В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (апрель 2011)

10 мая 201112:23

Новости образования

Вузы против наркотиков

На заседании совета Российского союза ректоров (РСР) обсудили участие вузовского сообщества в профилактике наркомании в молодежной среде. Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий отметил, что вопрос профилактики потребления наркотических средств особенно актуален для студенческой аудитории. Директор ФСКН России подчеркнул, что «меры чисто полицейского характера не дадут положительного результата», и призвал разработать систему мотивационных мер, стимулирующих сокращение спроса на наркотики. Важным инструментом антинаркотической работы, по мнению участников заседания, должна стать система вузовских молодежных объединений, которая укрепит студенческое самоуправление и создаст внутренние стимулы отказа молодежи от наркотиков.

(Вузы против наркотиков // Независимая газета. – 2011. – 5 апреля. – С. 8)

Сотрудничество высшей школы и коммерческих компаний

Тема сотрудничества высшей школы и коммерческих компаний будет обсуждаться с 11 по 13 мая 2011 года в Санкт-Петербурге на V Международном форуме «От науки к бизнесу» – «Современные подходы взаимодействия вузов с наукоемким бизнесом». Речь пойдет также о защите интеллектуальной собственности и продвижении продукции на внешние рынки, об интернационализации коммерциализации, тиражировании опыта создания малых инновационных предприятий.

В форуме примут участие эксперты, которые непосредственно занимаются вопросами сопровождения, финансирования, защиты интеллектуальной собственности и ее продажи. Заинтересованные делегаты смогут овладеть конкретными технологиями организации инновационной деятельности и применить их в своих университетах.

Одно из нововведений нынешнего года – проведение молодежной школы «Практика инкубирования: от идеи к наукоемкому бизнесу», посвященной всем этапам развития проектов: поиску финансирования, взаимоотношениям с инвесторами, работе инкубаторов. Также впервые будет организован деловой визит в Финляндию, регион Ювяскюля, с целью обмена опытом по построению инновационной инфраструктуры и налаживания деловых контактов.

Более подробная информация о форуме, проект программы, форма регистрации для участия доступны на сайте www.fs2b.ru.

(Школьников, Ю. Основы инкубирования / Юрий Школьников // Поиск. – 2011. – 8 апреля. – С. 2).

Олимпиада по русскому в Украине

Впервые за годы независимости на общегосударственном уровне в Украине прошла Всеукраинская олимпиада по русскому языку и литературе. Торжественная церемония награждения победителей первой Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе состоялась в Киевском университете имени Бориса Гринченко. В ней принимали участие школьники 9, 10 и 11-х классов из всех областей Украины – от Львовской области до АР Крым. Организаторами олимпиады в Киеве выступили Киевская городская государственная администрация, Министерство образования и науки, посольство РФ в Украине, представительство Россотрудничества в Украине. Подведение итогов олимпиады совпало с решением городских властей Киева об открытии учебных заведений с образованием на русском языке. Это связано с тем, что в Киеве растет количество родителей, желающих, чтобы их дети учились на русском языке.

(Впервые за годы независимости – Всеукраинская олимпиада по русскому языку и литературе // Независимая газета. – 2011. – 19 апреля. – С. 8)

Ожидается новый всплеск интереса к альтернативным формам обучения

В Общественной палате обсудили «Альтернативные формы общего среднего образования в России». Эксперты затронули вопросы совершенствования нормативной базы семейного образования и других альтернативных форм получения общего образования, обусловленных введением новых федеральных государственных образовательных стандартов и новых норм об альтернативных формах образования в законопроекте «Об образовании в РФ». «Государство, которое думает о своем развитии, не может игнорировать развитие частных инициатив в образовании», – заявили общественники.

Зачатки альтернативного образования появились лет 20 назад. И сегодня, спустя столько лет, выясняется, что ни власть, ни общество по-прежнему не готовы принять его на равных с государственным образованием. Причем абсолютно напрасно, констатировали участники обсуждения в Общественной палате. Если существующая госсистема репродуцирует прошлое, учит детей, не заглядывая в будущее, и по большому счету имитирует сегодня большей частью процесс познания, то альтернативное образование наоборот. Оно-то и дает ту индивидуальную образовательную траекторию, о которой так любят в последнее время говорить на самом высоком уровне. Сторонники альтернативного образования уверены, что построить провозглашаемое инициативой «Наша новая школа» индивидуальное обучение для ребенка в школе-комбинате (к чему мы так активно стремимся в последнее время) практически невозможно.

(Юдина–Аликова, И. Семейное обучение – давняя русская традиция / Ирина Юдина–Аликова // Независимая газета. – 2011. – 19 апреля. – С. 8)

Губернатор придет на подмогу

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев встретился с ректорами ведущих вузов региона: Воронежского госуниверситета, архитектурно-строительного, педагогического и аграрного университетов, технологической академии и института физической культуры.

Как сообщило управление по взаимодействию со СМИ и административной работе правительства Воронежской области, первая тема обсуждения касалась участия региональных вузов в научно-исследовательской и инновационной деятельности. В 2010 году вузы области, участвуя в федеральных и международных программах, привлекли инвестиций более чем на 500 миллионов рублей. Среди важнейших задач были названы активное включение преподавателей в инновационную деятельность и формирование инновационных производств и предприятий в вузах.

Алексей Гордеев заверил ректоров в том, что в работе по развитию воронежской высшей школы они могут рассчитывать на поддержку руководства области.

Следующей темой встречи стала подготовка к проведению Второго Всероссийского форума студентов «Мы – за здоровый образ жизни», намеченного на середину мая. В нем примут участие 500 иногородних студентов и преподавателей и 200 студентов воронежских вузов. Говоря об организации форума, губернатор обратил внимание присутствующих на то, что, помимо официальной программы, необходимо продумать проведение и досуговых мероприятий, которые были бы интересны молодежи.

Сегодня в Воронежской области действуют 40 вузов, включая негосударственные. В них обучается около 130 тысяч студентов и работает 16 тысяч преподавателей. Отношение педагогов с учеными степенями и званиями к их общему числу выше среднероссийского показателя и составляет 65 %. По количеству исследовательских научных направлений воронежские вузы сопоставимы с московскими.

(Бубланов, С. Придет на подмогу / Сергей Бубланов // Поиск. – 2011. – 8 апреля. – С. 2).

Первоклассный бум

1 апреля во всех российских регионах традиционно прошла запись детей в первые классы школ. Разумеется, удовлетворить запросы и претензии всех родителей учебные учреждения все равно не смогли. При том, что Министерство образования и науки РФ еще накануне разослало местным руководителям образования циркуляр, указывающий на недопустимость нарушения процедуры приема в школу.

«Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение всего четыре документа: заявление о приеме, свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для посещения школы и документ, удостоверяющий личность родителя. Требование от родителей предоставления иных документов неправомерно», – предупредило министерство. В случае отказа со стороны школы родителям советовали обратиться в муниципальные (или в окружные органы управления образования) для подбора школы.

Более того, в этом году министерство, предвидя «обходные маневры» школ, призвало их к порядку и открытости. И даже выдало новый циркуляр, согласно которому «на информационном стенде школы и на ее сайте в Интернете должна быть размещена вся информация о школе. Приказ о приеме ученика также размещается на стенде и в Интернете. И здесь надо бы еще добавить – «с точной датой подачи заявления – до минуты».

(Савицкая, Н. Первоклассный бум / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 5 апреля. – С. 8)

Замкнутый школьный круг

В начале апреля в Общественной палате прошло пленарное заседание. Впервые за годы существования Общественной палаты тема заседания была посвящена детям. Не обошлось и без критики системы образования…

Общий смысл такой – детям в школе неинтересно, виноваты учителя, учителя плохие, заменить некем. Подробнее это выглядит так. Детям в школе неинтересно, несмотря на обилие технологических новшеств – интерактивные доски, мультимедийные классы и т. д. Кроме того, что детям скучно, их еще и загружают большим количеством уроков. Школьную нагрузку надо снижать, констатировали сразу несколько выступающих. Дошло уже до того, что у детей обнаруживают недетские диагнозы, напугала всех член Общественной палаты, тележурналистка Тина Канделаки, курирующая в Палате вопросы образования.

Нагрузку надо не снижать, а перераспределять – последовало предложение от представителей творческой интеллигенции. Это означает, что следует перераспределить школьное расписание в пользу дополнительного образования. А его следует назвать иначе. Потому что нынешнее название «дополнительное» определяет его как несерьезное. А оно самое важное и есть.

Интерес ребенка следует сочетать с практической направленностью знаний, добавили бизнесмены. В пику предпринимателям представители творческой интеллигенции сошлись на том, что нужно, как можно раньше и как можно чаще погружать ребенка в область гуманитарно-художественных дисциплин. Художественное и духовное развитие – все это хорошо, а где дополнительные средства?

И вот здесь прозвучало нечто более или менее разумное и рациональное, ради чего и стоило собраться. «Неужели государство, успешно торгующее нефтью и газом, не может найти деньги на оплату дополнительного образования ребенка?» – иронично заметил член Общественной палаты, руководитель института «Право ребенка» Борис Альтшулер. Не надо ждать, пока отстроятся новые образовательные и досуговые центры. Часть детей к тому времени уже просто вырастет. Государству можно оплатить занятия ребенка в частных и уже имеющихся студиях. Родители их выберут для своего ребенка. И не промахнутся с выбором.

То же самое и с нехваткой детсадов. Можно оплатить няню ребенку, предварительно эту няню аттестовав и выдав ей лицензию. Новые рабочие места, кстати, появятся, и люди налоги платить будут. Но нет! Неповоротливая государственная машина годами будет строить фабрики-сады. А через несколько лет будет эти же самые сады закрывать, потому что образуется новая демографическая яма.

Ну и замыкался школьный проблемный круг на пленарном заседании в Общественной палате так же, как и везде, – темой учительства. Сначала, как всегда, говорили: «Дайте учителям больше денег!» Потом отмечали: в пединституты идут одни неудачники-троечники, так чего же школе от них ждать потом?

(Савицкая, Н. Замкнутый школьный круг / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 12 апреля. – С. 8).

О тестировании иностранных граждан

Государственное тестирование иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку как иностранному для приема в гражданство Российской Федерации – такой будет главная задача центра, который открылся в Ставропольском госуниверситете.

СГУ – единственный вуз в Северо-Кавказском федеральном округе, получивший право принимать экзамен, связанный с предоставлением гражданства. Университет, выросший из педагогического института, – ведущий классический вуз в регионе, который, в свою очередь, характеризуется интенсивными миграционными процессами. Именно сюда ежегодно приезжают тысячи мигрантов, прежде всего из стран СНГ. Так что открытие центра стало вполне логичным решением.

(Фиолетов, С. Гражданская позиция / Станислав Фиолетов // Поиск. – 2011. – 8 апреля. – С. 2)

Привязка к местности

Пензенские студенты-медики, выехавшие учиться в Самару и Саратов, а также овладевающие профессиональными знаниями в родном городе, будут получать дополнительную стипендию в 2,5 тысячи рублей в месяц из областного бюджета.

Это решение было предварительно утверждено на заседании постоянной комиссии по бюджету в Законодательном собрании Пензенской области.

Как объяснила министр, дополнительную стипендию будут получать студенты 4, 5 и 6 курсов, обучающиеся по целевым направлениям. Она уточнила, что такое же пособие полагается интернам.

Тем, кто после вузов вернется лечить своих земляков, а также переехавшим врачам, правительство региона даст дополнительные льготы. Доктора получат «подъемные» – единовременные пособия в размере 150 тысяч рублей. Кроме того, врачи, поступившие в межрайонные консультативно-диагностические центры, в первый год получат по 50 тысяч рублей годового пособия, во второй – 75 тысяч, а в третий – 100 тысяч рублей. Для тех, кто будет работать в других государственных и муниципальных лечебных учреждениях Пензенской области, пособие составит 35, 50 и 75 тысяч рублей, соответственно.

И, наконец, в муниципалитетах региона формируется жилищный фонд, из которого медикам будут бесплатно даваться квартиры сроком на 10 лет. Проработав это время, врач сможет приватизировать свое жилье. Если же он «досрочно» покинет медицину, квартиру нужно будет вернуть обратно муниципалитету.

(Панина, А. Привязка к местности / Анна Панина // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 13 апреля. – С. 14)

О музее истории

В Музее истории Белгородского госуниверситета началась акция «Человек и Космос», посвященная Году российской космонавтики. Сотрудники музея принимают экспонаты, посвященные российской космонавтике: плакаты, фотографии, книги, журналы и видеофильмы, портреты российских космонавтов, почтовые марки. В акции принимают участие не только студенты, преподаватели университета, но и горожане. Уже собрано несколько десятков экспонатов.

Куратором проекта стал председатель Совета ветеранов вуза Петр Коняев. Он еще в 1955 году начал читать лекции о космосе и возможностях его освоения. А в 1959-м выпустил книгу «В верхних слоях атмосферы», в которой излагаются основные законы движения спутников, рассказывается о развитии ракетной техники, исследовании атмосферы с помощью ракет и спутников, освещаются некоторые международные вопросы, связанные с запуском искусственных спутников Земли.

(Почернина, И. Рады экспонатам / Ирина Почернина // Поиск. – 2011. – 8 апреля. – С. 2)

Экзамен по оригами

В Москве прошел российский финал Международного конкурса информационных технологий для студентов Imagine Cup – «Кубок воображения». Imagine Cup – крупнейшее в мире международное технологическое соревнование для студентов, одна из образовательных инициатив компании Мicrosoft. А в этом году его российский этап активно поддержали Высшая школа экономики и фонд «Сколково». Победители получили право попасть в открытый университет «Сколково» вне конкурса.

Цель конкурса – дать молодым изобретателям шанс не только создать свой собственный проект, защитить его уникальность, доказать необходимость, но и подтолкнуть к тому, чтобы идея стала бизнес-проектом и приносила доход.

Среди идей были и роботы-помощники для больниц, развозящие лекарства больным по графику, и система проверки качества продуктов, и даже программа, которая анализирует информационное пространство Интернета и дает прогнозы – возможна ли революция. Студенты ухитрились создать систему тактильной матрицы, помогающей слепому человеку «видеть», что происходит и впереди, и справа, и слева. Другие придумали, как проводить учебные операции на виртуальных органах, по-настоящему реагирующих на действия хирурга. Третьи задумались об охране окружающей среды и сотворили специальные датчики, которые будут сообщать оператору о заполнении мусорных баков.

Но главный приз – путевку на всемирный финал, который в этом году пройдет в Нью-Йорке, по единогласному решению жюри, получили две команды. В категории «Программные проекты» победили ребята из Московского авиационного университета с проектом Оricrafter. Пятикурсники разработали программу, помогающую создавать и складывать... оригами. Именно такая интеллектуальная работа с бумагой помогает маленьким детям адаптироваться к школе, развивать мышление, мелкую моторику рук. Да и взрослым интересно. Команда сделала игровое приложение для мобильных телефонов, которое прямо во время конкурса скачали себе на «мобильники» чуть ли не все члены жюри. В категории «Встраиваемые системы» безоговорочными победителями стали студенты Саратовского технического госуниверситета с проектом под кодовым названием «Аксолотль». Оказывается, это мексиканское земноводное, похожее на ящерицу, – просто кладезь стволовых клеток. Их так много, что если зверушка лишится лапы, то новая отрастет уже недели через две. Животное просто необходимо различным клиникам и медицинским вузам. Но содержать такую ящерицу в наших условиях очень накладно. Саратовские студенты создали автономный комплекс, позволяющий поддерживать оптимальную температуру не только для жизни аксолотлей, но и для их размножения. Более того, Федор Сергеев, один из идеологов проекта, уже создал небольшую компанию по разведению и продаже этих земноводных.

(Агранович, М. Экзамен по оригами / Мария Агранович // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 19 апреля. – С. 14)

Школа студенческого актива

Школа студенческого актива – первое совместное мероприятие, которое провели представители студенческой молодежи Северо-Кавказского горнометаллургического института (ГТУ) и Пятигорского государственного лингвистического университета во время встречи делегаций двух вузов.                                                                                                                                                                                                                           

Установление разноплановых связей между северокавказскими вузами – важнейшая задача. Такие контакты необходимы для создания поликультурной среды. В вузах учатся представители различных национальностей. Нужно помочь им познакомиться с достижениями культуры, языками, историей других народов, воспитать чувство сопричастности ко всему происходящему в жизни и обществе.

(Фиолетов, С. Горный мост / Станислав Фиолетов // Поиск. – 2011. – 1 апреля. – С. 2)

Феномен «научения болезни»

В Высшей школе экономики (НИУ) состоялся круглый стол по проблеме здоровья российских школьников. Дискуссия прошла в нетрадиционном для подобного мероприятия русле. Ведь буквально до последнего времени о теме говорили исключительно в жанре «плохой статистики». А выводы звучали примерно так: школьники РФ поголовно нездоровы – в этом кроется причина их плохого учения. И дальше шел главный вывод – снижать нагрузку. Теперь проблему попробовали поставить с головы на ноги…

Автор основного доклада, заведующая кафедрой ГОУ ДПО «Государственный институт новых форм обучения», доктор медицинских наук Серафима Чечельницкая представила выводы из своего недавнего исследования, в котором приняли участие около 10 тыс. человек из трех городов: Вологды, Москвы и Петропавловска-Камчатского. И эти новые данные свидетельствуют, что ряд распространенных проблем со здоровьем школьников имеет чисто социальные, а не медицинские причины. И трудности, которые педагогические коллективы часто связывают с ленью или нежеланием учиться, происходят от ненормального распорядка дня, неправильного питания ребенка – всего того, чем обязаны, но не занимаются взрослые, уверена Серафима Чечельницкая. И появления впоследствии у школьника медицинского диагноза можно избежать, если вовремя начать работать с его семьей или хотя бы обеспечить ему нормальное питание в учебном учреждении.

А незнание педагогами детской физиологии и психологии часто оборачивается ростом заболеваемости детей в будущем. По мнению Серафимы Чечельницкой, необходима серьезная просветительская работа с учителями, школьными психологами, социальными педагогами с той целью, чтобы школа не становилась для ребенка дополнительным стрессовым фактором.

Результаты последнего мониторинга свидетельствуют и о неправильном отношении к урокам физкультуры. Необходимы индивидуальные программы, наборы специальных упражнений для каждого школьника в зависимости от его физического развития, считает Чечельницкая.

Разумеется, наблюдения Серафимы Чечельницкой не дают полной картины здоровья школьников, но они интересны, заметили участники круглого стола. И удивились, почему нет статистики распространения среди школьников заболеваний, передаваемых половым путем. Половая жизнь сегодня часто начинается в старшей школе. И, с одной стороны, российские школьники испытывают «ужас перед заболеваниями такого рода, с другой стороны – не делают ничего, чтобы этих заболеваний избежать».

(Аликова-Юдина, И. Феномен «научения болезни» / Ирина Аликова-Юдина // Независимая газета. – 2011. – 5 апреля. – С. 8)

Молодой да ранний ЕГЭ

В этом сезоне около 1,3 тысячи школьников России из 62 регионов 20 апреля будут сдавать ЕГЭ досрочно. В основном это выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые в ряды Российской Армии, молодые таланты, выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, а также выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения, и другие. В Волгоградской области, как и в прошлом году, на досрочную сдачу ЕГЭ не подано ни одного заявления. Напомним, основные сроки проведения ЕГЭ – с 27 мая по 20 июня, включая резервные дни.

(Молодой да ранний ЕГЭ // Волгоградская правда. – 2011. – 12 апреля. – С. 2)

Ответ на протест

Квоты на обучение в вузах Ростовской области представителям республик Северного Кавказа будут сокращены. Так местные власти отреагировали на соответствующее требование, прозвучавшее во время массовых шествий студентов и местных жителей в конце прошлого года. Поводом для выступлений стала смерть студента Ростовского государственного строительного университета М. Сычева, погибшего после стычки с учащимся из Ингушетии.
Ростовская область занимает третье место в стране по количеству студентов. В вузах здесь обучаются 130 тысяч человек, из которых 3,15 % – иностранцы, а 4,12 % – выходцы из республик Северного Кавказа.

Решение о сокращении квот поддержал Совет ректоров вузов Ростовской области. Также совет признал, что необходимо больше внимания уделять индивидуальной работе со студентами и поднимать профессионализм кураторов учебных групп.

(Белоцерковская, В. Ответ на протест / Вероника Белоцерковская // Поиск. – 2011. – 1 апреля. – С. 2)

Росстат с 2016 года будет изучать ситуацию с трудоустройством выпускников

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) с 2016 года будет изучать ситуацию с трудоустройством выпускников в России. С 2014 года запускается система социально-экономического обследования. Наибольшую сложность с трудоустройством сегодня испытывают выпускники гуманитарных факультетов, молодые педагоги, учителя и экономисты.

(Росстат с 2016 года будет изучать ситуацию с трудоустройством выпускников // Независимая газета. – 2011. – 5 апреля. – С. 8)

Без права на подсказку

В Южной Корее нет необходимости объяснять детям, что такое Интернет и компьютер. В стране, где практически каждый ходит с сотовым телефоном, а доступ во Всемирную паутину можно получить из любого места, они являются неотъемлемой частью жизни каждого гражданина.

Не являются исключением и школы. Здесь уже не говорят об их компьютеризации. Это пройденный этап. Насущной задачей сейчас является перевод учебных пособий в цифровой формат. Министерством образования, науки и технологий Южной Кореи разработана специальная программа по переводу школьных учебников в «цифру». Она реализуется с 2007 года. В ее рамках новые пособия были успешно опробованы в ходе эксперимента, в котором принимали участие 300 школьников из четырех начальных школ. Результаты показали, что школьники с плохой успеваемостью стали лучше учиться. Также отмечалось повышение интереса у детей к получению знаний.

Начиная с нынешнего года, цифровая волна захватит в общей сложности 100 корейских школ. Согласно программе, обеспечить цифровыми учебниками планируется два высших класса начальной, а также все классы средней и высшей школ. Как ожидается, к 2013 году, все школы Южной Кореи будут использовать только цифровые учебные пособия.

(Санжиев, А. Без права на подсказку / Артем Санжиев // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 4 апреля. – С. 10)

Об инженерном образовании

В Московском энергетическом институте состоялась встреча Президента России со студентами и преподавателями технических вузов. Дмитрий Медведев ответил на вопросы и выслушал предложения студентов о том, как, по их мнению, нужно модернизировать техническое образование в России и повышать престиж инженерных профессий.

Одним из приоритетов развития вузов Д. Медведев считает создание новых университетских городков, в которых будут созданы все условия для проживания, отдыха, занятий спортом, но делать это придется не только за счет госпрограмм, но и за счет фондов самих университетов. Вместе с региональными властями они могут решить и проблему создания компактных поселений для молодых преподавателей.

Президент признал, что среднетехническое образование в стране деградировало. В качестве одной из мер решения этой проблемы предложил отправлять наших молодых специалистов за границу – за опытом и новыми технологиями.

Дмитрий Медведев согласился, что существующий перечень инженерных специальностей устарел, он не учитывает ряда актуальных направлений, подлежит ревизии и регулярной корректировке. Глава государства призвал проявлять больше инициативы в продвижении своих проектов, пообещал, что подумает над тем, как повысить имидж инженера в масштабах страны, и учтет в своих поручениях многие толковые предложения, прозвучавшие в ходе встречи.

(Крымова, С. Условия для сословия / Светлана Крымова // Поиск. – 2011. – 1 апреля. – С. 3)

Перепрофилирование платных вузов

Дмитрий Медведев считает необходимым перепрофилировать часть платных вузов в стране в профессионально-технические учебные заведения. Такое заявление он сделал на совещании по вопросам обеспечения отечественной промышленности инженерными кадрами. «В том, что касается вообще платного образования, этих непонятных высших учебных заведений – вы мою позицию знаете, их нужно постепенно, без истерик, закрывать. Общее количество вузов в стране должно снижаться», – сказал он. По итогам совещания будут подготовлены соответствующие поручения.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 1 апреля. – С. 3)

Об объединении российских вузов

Андрей Фурсенко подписал приказы об объединении ряда российских вузов. Так, к Московскому госуниверситету технологий и управления будет в качестве структурного подразделения присоединен Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. При этом филиалы института, действующие сейчас в Омске, Твери, Кемерово, Орехово-Зуево и Серпухове, станут филиалами укрупненного вуза.

Реорганизация коснется также Московского госуниверситета пищевых производств. К нему в качестве структурных подразделений будут присоединены Государственная академия инноваций и Московский госуниверситет прикладной биотехнологии.

Цель объединения – повысить качество подготовки студентов за счет интеграции финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов.

(Сверху вниз [подборка новостей] // Поиск. – 2011. – 1 апреля. – С. 3)

О повышении зарплаты учителям

На повышение зарплаты учителям в ближайшие три года будет выделено 120 млрд. рублей. Уже с 1 сентября она вырастет на 30 %. Конкретные шаги по реализации этого поручения Владимира Путина обсуждались в Минобрнауки.

Спикер Госдумы, председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов поднял вопрос о повышении зарплат учителям. Премьер-министр предложение поддержал и сформулировал конкретное поручение: повысить учительскую зарплату на треть, доведя ее до средней по экономике каждого региона. Общий объем выделяемых на эти цели средств составит в 2011–2013 годах 120 млрд. рублей.

Субъекты федерации получат субсидии на приобретение учебного оборудования, транспорта, развитие школьной инфраструктуры, модернизацию базовых школ и повышение квалификации педагогов. Высвобождаемые средства регионы направят на повышение зарплат учителям, организовав софинансирование. А вот на строительство и ремонт использовать субсидии нельзя, подчеркнул на совещании министр образования и науки Андрей Фурсенко. «Иначе все деньги пойдут не на оснащение учебного процесса и повышение квалификации учителей, а их повсеместно ухнут в стройку и капремонт», – пояснил он.

По словам замминистра образования и науки Максима Дулинова, в этой программе будет использован опыт комплексных проектов модернизации образования на основе принципа «деньги в обмен на обязательства». Чтобы получить средства, регионы должны представить план действий по реализации принятых на себя обязательств, а его исполнение будет жестко контролировать министерство. Другой замминистра, Игорь Реморенко, сообщил, что субсидии будут распределяться по регионам, исходя из их бюджетной обеспеченности и количества школьников. Отчитаться придется за каждую копейку.

В ближайшее время Минобрнауки создаст координационный совет и рабочую группу по организации и мониторингу исполнения поручения. В мае все нормативные документы должны быть утверждены. До 1 августа со всеми субъектами федерации будут заключены соглашения. После чего на региональные счета «упадет» первый транш в 20 млрд. рублей.

(Чернаков, А. Кошелек учителя потолстеет к осени / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 13 апреля. – С. 2)

Тест на наркотики

Решать, проходить школьнику тест на наркотики или нет, должны его родители. Об этом заявил во вторник директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

Вопрос о тестировании школьников на наркотики предполагается вынести на обсуждение президиума Госсовета. 

– Тестирование планируется сделать частью диспансеризации в школах, – заявил на пресс-конференции глава ФСКН Виктор Иванов. – Это должно помочь ранней диагностике наркомании, когда наркозависимого легче вылечить. То есть для проверки на наркотики не надо будет ходить в поликлинику специально.

Кроме того, предполагается, что в школах может быть введено специальное анкетирование, которое позволит сузить круг детей, которым через родителей будет рекомендовано пройти тестирование. Рассматривается вопрос и о том, чтобы родители могли пройти тесты на наркотики вместе с детьми.

Впрочем, есть возможность и не проходить тестирования. Но об этом должны заявить родители.

Вопрос о тестировании вызвал резкое противодействие со стороны некоторых правозащитников, считающих, что это только создаст ненужный ажиотаж. Но не поможет решить проблему, поскольку не существует эффективного лечения.

Рост употребления наркотиков активно стимулируется в Интернете, отметил Иванов. Выявлено более 1000 интернет-сайтов, на которых размещалась информация о распространении наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Глава наркоконтроля сообщил, что его ведомство в первом квартале добилось закрытия 22 интернет-сайтов, которые были связаны с незаконным оборотом наркотиков и курительных смесей

(Перекрест, В. Тест на наркотики для всей семьи / Владимир Перекрест // Известия. – 2011. – 13 апреля. – С. 3)

Национальный центр помощи детям

В России будет создан первый национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям. Об этом шла речь на встрече президента Дмитрия Медведева и Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова.

За последние семь лет число совершенных в отношении детей насильственных действий увеличилось на 37 % (с 42.985 до 58.889), более чем в два раза возросло и количество преступлений сексуального характера. По данным аппарата Уполномоченного по правам ребенка, такой рост вызван прежде всего несогласованностью действий правоохранительных и других государственных органов, призванных защищать ребенка. Да и сами жертвы зачастую морально не готовы обращаться за помощью к государству. Поскольку в этом случае от них требуется неоднократно рассказывать свою историю представителям разных служб, что в итоге может обернуться еще одной психологической травмой. По мнению Павла Астахова, в России должен появиться специальный центр для помощи таким детям. Помимо оказания психологической помощи жертвам преступлений специалисты центра также должны помогать правоохранительным органам и родителям в поиске пропавших детей, размещая информацию о них в общественных местах. Для этого создадут круглосуточную «горячую линию», куда можно будет сообщить о детях, находящихся в розыске и ставших жертвами насилия.

Также президенту был представлен доклад «О соблюдении прав и законных интересов детей в Российской Федерации». Согласно докладу, в России сокращается количество детей-сирот, а также оставшихся без попечения родителей – за последние три года на 26 %. Одновременно значительно уменьшилось чисто детей, отданных в дома-интернаты, – на 53 %. По мнению Павла Астахова, это свидетельствует о том, что развивается семейное устройство детей-сирот.

(Сметанина, С. Недетские проблемы сирот и родителей / Светлана Сметанина // Известия. – 2011. –8 апреля. – С. 3)

Первый съезд учителей истории

В Москве завершился Первый съезд учителей истории и обществознания, созванный по инициативе всероссийской ассоциации учителей, преподающих эти дисциплины. Накануне этого форума в обществе активизировались дискуссии о том, нужен ли единый учебник по истории или следует сохранить вариативность. Большинство делегатов не поддержали идею единого учебника. Однако при этом многие высказывали пожелание, чтобы по ряду ключевых вопросов в учебниках были предложены общие подходы и по возможности близкие друг другу интерпретации. Знакомство с нынешними учебниками дает основание заявить, что разброс мнений и противоречия между авторами не так уж велики. Речь главным образом идет об истории XX века и таких проблемах, как оценки революции 1917 года, феномена сталинизма и роли самого Сталина. Применительно к истории Великой Отечественной войны споры касаются оценки предвоенного периода (1939–1941 годы), начального этапа войны, трагедии плена и коллаборационизма.

Во всех сегодняшних школьных учебниках налицо явная недооценка истории культуры, недостаточное внимание к этнонациональным вопросам и истории народов России. Мы нуждаемся в оценках того, что теперь принято называть «общей историей», имея в виду жизнь народов тех стран, которые ранее входили в состав России и СССР. Съезд поддержал идею ассоциации дополнить нынешнюю экспертизу учебников комиссиями РАН и Российской академии образования экспертизой специальной комиссии, состоящей из учителей истории.

На форуме было решено организовать специальный Интернет-портал, где можно доводить до сведения российского учительства новые открытия и документы, информацию о дискуссиях. Внесено предложение создать специальную программу «Российская академия наук и университеты – средней школе», которая позволила бы на практике интегрировать науку и образование, наладить диалог между учительством и научным сообществом.
Весьма бурно обсуждался на съезде нашумевший вопрос о новых стандартах для старшей школы. Многие учителя негативно оценивают предлагаемый стандартом курс «Россия в мире». В нынешнем виде он выглядит довольно абстрактно. Делегаты съезда поддержали идею сделать предлагаемый курс историческим и назвать его «История: Россия в мире», положив в основу проблемно-хронологический и сравнительно-исторический принципы

(Чубарьян, А. Фигуры школьной истории / Александр Чубарьян // Известия. – 2011. – 5 апреля. – С. 6)

Виртуальный учитель

Отличной альтернативой традиционным курсам иностранных языков и занятиям с репетитором могут стать стремительно набирающие популярность языковые онлайн-уроки. Достоинства подобных программ очевидны.

Во-первых, они позволяют не тратить время на дорогу – занятия можно проводить дома или на работе, главное, чтобы под рукой у ученика всегда был Интернет. Во-вторых, виртуальные уроки всегда индивидуальны, а это значит, что внимание преподавателя максимально сконцентрировано на каждом конкретном слушателе. И наконец, стоимость этих программ значительно ниже, чем расценки языковых курсов и тем более оплата занятий с репетитором. Как правило, обучение проходит с помощью программы Skype, а это значит, что ученик и преподаватель могут не только обмениваться письмами с заданиями, но и общаться по видеосвязи, что дает возможность эффективно отрабатывать грамматические и лексические навыки, а также совершенствовать свое произношение. И хотя некоторые скептики утверждают, что качество связи при онлайн-диалогах оставляет желать лучшего, специалисты уверены, что успех здесь – это в буквальном смысле дело техники.

Для того чтобы начать онлайн-обучение, достаточно зайти на специализированный сайт и оставить там соответствующую заявку с указанием даты и времени, подходящих для проведения собеседования. Затем в оговоренные сроки с потенциальным учеником свяжется русскоговорящий методист, который не только более подробно расскажет о сути методики, образовательной программе и структуре урока, но и проведет тестирование, чтобы определить уровень знаний. И когда все формальности будут соблюдены, а оплата за обучение внесена, будущий полиглот получит по почте контакты преподавателя, учебные пособия и расписание занятий и в некоторых случаях приглашение в виртуальный дискуссионный клуб, в котором новички под руководством преподавателей получают возможность общаться друг с другом, оттачивая свои свежеприобретенные лингвистические знания и навыки.

(Виртуальный учитель // Приложение к газете «Новые известия». – 2011. – № 54. – С. 11).

Год итальянской культуры

В посольстве Италии дан официальный старт Году итальянской культуры и итальянского языка в России, который проходит вместе с перекрестным Годом российской культуры и русского языка в Италии.

Андрей Фурсенко накануне обсудил с коллегой госпожой М. Джелмини необходимость увеличения количества российских школ, где изучается язык Данте. Также рассматривалась возможность сдачи по нему ЕГЭ. Запланирован форум ректоров вузов, где преподается итальянский.

В Италии дан старт Фестивалю русского языка, который продлится весь год.

(Маслов, М. Россияне заговорят на языке Данте / Михаил Маслов // Учительская газета. – 2011. – 5 апреля. – С. 2)

Форум «Партнерство в образовании»

8-й Европейский форум «Партнерство в образовании» на три дня объединил учителей, директоров школ и экспертов в области образования из разных стран. В этом году в Москве под эгидой Мicrosoft собралось более трехсот участников из более чем сорока стран Европы. Победители этого этапа затем смогут принять участие в международном конкурсе, который состоится в Вашингтоне в рамках Глобального форума «Партнерство в образовании» осенью 2011 года. За годы своего существования инициатива Мicrosoft «Партнерство в образовании» дала возможность пройти обучение более 8 миллионам педагогов и охватила более 191 миллиона учеников из 114 стран.

О тенденциях развития ИКТ в мире и о месте России в этих тенденциях «Учительской газете» рассказала региональный руководитель программы Мicrosoft «Партнерство в образовании» в Западной Европе Кирстен Пантон.

– Кирстен, какое место в программе Мicrosoft «Партнерство в образовании» занимает Россия? Расскажите об основных направлениях.

– Программа прежде всего фокусируется на двух составляющих – инновационные школы и инновационные учителя. Еще четыре года назад, когда программа инновационных школ была пилотной, Россия в ней не участвовала. Три года назад, когда программа набрала обороты, в России была представлена московская школа, которая через год получила статус менторской школы, которая уже начала подтягивать других. И сегодня Россия очень активно принимает участие в обоих направлениях программы.

Что касается инновационных учителей, Россия очень активно занимается подготовкой преподавателей, в том числе и с точки зрения технических аспектов. Так, в России сегодня действует около трехсот ИТ Академий Мicrosoft, в которых учителя могут пройти такую подготовку. Почти 70000 российских преподавателей уже изучили по этим программам информационно-коммуникационные технологии, присутствуя на занятиях лично и через онлайн.

– В России есть какие-то достижения, которые вы можете отнести к вашей инициативе?

– Самые интересные результаты получились в рамках пилотного проекта ITL Research по изучению роли информационных технологий в образовании, проводимого при поддержке корпорации Мicrosoft в рамках глобальной инициативы «Партнерство в образовании», а также таких организаций, как ЮНЕСКО, Всемирный банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), некоммерческая организация ISTE. Концепция исследования была разработана Стенфордским исследовательским институтом. Полтора года назад проект был запущен в четырех странах: Финляндии, Индонезии, Сенегале и России, первые итоги были подведены осенью 2010 года. В рамки исследования попали разные образовательные учреждения: начиная от детских садов и заканчивая высшими школами. Подбор школ был достаточно хаотичным. В 24 школах были проведены наблюдения в классах: исследователи смотрели, какие задания предлагаются ученикам. Важно отметить, что педагог может считать, что он инновационно подходит к образованию, но исследование помогает понять, действительно ли это так. Необходимо увидеть, как это происходит в классе и как отражается в заданиях школьников. Фокус в исследовании был сделан на трех основных сферах: расширенное образование, персонализированное обучение школьников и использование ИКТ в процессе образования. На базовом уровне все четыре страны показали примерно одинаковый результат. Предварительный этап исследования ITL показал, что уровень ИКТ-грамотности российских учителей сопоставим, а в чем-то даже выше показателей в других странах, привлеченных к участию в проекте. Российские школьники получили более высокие результаты, чем школьники всех остальных стран.

(Муравьева, Е. Инновации как способ мышления / Елена Муравьева // Учительская газета. – 2011. – 5 апреля. – С. 22)

Краеведческие новости

Волгоградские студенты – осетинским

В областном центре финишировала благотворительная акция по оказанию гуманитарной помощи студентам Южной Осетии, инициированная Общественной палатой Волгоградской области. С 1 августа прошлого года по 1 апреля нынешнего года волгоградские студенты собирали для коллег из Юго-Осетинского государственного университета учебники по различным специальностям. На просьбу о помощи откликнулись студенты практически всех вузов города, представители Волгоградской региональной общественной организации осетин «Алания». В общей сложности участники акции собрали более 10 тысяч учебно-методических пособий по различным направлениям. 14 апреля машины с гуманитарной помощью отправились от здания Общественной палаты в г. Цхинвал.

(Волгоградские студенты – осетинским // Волгоградская правда. – 2011. – 13 апреля. – С. 2)

Школьник в гости к профессору

11–17 апреля в Волгоградском педагогическом университете прошла Школа молодого исследователя для детей. Для участия в проекте были приглашены 30 учеников гимназий, лицеев и школ города, которые уже проявили интерес к науке и выступали на научных конференциях. Им предоставили редкую возможность посетить лекции ведущих педагогов и профессоров университета, а также применить свои навыки и умения исследовательской деятельности на практике. Программа школы – серия просветительских лекций о том, как правильно проводить и оформлять научное исследование, мастер-классы, тренинги, игры.

Объединила все мероприятия одна общая цель: показать школьникам, что занятие наукой может быть увлекательным и интересным. В проекте участвовали ведущие профессора и преподаватели ВГПУ.

(Школьник в гости к профессору // Волгоградская правда. – 2011. – 13 апреля. – С. 2)

Школьники примерили военную форму защитников страны

В школах Кировского района Волгограда состоялись мероприятия в рамках проекта «Слава российского оружия». Сотрудники «Волгоградпатриотцентра» совместно с участниками военно-исторических клубов «Пехотинец», «Шатун» и «Ратник» провели встречу с учащимися школ № 56 и 59, а также лицея № 10.

Ребятам было наглядно показано и рассказано о форме одежды русских воинов X и XVII веков, времен Великой Отечественной войны, военнослужащих современных Вооруженных Сил России. Школьникам были также продемонстрированы макеты оружия разных эпох. Желающие даже имели возможность примерить форму и сфотографироваться.

(Школьники примерили военную форму защитников страны // Волгоградская правда. – 2011. – 8 апреля. – С. 2)

Волгоградский образовательный форум

Во Дворце Спорта прошел Волгоградский областной образовательный форум, поддержку в организации которого оказали Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области и выставочный центр «Царицынская ярмарка».

Было представлено множество образовательных учреждений нашего региона, каждое из которых презентовало свою экспозицию достижений, талантов учеников и педагогов.

В форуме приняли участие образовательные учреждения, начиная от дошкольных, заканчивая высшими. Присутствовали представители других регионов.

Все участники продемонстрировали оригинальное, творческое решение в организации работы выставочных экспозиций.

(Дорохова А. Образование как на ладони / Алена Дорохова // Ваше здоровье. – 2011. – 2 апреля. – С. 2).

Классные стипендии

Школьники, успевающие не только учиться на «отлично», но еще и петь, танцевать, заниматься во всевозможных кружках и секциях, будут получать в новом учебном году именные стипендии.

О новой форме поощрения самых лучших и активных школьников заявил губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Критерии отбора таких «передовиков» сейчас разрабатывают в областном Минобразовании. «Основополагающим, конечно же, будет успеваемость ученика, – рассказала начальник отдела министерства Наталья Бесчастнова. – И обязательно станут учитываться успехи ребенка в специализированных кружках, а также характеристики, данные ему преподавателями».

Бонус за «внеурочную» активность пообещали и педагогам. Организаторы кружков смогут получать прибавку к зарплате в размере не менее пяти тысяч рублей. Деньги на поощрение учеников и учителей уже предусмотрены в областном бюджете.

(Поволоцкая, И. Классные стипендии / Ирина Поволоцкая // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 13 апреля. – С. 14)

Изобретать можно и в школе

Десятиклассницы школы № 117 Полина Бырыкина и Дарья Кантерман стали номинантками Всероссийского конкурса «Поколение 21-го века».

Их разработке по использованию кератиносодержащих сорбентов для поверхностной очистки природных вод от нефтяных загрязнений сначала дали высокую оценку ученые Волгоградской сельхозакадемии, с которой сотрудничает школа. Потом идея стала победителем финала в Южном федеральном округе, а на всероссийском этапе смогла впечатлить и жюри, состоящее из светил точных наук ведущих вузов страны.

Девочки принимают самое активное участие в экологической работе, которую проводит в школе их учитель по биологии Юлия Михайловна Демьянова. И темы для изучения юные экологи 117-й школы выбирают практической направленности. Вот совсем недавно на региональном этапе конкурса имени Вернадского в секции прикладной экологии воспитанники Юлии Михайловны завоевали Гран-при за разработку методов биоиндикации токсических солей.

(Сидельникова, И. Изобретать можно и в школе / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 7 апреля. – С. 20)

Покорила Воробьевы горы

Ирина Халилова оканчивает школу № 78 и недавно со Всероссийской олимпиады «Ломоносов» в МГУ вернулась с победой. И теперь с полным правом без сдачи ЕГЭ является обладательницей 100 баллов на ЕГЭ по биологии.

Девушка призналась, что еще совсем недавно круг ее предпочтений был далеким от точных наук. Она принимала участие, и небезуспешно, в конкурсах сочинений, ездила в лагерную смену юных журналистов «Острое перо». Но в прошлом году стала учиться в профильном биологическом классе школы № 78, и ее ориентиры резко поменялись.

(Сидельникова, И. Покорила Воробьевы горы / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 7 апреля. – С. 20)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru