В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июнь 2011)

4 июля 201118:02

Новости образования

Социологи считают, что количество одаренных детей возросло

В Общественной палате прошло пленарное заседание, на котором обсудили «Социальный портрет российской молодежи». Были зачитаны доклады, содержащие данные крупномасштабных исследований школьников. Основной вывод ученых – дети стали другими.

Министерство образования и науки РФ выделяет сегодня работу с одаренными детьми в федеральную программу. Возможно, оно право, потому что мы находимся в ситуации, когда в реальности с каждым годом увеличивается количество одаренных детей, уверены авторы докладов. Педагогическое сообщество пока еще не видит этой ситуации и по-прежнему относит к одаренным детям примерно 3–5 %, родители ориентируются уже на 50 % таких детей, а наука говорит о 30–40 %.

Характеризуя же юное поколение в целом, ученые отмечают такие появившиеся черты, как ориентация детей на потребление, отрыв ребенка от культурных традиций российского общества и его истории и др. Для современного ребенка характерен повышенный уровень тревожности и страхов. Он более агрессивен, чем его сверстник 10 лет назад, и у него ярче выражена потребность к эпатажу. Медики отмечают появление у школьников взрослых диагнозов.

Исследования показывают, что в иерархии ценностей жизни на первом месте у школьников идут интеллектуальные параметры личности, на втором – волевые, на третьем – соматические. Последними в этой иерархии замечены эмоциональные проявления и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать. Выводы исследования следует принять во внимание Минобрнауки РФ, уверены общественники, и в первую очередь, при подготовке новых стандартов школьного образования. Работать с иными детьми нужно по-иному.

(Герасимова, Е. Школьники пятого элемента / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2011. – 7 июня. – С. 8).

Вести с экзаменационных полей

30 мая школьники сдавали ЕГЭ по русскому языку. В течение 12 часов на горячую линию Общественной палаты в этот день поступило более 2 тыс. звонков практически из всех регионов страны. Без скандалов нынешняя кампания так и не обошлась.

Напомним, в этом году зафиксировано уже в законе, что контрольно-измерительные материалы являются информацией повышенной секретности. По отношению к ним действует административная и уголовная процедуры. Рособрнадзор аннулирует результаты, и нарушители будут оштрафованы – юридические лица на сумму до 200 тыс. руб., а физические – от 5 тыс.

Хотя, по словам организаторов горячей линии в ОП, звонков о коррупции в этом году поступало меньше по сравнению с 2010 годом. И обращений по коррупции на ЕГЭ было меньше, и называемые суммы были ниже. Как правило, деньги берут нынче за хорошую оценку и за возможность пронести мобильный телефон в пункт приема экзамена.

Звонили же в основном по организационным процедурам: жаловались на плохую организацию доставки школьников к пунктам проведения экзамена, на нарушение прав детей-инвалидов, задавали вопросы по поводу обеспечения детей питьевой водой. Было много жалоб с нехваткой дополнительных листов для ответов.

(Савицкая, Н. Вести с экзаменационных полей / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 7 июня. – С. 8)

В Москве прошел Международный молодежный фестиваль социальной рекламы ArtStart

В Московском международном доме музыки при поддержке правительства Москвы прошла церемония награждения лауреатов Международного молодежного фестиваля социальной рекламы ArtStart. На фестиваль съехались представители почти всех регионов РФ. Целью фестиваля было привлечь внимание молодых людей к актуальным социальным вопросам современного мира, включить их в поиск новых, нестандартных решений насущных проблем. Участники смогли удивить жюри и зрителей своими идеями о том, как можно помочь в разрешении таких социальных задач, как наркомания, алкоголизм, брошенные дети, смертность в ДТП, проблемы трудоустройства молодежи и многие другие, инструментом рекламы. Учредителем ArtStart на протяжении многих лет является Московская финансово-юридическая академия (МФЮА).

(Студенты и реклама // Независимая газета. – 2011. – 21 июня. – С. 8)

Махинации с ЕГЭ

«Студенты, уличенные в сдаче ЕГЭ за выпускников одной из школ, будут отчислены», – заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в эфире программы «Вести в субботу». «И это позиция ректоров», – подчеркнул министр.

Напомним, что студентов МФТИ 15 июня встретили на пороге школы № 264 сотрудники полиции прямо после экзамена по математике. Студенты сдавали ЕГЭ за выпускников экстерната школы № 958. Причем за одного молодого человека экзамен сдавала девушка – выпускница МФТИ Ксения Соловьева. Сразу после того, как молодых людей отпустили, они уехали на родину.

На этой назидательной ноте выпускная кампания 2011 года практически завершила ЕГЭ-испытания, осталась сдача в резервные дни. Увы, кампания оказалась богатой на урожай правонарушений. Отличились все: и школьники, и должностные лица.

Ярким свидетельством тому является пример с замминистра образования и науки Адыгеи Марьят Алиевой, которую накануне первого экзамена задержали в Майкопском профессиональном лицее, когда в ее присутствии вскрыли запечатанные конверты с заданиями по русскому языку и начали проставлять правильные ответы в несколько бланков.    В Татарстане была такая схема: ученики фотографируют задания, идут в туалет и выбрасывают флешки на улицу через окно. Школьный водитель (школа-то не простая) подбирает их и передает родителям. Учителя заносят переданные им готовые ответы в аудиторию. Улов органов МВД – 40 флеш-карт.

Скандалами и нарушениями отличились также Ростовская область, Липецкая, Калмыкия, Тува… Обнаружены нарушения в республиках Саха (Якутия), Башкортостан, Дагестан, Алтайском, Забайкальском и Красноярском краях, в Тюменской и Иркутской областях. В общем, география «отличившихся» заметно возросла по сравнению даже с прошлым годом.

Как прекратить махинации, знают точно представители силовых ведомств, они намерены в будущем глушить сигналы мобильных телефонов. А оппозиционные власти политики требуют отменить ЕГЭ вообще. Кстати, политический капитал на ЕГЭ заработать сегодня легко. Неделю политики всех мастей бесплатно пиарились на всех каналах за счет школьных проблем. А что будет на следующий год?! Ведь махинаций, возможно, окажется еще больше.

(Савицкая, Н. Школьники против системы / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 21 июня. – С. 8)

Через час после начала экзамена...

В социальной сети на сайте «В Контакте» была обнаружена группа «САМОподготовка к ЕГЭ и ГИА» (vkontakte.ru/ege100ballov), состоящая более чем из трехсот тысяч участников. Создатели группы объединили учащихся, чтобы организовать их скоординированное взаимодействие во время проведения ЕГЭ по всем школьным предметам.

Идея организаторов такова: придя на экзамен, учащиеся фотографируют мобильным телефоном свои задания (на входе можно один телефон сдать, а другой пронести) и через него же немедленно отправляют их на страницы группы «В Контакте». Для удобства сделаны страницы для разных школьных предметов и разных комплектов заданий в зависимости от часового пояса. На каждой из этих страниц непосредственно во время экзамена выкладываются задания и решения к ним. В день ЕГЭ по математике – 6 июня решения КИМов для Москвы и Санкт-Петербурга размещались уже через час после начала экзамена.

Похоже, что в России было организовано первое массовое списывание экзамена за всю историю его проведения.

Подобные услуги предоставляет не только сайт «В Контакте», но и многочисленные Интернет-ресурсы, которых не один десяток. Об этом знают сотни тысяч детей, их родителей, учителей...

И все ждут. Ждут следующего экзамена. Ждут, чтобы уж теперь-то не ошибиться, а вовремя подключиться к Интернету и списать все, что можно списать. Но ждут и не только этого. Ждут реакции тех, кто может высказываться от имени государства. Ждут, что виновные будут наказаны. Тем более что устройство социальных сетей вполне позволяет их найти. В этом году тысячи человек списывали открыто, не таясь и не стесняясь. Многие надеются и ждут, что это прекратится. Ведь дальше уже некуда…

(Гущин, Д. Через час после начала экзамена… / Дмитрий Гущин // Первое сентября. – 2011. – 11 июня. – С. 3)

Владимир Путин провел всероссийский педсовет

Премьер-министр побывал в МИСИСе на VI Съезде Всероссийского педагогического собрания (ВПС). Там он приободрил учителей обещаниями повысить зарплату и обновить школы, а те заявили о желании войти в Общероссийский народный фронт (ОНФ).

«Будем считать, что мы сегодня собрались на большой педсовет, который должен определить программу наших действий по развитию российского образования», – обратился к учителям Владимир Путин.

В первую очередь обсуждались больные темы: ЕГЭ и Закон «Об образовании». Систему ЕГЭ нужно совершенствовать, усилить общественный контроль, указал премьер. А новый закон об образовании будет эффективен, только если его поймет и примет общество. Все это он предложил считать прямым поручением Минобрнауки и региональным властям.

Общее образование останется бесплатным, под аплодисменты заверил он: «Государство будет нести 100-процентную нагрузку по содержанию школ, и, разумеется, по оплате труда учителей». Премьер пообещал продолжить практику надбавок классным руководителям и в 2011–2012 годах.  С 1 сентября фонд зарплаты педагогов увеличится на 30 %, а в течение двух лет как минимум сравняется со средней зарплатой по экономике региона, пообещал Путин. А при расчете будет учитываться не только стаж, но и квалификация – для привлечения молодых педагогов.

Пока ликвидированы только самые болезненные точки, признал председатель правительства. Свыше 10 000 школ нуждаются в капитальном ремонте, более 900 – и вовсе в аварийном состоянии. Обновление школьной сети страны – задача программы модернизации образовательной системы. В течение двух лет на это федеральный бюджет выделит дополнительно 120 млрд. рублей регионам. Первый транш будет уже в августе.

Премьер не упустил из виду и судьбу малокомплектных школ: у них должна быть соответствующая материальная база, а педагог не должен совмещать предметы.

Также глава правительства обещал помочь и школьным библиотекарям – они получают как минимум на треть меньше учителей и не имеют их льгот. Он сообщил, что появится новая должность – педагог-библиотекарь и пообещал поднять зарплаты.

(Латухина, К. Уроки фронта / Кира Латухина // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 1 июня. – С. 3)

Кто должен преподавать физкультуру «особенным» детям

Каждый год старейший спортивный вуз России – Московская государственная академия физической культуры, которой нынче 80 лет, выпускает 60 тренеров и преподавателей адаптивной физкультуры. Ждут ли их в школах, где есть инклюзивное образование?

Вообще странная ситуация сложилась с выпускниками такой дефицитной специальности. В больницы и поликлиники кадры из спортивных вузов берут сейчас неохотно, предпочитая выпускников с медицинским образованием. В школах преподавателей адаптивной физкультуры тоже пока не ждут. Штатным расписанием они не предусмотрены, хотя потребность в них есть. Даже в тех учебных заведениях, где нет пока «особых» детей, уже задумываются, как и кто их мог бы учить? Но есть одна закавыка – переход на новые принципы финансирования в системе образования не предполагает увеличение штатов. Наоборот, чем меньше педагогов и больше учеников, тем больше будет зарплата.

Может быть, достаточно одного педагога на две–три школы? Или необходимо предусмотреть для учителей доплаты, причем независимо от числа учеников? И, может, стоит обычных преподавателей физкультуры отправлять на курсы при специализированных кафедрах? Ведь ясно, что «особенных» детей в школах с каждым годом будет все больше.

(Ивойлова, И. Урок твист-терапии / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 7 июня. – С. 10)

Объявлены победители Пушкинского конкурса для педагогов-русистов

В ХI Международном Пушкинском конкурсе для педагогов-русистов «20 лет без Союза. Нужно ли сегодня учить дружбе народов?» поставлено двоеточие: объявлены его результаты – 50 победителей.

Накануне жюри конкурса целый день, не прерываясь на обед, читало их мудрые, философские и одновременно очень жизненные работы о «дружбе народов» – всего 210. Выбор дался трудно. Теперь, с учетом пятидесяти нынешних лауреатов, пушкинских учителей стало 550.

«Пушкинский год» традиционно завершится 6 сентября во время празднования Дня города Москвы в одном из самых красивых залов столичной мэрии – Белом. Сумма премии, как и прежде, шесть тысяч рублей.

Как и ожидалось, вопрос «о дружбе народов», сформулированный для нынешних эссе, оказался публицистически острым. Учителя писали о том, что дружить по указу или закону невозможно. Дружба «оптом» – товар залежалый и абсолютно советский, это чувство не передается по телевидению и другим каналам пропаганды, а зарождается в теплых интернациональных компаниях на кухнях и во дворах, под песни непонятно какой культуре принадлежавшего Окуджавы. А русский язык, радением за который и зародился Пушкинский конкурс, лишь необходимый инструмент.

(Новоселова, Е. Знал бы Александр Сергеевич… / Елена Новоселова // Российская газета. Федеральный выпуск. Приложение «Союз Беларусь-Россия». – 2011. – 9 июня. – С. 4).

В российских вузах стартовала вступительная кампания

C 20 июня в российских вузах начался прием документов. Абитуриентов в приемных комиссиях пока немного, потому что по традиции свидетельства о сдаче ЕГЭ и аттестаты выдаются в школах не раньше 23 июня.

В любом случае, нынешние выпускники должны успеть сдать документы до 25 июля. Если вуз проводит дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности, прием документов заканчивается еще раньше – 5 июля. Если же в вузе есть дополнительные вступительные испытания профильной направленности, то – 10 июля. Выпускники прошлых лет, которые не сдавали ЕГЭ, должны зарегистрироваться на сдачу тестов не позднее 5 июля, прием документов у них завершается 10 июля.

Абитуриент может подать документы не более чем в пять вузов, причем в каждом можно выбрать только три направления подготовки. Обмануть приемную комиссию не получится: данные обо всех поступающих заносятся в единую базу данных, где, к слову, имеются сведения обо всех результатах ЕГЭ. Так что подделывать свидетельства о сдаче ЕГЭ и предъявлять фальшивые ксерокопии не имеет никакого смысла.

27 июля на сайтах вузов будут вывешены полные списки всех, кто подал заявление о приеме. Зачисление пойдет в две волны – списки вывешиваются 30 июля и 5 августа. Того, кто не принесет оригиналы документов к этому сроку, в вуз не возьмут.

А документы необходимы следующие:

- оригинал или ксерокопия документа, удостоверяющего личность, гражданство;

- оригинал или ксерокопия документа государственного образца об образовании;

- оригинал или ксерокопия свидетельства о результатах ЕГЭ.

(Ивойлова, И. Большой прием / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 21 июня. – С. 14)

В творческих вузах вместо аспирантуры будет ассистентура

Сегодня в России работает около шести тысяч детских школ искусств. За последние пять лет 200 закрылись из-за недофинансирования и отсутствия кадров. Есть потребность в таких школах даже в относительно благополучной Москве.

Прежде система финансирования школ искусств действовала так, что регионы не имели права помочь им, даже если имели свободные средства. Теперь закон дает эту возможность. Причем регионы могут помочь деньгами из своих бюджетов не только муниципальным, но и негосударственным образовательным учреждениям и дошкольным, которые предлагают программы дополнительного образования.

Если раньше школы искусств практически приравнивались к кружку или секции, где мог заниматься любой, то сейчас их право отбирать одаренных учеников и предъявлять к ним единые требования закреплено законом. Программы, требования к их освоению, условия для обучения разработает Минкультуры.

Все выпускники школ искусств будут держать экзамен, требования к которому тоже станут одинаковыми для всех учебных заведений в зависимости от профиля. А после окончания будет выдаваться документ единого образца, установленного Минкультуры.

Второй закон приравнивает асисстентуру-стажировку к ступени послевузовского образования. Писать диссертации стажеров не заставят. Они должны будут представить работу своего профиля – концерт, постановку балета. В остальном их полностью приравняют к аспирантам, сохранив льготы и социальные гарантии.

(Борисова, И. Кандидатская по сценарию / Ирина Борисова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 21 июня. – С. 6)

В МГУ открылась летняя школа

В первый день лета на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова открылась летняя школа для учителей иностранных языков. В течение трех дней преподаватели факультета, признанные эксперты с мировыми именами, читали своим коллегам лекции и проводили мастер–классы, посвященные современным методам обучения.

Летняя школа собирает учителей со всей России уже второй год подряд. Посещение занятий бесплатное.

Летние школы проводятся в рамках проекта «МГУ – школе». Его основная цель –установление активного общения педагогов учреждений среднего и высшего образования.

Проект не ограничивается проведением краткосрочных летних школ. Он предусматривает и более длительные курсы повышения квалификации. Также в рамках проекта проходят всероссийские съезды учителей–предметников.

(Данилина, А. В МГУ открылась летняя школа / Анна Данилина // Учительская газета. – 2011. – 7 июня. – С. 2)

Хуже всего выпускники знают информатику

По данным Рособрназдора, на участие в ЕГЭ по русскому языку, было принято свыше 826 тысяч заявок, в том числе от выпускников текущего года – чуть более 728 тысяч. В целом экзамен прошел без технологических сбоев. Специалисты Рособрнадзора выявили несколько фактов появления в Интернете изображений КИМов. Зафиксированы отдельные случаи переписки участников ЕГЭ с пользователями Сети непосредственно во время экзамена. По фактам нарушений будут приняты меры вплоть до аннулирования результатов и привлечения виновных, в том числе и должностных лиц, к административной ответственности.

3 июня Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по биологии – 36, по литературе – 32, по информатике и ИКТ – 40. К этому времени по этим предметам было обработано около 98 работ. Из 146 тысяч человек, сдававших биологию, минимального порога не преодолели 7,8 %, из 40 тысяч участников ЕГЭ по литературе – 5 %, а самой трудной оказалась информатика – ее завалили 9,8 % из 52 тысяч выпускников. В случае необходимости пересдать экзамены по этим предметам можно только в следующем году. Сто баллов по биологии получили 53 выпускника, по литературе – 355, по информатике и ИКТ – 31. Рособрнадзор принял решение провести выборочную проверку высокобалльных работ.

(Ветров, И. Хуже всего выпускники знают информатику / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 7 июня. – С. 2)

Об Универсиаде-2013

На заседании оргкомитета Универсиады–2013 утверждены сроки проведения XXVII Всемирной летней универсиады в Казани. Игры пройдут с 6 по 17 июля 2013 года.

На встрече прозвучали доклады о программе игр, подготовке к ним студенческой сборной России, о транспортном плане и организации телевизионных трансляций. Оргкомитет высказался за включение в программу Универсиады греко-римской и вольной борьбы. Комментируя это решение, зампред Правительства России – председатель оргкомитета Универсиады И. Шувалов сообщил, что программа будет расширена только в том случае, если не потребуется дополнительного увеличения бюджета.

Отвечая на вопросы журналистов после заседания, И. Шувалов, рассказал, что работа идет с опережением графиков. По словам президента Татарстана, почти все спортивные объекты, кроме нового футбольного стадиона и Дворца водных видов спорта, будут готовы в этом году. Что касается транспортной и дорожной инфраструктуры, то здесь основные работы намечены на текущий и будущий годы.

Члены оргкомитета посетили Деревню Универсиады. Они ознакомились с ходом строительства Международного информационного центра (МИЦ) игр. В этом здании будут располагаться командный центр Универсиады, пресс-центр и зона аккредитации. После игр в здании МИЦ разместятся Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, а также образовательный центр Международной федерации университетского спорта. Игорю Шувалову был также представлен Центр общественной безопасности Универсиады. После игр в этом здании разместится отделение полиции, которое будет обеспечивать безопасность студенческого кампуса и прилегающих жилых районов. В целом следить за безопасностью в ходе Универсиады будут 23 тысячи человек.

(Токарева, Т. Игра на опережение / Татьяна Токарева // Поиск. – 2011. – 3 июня. – С. 2)

Модернизация профессионального образования

О модернизации профессионального образования шла речь на заседании совета Регионального объединения работодателей «Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей» (СОСПП), прошедшем в Екатеринбурге.

Ректор Уральского государственного экономического университета, председатель Комитета по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам СОСПП Михаил Федоров представил на заседании программу развития системы непрерывного образования Свердловской области до 2030 года. Это первая и пока единственная в России подобная региональная программа. Ее сообща разработали УрГЭУ, СОСПП, областное правительство и Министерство общего и профессионального образования. Программа должна помочь решить проблему несоответствия системы профессионального образования потребностям экономики региона и бизнес-сообщества.

Как отметил М. Федоров, создание системы непрерывного образования строится на основе кластерного подхода. Это значит, что вуз должен иметь под своим крылом средние и начальные учреждения профессионального образования – все должно быть сосредоточено в рамках одного направления.

На заседании был поднят вопрос об отсутствии в РФ профессиональных стандартов по многим видам экономической деятельности, что влияет на уровень квалификации выпускающихся специалистов. В связи с этим было принято решение поручить Комитету по развитию профессионального образования и трудовым ресурсам СОСПП вместе с заинтересованными структурами разработать в III квартале этого года проект региональной системы профессиональной стандартизации, оценки и сертификации профессиональных квалификаций.

Также комитету предложено подготовить рекомендации по изменению регионального и федерального законодательства, касающиеся предоставления предприятиям преференций и налоговых льгот в части средств, выделяемых на подготовку и повышение квалификации собственных работников либо инвестируемых в развитие учреждений профессионального образования. Кроме того, в IV квартале комитет вместе с рядом областных министерств и Департаментом государственной службы занятости населения должен создать систему мониторинга и прогноза кадровых потребностей отраслей экономики региона на долгосрочную перспективу.

(Профессиональная вертикаль // Поиск. – 2011. – 3 июня. – С. 2)

О Сетевом университете

Сетевой университет СНГ (СУ), который был организован в 2008 году, продолжает развиваться. На днях представители ведущих университетов девяти стран Содружества – участников СУ – собрались на семинаре, организованном Российским университетом дружбы народов и Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

В январе на заседании координационного совета СУ по итогам Международной конференции «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики» был объявлен курс на расширение круга инженерных специальностей в магистратурах вузов-участников. Тема была продолжена на нынешней встрече. Одним из главных вопросов стало создание Технического консорциума с участием Российского госуниверситета нефти и газа, Уральского федерального университета и МГТУ им. Н. Э. Баумана, а также подготовка перечня конкретных образовательных магистерских программ соответствующих направлений.

(Возовикова, Т. Нюансы специализации / Татьяна Возовикова // Поиск. – 2011. – 3 июня. – С. 2)

Отсрочка от призыва на военную службу

Дмитрий Медведев дал поручение министру обороны Анатолию Сердюкову и министру образования и науки Андрею Фурсенко рассмотреть вопрос о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу лицам, достигшим призывного возраста, окончившим образовательные учреждения среднего (полного) общего образования, в целях обеспечения им возможности однократного поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования в год окончания школы.

Ранее глава государства в ходе встречи с выпускниками этого года – воспитанниками детских домов и школ-интернатов – заявил о том, что хотя бы одна попытка поступить в вуз должна быть у каждого школьника. По мнению президента, «создавать ситуацию, когда по семейным причинам или по соображениям здоровья человек не смог закончить школу в тот период, когда все заканчивают, и у него нет никаких шансов попасть в университет – несправедливо».

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 3 июня. – С. 3)

Об отставке министра образования

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отреагировал на призывы к отставке, прозвучавшие в Российском студенческом союзе (РСС). Глава Минобрнауки заявил журналистам, что обвинения в его адрес со стороны РСС – это «неквалифицированное вранье», сообщает ИТАР-ТАСС.

«Там часть вещей люди не знают, часть передергивают, и в той части, в которой это не соответствует действительности, есть обман не меня и многих людей. Это не только непорядочно, но и опасно, потому что вносит дестабилизацию в обществе», – подчеркнул А. Фурсенко. При этом министр заверил, что не планирует покидать свой пост добровольно. «По собственной инициативе проситься в отставку я не буду», – заявил глава Минобрнауки.

Руководители РСС в свою очередь назвали заявления министра «нервными и безосновательными» и вызвали А. Фурсенко на публичные дебаты. «Мы готовы к честной и открытой дискуссии. Если наш оппонент считает, что он не виновен в бедах российской системы науки и образования, у него есть отличный шанс доказать это. Мы же считаем, что за годы, которые он возглавляет министерство, российское образование и наука деградировали и пришли в полный упадок», – заявил председатель РСС Артем Хромов.

В союзе также напоминают, что начал свою работу специально созданный сайт www.fursenko.net, на страницах которого собираются подписи сторонников отставки действующего министра образования и науки.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 3 июня. – С. 3)

Фестиваль «День Европы»

Южный федеральный университет стал одной из основных площадок фестиваля «День Европы». Организаторами мероприятия выступили Представительство ЕС, посольства и культурные центры стран Евросоюза при поддержке областного Минобразования, Донской публичной библиотеки и Донского технического университета.

Программа фестиваля включала дебаты «Куда идешь, Европа?» с участием европейских и российских экспертов, круглый стол для СМИ «Ислам и демократия», тематические художественные выставки, презентации, семинары, бесплатные уроки иностранных языков, конкурсы, показы кинолент, фотовыставки и даже гастрономический фестиваль. Для воспитанников детского дома организовали «Карусель сказок» европейских авторов.

В рамках фестиваля в ЮФУ прошла ежегодная встреча представителей информационных центров ЕС. В университете такой центр функционирует с 2003 года, он содействует европейским исследованиям, координирует работу Европейской школы для студентов и аспирантов Южного федерального округа.

А на образовательной выставке «Study in Europe» были представлены стипендиальные и грантовые программы обучения в университетах Европы для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Состоялся розыгрыш гранта на бесплатное трехмесячное обучение на курсах испанского языка – приз, предоставленный Испано-российским центром языка и культуры ЮФУ.

(Кокоева, А. Привет, Старый свет! / Анастасия Кокоева // Поиск. – 2011. – 10 июня. – С. 2)

Тарифный план «Студент ДВФУ»

Владивостокские операторы мобильной связи разработали уникальный тарифный план «Студент ДВФУ». Учащимся за минимальные деньги предлагаются все возможные услуги мобильной связи и Интернета.

Главное преимущество тарифа – возможность бесплатно пользоваться Wi-Fi сетью на территории ДВФУ. Студенты университета получат высокоскоростной доступ к ресурсам Всемирной сети с любого личного ноутбука или мобильного телефона. Кроме того, тарифный план «Студент ДВФУ» не предполагает абонентской платы. Одно SMS стоит всего 5 копеек, а общение с друзьями обойдется в 30 копеек в минуту.

(Абоненты-студенты // Поиск. – 2011. – 10 июня. – С. 2)

Итоговые экзамены по национальному языку и литературе

Дмитрий Медведев подписал поправки в «Закон об образовании», разрешающие сдавать итоговые экзамены в школе по национальному языку и литературе.

Федеральный закон направлен на предоставление лицам, изучавшим родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке), права выбора этих предметов для сдачи экзаменов в рамках прохождения государственной (итоговой) аттестации при получении основного общего и среднего (полного) общего образования.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 10 июня. – С. 3)

О законопроектах

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (в части исключения положений, устанавливающих запрет на предоставление, передачу хозяйственным обществом третьим лицам права на использование результатов интеллектуальной деятельности).

По действующему законодательству, бюджетным научным или образовательным учреждениям предоставлено право создавать хозяйственные общества для внедрения результатов интеллектуальной деятельности, внося в качестве вклада в уставные капиталы таких обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности.

При этом действует условие о сохранении исключительного права за научным или образовательным учреждением, а также норма о том, что после создания хозяйственного общества научное или образовательное учреждение не может передать это исключительное право другим лицам, учреждения должны оставаться правообладателями в течение всего периода действия лицензионного договора.

Однако практика показала, что данная норма препятствует реальному внедрению результатов интеллектуальной деятельности, особенно в области разработки фармацевтической продукции и информационных технологий.

В третьем чтении принят законопроект «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства). Проект направлен на рассмотрение в Совет Федерации.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 10 июня. – С. 3)

О программе гуманитарного сотрудничества

Российско-украинская межгосударственная комиссия (РУМК) утвердила программу гуманитарного сотрудничества на 2011–2012

Председатель российской части подкомитета по вопросам гуманитарного сотрудничества РУМК министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко подчеркнул, что «программа российско-украинского сотрудничества в гуманитарной сфере направлена на сохранение, развитие и расширение нашего образовательного, научного, культурного и социального сотрудничества».

В ходе встречи председатель украинской части подкомитета, министр образования и науки, молодежи и спорта Украины Дмитрий Табачник предложил подумать над созданием украинских гимназий в Москве и Санкт-Петербурге. «В Украине работает Международная украинская школа, где учатся дети иностранных дипломатов и ученых. По ее окончании ребята получают украинский аттестат об общем образовании и второй аттестат – своей страны. Опыт такого двойного аттестата мы могли бы предложить для украинского среднего общеобразовательного учреждения в России», – пояснил Д. Табачник.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 10 июня. – С. 3)

О детях-мигрантах

Дети-мигранты получат возможность адаптироваться к Москве, прежде чем попасть в столичные школы, отметил руководитель столичного департамента образования Исаак Калина. Помочь влиться в новую среду школьникам-иностранцам могут учебные заведения с этнокультурным компонентом. При этом Калина не одобрил идею создания отдельных школ для детей-мигрантов.

(Отдельных школ для детей-мигрантов не будет // Известия. – 2011. – 16 июня. – С. 5).

О записи в первый класс

Депутаты «Единой России» внесли поправки в закон «Об образовании». Речь идет о преимуществах при записи в первый класс для детей, проживающих рядом со школой, а также для тех, чьи старшие братья и сестры учатся в этой школе.

Чиновники уже пытались дать приоритет при записи в школы таким детям. Соответствующие поправки в закон «Об общем образовании города Москвы» вступили в силу с 1 января 2011 года. Но прокуратура опротестовала приказ департамента. И в итоге все закончилось тем, что в ночь накануне 1 апреля (дня начала записи в первый класс) родители вновь дежурили возле наиболее популярных столичных школ. Более того, руководители московских школ до последнего момента не знали, по каким принципам им надо проводить запись первоклашек. Поэтому где-то в первый класс принимали по территориальному принципу, а где-то – в порядке живой очереди или по записи, которую вели активисты-родители. В департаменте образования Москвы сообщили, что не знают, как будет осуществляться запись в школы в 2012 году. Как заявил глава комитета по образованию и один из авторов внесенного в Думу документа Григорий Балыхин, в соответствии с законопроектом «ребенок сможет поступать в любую школу, однако приоритет будут иметь дети, проживающие на территории, закрепленной за конкретным образовательным учреждением». Если закон будет принят, то он вступит в силу с 1 января 2012 года.

(Евстифеев, Д. Где живешь, там и учишься / Дмитрий Евстифеев // Известия. – 2011. – 8 июня. – С. 2)

Русские студенты в штатах

Посольство США в этом году резко сократило прием студентов из России по программе Work and travel. Из 40 тысяч желающих отправиться по ней в Штаты открыли визы только 10 тысячам. Причиной этого стали, по мнению самих же студентов, финансовые махинации, в которых оказались замешаны некоторые из воспитанников российских вузов.

(Сидельникова, И. Русские студенты в Штатах: жизнь не по правилам / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 9 июня. – С. 13)

Орден «Родительская слава»

Президент России Дмитрий Медведев вручил многодетным семьям ордена «Родительская слава».

Указ «Об учреждении ордена» был подписан Медведевым 13 мая 2008 года. Орденом награждаются родители (усыновители), которые воспитывают или воспитали четверых и более детей. Это социально ответственные семьи, ведущие здоровый образ жизни, заботящиеся о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, о гармоничном развитии их личности.

Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего же в 2009–2011 годах орден «Родительская слава» был вручен 136 российским семьям. По первоначальному статуту награждению подлежали семьи с четырьмя и более детьми, а с 7 сентября 2010 года орденом награждаются семьи с семью и более детьми.

(Орден за семерых // Городские вести. – 2011. – 4 июня. – С. 1)

Краеведческие новости

В Волгограде 146 школ превратились в дневные лагеря

В этом сезоне 146 волгоградских школ, гимназий и лицеев приняли на отдых более 30 тысяч детей и подростков в возрасте до 15 лет, в том числе с питанием – 15 тысяч. В большинстве лагерей ребят кормили 2–3 раза в день. Такой отдых в черте города часто называют «асфальтовым», но он по-прежнему остается самым массовым и доступным для среднестатистических учеников. В программу такого лагеря обязательно входит пребывание детей на свежем воздухе, ежедневные досуговые мероприятия, 1–2-разовое питание. Младшим школьникам (до 10 лет) полагается дневной сон.

Кстати, на запись в пришкольный лагерь с дневным пребыванием может претендовать даже выпускник детсада, при условии, что ему уже исполнилось 6,5 лет.

Финансируется этот вид отдыха на средства из городской казны и субсидиями из областного бюджета. Полная стоимость путевки на одну смену – немногим выше 2 тысяч рублей. Родительская оплата – 144 и 162 рубля (соответственно, за путевки с двух- и трехразовым питанием).

Отдельные льготные категории семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации, обеспечиваются путевками в дневные лагеря бесплатно. Это сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, из опекунских семей, дети-инвалиды, малоимущие и др.

Однако, как правило, мамы и папы собирают деньги еще и на культурную программу – билеты в кино и музеи, на экскурсии, в планетарий. При согласии родителей детей водят в бассейн (от 30 до 70 рублей за одно посещение водных дорожек).

В некоторых лагерях были созданы отдельные оздоровительные отряды для часто болеющих детей. По договорам с поликлиниками для этих школяров устраивают оздоравливающие процедуры – массаж, кислородные коктейли, сеансы физиотерапии.

(Гречухина, Ю. Каникулы на асфальте / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 1 июня. – С. 5)

Волгоградская школьница победила на Всероссийской олимпиаде по русскому языку

35 школьников Волгоградской области приняли участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по 16 предметам. Среди призеров и победителей – юные волгоградцы. Ученица 10-го класса гимназии № 1 Центрального района Волгограда Ксения Заболотнева стала победителем Всероссийской олимпиады школьников в 2011 году сразу по двум направлениям: по русскому языку и в номинации за лучшую работу в секции «Охрана окружающей среды». Кроме того, Ксения заняла третье место с работой «Уникальные места родного края: озеро Эльтон» в конкурсе публикаций на экологическую тематику. Еще пять старшеклассников из Волгограда стали призерами олимпиады: Оксана Грибкова (школа № 129 Советского района); Милена Силантьева (школа № 81 Центрального района); Владислав Конюхов (гимназия № 3 Центрального района); Надежда Масленникова (школа № 78 Краснооктябрьского района); Яков Ермияев (гимназия № 3 Центрального района).

(Волгоградская школьница победила на Всероссийской олимпиаде по русскому языку // Волгоградская правда. – 2011. – 4 июня. – С. 2)

Ребенка в садик не берут? Получи компенсацию

Острейший дефицит детских садов и принимаемые властями меры по решению этой народной проблемы – об этом говорилось на брифинге в Волгоградской городской думе 3 июня. Очереди в дошкольные учреждения сегодня дожидаются порядка 29 тысяч волгоградских семей.

Как известно, до конца 2011 года город намерен открыть еще 3,5 тысячи дополнительных мест в садах. Это процентов 10–15 от необходимого количества.

По мнению депутата Благославова, кризис с детскими садами в стране достиг такого масштаба, что его невозможно преодолеть силами одного отдельно взятого муниципалитета, региона.

Депутат сообщил, что завершается работа по сбору подписей жителей Волгограда под открытым письмом руководителям страны – Президенту РФ и председателю Правительства России, в Совет Федерации, депутатам Госдумы.

В обращении говорится, в частности, что услугами дошкольного образования сейчас могут воспользоваться не более двух третей маленьких волгоградцев. Для остальных детишек сады не досягаемы. В письме предлагается принять на федеральном уровне ряд жестких мер по возврату проданных и перепрофилированных зданий бывших садов и строительству новых.

Один из принципиальных моментов письма – предложение законодательно закрепить выплату денежной компенсации в размере прожиточного минимума на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет, если ему не могут предоставить место в садике.

К 3 июня письмо в Москву подписала уже почти 21 тысяча волгоградцев. И их будет больше, – дал прогноз Б. Благославов, продемонстрировав увесистую папку с подписями. Депутат абсолютно уверен в том, что необходимо стучаться на самый высокий уровень и придавать проблеме детских садов самый широкий общественный резонанс.

(Гречухина, Ю. Ребенка в садик не берут? Получи компенсацию / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 4 июня. – С. 2)

Новые маршруты юных краеведов

В Волгограде продолжается областной слет юных краеведов «Культурное наследие края», одним из организаторов которого является Волгоградская станция детского и юношеского туризма. На слете встретились ученики 6–8-х классов школ, воспитанники экспедиционных отрядов, клубов и объединений Волгоградской области. В конкурсную программу слета входят представление национальных блюд «Пальчики оближешь», выставки изделий народного творчества «Золотые руки мастеров», творческие работы «Мой многонациональный край», состязания эрудитов и экскурсоводов. Ребят ждет и большая культурная программа: экскурсии на Мамаев курган и по музею «Дети Царицына-Сталинграда-Волгограда», вечер бардовской песни, катание по Волге, консультации со специалистами-краеведами. Победители и призеры слета будут награждены грамотами областного комитета по образованию и науке, ценными призами.

(Новые маршруты юных краеведов // Волгоградская правда. – 2011. – 7 июня. – С. 2)

Малый ЕГЭ в девятом классе

С 2004 года в России проводится апробация новой формы государственной итоговой аттестации (ГИА) в девятых классах. Это так называемый аналог ЕГЭ. Технологии ГИА полностью повторяют технологии ЕГЭ: создаются пункты проведения экзамена, ребята письменно выполняют задания стандартизированной формы – с выбором ответа, или с вопросами, на которые надо дать краткий или развернутый ответ.

С 2006 года малый ЕГЭ начали сдавать в режиме эксперимента и в Волгоградской области. В этом году в регионе через ГИА прошло как никогда много подростков – около 23 тысяч. Наряду с этим около 300 детей с ограниченными возможностями сдавали экзамены в привычной, традиционной форме.

В этом сезоне с помощью билетов девятиклассники сдавали только иностранный язык, информатику, и то не своим учителям, а муниципальной предметной комиссии. Впервые использовались технологии информационной обработки данных – бланки по русскому и математике проверялись через компьютеры Регионального центра обработки информации. Экзаменационные работы по остальным предметам, а также задания «С» по русскому и математике проверяли независимые эксперты муниципальных комиссий, куда вошли учителя разных школ.

Новая модель экзамена заранее вызывала опасения, потому что двоечников прогнозировалось больше, чем обычно. Ведь компьютер не будет подыгрывать, жалеть, натягивать отметку. В результате: по русскому языку получили двойки около 10 % девятиклассников, на математике «неудов» было около 8 %, что по сравнению с прошлогодним одним процентом, конечно, ощутимо, но подтверждает, что результаты ГИА достаточно объективны.

Дети попытаются исправить двойки в резервный день. Опыт показывает, что многим удается справиться с волнением и улучшить отметку. В случае болезни и форс-мажорных обстоятельств попытаться пересдать экзамен они могут до 31 августа.

Подростков, которые не вытянули ГИА, оставят в 9-м классе на второй год. Отчислять их школа не имеет права. Продолжать обучение они могут либо экстерном, либо очно в вечерней школе, либо в своей школе по индивидуальному учебному плану. А в 2012 году они вновь попытаются сдать ГИА, чтобы получить аттестат за курс основной школы.

(Гречухина, Ю. Второгодников станет больше / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 16 июня. – С. 1)

100-балльный рубеж по русскому языку

Шесть волгоградских школьников взяли 100-балльный рубеж по русскому языку. В прошлом году 100-балльников было всего двое. Но тех, кто в нынешнем году не прошел двоечный порог, намного больше – 820 ребят, т.е. 7 % выпускников.

В нынешнем году Минобразования поставило довольно высокий двоечный рубеж по этому предмету – 36 баллов.

(Сидельникова, И. 12 стульев… Эльфа Бодрова / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 16 июня. – С. 6)

Библейский взгляд на пьянство

Защита дипломных работ выпускников-заочников богословского факультета прошла в Царицынском православном университете Преп. Сергия Радонежского.

К защите были допущены 8 человек. Темы дипломов освещали библейский взгляд на пороки пьянства, церковное служение в молодежной среде и т. п. По итогам защиты все выпускники получили степень бакалавра богословия. Председатель квалификационной комиссии доктор исторических наук протоиерей Николай Станков отметил, что проведенная защита дипломных работ позволяет говорить о формировании университета классического типа, т. к. спектр тем дипломных работ варьируется от историко-краеведческих до педагогических. Также в наше время особенно важно найти грамотное сочетание святоотеческого, богословского и современного научного знания. Подобные же работы позволяют говорить о востребованности современным научным сообществом исследований на междисциплинарные темы, особенно на темы, лежащие на стыке гражданских и богословских наук, подчеркнул отец Николай.

(Библейский взгляд на пьянство // Городские вести. – 2011. – 16 июня. – С. 14)

О результатах ЕГЭ

Стали известны первые результаты единого государственного экзамена. 100 баллов по биологии набрал Андрей Алексеев из лицея-интерната «Лидер». Абсолютный результат по литературе покорился Юлии Кругловой из гимназии № 3. По информатике 100 баллов не набрал никто. Наивысший в Волгограде результат в 90 баллов показал на ИКТ Павел Харченко из школы № 21.

(Сидельникова, И. Первосотенцы / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 7 июня. – С. 1)

Не указан форум для отзывов.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru