В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июль 2011)

15 августа 201118:38

Новости образования

В частные ВУЗы и ПТУ пойдут государственные деньги

Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство, предоставляющие возможность негосударственным высшим и среднеспециальным учебным заведениям обучать студентов за бюджетный счет. Такие организации на конкурсной основе смогут получить контрольные цифры приема граждан на обучение за счет бюджетных средств. Эта норма распространится только на организации, имеющие государственную аккредитацию. Порядок установления количества бюджетных мест будет определять правительство РФ. Прием абитуриентов на бюджетные места в негосударственные аккредитованные вузы и ссузы будет проводиться на тех же условиях, что и на бюджетные места в государственных учебных заведениях. Равные права будут и у студентов: учащиеся-бюджетники в коммерческих вузах и колледжах также будут получать стипендию. В России более 400 негосударственных вузов. Из них, по экспертным оценкам, претендовать на получение бюджетных мест могут не более 40. Объем контрольных цифр приема, который ежегодно может быть распределен среди негосударственных вузов, составит не более 4,5 тыс. человек.

(Новое в работе частных вузов // Независимая газета. – 2011. – 6 июля. – С. 8)

В Минобрнауки открыта горячая линия по профтехобразованию

В Министерстве образования и науки Российской Федерации начала работу горячая линия по вопросам приема в образовательные учреждения профессионального образования. Информация о поступающих на горячую линию телефонных звонках будет обобщаться и представляться в специально созданную при Министерстве рабочую группу для мониторинга хода приемной кампании 2011 года.

(Прием в вузы // Независимая газета. – 2011. – 6 июля. – С. 8)

Пороговый балл для ЕГЭ

В Общественной палате прошел круглый стол по итогам единого государственного экзамена. На совещании обсудили, как улучшить общественную и профессиональную поддержку честному проведению испытания. И должна ли негативная реакция общества стать основанием для отказа от ЕГЭ?

Во время обсуждения этих вопросов выяснилось, что в настоящее время нормы Закона РФ «Об образовании» не содержат требования о «независимости» ЕГЭ. Не содержат они и специальных правил по обеспечению «объективности» экзамена, за исключением нормы о запрете мобильных телефонов и нормы, относящей сведения контрольно-измерительных материалов (КИМов) к информации ограниченного доступа. Нарушители порядка проведения ЕГЭ остаются фактически безнаказанными, потому что действующее законодательство не предусматривает для них достаточные и необходимые формы и виды юридической ответственности. А существующие санкции невозможно применить в отношении всех лиц, включенных в процедуру проведения ЕГЭ.

Чтобы повысить объективность ЕГЭ, Общественная палата предлагает Минобрнауки РФ утвердить «Положение о системе общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации». Сейчас такие документы приняты на региональных уровнях. Кроме того, по мнению авторов предложений, следует наделить общественных наблюдателей правом присутствовать не только в пунктах проведения ЕГЭ, но и на всех других этапах проведения экзамена – в частности, в региональных центрах обработки информации во время вскрытия конвертов и сканирования бланков ответов, а также на заседаниях конфликтных комиссий при рассмотрении апелляций.

Эксперты предложили установить минимальный пороговый балл по предметам до начала экзамена. И проводить впредь ЕГЭ на двух уровнях: профильном и общеобразовательном. Проводить ЕГЭ лучше вне школ. И учителей от наблюдения за ходом экзамена отстранить вообще. Нужно заменить бумажный сертификат, считают представители Общественной палаты, на виртуальный. Результаты ЕГЭ пусть хранятся в федеральной базе, а вузы и ссузы пусть проверяют их подлинность не по сертификату, а по единой базе данных.

(Савицкая, Н. Пороговый балл для ЕГЭ / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 6 июля. – С. 8)

Учителя требуют вернуть в школу уроки астрономии

В Москве прошел Всероссийский съезд учителей физики. Он собрал 630 школьных и вузовских педагогов из 60 регионов России, а также учителей из Белоруссии, Украины, Казахстана, Сирии и Германии.

Прослушав 231 доклад и поучаствовав в пяти рабочих секциях, педагоги оформили свои требования в резолюцию на 8 страницах. Одно из их основных требований – увеличение количества часов на изучение физики на базовом уровне с двух до трех в неделю. Среди прочих требований – вернуть в учебный план старшей школы астрономию и астрофизику, в образовательных стандартах второго поколения дать школьникам право выбирать на профильном уровне одновременно физику, астрономию, алгебру, геометрию, химию, биологию, информатику, а также разработать положение о статусе школ с профильным преподаванием естественнонаучных предметов.

А еще школьные физики рекомендуют Минобрнауки создать Федеральную программу по обновлению оборудования в школьных кабинетах физики, химии, биологии. Ведь с таким древним инструментарием, каким сегодня могут «похвастаться» многие школы, преподавать физику по-современному невозможно.

(Агранович, М. Через физику к звездам / Мария Агранович // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 5 июля. – С. 12)

Минюст объявляет конкурс для выпускников вузов

Министерство юстиции объявило массовый набор молодых специалистов. Ведомство планирует провести в начале сентября особый конкурс для выпускников юридических вузов. На «распродажу» для молодых и энергичных людей выставят массу должностей в департаментах.

Кандидатам предоставят вакансии, для замещения которых не требуется стажа: должности «специалист-эксперт», «ведущий специалист-эксперт», «главный специалист-эксперт». Новоиспеченные чиновники получат возможность не только нарабатывать стаж для резюме, но и профессионально расти.

Необходимые документы для участия в конкурсе направлялись по адресу «119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14» с 1 по 21 июля. Дополнительную информацию об условиях проведения конкурса можно получить на сайте Минюста www.minjust.ru. Чиновникам обещают и некий соцпакет.

Кроме того, чтобы заинтересовать людей работой, ведомство намерено ввести индивидуальные планы развития чиновников. Такую бумагу человек будет составлять сам вместе со своим непосредственным начальником. Естественно, план потом придется завизировать и у вышестоящего руководства, чтобы было все официально. Срок действия плана – три года, затем будет составлен новый, потому что нет предела совершенству.

(Куликов, В. Курс омоложения / Владислав Куликов // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 5 июля. – С. 9)

Кому дадут и аттестат, и профессию

В закон «Об образовании» внесены поправки о творческих училищах. В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование.

В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы – русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины.

Новый проект закона «Об образовании», над которым сейчас идет кропотливая работа, не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля.

Сейчас закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

Если получилось так, что ребёнка по каким-то причинам отчислили, то учебное заведение обязано позаботиться и подыскать ему другую школу.

(Ивойлова, И. Балет по расписанию / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 5 июля. – С. 12)

Беларусь и Россия обменялись студентами-практикантами

Студенты Московского института экономики, менеджмента и права будут проходить практику в Академии управления при президенте РБ в Минске. Молодых людей познакомят с деятельностью Академии управления и с кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политикой Беларуси. В программе также значится посещение Палаты представителей, Минского тракторного завода, Национального банка и банка «Москва-Минск». В это же время группа белорусских студентов Академии управления при президенте РБ будет проходить практику в Московском институте экономики, менеджмента и права, а другая – в Северо-Западной академии государственной службы.

«После прохождения практики студенты смогут сделать сравнительную характеристику особенностей государственного регулирования деятельности коммерческих организаций в России и в Беларуси и отобразить полученные результаты в своих научных и дипломных работах», – заявила журналистам Елена Русак, заведующая кафедрой экономики предприятий Института управленческих кадров Академии управления РБ.

(Беларусь и Россия обменялись студентами-практикантами // Российская газета. Федеральный выпуск. Приложение «Союз. Беларусь-Россия».  – 2011. – 7 июля. – С. I)

У выпускников российских вузов должны быть условия для самореализации

Как привлечь выпускников российских вузов, работающих за рубежом, к работе над совместными проектами и при этом избежать утечки мозгов из страны? Об этом шла речь на проходившем в Казани II Конгрессе соотечественников.

В последние годы много делается для того, чтобы заинтересовать их в более тесном сотрудничестве с российскими коллегами. Чего только стоит объявленный конкурс мегагрантов по привлечению в вузы страны ведущих ученых из-за границы! Половину из сорока победителей составили выходцы из России.

По мнению президента Международной ассоциации русскоговорящих ученых (RASA) Вячеслава Сафарова, подобное сотрудничество интересно обеим сторонам. Под победителей грантов в вузах и научных центрах страны создаются лаборатории, где плечом к плечу с мэтрами работает молодежь. Однако, считает Сафаров, конкурсы и целевые программы не исчерпывают всего, что могут сделать соотечественники для России. В частности, он предложил организовывать целевые стажировки за рубежом для перспективных молодых российских ученых, чтобы те могли затем привнести полученный опыт и знания в родные «альма-матер». Но чтобы в этом случае не произошло «утечки умов», перед отъездом родной университет должен гарантировать ученому достойные условия возвращения: высокую зарплату, карьерный рост, а также возможность кооперации как международной, так и внутри страны.

(Кондрева, О. Лаборатория под талант / Ольга Кондрева // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 8 июля. – С. 11)

Молодежь волнует судьба популярного конкурса

Большой популярностью пользовался в молодежной среде открытый Конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. Он проводился с 1997 года и способствовал активному привлечению молодежи к научным исследованиям. В 2009 году, когда конкурс проходил в последний раз, на него было представлено 13 900 работ из 480 вузов России. Четверть наград получили тогда студенты 29 вузов, относящихся к категории национальных исследовательских университетов. Так, только из Томского госуниверситета на последнем конкурсе медалями и дипломами Минобрнауки были награждены 66 студентов. Представляется, что результаты этого конкурса могли бы служить дополнительным критерием оценки качества работы университетов по подготовке научных кадров.

К сожалению, в 2010 году по непонятным причинам этот конкурс объявлен не был. Нет приказа о его проведении и до сих пор.

Вопрос о том, планирует ли Министерство образования и науки РФ проводить конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам в 2011 году и в дальнейшем, остается открытым.

(Совет молодых ученых ТГУ. Про студентов не забыли? / Совет молодых ученых ТГУ // Поиск. – 2011. – 1 июля. – С. 5)

Первая в России школьная лаборатория

Лицей № 1502 при Московском энергетическом институте (техническом университете) открыл первую в России школьную лабораторию – «experimentarium». В ее составе приборы и установки, которым можно позавидовать: например, лазерный гравировальный станок и 3D-сканер, робототехнические устройства и химлаборатория. Выиграв грант по международной программе SEED, лицеисты получили возможность экспериментировать на полную катушку, доводя пришедшую им в голову идею до реального воплощения.

Что уже удалось сделать юным Кулибиным? Модель «умного дома», «энергосберегающий» турникет для входа в лицей, флейту с мультипроцессорным управлением и даже устройство по нахождению ключей – не беда, что оно ищет пропажу пока в радиусе лишь 10 сантиметров. Полученный в лаборатории опыт экспериментатора поможет будущим студентам как при обучении в МЭИ, так и при решении серьезных инновационных задач.

(Пресс-служба МЭИ. Фотофакт / Пресс-служба МЭИ // Поиск. – 2011. – 1 июля. – С. 5)

Специалистов ИТ-индустрии привлекут к преподавательской деятельности

Под эгидой Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ, www.apkit.ru) в Саратовском госуниверситете прошла IX Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации».

С первым пленарным докладом перед участниками конференции выступил руководитель комитета АП КИТ по образованию Борис Нуралиев. Он изложил текущую ситуацию на рынке программного обеспечения и проблемы, связанные с подготовкой кадров для ИТ-индустрии в современных условиях, особо подчеркнув, что развитие ИТ-технологий является одним из пяти приоритетных направлений развития России.

Ректор СГУ Коссович Л. Ю. рассказал о том, насколько активно используют информационные технологии в самом СГУ при подготовке новых специалистов, особо выделив деятельность в этой области таких структур вуза, как центры ИТ-технологий, космического мониторинга, открытого образования, Международного научно-образовательного института рисков, и других.

Далее работа конференции продолжилась по секциям: «Вопросы школьного ИТ-образования: опыт, проблемы, перспективы», «Инноватика 3D: государство, наука, бизнес», «Содержание и методология конкретных дисциплин и курсов подготовки ИТ-специалистов», «Новые формы взаимодействия между вузами и индустрией», «Опыт использования современных технологий в преподавании ИТ-дисциплин», «Проблемы ИТ-подготовки специалистов непрофильных специальностей». Докладчиками на секциях стали преподаватели крупнейших вузов страны из Москвы, Саратова, Санкт-Петербурга, Волгограда, Уфы и других городов, школ области, а также представители мировых и российских ИТ-компаний. Всего участие в конференции приняли 430 человек, было заслушано более 50 докладов, проведено 10 мастер-классов и три круглых стола.

В итоговых документах конференции, которые будут направлены в соответствующие ведомства и организации, ее участники рекомендовали Министерству связи и массовых коммуникаций РФ поддержать развитие системы профессиональных стандартов в области ИТ.

(Сашина А. Рекомендована активность / Анна Сашина // Поиск. – 2011. – 1 июля. – С. 10)

Как преподавать нанотехнологии в школе

В июле в МФТИ прошла конференция «Образование для сферы нанотехнологий: современные подходы и перспективы».

Организаторами встречи специалистов, внедряющих новые подходы в преподавании естественнонаучных дисциплин, выступили Нанотехнологическое общество России (НОР) при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, компании НТ-МДТ и Информационно-аналитического центра Департамента образования Москвы.

В конференции принимали участие преподаватели школ – участниц проекта «Школьная лига РОСНАНО». А учителя школ, оснащенных классами НАНОЭДЬЮКАТОР, делились своим опытом привлечения учащихся к проектной работе.

В рамках конференции состоялось торжественное награждение победителей конкурса методических и лабораторных работ, выполненных с использованием зондовых микроскопов, который провела компания НТ-МДТ – производитель оборудования для классов НАНОЭДЬЮКАТОР. Одной из целей конкурса было восполнить такой пробел образования в области нанотехнологии, как нехватка качественных методических наработок.

В дни конференции также состоялись практические занятия в специально оборудованном классе с НАНОЭДЬЮКАТОРами нового поколения, тренинг на которых прошли более 30 преподавателей.

В рамках выставки, которая также работала в дни конференции, желающие могли увидеть изображения нанообъектов в ЗD на плазменных экранах, познакомиться с программой-симулятором для моделирования процесса получения изображения в зондовом микроскопе, приспособлениями для тактильного восприятия нанореальности (в дополнение к визуализации процесса на мониторе оператор чувствует объект своей рукой) и многим другим.

Участники конференции отметили значительный прогресс в преподавании основ нанотехнологии, который был достигнут за прошедший год. По общему мнению, конференция «Образование для сферы нанотехнологии: современные подходы и перспективы» должна стать ежегодной.

(Проблема – в пробелах // Поиск. – 2011. – 1 июля. – С. 13)

Компания Begin Group составила рейтинг по итогам Всероссийских олимпиад за последние восемь лет

«Самыми умными», если поделить количество победителей олимпиад (2003–2010 годы) на душу населения, оказались три региона России: Кировская область (14,5 победителя на 100 тыс. человек), Санкт-Петербург (13), Вологодская область (11,7). Москва с показателем 10,7 находится только на шестом месте.

Хуже всего с олимпиадным движением обстоят дела в национальных республиках и автономиях: Дагестане, Северной Осетии – Алании, Хакасии, Карачаево-Черкесии, Забайкальском крае, Ингушетии, Чечне, на Чукотке. За восемь лет все они сумели «родить» только шесть олимпиадников.

При этом 63 % всех победителей олимпиад – юноши. Сильный пол в основном специализируется на астрономии, географии, информатике, истории, математике, физике и химии. А девушки предпочитают русский и иностранный языки, литературу и обществознание.

(Гранина, Н. Самые умные школьники – в Кирове. Москва на 6-м месте / Наталья Гранина // Известия. – 2011. – 5 июля. – С. 6)

Доктора советуют родителям первоклассников готовиться к учебе уже сейчас

По данным столичного департамента здравоохранения, сегодня 45 % первоклассников имеют различные нарушения психофизического, интеллектуального, речевого или сенсорного развития. У половины учеников начальных классов плохо развита устная речь, у 25 % – письменная. К окончанию школы здоровых детей практически не остается. Столичные медики призвали родителей больше внимания уделять здоровью ребенка. Особенно в условиях постоянно увеличивающейся нагрузки в школе.

У детей 6–7 лет в начале учебного года часто наблюдаются психосоматические расстройства. Ребенок может жаловаться на головные боли, живот. У него вдруг ни с того ни с сего может подняться температура. Нужно обязательно обращаться к психоневрологу.

Если вовремя не начать лечение, симптомы могут усугубиться. В ответ на стресс дети начинают чаще страдать простудными заболеваниями. Чтобы минимизировать возможный стресс у первоклассников, за две недели до нового года следует начать активную подготовку. Очень важно «отрепетировать» заранее режим дня, по которому будет жить школьник. Четкий распорядок формирует правильные привычки и облегчает выполнение домашнего задания. Ребенок должен ложиться спать самое позднее в 10 часов вечера. Продолжительность сна – не менее 9–10 часов. Если вдруг решили заняться закаливанием, стоит это начать делать уже завтра, а не в сентябре, когда у ребенка возрастет нагрузка. В первые полгода школы рекомендуется воздержаться от профилактических прививок. А сделать их уже после того, когда ученик освоится в новой обстановке.

(Гранина, Н. У половины школьников проблемы с речью / Наталья Гранина // Известия. – 2011. – 11 июля. – С. 5)

Регионы, саботирующие модернизацию образования, накажут рублем

13 июля заместитель министра образования Игорь Реморенко заявил, что уже 50 регионов страны согласовали свои программы модернизации школ. В течение 2011–2013 годов Минфин перечислит в качестве субсидии 120 млрд. рублей в региональные бюджеты на замещение расходов по улучшению условий обучения в школах. Высвобождающиеся средства местные власти обязаны направить на повышение зарплаты педагогам до уровня средних зарплат в экономике. А если это пока невозможно – минимум на 30 %.

Сейчас идет согласование с местными властями, что именно им предстоит улучшать и развивать. Кто-то направит средства на современное учебное оборудование, кто-то – на медицинские кабинеты и столовые, мультимедиацентры, библиотеки. Выполнение соглашения будет регулярно отслеживаться. Если работа саботируется, размер субсидии для региона уменьшится.

Чиновник подчеркнул, что возможные штрафы никак не должны затормозить модернизацию и рост учительских зарплат. «Ленивых» губернаторов заставят компенсировать урезанные дотации за счет местных бюджетов.

Мониторинг образовательных реформ будет проводиться по нескольким позициям: как растут зарплаты у педагогов, насколько успешно местные школы внедряют новые федеральные стандарты, активно ли педагоги повышают квалификацию, как развивается дистанционное обучение и наблюдается ли динамика энергосбережений.

Однако самый главный вопрос – насколько конкретно вырастут учительские зарплаты – остается открытым. В Минобразе дают понять, что совсем не обязательно всех российских учителей 1 сентября ждет прибавка жалованья. Возможно, у кого-то кошелек совсем не потолстеет. Все будет зависеть от того, какую «повышающую» схему изберут местные власти.

Чиновники рекомендуют регионам такое соотношение зарплатных фондов: 70 % – базовая часть, 30 % – стимулирующая. Это позволит обеспечить стабильность оплаты труда педагогов, привлечь молодых специалистов и поддержать тех, кто стремится и способен улучшать образовательные результаты.

После завершения трехгодичных финансовых вливаний в школы достигнутый эффект обещают проанализировать. Если эксперимент окажется удачным и уровень жизни педагогов поднимется, будут внесены изменения в федеральный закон «Об образовании».

(Гранина, Н. Первого сентября учителям повысят зарплаты. Но не всем / Наталья Гранина // Известия. – 2011. – 15 июля. – С. 3)

Бюджетных мест для обычных абитуриентов в этом году не хватит

Приемная кампания в вузы завершилась. Последним днем подачи заявлений на поступление стало 25 июля. Ежедневно на горячую линию Минобрнауки поступало около 100 звонков от абитуриентов. Самые распространенные жалобы на вузы – требование непредусмотренных правилами справок и фотографий, засилье олимпиадников и льготников, а также придирки к иностранным гражданам.

Рейтинговые столичные вузы в этом году стонут от наплыва победителей школьных олимпиад. В зависимости от ранжира соревнования – Всероссийское или региональное – лауреаты имеют право быть принятыми без вступительных испытаний. Или же за профильный предмет при поступлении им засчитываются максимальные 100 баллов ЕГЭ. Если олимпиадников слишком много, между ними проходит конкурс школьных аттестатов.

Кроме «льготной оккупации», другая распространенная претензия к вузовскому «призыву-2011» – необоснованное требование приемными комиссиями дополнительных документов. Кто-то просит нотариально заверять копии бумаг, другие гоняют за медицинскими справками и фотографиями. Чаще всего абитуриенты недовольны вузами, учредителями которых выступают Минобрнауки, Минкультуры, Минздравсоцразвития и Минсельхоз. Правда, после ноты протеста, которую направляют «штрафникам» сотрудники Минобрнауки, нарушения оперативно устраняются.

Есть претензии к непрозрачности учебных заведений. На сайтах хоть и опубликованы пофамильные списки абитуриентов, однако без указания баллов ЕГЭ. В результате другим ребятам сложно оценить свои шансы – стоит ли ждать зачисления или попытать счастья в другом месте.

Минобрнауки внимательно следило за ходом приемной кампании. Собиралась информация о том, в какие вузы, на какие направления и с каким средним баллом абитуриенты подают документы, чтобы понять, каким вузам надо добавить количество бюджетных мест в 2012 году. Возможно, также будет изменен порядок приема документов.

(Гранина, Н. В престижных вузах будут учиться одни льготники и победители олимпиад / Наталья Гранина // Известия. – 2011. – 18 июля. – С. 6)

300 средних общеобразовательных школ Москвы оснастят новой техникой к 1 сентября

Учеников средних общеобразовательных школ Москвы «постараются» снабдить новой компьютерной техникой уже к 1 сентября 2011 года. Первоклашки же смогут освоить новое оборудование только ближе к декабрю текущего года, сообщил «Известиям» руководитель столичного департамента информационных технологий Артем Ермолаев.

Компьютеризация московских начальных и средних общеобразовательных учреждений проводится в рамках реализации проекта «Информационный город», который рассчитан на пять лет. За период 2012–2016 гг. планируется не только оснастить школы новейшей техникой, но также предоставить необходимое оборудование медучреждениям, провести оцифровку госуслуг, снабдить электронными подписями до 85 % москвичей и улучшить качество систем видеонаблюдения в городе.

Всего под волну компьютеризации в Москве попадает около 1,5 тыс. школ.

– К 1 сентября 2011 года мы постараемся оснастить необходимой техникой 300 средних школ, – рассказал Ермолаев.

Всего на реализацию проекта по снабжению школ новейшей техникой было выделено более 1,4 млрд рублей.

(Синяева, Ю. Первоклассники получат компьютеры зимой // Юлия Синяева // Известия. – 2011. – 18 июля. – С. 5)

От руки не писать

В школах штата Индиана отменяют уроки чистописания. Вместо них дети будут постигать азы набора текста на клавиатуре компьютера.

Американские чиновники уверены: эти навыки скорее пригодятся школьникам в наше время, чем красивый почерк. По их мнению, прописи безнадежно устарели – на дворе уже давно эпоха компьютеров, электронной почты и текстовых сообщений.

Такие идеи отражены в инициативе, предлагающей ввести новые единые стандарты образования в Америке. Ее разработали в 2010 году и приняли за руководство к действию уже почти во всех американских штатах. Там нет ни слова о письме от руки, которому до сих пор учили американских малышей. Зато есть – об умении управляться с клавишами компьютера.

Теперь школьники – начиная примерно с одиннадцати лет – должны будут «демонстрировать достаточное умение обращаться с клавиатурой, чтобы напечатать три страницы текста подряд». Разработчики учебных программ уверены: дети просто не успеют одновременно научиться писать от руки и управляться с «электронным другом». А значит, можно найти лучшее применение этим школьным часам, а не корпеть над прописями. Тем более что время, которое уделяется чистописанию, в американских школах и без того постепенно сокращается.

(Воропаев, В. От руки не писать / Василий Воропаев // Российская газета. Неделя. – 2011. – 14–20 июля. – С. 12)

Студентов приблизят к работодателям

Депутаты Госдумы поддержали в первом чтении поправки в Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», расширяющие полномочия попечительских советов вузов.

В состав попечительского совета могут быть включены представители работодателей, а также исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Попечительские советы смогут участвовать в разработке образовательных программ для адаптации их к требованиям работодателей, а также в решении вопросов, касающихся совершенствования материально-технической базы.

(Студентов приблизят к работодателям // Городские вести. – 2011. – 9 июля. – С. 3)

О зарплатах медсестер в школах и детских садах

Дмитрий Медведев поручил правительству до 1 сентября представить предложения по повышению зарплаты медсестер в школах и детских садах не менее чем на 50 %. Об этом говорится в Бюджетном послании на 2012–2014 годы, текст которого размещен на сайте Президента РФ.

С 2012 года в федеральном бюджете будут предусмотрены средства для выплаты 3000 именных стипендий Президента РФ в размере не менее 7 тысяч рублей и 5000 стипендий Правительства РФ в размере не менее 5 тысяч рублей. Они предназначены студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

(Косыгин, С. Рост зарплаты свяжут с оптимизацией / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 5 июля. – С. 2)

Регионам помогут сократить очереди

На решение проблемы дефицита детских садов будет выделено дополнительно 9 миллиардов рублей. Об этом заявил Председатель Правительства РФ Владимир Путин на межрегиональной конференции «Единой России» в Екатеринбурге.

По его словам, поддержать планируется те субъекты РФ, которые активно занимаются дошкольным образованием. Выделение ресурсов начнется с 2012 года: 1 млрд. рублей регионы напрямую получат из федерального бюджета и еще 8 млрд. – в виде трехлетнего дешевого бюджетного кредита. Это позволит дополнительно ввести более 20 тысяч новых мест в детских садах.

(Ветров, И. Регионам помогут сократить очереди / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 5 июля. – С. 2)

Студенты просвещают горожан

Летом тема пожаров – одна из самых актуальных. В городе Омутнинске Кировской области не стали дожидаться тревожного повода и организовали добровольную студенческую пожарную дружину.

Дружина действует при Колледже экономики, педагогики и права, а толчком для ее создания стало принятие Федерального закона «О добровольной пожарной охране». Студенты не только помогают обеспечивать безопасность на объектах колледжа, но и проводят профилактическую работу среди населения. Добровольцы, вступившие в ряды дружины, патрулируют частный жилой сектор и парковую зону города, а также распространяют листовки об элементарных мерах пожарной безопасности, соблюдать которые обязан каждый житель.

Отдел надзорной деятельности и пожарная часть №42 по охране Омутнинска оказывают активным студентам посильную методическую помощь. Перед рейдом все ребята проходят необходимый инструктаж и получают полиграфическую продукцию по теме безопасности жизнедеятельности.

(Елфимова, И. Студенты просвещают горожан / Ирина Елфимова / Учительская газета. – 2011. – 5 июля. – С. 3)

Краеведческие новости

Стали известны результаты Единого госэкзамена

У большинства волгоградских выпускников, кроме тех, кто умудрился заболеть в самое неподходящее время, пора сдачи ЕГЭ закончилась еще в июне.

Число «стобалльников» в этом году возросло. Всего 12 выпускников региона продемонстрировали свои знания на твердую «пятерку», даже с плюсом. Рекорд у сдававших обязательный русский язык – на сто баллов справилось шесть выпускников, «химиков» оказалось четверо, один выпускник в совершенстве освоил биологию и один – литературу.

А вот математику, иностранные языки, географию, обществознание и информатику недоучили.

К сожалению, процент двоек увеличился. По результатам первой волны по русскому языку процент двоек составил около 10 %, а это в два раза больше, чем в прошлом. Но это только итоги первой волны, были еще и пересдачи.

По правилам ЕГЭ школьники, не сдавшие один из основных предметов (русский и математика), могут его пересдать во время второй волны. Но если и во второй раз выпускник не справится с заданиями, то останется на второй год. При этом второгодник может выбирать форму обучения – заочную или экстернат. То же самое касается и тех, кто завалил сразу оба обязательных экзамена. Они имеют право пересдать их только на будущий год. А вот результаты экзаменов по выбору на аттестат не влияют. Документ об окончании школы ученик получит в любом случае. Но при желании ЕГЭ он сможет пересдать только в следующем году.

Апелляций по поводу оценки в этом году оказалось куда больше. Их число по сравнению с прошлым годом возросло в три раза. Уже 720 выпускников выразили сомнение в объективности результатов. Ученики полагают, что они достойны лучшей оценки знаний, чем их итоговые баллы.

По биологии было подано 62 апелляции, по литературе – 35, по информатике – 11, по русскому – 188, по математике – 208, по английскому – 24, по химии – 33, по обществознанию – 159.

Четверть жалоб оказались обоснованными. 179 школьников доказали, что результаты им занизили. В остальных случаях, по мнению специальной комиссии, оценка соответствовала написанному.

(Шубина, А. Время собирать камни / Анна Шубина // Вечерний Волгоград. – 2011. – 1 июля. – С. 5)

Волгоградский политех: есть 100 тысяч!

Более 230 выпускников Волгоградского государственного технического университета получили дипломы магистров. Среди них оказался 100-тысячный выпускник прославленного вуза. Как сообщили в пресс-службе университета, этим выпускником стал магистр Александр Болдов, который закончил автомобильно-транспортный факультет с красным дипломом. За время учебы он показал по-настоящему выдающиеся результаты в своей научно-исследовательской деятельности. Александр – победитель различных региональных и общероссийских конкурсов и конференций. Он награжден стипендией Правительства РФ. Несмотря на то, что Александр – «технарь», ему не чужда и лирика: он пишет стихи, песни и музыку. Неоднократно побеждал в литературных конкурсах.

(Волгоградский политех: есть 100 тысяч! // Волгоградская правда. – 2011. – 1 июля. – С. 2)

Новые специальности и профили обучения вузов Волгограда

В Волгоградском медицинском университете открылась новая специальность – «Медико-профилактическое дело». Обучение по этой специальности длится 6 лет. План приема в этом году – пять бюджетных и 25 небюджетных мест (стоимость обучения 65 тыс. рублей в год). Кроме того, с 2011 года ВолГМУ начинает подготовку руководителей, работающих в сфере здравоохранения, по основной образовательной программе «Управление в здравоохранении» (профиль «Менеджмент») с присвоением степени бакалавра. Набор ведется на 25 мест, только на контрактной основе (стоимость обучения – 70 тыс. рублей в год).

В Волгоградском архитектурно-строительном университете открыта специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений». За овладение этой премудростью, если ты не попал на бюджетное место, придется заплатить 50 тыс. рублей в год. А выпускникам присваивается квалификация «специалист», что ныне становится большой редкостью.

Напомним, в этом сезоне вступил в силу Федеральный закон о переходе на двухуровневую систему высшего образования – бакалавриат и магистратуру. Поэтому сейчас абитуриенты, за редким исключением, поступают на бакалавриат. Из множества профессий лишь некоторые еще можно получить через специалитет. Большинство студентов теперь будут обучаться четыре года, защита диплома – и ты бакалавр. Затем, если хочешь, сдавай снова экзамены и пробивайся в магистратуру.

В ВолГУ предлагаются новые направления бакалавриата – такое актуальное «Торговое дело» (профиль «Информационный сервис»), «Сервис» и «Туризм», куда принимают абитуриентов только на платной основе (55 тыс. рублей – год, 30 250 рублей – семестр), и предел мечтаний амбициозных молодых людей – «Государственное и муниципальное управление» (70 тыс. и 38,5 тыс. рублей).

На автотракторном факультете «политеха» появились новые направления подготовки бакалавров «Энергетическое машиностроение», «Ракетные комплексы и космонавтика». Новые орбиты бакалавров и на факультете автотранспорта, где возник отдельный профиль «Автомобильный сервис». На факультете электроники и вычислительной техники – направление «Программная инженерия», а на факультете экономики и управления – профили «Корпоративная реклама и связи с общественностью», «Прикладная информатика в экономике».

Направление «Техносферная безопасность» (для студентов-платников – 33 тыс. рублей в год) открыто в сельхозакадемии на факультете механизации.

Новый классификатор дал о себе знать и в бывшем педуниверситете, который недавно сменил название и теперь именуется Волгоградский социально-педагогический университет. Старейший педвуз выходит за рамки чисто учительских специальностей. Теперь тут открываются даже такие профили, как «Маркетинг», «Управление малым бизнесом», «Экономика предприятий и организаций» (посеместровая оплата по контракту – 30,3 тыс. рублей).

(Гречухина, Ю. Орбиты для бакалавров / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 2 июля. – С. 6)

Первые выпускники «слежки» получили звания полицейских лейтенантов

1 июля в Волгоградской академии МВД состоялся первый «полицейский» выпуск. 115 курсантов факультета подготовки работников служб криминальной милиции окончили учебу в звании «лейтенант полиции».

Церемония, на которую пригласили и родителей выпускников, носила торжественный характер.

Отметим, что отнюдь не все 115 человек останутся работать в Волгограде. Среди выпускников-полицейских есть представители 12 регионов страны: Калмыкии, Астрахани, Ростова, а также республик Северного Кавказа. Выпускники будут откомандированы в те органы внутренних дел, откуда они были направлены на учебу.

– В связи с реформой происходит сокращение числа учебных заведений, способных готовить будущих сотрудников полиции, – рассказывает Наиля Радаева, руководитель пресс-службы академии. – Поэтому в этом году курсанты из Самары были переведены к нам. С нового учебного сезона добавятся еще и саратовцы. В обоих городах ликвидируются юридические академии. В связи с пополнением рядов курсантов за счет иногородних студентов набор волгоградцев будет несколько сокращен.

(Ребрикова, И. Полицейская академия / Ирина Ребрикова // Волгоградская правда. – 2011. – 2 июля. – С. 2)

Юные экологи учатся жить в гармонии с природой

8 июля завершилась областная детская научно-исследовательская экспедиция «Мир природы-2011». Юные волгоградские экологи провели четыре дня летних каникул в природном парке Усть-Медведицкий в городе Серафимовиче.

Здесь, под открытым небом, разбив палаточный городок, учащиеся 7–11-х классов изучали ботанику, зоологию и ландшафтоведение под руководством опытных педагогов.

Проливной дождь заставил некоторые команды отказаться от участия в экспедиции. Но представители из Калачевского, Камышинского, Серафимовичского, Палласовского и других районов области не только прибыли вовремя, но даже не выглядели расстроенными разгулявшейся непогодой. На Ярской косе, где разместился лагерь юных экологов, ребята провели незабываемое время, получили множество впечатлений и научных знаний. Участники экспедиции были разбиты на три группы – ботаники, зоологи (орнитологи), ландшафтоведы. Исследовательские работы на предложенных маршрутах велись под руководством научных руководителей, преподавателей из Волгоградского государственного педагогического университета.

В последний день экспедиции юные экологи отчитались о проделанной работе. Компетентное жюри определило победителей. Все участники были награждены почетными грамотами и памятными призами.

Станут ли эти ребята в будущем экологами, зоологами, орнитологами и т. д., не так важно, главное, они приобретут бесценный опыт. И с юных лет научатся ценить красоту малой родины и беречь окружающую среду, что стоит не в последнем ряду общечеловеческих ценностей.

(Камышанова, Ю. Уроки на завтра / Юлия Камышанова // Волгоградская правда. – 2011. – 8 июля. – С. 7)

«Горячая линия»

С 15 июля в регионе начала работать «горячая линия» по проекту модернизации образования. Учителя, руководители школ, специалисты муниципалитетов, родители и все заинтересованные люди могут задать вопросы по телефону 24–87–37.

(«Горячая линия» // Волгоградская правда. – 2011. – 14 июля. – С. 2)

Вузы стараются

Пока абитуриенты мечутся в поисках наиболее приемлемого для себя продолжения образования, высшие учебные заведения, как могут, привлекают потенциальных студентов. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, например, проводит конкурс «Все гениальное просто. Генеральная репетиция: ты – студент!». Пресс-служба вуза сообщает, что конкурс проходит в несколько этапов: сначала абитуриентам предложат заполнить анкету с общими вопросами, часть из которых шуточные, часть посвящена истории университета. Ответив на десять из них, бывший школьник переводится во второй тур, где пишет мини-сочинение на тему будущей профессии: как бы он в рамках выбранной специальности обустроил городское хозяйство. Победителем может стать только тот студент, который будет зачислен именно в этот университет.

(Трифонова, А. Вузы стараются / Анна Трифонова // Волгоградская правда. – 2011. – 15 июля. – С. 2)

Воспитанники пришкольных лагерей участвуют в спортивных мероприятиях

Летом во всех пришкольных лагерях Ворошиловского района города Волгограда проходят традиционные спортивные праздники. Подобное мероприятие состоялось и на территории двадцать первой школы.

В оздоровительном лагере «Зеленая планета» при МОУ СОШ № 21 Ворошиловского района воспитываются 207 ребят в возрасте от 7 до 10 лет. Как и в любом другом лагере, летом дети посещают музеи, выставки, бассейн. Но помимо этого, педагоги и воспитатели занимаются с ними по специальной программе, которая носит экологическую направленность. Многому научившись за два месяца и хорошо отдохнув, дети с удовольствием приняли участие в спортивном мероприятии, которое прошло в рамках лагерной спартакиады при участии «Молодежно-подросткового центра Ворошиловского района».

Организаторы постарались, чтобы мальчишкам и девчонкам, которых, надо сказать, собралось немало, скучать в этот день не пришлось. Азарт от участия во всевозможных конкурсах, эстафетах и состязаниях подогревали приятные призы, которые получали юные спортсмены. Но главным подарком для них стали футбольные мячи, которые принес с собой главный гость праздника – депутат Волгоградской городской думы по избирательному округу № 30 Ворошиловского района Алексей Зверев.

(Половинко, Е. За здоровое детство! / Елена Половинко // Волгоградская правда. – 2011. – 16 июля. – С. 2)

«День профилактики» в лагере «Буревестник»

26 июня в рамках празднования Международного дня борьбы с наркоманией сотрудники Управления наркоконтроля посетили областной оборонно-спортивный лагерь «Буревестник», что в Дубовском районе Волгоградской области и провели там «День профилактики».

Основу лагеря составляют ребята из патриотических клубов города и области и кадетского корпуса. Эти дети в будущем, возможно, станут помощниками сотрудников правоохранительных органов в борьбе с наркоугрозой, так как с малых лет воспитываются в духе дисциплины и любви к родной стране.

К Управлению наркоконтроля присоединились студентки Волгоградского государственного медицинского университета. Они провели анкетирование, его результаты постепенно обрабатываются.

Анкету уже заполнили несколько сотен детей и подростков, к которым охотно присоединились и воспитанники «Буревестника». Также побеседовала с ребятами педагог-организатор отдела межведомственных внешних связей Д. Г. Корниенко ГУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» – постоянного союзника УФСКН в борьбе за здоровье жителей нашего региона. Диана Григорьевна остановилась подробнее на вопросах о влиянии на организм человека алкоголя и табака, предоставив слово о другой страшной угрозе – наркомании – представителям службы Наркоконтроля.

Сотрудники Управления Наркоконтроля по Волгоградской области рассказали мальчишкам и девчонкам и о тех мерах, что предпринимаются по отношению к распространителям наркотических средств, об уголовной и административной ответственности за соответствующие преступления.

Сотрудники отдела специального назначения Управления ФСКН России по Волгоградской области продемонстрировали подросткам мастер-класс по отработке приемов рукопашного боя и задержанию преступников. Но самым запоминающимся моментом для юных зрителей стала работа кинолога с собакой, без труда справившейся с поставленной задачей. Лучший друг человека – цвергшнауцер Тася – мгновенно привлекла внимание всех детей и терпеливо позволяла себя гладить.

Ребята активно задавали вопросы, участвовали в беседе, смотрели учебные фильмы и единогласно заявили, что «День профилактики» для них не прошел зря, а принес новые знания и яркие впечатления.

(Дорохова, А. «День профилактики» в лагере «Буревестник» / Алена Дорохова // Наше здоровье. – 2011. – 2 июля. – № 23 (714). – С. 1, 4)

О формировании народного бюджета

В Дзержинском районе состоялась встреча работников образования и родителей с депутатами городского и областного парламентов. Главная тема разговора – формирование народного бюджета.

Председатель комитета по социальной политике облдумы Ирина Гусева сообщила, что партийный проект «Образование», реализация которого рассчитана на три года, предполагает выделить Волгоградской области 1 млрд. руб. И осваивать такую внушительную сумму власти намерены с учетом мнения педагогического сообщества и родительской общественности.

Предложения не заставили себя ждать. К примеру, представители школ сообщили, что молодым учителям нужно больше мест в общежитиях. А директорам и завучам – меньше отчетов и проверок, что даст им больше времени для работы с детьми.

Свои предложения высказали и родители учеников. В основном они касались вопросов организации спортивных секций и творческих кружков на отдаленных территориях, финансирования участия детей во всероссийских конкурсах и соревнованиях.

(Савчишина, А. О финансах, молодых учителях и бесплатных кружках / Алла Савчишина // Городские вести. – 2011. – 7 июля. – С. 3)

Лучшие учителя получат городской грант

В четвертый раз в нашем городе состоится конкурс лучших педагогов образовательных учреждений для присуждения им премий администрации Волгограда.

В нынешнем году отбор самых успешных учителей начался в середине июля. А потом специальная комиссия проведет экспертизу документов и инновационных материалов.

Все претенденты на получение гранта должны иметь высшее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж не менее 5 лет.

При определении двадцати лучших учителей будут учитываться: динамика учебных достижений учеников, результаты внеурочной деятельности по учебным предметам, оценка деятельности педагога коллективом и родителями учеников, использование современных образовательных технологий, опыт обобщения и распространения собственного педагогического опыта, результативность участия в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Церемония награждения уже по традиции пройдет в День учителя. Все победители конкурса получат дипломы администрации Волгограда и премии в размере 50 тыс. руб.

(Хит-парад педагогов // Городские вести. – 2011. – 14 июля. – С. 21)

Абитуриенты по-прежнему выбирают экономику и юрфак

Во многих российских вузах набор студентов уже закончился. В этом году общее количество волгоградских абитуриентов в высших учебных заведениях осталось на уровне 2010 г. Прирост отмечен лишь в педуниверситете и сельхозакадемии.

В педагогическом университете средний конкурс составляет пять человек на место. Необычно популярна в этом году специальность «Технология сервиса». Но и другие специальности не сдают свои позиции.

Главной новостью в академии госслужбы стало то, что учреждение меняет статус и со следующего учебного года будет называться филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Самыми популярными специальностями этого вуза остаются «Юриспруденция», «Управление» и «Таможенное дело».

Во всех остальных вузах картина мало чем отличается от прошлого года. Во ВГИиК по-прежнему рвутся молодые и талантливые режиссеры и инструментальные исполнители, в ВолГУ – юристы, в политех – экономисты, в физкультурную академию – спортсмены и менеджеры организаций.

(Спирина, А. А вуз и ныне там / Ангелина Спирина // Городские вести. – 2011. – 14 июля. – С. 21)

Не указан форум для отзывов.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru