный телефон, там информация генерируется в голосовое сообщение. Немые люди получают пусть и электронный, но голос.

Призы тройке победителей в основной номинации – 25, 10 и 5 тысяч долларов соответственно. А в следующем году Microsoft намерен вдвое увеличить общий призовой фонд до 300 тысяч долларов.

(Агранович М. Технологии в проекте / Мария Агранович // Российская газета. – 2012. – 17 июля. – С. 14.)


Об итогах ЕГЭ

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова подвела предварительные итоги ЕГЭ.

В основной волне единого госэкзамена приняли участие 843 тысячи 766 человек, в том числе более 780 тысяч выпускников текущего года. Самым популярным предметом по выбору стало обществознание (его сдавали 54 % от общего числа участников ЕГЭ). Результаты этого экзамена очень востребованы при поступлении в вузы.

Любовь Глебова с радостью отметила, что хотя число желающих стать менеджерами и юристами не уменьшилось, вместе с тем увеличилось число выпускников, выбирающих инженерные специальности.

В этом году выросло количество ребят, которые не справились с экзаменами по истории, химии, физике и географии, что связано с повышением минимального порога баллов по этим предметам.

Кроме того, немного выросло количество апелляций в связи с недовольством результатами экзаменов. Всего было подано свыше 70 тысяч апелляций, обработано более половины, из которых 40 % удовлетворены. Если в прошлом году 2,5 % старшеклассников не прошли итоговую госаттестацию, то в этом году без аттестата, по предварительным данным, останутся 3,25 % выпускников.

В целом, по словам Л. Глебовой, ЕГЭ в 2012 году проходит более спокойно по сравнению с прошлым годом. В сотни раз стало меньше случаев выхода участников ЕГЭ в Интернет непосредственно в ходе экзаменов. В настоящее время на федеральном уровне выявлено 172 участника из 45 регионов, разместивших фрагменты экзаменационных заданий в Сети. Кроме того, некоторые сайты публиковали демонстрационные версии тестов и КИМы прошлых лет под видом новых. По мнению Л. Глебовой, есть только один способ борьбы с таким мошенничеством – надо просто не давать возможности выпускникам пользоваться мобильными телефонами.

(Маслова Е. Мобильники долой! / Елена Маслова // Учительская газета. – 2012. – 3 июля. – С. 2.)


Сокращение бюджетных мест в медицинских вузах

Активисты Российского студенческого союза возмущены заявлением главы Минздрава Вероники Скворцовой о грядущем сокращении количества бюджетных мест в медицинских вузах. Суть высказываний министра заключалась в том, что, с одной стороны, «количество выпускников превышает потребности сферы здравоохранения в новых кадрах», с другой – «уровень подготовки врачей бесстыдно низкий».

Представители РСС выступают за проведение внеплановых проверок качества образования в частных и государственных медицинских вузах, обновление учебных планов и программ учебных заведений, организацию профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава и прочие меры повышения уровня медицинского образования.

«Государственная политика должна быть направлена на улучшение качества, а не на коммерциализацию медицинского образования», – считают в РСС.

(Сорокина М. Сокращения и возмущения / Марина Сорокина // Поиск. – 2012. – 13 июля. – С. 2.)


Управление по научно-образовательной политике

Владимир Путин подписал указ о создании в структуре президентской администрации Управления по научно-образовательной политике.

Основными задачами новой структуры станут «участие в обеспечении реализации главой государства его конституционных полномочий по определению основных направлений политики в области науки и образования, обеспечение деятельности Совета при президенте по науке, технологиям и образованию, а также подготовка материалов по вопросам формирования и проведения государственной политики в сфере образования и науки, в том числе по финансированию научных исследований и программ развития научно-образовательных центров».

Главой созданного управления назначен Александр Хлунов, ранее занимавший пост директора Департамента науки, высоких технологий и образования Правительства РФ.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 13 июля. – С. 3.)


О повышении стипендии

Вышло постановление о повышении стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов вузов, обучающимся по очной форме за счет бюджетных средств по программам бакалавриата и специалитета и имеющим оценки «хорошо» и «отлично».

Документ устанавливает, что размер стипендии нуждающимся «хорошистам» и «отличникам» не может составлять менее 6307 рублей. Стипендии назначаются по итогам промежуточной аттестации в рамках установленного образовательному учреждению стипендиального фонда, при этом назначение стипендии осуществляется Ученым советом образовательного учреждения с учетом мнения студенческого коллектива.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 13 июля. – С. 3.)


О бюджетных местах в вузах

Число бюджетных мест в российских вузах сокращено не будет, но учиться за государственный счет смогут только те студенты, которые получили в школе достаточный объем знаний и готовы воспринимать программы высшего образования. Об этом в ходе пресс-конференции заявил глава Минобрнауки России Дмитрий Ливанов.

«Государство гарантирует определенное количество бюджетных мест в вузах. Оно эти гарантии не будет сокращать, но попасть на эти места должны люди, подготовленные к восприятию программы высшего образования, имеющие достаточный объем знаний и компетенции, полученные в школе. Это наша принципиальная позиция. Сократится это число или увеличится, мы увидим по результатам тех испытаний, которые будем проводить», – заявил Д. Ливанов.

Глава Минобрнауки также отметил, что ведомство намерено заниматься развитием системы среднего профессионального образования.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 13 июля. – С. 3.)


Списки лучших негосударственных вузов и колледжей

В разгар приемной кампании «Национальное рейтинговое аттестационное агентство» (Росрейтинг) подготовило для абитуриентов и их семей полезную подсказку – списки лучших негосударственных вузов и колледжей, составленные с учетом региональных особенностей рынка труда. Кроме того, по мнению специалистов агентства, рейтинг может быть полезен и работодателям, заинтересованным в подборе наиболее подготовленных кадров.

Как сообщила на пресс-конференции в РИА «Новости» генеральный директор Росрейтинга Наталья Вершинина, отбор осуществлялся в сотрудничестве с Российской ассоциацией аккредитованных учебных заведений и Ассоциацией негосударственных средних специальных учебных заведений по двум критериям. Оценивались востребованность выпускников того или иного вуза или колледжа, то есть процент трудоустройства в соответствии с профилем обучения, а также уровень зарплаты молодых специалистов. Основанием для оценки стал опрос, проведенный среди самих выпускников и их работодателей. Всего было получено около 20 тысяч ответов респондентов. Результаты опубликованы на сайте Росрейтинга и в СМИ.

В число вузов, 80 % выпускников которых (по программам ВПО) устроились работать по основным или смежным специальностям, вошли Московский финансово-юридический университет (МФЮА), Московский университет государственного управления (МУГУ), Московский психолого-социальный университет, а также Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Уфа), Институт управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону) и Сибирская академия финансов и банковского дела (Новосибирск). Среди учреждений СПО наиболее высокий показатель трудоустройства (70 %) оказался у колледжей МФЮА, МУГУ и Международного гуманитарно-лингвистического института (Москва).

(Возовикова Т. За бюджет ответят / Татьяна Возовикова // Поиск. – 2012. – 13 июля. – С. 4.)


Портфолио ученика

Портфолио из творческих работ, грамот и сертификатов, которое ученик собирает на протяжении обучения в школе, должно войти в обязательный пакет документов при приеме в российские вузы, заявил уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович. Он отметил, что портфолио – результат дополнительного образования, которым дети занимаются в свободное от школьных занятий время. Эксперт считает, что границы между обязательной и факультативной частями образовательного процесса почти стерлись, поэтому образование уже не может называться дополнительным и для него нужно подобрать другое определение.

(Портфолио ученика // Независимая газета. – 2012. – 11 июля. – С. 7.).


Студенческие отряды

В Волгодонске состоялось официальное открытие «Студенческой стройки» на площадке Ростовской атомной станции.

Организаторы нового проекта – дирекция генерального подрядчика на Ростовской атомной станции совместно с Ростовским штабом студенческих отрядов.

В этом году на стройке РоАЭС будут работать более 250 человек из студенческих отрядов вузов Ростова-на-Дону, Волгодонска, Зернограда, Новочеркасска, а также Костромской, Нижегородской областей и Ставропольского края. По словам руководителя проекта Романа Уколова, студенты смогут не только заработать деньги (средняя зарплата составит от 15 до 25 тысяч рублей), но и принять участие в различных интересных мероприятиях и спортивных соревнованиях.

Проект реализуется благодаря поддержке губернатора Ростовской области, депутатов Законодательного Собрания области. Общественной палаты и Ростовского штаба студенческих отрядов.

Студенческие отряды Ростовской области также трудятся в детских лагерях на Азовском и Черном морях, на стройках Сочи, Нового Уренгоя, механизаторами-комбайнерами на полях Ростовской области, строят дороги и очистные сооружения в Ростове-на-Дону.

(Ионова Л. Ручная работа / Лариса Ионова // Российская газета. Неделя. – 2012. – 12 июля. – С. 13.)


О качестве образования

Министр здравоохранения и соцразвития Вероника Скворцова назвала уровень подготовки студентов медицинских вузов «бесстыдно низким» и пообещала уже к осени обновить учебные планы и программы. Как выяснилось, схожим образом обстоят дела и в прочих российских вузах. Но дело не в несовершенстве учебных планов, а в негласном сговоре между студентами и преподавателями, благодаря которому студенты имеют возможность бездельничать, а преподаватели – рассказывать устаревший материал либо попросту прогуливать занятия.

По данным проверки, студенты получают «автоматом» экзамены и зачеты, но не присутствуют на большей части занятий.

Подобные случаи – не редкость даже в топовых российских вузах. И это не просто «проблема безбилетника», когда студент не готов нести издержки, то есть учиться по правилам, но хочет получить выгоду от обладания дипломом. Здесь имеет место «какономика» (термин философа Глории Ориджи) – сознательный обмен товарами низкого качества. В нашем случае это предоставление посредственных образовательных услуг (преподавание устаревшего материала, плохая организация занятий, низкий спрос со студентов) в обмен на сниженную планку в виде слабой посещаемости и неподготовленности к экзаменам.

Студенты происходящим довольны. Подавляющему большинству из них такая учеба позволяет либо параллельно подрабатывать, либо хорошо проводить досуг. По данным одного из опросов, проведенных среди студентов ведущих российских вузов (МГУ, ГУ ВШЭ, МАРХИ, РХТУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана), 53 % респондентов признали, что им преподают устаревшие и неадекватные знания. Однако при этом 85 % сообщили, что существующее положение дел их устраивает.

Преподаватели жалуются на низкую зарплату, которая не позволяет качественно готовиться к занятиям, многие вынуждены подрабатывать в нескольких вузах. «Преподаватель прибежал в аудиторию, прочитал, не глядя на студентов, и побежал дальше читать», – говорит доцент одного из факультетов МГУ Евгения Т. Профессор другого столичного вуза сообщил, что формально должен два дня в неделю преподавать, один день проводить в библиотеке, один день готовиться к занятиям и один день посвящать написанию научных работ. В реальности же с учетом подработок он преподает шесть дней в неделю, а в библиотеке последний раз был в прошлом году.

Высокая загруженность вынуждает преподавателей строить курс на том, что они и так знают. Знают же они то, что изучали сами, когда защищали диссертации. С учетом же старения преподавательского корпуса учеба все чаще отстает от жизни на десятилетия.

(Кузнецов А. До чего тоскуют они / Артем Кузнецов // Приложение к газете «Новые известия». – 2012. – 13 июля. – С. 4.)


Чему и как учить по новым стандартам?

В Москве прошел первый Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы. Необходимость проведения съезда сегодня очень актуальна, потому что приняты стандарты средней общеобразовательной школы, которые существенно меняют технику образования. Две взаимосвязанные, но самостоятельные дисциплины – «Русский язык» и «Литература» – объединены в одну учебную дисциплину. При этом у каждой в соответствии со стандартом свои теоретические, методические и дидактические задачи.

Ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий считает опасным распространение так называемых развивающих методик. Большинство методик отказываются от принципа многократного повторения. Принцип «Повторение – мать учения» заменяется на опасное – «галопом по Европам». По мнению академика, это острый нож для детской души. «Развивающий учебник» снежным комом наращивает информацию, не давая ни на чем более подробно остановиться и за что-то зацепиться.

Ректор Садовничий предостерег от одностороннего отношения к электронной коммуникации как к чему-то, «портящему русский язык». В Интернете достаточно инструментов, которые учитель-словесник может использовать на благо своего предмета: к примеру, социальные сети любителей книг, форумы переводчиков, народные словари, например, словари сленга или регионализмов. В то же время, по словам ректора, нельзя приветствовать сознательное коверкание слов пользователями Сети, с нарушением всех возможных правил орфографии.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов призвал учителей писать новые программы по предмету уже в свете новых требований к стандарту.

(Герасимова Е. Словесность вместо литературы / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2012. – 11 июля. – С. 7.)


Итоги работы приемной кампании

Ректор Российского государственного гуманитарного университета, член-корреспондент РАН Ефим Пивовар подвел первые итоги работы приемной кампании-2012. По данным на 5 июля, в приемную комиссию поступило 14 тыс. заявлений на 753 бюджетных места. В прошлом году заявлений было почти на 5 тыс. меньше. Традиционно пользуются успехом «Перевод и переводоведение», «Зарубежное регионоведение», «Прикладная математика», а также «Экономика» и «Менеджмент». Первые строчки рейтинга занимают «Реклама и связи с общественностью» (77 человек на место), «Юриспруденция» (29 человек на место), «Журналистика» (28 человек на место) и «Филология» (20 человек на место). Ефим Пивовар отметил, что баллы ЕГЭ все же не учитывают индивидуальность абитуриента. Он предложил вариант дополнительного творческого экзамена – эссе по заданию вуза.

(Прием в вузы // Независимая газета. – 2012. – 11 июля. – С. 7.)


Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год

Расходы федерального бюджета на образование в 2013 году составят порядка 550 млрд р., на науку – 320 млрд р., а на здравоохранение – более 500 млрд р. Такие цифры привел Дмитрий Медведев на заседании Правительства России, в ходе которого обсуждались основные характеристики федерального бюджета на трехлетний период.

Премьер-министр подчеркнул, что предстоит продолжить модернизацию системы образования, ориентируясь на доступность и качество предоставляемых услуг. При этом школьное образование было и останется бесплатным. Будут продолжены программы, направленные на улучшение материально-технической базы учреждений, на реорганизацию многих объектов. Кроме того, Медведев подчеркнул, что важно обеспечить выполнение планов по повышению зарплат специалистам в образовании, науке, социальном обслуживании и культуре за счет бюджетов всех уровней. При этом планируется постепенный переход к эффективному контракту, который будет определять условия оплаты труда и социальный пакет работника в зависимости от качества и количества выполняемой работы.

По ряду разделов федерального бюджета, в том числе и по образованию, в 2013–2015 годах предусматривается сокращение расходов. Однако, по словам министра финансов Антона Силуанова, это связано с завершением софинансирования региональных программ, в частности по повышению зарплаты учителям. «Наибольший объем расходов по социально важным направлениям политики государства передан на уровень субъектов Федерации, именно там происходит концентрация ресурсов на эти цели, – пояснил министр. – Если мы говорим о том, что по федеральному бюджету расходы сокращаются, то по прогнозу консолидированного бюджета предусматривается рост».

Так, если в текущем году расходы на образование в консолидированном бюджете страны составляют 4 % от ВВП, то в следующем их доля увеличится до 4,2 %.

(Ветров И. Работников образования переведут на «эффективные контракты» / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. – 10 июля. – С. 2.)


Краеведческие новости

О пришкольных лагерях

В 42 лагерях, открытых на базе волгоградских школ, продолжает работу вторая смена. В них отдохнут и оздоровятся более 1800 детей. Для 515 школьников из социально незащищенных семей – детей-сирот, детей-инвалидов и детей из малообеспеченных семей – администрация города выделила бесплатные путевки.

Интересное направление выбрано и в МОУ гимназии № 1 Центрального района, в которой работают лингвистические отряды для ребят с 8 по 10 классы. В течение смены ребята совершенствуют знание немецкого языка. Подобное лингвистическое направление действует третий сезон и с самого начала пользуется большим спросом.

В основе деятельности лагеря при МОУ гимназии № 3 лежит естественнонаучное направление – космическое. Гимназия сотрудничает с детской космической академией в Турции в г. Измире. В работе пришкольного лагеря широко обыгрывается космическая тема: от оборудования на космическом корабле до неземного меню.

Всего же во время каникул в Волгограде на базе школ работает в общей сложности 160 лагерей дневного пребывания. Мэрия Волгограда изыскала возможность увеличить в этом году количество путевок — их из бюджета оплачено более 15 тыс.

В течение июля – во время второй смены – будут работать 42 лагеря на базе 31 школы. Везде организовано двух- и трехразовое питание. Для этого финансовую поддержку городу оказал регион.

(Пряникова А. В космос на каникулах / Анастасия Пряникова // Городские вести. – 2012. – 12 июля. – С. 3.)


О молодежном лагере

Группа волгоградских школьников вернулась домой из трехнедельной поездки по Франции, Германии и Бельгии. Ребята побывали в городах-побратимах Волгограда. Две недели волгоградские школьники занимались французским языком в молодежном лагере.

Кроме учебы для ребят была организована специальная культурная программа. В Кельне волгоградские школьники побывали в знаменитом зоопарке, в Льеже посетили музей искусств.

В Дижоне волгоградцы занимались изучением языка, а в свободное время дегустировали блюда французской кухни и ходили на экскурсии.

Подобные поездки для ребят при поддержке городского департамента международных связей проходят ежегодно в рамках существующих программ сотрудничества городов-побратимов. Их у Волгограда 21. Наш город является родоначальником побратимского движения в мире.

– Каждый год наш департамент договаривается с городами-побратимами, чтобы они принимали наших школьников и организовывали для них образовательную и развлекательную программу, – рассказала Ирина Петрова, консультант отдела департамента зарубежных, региональных и внешнеэкономических связей мэрии Волгограда.

(Пряникова А. Школьники удивили французов / Анастасия Пряникова // Городские вести. – 2012. – 12 июля. – С. 13.)


Конкурс для абитуриентов ВолгГАСУ

В этом году Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет ожидает встретить своего юбилейного, 100 000-го абитуриента.

Сотни вчерашних старшеклассников, желающих стать абитуриентами ВолгГАСУ, уже сегодня сдающих документы в приемную комиссию, получают анкету участника конкурса. Она содержит самые разные вопросы об истории развития вуза.

– Победитель определится по наибольшему числу ответов на вопросы викторины. Если несколько человек набирают одинаковое количество правильных ответов, то, на усмотрение членов жюри, может проводиться дополнительное конкурсное состязание, – рассказала один из организаторов проекта Ирина Осадчая.

Организаторы обращают внимание на то, что победителем может стать только тот абитуриент-участник, который станет студентом ВолгГАСУ. Всем участникам вручаются памятный диплом и подарки от спонсоров викторины. А победителя ждет главный приз от ВолгГАСУ – поездка на Черноморское побережье или по достопримечательным местам России.

(Юбилейный абитуриент отдохнет на море // Вечерний Волгоград. – 2012. – 3 июля. – С. 5.)


Обновление руководства вузов

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что намерен обновить руководство российских вузов. По его мнению, возглавлять университеты должны новые, бизнесориентированные специалисты: «Мы думаем, как сделать наше высшее образование практичным, ориентированным на запросы работодателей и рынка труда. Мы будем принимать целый ряд мер. Это и объ-единение работодателей, и других общественных организаций в управлении вузами, и создание новых моделей управления вузами, и обновление руководящего состава».

(Две позиции // Городские вести. – 2012. – 19 июля. – С. 6.)


Абитуриенты творческих специальностей

В институте художественного образования Волгоградского социально-педагогического университета на пике популярности «Дизайн графический», «Дизайн костюма», «Графика» (оформление печатной продукции).

Направление «Художественное образование», на котором готовят будущих учителей рисования, того ажиотажа не вызывает.

В этом году под графический дизайн выделено всего четыре бюджетных места. А заявлений поданы десятки.

В институте есть интересные направления подготовки по хореографии и вокалу. На художественные специальности конкурс стабильно высок, в середине «нулевых» он достигал 9 человек на место. Сейчас из-за демографической ямы значительно меньше – 2-3 человека на место.

Творческие испытания на художественные специальности ВГСПУ практически одинаковы. Традиционно абитуриенты сдают рисунок, живопись и композицию.

У абитуриентов приветствуется предварительная подготовка. Это могут быть художественное училище или художественная школа. Талантливому, но неподготовленному человеку поступить очень сложно.

40 бюджетных мест в этом сезоне выделено на подготовку артистов драматического театра и кино во ВГИИКе. Заявлений подано около 50.

(«Искусственный отбор» // Волгоградская правда. – 2012. – 20 июля. – С. 7.)


VIP-путевка в жизнь

В этом году 79 выпускников успешно завершили профессиональную переподготовку в рамках президентской программы, которая проводилась на базе института дополнительного образования Волгоградского государственного университета.

Президентская программа подготовки управленческих кадров действует в Волгоградской области с 1998 года. За это время дипломы получили более 1600 выпускников из разных уголков нашего региона. Цель президентской программы – формирование управленческого потенциала, способного обеспечить развитие предприятий всех отраслей экономики России.

Открывая церемонию вручения дипломов выпускникам 2011–2012 года, директор института дополнительного образования ВолГУ, профессор Альбина Гукова отметила, что президентская программа год от года повышает стандарты подготовки нового поколения руководителей.

– Мы со всей серьезностью подходим к подготовке высококвалифицированных топ-менеджеров нового поколения, которые могут не только эффективно продвигать бизнес, но и являются проводниками тех уникальных знаний, которые дает им участие в президентской программе.

По словам министра экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области Эльвиры Лагутиной, программа дает возможность выпускникам принять участие в зарубежных стажировках в ведущих компаниях мира. После получения диплома о дополнительном профессиональном образовании специалиста, при условии прохождения им очередного отбора, ждет стажировка на зарубежном предприятии за счет средств федерального бюджета. Менее удачливые специалисты могут пройти стажировку на российских предприятиях.

Не отказались от этой практики и нынешние выпускники. В течение учебного года многие участники программы 2011–2012 года активно перенимали опыт работы коллег во Франции, Германии, Японии, Финляндии и Нидерландах.

(Николаев Е. VIP-путевка в жизнь / Евгений Николаев // Волгоградская правда. – 2012. – 17 июля. – С. 1.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru