В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299
Инна Батырь Войдите для скачивания файлов

http://www.uchmet.ru/imgs/uchmet_120_60.gif













Обобщение опыта работы по теме

«Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике»





Учитель-логопед Батырь Инна Владимировна

Высшая квалификационная категория





















г.Зерноград

2016 год

В последние годы наблюдается увеличение числа детей с различными видами речевой патологии.

Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция речевых нарушений. Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного его обучения в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Важное место при устранении нарушений речи, как основной формой коррекционного обучения занимает логопедическая организованно-образовательная деятельность, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе. Обучение правильной речи требуют регулярных, последовательных образовательных мероприятий, которые позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип. Речевой материал требует многократного повторения и необходимо для успешной коррекционной работы, чтобы эта деятельность была интересной и разнообразной.

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповой и индивидуальной логопедической образовательной деятельности специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.

Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Википедия дает четкое определение термину ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.



Главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация – педагоги – дети и их родители.

Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий в дошкольное образование обусловлена на государственном уровне соответствующими документами и программами (слайд).

Новизна темы заключается в том, что информационные технологии не просто используются в образовании, а выступают основой единого информационно-образовательного пространства.

Инновационным направлением выступает разработка новаторских и творческих программных продуктов в контексте информационно-коммуникационных технологий не просто в дошкольном образовании, а в коррекционной работе по исправлению речевых нарушений детей.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе – это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями обучающихся, а также популяризировать деятельность педагогов и детского сада в целом. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы.



Проведя анализ имеющихся на настоящее время информационно-коммуникационных технологий, использующихся в логопедической практике, можно выделись следующие направления. (слайд не читаю)

Документация, диагностика, инд.занятия, подгрупповые занятия, работа с родителями, взаимодействие с педагогами и самообразование)



Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по ее заполнению, дает возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ информации.

Речевая карта – один их обязательных документов учителя-логопеда. В речевую карту вносятся результаты обследования устной речи. Структура речевой карты – традиционная, форма – электронная. После заполнения всех пунктов документа речевая карта выводится в печать.

Для проведения диагностики используются демонстрационные презентации, содержащие наглядный материал обследования по разным направлениям и с учетом возрастных особенностей ребенка.



Следующее и наиболее важное направление в работе непосредственно коррекционная работа с детьми.

С возможностями ИКТ в данном направлении можно ознакомиться на а экране:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности;

- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;

- развитие уверенного речевого поведения и устранения тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости материала запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что реализовывает принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Использование компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе – это доступный и удобный способ быстрого подбора речевого, литературного материала и его оформление с помощью различных информационных и электронных ресурсов.



Направления на экране:

направления использования ИКТ:

- использование интерактивной доски;

- создание собственных мультимедийных проектов;

- использование Интернет-ресурсов;

- использование компьютерных программ.



При подготовке к ООД с использованием ИКТ учитываются санитарно-эпидемиологические правила, (сайт)

Общая продолжительность занятий должна составлять 25-30 мин, из которых 5-7 мин. Дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (презентации, компьютерные игры) еще 5-10 мин.

Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, я использую рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность, о сочетании цветов и их количества (слайд)

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Очень важным в процессе коррекции нарушений звукопроизношения является этап автоматизации и введения звука в самостоятельную речь. Причем этот период может длиться достаточно долго. Традиционное повторение и заучивание текстов, насыщенных исправляемым звуком, не вызывает у детей интереса, что значительно снижает мотивацию осознанной деятельности. Все это нередко приводит к тому, что поставленный звук так и не появляется в повседневной жизни. Выход из этой ситуации я вижу в использовании специализированных комплексов визуально-аккустического подкрепления действий детей. Для этого используются короткометражные мультипликационные ролики, озвученные взрослым. Дети повторяют за диктором речевой материал, а затем самостоятельно произносят его, озвучивая героев.

Обращаемся к следующему направлению работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения – развитие связной речи. Этому виду работы отводится достаточно большое внимание, т.к. именно связная речь во многом определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе. Мною создана серия мультимедийных презентаций по основным лексическим темам, каждая из которых содержит достаточное количество иллюстративного и текстового материала для получения знаний по изучаемой теме, закрепления полученных знаний, а также выполнения различных проверочных заданий.

Отдельным направлением использования ИКТ в логопедической работе является создание и применение компьютеризированных игр для использования в коррекционных целях по различным направлениям:

- дифференциация звуков

- развитие звукового анализа и синтеза,

- подготовка к обучению грамоте.



В своей логопедической практике я использую следующие компьютеризированные игры:

- «Баба Яга учится читать»;

- «Игры для Тигры»;

- Интерактивное развивающее пособие для индивидуальных и групповых занятий «Дошколка», в котором серия интерактивных развивающих программ нацелена на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей, определенным Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программы «шаг за шагом», «развивающие игры» позволяют организовать мониторинг достижений детей с учетом их индивидуальных возможностей.

Перечисленные интерактивные развивающие программы включают как простые упражнения, так и более сложные. Это позволяет учитывать потребности детей, использовать программы с детьми с разным уровнем развития.

Кроме интерактивного контента большинство программ содержит разнообразнейшие дидактические материалы, которые можно распечатать и использовать традиционным образом для развития графических навыков, мелкой моторики и зрительного восприятия дошкольников.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу. Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцев рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается в деятельности с компьютером.



Сегодня дошкольные учреждения постепенно оснащаются мультимедийной техникой, оборудуются интерактивными досками. Не исключение стал и наш детский сад. Для работы с детьми были приобретены две интерактивных доски.

Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, подключенный к компьютеру. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Кроме того, доска делает НОД яркой, наглядной, динамичной. Даже с помощью самого простого программного обеспечения интерактивной доски можно сделать множество интересных заданий, где наградой ребенку за правильный ответ будут ожившие сказочные персонажи или другие чудеса.

Я использую ИД на занятиях по обучению грамоте. Мой опыт свидетельствует, что она может успешно использоваться в образовании дошкольников и способствовать повышению качества получаемых образовательных результатов. Однако для этого педагогам необходимо изучать все ее возможные функции, не ограничиваясь использованием ИД в качестве простого экрана.

Хочется отметить, что использование ИКТ на каждом коррекционном занятии не реально, да и не нужно. Не следует забывать, что компьютерные средства обучения должны дополнять педагога, а не заменять его.



Для современного дошкольника компьютер – это не роскошь, а средство труда, общения, познания, досуга. Первый опыт общения с компьютером ребенок приобретает довольно рано – в условиях семьи. Каждая семья уникальна и неповторима, она оказывает первичное и самое большое влияние на развитие личности ребенка. Главное условие взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог - ребенок – родитель».

Основными формами взаимодействия с родителями в условиях ДОУ являются родительские собрания, лекции для родителей, оформление наглядной информации, круглые столы.

В начале учебного года в старшей и в подготовительных к школе группах было проведено анкетирование родителей по ИКТ-ям. Вопросы, предложенные родителям, были направлены на выявление их отношения к использованию ИКТ в детском саду и семье, уровня владения компьютером родителями, способов использования ИКТ в семье.

  1. На вопрос «Ваше отношение к использованию ИКТ в детском саду?» мнения родителей разделились, лишь 3% считают, что ИКТ не должны использоваться в детском саду. Остальное количество разделилось примерно поровну 51% считают возможным использование ИКТ в ДОУ, 46% считают, сто использование должно быть ограничено. Это доказывает, что большинство родителей понимают, что компьютер может принести определенную пользу в процессе обучения ребенка.

  2. Вопрос «Для чего в Вашей семье обычно используется компьютер?» Выявлен положительный момент: дети дома слушают аудиосказки, играют, занимаются по специальным развивающим программам 82%, остальные смотрят м/ф.

  3. Очень важный вопрос «Следите ли вы за тем, чем ребенок занимается за компьютером?» Ответы родителей радуют, лишь 5% признались, что стараются, но получается редко, а значит, что не всегда могут проконтролировать и ограничить детей от ненужной им информации.

  4. Ответ на вопрос «С какими моментами использования ИКТ вы согласны?» показывает, что в основном, родители правильно воспринимают положительные моменты ИКТ. Только 3% опрошенных родителей не видят положительных моментов в использовании компьютера.

  5. Самый показательный вопрос «Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?» Сайт существует почти 3 года, однако 25% являются частыми гостями, 50% заходят изредка, и 25% не посещают вообще. Я считают что последние 25% просто не получили достаточной информации о нем.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, групп, расписании НОД, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением учителя-логопеда, его умением стать профессиональным помощником в семье.



Для повышения компетентности педагогов по данной теме мы создали творческую группу «Использование ИКТ для организации деятельности педагога ДОУ», где поставили цель, задачи и план на год по решению данной проблемы. ИКТ широко используются на педагогических советах ДОУ, семинарах-практикумах, мастер-классах.

Инновационная деятельность по использованию ИКТ положительно повлияла на мой уровень ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственных мини-сайтов в «Социальной сети работников ДО», на портале МААМ.ru, «Мультиурок».



Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Мое мнение, что, только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а являются основной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

Обращаясь в анализу результативности внедрения средств ИКТ в логопедическую практику, отмечу положительные моменты:

- применение средств ИКТ при изложении, закреплении материала занятия способствует его лучшему усвоению в связи с тем, что занятия становятся более увлекательными, улучшатся их наглядность;

- компьютеризированные средства позволяют логопеду сформировать целостное восприятие и стойкое запоминание изучаемого материала, опираясь на принцип слышу – вижу – запоминаю;

- средства ИКТ при их использовании позволяют поддерживать внимание детей в течение длительного периода времени

и другие на экране

Таким образом, ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитатель творческую личность, адаптированную в жизни в современном обществе.







Рекомендуем

Литература, которая может вам помочь.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru