В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Дайджест образовательной прессы (декабрь 2009 года)

16 января 201000:00

Национальный проект

Межведомственная рабочая группа по реализации национального проекта «Образование» рассмотрела концепции создания пяти новых федеральных университетов – Приволжского (Казанского), Уральского, Северного (Арктического), Северо-Восточного (Якутского) и Дальневосточного. Примечательно, что во всех пяти проектах приоритет отдается нано- и биотехнологиям, развитию информационных и современных медицинских технологий, ресурсосберегающим технологиям.

(Руденко, С. Качество образования зависит от управления / Светлана Руденко // Учительская газета. – 2009. – 15  декабря. – С. 2)

Высшая школа

В МГУ имени М. В. Ломоносова под председательством академика РАН Виктора Садовничего прошло итоговое заседание Совета Российского союза ректоров. В заседании приняли участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководитель Рособразования Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Григорий Балыхин, председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова, а также руководители региональных советов ректоров (РСР) всех семи федеральных округов.

Об успешной работе РСР рассказал его президент Виктор Садовничий, но в речи Виктора Антоновича прозвучала тревога, которая перевела дискуссию в область поиска ответа на актуальный вопрос: что делать, чтобы сохранить отечественное высшее образование и высокий уровень подготовки специалистов?

По мнению ректоров, в результате повсеместного проведения ЕГЭ они получили на первый курс «не тот материал». Андрей Фурсенко призвал их работать со школами, ибо ничего другого вузам не остается. По мнению министра, вузы должны сотрудничать с учителями, отбирать и готовить талантливых ребят, ведь высшей школе нужно продержаться пять лет до того момента, когда демографическая ситуация начнет наконец улучшаться. Виктор Садовничий выразил обеспокоенность тем, что олимпиадному движению уже отчасти присущи нечестные черты: из победителей олимпиад практически большинство получили не более 40 баллов по ЕГЭ. И это тревожный симптом, так как инициаторы олимпиадного движения и сторонники льготного поступления победителей в вузы считают, что победа – показатель таланта и высшего уровня подготовки школьников.

Григорий Балыхин высказал надежду, что съезд учителей, который проведет в 2010 году Всероссийское педагогическое собрание, поможет обсудить не только чисто социально-экономические, но и педагогические проблемы, в частности то, каким должно быть сотрудничество школы с вузами.

Отдельным вопросом повестки дня было обсуждение проекта интегрированного закона «Об образовании».

(Молодцова, В. Ректоры подвели итоги года / Виктория Молодцова // Учительская газета. – 2009. – 15  декабря. – С. 2)

Прогнозы

Сотрудники Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ построили экономический прогноз развития системы образования в России.

За последние 10 лет было предпринято несколько попыток построить экономический прогноз развития системы образования в России. Прогноз включает: прогнозирование контингентов учащихся по уровням образования на основе демографического прогноза возрастной структуры населения России; прогнозирование потребности системы образования в ресурсах; определение процессов в системе образования; сопоставление прогнозируемой совокупной потребности системы образования в ресурсах с основными показателями прогноза социально-экономического развития России (региона).

(Беляков, С., Клячко, Т. Прогноз развития экономики и финансов системы образования на среднесрочную перспективу (2010–2015 гг.) / Сергей Беляков, Татьяна Клячко // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 9 – 16)

Национальный  проект «Образование»

Подводя итоги реализации Приоритетного национального проекта «Образование», открываются статистически значимые негативные факты, от которых отмахнуться нельзя. До сих пор ни федеральное министерство, ни органы образования всех уровней так и не подвели итоги работы, и не ответили на вопросы: что же конкретно дал стране Приоритетный национальный проект «Образование»; какие новые способы организации образовательного процесса в школах, новые технологии или методики были созданы так называемыми «обмиллионенными» школами?

(Поташник, М. «Обмиллионенные» школы и «обстотысячные» учителя, или Много шума и … ничего?/ М. Поташник // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 36–43)

Конкурс

С 1–5 апреля 2010  года   состоится  VIII  Международный  конкурс  им. А. С. Макаренко и очередные VIII Макаренковские чтения (научно-практическая конференция). Тема: «Проектно-исследовательская, научно-техническая, предпринимательская деятельность школьников + детско-взрослые образовательные производства = школа, развивающая страну».

Конкурс учрежден в 2003 году Автономной некоммерческой организацией «Редакция "Народное образование"» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ  столетия. Макаренковские мероприятия в регионах проводятся ежегодно 13 марта – в день рождения А. С. Макаренко. Международный конкурс – 1 апреля – в День памяти педагога.

(С 1 по 5 апреля 2010 года состоится VIII Международный конкурс им. А. С. Макаренко и очередные VIII Макаренковские чтения (научно-практическая конференция // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 55)

Призер

Тюндюковская средняя общеобразовательная школа Пермского края – призёр седьмого Международного конкурса им. А. С. Макаренко. Инфраструктура производственного воспитания учащихся в школе: земельный участок, животноводческая мини-ферма, пасека, теплица, швейный цех, парк сельскохозяйственной техники.

(Григорьева, Н. Когда труд – в радость / Наталья Григорьева // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 65 – 68)

Оплата труда

Результаты внедрения новой системы оплаты труда в регионах, реализующих региональные комплексные проекты модернизации показали, что практически все регионы вдвое повысили зарплату учителей. Так, зарплата учителей Волгоградской области в пилотных школах повысилась в среднем на 84 %, если сравнивать с 2006 годом. При этом 5 % лучших учителей получают зарплату более 20 тыс. руб., 15 % – от 15 до 20 тыс. руб., 38 % – от 10 до 15 тыс. руб., 22 % – от 7,5 до 10 тыс. руб., 20 % – менее 7,5 тыс. руб. У педагогов с высоким уровнем квалификации и хорошими результатами (воспитавших победителей олимпиад и детей с высокими результатами ЕГЭ) средняя оплата труда составляет 14,7 тыс. руб., у начинающих, еще не имеющих высоких показателей, – 6,5 тыс. руб.

(Абанкина, И. Эффекты введения новой системы оплаты труда учителей в регионах / Ирина Абанкина // Народное образование. – 2009. – № 10. – С. 71)

ЕГЭ «отредактируют» по плану

27 ноября в Москве состоялось очередное заседание Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения ЕГЭ.

(Ветров, В. ЕГЭ «отредактируют» по плану / Игорь Ветров // Учительская газета. – 2009. – 1 декабря. – С. 2)

Поисковая педагогика

Приближается 65-летие Великой Победы, и, несмотря на прошедшие годы, историческая память российского народа оценивает Великую Отечественную войну как великий Подвиг. С начала 1990-х гг. в нашей стране появился эффект накопления негативного отношения к Великой Отечественной войне. Попытки переосмыслить социально-исторический опыт предшествующих поколений повлекли за собой стремление переписать военную историю, сопровождавшееся фальсификацией самых разнообразных факторов и событий войны. На изучение истории Великой Отечественной войны в общеобразовательной школе отводится 4 урока истории. Подрастающее поколение из СМИ получает искаженное представление о ней.

Сегодня поисковая педагогика – перспективное направление научной педагогики. В деятельности патриотически ориентированного поискового движения активно решается задача воспитания гражданина и патриота. Поиск – это не только решение проблемы увековечения памяти павших, – это молодежная политика. Поисковое движение охватывает 55 регионов РФ, где 80 % членов отрядов, участников поисковых экспедиций – молодежь в возрасте от 14 до 30 лет.

(Яшкова, Т. В. Патриотическое воспитание молодежи в условиях поисковой деятельности / Яшкова Т.В. // Педагогика. – 2009. – № 10. – С. 59)

Молодёжи расскажут о пользе донорства

В Москве стартовала программа «Мы с тобой одной крови», призванная вовлечь молодёжь в донорское движение.

(Скворцова, А. Молодёжи расскажут о пользе донорства / Алевтина Скворцова // Учительская газета. – 2009. – 1 декабря. – С. 3)

Новый курс будет светским

Утверждена структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В 2010–2011 годах он будет преподаваться в экспериментальном режиме в 19 регионах России. «Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики», – отметил министр образования Андрей Фурсенко.

(Учительская газета. – 2009. – 15 декабря. – С. 2)

Первопричина проблем школы

Известно, что главным условием успешного обучения в школе является интерес учащихся к преподаваемым учебным дисциплинам. Но вполне ли отвечает их интересам и потребностям комплекс нынешних школьных дисциплин? Увы, практика показывает, что этого не наблюдается. Один из путей решения проблемы – сокращение программ традиционных школьных предметов, за счет которого окажется возможным введение новых учебных дисциплин – этики, эстетики, логики, профориентации, конфликтологии, а также необходимо ввести полноценную подготовку школьников к супружеству и семейной жизни, проводить работу по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании.

(Атемасов, А. Несовершенство содержания образования как первопричина проблем школы / А. Атемасов // Инновации в образовании. – 2009. – № 12. – С. 39–42)

День единых действий

12 декабря во всех регионах страны состоялась широкомасштабная акция «День единых действий». Подросткам, достигшим к этому времени 14 лет, были вручены паспорта и подарки. Она проходила в рамках Всероссийской программы «Мы – граждане России».

(Курганова, М. День единых действий / Маргарита Курганова // Учительская газета. – 2009. – 15  декабря. – С. 4)

Новая психологическая служба

Сегодня велика необходимость в развитии психологических служб, и в первую очередь, служб экстренной психологической помощи. В коммерческих структурах быстро реагируют на спрос потребителей, но цена услуг там доступна не всем.

Школьники свои психологические проблемы часто скрывают от тех, с кем вынуждены контактировать постоянно, – родителей и учителей. Поэтому они должны иметь возможность обращаться за квалифицированной помощью самостоятельно, что реально только при наличии дешевых или бесплатных психологических служб. В Российской государственной детской библиотеке организована психологическая служба с привлечением компьютерных диагностических технологий.

(Армадеров, Г. Р. Организация психологической службы в Российской государственной детской библиотеке с использованием компьютерных технологий / А. Армадеров // Инновации в образовании. – 2009. – № 12. – С. 74–81)

Краеведческие новости

Презумпция прозрачности

Учителя первыми из бюджетников ощутили на себе все прелести новой отраслевой оплаты труда, или НСОТ.

(Гречухина, Ю. Презумпция прозрачности / Юлия Гречухина // Волгоградская Правда. – 2009. – 26 декабря. – С. 5)

Отмена бесплатного проезда

Депутаты Волгоградской городской Думы поддержали предложение администрации Волгограда об отмене бесплатного проезда в городском общественном транспорте для школьников.

(Отмена бесплатного проезда // Волгоградская Правда. – 2009. – 25 декабря. – С. 3)

Золотой фонд Волгограда

Для одаренных детей в музыкальном театре состоялась «Елка мэра».

(Журбина, Н. Золотой фонд Волгограда / Наталья Журбина // Городские вести. – 2009. – 29 декабря. – С. 3)

Шахматы помогают адаптироваться к жизни

В Волгограде прошел благотворительный шахматно-шашечный турнир для детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Соревнования прошли при поддержке комитета по образованию администрации Волгограда.

(Мельников, А. / Шахматы помогают адаптироваться к жизни / Александр Мельников // Городские вести. – 2009. – 29 декабря. – С. 5)

Все дети верят в счастье

Депутаты Волгоградской городской Думы в двенадцатый раз устроили новогоднее торжество в муниципальном музыкальном театре для тех школьников, которые показали себя старательными учениками, творческими личностями, трудолюбивыми спортсменами.

(Савчишина, А. Все дети верят в счастье / Алла Савчишина // Городские вести. – 2009. – 26 декабря. – С. 8)

Парус надежды для «корабля детства»

Город все-таки отстоял свой детско-юношеский центр. Скоро там начнется реконструкция.

(Сидельникова, И. Парус надежды для «корабля детства» / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 22 декабря. – С. 3)

Ходить на каток стало модным

Школа № 2 расположена в Нижнем поселке «Баррикады» и до недавних пор ничем особенным не выделялась. Даже наполняемость классов там оставляла желать лучшего. Пока администрацией города не было принято решение о том, чтобы придать этому учебному заведению спортивную направленность. Сейчас там оборудованы прекрасные спортивные поля. А зимой, как только наступают холода, по решению педагогического коллектива и самих ребят на них еще… стали заливать катки. И теперь не только ученики развивают на них для души собственные навыки в этом виде спорта – дети стали по выходным приходить с родителями.

(Сидельникова, И. Ходить на каток стало модным / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 22 декабря. – С. 4)

«Серебряные струны» нашли лучших

В кинотеатре «Родина» состоялось подведение итогов традиционного городского конкурса авторской песни среди студентов учебных заведений «Серебряные струны».

(Иванова, О. «Серебряные струны» нашли лучших / Ольга Иванова // Городские вести. – 2009. – 22 декабря. – С. 8)

«Казачок» спел военные песни

В Волгоградском государственном педагогическом университете состоялся гала-концерт открытого детского фольклорного фестиваля «Казачок» на лучшее исполнение казачьих песен военной тематики.

(Иванова, О. «Казачок» спел военные песни / Ольга Иванова // Городские вести. – 2009. – 19 декабря. – С. 10)

Образцовая «Веснушка»

В ДК имени Петрова Советского района состоялся концерт, приуроченный к пятилетию детского образцового ансамбля танца «Веснушка». Жителям района, да и не только им, этот коллектив известен в первую очередь как яркий хранитель традиций казачьей культуры.

(Антипцев, М. Образцовая «Веснушка» / Максим Антипцев // Городские вести. – 2009. – 19 декабря. – С. 10)

Пропавшие миллионы

Из текста областного закона исчезла поправка, предусматривающая выделение денег на зарплату учителям и врачам Волгограда.

(Закора, А. Пропавшие миллионы / Анна Закора // Городские вести. – 2009. – 12 декабря. – С. 1)

Рисковать безопасностью детей не стали

Власти Волгограда пытаются сохранить не только помещение, но и коллектив детского сада № 155, здание которого признано предаварийным.

(Сидельникова, И. Рисковать безопасностью детей не стали / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 17 декабря. – С. 3)

Юные волгоградцы спели песни Александры Пахмутовой

В Волгоградском музыкальном театре состоялся открытый фестиваль исполнителей современной песни «Дарите радость людям». Он проводится в городе по инициативе администрации Волгограда уже в третий раз. В этом году главным мотивом фестиваля стал юбилей нашей знаменитой землячки Александры Пахмутовой.

(Кленова А. Дарить радость людям / Алина Кленова // Городские вести. – 2009. – 17 декабря. – С. 8).

Молодежь – Великой Победе

В Волгограде стартует XI фестиваль «Детство без границ», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

(Молодежь – Великой Победе // Городские вести. – 2009. – 17 декабря.  – С. 22)

Именные стипендии

В зале заседаний администрации Волгограда 14 и 15 декабря проходило вручение свидетельств о назначении персональной стипендии города-героя Волгограда 100 отличившимся и успешным студентам города.

(Антипцев, М. Именные стипендии / Максим Антипцев // Городские вести. – 2009. – 17 декабря. – С. 23)

От «Горизонта» − к новым горизонтам

В лицее № 8 появилась телевизионная студия.

(Сидельникова, И. От «Горизонта» − к новым горизонтам / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 17 декабря. – С. 23)

Работа над ошибками

Правила приема и перечень вступительных экзаменов в вузы на 2010 год впервые определены так рано.

(Работа над ошибками // Городские вести. – 2009. – 17 декабря.  – С. 23)

Книга о малой родине

Вышло в свет новое издание, посвященное истории одного из районов нашего края, − «Очерки Даниловской истории. Часть 1 (XVI в. – 1940 г.)».

(Книга о малой родине  // Городские вести. – 2009. – 17 декабря.  – С. 25)

Школьная лига − это солидно

Подростки Волгограда включились в баскетбольные баталии ЮФО.

(Сидельникова, И. Школьная лига − это солидно / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 17 декабря.  – С. 28)

Со школьного скалодрома − в горы

В спортивном зале школы № 35 установили современный скалодром. Теперь здесь будет работать секция по туризму. Для всех желающих причем совершенно бесплатно.

(Сидельникова И. Со школьного скалодрома − в горы / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 15 декабря.  – С. 9)

Как изучить перекресток без опаски

Малыши детского сада № 359 воссоздали оживленный перекресток прямо в игровом зале.

(Как изучить перекресток без опаски // Городские вести. – 2009. – 15 декабря. – С. 9)

Сделай другого другом

В Волгограде успешно реализуется молодежный проект «Вместе мы можем больше». Его цель – организация новых форм общения, толерантности и взаимопомощи для подростков из самых разных социальных групп.

(Сидельникова, И. Сделай другого другом / Ирина Сидельникова // Городские вести. – 2009. – 3 декабря.  – С. 22)

Что имеем, то храним

В рамках программы экологического образования и просвещения среди старшеклассников ежегодно проводится областной конкурс по охране окружающей среды.

(Что имеем, то храним // Волгоградская Правда. – 2009. – 23декабря. –  С. 6)

Только знай, учись!

Качественное образование независимо от места жительства. В Волгоградской области подведены итоги реализации комплексного проекта модернизации образования (КПМО).

(Только знай, учись! // Волгоградская Правда. – 2009. –  22декабря. – С. 1)

Сезон новогодних ёлок

Три тысячи школьников области получили новогодние подарки на губернаторских ёлках. Это отличники учёбы и обладатели высоких результатов в спорте, победители различных олимпиад, творческих конкурсов, активисты детских общественных организаций.

(Сезон новогодних ёлок // Волгоградская Правда. – 2009. –  22 декабря. – С. 1)

Время выбирать профессию

Депутаты Волгоградской областной думы организовали серию экскурсий для школьников Волжского и Среднеахтубинского района с целью профессиональной ориентации ребят.

(Время выбирать профессию // Волгоградская Правда. – 2009. –  19 декабря. – С. 2)

Молодёжь и политика

19 декабря в ВолГУ прошёл информационно-практический форум «Молодёжная общественная политика Волгограда в 2010 году».

(Молодёжь и политика // Волгоградская Правда. – 2009. –  19 декабря. – С. 2)

Главная школьная олимпиада

В Волгоградской области стартовали региональные туры олимпиады по предметам естественно-математического и гуманитарного циклов для учеников 9–11 классов.

(Главная школьная олимпиада // Волгоградская Правда. – 2009. – 18 декабря. – С. 5)

К службе в армии готовы!

Более 200 старшеклассников Волгоградской области приняли участие в финале военно-патриотической игры «Орлёнок».

(К службе в армии готовы! // Волгоградская Правда. – 2009. – 15 декабря. – С. 2)

Самое желанное новоселье

В Камышине отворил двери ещё один загубленный в 90-е годы детсад. Так  в атмосфере радости и веры в завтрашний день прошел «пуск» детского сада № 2.

(Викторова, Т. Самое желанное новоселье / Тамара Викторова // Волгоградская Правда. – 2009. – 15 декабря. – С. 3)

Штрафы для учителей

С 1 декабря вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят систему штрафов для работников образовательных учреждений.

(Гречухина, Ю. Штрафы для учителей / Юлия Гречухина // Волгоградская Правда. – 2009. – 12 декабря. – С. 5)

Подростки учатся трудиться

Более 10 тыс. подростков Волгоградской области смогли заработать за прошедший период этого года, трудоустроившись через региональную молодёжную биржу труда.

(Подростки учатся трудиться // Волгоградская Правда. – 2009. – 5 декабря. – С. 2)

Что звенит в кармане

Нужно ли давать ребёнку карманные деньги? Сколько? Спрашивать ли, куда потратил? Об этом мы посоветовались с психологом Татьяной Свищевой.

(Гречухина, Ю. Что звенит в кармане / Юлия Гречухина // Волгоградская Правда. – 2009. – 5 декабря. – С. 4)

Комментарии

Авторизуйтесь для того, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru