В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (май 2011)

6 июня 201117:34

Новости образования

Интерны и ординаторы смогут рассчитывать на государственные стипендии

Депутаты Государственной Думы РФ рассмотрят законопроект о стипендиях для ординаторов и интернов. Как подчеркнул председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, документ обсудят в кратчайшие сроки – до конца весенней сессии.

Законопроект, внесенный Правительством, дополняет имеющуюся нормативную правовую базу в части закрепления статуса обучающихся в ординатуре и интернатуре на медицинских факультетах образовательных учреждений высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования и научных организациях как слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профобразования.

Документ устанавливает право для интернов и ординаторов на государственные стипендии.

Сейчас стипендии интернам выплачиваются на основе ведомственного документа Минздрава в размере должностного оклада врача-интерна, а поступившим в клиническую ординатуру с практической работы – в размере должностного оклада врачей соответствующей специальности, определенного на основе Единой тарифной сетки по должности, занимаемой ими до поступления в ординатуру. Интернам выплаты осуществляются также в размере должностного оклада врача-интерна.

(Грачев, П. Интерны и ординаторы смогут рассчитывать на государственные стипендии / Павел Грачев // Городские вести. – 2011. – 5 мая. – С. 3)

Педагогика для школьников

В Общественной палате прошли слушания на тему «Компетентное родительство – вызовы времени». В связи с переживаемым бумом родительского интереса к новым веяниям и «модам» в воспитании детей общественники предложили рекомендовать Минобрнауки России разработать курс для старшеклассников «Ответственное родительство». Академик РАО Борис Бим-Бад напомнил присутствующим, что до революции в гимназиях проводились уроки педагогики для девушек. Курс тогда был очень своевременным и оправдал себя. Присутствующие на заседании сошлись во мнении, что увеличивающийся поток информации для родителей выдвигает требование навигации, чтобы сомнительные авторы и методики не оказывали широкого влияния на массы людей.

(Педагогика для школьников // Независимая газета. – 2011. – 17 мая. – С. 8)

Ремонт школ

Премьер-министр Владимир Путин требует от Министерства образования детально разработать планы модернизации школ. Премьер предлагает это сделать совместной работой с регионами РФ. И по каждому объекту, который будет включен в программу, представить в Министерство образования отчет, что конкретно будет сделано. Путин рекомендует сделать это по примеру системы здравоохранения: по каждой школе прописать, какой ремонт, какое оборудование школе нужно.

(Ремонт школ // Независимая газета. – 2011. – 17 мая. – С. 8)

Госдума и экзамены

Комитет по образованию Госдумы рекомендовал к принятию нижней палатой парламента законопроекта, который даст выпускникам из регионов право сдавать в придачу к основным дисциплинам ЕГЭ итоговый экзамен по родному языку и литературе. Авторы документа предлагают внести соответствующие поправки в Закон «Об образовании» и в Закон «О языках народов Российской Федерации». По словам разработчиков, заставлять школьников в обязательном порядке сдавать экзамен по родному языку никто не будет: эта норма будет носить добровольный характер.

(Госдума и экзамены // Независимая газета. – 2011. – 17 мая. – С. 8)

Зарплаты учителей

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил на прошлой неделе, что введение новой оплаты труда у учителей прошло уже в 123 районах столицы. Выбранные по одной школе по условиям эксперимента из каждого района сегодня планируется дополнить еще примерно таким же количеством школ, потому что учителя довольны прошедшими изменениями. Мэр Москвы обещает, что до конца года на НСОТ смогут перейти все желающие.

(Зарплаты учителей // Независимая газета. – 2011. – 24 мая. – С. 8)

Как это будет по-немецки?

Составители централизованного экзамена по немецкому языку в России, судя по всему, уже давно не были на Западе. В их текстах отсутствуют необходимые артикли, а также встречаются неправильные предлоги и выражения.

И раньше было известно, что в российских школах преподается антикварный вариант немецкого языка. Однако и новый, стандартизованный вступительный экзамен для поступления в высшие учебные заведения, который должны сдавать все абитуриенты, требует формулировок, которые просто являются неверными или не используются ни одним носителем немецкого языка. Все это свидетельствует о том, что их составители уже давно не были в Германии.

Столпами преподавания немецкого языка являются преимущественно слегка далекие от реалий современного мира и уже немолодые дамы, которые, судя по всему, и составили экзаменационные задания.

Министерство образования и науки вновь обвиняет во всем Федеральный институт педагогических измерений – у этого учреждения действительно такое странное амбициозно-абсурдное название. Его представители пока утверждают, что они не обнаружили никаких фактических ошибок.

(Хольм, К. Как это будет по-немецки? / Керстин Хольм // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 4 мая. – С. 8)

Старшеклассников заставят учить 11 предметов

В Минобрнауки направлен альтернативный вариант проекта федеральных государственных стандартов для старшей школы, который обсудили эксперты Общественной палаты. Документ подготовлен академиками Российской академии образования.

Строго говоря, первый проект стандартов, который бурно обсуждался в обществе и был направлен в Минобрнауки за авторством Любови Кезиной и Александра Кондакова, тоже был под грифом РАО. Но речь идет о двух принципиально разных документах. Если в первом школьникам предлагается три уровня изучения на выбор – интегрированный, базовый, профильный и максимум 9–10 дисциплин, то у академиков только два – базовый и профильный, а число изучаемых предметов не меньше 11.

В проекте академиков нет предмета «Россия в мире» и более последовательно описана государственная итоговая аттестация. ЕГЭ – для тех, кому надо знать свой рейтинг для поступления в вуз, и обычный экзамен для остальных. В отличие от варианта, подготовленного Кондаковым и Кезиной, академики прописали принципы финансирования стандарта. Они уверены, что в субсидии, которые высчитываются регионами, должны входить и 10 дополнительных часов внеурочной деятельности. То есть учебная неделя для старшеклассника официально должна составлять не 36 часов, а 46.

По мнению критиков, в версии РАО ничего не сказано про индивидуализацию образования, а сам стандарт более затратный. Словом, оба проекта требуют доработки.

(Ивойлова, И. Академики не договорились / Ирина Ивойлова / Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 4 мая. – С. 11)

Вступительные экзамены запишут на пленку

С этого года на всех дополнительных вступительных испытаниях в СПбГУ будет вестись аудио- и видеозапись. В вузе уверены: это поможет повысить прозрачность проведения экзаменов и исключить возможность коррупции во время приемной кампании.

Аудио- и видеозаписи будут храниться в университете и использоваться при рассмотрении апелляций. Как подчеркивают в вузе, для повышения объективности сотрудники СПбГУ не будут задействованы в апелляционных комиссиях.

– Кстати, в случае апелляции анализироваться будет все: и содержание вопроса, и содержание ответа, и то, как преподаватель принимает экзамен. Например, перебивать абитуриента нельзя, – говорит ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Первая экспериментальная видеозапись вступительного экзамена в университете была сделана еще в 1999 году – на юридическом факультете вуза. Камера была установлена в аудитории, где писали сочинение. Тогда на пленку удалось зафиксировать, как преподаватель сам сел писать сочинение, которое позже на глазах у 200 абитуриентов передал одному из поступающих. Запись была показана по телевидению. Как обещают в вузе нынешние видео- и аудиоматериалы, сделанные на вступительных испытаниях, не будут демонстрироваться публично.

(Бортновская, М. Абитуриента не перебивать! / Мария Бортновская / Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 18 мая. – С. 11)

Что ждет аспирантов творческих вузов?

Госдума во втором чтении одобрила закон, который приравнивает аспирантуру к «ассистентуре-стажировке».

Эти изменения коснутся творческих вузов. Ассистентура будет считаться послевузовским образованием, но писать диссертации стажеров не заставят. Они должны будут представить итоговую работу своего профиля – концерт, постановку балета. В остальном стажеров полностью приравняют к аспирантам других вузов, сохранив все социальные гарантии и стипендию.

Минкультуры уже готовит проекты некоторых документов. В одном из них говорится: если ассистент-стажер успешно прошел послевузовское обучение и сдал итоговый экзамен, то станет «Мастером исполнительского искусства, преподавателем высшей школы». В Госдуме одновременно идет работа еще над одним законопроектом: комитет по культуре предлагает закрепить за детскими школами искусств статус дополнительного предпрофессионального образования.

Минкультуры готово прописать для всех школ единые требования к содержанию и условия реализации и предлагает после выпускного экзамена выдавать детям свидетельство об окончании программы. Местные власти получат право финансирования таких программ. Сейчас школы искусств приравнены к кружкам и секциям, хотя дают образование на порядок выше.

(Ивойлова, И. Приглашают танцевать / Ирина Ивойлова / Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 24 мая. – С. 14)

Россия и Германия создают молодежную академию наук

Вчера в Москве министры образования и науки России и Германии открыли Российско-Германский год образования, науки и инноваций.

– Еще в 2005 году наши страны подписали соглашение о сотрудничестве в этих сферах, – подчеркнул министр Андрей Фурсенко. – За эти годы мы получили очень весомые результаты во многих совместных исследованиях.

Одним из основных проектов следующих 12 месяцев, по мнению его немецкой коллеги, министра Аннетте Шаван, станет создание Российско-Германской академии для молодых ученых. Шефами новой научной организации будут Национальная академия наук Германии «Леопольдина» и Российская академия наук. Ученые в возрасте до 35 лет получат возможность поработать в совместных научных коллективах, ездить на стажировки по специальным грантам, обмениваться опытом.

Кстати, по словам президента национального немецкого Фонда Гумбольдта, поддерживающего научные исследования, Гельмута Шварца, российских ученых в Германии больше, чем немецких – в России. «А между тем у России огромный научный потенциал, – подчеркнул профессор Шварц. – Мы заинтересованы в активной совместной работе наших исследователей».

(Агранович, М. Академики на старте / Мария Агранович / Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 24 мая. – С. 14)

Единый проездной

Накануне старта всероссийской экзаменационной кампании руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Любовь Глебова рассказала, как будет проходить Единый государственный экзамен и что в нем нового.

В 2011 году сдавать ЕГЭ будут около 827 тысяч человек. Все участники ЕГЭ сдадут в общей сложности более 3 миллионов так называемых «человеко-экзаменов». Если подсчитать, то станет понятно: каждый из сдающих, помимо двух обязательных экзаменов, выбрал себе еще 1–2.

Вот уже не первый год все рекорды по популярности среди предметов по выбору бьёт обществознание. В этом году его будут сдавать 460 тысяч человек – больше половины всех участников. Среди фаворитов также физика, история, биология и химия, а вот литература, география и иностранные языки, кроме английского, плетутся в хвосте рейтинга.

С этого года законодательно определен и закреплен статус общественного наблюдателя на ЕГЭ да и сам институт общественного наблюдения. Им может стать любой человек – родитель, журналист, аккредитованный в установленные сроки местным органом управления образованием и обязательно прошедший специальную учебу. Сегодня в России зарегистрировано 8,5 тысяч пунктов приема экзаменов (ППЭ). По словам Глебовой, в каждом пункте должен быть хотя бы один наблюдатель. Рособрнадзор настоятельно рекомендует всем регионам озаботиться этим. Главное – не отправить общественного наблюдателя-родителя туда, где будет сдавать экзамен его ребенок.

В этом году также особый статус получили и контрольно-измерительные материалы (КИМ) для ЕГЭ. Отныне это документы, сведения которых приравниваются к информации ограниченного доступа. А это значит, что за разглашение этих сведений до и во время проведения экзамена грозит вполне реальная административная или даже уголовная ответственность.

Есть небольшие изменения и в содержании заданий для ЕГЭ. Так, сократилось количество заданий с выбором ответа и с кратким ответом по физике, географии и обществознанию. По биологии и географии добавлены задания с развернутым ответом. Кстати, подобные изменения в КИМах происходят ежегодно – после окончания всех экзаменов и подсчета баллов эксперты «за круглым столом» собирают предложения по усовершенствованию и в августе-сентябре работают над заданиями.

Впервые в этом году самую сложную в каждом варианте ЕГЭ часть «С» будут проверять эксперты из других регионов. Любовь Глебова объяснила, что делается это пока в формате небольшого эксперимента и всего в нескольких областях. В каких – пока держится в секрете, причем даже для самих «объектов» эксперимента. Делается это для повышения объективности оценки работ. Особое внимание в эту экзаменационную кампанию регионы, по мнению главы Рособрнадзора, должны уделить «горячим линиям» для школьников и их родителей. Опыт прошлого года, когда сотрудники ведомства «инкогнито» обзвонили все региональные «горячие линии», показал, что далеко не везде и не всегда можно получить профессиональный ответ.

(Агранович, М. Единый проездной / Мария Агранович / Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 25 мая. – С. 1,7)

Проект «Тотальный диктант»

Проект Новосибирского государственного университета «Тотальный диктант» вышел на федеральный уровень. Общественная акция, направленная против всероссийской безграмотности, одновременно проходила в 12 городах. Принять в ней участие смогли даже русскоговорящие студенты Массачусетского технологического университета (США).

Первый «Тотальный диктант» прошел в Новосибирске в 2004 году и с тех пор приобрел в городе и области большую популярность.

Все желающие могли проверить свои знания по русскому языку, набрав бесплатный номер и ответив на вопросы мобильной викторины «Кликни грамотно!».

По словам куратора проекта Ольги Ребковец, викторина позволила привлечь к диктанту гораздо больше участников, если сравнивать с прошлыми годами. К примеру, в Новосибирске он проходил одновременно на 15 открытых площадках – в университетах, гимназиях, школах. Результаты, как и текст диктанта, опубликованы на сайте totaldict.ru.

Эксклюзивный текст для «Тотального диктанта–2011» сочинил Дмитрий Быков. Он продолжил тему современного состояния русского языка, поднятую в прошлом году Борисом Стругацким.

(Кострова, В. Даёшь тотальный диктант! / Вера Кострова // Учительская газета. – 2011. – 3 мая. – С. 2)

«Учитель «Сочи-2014»

Оргкомитет «Сочи-2014» в партнерстве с Министерством образования и науки РФ объявил о старте ежегодного Всероссийского конкурса «Учитель «Сочи-2014». Его основная цель – дать возможность педагогам страны внести свой вклад в развитие олимпийского образования через разработку тематических программ, семинаров и учебных модулей.

Конкурс проходит уже во второй раз. В прошлом году в нем приняли участие более 2500 педагогов из 76 российских регионов, от Магаданской области до Краснодарского края. В этом году он обещает стать еще масштабнее: теперь к участию приглашаются педагоги школ при посольствах, консульствах и других представительствах МИД России, а также преподаватели вузов и ссузов.

Конкурс проводится в четырех номинациях: «Активность-философия-профессия» (разработка учебных модулей по истории Олимпийских игр), «Мой выбор» (создание профориентационных спецкурсов по теме спортивного менеджмента для студентов), «Путешествие по странам – участницам Олимпийских игр» (подготовка методических материалов о странах – участницах Олимпиады в Сочи) и «Смелость, равенство, решимость, вдохновение» (образовательные материалы по теме Паралимпийских игр).

Для участия в конкурсе необходимо до 15 октября 2011 года подать заявку в Департамент образования оргкомитета «Сочи-2014» по электронной почте teacher2011@sochi2014.com. По итогам работы экспертной комиссии будет выбрано 4 победителя. Их награждение состоится в Москве в конце 2011 года.

(Ветров, И. Учителей ждут на Олимпе / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 3 мая. – С. 3)

О перевоспитании школьников

В Омске для перевоспитания молодых людей, склонных к правонарушениям, стали водить на заседания судов – послушать оглашения приговоров. Вчера прошла вторая такая экскурсия.

Придумали акцию «Твоё время» департамент по делам молодежи мэрии и областное Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. Ребят, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних за административные правонарушения, приглашают на оглашение приговоров за аналогичные преступления. Юных карманников приводят на суд над таким же карманником и так далее.

– Пришедшие дети стоят на учете за административные правонарушения. Один разбил окно, второй лавочки во дворах ломал, третий пьяным что-то сделал, – говорит Татьяна Атрошенко, начальник отдела социальных программ мэрии Омска. – От хулиганства до уголовного преступления зачастую один шаг, поэтому мы привели детей именно на этот процесс.

А первая экскурсия прошла 4 мая. Тогда четыре молодых человека и две девушки от шестнадцати до восемнадцати лет заслушали приговор в окружном суде. Все они имеют проблемы с наркотиками. Ребята своими глазами увидели, как за хранение двух десятков граммов наркотика их сверстника приговорили к восьми месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. Когда ребята вышли из зала суда, они божились, что «завязывают»  с наркотиками.

В каком Омском суде состоится следующий «показательный приговор», пока не ясно. Все решится, когда будут судить очередного юного правонарушителя.

Провести экскурсии планируют в каждом из пяти городских округов. Сегодня в Омске две тысячи подростков, входящих в группу риска. Организаторы нынешней акции рассчитывают максимально уменьшить это число.

(Красиков, А. Школьникам покажут страшный суд / Андрей Красиков // Известия. – 2011. – 12 мая. – С. 4)

Аспиранты отбиваются от армии

В Москве прошла конференция по борьбе с призывом в армию. Организаторы мероприятия заявляют, что только в столице десятки обучающихся в аспирантуре получили повестки об отправке в войска. В Минобрнауки и вузах называют призыв аспирантов незаконным, в Минобороны перекладывают ответственность на призывные комиссии военкоматов, а суды по жалобам аспирантов выносят противоположные решения.

Главу государства просят отменить уже принятые решения об отправке аспирантов в войска и убрать из статьи 24.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» упоминание об аккредитации аспирантуры. Нынешнюю формулировку статьи закона можно трактовать двояко: и как требование к вузам иметь аккредитацию вообще, и как требование иметь аккредитацию на подготовку аспирантов. Аккредитацию второго вида не имеет ни один вуз, потому что дипломы кандидата наук выдают не университеты, а Высшая аттестационная комиссия Минобрнауки (ВАК). Вузы имеют аккредитацию только на подготовку студентов, а на подготовку аспирантов получают лицензию, и в Минобрнауки считают это достаточным. Это же сказано в разосланном ректорам вузов 3 мая разъяснении. Там утверждается, что для получения отсрочки аспиранту необходимо представить в военкомат три документа: диплом вуза, справку о зачислении в аспирантуру и копию лицензии вуза на право подготовки аспирантов.

Представитель Минобороны Игорь Конашенков на вопрос «Новых известий», подлежат ли призыву аспиранты, отвечать отказался. Полковник Конашенков лишь сослался на то, что в призывные комиссии входят представители органов образования и местных властей, которые Минобороны не подчиняются, и «решение о призыве принимают они».

Единого мнения по поводу аспирантов у призывных комиссий нет. Когда в конце минувшего года в Воронеже разразился скандал с попыткой призыва 485 аспирантов, губернатор Воронежской области, Алексей Гордеев как глава областной призывной комиссии постановил аспирантов в армию не брать, и повестки аннулировали. В этот призыв воронежских аспирантов также не трогают, но подписи под письмом президенту в Воронеже все равно собирают.

Владимир Тригнин из Военной коллегии адвокатов говорит, что сложившейся практики по делам о призыве аспирантов нет. Уже вынесено два решения: одно – в пользу аспиранта, второе – в пользу военкомата, и оба решения обжалуются в вышестоящем суде. Адвокат Тригнин рекомендует аспирантам получить у военкомата письменный запрос о том, чтобы они принесли аккредитацию аспирантуры, и затем обжаловать его в прокуратуре как «требование предоставить несуществующий документ». Однако, по словам адвоката, если аспирант после получения повестки придет в военкомат, его призовут «с вероятностью 99 %».

(Колесниченко, А. Защитники диссертации / Александр Колесниченко // Новые известия. – 2011. – 11мая. – С. 1)

Консультации по ЕГЭ

С 19 мая на «горячей линии» по ЕГЭ под патронатом Алины Кабаевой стартовали бесплатные телефонные консультации по предметам и процедуре Единого государственного экзамена (телефон 8-800-505-12-05). Ранее, с 20 апреля, на линии также начались консультации по электронной почте еgе@каbaeva-аlina.ru. На вопросы по предметам отвечают лучшие преподаватели вузов и школ, по процедурным вопросам консультируют специалисты Рособрнадзора.

Алина так прокомментировала старт «горячей линии» 2011 года: «Когда наша «горячая линия» по ЕГЭ начинала свою работу в 2008 году, она была уникальна в своем роде. Сегодня же наша линия уже одна из многих, потому что у нас появились последователи, и их немало. Это здорово! Чем больше у ребят возможностей хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ, тем лучше».

Работа «горячей линии» по ЕГЭ продлится до 14 июня 2011 года. Более подробную информацию о расписании «горячей линии» и предметах, по которым ведутся консультации, можно найти на личном сайте Алины Кабаевой по адресу: www.kabaeva-alina.ru. Проект реализуется на средства благотворительного фонда Алины Кабаевой.

(Политов, Ю. Все, что вы хотите знать о ЕГЭ / Юрий Политов // Известия. – 2011. – 19 мая. – С. 10)

ЕГЭ оставили в покое

Некоторые вузы подкорректировали перечни вступительных экзаменов этой весной. Как выяснили «Известия», выпускникам и их родителям не стоит волноваться по поводу ЕГЭ: прием будет проходить в соответствии с перечнем вступительных экзаменов, который вузы обнародовали к 1 февраля, а поздние изменения не будут иметь силы.

«Мы защитим интересы абитуриентов, – пообещали «Известиям» в Минобрнауки. – То, что сделали некоторые вузы, недопустимо. Неважно, на какой приказ они ориентировались, 505-й или 86-й, они должны были сделать свой выбор до 1 февраля и уже не менять его, создавая напряжение в обществе. Поэтому прежние перечни должны сохранить силу». Эту позицию в интервью «Эху Москвы» вчера подтвердил Андрей Фурсенко.

Впрочем, как пояснили «Известиям» в Минобрнауки, исключение может быть сделано в отношении новых специальностей, установленных позднее 1 февраля, по которым перечень вступительных испытаний ранее не был определен. В этом случае вуз принимает решение отдельно.

Нам стало известно, что в Минобрнауки готовят распоряжение на этот счет, которое будет направлено в адрес подведомственных вузов. Сейчас над ним работают министерские юристы, а выйти оно должно в самое ближайшее время. Не исключено, что вузы, которые сбили с толку абитуриентов-2011, строго накажут за подобные двойные стандарты.

(Чернаков, А. ЕГЭ оставили в покое / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 13 мая. – С. 4)

Стипендии повысят на треть

С 1 сентября стипендии студентам могут увеличиться не на 9 %, как предлагалось ранее, а почти на треть, сообщил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Григорий Балыхин.

Недавно премьер Владимир Путин предложил проиндексировать в этом году стипендии не на 6,5 %, а на 9 %. Но, как выяснилось, студентов ожидает более солидная прибавка. Сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении поправки в бюджет текущего года, где в числе прочего предусмотрены средства и на повышение стипендий.

«С 1 сентября стипендии вырастут на 29 %, – заявил Григорий Балыхин. – Для этого дополнительно выделяется 349,3 млн. рублей. Одновременно на 20 % увеличивается стипендиальный фонд – 2,95 млрд. рублей направляется на совершенствование стипендиального обеспечения». Кроме того, на 717 млн. рублей вырастет стипендиальный фонд для интернов и ординаторов. «С июня 2011 года их стипендии повышаются до прожиточного минимума – 6367 рублей в месяц, – пояснил парламентарий. – Отмечу, что в настоящее время размер ежемесячных стипендий для интернов составляет 2,7 тыс. рублей и 2,9 тыс. – для ординаторов».

Дополнительные средства в сумме 52,4 млрд. рублей предлагается направить и в регионы. Из этих средств 20 млрд. рублей пойдут на модернизацию региональной системы общего образования, 500 млн. – на субсидии региональным бюджетам для реализации комплексных программ поддержки развития детских садов.

(Леонидов, А. Стипендии повысят на треть / Андрей Леонидов // Известия. – 2011. – 13 мая. – С. 4)

Отчислили за плагиат

Судебные инстанции Санкт-Петербурга сочли законным отчисление студентки из вуза за плагиат в дипломной работе.

В мае 2010 года администрация Санкт–Петербургского гуманитарного университета профсоюзов проверила представленные к защите дипломные работы на наличие в них плагиата. Эта процедура проводится ежегодно, поскольку вуз дорожит своей репутацией, в том числе в глазах работодателей.

В работе студентки Ульяны Мандрыкиной были обнаружены 19,6 % заимствований из Интернета без ссылок на источники цитирования. Девушка, как и примерно десяток подобных авторов, не была допущена к защите и была отчислена. При этом некоторым студентам, имевшим ранее неплохую репутацию, было разрешено повторное обучение на 5 курсе. Но Мандрыкина обратилась в суд, предъявив университету соответствующий иск, включавший весомые денежные требования.

Районный и Городской суды отказали в удовлетворении требований бывшей студентке в полном объеме. В свою очередь, университет подготовил иск бывшей студентке на возмещение судебных расходов в сумме 200 тысяч рублей.

(Процент заимствований // Поиск. – 2011. – 13 мая. – С. 2)

Краеведческие новости

Очередь в детские сады сократится

До конца года в детских садах Волгограда появится свыше двух тысяч дополнительных мест. Об этом на планерке в мэрии сообщил временно исполняющий полномочия главы Волгограда Сергей Соколов.

В ближайшее время депутаты Волгоградской городской Думы рассмотрят поправки в муниципальный бюджет, в которых свыше 30 миллионов рублей запланировано на ремонт детских садов, еще 12,5 миллиона – на оборудование ДОУ.

– За счет этих средств можно уже к ноябрю дополнительно создать 1,3 тысячи мест в детских садах, – говорит Сергей Соколов. – Кроме того, губернатор Анатолий Бровко подтвердил, что из областной казны Волгограду будет выделено около 100 миллионов рублей на реконструкцию и ремонт пяти пустующих зданий дошкольных учреждений, что позволит нам предоставить места еще тысяче малышей.

В настоящий момент в детских садах Волгограда пребывает 34,5 тысячи ребят. Ежегодно из них выпускаются около 6 тысяч будущих школьников, соответственно столько же детей принимается на освободившиеся места. Таким образом, в 2011 году в детские сады города будут приняты порядка 8,3 тысячи юных горожан.

Сократить очередь в детских садах власти Волгограда намерены в ближайшие три года. Планируется, что за это время количество мест в дошкольных учреждениях будет увеличено еще на 6 тысяч.

(Носачев, П. Очередь в детские сады сократится / Павел Носачев // Городские вести. – 2011. – 19 мая. – С. 4)

Фестиваль воскресных школ

В Волгограде прошел десятый фестиваль воскресных школ «Наши именины», приуроченный к 20-летию Волгоградской епархии. Свои творческие, вокальные, театральные и хореографические композиции представили 22 воскресные школы региона. Помимо вокально-художественных выступлений жюри оценило и декоративно-прикладное мастерство воспитанников православных воскресных школ.

(Фестиваль воскресных школ // Городские вести. – 2011. – 19 мая. – С. 14)

Ориентир – Олимпиада

В Тракторозаводском районе Волгограда состоялись соревнования по спортивному ориентированию «Российский азимут». Организатором соревнований стала детско-юношеская спортивная школа № 17. Маршрутами стали тропинки пешеходной улицы им. Дзержинского и прилегающих к ней дворов, переулков и Комсомольского парка.

Этой всероссийской акции уже много лет, и задумана она как массовый забег ориентировщиков для популяризации названного вида спорта. В этот раз он состоялся не только в Волгограде, но и в Камышине, Волжском, Средней Ахтубе. В нём уже по традиции принимали участие как новички, так и ветераны.

Подгруппы были поделены по возрастному признаку на: школьный возраст, до 21 года, до 35 лет, 35 лет и выше. И надо сказать, ветеранская подгруппа оказалась не менее многочисленной, чем все остальные. «Бывших ориентировщиков не бывает» – любимая поговорка тех, кто давно в этом виде спорта. Привлекает в нём прежде всего то, что здесь нужны не только крепкие ноги, выносливость, но и логическое мышление.

(Ориентир – Олимпиада // Городские вести. – 2011. – 19 мая. – С. 19)

Воины помогли детям-инвалидам посетить музей-панораму

Дети-инвалиды из Калачевского техникума-интерната впервые смогли посетить музей-панораму «Сталинградская битва». В зал музея их внесли на руках.

Идею посетить с воспитанниками знаменитый музей-панораму «Сталинградская битва» Юрий Машков вынашивал давно. И вот наконец при поддержке руководства музея-заповедника, бойцов Калачевской бригады и роты почетного караула Мамаева кургана она осуществилась. Воины на руках подняли по лестнице в панорамный зал восьмерых молодых ребят, которые передвигаются с помощью колясок или ходунков и сами, скорее всего, никогда не попали бы в этот музей.

Усилия оправдались. Взгляды юношей и девушек после посещения музея-панорамы были одновременно серьезными и восхищенными.

(Иволгина, И. Прикоснулись к истории / Ирина Иволгина // Городские вести. – 2011. – 19 мая. – С. 19)

Спаси зелёную планету!

На этот призыв фонда экологической культуры «Зелёный лист» откликнулись десятки волгоградских школьников. Целыми классами они участвовали в городском конкурсе по сбору макулатуры, понимая: так они спасают от вырубки сотни деревьев. Конкурс был объявлен в марте нынешнего года, а в апреле председатель фонда «Зеленый лист» Юрий Гончаров уже награждал первых победителей из школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, общественных организаций Кировского и Красноармейского районов. 20 мая состоялось торжественное награждение школьников из Советского и Ворошиловского районов, которые обошли многих своих сверстников: они собрали больше всех макулатуры и заняли призовые места.

В среднем каждая школа собрала без малого три тонны ненужной бумаги. Если учесть, что в конкурсе участвовали больше двух десятков школ, то можно надеяться: ребята сохранили в живых как минимум рощу.

(Савчишина, А. Спаси зеленую планету! / Алла Савчишина // Городские вести. – 2011. – 21 мая. – С. 3)

Школа в эфире

Несколько лет назад в школе № 92 начала выходить своя настоящая газета, два года назад заработало школьное радио, а теперь появилось и телевидение. Таков ответ депутата городской Думы по 14-му избирательному округу Краснооктябрьского района Сергея Коновалова на инициативы педагогов и их учеников.

Первый выпуск программы «Школьные новости» учащиеся 10 «А» класса провели в специально оборудованном кабинете.

Плановые передачи начнутся в сентябре, сообщила директор школы Ольга Ешеркина. Готовить и выпускать их в эфир будут ученики и начальных, и средних классов, и старшеклассники, которые пройдут перед этим самый настоящий кастинг.

Ребята признались, что первое интервью они решили взять у депутата Сергея Николаевича Коновалова, чтобы расспросить о его школьных годах. Ведь если он выделил образовательному учреждению средства на телекамеру, кассеты и прочие атрибуты, то наверняка тоже мечтал когда-то о телекарьере.

– Идея создать школьные СМИ возникла у нас несколько лет назад, – объяснил Сергей Коновалов, не дожидаясь интервью. – Ребята решили начать с газеты, которая сразу же очень понравилась не только им, но и их родителям, дедушкам, бабушкам. Два года назад мы организовали в этой школе радиостудию, и я увидел, с каким интересом и азартом работали дети. Они готовы были сутками постигать тонкости журналистского мастерства, учиться монтировать и создавать сюжеты. Тогда мы вместе решили: когда-нибудь откроем и телестудию, так что сегодня я данное школьникам обещание выполнил.

(Савчишина, А. Школа в эфире / Алла Савчишина // Городские вести. – 2011. – 24 мая. – С. 5)

Горе-Макаренко заплатит штраф

Штраф в 10 тысяч рублей заплатит 63-летний учитель математики муниципального образовательного учреждения «Матышевская средняя образовательная школа» Руднянского района Волгоградской области. Не сумев установить в классе порядок во время урока, преподаватель схватил учащегося пятого класса за шею и попытался ударить головой о парту. В результате «нетрадиционных методов воспитания» на шее ребенка остались ссадины. Приговором мирового судьи судебного участка № 46 Руднянского района учитель был признан виновным по статье 116 УК РФ (совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль). Вину педагог не признал, в связи с чем обжаловал приговор. Однако с учетом мнения прокуратуры Волгоградский областной суд оставил его без изменения.

(Горе-Макаренко заплатит штраф // Волгоградская правда. – 2011. – 20 мая. – С. 2)

Педагогический университет меняет имя

В Минобрнауки РФ подписан приказ о переименовании Волгоградского государственного педагогического университета в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Основанием для переименования вуза явилось изменение организационно-правовой формы университета, ходатайство ВГПУ, а также необходимость отражения в названии вуза основных профилей образовательной деятельности, осуществляемых университетом. Ряд специальностей, по которым осуществляется подготовка в университете («Социальная работа», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», «Перевод и переводоведение», «Психология»), согласно действующему Общероссийскому классификатору специальностей по образованию не относятся к педагогическим. Выпускники этого учебного года получат дипломы, в которых будет указано прежнее название вуза.

(Педагогический университет меняет имя // Волгоградская правда. – 2011. – 19 мая. – С. 2)

Педагогический максимум

Известны имена лучших учителей Волгоградской области, которые получат самую крупную денежную награду – президентскую премию в размере 200 тысяч рублей.

Список счастливцев утвердил областной совет по реализации нацпроекта «Образование». Перед этим члены совета придирчиво изучили рейтинг учителей, составленный экспертами. Экспертная комиссия работала несколько недель, оценивая материалы соискателей и выставляя им баллы. Заявки на президентский грант в этом году подали 74 педагога.

Чтобы выиграть грант, учителю нужно получить высокие баллы по многим критериям. Это владение углубленными программами и современными технологиями, победы учеников на олимпиадах и конкурсах, активное участие в мастер-классах, конференциях, аттестационных комиссиях, методобъединениях и т.д. За учителя должны ходатайствовать авторитетные общественные организации.

Во время подведения итогов члены совета озаботились тем, что среди победителей почти нет представителей сельских школ. У сельского ученика меньше шансов попасть на олимпиаду в Москву, а учителю в хуторе сложнее внедрить на уроках Роwer Point. Члены совета с этим согласились.

По всей вероятности, в следующем году сельским педагогам дадут льготы для борьбы за президентские гранты, но какие – квотирование или поправочные коэффициенты – еще предстоит обсудить. В условия конкурсного отбора предложено включить мероприятия, в которых активно участвуют сельские педагоги (конкурсы «Подрост», «Юннат» и т. д.).

(Гречухина, Ю. Педагогический максимум / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 12 мая. – С. 2)

Лагерь летнего режима

В июне-августе волгоградские тинейджеры смогут хорошо отдохнуть и результативно поработать. Так, планируется организовать порядка 3,5 тыс. рабочих мест для несовершеннолетних. 2,8 тыс. подростков получат работу за счет областного бюджета, 190 человек за счет городского, еще 500 рабочих мест предоставят частные организации. Областной и городской бюджеты потратят на эти цели 19,2 млн. руб., а волгоградские работодатели – 3,2 млн. руб.

Уже сейчас сформирован перечень работ, которые предложат юным трудягам: уборка мусора, прополка, полив, уход за зелеными насаждениями и др. Узнать все подробности и выбрать себе занятие можно в Волгоградском центре занятости.

В этом году будет организовано девять летних оздоровительных профильных смен для школьников.

– Оздоровиться и отдохнуть смогут ребята в возрасте от 6,5 до 17 лет, – сообщил председатель городского комитета по делам молодежи Дмитрий Почевалов. – Родители оплатят лишь 15 % от общей стоимости путевки – около 1,6 тыс. руб. Заявления и документы от родителей принимаются в муниципальных учреждениях сферы молодежной политики.

С подробной информацией о профильных сменах можно ознакомиться на сайте комитета www.kdm34.ru.

В этом году изменился список категорий граждан, имеющих право на получение бесплатных бюджетных путевок. Бесплатно отдохнуть смогут около 900 ребят: дети из неполных и многодетных семей, среднедушевой доход которых не превышает величину регионального прожиточного минимума; дети, у которых один из родителей, проходивший военную службу в органах внутренних дел, системе МЧС, погиб (пропал без вести) или стал инвалидом при исполнении служебных обязанностей; дети из семей ветеранов боевых действий. Принимать заявления у этих граждан будут районные отделы городского департамента муниципальных выплат и работы с населением.

Для горожан и сотрудников волгоградских организаций предусмотрена выплата компенсаций части стоимости приобретенных ими в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря, расположенные на территории России. Размер выплаты составляет от 40 до 70 % от базовой стоимости путевки (10647 руб.).

(Ромина, А. Лагерь летнего режима / Алина Ромина // Интер. – 2011. – 12 мая. – С. 5).

Скандал в системе образования

Скандал в системе образования Краснооктябрьского района Волгограда докатился до областной прокуратуры. Накануне первомайских праздников в этот надзорный орган было направлено письмо, под которым поставили подписи более сорока сотрудников территориального управления Департамента по образованию администрации Волгограда и директоров школ района. Они настаивают на том, что вновь назначенная на должность руководителя теруправления г-жа Белоусова не имеет на это ни морального, ни юридического права. Во-первых, этот человек оказывает «психологическое давление» на неугодных ей подчиненных. Во-вторых, как сказано в обращении, она до сих пор не аттестована в качестве муниципального служащего.

Противостояние директоров муниципальных образовательных учреждений (МОУ) и руководителя теруправления началось еще во время первого пришествия г-жи Белоусовой на этот пост. Их суть педагоги изложили в письме, адресованном и.о. мэра Волгограда, губернатору области и депутатам регионального парламента. По их словам, дело не только в личных качествах Ирины Александровны.

Например, за годы ее работы не решался ряд важнейших вопросов. В частности, речь идет о лицензировании на право осуществления образовательной деятельности. Соответствующие документы отсутствовали у целого ряда муниципальных образовательных учреждений.

После комплексной проверки деятельности теруправления Ирина Белоусова была уволена. Новый руководитель сумел наладить работу.

И педагоги были крайне удивлены, когда полгода спустя не справившегося управленца вновь вернули на прежнее место. По словам одной из собеседниц «ИНТЕРа», Ирина Александровна вернулась в сопровождении вооруженной охраны и начала свою работу с репрессий по отношению к неугодным ей сотрудникам.

Все происходящее в стенах школ и теруправления тщательно скрывается от прессы. Так, корреспондента «ИНТЕРа» не только не пустили на совещание в лицей № 2, на котором коллективу представляли г-жу Белоусову, но и выдворили из здания. Тем не менее, по словам педагогов, мириться с ситуацией они не собираются. По их словам, они не хотят, как это не раз было прежде, исполнять распоряжения начальника, идущие вразрез с российским законодательством

(Учебная тревога // Интер. – 2011. – 5 мая. – С. 1)

О загородных лагерях

– Организация летнего отдыха и оздоровления детей осуществляется по четырем направлениям, – прокомментировал председатель комитета по делам молодежи Дмитрий Почевалов. – Это предоставление льготных путевок с полной оплатой стоимости за счет средств областного бюджета, профильные смены, за которые родители заплатят 15 % от стоимости путёвки, санаторные оздоровительные лагеря, а также выплата компенсаций за путевку родителям, самостоятельно отправившим ребёнка на отдых.

В санаторные оздоровительные лагеря для волгоградских ребят выделено 2300 путевок с полной оплатой стоимости за счет средств областного бюджета. Родители детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 15 лет включительно могут подать заявку на оздоровление ребенка в санаториях «Дубовка», «Ергенинский», «Качалинский», а также в курортных городах Ессентуки, Анапа, Геленджик, Туапсе (Джубга).

Ребят, увлеченных спортом, краеведением, туризмом или каким-либо видом творчества, ждут на отдых этим летом девять профильных смен. Среди них «Патриоты Волгограда», творческая смена «Орлятское радужье», скаутинг «Город мастеров», лидерская смена «Школьная страна», профориентационная смена «Профиль», туристическая смена «Скажи туризму – ДА!», смена для юных спортсменов «Философия спорта», смена краеведов «Товарищ», смена реконструкторов «Из варяг в греки». Для родителей участие ребёнка в одной из этих профильных смен обойдется в 1600 рублей (15 % от стоимости путёвки).

Если родители самостоятельно приобрели путевку в детский оздоровительный лагерь, то они могут получить компенсацию вне зависимости оттого, в каком регионе располагалось место отдыха ребенка. Для жителей города и волгоградских организаций предусмотрено четыре тысячи выплат частичных компенсаций. Размер компенсации родителям составит 70 %, если лагерь находится на территории Волгоградской области, и 40 % – за путёвку в лагерь за пределами Волгоградской области. Организациям компенсируют 50 % за путевку в детский оздоровительный лагерь области и 40 % – за путёвку в лагерь другого региона.

(Шадчина, В. Каникулы с пользой / Виктория Шадчина // Городские вести. – 2011. – 12 мая. – С. 2)

О государственной итоговой аттестации

В процедуре проведения государственной итоговой аттестации произошел ряд изменений.

Контрольно-измерительные материалы итоговой аттестации 11-классников уже несколько лет проверяет автоматизированная система обработки результатов. И только задания «С» проверяются вручную специалистами ведущих вузов. В нынешнем году машины будут проверять и 1-ю часть тестов по математике и русскому языку за 9-й класс. Для нашей области это пока эксперимент, в других регионах эта форма действует уже несколько лет.

Раньше ГИА 9-классников хоть и представляли собой тестовые задания разного уровня сложности, проверялись педагогами районов, в которых находятся школы. Это давало если не лазейку для подтасовки результатов, то уж повод для пересудов о необъективности аттестации точно.

– С нынешнего года в Волгоградской области систему автоматизированной обработки материалов аттестации вводят и на уровне общего образования, то есть ГИА за 9-й класс, – пояснил директор регионального центра оценки качества образования Игорь Кузибецкий. – А ЕГЭ пройдет в штатном режиме. Лидером среди предметов по выбору по-прежнему остается обществознание. Его будут сдавать 7600 выпускников. Значительно вырос процент выбора для сдачи физики. Его будут сдавать 3084 человека. Это треть от общего числа 11-классников. Возросло и количество предметов, которые дети выбирают для сдачи. Если в прошлом году выбирали в среднем 3–4 предмета, то в нынешнем году – более 4. Это связано с тем, что выпускники хотят максимально использовать свои возможности, и с тем, что во многих вузах теперь сдаются не три, а четыре экзамена.

(Сидельникова, И. Девятиклассников проверят на машине / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 12 мая. – С. 18)

Волонтеры для Сочи-2014

За тысячу дней до начала Сочинских Олимпийских игр в Волгограде и еще 15 городах России начал работу специальный образовательный центр. Он займется подготовкой волонтеров к XXII зимним Олимпийским и XI Паралимпийским играм в Сочи.

Знаковому событию для нашего города, а также началу обратного отсчета до Олимпийских игр в Сочи была посвящена зарядка с олимпийским чемпионом на площадке перед Волгоградским государственным университетом. Крупномасштабным оздоровительным флеш-мобом, в котором приняли участие около 1300 студентов из разных вузов, руководила олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева.

Открытию волонтерского центра предшествовал конкурс, в котором приняли участие 60 учебных заведений из 23 субъектов РФ. Они боролись за право обучать волонтеров гостиничному сервису и обслуживанию туристов, готовить специалистов для работы в центрах допинг-контроля, аккредитации и медицинской службе, в области связи и IТ-технологий.

В итоге только 26 учебных заведений получили право открыть центры по привлечению волонтеров, и среди них оказался Волгоградский государственный университет. Волгоградский вуз стал победителем по направлению «Административная деятельность и аккредитация».

Накануне открытия центра временно исполняющий полномочия главы Волгограда Сергей Соколов ознакомился с проектом «Волонтерский центр «Сочи–2014». Он высказал поддержку данному проекту, отметив, что мэрия города готова содействовать в подготовке волонтеров.

Волонтерский центр университета открывается для студентов всего города. Требования к кандидатам серьезные – знание иностранного языка, коммуникабельность, организаторские навыки, умение работать с документами. Обучение будет проходить в 2012–2013 годах, за это время будет подготовлено около 600 человек. Во время обучения волонтерские команды примут участие в подготовке и проведении тестовых соревнований.

(Шадчина, В. Билет на Олимпиаду / Виктория Шадчина // Городские вести. – 2011. – 17 мая. – С. 1,2).

Дистанционное обучение детей-инвалидов

В Волгоградской области старт программы обучения детей-инвалидов отложен до начала следующего учебного года. Так в регионе осваивают федеральные средства, первый транш которых пришел в регион еще осенью прошлого года.

Скандал с освоением федеральных средств, предназначенных для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, стал назревать еще в конце прошлого года. Тогда стало ясно, что московская фирма, выигравшая тендер на поставку компьютерного оборудования, не выполнила условия конкурса, по которым оборудование должно было поступить в регион до 15 декабря 2010 года. Соответственно, другая московская фирма, которая должна была подключить это оборудование, также не сделала свою работу. Несмотря на это, руководство комитета по образованию администрации области должным образом не отреагировало на нарушение сроков поставки оборудования. В результате учебный год для многих детишек, которые мечтали об учебе, но в силу своего физического состояния не могли пойти в школу, так и не начался.

Некоторое время назад в комитете по образованию администрации Волгоградской области приняли решение выбрать базовым учреждением для реализации программы для сельских детишек лицей «Лидер», хотя в Волгограде уже функционировал лицей «Олимпия» с центром обучения детей-инвалидов. Чиновники основывались на отсутствии соответствующих изменений в законопроектах Волгоградской области, что не давало возможности передать функции освоения федеральных средств муниципалитетам. Лишь не так давно соответствующие поправки были приняты, однако старт программы дистанционного обучения детей-инвалидов явно затянулся.

Прокуратура области выяснила, что комитет по образованию фактически перестал финансировать работу центра в «Олимпии», по всей видимости, слишком увлекшись обустройством базовой площадки для дистанционного обучения в лицее «Лидер». В результате преподаватели «Олимпии» несколько месяцев работали без зарплаты, а все затраты на реализацию программы чиновники комитета возложили на сам лицей.

Прокуратура Волгоградской области выдала чиновникам предписание устранить выявленные нарушения и принять меры по обеспечению образовательного процесса детей-инвалидов.

(Иванова, Н. Сбой программы / Наталья Иванова // Известия. – 2011. – 19 мая. – С. 8)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru