В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (апрель 2012 г.)

3 мая 201214:17
Новости образования

Развитие молодых талантов


Президент России Дмитрий Медведев утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Согласно тексту Концепции, опубликованному на официальном сайте главы государства, «общенациональная система выявления и развития молодых талантов формируется как совокупность институтов, программ и мероприятий».

Основными задачами такой системы станут создание условий для развития способностей всех детей и молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи, поддержка лучших учителей и образовательных учреждений, распространение их опыта и передовых методов обучения, а также поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности.

Для реализации положений концепции планируется обеспечить условия для повышения квалификации педагогов и роста их профессионального мастерства, открыть национальный информационно-образовательный Интернет-портал и создать национальный координационный совет по поддержке молодых талантов России.

(Донатович С. Дорогу молодым талантам! / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2012. – 10 апреля. – С. 2.)


Дневники станут виртуальными


В Институте развития образования Новосибирской области состоялась конференция, посвященная практическому использованию электронного дневника. Представители программы «Дневник.ру» показали учителям, как с помощью компьютера можно координировать школьный урок.

Пилотными для реализации проекта выбраны новосибирская гимназия № 7 и бердская средняя школа № 1. Им выделили по 30 ноутбуков, которыми педагоги будут пользоваться во время урока. Во время демонстрации учителя сами попробовали подключиться к «Дневник.ру». Удаленные от районных центров школы, где нет возможности выхода в Интернет, планируется оснастить сим-картами, которые поддерживают бесплатную услугу «Дневник.ру».

Помимо оценок и расписания уроков в «Дневнике» есть возможность для общения между детьми в тематических группах, а также словари, переводчики, справочники – всё, что необходимо в образовательном процессе. Зайдя на персональную страницу, школьник узнает домашнее задание по предметам, замечания учителей. Родители могут контролировать процесс обучения, оценки с комментариями педагогов они получают на электронную почту.

Министерство образования Новосибирской области планирует, что к концу 2012 года у каждого школьника будет своя страничка на портале «Дневник.ру».

(Сибиркина Г. Дневники станут виртуальными / Галина Сибиркина // Учительская газета. – 2012. – 10 апреля. – С. 3.)


Итоги пробного ЕГЭ

Московский институт открытого образования (МИОО) подвел итоги пробного ЕГЭ по математике, который прошел в столице. По результатам экзамена 10 % учеников не смогли решить рациональное уравнение, а 30 % выпускников не справились с простейшей математической задачей.

(Косыгин С. Выпускники не справились с простейшей задачей / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2012. – 10 апреля. – С. 2.)

ЕГЭ для выпускников вузов

В ходе коллегии по итогам работы за минувший год министр Андрей Фурсенко предложил в качестве меры совершенствования ЕГЭ использовать ЕГЭ для оценки знаний выпускников вузов.

Министерство образования также предложило ввести нечто вроде экзамена на профессию для тех, кто не собирается продолжать учебу, а хочет уже после четырех лет обучения в вузе начать трудовую деятельность.

(Данилина А. Ректор МГУ против ЕГЭ для выпускников вузов / Анна Данилина // Учительская газета. – 2012. – 3 апреля. – С. 2.)



Студентам дадут проспаться

Столичные власти ищут новые пути разгрузки общественного транспорта в часы пик. Вслед за чиновниками, которых полтора года назад заставили работать с 8 утра, наступила очередь студентов. Им, наоборот, предлагают вставать на час позже и начинать занятия в 10.00.

Парламентарии намерены провести массовые опросы студентов через социальные сети, а также создать специальный сайт (его рабочее название студ-инициатива.рф), где учащиеся столичных вузов смогут высказать свое мнение по поводу переноса начала занятий.

Депутат Мосгордумы Кирилл Щитов пояснил, что, если студенты выскажутся за идею, депутаты будут просить поддержки Минобрнауки и направят соответствующее предложение в Совет ректоров Москвы.

В Москве сегодня сосредоточено 300 государственных и частных вузов, в которых обучается более 1 млн студентов. По мнению экспертов, если все они в час пик не будут ездить в метро, автобусах и электричках, то это разгрузит общественный транспорт гораздо заметнее, чем перенос начала рабочего дня у чиновников.

(Верховская М. Студентам дадут проспаться / Маргарита Верховская // Известия. – 2012. – 10 апреля. – С. 6.)

О комплектовании учебных заведений

Родители учеников нескольких столичных школ готовят письменное обращение к мэру Москвы Сергею Собянину и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой изменить процедуру комплектования учебных заведений. В частности, их не устраивает решение объединить «успешные» школы, куда записалось слишком много учеников, с «проблемными», поступить в которые желающих не нашлось. Об этом заявила руководитель инициативной группы родителей Оксана Кистенева. На данный момент количество недовольных уже достигло 400 человек.

80 столичных школ не смогли набрать детей ни в один первый класс на 2012/13 учебный год. Как отметил глава столичного департамента Исаак Калина, из-за недобора первоклассников готовы объединиться 25 московских школ. Родители процесс объединения восприняли негативно.

Помимо того, что «школьная рокировка» может негативно повлиять на образовательный процесс, родители указывают еще на одну проблему – транспортную.

Предоставить оперативный комментарий учебные заведения не смогли.

(Синяева Ю. Объединение школ рассорило родителей с чиновниками / Юлия Синяева // Известия. – 2012. – 9 апреля. – С. 4.)


Система оплаты труда в вузах

Министерство образования и науки провело проверку и отчиталось о том, как работает новая система оплаты труда в вузах. Исследование показало, что денег в высшей школе стало больше, но получили их главным образом ректоры и административный персонал, тогда как зарплаты преподавателей, в том числе профессоров, часто оказываются ниже, чем у коллег из школ.

Новая система оплаты труда в вузах была введена в 2008 году. Ее главным достижением считается отмена тарифной сетки. Вместо этой, оставшейся еще с советских времен, системы стимулирования работников вузам предложили самостоятельно определять, как и в каком размере следует поощрять своих работников. Для этого в фонде оплаты труда предусмотрели стимулирующую часть, которая дополнила неизменную базовую часть.

По новым правилам ректоры вузов получили возможность самостоятельно принимать решения доплачивать сотрудникам за интенсивность работы, ее высокие результаты и даже за внедрение инноваций в образовательный процесс. Перечень выплат стал определять сам вуз. Единственное условие – размер стимулирующих выплат должен составлять не менее 30 % от средств на оплату труда, формируемых за счет федерального бюджета.

По данным Минобрнауки, средняя зарплата преподавателей после введения новой системы оплаты труда возросла к сегодняшнему дню в 1,7 раза, с 19,1 тыс. рублей до 31,7 тыс. При этом все остальные сотрудники вузов стали получать больше в 2,2 раза (сейчас 23,8 тыс. рублей – против 10,8 тыс. в 2008 году).

По мнению чиновников, рост оказался недостаточным для существенного улучшения материального положения преподавателей и к тому же не совсем справедливым. Свобода, которую получили вузы в формировании собственных систем оплаты труда, оказалась в первую очередь на руку самим ректорам вузов. «Несмотря на принимаемые Минобрнауки меры по уменьшению социальной напряженности из-за большой дифференциации зарплаты ректоров и преподавателей вузов... по-прежнему есть большое число вузов, в которых этот разрыв велик», – констатировало Министерство.

По итогам 2011 года средняя зарплата ректора российского вуза составила 195,6 тыс. рублей, в то время как преподаватель получал в среднем 23 тыс. рублей, т. е. в 8,5 раза меньше. В то же время, по замыслу Министерства, зарплата ректоров в 2011 году не должна превышать зарплату основного персонала в 4 раза.

Несмотря на общий рост средних зарплат преподавателей, в половине вузов страны она не дотянула до средней зарплаты по экономике региона. Во многих вузах зарплата не превысила 70 % от среднерегиональной. В четверги вузов зарплата преподавателей и остального персонала за год снизилась.

– В целом по России ситуация такова, что педагог высшей школы в большинстве регионов получает меньше, чем средняя зарплата по региону. В Москве средняя по региону колеблется – 44–47 тыс. Очень немного вузов, может быть, три-пять в Москве, у которых средняя зарплата основного персонала – профессорско-преподавательского – равна или чуть выше средней по Москве, – рассказывал накануне журналистам ректор МГУ Виктор Садовничий.

Проблема – в самой системе поощрения и несправедливых показателях, которые должны выполнять вузы дня получения финансирования, считает ректор Московского государственного вечернего металлургического института, профессор Алексей Коростелев:

– Возможность получения денег основана на непонятных нормативах. Например, среди них есть «средний балл за ЕГЭ». У нас большая часть поступающих окончили школу до 2009 года, либо после колледжа они сдают вступительный экзамен, и мы сразу проигрываем. Есть такой норматив, как «дополнительные стипендии». У нас стипендий нет вообще, мы опять по нулям. Есть критерий «возраст преподавателей» – мы отстаем на 10 лет от среднего по России.

(Пукемов К. Ректоры получают много, преподаватели мало / Константин Пукемов // Известия. – 2012. – 5 апреля. – С. 2.)

Обещано повышение

Дмитрий Медведев провел встречу с заместителем председателя правительства Владиславом Сурковым, в ходе которой обсуждались вопросы повышения зарплаты некоторым категориям педагогических работников.

Вице-премьер доложил главе государства о том, что в ближайшее время будет сформирована программа, реализация которой повлечет за собой рост заработных плат преподавателей вузов. «Мы будем эту программу формировать, опираясь на расходы федерального бюджета и в какой-то степени регионального – это будет зависеть от статуса вузов», – пояснил В. Сурков. Он также добавил, что ориентировочно уже в будущем году расходы на эти цели могут составить свыше 100 млрд рублей.

«Мы твердо обещаем, гарантируем, что решения будут приняты... и люди реально почувствуют улучшение своего материального положения», – заверил президента зампред правительства.

(Галкина Д. Обещано повышение / Дарья Галкина // Поиск. – 2012. – 13 апреля. – С. 2.)


Технологии бесконтактного считывания

О внедрении технологий бесконтактного считывания пластиковых карт PayPass в платежных инфоматах шла речь на очередном заседании Совета ректоров вузов Татарстана.

Заместитель министра информатизации и связи республики А. Гайнуллина представила систему PayPass и варианты ее применения в вузах. В частности – «Кампусное предложение», которое предусматривает объединение электронного студенческого и читательского билетов, платежного средства, включающего транспортное приложение, и многого другого в специальном устройстве или карте.

Совет ректоров принял решение установить инфоматы в вузах Казани, в том числе в Деревне Универсиады. В качестве пилотной площадки освоения технологии PayPass выбран Казанский (Приволжский) федеральный университет.

(Токарева Т. Предложение с приложениями / Татьяна Токарева // Поиск. – 2012. – 13 апреля. – С. 2.)

Молодые таланты

Глава государства утвердил Концепцию общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Планируется сформировать национальный реестр именных стипендий, премий, грантов для одаренных детей и молодежи и создать систему интеллектуальных и творческих состязаний (в том числе конкурсов профессионального мастерства) для обучающихся в учреждениях высшего и среднего профобразования. Будет стимулироваться проектная и научно-исследовательская деятельность студентов, в том числе в рамках отраслевых проектов и программ. В планах также формирование системы содействия трудоустройству выпускников вузов и ссузов, проявивших выдающиеся способности в выбранной специальности, – им будут помогать устраиваться в ведущие отечественные научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта. Речь идет даже о планах предоставления талантам соцпакетов, жилья и льгот.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 13 апреля. – С. 3.)

Конкурс среди вузов

Министерство образования и науки объявило о проведении открытого публичного конкурса среди вузов, имеющих госаккредитацию, «по установлению контрольных цифр приема граждан по направлениям подготовки (специальностям) для обучения за счет средств федерального бюджета по образовательным программам высшего профессионального образования на 2012 год».

Итоги конкурса будут подведены и опубликованы на сайтах: минобрнауки.рф и www.gzgu.ru до 25 мая.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 13 апреля. – С. 3.)


Для соискателей ученых степеней

Департамент научных и научно-педагогических кадров Минобрнауки в связи с многочисленными обращениями граждан дал разъяснение по вопросу о требованиях к уровню образования соискателей ученых степеней.

Министерские работники обратились к Положению о порядке присуждения ученых степеней. В соответствии с этим документом ученая степень кандидата наук присуждается по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в РФ устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» – бакалавриат, высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» – подготовка специалиста или магистратура.

Диплом бакалавра, так же как специалиста и магистра, свидетельствует о наличии у имеющего его лица высшего профессионального образования. Указанные лица могут быть допущены к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 13 апреля. – С. 3.)

Зачетка он-лайн

На сайте Дальневосточного федерального университета запущена система рейтинговой оценки студентов. Информация об успеваемости учащихся доступна всем, что важно в первую очередь для родителей и работодателей.

В весеннем семестре рейтинговая система работает в тестовом режиме, преподаватели ведут рейтинг по желанию. Пока системой охвачена примерно треть студентов, а оценки выставляются по 400 предметам. Со следующего семестра вести рейтинг станет обязанностью каждого.

У рейтинговой системы, как признают и преподаватели, и студенты, много плюсов. Во-первых, она помогает систематизировать аудиторную и мотивировать самостоятельную работу студентов в течение всего семестра. Во-вторых, учащиеся знают, что нужно сделать для получения желаемой оценки. Кроме того, система учитывает психологию молодежи и уменьшает «аттестационный стресс», который испытывают студенты во время сессии.

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки в ДВФУ, преподаватель для каждой дисциплины составляет рейтинг-план, где определяет контрольные мероприятия (тестирование, контрольная работа, коллоквиум, зачет, экзамен) и их даты, задает каждому мероприятию весовой коэффициент (сумма коэффициентов равна 100 %) и устанавливает его максимальный балл. Преподаватель может задать минимальные требования, которые необходимо выполнить студенту для допуска к сдаче экзамена или зачета. Оценки должны выставляться не реже трех раз за семестр.

(Кленин А. Зачетка он-лайн / Александр Кленин // Поиск. – 2012. – 6 апреля. – С. 2.)

Развитие студенческого спорта

Сенаторы намерены подготовить предложения к проекту Федерального закона «Об образовании», направленные на развитие студенческого спорта.

«Создание условий для занятий спортом – один из основных вопросов, который сегодня молодежь адресует власти», – отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Вячеслав Фетисов, открывая заседание круглого стола, посвященное организации физической культуры и спорта в высших учебных заведениях.

Результатом дискуссии стали рекомендации Комитету СФ по социальной политике подготовить предложения к проекту Федерального закона «Об образовании» с целью выработки конкретных правовых механизмов развития физической культуры в образовательных учреждениях и студенческого спорта.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 6 апреля. – С. 3.)

Чемпионы по праву

Команда юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова стала победителем самого известного юридического соревнования – Всемирного конкурса по международному праву имени Филипа Джессопа.

В конкурсе, состоявшемся в Вашингтоне, приняли участие 137 команд из 78 стран. Соревнование проходило в форме судебного разбирательства в Международном суде ООН. В финале россияне победили команду Школы права Колумбийского университета (США).

Основными ораторами команды МГУ были аспиранты юридического факультета Григорий Вайпан и Александра Ивлиева, а тренером выступил Егор Чиликов, работа которого в последние годы обеспечила беспрецедентный успех команды в российских и международных конкурсах.

История конкурса началась в 1959 году, но Россия участвует в нем лишь с 2002 года, и это первая победа нашей страны в международном финале.

(Галкина Д. Чемпионы по праву / Дарья Галкина // Поиск. – 2012. – 6 апреля. – С. 2.)

О персональных стипендиях

Владимир Путин подписал постановление об учреждении персональных стипендий имени В. Туманова для студентов и аспирантов вузов и научных организаций.

С первого января 2012 года студентам-юристам будут назначены пять персональных стипендий в размере 2 тысяч рублей в месяц каждая, а аспирантам, обучающимся по специальностям в области юридических наук, – пять стипендий по 10 тысяч рублей ежемесячно.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 6 апреля. – С. 3.)

Европейское образование

Подписано Соглашение между Министерством образования и науки РФ и Европейским университетским институтом во Флоренции. Документ обеспечит российским студентам возможность обучения на докторских программах итальянского вуза по четырем направлениям: политические и социальные науки, право, экономика, история. Обучение будет финансироваться за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Российской Федерации. Кроме того, для проведения исследований в интересах России и укрепления взаимодействия между двумя странами создается дополнительная кафедра.

(В фокусе – Флоренция // Поиск. – 2012. – 6 апреля. – С. 15.)

Научно-образовательные экспедиции

Президиум Сибирского отделения РАН принял решение об увеличении затрат на проведение экспедиций – в 2012 году они составят 28 млн рублей, что на 4 млн больше прошлогодней суммы.

Среди прочих планируется провести две научно-образовательные экспедиции для школьников – «Изучение природного самоочищения реки Бердь в Присалаирье» и «Магматизм, метаморфизм и минералообразование в пределах северо-восточной части Балтийского щита и Кольской щелочной провинции».

(Колесова О. И в школе, и в поле / Ольга Колесова // Поиск. – 2012. – 13 апреля. – С. 2.)

В Омске выбрали лидеров образования

Конкурс «Лидер в образовании», направленный на выявление новых практик управления и поддержку инновационных разработок, собирает лучших руководителей общего, дошкольного и дополнительного образования Омска. В этом году к ним добавились завучи. В конкурсе участвовали 42 руководителя.

В течение трех дней конкурсанты представляли свои инновационные проекты. Жюри также оценивало их лидерские качества, ораторское искусство, находчивость, артистичность и убедительность. Победителем в номинации «Лидер общего образования» стал директор средней школы № 138 Валерий Черняков. Молодой руководитель четыре года занимает этот пост. Он потомственный учитель и любит свою профессию.

Инновационный проект школы № 138 – эксперимент по открытию базы общеобразовательного учреждения дошкольной группы.
Лидером дополнительного образования стал директор Дома юных техников им. Ю. А. Гагарина Виктор Филюк. Личность в Омске легендарная: Виктор Иванович не толь¬ко почетный работник общего образования, кандидат в мастера спорта по авиамоделизму, но и лет¬чик гражданской авиации. Дом юных техников он принял в трудное перестроечное время, но сумел сделать его настоящим дворцом детства. За годы его деятельности для 18000 омских школьников знания, полученные на занятиях кружков, стали основой будущей профессии.

В дошкольном образовании победила Лилия Петровна Федорова. В детском саду № 337, которым она заведует, практикуются сюжетно-ролевые игры, в которых решается главная проблема детства: поиск своего места среди взрослых людей.

Среди ценных призов для истинных лидеров были ноутбук, планшетный компьютер, сотовый телефон, навигатор, ЖК-рамки для фото и шаговый тренажер.

(Яковлева Н. В Омске выбрали лидеров образования / Наталья Яковлева // Учительская газета. – 2012. – 17 апреля. – С. 3.)



Может ли портфолио стать допол¬нительным инструментом оценки знаний абитуриента и помочь ему при поступлении в вуз?


Тамара Шамало, проректор Уральского государственного педагогического университета:

– Никакие достижения абитуриента, кроме результатов ЕГЭ, не могут повлиять на выводы приемной комиссии. Юридические основания зачисления в вуз не дают такой возможности. Иначе это будет нарушение за-кона.

Сергей Корнев, проректор Воронежского государственного педагогического университета:
– Может, но только в том случае, когда оно будет узаконено. Сейчас портфолио нигде в нормативных документах не значится. А жаль, потому что это мог быть дополнительный стимул для детей с первого класса проявлять свои умения. В идеале портфолио должно собираться на протяжении всех одиннадцати лет, но для него нужна определенная форма, которую должны раз¬работать в министерстве.

Наталья Якимец, проректор Нижегородского государственного педагогического университета имени Минина:
– Каждый ректор и проректор – я в этом не сомневаюсь – скажет: да, хотелось бы видеть портфолио абитуриента. Оно позволило бы судить об активности и целеустремленности выпускника, его отношении к учебе и общественным делам. Мы давно говорим об этом на межвузовских встречах и федеральных совещаниях, но ни в одном документе до сих пор не прописано, чтобы вузы принимали портфолио во внимание.

Людмила Щипицина, ректор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, Санкт-Петербург:
– На мой взгляд, может, если правильно объяснить, что это такое. Здесь многое зависит от классного руководителя, который должен рассказать, как сделать так, чтобы портфолио было интересным и содержательным. Сегодня ребята зачастую просто складируют туда все имеющиеся у них достижения, не представляя, как в будущем этим можно воспользоваться. Когда человек отчетливо понимает, какое поле деятельности ему интересно, портфолио окажет ему большую помощь при поступлении.

(Вопрос недели // Учительская газета. – 2012. – 17 апреля. – С. 3, 6–7.)

Учителя поступят в МГУ

В рамках программы «МГУ – школе» ведущий университет страны приглашает учителей послушать лекции лучших вузовских преподавателей. Для учителей московских государственных школ – бесплатно. С остальных возьмут 12 – 13 тысяч рублей за 72 часа. Занятия – с 1 мая и до конца июня.

Всего университет готов обучить около 1000 человек. По словам Ильи Самоненко, начальника отдела Управления непрерывного и дополнительного образования МГУ, в следующем учебном году университет сможет обучать больше учителей. А пока предлагается 21 курс. В основ¬ном – по естественно-научным дисциплинам. Есть еще в списке русский и иностранный языки, педагогика, право, экономика. Причем учитель может выбрать ту тему, которая его интересует. Например, по математике предлагаются три разные темы, а по информатике – четыре.

Это первая ступенька к переходу на образовательные ваучеры. За них давно выступают учителя, которым на¬доели неинтересные курсы местных институтов повышения квалификации. Если бы у педагогов была реальная возможность распоряжаться бюджетными деньгами на повышение квалификации, многие из них отдали бы ваучеры другим образовательным учреждениям. Актив¬но сотрудничают с учителями ВШЭ, Бауманка. Есть интересный проект в МИСиСе.

(Ивойлова И. Школьным педагогам предлагают еще поучиться. Учителя поступят в МГУ / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 25 апреля. – С. 5.)

Новые правила записи в первый класс

Если раньше запись в российские школы начиналась для всех родителей 1 апреля, то сейчас Минобрнауки предлагает проводить ее в два этапа.

Для жителей микрорайона, который закреплен за конкретной школой, запись начнется не позднее 1 марта и продлится до 31 июля. Для всех остальных – с 1 августа до 5 сентября.

По новому порядку первоочередное право при зачислении в школу имеют жители из прикрепленного района. Но и им школа может отказать, если там не оста¬лось свободных мест. В этом случае решение будет приниматься муниципалитетом или городским округом. Никаких вступительных экзаменов для будущих первоклашек, как и прежде, не будет. Но государственные и негосударственные школы, которые предлагают программы углубленного или профильного изучения отдельных предметов на соответствующие ступени, могут отбирать учеников, у которых есть способности к изучению этих предметов. Это же правило касается и государственных и негосударственных школ в сфере спорта и искусства.

На сайтах и стендах школ не позднее 10 марта должна быть вывешена вся необходимая информация для родителей. В течение 10 дней после этого школа обязана указать количество мест в первых классах, не позднее 1 августа – количество свободных мест для тех детей, которые не зарегистрированы в прикрепленных домах.

У тех родителей, чьи дети зарегистрированы на закрепленной за школой территории, школа обязана принимать документы до 31 июля. А с 1 августа принимают документы у всех остальных. Прием продлится вплоть до 5 сентября, а приказ о зачислении в первый класс издается не ранее 1 августа. Но те школы, которые закончили прием детей с закрепленной территории гораздо раньше, могут начать принимать детей «со стороны» и до 1 августа. Заявление можно подать и лично, и в электронном виде, как это было в Москве в этом году. В любом случае родителям в школу придется прийти лично, чтобы принести документы. Необязательно это делать всем в один день. Школа должна составить график приема родителей и сообщить об этом.

Кого возьмут на свободные места? Директора сильных школ не раз высказывали пожелание, чтобы им разрешили отбирать наиболее подготовленных учеников. В том числе – из своих дошколок. Новый порядок четко разъясняет: преимущественное право при поступлении на свободные места имеют федеральные и региональные льготники. Это в числе про¬чих многодетные, дети военно¬служащих, прокуроров, судей, дети, оставшиеся без попечения родителей.

Исключение сделано лишь для детей из дошкольных отделений. Выпускники официальных дошколок имеют право зачисления в первый класс. Но дошкольные отделения есть далеко не у всех. У большинства – платные подготовительные отделения. Но в документе Минобрнауки о них ничего не сказано. Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны все документы, необходимые для записи, перевести на русский язык или принести заверенные пере¬воды.

Все приказы о зачислении детей директора будут обязаны выставлять в открытом доступе. Как сказано в документе, «на информационном стенде в день их издания».

Как сообщили «РГ» в Департаменте образования Москвы, в городские школы на сегодняшний день зачислено 99,5 процента учеников. Приказы уже готовы, и никто список пересматривать не станет. Тем более что, по словам официального представителя департамента Александра Гаврилова, никаких противоречий между новыми правилами и прежним порядком зачисления нет:
– Электронная очередь показала свои преимущества. В первую очередь зачислили тех, кто жил в микрорайоне. Потом всех остальных, кто изъявил желание учиться именно в этой школе. Причем нашли возможность взять всех.
Что касается регистрации, то она должна быть у всех родите¬лей, которые хотят отдать детей в школу.
Какие документы нужны при записи в школу?
– Заявление.
– Оригинал и ксерокопия свидетельства о рождении.
– Оригинал и ксерокопия свидетельства о регистрации ребенка на закрепленной территории.
По желанию родителей – другие документы, в том числе медицинская справка.

(Ивойлова И. Школу прицепили к дому / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 25 апреля. – С. 17.)

Образовательные учреждения обязали публиковать на своих сайтах всю финансовую отчетность


Об этом говорится в новых правилах размещения в Интерне¬те информации об образовательном учреждении, которые публику¬ет сегодня «Российская газета». Они строго регламентируют, каким должен быть сайт вуза или школы и какая именно инфор¬мация обязательно должна быть в открытом доступе на нем.

Напомним, в 32-й статье Закона «Об образовании» говорится о сведениях, к которым должны получать доступ все студенты и абитуриенты или школьники.

Не секрет, что сегодня сайты некоторых учебных заведений, как правило, высшего образования похожи на лабиринт, в котором подчас найти нужную информацию просто невозможно. А ведь прозрачность учебного заведения, в том числе и в Сети, – одно из основных требований Рособрнадзора.

Тем более что «на носу» – вступительная кампания, выпускникам школ пора определяться с выбором вуза, а для этого нужно знать о нем все и досконально. Интернет здесь – лучший помощник: информацию о вузе можно получить практически в любом месте, где есть вайфай или «ловит» мобильная связь. Главное – чтобы она была на сайте вуза.

Что же образовательное учреждение должно размещать на своем сайте?

Во-первых, все основные сведения о себе: дата создания, структура (включая филиалы и представительства), Ф. И. О. учредителя и руководителя, контактные телефоны, адрес, график ра¬боты, электронная почта, педагогический состав (должность, профессиональная квалификация, ученая степень, звание). Но если с предоставлением этой «анкетной» информации большинство сегодня всё же худо-бедно справляется, то с другими пунктами у многих возникают проблемы.

А они тем не менее на сайте присутствовать должны. Это сведения о материально-технической базе, в том числе о библиотеке, общежитиях, спортивных залах, об условиях питания, медицинского обслуживания с указанием перечня зданий и территорий, их адресов.

Еще один немаловажный подпункт – финансовая отчетность. На интернет-страничке образовательного учреждения должны быть сведения о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года, а так¬же порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора и стоимость.

Также на сайте обязаны разместить результаты приема по каждому направлению подготовки среднего или высшего профобразования с указанием сред¬ней суммы набранных баллов по всем вступительным испытаниям.

Заглянувший на сайт должен обязательно найти на странице ссылку на сайт Министерства образования и науки, а также еще несколько активных ссылок на федеральные образовательные ресурсы.
Правила регламентируют также технологическую и программную составляющие работы сайта. Так, «доступ пользователей для ознакомления с размещенной на сайтах информацией должен осуществляться на основе свободного и общедоступного программного обеспечения, вуз должен обеспечить защиту информации от уничтожения, изменения и блокировки доступа. Но в то же время необходимо сохранить возможность копирования информации на резервный носитель, чтобы в случае «атаки» восстановить нужные данные.

(Агранович М. Прозрачный вуз / Мария Агранович // Российская газета. – 2012. – 25 апреля. – С. 17.)


Пробный ЕГЭ завалил каждый третий школьник

В российских школах началась досрочная сдача ЕГЭ. Во что это выльется в баллах – станет известно позже. Но многие учителя и родители еще в шоке от результатов пробного ЕГЭ по математике.

В Москве, например, 10 % учеников не смогли ре¬шить уравнение, а 30 % не справились с простои задачей. Как пояснил зав. кафедрой математики Московского института от¬крытого образования Иван Ященко, выпускники не поняли условия задачи, не смогли ее прочитать.

Папы и мамы в панике: что делать? Срочно искать репетитора? Но можно ли еще успеть подготовить ребенка? И если да, то за сколько?

Иван Ященко, к слову, не толь¬ко сотрудник МИОО. Он в числе тех, кто разрабатывает тесты, и уверен, что репетиторов не надо. Школа сама может отлично подготовить выпускников к ЕГЭ.

Неудачи объясняет тем, что учителя натаскивают детей на решение определенных задач с выбором ответа. Ученики пишут, не думая. А в тестах все задачи реальные и нет абстрактных чисел.

– Можно сдать ЕГЭ на 100 баллов, если в 10 и 11 классах изучать математику на профильном уровне и регулярно тренироваться, – уверен математик Ященко.

Но «профильный уровень» – далеко не в каждой школе. И что значит – регулярно тренироваться? Для обычной школы это чаще всего и выливается в примитивное натаскивание на ЕГЭ, что и показал пробный экзамен. Одаренному и целеустремленному ученику, может, и легко стать стобалльником, но подавляющему большинству, как показывает статистика, даже 50–60 баллов сложно получить.

И родители бегут к репетиторам. Рынок этих услуг при подготовке к ЕГЭ оценивается сегодня в сумму от 8 до 15 млрд рублей.
Директор одного из репетиторских агентств Константин Капралов – выпускник химфака МГУ. Он в отличие от Ивана Ященко уверен, что школа не способна подготовить учеников к 100 баллам на ЕГЭ. Но и репетиторы – тоже. Репетитор, даже самый «продвинутый», не сможет заново пройти с подопечным курс от корки до корки. Самое главное, что он может сделать, – собрать знания в систему.

– К репетиторам идут слабые и средние ученики. Встречаются и совсем бездарные. Родители платят – и в детей буквально впихивают знания, – рассказывает Константин Капралов. – Пяти–шести занятий с репетитором среднему ученику обычно достаточно для того, что¬бы сдать ЕГЭ на 70–75 баллов.
Цена индивидуального занятия – от 1500 рублей за полтора часа. Самый дорогой предмет – английс¬кий язык: тут «накрутка» может достигать 40 % . При этом, по последним данным исследова¬ний рынка репетиторских услуг, именно среди преподавателей анг¬лийского очень много непрофесси¬оналов – почти 14 % .
Групповые занятия всегда дешевле индивидуальных. Но бывают исключения. Подготовиться к ЕГЭ можно на курсах при вузах.

(Ивойлова И. Сдачный сезон / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2012. – 24 апреля. – С. 14.)


Краеведческие новости

Волгоградцы впервые написали Тотальный диктант

Волгоград прирос новой традицией: теперь и у нас пишут Тотальный диктант. А то безобразие было: с 2004 года добровольцы по всей стране проверяли грамотность, а мы вроде ни при чем. 21 апреля Волгоград на позитиве включился в акцию. Тысячи ее участников из 85 городов дружно вспоминали, где пишется «не», а где «ни», когда ставить тире, и вообще тряхнули познаниями. Вместе со всеми была журналист «Волгоградской правды».

Всё началось ровно в 15 часов. В интернет-центре библиотеки имени Горького, где нам предстояло писать Тотальный диктант, почти все места за столами были заняты. Сотрудники на всякий приготовили запасную аудиторию в актовом зале. И это совсем неплохо, учитывая, что заявки прислали 120 человек, а появились около 100. Тотальный – значит всеместный и всевозрастной. В прошлом году текст диктанта сочинял журналист и публицист Дмитрий Быков, в позапрошлом – Борис Стругацкий. А в этом сезоне руку приложил модный про¬заик и общественный деятель Захар Прилепин…

(Гречухина Ю. Мы с тобой, великий и могучий / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. 2012. – 24 апреля. – С. 5.)

О модернизации образования

В Волгограде продолжается реализация программы модернизации системы общего образования. В этом году федеральные и муниципальные средства, направленные на обновление волгоградских школ, планируется использовать по 8 направлениям.

В минувшем году в рамках реализации комплекса мер по модернизации школ Волгограда было успешно освоено 97,5 млн рублей. Участниками программы стали 150 общеобразовательных учреждений. В этом году принято решение об увеличении объемов финансирования и количества участников программы. В 2012 г. на эти цели планируется выделить 203 млн 400 тыс. рублей, из них 197 млн 200 тыс. рублей – из федерального бюджета, свыше 6 млн – из муниципальной казны.

По словам заместителя главы Волгограда Андрея Ляха, участниками программы в этом году станут 155 городских школ. Деньги будут направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению, капитальный ремонт, оснащение школ компьютерным, лабораторным и медицинским оборудованием, обновление столовых, пополнение библиотечного фонда, повышение квалификации педагогов и т. п.

12 млн 400 тыс. рублей будут использованы на капитальный ремонт здания школы № 124 Красноармейского района. Более 2 млн рублей – на ремонт кровель школ № 54 (Советский район), 118, 120 и гимназии № 2 (Красноармейский район). На реализацию комплекса мер по программе энергосбережения выделяется около 5 млн руб. Эти деньги пойдут на приобретение энергосберегающих ламп и установку стеклопакетов. Также предполагается приобрести 6 единиц транспорта, предназначенного для перевозки школьников. Общая сумма необходимых для этого средств превысит 10 млн рублей.

(Федоров С. Все условия для знаний / Сергей Федоров // Городские вести. – 2012. – 5 апреля. – С. 4.)


Уроки китайского

С 5 по 14 апреля группа учащихся гимназий № 3 и 5, изучающих китайский язык, побывала в Чэнду (КНР, провинция Сычуань). В программе визита – занятия китайским языком, посещение достопримечательностей города-побратима, участие в культурных и спортивных мероприятиях.

Как сообщили в департаменте зарубежных, региональных и внешнеэкономических связей администрации Волгограда, поездка делегации волгоградских школьников проходит в рамках соглашения об установлении дружественных отношений между Волгоградом и китайским городом Чэнду провинции Сычуань.

Ответный визит школьников из Чэнду в Волгоград состоится летом этого года.

(Ипатова Л. Уроки китайского / Лариса Ипатова // Городские вести. – 2012. – 5 апреля. – С. 24.)

Запись первоклашек

Приказ о порядке зачисления первоклашек в школу пока не принят на уровне федерального министерства, сообщили в пресс-службе мэрии.

К нему есть претензии у Минюста. Прием в волгоградские школы начался 1 апреля. Он ведется по-старому, то есть по территориальному признаку. Никакого ажиотажа нигде нет. Что же касается электронной записи, то ее в Волгограде пока вводить не планируют.

(Школу возьмем штурмом? // Интер. – 2012. – 5 апреля. – С. 2.)

Школа молодого исследователя для школьников

С 9 по 14 апреля в социально-педагогическом университете во второй раз работала Школа молодого исследователя для школьников. Воплотилась идея стипендиатов-потанинцев приглашать старшеклассников, занимающихся исследовательской работой, на лекции ведущих ученых университета. Чтобы судить об успешности мероприятия, мы попросили участников проекта поделиться с нами страничками из своих личных дневников…

(Александрова А. Кажется, я стал ученым / Ангелина Александрова // Учитель. – 2012. – 26 апреля. – С. 5.)

ЕГЭ можно сдать авансом


10 волгоградских выпускников сдают ЕГЭ досрочно. Для них госэкзамены закончатся уже 4 мая. Впервые в нашем регионе старшеклассники получили право сдачи Единого экзамена заранее.

Двое из этих молодых людей планируют дальнейшее обучение за границей. Остальные – спортсмены, которым предстоит защищать честь Волгограда на состязаниях.

Требования ко всем подросткам одинаковые, независимо от сроков сдачи экзамена, заверяют в областном комитете по образованию и науке. Участникам ЕГЭ запрещается пользоваться мобильными телефонами, иными средствами связи, электронно-вычислительной техникой. Нарушителей накажут удалением из аудитории без повторной сдачи ЕГЭ.

– Участникам ЕГЭ, которые считают, что их права нарушены, предоставляется право подать письменную апелляцию, – отмечает главный специалист комитета Надежда Додина. – Апелляции бывают двух видов – о нарушении установленного порядка ЕГЭ (ее подают, не выходя из пункта экзамена, уполномоченному представителю ГЭК) или о несогласии с отметками. Ее пишут в течение двух рабочих дней со дня официального объявления баллов. Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам. Иными словами, если абитуриенту чем-то не понравилось задание, оспорить его он не сможет.

(Гречухина Ю. ЕГЭ можно сдать авансом / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2012. – 20 апреля. – С. 2.)

В «Сталинградских чтениях» победили школьники

В субботу подвели итоги ежегодного конкурса исследовательских работ «Областные юношеские чтения “Сталинградская битва в истории России”».

На суд жюри были представлены 94 работы, авторами которых являются школьники, студенты и аспиранты из 23 районов и городов области. Всего в конкурсе приняло участие свыше 300 молодых исследователей.

Организаторами конкурса выступили «Волгоградпатриотцентр» и Волгоградский государственный университет. Работа проходила по пяти секциям: «Жизнь военного Сталинграда», «От Сталинграда до Берлина», «Народ и война», «Поиски и открытия», «Сталинград в российской истории».

Дипломы победителей получили 15 школьников и 2 студента.

(В «Сталинградских чтениях» победили школьники // Городские вести. – 2012. – 24 апреля. – С. 3.)




Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru