В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (март 2011)

4 апреля 201120:01

Новости образования

С 1 сентября стипендии вырастут на 9 процентов

Владимир Путин в Сочи встретился со студентами. Студенты жаловались в основном на  низкий размер стипендий.  Председатель студенческого профсоюза МПбГУ Дмитрий Богатуров негодовал: базовая ставка – 1100 рублей и несколько лет не индексировалась.

На это Владимир Путин ответил, что во многих странах вообще нет стипендий, а образование платное, но в России стипендии сохранятся. Нужно помогать рублем нуждающимся студентам и тем, кто хорошо учится, вне зависимости от благосостояния. Для этого студенческие общественные организации могли бы более активно участвовать в работе Минобрнауки – в коллегии, общественном совете и т. д., предложил премьер. И пообещал, что с 1 сентября стипендии будут повышены, и не на 6,5 %, как было заявлено ранее, а на 9 % .

(Латухина, К. С 1 сентября стипендии вырастут на 9 процентов / Кира Латухина // Российская газета. Неделя. – 2011. – 3-9 марта. – С. 3).

Умные деньги

Вопрос о студенческих стипендиях в последнее время не раз оказывался в центре внимания. Разброс мнений полярный: помощник президента Аркадий Дворкович предлагал их вообще отменить, а премьер Владимир Путин, наоборот, пообещал с 1 сентября повысить. Сколько же реально получают сегодня студенты?

Простая стипендия обычного студента бюджетного отделения – 1,5 тысячи рублей. Не бог весть что, конечно, но увеличить доход можно, добившись дополнительной стипендии от правительства региона. Так, например, в Москве такая «дотация» – 1600 рублей.

При правильном подходе поправить свое материальное положение студент может, устроившись в alma-mater на подработку. Многие вузы предлагают своим студентам за небольшие деньги поработать курьером. Старшекурсники дневного отделения вполне могут рассчитывать на то, что им предложат вести занятия у первокурсников или на заочном отделении. Если не дают вести занятия, можно «подвязаться» к какой-либо из кафедр, там всегда требуются руки: для помощи с документами, для поддержки сайта, для ответов на телефонные звонки.

Также к услугам студента – различные межвузовские олимпиады. В случае победы около 3,5 тысяч рублей в месяц вам обеспечено. Есть и различные благотворительные фонды, которые назначают собственные стипендии лучшим студентам того или иного вуза. Уже 17 лет в России талантливые студенты могут рассчитывать на президентскую стипендию (студентам – 2200 рублей, аспирантам – 4500 рублей).

Самая многочисленная армия, готовая платить умным студентам, – это работодатели. Сегодня все больше вузов заключают соглашения по подготовке студентов для той или иной компании. Студент подает заявку на конкурс на получение гранта от работодателя. Так, выиграв конкурс, можно получить до 10 тысяч в месяц.

А теперь подсчитаем, сколько может заработать студент, если по максимуму использует свой интеллектуальный потенциал? 1,5 тыс. рублей – обычной стипендии, 1,6 тыс. рублей – дотация правительства региона, 5 тыс. – подработка в вузе на кафедре, 3,5 тыс. – за победу в межвузовской олимпиаде, 2,2 тыс. – грант президента, 10 тыс. – грант от работодателя. Итого – 23 с лишним тысячи рублей в месяц. А вот это уже повод задуматься.

(Агранович, М. Умные деньги / Мария Агранович // Российская газета. Неделя. – 2011. – 3-9 марта. – С. 5).

Законопроект «Об образовании в РФ»

Круглый стол, посвященный законопроекту «Об образовании в РФ» и проекту государственного образовательного стандарта, прошел в Думе. Мероприятие собрало депутатов нижней палаты, руководителей образовательных учреждений, ректоров вузов, представителей научного и преподавательского сообществ.

Заместитель председателя Комитета ГД по образованию В. Шудегов высказал мнение о том, что реформы в образовании нужны, но проводятся они неправильно. «Мы создаем новые структуры, переходим на двухуровневую систему, вводим ЕГЭ, а образование становится все хуже и хуже», – констатировал депутат. В частности, по его мнению, необходимо повысить стипендии студентам хотя бы до половины прожиточного минимума.

Вице-президент Ассоциации негосударственных вузов С. Агеев, касаясь проекта нового закона об образовании, высказал мнение, что он носит чиновничье-бюрократический характер. «Во главу угла нужно ставить защищенность педагогов, студентов, а ставят какие-то бюрократические процедуры, регламенты, нормативы, контроль, значительная часть закона посвящена аккредитации, лицензированию», – заявил он.

(Галкина, Д. Неправильно реформируемся / Дарья Галкина // Поиск. – 2011. – 4 марта. – С. 2).

Город школьных контрастов

Состояние и перспективы столичного образования исследовала рабочая группа под руководством ректора Высшей школы экономики (НИУ) Ярослава Кузьминова. Основные выводы: Москва – город неравных и неиспользованных возможностей, культурное расслоение московских семей все заметнее, хорошую школу для ребенка нельзя выбирать по внешним признакам. И главное – Москва не предоставляет школьникам равного доступа к качественному образованию.

Это означает, что качественные школы распределены по территории города неравномерно и скопление в одном районе города снижает их доступность для школьников из других районов. Неснятые транспортные проблемы мегаполиса вынуждают родителей искать для своих детей школу так называемой шаговой доступности. Но и среди школ одного района разница в качестве образования порой слишком заметна. Например, подавляющее большинство хорошо сдавших ЕГЭ по математике среди учащихся Центрального административного округа учатся в 10–15 школах. В 13 % же школ этого же района более 40 % учащихся имеют неудовлетворительный уровень подготовки.

Авторы доклада считают, что возможности выбора качественных образовательных услуг ограничены еще и уровнем доходов родителей. Реальный выбор школы фактически возможен для того ребенка, доходы родителей которого превышают 20 тыс. руб. При этом, напоминают исследователи, Москва – регион-лидер по объему расходов на образование. Из бюджета города на эти возвышенные цели направляется около 15 % средств (по данным 2009 года, это 180,4 млрд. руб.).

Как считают исследователи, огромная разница в качестве образования характерна не только для школ, но и для вузов. В столице работает 264 вуза, из них 109 – государственные. В московских университетах, институтах, академиях учится более миллиона студентов, из них более 800 тыс. – на очных отделениях. Казалось бы, это огромный ресурс. Но московское высшее образование слабо связано с экономикой города. Все упирается в карьерные ориентации молодежи. В ситуации, когда две трети московских вузов не дают достаточных профессиональных знаний, московские школьники в массовом порядке желают учиться только в вузах. И не видят себя на рабочих специальностях. Поле же предпочтительного для них трудоустройства c каждым годом только сужается.

Такова мгновенная картинка школьного и вузовского образования Москвы.

(Юдина, И. Город школьных контрастов / Ирина Юдина // Независимая газета. – 2011. – 1 марта. – С. 8).

Каспийский инновационный форум

В Астраханском государственном техническом университете начата подготовка к третьему Каспийскому инновационному форуму, который состоится 20–22 апреля.

Участвующие в нем инноваторы из российских регионов и прикаспийских государств получают возможность обменяться опытом, найти партнеров для реализации совместных проектов. Молодым изобретателям форум дает возможность познакомиться с бизнес-ангелами – частными инвесторами, готовыми вложить средства в инновационные проекты на самой ранней стадии их разработки или коммерциализации.

На прошлогоднем слете инноваторов было подписано соглашение между АГТУ и ООО «БИТ», дающее вузу статус организатора конкурса «Бизнес инновационных технологий – Юг» (БИТ-Юг).

(Елисеева, М.  К морю! / Марина Елисеева // Поиск. – 2011. – 4 марта. – С. 2).

Школа кадров

Один из стимулов повышения или подтверждения квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим сегодня перед школой – аттестация педагогических кадров. Однако здесь мы сейчас наблюдаем множество проблем. Нет разнообразия форм, но есть низкое качество образовательных программ: лекционные и практические занятия не системны, не всегда логически связаны между собой, большая часть методической литературы и ее технологического сопровождения устарела.

Не учитываются индивидуальные потребности педагогов, не мотивируется их культурный и творческий рост. Не предоставляется возможность апробации новейших образовательных технологий (достаточно сложных) в реальных условиях и, как следствие, не формируется нужная компетентность. Мы говорим о том, что не должно быть никаких препятствий для профессионального роста учителей, в первую очередь для молодых преподавателей.

В настоящее время также трудно переоценить значимость современных информационных технологий в образовании. Например, в январе-феврале 2011 года во многих регионах России были отменены занятия в школах из-за эпидемии гриппа. Применение в этих условиях, например дистанционных технологий, позволило бы сохранить непрерывность учебного процесса. Огромную важность информационные образовательные технологии представляют при обучении инвалидов, а также одаренных детей, нуждающихся в индивидуальном подходе.

(Глебова, Л. Школа кадров / Любовь Глебова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 21 марта. – С. 11).

Мини-университеты

На одном из последних заседаний Президиума Дальневосточного отделения РАН общественности представили первую из создаваемых в Дальневосточном федеральном университете научных школ – НШ  естественных наук.

Развитие НШ – один из приоритетов ДВФУ. Это закреплено и в «Программе развития» вуза на 2010–2019 годы, одобренной недавним распоряжением Правительства РФ. Решено, что в составе вуза будет создано девять школ. Некоторые из них возглавят видные ученые Дальневосточного отделения РАН.

О создании другой НШ ректор университета заявил на недавней встрече с генеральным консулом КНР в Хабаровске Сунь Лицзе. Среди приоритетных сфер для ДВФУ – востоковедение, оно станет одним из направлений в работе школы региональных и международных исследований. С другими школами в ДВФУ определятся в ближайшее время.

(Семенов, С. Мини-университеты / Сергей Семенов // Поиск. – 2011. – 4 марта. – С. 2).

Жить не по учебнику

На Украине грядет революция в сфере школьного образования: власть собирается заменить привычные учебники нетбуками и обеспечить всю страну самыми современными интернет-технологиями. Но радуются обещанным новшествам только дети и чиновники. Многие родители и учителя воспринимают идею в штыки.

Только к лету правительственные структуры на основе конкурса выберут коммерческую структуру, которой посчастливится обеспечить все 4,3 млн. украинских школьников нетбуками – миниатюрными переносными компьютерами, позволяющими легко подключиться к мобильному Интернету. Государству в итоге удастся сэкономить до 5 млн. долларов на печати учебников, зато расходы родителей возрастут.

Куратор всего проекта «Открытый мир», председатель Госагентства по управлению национальными проектами Владислав Каськив, признал, что только отличники и сироты могут рассчитывать на бесплатный электронный «суперучебник». Всем остальным придется выложить за устройство примерно по 2 тыс. гривен (до 250 долларов.). Рассматривается также возможность выдать желающим нетбуки в рассрочку, без взимания процентов.

Государство же направит свои усилия как на создание специализированных интернет-ресурсов, об абонентской плате за доступ к которым еще ведутся споры, так и на обеспечение абсолютно всей территории доступом к Интернету по технологии 4G-связи. Представители же работающих в Украине операторов мобильной связи вместо бурной радости по поводу перспектив развития выражают осторожные опасения.

Чиновников сложности не страшат. Планируется, что уже с нового учебного года проект начнет работать в тестовом режиме в отдельных школах. Учителя в Киеве уже слышали о новом веянии. И не торопятся радоваться: говорят, от бесконечных экспериментов уровень образованности школьников только снижается. Преподаватели опасаются, что после введения очередных новшеств не смогут контролировать ситуацию в классе, ведь кто чем занимается, глядя в экран нетбука, – не видно из-за учительского стола.

Кстати, сама конструкция нетбука, предполагающая маленький экран и клавиатуру, вызывает недовольство взрослых, которые уверены, что многочасовое обучение с помощью такого устройства плохо скажется на здоровье школьников. Впрочем, чиновники уверяют, что в итоге выберут подходящую модель, которая будет соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям.

(Ивженко, Т. Г. Жить не по учебнику / Татьяна Григорьевна Ивженко // Независимая газета. – 2011. – 14 марта. – С. 12).

Открытие медицинского центра

Белгородский госуниверситет в нынешнем году планирует открыть собственный медицинский центр. Новая клиника, которая обойдется университету в 900 млн. рублей, будет включать в себя стоматологический кластер, отделение клинических и доклинических исследований, а также центры микрохирургии и генной инженерии человека.

По словам ректора Белгородского госуниверситета Леонида Дятченко, вуз готов собрать у себя лучшие медицинские кадры и новейшие разработки. «Во всем мире клиники самого высшего класса находятся при университетах, – сказал он. – Только здесь можно обеспечить комплексный подход, интегрировав науку, образование и повышение квалификации».

(Сергеев, П. Здоровее будут / Сергеев Петр // Поиск. – 2011. – 4 марта. – С. 2).

По новым стандартам в начальной школе будет 10 часов дополнительных занятий

Новые стандарты для начальной школы, по которым станут работать все учебные заведения с 1 сентября 2011 года, предусматривают 10 дополнительных часов в неделю на внеурочную деятельность. Примерно 30 процентов «внеурочки» должно отводиться на художественное и творческое развитие, еще столько же – на физкультуру и активный отдых. Остальное время – на индивидуальные развивающие проекты учеников. Готовы к этому пока не все школы.

Новые стандарты обязывают также очень активно использовать для обучения компьютеры. Но этого мало. Еще нужны оборудованные рабочие места в классах, зарядные устройства, принтеры, картриджи, должна быть возможность сервисного обслуживания техники. Тут есть трудности. Еще момент, физиологи и санитарные врачи призывают проводить у монитора не больше 10 минут в день, а не час, как требуют стандарты для начальной школы. «И как тут быть?» – недоумевают педагоги.

Есть сложности и с оплатой внеурочки. Во многих школах учителя за внеклассную работу получают копейки. И пока не ясно, как рассчитать базовую ставку, какие поправочные коэффициенты вводить? Что ожидает педагогов иностранного языка, сохранятся ли у них льготы? И главное, не все программы вписываются в логику новых стандартов. Так какие же программы соответствуют новым требованиям? Ответы на эти вопросы учителям хотелось бы получить до 1 сентября.

(Ивойлова, И. Музыку заказывали? / Ирина Ивойлова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 15 марта. – С. 14).

Студент работает, учеба идет

В Высшей школе экономики (НИУ) прошел интересный семинар. Основные докладчики, они же – члены экспертной группы «Рынок труда, профобразование и миграция» – ректор ВШЭ (НИУ) Ярослав Кузьминов и ректор московской школы управления «Сколково» Андрей Волков – заострили внимание аудитории на «качестве человеческого капитала, зависимого от образования».

Одна из незадач российского образования выглядит, по мнению Ярослава Кузьминова, так. Мы имеем самое короткое в мире школьное образование. Кроме того, в школе не учат социальным наукам. Почти нет профориентационной работы в старших классах, поэтому выбирают абитуриенты не профессию, а вуз. Все, чему недоучили в школе, ложится бременем на первые годы обучения в высших школах. Далее студенты мало учатся, потому что им некогда. Согласно статистике, уже со второго курса они выходят на работу. Вывод: если студенты работают более 20 часов в неделю, занятия в институте для них уже бессмысленны.

Объясняется обычно сия рабочая занятость высокой платой за обучение или недостаточностью средств для проживания.

Исследования Высшей школы экономики о приоритетах молодежи показывают, что в силу своих физиологических способностей вчерашние студенты выбирают в основном себе ту работу, на которой в полной мере смогут проявиться их коммуникативные способности. Выбирают сектор услуг.

Итак, в сухом остатке: короткая школа, имитация учебы в вузе, имитация профобразования, сфера услуг съедает выпускников вузов. Через несколько лет выпускник забывает об основной своей профессии.

В России распространено предубеждение, что дополнительное профобразование – это не образование. Потому что – не главное (не основное), а значит – никакое. Тогда как в развитых странах люди от 30 до 60 лет вкладывают средства в свое новое образование и охотнее идут на смену своих жизненных траекторий. У нас же на второе высшее образование идут фактически сразу после приобретения первого. А после 35 лет интерес к образованию у населения падает. И зря.

(Савицкая, Н. Студент работает, учеба идет / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2011. – 15 марта. – С. 8).

Конкурс «Молодежь и наука»

В Ярославском госуниверситете прошел конкурс «Молодежь и наука». В нем могли принять участие все молодые ученые вуза, в том числе сотрудники (до 30 лет), студенты и аспиранты независимо от формы обучения. Участники выступали с докладами и презентациями перед комиссией, в которую вошли около десятка докторов и кандидатов наук, работающих в ЯрГу.

В нынешнем году конкурс, с помощью которого в вузе выявляются склонные к научной работе молодые люди, проводился по следующим направлениям: информационные технологии; производственные технологии; новые материалы и химические продукты; живые системы; транспорт; топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование; общественные и социально-гуманитарные науки. Победителями стали авторы 10 инновационных проектов. Все они получат гранты в размере 15 тысяч рублей. Кроме того, конкурсная комиссия рекомендовала семь молодежных инновационных проектов к участию во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи.

(Горячев, Н. Склонны к познанию / Николай Горячев // Поиск. – 2011. – 4 марта. – С. 2).

Школьники забросили учебники

Легче учиться в буквальном смысле стало десятиклассникам лицея имени Лобачевского при Казанском федеральном университете. Вместо тяжелых учебников с недавних пор ребята носят на занятия компактные устройства – покетбуки.

Эти небольшие планшеты с дисплеем и несколькими кнопками вмещают в себя огромную образовательную базу. Помимо всех необходимых учебников сюда входит обширная библиотека, включающая русскую и зарубежную классику и несколько словарей иностранных языков. Также на покетбуках можно просматривать фотографии и картинки, слушать музыку, да, собственно, и книги. Специальная программа позволяет воспроизводить тексты в аудиоформате. Есть здесь и такие приятные мелочи, как органайзер и часы.

Пока счастливыми обладателями электронных устройств стали тридцать учеников 10 класса «М», а также двенадцать педагогов. Все они получили их бесплатно в рамках пилотного проекта, который запустили в лицее.

Цель эксперимента проста – опробовать покетбуки в деле и показать, что они не только удобней, но и экономичней обычных учебников.

(Корякин, О. Школьники забросили учебники / Олег Корякин // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 1 марта. – С. 6).

Об итогах приема в вузы

На заседании коллегии Минобрнауки РФ вновь был рассмотрен вопрос об итогах приема в вузы в 2010 году – на этот раз в сопоставлении с результатами первой сессии вчерашних абитуриентов. Анализ данных, представленных 336 подведомственными министерству вузами, позволил увидеть определенные тенденции и взаимосвязи, сообщила директор Департамента профессионального образования Минобрнауки РФ Татьяна Давыденко. В частности, выявлена четкая зависимость между средним баллом ЕГЭ студентов, поступивших на определенное направление, и результатами зимней сессии. Так, например, наивысший балл ЕГЭ отмечен у поступивших на направления и специальности укрупненной группы специальностей и направлений «Здравоохранение», «Гуманитарные науки», «Информационная безопасность», «Экономика и управление». Первую сессию эти же студенты сдали со средними баллами на уровне 3,86–4,15. Наименьший балл ЕГЭ – у поступивших на направления и специальности «Морская техника», «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов», «Металлургия, машиностроение и материалообработка». Сессия этими студентами сдана с баллами на уровне 3,11–3,44.

Чем выше балл ЕГЭ, тем лучше результаты сессии и у абитуриентов, поступавших на льготных основаниях и в рамках целевого приема. Однако в целом практически у всех льготников средний балл ЕГЭ был ниже, чем у рядовых абитуриентов. Исключение составили те, кто на льготных условиях поступал на направления и специальности УГСН «Оружие и системы вооружения» и «Морская техника». В министерстве этот факт объясняют особыми целевыми установками данной части абитуриентов.

Выявлено, что абитуриенты, поступающие вне общего конкурса и пользующиеся льготами по основаниям, не связанным с учебными достижениями (в том числе на основе целевого набора), в среднем имеют более низкий балл ЕГЭ. То есть они более слабо подготовлены к обучению в вузе по сравнению с теми, кто вынужден участвовать в конкурсном отборе на общих основаниях, что сказывается на их учебных успехах. Итоги первой сессии в этом смысле показательны, считают в министерстве.

Для решения проблемы несоответствия уровня довузовской подготовки абитуриентов, поступающих на льготных основаниях (кроме победителей и призеров олимпиад), требованиям, предъявляемым к студентам вуза, чиновники предлагают ввести ряд мер, направленных на адаптацию таких абитуриентов к условиям вузовского обучения и не нарушающих их прав. Например, подготовительные курсы для старшеклассников при вузах по соответствующим предметам ЕГЭ, адаптивные тренинги и курсы по подготовке к обучению в новых условиях. Тогда такие абитуриенты смогут на равных участвовать в общем конкурсе на поступление. Условия приема в вузы станут более прозрачными и понятными. Это позволит сделать уровень подготовленности абитуриентов главным условием поступления в высшее учебное заведение.

(Уроки сессии // Поиск. – 2011. – 4 марта. – С. 4).

Собранные сетью

22 марта в Москве открылся Европейский образовательный Форум инновационных учителей. Это крупнейшее ежегодное мероприятие, проводимое при поддержке компании Microsoft. Цель у Форума, прямо скажем, грандиозная: сформировать всемирное образовательное сообщество, в котором педагоги смогут общаться, обмениваться опытом и совершенствовать знания и навыки в области информационно-коммуникационных технологий. Одно из главных европейских событий года в образовательной среде каждый год проходит в разных странах. В этом году впервые местом встречи выбрана Россия.

На три дня в столицу России приехало свыше 300 участников – учителей, директоров школ, экспертов в сфере образования и государственных деятелей из 40 стран Европы. Участники обменивались опытом и идеями, как с помощью современных технологий сделать процесс обучения более эффективным.

Кстати, в России инновационные педагоги объединились в сеть: в интернет-пространстве они обсуждают самые актуальные вопросы образования. Не раз лучшие педагоги России участвовали в Форуме и привозили призовые места с традиционного для форума конкурса. Например, с прошлой встречи, которая проходила в Берлине, четверо российских учителей привезли призы и дипломы. В этот раз инновационные педагоги со всей Европы представят свои креативные проекты, демонстрирующие возможности использования информационных технологий в обучении.

(Григорьева, М. Собранные сетью / Мария Григорьева // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 15  марта. – С. 14).

Лекция «Великобритания и Россия: партнеры в образовании»

Встреча с министром Великобритании Дэвидом Виллеттсом прошла в МГТУ имени Баумана.

Лекция господина Виллеттса «Великобритания и Россия: партнеры в образовании» была короткой, но насыщенной. На ней присутствовали также посол Великобритании в России, директор космического агентства и прочие высокие лица. Господин Виллеттс сообщил о важной новости – 21 февраля они с российским коллегой Андреем Фурсенко подписали Совместное заявление о сотрудничестве в области образования, науки и инноваций, которое предусматривает в качестве приоритетных направлений ядерную физику и физику элементарных частиц, космические и биомедицинские технологии, энергоэффективность, нанотехнологии, исследования климата и Арктики. Вступит в действие и грантовая программа, в рамках которой студенты и молодые ученые смогут целенаправленно проводить совместные исследования.

На злободневный вопрос, как быть студентам в Англии, где повысили плату за обучение в вузах, господин Виллеттс ответил, что правительство нашло выход из ситуации в ссужении студентам денег в долг на все время учебы. Расплачиваться они будут уже после того, как поступят на высокооплачиваемую работу.

(Ефлаева, Т. Оксфорд и Коровий брод – что между ними общего? / Татьяна Ефлаева // Учительская газета. – 2011. – 1 марта. – С. 2).

Прощай, оружие

В конце марта Госдума рассмотрит два законопроекта о поддержке системы художественного образования в России. Эти законопроекты касаются детских школ искусств, творческих колледжей и училищ.

Предлагается закрепить за школами искусств статус учебных заведений с предпрофессиональными программами подготовки, а регионам будет разрешено напрямую поддерживать их, в том числе с помощью субвенций из местного бюджета. Колледжам и училищам разрешат работать по программам, которые одновременно дают профессию и среднее образование, что будет отражено в законе. Набирать в колледжи и училища будут по-прежнему по способностям, но теперь эта норма тоже отдельно оговорена в проекте закона.

Кроме того, депутаты рассмотрели в первом чтении проект закона об ассистентуре-стажировке для выпускников творческих вузов. По сути ассистентура и стажировка приравниваются к аспирантуре в обычных вузах, и если законопроект будет принят, то звание, допустим, лауреата для музыканта или танцора будет так же значимо, как степень кандидата наук. Сейчас, к сожалению, при аттестации вуза, определении оклада творческие заслуги преподавателей практически не учитываются. Значение имеют ученые степени, опубликованные работы, а не творческие награды, звания и призы. Законопроект устраняет несправедливость.

Депутаты Госдумы готовы даже рассмотреть законопроект, который давал бы студентам творческих учебных заведений – музыкантам и артистам балета – право на отсрочку от армии.

(Лихачева, Н. Прощай, оружие / Наталья Лихачева // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 15  марта. – С. 14).

О непрерывном образовании

На заседании коллегии Минобрнауки России обсуждалась система непрерывного образования.

«Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Поэтому уже в школьном возрасте нужно сформировать у ребенка привычку постоянно учиться», – подчеркнул министр Андрей Фурсенко.

В подтверждение этих слов директор Департамента профессионального образования Татьяна Давыденко привела следующие цифры: по экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80 % используемых сегодня технологий устареет, а 80 % работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. «Объем информации постоянно увеличивается, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда», –  отметила Давыденко.

(Ветров, И. Учиться, учиться и учиться… / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 1 марта. – С. 2).

Новая модель дневника учащихся

Департамент образования Москвы начал прием заявок государственных школ на участие в разработке новой модели дневника учащегося. Столичные педагоги должны придумать систему, которая будет отражать индивидуальный прогресс детей и повышать учебную мотивацию. Школам, чьи предложения выберет департамент, на реализацию новаторских идей будут выделены деньги – до 1 млн. рублей.

Учителя полагают, что изменить модель дневника следует, поскольку вся школьная жизнь ребенка не сводится только к получению отметок. Нужно отражать общественную, театральную, спортивную нагрузку. «Такая система могла бы показать все способности ребенка комплексно. Сегодняшний дневник не освещает деятельность ребенка всесторонне», – говорит директор Государственной столичной гимназии Виктор Фертман.

(Морозова, М. Чиновники выставят оценки школьным учителям / Мария Морозова // Приложение к газете «Новые известия». – 2011. – 4 марта. – С. 3).

Перераспределение религиозной нагрузки

На заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России было решено продлить курс «Основы религиозных культур и светской этики». Теперь историю религий дети будут изучать на протяжении двух полугодий, это, по мнению РПЦ, поспособствует «укреплению межнационального и межрелигиозного мира в обществе». Эксперты инициативу преподавания школьникам данного предмета поддерживают, но выражают свои опасения в связи с той ролью, которую играет в этом вопросе Русская православная церковь.

В Минобрнауки пояснили, что количество часов, отведенных на «Основы религиозных культур и светской этики», не увеличится. Раньше на них выделялось два часа в неделю, но по желанию регионов, в которых введен данный предмет, им предоставлена возможность по-другому распределить нагрузку на школьников. В зависимости от решения региона курс теперь может длиться не полгода, а год, но занятия будут проходить только раз в неделю.

Своим взглядом на эксперимент поделился президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков: «Я был одним из научных рецензентов учебников, по которым дети сейчас изучают основы религии, и, конечно, поддерживаю внедрение подобных предметов. Но есть здесь и свои нюансы. Преподавать, например, нужно основы как минимум четырех религий, а не только христианской. Не очень рационально и то, что предмет дают в младших классах: ребенок в таком возрасте не может адекватно воспринимать подобную информацию». Также Комков выразил сожаление по поводу жесткой позиции Русской православной церкви по этому вопросу: «Религиозные взгляды не должны навязываться никем. РПЦ слишком резко выражает свою позицию, чем вызывает недовольство как ученых, которые раньше поддерживали этот проект, так и граждан, чьи дети ходят в школу».

(Арташева, А. Школы примут на веру / Алена Арташева // Новые известия. – 2011. – 3 марта. – С. 5).

Об индивидуальных моделях обучения

Власти Москвы планируют повысить требования к работе городских школ. Согласно проекту программы развития системы образования, в столице в 2012–2016 годах дети будут обучаться по индивидуальным моделям и изучать «креативные предметы». Работать с ними должны молодые квалифицированные учителя, которых власти намерены привлекать специпотекой и соцгарантиями.

Ориентироваться власти будут на удовлетворение потребностей семьи и экономики города, поскольку сегодня малая часть москвичей довольна качеством образования, а на рынке труда много гуманитариев и не хватает технарей. Согласно проекту, город выдвинет повышенные требования к результатам, процессам и условиям работы образовательных учреждений. Принимать собственный стандарт качества образования Москва может в рамках действующих законов. Депутат Госдумы Валентина Иванова отмечает, что федеральные законы вводят сам уровень образования, который оценивается результатами ЕГЭ. «Здесь же мы говорим об оценке качества обучения. Это очень важная тема, если Москва сможет реализовать проект успешно, то его можно будет распространить на другие субъекты  РФ», – говорит депутат.

Как работать с «инновационными поколением», будут думать педагоги. В планах властей – привлечь в сферу образования высококвалифицированных специалистов. В качестве механизмов поддержки выступят ипотека, «культурный пакет», страхование и ряд других соцгарантий. По уровню зарплаты учителя должны будут войти в средний класс.

(Морозова, М. Средства от безграмотности / Мария Морозова // Новые известия. – 2011. – 1 марта. – С. 5).

Закон «Об образовании» обсудят на педсоветах

Выступивший на коллегии вице-премьер Сергей Иванов напомнил, что с 1 июня 2011 года зарплата бюджетников, включая преподавателей, увеличится на 6,5 %. Однако, он считает это недостаточным: средняя зарплата в учреждениях общего образования существенно ниже, чем в целом по экономике, – 13 564 руб. против 22 684 руб. Иванов поручил министру взять ситуацию под личный контроль и обеспечить постоянный мониторинг уровня заработной платы педагогов, «при необходимости взаимодействуя напрямую с главами регионов».

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко пообещал, что нашумевший проект стандарта для старшей школы не примут, пока не будет достигнуто согласие по его ключевым положениям. «Благодаря конструктивным предложениям уже сейчас стандарт улучшился», – заявил он. «У нас нет желания протащить стандарты любой ценой, – пояснил свою позицию министр. – Но образование должно меняться, должно смотреть вперед». Он убежден, что в новые стандарты нужно «закладывать модель экономики и общества будущего». То же самое относится и к закону «Об образовании». «К лету мы планируем представить к обсуждению обновленную, уже третью версию законопроекта», – сообщил Фурсенко, пояснив, что сначала он будет обсуждаться на так называемых августовских педсоветах. Министр надеется, что «общими усилиями удастся сделать действительно качественный документ».

(Леонидов, А. Закон «Об образовании» обсудят на педсоветах / Андрей Леонидов // Известия. – 2011. – 21 марта. – С. 3).

Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Опубликованы зарегистрированные Минюстом новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиНы) для общеобразовательных учреждений. Они начнут действовать с 1 сентября нынешнего года.

Согласно СанПиНам, через школьную территорию не должны проходить магистральные инженерные коммуникации. Здания новых школ следует размещать внутри жилых микрорайонов. При проектировании и строительстве школ рекомендуется предусмотреть их пешеходную доступность. С учетом климата в городе она составляет не более 0,4–0,5 км, в сельской местности – от 1,5 до 4 км, в зависимости от возраста учеников. Если расстояние до школы превышает норматив, на селе необходимо выделить транспорт, предназначенный для перевозки детей, причем время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.

Новые СанПиНы не допускают использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, лаборатории, мастерские, медкабинеты, спортивные и актовые залы. Вместимость школ должна быть рассчитана только на одну смену. Учебные помещения для первоклассников рекомендуется размещать не выше 2-го этажа, для учеников 2–4-х классов – не выше 3-го этажа. В сельских школах с малой наполняемостью классов допускается использование учебных кабинетов по двум и более дисциплинам. Высота помещений должна быть не менее 3,6 м. Парты в классах расставляются по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Ребят же, часто болеющих ОРЗ и ангинами, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Паровое отопление, переносные обогревательные приборы и обогреватели с инфракрасным излучением запрещены. Школьные здания должны быть оборудованы централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками. Если в населенном пункте нет централизованного водоснабжения, необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в пищеблок, медкабинеты, туалеты, помещения интерната и дошкольного образования, а также организовать подогрев воды с помощью специальных систем. Оптимальный возраст начала школьного обучения – 6,5–7 лет. Наполняемость классов не должна превышать 25 человек, за исключением классов компенсирующего обучения. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Нулевые уроки запрещены. В школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В школах, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену. А вот трехсменка не допускается.

(Школам запретили обогреваться // Известия. – 2011. – 17 марта. – С. 11).

Курс на индивидуализацию обучения

В рамках инициативы «Наша новая школа» заявлен курс на индивидуализацию обучения.

Это фактически означает переход от старой классно-урочной системы обучения к новой, «зачетно-модульной». Сегодня выделяется несколько основных направлений в этой области и в области развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в системе образования в целом.

Первое – поддержка исследований по разработке новых моделей обучения школьников. Индивидуальный подход подразумевает наличие более одной единой для всех траектории работы в классе. Стандартный класс – около 20 человек. 20 индивидуальных траекторий развития. ИКТ – выход, который позволит повысить эффективность использования одного часа учителя так, чтобы каждый школьник получил максимальный объем знаний.

Сейчас ведется очень большая работа на уровне государства по разработке стратегических направлений «Нашей новой школы». Технологии в этом случае играют хоть и обеспечивающую, но серьезную роль. Именно поэтому Мicrosoft старается всячески повысить эффективность использования ИКТ для реализации задач, поставленных президентом страны. Сейчас информация на разных уровнях управления образованием частично разрознена. Первичная информация от каждой школы должна быть доступна в единой системе всем уровням управления вплоть до федерального министра образования и науки. Речь идет о специальной ИТ-системе, которая позволит автоматизировать процессы для управленцев. В школе сегодня происходит множество изменений: переход на нормативно-подушевое финансирование, новая система оплаты труда. Все они должны собираться воедино и обрабатываться. Информсистема выводит эти данные на уровень аналитики. Малейшая динамика выделяется цветом, вплоть до успеваемости конкретного ученика в конкретной школе. Вероятность человеческой ошибки будет ниже, потому что система позволит в любой момент вернуться к данным и что-то поправить. На данный момент система апробируется в нескольких регионах страны. Так, успешно прошло «пилотирование» в Ивановской области. И сегодня можно говорить практически о стопроцентной готовности этой системы для органов управления образованием.

(Баландин, И. Урок в квадрате / Игорь Баландин // Российская газета. Федеральный выпуск. – 2011. – 21 марта. – С. 11).

Краеведческие новости

Самая популярная студентка Волгограда

28 февраля в ДК Профсоюзов состоялось награждение победителей городского конкурса «Лучший студент города-героя Волгограда – 2010», организованного комитетом по делам молодежи администрации Волгограда совместно с городским молодежным центром «Лидер», молодежной инновационной комиссией и молодежным советом.

Конкурс проходил по четырем номинациям: «Научно-исследовательская деятельность», «Общественная деятельность», «Творчество», «Самый популярный студент». Финалистов выбирали путем оценивания анкет, в которых были указаны достижения участников в различных сферах. На последнем этапе конкурса финалисты демонстрировали свои научные разработки, таланты в творческой деятельности, презентации об осуществляемой и планируемой общественной деятельности. По итогам конкурса все финалисты были награждены сертификатами за участие. В номинации «Самый популярный студент» лидировала Ксения Ващенко. Приз за победу – путевка в Сочи.

(Самая популярная студентка Волгограда // За медицинские кадры. – 2011. – № 3. – 7 марта. – С. 1).

День неограниченных возможностей

В волгоградском лицее № 8 «Олимпия» прошел День неограниченных возможностей, посвященный официальному открытию Центра дистанционного образования (ЦДО) детей-инвалидов. Он был организован в лицее в рамках федеральной программы «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», создающей особые условия для детей, имеющих специальные образовательные потребности.

За год работы центра первые образовательные азы там постигли сразу 53 ребенка с ограниченными возможностями, проживающие на территории Волгограда и Волгоградской области. Об успехах учащихся ЦДО говорят многочисленные призовые места, занятые их воспитанниками на олимпиадах, городских, региональных, общероссийских и международных конкурсах.

(День неограниченных возможностей // Волгоградская правда. – 2011. – 2 марта. – С. 2).

Моя земля – мои знания!

Под эгидой администрации Волгограда прошла городская викторина «Я – волгоградец».

В финале конкурса приняли участие 26 школьников, показавших наилучшие знания в краеведении по итогам двух отборочных туров.

В ходе полуфинала ребята за 90 минут должны были ответить на 55 вопросов по истории, культуре и природе родного края в рамках общей темы викторины «Люди Царицына – Сталинграда – Волгограда».

Финал городской викторины проходил по трем возрастным группам: 5–6-е классы, 7–8-е классы и 9 классы – в форме интерактивной игры. Участники отвечали на вопросы по всем направлениям школьного краеведения.

(Моя земля – мои знания! // Волгоградская правда. – 2011. – 4 марта. – С. 4).

В Волгограде определят лучший школьный музей

10 марта в школе № 83 начался конкурс активов музеев и музейных комнат МОУ Волгограда «Помнит сердце, не забудет никогда». Всего в Волгограде насчитывается 90 паспортизированных музеев, музейных комнат, уголков и залов в школах, гимназиях, лицеях, детских садах и учреждениях дополнительного образования.

Участники конкурса будут соревноваться в двух номинациях: музейный комплекс общеобразовательного учреждения и музейный комплекс дошкольного образовательного учреждения. В мероприятии принимают участие сборные активов музеев, музейных комнат и уголков общеобразовательных и дошкольных муниципальных образовательных учреждений города – 15 команд из всех районов Волгограда.

(В Волгограде определят лучший школьный музей // Волгоградская правда. – 2011. – 11 марта. – С. 2).

Открытие года Испании

В Волгоградском государственном университете состоялось официальное открытие года Испании. В мероприятии приняли участие представители департамента зарубежных, региональных и внешнеэкономических связей администрации Волгограда. Как было отмечено, этот культурный проект ВолГУ – свидетельство взаимной симпатии и уважения народов России и Испании, еще одна возможность расширить солидный опыт российско-испанского сотрудничества. Программа проекта обширна и рассчитана на целый год. Так, уже в марте состоялся конкурс испанской песни и поэзии и праздник испанской национальной кухни. В апреле среди студентов ВолГУ пройдут конкурсы фотографий, рисунков «Романтическая Испания» и презентаций (клипов, фильмов) «Дорогами Испании». На май запланировано проведение конкурса тематических календарей «Образы Испании». Также в мае будут названы лучшие исследовательские работы студентов и аспирантов университета на тему: «Естественные и гуманитарные науки в Испании: история, современность и перспективы развития».

В сентябре университет намерен провести испанский фестиваль «Томатина». В октябре и ноябре пройдут научно-практическая конференция «Средиземноморье» и викторина «Знаете ли вы Испанию?». Церемония закрытия Года Испании в ВолГУ, подведение итогов конкурсов и награждение победителей намечены на декабрь.

(Макарова, Е. Студенческий год Испании / Елена Макарова // Городские вести. – 2011. – 15 марта. – С. 5).

Фестиваль социальных проектов

В Волгограде прошел городской фестиваль социальных проектов. Школьники представили 24 интересные идеи приложения собственных сил.

Реализация социальных проектов стала популярна в школьной среде в последние годы. Подростки представляют интересные дела, которые они реализуют в свободное от учебы время, по сути, учатся быть самостоятельными.

– В этом году порадовала тематика социальных проектов, – рассказала координатор фестиваля, старший методист центра повышения квалификации Волгограда Наталья Букарева. – Несколько проектов были посвящены теме толерантности, были проекты по искоренению сквернословия в подростковой среде, очень интересный проект по благоустройству парка Гагарина. Несколько идей касались организации музеев в школах.

(Учиться самостоятельности // Городские вести. – 2011. – 3 марта. – С. 21).

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru