В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (октябрь 2011)

7 ноября 201111:55

Новости образования

Останется ли образование приоритетным?

Правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2012–2014 годы. Расходы на образование в 2012 году вырастут на 7 % и составят порядка 600 миллиардов рублей. Затем начнётся снижение.

На реализацию региональных программ модернизации общего образования, в рамках которых зарплату учителей планируется довести до средней по экономике в субъектах РФ, в федеральном бюджете на 2012 год предусмотрено 60 млрд. рублей, а в 2013 году будет выделено еще 40 млрд.

На поддержку дошкольного образования в течение 2012–2013 годов будет направлено 10 млрд. рублей. Стипендиальные фонды федеральных вузов с 1 сентября 2012 года будут увеличены на 6 %.

Социальные обязательства в целом объявлены одним из приоритетов трёхлетнего бюджета. Однако один из лидеров правых Григорий Явлинский утверждает: «Проект федерального бюджета на 2012–2014 годы – очевидно, предвыборный бюджет, основная задача которого сохранить относительно высокую планку расходов по наиболее значимым статьям на 2012 год с тем, чтобы обеспечить необходимый результат выборов. После 2012 года приоритеты федерального бюджета планируется резко и совершенно необоснованно изменить. Так, если расходы на образование в 2012 году еще сохраняются на достигнутом уровне в 4,6 % от расходной части бюджета, то уже в 2013 году их планируется снизить до 3,9 %, а в 2014 году и вовсе до 3,3 %».

(Симонов, А. Останется ли образование приоритетным? / Александр Симонов // Учительская газета. – 2011. – 4 октября. – С. 2)

Ради денег ректорам придется отказаться от филиалов

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко провёл рабочее совещание с ректорами подведомственных вузов. Одной из его главных тем стали итоги приёмной кампании–2011.

Андрей Фурсенко заметил, что сегодня нет ни одного вуза, которого не коснулись бы проблемы демографии: «Разумеется, ведущие вузы в меньшей степени почувствовали на себе снижение числа студентов. Однако и они бы остались без сильных абитуриентов, если бы не усилившаяся за счет ЕГЭ мобильность выпускников школ».

Андрей Александрович заметил, что в сложившихся условиях вузам нужно искать новые формы работы, к примеру, расширить возможности переподготовки кадров. Министр также отметил, что на 30 процентов произошло снижение набора студентов на внебюджетные отделения. Примечательно, что средний балл поступивших на «внебюджетные отделения», – 55,5, в то время как средний балл студентов бюджетных отделений по сравнению с прошлым годом вырос на 2,5 и составляет 61,5 балла. 22 вуза в этом году не смогли обеспечить набор на бюджетные места. Среди них – Московская текстильная академия имени Косыгина, Смоленский государственный университет и Северо-Кавказская гуманитарная академия. Этим вузам порекомендовали отказаться в будущем году от «необоснованно высоких контрольных цифр приёма».

На совещании речь шла и о том, что вузам предстоит переход на новую систему финансирования. Деньги планируется выделять в том числе в зависимости от среднего балла абитуриентов. Если вузы набирают отличников, они получат больше средств. Как известно, в филиалы попадают ребята с невысокими баллами ЕГЭ.

– Если учитывать филиалы при расчете финансирования, то средний балл студента понижается в среднем на 10 пунктов. В этом случае вуз ставит себя под удар, так как финансирование коснется не филиалов, а учебного заведения в целом, – подчеркнул Андрей Фурсенко.

В связи с этим министр предложил ректорам подумать о судьбе своих филиалов и оставить только те, куда идут абитуриенты с высокими баллами. Все изменения планируется ввести до мая 2012 года.

Заместитель министра Инна Биленкина сообщила о том, что не позднее 15 октября Минобрнауки объявит конкурс программ развития высших учебных заведений, который будет идти по трём направлениям: для инженерно-технических вузов, классических университетов и гуманитарно-педагогических вузов. В течение трёх лет лучшим высшим учебным заведениям выделят до 300 миллионов рублей.

(Руденко, С. Ради денег ректорам придётся отказаться от филиалов / Светлана Руденко // Учительская газета. – 2011. – 4 октября. – С. 2)

О педагогах дополнительного образования

Педагоги дополнительного образования, возможно, как и школьные учителя, будут получать досрочную пенсию, которая прежде называлась пенсией за выслугу лет. Президент России Дмитрий Медведев намерен дать поручение Министерству образования и науки РФ проработать этот вопрос.

Проблема была затронута в ходе встречи президента с работниками культуры города Вязьмы Смоленской области. Директор Вяземской детской школы искусств Елена Новичкова пожаловалась главе государства на то, что учителя дополнительного образования лишены права после 25 лет педагогической деятельности получать досрочную пенсию, хотя прикладывают не меньше усилий, чем их коллеги в обычных школах.

Дмитрий Медведев согласился с тем, что это несправедливо. Президент обещал дать поручение Минобрнауки и другим ведомствам о том, чтобы предоставить педагогам дополнительного образования право на льготную пенсию.

(Ветров, И. Педагог – везде педагог / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 4 октября. – С. 2)

Об избиении школьника учителем

В Санкт-Петербурге начали расследование по факту избиения школьника учителем, о чем стало известно из попавшего в Интернет видео.

ЧП произошло в коррекционной школе № 59 Приморского района. На кадрах видео – учитель труда, бьющий ребенка по голове. Установлено, что пострадавший – ученик 7-го «Б» класса. Этот инцидент разделил школу на два лагеря. Администрация заняла сторону ученика и пообещала уволить педагога, а школьники в основном поддерживают учителя труда. Они утверждают, что на видео лишь финал истории, и до этого момента мальчики из 7-го «Б» два урока подряд провоцировали своего классного руководителя вызывающим поведением. А довело трудовика до рукоприкладства то, что, по словам одной из учениц, пострадавший мальчик сломал два молотка. Вероятно, учитель избежит уголовного преследования, поскольку родители школьника не собираются подавать заявление в полицию. Видимо, их поступок педагога не удивил.

Случившееся уже прокомментировала уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Светлана Агапитова: «Ребёнок тоже сопротивляется, тоже удары наносит, не только учитель его бьёт. Это скорее даже потасовка. В причинах разберутся, но рукоприкладство учителей недопустимо в школе».

(Донатович, С. Школьник спровоцировал рукоприкладство учителя? / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2011. – 4 октября. – С. 2)

Форум «Россия и Италия: роль университетов в развитии сотрудничества»

В Московском государственном институте международных отношений прошел форум «Россия и Италия: роль университетов в развитии сотрудничества». Встреча собрала до 200 ректоров высших учебных заведений двух стран.

Выступивший на форуме президент Российского союза ректоров В. Садовничий предложил уделить особое внимание «преодолению негативных последствий «болонской реформы», которая «нанесла серьезный удар по подготовке высококвалифицированных специалистов в естественнонаучной и инженерно-технической областях». В Садовничий предложил сформировать на уровне ректоров университетов России и Италии рабочую группу, которая, «анализируя совместный опыт, будет формировать начала новой европейской образовательной доктрины».

Тезисы президента РСР были поддержаны итальянской стороной. Директор департамента внешних связей Союза ректоров университетов Италии С. Джанини отметила, что принципы болонской реформы были восприняты европейским академическим сообществом с излишней поспешностью и вследствие этого европейские университеты «стали всё более равняться на англо-американскую модель, ориентироваться на конкуренцию, а не на партнерство».

Сегодня, по словам С. Джанини, в обществе «возникла потребность формирования кооперационных моделей», которые соответствуют «гуманистическим идеям европейской традиции». «Мы должны достигать конкурентоспособности через новые модели сотрудничества университетов, в том числе на международном уровне», – отметила она.

Посол Италии в России А. Ланди призвал российско-итальянское ректорское сообщество «изменить европейскую концепцию университетов, сделать так, чтобы университеты были не только инкубаторами для бизнеса, но, в первую очередь, центрами фундаментальных исследований в естественнонаучной и гуманитарной сферах».

(Хилько, И. Болонские сомнения / Ирина Хилько // Поиск. – 2011. – 7 октября. – С. 2)

Полный отчет

В Северном (Арктическом) федеральном университете прошла демонстрация системы мониторинга деятельности вуза, которую по заказу САФУ разработала компания IBS. Этот программный комплекс позволяет организовывать сбор отчетности всех подразделений университета, вести учет количественных показателей их работы и реестры объектов, анализировать полученные данные.

По словам директора проекта компании IBS Л. Марцинович, теперь руководство вуза получит возможность формировать детальную сводную отчетность как для нужд вуза, так и для внешних структур по реализуемым целевым программам. При этом программный комплекс обладает всеми необходимыми механизмами для расширения состава показателей деятельности вуза, по которым ведётся мониторинг, и для формирования дополнительных отчетов, если в таковых возникнет необходимость.

Как отметил первый проректор вуза Л. Шестаков, внедрение системы позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений на различных уровнях. Система уже размещена на аппаратных мощностях университета.

(Полный отчет // Поиск. – 2011. – 7 октября. – С. 2)

О высшем и послевузовском профессиональном образовании

Сенаторы одобрили Федеральный закон «О внесении изменений в статью 18 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». После визы президента страны документ уравняет в правах интернов и ординаторов медицинских факультетов немедицинских вузов, образовательных учреждений дополнительного профобразования и научных организаций с учащимися интернатуры и ординатуры медицинских высших учебных заведений. В частности, им будут предоставлены равные права на получение государственной стипендии.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 7 октября. – С. 3)

Об ошибках в учебной литературе

Оригинальный способ обучения истории родного города был предложен ученикам столичных школ. В богато иллюстрированном «дневнике московского школьника» родители обнаружили ряд ошибок. Издатели говорят, что все «ошибки» – это неверно интерпретированные потребителями факты, но обещают всё исправить в следующем выпуске. Между тем эксперты отмечают, что разного рода ляпы в учебной литературе далеко не редкость.

По словам издателей, сейчас привлечены редакторы и историки, которые помогут выяснить, можно ли считать эти ляпы реальными ошибками. «Дневник выпускается с 2008 года, а какие-то претензии к контенту начали поступать только сейчас», – отмечает Елена Ширшова.

Эксперты говорят, что опечатки и ошибки в учебной литературе в последние годы стали встречаться реже. «Содержимое учебников обновляется нечасто, поэтому у корректоров и редакторов есть возможность исправить все ляпы к следующему изданию, – рассказал председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы-2011» Константин Ушаков.

(Семёнова, А. На ошибках учатся / Анна Семенова // Новые известия. – 2011. – 10 октября. – С. 1)

Задания ЕГЭ могут открыть заранее

Предложения Минобрнауки по усовершенствованию системы сдачи выпускных экзаменов и по корректировке правил приёма в вузы, которые вступят в силу в 2012 году, в основном свелись к ужесточению контроля во время процедуры ЕГЭ. Эксперты считают, что этого недостаточно. К примеру, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил выложить все задания ЕГЭ в открытый доступ – так, чтобы ученики смогли потренироваться, а эксперты – посмотреть, нет ли в них брака. Также ректор считает, что задания ЕГЭ должны быть двух уровней начального (с тестами) и продвинутого, который представляет собой сочинение по гуманитарным предметам и нестандартные задачи – по техническим. По задумке ректора, за год до ЕГЭ в открытом доступе должны появляться около 10 тыс. возможных заданий будущих тестов.

«Ректор не осознал, что предлагает: ему дали идею, он её и продвигает», – считает эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев. Сергеев сообщил, что, если ответы вывесят в открытый доступ, ЕГЭ можно не сдавать вообще, а прямиком идти в вуз. Появятся сразу и платные ответы, а пронести с собой их на экзамен – дело техники. Кроме того, создать 10 тыс. вопросов, по мнению Сергеева, нереально – нужно будет расширять штат специалистов. Председатель общественного движения «Родительская забота» Клара Мансурова с этим не согласна. «Пусть вывешивают, – заявила она. – Во все времена ответы по билетам были известны заранее, и все равно оставались двоечники».

Эксперты сошлись во мнении, что ЕГЭ должен быть добровольным. «Тогда его будут сдавать где-то 10–15 % учеников», – предположила Клара Мансурова. Однако сейчас, по ее мнению, сделать ЕГЭ добровольным нельзя из-за того, что в этой системе слишком много людей, которые останутся без работы.

(Чернухина, Ю. Задания ЕГЭ могут открыть заранее / Юлия Чернухина // Приложение к газете «Новые известия». – 2011. – 7 октября. – С. 3)

Компьютерные игры включат в школьную программу

Минобрнауки заказало разработку и создание оnline-игр для обучения школьников и студентов основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Конкурс объявлен в рамках ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Стоимость создания образца Минобрнауки оценило в 44 млн. рублей.

С помощью трёхмерных виртуальных игр школьники и учащиеся высших учебных заведений будут отрабатывать навыки поведения при ЧС. Проект подразумевает создание опытного оnline-ресурса с испытаниями в 2–3 школах.

В техзадании говорится, что работа должна быть выполнена на высоком научно-техническом и исследовательском уровне.

Выбор решений необходимо подробно обосновать, для каждого возраста – от 12 до 18 лет – требуется создать свою программу.

Сегодня в Сети уже существует межведомственный портал «Спас-Экстрим», за наполнение которого отвечают МЧС России, ФСБ, Национальный антитеррористический комитет, Министерство внутренних дел и само Минобрнауки.

На сайте выкладываются методические рекомендации, примеры оказания неотложной помощи, обучающие мини-игры и другая полезная для школьников информация.

(Куйбида, А. Компьютерные игры включат в школьную программу / Артем Куйбида // Известия. – 2011. – 12 октября. – С. 1)

Об ограничении доступа школьников к интернет-сайтам

В октябре департамент информационных технологий столичного правительства запустил на сайте Mail.ru опрос москвичей о том, какие интернет-сайты необходимо заблокировать на школьных компьютерах. Это первый шаг к созданию системы фильтрации трафика в московских учебных заведениях.

После того, как все школы города обеспечили широкополосным доступом в интернет со скоростью 10 Мбит/с, чиновники решили проверить, какие именно сайты чаще всего посещают дети и учителя. Выяснилось, что образовательные ресурсы находятся лишь на пятом месте. А лидерство помимо поисковых порталов удерживают социальные сети. На третьем месте оказались справочные порталы, а на четвертом – видеохостинги.

Это вызвало беспокойство чиновников – особенно в связи с тем, что обеспечение школ интернет-технологиями набирает обороты. До конца года в 300 образовательных учреждениях Москвы появится доступ к беспроводной связи Wi-Fi. Дети смогут выходить в интернет не только со школьных компьютеров, но и с собственных смартфонов.

– Мы хотим собрать мнения преподавательского и родительского сообщества о том, нужно ли запрещать в школах видеохостинги и социальные сети, – пояснил пресс-секретарь столичного департамента информационных технологий Константин Горохов.

Сегодня трафик в образовательных учреждениях тоже фильтруется, но только на предмет порнографии и экстремистских материалов. Министерство юстиции постоянно пополняет список нежелательных экстремистских сайтов, количество которых составляет около 1 тыс. пунктов.

(Верховская, М. Школьников могут зачистить всего за полмиллиона / Маргарита Верховская // Известия. – 2011. – 11 октября. – С. 6)

Студенческие супермаркеты

В октябре департамент образования Москвы и объединения работодателей приняли резолюцию о развитии профобразования. В частности, документ позволит колледжам и бизнесу более эффективно взаимодействовать по вопросам подготовки кадров, в том числе через совершенствование организационно-правовых форм сотрудничества.

Образовательные учреждения, в свою очередь, намерены предложить городу и работодателям открывать мастерские, магазины и центры обслуживания населения при столичных колледжах. Техникумы как автономные учреждения смогут вкладывать в подобные проекты свои деньги, занимаясь внебюджетной деятельностью, а также договариваться с работодателями и городскими властями и создавать предприятия на основе государственно-частного партнерства.

Как рассказал директор Московского государственного техникума технологии и права департамента образования Игорь Артемьев, речь может идти о розничной сети, где будет продаваться продукция колледжей столицы (их в Москве 88). На базе супермаркетов откроются также кафе, кулинарии, центры услуг (парикмахерские, ремонтные мастерские). Работать в розничных торговых точках станут студенты: кассиры, повара, логисты, юристы, бухгалтеры.

(Верховская, М. При техникумах могут появиться студенческие супермаркеты / Маргарита Верховская // Известия. – 2011. – 18 октября. – С. 6)

Отсрочка по уму

В нижнюю палату парламента были внесены два законопроекта, предусматривающие поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». Они призваны снять неопределенность по поводу призыва в армию аспирантов, которая возникла после того, как были изменены правила аккредитации вузов. Поправки закрепляют право на отсрочку от военной службы по призыву за аспирантами госучреждений или учреждений, готовящихся получить госаккредитацию.

(Рябых, В. Отсрочка по уму / Вячеслав Рябых // Известия. – 2011. – 12 октября. – С. 2)

Подготовка учителей истории

В Минобрнауки решили освоить инновационные методы подготовки учителей истории. Министерство хочет, чтобы педагоги путешествовали по всей стране, посещая места исторических событий и музеи. На разработку и внедрение нового метода повышения квалификации историков ведомство готово потратить 22 млн. рублей – это максимальная сумма госзаказа, размещённого на портале госзакупок.

В планах министерства к 2013 году в три этапа разработать экскурсионную программу, способствующую повышению квалификации учителей истории. По замыслу ведомства, с помощью туристических маршрутов и образовательных экскурсий учителя расширят свой кругозор и познакомятся с историческим наследием России.

– Образовательные экскурсии признаны действенными технологиями обучения и применяются как в России, так и за рубежом, – пояснили в Минобрнауки. – Новая программа повышения квалификации учителей истории поможет сформировать «нового учителя» современной школы в соответствии с ключевой идеей Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Какие именно места станут посещать историки, чтобы расширить свой кругозор, пока неизвестно. Их выберут разработчики программ исходя из ряда критериев. Во-первых, объект должен быть значим для понимания исторических решений и событий. Во-вторых, его инфраструктура должна быть удобна для проживания и обучения. И наконец, ведомство хочет, чтобы разработчики программ рассматривали не традиционные туристические маршруты, а места, изучаемые только местными краеведами и учеными.

Эксперты считают, что если идею Минобрнауки удастся внедрить в жизнь, заинтересованность в работе учителей истории и их образованность могут возрасти.

(Горчакова, А. Учителей истории повезут на экскурсии по стране / Анна Горчакова // Известия. – 2011. – 21 октября. – С. 8)

К детям мигрантов приставят наставников

Минобрнауки решило улучшить технологию преподавания русского языка тем россиянам, для которых он неродной. 13 октября министерство разместило заказ на основательный научно-методический труд по разработке новых методик на сумму 154,4 млн. рублей.

Работа заказывается в рамках бюджета федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы. Минобрнауки просит выполнить анализ всех методик преподавания неродного русского языка в субъектах Федерации, дать предложения по повышению эффективности его преподавания, разработать программы повышения квалификации учителей и написать методику обучения тьюторов (наставников).

В техзадании Минобрнауки предполагается, что тьюторами по неродному русскому языку смогут стать только преподаватели, прошедшие программу повышения квалификации. Они будут подтягивать отстающих школьников, сочетая чисто преподавательские функции с воспитательными.

По мнению чиновников, именно на базе русского языка возможно создать общую «культурно-языковую среду», которая позволит преодолеть межэтнические и культурные противоречия. В Минобрнауки полагают, что эти меры будут эффективной профилактикой образования культурно-этнических «гетто», которые стали головной болью для многих развитых стран.

– Очень важно принять политическое решение сделать русский язык универсальным средством общения – «рабочим языком», – говорит Ефим Рачевский, член комиссии Общественной палаты по развитию образования. – Для этого необходимо постоянно находиться в русскоязычной среде. Тьюторы помогут детям общаться со сверстниками в рамках этой модели.

Эксперты по межнациональным отношениям из России и других стран СНГ считают работу наставников необходимой, в то же время они не пришли к единому мнению относительно выбранных министерством методов.

(Куйбида, А. К детям мигрантов в школах приставят наставников / Артем Куйбида // Известия. – 2011. – 20 октября. – С. 1)

Об индексации стипендиального фонда

Средства на увеличение стипендиального фонда, обещанные премьер-министром РФ на встрече со студенческими организациями, получены вузами, за их распределение будут отвечать студсоветы и руководство учебных заведений, заявил помощник министра образования и науки РФ Александр Страдзе.

Владимир Путин в апреле этого года на встрече с представителями студорганизаций пообещал, что стипендиальный фонд в 2011 году должен быть проиндексирован на 9 %, а с января 2012 года повышен на 20 %. Однако, по данным студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования, многие вузы так и не увеличили стипендии своим студентам. В связи с этим профсоюз направил телеграмму премьеру, в которой говорится, что Минобрнауки поручение не выполнило.

«Соответствующие изменения внесены в закон о бюджете, средства получены и распределены по вузам, – сказал А. Страдзе. – В настоящее время эти деньги находятся в вузах. Заявление о том, что министерство не выполнило свои обязательства, как минимум неправильное, потому что мы не выплачиваем стипендию, её выплачивают ректоры».

Александр Страдзе также подтвердил, что с 2012 года стипендиальный фонд будет проиндексирован еще на 20 %. «Постановление правительства об утверждении порядка распределения сейчас находится в стадии согласования, и там уже будут совершенно четко определены критерии, по которым будут распределяться эти средства», – сказал он.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 14 октября. – С. 3)

Народный фронт хочет освободить учителей от армии

На сайте Института социально-экономических и политических исследований опубликована Программа народных инициатив.

«Фронтовики» хотят вернуть в школу педагогов-мужчин. Хорошим стимулом, считают в Институте, станет освобождение их от службы в армии, но при условии, что со школой педагоги заключат пятилетний контракт.

(Шишкунова, Е. Народный фронт хочет освободить учителей от армии / Елена Шишкунова // Известия. – 2011. – 26 октября. – С. 2)

Введение в школе основ религии

В Министерстве образования и науки решили повременить с повсеместным введением нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Аббревиатура ОРКСЭ в 2012 году появится в расписании только 10 % школ в каждом регионе. Такое предложение содержится в промежуточном докладе об итогах апробации новой дисциплины в регионах.

В конце года министр образования Андрей Фурсенко должен представить президенту итоговый доклад, в котором будут представлены окончательные предложения ведомства о том, каким образом предмет будет преподаваться в школе. Пока в Минобрнауки предлагают постепенно внедрять новый предмет в школе из-за разного уровня подготовки территорий.

Те 10 % школ, в которых начнут преподавать ОРКСЭ, станут базой для подготовки учителей для остальных учебных заведений. В 2013 году предмет будут преподавать в 50 % школ, а уже с 2014-го все четвероклашки приступят к изучению «Основ религиозной культуры».

(Новикова, А. Введение в школе основ религии растянут на несколько лет / Анастасия Новикова // Известия. – 2011. – 26 октября. – С. 4)

Студенческий бизнес-инкубатор

В Студенческом технологическом бизнес-инкубаторе Томского политехнического университета прошла презентация проекта «Конвейер инновационного бизнеса», который предполагает создание консультационных сервисов для тех, кто начинает свой бизнес. СТБИ разработал его совместно с Институтом инженерного предпринимательства ТПУ.

Работать в консультационных центрах будут прошедшие обучение студенты-старшекурсники под руководством квалифицированных специалистов действующих фирм. Начинающим предпринимателям помогут разработать концепцию их проектов, провести маркетинговые исследования, найти инновационные решения бизнеса, привлечь к нему финансирование и сделать рекламу. Студентам ТПУ работа в центрах может официально зачитываться в качестве практики.

(Кокорин, О. Полезные подсказки / Олег Кокорин // Поиск. – 2011. – 21 октября. – С. 2)

Учиться на свои

Расплатиться материнским капиталом за получение образования ребёнком сможет не только родитель, на чьё имя выписан сертификат, но и сам студент. Кроме того, эти деньги можно будет потратить на оплату пребывания детей в детском саду.

Такие поправки в правила использования маткапитала за получение образования подготовлены минобрнауки. Утверждает правила правительство РФ.

(Невинная, И. Учиться на свои / Ирина Невинная // Российская газета. – 2011. – 21 октября. – С. 2).

МИФИ

Ядерный университет, поддержанный «Росатомом», расширяет подготовку кадров для инновационной экономики.

Московский инженерно–физический институт, НИЯУ МИФИ, как он теперь называется, поднявший на крыло многих известных атомщиков и сам уже отметивший первые шестьдесят, на наших глазах переживает второе рождение.

Президент академии РАН Юрий Осипов сделал признание: «МИФИ – особый институт для РАН. Очень радует, что сегодня он поднимает голову и старается вернуть прежние позиции. … Мы кровно заинтересованы в тесном сотрудничестве с МИФИ и будем его всемерно развивать.

Университет отнесен к минобрнауки, но сохраняет самые тесные связи с атомной отраслью. 400 миллионов рублей ежегодно – таков вклад госкорпорации «Росатом» в инфраструктуру НИЯУ МИФИ и развитие его лабораторной базы.

(Емельяненков, А. МИФИ и мифы / Александр Емельяненков // Российская газета. – 2011. – 21 октября. – С. 4)

Оклад отправили на склад

С этого учебного года большинство московских школ перешли на новые принципы финансирования. В пилотном проекте участвуют 983 школы. Педагоги получили первую зарплату, рассчитанную по-новому.

Все школы получают теперь одинаковую сумму на учеников – по 120 000 рублей на каждого.

Школа имеет право распоряжаться средствами, как считает нужным. Условия два – количество образовательных услуг, в том числе – бесплатных кружков, не должно уменьшаться, а зарплата педагогов – снижаться.

Заработок учителей пилотных школ теперь зависит от качества их работы и состоит из базовой и стимулирующей частей. По словам Исаака Калины, руководителя департамента образования Москвы, все пилотные школы получили дополнительное финансирование, которое они потратили на выплату стимулирующей части.

– В большинстве школ зарплата повысилась на 8–10 процентов, иногда – на 15.

За что учителям доплачивают? Примерные критерии разработаны, их около 20, но школа может установить и свои требования – платить, например, прибавку молодым педагогам, особо поощрять тех, кто имеет за плечами не педагогический ВУЗ, а профильный или ведет предметные кружки.

Новая бухгалтерия потребовала от директоров серьезных знаний в финансовом праве и делопроизводстве. В некоторых школах думают о том, чтобы пригласить на работу собственного бухгалтера.

(Ивойлова, И. Оклад отправили на склад / Ирина Ивойлова // Российская газета. – 2011. – 14 октября. – С. 6)

Школа – ближе к дому

Депутаты в окончательном третьем чтении приняли законопроект, который дает ответ на вопрос, где первокласснику учиться, и освобождает родителей от огромных очередей у школьного порога, которые приходилось занимать ранним утром, чтобы успеть записать ребёнка в школу.

После принятия закона, «ребёнок сможет поступать в любую школу, однако приоритет будут иметь дети, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением». Предполагается, что эти поправки вступят в силу с 1 января 2012 года.

(Шкель, Т. Собирайтесь в школу / Тамара Шкель // Российская газета. – 2011. – 19 октября. – С. 3)

ЕГЭ

Согласно проекту расписания ЕГЭ на 2012 год, который опубликовала на своем сайте Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, для выпускников школ 2012 года Единый госэкзамен начнется 28 мая с экзаменов по информатике, биологии и литературе. Далее приоритеты такие: 31 мая – математика, обязательный экзамен для всех, 4 июня – иностранные языки и химия, 8 июня – обязательный экзамен по русскому языку, 13 июня ученики сдадут географию и обществознание, 16 июня – историю и физику. Для тех, кто в эти сроки по уважительным причинам не сможет сдать экзамены, есть возможность сделать это в резервные дни…

Новое в правилах ЕГЭ – 2012.

Впервые заранее объявлен минимум баллов ЕГЭ по русскому языку и математике: 36 и 24 соответственно. Призеры и победители олимпиад смогут использовать льготу на поступление только 1 раз.

В остальных случаях – только на общих основаниях.

Результаты ЕГЭ обязательны при подаче заявлений во все без исключения российские вузы.

Бумажное свидетельство с результатами ЕГЭ больше не нужно. Вузы обязаны принять документы и сверить указанные результаты экзамена по Федеральной базе свидетельств.

(Агранович, М. Развели историю с литературой / Мария Агранович // Российская газета. – 2011. – 18 октября. – С. 1,14)

Учителей перебрали

По данным министерства образования и науки, в 2011 году из российских вузов в «большую жизнь» вышли 133 тысячи специалистов с дипломами учителей. В целом же, на педагогических отделениях, факультетах и специальностях учится сегодня более полумиллиона студентов.

Много это или мало? Из регионов сигнализируют о нехватке учителей, но по официальным данным, вакансий в учительском секторе не так уж и много.

– Если бы все педагоги-пенсионеры ушли сейчас на пенсию, то ежегодно для обновляемости кадров нужно было бы «запускать в школы примерно 50 тысяч учителей, – говорит директор департамента общего образования минобрнауки Елена Низиенко.

Но 50 тысяч ежегодно при выпуске в 133 тысячи. Перебор?

Статистика добавляет масла в огонь. На 1 сентября 2011 года в российских школах не хватает 9 тысяч педагогов. Самый большой спрос – на преподавателей русского языка и литературы, физкультуры, физики и химии.

(Агранович, М. Учителей перебрали / Мария Агранович // Российская газета. – 2011. – 18 октября. – С. 14)

Аспирант в форме

Начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны Игорь Конашенков подтвердил, что армия в будущем ученым не грозит.

– Граждан, получивших послевузовское образование в аспирантурах и подлежащих призыву на военную службу, направлять в войска не планируется.

Депутаты планируют скорректировать Закон «О воинской обязанности и военной службе». Правда, в касающемся аспирантов документе пока фигурирует такая дата его вступления в силу – с 1 января 2012 года.

(Гаврилов, Ю. Аспирант в форме / Юрий Гаврилов // Российская газета. – 2011. – 14 октября. – С. 7)

Размышления…

Корреспондент «Независимой газеты» Наталья Савицкая делится своими размышлениями после конкурса «Учитель года – 2011».

Педагоги страны встретились с президентом страны 5 октября в Московском планетарии и поговорили о наболевшем.

«Лучшие учителя, заметьте, призванные «формировать клуб образовательных политиков», не слышали заверений премьера Владимира Путина о планах правительства по зарплате учителей. Не информированы об олимпиадном движении. Не подозревают о существовании образовательных ТВ–каналов… И поэтому, встретившись на историческом для них чаепитии с главой государства, в сотый раз пережевывают одни и те же давно набившие оскомину темы.

…Может, как раз этот момент и свидетельствует о том, что никто и не думал «претворять в жизнь». И по–прежнему повышение квалификации учителей – все та же чистая формальность, а зарплаты – вместо обещанных «не ниже средней по промышленности» неуклонно снижаются даже в экспериментальных районах?

…Учителя, и сельского, и городского, всегда уважали за то, что он был авторитетен среди простого народа. Он видел дальше стен школы. И если сегодня население наблюдает по телевизору, что весь разговор даже лучших педагогов с главой государства вертится вокруг вопросов учительских зарплат, кредитов, грантов и квартир, вокруг темы «дайте и сделайте» – оно теряет к такому учителю интерес….

Именно сегодня, когда в школу привезли, как выразилась одна из учительниц, «нанооборудование», выясняется, что все-таки главное в школе – учитель. Вернее учитель, постоянно совершенствующийся. Таковы запросы современного общества…

…Так что же делать?.. Как ни странно, выход есть…

(Савицкая, Н. М. Размышления после конкурса «Учитель года». КАРТ–БЛАНШ Наталья Савицкая. www.ng.ru/special/kartblansh / Наталья Михайловна Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 7 октября. – С. 3)

Если троечник тебе имя.

Министерство образования и науки РФ подвело свои итоги приёмной кампании – 2011.

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на совещании сказал, что почти на 30 % произошло снижение набора студентов на внебюджетные отделения вузов.

22 высших учебных заведения, подведомственных Минобрнауки РФ, не смогли обеспечить набор на бюджетные места.

Наибольшее количество троечников собрали вузы, обучающие по направлениям: переработка и воспроизводство лесных ресурсов – 70 %, металлургия, оружие – 50 %, затем сельское и рыбное хозяйство, морская техника.

Чуть отстали от них вузы гуманитарной подготовки. Погоду здесь сделали педагогические вузы. (Что примечательно, более 65 % выпускников педвузов при этом еще и не пойдут работать по профессии.) И это будут лучшие из набранных хорошистов. Так что можно на входе оценить, кого берут в учителя. Самый низкий средний балл по ЕГЕ имеют даже не педагогически вузы, а вузы культуры и искусства. Немногим выше 40 баллов.

Отличники сосредоточились в основном в здравоохранении (более 40 %), информационной безопасности и в экономике и управлении. Но непонятная летняя история с «мёртвыми душами» во втором меде, когда среди абитуриентов обнаружились 600 липовых отличников, ставит эти цифры под некоторое сомнение.

На внеконкурсной основе в вузы страны зачислены 15,6 % от общего набора, убеждает министерская статистика. Это все вместе – льготники, олимпиадники, целевики.

Наибольшее количество олимпиадников сосредоточено в вузах по направлениям: информационная безопасность, оружие и системы вооружений, авиационная и космическая промышленность, энергетика, автоматика и управление.

Целевики, поступающие на внеконкурсной основе, это как правило, очень средненькие студенты. Их всегда на порядок больше, чем олимпиадников. Так вот самое большое число целевиков (примерно 43 % от общего приёма) сосредоточено в вузах на направлениях: оружие и вооруженные системы, авиационная и ракетно-космическая техника, морская техника. Не отстают и вузы экономической направленности. На вопрос министра – зачем экономическим вузам целевики, неужели в стране нехватка экономистов, вполне закономерна.

Ну а льготников (имеющих справки об инвалидности) самое большое количество на специальностях: экономика и социальные науки, сфера обслуживания.

(Наталья Савицкая Если троечник тебе имя // Независимая газета. – 2011. – 4 октября. – С. 8)

Безнадега – точка-ру

Свой профессиональный праздник многие педагоги намерены были отметить акциями протеста: разрекламированное повышение зарплат на 30 % на поверку оказалось пустыми словами.

…Исторически сложилось так, что уважение к учителю наше государство демонстрирует по большей части в нематериальных форматах. Когда дело доходит до вознаграждения за труд, региональные власти идут на любые уловки, лишь бы не истощить казну.

На пресс-конференции в Москве Всеволод Луховицкий (член межрегионального профсоюза работников образования «Учитель») рассказал, как иезуитски ловко трактуются правительственные постановления о том, что зарплата учителя не должна быть ниже средней по региону и повышена при этом на треть. Так, если учителя получают довольствие, близкое к «температуре по больнице», им добавляют жалованье до среднего уровня, хотя это составляет лишь 5–7 %. Если же учительские зарплаты разительно ниже среднего – региональные руководители честно доплачивают им все 30 %.

Но это редко. И здесь бережливым чиновникам помогает бухгалтерская казуистика. Общая сумма складывается из нескольких выплат. Это ставка (за единицу принимается 18 академических часов в неделю), а кроме того – проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом и т. д. Находчивые управленцы считают работой учителя только пребывание в классе, рассматривая ту же проверку тетрадей как приятное времяпрепровождение, которое оплачивается исключительно по доброте душевной. Как результат, увеличивается только ставка, зарплата в целом растет несущественно.

Другой остроумный вариант экономии – сужение категории работников образования, зарплату которых надо увеличить. Право на надбавку получают только те, у кого в трудовой книжке написано «Учитель». То есть педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды, воспитатели групп продлённого дня, все, кто работает в школах с детьми, но не преподает в классах, никаких надбавок не получают.

Всеволод Луховицкий в своем выступлении привел официальную статистику, как руководители регионов, выполняя указания правительства, повышают зарплату учителям. В Бурятии добавили аж 20 %, В Чувашии – 14,7 %, а администрация Ямало-Ненецкого автономного округа ответила с «евангельской» простотой: в регионе и так очень высокие зарплаты. Еще интереснее поступил приморский губернатор Дарькин. Он официально отрапортовал о повышении зарплат, а потом учителям «келейно» сообщили, чтобы не питали иллюзий.

Выход из «безнадеги», который предлагают представители власти, – это постепенный переход образовательных учреждений к предоставлению дополнительных платных услуг, то есть на частичное самофинансирование.

А что же в итоге с зарплатами? В Братске базовые оклады повысились с 3 760 до 4 500 руб., в Астрахани – с 3 500 до 3 720, в Коми оклад увеличен до 5 060 плюс надбавки (до + 50 % молодым специалистам). Своеобразный итог обсуждению фантомного «повышения зарплат учителям» подвел гость пресс-конференции, преподаватель педагогического вуза Сергей Ульянов. По его словам, уместно говорить об индексации, но никак не о повышении зарплат – потому что с начала года реальная покупательская способность рубля уменьшилась примерно на 20 %. Иными словами, в результате «повышения» работники школ в лучшем случае остались при своих.

(Титов, В. Безнадега – точка-ру. Повышение зарплат оказалось виртуальным / Владимир Титов // Литературная газета. – 2011. – 5 - 11 октября. – С. 12.)

Цифры

По данным Минфина России, в 81 регионе страны с 1 сентября было проведено повышение фондов оплаты труда учителей. В 32 субъектах РФ зарплата в среднем увеличена на 30 % и более. В 27 регионах повышение составило от 20 до 30 %.

(Цифры недели // Учительская газета. – 2011. – 11 октября. – С. 2.)

Краеведческие вести

Краеведческие вести

Детская школа искусств № 1 Кировского района Волгограда уже шестой раз проводит конкурс юных исполнителей современной песни «Детская творческая неделя на родине Александры Пахмутовой». В конкурсе принимали участие певцы от 6 до 15 лет.

В Бекетовке когда–то родилась талантливая девочка Аля Пахмутова. Потом она уехала в Москву, закончила консерваторию и стала известным композитором. В ДШИ в её честь открыта музыкальная гостиная.

(Гречухина, Ю. В честь девочки Али из Бекетовки // Волгоградская правда. – 2011. – 19 октября. – С. 2)

Экосреда

В этом году областной детский праздник «Земля – наш дом» собрал ребят из 22 районов и 5 городов региона. Все школьники прибыли со своими работами из природного материала. Экологический праздник проводился уже в 18 раз и отмечался он в рамках объявленного в регионе Года журавля и Международного года лесов.

– Подобные мероприятия дают ребятам возможность показать, чему они научились в своих творческих объединениях, – отметила директор Волгоградского детского эколого-биологического центра Татьяна Велибекова. – Праздник собрал также представителей ученических производственных бригад и учебно–опытных участков, на которых ребята самостоятельно выращивали цветы, овощи и фрукты для поделок.

Для педагогов же прошел «круглый стол» с участием специалистов в области экологии и биологии.

(Елфимова, Е. Съедобные пираты 21 века / Екатерина Елфимова // Волгоградская правда. – 2011. – 18 октября. – С. 5)

Правовой турнир

25 октября 2011 года Сектор правовой информации Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького провел турнир для учащихся железнодорожной школы-интерната № 17 ОАО РЖД «Законы, по которым мы живём». Учащиеся выполняли творческие задания на знание конституционных прав человека и гражданина. В качестве сувениров учащимся были вручены диски «КонсультантПлюс», представляющие собой собрание современного международного и отечественного законодательства.

(Сайт ВОУНБ им. М. Горького http://www.vounb.volgograd.ru)

Награды

Губернатор Анатолий Бровко вручил десяти лучшим учителям Почетные знаки «Заслуженный педагог Волгоградской области». Звание учреждено в регионе впервые. Звание и почетный знак получают педагоги со стажем не менее 15 лет за «Высокое профессиональное мастерство, многолетний добросовестный труд и заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, создание научно-педагогических разработок».

(Гречухина, Ю. От @ до Я / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 11 октября. – С. 3)

Наследие

Конференция «Патриотическое воспитание молодежи в условиях современной России» прошла 5 октября в Волгоградском кадетском корпусе имени Недорубова.

Организатором мероприятия выступило казачье общество «Всевеликое войско Донское». Главной целью конференции стало формирование единого воспитательного пространства патриотического воспитания подрастающих поколений казачества юга России.

(Казанкова, М. «Слава богу – мы казаки!» / Маргарита Казанков // Волгоградская правда. – 2011. – 7 октября. – С. 3)

Ближе – значит лучше?

К вопросу приёма в первые классы по территориальному признаку. Комментарии:

Юрий Лепехин, учитель математика школы № 78, народный учитель РФ.

– Проблема… в том, чтобы школа соответствовала всем современным требованиям. Из-за этого и ажиотажный спрос на школы, которые работают по новым методикам и предлагают детям интересные направления для развития… По этим очередям из родителей будущих первоклашек можно судить об уровне школы…

Елена Беликова, директор гимназии № 14.

– Начальная школа должна быть …близко от школы…Но все школы так называемого повышенного уровня – гимназии и лицеи – нужно вывести из общего строя в новом законе. В том смысле, что всем детям без исключения стоит дать право поступать в них независимо от места жительства. И ввести конкурсный отбор, раз уж желающих так много. Как правило, таких школ всего несколько на каждый район, и принимать в них по территориальному принципу тоже не совсем верно.

(Ближе - значит лучше? // Городские вести. – 2011. – 20 октября. – С. 5)

Закон для родителей

В начале 2010 года в Волгоградской области начал действовать закон «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Волгоградской области», а проще говоря – комендантский час. В соответствии с ним подросткам, не достигшим 16 лет, запрещается прибывать на улице с 22.00 до 6.00 в зимнее время (с последнего воскресенья октября до последнего воскресенья марта) и с 23.00 до 6.00 в летнее время (с последнего воскресенья марта по последнее воскресенье октября).

Закон уже сегодня даёт результаты. Значительно снизилось количество тяжких преступлений, совершенных подростками.

За нарушение областного законодательства 406 родителей и опекунов были привлечены к административной ответственности. Штраф за то, что дети оставлены без присмотра на ночной улице, составляет от 500 до 1000 рублей.

(Романенко, Ф. Спокойной ночи, малыши! Детский комендантский час доказывает свою эффективность / Фаина Романенко // Городские вести. – 2011. – 20 октября. – С. 14)

«Русский – язык счастливый!»

Галина Егорова, депутат Волгоградской городской Думы, зам. директора лицея № 8 «Олимпия», инициатор проведения в Волгограде «Дней русского языка»: «Русский – язык счастливый».

С 17 по 25 октября в нашем городе проходил фестиваль «Дни русского языка», площадками для его проведения стали вузы, школы, библиотеки и даже детские сады.

В его рамках проводятся педагогические чтения, конференции научно-исследовательских работ старшеклассников и студентов, конкурсы юных журналистов, чтецов. Даже уникальный в своем роде конкурс каллиграфии «Красота и богатство русской азбуки» популярен у молодежи.

(Егорова, Г. ОН открывает границы / Галина Егорова // Городские вести. – 2011. – 20 октября. – С. 20)

Учиться не только на уроке

120 педагогов Волгограда удостоены гранта в области образования. Среди награждённых – 20 лучших учителей волгоградских школ, лицеев и гимназий, 50 воспитателей, психологов, музыкальных работников и спортинструкторов детских садов, станций юннатов и юных техников, 20 тренеров спортивных школ для детей.

(Сидельникова, И. Учиться не только на уроке / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 13 октября. – С. 11)

День Специалиста для педагогов

22 ноября 2011 года Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького проведёт День Специалиста для педагогов «Информационные компьютерные технологии в учебном процессе»

Информатизация системы образования является одним из важнейших компонентов современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению информационных технологий в образовательный процесс создаются новые возможности для всех его участников, что делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

День Специалиста «Информационные компьютерные технологии в учебном процессе» продолжает цикл мероприятий в помощь руководителям образовательных учреждений, завучам, классным руководителям, педагогам-психологам, социальным психологам. Сектор информационной поддержки педагогов отдела гуманитарной и естественнонаучной литературы подготовил информационно-тематический список, включающий в себя 560 источников по данной теме.

День Специалиста будет проходить в актовом зале библиотеки (4 этаж) с 14.00 до 16.00. Вход свободный.

(Сайт ВОУНБ им. М. Горького http://www.vounb.volgograd.ru)

Не указан форум для отзывов.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru