В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (январь 2011)

8 февраля 201118:01

Новости образования

О четвертой российской молодежной экспедиции

Четвертая российская молодежная экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!» под руководством известных пу­тешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина  пройдет с 11 по 22 апреля 2011 года. Заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Павел Колобков утвердил положение о проведении этого экстремального путешествия.

Для участия в необычном приключении приглашаются юноши и девушки 1993–1995 годов рождения, в том числе учащиеся специальных (коррекционных) учебных заведе­ний, имеющие опыт туристических походов первой категории сложности и принявшие участие в ежегодном фестивале «Лыжня России» в своем регионе. Желающие должны при­слать в Клуб «Приключение» Дмитрия и Матвея Шпаро за­полненную анкету. В заявке необходимо указать свои фамилию, имя, отчество, домашний адрес и телефон, имена и фамилии родителей (опекунов), название учебного заве­дения (с указанием телефонов) и класс, в котором вы учитесь, ФИО директора школы (или ректора вуза), классного руководителя, преподавателя физкультуры.

Срок подачи заявок – до 18 февраля. Оргкомитет экспе­диции выберет претендентов, которые будут приглаше­ны на учебно-тренировочный сбор в Карелию в молодеж­ный оздоровительный лагерь «Большое Приключение». По результатам тренировок и будет определен оконча­тельный состав команды.

(Венидиктов, В. Готовьте лыжи к полюсу / Вячеслав Венидиктов // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)

Научный конкурс для подростков

Компания Gооgle объявила научный конкурс для подростков от 13 до 18 лет. Его цель – поиск талантливых юных исследователей по всему миру. Ребятам предлагается представить на конкурс проекты, созвучные совре­менности.

Темы конкурса – программирование и математика, Земля и окружающий мир, социальные науки, инновации, флора и фауна, энергия и космос, физика, биология, химия, электричество и электроника. Проекты принимаются в форме двухминутных видеороликов или же 20 слайдов с поясняющими за­писями на английском языке. Участво­вать в акции можно как в одиночку, так и в группе до трех человек. Прием зая­вок продлится до 4 апреля 2011 года. Оценив все поступившие материалы, члены жюри выберут 60 полуфиналис­тов, чьи работы выставят на обще­ственное голосование в Интернете.

В мае будут объявлены 15 финалис­тов. Их пригласят на научную выставку в Калифорнию, где проекты оценят при­знанные ученые, в том числе нобелевс­кие лауреаты. Затем в каждой из трех возрастных групп участников – 13–14 лет, 15–16 лет и 17–18 лет – выберут по одному победителю. Двое из них полу­чат стипендию в размере 25 тысяч дол­ларов от Gооgle. А главного победите­ля ждет Гран-при – стипендия в 50 тысяч долларов и опыт практической работы по его выбору.

(Косыгин, С. Кто хочет заработать 50 тысяч долларов? / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)

Электронные музейные залы

К восьми виртуальным филиалам Русского музея вскоре добавится еще один. Электронные музейные залы с обучающими программами для детей смогут теперь принимать гостей в Тихвинском центре информационных технологий.

Для этой цели в ЦИТ уже приоб­ретены красочные книги о культу­ре и компьютерные программы, которые в 3D-формате воспроизво­дят музейное пространство и экс­понаты. Гости филиала смогут вир­туально побродить по залам Русского музея и даже проникнуть внутрь картин. Специальная мультимедийная конструкция делает изображения трехмерными и позволяет увидеть изображенных людей и предметы со всех сторон. В филиале при поддержке Коми­тета общего и профессионального образования Ленинградской обла­сти будут открыты несколько но­вых обучающих программ для де­тей в возрасте от 6 до 18 лет. Для самых маленьких виртуальное знакомство с музеем будет органи­зовано в форме игры. Для ребят постарше задуманы проекты в ху­дожественной школе.

(Алексютина, Н. Путешествие внутрь картин / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 3)

О конкурсе «Космос с нами!»

«Учительская га­зета» объявляет новый конкурс – «Космос с нами!».

Преподаватели  имеют возмож­ность реализовать главную идею конкурса, продемонстрировав, на­сколько «космическая» тематика прослеживается в биологии, литературе, химии, истории и даже физ­культуре.

Все это  можно реализовать в следующих номинациях:

1. Лучший урок.

2. Лучшая презентация.

3. Лучшее внеклассное мероприятие.

4. Лучший веб-ресурс.

А для учеников  организуется  две отдельные номинации:

1. Лучший рисунок (выполнен­ный как на бумаге традиционными средствами, так и на мультимедий­ной доске и сохраненный в виде файла).

2. Лучшее литературное произ­ведение (сочинение, рассказ, эссе, стихотворение).

Взрослые могут присылать свои работы с 10 января до 15 мая 2011 года. Результаты  объявят 1 сен­тября.

Для детей срок окончания приема работ – 10 марта, результаты же бу­дут опубликованы 12 апреля, в 50-летнюю годовщину полета Юрия Гагарина в космос.

(Мелешко, В. Космос с нами! / Вадим Мелешко // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 4)

О коммунальных льготах

Отныне регионы будут самостоятельно определять по­рядок предоставления коммунальных льгот педагогам. Соответствующий закон подписал Президент России Дмитрий Медведев.

Изменения, которые вносятся в статью 55 Закона РФ «Об образовании», предусматривают монетизацию нату­ральных льгот. Вместо права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением педагоги, проживаю­щие и работающие в сельской местности, рабочих посел­ках (поселках городского типа), теперь будут иметь «пра­во на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения». При этом размер, условия и порядок возмещения этих расходов для работников федеральных образовательных учреждений будут устанавливаться законодательством РФ, а для педагогов региональных и муниципальных образо­вательных учреждений – законами субъектов Федера­ции. Принимаемые нормативные акты в регионах не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых сельским педагогам на день вступления нового закона в силу.

Внесены изменения и в статью 525 Закона РФ «Об об­разовании». Субъектам РФ предоставляется возмож­ность самостоятельно определять размер компенсации для родителей, чьи дети посещают дошкольные учреж­дения, но на первого ребенка она должна составлять не менее 20 процентов родительской платы, внесенной за его содержание в государственном или муниципальном ДОУ, на второго – не менее 50 процентов, на третьего и последующих – не менее 70 процентов. Компенсацию бу­дут получать и те родители, чьи дети посещают частные садики, но ее размер будет ориентироваться на средний размер родительской платы в государственных и муни­ципальных учреждениях.

(Ветров, И. Сельские учителя лишились натуральных льгот / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Конкурс работ на соискание премий Правительства РФ

В соответствии с Положением о премиях Правительства Российской Федерации в области образования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декаб­ря 2009 г. № 1133, Межведомственный совет по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области образования объявляет открытый публичный кон­курс работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 году.

Представление работ должно производиться в соответствии с указанным Положением и Перечнем, образцами и требованиями, предъявляемыми к оформлению прилагаемых к работе на соискание Премии Правительства РФ в области образования до­кументов.

Работы принимаются в Министерстве образования и науки РФ по адресу: 125993, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, до 20 марта 2011 года.

Телефоны для справок: (8-495) 629-32-62, 629-17-09, 629-10-28.

Работы, оформленные с нарушением указанных требований, не принимаются.

Представленные работы и прилагаемые к ним документы авторам не возвращаются.

(Об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства Российской Федерации в области образования в 2011 году  // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Стартовый капитал для сироты

7 января  Ивановский детский дом № 3 встречал высоких гостей – воспитан­ников и педагогов поздравили с Рож­деством Дмитрий и Светлана Медве­девы.

В подарок к празднику детский дом получил новый автобус, а также компь­ютерный класс, оснащенный современ­ной техникой. Кроме того, из резервного фонда Президента РФ будут выделены средства на ремонт здания.

Здесь же глава государства провел встречу с воспитателями детских домов города Иванова, на которой обсуждались вопросы оплаты труда педагогов, пробле­мы социального сиротства и многие дру­гие. Речь также шла о необходимос­ти создания нормативной базы для работы центров, ведущих подготовку прием­ных родителей, а также о развитии раз­ных форм устройства детей-сирот.

Воспитатели обратили внимание на проблему формирования стартового ка­питала для выпускников детских домов, чьи родители  живы, но лишены роди­тельских прав. Зачастую не всегда удает­ся найти родителей таких детей, чтобы получить с них положенные по закону алименты. Вместе с тем круглые сироты ежемесячно получают средства на нако­пительный счет по потере кормильца.  К моменту выпуска из детского дома объем накопленных средств обычно составляет от 200 до 300 тысяч рублей. Глава государ­ства поручил правительству и администрации президента проработать механизм формирования такого стартового капита­ла, который бы давал равные гарантии для всех воспитанников детдомов. Дмит­рий Медведев поддержал и другие пред­ложения педагогов. В частности, по ито­гам встречи Правительству России будет поручено подготовить типовое положе­ние о центре подготовки приемных роди­телей, а Министерству образования и на­уки РФ – разработать методики обучения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

(Ветров, И. Стартовый капитал для сироты / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

О расходах на образование

В 2011 году расходы федерального бюд­жета на образование составят 495,8 мил­лиарда рублей, что на 28 % больше по сравнению с 2010 годом. Об этом на за­седании коллегии Министерства образо­вания и науки РФ сообщил директор Де­партамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организа­ционно-экономических механизмов Валерий Юркин.

На 15 % увеличатся расходы федераль­ного бюджета на высшее и послевузовс­кое профессиональное образование, в два раза – расходы на прикладные науч­ные исследования в области образова­ния. По словам главы департамента, бюд­жет учитывает индексацию стипенди­ального фонда и фонда оплаты труда, а также рост коммунальных расходов.

В 2011–2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегод­ной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30 миллиардов рублей. Средства направляются на поддержку инновационно активных вузов, федеральных университетов, нацио­нальных исследовательских университе­тов, а также на развитие кооперации вузов и производственных предприятий.

(Косыгин, С. Полтриллиона на образование / Сергей Косыгин // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Университет активного долголетия

В Ульяновске на базе областного Дома работников образования открылся университет активного долголетия «50 плюс». В торжественной церемонии приняли участие глава региона Сергей Морозов, заместитель председателя правительства Ульяновской области Тамара Девяткина, министр образова­ния Екатерина Уба и народный учи­тель РФ Юрий Латышев.

На сегодняшний день университет посещают более 200 человек – это вете­раны педагогического труда, работни­ки образования. Учреждение создано в целях вовлечения пожилых людей в сферу полноценной гражданской дея­тельности, творческой и социальной активности, повышения правовой гра­мотности старшего поколения. Основ­ные направления его работы – целенап­равленная помощь педагогам-ветера­нам в организации содержательного досуга, преодолении психологической и социальной изоляции, создание условий для разностороннего общения интеллигенции, объединение ее усилий  для развития культуры и образования. Сергей Морозов отметил, что дея­тельность университета планируется расширять. Кроме того, стоит органи­зовать дополнительные курсы по юридическому и страховому консультиро­ванию пожилых людей.

(Ветров, И. В России появился университет активного долголетия / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 2)

Поддержка молодых ученых

Санкт-Петербургский государ­ственный университет собирается поддерживать молодых ученых. Для этого в 2011 году из бюджета вуза будет выделено около 90 миллионов рублей.

В первую очередь предполага­ется поощрить исследователей, получивших в 2010 году степени кандидатов и докторов наук. Им будет выплачена премия в 20 и 40 тысяч рублей соответственно. Если же ученые моложе 30 лет, им добавят еще по 10 тысяч.

Кроме единовременных премий вводятся регулярные стимулирующие доплаты. Университет фак­тически дублирует надбавку за степень, которая сейчас составля­ет три тысячи рублей для канди­датов и семь тысяч – для докторов наук. Столько же будут дополнительно получать из бюджета университета в течение всего 2011 года молодые ученые, имеющие за 2010 год публикации в научных журналах, издавшие монографию или главу в коллективных моно­графиях.

Как считают в университете, стимулирование молодых исследователей – это прекрасная перс­пектива не только для вуза, но и для страны в целом. Ведь большинство великих ученых совершили свои открытия или  определили подход к ним в молодом возрасте.

(Алексютина, Н. Быть молодым ученым выгодно / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)

Абилитационный центр

В Томске открылся абилитационный центр. По новой авторской методике здесь будут лечить де­тей с тяжелыми заболеваниями. От реабилитации метод отличает­ся тем, что вместо лекарств детям назначают игры под музыку. Зада­ча арт-терапии – пробудить в маленьких пациентах волю к выздо­ровлению.

Показать детям с ограни­ченными возможностями, что на самом деле они могут многое, – это часть абилитации. Она  нацелена на то, чтобы развивать в ребенке личность, причем делать это че­рез творчество. Разработал такой метод музы­кант и педагог-энтузиаст Алексей Бороздин. В Академгородке в Новосибирске давно работает его абилитационный центр. В Томске открыли филиал.

Занятия в центре строятся на музыке, рисовании, играх и про­сто общении ребенка с педаго­гом. К каждому маленькому па­циенту здесь индивидуальный подход. Занятия пока проходят в регио­нальном отделении Российского детского фонда.

(Яковлева, Н. Игры вместо лекарств / Наталья Яковлева // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)

О закрытии недели Великобритании

На закрытии Недели Великобри­тании в Государственной библио­теке иностранной литературы были подведены итоги конкурсов, в которых участвовали ученики школ, творческих студий, а также сами библиотекари. Организатор акции – Московская областная государственная детская библиоте­ка – проводит дни изучения куль­туры европейских стран с 2006 года.

Во время Недели Великобри­тании прошли семинары для со­трудников библиотек и образо­вательных учреждений Подмосковья, а также встречи детей с английскими поэтами Энди Крофтом и Полом Саммерсом. Из 26 регионов страны поступи­ли работы на самые разные но­минации: от поэтического кон­курса «Лимерик» до конкурса комиксов по мотивам английс­ких детских книг. За призами и грамотами на сцену выходили и самые маленькие – дети шести лет, которые едва могли унести подаренные им призы, и старшеклассники.  Последних  не просто награждали, но и при­глашали принять участие в серьезных проектах, например в международном фестивале ко­миксов «КомМиссия».

(Лаврова, А. Комиксы – язык международный / Анна Лаврова // Учительская газета. – 2011. – 11 января. – С. 3)

Контрольные цифры приема в вузы на 2011 год

Коллегия Минобрнауки огласила контрольные цифры приема в вузы на 2011 год. Количество выделенных бюджетных мест сократилось все­го на восемь тысяч. Это значит, что поступить в вуз будет еще легче. Ведь число выпускников средних школ уменьшится примерно на 70 тысяч, а места для первокурсников сохра­няются практически на прежнем уровне.

Львиную долю выпускников вузов в связи с переходом на двухступенчатую систему вы­сшей школы будут составлять бакалавры и магистры. Как сообщила директор депар­тамента Минобрнауки Татьяна Давыденко, контрольные цифры приема в вузы установ­лены в объеме 484 тысячи человек, из кото­рых на магистров будут учиться 52,9 тысячи. Число студентов-бюджетников составит 172 человека на 10 тысяч населения, а количес­тво очных бюджетных мест приема на пер­вый курс по сравнению с прошлым годом возрастет с 418 до 438 в расчете на 1000 вы­пускников школ. Так что тем, кто нормально учился в школе и сдал ЕГЭ, беспокоиться не о чем: в вуз они поступят практически гарантированно.

В решениях коллегии отражены требова­ния правительства по подготовке кадров для приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики, уч­тены прогнозные потребности рынка труда. В частности, с 2004 по 2011 год наблюдается рост контрольных цифр приема по та­ким группам специальностей, как «Автома­тика и управление» (на 98,6 %), «Информа­ционная безопасность» (на 63 %), «Геодезия и землеустройство» (на 56 %), «Информа­тика и вычислительная техника» (на 21,1 %). За пять лет произошло сокращение контроль­ных цифр по направлениям «Экономика и управление» (на 51,5 %), «Образование и пе­дагогика» (на 35,7 %), «Гуманитарные науки» (на 30,6 %). Основная доля сокращаемых в 2011 году мест также приходится на эти три укрупненные группы.

(Чернаков, А. Абитуриентам повезло / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 26 января. – С. 11)

Основы православной культуры

Пленарное заседание состо­ялось в Государственном Кремлевском дворце. В заседании приняли участие министр иностран­ных дел Сергей Лавров, министр обра­зования и науки Андрей Фурсенко и ми­нистр культуры Александр Авдеев.  Го­сударственные деятели и присоединившийся к  ним руководитель ФСКН Виктор Иванов  отчитывались о проделанной работе и за­верили РПЦ в готовности к дальнейшему сотрудничеству.

Эксперимент по преподаванию   «Основ православной культуры» проходит успешно, но предмет этот следует изучать не только в 4–5-х классах, но и во всех остальных. Так сказал Патриарх Кирилл, обращаясь  к участникам Рож­дественских чтений. Глава отдела религиозного образования РПЦ епископ Меркурий предложил знако­мить детей с православием задолго до школы, в садиках.

–    У нас часто говорят о рисках в связи с преподаванием основ духовно-нравственной культуры, но совсем не говорят о рисках, если бы такого курса не было, – заявил министр образования Андрей Фурсенко. – А ведь этот курс сблизил детей и родителей. То, что в нем заложено, они обсуждают и постигают вместе.

Большие надежды Фурсенко возлагает на трудовое воспитание. Он доволен, что сироты из церковных приютов приобщаются к труду, помогая восстанавливать храмы. Министр пообещал пересмотреть правила, запрещающие детям убираться в школах.

Фурсенко в своей речи новые иници­ативы по внедрению «Основ православ­ной культуры» никак не прокомментиро­вал. Он лишь благодарил Церковь и учас­тников слушаний за совместную работу. А ведь еще в 2006 году на этих слушаниях его освистали.

Министр культуры Александр Авдеев призвал защитить настоящую культуру «от агрессии шоу-бизнеса и общества потребления».

Руководителей ФМС на трибуне чтений не было. Но, касаясь проблем интеграции мигрантов, Патриарх подчеркнул важность сотрудничества и с этой службой в образовательной сфере: «Знание языка, культуры и доминирующей религиозной традиции, несомненно, должно послужить достиже­нию общественного согласия».

(Клин, Б. Православная симфония для детсада / Борис Клин // Известия. – 2011. – 25 января. – С. 2).

Творческим вузам оставят прежние названия

Детские школы искусств перестанут считаться кружками, а у их препо­давателей будет право на пенсию. Балетные, цирковые и музыкальные училища получат статус учреждений интегрированного образования и будут учить по особым программам. Такие решения, принятые на совместной коллегии Минобрнауки и Минкультуры, будут внесены на рас­смотрение правительства и Госдумы.

Совместная коллегия двух ведомств в присутствии руководителей профильных комитетов Госдумы и ряда депутатов приняла ряд важных для этой сферы решений, кото­рые будут вынесены на рассмотрение прави­тельства и парламента.

В новом законе решено уйти от типологии творческих ву­зов, оставив для них наименование «высшее учебное заведение» с правом сохранить пре­жнее название.

Другая важная новость касается детских школ искусств. Специальный законопроект закрепляет за ними отдельный статус учреждений дополнительного образо­вания. Сейчас ДШИ по сути приравнены к кружкам, а выдаваемый ими документ об об­разовании гораздо ниже аттестата. Но теперь они смогут учить по особым стандартам и вы­давать свои аттестаты. Законопроект предла­гает выделять субвенции местным бюджетам на реализацию образовательных программ: заработную плату преподавателям, покупку учебных пособий и техники. Это серьезная мера господдержки позволит повысить ка­чество обучения в пяти с половиной тыся­чах детских школ искусств.

Еще один законопроект посвящен средним профессиональным учебным заведениям в сфере культуры и искусства. За балетными, цирковыми и музыкальными училищами за­крепляется статус учреждений интегриро­ванного образования в области искусства. Они получают право учить индивидуально отобранных детей с выдающимися твор­ческими способностями по особым обра­зовательным программам. Иными словами, чтобы будущая звезда балета могла не только танцевать, но и в супермаркете сдачу правильно посчитать.

Третий законопроект касается послеву­зовского образования в сфере культуры. Здесь вводится понятие «ассистентура-ста­жировка». Это позволит человеку искусства защитить диссертацию и получить право на преподавание на основе не только научных, но и творческих достижений.

(Чернаков, А. Творческим вузам оставят прежние названия / Андрей Чернаков // Известия. – 2011. – 21 января. – С. 3).

Конференция «Русский язык зарубежья»

В Российском государствен­ном гуманитарном университете (РГГУ) прошла двухдневная международная конференция «Русский язык зарубежья». В мероприятии приняли участие филологи и лингвисты из Украи­ны, Эстонии, Армении, Азербай­джана, Казахстана, Финляндии, Италии, Израиля и США. Гово­рили о перспективах изучения русского языка за рубежом.

Общая ситуация в странах СНГ и бывшего соцлагеря такова: русский язык молодое поколение знает значительно хуже, чем их родители. Многие молодые люди сегодня в силу изменившейся экономической ситуации и жела­ли бы получить образование на русском языке в своей стране, од­нако не имеют для этого возможностей или их возможности в си­лу объективных причин существенным образом ограничены.

Участники конференции  сошлись во мнении, что улучшение ситуации возможно через формирование институциональных партнерств, через дружбу образовательно-научных сообществ РФ, через дружбу школ и учителей. И существенная помощь должна прийти из РФ. Но прежде России срочно нужно бы разобраться с собственными учебниками. Внятные учебники – это половина победы.

(Юдина, И. Русский зарубежный / Ирина Юдина  // Независимая газета. – 2011. – 25 января. – С. 8).

Краеведческие новости

В студенты – с восьми лет

В России появился первый Детский университет в городе Волжском Волгоградской области. Обучаться в нем смо­гут дети с 8 до 12 лет. Лекции юным студентам будут чи­тать преподаватели Волжского гуманитарного института.

«Наука – это не только сложно, но и очень интересно» – под таким девизом открыл свои двери университет для самых маленьких. Пока занятия будут проводиться раз в месяц – в игровой форме и не более 30 минут каждое.

Автором проекта выступил доктор юридических наук, заместитель директора по научной работе Волжского гума­нитарного института Валерий Алексеевич Летяев. По его словам, интерес к университету был огромный. В итоге гор­дое звание «студент» будут носить 180 маленьких волжан.

(Ветров, И. В студенты – с восьми лет / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2011. – 18 января. – С. 2)

Комментарии
  • 21 февраля 201121:15
    Гость
    Спасибо за подборку. Очень полезная информация для рядового учителя.

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru