В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (декабрь 2011 г.)

30 декабря 201115:33
Новости образования

Российские медвузы будут выдавать студентам учебники в электронном виде
Российские медвузы будут выдавать студентам учебники в электронном виде. Об этом заявил ректор ПМГМУ имени Сеченова. Он же предложил дать студентам право работать в качестве среднего медперсонала начиная с третьего курса обучения. Ректор считает, что соответствующее положение необходимо включить в образовательные стандарты нового поколения. Напомним, что в марте 2011 года глава Минздравсоцразвития РФ Татьяна Голикова сообщила, что в стране насчитывается более 1,3 млн. средних медицинских работников. По данным министра, это почти 42% процента от всех сотрудников системы здравоохранения.
(Студенты // Независимая газета. – 2011. – 6 декабря. – С. 8).

Как спасти честь учителю
В течение нескольких дней в Москве проходила международная конференция, которая называлась «Насилие в образовательной среде». На мероприятии педагоги, социологи и психологи подготовили некую резолюцию, где в нескольких пунктах изложили, что и как, на их взгляд, может остановить вирус насилия в школьной среде.
В первую очередь, предложили на конференции, нужно улучшить правовое положение педагогов. Для чего в Законе «Об образовании» прописать их права, в том числе право на «защиту от посягательства на честь и достоинство педагогического работника».
Затем отменить новую систему оплаты труда, так как она, по мнению собравшегося педагогического сообщества, направлена на то, чтобы разделить учительские коллективы, заставить их смотреть друг на друга как на конкурентов и соперников. А завидующие друг другу работники никогда не объединятся для защиты своих прав.
Учительское сообщество признает, что многие их коллеги сегодня не владеют «техниками ненасильственного поддержания дисциплины, общения и работы с детьми, динамическими формами взаимодействия школьников на уроках, заражения детей любовью к своему предмету». Поэтому обмен опытом между коллегами, в том числе и в Интернете, повышение квалификации, мастер-классы и самообразование могут помочь справиться с этими пробелами.
Конечно же, педагоги не могли не пройтись по медиа и предложили административным способом убрать с телевидения все передачи, фильмы и сцены, содержащие элементы насилия, где главным героем становится агрессор.
Попутно, решили на конференции, нужно запретить к показу передачи и фильмы, выставляющие учителей исключительно в роли взяточников и педофилов. Нужно снять нагрузку бумажной учительской отчетности и оборудовать образовательные учреждения видеокамерами во всех классах, коридорах, залах и других помещениях. За счет учредителей, разумеется... Вот таким видится решение данной проблемы профессионалам.
(Герасимова Е. Как спасти честь учителю / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2011. – 6 декабря. – С. 8).

Опубликованы новые данные последней переписи населения
17 декабря на пресс-конференции в ВГТРК были представлены новые данные переписи населения. Всероссийская перепись населения была проведена с 14 по 25 октября прошлого года. Ранее сообщалось, что окончательные итоги будут подведены и опубликованы в течение 2011–2013 годов. В нынешнем отчете появились новые данные об образовании граждан РФ.
Например, растет число граждан РФ, желающих во что бы то ни стало получить именно высшее образование. В результате «высокообразованных» россиян стало после переписи 2002 года на 41% больше. Согласно данным Росстата, в 2002 году высшее образование имели 19,4 млн. человек, а в 2010 году их стало уже 27,5 млн. Количество людей с неполным высшим образованием увеличилось на 44%.
Рост высшего образования сопровождается уменьшением доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 году доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 году – 0,3%. Среди неграмотного населения 42% – это люди в возрасте 60 лет и более (в 2002 году их было 67%).
Что касается структуры высшего образования, то всего 4,3% россиян имеют степень бакалавра, 93% – специалиста и 2,3% – магистра.
Как отмечает Росстат, среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 году – 369 тыс. человек). По данным переписи, в России 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук.
(Герасимова Е. Высшее образование доминирует / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2011. – 20 декабря. – С. 8).

Прибавку к стипендии получит каждый десятый

Премьер Путин подписал постановление, определяющее правила выплаты студентам повышенных стипендий.
Отныне такую стипендию будут получать не больше 10% учащихся вуза. Есть 5 вариантов попасть в это число:
-    учиться на «хорошо» и «отлично» (не менее 50% «отлично» за 2 последних семестра),
-    заниматься научно-исследовательской деятельностью,
-    участвовать в общественной работе,
-    проявить творческие таланты,
-    иметь спортивные достижения.
Размер стипендии определяет сам вуз – причем не только члены учебного совета, но и представители органов студенческого самоуправления. А отчет о том, кому, за что и сколько заплатили, до 1 сентября надо прислать в минобрнауки.
(Прибавку к стипендии получит каждый десятый // Российская газета. Неделя. – 2011. – 1-7 декабря. – С. 4).

Школьники сразились за Кубок Ломоносова
Пятая Международная олимпиада «Грамотный русский язык» прошла в рамках празднования 300-летия со дня рождения Ломоносова.
Принять участие были приглашены более 200 учеников из Беларуси, Киргизии, Чехии и России. В этом году ребятам предложили померяться силами в «Игре слов» на Кубок Ломоносова, которую придумал журналист Иван Клименко. После отборочного этапа в финал прошли 16 самых сильных учеников – самых грамотных, самых эрудированных, с самым богатым словарным запасом.
В чем суть игры? Участникам был предложен необычный «кроссворд», с набором разных букв из русского алфавита. Каждая буква имеет цену – это ее место в алфавите: «а» оценивается в один балл, «б» – в два и так далее. В «кроссворде» всегда есть одно ключевое слово. В олимпиадной игре это «Ломоносов».
Игроки должны составить из заданных букв самое ценное и длинное слово. Таким образом, они решают сразу две интеллектуальные задачи – филологическую и математическую.
(Ивойлова И. Играть по-русски / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 6 декабря. – С. 14).

Школьники из России снова стали лучшими
В ЮАР прошла восьмая Международная естественно-научная олимпиада. Россию представляли шесть учеников из разных регионов. Они завоевали три золотые и три серебряные медали.
Причем Айнур Максутов из Нефтекамска стал абсолютным чемпионом мира, обойдя остальных участников по числу баллов. А Максим Дидин из Переславля-Залесского вошел в тройку самых сильных участников.
Айнур учится в 10-м классе гимназии N 1 Нефтекамска. За его плечами – победы в республиканских интеллектуальных состязаниях и Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и физике. Девятиклассник Максим Дидин – победитель олимпиад по физике и математике. В год с небольшим сумел разгадать знаменитую логическую игру Никитинский квадрат, а в семь вывел уравнение орбиты планет солнечной системы.
В общем командном зачете россияне стали вторыми.
(Ивойлова И. Естественный отбор / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 13 декабря. – С. 14).

Открылся университет для «почемучек»
Детей, надоевших с бесконечными вопросами, родители в Татарстане теперь могут отправлять не к бабушке и дедушке, а в Казанский университет. Именно на его базе открылся детский вуз. Учиться в нем будут школьники в возрасте с 8 до 12 лет. Первыми студентами вуза стали около 500 казанских детей.
Автор проекта – замдиректора Института истории КФУ Валерий Летяев. Эту идею он подсмотрел за границей. Первый детский вуз появился в германском городке Тюбинген. Тогда два журналиста решили обратиться с «детскими вопросами» к профессорам местного университета. А спустя восемь лет лекции в подобном формате проходили уже в 70 городах Германии, Австрии и Швейцарии.
Предполагается, что проект охватит весь Приволжский федеральный округ. Сначала создадут сеть филиалов вуза в Татарстане, а затем в других регионах.
Руководитель проекта замдиректора Института истории КФУ Валерий Летяев, пояснил, что на первых порах для детского вуза подбирали профессоров, которые могли бы вдохновить детей на учебу. Среди них историки, юристы, филологи, психологи. Позже к ним присоединятся и преподаватели точных наук.
(Корякин О. Профессор ответит / Олег Корякин // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 13 декабря. – С. 14).


Стартовал новый конкурс для абитуриентов – олимпиада по международным отношениям
«Российская газета» и МГИМО приглашают школьников с 5 по 11 классы принять участие в олимпиаде. Необходимо успешно выполнить задания заочного этапа, которые размещены на сайте «РГ» и сайте www.lomonosov.msu.ru, и отправить их на портал олимпиады «Ломоносов».
Что нужно для выхода в финал? Будущий специалист в области международных отношений и глобальных исследований должен разбираться в истории внешней политики и дипломатии, мировой экономики, политической и экономической географии мира.
Школьников, успешно выполнивших задания заочного этапа, пригласят к участию в заключительном этапе Олимпиады. Он состоится в Москве и на базе региональных площадок 9 марта 2012 года.
Всю информацию об олимпиаде «Ломоносов» по комплексу предметов «Международные отношения и глобалистика», а также инструкции по выполнению заданий можно найти на сайтах www.lomonosov.msu.ru, www.rsr-olymp.ru, www.rg.ru, www.abiturient.mgimo.ru. Напоминаем всем абитуриентам: победители Олимпиады зачисляются в вузы на льготных условиях.
(Ивойлова И. В МГИМО – с «Российской газетой» / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 15 декабря. – С. 1, 7).

В сельской глубинке ввели плату за пользование учебниками
В Межозерной средней школе Верхнеуральского района придумали, как добыть деньги на пополнение библиотечного фонда. Решением управляющего совета школы в ней ввели арендную плату на учебники – по 50 рублей за книгу.
Нововведение вызвало недоумение родителей и школяров. Ведь деньги на приобретение учебников каждый год выделяются из областного бюджета. Бывает, что из-за нехватки средств какие-то пособия приходится докупать за свой счет. Но брать в аренду уже купленные за счет бюджета учебники – это чересчур! Родители написали заявление в прокуратуру. Проверка установила, что самодеятельность с арендой учебников является грубым нарушением Закона «Об образовании». По протесту прокуратуры незаконное положение отменено.
(Пинкус М. Знания в аренду / Михаил Пинкус // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 22 декабря. – С. 6).

Есть ли будущее у частных вузов?
1 декабря на слушаниях в Общественной палате РФ обсуждали будущее частных высших учебных заведений.
Недавно был принят федеральный закон, позволяющий негосударственным вузам обучать часть студентов за бюджетный счет. Участники слушаний сошлись на том, что это необходимая мера. Ярослав Кузьминов, председатель Комиссии ОП по развитию образования, ректор Высшей школы экономики, заметил, что к 2020 году количество молодежи 17-25 лет, то есть потенциальных абитуриентов, сократится на 37 %. И это притом, что в нынешнем году негосударственные вузы и так набрали лишь четверть студентов от запланированного.
Вместе с тем Кузьминов заметил, что хотя негосударственные вузы и принимают троечников, они не отличаются в этом плане от «низовой линейки» государственных учебных заведений и их филиалов. «Но вообще это жутко, когда на инженерные специальности зачисляют тех, у кого в школе были тройки по физике и математике, – считает ректор. – Особенно если это, например, инженер по авиабезопасности...»
Ярослав Кузьминов признал, что во многом в низком качестве подготовки специалистов в негосударственных вузах виновата государственная политика, которая дискриминирует «частников».
(Симонов А. Есть ли будущее у частных вузов? / Александр Симонов // Учительская газета. – 2011. – 6 декабря. – С. 2).

Лучшее лекарство от безработицы – учеба
На прошедшем заседании Европейского парламента депутаты поддержали доклад британской социал-демократки Мэри Ханибол, в котором она заявила о том, что безработица среди молодежи в Евросоюзе достигла своей максимальной исторической отметки – 5,5 миллиона, в связи с чем власти должны принять соответствующие меры. В ходе заседания депутаты Европарламента одобрили предложения создать так называемые школы второй возможности и на 2 года увеличить сроки получения обязательного школьного образования. Таким образом, если раньше подростки оканчивали школу в 16 лет, то теперь этот возраст увеличится до 18 лет.
Депутаты также обсудили и возможность финансирования среднего образования и помощи семьям с низкими доходами. Напомним, что феномен молодежи «не-не» («не работаю и не учусь») получил большое распространение во всех странах Европы. В настоящий момент около 52 % школьников бросают школу раньше положенного срока.
(Ветров И. Лучшее лекарство от безработицы – учеба / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 6 декабря. – С. 2).

Онлайн-школа по подготовке ЕГЭ
Завершилась регистрация в онлайн-школе «Учительской газеты» по подготовке к ЕГЭ. Дистанционный учебный проект «УГ» реализуется уже третий учебный год. Преподают в этой уникальной школе лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Учитель года России» разных лет. В расписании – все предметы ЕГЭ. Первый урок – открытый и бесплатный для всех посетителей сайта школы http://school.ug.ru.
Занятия будут проходить до 17 апреля 2012 года. Важно, что включиться в обучение можно с любого онлайн-урока. Все материалы будут доступны для новых учеников. Для тех, кто выберет несколько курсов, предусмотрена система скидок. Первый предмет – 900 рублей, второй – 75 % стоимости (675 рублей), третий – 50 % стоимости (450 рублей), а четвертый – бесплатно.
(Максимович О. ЕГЭ с учителями года / Ольга Максимович // Учительская газета. – 2011. – 6 декабря. – С. 2).

Проект «Моя школа – весь мир»
В Новосибирской области стартовал проект «Моя школа – весь мир», направленный на информатизацию образовательной сферы.
Как рассказал заместитель председателя правительства – министр образования, науки и инновационной политики области Владимир Никонов, суть проекта заключается во внедрении новых технологий и форм обучения в ежедневный образовательный процесс. Для этого школы начали комплектоваться современным компьютерным оборудованием, которое позволит ученикам общаться со своими сверстниками из других учреждений, расположенных в разных регионах страны и за рубежом. Одновременно для ребят будет организован доступ к современным образовательным ресурсам, которые позволят создать индивидуальную траекторию обучения для каждого школьника.
Образовательные учреждения, участвующие в проекте, получат технику на общую сумму более 26 миллионов рублей. В том числе ноутбуки, интерактивное оборудование, многофункциональные устройства, цифровые лаборатории.
Участниками проекта по развитию дистанционного обучения стали 48 школ, сетевая школа на первом этапе объединит 3,5 тысячи человек – не только учащихся, но и педагогов, которые смогут общаться в Сети, заимствуя передовой опыт, получая консультации у коллег при подготовке к занятиям.
(Сибиркина Г. Весь мир в школе / Галина Сибиркина // Учительская газета. – 2011. – 6 декабря. – С. 3).

Программа сертификации для старшеклассников и студентов
В России запускается программа сертификации (системы оценки знаний и навыков в области ИТ) базового уровня Microsoft Technology Associate («Начинающий специалист»), созданная для старшеклассников и студентов.
Программа МТА была представлена в мире более года назад как новая, начальная ступень сертификации, предназначенная именно для учащихся. За прошедшее время была отстроена логистика предоставления услуг тестирования по этой сертификации в нашей стране, что помогло сделать ее доступной для российских учеников и студентов. Программа актуальна, прежде всего, для старшеклассников, учащихся профтехучилищ и колледжей, а также студентов технических специальностей первых-вторых курсов вузов, желающих подтвердить свои базовые знания в сфере информационных технологий. Для многих будущих ИТ-специалистов сертификат МТА станет первой ступенью на их пути к построению успешной карьеры.
Сертификация на статус МТА возможна по трем направлениям: разработка веб-приложений или программ и приложений для операционных систем семейства Windows; администрирование сетей и серверов, управление безопасностью и настройка доступа, а также поддержка и развертывание систем для настольных ПК; работа с системами управления базами данных.
В нынешнем году был проведен пилотный проект по тестированию российских студентов в Межрегиональном открытом социальном институте. За год тесты сдали более 50 студентов, а семь преподавателей изменили свою программу обучения так, чтобы она включала в себя знания, необходимые для успешной сертификации.
(Деева М. Для тех, кто начинает / Мария Деева // Поиск. – 2011. – 9 декабря. – С. 2).

Закон «О физической культуре и спорте в РФ»
Дмитрий Медведев подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ».
Документ направлен на развитие студенческого и школьного спорта. В числе субъектов физической культуры и спорта теперь указаны студенческие спортивные лиги и Российский студенческий спортивный союз. Для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом предусмотрено создание в образовательных учреждениях студенческих и школьных спортивных клубов.
Кроме того, законом устанавливается, что дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии, которые в настоящее время выделяются федеральным государственным вузам для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы, предназначены также для организации спортивной работы со студентами.
(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 9 декабря. – С. 3).


Признание документов иностранных государств
Подписан закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях».
Отныне документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, подпадающие под действие соответствующего международного договора, а также документы об образовании, выданные иностранными образовательными организациями, перечень которых устанавливается Правительством РФ, признаются на территории России без каких-либо дополнительных процедур.
Законом также определяется порядок признания документов иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях на территории нашей страны. Он в основном совпадает с порядком признания документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации.
Информационное обеспечение процедуры признания названных документов осуществляет национальный информационный центр. Закон упрощает доступ ведущих иностранных специалистов и граждан России, получивших образование за рубежом, к работе и обучению в нашей стране. Документ обеспечивает исполнение обязательств, принятых Россией при ратификации Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.
(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 9 декабря. – С. 3).

Об отсрочке в армию

Россияне, получающие послевузовское профобразование по очной форме обучения в вузах, образовательных учреждениях дополнительного профобразования, научных организациях по образовательным программам, отнесенным к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, получат отсрочку от службы в армии. Закон об этом подписал глава государства.
Документ вступает в силу 1 января 2013 года. В период с 1 января 2012 года по 1 января 2013 года учащиеся по таким программам граждане будут иметь право на отсрочку от призыва на военную службу независимо от того, имеют ли образовательные учреждения (научные организации) государственную аккредитацию по программам послевузовского профессионального образования, а с 1 января 2013 года – только при наличии таковой.
(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 9 декабря. – С. 3).



Об изменениях в ЕГЭ
В нынешнем учебном году ЕГЭ вновь изменится: на этот раз контрольно-измерительные материалы (КИМ) будут содержать больше заданий, требующих развернутого ответа.
– В заданиях усилена практико-ориентированная составляющая, часть заданий включает в себя проверку логического мышления учеников, а также умения делать выводы, – рассказала Елена Зинина, ученый секретарь Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). – Все преобразования в экзаменационных моделях происходят постепенно.
Наиболее существенные изменения коснулись заданий по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), истории и литературе. В ФИПИ подчеркивают, что все задания были усовершенствованы с учетом предложений образовательного сообщества.
К сегодняшнему дню в ФИПИ утвердили КИМы по 14 общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), истории, литературе, обществознанию, биологии, географии, физике, химии, информатике и ИКТ.
В заданиях по истории на 30 % сокращено количество тестовых заданий с выбором предложенного ответа, вопросов, требующих краткого ответа, стало меньше на 20 %. Вместо них в задания включено сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической личности. Выпускник получит возможность выбрать для описания одного из предложенных ему трех деятелей различных эпох.
В КИМ к экзамену по литературе базового уровня сложности вводятся новые задания на установление соответствия. При оценке определенных заданий (С1 и СЗ) предусмотрен дополнительный балл за грамотное речевое оформление ответа. В ФИПИ пояснили, что в целях повышения объективности оценивания развернутых ответов проведена существенная корректировка критериев, инструкций для экзаменуемых, комментариев для экспертов. В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 42.
По информатике и ИКТ возросло количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент». Уменьшилось количество заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики». Вместо задания на обработку графической информации появилось задание на обработку звука.
По разработанным ФИПИ критериям до конца 2011 года будут написаны варианты заданий для ЕГЭ 2012 года.
(Горчакова А. В ЕГЭ решено вернуть развернутые ответы / Анна Горчакова // Известия. – 2011. – 5 декабря. – С. 1).


Частные вузы хотят обязать скупать недвижимость

Общественная палата рекомендовала Минобрнауки, Минфину и правительству РФ новые критерии оценки частных вузов. По мнению членов палаты, такими критериями могут стать собственное здание и преподавательский состав. Если у вуза они есть – значит, он серьезный и может претендовать на финансирование из бюджета. Если площади арендуются, а преподаватели привлекаются из других вузов, стало быть вуз «фантомный» и государству о нем заботиться необязательно.
Вопрос госфинансирования частных вузов актуализирован новым законом «О порядке бюджетного финансирования негосударственных высших и среднетехнических учебных заведений». Закон дает возможность частным учреждениям участвовать в выполнении государственного задания на подготовку специалистов, получая за это субсидии из бюджета. В то же время текст закона не содержит четких критериев, по которым частный вуз может получать средства из бюджета, – этот вопрос предстоит решить правительству.
Сейчас задание на подготовку студентов устанавливается учредителями – для государственных вузов это ведомства, которые в зависимости от кадровой политики государства и востребованности на рынке труда распределяют субсидии на обучение студентов по специальностям. Теперь это задание будет устанавливаться и негосударственным вузам, которые станут отчитываться о выполнении. Сейчас в России около тысячи государственных вузов, у них около 2 тыс. филиалов в регионах. Частных вузов в стране около 500. По оценке ректора Московского физико-технического института Николая Кудрявцева, примерно две трети из них не имеют собственной недвижимости.
(Куйбида А. Частные вузы хотят обязать скупать недвижимость / Артем Куйбида // Известия. – 2011. – 7 декабря. – С. 1).

Студентам-стажерам доплатят за неопытность
Столичные власти намерены доплачивать студентам, подрабатывающим по специальности. Об этом сообщил замглавы московского департамента труда и занятости Виктор Иванов. Московские вузы идею уже поддержали.
Пилотный проект новой материальной помощи учащимся вузов департамент планирует запустить в начале 2012 года. Доплату около 11 тыс. рублей в месяц смогут получать до тысячи московских студентов. «Деньги будут поступать из городского и федерального бюджетов, их будут перечислять молодым людям на банковскую карту, – пояснил Виктор Иванов. – На доплату будут иметь право студенты 3–5-х курсов, которые пойдут на стажировку на столичные предприятия по своей специальности за небольшую зарплату 4–9 тыс. рублей. Доплачивать будут и наставникам на производстве, к которым «прикрепят» стажеров, – по 5–6 тыс. рублей в месяц».
На первом этапе надбавки будут раздавать в основном студентам технического профиля, но позже программа охватит и гуманитарные специальности.
(Корчмарек Н. Студентам-стажерам доплатят за неопытность / Наталья Корчмарек // Известия. – 2011. – 13 декабря. – С. 6).

Дополнительные вступительные испытания
Правительство утвердило перечень вузов, получивших право возродить дополнительные вступительные испытания, упраздненные после внедрения системы ЕГЭ. Список учебных заведений и направлений специальностей подготовки, по которым разрешены локальные экзамены, утверждается правительством каждый год.
В 2012 году дополнительные испытания для абитуриентов смогут проводить МГУ и СПбГУ. Университеты будут по собственному усмотрению экзаменовать поступающих по всему перечню специальностей или по выбранным. Еще шесть вузов получили право испытывать поступающих на определенные направления: Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина, Московский государственный лингвистический университет, Российский государственный гуманитарный университет, Московский педагогический государственный университет, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Добролюбова, Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.
В пресс-службе МГУ рассказали, что ректор Виктор Садовничий выпустил распоряжение о том, что в этом году поступающие на все специальности на всех факультетах будут сдавать дополнительные вступительные экзамены.
Попасть в список вузов с дополнительными испытаниями учебные заведения могут, если конкурс на основе ЕГЭ не обеспечивает отбор наиболее способных абитуриентов. В расчет берется количество лиц, поступивших в вуз с высокими результатами ЕГЭ по профильному предмету. Если их количество превышает контрольные цифры приема не менее чем в два раза, появляются основания для назначения экзаменов.
– Дополнительные вступительные испытания профильной направленности проводятся по общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ, – уточнили в пресс-службе Минобрнауки.
Список вузов, которые имеют возможность проводить дополнительные испытания для абитуриентов, с каждым годом становится короче.
(Горчакова А. Экзамены в вузы стали эксклюзивным товаром / Анна Горчакова // Известия. – 2011. – 16 декабря. – С. 5).


Электронная запись в первый класс
15 декабря во всех московских школах была введена электронная запись в первый класс. Записаться в школу можно через столичный сайт госуслуг pgu.mos.ru. Власти обещают, что подать заявку можно сразу в три образовательных учреждения, хотя гарантированно ребенок попадет лишь в одно – по месту жительства.
Правил регистрации электронных заявлений о приеме детей в первые классы на федеральном уровне пока нет, но столичный департамент образования разработал временные. Кто-то из родителей или законных представителей будущего школьника должен оставить на сайте информацию о ребенке (в том числе данные свидетельства о рождении и адрес регистрации) и о себе (паспортные данные и контакты). Система сразу же выдаст номер школы, к которой ребенок прикреплен по месту жительства.
Выбрать еще одно или два образовательных учреждения можно, объяснив, почему ребенок должен учиться именно там. Например, если туда ходит его брат или сестра или сам малыш заканчивал там курсы раннего развития. Приоритет при приеме будет отдаваться жильцам близлежащих домов.
Электронная запись в первые классы не означает, что ребенок уже стал учеником конкретной школы. После того как на сайте будет оставлена заявка, в течение месяца родителей должны пригласить в школу, чтобы познакомиться с учителями. Только тогда будет решен вопрос о зачислении.
(Верховская М. Начинается электронная запись в первый класс / Маргарита Верховская // Известия. – 2011. – 16 декабря. – С. 6).


Краеведческие новости

Светлоярские школьники осваивают новую сельхозтехнику
Значимое событие произошло в первый зимний день для ребят из Привольненской средней общеобразовательной школы имени М.С. Шумилова в Светлоярском районе Волгоградской области. Генеральный директор ОАО «Росагролизинг» Валерий Назаров лично посетил школу в сельской глубинке, чтобы презентовать образовательному учреждению новенький современный трактор «Беларусь-1221».
Директор школы Людмила Зубкова до сих пор не верит, что все произошло так быстро. Месяц назад она обратилась к первому вице-премьеру правительства РФ Виктору Зубкову с просьбой найти возможность обучения школьников практическим навыкам работы в области сельского хозяйства на современной технике.
Производственная бригада школы не раз занимала первые места на всевозможных конкурсах. Дело в том, что в школе богатые традиции обучения ребят работе с оборудованием, есть собственная производственная база. Одна проблема – трактор, подаренный в далеком 1977 году, безнадежно устарел.
И вот сверкающий трактор «Беларусь-1221» уже стоит у дверей школы, и любопытная ребятня так и рвется в бой – мальчишкам не терпится изучить новую технику.
(Иванова О. Береги трактор смолоду! / Ольга Иванова // Волгоградская правда. – 2011. – 2 декабря. – С. 1, 2).

«Гимназический союз России» обеспечит новые стандарты образования
Начиная со следующего года уроки для сельских ребят Волгоградской области будут проводить вузовские профессора. Это стало возможным благодаря развитию в регионе проекта «Гимназический союз России», позволяющего создать с помощью видеоконференцсвязи единую информационную сеть.
Целью проекта является объединение гимназий, школ единой информационной сетью для внедрения новых образовательных технологий на всей территории России.
По словам председателя Всероссийского фонда поддержки образования Татьяны Голубовой, информационно-образовательная сеть «Гимназического союза России» устойчиво работает в 388 образовательных учреждениях страны. Волгоградская область входит в число участников проекта уже несколько лет, однако наладить видеоконференцсвязь с преподавателями вузов во всех школах не представлялось возможным.
По словам первого вице-премьера, в 2012 году Волгоградская область по праву станет первым регионом, где проект «Гимназический союз России» будет реализован во всех 33 муниципальных районах.
(Данилина Е. Нобелевские лауреаты за школьными партами / Елена Данилина // Волгоградская правда. – 2011. – 3 декабря. – С. 2).

Себя показать и других посмотреть

С 9 по 11 декабря в волгоградском молодежном центре «Лидер» прошел II образовательный педагогический форум «Бренд личности». Цель форума – изучение комплекса вопросов, связанных с началом работы молодых педагогов в образовательных учреждениях. Участниками мероприятия, как правило, становятся недавние выпускники педагогического вуза, чей стаж работы в школе составляет чуть меньше года. За «круглым столом» участники обсудили актуальные проблемы с гостями форума, представили собственные проекты, направленные на улучшение качества преподавания  в современных школах. В этом году проведение мероприятия стало возможным еще и благодаря гранту, который организаторы форума выиграли в рамках конкурса, объявленного Всероссийским фондом «Национальные перспективы».
(Себя показать и других посмотреть // Волгоградская правда. – 2011. – 6 декабря. – С. 2).

В Интернете появится краеведческая карта области

В рамках программы патриотического воспитания граждан Волгоградской области проходил молодежный конкурс исследовательских работ. Инициаторами его выступили Волгоградский государственный социально-педагогический университет и Волгоградский областной центр по патриотической и поисковой работе комитета по делам молодежи администрации области. Идею его проведения поддержал также областной комитет по образованию и науке.
Начиналось все с того, что студенты и сотрудники ВГСПУ, выиграв грант, задумали создать принципиально новую и очень интересную карту нашей области под названием «Мирознай». А для того, чтобы эта карта «ожила», чтобы заполнить ее информацией практически по всем населенным пунктам области, и был организован конкурс «Моя малая родина». Он проводился во всех муниципальных районах области и городских округах среди молодых людей в возрасте от четырнадцати до двадцати пяти лет и был приурочен к празднуемому сейчас семидесятипятилетию Волгоградской области.
Ребята писали работы по трем направлениям: «Населенный пункт», «Памятники и достопримечательности», «Земляки-герои». Всего на конкурс было представлено двести двадцать две работы. Пятьдесят из них были признаны лучшими, авторы их получили поздравления, дипломы и памятные призы в здании Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
(Калитвин А. В Интернете появится краеведческая карта области / Алексей Калитвин // Волгоградская правда. – 2011. – 10 декабря. – С. 7).

«Самый умный» волгоградец
Волгоградец Борис Белозеров, ученик 11-го класса гимназии № 3, стал победителем телевизионного проекта «Самый умный» с Тиной Канделаки. Волгоградский школьник стал обладателем главного приза – золотой фигурки сурка на стопке книг, который является символом игры. Борис получил также много разных подарков, среди которых – стипендия на весь период обучения. Он не только умный, но еще и спортивный – увлекается шахматами, футболом и плаванием. Серьезно изучает астрономию.
(День сурка для парня из нашего города // Волгоградская правда. – 2011. – 13 декабря. – С. 2).
Журналисты со школьной скамьи
Шестой год проводится в Волгоградской области конкурс школьной прессы. Если на первый из них было представлено двадцать газет, то на нынешний, недавно завершившийся, – почти вдвое больше. Многие школьные газеты издаются в типографиях, зачастую – и в полноцветной печати.
Номинаций, по которым подводились результаты конкурса, было несколько. К примеру – «Лучшая газета общеобразовательного учреждения», «Лучшая фотография в школьной газете», «Лучший школьный сайт».
Победителем в последней номинации стал сайт учащихся средней школы № 12 города Палласовки.
Больше всего работ – шестьдесят девять – было представлено на конкурс в номинации «Лучшая публикация в школьной газете». Соответственно, больше всего было и награжденных.
В ходе награждения призерами и лауреатами конкурса школьной прессы высказывались предложения проводить для них семинары, мастер-классы по журналистскому мастерству, по изданию школьных газет либо сайтов. И они, как нас заверили в МИАЦе, будут проводиться уже ближайшей весной.
(Калитвин А. Журналисты со школьной скамьи / Алексей Калитвин // Волгоградская правда. – 2011. – 14 декабря. – С. 5).


Дети пишут о православии
Весь декабрь в Волгограде шла подготовка к проведению очередных, уже VIII по счету, городских юношеских Рождественских чтений.
Организуются такие чтения департаментом по образованию администрации Волгограда, муниципальным центром дополнительного образования «Истоки» и Волгоградской епархией Русской православной церкви с целью духовно-нравственного и патриотического воспитания детей.
Учащиеся 8-11 классов представили на суд жюри свои научно-исследовательские работы, рефераты или мультимедийные проекты (презентация, сайт, учебный фильм), посвященные православию. Они могли быть как индивидуальными, так и выполненными группой школьников.
На конкурсе действовали четыре секции: «История Русской православной церкви в истории России», «Православие и духовная жизнь российского общества», «Православная культура», «Православие в годы Великой Отечественной войны». Работы принимались центром «Истоки» до 28 декабря 2011 года, а их защита состоится 25 января 2012 года.
(Калитвин А. Дети пишут о православии / Алексей Калитвин // Волгоградская правда. – 2011. – 20 декабря. – С. 6).

Духовная модернизация
«Духовно-нравственное воспитание на традициях русской православной культуры» – под таким названием в Новониколаевском районе прошла областная педагогическая научно-практическая конференция, в которой приняли участие педагоги, священнослужители, а также представители исполнительной и законодательной власти района.
Программа по духовно-нравственному воспитанию – первая областная целевая программа, принятая губернатором Анатолием Бровко.
Образовательные учреждения Новониколаевского района в течение нескольких лет системно и целенаправленно решают вопросы духовно-нравственного воспитания в различных направлениях. Это реализация культурологических и краеведческих проектов, обучение педагогов и их стажировка в лучших школах Москвы и Санкт-Петербурга, издательская деятельность, организация и проведение научно-практических семинаров и конференций, создание Центра духовно-нравственного воспитания.
Учителями школ района опубликовано более 50 работ по вопросам духовно-нравственного образования. А Новониколаевская средняя общеобразовательная школа № 2 – единственная в области, где заместителем директора по научно-методической работе является священник – настоятель Михайло-Архангельского прихода, соискатель кафедры педагогики ВСПУ о. Константин (Зелинский).
В школах Новониколаевского района проводится большая и разноплановая работа по духовно-нравственному воспитанию. Например, педагоги и ученики Серпомолотской средней школы постоянно работают с материалами областного архива, и результатом этой деятельности стало создание фильма о блаженной Марии Болящей (Дурникиной) и издание детского православного календаря. А Двойновская СОШ сняла полуторачасовой фильм об истории восстановления храма Георгия Победоносца. В рамках конференции прошла презентация творческих работ в рамках реализации муниципального образовательного проекта «Новониколаевская земля православная».
Системе образования, помимо модернизации технической, необходима и модернизация духовная – об этом говорили все участники конференции.
(Сурагина О. Духовная модернизация / Ольга Сурагина // Волгоградская правда. – 2011. – 21 декабря. – С. 5).



Первый областной турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?» получила в Волгоградской области официальный статус – турниры по ней отныне будут проводиться на Кубок губернатора.
Команд для участия в первом интеллектуальном состязании знатоков из районов Волгоградской области прибыло в областной центр на удивление много – более семидесяти. Зрительный зал бывшего кинотеатра «Победа» оказался наполнен «под завязку».
Розыгрыш первого открытого Кубка губернатора по игре «Что? Где? Когда?» состоял из четырех этапов, в каждом из них командам задавалось по двадцать четыре вопроса, одни и те же для участников всех возрастов. Те, кто дал наибольшее количество правильных ответов, и были награждены кубками, медалями, дипломами и грамотами от имени губернатора Анатолия Бровко. Это, по сути дела, спортивный вариант телевизионной игры «Что? Где? Когда?», когда команды не выходят на сцену, они сидят на своих местах в зале, а их ответы собирают и передают жюри «ласточки» – девушки в черном. На поиски верных ответов на каждый вопрос участникам дается всего лишь минута.
Итоги подводились по четырем номинациям: младшие школьники – учащиеся средних школ по восьмой класс включительно, старшие школьники – учащиеся с девятого по одиннадцатый класс средних школ, профессиональная категория игроков в возрасте до тридцати пяти лет – люди, которые уже принимали участие в турнирах «Что? Где? Когда?». И, наконец, четвертая номинация – люди без ограничения в возрасте, которые не принимали ранее участия в подобных турнирах.
На второй тур игры «Что? Где? Когда?» игроки соберутся уже в январе. Последний же, четвертый, состоится в марте. Тогда и будут названы победители во всех четырех номинациях.
(Литвинов А. «Берендеи», «Сирин» и другие / Александр Литвинов // Волгоградская правда. – 2011. – 23 декабря. – С. 1, 4).

В детсад берут без очереди

Настоящим праздником для взрослых и детей стало начало декабря в Михайловке. В четырех самых крупных дошкольных учреждениях городского округа открылось шесть дополнительных групп для местной ребятни. Город стал единственным в области, где решена проблема с местами в детсадах. В общей сложности создано 150 новых мест для дошкольников. Теперь не только нет очереди в детсадах, но и осталось в запасе 38 свободных мест.
(В детсад берут без очереди // Интер. – 2011. – 1 декабря. – С. 3).


Волжский школьник составил эколого-краеведческий путеводитель
О том, как сделать наш регион центром туризма, думают не только власти области, но и волжский школьник Михаил Чуприков. Одиннадцатиклассник школы № 36 составил «Эколого-краеведческий путеводитель по Щербаковскому природному парку», представил его на областной олимпиаде по школьному краеведению и получил президентский грант.
В краеведы Михаил подался пять лет назад. Записался в объединение туристов-краеведов при Волжской станции юннатов. Вместе с другими юннатами и руководителем объединения Надеждой Николаевной Фисун ходил в походы и экспедиции. Ребята изучали растения, животных, почвы и минералы, а заодно выявляли свалки и ликвидировали их.
«Путеводитель по Щербаковскому природному парку» – обобщенный труд нескольких лет. В нем описан маршрут в 40 километров по уникальной природной территории – Щербаковскому парку. Особенности геологии, флоры и фауны, интересные исторические факты.
(Кузнецова М. 40 километров открытий / Марина Кузнецова // Интер. – 2011. – 22 декабря. – С. 11).

Доступная среда для инвалидов
В 2011 г. на реализацию программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» предусмотрено 10,7 млн. руб.
В рамках информационно-просветительской кампании «Мир равных возможностей» в регионе также проведен цикл творческих мероприятий с учащимися специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, организованы конкурсы и спортивные мероприятия, проведены уроки доброты с участием школьников, выставки художественного творчества инвалидов.
Отметим, что в Волгоградской области проживают более 210 тыс. инвалидов, среди них более 6 тыс. детей с ограниченными физическими возможностями.
(Доступная среда для инвалидов // Городские вести. – 2011. – 1 декабря. – С. 3).

Автомобиль для учителя
В Волгограде чествовали лучших учителей региона. Во Дворце спорта собрались более трех тысяч педагогов городов и районов области. Это победители и призеры всероссийских и региональных конкурсов; учителя, подготовившие учеников-стобалльников по результатам ЕГЭ; директора волгоградских ссузов, вошедших в десятку лучших средних специальных учреждений России.
Педагогов области поздравил глава администрации региона Анатолий Бровко.
По традиции глава региона наградил победителя областного конкурса «Учитель года». Ключи от автомобиля из рук губернатора получила учитель истории и обществознания школы № 30 г. Волжского Юлия Фомиченко.
(Автомобиль для учителя // Городские вести. – 2011. – 1 декабря. – С. 11).

Депутаты поощряют юные таланты

В гимназии № 6 Красноармейского района Волгограда прошла церемония чествования участников конкурса «Созвездие талантов». Самых талантливых, активных и трудолюбивых детей награждала депутат Волгоградской городской Думы Вера Арефьева.
Спортсмены, музыканты, победители олимпиад по школьным предметам – те, кто, несмотря на юный возраст, уже имеет целый ряд достижений, – по праву заслужили общественное призвание.
Более 10 лет назад волгоградские депутаты выступили с инициативой об учреждении стипендии городской Думы. И теперь ежегодно несколько десятков детей становятся стипендиатами.
Грамоты Красноармейского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда за активное участие во всех мероприятиях своих образовательных учреждений получили и самые маленькие дарования – воспитанники детских садов.
(Каехтин Д. Ценная поддержка / Денис Каехтин // Городские вести. – 2011. – 6 декабря. – С. 7).

Бизнесмены со школьной парты
В Волгоградской области стартовала программа по обучению школьников специализированному учебно-практическому курсу «Основы предпринимательской деятельности».
Проект – часть комплекса мероприятий, связанных с реализацией Федеральной программы развития молодёжного предпринимательства и областной целевой программы, направленной на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в регионе.
Воплощением программы в школах занимается НОУ ВПО «Волгоградский институт бизнеса» совместно с управлением развития предпринимательства администрации Волгоградской области. В проекте участвуют более 1200 обучающихся из более чем 100 школ, располагающихся в самых разных районных центрах области.
Новый курс рассчитан на учащихся 8–11-х классов. Школьный предмет является факультативным. На занятиях ребята постигают основы экономики, маркетинга, менеджмента, психологию делового общения, основы финансовой деятельности организации и бизнес-планирование.
Поскольку главной целью программы является подготовка будущих предпринимателей, то акцент в курсе сделан на практические занятия, деловые игры, тренинги и самостоятельную проектную деятельность. Также планируется проведение лекций, работа над индивидуальными бизнес-проектами. Обучение закончится защитой личного предпринимательского проекта.
(Епифанова Н. Бизнесмены со школьной парты / Наталья Епифанова // Аргументы и факты. Нижнее Поволжье. – 2011. – 14–20 декабря. – С. 4).

Не указан форум для отзывов.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru