В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июнь 2012 г.)

5 июля 201217:05

Новости образования

Об университетском телеканале

Томский госуниверситет выступил инициатором проекта по созданию единого общефедерального познавательного телеканала.

Недавно в ТГУ прошло совещание-семинар «Познавательное телевидение: сохранение и развитие интеллектуального потенциала страны», участники которого констатировали, что научно-образовательное сообщество не имеет единого медиапространства. Познавательные программы есть на многих каналах, но их очень мало и зачастую они остаются в тени. Сегодня лишь российский телеканал «Культура» занимается распространением знаний и воспитанием аудитории.

Альтернативой может стать создание единого университетского телеканала российского масштаба. Старт новому проекту дан. В качестве контента для него будут использоваться программы и передачи, подготовленные силами университетов Сибири. Вовлеченными в процесс окажутся различные структуры: факультеты журналистики, кафедры, ТВ-студии. Идею готовы поддержать члены ассоциации «Сибирский открытый университет» – вузы Новосибирска, Омска, Красноярска, Барнаула, Тюмени.

Сейчас участникам проекта предстоит оценить свои ресурсы и возможности по созданию сетевого телевидения. Важным этапом станет выпуск познавательных телевизионных программ на региональных каналах – здесь организаторы надеются на содействие ВГТРК. Проект также даст возможность развивать сетевую систему профессионального образования в области журналистики. Благодаря ей студенты получат дополнительные возможности постигать тонкости выбранной профессии на практике.

Планируется, что к началу нового учебного года объединенная сетка вещания на канале ТГУ «ТВ университет» будет представлена в эфире. К этому же моменту станет понятно, какой именно контент сможет транслироваться на канале «Наука 2.0».

(Прорваться в эфир! // Поиск. – 2012. – 1 июня. – С. 2.)

Международная олимпиада «ИТ-Планета»

Команда Санкт-Петербургского государственного политехнического университета победила в общекомандном зачете Международной олимпиады «ИТ-Планета», проходившей в Алма-Ате на базе Казахстанско-Британского технического университета. СПбГПУ был признан лучшим вузом в сфере подготовки ИТ-специалистов по итогам финала, в котором приняли участие лучшие «айтишники» из России, Украины, Казахстана и Белоруссии.

Особенность олимпиады «ИТ-Планета» в том, что перед участниками ставятся задачи практической направленности, для решения которых необходимо знать современные технологии, стандарты и программы в той или иной области ИТ. Студенты СПбГПУ Татьяна Петрова (факультет управления и информационных технологий) и Дмитрий Котов (физико-механический факультет) заняли первые места в конкурсах Oracle и «1С» соответственно.

Все участники, занявшие призовые места, получили ценные призы: нетбуки, смартфоны, электронные книги из рук представителей вендоров и казахстанских спонсоров конкурса.

(Баранова О. Умным – смартфоны / Ольга Баранова // Поиск. – 2012. – 1 июня. – С. 2.)

Дети с ограниченными возможностями

Интересы детей с ограниченными возможностями должны быть как следует защищены в проекте Федерального закона «Об образовании в РФ». За этим будет следить Совет Федерации, заявила председатель палаты Валентина Матвиенко на заседании Совета по делам инвалидов при председателе СФ. Закон должен учитывать потребности инклюзивного образования, образования с использованием современных технологий и новых методов преподавания, в том числе дистанционного обучения, отметила она.

По данным Минобрнауки РФ, более 200 тысяч детей-инвалидов обучаются сегодня в специализированных/коррекционных/образовательных учреждениях. Причем подавляющее большинство из них вынуждено получать образование в условиях интернатного проживания, не имея возможности обучения рядом с домом. Почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в обычных образовательных учреждениях. Из них более 111 тысяч – в коррекционных классах.

Эксперты обращают внимание, что около 35 тысяч детей в России не получают образование. Из них 17 тысяч – по состоянию здоровья.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 1 июня. – С. 3.)

Итоги конкурсов среди вузов

Подведены итоги открытых публичных конкурсов среди вузов, имеющих государственную аккредитацию, по установлению контрольных цифр приема (КЦП) граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования на 2012 год.

В конкурсе по программам высшего профобразования приняли участие 313 государственных вузов, 85 негосударственных вузов и 1 вуз субъекта РФ. В итоге контрольные цифры приема установлены 313 государственным и 54 негосударственным вузам. Объем распределенных на конкурсной основе КЦП составил 351,8 тысячи бюджетных мест, из них по очной форме обучения – 288,6 тысячи мест.

В конкурсе по распределению КЦП по образовательным программам среднего профобразования приняли участие 141 государственный и 15 негосударственных вузов. КЦП установлены 141 государственному и 13 негосударственным вузам. Объем распределенных на конкурсной основе контрольных цифр приема граждан составил 52,7 тысячи бюджетных мест, из них по очной форме обучения – 45 тысяч мест.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 1 июня. – С. 3.)

Стипендии в вузах доведут до прожиточного минимума

Минобрнауки подсчитало, во сколько раз федеральному бюджету обойдется повышение стипендий для студентов первых и вторых курсов вузов: в этом году запрашивается 3,56 млрд рублей, в следующем – 7,12 млрд рублей.

Проект документа под названием «Правила совершенствования стипендиального обеспечения нуждающихся студентов первого и второго курсов» сейчас рассматривается правительством. Его текст был выложен на сайте Минобрнауки, но без цифр. Сообщались только общие подходы к системе повышения стипендий: например, повышенная социальная стипендия назначается хорошистам и отличникам из числа сирот и иных небогатых категорий студентов по решению ученого совета заведения.

Вся калькуляция содержится в финансово-экономическом обосновании проекта правил. В этой части документа сказано, что в наступающем учебном году численность студентов дневной формы обучения первого и второго курсов составит 665,6 тыс. человек. Разумеется, это только те, кто будет учиться за счет государства. На четверки и пятерки среди них будут учиться 48 % – такой уровень хорошистов и отличников среди бюджетников с годами меняется незначительно. Примерно половина успевающих студентов-бюджетников относятся к категории нуждающихся, считают в Минобрнауки. Итого получается, что на высокую стипендию уже в этом учебном году смогут претендовать 159,8 тыс. человек.

Чтобы сделать их стипендию равной прожиточному минимуму, нужно доплатить каждому 3712,5 рубля, приняв во внимание, что сейчас такие студенты получают 2997,5 рубля в месяц (1199 рублей академическая стипендия плюс 1798,5 рубля – социальная). С 2013 года на повышение стипендий потребуется 7,12 млрд рублей ежегодно.

В Минобрнауки официально цифры не комментируют, поскольку правительство их не утвердило.

Повышение стипендий студентам начальных курсов – одно из предвыборных обещаний Владимира Путина: в середине февраля он на встрече с ректорами ведущих вузов пообещал с 1 января 2013 года повысить стипендию студентам первых и вторых курсов до 5 тыс. рублей, а зарплату профессоров довести до средней по региону. Путин тогда сделал оговорку: если в бюджете будут дополнительные доходы, стипендию можно будет повысить с 1 сентября этого года. Дополнительные доходы случились, и теперь речь идет о повышении с начала ближайшего года.


(Чеберко И. Стипендии в вузах доведут до прожиточного минимума / Иван Чеберко // Известия. – 2012. – 9 июня. – С. 3.)

Проходные баллы для ЕГЭ

Стали известны проходные баллы ЕГЭ для «первой волны» предметов по выбору – их школьники сдавали 28 мая. Двойки на экзамене по биологии получили те, кто набрал меньше 36 баллов, по истории – 32 балла, информатике и информационно-коммуникационным технологиям – 40 баллов.

Проще всего школьники сдавали биологию – ее завалили только 8,2 % учеников. На истории засыпались 12,9 % выпускников, а информатику не сдали 11,1 %. Исправить свои оценки двоечники смогут только в следующем году.

А вот 100 баллов по биологии получили немногие – 51 ученик (всего этот предмет писали 153 000 человек). Несмотря на это, число высокобалльных работ в отдельных регионах вызвало подозрение у Рособрнадзора – слишком уж там велик спрос на медицинские специальности. Результаты отличников в Ингушетии и Мордовии перепроверят полностью, а Липецкую и Брянскую области, Дагестан, Адыгею, Калмыкию и Кабардино-Балкарию ждет выборочная перепроверка.

По истории абсолютное «отлично» получили 195 школьников, а по информатике и ИКТ – 315.

(Варламова Д. ЕГЭ по истории завалили 13 % учеников / Дарья Варламова // Комсомольская правда. – 2012. – 6 июня. – С. 7.)


Директоров школ сделают антикризисными менеджерами

Минобрнауки решило внедрить в школах систему антикризисного управления, так как, по данным специалистов, около четверти школ находятся в кризисном состоянии. Ведомство объявило конкурс на разработку и внедрение «системно-деятельностного подхода к антикризисному управлению образовательными учреждениями и подготовке руководителей в области антикризисного управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий». На разработку новой системы управления государство готово потратить 54,23 млн рублей. На разработку общего подхода к антикризисному управлению в школах выделено 30,69 млн рублей, а на разработку подхода к подготовке руководителей школ, имеющих антикризисные навыки, – еще 23,54 млн рублей.

В министерстве объясняют необходимость внедрения новых подходов к управлению в школах серьезными проблемами.

– Как свидетельствует практика, около четверти средних общеобразовательных учреждений не способны решать поставленные задачи в связи с нестабильной ситуацией деятельности образовательных учреждений, что приводит к недостаточным результатам в уровне и качестве образования. Таким образом, эти образовательные учреждения, согласно терминологии международных стандартов качества, находятся в критическом состоянии, свойственном ситуации кризиса, – указывают в министерстве.

В Минобрнауки критикуют нынешнее состояние подготовки руководящих кадров образовательных учреждений и их способность решать поставленные задачи модернизации образования. Чтобы решить проблему, то есть сократить разрыв между школами-лидерами и отстающими, чиновники предлагают применить практику современного менеджмента к образовательному процессу. Использовать антикризисный менеджмент планируется не только в проблемных школах, но и в тех, где дела идут неплохо, «поскольку даже в самом успешном и стабильно действующем образовательном учреждении могут проявляться ситуации, характеризующие критическое состояние того или иного объекта управления».

– Что касается теоретического и практического арсенала антикризисного управления образовательными учреждениями, то этот пласт разработок в теории и практике отечественной педагогики очень незначителен, – сожалеют в Минобрнауки. В перечне планируемых работ значительная часть посвящается исследованиям и научным разработкам: предстоит провести социологические опросы руководителей и педагогов школ, чтобы выявить кризисные тенденции и проблемы в управлении. Планируется разработать не менее 12 критериев отнесения учреждений к кризисным. Также будут определены не менее шести основных факторов, которые обычно способствуют развитию и углублению кризисного состояния. Все типы и виды кризисов будут классифицированы. Отдельно будут разработаны подходы внедрения антикризисных методов управления в региональных школах с учетом специфики конкретной местности. Что касается практики, то разработчикам предстоит выпустить несколько готовых продуктов: два научно-методических пособия для руководителей школ, специальное программное обеспечение, которое поможет принимать верные решения и коммуницировать с руководством и коллегами.

Кроме того, будут созданы два сайта, посвященных антикризисному управлению в школах. На них будет предусмотрена возможность интерактивного общения преподавателей и слушателей, проведения вебинаров, онлайн- и офлайн-консультаций, размещения учебных программ.

– Антикризисные подходы должны коснуться всех сфер деятельности школ: ее финансово-экономического и материально-технического положения, решения кадровых вопросов, организации образовательного процесса в условиях нехватки ресурсов, – рассказал сотрудник Минобрнауки, имеющий отношение к проекту. По его словам, повышать квалификацию по новой системе будут не только директора школ и техникумов, но и завучи, муниципальные чиновники, отвечающие за общее образование.


(Пукемов К. Директоров школ сделают антикризисными менеджерами / Константин Пукемов // Известия. – 2012. – 8 июня. – С. 9.)

О реформе образования

– На оснащение и модернизацию школ в 2011–2012 годах из бюджета выделено 120 миллиардов рублей. На эти деньги местные власти должны обновить столовые, купить компьютеры, оснастить спортзалы. Из 60 миллиардов, предназначенных на этот год, 30 уже ушли в регионы, а чтобы получить остальные, им придется поднапрячься.

Одна из главных задач, которую придется решать, – учительская зарплата. Ее к концу года предстоит дотянуть до средней по региону.

– В первом квартале этого года средняя зарплата учителя выросла на 40 % по сравнению с прошлым годом, – отчитался министр образования и науки Дмитрий Ливанов. С 15 300 до 21 100 рублей. К концу года в среднем по стране она должна быть не меньше 23 700 рублей.

Дмитрий Ливанов также пообещал в два раза сократить количество отчетов для педагогов.

(Кузьмина Н. На школы потратят 120 млрд рублей / Нина Кузьмина // Комсомольская правда. – 2012. – 6 июня. – С. 2.)

Вопросы здоровья

Комитет Госдумы по образованию провел круглый стол на тему «Вопросы здоровья в учреждениях профессионального образования». На встрече были представлены результаты исследования, проведенного Минздравом. По итогам освидетельствования студентов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, подведомственных министерству, первую группу здоровья (самые здоровые) составили менее четверти от общего количества осмотренных. Ко второй группе отнесены 32 %, к третьей – 43 % студентов.

По итогам обсуждения Министерству образования и науки рекомендовано включить показатели здоровья обучающихся в число критериев оценки эффективности деятельности учреждений профобразования, а также разработать федеральную программу по развитию спортивно-оздоровительной базы учреждений профобразования.

(Сорокина М. Здоровье – критерий / Марина Сорокина // Поиск. – 2012. – 15 июня. – С. 2.)

О новых ФГОС

В новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) предусмотрено введение еще одного обязательного ЕГЭ – это будет экзамен по иностранному языку. При этом выпускник сможет сам выбрать уровень – базовый или углубленный, на котором будет проводиться экзамен.

Как заявил замминистра образования и науки И. Реморенко, в качестве обязательного ЕГЭ по иностранному языку будет повсеместно введен только в 2020 году, когда новые ФГОС для старшей школы охватят все регионы РФ, если не будет принято других решений, что, по его оценкам, маловероятно.

Новые стандарты предполагают, что все старшеклассники будут обязательно изучать русский язык и литературу, математику, иностранный язык, предмет «Россия в мире», ОБЖ и физкультуру. В стандартах прописано также несколько предметных областей, в каждой из которых ученик обязан выбрать хотя бы один предмет. Учебный план, согласно тексту ФГОС, состоит из 9–10 предметов, при этом 3–4 предмета школьникам нужно выбрать для углубленного изучения, а общая длительность занятий не должна превышать 37 часов в неделю. Кроме того, помимо сдачи ЕГЭ выпускникам предстоит готовить индивидуальный учебный проект.

(Воронова Ю. Стандартный набор / Юлия Воронова // Поиск. – 2012. – 15 июня. – С. 2.)

«Полеты по вертикали»

В Тульской области стартовал инновационный образовательный проект «Полеты по вертикали», одобренный наблюдательным советом Агентства стратегических инициатив (АСИ) под председательством Владимира Путина. Он предполагает подготовку профессионалов, получающих компетентностное образование в процессе решения практических задач для среднего бизнеса. Оператором федеральной программы в регионе стал Тульский государственный педагогический университет.

– Руководители предприятий хотят принимать на работу не просто обладателей дипломов, а людей, владеющих конкретными компетенциями, – рассказал федеральный руководитель проекта «Полеты по вертикали» С. Гуляев. – Новые образовательные стандарты меняют систему нашего высшего образования в нужном направлении, но бизнесу профессионалы нужны уже сейчас. Проект, который инициировало АСИ, предлагает объединить усилия всех заинтересованных сторон.

Предприятия, участвующие в проекте, загружают тестовые задания в федеральную базу данных. Молодые люди, стремящиеся найти перспективную работу, проходят курс обучения на базе вузов и решают поставленные задачи. Если работодателя устраивает результат, он приглашает специалиста. Таким образом, государство создает площадку для эффективного взаимодействия бизнеса и системы высшего образования.

(Денисова Д. Лететь по вертикали! / Дарья Денисова // Поиск. – 2012. – 15 июня. – С. 2.)

Отказ от привилегий

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов решил отказаться от полагающихся привилегий при передвижении по городу. На своей странице в социальной сети «Твиттер» глава министерства сделал следующую запись: «Попросил снять мигалку со своей служебной машины, будем ездить по правилам».

Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 15 июня. – С. 3.)

Дефицит специалистов

В Министерстве образования и науки РФ состоялся круглый стол, посвященный взаимодействию компаний реального сектора экономики с вузами при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Речь шла о развитии системы подготовки высококвалифицированных специалистов для производства, о формировании инновационной культуры на предприятиях и в вузах.

По словам главы Департамента стратегического развития Минобрнауки Михаила Попова, сегодня дефицит высококвалифицированных специалистов в компаниях составляет 35 %. Не хватает специалистов, разрабатывающих бизнес-стратегии развития, программы инновационного развития, занимающихся управлением технологическими процессами инновационного производства, организующих продвижение на рынок инновационной продукции и услуг.

Планируется, что подобные мероприятия с участием представителей органов власти, вузов и компаний будут проходить ежемесячно и охватят весь спектр взаимодействия образования, науки и бизнеса. Проект плана мероприятий Минобрнауки в 2012 году по вопросам взаимодействия организаций российского сектора образования и науки и реального сектора экономики размещен на сайте innoedu.ru.


(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 8 июня. – С. 3.)

О повторной сдаче ЕГЭ

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки опубликовала разъяснения по вопросу допуска к повторной сдаче единого государственного экзамена в текущем году отдельных участников ЕГЭ.

В документе, в частности, уточняется, что к пересдаче ЕГЭ в текущем календарном году не допускаются лица, не явившиеся на экзамен без уважительной причины или результаты которых были отменены в связи с выявлением фактов нарушения установленного порядка проведения экзамена.

В случаях, когда участник ЕГЭ был удален с экзамена, решение о возможности допуска его к повторной сдаче ЕГЭ по соответствующему предмету принимается государственной экзаменационной комиссией по результатам проверки.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 8 июня. – С. 3.)

Учителей русского языка научат понимать классику

Минобрнауки заказало разработку методических пособий и курсов, которые научат школьных преподавателей лучше понимать смысл прочитанных текстов. Оказывается, что в российских школах не только ученики, но и учителя часто не понимают истинных значений литературных произведений, особенно когда речь идет о текстах предыдущих эпох.

По словам лингвистов, многие преподаватели сегодня не могут объяснить ученикам, что герой Тургенева Базаров на самом деле любил свою мать (это понятно лишь из его предсмертной фразы «Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»), а Пушкин, называя Онегина инвалидом в любви, не имел в виду его физические недостатки (слово «инвалид» тогда имело значение «ветеран»).

Почему преподаватели стали терять квалификацию, в ведомстве не объясняют. Но необходимость ее повышения объясняют демографическими причинами.

– Демографические процессы ведут к увеличению числа мигрантов и вынужденных переселенцев. Культурная и языковая адаптация самих мигрантов и их детей, воспитание у них уважения и любви к русскому языку, российской культуре невозможны без использования техник понимания... Именно это поможет воспитать у учащихся положительное и уважительное отношение к русской словесности, – объясняют в документах специалисты Минобрнауки.

Исполнителям предстоит разработать обучающие методические материалы, в том числе мультимедийные, провести «просветительские мероприятия в области понимания текста», организовать курсы повышения квалификации, научно-методические семинары. В завершение проекта учителей ждет тестирование для «выявления уровней сформированности способов понимания текста». Выполнить эту работу нужно до конца 2015 года, получить за нее можно 10,3 млн рублей.

Суть технологии, которая призвана помочь учителям лучше понимать тексты, сводится к выработке умения находить ключевые слова, в опоре на которые разворачивается все повествование. С этими словами будет вестись пошаговая работа – «от мотивационных загадок текстового смыслообразования до покомпонентной диагностики характера вставки ключевых слов».

(Пукемов К. Учителей русского языка научат понимать классику! / Константин Пукемов // Известия. – 2012. – 25 июня. – С. 3.)


Вузы принимают документы от поступающих.

20 июня начались вступительные экзамены в вузы. В этом году поступить на бюджет можно будут не только в государственные, но и негосударственные учебные заведения.

Впервые госзаказ распределился между вузами по конкурсу. В итоге 352 тысячи бюджетных мест от Минобрнауки получили 313 государственных и 54 негосударственных высших учебных заведений. Всего в России, напомним, 653 государственных и 462 негосударственных высших учебных заведений. И в целом в вузах будет открыто около 500 тысяч бюджетных мест.

Изменения ожидаются и на платных отделениях вузов. Сейчас стоимость обучения на платном отделении должна соответствовать сумме, которая идет на финансирование такой же специальности на бюджетном отделении.

В этом году льготой при поступлении, которая есть, например, у победителей и призеров олимпиад, они смогут воспользоваться лишь один раз – на одной специальности в одном вузе.

(Ивойлова И. Перешли на приём / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 21 июня. – С. 1.)

Общественная аккредитация вузов.

В России сегодня юристов готовят 1300 вузов. При этом качество подготовки оставляет желать лучшего. Ассоциация юристов России предложила провести общественную аккредитацию всех этих учебных заведений. По словам Сергея Степашина, пока успешно прошли аккредитацию лишь 75 вузов. Категорически отказались от общественной аккредитации в 41 вузе.

– Мы опубликуем в «Российской газете» список вузов-уклонистов, которые не хотят проходить аккредитацию, и направим его в Минобрнауки. Такая информация будут полезна для абитуриентов.

Еще 27 вузов представили документы для общественной аккредитации, но не смогли её пройти по разным причинам, в том числе из-за мелких недочетов. Но в целом, по мнению экспертов, лишь 100–150 российских вузов выпускают юристов высокого класса, которые востребованы на рынке труда.

С экономистами еще хуже. Их выпускают 1800 вузов! Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при правительстве РФ, предложил подумать о подобной общественной аккредитации и для экономических вузов.

– При таком количестве вузов неизбежно идет девальвация высшего образования, – заметил Эскиндаров.

(Ивойлова И. Неуд в дипломе / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 21 июня. – С. 7.)

Кстати, в этом же номере «Российской газеты», на с. 17– 19, опубликованы новые федеральные государственные стандарты общего образования, где закреплено деление школьных предметов на базовый и углубленный уровни, предусмотрены сдача обязательного ЕГЭ не только по русскому языку, математике, но и по иностранному языку и возможность выбирать уровень ЕГЭ в зависимости от уровня изучаемого предмета. В Новых стандартах разъясняются требования к индивидуальному проекту, который должен будут выполнить каждый ученик, и подчеркивается, что итоговую аттестацию по некоторым предметам можно будет пройти в 10 классе.

Закрыт липовый филиал Военной академии тыла и транспорта

В Санкт-Петербурге раскрыли уникальную аферу. В течение нескольких лет в одной из городских средних школ функционировал… «вуз», точнее, филиал Военной академии тыла и транспорта.

Питерская полиция задержала 50-летнего Олега Марченко, успешно выдававшего себя за преподавателя Военной академии. В 2006 году он незаконно основал филиал Военной академии и сам отвечал в нем за все – принимал экзамены, выдавал студенческие билеты и дипломы и был единственным преподавателем всех дисциплин по специальности «юриспруденция».

Поступить на учебу к Марченко стоило 20 тысяч рублей, еще по 5 тысяч следовало платить за каждый месяц учебы, плюс в отдельную сумму обходилась пересдача экзаменов.

Удивительно, что никто их учащихся не потрудился поискать в Интернете информацию о своем вузе. Кроме того, набор в академию проводился по направлениям из военкоматов, а выпускает она специалистов с военными знаниями, но никак не гражданских юристов.

(Шевнина А. И. Вуз для себя / Анна Шевнина // Российская газета. – 2012. – 20 июня. – С. 10).

Завершилась основная волна ЕГЭ.

Право сдавать или пересдавать экзамены в резервные дни имеет только определенный круг учеников. В первую очередь те, кто «завалил» один из обязательных ЕГЭ – русский или математику. Так как результаты по этим предметам влияют на получение аттестата, то Рособрнадзор разрешил пересдать «неуд», но только по одному из них и только один раз. Сдавать же экзамены по выбору в резервные дни могут только те, кто не мог прийти на экзамен или закончить работу по уважительным причинам, подтвержденным документально, а также кто подавал апелляцию на нарушение порядка проведения экзамена и она была удовлетворена. Для остальных пересдача только в следующем году.

В этом году 3,1 процента сдававших русский язык не сумели преодолеть минимальный «порог» баллов, то есть провалились. Число же выходов в Интернет во время экзаменов сократилось по сравнению с прошлыми периодами в тысячи раз. Сработали жесткие меры, введенные Рособрнадзором: удаление с экзамена в случае обнаружения мобильного телефона, обнуление результатов и невозможность пересдачи экзаменов в этом году. Хотя нарушения были, и за них виновные поплатились. Так, 67 ребят, выложивших на обязательных экзаменах по русскому языку и математике свои задания в Интернет, уже лишились аттестата в этом году.

Кстати, с этого года во время экзаменационной кампании начали активную работу группы Интернет-мониторинга. Так, на экзаменах 13 июня группа засекла появление в Интернете 9 оригинальных изображений и фрагментов КИМ ЕГЭ по физике и 4 по общество-знанию.

Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова побывали в пункте приема ЕГЭ в г. Зеленоградске Калининградской области, где школьники сдавали географию и литературу. На встрече с образовательной общественностью Любовь Глебова отметила, что число регионов с аномально высокими баллами по ряду предметов сейчас снизилось более чем в три раза. В этом году их только три – Ингушетия, Калмыкия и Липецкая область. Их проверили. Так, в Ингушетии из 181 проверенной работы результаты 106 отменили.

(Агранович М. Остались в резерве / Мария Агранович // Российская газета. – 2012. – 18 июня. – С. 3.)

Молодым ученым и аспирантам повысят стипендию.

14 июня 2012 года «Российская газета» печатает постановление РФ о стипендиях аспирантам и молодым ученым, которые заняты перспективными научными исследованиями. Еще два непременных условия – возраст до 35 лет и наличие российского гражданства.

Документ публикуется на с. 17.

(Ивойлова И. Зарплата на три года вперед /Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 14 июня. – С. 2.)

Летний отдых. Здоровье детей защитили штрафами.

За здоровье детей на отдыхе теперь администрация лагерей будет отвечать личным кошельком.

До сих пор в законодательстве не была четко прописана ответственность за соблюдение санитарных правил в детских здравницах. Теперь [от 8 июня] «Российская газета» на с. 12 публикует закон «О внесении изменений в статью 28 Закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”».

Разработать и принять этот документ заставили многочисленные нарушения. Только в 2010 году пострадали 186 ребят. За ними не следили, чтобы они мыли руки перед едой, были случаи отравления в столовой, не соблюдались нормы по качеству воды.

Теперь за нарушение санитарно-эпидемиологических требований установлены штрафы. Для должностных лиц – от 3 до 7 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 до 70 тысяч рублей. Если же в течение года нарушение повторится, размер штрафа для должностных лиц может вырасти до 15 тысяч рублей, для юридических лиц – до 150 тысяч рублей.

Соблюдение всех правил отныне будут контролировать и на занятиях в различных кружках. За нарушение здесь предусмотрены те же штрафы.

(150 тысяч за грязные руки // Российская газета. – 2012. – 8 июня. – С. 2.)

Цифры

По данным опроса, проведенного «Левада-центром», число россиян, уверенных, что по сравнению с обычным экзаменом ЕГЭ является менее адекватным способом оценки знаний выпускников, с 2004 года выросло вдвое – с 22 до 45 %. Тех, кто находит в ЕГЭ отличную замену традиционным испытаниям, сейчас насчитывается 14 % (в 2004 г. – 24 %).

(Цифры недели // Учительская газета. – 2012. – 12 июня. – С. 2.)

Хуже всего выпускники знают историю

Рособрнадзор подвел предварительные итоги первых экзаменов. Биологию не сдали более 8 % участников, историю – почти 13 %, чуть более 11 % школьников получили двойки по информатике и ИКТ.

5 июня Комиссия по шкалированию определила минимальные баллы, при которых можно считать, что выпускники сдали БГЭ по этим предметам: информатика и ИКТ – 40 баллов, биология – 36 баллов, история – 32 балла.

Печально, что многие выпускники не справились с заданиями, однако есть и такие, которые набрали максимальное количество баллов. Сто баллов на ЕГЭ по биологии получили 51 человек, по истории – 195 человек, по информатике и ИКТ – 315 человек.

Рособрнадзор принял решение полностью перепроверить высокобалльные работы по биологии в Ингушетии, а также по истории в республиках Калмыкия и Мордовия, Выборочной проверке будут подвергнуты высокобалльные работы в следующих регионах: Липецкая, Брянская области, республики Калмыкия, Дагестан, Адыгея, Кабардино-Балкария.

Всего в ЕГЭ по биологии приняли участие около 153 тыс. человек, по истории – 141 тыс., по информатике и ИКТ – 57 тыс. человек.

(Сергей Косыгин. Хуже всего выпускники знают историю / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2012. – 12 июня. – С. 2.)

Премьер-министр подвел итоги учебного года

Регионы получат очередные средства из федерального бюджета на модернизацию школ после того, как отчитаются за расходование первых 30 млрд рублей. 5 июня премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе селекторного совещания с регионами подвел итоги прошедшего учебного года и начал подготовку к следующему, в котором продолжится начатый в 2011 году трехлетний проект по модернизации системы образования в субъектах Федерации. На эти цели запланированы 120 млрд рублей.

– Цель проекта – кардинально обновить школьную инфраструктуру, оснастить учебные классы необходимыми средствами обучения, восстановить медпункты, столовые и спортзалы сделать современными, пополнить библиотеки, расширить возможности для использования Интернета, – напомнил глава кабинета министров.

В текущем году в рамках проекта в регионы направят 60 млрд рублей. Первые 30 туда уже поступили, и правительство ждет максимальной отдачи от их использования. За год планируется отремонтировать 11 тысяч школ, а трем тысячам предстоит капитальный ремонт и реконструкция. Отчитываться за средства регионам придется особо – от этого зависит получение очередного финансирования. «Считаю абсолютно разумным, чтобы второй транш в размере, соответственно, тоже 30 миллиардов выделялся бы регионам только после того, как они отчитаются о результатах работы над проектом за первое полугодие 2012 года», — заявил Д. Медведев.

Ремонт школ сейчас важнее даже их технического оснащения. Только в 58 процентах школьных учреждений имеется система горячего и холодного водоснабжения, а нормальные, теплые туалеты – в 77 процентах. «В школе должны быть человеческие условия. Школа – это место, где наши дети проводят значительную часть дня, – подчеркнул премьер. – Поэтому прежде чем покупать дорогостоящее оборудование, которое хорошо если появляется в школе, надо обращать внимание на туалеты, на водоснабжение, на работающую систему канализации, на душевые в спортивных залах, то есть на те удобства, которые являются элементарными».

Финансирование системы среднего образования затрагивает не только материально-техническую базу. В прошлом году Дмитрий Медведев еще в ранге президента поставил задачу – довести зарплату учителей до среднего уровня в каждом отдельном регионе. Большинство регионов это уже сделали, остальные должны подтянуться до конца года.

«За первый квартал 2012 года средняя заработная плата учителей в России на 40 процентов превысила показатели аналогичного периода прошлого года, – заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – В среднем она выросла с 15, 3 до 21,1 тысячи рублей». Когда с этой задачей справятся отстающие регионы, зарплата учителей в среднем по России должна достигнуть 23,7 тысячи.

– Обращаю внимание также руководителей регионов на то, что зарплата в системе общего образования в соответствии с существующим распределением полномочий является зоной вашей ответственности, – заметил Медведев главам субъектов. – Здесь не должно быть расчета на постоянную помощь из федерального бюджета.

Сейчас в школах другая горячая пора – 850 тысяч выпускников сдают единый государственный экзамен, вокруг которого несколько лет шли не менее горячие споры и до сих пор в экспертных кругах не пришли к единому мнению о целесообразности такой формы проверки знаний школьников. «Введение ЕГЭ сделало процедуру поступления в вузы более открытой и честной. Считаю, что это абсолютно правильно», – еще раз напомнил председатель правительства свою позицию.

(Белов С. Деньги на школу / Сергей Белов // Российская газета. – 6 июня – С. 3.)

Квартиры для педагогов

Предвыборные обещания Владимира Путина постепенно воплощаются в реальность. Вчера [14 июня] государственное Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК) объявило о специальных условиях ипотеки для молодых учителей, которые теперь смогут получить кредит под 8,5 % годовых, что значительно ниже ставок для остальных граждан. Однако завидовать учителям не стоит. Даже высокооплачиваемые педагоги могут рассчитывать лишь на самые скромные квартиры и только на кабальных условиях: тридцати-летний кредит с выплатой половины заработка и двукратной переплатой.

Объявленная АИЖК «учительская» ставка – одна из самых низких на российском ипотечном рынке. Этим ипотечным кредитом по новой программе смогут воспользоваться учителя государственных и муниципальных школ в возрасте до 35 лет, имеющие право на субсидию для оплаты части первоначального взноса. Обязательное требование – подтвержденная платежеспособность заемщика. При нехватке собственных доходов для получения нужного кредита можно привлечь созаемщиков.

Минимальный первоначальный взнос – 20 %. Но молодому учителю достаточно иметь на руках только 10 % собственных средств, остальная часть будет оплачена за счет государственной субсидии. Новая программа АИЖК – это шаг к объявленной Владимиром Путиным цели: снизить ставку по ипотеке для учителей до 3–4 % годовых.

Об ипотеке сегодня мечтают многие россияне. Однако, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), около 81 % граждан не имеют возможности взять ипотеку, даже если нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Основная причина в недоступности ипотеки в стране – низкий уровень доходов населения, высокие процентные ставки, а также неуверенность в доходах. Действительно, даже при относительно высоких заработках льготная ипотека может обернуться для них настоящей кабалой. Текущие выплаты по кредиту не должны превышать половину заработка. И чтобы получить кредит под самую скромную однокомнатную квартиру, педагогу придется соглашаться на двадцатилетний или даже на тридцатилетний кредит.

Даже при средней московской зарплате в 50 тыс. рублей в месяц, которой может похвастать далеко не каждый учитель в других регионах, претендовать можно лишь на квартиру в хрущевке в не самом престижном районе Москвы или Московской области. Так, кредит в 3,9 млн рублей на 30 лет обернется для учителя ежемесячным платежом в 22,5 тысячи рублей на 30 лет, а также гигантской переплатой – более 227 % от стоимости квартиры.

«Если уменьшить срок погашения кредита до 15 лет, то ежемесячный платеж составит 28 360 рублей, – говорит аналитик агентства «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что новые учительские кредиты могут пользоваться спросом.

(Куликов С. Учительской ипотеки хватит только на хрущевку / Сергей Куликов // Независимая газета. – 2012. – 15 июня. – С. 4.)

Ничего не изменилось

Ровно год назад «Учительская газета» первой в стране подняла тему массовых фальсификаций, происходящих во время сдачи Единого государственного экзамена. Газета вернулась к этой теме и рассказала читателям о том, какие последствия повлекла огласка и как развивались события в течение года. Слово предоставлено постоянному автору газеты, учителю года России-2007 Дмитрию Гущину.

«Напомню, что в июне прошлого года группа «Самоподготовка к ЕГЭ и ГИА», созданная в социальной сети «ВКонтакте» (создатель Ярослав Домбровский, Новосибирск), организовала массовое списывание ЕГЭ по всем школьным предметам. В группе состояло более трехсот тысяч человек: учащиеся 11 классов, выпускники прошлых лет, учителя, репети­торы. Наибольший размах приобрело списывание ЕГЭ по математике 6 июня 2011 года. К нему готовились заранее: по договоренности с создателем мошеннического сайта «Абитуриент.Про» (Мурат Абдувалиев, Москва) группа проводила набор «доноров» – они присылали варианты ЕГЭ в группу, и «хирургов» – они решали задания и выкладывали решения. Обычные пользователи – выпускники – заходили в Интернет во время экзамена и переписывали решения в экзаменационные бланки.

Идея организаторов была такова: придя на экзамен, учащиеся фотографируют мобильным телефоном свои задания и через него же немедленно отправляют их на страницы группы «ВКонтакте». Соответственно были открыты страницы для разных школьных предметов и разных комплектов заданий в зависимости от часового пояса. В день экзамена на каждой из этих страниц непосредственно во время экзамена выкладывались задания и решения к ним. В день ЕГЭ по математике решения заданий для Москвы и Санкт-Петербурга размещались уже через час после начала экзамена. Кроме того, был организован так называемый мобильный сервис: решения реальных вариантов ЕГЭ рассылались прямо на мобильные телефоны. Сервис был платным, однако число его пользователей, по словам организаторов, достигло 100 тысяч человек.

Как выяснилось позже, эта схема уже использовалась годом ранее, но тогда до огласки дело не дошло. Однако в этот раз остаться незамеченными не получилось. Сначала о фальсификациях написала «Учительская газета», затем подключился «Пятый канал», а после того как история заняла верхние строчки всех электронных новостных систем, в дело вмешался Президент России. Вообще вертикаль власти в нашей стране работает только сверху вниз, но никогда снизу вверх. Больше недели на всех пресс-конференциях руководство Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки категорически отрицало факт размещения экзаменационных заданий в Интернете. Они даже не делали вида, что хотят разобраться. И только когда президент позвонил министру образования и тот сообщил о происходящем на заседании Общественного совета при министерстве, Рособрнадзор признал то, о чем уже неделю говорит вся страна. Списывают.

И что? А ничего. Ну списывают. Более 7 тысяч размещенных в Интернете фрагментов заданий передала «Учительская газета» руководителю Рособрнадзора Любови Глебовой… Не было никакой реакции. Экзамены шли, и их продолжали списывать…

Одновременно с событиями в России во Франции разразился небывалый скандал по тому же поводу. Одна из задач оказалась в Интернете вечером накануне экзамена, 20 июня. А уже утром 22 июня, на следующий день после экзамена министерство образования провело пресс-конференцию, на которой министр образования объявил, что решение обнародованной задачи не будет засчитано никому из 160 тысяч учеников. В ответ родители требовали аннулировать весь экзамен целиком и дать возможность написать экзамены заново.

И это не все. За 24 часа во Франции нашли и арестовали разместивших в Интернете условие экзаменационной задачи. По французским законам ответственность за это преступление 9000 евро штраф и три года тюрьмы.

Но у нас другое государство. У нас никого не ищут и никого не наказывают. Чиновники выделяют деньги и осваивают их. Поэтому в соответствии с нашей традицией в августе Министерство образования и науки объявило конкурс и в октябре выделило 28 млн рублей на разработку средств защиты ЕГЭ. По условиям конкурса подрядчик должен был много и тяжело работать. Первые 40 дней работы оценивались министерством в 18 млн рублей – по 500 тысяч в день. Именно так: полтора месяца по полмиллиона рублей каждый день. Но это не все. Потом еще 10 млн рублей в течение 10 месяцев, всего-то по миллиону в месяц.

Что предусматривал государственный контракт? Выполнение работ по проекту «Разработка и апробация комплекса мероприятий по мониторингу и контролю публикации КИМ в сети Интернет». Цели и задачи проекта, сформулированные министерством, звучали так: «Совершенствование технологии производства КИМ, совершенствование технологии идентификации КИМ, совершенствование технологии работы с федеральным банком тестовых заданий, направленные на защиту информации от утечек. Кроме того, контракт требовал реализовать привлечение к ответственности лиц, опубликовавших КИМы, и формировать правильное общественное отношение к несанкционированным публикациям КИМов в сети Интернет «путем размещения информации в СМИ». И наконец, подрядчик должен был разработать предложения по внесению изменений в Административный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации для привлечения к ответственности лиц, опубликовавших КИМы

Вы, конечно же, догадываетесь, что все работы были выполнены и оплачены. И вас, конечно же, не удивляет, что результатов нет. А кого это удивляет?

Позавчера мне позвонила одна моя давняя знакомая, несколько последних лет она работает директором школы. Оказывается, в школу пришли результаты ГИА. Той самой, которая была выложена еще в мае. Знающие люди говорят, что она уже третий год лежит. ВСЕ ОТВЕТЫ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ выкладываются за полмесяца до начала этих экзаменов…

Прошел год. Вновь накануне ЕГЭ по математике появились варианты с Дальнего Востока. И не помогли ни президент, ни потраченные миллионы».

(Гущин. Д. Ничего не изменилось // Дмитрий ГУЩИН // Учительская газета. – 2012. – 12 июня. – С. 4.)

Краеведческие новости

Приходите через год

В нашем регионе трое выпускников решили воспользоваться мобильниками во время экзамена. Молодой человек из Ленинска с помощью сотового разбирался с «историей», две девушки не смогли справиться с языками: фроловчанке тяжело дались вопросы по русскому, а волжанке – по английскому.

– По правилам выпускник должен сдать телефон перед экзаменом своему сопровожда-ющему педагогу, а молодые люди этого не сделали, – рассказала Надежда Додина, консультант комитета по образованию и науке Волгоградской области.

Большинство выпускников предыдущих лет использовали телефон как шпаргалку, к тому же это прекрасная возможность быстро найти в Интернете правильный ответ на экзаменационный вопрос. В этом году организаторы ЕГЭ строго-настрого решили пресекать все попытки списать.

Через год у нарушителей появится возможность пересдать экзамен.


(Ермакова Ю. Приходите через год / Юлия Ермакова // Комсомольская правда. – 2012. – 6 июня. – С. 5.)

Сюрприз для первокурсника

Тотального обвала госзаказа не произошло, но обнаруживаются другие «интересные» для абитуриентов нюансы. И главный – резкий взлет цен на образование по контракту. Обучение на коммерческих отделениях теперь доходит до 112 тысяч рублей в год.

– У нас контрольные цифры приема остаются на прежнем уровне: нужно принять 907 первокурсников-бюджетников против прошлогодних 899, – говорит ответственный секретарь приемной комиссии ВолГУ Сергей Корольков,– вариации есть по отдельным специальностям и направлениям подготовки. Впервые бюджетные места появились по направлению «Организация работы с молодежью». Больше нет приема на «Радиофизику», зато открыты направления «Радиотехника», «Лазерная техника и лазерные технологии». 10 мест прибавилось на «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Ответственный секретарь приемной комиссии Волгоградского технического университета Юрий Ивановсообщил, что госзаказ в ВолгГТУ также держится на уровне прошлого года. И тоже подрос запрос государства на специалистов по информационным технологиям.

– В целом уменьшение госзаказа есть, но незначительное: 1002 бюджетных места вместо прошлогодних 1030. Сокращение бюджетного набора коснулось технического, экономического направлений. При этом мы получили больше мест под магистратуру.

Валентина Селищева, ответственный секретарь приемной комиссии ВГСПУ, соглашается:

– Да, тенденция сокращения бюджетных мест продолжается и в этом году. Но мы ожидали худшего, учитывая векторы в системе высшего образования. У нас в социально-педагогическом университете существенно не изменен план приема по укрупненным группам специальностей («Образование и педагогика», «Социальные науки», «Гуманитарные науки», «Культура и искусство». «Информатика и вычислительная техника», «Сфера обслуживания», «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов»). Количество бюджетных мест прибавилось лишь по профилю «Психология». Впервые проводится бюджетный прием на магистерскую программу по направлению «Экологическое образование». Целевой набор студентов в этом году, как и ожидалось, урезан. Сейчас это 15 процентов (97 мест) от общего количества бюджетных мест очного отделения.

Расценки в волгоградских государственных вузах могут неприятно удивить абитуриентов и их родителей. Теперь с контрактников возьмут от 60 до 75 тысяч рублей за год обучения по целому спектру профессий (экономика, менеджмент, педагогика, дефектология, технологии, некоторые инженерные специальности).

По мнению федеральных экспертов, обучение ряду профессий требует особенных вложений: например, соотношения преподавателей и студентов 1 : 4, покупки сложного оборудования, дорогих лабораторий. К таким затратным, материалоемким отнесены, например, художественное образование, подготовка по машиностроительному, ракетно-космическому, материаловедческому профилям и т. д. И со студента уже возьмут 112 тыс. рублей в год.

После введения новых тарифов многим вузам будет проблематично сделать коммерческий набор на непопулярные специальности.

(Гречухина Ю. Сюрприз для первокурсников / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 9 июня. – С. 1.)


Директор средней школы попалась на взятке за сдачу ЕГЭ

Директор средней школы № 2 поселка Октябрьский попалась на взятке за успешную сдачу ЕГЭ. Возбуждено уголовное дело.

Светлана Коновалова требовала с родителей учеников от 3 до 20 тысяч рублей за успешную сдачу ЕГЭ по русскому языку и математике. За эти деньги она гарантировала высокий балл. Каким образом? Ученики могли беспрепятственно пользоваться шпаргалками, сотовыми телефонами и Интернетом. В школу свободно допускались посторонние, в том числе и педагоги. Одному из учащихся, по версии следствия, директор помогала сделать ксерокопию задания, которую «доверенные лица» вынесли из школы. Родители вместе с педагогами расставили правильные ответы и передали их в класс. Выпускнику осталось лишь перенести их на бланк. Следствие продолжается.

(Бурменко К. Математика подвела / Ксения Бурменко. – Российская газета. – 9 июня – С. 7.)

Как жилось сто лет назад обычному учителю, каковы были его доходы и качество потребительской корзины?

Кондратий Семенович Щеголев родился в Царицыне. После окончания в 1908 г. Саратовского университета 26-летний учитель географии поступил на преподавательскую службу во 2-ю Мариинскую женскую гимназию.

Во 2-й гимназии имели возможность учиться девушки всех сословий и даже иногородние, хотя плата для них была в разы выше, чем для царицынок. Сегодня в здании 2-й гимназии расположена школа № 83 Центрального района. При нагрузке 12 нормативных и 16 дополнительных часов в неделю учитель Щеголев в год получал 1980 рублей казенного жалованья плюс 160 рублей за классное руководство и еще 270 целковых на бытовое содержание (квартиры и прочего). В итоге набегала приличная сумма – 2410 рублей. Конечно, это не 3800 рублей, которые имел директор гимназии, и не 5800 рублей начальника дирекции народных учи­лищ, но тем не менее это были хорошие деньги по тем временам. Зарплата женщин-педагогов разительно отличалась от зарплаты коллег-мужчин. При том же количестве часов она была меньше на 30–40 %.

Для более точного понимания размера зарплаты дореволюционных учителей следует учесть, что николаевский рубль 1910 г. имел высокую покупательскую стоимость. Так, обладатель банкноты стоимостью 10 рублей мог обменять ее в Госбанке на монету 10 рублей золотом. Весил червонец Николая I 8,6 г. Золото в монете было 900-й пробы.

Кондратий Семенович снимал двухкомнатную квартиру с печным отоплением недалеко от гимназии на ул. Пушкинской (ныне Пушкина). Содержал приходящую прислугу, которая убирала, стирала и готовила пищу. Щеголев позволял себе посещение царицынских ресторанов, которое обходилось до 3 рублей за чек. В год на это он тратил 150 рублей. Что касается спиртных напитков, Кондратий Семенович употреблял только марочные вина и другие качественные напитки, и только в компании друзей.

Оправдывая фамилию, наш учитель не экономил на одежде. Кроме форменного каждодневного сюртука и парадного вицмундира он имел партикулярное платье для театров и балов. Посещал Щеголев театр, синематограф, цирк, любил гулять по аллеям сада «Конкордия» и постоянно пользовался извозчиком.

Кондратий Семенович жил полноценной жизнью. От такого учителя можно и нужно было ждать хорошей профессиональной отдачи.

(Иванова И. Он жил на одну зарплату / Инга Иванова // Городские вести. – 2012. – 14 июня. – С. 21.)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru