В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (февраль 2012 г)

4 марта 201214:42
Новости образования

«Первоклассный» вопрос

С будущего года сроки и правила приема первоклассников изменятся. Детей, живущих рядом со школой, будут зачислять с 1 марта по 31 июля, а тех, кто хочет учиться не по месту жительства, – с 1 августа по 5 сентября. Общеобразовательным учреждениям для одаренных официально предоставят право выявлять способности детей, то есть фактически проводить некие испытания.
Все эти новшества содержатся в опубликованном Минобрнауки России проекте правил приема в общеобразовательные учреждения.

Еще в прошлом году в Закон РФ «Об образовании» были внесены поправки, предусматривающие привязку школ к определенной территории. Изменения вступили в силу с 1 января 2012 года. Однако порядок приема детей из других микрорайонов в законе не прописан. В Москве, где еще 15 декабря 2011 года началась электронная регистрация первоклассников, это привело к неразберихе среди родителей.

Департамент образования столицы, не дожидаясь утверждения федерального порядка, опубликовал свой приказ, согласно которому школам с 1 февраля при наличии свободных мест разрешено зачислять детей «со стороны».

Появление федерального документа позволяет понять, как в дальнейшем будет решаться сложный «первоклассный вопрос». Сначала в школу принимаются дети с закрепленной территории. Только после этого школы начнут зачислять на свободные места ребят из других микрорайонов. Преимущество в первую очередь будут иметь льготные категории граждан, установленные федеральными законами, нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Затем те, чьи братья и сестры уже обучаются в этой школе. И уже потом – все остальные.

Министерский приказ разрешает школам с профильным обучением использовать процедуры отбора. Правда, выглядит это разрешение весьма витиевато. Школы «для детей и подростков, проявивших выдающиеся интеллектуальные способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта» смогут применять «механизмы выявления у детей данных способностей». А школы с программами углубленного или профильного изучения отдельных предметов – «механизмы выявления склонностей детей к углубленной или профильной подготовке».

(Ветров И. «Первоклассный» вопрос / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2012. – 7 февраля. – С. 2).

Школьные учебники


Премьер-министр Владимир Путин провел в Кургане совещание, посвященное развитию регионального образования. Путина больше всего обеспокоило разнообразие школьных учебников – в 2011 году Минобрнауки рекомендовало более 1,3 тыс. пособий. Премьер поручил сократить их число, чтобы проблем с выбором не возникало ни у учителей, ни у учеников.
 
При переходе детей в новую школу им приходится привыкать к новому способу изложения материала и даже нанимать репетиторов, чтобы догнать новых одноклассников.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал, что решить вопрос с сокращением учебников в ближайшем учебном году вряд ли удастся.

– На самом деле в 2012 году мы сохраним то число учебников, которое есть сейчас, нужно время на переход, – пояснил Фурсенко. – Но в будущем можно оставить где-то по три варианта учебника.

У учителей все же останется возможность использовать остальные пособия, которые не получили гриф министерства.
Минобрнауки ежегодно утверждает перечень учебных пособий, рекомендованных к использованию в школах. Все учебники проходят экспертизу в Российской академии образования и в Российской академии наук. После этого фильтра министерство ставит гриф «Рекомендовано». Именно из этого списка учителя могут выбирать пособия. Минобрнауки стремилось предоставить преподавателям максимальную свободу выбора, поэтому список очень разросся, например, для 5-го класса рекомендовано девять вариантов учебников по русскому языку, по литературе – 11 вариантов, а для 7-го класса 15 разных пособий по математике.

Порой родителям приходится покупать новый комплект учебников, даже если они переводят ребенка в школу в соседнем районе. Путин обратил особое внимание и на другие поборы с родителей, которые уже стали привычной практикой в школе. Он заявил, что брать деньги за преподавание предусмотренных образовательным стандартом дисциплин недопустимо. Плата может взиматься только за дополнительные факультативные занятия.

(Новикова А. Премьер поручил сократить число школьных учебников / Анастасия Новикова // Известия. – 2012. – 15 февраля. – С. 2).

О повышении стипендий и зарплат

Премьер-министр Владимир Путин провел встречу с ректорами ведущих российских вузов. Если раньше государство тратило огромные средства на исследования и вузовскую науку, то теперь решило вложиться в доходы преподавателей и студентов. Путин обещал с 1 января 2013 года повысить стипендию студентам первых и вторых курсов до 5 тыс. рублей, а зарплату профессоров довести до средней по региону, как уже сделали с доходами школьных учителей. А вот ректорам придется затянуть пояса, премьер призвал их самих урезать свою зарплату.

Путин отметил, что поднять стипендию могут и с начала учебного года, если в бюджете появятся дополнительные доходы. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков рассказал, что пока нет оценок, во сколько казне обойдется такая солидная прибавка, но заверил, что средства на это у государства есть. Сейчас обычная стипендия составляет около 1,3 тысячи рублей, так что придется серьезно потратиться, чтобы повысить ее более чем в 4 раза. Правда, получат 5-тысячную стипендию далеко не все первокурсники, а только самые талантливые из них или те, кто нуждается в средствах.

– Стипендии получат ребята, которым действительно нужна поддержка, но речь идет не о справках, именно поэтому в распределении этих денег будут участвовать студенческие организации, – рассказал Фурсенко. – Вторая половина – это люди, которые учатся на 4-5, для первокурсников будут учитываться результаты ЕГЭ.

Окончательный порядок должны разработать в Минобрнауки совместно с ректорами. Вузам придется поискать возможности, чтобы повысить и зарплаты преподавателям. Сейчас они в среднем получают 21,8 тыс. рублей при средней зарплате по экономике 24 тыс. Этот пробел Путин обещает восполнить к 1 сентября. Но он призвал ректоров искать и другие способы повышения окладов, например, оптимизировать число преподавателей. Сейчас на 1 профессора приходится 4-5 студентов, хотя оптимальным считается 10.

К тому же Путин поручил ректорам снизить себе зарплаты. Эту тему он поднимал еще на прошлой встрече, когда выяснилось, что руководители вузов получают в 10-15 раз больше рядовых преподавателей. Ректор МГУ и глава Союза ректоров Виктор Садовничий заверил, что обсудил эту проблему со своими коллегами, но пожаловался, что сам снизить себе зарплату не может, потому что ее определяет учредитель (в его случае – правительство РФ). Садовничий предложил ректорам отказаться от всех дополнительных доходов, кроме оклада и грантов за научные открытия.

(Новикова А. Повышение стипендий первокурсникам обойдется в 5 млрд. рублей / Анастасия Новикова // Известия. – 2012. – 16 февраля. – С. 2).

Опасные сайты

Премьер-министру Владимиру Путину на заседании президиума правительства представили законопроект о создании саморегулируемой организации, которая будет отслеживать в Сети небезопасные для детей сайты. Интернет-ресурсы занесут в черные и белые списки. Путин отметил, что деятельность этой организации ни в коем случае не должна привести к ограничению свободы в глобальной Сети.

Путин поручил в дальнейшем согласовывать все изменения в области интернета с онлайн-сообществом.

Россия вместе с Таиландом и США входит в тройку стран, по распространению порнографии и других материалов нарушающих нравственные нормы. В России уже закрыли около 10 тыс. сайтов, направленных против детей, 150 ресурсов, содержащих элементы пропаганды наркотиков, и разоблачили крупнейшую педофильскую сеть, в которой было замешано более 130 человек.

По замыслу Минкомсвязи, отслеживать подобные преступления в Сети должна саморегулируемая организация, в которую войдут представители общественных организаций, независимого гражданского общества крупнейших операторов связи, контент-провайдеров, правоохранительных органов и парламента. Они также будут составлять белые списки, куда войдут сайты, абсолютно безопасные для детей и прошедшие сертификацию в родительских организациях.

(Новикова А. В Интернете введут черные и белые списки / Анастасия Новикова // Известия. – 2012. – 13 февраля. – С. 2).

Видеосерверы для школ

В столичных округах тестируют видеосерверы, с помощью которых школы смогут проводить интерактивные совещания, открытые уроки и даже дистанционные родительские собрания. Как пояснили в правительстве Москвы, образовательные учреждения не хотят отставать от чиновников мэрии, которые с момента прихода к власти Сергея Собянина проводят многочисленные видеоконференции с помощью планшетов. Только учителям вместо iPad предлагают пользоваться ноутбуками Lenovo.

Как рассказала методист по внедрению свободного ПО в образовательные учреждения Северо-Восточного округа Елена Никонова, видеоконференции организованы на базе программы Adobe Acrobat Connect. Чтобы «посетить» интерактивное мероприятие, нужны компьютер, планшет или мобильный телефон с выходом в интернет, а также веб-камера, наушники и микрофон. Участники конференции в заранее определенное время должны перейти по специальной ссылке (для каждого округа она будет разной).

Общаться и видеть друг друга одновременно смогут до 45 человек. Если же конференция организована в виде лекции, максимальное число участников вырастет до 110 человек.

– Мы уже сейчас тестируем систему, проводим совещания чиновников с директорами образовательных учреждений, но через месяц школы смогут использовать видеоконференции по своему усмотрению, например, проводить родительские собрания, – пояснила Елена Никонова.

Собрание может быть как закрытым – тогда всем родителям выдадут пароли, так и открытым – любой сможет получить гостевой доступ. По словам руководителя Центра информационных технологии окружного управления образования ЦАО Максима Черенкова, учителям сейчас выдают ноутбуки, которые те могут забирать домой, а потом при желании проводить интерактивные родительские собрания «хоть за чашкой чая». Эксперты активно поддержали идею интерактивных родительских собраний в школах. Как рассказал зампред Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин, москвичам не придется подстраиваться под конкретное время и отпрашиваться с работы, они смогут поучаствовать в обсуждении детских проблем из любой точки города. Кроме того, по его мнению, новые технологии «помогут уменьшить и количество поборов в школах» – так любой родитель сможет записать собрание, выложить его на YouTube или использовать как доказательство при написании жалобы.

Если же администрации школ начнут отказываться от интерактивных собраний, родители могут настоять на новом формате.
(Верховская М. Школьные «поборы» опубликуют / Верховская Маргарита // Известия. – 2012. – 7 февраля. – С. 6).

Футбольные команды

Высшим учебным заведениям России надо будет подготовить футбольные команды и заявить их для участия в чемпионате Национальной студенческой футбольной лиги (НСФЛ), которую учредил Российский футбольный союз. Об этом говорится в проекте письма, которое находится сейчас в Минобрнауки. Это письмо с рабочим названием «О развитии футбола в высших учебных заведениях» планируется разослать руководителям российских вузов.

Согласно проекту, вузам будет рекомендовано «принимать активное участие во всех мероприятиях, проводимых студенческой футбольной лигой, и зарегистрировать вузовские команды по футболу на официальном сайте НСФЛ». Также к проекту прикладывается форма отчетности о состоянии футбола в вузе, которую предлагается заполнить и до 1 апреля отправить в Минобрнауки.

Студенческие команды будут участвовать в первенстве России по футболу среди вузов, которое планирует организовать НСФЛ. Пройдет оно в четырех дивизионах. Первый тур запланирован на сентябрь 2012 года. Согласно предварительной смете, которую рассчитала лига, обойдется организация чемпионата 2012/2013 года в 336 млн. рублей. Финансирование предполагается совместным – от Минспорттуризма (в его ведении 14 отраслевых вузов), Минобрнауки, из региональных бюджетов и непосредственно институтов и университетов. Часть средств Минспорттуризма уже выделил.

Чемпионатом по футболу с участием около 1 тыс. команд из высших учебных заведений планы лиги не ограничиваются. Лига также планирует организовывать массовые студенческие мероприятия, связанные с чемпионатом мира по футболу 2018 года.

(Куйбида А. Вузы должны к 1 апреля создать футбольные команды / Артем Куйбида // Известия. – 2012. – 3 февраля. – С. 12).

«Горячая линия»


Начала работу «горячая линия» по вопросам приема в детские сады, школы и вузы страны. Специалисты ответят, в частности, на вопросы, связанные с переводом обучающихся в другие образовательные учреждения, их отчислением и восстановлением, а также о приеме в вузы иностранных абитуриентов.

«Горячая линия» будет работать с 8:00 до 15:00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья, до 10 августа 2012 года. Телефон «горячей линии»: +7 (499) 236-20-15. Консультации по приему на учебу иностранных граждан ведутся по телефону: +7 (499) 237-83-92.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 10 февраля. – С. 3).

Правила приема абитуриентов в 2012 году

С начала февраля на официальных сайтах российских вузов должны быть опубликованы правила приема абитуриентов в 2012 году. Они, в частности, должны содержать в себе перечень специальностей, на которые будет объявлен набор, списки вступительных и дополнительных испытаний, порядок подачи и рассмотрения апелляций, порядок организации целевого приема, условия и порядок приема абитуриентов на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе.

В этом году будет действовать новый порядок приема в вузы. Так, льготу на поступление абитуриенты-олимпиадники смогут использовать только один раз – в одном вузе и лишь на одно направление подготовки. Кроме того, вузы будут обязаны сверять данные, представленные абитуриентами, с данными федеральной информационной системы обеспечения проведения ЕГЭ.

Приемная кампания 2012 года официально стартует 20 июня, когда начнется прием документов на первый курс. Для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалистов для абитуриентов, поступающих в вузы только по результатам ЕГЭ, прием заканчивается 25 июля.

Как и в предыдущие годы, зачисление в вузы будет проходить в два этапа. Первый этап – основной, второй – если в вузе остались вакантные места после первого. И в исключительном случае, если в вузе есть свободные места даже после двух этапов зачисления, то учредитель может разрешить университету объявить дополнительный прием, который должен завершиться не позднее 1 сентября.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 10 февраля. – С. 3).

Персональные стипендии

Вышло постановление правительства об учреждении персональных стипендий им. Ю. Д. Маслюкова для учащихся вузов. На них смогут рассчитывать студенты-очники, проходящие подготовку по направлениям, связанным с задачами оборонно-промышленного комплекса. Со следующего учебного года будут назначаться пять стипендий в размере 1500 рублей в месяц каждая.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2012. – 3 февраля. – С. 3).

Новое меню для дошкольников

Около 200 родителей дошколят собрались 18 февраля на Краснопресненской площади, требуя отмены нового меню в московских детсадах. Помимо недовольных родителей на пикете были и чиновники департамента образования, которые до акции протеста провели в стенах ведомства открытое совещание и приняли решение скорректировать перечень блюд.

История с критикой нового меню, появившемся в столичных детсадах с начала 2012 года, тянется уже более двух недель. За это время количество недовольных возросло от нескольких десятков до 2,5 тыс. человек. Основная причина протеста – реакция детей на новые блюда в виде «красных высыпаний на теле и лице». С просьбой разобраться в ситуации и исключить из рациона детей полуфабрикаты, консервы, витаминизированные добавки родители сначала обратились в столичный департамент образования, затем в прокуратуру, а чуть позже подписали петицию к президенту Дмитрию Медведеву.

Чиновники отреагировали оперативно: уже 14 февраля родителей пригласили в департамент образования обсудить возникшую проблему. Правда, тогда первый замглавы ведомства Михаил Тихонов объяснил, что изменений в перечне блюд можно ожидать не ранее чем «в течение 2-3 циклов меню», то есть 40-60 дней. Спустя еще несколько дней мнение чиновников резко поменялось. На втором собрании 18 февраля глава департамента Исаак Калина принес свои извинения родителям. Он рассказал, что слишком доверял разработчикам нового рациона, однако корректировки в меню уже внесены, утверждены Роспотребнадзором, а действовать они начнут уже с 20 февраля.

Как пояснила начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Роспотребнадзора Дина Синякова, теперь в завтрак будут добавлены сливочное масло, сыр и пшеничный хлеб. Вареники промышленного производства заменят оладьями с яблоками собственного приготовления, а витаминизация третьих блюд в обеде будет отменена. В рационе также будет сокращено количество колбасных изделий, увеличена доля блюд из мяса, птицы, рыбы. Апельсиновый и ананасовый соки будут заменены на другие, мед – на джем. Помимо «Меланжа» (яичной смеси), который вызывал особое недоверие у родителей, будет предусмотрена возможность использовать просто куриные яйца.

(Синяева Ю. Детям недовольных родителей предложат альтернативное меню / Юлия Синяева // Известия. – 2012. – 21 февраля. – С. 6).

Борьба с самоубийствами

Столичные власти отреагируют на волну подростковых самоубийств, прокатившуюся по стране. После весенних школьных каникул в Москве стартует цикл психологических тренингов для несовершеннолетних, где их научат выходить из трудной ситуации, не замыкаясь в себе. Об этом проекте рассказала директор городского центра «Дети улиц» при департаменте семейной и молодежной политики Москвы Любовь Гыбина. Цикл тренингов будет состоять из семи занятий в группах по 15 человек. На первых порах в семинарах примут участие подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

«Изначально наши занятия должны были быть посвящены снижению агрессии в подростковой среде, – пояснила Любовь Гыбина. – Но с учетом последних трагических событий мы делаем другое направление – как выйти из любой ситуации с минимальным ущербом для психики». По ее словам, на тренингах подростков научат тому, как разрешить кризисные и конфликтные ситуации, не замыкаясь в себе или не уходя с головой в интернет. Им также помогут найти другую группу для общения.

Специалисты полагают, что психологам стоит также помочь подросткам поднять самооценку, научить школьников уважать себя даже в том случае, если их не уважают другие, а также управлять агрессией и правильно общаться со сверстниками и взрослыми, «Это послужит профилактике суицида», – пояснил руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов.

Члены Общественной палаты уверены, что антисуицидальные семинары должны провести не только городские центры, но и школьные психологи в каждом образовательном учреждении. «В старших классах стоит провести тренинги, направленные на раскрепощение детей и налаживание общения в коллективе», – пояснила член рабочей группы ОП по проблемам детства Ирина Плещёва.

(Корчмарек Н. Власти начали системную борьбу с самоубийствами подростков / Наталья Корчмарек // Известия. – 2012. – 21 февраля. – С. 6).

Центры восстановительного лечения

Группа родителей направила письмо заммэра по социальному развитию Ольге Голодец с просьбой не допустить перепрофилирования центров восстановительного лечения (ЦВЛ) детей с психоневрологическими нарушениями. В Москве всего семь таких учреждений, которые считаются уникальными. В них ежегодно проходят реабилитацию несколько сотен детей.

Для многих детей эти центры – единственная возможность подготовиться к поступлению в обычную школу. Поэтому эксперты считают, что таких центров должно быть намного больше: количество детей с неврологическими отклонениями в столице растет гигантскими темпами.

(Верховская М. Дети с нарушениями в развитии могут остаться «на улице» / Маргарита Верховская // Известия. – 2012. – 17 февраля. – С. 5).

Итоговая коллегия

В Министерстве образования и науки РФ прошла итоговая коллегия. Министр Андрей Фурсенко отчитался за работу в 2011 году и рассказал о задачах на 2012 год. «Курс на модернизацию будет продолжен», – подчеркнул он.

Присутствующий на коллегии глава администрации президента РФ Сергей Иванов высоко оценил деятельность команды Андрея Фурсенко, особо отметив проекты «Наша новая школа»; программы, направленные на развитие научно-технологического потенциала страны и создание системы независимой оценки качества школьного образования, знакомой простому народу по аббревиатуре – ЕГЭ.

Как отметил ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий, у чиновников сменились акценты восприятия критики нововведений: они стали слышать оппонентов. По мнению члена Совета Федерации Зинаиды Драгункиной и главного редактора журнала «Огонек» Виктора Лошака (члена Общественного совета по образованию), министерство стало более открытым и практикует формы общественного участия в своей работе. От аудиторов счетной палаты прозвучало, что сокращение вузов оказалось верным и правильным решением, потому что помогает еще и минимизировать расходы по высшему образованию.

В заслугу министерству поставили: достижения в области учительских зарплат (они сравнялись в регионах со средней по промышленности), автономию школ, равнодоступность поступления в вузы, увеличение консолидированного бюджета на образование.

(Герасимова Е. А кому - «расстрельная» должность? / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2012. – 21 февраля. – С. 7).

Результаты исследования

На днях Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты исследования, посвященного восприятию и отношению к современной системе профессионального образования в России. Опрос проводился в четырех целевых аудиториях: ученики 9-х и 11-х классов школ, родители учеников, студенты НПО и СПО (учебных заведений начального и среднего профессионального образования), студенты вузов. Оказалось, что наиболее уверенными в будущем трудоустройстве, в том числе – по специальности, чувствуют себя студенты техникумов и колледжей.

Само получение начального и среднего профессионального образования представляется более важным самим учащимся системы НПО и СПО и ученикам. В меньшей степени эту точку зрения разделяют родители и студенты вузов. И ученики (82 %), и родители (79 %), и студенты вузов (86 %) уверены, что очень важно иметь высшее образование. В меньшей степени согласны с ними учащиеся НПО и СПО (59 %).

Качеством образования удовлетворены и большинство студентов НПО и СПО (91 %) и вузов (86 %). Уверенность в завтрашнем дне, по данным опросов, выглядит так: не будут испытывать серьезных проблем с трудоустройством после окончания учебного заведения 61 % окончивших техникумы и колледжи и 42 % студентов.

Что касается приоритетов в выборе профессий, то здесь данные особо не отличаются от данных последних пяти лет. Родители, по опросам ВЦИОМа, чаще всего хотят видеть своих детей работающими в банковской и экономической сфере (32 и 31 % соответственно). А самыми неудачными вариантами занятости признаются охрана и безопасность, делопроизводство.

Вместе с тем прогнозы относительно будущих приоритетов отличаются от вышеозначенных предпочтений. По прогнозу учеников, самыми перспективными профессиональными сферами в будущем станут здравоохранение и экономика. Учащиеся техникумов и колледжей тоже полагают, что именно специалисты в области медицины будут наиболее востребованными. Что касается студентов вузов, то они, как и опрошенные родители, признают будущее за сферой информационных технологий. Ранее ВЦИОМ публиковал данные, в соответствии с которыми медицину в рейтинге самых популярных профессиональных отраслей в масштабах России респонденты ставят на второе место, а на третье – строительство и архитектуру (31 %). Наиболее же перспективной сферой профессионального образования студенты вузов признают энергетику (36 %), а студенты НПО и СПО, ученики и родители – здравоохранение (29–33 %).

Важнейший критерий оценки профессионального образования для всех участников исследования – востребованность на рынке труда (62–73 %). На втором месте для учеников и студентов вузов стоит социальная значимость образования (63 и 67 % соответственно), для учащихся НПО и СПО – престижность (63 %), для родителей – доходность (59 %).

С точки зрения респондентов, высшее образование – это возможность хорошо зарабатывать. Ученики на второе место ставят возможность занять высокое положение в обществе, родители – возможность стать квалифицированным специалистом. По 51 % опрошенных в обеих группах также считают, что высшее образование следует получить для того, чтобы в дальнейшем заниматься интересной работой.

Что касается начального и среднего профессионального образования, то здесь ключевыми мотивами является именно получение необходимых знаний (57 % учеников и 49 % родителей). Большинство родителей также полагают, что начальное и среднее профессиональное образование следует получать для общего развития.

Зарплатные ожидания молодых людей выглядят так: сумму в 10 000–19 999 руб. ожидают 36 % учащихся техникумов против 24 % студентов вузов. От 20 000 до 29 000 руб. – практически поровну: 28 и 29 %. От 30 000 до 39 000 руб. ожидают 18 % студентов вузов и 20 % учащихся НПО и СПО. А дальше ситуация меняется: для 19 % студентов вузов зарплата 40 000–49 000 руб. считается вполне достижимой, в то время как только 4 % из другой группы с ними солидарны.

(Герасимова Е. Больше образования – меньше работы / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2012. –28 февраля. – С. 8).

Без очереди


К 2015 году в Ростове-на-Дону откроют около пяти тысяч мест для дошколят в новых и отремонтированных детсадах . Проблема с очередью будет решена.

О других проектах рассказала заместитель главы администрации Ростова-на-Дону по социальным вопросам Валентина Леденева. В 2012 году образование будет оставаться одной из приоритетных социальных сфер. В последние три года на развитие отрасли расходуется почти четверть городского бюджета, в текущем году это около шести миллионов рублей. В текущем году родителям учеников начальной школы не придется тратиться на учебники. Благодаря субвенциям из областного бюджета к 1 сентября начальная школа получит необходимые учебники. Учебные классы в ростовских школах модернизируются. В итоге все 119 ростовских гимназий и лицеев имеют современное оборудование в кабинетах физики, химии, биологии. В каждой школе организованы горячие обеды. Ученики младших классов 3 раза в неделю обязательно получают бесплатное молоко.

(Малахова Н. Без очереди / Наталья Малахова // Российская газета. - . 2012. – 22 февраля. – С. 22).

Учиться на русском

В Македонии открывается Международный славянский университет. В проекте по созданию Славянского университета участвовали девять стран – Россия, Сербия, Хорватия, Македония, Черногория, Болгария, Словения, Чехия, Словакия.

Каждую представляет один университет, который отправит в македонский город Свети-Никола своих преподавателей и предложит обучающие программы. От России в проекте будет участвовать Тамбовский госуниверситет им. Державина. Предполагается, что университет, в том числе с помощью дистанционного обучения, будет готовить на платной и бесплатной основе магистров и докторантов, развивать научное сотрудничество этих стран в сфере гуманитарного образования. Среди учебных дисциплин – история, международные отношения, филология, экономика, психология, философия, журналистика. Что очень важно, базовым языком университета станет русский. Министр образования Республики Македония Панче Кралев пояснил, что цель создания столь необычного учебного заведения – стремление объединить славянские народы, которые имеют общие культурные и исторические корни. А ректор Тамбовского университета Владислав Юры подчеркнул, что создание университета продемонстрирует единство славянского мира, схожесть менталитета, истории, культуры, религии. Первый набор пройдет уже в этом учебном году, и бакалавры из России смогут попытать свои силы. Обязательным вступительным экзаменом станет собеседование по славянской культуре, истории и письменности.

(Ивойлова И. Учиться на русском / Ирина Ивойлова // Российская газета . –- 2012. – 21 февраля. – С.10).

Учителям химии

В МГУ пройдет Всероссийский съезд учителей химии. Учителя прослушают лекцию академика РАН, декана химического факультета В. Лунина о современных достижениях в области химии, побывают на экскурсии на химическом факультете МГУ и познакомятся с выдающимися учеными университета и их работами. Предполагается, что на съезде может быть принято решение о создании Межрегиональной общественной организации «Ассоциация учителей и преподавателей химии», которая будет решать несколько задач. Среди них – обмен опытом преподавателей химии, содействие в повышении качества учебной литературы, участие в подготовке педагогических кадров.

(Ивойлова И. Нерастворимые / Ирина Ивойлова // Российская газета .– 2012. – 16 февраля. – С.5).

В MГУ проходит V съезд Российского психологического общества

В форуме принимают участие более тысячи психологов из 52 регионов России, ученые разных стран мира. Пройдет около 100 симпозиумов и «круглых столов» по 40 направлениям. В открытии съезда принял участие глава МЧС России Сергей Шойгу. Он рассказал о создании 12 лет назад Российского центра экстренной психологической помощи МЧС РФ.
Работники этой новой службы помогают пострадавшим и их родным при чрезвычайных ситуациях, дежурят на «Горячих линиях», выводят «потерявшихся» в лабиринтах виртуальных сетей. И не только. Возможно, совсем скоро психологи будут оказывать помощь даже при сдаче ЕГЭ.

Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал о роли психологов в повседневной жизни современной школы. Декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко выступил с докладом о состоянии психологии как науки, о сотрудничестве психологов разных стран. Так, в Москве недавно прошел «круглый стол» «Психологическая помощь социально-уязвимым категориям граждан Союзного государства; опыт и перспективы». В целях формирования общего психологического пространства России и Беларуси эксперты решили разработать модельный закон о психологической помощи, создать реестр психологов Союзного государства, разработать несколько проектов и программ Союзного государства в сфере социально-психологической помощи населению.

(Жигайлова Т. Сдать ЕГЭ помогут психологи / Татьяна Жигайлова // Российская газета .- 2012. – 16 февраля. – С.2).

Урок «Критерии жизни»

Статья продолжает публикацию методических разработок известного методиста, кандидата педагогических наук А.В. Кулева, посвященных преподаванию наиболее сложных вопросов курса общей биологии в средней школе.

На уроках общей биологии материал о критериях жизни часто излагается педагогом кратко, конспективно, иногда – без необходимых фактов, которые позволили бы школьнику лучше понять учебный материал. При этом в инвариантном содержании школьного курса биологии есть конкретные примеры, которыми можно легко и убедительно проиллюстрировать каждый из критериев жизни. Это, безусловно, обогатит представления учащихся об основных качествах живого, не перегружая их дополнительной или второстепенной информацией. В данной статье автор предлагает коллегам свой подход к реализации изложенной выше идеи.

Начало см.: «Биология в школе». – 2011. – № 10
(Кулев А.В. Урок «Критерии жизни» / Биология в школе. – 2012. - № 2. – С. 41).

Дошкольное образование

Министерством юстиции РФ зарегистрирован (Регистрационный №* 22303 от 14 ноября 2011 г.) приказ Министерства образования и науки РФ РОССИИ) от 20 июля 2011 г. №2151 «В соответствии с пунктом 5.2.7 Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 № 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N» 21, ст. 2603; № 26, ст. 3350; 2011, № 14, ст. 1935; № 28, ст. 4214), приказываю:

Утвердить прилагаемые Федеральные государственные требования к условиям реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
Министр А.А. ФУРСЕНКО

Далее дано приложение
(Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного бразования // Дошкольное воспитание.- 2012. – № 2. – С. 4 – 12).

Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации

Конструктивные изменения, происходящие сейчас в образовании, принятие нового образовательного стандарта в начальной школе повлекли за собой пересмотр давно сложившихся методов и технологий образования и позволили педагогам самостоятельно, по-новому конструировать школьное образовательное пространство.

Основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) стал системно-деятельностный подход, который обеспечивает прохождение всех этапов усвоения понятий, существенно увеличивает прочность знаний и подразумевает развитие у обучающихся качеств личности, востребованных информационным обществом.

Реализация системно-деятельностного подхода требует от педагога четких ответов на вопросы: чего? зачем? и каким образом? он будет добиваться в ходе работы над той или иной темой. Помочь детально структурировать изучение предмета, отладить механизм целеполагания и обеспечить максимальную результативность изучения темы призвано создание предметно-тематических карт уроков. В настоящее время в педагогике широко применяется термин технологическая карта, который означает «форму технологической документации, в ней записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.

Применительно к образовательному процессу ПТК, представляет собой методический документ, описывающий процесс изучения темы предмета в целом, с указанием целей, планируемых результатов, используемого оборудования, дидактических материалов, ресурсов, и позволяющий структурировать изучение темы по выбранным учителем параметрам в соответствии с конкретными условиями преподавания.

Представляется рациональным, составлять ПТК в виде таблицы, в которую следует заносить основные параметры и характеристики уроков по изучаемой теме, В отличие от традиционного плана-конспекта, в котором главным образом прописана содержательная сторона урока, ПТК дает возможность максимально детализировать этапы рассмотрения темы еще на стадии подготовки к ее изучению, раскрыть образовательно-воспитательный и развивающий потенциал выбранного содержания занятий, а также оценить эффективность методов, средств и видов учебной деятельности на каждом уроке.

С помощью ПТК процесс изучения предмета проектируется по темам с указанием часов, отведенных на их изучение. При этом сразу намечаются и определяются межредметные связи, формы работы, разрабатываются обучающие, развивающие и диагностические задания, подбирается дидактический и иллюстративный материал и т.д. Наиболее удобным представляется разработка ПТК с использованием универсальной таблицы-шаблона, которую можно наполнять различным содержанием в зависимости от предмета, изучаемой темы и цели уроков.

(Ветошкина Ю.А. Предметно-тематические карты к урокам – новый вид методической документации //Начальная школа. – 2012. - № 2. – С. 44-48).


Риторика в современной школе

В статье анализируется возможность эффективного коммуникативно-речевого развития и нравственного воспитания учащихся посредством введения непрерывного курса риторики в предшкольную и школьную программы, подводятся итоги экспериментальной деятельности школы в данном направлении.

(Заика Ю.Р. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности // Начальная школа плюс До и После. – 2012. - № 2. – С. 3 – 7).

Особенности речевого поведения учителя в общении с родителями учеников

В статье рассматриваются особенности речевого поведения учителя на родительском собрании, описаны главные качества речи педагога, соответствующие риторическому идеалу, обозначены этапы подготовки к родительскому собранию, выделяются основные составляющие грамотного педагогического взаимодействия учителя с родителями учащихся.

В настоящее время приходится констатировать, что организация и проведение родительских собраний зачастую носят формальный информативный характер. Далеко не каждый учитель умеет грамотно и чётко строить ход родительского собрания, правильно общаться с родителями своих учеников и конструктивно решать различные проблемы, возникающие в учебно-воспитательном процессе. Так, по результатам опроса выпускников Московского городского педагогического университета (МГЛУ), 35% респондентов отметили у себя недостаток знаний в сфере воспитания учащихся; 28% будущих учителей считают, что мало внимания уделялось сфере общения учителя с родителями учащихся; 22% опрощенных полагали, что методическая и психологическая области также нуждаются в более тщательном изучении.

Не менее впечатляющие ответы на вопрос, какую оценку родительскому собранию дают родители, получены от студентов первого курса МПГУ. Оказалось, что в основном родители не видят пользы от данного мероприятия. Приведём некоторые впечатления родителей (со слов вчерашних школьников): «много лишней информации, долго рассуждают на какую-то одну тему»; «кажется, что учителя испытывают дефицит общения»; «в основном затрагиваются одни и те же темы»…

(Суханкина ЕМ. Особенности речевого поведения учителя в общении с родителями учеников - Начальная школа плюс До и После. – 2012. - № 2. – С. 23 –27).

Работа с понятиями и терминами при подготовке к ЕГЭ

Приводятся определения понятий и терминов по истории России XIX в., которые могут использоваться авторами КИМ ЕГЭ. Они оформлены в виде задания «Назовите понятия (термины)». Данный материал может использоваться учителем как для проверки уровня усвоения школьниками необходимых понятий и терминов (к примеру, в форме популярного терминологического диктанта), так и для конструирования собственных вариантов заданий по образцу заданий В10 и B11 демоверсии ЕГЭ но истории. Для удобства оставлены места для правильных ответов, сами ответы приведены ниже (т. е. материал может быть ксерокопирован и использован в том виде, в котором он дан в журнале).

Продолжение. Начало см. ПИШ. 2012. № 1
(Фомин С.А. Работа с понятиями и терминами при подготовке к ЕГЭ // Преподавание истории в школе. – 2012. - № 2. – С. 16 – 20).

Женщины-химики: важнейшие достижения и награды

В подавляющем большинстве случаев всему, что люди знают o химии, человечество обязано исследованиям, проведённым мужчинами. Однако в истории этой науки можно найти немало и женских имён. В силу ряда причин вклад женщин в химические знания был, конечно, значительно меньшим, чем мужчин, однако некоторые из них внесли заметную лепту в развитие химической науки. К сожалению, труды женщин в области химии не всегда получали заслуженное признание, их исследования часто игнорировали, а имена забывали. Долгое время женщинам не разрешали учиться в университетах, они не допускались в научные общества и лаборатории. В связи с этим получить серьёзное химическое образование женщинам во все времена было довольно трудно, и в лучшем случае они могли рассчитывать лишь на роль ассистенток при мужчинах-учёных. В итоге борьба женщин за расширение своих прав привела к тому, что в 60-х гг. XIX в. они ,наконец, получили доступ к высшему образованию. Особенно мощный приток женской творческой силы дал XX в. Именно он открыл женщинам широкий доступ к высшему образованию и приобщил их к тем сферам человеческой деятельности, в которые они раньше вступали редко и робко.

Поэтому так важно оценить вклад женщин в химические знания, систематизировать их достижения в химии.

(С. И. Рогожников. Женщины-химики: важнейшие достижения и награды // Химия в школе. – 2012. - № 2. – С. 68 – 74).

Мысли


Александр ЛАТКИН, сотрудник общественного регионального фонда «Татьяна», Улан-Удэ: «Реформа, по мнению части учительского корпуса, явилась невероятно мощным ударом по качеству образования в сельской школе, а также по селу, подвигнув к стремительной деградации. Что это? Целенаправленная государственная политика, так называемая оптимизация? Реформаторы как будто логично и последовательно, с завидным упорством проводят экономическое перераспределение образовательного бюджета, в его же рамках создавая стимулирующий фонд, при этом тратя миллионы рублей в «дым» непонятных чиновничьих финансовых игр. Вот уж где велико поле для оптимизации! А у нас, по сути, новация труда учителя стихийно создает проблему за проблемой, превращая сельское образование в профанацию, уничтожив гимназическую систему, направленную на воспитание думающих, осваивающих необходимые знания для самообразования и продолжения обучения, учебный процесс постепенно превращается в старших классах в тренировки по подготовке к ЕГЭ. И эта «игра ума» стала диктовать направление учебного процесса в средней школе и, похоже, отразится и в начальной.

… Меня мучает уже несколько лет, что образование пахнет не Русью, а какой-то суетой, какими-то чужеродными экспериментами, в которых никто из моих коллег ничего не может понять. В прошлом году я ушел из школы навсегда, возможно, как устаревший, исчерпавший себя, неспособный понять новшество».

Сказанное отнюдь не является истиной, а скорее мыслями «унесенного ветром перемен» пожилого сельского учителя, одного из многих, кто остался при своих убеждениях.

(Латкин А. Поражение, или Образование стало суетой / Александр Латкин // Учительская газета. – 2012. – 14 февраля. – С.4)


Краеведческие новости


Основы религиозной культуры и светской этики

Основы религиозной культуры и светской этики будут изучать в четвертом классе. Новый предмет появится во всех школах страны уже с 1 сентября этого года. Учащимся предлагается на выбор один из шести модулей: «Основы мировых религиозных культур», а также основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры. Выбирать, что будут изучать дети, будут их родители.

Волгоградский социально-педагогический университет в течение последних нескольких лет готовит старшекурсников для ведения новой дисциплины. Подготовка проходит в рамках факультативных курсов, посвященной православной культуре. Сегодня на базе социально-педагогического университета открыт центр духовно-нравственного воспитания. Его лично освятил владыка Герман.

(Шадчина В. Выучат и воспитают / Виктория Шадчина // Волгоградская правда. – 2012. – 18 февраля. – С. 1).

Урок для насильника

Волгоградские полицейские наградили четверых старшеклассников школ № 77 и № 48, которые помогли им задержать педофила. У следствия есть основания полагать, что тот был причастен как минимум к трем нападениям на маленьких девочек в городе.
Благодарственные письма и ценные подарки ученикам Александру Шаповалову, Антону Горбовцову, Вячеславу Рудаку и Coco Амбарцумяну руководство полицейского главка вручило на заседании Общественного совета при Главном управлении МВД по Волгоградской области.

В начале февраля этого года возвращавшиеся из школы ребята заметили, как какой-то мужчина между гаражами пытается изнасиловать маленькую девочку. Школьники бросились на помощь и попытались сами задержать насильника. Однако тот вырвался и пытался дать деру. Тогда они вызвали полицию и начали преследование насильника. На помощь пришел только что сменившийся старший оперативный дежурный отдела полиции № 5 капитан Глеб Салтанов, догнавший и скрутивший с помощью школьников убегающего преступника.

Как пояснили «РГ» в правоохранительных органах, задержанный мужчина только в ноябре прошлого года освободился из мест заключения, где отбывал срок за подобное же преступление.

(Кисин С. Урок для насильника / Сергей Кисин // Российская газета .- 2012. – 21 февраля. – С.10).

За третьего будут давать 40 тысяч

А также за четвертого, пятого и всех последующих! Соответствующий законопроект утвердили депутаты Волгоградской облдумы.
Споры относительно того, можно ли стимулировать рождаемость деньгами, не утихают до сих пор. Но спросите любую мамочку - она скажет, что не только можно, а нужно! И после того как на федеральном уровне приняли закон о выплате материнского капитала, рождаемость действительно подросла.

Отрадно, что размер маткапитала с каждым годом растет. И в ближайшем будущем власти не планируют приостанавливать действие программы.

В Волгоградской области депутаты облдумы утвердили закон, предусматривающий выплату родительского капитала за рождение третьего, четвертого и всех последующих детей.

- К разработке и принятию этого законопроекта мы шли давно, - говорит один из авторов проекта Ирина Гусева, председатель комитета областной думы по социальной политике. Как пояснила Ирина Михайловна, законопроект подготовлен группой депутатов вне зависимости от политической принадлежности и при непосредственном личном участии губернатора Сергея Боженова.

- Уверена, что это актуальная и своевременная форма социальной поддержки, которая дей¬ствует уже во многих регионах России, в том числе и в Южном федеральном округе, - говорит Ирина Гусева. - Федеральный материнский и региональный родительский капитал дают реальную возможность семьям с детьми улучшать жилищно-бытовые условия, приобретать транспорт и решать другие жизненно важные вопросы.

Выплачивать родительский капитал будут после достиже¬ния ребенком двухлетнего воз¬раста. Важно, что получателями его станут все многодетные семьи независимо от уровня доходов. Закон вступит в силу после опубликования, но депутаты наделили его обратной си¬лой. Получателями станут все, у кого третий малыш появился с 1 января текущего года. Соответственно выплаты начнутся в январе 2014-го: на эти цели в бюджете области парламентарии предусмотрели 178 млн. рублей. Денег хватит, если уровень рождаемости будет соответствовать сегодняшним тенденциям, а если волгоградцы будут особенно плодовиты, денег добавят.

( Первая Газета. – 17 февраля – С. 3).


Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru