В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (январь 2012 г)

5 февраля 201215:43
Новости образования

Студентов колледжей будут готовить к армии
При московских колледжах будут организованы центры допризывной подготовки. Первые два появятся уже к 1 сентября 2012 года. Об этом заявил один из авторов проекта директор Московского центра физического военно-патриотического и гражданского воспитания Анатолий Федюкин. А к 2016 году центров допризывной подготовки будет уже 12. На их создание департамент образования потратит в общей сложности 17,3 млн. рублей.
Федюкин отметил, что первые центры допризывной подготовки откроются при строительном колледже № 38 на юго-западе и политехническом колледже № 13 на северо-востоке. На базе учебных заведений будут открыты комплексы с учебными классами, площадками для пейнтбола, военно-прикладными полосами, а также тирами — обычными и компьютерными.
В центрах будут проводить обязательные уроки по военной допризывной подготовке для студентов всех столичных колледжей, а также дополнительные спортивные занятия. Помимо стрельбы и пейнтбола, молодых людей будут также учить основам рукопашного боя. Преподавать в центрах пригласят бывших военных с опытом педагогической и воспитательной деятельности.
Федюкин рассказал, что сейчас успешно проходит эксперимент, по которому несколько сотен выпускников колледжей летом 2011 года пошли служить в армию своими группами в одни и те же подмосковные части. «Это было сделано в рамках борьбы с дедовщиной», — подчеркнул он.
Верховская М. «– С Студентов колледжей будут готовить к армии». Известия – 2012г – 13 января, с. 6).

«Трудные» подростки»
Будущей весной около 600 трудных подростков отправят в Подмосковье на тренинг «Покори высоту», где им будет предложено поработать с психологами и заняться активными видами спорта – командными (футбол, волейбол, баскетбол) и бадминтоном. Заказ на проведение мероприятия разместил на сайте госзакупок департамент молодежной и семейной политики Москвы, оценив работу с детьми в 5 млн. рублей. По информации центра «Дети улиц», акция пройдет в период весенних каникул.
По мнению специалистов, подвижные игры благотворно сказываются именно на «трудных» детях: лазить по веревочным конструкциям у них получается лучше, чем учиться. А похвала, за успешно выполненное задание в психологическом плане, ничем не отличается от поощрения за хорошую отметку.
В целом, в настоящее время в Москве насчитывается около 4 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
«Трудных» подростков начнут перевоспитывать бадминтоном». Анна Семенова . Известия. – 2012. – 13 января. – С. 6.

После выборов веб-камеры отдадут школам

Оставшаяся после выборов система видеонаблюдения за избирательными пунктами может достаться по наследству Минобрнауки. Так как по большей части голосование проходит в школах, им можно передать систему для использования по собственному усмотрению, чтобы к следующим выборам иметь ее в работоспособном состоянии.
В Минкомсвязи также пояснили, что камеры – это только одна из составляющих системы, строящейся к выборам. Многие избирательные участки предстоит подключить к интернету и оборудовать компьютерами (всего будет установлено 200 тыс. камер на 3,5 тыс. участков, среди которых много школ). Предварительно выполнение всех работ по оборудованию избирательных участков было оценено в 10-15 млрд. рублей. Но кто будет оплачивать и обслуживать камеры после выборов, пока непонятно. В Минкомсвязи уточнили, что еще не решено, на чьем балансе будет находиться оборудование – школ или муниципалитетов.
У образовательных учреждений достаточно нужд, для которых могут пригодиться веб-камеры, – рассказал Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки. – Это трансляция школьных праздников и заседаний школьных советов и, возможно, проведения ЕГЭ.
Реморенко уточнил, что по техническому оснащению сейчас много вопросов: совместимость оборудования, регламенты использования, дополнительная оплата трафика и др. Эти вопросы Минобрнауки будет прорабатывать в следующем году.
В Минкомсвязи рассказали, что камеры для выборов монтируются стационарными, чтобы исключить человеческий фактор – чтобы дети или взрослые не толкнули бы их и не прервали трансляцию. Однако добавили, что после выборов камеры можно будет открепить и установить так, как удобно.
Эксперты отмечают, что установка камер на пунктах сдачи ЕГЭ вызовет дополнительный стресс у выпускников.
В Минобрнауки отметили, что вопрос видеозаписи и трансляции в интернете проведения ЕГЭ будет прорабатываться в следующем году.
Горчакова А. После выборов веб-камеры отдадут школам. Известия. – 2012. – 10 января. – С.2.

Учителей начнут отбирать среди школьников
Столичный департамент образования запускает проект по профориентации школьников города, имеющих задатки будущих учителей. Об этом рассказал и. о. начальника управления комплексного анализа и стратегического развития системы образования ведомства Александр Молотков. Цель проекта – последующий приток в педвузы тех абитуриентов, которые действительно хотят преподавать.
Профориентацией школьников займутся студенты и преподаватели столичных вузов, таких как Московские педагогический и психолого-педагогический университеты (МПГУ И МГППУ), а также Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ). Они начнут объезжать учебные заведения и подробно рассказывать ребятам о плюсах и минусах специальности учителя.
По словам А. Молоткова, в идеале через некоторое время процент профориентированных студентов-педагогов должен достигнуть 100 %. Первые результаты проекта будут подведены в июне этого года.
Эксперты утверждают, что в настоящее время число студентов столичных педвузов, пришедших в университет «ради корочки», превышает 50 %.
Корчмарек Н. Учителей начнут отбирать среди школьников . Известия. – 2012. – 17 января. – С. 6).

Нет предела улучшению ЕГЭ
Руководители Рособрнадзора разместили на своем сайте информацию о новинках ЕГЭ-2012. Изменения будут не столь значительными и в основном коснутся только информатики, истории и литературы. Изменения, касающиеся нормативно-правовой базы, будут возможны только в следующем году.
Впервые за всю историю проведения единого госэкзамена, Рособрнадзор объявил минимальную границу по русскому языку и математике (36 и 24 соответственно). В прошлом году школьников, не прошедших такой барьер, оказалось больше, чем в предыдущие годы (примерно 15 %). Чтобы впредь избежать роста числа молодых людей, не сумевших преодолеть пороговый балл, чиновники в этом году подстраховались и объявили «порог» еще в начале года.
В наступившем году на экзамене по истории школьнику предложат написать почти сочинение, а по информатике – обработать звук. Что касается «исторического сочинения», то выпускникам будет предложено провести анализ деятельности какой-нибудь личности в рамках задания части «С». Причем выбрать героя школьник сможет из трех персонажей. Кроме этих изменений, по данным Рособрнадзора, сокращены задания с выбором ответа в материалах по истории, обществознанию, химии, географии. Добавлены новые задания в материалы по математике, литературе, биологии, географии, обществознанию, информатике. Расширен спектр проверяемых умений по физике, химии, истории, обществознанию, географии. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом по истории, литературе, обществознанию, физике, химии, русскому и иностранным языкам. В контрольно-измерительных материалах произошло уменьшение числа заданий репродуктивного характера при одновременном увеличении числа заданий на выявление степени понимания выпускником основных элементов содержания учебных программ. Новые задания помогут понять, умеют ли школьники применять полученные знания в различных ситуациях, анализировать и обобщать информацию, а также давать аргументацию оценочных суждений. ЕГЭ по литературе тоже несколько усовершенствовали. В блок базового уровня сложности введены новые задания на выбор правильного ответа из предлагаемых вариантов. Усовершенствована, по мнению разработчиков КИМов, и система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа. Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий. В будущем станет учитываться речевое оформление ответа.
Герасимова Е. Нет предела улучшению ЕГЭ .Независимая газета. – 2012г. – 17 января. – С. 8).

Письмо Владимиру Путину
Российские учителя написали письмо Владимиру Путину. В обращении, опубликованном на портале «Завуч. Инфо», педагоги решили раскрыть кандидату в президенты истинное положение дел в образовании.
«Чиновники от педагогики вводят Вас в заблуждение, говоря, что модернизация идет полным ходом, – утверждают авторы письма. – Содержание образовательных программ сегодня не соответствует способностям детей и требованиям итоговой аттестации, поэтому подготовка к ЕГЭ проводится за счет дополнительных занятий. Не созданы условия для учителей 1-го класса, работающих по новым стандартам.
Пришедший в школы Интернет не работает в полной мере на повышение качества образования: в большинстве школ один компьютерный класс, компьютеры морально устарели. Наличие в каждом кабинете интерактивной доски или компьютера с проектором остается мечтой учителя. Большинство школ по-прежнему не получают в полном объеме средства для ремонта зданий.
Из-за минимальной зарплаты выпускники вузов не хотят работать в школе. Во многих регионах не решаются жилищные проблемы педагогов».
Чтобы изменить положение в образовании, авторы письма вносят конкретные предложения, сформулированные по результатам форума на сайте «Завуч. Инфо». В том числе создать условия для работы каждого учителя, обеспечив, учебные кабинеты всем необходимым, дать возможность учащимся выбирать форму итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах, отменить нормативно-подушевое финансирование школ, довести зарплату учителя за одну ставку до уровня средней зарплаты в экономике.
Симонов А. Слухи о модернизации сильно преувеличены. Александр Симонов . Учительская газета. – 2012г. – 10 января. – С. 10.

В регионах появятся мини–Сколково
Минувший год завершился знаменательным для образования событием – итоговым заседанием конкурсной комиссии по отбору концепций для проектирования Школы Сколково. На заседании были рассмотрены результаты экспертизы материалов второго этапа конкурса, объявленного в начале сентября Минобрнауки России и компанией «Майкрософт». Победителям были вручены награды.
В состязании участвовали интеллектуальные команды 47 регионов России, а также коллективы из 5 стран ближнего и дальнего зарубежья (всего 202 заявки). Конкурс показал, что в России есть понимание, как можно и нужно учить по-новому в условиях стремительно изменяющегося мира, что ученик имеет право выбора, не он обязан вписываться в систему, а система должна учитывать его образовательные и другие потребности.
Победителем конкурса признана концепция образовательного комплекса «Школа Сколково», представленная международным авторским коллективом под руководством академика РАН, ректора Московского института открытого образования Алексея Семенова. Она получила самые высокие оценки экспертов и станет основой проекта системы дошкольного и школьного образования Сколково.
Кроме того, в рамках конкурса в нескольких субъектах РФ шла работа по определению перспектив развития местных систем образования. Из 47 концепций эксперты отобрали 12, ставшие лауреатами. На их основе будут разработаны 12 проектов развития региональных систем образования, то есть в каждом регионе возникнет свое мини-Сколково.
Молодцова В. В регионах появятся мини-Сколково. Учительская газета. – 2012. – 10 января. – С. 2.

«УМНИКи» нужны заводам

В Великом Новгороде состоялся конкурсный отбор по программе «УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 16 инновационных проектов оценивал экспертный совет, в состав которого входили ученые трех Санкт-Петербургских вузов и Новгородского государственного университета.
Победителями конкурса названы пятеро студентов и аспирантов НовГУ. Теперь в течение двух лет они должны будут выполнить проекты по своим разработкам. Для этой цели фонд выделяет на каждого из звездной пятерки 200 тысяч рублей в год.
Один из победителей, аспирант Института электронных и информационных систем НовГУ Виталий Манухин, разработал устройство для измерения скорости и расхода воздушных потоков. Формально аналог этого прибора уже производится в России, Германии и Франции и носит название термоанемометр. Однако Виталий преобразовал внутреннее устройство прибора, что привело к его удешевлению и повышению точности измерений. На практике прибор может быть применен для управления технологическими режимами и процессами в энергетике, машиностроении и других сферах промышленности.
Потапова С. «УМНИКи» нужны заводам .Учительская газета. – 2012г. – 10 января. – С. 3.

Из ректоров в депутаты
Госдума шестого созыва на своем первом пленарном заседании образовала 29 комитетов и утвердила их руководителей. Комитет по образованию возглавил представитель «Единой России» Александр Дегтярев, до сих пор занимавший пост ректора Уфимской государственной академии экономики и сервиса.
Ветров И. Из ректоров – в депутаты. Учительская газета. – 2012г. – 10 января. – С. 2.

Независимые центры
Минобрнауки сформирует сеть независимых центров, которые будут контролировать качество образования во всех общеобразовательных учреждениях. Это делается для того, чтобы контролировать процесс обучения на всех этапах.
– Такие меры позволят обеспечить одинаковый уровень освоения федеральных образовательных стандартов в разных общеобразовательных учреждениях: школах, лицеях и гимназиях, – рассказал высокопоставленный источник в Минобрнауки, который пожелал остаться неизвестным. – Ведомство начало собирать региональный опыт после поручения президента, которое было дано в августе прошлого года по итогам заседания комиссии при президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики.
Изучив региональный опыт, федеральные чиновники пришли к выводу, что лучше других с внедрением образовательных стандартов справляются регионы, где кроме государственной (итоговой) аттестации в 9-х и 11-х классах применяются формы промежуточного контроля и диагностики образовательных результатов.
А именно: ведутся исследования качества образования, производится оценка качества образовательных программ, проверяется уровень удовлетворения населения качеством и доступностью образовательных услуг, отслеживается эффективность управленческой деятельности образовательных учреждений, а также мониторятся статистические наблюдения за качеством процесса обучения.
– Сейчас министерство вырабатывает механизмы того, как и кем будет осуществляться этот независимый контроль, — рассказал чиновник. – Сегодня у нас нет ни одной независимой организации, которая бы контролировала образовательный процесс в школах.
Горчакова А. Минобрнауки создаст в стране сеть независимых центров .Известия. – 2012. – 20 января. – С. 4.

Финансирование некоммерческих организаций в сфере образования
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко предложил внести изменения в Положение о Минобрнауки с тем, чтобы ведомство могло начать финансирование «социально-ориентированных некоммерческих организаций в сфере образования и науки». Всего на сегодняшний день в России зарегистрировано более 20 тыс. некоммерческих организаций, занимающихся образованием.
– Эти нововведения делаются в рамках Постановления Правительства РФ № 713 от 23 августа прошлого года «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям», – пояснили в пресс-службе Минобрнауки. – Формированием перечня организаций сейчас занимаются все министерства. Правительством было поручено в 2011 году утвердить программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, включая мероприятия по повышению квалификации работников социально ориентированных некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных служащих.
Идея в том, чтобы поддержать заказами о предоставлении услуг или покупками товаров профильные организации социальной направленности. Например, эти организации должны заниматься волонтерской деятельностью, помогать населению, оказывать образовательные услуги.
Финансировать эти организации Минобрнауки будет из фонда оплаты труда работников, а также бюджетных средств, предусмотренных министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. В федеральном бюджете на 2012 и 2013 годы заложено 880 млн. рублей, которые будут распределяться между всеми профильными министерствами, а уже затем распределяться по организациям, которые ведомства внесут в федеральные перечни.
Представители некоммерческих общественных организаций высказали обеспокоенность тем, что составлять реестр организаций будет само ведомство и это может увеличить коррупционные риски.
В Минобрнауки выразили надежду, что изменения в Положение о ведомстве будут приняты в ближайшее время.
Горчакова А. Минобрнауки готово финансировать некоммерческие организации. Известия. – 2012. – 18 января. – С. 2.

На свободу – с дипломом
Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект, разрешающий образовательным учреждениям уголовно-исправительной системы заверять выданные ими аттестаты и дипломы заключенным обычной гербовой печатью.
По действующему законодательству свидетельства об образовании заключенных заверяются печатью с определенным оттиском, который содержит указание на принадлежность учебного заведения к уголовно-исправительной системе. По мнению Правительства РФ, это повышает вероятность дискредитации осужденного, получившего профессиональную подготовку, при устройстве на работу после выхода на свободу.
Законопроектом также устанавливается, что училища и техникумы, расположенные на территории колоний, будут вести подготовку осужденных с учетом режимных требований и правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Косыгин С. На свободу – с дипломом. Учительская газета. – 2012. – 17 января. – С. 2.

Классы на колесах
В 25 омских школах организованы мобильные классы. По федеральной программе модернизации закуплены специальные передвижные тумбы, в которых размещаются 16 ноутбуков, принтер, сканер, копир, проектор. Теперь уроки с использованием техники будут проходить в любом классе, а не только в кабинете информатики – компьютеры будут двигаться вслед за учениками.
Уроки станут насыщеннее, как говорят педагоги. Не надо листать учебники и записывать ручкой в тетрадь, все данные можно получить одним нажатием кнопки. А благодаря наличию в каждом из компьютеров видеокамеры появится возможность проводить видеоконференции с другими образовательными учреждениями. Правда, ручка все равно не устареет – время работы на компьютере строго ограничено санитарными требованиями. И если старшеклассники могут провести за монитором 40 минут, то младшие – всего 10.
На следующий год уже 120 школ будут оборудованы мобильными классами.
Яковлева Н. Классы на колесах.Учительская газета. – 2012. – 17 января. – С. 3.

Студентам готовят дешевые завтраки
В вузах столицы могут появиться недорогие комплексные студенческие обеды. С соответствующим предложением к совету ректоров города намерен обратиться департамент торговли и услуг Москвы. Как рассказал замглавы ведомства Александр Иванов, новые меры, касающиеся питания студентов, могут войти в концепцию развития социального питания в городе, которую сейчас разрабатывают чиновники.
По словам Иванова, департамент уже провел предварительные переговоры с бизнес-сообществом. Предприятия питания столицы готовы предоставлять вузам недорогие «стьюдент-ланчи» в обмен на низкие ставки аренды или другие существенные льготы.
Концепция, которую разрабатывает ведомство, ляжет в основу закона «О социальном питании в Москве».
Жалобы учащихся на цены в столовых подтверждают эксперты. «Около 75 % студентов не могут себе позволить нормально поесть в вузе, многие из них живут практически впроголодь», – заявил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.
Сами вузы готовы отдавать помещения под кафе и вовсе бесплатно в обмен на комплексные студобеды по цене 50-80 рублей. Однако для этого нужны поправки в существующее законодательство. «Питание для студентов должно быть дешевым, здоровым и вкусным, однако сейчас все льготы, которые можно предложить предприятиям питания, связаны с нарушением тех или иных законов, – заявил ректор МИРЭА Александр Сигов. – Вуз не может сдать помещение в аренду без проведения аудиторской оценки его стоимости и последующего конкурса». Кроме того, по его словам, содержать собственный комбинат питания для многих университетов слишком затратно.
Корчмарек Н. Студентам готовят дешевые завтраки. Известия. – 2012. – 24 января. – С. 6.

Реестр аккредитованных образовательных программ
Минобрнауки создаст реестр аккредитованных образовательных программ для общеобразовательных учреждений. Стандартизация программ делается для того, что типизировать обучение во всех школах.
Сейчас результаты образовательной деятельности школ прописаны в федеральных образовательных стандартах, это минимум, который выпускники должны показать на едином государственном экзамене. Путь к этому минимуму, то есть образовательную программу, сегодня выбирает учитель из перечня рекомендованных министерством. Причем треть образовательного материала учитель совместно со школой выбирает с учетом особенностей обучения в своем учебном заведении. Создав перечень аккредитованных образовательных программ, Минобрнауки сузит существующие рамки.
В планах ведомства — создать механизм для аккредитации учебных программ, реализуемых школами (до этого аккредитовалось только само общеобразовательное учреждение и учебные программы оценивались в его рамках). Сейчас при составлении программы учителя имеют только образец тематического календаря, результат образовательной деятельности (он прописан в федеральном образовательном стандарте) и выбор из рамочных образовательных программ, рекомендованных министерством. Беря ее за основу, педагог, исходя из образовательных направлений своей школы и ее материально-технической базы, пишет свою программу. После составления государственного реестра образовательных программ учителя смогут брать подробно прописанные шаблонные программы оттуда.
Горчакова А. Курсы для школ больше не будут писать на местах. Известия. – 2012. – 23 января. – С. 1.

Вузы союза
В белорусско-российском университете (Могилев) появится новая специальность – «Программная инженерия». Речь идет о дисциплине, которая объединит информатику и компьютерные сетевые технологии. Уже с 1 сентября нынешнего года планируется набрать по этой специальности 25 студентов. Учиться в ней смогут и белорусы, и россияне.
Вузы союза . Российская газета: СОЮЗ Беларусь - Россия – 2012. – 26 января. – С. 1.

Миллиард – в музей.
Средней школе № 15 города Гродно выделено около 1 млрд. рублей из бюджета Союзного государства на расширение и реконструкцию Мемориального народного музея имени героя Советского Союза генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева.
Вузы союза . Российская газета: СОЮЗ Беларусь - Россия – 2012. – 26 января. – С. 1.
Язык до правды доведет
Даем старт ХII Международному Пушкинскому конкурсу для учителей русского языка в странах СНГ. Ежегодно в январе газета «Союз. Беларусь – Россия» публикует условия международного Пушкинского конкурса для педагогов-русистов ближнего зарубежья. Благодаря этому более 50 учителей русского языка из Беларуси стали лауреатами. Условия конкурса – в газете.
Юферова Я. Язык до правды доведет . Российская газета: СОЮЗ / Беларусь - Россия – 2012. – 26 января. – С. 3.

Типовое положение

Опубликовано Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный № 22946 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Российская газета: Документы – 2012. – 26 января. – С. 19.

Продается место в первый класс
Для московских школ «первоклассная страда» началась уже в январе. В столице начали записывать в школы с помощью Интернета. При разумном подходе электронная запись намного удобнее для родителей и для директоров. Но одной из причин также является исключение поборов при приеме в первый класс. А соответственно, не все родители и далеко не все директора будут довольны. Они уже «оплатили» место в учебном заведении, которое отныне для них закрыто, а вторые лишились определенного дохода.
Электронная запись в школу должна будет решить две взаимосвязанные задачи: определить соответствие необходимого количества мест в образовательном учреждении количеству будущих первоклассников, проживающих на закрепленных территориях, а также гарантировать родителям будущих первоклассников обучение в той школе, к которой они приписаны (закрепленные территории).
Янс Г. Продается место в первый класс. Московский комсомолец. – 2012. – 21 января. – С. 1, 3.

Платное бесплатное образование
Исследования, заказанные общественной палатой НИУ-высшей школе экономики, свидетельствуют: кризис не помешал родителям вкладываться в образование детей. Средние расходы в госвузах на эти цели в прошлом учебном году составили около 56 000 рублей. В частных – почти на 20 % меньше. Дороже всего обходится обучение будущих медиков – свыше 100 тыс. рублей в год. Юристы с экономистами от эскулапов безнадежно отстали: они в среднем стоят 70 тыс. в год. Наименьшие траты у студентов технических вузов. Там год обучения в среднем обходится всего 51 тыс руб. Таким образом, говорить о возвращении престижности специальности инженера пока преждевременно. Но вот что интересно: основной площадкой рынка платного высшего образования в России являются не частные, а государственные вузы. Там учатся до 80 % студентов - платников.
Лемуткина М. Платное бесплатное образование. Московский комсомолец. – 2012. – 16 января. – С. 5.

Зачет «автоматом»
25 января у Российских студентов праздник – Татьянин день. В прошлых веках Татьянин день был единственным днем, когда студентам было позволительно почти все. Студент кутил напропалую, пил жженку и веселился на балах. Полицейские, глядя на проделки подвыпивших студентов, лишь благосклонно посмеивались. Что сегодня? У столичных студентов на журфаке МГУ – встреча с президентом. В Челябинске выбрали лучших старост факультетов, а студентки Татьяны получили сертификат на сдачу зачета и экзамена «автоматом». Кубанским студентом предложили посетить выставку элитных (!) автомобилей, а томским обещаны грандиозные скидки и бесплатный прокат лыж и коньков.
Зачет «автоматом» . Российская газета – 2012. – 25 января. – С. 11.

Стипендия бизнес - класса
Новый год начался с президентского подарка студентам и аспирантам. Правда, не всем, а лишь 3 тысячам из многих миллионов. 10 января Дмитрий Медведев утвердил положение о стипендии президента в сфере обучения, связанных с модернизацией экономики. Указ вступил в силу с момента подписания. Размеры выплат: студентам – по 7 тыс. рублей, аспирантам – по 14 тыс. рублей. Но радоваться подавляющему большинству будущих специалистов нечего. Получат чудо-стипендии всего 3 тыс. человек из почти 10 миллионов учащихся. Участие в конкурсе обставлено целым рядом серьезных условий.
Соискатель должен быть круглым отличником и учиться по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию. Но главное – направления подготовки стипендиатов должны четко соответствовать приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики.
Лемуткина М. Стипендия бизнес-класса . Московский комсомолец, - 2012. – 11 января. – С.2.

Математика прививает вкус к литературе
Казанский учитель Илья Дразнилин разработал систему преподавания математики, которая позволяет привить вкус к художественному слову, научить ребенка думать, спорить, сравнивать. Илья Дразнилин: «Мною была разработана система преподавания, основанная на методе варьирования. Она позволяет «поиграть» с условием задачи так, что это требует от ученика не специальных математических способностей, а исследовательской позиции».
Кондрева О. Плюс-минус Карамазов .Российская газета – 2012. – 24 января. – С. 12.

Талант до востребования
Разработан проект государственной концепции поиска и обучения талантливых школьников и студентов.
Концепция предлагает дополнить вузовские курсы «Педагогика» и «Психология» разделами об одаренных детях и организовать подготовку и переобучение для учителей, которые пойдут работать в спецшколы и лицеи. В федеральных и региональных бюджетах появятся гранты, стипендии для тех, кто работает с одаренными школьниками и студентами.
Искать и поддерживать таланты будет особый Координационный совет при Правительстве России.
Число олимпиад и других интеллектуальных состязаний вырастет, расширится их тематика.
И. Ивойлова. Талант до востребования. Российская газета – 2012. – 24 января. – С. 12.

Твоя олимпиада
С каждым годом увеличивается число интеллектуальных состязаний, которые проводятся при участии «Российской газеты».
Теперь в числе их партнеров не только факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова и Финансовый университет при Правительстве РФ, но и ведущий университет в области международных отношений и права – МГИМО.
«РГ» стала партнером олимпиады МГИМО по истории и обществознанию, которая проводится в рамках олимпиады школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «Международные отношения и глобалистика». Напоминаем всем абитуриентам: победители зачисляются в вузы на льготных условиях. Отборочный этап олимпиады «Ломоносов» заканчивается 14. января. Так что тем, кто хочет стать студентом журфака МГУ или факультета международных отношений МГИМО, стоит поторопиться с отправкой работ. Необходимо успешно выполнить задания заочного этапа и отправить их на портал олимпиады «Ломоносов». Заключительный, очный этап пройдет с 12 февраля по 24 марта в Москве и регионах.
Борисова И. Твоя олимпиада . Ирина Борисова . Российская газета. – 2012. – 17 января. – С. 14.

100 книг для понимания России
АиФ опубликовал выдержки из второй предвыборной статьи Владимира Путина, которая посвящена национальному вопросу.
«В некоторых ведущих американских университетах в 20-е годы прошлого века сложилось движение за изучение западного культурного канона. Каждый уважающий себя студент должен был прочитать 100 книг по специально сформированному списку. В некоторых университетах США эта традиция сохранилась и сегодня. Наша нация всегда была читающей нацией. Давайте проведём опрос наших культурных авторитетов и сформируем список 100 книг, которые должен будет прочитать каждый выпускник российской школы... И давайте сделаем выпускным экзаменом сочинение на темы прочитанного. Или, по крайней мере, дадим молодым людям возможность проявить свои знания и своё мировоззрение на олимпиадах и конкурсах.»
Кстати, ещё в 2009 г. «АиФ» объявил акцию – «За читающую Россию». В акции приняли участие режиссер С. Говорухин, пианист Д. Мацуев, культуролог Д. Дондурей, писатель З. Прилепин. По нашей просьбе они составили списки книг, прочесть которые необходимо каждому грамотному человеку. А на сайте «АиФ» предложено читателям назвать 100 таких книг. Проголосовать за них можно и сейчас на http: //www.aif.ru/100knig.
Русский стержень. Аргументы и факты. – 2012. – 25-31 января. – С. 4.

Одного ЕГЭ мало
Говорят, что в 2012 году изменится система начисления баллов ЕГЭ при поступлении в вуз.
Комментарий «АиФ»: По данным экспертов, сейчас на инженерные специальности в технических вузах проходной балл школьники зачастую набирают за счёт хорошего знания русского языка, а не математики. Ведь все баллы суммируются. Например, девушка, получив 80 баллов по русскому языку и, допустим, 50 по физике, окажется успешнее технаря с 70 баллами по физике и 50 по русскому. «Уже готовятся поправки в правила приёма, чтобы баллы по профильному предмету имели другой вес по сравнению с непрофильными предметами», - сообщила «АиФ» Любовь Глебова, руководитель Рособрнадзора. Возможно, это будет повышающий коэффици¬ент. Изменения, скорее всего, вступят в силу в 2013/2014 году.
Одного ЕГЭ мало. Аргументы и факты. Нижнее Поволжье – 2012. - 11-17янв. - С.5.

Математика по skype
Дети из многодетной семьи Логиновых, живущие на большом Клименецком острове недалеко от знаменитых Кижей дистанционно учатся в специализированной школе искусств № 1 и наверстывают упущенное.
На карельском острове, где живут Логиновы, закрылась школа, и дети несколько лет не учились. «Российская газета» и Московский гуманитарно-педагогический институт помогли родителям и четверым детям, привезли им компьютеры и определились с формой образования.
Теперь ребята учатся, получая задания по электронной почте и общаясь с учителями через skype.
Семилетняя Надя пошла в первый класс, Миша - во второй, четырнадцатилетняя Ляля в четвертый, шестнадцатилетняя Маша – в пятый класс. Всем детям выдали учебники, поэтому они теперь занимаются по книгам.
– Дети несколько раз были в школе, познакомились с учителями, – сказала «РГ» директор специализированной школы искусств № 1 Елена Тюрева. – Записались в библиотеку, взяли книги на дом. Все ученические работы сканируются и отправляются педагогам на проверку.
– Мы считаем экстернат самой удобной формой; обучения этой семьи, – уверен заместитель министра образования Карелии Геннадий Сараев,– он дает постоянное педагогическое сопровождение, стимулирует оценочную систему знаний.
В МГПИ тем временем, подготовили курс по обучению учителей школы дистанционным технологиям.
– Начинаем учить педагогов, – рассказала «РГ» куратор проекта, проректор МГПИ Ирина Савкина. – Также для учителей, родителей и детей Логиновых на нашем сайте, а именно на страничке «Дистанционная поддержка семейного образования» , не позднее 20 января появятся разные материалы по дошкольному и начальному образованию. Это и разработки уроков, и библиотека Интернет - ресурсов начальной, основной и старшей школе, и методические рекомендации по социально-правовому сопровождению семьи.
Цыганкова С. Математика по skype. Российская газета. – 2012. - 17января. – С. 14.


Скандал
«КТО СОТВОРИЛ мир?» -этот извечный вопрос получил неожиданное продолжение в ходе дебатов относительно размеров финансирований так называемых свободных школ в Британии.
Как сообщила «Гардиан», министерство образования намерено лишить материальной поддержки те учебные заведения, где отрицают теорию Дарвина, а креационизм преподают как науку. Основной постулат креационизма состоит в том, что мир рассматривается как творение бога.
В минувшем году в Англии как грибы после дождя стали открываться так называемые «свободные школы». Учеников они, безусловно, привлекают тем, что посещение занятий и выбор предметов в них является произвольным: хочешь – выбирай музыку и на вполне законных основаниях «отлынивай» от физики. При этом деньги такие заведения получают из государственного бюджета, но никак не контролируются муниципальными властями.
Открывать подобные школы может как отдельный гражданин, так и группа лиц: достаточно представить необходимые для лицензирования и аккредитации документы в британское министерство образования. Такая перспектива обрадовала представителей различных религиозных течений, которые стали открывать свободные школы по всей Англии. Чиновники, проанализировав документы, пришли к выводу, что чаще всего в этом преуспели представители креационистских групп.
Учителя в таких школах внушают школьникам постулат об «ошибочности» происхождения человека от приматов. И вот теперь подобные заведения решено наказывать фунтом, лишая их финансовой подпитки.
С 2009 года - 200-летней годовщины со дня рождения Дарвина и по сей день не только на Альбионе, но и по ту сторону Атлантики ведутся нешуточные по накалу дискуссии между учеными-натуралистами и креационистами. Суть спора – как именно рассказывать о «сотворении мира» школьникам. Дошло до того, что весной прошлого года 42 нобелевских лауреата в США подписали эмоциональное письмо в поддержку закона, который отменил так называемый «Луизианскнй акт о преподавании научных дисциплин». Этот документ позволял учителям в произвольной форме, «используя вспомогательные материалы» и «по собственному усмотрению», рассказывать учащимся об эволюционной теории. На практике - это приводило к полному отрицанию теории Дарвина на уроках, открытому преподаванию детям разного рода религиозных доктрин.
Макарычев М. Фунт против доктрины. Российская газета. – 2012. – 17 января. - С. 8.

Краеведческие новости

Президентские стипендии
С этого года студенты инженерных специальностей будут получать президентские стипендии.
Планируется также, что к преподаванию на инженерных факультетах будут привлечены иностранные специалисты, а студентов будут направлять на практику в ведущие российские и зарубежные компании. Всего с 2012 г. будет присуждаться 3 тыс. именных президентских стипендий в размере не менее 7 тыс. руб. и 5 тыс. правительственных стипендий — не менее 5 тыс. руб.
Как сказали в Волгоградском техническом университете и ВолГУ, работа по формированию списков претендентов на такие стипендии в вузах уже идет. А выплачиваться стипендии президента и правительства будут с нового учебного года.
Сидельникова И. Ориентация на производство. Городские вести. – 2012. – 17 января. – С. 3.

Детей учат невежеству
Около трети пятиклассников волгоградской школы ответили, что Наполеона победили в Сталинградской битве. Падение интереса к прошлому заставило Президента объявить 2012-й Годом российской истории.
Мы провели свой опрос в седьмом классе волгоградского лицея № 5. Из 17 учеников семеро признались, что считают историю важным предметом. Что предпочитают остальные?
– Математику, физику. Как все люди, – сказал Ваня Кравченко.
Правда, некоторые сразу же отвечали на вопросы, когда закончилась Сталинградская битва и в каком году основан Царицын. Да и в целом учитель истории и обществознания Лариса Кочергина не спешит упрекать ребят. Интерес остался, просто дети стали другие. Более открытые и непосредственные, ничего не боятся. Преподаватель истории Волжского политехнического института Максим Опалев говорит о том, что современная система заставляет лишь натаскивать школьников на ответы к тестам и ничуть не помогает защищать собственную точку зрения, искать взаимосвязь современности с прошлым. Молодёжь не видит смысла в знании истории. Детей не учат читать и анализировать – нет потребности. Молодые люди не видят смысла в знании истории, не получают удовольствия от чтения художественно-исторической литературы.
Опалев - молодой преподаватель, но он видит, как на смену учителям старой школы приходят новые, с таким же перекосом в сознании:
- Тройку нарисует, и плевать, знает ли ученик, кто победил в Куликовской битве.
По подсчётам Опалева, из 550 его воспитанников лишь десятая часть интересуется предметом. Значит, не зря в те же 90-е вышел профинансированный Соросом учебник для девятого класса, по которому решающее сражение Второй мировой случилось в Египте, и где о Сталинградской битве лишь одна строчка. Да и сейчас на русско-японскую войну в школе отводят 20 минут. Одно утешение: наконец-то вышел учебник по истории нашей области. И хотя он есть далеко не у всех, глядишь, ребятам разъяснят, что Наполеон в Отечественной войне 1812 года всё же проиграл.
Черников В. Детей учат невежеству. Аргументы и факты. Нижнее Поволжье – 2012. - 11-17янв. - С.1.

Не оставят в беде
Для семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в Волгограде созданы и работают специальные центры помощи.
Здесь можно получить:
социально-психологическую помощь;
социально-педагогические услуги;
социально-правовое консультирование по вопросам семейно-брачного, гражданского и жилищного законодательства;
социально-экономическую поддержку;
социально-бытовые услуги.
Категории клиентов, для которых работают такие центры:
семьи, находящиеся в социально-опасном положении;
малообеспеченные, многодетные, неполные, приемные и опекунские семьи;
молодежь, готовящаяся вступить в брак, и молодые семьи;
выпускники детских домов;
беременные неработающие женщины;
несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Не оставят в беде. Городские вести. – 2012. – 19 января. – С. 22.

Золотая голова
Ученик 11-класса из Волгограда Борис Белозеров, уже не раз участвовавший в телевизионном проекте «Самый умный», одержал победу в финальной игре и был признан самым умным игроком.
Золотая голова . Городские вести. – 2012. – 14 января. – С. 4.


Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru