В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (апрель 2010)

10 мая 201000:00

Новости образования

В законе «Об образовании» может появиться глава о социальном статусе педагога

16 марта в Комитете Совета Федерации по образованию и науке прошли парламентские слушания «О нормативно-правовой поддержке педагогов в Российской Федерации». В дискуссии приняли участие представители профильных министерств и ведомств, педагоги средней и высшей школы, ученые, общественные деятели.

Предложение, с которым согласилось большинство присутствующих, −  внести в проект нового закона «Об образовании», который сейчас готовится в Министерстве образования и науки РФ, отдельную главу о социальном статусе педагога. Также шла речь о необходимости приравнять вузовских преподавателей к государственным служащим, обсудить вопрос о нормировании рабочего дня педагога, освободить выпускников − будущих учителей от армии, ввести должности помощника или ассистента учителя, изменить требования к получению надбавки за классное руководство, прописать механизм предоставления учителям академического отпуска на год, закрепить на законодательном уровне базовую ставку зарплаты учителя и ее индексацию, оплачивать жилье для сельских учителей.

(В законе «Об образовании может появиться глава о социальном статусе педагога  // Университетская книга. − 2010. − № 3. − С. 6).

Об итогах деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации в 2009 году и задачах на 2010 год

На заседании итоговой коллегии Минобрнауки РФ вице-премьер С. Б. Иванов, в частности, сказал: «Общесистемной проблемой нашего образования остается сложная кадровая ситуация. Она по-прежнему характеризуется сохранением большой численности преподавателей пенсионного возраста. Поэтому задачи повышения результативности и престижа учительского труда не теряют своей актуальности и должны оставаться в числе наших приоритетов. Определенные подвижки здесь уже имеются. Если говорить о заработной плате учителей, то она в последнее время значительно выросла, а в ряде субъектов Федерации приблизилась и даже превысила среднюю по региону зарплату… Достойная оплата труда педагога, современные технологии в классе, возможность постоянно повышать свою квалификацию − все это в совокупности должно работать на развитие учительского потенциала и привлечение молодых учителей к работе в школе… Если взять всех выпускников педагогических вузов… около 5 % выпускников закрепляются в педагогической деятельности. А сколько у нас педагогических вузов? И кого мы там готовим за бюджетные средства?»

(Новости образования в России /// Alma mater. − 2010. − № 3. − С. 3).

Какой будет высшая школа в 2015 году?

В рамках процессов реформирования системы образования в России в условиях продолжающего экономического кризиса, который повлек за собой сокращение промышленного производства в 2009 году. почти на 10 %, можно предположить, что государство предпримет определенные шаги, которые повлекут за собой полное изменение принципов формирования и управления финансовыми потоками образовательной сферы как составной части российской экономики. Прогноз экономиста Елены Лебедевой достаточно смел: она предполагает возможность перевода государственных образовательных учреждений в ранг негосударственных, минуя стадию автономных образовательных учреждений.

(Лебедева Е. Какой будет высшая школа в 2015 году?/ Е. Лебедева // Ученый совет. − 2010. − № 3. − С. 30−33).

Научная политика

Российская наука находится в критическом состоянии − худшем, чем когда-либо за 285 лет своего существования. Финансирование науки совершенно не достаточно, и отъезд научной молодежи за рубеж продолжается.

(Захаров В. Что и как нужно спасать в российской науке / В. Захаров // Ученый совет. − 2010. − № 3. − С. 22−25).

О реализации проектов кооперации вузов и предприятий в 2010−2012 годах

«20 млрд рублей планируется выделить в течение трех лет на реализацию совместных проектов и предприятий для развития наукоемкого производства и стимулирования инновационной деятельности в российской экономике». Данный проект направлен на коммерциализацию наукоемких технологий и обеспечивает решение важнейшей задачи по модернизации экономики. При этом заявки для получения финансирования смогут подать именно предприятия, что является гарантией внедрения научных разработок в производственный процесс», − отметил заместитель Минобрнауки России В. В. Миклушевский на заседании коллегии.

(Новости образования в России /// Alma mater. − 2010. − № 3. − С. 3).

Просветитель

Организаторы премии «Просветитель», врученной в конце прошлого года, выполнили свои обещания по рассылке в библиотеки комплектов книг-лауреатов премии. Комплекты, а также переводные книги из библиотеки фонда «Династия», учредителя премии, получили 125 региональных, областных и районных библиотек России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

(«Просветитель» выполняет обещания // Университетская книга. − 2010. − № 3. − С. 8).

Наука − ТВ

На телеканале «Культура» стартовал новый просветительский проект «ACADEMIA», рамках которого телезрители обрели уникальную возможность побывать на публичных лекциях первых лиц российской науки. Среди участников проекта − Жорес Алфёров, Владимир Скулачев, Сергей Капица, Валентин Янин, Вячеслав Иванов, Андрей Сахаров. Профессор Сергей Капица сказал: «Мне кажется, что это очень важный поворот: на фоне того невежества,  которое сейчас царит в обществе, вывести на экран голос разума. Это и есть обещанное каналом просвещение народа − в самом высоком смысле этого слова. Ведь фундаментальная наука − часть культуры, и то, что она оказалась оттуда исключенной, привело к очень серьезным последствиям, в частности, к исходу молодых специалистов из науки либо в бизнес, либо за рубеж.

(Наука − ТВ // НГ − Антракт. Приложение к «Независимой газете». – 2010. – 16 апреля. – С. 10).

Победители

Объявлены победители Горьковской литературной премии − 2009. Ими стали: литературный критик, заместитель главного редактора журнала «Урал» Сергей Беляков (в номинации «Несвоевременные мысли» − критика, литературоведение), историк и литературовед Лев Бердников («По Руси» − историческая публицистика, краеведение, поэт Игорь Меламед («Не браните вы музу мою…» − поэзия), писатель Сергей Есин («Фома Гордеев» − художественная проза) и прославленный поэт Владимир Леонович (в номинации «Мои университеты» − за высокий профессионализм и беззаветное служение изящной словесности).

(За это и за то // НГ − EX−LIBRIS. Приложение к «Независимой газете». – 2010. – 15 апреля. – С. 3).

ЕГЭ и закон

В Тюмени вынесен приговор в отношении 19 – летней Алены Золотухиной, которая использовала фальшивое свидетельство о ЕГЭ для поступления в университет. Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры РФ, в июле 2009 года Золотухина, имея неполное среднее образование (9 классов), решила обманным путем поступить в Тюменский госуниверситет. По объявлению в газете девушка нашла молодого человека, который за 35 тыс. руб. изготовил фальшивые свидетельство о результатах ЕГЭ и аттестат о среднем образовании. Указанные документы 22 июля 2009 г. Золотухина представила в приемную комиссию вуза. Комиссия проверила свидетельство по специальной базе и установила, что оно подложное. Руководитель приемной комиссии сообщим об этом факте в органы внутренних дел.

(Коротко // «Независимая газета». – 2010. – 13 апреля. – С. 8).

Точка зрения

В начале января 2010 г. На сайте факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова появился сборник наиболее аргументированных откликов российских СМИ на единый государственный экзамен под названием «ЕГЭ и судьба российского образования. Белая книга».

(Абрамов А. «ЕГЭ в России больше, чем ЕГЭ» /А. Абрамов // Ученый совет. − 2010. − № 3. − С. 39−41).

Школьный музей

Школьный музей собирает документы о концлагерях. В музее узников фашизма Ростовской школы № 52 экскурсии расписаны чуть ли не на каждый день. И это неудивительно − в Ростове-на-Дону это единственный музей, посвященный узникам немецких концлагерей.

(Рябоволова Е. Фото в обвинение /Елена Рябоволова //Российская газета. Неделя. − 2010. − 1 ареля. − С. 20).

Все документы нужно подать в строго оговоренные сроки

Новые правила приема в вузы, утвержденные Минобрнауки, строго регламентируют также даты подачи и приема документов.

(Календарь абитуриента  − Аргументы и факты. Нижнее Поволжье. − 2010. − 7 апреля. − С. 4).

Кадры − в плюс, зарплата − в минус

Татьяна Куприянова, заместитель Председателя Всероссийского профсоюза работников народного образования и науки отвечает на наболевшие вопросы педагогов: из-за чего учителям уменьшили премии и чем школам повредит новый закон, который сделает их самостоятельными.

(Кадры − в плюс, зарплата − в минус   //  Аргументы и факты. Нижнее Поволжье. − 2010. − 7 апреля. − С. 4).

Пища для размышления

Специалисты говорят, что на экзаменах нагрузка на организм ребенка сопоставима с теми, что испытывает космонавт в невесомости. Особое напряжение приходится на мозг школьника. Поэтому очень важно обеспечить его полноценным питанием в период подготовки к экзаменам и тем более в дни их сдачи. А еще лучше кормить его «умной едой» в течение всего года. Семь продуктов, особенно полезных во время экзаменов:

  1. Рыба и морепродукты.
  2. Говядина, другие нежирные сорта мяса.
  3. Гречка.
  4. Стручковая фасоль.
  5. Капуста и другие овощи.
  6. Бананы и другие фрукты.
  7. Горький шоколад (в небольших количествах).

Кстати, ученые заметили, что процесс запоминания происходит гораздо эффективнее, если человек находится в горизонтальном положении. Причина − прилив крови к мозгу. Так что, если вам нужно что-то выучить наизусть, принимайте горизонтальное положение. Только постарайтесь не уснуть раньше времени!

(Казакова А. Пища для размышления: чем кормить школьника перед экзаменами /А. Казакова //Российская газета. Неделя. − 2010. − 1пареля. − С. 21).

Новости образования в мире

Национальный фонд науки США подсчитал, сколько зарабатывают представители разных профессий, приехавшие в Америку на работу. Те иностранцы, кто работает в сфере журналистики и писательства, получают в среднем 38 200 долларов, а те, кто занят религиозной деятельностью − 37 400 долларов. Математики и физики могут рассчитывать на годовую зарплату 58 000 долларов. Для представителей социальных наук: политологов, экономистов, социологов стартовая зарплата пониже − 54 000 долл. В ближайшее время принципиальных изменений не ожидается. За последние 25 лет число ученых и инженеров в США выросло в 2 раза и стабильно растет в 1,5−2 раза быстрее, чем общая численность рабочей силы. В США все более полагаются на приезжую рабочую силу. Более всего в США ждут IТ-специалистов, физиков, математиков, но и представители социальных наук тоже востребованы. США−абсолютный лидер  по финансированию университетской науки − это 50 млрд. долларов в год, что втрое больше, чем в Японии, и в 30 раз − чем в России.

Вузовская среда США контрастирует со средним образованием, которым многие родители и эксперты недовольны. Если взять, например, математику, то в международном исследовании TIMSS американские ученики четвертого класса в среднем получили баллы ниже, чем в России, Японии, Сингапуре и др., но опередили такие страны, как Италия, Чехия, Норвегия. А в другом глобальном тесте PISA 15-летние американцы отстали от большинства участвовавших стран. Зарплаты школьных учителей также растут медленнее, чем у представителей других профессий.

Несмотря на то, что администрация Барака Обамы обещает школе новые реформы, большого прорыва не будет, т. к. на экспотр школьное образование не поставишь. Куда выгоднее вкладывать средства в академическую сферу: это не только «ценный мех», т. е. отдача на инвестиции, но и ежегодный приток десятков тысяч лучших умов из Южной Кореи, Китая, Индии и многих других стран.

В 2007 году 25 % всех американских аспирантов и более половины postdoc прибыли в страну по временной визе, из них почти две трети, как показывает статистика, предпочли остаться. И хотя кризис немного подорвал привлекательность США для приезжих и все больше американских выпускников в стремлении избежать безработицы и получить интересную работу на заре своей карьеры интересуются вакансиями в Китае, тем не менее ученые и изобретатели не перестанут ехать в США.

Экспортируем вузовское образование, приглашаем лучших инженеров, биологов и экономистов − такова американская модель науки и образования.

(Новости образования в мире // Alma mater. − 2010. − № 2. − С. 56−57).

Великобритания

Легче всего получить академическую степень в Англии. Учебная нагрузка на здешних студентов меньше, чем на континенте, а требования на экзамене тоже не слишком суровые. Английский студент занимается 30 часов в неделю − меньше, чем в Чехии. Во Франции недельная нагрузка − 42 часа, а в Швейцарии − 39.

(Новости образования в мире // Alma mater. − 2010. − № 3. − С. 63).

Он-лайн обучение

Американская журналистка и писательница, имеющая большой педагогический опыт, опубликовала статью на веб-сайте «The Chronicle of Higher Education», в которой выступает против новомодного он-лайн обучения.

Элен Клифт оценила на собственном опыте некоторые недостатки, присущие Интернет-образованию. Она прошла курс подготовки для преподавателей и некоторое время поработала виртуальным профессором. Вот к каким выводом она пришла:

  1. «Виртуальное сообщество» − не более чем оксюморон, т. е. противоречие в объекте. Вы не можете общаться с людьми, чьих лиц вы не видите, а голосов не слышите, имен не знаете.
  2. Невозможность получить ответ сразу сводит с ума. Учитель может и должен задавать вопросы и получать ответы, пояснять и спорить. Это возможно только в классе.
  3. Качество образования в Интернете сомнительно. Помимо того, что содержится в рекомендованных для учеников книгах, лектор почти ничего дать не может. Невозможно помочь исправить все письменные ошибки и научить критически и творчески мыслить он-лайн.
  4. «Овчинка выделки не стоит». На один учебный курс, который преподается по Интернету, приходится тратить в три раза больше сил и времени, чем при классической живой форме преподавания.
  5. Виртуальное преподавание становится совершенно реальным наказанием. Не остается ни одного выходного дня.
  6. Невозможно понять по-настоящему, как к тебе относятся студенты.

(Новости образования в мире // Alma mater. − 2010. − № 3. − С. 63).

Опять бабушки и дедушки виноваты

Британские дошкольники, которых воспитывают бабушки и дедушки, имеют избыточный вес чаще своих сверстников. Группа ученых Лондона исследовали данные 12 тыс. детей в возрасте от девяти месяцев до трех лет. Было установлено, что дети, которых воспитывают только бабушки и дедушки, имеют избыточный вес на 34 % чаще, чем их сверстники, посещающие дошкольные учреждения или растущие с няней.

(Вокруг развития и воспитания. Опять бабушки и дедушки виноваты. // Семья и школа. − 2010. − № 4. − С. 4).

Краеведческие новости

Виктор Максин

Губернатор Волгоградской области Анатолий Бровко назначил Виктора Максина Председателем комитета по образованию. Виктор Максин будет также курировать вопросы развития в регионе молодежной политики, спорта, казачества. Он приехал в Волгоград из Костромской области, где с 2003 г. работал заместителем главы администрации. Виктор Максин пять лет возглавлял ФК «Спартак-Кострома», был членом совета профессиональной футбольной лиги от Зоны Запад. В феврале этого года его назначили президентом ФК «Ротор».

(Виктор Максин возглавил образование // Родной город. − 14 апреля. − С. 2).

Поздравляем волжанку

Елизавета Дорогова, 11− классница из Волжского, второй год подряд одерживает убедительную победу в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку.

Олимпиада проходила в Нижнем Новгороде. В ней приняли участие 205 школьников со всей России. Лиза второй год подряд побеждает на Всероссийской олимпиаде по немецкому языку. Причем в школе она изучает английский язык, а немецкий − самостоятельно. Теперь Елизавета Дорогова может без экзаменов поступить в любой вуз России. Такие льготы ей предоставлены как победительнице.

(Волжанка стала лучшей // Родной город. − 2010 . − 21 апреля. − С. 2).

Льготы

Во всех вузах Волгограда начинается горячая пора. Некоторым абитуриентам положены льготы. Этот вопрос для многих школьников звучит более чем заманчиво. В соответствии с федеральным законодательством право на поступление в вузы вне конкурса имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Победа в школьных олимпиадах дает право на льготное поступление в вуз. Но в зависимости от вида олимпиады вуз может отказаться от предоставления льготы.

Также льготой могут воспользоваться граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя − инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума; граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательное учреждение, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий.

Дети с ограниченными возможностями имеют право сдавать вступительные испытания в вузах в традиционной форме. Также ребята могут выбрать и ЕГЭ. Все зависит от их желания.

(Половинко Е. Кто получит льготы при поступлении / Е. Половинко // Родной город. − 21 апреля. − С. 14).

Музей учителя

В Волгограде откроют музей учителя. В сентябре он примет первых посетителей в здании бывшего кинотеатра «Победа». В течение двух лет краеведы, педагоги, историки собирали по крупицам факты, документы, воспоминания, фотографии, имеющие отношение к образованию Царицына и Сталинграда.

(В Волгограде откроют музей учителя // Родной город. − 14 апреля. − С. 2).

Менделеевский съезд состоится в Волгограде

Волгоградская область может стать местом проведения XIX Менделеевского съезда по общей и прикладной химии. Менделеевские съезды по химии являются наиболее представительными научными собраниями и проводятся в стране с 1907 года каждые 4−5 лет.

Предполагается, что в XIX Менделеевском съезде примут участие более 800 человек. Это ученые, представляющие элиту мировой химической промышленности, студенты, руководители промышленных предприятий.

(Менделеевский съезд состоится в Волгограде // Вечерний Волгоград. − 23 апреля. − С. 2).

Абсолютный победитель

Энциклопедия «Сталинградская битва» признана лучшей книгой года. 23 апреля в Санкт-Петербурге известное волгоградское издание − энциклопедия «Сталинградская битва» − стало абсолютным победителем конкурса «Лучшие книги года». Кроме того, книга признана победительницей в номинации «Лучшие книги о российской армии и флоте».

Подведение итогов конкурса состоялось в ходе проходящей сейчас в Санкт-Петербурге выставки-ярмарки «Санкт-Петербургский Международный книжный салон»

Конкурс прошел уже в 19-ый раз. Он проходил по 17 номинациям. Церемонию объявления и награждения лауреатов провела Ассоциация книгоиздателей России.

(Энциклопедия «Сталинградская битва» признана лучшей книгой года // Вечерний Волгоград. − 23 апреля. − С. 2).

Зеленая планета

19 школьников из Волгоградской области стали лауреатами VII Международного и Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета−2009».

Главной целью проведения форума «Зеленая планета» является содействие развитию детского и юношеского творчества в области экологии, а также развитие молодежной и детской дипломатии в рамках международной программы «Диалог культур: от узнавания к уважению». Всего в 9 творческих номинациях форума приняли участие около 150 тысяч школьников из 18 стран. 6 апреля в администрации региона состоялась торжественная церемония награждения победителей.

(Творить, чтобы помочь сохранить природу // Вечерний Волгоград. − 9 апреля. − С. 2).

Детсадо-мазохизм

На очереди в дошкольные учреждения Волгограда стоят 25 925 детей. Мест − 5 700. «Внутренние резервы детсадов города-героя исчерпаны», − сообщила на пресс-конференции, посвященной детскому вопросу, начальник отдела дошкольного образования и охраны прав детей комитета по образованию администрации Волгограда Светлана Пятаева. Чтобы полностью решить проблему дефицита мест в детсадах Волгограда, в городе нужно построить сразу 49 садиков на 12 групп каждый. Стоимость строительства одного детсада − от 250 до 300 миллионов рублей. Денег на это в городской казне нет.

(Полянская Я. Детсадо-мазохизм. / Яна Полянская // Аргументы и факты. Нижнее Поволжье. − 2010. − 21 апреля. − С. 3).

Горьковка – педагогам

Отдел Волгоградской универсальной научной библиотеки  им. М. Горького, гуманитарной и естественно-научной литературы (абонемент) предлагает специалистам народного образования широкий спектр библиотечно-библиографических услуг.

Задача абонемента – обеспечение оперативной и качественной информацией коллективных и индивидуальных абонентов библиотеки: школ, методических объединений, педагогов, частных лиц. Максимально используя возможности библиотеки, отдел осуществляет комплекс мероприятий по оказанию квалифицированной помощи пользователям библиотеки в поиске  информации. Выполняя заказы читателей библиотеки, отдел проводит информационно-образовательные мероприятия – День специалиста, День информации, тематические обзоры периодических изданий, обучающие экскурсии по библиотеке; по запросам абонентов библиограф составляет тематические списки и указатели литературы; осуществляет многоаспектный поиск книг в электронном  каталоге библиотеки; тематический поиск материалов в правовой базе данных «КонсультантПлюс».

Отдел очень активно сотрудничает с издательством «Учитель», которое предоставило библиотеке более тысячи наименований учебно-методических пособий практически по всем основным школьным предметам. Также большой интерес вызывают издания по внеклассной и воспитательной работе, в которых представлены сценарии общешкольных и классных праздников и вечеров, классные часы и родительские собрания, и другие формы воспитательной работы.

Помимо книг и методических пособий по педагогике и психологии сектор предлагает своим пользователям около ста наименований журналов и газет для специалистов народного образования.

Часть документов предоставляется в удобной для читателя форме: компакт-диске. Отдел предлагает своим читателям около полутора тысяч экземпляров аудиокниг по различным отраслям знаний: математике, химии, физике, географии, медицине, социологии, истории России, различным отраслям экономики, политологии, юриспруденции, русскому языку и культуре речи (в т. ч. и разнообразные словари), литературе, религии, философии и психологии. А также звуковые версии литературных произведений, спектакли, инсценировки,  радиокомпозиции,  мюзиклы,  записи выступлений артистов разговорного жанра. Эффективно использование аудиокниги на уроке литературы.

Выдача литературы на дом  и все библиотечные услуги  бесплатны.

(Материал предоставлен внештатным корреспондентом библиотеки М Горького).

Не указан форум для отзывов.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru