В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (июль 2010)

11 августа 201018:14

Новости образования

Успеваемость студентов

В июле стартовал проект по проведению II Комплексного межвузовского исследования успеваемости студентов. Данное исследование направлено на измерение динамики успеваемости студентов от момента поступления в вуз до его окончания с целью изучения результативности реализации вузовских образовательных программ на примере разных поколений студентов.

II Комплексное межвузовское исследование успеваемости студентов будет проведено в период с июля по сентябрь 2010 года, а его особенностью станет существенное расширение содержания и количества аналитических процедур. Среди прочего предполагается провести анализ успеваемости студентов разных вузов в разрезе укрупненных специальностей, а также регионов и федеральных округов.

(Успеваемость студентов // Независимая газета. – 2010. – 7 июля. – С. 8)

Имя вуза

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о присвоении имени выдающегося путешественника Юрия Сенкевича Московскому государственному институту индустрии туризма. Он поддержал обращение ученого совета института о присвоении этому учебному заведению имени Юрия Александровича Сенкевича, выдающегося путешественника, ученого-исследователя, ведущего «Клуба путешественников».

(Имя вуза // Независимая газета. – 2010. – 7 июля. – С. 8)

100 баллов по ЕГЭ

В этом году количество выпускников, получивших 100 баллов за ЕГЭ, увеличилось на несколько сот человек, однако английский язык сдали на 100 баллов только четыре человека, сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. По данным Рособрнадзора, стобалльников в этом году больше почти на 600 человек. «В этом году выпускников, получивших 100 баллов за ЕГЭ у нас – 2800, а в прошлом году было 2232 человека».

(100 баллов по ЕГЭ // Независимая газета. – 2010. – 7 июля. – С. 8)

Ректоры хотят «дружить домами» с Общественной палатой

В МГУ имени М. В. Ломоносова Российский союз ректоров (РСР) и Общественная палата (ОП) подписали соглашение о партнерстве. Зачем?

«Мы надеемся, что принятое соглашение будет содействовать открытости образовательных процессов. Оно позволит нам еще более сблизить наши усилия в законодательной деятельности», – прокомментировал происходящее ректор МГУ имени М. В. Ломоносова и глава РСР Виктор Садовничий.

Вообще политическая подоплека события очевидна: идет объединение двух наиболее проявивших себя общественных объединений в образовании. Ректорскому корпусу, утерявшему часть свобод в последние годы (взять хотя бы назначение ректоров), нужны союзники в лице общественников для проведения независимой образовательной политики. Кроме того, союз с общественной палатой полезен для проведения независимых исследований и мониторингов.

И буквально с ходу, после подписания, поступило первое предложение от ректоров. Сегодня выставлен для обсуждения обществом новый закон об образовании. В течение лета будут идти дискуссии вокруг законопроекта. Общественной палате предложили подключиться к экспертизе.

(Савицкая, Н. Вузы ищут идейных союзников / Наталья Савицкая // Независимая газета. – 2010. – 7 июля. – С. 8)

В России создадут новую концепцию обучения информационным технологиям

Ректоры вузов обсудили задачи вузовского сообщества в сфере информационных технологий (ИТ). Речь шла об объединении потенциала и систематизации усилий государственных институтов, вузовских корпораций и отраслевых сообществ в направлении создания современной концепции ИТ-образования. Концентрация материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов на подготовке специалистов в области информационных технологий обеспечит необходимым кадровым потенциалом энергетику, ядерные, космические и медицинские технологии.

В концепции среди прочих приоритетных направлений в разделе «Формирование интегрированной системы ИТ-образования» ректоры предложили и несколько спорный момент – введение в систему дошкольного образования вводных образовательных компьютерных программ с игровыми модулями для подготовки к школьному этапу. Сторонники здорового воспитания школьников наверняка будут противиться столь раннему приобщению школьника к компьютеру. Ректоры же уверены в необходимости этого элемента обучения. Кроме этого пункта концепция относит к приоритетным задачам: разработку стандартов ИТ-образования и построение устойчивых связей с ведущими мировыми корпорациями и университетскими центрами.

«Проблем в этой области скопилось немало, – начал заседание Совета РСР ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий. – Дискуссия идет уже несколько лет. Существует противоречие между вузовским сообществом и обществом работодателей. Последние утверждают, что вузы готовят либо недостаточное количество студентов, либо готовят плохо». Задача, тут же уточнил ректор Садовничий, не в том, чтобы кого-нибудь в чем-то поучать, а в том, чтобы сблизить позиции обеих сторон.

(Герасимова, Е. Куда исчезают ИТ-специалисты / Елена Герасимова // Независимая газета. – 2010. – 7 июля. – С. 8)

Управлять школой

Большинство россиян (61%) считают, что современные школы должны прежде всего учитывать индивидуальные особенности ребенка. Об этом свидетельствуют результаты недавнего опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Всероссийский опрос ВЦИОМ ставил своей целью получение ответа на вопрос: какой, по мнению россиян, должна быть современная школа? Согласно исследованию, почти половина россиян (47 %) придерживается мнения, что родители должны принимать участие в управлении школой.

Кроме того, 41 % положительно смотрит на то, чтобы родители могли иметь возможность выбирать учителя для своего ребенка.

38 % россиян склоняются к тому, что школы должны иметь большую финансовую самостоятельность, чем сегодня.

Наиболее спорным оказался тезис о том, что зарплата учителя должна зависеть от успеваемости его учеников: его поддерживают и ему оппонируют по трети опрошенных (по 34 %).

(Сидельникова, И. Управлять школой / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 15 июля. – С. 18)

Зачисление в вузы станет прозрачнее

В порядке приема абитуриентов в вузы в этом году произошли изменения, которые позволят сделать процедуры подачи документов и зачисления более прозрачными.

Теперь вузы обязаны размещать на своем сайте и стенде ежедневно обновляющуюся информацию о количестве поданных заявлений с пофамильным перечнем, утвержденные списки абитуриентов, которые успешно прошли вступительные испытания, приказы о зачислении с указанием количества набранных баллов и основанием для зачисления в день их издания.

По мнению Рособрнадзора, это упростит и сделает прозрачными процедуры подачи документов и зачисления, а выпускникам позволит лучше ориентироваться в выборе вуза.

(Сидельникова, И. Зачисление в вузы станет прозрачнее / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2010. – 8 июля. – С. 15)

Выпускники прошлых лет могут не сдавать ЕГЭ

Опубликованы изменения в правила приема граждан в вузы и учреждения среднего профессионального образования. Эти изменения, думается, обрадуют выпускников школ прошлых лет.

Согласно приказу Минобрнауки России от 11 мая 2010 г. № 481, выпускники, окончившие школу до 1 января 2009 года, то есть до того, как единый государственный экзамен стал обязательным, имеют право поступать в вузы на очные отделения по результатам вузовских экзаменов без сдачи ЕГЭ. До сих пор сдавать вступительные экзамены не в форме ЕГЭ им разрешалось только для поступления на заочное и вечернее отделения. Для «дневников» ЕГЭ был обязательным требованием. Теперь у них есть выбор.

(Сидельникова, И. Без сдачи / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2010. – 8 июля. – С. 15)

Опять экономика…

С 5 по 25 июля проходит вступительная кампания в вузы. То есть выпускники должны уложиться в эти сроки и предоставить в высшие учебные заведения сертификаты ЕГЭ по предметам, обозначенным как вступительные.

Делать какие-то прогнозы пока рано, но даже предварительный опрос приемных комиссий Волгограда показывает: по-прежнему в лидерах экономика. В разных видах и под разным соусом. Увы, статистика, свидетельствующая, что именно экономисты после окончания учебных заведений как раз и оказываются наиболее уязвимой категорией для трудоустройства, пока ничему детей не учит.

Впрочем, есть шанс, что сыграет положительную роль тот факт, что выпускники имеют право подать документы в пять вузов на три направления в каждом. Тем более что, по слухам, сокращение количества бюджетных мест коснулось как раз специальностей «Экономика» и «Юриспруденция». А вот на технических специальностях оно возросло.

(Сидельникова, И. Опять экономика… / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2010. – 15 июля. – С. 18)

Обучение через приключение

Состоялась IX Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России. В палаточном лагере на территории спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ разместились участники 31-й делегации из 25 регионов России. Там они провели полевую исследовательскую деятельность.

На протяжении девяти лет энтузиасты-педагоги срываются с насиженных мест, чтобы вместе со школьниками посвятить две недели исследованию природы одного из уголков России. Экспедиция уже побывала в Прибайкалье, Горной Адыгее, Карачаево-Черкесии, на Южном Урале.

В этом году экспедиция проводилась на территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» в Среднеахтубинском районе нашей области.

Секрет привлекательности этой программы в том, что экспедиция представляет собой особую педагогическую технологию, позволяющую организовать обучение исключительно через практическую деятельность.

Лучшие учителя (почти все – победители конкурсов «Учитель года») организовали для ребят обучение через приключение.

Знакомство с природой и методами ее исследования идет в тематических мастерских. Всего программа экспедиции включает в себя более 30 мастер-классов и полевых практик.

(Сидельникова, И. Обучение через приключение / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 15 июля. – С. 18)

Абитуриент вышел на связь

Получить консультацию по вопросам поступления в любой вуз России теперь можно, не вставая с дивана. На базе Санкт-Петербургского госуниверситета начал работу интерактивный Консультационный центр по вопросам поступления и обучения в вузах.

Принцип работы новой справочной службы основан на форме обратной связи «абитуриент – специалист центра».

Каждому вопросу, заданному абитуриентом на сайте, присваивается номер, и он попадает в банк вопросов, доступ к которому предоставлен группе модераторов. Вопросы после обработки сопровождаются ответами и публикуются на сайте.

Для тех, у кого нет постоянного доступа в Интернет, предусмотрено личное общение со специалистами в здании юрфака СПбГУ. Вопросы можно задавать до 31 августа. Конечно, получить консультацию по предметам в интернет-центре не удастся. Однако избавить себя от лишней беготни по кабинетам, а сотрудников приемных комиссий – от череды одинаковых вопросов центру вполне по силам.

Получить консультацию по вопросам приемной кампании–2010 можно по адресу www.jurfak.spb.

(Голубкова, М. Абитуриент вышел на связь / Мария Голубкова // Российская газета. Неделя. – 1–7 июля. – С. 4)

Из иракских учебников вымарано имя человека, который 24 года правил страной

Новые школьные и университетские учебники по новейшей истории Ирака не должны упоминать имя бывшего президента Саддама Хусейна и употреблять выражения «американское вторжение» или «американская оккупация». Такими рекомендациями завершилась проходившая в Багдаде конференция «Ирак – новый этап, новые подходы», организованная министерством просвещения Ирака.

Ко времени вторжения в Ирак в 2003 году ведомых американцами многонациональных сил учебники были переполнены портретами и славословиями в адрес Саддама и его правящей партии Баас. Все школьные учебники по приказу Хусейна были переработаны еще в 1973 году. Из них явствовало, что США – это злобный агрессор, а Ирак триумфально побеждал во всех войнах.

Но когда американцы захватили Ирак, они сразу же занялись переработкой учебников, взяли под полный контроль министерство образования и отобрали специалистов, которые должным образом должны были отредактировать историю Ирака. Однако с ходу не получилось. В результате пришлось просто вымарывать целые десятилетия истории и бесчисленные пассажи, в которых содержались «сомнительные» высказывания в адрес Америки, суннитов и шиитов, курдов, кувейтцев, евреев и иракцев.

Так что, с 2003 года иракские дети учились не столько по учебникам, сколько со слов учителей. Теперь министерство образования рекомендовало, чтобы в новых учебниках период правления Саддама Хусейна затрагивался «очень кратко», вместо его имени употреблялись выражения «бывший режим» и «диктатор». А «американского вторжения» поминать и вовсе не надо.

(Меринов, С. Вычеркнут из истории / Сергей Меринов // Российская газета. Федеральный выпуск. – 6 июля. – С. 8)

На все сто

Выпускница обычной общеобразовательной школы Таня Напалкова сдала два Единых госэкзамена на сто баллов, а третий – на 95. Педагоги говорят: такой результат для Красноярского края – уникальный.

«Пожалуйста, особенно не акцентируйте внимание на зрении дочери!» – попросила мама Тани, Надежда Алексеевна. «Да, правый глаз у нее не видит совсем, левый – минус три. Такой она родилась. Это наша беда, но мы с ней справляемся. У нас в семье слова «инвалид» вообще нет».

Классный руководитель Любовь Берсенева рассказывает, что за 27 лет работы в школе она выпустила много разных медалистов, но таких, как Таня, не видела. Столько дополнительной литературы еще никто из ее учеников не читал. Таня ничего не принимает на веру, может поспорить с мнением любого критика, до конца отстаивает свою точку зрения.

Теперь у Татьяны есть повод для особой гордости: с таким аттестатом ее приняли в Сибирский федеральный университет буквально с распростертыми объятиями. Конечно, при поступлении можно воспользоваться льготами, но этого не понадобилось. Таня и так сумела доказать, что будет прекрасной студенткой. Документы абитуриентка подала в Институт филологии, на факультет языковедения и коммуникации. Хочет стать переводчиком с японского языка.

(Столярчук, Н. На все сто / Надежда Столярчук // Российская газета. Федеральный выпуск. – 7 июля. – С. 12)

Почему закрывают хорошие школы

О том, что в системе образования запущен режим экономии, известно давно: уничтожаются сельские школы, только что прекратили голодовку учителя двух закрытых ульяновских школ. В начале прошлого учебного года появился список из 40–50 московских школ, которые тоже будут реорганизованы. Но 27-й среди них не было!

Еще три года назад здесь училось до 700 детей среднего и старшего школьного возраста (самый младший класс – шестой), приезжавших на Старую Басманную со всего города и из ближнего Подмосковья. До последнего выпуска в школе оставалось 350 человек. Но учеников стало меньше только по принуждению сверху. Школу ограничили в возможностях приема: сначала сказали, что можно брать максимум 500 человек, потом – что и это количество необходимо сократить (чем меньше учеников, тем скупее нормативно-подушевое финансирование). А теперь школе № 27, выдавшей в этом году шесть выпускных классов, в которых семь (!) медалистов, объяснили сверху, будто она малокомплектная. В школе якобы осталось всего 200 учеников. Так все верно! Но ситуация создана искусственно. Во-первых, чиновники от образования сократили набор в эту школу. Во-вторых, сейчас этому заведению из-за приказа о слиянии с другой школой приходится отказывать толпам людей. В-третьих, основной набор в эту уникальную школу традиционно проходит в конце августа и длится всю первую декаду сентября. Недостатка желающих в ней учиться не бывает никогда! Именно из-за ее уникальности в эту школу стекаются дети со всей Москвы: те, кто по разным причинам не может ужиться в обычной школе (самые проблемные, самые запущенные и самые гениальные), а также дети-спортсмены, дети-актеры, дети-музыканты. Для многих детей здесь создаются индивидуальные графики посещений.

Вот и непонятно, кому нужно убить редкую по своей сути школу.

(Иванова-Гладильщикова, Н. Таланты побоку / Наталья Иванова-Гладильщикова // Российская газета. Федеральный выпуск. – 20 июля. – С. 10)

Школьные советы померяются силами

В России дан старт конкурсу на лучший школьный управляющий совет.

Конкурс организован Комиссией ОП совместно с Институтом развития государственно-общественного управления образованием. «Мы считаем, что начало системной работы советов по управлению школами – это один из ключевых моментов той реформы образования, о которой сейчас говорит общественность, учителя и родители», – сказал Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, председатель Комиссии Общественной палаты по развитию образования.

Конкурс проводится в два этапа: Первый этап – заочный: школьные советы до первого октября присылают на экспертизу документы, фотографии и видеоматериалы, характеризующие их деятельность. Лауреаты первого этапа встретятся в Москве. От каждого школьного совета в столицу приедет три человека. Участники должны будут представить творческую презентацию своего совета и провести пресс-конференцию. Эксперты отберут лучших и опубликуют список победителей не позднее первого декабря.

«Реформа образования часто сводится к тому, какой набор предметов будет преподаваться или как будут измеряться знания, – отметил Ярослав Кузьминов. – Это очень важно, но мне кажется, что есть два ключевых момента для развития школы – это фигура учителя, кто преподает в школе, и форма воздействия общества на развитие школы».

(Муравьева Е. Школьные советы померяются силами / Елена Муравьева // Учительская газета. – 6 июля. – С. 2)

Бауманке – 180

1 июля Московский государственный технический университет имени Баумана отметил 180-летний юбилей. В этот день в 1830 году Николай I на поднесенном ему проекте Положения Московского ремесленного учебного заведения собственноручно начертал: «Быть по сему». Так начиналась история легендарной Бауманки.

Московское ремесленное учебное заведение (МРУЗ), состоявшее в штате Московского воспитательного дома, имело своей целью подготовку «искусных мастеров с теоретическими, служащими к усовершенствованию ремесел и фабричных работ сведениями». В 1839 году состоялся первый выпуск ремесленного учебного заведения, и через некоторое время многие его воспитанники стали директорами заводов, главными механиками, конструкторами, учеными.

Всего же за свою историю старейший технический вуз России выпустил около 200 тысяч специалистов. Здесь зародились признанные инженерные и научные школы, были подготовлены кадры для других учебных заведений страны.

(Ветров, И. Бауманке – 180 / Игорь Ветров // Учительская газета. – 6 июля. – С. 2)

Учителя на фронте и в тылу

В Год учителя, совпавший с 65-летием Победы, особое внимание школьников и их наставников привлекает подвиг советского учительства, совершенный в годы Великой Отечественной войны. В Департаменте образования, культуры и молодежной политики Белгородской области подведены итоги историко-литературного конкурса исследовательских работ учащихся «Подвиг учителя на фронте и в тылу».

На конкурс поступило более 60 исследовательских работ школьников Белгородской области, и половина из них признана победителями и лауреатами. Ребята самостоятельно выбирали стиль изложения – научно-публицистический или художественный, а в качестве источника использовались не только опубликованные в печати или собранные в музеях материалы, но и самостоятельно найденные сведения. Конкурс позволил собрать богатый краеведческий материал об учителях Белгородской области, отличившихся на фронте и в тылу в годы войны.

Электронный сборник исследовательских работ школьников будет размещен на сайте регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, чтобы все заинтересованные педагоги могли использовать его материалы в своей работе.

(Жихов, А. Учителя на фронте и в тылу / Александр Жихов // Учительская газета. – 6 июля. – С. 3)

Превед медвед

В рамках недавно прошедших в Петербурге Дней русской словесности состоялся конкурс эссе на тему «Каким я вижу русский язык завтра». Свои наблюдения над современным состоянием русского языка, мысли о его будущем высказали учителя петербургских школ, студенты-филологи и студенты-журналисты.

Все победители получили приглашения стать участниками в составе российской делегации фестивалей русского языка в США, Китае, Словакии, Черногории, Марокко и Тунисе.

О чем же писали конкурсанты? Большинство из них диагностировали нынешнее состояние русского языка. В «истории болезни» – немотивированные заимствования, приверженность штампам, нецензурные выражения, подверженный веяниям моды молодежный жаргон.

Изменения в русском языке участники конкурса связали не только с вторжением заимствований, грубой сниженной лексикой, искажением норм правописания, но и обеднением языка. Ускорение темпа жизни, внедрение современных средств связи (смс, электронная почта) влекут за собой упрощение языка, его обеднение. Некоторые даже высказывали опасение, что следующие поколения россиян, воспитанные на схематично-сокращенных вариантах письма, не смогут понять обычный текст начала XXI века. Люди разучились выражать свои собственные мысли, им легче отписаться парой сокращенных словоформ. Технические средства письма, его компьютеризация как будто лишают письменную речь индивидуального начала, обезличивают ее.

Авторы эссе отмечали специфику использования языка в Интернете, фиксируя при этом динамику отношения пользователей к случаям грубых отступлений от норм русского правописания, использования ненормативной лексики, которое многими пишущими в Интернете теперь рассматривается как проявление дурного тона, отсутствия культуры. Забота о культуре речи в сфере интернет-общения становится модной.

Впрочем, было бы большим упрощением представлять взгляд на современный русский язык только с негативной стороны. Каждый из участников конкурса, по сути, признавался в любви к родному языку, выбирая свой ракурс и свою палитру красок в представлении богатства и силы русского языка. Эссеисты отмечали, что язык – огромная ценность, достояние, полученное от предков, которое надо передать будущим поколениям.

Авторы сочинений задумывались о том, что можно сделать, чтобы русский язык не потерял свои краски, свои выразительные возможности. Учителя-словесники подчеркивали ответственность учителя, а студенты-журналисты писали о роли СМИ не только как барометра, улавливающего изменения в речевом поведении современников, но и как определяющего тенденции развития.

Большинство авторов эссе указывали на огромную роль чтения, русской литературы в формировании речевой культуры человека.

Почти все конкурсанты пришли к выводу: в условиях процессов глобализации значимость сохранения русского языка равнозначна сохранению национальной идентичности. На сегодняшний день главная задача русиста – это помочь обучающимся с помощью русского языка постигнуть систему миропонимания народа, его философию, психологию, историю и духовную культуру в целом. Глубинная взаимосвязь языка и культуры определяет жизнеспособность русского языка.

(Алексютина, Н. Превед медвед / Наталья Алексютина // Учительская газета. – 6 июля. – С. 23)

Поисковики заполняют белые пятна истории

Учебный год Любови Нифантьевой, учителя русского языка и литературы школы № 3 Петрозаводска, руководителя поискового клуба «Север», завершился двумя победами.

Несколько дней назад она вместе со своими воспитанниками вернулась из Заонежья. 13 человек (бывших и нынешних учеников Нифантьевой) установили памятный знак у Маткозера. Там в 1943-м году после короткого, неравного боя погибла группа разведчиков. В1997 году была предпринята неудачная попытка найти это место. И только спустя 13 лет дорога была найдена...

Теперь в лесу установлен знак с надписью: «Остановись и поклонись! Здесь 11 июля 1943 года погибла Заонежская подпольная группа. Не забывайте карельских героев!».

В честь юбилея Победы ребята из поискового клуба «Север» выпустили сборник, посвященный его деятельности. И это событие тоже стало победой учительницы Любови Нифантьевой. В нем – история клуба, партизанских групп, походов и встреч с ветеранами. Партизанская война в Карелии – одна из самых неизученных страниц Великой Отечественной. Подтверждение тому – история группы разведчиков, которая до конца еще неизвестна. Впереди у «северян» поиски захоронения разведчиков и дальнейшая работа в архивах. После чего еще одно белое пятно в истории Карелии исчезнет.

(Голубева, М. Поисковики заполняют белые пятна истории / Мария Голубева // Учительская газета. – 13 июля. – С. 3)

Студентам не надо заботиться о пенсии

На одном из последних пленарных заседаний весенней сессии депутаты Госдумы РФ рассмотрели проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития движения студенческих отрядов».

Авторы закона предложили внести изменения в федеральное законодательство, которые будут стимулировать работодателей создавать рабочие места для молодых людей, что будет достигаться через механизм освобождения от выплаты сумм страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, получаемых студентами в результате деятельности в студенческих отрядах по трудовым и гражданско-правовым договорам, если они не превышают 20000 рублей.

Авторы закона предложили возложить ежегодное составление списка обучающихся, ставших членами студенческих отрядов, на руководителя соответствующего образовательного учреждения. Он должен будет утверждать этот список и направлять его в трехдневный срок после его утверждения в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также размещать на официальном сайте.

(Николаева, В. Новая льгота / Виктория Николаева // Учительская газета. – 13 июля. – С. 17)

Юные математики Россию не подвели

14 июля в Москву с триумфом вернулась команда школьников, выступавшая на 51-й Международной математической олимпиаде в Астане. Россияне заняли второе место в общекомандном зачете, уступив лишь сборной Китая.

Всего в турнире участвовали более 500 юных математиков из 98 стран мира. Россию на олимпиаде представляли шесть школьников из разных регионов, и без наград никто не остался. Ребята завоевали четыре золотые и две серебряные медали, в очередной раз продемонстрировав конкурентоспособность отечественной математической школы на международной арене. Напомним, что в 2009 году России досталась «бронза» в неофициальном командном зачете.

В копилке китайской команды, занявшей первое место, шесть золотых наград. Абсолютным победителем олимпиады также стал представитель Поднебесной – школьник из Шанхая Ньезы Пей. Третьими в командном зачете стали американцы, на четвертом месте – команда из Республики Корея, а на пятом – представители Казахстана.

Следующая, 52-я, Международная математическая олимпиада состоится в Нидерландах.

(Ветров, И. Юные математики Россию не подвели / Игорь Ветров // Учительская газета. – 20 июля. – С. 2)

Малыши будут осваивать иностранный язык дистанционно

С 1 сентября в малочисленных начальных школах Алтайского края стартует эксперимент по дистанционному изучению иностранного языка.

Теперь ребята, осваивающие программу в классе-комплекте, где ученики 1-х, 2-х, 3-х и 4-х классов учатся вместе, благодаря интерактивным технологиям смогут в режиме онлайн общаться с учителем-предметником.

В качестве площадок для апробации программы выбраны три отдаленные начальные школы в Тальменском, Алейском и Косихинском районах с числом детей от 3 до 10, где учителя начальных классов преподают все предметы, кроме иностранного языка.

Решение о внедрении подобной практики связано, в первую очередь, с необходимостью обеспечения качественного образования в малочисленных школах, а также с введением с 1 сентября 2011 года нового федерального стандарта начального общего образования.

В настоящий момент Алтайский институт повышения квалификации работников образования разрабатывает программу и технологию дистанционного обучения иностранному языку младших школьников. Кроме того, на сегодняшний день подготовлена программа повышения квалификации для педагогов – участников эксперимента. Оснащение же базовых школ и филиалов, участвующих в эксперименте, необходимым оборудованием будет финансироваться за счет краевого бюджета.

Стоит отметить, что подобной практики нет не только в Алтайском крае, но и во многих других регионах. При этом полученный опыт будет актуален также для основных и средних малочисленных школ, где есть дефицит квалифицированных педагогических кадров.

(Киричук, В. Малыши будут осваивать иностранный язык дистанционно / Вячеслав Киричук // Учительская газета. – 20 июля. – С. 3)

Смотру социальных проектов десять лет

В августе 2010 года во Всероссийском детском центре «Орленок» ребята из разных уголков страны соберутся на финал Всероссийской акции «Я – гражданин России». Это смотр социальных проектов, своеобразный отчет школьников о делах, задуманных и осуществленных ими самими.

В этом году акция празднует свой первый юбилей. За прошедшие десять лет были реализованы десятки тысяч социальных проектов: восстановлены сотни исторических памятников, благоустроены села и города, спасены от уничтожения уникальные островки природы, увековечена память многих земляков, разработаны десятки законотворческих инициатив, а главное – выросло и возмужало целое поколение молодых людей, умеющих самостоятельно определять назревшие социальные проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное в команде с единомышленниками.

Ежегодно круг участников Всероссийской акции расширяется. Проект «Гражданин» становится популярным и в маленьких поселках, и в отдаленных селах.

Вот и в этом году в заочном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» приняли участие 206 команд из 67 регионов России. В результате конкурсного отбора оргкомитетом акции были определены финалисты – участники смены в ВДЦ «Орленок». Они представят:

– республики: Калмыкия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания, Чувашия;

– края: Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

– области: Архангельская, Астраханская, Брянская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Ленинградская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Томская, Тульская, Ульяновская, Челябинская;

– города: Москва, Санкт-Петербург;

– Ямало-Ненецкий автономный округ.

У всех собравшихся на десятую юбилейную акцию «Я – гражданин России» юных и взрослых ее участников будет прекрасная возможность обменяться опытом и идеями, приобрести друзей и единомышленников, отдохнуть и набраться сил для новых дел.

(Кобелева, Т. Изменим себя – изменится Россия / Татьяна Кобелева // Учительская газета. – 20 июля. – С. 15)

Краеведческие вести

Дети–инвалиды обучаются дистанционно

В Волгоградской области готовится к запуску пилотный проект дистанционного образования детей–инвалидов. На это из федерального бюджета региону выделено более 14 миллионов рублей на условиях софинансирования. Цель пилотного проекта – обеспечить доступ ребенка с ограниченными возможностями здоровья к образовательным и другим информационным ресурсам.

Ожидается, что новая технология обучения позволит детям-инвалидам получить качественное образование, а в будущем – профессию. Специальный центр будет создан в одном из общеобразовательных учреждений Волгограда.

Средства на проект выделяются в рамках нацпроекта «Образование» по направлению «Развитие дистанционного образования детей с ограниченными возможностями».

(Грачев, П. Дети-инвалиды обучатся дистанционно / Павел Грачев // Городские вести. – 2010. – 3 июля. – С. 3)

Каникулы: вторая смена

На базе муниципальных образовательных учреждений Волгограда открылась вторая смена оздоровительных лагерей с дневным пребыванием.

Всего во время каникул в 148 волгоградских общеобразовательных учреждениях работают 268 лагерей с дневным пребыванием. В том числе 183 оздоровительных лагеря с организацией питания и 83 лагеря труда и отдыха. В оздоровительных пришкольных лагерях Волгограда за три смены будет обеспечен отдых более 14 тысяч детей.

Кроме того, на основании договоров с поликлиниками более трех тысяч волгоградских детей будут посещать медицинские учреждения, реабилитационные центры, физкультурные диспансеры, центры по работе с детьми-инвалидами, где получат физиотерапевтическое лечение, пройдут курс оздоровительных процедур.

Всего организованными формами труда и отдыха летом текущего года в Волгограде планируется охватить почти 32 тысячи школьников (49 % от общей численности).

(Краснова, О. Каникулы: вторая смена / Ольга Краснова // Городские вести. – 2010. – 3 июля. – С. 4)

Непостоянные и непредсказуемые

6 июля для абитуриентов Волгоградского института искусств им. П. А. Серебрякова настал судьбоносный момент – стартовали вступительные госэкзамены. В течение 20 дней – с 15 июня – проходил прием в Серебряковку, в которой две ступени обучения – колледж и вуз. Выяснилось, что нынешние поступающие отдают предпочтение иным отделениям, чем абитуриенты прошлого года.

По колледжу стабильный интерес у абитуриентов вызывали отделения «Академический вокал», «Эстрадный вокал», «Дизайн» и «Живопись». В этом году не так много желающих поступить на отделение «Народные инструменты», и ректор Волгоградского института искусств Дмитрий Арутюнов опасается, как бы не пришлось ныне отдельные специальности – балалайка, домра, баян – включать как одно из направлений фольклорного отделения.

Зато радует, что в этом году будет конкурс на инструментальное отделение. Оно входит в специальность «Музыкальное искусство эстрады», которое открыто четыре года назад. Также в этом году на удивление стала пользоваться спросом такая специальность, как «Музыковедение». По-прежнему у абитуриентов востребованы вокальное отделение и хоровое дирижерское. Второе интересно тем, что оно благодаря заочной форме позволяет без отрыва от производства получить высшее музыкальное образование.

(Журбина, Н. Непостоянные и непредсказуемые / Наталья Журбина // Городские вести. – 2010. – 6 июля. – С. 3–5)

ЕГЭ: повод для раздумий

В нынешнем году две выпускницы Волгограда – Ангелина Гуркина (гимназия № 3 Центрального района) и Елена Малькова (лицей № 1 Красноармейского района) – сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. И еще один 100-бальник волгоградец Валерий Арестанов отличился по физике.

Рубеж в 100 баллов по математике не покорился в этом году никому из волгоградцев. А между тем, в прошлом году 100-бальников по этому предмету было семеро. Самый высокий результат по математике нынешним летом – 95 баллов. И показал его только один ученик – Илья Першин из школы № 78 Волгограда.

80 и более баллов набрали в этом году в Волгоградской области лишь 33 человека, в 2009-м таких было 60.

Снизился и средний балл по сравнению с тем же 2009 годом – до 40,5 балла вместо 41. Зато минимальный порог по математике министерство оставило без изменений – 21 балл. И в этом году ниже данного порога в Волгограде сдал математику 141 выпускник, по русскому языку двоечных результатов поменьше – 104.

Всего же в 2010 году справок по результатам двух обязательных экзаменов – русского языка и математики – 196, и опять, к сожалению, повторяется тенденция прошлых лет – самый большой процент справок дают вечерние школы города.

Кстати говоря, в 2009 году этот показатель был значительно хуже. Получили справки 347 выпускников Волгограда, и 214 из них – в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях. Правда, 36 из них пересдали ЕГЭ и, переступив порог, все же получили аттестат в 2010 году.

(Сидельникова, И. ЕГЭ: повод для раздумий / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 8 июля. – С.15)

Школьники и права человека

Завершился конкурс работ по теме «Права человека в 21-м веке» среди учащихся одиннадцатых классов, который проводил уполномоченный по правам человека в Волгоградской области Валерий Ростовщиков. Победители творческого состязания отмечены дипломами и ценными подарками.

Этот конкурс среди школьников традиционно проводится по инициативе Волгоградского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт управления» при поддержке уполномоченного по правам человека в Волгоградской области.

В этом году на конкурс поступило более 80 работ как из Волгограда, так и из различных районов региона.

(Анищенко, С. Школьники и права человека / Станислав Анищенко // Городские вести. – 2010. – 15 июля. – С. 6)

Составляющие комфорта в школе

Руководитель Центра психолого-социальной помощи Тракторозаводского района Игорь Чумаков провел большое социологическое исследование среди детей, где интересовался составляющими комфорта в школе. Выяснилось, что в начальной школе дети больше всего обращают внимание на питание, а в старшей школе – на комфорт… в школьных туалетах. Считают старшеклассники большим минусом и то, если нет ничего интересного и познавательного в классных часах.

На проблему неэстетичных туалетов в школах психолог Игорь Чумаков обратил внимание еще в начале 2000-х годов. И по-прежнему считает, что психология с проблемой всего-то каких-то там условий при отправлении естественных потребностей очень даже вяжется. Как заведующему Тракторозаводским отделом социально-психологического сопровождения образовательного процесса центра повышения квалификации Волгограда, ему много раз приходилось разбираться в школьных конфликтах. В том числе и в проблеме прогулов. Конечно, не только отсутствием комфортных туалетов обусловлены причины прогулов, но для многих детей с этого все начинается.

Как бы там ни было, уровень жизни среди россиян растет и домашние условия у многих ребят хорошие. И если школа в этом смысле проигрывает, то невольно и все остальные усилия педагогических коллективов сводятся на нет. Так что за последнее время требования и ожидания по комфорту в школе возросли. Если дома у ребенка комфорту уделяется внимание, а школа в этом смысле отстает, то такая ситуация уже никого не устраивает.

Именно поэтому комфорт в школе – это не только материальная, но и социальная составляющая правильного взросления ребенка.

(Сидельникова, И. Поесть и сходить в туалет / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 15 июля. – С. 18)

Выберут лучших

На базе спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ «Марафон» в рамках проведения Года учителя проходит уникальный проект «Шестой студенческий марафон».

Это уникальный проект в молодежной среде, который проводится в городе-герое Волгограде с 2005 года. По традиции это десять незабываемых дней на природе, где творческие неординарные личности, объединив усилия, создают настоящие шедевры и преодолевают самые немыслимые спортивные задания.

Организаторы всего проекта – инициативная группа студентов Волгоградского государственного педагогического университета. Проект реализуется при активной поддержке ректората педагогического университета, а также первичной профсоюзной организации студентов ВГПУ.

(Анищенко, С. Выберут лучших / Станислав Анищенко // Городские вести. – 22 июля. – С. 10)

В академии МВД прошел выпускной

В Волгоградской академии МВД прошла торжественная церемония выпуска офицеров. Дипломы об окончании прославленного вуза и лейтенантские погоны в этот день получили 288 молодых специалистов: следователей, экспертов-криминалистов, оперативных сотрудников.

Более сорока лет учебное заведение готовит специалистов для органов правопорядка. Сменилось несколько поколений выпускников и сотрудников академии. Однако неизменной остается традиция торжественного ритуала выпуска. Прощание со знаменем вуза, вручение дипломов, показательные выступления курсантов академии, запуск шаров и, конечно же, торжественный марш новоиспеченных офицеров с традиционным подбрасыванием монет – особенно волнующие элементы церемонии. В последние годы все торжественные мероприятия академии неизменно украшают незабываемые выступления девушек-барабанщиц.

В этом году в Волгоград на церемонию прощания со знаменем академии приехал выпускник Волгоградской академии МВД, а сегодня министр внутренних дел по Кабардино-Балкарии генерал-майор милиции Юрий Томчак. Он признался, что данный выпуск для него особо волнительный: его сын в числе выпускников этого вуза. Также в этот день поздравить выпускников академии пришли представители законодательной и исполнительной власти Волгоградской области, духовенство: Митрополит Камышинский и Волгоградский Герман и первый вице-губернатор Волгоградской области Геннадий Чуриков.

(Светлова, Е. В академии МВД прошел выпускной / Елена Светлова // Волгоградская правда. – 2010. – 13 июля. – С. 1)

В приемных комиссиях волгоградских вузов, как всегда, многолюдно

В сорокоградусную жару хочется на пляж, а не в аудиторию. Но волгоградским абитуриентам выбирать особо не приходится. Большинство, одевшись поцивильнее и прихватив бутылку с водой, лично отвозят документы в вузы.

Рособрнадзор в этом году нацеливал приемные комиссии на активное внедрение интернет-технологий. Абитуриентам советовали: не хочешь очередей и прочих неудобств – пользуйся электронной почтой. Однако в самом начале вступительной кампании только некоторые вузы в Волгограде подтвердили возможность приема документов через интернет. Примечательно и другое. Как сейчас выясняется, даже в вуз, где приемная комиссия действительно работает в современном электронно-цифровом формате, абитуриент предпочитает по старинке доставлять свои документы на троллейбусе.

Возможно, абитуриенты до конца не определились с будущей профессией и надеются, что последние сомнения отпадут, стоит пройтись по университетским коридорам. Ну, а родителям, наверное, важно своими глазами увидеть, в каких условиях ребенку учиться.

Итак, хотя по правилам 2010 года и не требуется личного присутствия абитуриентов, сейчас волгоградские вузы многолюдны.

(Гречухина, Ю. Виртуальные абитуриенты в меньшинстве / Юлия Гречухина // Волгоградская правда. – 2010. – 15 июля. – С. 2)

В регионе возрождается движение молодежных строительных отрядов

Этим летом волгоградские студенты могут не только отдохнуть, но и заработать. «Трудовой семестр» пройдут около пяти с половиной тысяч человек.

– Сформированы 125 отрядов, из которых 67 уже вышли работать, – говорит руководитель областного штаба студенческих отрядов Александр Шейкин. – В прошлом году было организовано 119 отрядов, в которых трудились более четырех тысяч человек.

Педагогический отряд работает воспитателями и вожатыми в детских оздоровительных лагерях, сервисный обслуживает городские территории, занимается гостиничным и ресторанным сервисом, строительный производит общестроительные и отделочные работы, а отряд проводников работает в пассажирских поездах.

Зарплата зависит от работодателя и выбранного направления.

Движение набирает силу и в Волжском, где организовано 14 отрядов города, объединивших более 300 человек.

Перед тем, как приступить к работе, все студенты прошли обязательные подготовительные курсы и медицинское обследование.

«А после завершения трудового семестра мы выберем лучших, организуем фестиваль «Студенческое лето» и начнем готовиться к трудовому семестру будущего года», – подытожил руководитель областного штаба студенческих отрядов Александр Шейкин.

(Малышева, К. Бойцы студенческого фронта  / Ксения Малышева // Волгоградская правда. – 2010. – 16 июля. – С. 2)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru