В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (май 2012 г.)

5 июня 201215:10
Новости образования

Попасть в сотню

Не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню основных мировых рейтингов. Такое мнение высказал Дмитрий Медведев в ходе расширенного заседания Государственного совета, на котором он подвел некоторые итоги своей работы на посту президента.

По мнению главы государства, попадание российских вузов в зарубежные рейтинги будет означать общий подъем образования в России. Он также заявил, что «критически важная задача – это подготовка нового поколения профессионалов для систем здравоохранения и образования». Как отметил Д. Медведев, в российских университетах начнется подготовка и переподготовка кадров по этим ключевым, наиболее востребованным специальностям в соответствии с новыми стандартами, для чего планируется привлекать ведущих отечественных специалистов, в том числе прошедших подготовку за рубежом, а также иностранных профессионалов высокой квалификации. «Кроме того, значительное число врачей, преподавателей должны направляться на учебу в другие страны – конечно, с условием их возвращения для работы в России», – подчеркнул Дмитрий Медведев.

(Галкина Д. Попасть в сотню / Дарья Галкина // Поиск. – 2012. – 4 мая. – С. 2.)

О федеральных расходах

Владимир Путин провел заседание Президиума правительства, в ходе которого заявил о возможном увеличении в нынешнем году федеральных расходов.

По его словам, в этом году в бюджете «почти наверняка» будут дополнительные доходы и где-то 135 млрд рублей есть возможность добавить в расходную часть. «Мы уже в целом определились, как эти деньги должны быть потрачены», – отметил он. Часть средств пойдет на дополнительные взносы в исследовательские фонды. Кроме того, 5,3 млрд рублей планируется направить на повышение стипендий для хорошо успевающих и нуждающихся студентов первого и второго курсов государственных вузов.

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко доложил о ходе проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема на 2012 год. Всего на участие в конкурсе подали заявки 399 вузов, из которых 85 – негосударственные. Министр подчеркнул, что «наиболее востребованные вузами области – это экономика, менеджмент, юриспруденция». «Очень востребовано в этом году педагогическое образование», – сказал А. Фурсенко. Он также сообщил, что заявки 20-25 вузов будут отклонены как не соответствующие требованиям участия в конкурсе. Окончательные итоги конкурсного отбора будут подведены 25 мая.

(Воронова Ю. С добавкой! / Юлия Воронова // Поиск. – 2012. – 4 мая. – С. 2.)

Научно-образовательный центр

МГТУ им. Н. Э. Баумана и корпорация IBM открыли первый в России совместный научно-образовательный центр «Разумный город». Меморандум о его создании подписали ректор Анатолий Александров и гендиректор корпорации IBM по России и СНГ Кирилл Корнильев.

Основной задачей НОЦ будет проведение исследований и разработок на базе технологий «Разумного города», таких как интеллектуальный операционный центр (IOС), распознавание видео- и аудиообразов, облачные вычисления и аналитическое программное обеспечение. Совместными усилиями IBM и преподавателей университета будет разработана образовательная программа по специальности «бизнес-архитектор». Как считают инициаторы проекта, в результате появится новое поколение инженеров, которые будут использовать инновационные инструменты для развития городов России. В рамках НОЦ магистранты МГТУ получат доступ к программным средствам, позволяющим изучать самые современные подходы к управлению городской инфраструктурой. Это решения (IOС), программные средства Rational, Cognos, Hog, WebSphere, DB2. Исследования на базе центра IBM позволят выпускникам решать задачи по разработке систем управления городской инфраструктурой нового поколения.

(Город поумнеет // Поиск. – 2012. – 4 мая. – С. 2.)

«Екатеринбург – молодежная столица мира»

Председатель оргкомитета Евразийского экономического форума молодежи (ЕЭФМ), ректор УрГЭУ Михаил Федоров и глава компании Adore Creative, голливудский режиссер Руперт Уэйнрайт начали амбициозный проект «Екатеринбург – молодежная столица мира».

ЕЭФМ открывает свои миссии на всех континентах и становится всемирным. Уже в июле несколько команд молодых миссионеров отправятся в различные точки планеты с целью рассказать о Екатеринбургском форуме молодежи всему свету. Для выполнения этой амбициозной задачи Михаил Федоров обратился к известному голливудскому режиссеру Руперту Уэйнрайту. Стороны договорились об организации специального проекта Евразийского экономического форума молодежи: «Екатеринбург – молодежная столица мира».

Участниками проекта стали студенты вузов Екатеринбурга в возрасте от 18 до 22 лет. Кастинг проходил в УрГЭУ. В результате отбора в проект попали 20 самых предприимчивых, коммуникабельных и позитивно настроенных юношей и девушек, знающих иностранные языки.

В июне опытные инструкторы проведут с молодыми людьми индивидуальные занятия по развитию недостающих навыков, команды пройдут тренинги на совместимость и взаимодополняемость участников. А в июле команды отправятся в миссии, которые продлятся около двух месяцев.

(С голливудским размахом // Поиск. – 2012. – 4 мая. – С. 2.)

Единый госэкзамен

Дмитрий Медведев считает единый госэкзамен «вполне современным и разумным тестом», который тем не менее не должен быть «абсолютно исключительным».

Как отметил глава государства в ходе интервью российским телеканалам, «только единый госэкзамен – это неправильно, он должен дополняться другими испытаниями, особенно когда речь идет о конкретных специальностях, где ЕГЭ не способен продемонстрировать товар лицом». При этом президент подчеркнул, что «ЕГЭ – это магистральный путь».

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 4 мая. – С. 3.)

Минобрнауки разберется с нападками на портале

Минобрнауки объявило конкурс на разработку интернет-платформы, призванной отразить шквал критики в адрес министерства и сформировать доверие к реформе образования. Проект называется «Формирование установок доверия и социального партнерства по отношению к реформе образования посредством сетевых информационных технологий». Начальная цена контракта, действующего до конца 2013 года, составляет 33,4 млн рублей.

В течение этого года, согласно конкурсной документации, исполнителю предстоит провести подготовительные работы (проанализировать публикации в соцсетях о реформе образования, изучить отечественный и зарубежный опыт PR в сфере образования) и создать «опытный образец интернет-платформы, обеспечивающей диалог между Минобрнауки и сообществом учителей/родителей». За этот этап работы исполнитель может получить до 14,4 млн рублей.

Основой интернет-платформы станет «Образовательная карта России» — база данных о состоянии общеобразовательных учреждений. На сайте, по замыслу заказчика, разместятся еще два портала: «Наша реформа – участие учителей в реформе образования» и «Инновации в образовании».

На втором этапе работы, который предусматривает вознаграждение до 18,95 млн рублей, исполнитель должен будет отладить сайт, наполнить данными и начать информационную работу: специально созданный пресс-центр из журналистов и специалистов в области образования будет размещать на сайте публикации о реформе образования и инновациях, «несущие новостной, информационный, публицистический либо полемический характер». Сотрудники сайта будут инициировать дискуссии среди читателей, выявлять самых активных участников споров и авторов наиболее интересных конструктивных идей. Предстоит организовать интернет-конференции для обсуждения хода и результатов реформы образования, которые будут транслироваться «не менее чем в 500 точек доступа».

Создавать такую платформу Минобрнауки вынудил кризис доверия. В министерстве рассчитывают, что посетителями сайта будут учителя, родители учеников, лидеры общественного мнения. Они начнут проводить собственный анализ ситуации в школах, сравнивать их финансовое положение и успешность, критиковать. При этом чиновники надеются использовать направленную на Минобрнауки критику с выгодой для себя: «Поток критики, создающий негативный фон и усиливающий кризис недоверия, может быть перенаправлен в русло конструктивной критики». По их мнению, восстановить доверие получится «благодаря самому факту существования диалога».

(Пукемов К. Минобрнауки разберется с нападками на портале / Константин Пукемов // Известия. – 2012. – 17 мая. – С. 4.)

Минобрнауки отделит порно от видео

Минобрнауки заказывает за 32 млн рублей разработку очередного фильтра интернет-трафика – он будет отсекать показ порнографических роликов и сцен насилия и блокировать их с минимальной временной задержкой. Систему, призванную защитить психическое здоровье детей, установят в школах и будут продавать в розницу. Деньги на разработку поступят из федерального бюджета по статьям ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы».

Программа сможет вычленять сегменты аудиопотока с низким уровнем шума (чтобы слова были различимы) и найдет в них заданные слова на русском языке. Пользователь сам сможет пополнять память программы теми словами, распознав которые программа будет автоматически прерывать проигрывание.

Сцены насилия и порнографии программа будет выявлять по более сложным признакам. К таковым сотрудники Минобрнауки отнесли области «с преобладанием цветов, характерных для сцен насилия и порнографии», «наличие в кадре характерного ритмичного движения», «наличие в кадре характерных форм». Эти термины приведены в тексте технического задания к заказу.

(Пукемов К. Минобрнауки отделит порно от видео / Константин Пукемов // Известия. – 2012. – 17 мая. – С. 5.)

Правила приема первоклассников

Минобрнауки утвердило обновленный порядок записи в первый класс. В нем прописано, кто пользуется преимуществом при зачислении в ту или иную школу.

В первую очередь будут зачислять жителей закрепленного за школой микрорайона – с 1 марта по 31 июля. А с 1 августа по 5 сентября на оставшиеся свободные места будут принимать «вторую волну» первоклашек из других районов. Они тоже делятся на категории. В первую очередь возьмут льготников, следом – выпускников официальных детсадов при школах. Причем к платным дошкольным отделениям – а их большинство – это правило не относится.

Вступительных экзаменов в обычных школах по-прежнему не будет. А вот учебным заведениям со спортивным, творческим уклоном или с углубленным изучением предметов разрешили устраивать кандидатам испытания.

Заявление на зачисление можно подать как очно, так и в электронном виде, а вот документы (оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении, оригинал и ксерокопию свидетельства о регистрации ребенка на закрепленной территории) нужно сдать лично. Чтобы избежать толкучки и зря не гонять людей туда-сюда, администрация должна разработать график приема и сообщить о нем родителям. Кроме того, теперь школы обязаны до 10 марта вывесить на стендах (либо на сайте, если есть) всю необходимую информация для родителей, а до 20 марта – объявить количество мест в первых классах. Все приказы о зачислении детей тоже должны вывешиваться в день их издания. До 1 августа должно стать известно, сколько свободных мест осталось для «второй волны».

(Варламова Д. В школы принимают по прописке / Дарья Варламова // Комсомольская правда. – 2012. – 3-10 мая. – С. 2.)

Зарплаты профессоров

Министерство планирует начать повышение заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов до средней по экономике региона с 1 сентября 2012 года. В результате в среднем по стране она составит около 26 тыс. рублей. Для достижения заявленных показателей в 2012 году на эти цели потребуется свыше 6 млрд рублей федеральных средств, в 2013 году – порядка 15 млрд рублей, в 2014 году – 25 млрд рублей. С 2013 года не менее одной трети от необходимых средств нужно будет изыскивать за счет повышения эффективности работы вузов, добавил глава Минобрнауки. В частности, речь идет об увеличении количества студентов на одного преподавателя как минимум в 1,5 раза, а также о более активном внедрении платных образовательных услуг.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 18 мая. – С. 3.)

Нечестных отчислят

Правительство внесло в Думу проект закона «О внесении изменений в статью 16 закона «Об образовании» и статью 11 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части совершенствования процедур приема в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования». Документ разработан с целью предотвратить нарушения абитуриентами порядка приема в вузы и ссузы. В законодательство будет внесена норма, согласно которой студент может быть отчислен из учебного заведения при выявлении допущенного им нарушения при поступлении. Речь идет, в частности, о тех, кто зачислен в вузы и ссузы по поддельным документам на получение льгот при поступлении. Инициативу правительства поддержал Российский студенческий союз, обычно критикующий органы власти. В РСС отмечают, что в студенческой среде вызывает недовольство большое количество сомнительных льготников, которые получали преимущества при поступлении в вузы. Однако, как считают в РСС, борьба с абитуриентами-мошенниками не должна стать способом избавления от неугодных студентов.
(Галкина Д. Нечестных отчислят / Дарья Галкина // Поиск. – 2012. – 18 мая. – С. 2.)

Молодежный саммит АТЭС
Организаторы и партнеры первого Молодежного саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества приняли участие в телемосте Владивосток – Москва. На нем шла речь о подготовке мероприятия, которое состоится 2 – 4 сентября 2012 года по инициативе студентов Дальневосточного федерального университета.

Молодежный саммит АТЭС соберет представителей России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По замыслу учащихся ДВФУ, он пройдет незадолго до 24-й ежегодной встречи лидеров государств АТЭС во Владивостоке и будет иметь собственную деловую программу. Разработку повестки саммита взяла на себя инициативная группа студентов ДВФУ.

В форуме примут участие 120 молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. Темой их дискуссий станет развитие экономик стран региона. Обсуждения пройдут в форме дебатов и экономических квестов. По итогам мероприятия студенты представят на обсуждение лидерам АТЭС свою декларацию, в которую войдут предложения по либерализации торговли и инвестиций, региональной экономической интеграции, укреплению продовольственной безопасности, формированию надежных транспортно-логистических цепочек, обеспечению инновационного роста.

В планах организаторов – проведение Летней школы АТЭС в июле для тех российских участников, которые пройдут отбор на Молодежный саммит АТЭС.

(Максимова А. Свежим взглядом / Анастасия Максимова // Поиск. – 2012. – 18 мая. – С. 2.)

Пакет поручений для правительства

«С учетом требований инновационной экономики» будут происходить дальнейшие преобразования в области образования и науки. Соответствующий указ о мерах по реализации государственной политики в этих сферах подписал Президент РФ Владимир Путин.

Целый пакет поручений правительство должно выполнить уже летом нынешнего года. К началу июня будет подготовлен комплекс мер, направленных на выявление и поддержку одаренных детей и молодежи, к концу месяца будут повышены до величины прожиточного минимума стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме за счет федерального бюджета по программам бакалавриата и подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично». В июле правительство внесет в Госдуму проект Федерального закона «Об образовании в РФ» и утвердит федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования.
Напряженным будет и последующий график. До конца октября должен быть разработан и утвержден план мероприятий по развитию ведущих университетов, направленный на повышение их конкурентоспособности, – к 2020 году не менее пяти из них должны войти в первую сотню ведущих вузов мира. До конца нынешнего года предстоит реализовать меры по повышению эффективности ЕГЭ, провести мониторинг деятельности государственных образовательных учреждений для оценки эффективности их работы и реорганизации неэффективных.

К июню 2013 года состоится переход к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профобразования, будут увеличены нормативы финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным направлениям. В декабре будущего года должна быть утверждена Концепция развития математического образования.

Правительству также поручено совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением ученых РАН и международных экспертов представить в декабре 2014 года предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь – по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.

(Крымова С. Прописаны меры / Светлана Крымова // Поиск. – 2012. – 18 мая. – С. 2.)

Без постоянных доплат учиться в школе все сложнее

С 20 по 25 апреля в российских городах проходили акции протеста родительских, общественных и профсоюзных организаций против коммерциализации школьного образования. В стране закрываются центры дополнительного образования, а обучение в обычных школах без дополнительной платы становится практически невозможным. Особенно заметна деформация российского образования тем, кто видел, как в лучшие советские времена школьник не встречал барьеров на пути к знаниям.

Б эти дни в городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Иркутске, Саратове и др. – прошли акции протеста общественных, родительских и профсоюзных организаций. Причина недовольства – нормы федерального закона 83-ФЗ, который изменил правовой статус школ как государственных учреждений. В июле этого года заканчивается переходный период, и спорные нормы закона начнут действовать по всей стране.

По новым правилам бюджетные учреждения будут финансироваться не по смете, а в рамках индивидуального государственного задания. В госзадание входит фиксированный набор услуг, стандарт или минимум, который государство готово субсидировать. Бюджетные учреждения (а речь идет о детских садах, школах, поликлиниках, больницах, музеях, библиотеках и т. д.) - переходят в режим полного или частичного самофинансирования. Бюджетное финансирование школ становится нормативно-подушевым, привязанным к ученику. Механизм прост: мало учеников – мало субсидий. Если школа не справляется, то ей предлагается заняться бизнесом.

Первые жертвы закона – муниципальные учреждения дополнительного детского образования.
Конечно, школы не могут сделать все уроки платными, в рамках образовательного стандарта они обязаны проводить занятия бесплатно. Однако эта система создает очевидные стимулы для снижения качества бесплатных уроков: чем меньше ученик получил знаний на бесплатных уроках, тем больше шансов, что ему потребуются дополнительные платные занятия. Еще один дефект закона: он делает нерентабельными школы в малых населенных пунктах, которые теперь должны быть закрыты.
Страхи по поводу коммерциализации образования, судя по всему, начали оправдываться. Первые жертвы закона – муниципальные учреждения дополнительного детского образования: музыкальные школы, спортивные секции, театральные кружки, художественные студии. «В Москве за последние полтора года закрылись более 55 муниципальных учреждений детского дополнительного образования. Это большая цифра, если учесть, что в каждом районе Москвы работает от 4 до 10 таких учреждений. В регионах ситуация еще хуже, – сообщила «НГ» председатель Социал-демократического союза женщин России Наталия Великая. – За последние два года стоимость услуг в учреждениях дополнительного детского образования выросла в России примерно на 30 %». Муниципальные учреждения дополнительного образования в отличие от коммерческих брали за занятия более или менее приемлемую плату. Однако с принятием закона они были вынуждены либо поднять цены до уровня коммерческих, либо закрыться. Этой проблеме был посвящен прошедший в понедельник в Москве круглый стол преподавателей, общественных организаций и муниципальных депутатов.

Россия, согласно Конституции РФ, – это «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие челорека». Однако Конституция с каждым годом все дальше от реальной жизни. Наталия Великая отмечает, что на практике условия доступа к образованию, науке и культуре ухудшаются.
Дополнительная нагрузка на семейный бюджет – это вина даже не школьной администрации, а реформированной системы финансирования школ, комментирует гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. Основная услуга – преподавание – сегодня остается в стране бесплатной, платить же родителям приходится за условия, в которых протекает преподавание, и за его качество, замечает Кухарский. Так, в некоторых школах родителям иногда приходится самостоятельно покупать почти все учебники, так как самой школе это не по карману, приводит пример эксперт.

(Башкатова А. Без постоянных доплат учиться в школе все сложнее / Анастасия Башкатова / Независимая газета. – 2012. – 27 апреля. – С. 4.)

Доходы бюджетников будут расти

К 2013 году средняя зарплата педагогов дошкольных учреждений должна быть доведена до средней заработной платы в сфере общего образования в каждом регионе. Такую задачу поставил перед Правительством РФ Владимир Путин.

Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», подписанный президентом 7 мая, затрагивает многих работников бюджетной сферы. Так, зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО, работников культуры к 2018 году должна достигнуть средней заработной платы по региону. А зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – вдвое превысить этот уровень. Что касается школьных учителей, то их средняя зарплата должна быть доведена до средней по экономике в каждом субъекте РФ уже в этом году.

Кроме того, правительство должно до 1 декабря 2012 года принять программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетной сферы. При этом предполагается установить базовые оклады по профессиональным квалификационным группам и обусловить «повышение зарплаты достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг».

P S. 7 мая президент также подписал Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования н науки». Мы публикуем его на с. 16.

(Игорь Ветров И. Доходы бюджетников будут расти / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. –15 мая . – С. 2.)

Учитель года

По традиции именно сейчас, в мае, мы приглашаем вас, уважаемые наши читатели, к участию в конкурсе на лучший девиз Всероссийского конкурса «Учитель года России». Напоминаем, что в 2010 году он был связан с Годом учителя – «В делах ученика Учитель вечен», в 2011 году звучал так: «Учить и учиться».

Под каким девизом пройдет всероссийское педагогическое состязание 2012 года, зависит от вас! Юбилейных дат в этом году немало, и исторических, и литературных: Но мы не будем сейчас их называть, даем волю вашей фантазии. Самое главное – девиз должен отвечать современным тенденциям в образовании и в яркой, лаконичной форме отражать основные принципы профессии учителя. Сформулируйте и пришлите в редакцию ваш вариант. У вас есть все шансы стать победителем. Самого творческого педагога ожидает сказочная награда – поездка в Москву на финал конкурса.

Ждем ваших предложений до 15 июня по адресу редакции или по электронной почте ug@ug.ru с пометкой «Девиз конкурса «Учитель года России-2012».

(Ветров И. Требуются творческие силы! Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. –15 мая . – С. 2.)

Россияне уважают учителей больше, чем космонавтов и президентов

Больше всего уважения у россиян вызывают представители таких профессий, как врач и учитель. Именно эти специальности традиционно считаются самыми гуманными и социально значимыми.
 
По данным опроса, 29 % наших сограждан испытывают наибольшее уважение к медицинским работникам. Чаще всего люди в белых халатах ассоциируются у респондентов с самоотверженностью и милосердием.

Учителя в народном рейтинге заняли второе место (13 %). По мнению опрошенных, педагогика – это тяжелый труд, требующий не только профессиональных знаний, но и терпения, мудрости и доброты.

Все остальные профессии заметно отстают от лидеров рейтинга. Так, по 3 % голосов отдано таким специальностям, как спасатель, руководитель и военнослужащий. По 2 % – бухгалтер, инженер, летчик, президент, рабочий, юрист, ученый и водитель. По 1 % набрали пожарные, дворники, шахтеры, программисты, уборщицы, экономисты, космонавты, работники сельского хозяйства, строители и менеджеры. Еще 2 % опрошенных солидарны с Сергеем Михалковым, считавшим, что «все профессии нужны, все профессии важны».

Не испытывает уважения ни к одной профессии 1 % россиян. «Тотальная коррупция уничтожила уважение к специальностям вообще, оставив уважение к конкретным людям», – поясняют они. 16 % респондентов выбрали ответ «другое», назвав в качестве наиболее уважаемых далеко не самые массовые профессии. Затруднились с ответом 4 % опрощенных.

(Симонов А. Россияне уважают учителей больше, чем космонавтов и президентов / Александр Симонов // Учительская газета. – 2012. –15 мая . – С. 2.)

Учебники по физике

В связи с введением в школах России профильного УМК обучения издательством «Дрофа» были подготовлены учебно-методическне комплексы по физике для 10 и 11 классов:
• В. А. Касьянов. Физика. 10 класс. Профильный уровень (№ 2055 в Федеральном перечне, Приложение № 1).
• В. А. Касьянов. Физика. 11 класс. Профильный уровень (№ 2056).
• В. А. Касъянов. Физика. 10 класс. Базовый уровень (№ 2057).
• В. А. Касьянов. Физика. 11 класс. Базовый уровень (№ 2058).

Об особенностях УМК рассказывает автор, профессор Московского энергетического института, кандидат физико-математнческнх наук Валерий Алексеевич Касьянов.

Линия УМК В. А. Касьянова позволяет проводить обучение на самом высоком уровне, что подтверждается результатом сдачи ЕГЭ в разных регионах страны. Также предлагаем учителям и методистам принять активное участие в семинарах по учебно-методическнм комплексам, в ходе которых можно задать вопросы непосредственно авторам учебников. Расписание – на сайте издательства «Дрофа».

(Книжное обозрение. – 2012. – № 9. – С. 22.)

Книжная полка

Что делать, если ребенок ведет себя плохо?

Какие игрушки покупать – дорогие или полезные? Надо ли наказывать ребенка за ложь? А если надо, то как: отшлепать, лишить мороженого или не разговаривать полчаса? Ответы на эти трудные для любого родителя вопросы можно найти в книге профессора МГУ Андрея Подольского и журналиста «РГ» Татьяны Батеневой «Я не понимаю своего ребенка» – М. : Эксмо, 2012.

Андрей Подольский не только известный ученый, возглавляющий ведущую кафедру на факультете психологии МГУ, почетный доктор Университета Хельсинки, но и практикующий психолог. Все приводимые им в книге острые ситуации взяты из жизни. Автор подчеркивает: «Почти во всех семейных неурядицах в отношениях с детьми всегда виноваты взрослые, ведь дети копируют нас». Несмотря на то что это психологический труд, книга Андрея Подольского – о любви к детям. Любовь эту надо культивировать, холить и лелеять. Теплые чувства, как выясняется в откровенных признаниях родителей, между ними и детьми возникают далеко не всегда. И как быть, если ты срываешься на собственном долгожданном ребенке?

Автор увлекательно рассказывает, как надо грамотно ссориться и конструктивно мириться, не оскорбляя друг друга и не унижая собственного достоинства.

Но семья – это ведь не только мама, папа, ребенок. Это еще и бабушка с дедушкой. И ого-го, что они могут! Спровоцировать развод, отобрать внуков, настроить маму против папы или наоборот... Не случайно же слово «бабушка» стало вторым вошедшим в европейские языки после слова «спутник», напоминает автор. И что делать, если бабушке все же удалось вытолкать взашей ненавистного ей зятя и дочка стала одинокой мамой? В книге есть ответ и на этот вопрос.

(Борисова И. Бабушка как спутник / Ирина Борисова // Российская газета. – 2012. – 15 мая. – С. 14.)

Легко ли стать общественным наблюдателем на ЕГЭ

Главная претензия к ЕГЭ – возможность списать на экзамене или сдать бланки, которые кто-то уже заполнил за тебя.
Сделать ЕГЭ более честным и прозрачным должна, по идее, система общественного наблюдения. А раз так, корреспондент «РГ» пошел записываться в общественные наблюдатели. Кто может им быть? И что для этого надо? Разберемся.
«В многомиллионной Москве, как ни странно, записаться можно только по одному адресу: в Московском центре качества образования (МЦКО) на Шаболовке. Центр спрятался возле Рощинских и Михайловских переулков. Чтобы его найти, пришлось прилично поплутать среди жилых домов и узеньких улиц.

Полдень. Охранник на входе скучает: «Вы куда?» – «Записываться в наблюдатели!» Он оживляется: «Вам налево по коридору на пятый этаж. Проходите, пожалуйста!» Сотрудницы отдела, где регистрируют заявления от наблюдателей, тоже обрадовались мне как родной.

«Вот бланк, заполняйте. Вы фотографии принесли?» Фотографий у меня с собой нет. «Ничего страшного, – успокаивают, – вы нам их по электронной почте скиньте, чтобы еще раз сюда не ехать!»

«А вы от какой организации?» – спрашивает самая молоденькая. «Я сама по себе». – «С активной жизненной позицией, значит?» – с уважением смотрит она. Похоже, таких сюда приходит немного.

Пишу заявление. В числе прочего надо подтвердить, что у меня нет родственников, которые нынче сдают ЕГЭ, и я не работаю ни в школе, ни в Рособрнадзоре.С легкостью заполняю эти графы. Но в голову лезут нехорошие мысли: попасть совершенно легально на ЕГЭ может и учитель, и чиновник. Ведь никто никого не проверяет по базе данных.

За несколько дней до экзамена надо получить пропуск. К моему удивлению – не по тому адресу в центре, а на другом конце Москвы, возле метро «Сокол». Хотелось бы надеяться, что в регионах наблюдателей хотя бы не заставляют мотаться из одного конца области в другой.

В прошлом году а Москве было зарегистрировано 1500 наблюдателей. Получается, в среднем по одному на школу. Не густо. Даже если допустить, что человек намерен честно выполнять свои обязанности, один он мало что заметит. Тем более если он не связан с системой образования. Знакомая учительница подтвердила мои догадки: «Учителя, которые будут подсказывать или писать работу за другого, могут прийти на экзамен под чужой фамилией, с чужими бейджиками . Их закроют в отдельной комнате, которую могут даже опечатать, или в подвале, подсобке, столовой».

Так и было в прошлом году в Ростовской области, когда в месте проведения ЕГЭ оказался заведующий отделом образования, передавший «своим» людям список тех, кому надо помочь. В это время в другом городе Ростовской области – Морозовске – 30 учителей по приказу заведующего отделом образования и вовсе писали работы за учеников.

Директор МЦКО Алексей Рытов надеется, что в этом году в столице будет больше общественных наблюдателей. Хотя и признает: родители не так активны, как хотелось бы. На последнем общем родительском собрании в департаменте образования он обратился к родительскому активу – почти тысяче человек. Записались единицы.

– По нынешним правилам заявление на аккредитацию общественного наблюдателя на ЕГЭ можно подавать лично, приехав в МЦКО или по электронной почте, – рассказывает Алексей Рытов. – Наши сотрудники готовы сами приехать к вам, чтобы забрать заявления. Но это в том случае, если от какой-нибудь организации хотят аккредитоваться несколько человек. Рытов согласен с тем, что в Москве прием заявлений должен идти не в одном пункте, а в нескольких. Например, в окружных управлениях образования.

Родители, которые заинтересованы в объективных оценках на ЕГЭ, должны идти в наблюдатели. И если в каждом пункте будет не один, а пять-десять лишних глаз, нарушений станет меньше. Пока что, судя по опросу «РГ», лишь 33 % готовы стать общественными наблюдателями, потому что уверены: их присутствие поможет кому-то получить честные баллы. Из них в наблюдатели запишутся от силы 10 %.

65 % родителей вообще не видят в этом смысла, так как, по их мнению, «те, кому надо, все равно спишут». Конечно, спишут, если на ЕГЭ соберутся только «свои люди» из числа педагогов и других заинтересованных лиц. На сегодняшний день в Москве в наблюдатели записалось уже 1300 человек, включая корреспондента «РГ».

(Ивойлова И. Никто не хочет быть бабой ЕГЭ / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 15 мая . – С. 14.)

В школах будет больше математики и информатики

Вчера [ 9 мая ] «РГ» напечатала Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Одна из главных задач на ближайшие годы – усиление преподавания математики в школах и вузах. К декабрю 2013 года должна быть подготовлена Концепция развития математического образования. Несмотря на то что наши школьники показывают на международных олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах высокие результаты, в целом знания по математике в школе, увы, снижаются. В 2011 году 5 % школьников завалили ЕГЭ, не набрав даже минимального балла. А средний балл по этому предмету был всего 47. Причина в том числе и в низком уровне преподавания.

Продолжится работа над тем, чтобы сделать ЕГЭ наиболее объективным способом оценки знаний. Уже к июню 2012 года будет готов перечень мер, которые помогут выявлять и поддерживать одаренных школьников. Большое значение теперь будет придаваться развитию дополнительного образования. Ожидается, что в кружках и секциях по интересам к 2020 году будет заниматься до 75 % детей от 5 до 18 лет, в том числе в кружках естественно-научного направления. Сегодня таких занятий остро не хватает. В кружки химии, математики, физики родители стоят в очередь.

(Ивойлова И. В школах будет больше математики и информатики / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 10 мая. – С. 3.)

Выбор пути

Тематический номер журнала «Образование в современной школе» посвящен гражданско-нравственному воспитанию. Это закономерный и важный этап в теоретической разработке и практическом осуществлении этой важнейшей задачи. «Тема воспитания является ключевой в педагогике, а воспитание нравственного человека и гражданина своего Отечества особенно актуально, так как стратегически поддерживает все другие социальные и государственные институты. Ведь на ответственности, чувстве долга, совестливости, личном достоинстве и благородстве – основных гражданско-нравственных качествах – держится общество. Чем больше людей обладают этими качествами и в той или иной степени проявляют их во взаимодействии с другими людьми, тем благополучнее общественный климат и больше возможностей для развития каждого ребенка.

Основные результаты нашей многоплановой работы транслируются на научно-практической конференции «Гражданско-нравственное становление школьников», которая проходит каждый год в апреле. В этом номере журнала мы представили небольшой срез тематики V научно-практической конференции, прошедшей 19 апреля 2011 года», – говорит Е. Н. Семыкина, научный руководитель экспериментальной площадки «Жизнедеятельность образовательного учреждения для гражданско-нравственного и эстетического становления личности школьников в рамках единого образовательного комплекса (кластера)» Института семьи и воспитания Российской академии образования, президент Межрегиональной общественной организации «Гражданско-нравственное становление и развитие «ГРАНИ»

(Е. Н. Семыкина. Выбор пути / Е. Н. Семыкина // Образование в современной школе. – 2012. - № 4. – С. 1.)

Допрофессиональная подготовка школьников средствами пресс-центра

Проблема выбора профессии является актуальной для современных подростков. Многие старшеклассники, испытывая интерес к какой-либо профессии, зачастую затрудняются с выбором конкретного профиля. Например, желая посвятить себя журналистике, юнкоры не могут определиться, в каком из средств массовой информации (далее – СМИ) им было бы интереснее работать. Правильный выбор в данном случае можно сделать, только узнав как можно больше о специфике работы в том или ином органе СМИ и, конечно, пройдя практику на радио, телевидении, в редакции газеты. Такой опыт до поступления в высшее учебное заведение имеют возможность получить обучающиеся пресс-центра «Новое поколение» Центра детского творчества г. Абакана Республики Хакасия.

С целью оказания поддержки школьникам в профессиональном самоопределении была разработана и реализуется образовательная программа по журналистике «Свой голос». Участники программы – обучающиеся 13–16 лет. Программа рассчитана на 144 часа первого года обучения и на 216 часов – второго и третьего годов обучения.

Основная цель программы – создание условий для развития творческого потенциала юнкоров и формирования у них умений и навыков, необходимых для написания статей в газеты, а также для подготовки теле- и радиопередач.

Первый год обучения предполагает большее количество теоретических часов, с тем чтобы заложить прочный фундамент знаний у начинающих журналистов. Юные корреспонденты знакомятся с работами газетного жанра. Предлагается система вопросов и заданий, формирующая начальные умения и навыки написания работ газетного жанра. Одновременно дается система рекомендаций и советов, помогающая найти оптимальный путь для самостоятельного решения поставленных вопросов и заданий от простого к более сложному.

(Родионова А. А. Допрофессиональная подготовка школьников средствами пресс-центра / А. А. Родионова, руководитель пресс-центра «Новое поколение" МБОУДОД «Центр детского творчества", г. Абакан, Республики Хакасия // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 4. – С. 18 – 21.)

Открытие сезона

Журнал «Дополнительное образование и воспитание» напечатал сценарий праздника – открытие и закрытие сезона в летнем оздоровительном лагере «Муравейник».

(Карасева Е. Н. Открытие и закрытие сезона в летнем лагере / Е. Н. Карасева // Дополнительное образование и воспитание. – 2012. - № 4. – С. 51 – 54.)

Детское лицо вандализма

Что может сделать школа для предотвращения этой социальной беды?

Замусоренные улицы городов и подъезды домов, «раскуроченные» почтовые ящики, разбитые фонари уличного освещения – все эти проявления вандализма стали практически «повседневностью» нашей жизни. Мы мало пишем и говорим об этой проблеме, но делать это надо, так как всё общество страдает от неё. Начинается с малых лет. Что же может сделать школа для преодоления детского (а затем и «взрослого») вандализма? Об этом – предлагаемая статья, представляющая четкий технологический алгоритм педагогических действий. А поскольку тема её касается практически каждой школы и каждого из нас, очень полезно обсудить эту проблему на августовской конференции и на педсовете.

(Литвинов А.В. Детское лицо вандализма / Александр Васильевич Литвинов, директор средней школы № 10 посёлка Прохладный Лабинского района Краснодарского края, заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат премии Президента России // Народное образование. – 2012. - № 4. – С. 204 – 212).

Приёмка школ

Что делать с приёмкой школ к новому учебному году? К теме приёмки образовательных учреждений журнал «Народное образование» обращается не впервые. Для каждого руководителя она актуальна, ибо связана с огромными трудностями (попробуй в течение августа привести в порядок здание, в основном, без денег и без квалифицированных рабочих!), с унижением директора (многочисленная свита проверяющих, как правило, этическими качествами не перегружена). Но за этой проверкой – всего лишь дань традиции при отсутствии нормативных требований. Об этом предлагаемая подборка публикаций, тему которых советуем обсудить на пленарном заседании августовской конференции.

(Соложнин А.В. Что делать с приёмкой школ к новому учебному году? // Анатолий Валентинович Соложнин, начальник Управления образования города Нижний Тагил, кандидат педагогических наук // Народное образование. – 2012. - № 4. – С. 87 – 91.)

Должны ли школы «сдаваться» ежегодно?

Правовой основы приёмки школ к новому учебному году не существует. Экономист доказывает с «документами в руках», что правовой, законодательной базы у процедуры ежегодной приемки школ к новому учебному году нет. Есть только распорядительные письма руководителей органов управлении отраслевых ведомств.

(Вифлеемский А. Б. Должны ли школы «сдаваться» ежегодно? / Анатолий Борисович Вифлеемский, доктор экономических наук // Народное образование. – 2012. - № 4. – С. 92 – 98.)

Краеведческие новости

Детсад неограниченных возможностей

Недавно волгоградский детский сад № 19 «Уникум» получил статус экспериментальной площадки. Сейчас здесь планируют реализацию двух больших проектов: оборудование сенсорной комнаты и создание спортивной площадки.

«Уникум» – одно из немногих дошкольных учреждений в области, куда принимают детей с ограниченными возможностями. Раньше многих из таких малышей вообще не брали в детские сады. Ребят здесь не только обучают основам грамоты, но и помогают создать представление о себе и окружающем мире, занимаются с ними музыкой, рисованием, прививают навыки самообслуживания.

Новое спортивное оборудование и сенсорная комната помогут развивать навыки этих детей, готовить их к самостоятельной жизни еще в большей степени.

На помощь дошкольному заведению пришел региональный благотворительный фонд «Милосердие».

(Аншакова О. Детсад неограниченных возможностей / Ольга Аншакова // Интер. – 2012. – 8 мая. – С. 10.)

ЕГЭ защищают не по-детски

У шестнадцати тысяч учеников региона начались единые госэкзамены. Самым популярным предметом по выбору остаётся обществознание, а непопулярным – французский.

Как рассказала Надежда Додина, консультант отдела общего и дополнительного образования комитета по образованию области, в этом году ЕГЭ впервые сдавали досрочно. Таковых было 10 человек. Это школьники, которые уезжают на спортивные соревнования или учёбу за границу. Русский сдали все, а по математике пятеро будут пересдавать. Чтобы получить аттестат о среднем образовании, нужно набрать не менее 24 баллов по математике и 36 баллов по русскому языку.

28 мая выпускники будут сдавать информатику и информационно-коммуникационные технологии, биологию, историю. 31 мая состоится обязательный экзамен по русскому языку. Экзамены по иностранным языкам и химии пройдут 4 июня; 7 июня состоится экзамен по математике; 13 июня – по обществознанию и физике; 16 июня – по географии и литературе. На 117 пунктах проведения госэкзамена за порядком будут следить более 300 общественных наблюдателей.

В этом году контрольно-измерительные материалы (КИМы) ряда предметов претерпели изменения. Например, в части С по истории ученикам предложат написать «исторический портрет», а по математике появятся задания из раздела «Вероятность и статистика». В КИМах изменилась и форма.

– С этого года все КИМы имеют семь степеней защиты, – пояснила Надежда Додина. – И если ученик выложит задание в Интернет, то через полчаса уже будут известны и номер пункта проведения ЕГЭ, и его личный номер.

Кроме того, теперь организаторами ЕГЭ не могут быть учителя, которые обучали учеников в текущем году. А о полученных баллах выпускники смогут узнать на портале администрации области (www.volganet.ru).

(Зобова С. ЕГЭ защищают не по-детски / Светлана Зобова // Интер. – 2012. – 17 мая. – С. 13.)

Об апелляциях

Абитуриенты должны хорошо знать условия апелляции. Они бывают двух видов.

Первый, самый редкий, – о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ. Если выпускник считает, что, когда он решал тесты, его права были каким-то образом нарушены и это может повлиять на результат экзамена, то он может подавать такую апелляцию. В этом случае свое заявление участник подает, не покидая пункта экзамена в день его проведения уполномоченному представителю ГЭК. Если вам чем-то не понравились задания, то конфликтная комиссия не примет ваших претензий. А в случае удовлетворения апелляции экзамен придется сдавать снова в резервный день.

Второй вид апелляции – о несогласии с выставленными баллами – самый массовый. Такая апелляция может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов. Выпускники текущего года могут обратиться в свою школу, иные участники – в пункты проведения ЕГЭ. При рассмотрении апелляции разрешается присутствовать участнику ЕГЭ и (или) его родителям (законным представителям). Конфликтная комиссия может отклонить апелляцию и сохранить отметку, либо выставить другие баллы (изменения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения). Отправляясь в «крестовый поход» за баллами, нужно досконально знать свою работу и критерии оценки, иначе будет трудно доказать свою правоту экспертам.

Демоверсии ЕГЭ для тренировки и правила заполнения бланков по-прежнему можно найти на федеральном сайте ege.edu.ru.
( Плюс-минус балл // Волгоградская правда. – 2012. – 17 мая. – С. 1.)

Президентские премии

16 мая 2012 года в комитете по образованию и науке администрации Волгоградской области на специальном заседании областного совета по реализации приоритетного национального проекта «Образование» были названы 17 победителей конкурсного отбора на получение президентской премии. В конкурсном отборе на право обладать престижным грантом были представлены портфолио 98 педагогов региона. Экспертная комиссия отбирала соискателей из их числа по специально разработанным и утвержденным критериям. Из 17 лучших педагогов 12 преподают в школах Волгограда.

В Волгоградской области приоритетный национальный проект «Образование» реализуется с 2006 года. В его рамках на конкурсной основе осуществляется государственная поддержка лучших учителей региона за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования. За 6 лет реализации программы 715 учителей Волгоградской области награждены премией Президента РФ, 200 учителей получили премию главы администрации Волгоградской области.

( Грант от президента // Городские вести. – 2012. – 22 мая. – С. 3.)

Обучение в Германии

27 волгоградских школьников смогут обучаться в высших учебных заведениях Германии. Такое право получили учащиеся, которые стали обладателями немецких языковых дипломов.

21 мая в гимназии № 2 Красноармейского района Волгограда состоялось торжественное вручение этих документов школьникам муниципальных общеобразовательных учреждений.

– Уровень знаний языка у волгоградских школьников растет год от года, о чем свидетельствуют результаты выпускных экзаменов, – говорит координатор программ «Немецкий языковой диплом» в Волгограде г-н Ахим Зигерт. – Все те, кто успешно прошел обучение и выдержал итоговое тестирование, получили дипломы международного образца уровней В2 и С1. Этот документ дает им возможность обучаться в ведущих вузах Германии. Кроме того, они обладают большим конкурентным преимуществом на мировом кадровом рынке.

Длительность программы составляет три года. Занятия для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений проходят на безвозмездной основе. Также в рамках программы осуществляется взаимообмен делегациями школьников с целью изучения немецкого языка и знакомства с культурой Германии. Учащаяся гимназии № 2 Анна Елисеева в прошлом году почти весь летний сезон провела в гостях у немецкой семьи.

(Журавлев А. Путь на Германию / Артем Журавлев // Городские вести. – 2012. – 22 мая. – С. 5.)

Фестиваль английского языка

С 16 по 18 мая в ВГСПУ состоялся фестиваль английского языка. В этом году мероприятие проходило при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант которого вуз получил, предоставив на конкурс проект фестиваля. Мероприятие было разделено на три этапа: день культуры, день науки и день искусства.

Олимпиады, деловые игры, семинары, «круглые столы» и конкурс сценической песни – в ходе этих и других мероприятий студенты состязались за главный приз – двухнедельное обучение в английской школе. Его удостоилась студентка Михайловского филиала ВГСПУ Виктория Алейникова.

( По-английски с любовью // Городские вести. – 2012. – 24 мая. – С. 13.)

Грант на студенческую жизнь

Волгоградский государственный социально–педагогический университет стал победителем конкурса поддержки деятельности студенческих объединений российских вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ.

Проекты ВГСПУ, представленные на конкурс, предусматривают развитие органов студенческого самоуправления и включают детальный план мероприятий по самым разным направлениям: от спорта до науки. На воплощение идей в жизнь вуз за два года получит 20 млн руб.

– Эти средства будут направлены на развитие летних научных школ, гуманитарных проектов, проведение федерального проекта «Студенческий марафон», организацию общеуниверситетских спортивных соревнований по 11 видам спорта и многое другое, что в еще в большей степени позволит нам раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал студентов университета, – отметил ректор ВГСПУ Николай Сергеев.

(Закора А. Грант на студенческую жизнь / Анна Закора // Городские вести. – 2012. – 24 мая. – С. 13.)

Мобильник на экзамене

В этом году ЕГЭ пройдет в 117 пунктах. Главное новшество – ужесточение санкций за внос в аудиторию мобильного телефона. Сотовый телефон запрещено иметь при себе как абитуриентам, так и организаторам экзамена.

– Сотовый телефон приравнивается к шпаргалке, и за его наличие ребенка могут удалить из аудитории. Причем теперь ему уже не разрешат пересдать экзамен в резервный день в этом году, только в следующем, – комментирует главный специалист областного комитета по образованию и науке Надежда Додина.

В России появились немногочисленные прецеденты штрафов абитуриентов. В частности, в Калининградской области постановлением мирового суда выпускник был оштрафован на 3 тыс. рублей, потому что на ЕГЭ по математике он использовал свой сотовый (максимальный штраф в этом случае 5 тыс. рублей).

(Не звони мне, не звони // Волгоградская правда. – 2012. – 17 мая. – С. 1.)

Хотим заработать!

1,1 млн рублей выделено из городского бюджета на трудоустройство 147 несовершеннолетних граждан. Основным приоритетом при трудоустройстве подростков является благоустройство городской территории, парковых зон. Это играет воспитательную роль, – говорит начальник отдела организации работы учреждений сферы молодежной политики комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда Татьяна Терлецкая. – Около ста ребят с апреля начали работать в МУ «Орленок», подготавливали территорию для загородного отдыха детей. Администрация города, стремясь привлечь несовершеннолетних к общественно полезному труду, активизирует взаимодействие с работодателями. К примеру, в администрации Краснооктябрьского района налажены тесные контакты с управляющими компаниями, где планируется трудоустроить на лето 100 – 130 ребят.

Где могут поработать во время каникул подростки этим летом, куда и с какими документами обращаться им и их родителям, существуют ли гарантии сохранения жизни и здоровья детей, юридически правильного оформления трудовых отношений? Значительно облегчают процесс поиска полезного приложения сил для несовершеннолетних центры профилактики, расположенные практически в каждом районе города.

Подробностями поделилась начальник отдела по организации занятости и работе с группами риска муниципального учреждения социально-психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» Ольга Махова:
– Сейчас у нас идет прием заявок, потом начнется распределение рабочих мест, поэтому точную цифру трудоустроенных ребят называть рано, но по опыту прошлых лет, думаю, от 1,5 до 2 тыс. подростков смогут провести лето с пользой для здоровья и кошелька.

Приоритет при трудоустройстве отдается подросткам из неполных, малообеспеченных и многодетных семей, семей безработных граждан; детям-сиротам и находящимся на попечении; подросткам, стоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

(Заплавнова О. За заработками – на каникулы / Ольга Заплавнова // Городские вести. – 2012. – 19 мая. – С. 3.)


Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru