В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (февраль 2011)

4 марта 201118:17

Новости образования

Процедуру главного экзамена усовершенствовали

2 февраля Госдума приняла поправки в законодательство в части совершенствования ЕГЭ. Но на самом деле эти коррективы во многом просто закрепляют уже существовавшие де-факто требования.

Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, отнесены к информации ограниченного доступа. Ответственность за разглашение КИМов несут администраторы и организаторы ЕГЭ, а также сами дети. Во время ЕГЭ детям в принципе никогда не разрешалось использовать сотовые телефоны. Теперь закон специально оговаривает, что мобильники запрещено вносить в пункт проведения экзамена. Если нарушителя поймают, то его удалят с экзамена – возможно, он будет пересдавать его в резервный день.

Основные сроки ЕГЭ (для выпускников этого года) – с 27 мая до 20 июня. Вторая волна (для выпускников прошлых лет) начнется с 8 июля и закончится 18 июля.

27 мая – информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, литература;

30 мая – русский язык;

3 июня – иностранные языки, химия;

6 июня – математика;

10 июня – география, обществознание;

14 июня – история, физика.

В основной период в ЕГЭ участвуют выпускники 2011 года; обучающиеся в училищах, техникумах и колледжах; выпускники прошлых лет, в том числе лица, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек; граждане, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных государствах.

Для участников, не сдавших ЕГЭ или не завершивших выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), а также участников, результаты ЕГЭ которых были отменены ГЭК, определены резервные дни сдачи ЕГЭ:

16 июня – иностранные языки, обществознание, биология, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

17 июня – география, химия, литература, история, физика;

18 июня – русский язык;

20 июня – математика.

Вторая волна ЕГЭ:

8 июля – русский язык, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

11 июля – математика, география, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский);

13 июля – обществознание, литература, физика;

15 июля – биология, история;

18 июля – по всем общеобразовательным предметам (резервный день).

Сдавать в эти сроки имеют право определенные категории участников, не имевшие возможности участвовать в ЕГЭ в основной период: выпускники прошлых лет; выпускники училищ, техникумов и колледжей; граждане, получившие среднее (полное) общее образование в иностранных государствах.

Также в дополнительные сроки (а кроме того, в резервные дни) допускаются к сдаче ЕГЭ те участники, у которых совпадают сроки проведения ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам.

(Гречухина, Ю. Не так страшен ЕГЭ / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2011. – 11 января. – С. 6)

Российские учителя оказались чужими на празднике жизни

8 февраля в Высшей школе экономики директор Центра универсальных программ Наталья Типенко сообщила о результатах проведенного мониторинга оплаты труда российских учителей в 2010 году. В мониторинге приняли участие 77 субъектов РФ. По шести субъектам данных предоставлено не было – это Дагестан, Тува, Бурятия, Свердловская и Иркутская области, а также Москва.

Из результатов мониторинга можно сделать вывод, что в прошлом году зарплаты многих учителей подверглись серьезному сокращению, причем как в реальном, так и номинальном выражении. И произошло это вопреки официальной статистике, которая отрапортовала о значительном повышении среднемесячной зарплаты по всем видам экономической деятельности в номинальном выражении на 11,3 %. В сфере  образования, по данным Росстата, начисленные (номинальные) зарплаты выросли за год на 5,2 %.

Сравнение среднегодовой зарплаты учителей на 1 октября 2010 года со средней зарплатой за 2009 год показало рост только в 56 регионах. В 14 регионах зафиксировано снижение зарплат.  При этом в 31 субъекте изменение заработной платы (как рост, так и падение) составило менее 500 рублей.

Между тем среди субъектов, которые столкнулись с ухудшением качества жизни учителей, в 2010 году было отмечено четыре случая падения зарплат более чем на одну тысячу рублей. В большинстве же регионов, в которых наблюдался рост номинальной оплаты труда, зарплаты учителей стали больше лишь на несколько сотен рублей. Если учесть, что в 2010 году цены выросли в среднем на 8,8 %, то номинальный рост зарплат даже на 1,3–1,5 тыс. рублей инфляцию практически не покрывает. Значит, с поправкой на инфляцию учительские заработки часто либо оставались на уровне 2009 года, либо сокращались. Рост зарплат учителей более чем на 1,5 тыс. рублей Центр универсальных программ отметил лишь в шести регионах.

Самое сильное сокращение зарплат учителей в 2010 году произошло в Удмуртии, Алтайском крае, Брянской, Пермской, Саратовской  и – особенно – Томской областях. Наиболее заметным на общем фоне рост зарплат учителей оказался в Омской, Орловской и Новосибирской областях, а также в Карелии.

Независимые эксперты уверены, что падение учительских зарплат – это не случайное явление. По словам экономистов, особая государственная политика российских властей в сфере образования заключается в экономии бюджетных средств на наименее защищенных категориях населения, в число которых попали и учителя.

(Башкатова, А. Российские учителя оказались чужими на празднике жизни / Анастасия Башкатова // Независимая газета. – 2011. – 9 февраля. – С. 4)

Что общего между стипендией и морковкой

Нехорошо за сам факт учебы получать от государства компенсацию, – решил помощник Президента РФ Аркадий Дворкович и предложил отменить студентам стипендии. «Если мы считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсацию».

Автор смелого предложения считает, что можно работать после учебы. И для этого, по его мнению, в каждом вузе должны быть возможности для занятости студентов, а у компаний должна появиться заинтересованность в этом. Правда, повисло в воздухе, а будут ли ждать с отменой, пока эти возможности у вузов появятся, а компании заинтересуются.

Елена Славина – аспирантка, но и ее отношение к озвученной проблеме отрицательное. Елена подрабатывала еще со студенческих лет, но при этом всегда старалась учиться так, чтобы получать стипендию. А ее платили только в том случае, если все сдано вовремя и на хорошие и отличные оценки. Теперь эту морковку перед осликом предлагается убрать. Елена считает, что это слишком поспешное решение. И аргумент, что, дескать, это побуждает к труду, считает слабым. Стипендия в российских вузах никогда не давала возможности студенту жить безбедно, да это, наверное, и не нужно. А вот дополнительным стимулом к повышению успеваемости она является. Так к ней и нужно относиться. К тому же, потери от отмены этого стимула могут быть куда большими, чем экономия на выплате стипендий.

(Что общего между стипендией и морковкой // Городские вести. – 2011. – 10 февраля. – С. 19)

Революция в образовании отложена

Не успев увидеть свет, концепция нового образовательного стандарта для старшей школы вызвала не просто критику, а буквально гнев учительской общественности. Пока документ представляет собой лишь проект, но шуму наделал столько, что министр науки и образования РФ Андрей Фурсенко поспешил всех успокоить: новый образовательный стандарт будет введен не раньше 2020 года.

Еще 28 декабря прошлого года педагоги обратились к Президенту России Дмитрию Медведеву с требованием наложить на стандарт вето. К 31 января количество обработанных в Интернете подписей составило более 7 тысяч. Проект называли не иначе, как провальным образцом вредительства. Что будет предложено взамен, пока неизвестно. Но все же это победа. Давно учителя, обычно терпеливые и осторожные, не высказывались столь смело и резко.

И возмутиться было чему! В новом документе не так много цифр. Именно поэтому каждая притягивает взор:

4 (четыре) – именно столько обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику («Россия в мире», ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).

6 (шесть) – именно столько образовательных областей объединили в себе все остальные привычные для школы предметы, разом получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык, литература, алгебра, геометрия, информатика, история, физика, химия, биология, география.

1 (один) – именно столько предметов из каждой образовательной области может выбрать ученик. Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу, или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике), или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.

Революция, да и только. Но далеко не каждая революция, особенно в нашей стране, благо. И в самом деле, с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, выгодно объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина, математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая точная наука?!

(Сидельникова, И. Революция в образовании отложена / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2011. – 15 февраля. – С. 1,4)

Русский остается

Минобрнауки выносит на обсуждение новый вариант государственных образовательных стандартов для старшей школы.

Первый вариант проекта стандартов для старшей школы вызвал много споров. Педагоги и родители высказали претензии и к содержательной части, и к языку, которым был написан проект. В результате многие ошибочно решили, что чуть ли не все школьные предметы, кроме физкультуры, ОБЖ и «России в мире», отменяются. В первом варианте проекта эти дисциплины назывались обязательными, а все остальные имели статус «по выбору». В том числе физика, иностранный язык, биология и, что больше всего удивило педагогов – русский язык, литература и математика.

Эксперты в ответ на критику признали: проект написан сложным языком, а отсюда – непонимание. И пояснили: выбирать предлагается уровень изучения – интегрированный, базовый или профильный, а для «обязательных предметов» выбора нет – программы предполагают единый уровень.

Во втором, доработанном проекте, есть существенные изменения. Русский язык становится обязательным в старших классах. Ученику предлагается на выбор: «русская словесность» на интегрированном уровне либо «русский язык и литература» на базовом и профильном уровне. А родной язык и литературу можно выбрать лишь дополнительно к ним. Так что одно из основных требований образовательного сообщества учтено, государственный язык из старшей школы не исчезнет.

Не исключено, что будет и третий вариант стандартов, подготовленный с учетом всех замечаний и предложений сообщества. Напомним: новый образовательный стандарт для учеников 10–11-х классов вступит в силу только в 2020 году.

(Ивойлова, И. Русский остается / Ирина Ивойлова // Российская газета. Неделя. – 2011. – 17–23 февраля. – С. 3)

Первоклассная фигура

К началу следующего учебного года в Ростове появится памятник первокласснику.

Идея увековечить «первоклашку» принадлежит главе Ленинского района донской столицы Сергею Сухариеву. Он же предложил эскиз скульптуры нарисовать не профессиональным художникам, а самим школьникам. А так как место будущему памятнику определили рядом с одним из старейших учебных заведений – 36-й гимназией, то и пофантазировать на скульптурную тему предложили гимназистам.

В конкурсе участвовали ребята 7–9-х классов. Свои идеи дети воплощали на бумаге на уроках рисования. Из всех работ, а их было около 50, отобрали 12 самых лучших. А затем уже конкурсная комиссия определила победителя. Им стала ученица 9 «В» класса Анна Николаева.

В представлении автора эскиза памятник первокласснику – это сидящий на глобусе мальчик с энциклопедией в руках.

(Поволоцкая, И. Первоклассная фигура / Ирина Поволоцкая // Российская газета. Неделя. – 2011. – 10–16 февраля. – С. 20)

Вузы меряются рейтингами

В последние недели развернулось настоящее сражение вокруг международных и отечественных рейтингов российских вузов. Одним из активных участников этой битвы является Сибирский федеральный университет (СФУ). Для СФУ место в рейтингах имеет принципиальное значение, поскольку президент Дмитрий Медведев еще в 2008 году поставил перед федеральными университетами амбициозную задачу: войти через 10 лет в первую мировую сотню лучших университетов мира. Эксперты сомневаются в достижимости этой цели.

Бурную реакцию в Красноярске вызвал появившийся в январе рейтинг научной и публикационной активности российских вузов. Разработали его Высшая школа экономики и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ. Основными критериями для рейтинга стали удельное число грантов, научных статей, индекс цитирования. В этом рейтинге СФУ оказался в конце первой сотни, заняв только 86-е место. Реакция университета не заставила себя ждать. СФУ с удовольствием опубликовал на своем сайте появившийся в феврале рейтинг исследовательской организации Webometrics. В этом рейтинге оцениваются научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их интернет-сайтов. Среди российских вузов СФУ оказался на 15-м месте из 476. Отметим, что сибиряки заняли шестую позицию в рейтинге предпочтений победителей и призеров олимпиад, поступивших в отечественные вузы в 2010 году.

Эти цифры имеют значение не только для удовлетворения тщеславия университетских чиновников. Во многом показатели рейтингов будут определять для федерального руководства эффективность работы университетов и объемы финансирования.

(Чернявский, А. Вузы меряются рейтингами / Александр Чернявский // Независимая газета. – 2011. – 8 февраля. – С. 5)

Усиление пропускного режима

В целях предупреждения терактов Минобрнауки России распорядилось усилить меры безопасности в учебных заведениях страны. Подобное решение принято в связи с недавним взрывом в аэропорту Домодедово.

Письмо за подписью заместителя министра Марата Камболова содержит перечень шагов, которые незамедлительно следует предпринять руководителям подведомственных организаций. В частности, им поручено провести инструктажи и занятия по экстренной эвакуации, ужесточить пропускной режим, обеспечить дополнительные меры по охране организаций. Кроме того, документ предписывает организовать ежедневную проверку объектов и прилегающих к ним территорий и не допускать несанкционированную парковку автотранспорта вблизи образовательных учреждений.

Необходимо также «информировать территориальные органы внутренних дел о проведении массовых мероприятий и проверить исправность пожарной сигнализации и средств экстренной связи». «Руководителям организаций обеспечить личный контроль», – говорится в письме.

(Симонов, А. В учебных заведениях усилят пропускной режим / Александр Симонов // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 2)

«Нам известна боль трагедий»

Лицей-интернат «Подмосковный» готов принять на безвозмездное проживание и обучение детей среднего и старшего школьного возраста, чьи родители погибли (пострадали) от взрыва в аэропорту Домодедово.

«Подмосковный» известен всей России тем, что здесь учатся и живут в комфортабельных условиях дети из Беслана, члены семей пограничников из горячих точек, ребята, оставшиеся сиротами после «Норд-Оста», разрушения домов в Каспийске, взрыва Ту-154.

(Родионова О. «Нам известна боль трагедий» / Оксана Родионова // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 2)

О взятках

Декан Орловского государственного института экономики и торговли задержана по подозрению в получении взятки. За сдачу сессии женщина просила 10 тысяч рублей. Студенты утверждали, что она получает денежные вознаграждения за положительное решение вопроса о сдаче экзамена. В ходе проверки информация подтвердилась.

25 января декана экономического факультета задержали с поличным при получении взятки. Кроме того, в ходе обыска в ее кабинете были обнаружены зачетные книжки с вложенными денежными купюрами на сумму около 430 тысяч рублей.

Возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 290 УК РФ, которая предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.

(Донатович, С. Попалась на взятке / Сергей Донатович // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 2)

О Всероссийских юношеских научных чтениях

Три дня продолжались в Мемориальном музее космонавтики Всероссийские юношеские научные чтения имени С. П. Королева, посвященные 50-летию полета Юрия Гагарина в космос. Из 15 регионов России на форум приехали 250 школьников, студентов и учителей.

На открытии присутствовали ученые, конструкторы, летчики-космонавты, представители культуры, образования. Чтения проводились при поддержке правительства Москвы, Федерального космического агентства, Федерации космонавтики РФ, Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ им. М. В. Ломоносова и других организаций.

В прямом эфире на экране появился экипаж космонавтов 26-й экспедиции на МКС. Они поздравили ребят и педагогов с юбилейными Королевскими чтениями. За эти три дня были проведены презентация инновационных музейно-образовательных программ и проектов Мемориального музея космонавтики, «круглый стол» «Перспективы развития аэрокосмического образования в России», ролевая игра «Большое космическое путешествие». Особо важной для участников была защита проектов по научно-техническому творчеству, истории космонавтики. Авторы показали свою  эрудицию, оригинальность мышления, умение связывать фантастические идеи с реальностью. Большинство работ высоко оценили ученые, входившие в состав жюри.

(Курганова, М. Поздравление с орбиты / Маргарита Курганова // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 2)

Презентация книги

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета презентовали книгу о найденном в 2008 году списке Новгородской первой летописи.

Новгородская первая летопись, которую профессиональные историки обычно называют просто НПЛ, является важнейшим историческим документом, с открытия которого в XVIII веке и началось изучение древнерусских летописей. Из НПЛ ученые узнали о «начале земли Русской», именно в ней содержатся первые упоминания о древнейших русских городах, описания битвы на Калке и татарского нашествия 1237–1238 годов, Невской битвы. Летопись содержит бесценные сведения об образе жизни жителей древнего Новгорода и всей Русской земли.

Издание «берлинского» списка НПЛ станет первым в серии книг, описывающих малоизвестные древние рукописи, объединенные под общим названием «Возвращенное наследие».

(Алексютина, Н.  Летопись можно… купить / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 3)

Об уголовном деле в Воронежской области

В Воронежской области закончилось рассмотрение уголовного дела в отношении экс-директора Новохоперского ресурсного центра развития образования Галины Журавлевой, которая во время проведения ЕГЭ в районе выполняла обязанности уполномоченного представителя государственной экзаменационной комиссии.

Как установил суд, в мае–июне 2010 года Журавлева незаконно оказывала помощь участникам ЕГЭ. Собрав у выпускников экзаменационные задания, она покинула здание школы и поручила подчиненным педагогам вписать правильные ответы. С готовыми вариантами заданий представитель экзаменационной комиссии вернулась в школу и раздала их учащимся. По информации воронежских СМИ (дело вызвало большой общественный резонанс), стоимость подобных услуг доходила до 50 тысяч рублей, а оказывалась помощь в основном детям известных в районе родителей.

Приговором Новохоперского районного суда Журавлева признана виновной в совершении преступлений. На три года она лишена права занимать должности в государственных и муниципальных органах власти, а также в государственных и муниципальных учреждениях.

(Масликова, Т. Поздние «результаты» ЕГЭ / Татьяна Масликова // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 3)

О поддержке многодетных семей

Многодетных омичей решили поддержать рублем. С нового года в области введен региональный семейный капитал – 100 тысяч рублей.

Право на него получат не только женщины, родившие либо усыновившие третьего или последующих детей, но и мужчины. Правда, на представителей сильного пола распространяется одно условие – они должны быть единственными усыновителями. Цель нововведения – улучшение демографической ситуации и стимулирование рождаемости в регионе.

Распорядиться капиталом – целиком или частями – родители смогут, только когда малышу исполнится три года. Средства можно направить на улучшение жилищных условий, образование ребенка или на формирование накопительной части своей трудовой пенсии.

Власти обещают индексировать капитал. По прогнозу, претендовать на социальную поддержку ежегодно будут не менее трех тысяч человек.

Сейчас в разработке у специалистов находится еще один закон о предоставлении многодетным семьям бесплатных земельных участков для строительства жилья.

(Яковлева, Н. Многодетные семьи станут «капиталистами» / Наталья Яковлева // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 3)

Добровольная пожарная дружина

На заседании правительства Калужской области рассмотрен проект долгосрочной целевой программы «Повышение уровня безопасности образовательных учреждений на 2011 – 2015 годы».

По словам заместителя министра – начальника управления экономики образования Министерства образования и науки региона Натальи Алексановой, выступавшей с докладом, принятые в последнее время меры позволили обеспечить в первую очередь высокий уровень пожарной безопасности всех образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием детей.

Предположительно на воплощение данной программы в жизнь потребуется 401 млн. рублей из консолидированного бюджета. На противопожарную безопасность предполагается затратить более 133 млн. рублей, а на антитеррористическую – более 266 млн. рублей.

(Бондарев, М. В каждой школе – добровольная пожарная дружина / Михаил Бондарев // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 5)

Акция протеста в Волгограде

10 февраля в Волгограде прошла массовая акция протеста партии «Справедливая Россия». Сотни людей вышли на улицу с требованиями отменить губительный для социальной сферы закон. Речь идет о печально известном ФЗ № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Под лозунгами «Руки прочь от нашей школы!», «Школы детям, а не чиновникам!» люди требовали отменить закон. Кроме того, в ходе акции собирались подписи под обращением к президенту страны.

По сути, закон, инициированный и «продавленный» в Госдуме партией «Единая Россия», заложил мину замедленного действия под бюджетную сферу в целом, и в частности, под систему отечественного образования. ФЗ-83 от 08.05.2010 фактически легализует в стране платное образование. Как заявлял ранее председатель Совета Федерации, лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов, «этот закон сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор, к счастью, пока еще остаются бесплатными».

В Волгограде акция протеста прошла в рамках общефедеральной. Примечательно, что многие волгоградцы, проходящие мимо протестующих, поддерживали требования правороссов.

Закон № 83, по мнению волгоградцев, фактически вводит в стране платное образование, а Федеральный государственный образовательный стандарт стремится превратить молодых россиян в малограмотную биомассу, пригодную лишь для тяжелых работ.

(Два урока – бесплатные, а за остальные платить? // Областные вести. – 2011. – 11-17 февраля. – С. 11)

Родители создали клуб

В Тамбовской области прошло заседание попечительского совета по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды». В его работе участвовали полномочный представитель Президента РФ по Центральному федеральному округу Георгий Полтавченко, губернатор области Олег Бетин, архиепископ Верейский, председатель Учебного комитета РПЦ, ректор Московской духовной академии и семинарии Евгений.

Встреча проходила на базе социально-культурного комплекса села Тулиновка. Одним из самых интересных было заседание родительского клуба, на котором присутствовали около 120 человек, в том числе руководители 27 центров духовно-нравственного воспитания, созданных во всех районах области.

Во время посещения педагогического колледжа члены попечительского совета ознакомились с работой нового отделения «Православная педагогика», открытого в сентябре прошлого года. Сейчас здесь учатся около 100 студентов из Тамбовской, Воронежской, Костромской и Рязанской областей. Отдельным блоком идут предметы, связанные с православной культурой. 84 процента тамбовских школьников в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» выбрали для изучения православие. Опыт апробации этого курса также обсуждался на попечительском совете.

(Масликова Т. Тамбовские родители создали клуб / Татьяна Масликова // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 2)

Встреча министра с представителями органов студенческого самоуправления

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко встретился с представителями органов студенческого самоуправления российских вузов.

Насчет стипендии министр высказался так: «При распределении стипендиального фонда вуза необходимо передавать больше прав студенческим советам. При этом должны быть установлены универсальные прозрачные правила, учитывающие социальное положение студента и успехи в учебе».

В ходе двухчасовой беседы поднимались вопросы обеспеченности студентов общежитиями, поддержки аспирантов, создания малых инновационных предприятий при вузах, трудоустройства выпускников.

Представители студенческого самоуправления высказали идею о возвращении системы распределения. Андрей Фурсенко сообщил, что в ряде регионов для некоторых выпускников механизмы распределения действительно применяются. Вместе с тем, во-первых, не везде есть потребность в тех специалистах, которые готовятся, а во-вторых, неправильно заставлять человека работать против его воли. По мнению министра, работа должна быть интересной и любимой.

Обсуждалась и тема мобильности студентов, а также ограничения, которые сейчас существуют для ее развития. Министр отметил, что благодаря внедрению с этого года образовательных стандартов нового поколения программы различных вузов становятся совместимыми. Это позволит увеличить мобильность студентов, которые смогут изучать курсы как в зарубежных вузах, так и внутри страны.

(Ветров, И. Вся власть – советам! / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 2)

О Международных исследованиях качества чтения

Международные исследования качества чтения и понимания текста «РIRLS-2006» удивили и порадовали российских педагогов. Наши четвероклассники оказались на первом месте, немного даже опередив лидеров – Сингапур и Гонконг. Причем 61% четвероклассников достигли высокого и повышенного уровня в понимании текста.  Видимо, к 15 годам школьники значительно глупеют. Так, по результатам другого международного исследования, РISA, в том же году Россия оказалась на 37–40-м месте, причем 35,7 % школьников этого возраста не овладели даже базовым уровнем в понимании текста. Впрочем, как оказалось, по количеству учащихся, каждый день читающих художественную литературу, Россия продолжает оставаться на первом месте – 50 % российских школьников по сравнению с 32 % в других странах.

(Только факты // Учительская газета. – 2011. – 1 февраля. – С. 3)

Инновационные предприятия на базе вузов

О создании малых инновационных предприятий (МИП) на базе вузов и совершенствовании системы признания дипломов ведущих университетов мира говорили на последней рабочей встрече председатель Правительства РФ Владимир Путин и министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Премьер поинтересовался, как идет процесс создания МИП при вузах и способствуют ли ему дополнительные решения, позволяющие по особой процедуре использовать имущество высших учебных заведений для этого рода деятельности. Министр сообщил, что на сегодня таких предприятий насчитывается 700. Процесс идет успешно, в Госдуме прошло первое чтение проекта закона об их упрощенном налогообложении. Правительство одобрило законопроект об упрощении предоставления интеллектуальной собственности, возможности ее передачи, что важно для предприятий в области ИТ-технологий и фармацевтики. Согласован законопроект, по которому аренда малым предприятиям будет предоставляться без конкурса, на оговоренных с вузом условиях.

К выполнению заказов промышленности активно подключаются старшекурсники и аспиранты. На сегодня в разных вузах от 30 до 100 учащихся получают зарплату, средняя составляет почти 6 тысяч, а, например, в Твери достигает 15 тысяч рублей. Но главное – будущие ученые, инженеры не идут на подработку в сторожа, а занимаются по своей тематике.

Министр сообщил, что по поводу признания дипломов университетов других стран подготовлен законопроект, по которому это можно будет делать в одностороннем порядке, а не на взаимной основе, как сейчас. Он считает, что это должны быть дипломы ведущих университетов, обладающих высоким рейтингом. Премьер предостерег: «Западные рейтинги – это инструмент повышения их конкурентоспособности на рынке труда, поэтому к ним относиться нужно очень аккуратненько и выработать свою методику оценки качества того образования, которое дается выпускникам в этих вузах».

Министр пообещал, что так и будет, уже налажено взаимодействие с ассоциациями ведущих вузов различных стран, которое должно привести к тому, что дипломы наших ведущих вузов тоже будут приниматься в этих странах.

(Азарова, С.  Аккуратненько! / Светлана Азарова // Поиск. – 2011. – 11 февраля. – С. 2)

Подписан Федеральный закон

Подписан Федеральный закон «О внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» и статьи 11 и 24 ФЗ «О высшем и послевузовском профобразовании» в части совершенствования единого государственного экзамена».

Законом устанавливается, что прием во все образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, как имеющие госаккредитацию, так и не имеющие ее, осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Сведения, содержащиеся в используемых при проведении экзамена контрольных измерительных материалах, отнесены отныне к информации ограниченного доступа, за разглашение которой лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, и его участники несут установленную законодательством ответственность.

В местах проведения ЕГЭ, олимпиад школьников и вступительных экзаменов запрещается размещать и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники. Кроме того, прописано право граждан присутствовать в качестве общественных наблюдателей во время государственной (итоговой) аттестации.

(Президент // Поиск. – 2011. – 11 февраля. – С. 3)

Сетевой университет СНГ

Успешность перехода национальных экономик на инновационный путь развития в немалой степени зависит от вузов бывших союзных республик, поэтому формирующийся Сетевой университет Содружества Независимых Государств (СУ СНГ) сегодня ставит перед собой новые задачи. Они обсуждались на Международной конференции «Сетевое взаимодействие вузов СНГ в подготовке кадров для инновационной экономики», состоявшейся в Российском университете дружбы народов в Москве. Особое внимание на ней было уделено новому направлению развития проекта, изначально имеющего гуманитарную направленность, а именно подключению к университету вузов, готовящих научно-технические и инженерные кадры.

На заседании Координационного совета Сетевого университета, состоявшегося в рамках конференции, было принято решение расширить круг технических и естественно-научных специальностей Сетевого университета.

Одним из немногих пока вузов инженерно-научного профиля, получивших приглашение участвовать в СУ СНГ, стал Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.

Говоря о нынешнем состоянии дел в СУ СНГ, участники конференции отмечали бесспорно положительную динамику его развития. Исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ Армен Смбатян сообщил, что успешно развивающийся проект привлек внимание коллег из Европы: Сетевой университет получил предложение провести презентацию своей работы в Женеве.

По отзывам ректоров и проректоров студенты – будущие магистры – успешно сдают первую сессию в СУ, для многих из них учеба в Сетевом университете открыла новые возможности для образования и личностного развития.

Планы дальнейшего развития Сетевого университета и приема обучающихся на 2011/2012 учебный год обсуждались на заседании его Координационного совета, где стало известно, что Минобрнауки РФ выделило для студентов СУ СНГ 91 квоту. В числе значимых итогов мероприятия – подписание его участниками соглашения о совместной подготовке магистров по направлению «Международные отношения» (базовым университетом назначен Московский государственный институт международных отношений), а также принятие в члены Консорциума СУ СНГ Ереванского государственного лингвистического университета им. В. Я. Брюсова.

(Кондракова, Т.  Шире профиль! / Татьяна Кондракова // Поиск. – 2011. – 11 февраля. – С. 7)

Краеведческие новости

Зачет с божьей помощью

ВИСТех сегодня – единственный из вузов города, студенты которого могут обращаться за помощью в успешной сдаче экзаменов и зачетов к всевышнему, не выходя за пределы своей территории. Используя опыт других российских вузов, ВИСТех создал свою молитвенную комнату.

Средства на реконструкцию пустовавшей и доселе используемой «под склад» учебной аудитории собирали, что называется, всем миром. И к началу учебного года старую аудиторию было просто не узнать: новые окна и двери, полы и обои… Внушает уважение и убранство молитвенной комнаты, которое тоже собиралось «с миру по нитке». Первую икону – Николая Чудотворца – преподнес в дар отец Петр Симора. Ко всему остальному: стендам, подсвечникам, церковной литературе и прочему – приложили свои руки люди неравнодушные, объединяла которых вера в Бога.

Один из церковных обрядов прошел здесь сравнительно недавно, в День российского студенчества и его покровительницы. Посетить же молитвенную комнату ныне можно в любое время, в которое открыты двери института. И обращаться к Господу за благословением ровно столько, сколько душе угодно будет…

(Елдинов, С. Зачет с божьей помощью / Сергей Елдинов // Волгоградская правда. – 2011. – 8 февраля. – С. 7)

Школьники будут судить Интернет

С 1 по 8 февраля 2011 года по инициативе Центра безопасного Интернета в России в третий раз прошла Неделя безопасного Рунета – комплекс мероприятий, посвященных проблеме безопасности детей и взрослых при использовании сети Интернет. Волгоградская областная детская библиотека принимала участие в Неделе безопасного Интернета уже второй раз. В этом году в библиотеке состоялся импровизированный судебный процесс в защиту безопасного Интернета «Час суда в интернет-паутине». В 2011 году было принято решения провести подобное мероприятие для школьников, являющихся активными интернет-пользователями. На «судебном заседании» ребята проанализировали все «за» и «против» Интернета, провели исследование основных интернет-угроз и должны были научиться их избегать. Также были рассмотрены проблемные ситуации, возникающие с детьми и подростками в сети Интернет: противоправный контент, недостоверность информации, интернет-зависимость, недостаточная интернет-грамотность, а зачастую отсутствие интернет-этики пользователей. Консультанты-эксперты по вопросам безопасного использования Интернета давали советы школьникам, педагогам и родителям по избежанию обозначенных судом проблем.

(Школьники будут судить Интернет // Грани культуры. – 2011. – 1(23). – 1 февраля. – С. 2)

В Волгограде открылся кадетский корпус XXI века

2 февраля в Красноармейском районе г. Волгограда открылся лицей-интернат – Волгоградский кадетский казачий корпус имени Героя Советского Союза, полного Георгиевского кавалера Константина Иосифовича Недорубова. В церемонии открытия принял участие глава администрации Волгоградской области Анатолий Бровко.

Началось все с традиционного для донских казаков богослужения. Затем, как водится, отгремел гимн России. А потом настоятель храма св. Сергия Радонежского иерей Вячеслав Жебелев освятил по воинскому чину флаг кадетского корпуса. Губернатор передал флаг его новым хозяевам – кадетам.

В составе нынешнего корпуса находятся бывшая общеобразовательная школа № 22, профилакторий ОАО «Каустик» и детский оздоровительный лагерь «Рассвет». За счет областного бюджета проведена их крупномасштабная реконструкция, теперь там живут и учатся кадеты. Первые 20 учащихся (с 5-го по 9-й классы) приступили к занятиям уже в декабре, сейчас число кадетов достигло ста.

В кадетский корпус поступают прежде всего дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей или несущих службу в «горячих точках». Кроме того, дети из многодетных и малообеспеченных семей, а также имеющие рекомендации от казачьих обществ. Кадеты обучаются по учебным программам, предусмотренным госстандартами. Вместе с тем они изучают дополнительные предметы: фехтование, строевую, стрелковую подготовку, хореографию, верховую езду, этикет, основы рукопашного боя и т. д.  Возможно участие ребят в казачьем театре, фольклорном ансамбле, духовом оркестре, кружках и секциях.

Благодаря усилиям администрации области юным казакам создан прекрасный трамплин для старта в жизнь. Таких условий, в которых живут и мужают будущие защитники Родины, пожалуй, нет нигде. Спальные комнаты кадетов рассчитаны на двух человек, оборудованы душевыми кабинами, современной мебелью.

(Марченко, Н. Универсальные солдаты / Николай Марченко // Волгоградская правда. – 2011. – 4 февраля. – С. 1,5)

Базовый центр по обучению инвалидов

Волгоградский государственный педагогический университет стал базовым центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Южном федеральном округе. Недавно подписан соответствующий приказ Министерства образования и науки РФ.

В университете сегодня учатся 52 инвалида. Вуз обладает квалифицированными педагогическими кадрами для обучения таких студентов, так как на протяжении многих лет осуществляет подготовку по специальностям «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика». В ВГПУ создается инфраструктура, позволяющая обеспечить беспрепятственный доступ студентов-инвалидов в учебные аудитории, библиотеку и другие места общего пользования. В качестве базового центра вузу эту работу предстоит активизировать. В частности, перечень планируемых мероприятий включает оборудование лифта, создание библиотеки «звучащих книг», приобретение микроавтобуса для доставки инвалидов в университет и выезда на дом преподавателей.

Кроме того, в ВГПУ реализуется проект «Образовательные стратегии и технологии при реализации равных возможностей в области дошкольного, начального и специального образования». Он предусматривает организацию школы родителей, создание центра раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка, формирование регионального банка данных в этой области, обеспечение специалистов и родителей информацией об уже имеющихся апробированных  формах и моделях обучения детей-инвалидов. Проект нацелен, прежде всего, на повышение квалификации всех специалистов региона, которые работают с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями.

(Книги зазвучат // Поиск. – 2011. – 11 февраля. – С. 2)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru